Болезни Военный билет Призыв

Их можно надевать и в. Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи. Надел шапку, а одел можно дочку

Вернется ли самое популярное «лицо нулевых» на главные телеканалы страны

История новой российской тележурналистики немыслима без этого человека. Даже сегодня, не работая ведущим программ, Леонид Парфенов остается на слуху. Безупречный джентльмен на экране, он часто оказывался в эпицентре конфликта. В июне 2004 года Парфенов был уволен с телеканала НТВ, формально – из-за разногласий с руководством.

Юный корреспондент

Детство у Парфенова было, как он сам признается, малоинтересным. В его родном Череповце юноше было «ужасающе скучно». Он родился в 1960-м году в семье инженера. Из всех радостей жизни – охота, на которую его часто брал отец, и библиотека, в которой парень проводил очень много времени.

Когда Лене было 13, он уже активно рассылал заметки в районные и областные газеты. За одну из них он получил небывалую по тем временам награду – поездку в «Артек». К слову, Парфенов отличился и там – получил грамоту как лучший юнкор «Пионерской правды».

Первая «заграница»

Родители не сильно верили, что Леонид поступит после школы в Ленинградский государственный университет имени Жданова (нынешний СПбГУ). Однако он легко сдает вступительные экзамены и начинает новую жизнь в большом городе. Кроме учебы занимается подработками – водит по Ленинграду туристов в качестве экскурсовода. Не забывает и о журналистской практике, много пишет в «Смену», «Огонек», «Правду», «Советскую культуру».

В университете Парфенов знакомится со студентами из Болгарии (они живут вместе в общежитии) и на втором курсе отправляется погостить к новым друзьям. Тогда Леонид испытывает первый культурный шок от заграницы и понимает, что он «не очень советский человек».

В Москву, в Москву!

После окончания вуза молодой журналист возвращается по заведенному тогда порядку в родной Череповец. В районной газете юношу в джинсах не приняли, он стал работать в областной, в «Вологодском комсомольце». Затем было областное телевидение, с которого его пригласили на центральное. В 1986 году, в весьма интересное для советских граждан время, он становится специальным корреспондентом в молодежной редакции ЦТ, работает в программе «Мир и молодежь».

Парфенов вместе с Андреем Разбашем снимают документальный трехсерийный фильм «Дети XX съезда». Картина о диссидентах и первых демократах – поколении шестидесятников – имеет небывалый успех, ее покупают телекомпании из девяти стран. Парфенов получает первый солидный гонорар, за который приобретает квартиру в столице, и переходит в команду «Авторского телевидения».


Фото: booksite.ru

На собственной частоте

В 1990 году, когда страна жила на стыке эпох, Леонид Парфенов решает заняться «несоветской журналистикой». Выходят первые выпуски программы «Намедни». Это немного другая передача, чем та, с которой потом будет ассоциироваться Парфенов. Тогда «Намедни» выходила еженедельно в формате «неполитических новостей». Спустя год его отстраняют от ведения программы за то, что он слишком резко высказался по поводу отставки Шеварднадзе с поста министра иностранных дел.

Затем Парфенов недолго работает в телекомпании «ВИD» с Владиславом Листьевым , пока его не пригласят на новый телеканал НТВ. В то время канал даже не имел своей частоты, а транслировался по договору на петербургском Пятом канале. По будням шла новостная программа «Сегодня», по воскресеньям – «Итоги» с Евгением Киселевым . «Намедни» выходила по субботним вечерам.

Первую «ТЭФИ» Парфенов получает за проект «Новогоднее телевидение» в 1994 году. К этому времени канал уже разжился собственной частотой.

В следующем году вместе с Константином Эрнстом они придумывают и реализуют «Старые песни о главном».

Целуя Монро

Одно из главных детищ Парфенова - это проект, полное название которого – «Намедни 1961-2003: Наша эра». Был задуман цикл документальных передач, посвященных истории СССР и России, блестящая попытка исторической рефлексии. Здесь Парфенов оттачивает свой стиль – в сценарии исторические события идут вперемешку с рассказом о быте той или иной эпохи. Например, после сюжета о посещении Хрущевым выставки авангардистов шла зарисовка о повышении цен на молочные продукты и мясо, а за рассказом о расстреле рабочих в Новочеркасске в 1962 году следовала зарисовка о хула-хупе. Зрители помнят также и парфеновские видеошутки, где он присутствует на переговорах лидеров мировых держав, помогает вымыть руки Никите Хрущеву , целует Мерлин Монро .

Программа выходила в несколько циклов, кроме того, еще были специальные выпуски в сетке новогодних программ в конце 2001, 2002 и 2003 годов, где Парфенов рассказывал о событиях, прошедшего года, которые войдут в историю.


Фото: booksite.ru

Дело НТВ

В начале двухтысячных НТВ, которое к тому времени стало частью медиахолдинга Владимира Гусинского , поменяет собственника. До этого времени канал успешно развивался, но наживал себе врагов из-за критического и даже сатирического (программа «Куклы») освещения жизни и политики страны. Внешне все выглядело как поглощение холдингом «Газпром-медиа». Сотрудники НТВ собирают подписи под открытыми письмами, где требуют внимания общественности к нарушению свободы слова, но Парфенов в этом конфликте сохраняет нейтралитет. На передаче «Антропология», куда его пригласил Дмитрий Дибров , он заявил, что не согласен с действиями руководителя канала Киселева и покидает команду. После того как в ночь с 13 на 14 апреля 2001 года восьмой этаж Останкино, где располагалось НТВ, был взят штурмом и перешел под управление Газпрома, Парфенов становится топ-менеджером канала. Конечно, среди коллег по цеху он тут же был назван «предателем» и «штрейкбрехером».

Совсем скоро, в 2003 году, у телеканала снова меняется руководство, НТВ возглавляет Николай Сенкевич . Парфенов сначала уходит в длительный отпуск, но затем снова возвращается к работе. В ноябре в «Намедни» выходит сюжет о книге Елены Трегубовой из президентского пула «Байки кремлевского диггера», который запрещает Сенкевич. В мае 2004 года у Парфенова снова конфликт, на этот раз с замом генерального директора Александром Герасимовым . Повод – сюжет «Выйти замуж за Зелимхана». В нем было интервью вдовы чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева , который погиб в Катаре, о том, что к убийству ее мужа причастны российские спецслужбы. Парфенова уволили за нарушение трудового договора после того, как он опубликовал письменное распоряжение дирекции канала о запрете сюжета про Яндарбиева.

На Первом канале

Леонид Парфенов подождал полгода предложений других каналов, не дождавшись, видимо, понял, что это всерьез и надолго, и согласился на пост редактора «Русского Newsweek».

Теперь у него появилось время для создания видеоконтента, который нравится ему самому. Он создает фильм «Ведущий» к 70-летию Владимира Познера , картину «О мир, ты - спорт!» про Олимпийские игры. Первый канал транслирует их. А также фильмы «Люся» о Людмиле Гурченко , «Птица-Гоголь» к 200-летию Николая Васильевича Гоголя . Парфенов пишет книги, озвучивает мультфильмы, снимается в кино.

В 2010 году Парфенов на церемонии вручения премии имени Владислава Листьева произносит свою нашумевшую речь о состоянии российских медиа. В ней он критикует «вечнозеленые приемы» советского центрального телевидения, которые прижились в современных СМИ, и говорит, что не нужно быть героем, но нужно хотя бы набраться смелости и «назвать вещи своими именами». Конечно, это не показали по телевизору.

Новые песни о главном

Сегодня Парфенов не работает на телевизионных каналах. За последние 8 лет такой «безработицы» он создал 7 фильмов и 7 книг. С 2012 года входит в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

В прошлом 2016 году поучаствовал в проекте Михаила Ходорковского «Открытый университет», рассказал о своем взгляде на язык современных СМИ.

Вышел еще один документальный фильм Леонида Парфенова – «Русские евреи», планируется создать фильм про русских немцев.

Из других планов – выпуск новой программы для телеканала RTVi «Намедни в караоке». Новый формат вберет в себя признаки информационно-аналитической программы и развлекательной («Старые песни о главном»). Шоу будет вещаться за рубеж. Российскому зрителю будет доступно в Интернете.

Интервью: Тата Олейник
Фото: Юрий Кольцов

Можно ли рассматривать твою активную роль в анимационных проектах как своего рода бегство от реалий нашего телевидения?

Ну зачем так-то? У меня разные есть работы, и с мультами я не первый раз сотрудничаю, мне их бум нравится. Когда я озвучивал Monkey Dust, «38 обезьян» в нашем переводе, меня очень веселило, как политкорректность, соблюдаемая всюду, легко обходится в мультфильме. Его герои могут ругаться, обзывать другие нации и меньшинства, глумиться над традициями, следовать дремучим предрассудкам и так далее - и им все сходит с рук, потому что они хоть и человекообразны, но не люди, и, стало быть, им все это можно. В моей карьере еще был опыт сотрудничества с Олегом Куваевым, когда мы показывали мульты про Масяню. Они были таким лирическим дневником современницы. Кто еще может в две-три минуты показать сегодняшний питерский дух так, как через Масяню и Хрюнделя? Только мультик. И у лучших из них очень низкая амортизация. Хороший мультик делается так густо, так характерно, так емко, что его можно пересмат­ривать много раз с тем же интересом.

А что неполиткорректного, емкого и злободневного в милом мультике про собачку, усыновившую мальчика Шермана?

Там другое есть... Ну, считай, что это история про то, как американское усыновление может быть и хорошим.

Американский ответ на «закон Димы Яковлева»? Наши ученые кобели усыновят ваших сирот?

Вот видишь, уже завязалась острая дискуссия. Каждый может прочитать все, что угодно.

Твой интерес к анимации никак не связан с тем, что ты чувствуешь себя отрезанным от большого телевидения?

У меня каждый год по телевизионному фильму выходит, больше за год и не сделаешь. Вот сейчас на Первом канале наш новый фильм готовится к показу - «Цвет нации».

А стать опять хозяином собственной программы, своего эфира не хочется?

Понимаешь, ящик приучает тебя к тому, что ты занимаешься тем, что возможно. Ящик - это не принт, это не книжки, это не лежащий перед тобой лист А4, на котором ты можешь творить все, что захочешь. В ящике у всего огромная себестоимость. Он предполагает деньги, технику, технологии, людей... И ты учишься соотносить свои желания с возможностями. Я давно не страдаю без текущего эфира. В год по фильму - это хороший результат. Я занят больше, чем когда-либо.

Хит-лист героя
Мультперсонаж:
Вино:
Часы:

Как бы ты оценил сейчас общее состояние дел на нашем телевидении?

Поскольку я отчасти еще продолжаю быть практикующим тележурналистом, я все-таки предпочитаю не заниматься телекритикой.

Тем не менее в последнее время ты стал причисляться к лицам, так сказать, оппозиционно настроенным. Выступления на митингах, речи яркие в пику властям и все такое. Ты можешь назвать себя оппозиционером?

Я? Нет, не назову. Для кого-то я могу быть оппозиционером, для кого-то - мейнстримом. А поскольку деятельность общественная, публичная, то оценка со стороны куда важнее твоей собственной.

А оценки со стороны очень разные. Для кого-то ты чуть ли не знамя революции, для кого-то - сервильный талант, фактически штрейкбрехер.

Если ты журналист - ты общественный деятель по определению. Взять свободу слова. Если ты действительно журналист, ты ее отстаиваешь, отвоевываешь, пытаешься расширить. И не столько для собственного рабочего комфорта. Журналистика ведь существует не для того, чтобы в ней работали и хорошо себя чувствовали журналисты, а чтобы общество получало своевременную и полную информацию обо всем, что происходит. Это оппозиционная деятельность?

Безусловно.

Да? Ну, значит, в этом я оппозиционер. Журналист - я часто это говорю - кому-то неуго­ден не тем, что что-то сказал или снял. А тем, что другие это услышат или увидят.

Тебе случалось отвечать за то, что сказанное тобой услышали?

Ну и что? Я готов оплатить эту роскошь.

Расплата выходила не слишком дорогой?

Слушай, в журналистику вообще не должны идти люди, которые сидят и молчат в тряпочку. Конечно, у всех темпераменты разные: у кого-то «не могу молчать» происходит раньше, кто-то дольше держится. Но лично я ни о чем не жалею. Для меня было бы мучением отказывать себе в возможности быть тем, кто я есть, и говорить то, что я думаю.

То есть вот этого популярного сегодня ощущения «меня душат, гонят и не дают мне работать» у тебя нет?

Это большинство шестидесятников так говорили и пили на кухнях в брежневский застой. Они чувствовали, что это не их время и только сожалели о коротких днях оттепели. А по-моему, напрасно они выбрали такой путь. Надо действовать, нужно стараться что-то делать все равно, даже если трудно и нельзя. Не подумай, что я шестидесятников осуждаю, нет. Но мне бы это не подошло. А сегодня вообще другая ситуация. Сейчас любой может уехать. И власть любит повторять, что границы открыты - пожалуйста, валите, без вас воздух чище будет. И многие едут. В Чехию, например. Прекрасная страна - Чехия.

И почему ты не в Чехии?

Потому что моя профессия - это русский язык, а моя аудитория - это русская аудитория. И такой уж несвободы у нас ведь нет. Книги, например, вообще никто не контролирует. Между прочим, впервые за историю России.

Но списки запрещенной литературы есть.

Неправда. Нет сейчас технической возможности отслеживать книгу до ее выхода, можно только потом, задним числом, на что-то реагировать. Если можно опубликовать «День опричника», «Сахарный Кремль» или «Диалектику переходного периода»* - значит, в стране свободное книгоиздание. Никто не бегает с мухобойкой и не прихлопывает неугодные «адмаргенумы».

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Первые две книги - Сорокина, треть­я - творчество Пелевина. Все три произведения - сатирические, часто встречается матерное описание современной действительности »

Ты полагаешь, что свободы слова мы по большому счету не лишены?

Понятно, что ситуация со свободой слова, мнений, с общественной дискуссией у нас хуже, чем, например, в Украине. Чтобы в Раде, на гостелеканалах звучали и другие голоса, чтобы общество отстаивало свое мнение, в том числе и на майдане, - конечно, у нас ничего подобного быть пока не может.

И тебе не хватает этого?

Это не мне должно не хватать. Это обществу должно не хватать. Будет запрос на свободу - будет ответ. А хватать человека за грудки, трясти и говорить: «Очнись! Как ты живешь без гражданского общества? Тебе нужна свобода! Она должна входить в твою потребительскую корзину!» - это бессмысленно.

А она не входит в корзину?

Как правило, нет. Отсутствие гласа народного означает, что большинство людей положение дел скорее устраивает. Есть общественный договор: «Вы воруйте, нам жить давайте, но к нам не лезьте», на нем все и держится. Молчание - знак согласия.

В Интернете, которым охвачено уже 75 процентов россиян, молчания не наблюдается. Сплошной мат-перемат, по большей части - в адрес вышестоящих.

И что? Во что это все выливается? Где самоорганизация, где какая-нибудь партия активных пользователей? Да у нас тиражи качественной прессы в разы ниже, чем, например, в Великобритании, при том что населения там меньше. У нас они даже ниже, чем в Польше.

Хит-лист героя
Писатель:

Русский язык — красота звучания, разнообразие слов и их лексических форм. Наш язык — самый богатый, но и самый сложный во всём мире. Справиться с нормами орфоэпии, грамматикой иногда становится не по силам даже начитанным и образованным людям . Думаю, вам хотя бы раз приходилось задумываться о правильности произношения таких слов, как «одеть» и «надеть». В каких случаях их употреблять правильнои с чем сочетать?

Данные слова являются глаголами — паронимами . Они очень похожи в морфологическом значении, а значит, и схожи по звучанию. Но имеют отличный друг от друга смысл.

Как правильно пишется «надеть»

Первое слово «надеть» — это глагол , который в разговорной речи или на письме применяется к неодушевлённым предметам . Это могут быть обувь, одежда, мебель, игрушки и т.д. Например, надеть на себя платье, наушники, туфли, чулки (что?).

Чтобы не ошибиться в произношении данного слова, нужно правильно определить какое существительное подходит к нему : одушевлённое или неодушевлённое — и всё сразу зазвучит грамотно!

  1. Варя, надень шапку!
  2. Я надену тёплое пальто.
  3. Людмила надела чёрные очки.
  4. Дети надели школьную форму.

Как правильно пишется «одеть»

Второе слово «одеть» — это тоже глагол , который употребляется в речи и на письме со словами, обозначающими живых существ.
Это существительные, отвечающие на вопрос «кто?» . Например, одеть (кого?) детей в школу, Кирилла на соревнования, себя в поход и т.д.

Но в данном правиле есть место маленькому исключению . С глаголом «одеть» будут употребляться слова, которые являются подобием человека: кукла и манекен.

Важно! К словам «кукла» и «манекен» будет задаваться вопрос «что?», а не «кто?».

  1. Одеть дочку в гости.
  2. Света, одень манекен!
  3. Маша одела свою куклу.
  4. Одеться в гости.

Теперь вы познакомились с особенностями каждого паронима, но это ещё не всё. Нас больше интересуют их различия между собой!

В чём разница?

Чтобы раз и навсегда научиться грамотно и красиво применять в своей речи эту «опасную» пару слов, нужно ещё раз убедиться в их отличие друг от друга.
Эти глаголы используются в разных ситуациях и несут в себе совсем неодинаковый смысл .

  • Одеть, значит нарядить, облечь в какую — то одежду. Это действие выполняется одним объектом для другого. Например, одеть (кого?) бабушку.
  • А надеть, значит действовать в большей степени по отношению к себе. Накинуть, натянуть, надвинуть на себя. Например, надеть (что?) платок.

Справка! Считается, что в разговорном языке сложно контролировать правильное произношение, так как разница в словах не особо заметна (в сравнении с письменной речью). Всегда нужно стараться внимательно следить за тем, как и что вы говорите.

С формой настоящего времени у этих глаголов получилось разобраться, но как говорить и написать их в прошедшем времени?

Применение в прошедшем времени

В прошедшем времени, рассматриваемые паронимы, будут звучать так: «одевать» и «надевать».
Одевать — так же, как и форма настоящего времени, будет относиться к словам, обозначающим живых существ или подобных им . К примеру, одевать (кого?) сестрёнку, собаку, больного.

  1. Пора одевать дедушку на прогулку.
  2. Не нужно одевать такую яркую шапку!
  3. Кристина любит одевать своих кукол.

То же самое и со вторым глаголом. Слово «надевать» будет использоваться только по отношению к неживым предметам . И как показывает практика, чаще всего к предметам одежды. К примеру, надевать (что?) платье в театр, коньки на каток, очки.

  1. Надевай пальто, мы опаздываем!
  2. Чаще надевай свои сережки, они чудесные!
  3. Вера, надевай фартук, мы идём на кухню готовить еду.

Использование форм прошедшего времени почти не отличается от настоящего , а значит вам ещё лучше удалось запомнить это правило!

Запоминание правильного произношения

Как правильно сказать и писать «одеть» или «надеть»? В русском языке очень часто можно встретить подсказки , помогающие надолго отложить в своей памяти правила и исключения из них.

Вот своеобразные «лайфхаки» для надёжного запоминания употребления слов. Теперь не придется задумываться как правильно «одеть» или «надеть» одежду.

  1. Первое, что мы можем сделать это подобрать пару-антоним к каждому из слов . Пара к слову»одеть» будет слово раздеть. А к глаголу»надеть» — снять. Подумайте сами, разве можно раздеть платье или тулуп? Звучит как-то неправдоподобно и даже нелепо.
  2. Запомнить интересное выражение, где словами играют для лучшего запоминания: «Одевают Надежду, надевают одежду».
  3. Ещё один удобный способ запоминания — обратить внимание на предлоги и приставки НА себя или НА Кого-то НАДЕТЬ, а кого-то ВО что-то О деть.

Конечно, способов навсегда запомнить правило не так уж и много, но каждый может выбрать для себя тот, что подходит ему больше всего.

Примеры

  1. Я надеваю кольцо.
  2. Надевай куртку и пошли!
  3. Катя, надень свои сережки.
  4. Вера надела дождевик.
  5. Дорогой, одень сына!
  6. Рита одела манекен.

Правила русского языка мы все изучали в школе, колледже и институте. Честно зубрили от корки до корки учебник, но,увы, не все правила сохранились в нашей памяти. А так ли они нужны и важны?

Кто-то считает что если на рабочем месте и среди повседневных забот не вести переговоры и не заполнять важные документы, то можно и не переживать о правильности своей речи. Но такие люди забывают,что независимо от статуса,образа жизни и профессии, каждый человек обязан быть грамотным и хорошим собеседником.

Полезное видео

Употребление «одеть» или «надеть»?

Многие люди не видят разницы в том, какой глагол употребить в том или ином контексте - «одевать» или «надевать». Многие даже считают, что вовсе и не нужны какие бы то ни были правила, пояснения и уточнения. По их мнению, «шапку одевать» или «надевать шапку» звучит по-разному, а результат всё равно будет одинаков.

Словарь Ушакова о глаголах «одеть» и «надеть»

В «Толковом словаре» Ушакова даются такие пояснения глагола «одеть»:

  1. Одеть - облечь кого-то или что-то в какую-то одежду. Например: «Одеть артистов в маскарадные костюмы».
  2. Одеть - значит, покрыть либо укутать чем-то для тепла. Например, одеть попоной лошадь, одеть больного человека одеялом.
  3. В переносном значении «одеть» - это значит окутать, покрыть, обволочь. Примерами служат образные выражения-метафоры: «Зима одела землю всю снегами» или «Деревья одели поляну кружевными тенями».
  4. Одеть в широком снабдить кого-то одеждой, помочь в приобретении всевозможных одеяний. Например: «Так она старалась одеть свою семью, что работала не покладая рук».

О глаголе «надеть» Ушаков пишет:

  1. Надеть - натянуть, покрыть, надвинуть одежду, часть одежды или покрывало, одеяло, ткань для того, чтобы укрыться от холода, дождя или ветра, либо спрятаться, спрятать наготу. Примеры: «Раз дождь пошёл - ты не забудь надеть капюшон!», «Умная девочка надела на себя сеть - и стала не нагая и не в одежде!»
  2. Надеть - насадить что-то на что-то. «Надел Петрович утку на вертел - и на костёр её, пусть зарумянится получше!»

Переносный смысл глагола «надеть»

Некоторые языковеды утверждают, что слово «надеть» не столь многозначно, как его пароним «одеть». Мол, оно определяет лишь конкретные действия, а в переносном смысле использовать его невозможно.

Однако это не совсем верно. Глагол «надеть» может служить частью выражения-метафоры, когда происходит одушевление или переноса человеческих действий на неё.

Примерами служат такие предложения: «Берёзки надели серёжки свои, как будто девицы на выданье» или «Надел тулуп из снега дуб, как старый дед, стоит себе, поскрипывает».

Обратимся к Розенталю

В школе учителя объясняют употребление «одеть» и «надеть», опираясь на следующие пояснения Розенталя: одевают кого-то (или что-то, например, куклу, труп, чучело) во что-то или чем-то, а надевают что-то на кого-то.

То есть, одеть или одевать можно сына в куртку, невесту в свадебный наряд, руку перчаткой. А вот надевать можно что-то на кого-то или на что-то: куртку на сына, свадебное платье на невесту, перчатку на руку. Даже приводится фраза-подсказка: «Дед одет, тулуп надет».

Антонимы нам в помощь!

Некоторые люди, сталкиваясь с дилеммой, как говорить: «надеть» или «одеть пальто», придумали простой способ выбора правильного варианта. Оказывается, можно воспользоваться антонимами данных слов.

Словом с противоположным значением глагола «одеть» будет действие «раздеть», а антонимом глагола «надеть» считается «снять». Так как словосочетание «раздеть пальто» является бессмысленным, то и одевать пальто, естественно, невозможно.

Таким же способом можно сделать правильный выбор между двумя выражениями: «одеть очки» или «надеть очки». Можно ли раздеть очки? Конечно же, нет! Следовательно, правильным считать нужно второй вариант - надеть очки.

Именно таким объяснением довольствуется большинство современных людей, считая его наиболее лёгким и правильным.

Смысловая путаница

По существу, использование глаголов «одевать» или «надевать» чаще всего не вносит в понимание сказанного путаницы. Хотя такая возможность существует, если, например, разговор идёт о кукле-петрушке, которую, словно перчатку, надевают на руку.

Предложение одеть куклу-петрушку будет означать, что куколку следует нарядить в новую одежду: сменить шляпку, набросить накидку или повязать шарфик. А вот просьба надеть куклу уже означает то, что нужно натянуть петрушку на руку и приготовиться к выступлению. Так что в этой ситуации использование глаголов «одевать» или «надевать» в корне меняет смысл сказанного.

Подобное может возникнуть и тогда, когда речь касается слов «чучело» или «пугало», ведь их также можно как одеть во что-то, так и надеть на шест или столб.

Юмор на уроках русского языка

Как известно, подростки во все века отличались нигилизмом. Большинство с энтузиазмом воспринимает в штыки все общепринятые правила. И, конечно, они пытаются доказать, что слова «одеть» и «надеть» практически одинаковы, поэтому нет смысла разбираться, какое именно следует употреблять в том или ином случае.

Учителю приходится на уроках быть артистом, рассказчиком, уметь мастерски вести дискуссию, подбирать неопровержимые доказательства, логически доказывать необходимость знаний правил русского языка. А ещё ему необходимо быть… юмористом.

Ведь юмор - это, наверное, самое сильное оружие против невежества. И пусть даже ситуация, рассказанная педагогом, будет не очень правдоподобной, но её образность оставит в умах «зарубку» навечно. Благодаря смешной «картинке», созданной фантазией мудрого учителя, учащиеся поймут, что есть между глаголами «одеть» и «надеть» разница, причём огромная.

Одетая курица

Путаница в употреблении этих двух глаголов происходит по той причине, что оба глагола являются однокоренными. Однако глагол «надеть» имеет больше значений. Наряду с процессом надевания предметов одежды он ещё может нести смысл «насаживать», например, на вертел или пику. История, которая рассмешит ребят и останется в их памяти, как раз основывается на этой многозначности глагола «надеть».

На одном из студенческих пикников в компании был юноша, понимающий всё буквально. Звали его Эрнандо, он был мексиканцем. Ребята решили приготовить курицу на шампуре.

Когда огонь в костре весело запылал, ответственный за приготовление угощения сказал Эрнандо: «Одень курицу - вот шампур!» Парень, к которому была обращена просьба, кивнул головой и отошёл от костра к столу, где лежали сырые продукты.

Отсутствовал он довольно долго. Но когда вернулся с курицей в руках, дружный хохот просто взорвал окрестность! На курице красовалась кожаная кепка, её талию украшала юбочка с бретельками - этакий сарафанчик, сделанный из шифонового шарфика одной из кокетливых студенток, а обрубки ног были засунуты в чьи-то кроссовки.

Тот, кто давал Эрнандо приказ «одеть курицу», был возмущён больше всех, потому что именно его кепка и его кроссовки были испорчены глупым мексиканцем. Но тот невозмутимо ответил, что просьбу он выполнил совершенно точно: одеть курицу - значит, облачить её в какой-нибудь наряд. Уж русский-то язык он знает!

Конечно, сначала и ему показался приказ немного странным. Но он рассуждал так: будучи знакомым с некоторыми русскими обычаями, юноша не уставал им удивляться. Например, на колядках люди наряжаются в шкуры разных животных, на Новый год наряжают ёлку. Может быть, существует ещё какой-то обычай, когда нужно наряжать курицу перед тем, как её изжарить?

Ироничная иллюстрация правил помогает лучшему запоминанию

Кстати, после такого смешного рассказа учитель может представить ребятам картинки с подписями: один рисунок, на котором изображена «нарядная» курица, а под ней фраза: «Одеть курицу в одежду», а второй рисунок с тушкой на шампуре, под которым написано: «Надеть курицу на шампур».

Уж после такого юмористического и зрительного воздействия ребята никогда не перепутают, что говорить: «одеть» или «надеть». Платье на курице, кепка и кроссовки - эта картинка запомнится точно!

Когда мы говорим «одетый»?

Вот и пришла пора разобраться с образованными от глаголов определениями. Следует помнить, что глагол «одеть» употребляется лишь по отношению к одушевлённым предметам либо неодушевлённым, но имеющим признаки человека (труп, кукла, чучело, манекен). Как упоминалось выше, иногда этот глагол выступает в метафорах с ожившими предметам неживой природы - им приписываются способности живых существ.

Следовательно, слово «одетый» также может служить определением лишь живого существа или одушевлённого человеческой фантазией. Одетый мужчина, одетая дама, дома, одетые в снежные шапки, - вот примеры употребления слова «одетый».

Хотя в сказках герои (ожившие неживые в обычной жизни предметы) могут быть одетыми: это и стол, и кровать, и другие вещи.

«Стол, одетый в праздничную скатерть, гордо взирал на своих соседей» или «Одетая в нарядную рамочку фотография отца, доселе пылившаяся в шкафу, была чрезвычайно счастлива от этих перемен в её судьбе».

«Одетая перчатка», «надетая перчатка» - как правильно?

По отношению к неживым предметам следует пользоваться определением «надетый». То есть костюм не может быть одетым, а только надетым. То же самое касается слов «очки», «юбка», «пальто», «шляпа» и других, обозначающим предметы, которые надевают.

Примером с перчаткой можно воспользоваться в классе, объясняя смысловое различие определений «одетая» и «надетая». Для лучшего запоминания можно предоставить вниманию учащихся картинки с подписями. Причём одна из них будет достоверной - с подписью «надетая перчатка». А вот картинка, подписанная словосочетанием «одетая перчатка» будет носить юмористический характер - там на перчатку, вернее, на один из её пальцев, надета шапочка и повязан шарфик.

Словосочетание «одетая перчатка» может существовать лишь в сказке либо фантастическом рассказе, где аксессуар оживает, может наряжаться, говорить, думать. Например, некоторые дамы надевают перстни поверх перчаток. И вот такой фантастический сюжет позволяет использование данного словосочетания: на одну перчатку хозяйка надела сверху колечко, а на другую - нет. И «одетая перчатка», с золотым поясом, украшенным бриллиантом, насмехается над своей сестрой, которая «вынуждена выходить в свет раздетой». Закончиться эта история может тем, что хозяйка теряет одну перчатку - ту, которая была «неодетой». «Богатая перчатка» радуется - теперь-то она не будет больше терпеть рядом с собой эту надоевшую нищенку! Однако её ожидает несчастье: хозяйка, обнаружив пропажу и погоревав, выбрасывает на помойку глупую задаваку.