Болезни Военный билет Призыв

Составление предложений по сюжетной картинке. Составление предложений по заданному слову. Анализ словесного состава предложений

Татьяна Андронова
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста

Цель : рассказать педагогам систему работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста .

Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер , а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.

Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение , не осознавая существенных признаков слова.

Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение , записывать предложения графически .

Воспитатель пользуется терминами «предложение » , «слово» , развивает у детей представление о предложении .

I этап. Вычленение предложений из потока речи .

Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий (в три- четыре предложения ) рассказ, который специально составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения воспитатель интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями «Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч» . Воспитатель спрашивает детей : «О ком был рассказ?» , задает конкретные вопросы : что я сказала про детей? Что я сказала про мальчика? Что я сказала про девочку?

Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения : первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения . Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений . Рассказ заучивается, для того, чтобы дети могли рассказать его и назвать первое предложение , второе и третье.

Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение . Воспитатель повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения . Дети считают предложения , загибая пальчики.

«Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несет ложки».

Воспитатель спрашивает : сколько предложений в нашем рассказе ? Какое первое предложение (второе) Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке .

Вопросы, которые задает воспитатель (о ком, о чем говорится в первом предложении , Что говорится, характеризует семантическую, смысловую сторону предложения , как единицы речи. Воспитатель подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.

Затем дети сами составляют предложения по игрушкам , картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение , что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения .

Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл , педагог все время спрашивает, о ком это предложение . Что говорится про девочку?

Далее целесообразно графически изобразить предложение , показать детям, как можно «написать» его - длинной чертой; начало предложения отмечается уголком , а в конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте . Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах . Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как :

1. Придумывание предложений с заданным словом ;

2. Придумывание предложения , которое начиналось бы с определенного слова ; составление предложения по двум картинкам ;

3. Придумывание «веселого» предложения ;

4. Составление предложений по «живым сценкам» .

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений , их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит их предложений , что о каждом предмете можно сказать предложение . Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение » .

II этап. Ознакомление со словесным составом предложений .

На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов .

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов , состоящих из 2 - 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик) . Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы :

Рассматривание игрушек,

Демонстрация действий с игрушками,

Рассматривание картин,

Пространственное моделирование.

Одновременно ведется работа по составлению предложений . В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски) . Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи. На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает) . Предложения повторяются детьми . Затем они сами составляют предложения про игрушки . Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 - 3 слов . В результате у детей формируются представления о том , что про каждый предмет можно сказать предложения , что предложения состоят из слов . Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения . С самого начала целесообразно использовать схемы. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит : «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова . Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку ». Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений . Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений . Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения .

Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова» . Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении , и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения . При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение . Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения. В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть , что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов . В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?» ).

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.

В другом варианте игры - «Путаница» - нарушается последовательность слов в предложении , а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы :

1. четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом,

2. произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми , всей группой) ; последовательное называние слов в предложении ;

3. перепрыгивание через скакалку,

4. отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько

5. подсчет слов в предложении на пальцах , с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;

6. разные варианты игры «Живые слова» ;

7. произнесение слов вразбивку;

8. произнесение слов по рядам;

9. шепотный анализ предложения ;

Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе используются следующие задания :

1. Определение количества слов в предложении . Сколько слов в предложении ?

1. Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.

2. Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово. Назови соседей слова …

3. Название первого и последнего слова в предложении .

4. Которое по счету слово…

5. Назовите третье слово.

6. Называние слов в разбивку : назови второе, первое, третье, слово.

7. «Путаница» . Составление предложений по деформированной фразе.

8. «Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения . Правильно ли я записала предложение ? Согласны ли вы со мной?

9. Подбор предложений к заданной схеме . Какая схема правильная?

10. Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску.

11. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.

12. Придумывание предложений с определенным количеством слов .

13. Придумывание предложений с предложенным словом .

14. Придумать предложение по двум или трем словам.

15. Распространение предложений , путем увеличения количества слов используя полоски-символы.

16. Посоветуйте, между какими словами вставить слово вкусный. Соня пьет сок.

Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте . Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений , а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами.

С предложением ребенок встречается уже на первых порах обучения, когда начинает читать и писать. Однако осваивается понятие «предложение» довольно долго. В устной речи ребенок пользуется фразой, не деля ее на составляющие предложения. А предложение - это единица письменной речи.

Какие типичные ошибки совершают дети?

1. Заглавная буква и знак препинания в конце (точка, вопросительный или восклицательный знаки) не всегда актуальны для ребенка.

2. В письменных работах некоторые дети забывают обозначать конец предложения необходимым знаком.

3. Первое слово предложения часто пишут с маленькой буквы.

4. В устной речи наблюдаются затруднения при составлении предложений на заданную тему, из предлагаемых слов.

5. Особые сложности возникают при попытках прочитать текст выразительно. Интонация в устной речи всегда соответствует ситуации, в которой находится ребенок. Что же касается текста для чтения, ребенок часто затрудняется в передаче подразумеваемой интонации, так как недостаточно анализирует смысл отдельно взятого предложения.

6. Разрыв предложения в диктанте, соединение разных предложений в одно обусловлены трудностями в распознавании границ предложения, недостаточностью речевой памяти.

Безусловно, «не ошибается тот, кто ничему не учится». На первых порах обучения подобные ошибки допустимы. Однако в ряде случаев они сохраняются длительное время. Особенно часто встречаются они в изложениях и сочинениях, иногда и в диктантах.

Конечно, если наблюдаются ошибки такого рода, желательно проконсультировать со специалистом. Но и сами родители могут оказать необходимую помощь.

Как помочь ребенку понять, что предложение выражает законченную мысль?

Это можно сделать с помощью серии упражнений.

Исключение лишнего слова

Задание: Исключи лишнее слово, чтобы получилось предложение.

  1. У Нади и слоны Димы папы - водолазы.
  2. На дне зоопарк океана звезда.
  3. Полез Денис дрова на забор.
  4. По рекам водный плывут суда.
  5. Папа Тимы река работает на заводе.
  6. Мы были в скакала парке.
  7. Белка брала баранки у осина нас из рук.
  8. Белые бараны били в зубры барабаны.
  9. В парке растут липы, сосны, компот , осины.
  10. Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.

Восполнение недостающего слова

Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.

  1. В небе блестит…
  2. Дети нарисовали...
  3. У Тимы умелые…
  4. После обеда Лида сама моет…
  5. Покраснел Денис, как…
  6. В субботу мы были…
  7. У бобров острые, как бритва, ...
  8. У бобров на болоте из стволов осины…
  9. Кот Барсик клубок…
  10. С ветки на ветку скакала...

Составление предложений из заданных слов, не требующих изменения

Задание: Составь из данных слов предложение.

  1. И, Слава, капитаном, вырастит, станет.
  2. Краску, в, лапу, кот, окунул.
  3. Салат, Полина, лук, вырастила, укроп.
  4. Трактористом, и, Виктор, станет, вырастет.
  5. Клава, утром, встала, рано.
  6. С, Клава, мылом, руки, вымыла.
  7. Зоопарк, мы, посетим, скоро.
  8. Разные, в, звери, зоопарке.
  9. Ивановна, новые, рассказала, Нина, нам, сказки.
  10. Субботу, в, были, мы, в, цирке.

Составление предложений из слов, некоторые из которых следует изменить

Задание: Составь из слов предложения. Изменяй слова, если это необходимо.

  1. Сестра, налил, брат, молоко.
  2. Зоопарк, видели, зебра, мы.
  3. Белка, дети, в, парк, видели.
  4. Лес, в, грибы, мы, собирали.
  5. На, реки, рыбаки, берег, сидели.
  6. На, бобры, плотина, построили, река.
  7. В, были, мы, суббота, библиотека.
  8. Бересклет, окраина, лес, на, вырос.
  9. За, река, водопад, поворот.
  10. Волга, в, плывут, Москва, по, суда.

Исправление ошибок согласования, управления

Задание: Исправь ошибки.

  1. Маша вышли на опушку и увидели кукушку.
  2. На опушке дети слепила снежную бабу.
  3. Утром шли снег, Миша и Женя катался на лыжах.
  4. Девочки нашего класса занимается спортом.
  5. Наколола Жучка нос и отбежал на свое место.
  6. Монтажники выполняет важную работу.
  7. Солнышко вышла из-за туч.
  8. На полке лежит учебники и тетради.
  9. Маша принесла рыбки для нашего аквариума.
  10. На лесная полянке краснели земляника.

Поиск границ предложений в тексте

Задание: Найди границы предложений. Обозначь их.

К подъезду школы подъехал автобус мы въехали в город поезд остановился на разъезде щенок съежился от холода на слона напал разъяренный тигр козы объедают листья у кустов и цветов ребята съездили на экскурсию подъем в гору был крутой объявили посадку на самолет

Обычно детям нравится выполнять такие задания. Трудности постепенно уходят. Главное - запастись терпением.

Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 10

    1 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ __ и __ ====== ]

  2. Задание 2 из 10

    2 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│О│,…]

  3. Задание 3 из 10

    3 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ВВ│,…].

  4. Задание 4 из 10

    4 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ДО│, Х …].

  5. Задание 5 из 10

    5 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ Х,│ ПО│,…].

  6. Задание 6 из 10

    6 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П!]»- [а].

  7. Задание 7 из 10

    7 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П..,│О│!] - [а]. - [│ВВ│,…П..]».

  8. Задание 8 из 10

    8 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], и […..].

  9. Задание 9 из 10

    9 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (что ….).

  10. Задание 10 из 10

    10 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (который ….).

Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

Порядок составления схемы предложения


Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

Схема простого предложения

Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

  • Простым: «Михаил сочинял ».
  • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване ».
  • Составным именным: «Миша был другом для меня ».

В простом предложении может быть обращение:

Иван, сядь в левый ряд . Схема предложения следующая

[│О│,…..].

Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

К несчастью, такое случалось довольно часто

[│ВВ│,…..].

Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

[│ДО│, Х …].

Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

[ Х,│ ПО│, …..].

В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

«[П!]»- [а].

«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…... ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

Схема сложного предложения.

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная […..], и […..].

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

[…..], (что ….).

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

[…..], (которым ….).

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

[…..] — […..].

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

[…..], (поэтому ….): [│ВВ│,...], и [....].

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

(который ….).

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

↓ когда? ↓ зачем?

(когда ….), (чтобы ….).

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

↓ что? ↓ что? ↓ что?

(как ….), (как ….), (как ….).

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

Найди 10 отличий

I. Организационный момент

Логопед. Сядет тот, кто запомнит и правильно повторит за мной три слова:

Чай, кисель, компот;

Сок, кофе, какао;

Молоко, кефир, кофе;

Борщ, щи, свекольник;

Какао, сок, кисель.

II. Сообщение цели занятия

Логопед. Сегодня мы будем выполнять разные действия и составлять предложения. Подойди ко мне, Нина. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила? Нина. Воду.


Логопед.А теперь вылей воду.

Нина выливает воду.

Дети. Нина выливает воду.

Предложение повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем и все вместе.

Логопед. Подойди ко мне, Леня. Налей воду. Что делает Леня?

Леня наливает воду.

Дети. Леня наливает воду.

Предложение повторяют 2-3 раза, а затем и все вместе.

Логопед. Подумайте, дети, одинаковые действия выпол­нили Нина и Леня?

Дети. Разные.

Логопед. Правильно. Налить - можно во что-то: в ста­кан, в банку, в тарелку. Вылить - можно из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки. Посмотрите на эти напитки, что еще можно налить?

Иди, Игорь, налей молока. А ты, Женя, налей компота.

Дети составляют предложения про Игоря и Женю.

Ребята, а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия.

Дети. Повар наливает суп, щи, борщ, рассольник и т. д.

Логопед. А что наливает шофер?

Дети. Шофер наливает бензин.

Логопед. Ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Кто выполнит это действие и расскажет нам о нем?

Дети. Маша выливает суп, чай.

Логопед. Послушайте еще раз, как маленькие части сло­ва на-, вы- помогают правильно выполнить действие.

Затем дети встают и идут в природный уголок.

Логопед. Посмотрите на цветы. Для того чтобы они хоро­шо росли, их надо поливать. Возьми лейку, Нина, полей цветы.

Нина поливает цветы.

Дети. Нина поливает цветы.

Логопед. А что поливает садовник, дворник?

Дети составляют предложения.

Дети. Садовник поливает цветы, клумбу. Дворник поли­вает дорожку, улицу.

Логопед еще раз обращает внимание детей, что в слове «поливает» появляется часть слова по-, выражающая другое действие.

III. Игра «Кто самый внимательный?»

Логопед.А сейчас поиграем. Внимательно слушайте и хлопайте только тогда, когда услышите, что я называю часть слова на (вы, по, на, вы, на, по, на).

А теперь вы исправьте мои ошибки. Части слова на, по, вы перепутались между собой. Получились разные действия. Например: Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник выливает улицу.

Дети проговаривают предложения с правильным действи­ем и интонационно выделяют первую часть слова.

Дети составляют предложения по двум картинкам: врач - лекарство, шофер - канистра. Маша - сок, дедушка - чай, садовник - цветы, папа - вода.

Логопед. У вас на столе конверты с картинками. На счет «раз» возьмите конверты. На счет «два» достаньте картинки и положите их перед собой, на счет «три» составьте предложе­ние. В вашем предложении должно быть одно из слов-дей-

ствий: наливает, выливает, поливает.

Дети составляют предложения типа: Мама наливает сок. Папа выливает воду. Врач наливает лекарство. Шофер нали­вает бензин.

Аннотация: Доклад из опыта работы с детьми логопедической группы. Система работы направлена на развитие связной речи в младшем дошкольном возрасте и включает в себя обучение составлению предложений по демонстрируемым действиям, картинке, по предметным картинкам, связанным между собой по смыслу.

Все великие события начинаются с общения.
(Скилеф)

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Основой формирования связной речи является умение правильно составлять предложения и пользоваться ими в повседневной жизни.

Речь детей дошкольного возраста, быстро развивается, обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически она начинает подчиняться нормам языка. С этого времени знания об окружающих предметах, явлениях, событиях ребенок получает уже не только наглядно, но и путем словесных объяснений взрослых.

Пользуясь речью, ребенок может вступать в контакты с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию. Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка целом, расширяет его знания, его кругозор, помогает общаться окружающими, осознать правила поведения.

Развитие грамматического строя и связной речи осуществляется одновременно с развитием активного и пассивного словарного запаса ребенка и формированием правильного звукопроизношения. Вот почему основная задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать навыки построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Поэтому в коррекционно-логопедической работе в детском саду пристальное внимание уделяется обучению детей составлению предложений. Данная задача решается посредством разнообразных методов и приемов: составление предложений по демонстрируемым действиям, картинкам, (нескольким предметным картинкам, связанным между собой), опорным словам, образцам и т.д. Формами организации для внедрения данных методов могут быть образовательная деятельность, режимные моменты, игры, продуктивная деятельность и т.д.

Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью.

  1. Подлежащее и сказуемое.
  2. Распространение предложений
  3. Грамматическое оформление
  4. Овладение связной речью.

Упражнения на составление предложений по картинкам (предметным, ситуационным и др.) могут проводиться с использованием разных методических приемов. Для упражнений используются картинки двух видов:

1) картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие;

2) картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия.

По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной семантико-синтаксической структуры. Приведем примеры структур предложений, составляемых по картинкам с изображением действий.

По картинкам первого вида:

§ субъект - действие (выраженное непереходным глаголом), например: Мальчик бежит, Самолет летит;

§ субъект - действие (выраженное нерасчленяемой группой сказуемого): Дети сажают деревья; Девочка катается на велосипеде;

§ субъект - действие-объект: Девочка читает книгу;

§ субъект - действие - объект - орудие действия: Мальчик забивает гвоздь молотком.

По картинкам второго вида:

§ субъект - действие - место действия (орудие, средство действия): Ребята играют в песочнице; Мальчики катаются с горки на лыжах.

Младший дошкольный возраст.

Формировать у детей умение правильно составлять предложения мы начинаем с младшей группы. Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учим строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, режимные моменты, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.

Самыми распространенными методами, используемыми нами, являются: составление предложения по демонстрируемому действию и по картинке.

Составление предложения по демонстрируемому действию возможно, как в специально организованной деятельности, так и на режимных моментах, в играх драматизациях.

Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях и режимных моментах — слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми.

Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.

Например:

Рассматривая картинку, сначала мы учим ребенка односложно отвечать на вопросы:

  • Что делает мама? (Читает)
  • Что делает собака? (Лает)
  • Что делают дети? (Поют)

Затем, учим детей формировать простые предложения, путем полных ответов на вопросы, чтобы ребенок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое. (Возможно составление и по картинке и по демонстрируемому действию)

  • Что Ксюша делает? – Ксюша рисует.
  • Что делают ребята? – Ребята играют.

Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.

Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа «закончи предложение»: по картинке и по демонстрируемому действию (Воспитатель или логопед начинают озвучивать предложение, а ребенок заканчивает) Например:

  • Настя поливает что? (Цветы)
  • Почтальон разносит что? (Письма, газеты)
  • Маша ловит что? (Шарик)
  • Врач лечит кого? (Больных)

При рассматривании картинки дети распространяют предложение с помощью логопеда или воспитателя.

  • Например: Это кто? – Кошка.
  • Какая кошка? Кошка. – говорит воспитатель, понижая голос…
  • …пушистая, – договаривают дети.
  • Что делает пушистая кошка?
  • Пушистая кошка. лежит на коврике.
  • Правильно, пушистая кошка лежит на коврике.

Подобный прием можно закрепить и с помощью демонстрируемого действия. Например:

Это кто?

Ваня какой – веселый или грустный?

Веселый!

Что делает веселый Ваня?

Веселый Ваня сидит на стуле.

5) В младшей группе мы так же учим детей учат распространять предложения за счет однородных членов.

Перед детьми я выкладываю наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны), животные (кошка, собака, корова, теленок), мебель (столы, стулья, шкафчики).

Сначала составляем простые предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке.

Затем я начинаю предложение, а дети продолжают:

  • Мама купила в магазине морковь, лук.
  • У бабушки в деревне живут кошка, собака, корова и теленок.

Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения. Воспитатель начинает:

  • В детский сад привезли новую мебель: столы, стулья, шкафы.
  • В овощном магазине продают вкусные фрукты: лимоны, яблоки, апельсины.

Дети сначала продолжают предложение, а потом повторяют его вслед за воспитателем или логопедом.

6)Сюжетная картинка дает больше возможностей для составления предложения, нежели предметная, потому что она, как правило, динамична. Например, я задаю ребенку вопрос «Что делают дети?» и тем самым подвожу его к построению простого предложения, к осознанию синтаксической основы предложения. В его ответе «Дети идут в лес» наличествуют подлежащее, сказуемое и обстоятельство.

В младшем возрасте мы уже начинаем учить детей составлять предложения не только по демонстрируемому действию и по одной картинке, но и по двум картинкам, связанным между собой по смыслу. Например: медведь и мед, кошка и молоко, клумба и лейка, доктор и шприц и т.д.

Структура работы по составлению предложений по двум и более предметным картинкам, связанным по смыслу, та же, что и перечисленная выше.

Сначала дети просто называют каждую картинку в отдельности. А затем с помощью вопросов составляют предложение. Например, по двум предметным картинкам: медведь любит мед, доктор делает укол и т.д. По трем предметным картинкам: медведь, мед, дерево – Медведь полез за медом на дерево.

Для упражнения детей в построении предложений можно использовать следующие игры-упражнения) в соответствии с лексической темой недели (по демонстрируемым действиям, картинкам)

Например: «День куклы» — Лексическая тема: «Мебель» или «Посуда». (Что делает кукла? Кукла спит на кровати. Кукла пьет чай. Кукла сидит на стуле. Кукла кушает ложкой. и т.д.)

«День медвежонка» — Лексическая тема «Дикие животные» (Медвежонок любит мед. Медвежонок играет на поляне. Медвежонок ищет маму).

Особенно много для развития речи дает прогулка: подготовка к ней, организация наблюдений и речевой деятельности во время прогулки, обращение к впечатлениям. Неограниченная возможность составления предложений по демонстрации действия!

Так, собирая детей на прогулку, мы обязательно разговариваем с детьми: «Сейчас мы пойдем гулять. Куда мы пойдем? (Мы пойдем гулять на улицу) Достань из шкафа шапку. Подай мне шапку. Давай мы ее наденем на голову. (Я надеваю шапку) Посмотри, какая у тебя красивая шапка (У меня красивая шапка)».
На прогулке нужно постоянно обращать внимание на красоту окружающей природы, учить детей наблюдать за погодой, за изменениями в природе. Например: «Облака плывут», «Ветер шумит», «Деревья качаются» «Деревья машут листочками» «Цветут красивые цветы», «Маленький муравей ползет», «Бабочка порхает» и т.д.

Динамика игрового действия способствует заинтересованности детей и облегчает решение дидактической задачи.

Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.

Средний и старший дошкольный возраст.

В речи детей среднего и старшего дошкольного возраста увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений.

Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением.

Употребление существительных в косвенных падежах - винительном, дательном, творительном, родительном - без предлогов и винительном, дательном, творительном, родительном, предложном падежах с предлогами:

а) имена существительные в винительном падеже без предлога после переходных глаголов: Таня моет пол; Мама купила игрушку; Я смотрю телевизор.

б) существительные в дательном падеже: Сережа дал карандаш Пете; Таня помогает няне;

в) существительные в родительном падеже без предлога: это шапка Игоря, это домик Мишки, книга брата; Я принес один карандаш, два карандаша; Он съел три груши; Петя дал Тане четыре кубика (марки, карандаша);

г) существительные в творительном падеже без предлога (орудие действия): Я рисую карандашом, мелом; Дети моют руки теплой водой; Таня чистит зубы пастой; Нужно вытирать руки полотенцем;

д) существительные с предлогами в, на, с, у, по, под, над, служащими для выражения пространственных отношений, составление словосочетаний, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?: Иду в садик (к у д а?); Была в садике (г д е?); Иду из садика (о т к у д а?); Мишка залез на дерево (к у д а?); Мишка сидит на дереве (г д е?); Мишка слез с дерева (откуда?); Птичка сидит на ветке (г д е?); Птичка улетела с ветки (о т к у д а?); Катя вошла в лес (к у д а?); Катя была в лесу (г д е?); Катя пришла, вернулась из леса (откуда?); Дети гуляют в парке, по парку (г д е?); Грузовик едет по лужам (г де?); Я был на улице (где?); Ходил по огороду (г д е?); Шкафчик стоит у окна, у стены (г д е?).

е) существительные с предлогами к, от, служащими для выражения пространственных отношений, соответствие их вопросам куда? откуда?: Петя подошел к дереву (к у д а?); Петя отошел от дерева (о т к у д а?).
Соответствие приставки и предлога.

2. Глаголы: а) глаголы движения: идти, ехать, бегать и др.; б) глаголы состояния: спать, есть, говорить; в) глаголы действия: рисовать, лепить, трогать и др.; г) приставочные и бесприставочные глаголы: шел в… - пришел в…; рисовал - нарисовал; просить о… - попросить о…; д) возвратные глаголы: готовить утренник - готовиться к утреннику; поднимать игрушку - подниматься по лестнице, подниматься на лифте.

3. Имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, материал; имена прилагательные в сравнительной степени: меньше, больше, уже, выше, короче, длиннее и т. д.

4.Союзы сочинения и подчинения. Употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

Например, предлагаю детям несколько картинок:

1) девочка моет пол щеткой;

2) мальчик делает девочке лодочку;

3) девочка рисует клоуна.

Отвечая на вопросы (кто? что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их.

1. Мальчик делает лодочку.

Мальчик делает лодочку девочке.

Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.

2. Девочка рисует клоуна.

Девочка рисует клоуна карандашами.

Девочка рисует клоуна цветными карандашами.

Для правильного построения предложений существенное значение имеет овладение глагольной лексикой. В процессе обучения детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами ребенка подводят к построению связного высказывания. С этой целью мы используем упражнения «Закончи предложение» или специально созданные бытовые ситуации.

  • Маша взяла утюг, она будет (гладить белье).
  • Дима взял пилу, он будет (пилить бревно).
  • Юра взял топор, он будет (рубить).
  • Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет (кататься на велосипеде).
  • Продуктивны упражнения, в которых ребенок должен отвечать на вопросы полным предложением.
  • Кого ведут в детский сад?
  • Кого учит учитель?
  • Что рисует художник?

Переходим к сложным предложениям. Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения.

Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.

«Закончи предложение».

Маленькая Настя скатилась с горки на санках, хотя (ей было страшно).

Тане подарили куклу, потому что. Мы пошли гулять на улицу, когда. Дети пошли в школу, чтобы. Надя не послушалась маму, поэтому. Пошел дождь, но мы.

«Ответь на вопросы».

Почему птицы осенью улетают на юг? Когда можно переходить улицу? Для чего нужен пылесос? Зачем Миша пошел в библиотеку?

Вопросы «почему?», «когда?», «зачем?», «для чего?» развивают у ребенка умение устанавливать причинно-следственные, временные, целевые связи и отношения.

Появление в речи детей сложноподчиненных предложений свидетельствует о познании и осмыслении ребенком связей и отношений, существующих в реальной жизни.

Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

  • Какая сегодня погода? (Хорошая)
  • Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя)
  • Какой бывает день, когда тепло? (Теплый)
  • Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный)
  • А когда нет ветра? (Безветренный) И т.д.

Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.

Предложения

  • Дети были в школе. Мальчик зашел за дом.
  • Снег лежал на крыше. Кошка залезла под пол.
  • Воробей сидел на заборе. Пловец нырнул под воду.
  • Теплоходы пристают к пристани. Человек завернул за угол.
  • Посуду поставили на стол.
  • Откуда пришли дети? (Из) Откуда вышел мальчик? (Из-за)
  • Откуда сбрасывали снег? (С) Откуда вылезла кошка? (Из-под)
  • Откуда слетел воробей? (С) Откупа вынырнул пловец? (Из-под)
  • От чего отходят пароходы? (От) Откуда вышел человек? (Из-за)
  • Откуда убрали посуду? (Со)

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее.

– Сегодня нужно надеть галоши, потому что… (на дворе лужи).

  • Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).
  • Сережа не достает до звонка, потому что он… (маленький).
  • Дети поливают морковь для того, чтобы… (она хорошо росла).

«Один начинает – другой продолжает».

Воспитатель предлагает детям продолжить предложение:

  • Мама купила Коле… красный флажок.
  • Утром дети идут… в детский сад.

Воспитатель начинает. У нас на клумбе. Кто хочет продолжить? Галя. Распустилась красная гвоздика. Воспитатель. А можно еще продолжить? Витя. Она очень хорошо пахнет. Воспитатель. Теперь скажите все сразу.

Галя. У нас на клумбе распустилась красная гвоздика, она очень хорошо пахнет. И т. п.

Упражнения на построение предложений с глаголами сослагательного наклонения.