Болезни Военный билет Призыв

Дефект смягчения согласных коррекция. Исправление дефектного произнесения шипящих в изолированном виде. Техника массажа глаз

3.7.1. Нарушения звукопроизношения

Приходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные? Возникает такое чувство, будто им что-то мешает говорить. Они «сюсюкают», как полуторагодовалые малыши. Прислушайтесь, и вы обнаружите, что ваш ребенок параллельно с другими дефектами произносит смягченно те или иные согласные. Этот дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные за исключением ш , ж, ц, которые всегда только твердые, и те, что всегда только мягкие и твердой пары не имеют - ч , щ, й.

Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к, г. х) также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.

Спастичность артикуляционных мышц - постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен. Е.М.Мастюкова подчеркивает, что «напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию».

Работая над дефектом смягчения, необходимо учитывать различные случаи употребления мягких согласных в речи. Ф.Ф.Pay, H.Ф.Слезина (1981) указывают, что произнесение мягкого согласного в русском языке может определяться комбинаторными условиями, т. е. соседством с другими звуками. Так, например, гласный [и] смягчает предыдущий согласный: ма, мо, му, мы, но ми. Исключение составляют согласные ш, ж, ц. После них может стоять буква - и, но при этом она читается как - ы: шина, машина, мыши, лыжи, цирк, цир куль и т. д.

Недостатки произношения свистящих (и шипящих) звуков называются сигматизмом.

Различают следующие виды сигматизма:

Межзубный сигматизм — при произношении звуков С и 3 кончик языка просовывается между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости.

Призубный сигматизм — кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо с, з слышится притупленный звук.

Шипящий сигматизм — кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу — слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный звуку шь (шябака — собака).

Губно-зубной сигматизм — нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей плоскости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил дополнительное название: «щёчный сигматизм».

Боковой (латеральный) сигматизм встречается в двух формах:

2) Спинка языка горбом плотно прикасается к нёбу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный звук типа льхь. Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны.

В некоторых случаях бокового сигматизма не исключены параличи и парезы одной стороны языка, что требует тщательного обследования данного дефекта с участием врача-невропатолога.

Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении с и з корень языка поднимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым оттенком последующих гласных.

Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка.

Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом .

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ПРИ РАЗНЫХ ВИДАХ СИГМАТИЗМА:

При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить ребенку произнести изолированно звук С несколько раз (сделать насос): с... с... с..., затем «попробовать» в слогах: са-са-са.

Надо помнить, что межзубные сигматизмы часто требуют длительной логопедической работы, упорно держатся в свободной речи, даже если звуки С, 3, Ц закреплены и частично автоматизированы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы.

При шипящем сигматизме важно отучить логопата от привычки оттягивать язык при произношении свистящих в глубь рта. С этой целью рекомендуем временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах, словах и даже некоторых фразах. Когда язык укрепится в этом положении, перевести кончик языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически.

При боковом сигматизме ставить звук С целесообразно в три приема:

а) межгубное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ;

б) межгубное дутье заменяется на межзубное;

в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно достичь с помощью зонда или шпателя.

При смягченном произношении твердого С (сябака, сюп, сёк) целесообразно провести предварительную дифференциацию мягких и твердых согласных в правильно произносимых слогах: мы-ми, ва-вя, ну-ню и т.п. Можно временно перевести ребенка на межзубное произношение свистящих с целью ослабления напряженности спинки языка.

При исправлении носового сигматизма необходима предварительная работа над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости. Упражнения проводятся сначала в межгубном положении с тем, чтобы выдыхаемая струя ощущалась на кончике языка. Затем язык переводится в межзубное положение. Закрепление навыка дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить параллельно с общей тренировкой ротового выдоха: задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т.п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос — не эффективен.

Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма включает два момента:

а) обнажение резцов, для чего необходимо раздвинуть губы («до ушей»!);

б) удержание (можно с механической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам.

Ребенка учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык, лежащий за нижними зубами. Пальчик прикусывается резцами: «кладем свисток в рот». Ротик улыбается до ушей, передние зубы хорошо видны до клыков. Края языка (передней его части) показываются с двух сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок научится ловко укладывать «свисток» в рот, ему предлагается подуть в «свисток», не вынимая пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов. Полученный звук С закрепляется сначала в обратных слогах таким образом: после произнесения гласного ребенок кладет пальчик-«свисток» и добавляет звук С. С механической помощью звук С закрепляется в слогах а-с, о-с, у-с, э-с, а затем в словах, заканчивающихся на С (лес, нос, пёс и т.п.). Отрабатываются с пальчиком и прямые слоги. Необходимость в механической помощи отпадает, как только рефлекторно вырабатывается правильный артикуляционный уклад и выдох.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «С» и "З".

  • Кончик языка упирается в нижние передние зубы;
  • Губы в положении «улыбки», и не закрывают зубов;
  • Зубы в положении «заборчика»;
  • Воздух выдувается с силой посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  • Голосовой моторчик не работает. (При произношении звука "З" - работает).

Нормальная установка органов артикуляции при произношении звука "Ц":

  • Кончик языка упирается в передние нижние зубы, язык при-поднят и выгнут.
  • Передняя часть спинки языка смыкается с не-бом.
  • Язык широко распластан, боковые края напряжены. В мо-мент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с не-бом. Кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов.
  • Губы растянуты в улыбке.
  • Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются. В момент размыкания языка с небом воздух выдыхается толчком.
  • Звук Ц - согласный, твердый, глухой.

Подготовительные упражнения для звуков «С», «З»

Упражнения для развития напора воздуха. 1) Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторять упражнение.

2) Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторять упражнение.

3) Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

Упражнение для губ. Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряжённом положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука «С».

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук «С - С - С». Повторять упражнение.

Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твердыми («дада», «тота», «утук», «фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь). Прием исправления данного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая ы, в результате чего может получиться отчетливое п", с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй - шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук п-п", можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п" ____а), а потом сливая их.

Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (м", ф", в").

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем. В качестве исходного используется звук т, от которого с помощью механического воздействия на язык ставится звук т. Предложив ребенку произнести несколько раз звук т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук т", в изолированном виде (т"т"т") или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

ДЕФЕКТ СМЯГЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ»

Приходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные? Возникает такое чувство, будто им что – то мешает говорить. Они «сюсюкают», как полуторогодовалые малыши. Прислушайтесь, и вы обнаружите. Что ваш ребенок параллельно с другими дефектами произносит смягченно те или иные согласные. Это дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные за исключением ш, ж, ц, которые всегда только твердые, и те, что всегда только мягкие и твердой пары не имеют – ч, щ, й.

Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к,г,х ) также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.

Спастичность артикуляторных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен.

В произношении согласных, имеющих твердую и мягкую пары, наблюдаются дефекты смягчения. Среди дефектов смягчения различают три варианта нарушения:

1) постоянная их замена парными твердыми звуками: дада Вана вместо дяд Ваня, тота вместо тетя и т. д.;

2) излишнее смягчение, например, сябякя идеть дямей вместо собака идет домой;

3) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими фонемами, когда наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения.

Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к небу. Все случаи смешения твердых и мягких фонем, как правило, отражаются в письменной речи.

Поэтому в работе по коррекции дефекта смягчения важное значение имеет тщательная дифференциация твердых и мягких согласных на слух и в произношении.

Подготовительными упражнениями при коррекции дефекта смягчения являются выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Для развития этих навыков используются упражнения артикуляционной гимнастики «Киска сердится», «Катушка», «Горка».

Упражнение «Киска сердится»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение «Катушка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение «Горка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а переднее – средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Для понимания детьми положения языка при произнесении твердых и мягких согласных можно использовать тактильный контроль. Рекомендуется положить на язык средний и указательный палец, что позволит ощутить изменение положения языка при переходе твердой фонемы в мягкую. При этом способе необходимо следить за чистотой рук.

Помочь ребенку дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух может чтение сказки:

Том и Тим.

Жили – были два брата. Одного звали Том. Он был худым, высоким и таким же твердым, как звук Т, с которого начинается его имя. Он всегда выбирал себе то, что начиналось с твердых звуков. Он любил сок, сухари. Он носил пальто и никогда не надевал пиджак. Он не брал мяч, но охотно пускал мыльные пузыри и играл в морской бой.

А второй брат, которого звали Тим, был мягкий, пухленький, круглый. Он любил все то, что начиналось с мягких звуков, как его имя: тефтели, пироги, пирожные, кисель, леденцы.

Братья очень дружили. Когда Тим рисовал, Том – раскрашивал. Если Том брал в руки дудочку, то Тим - гитару. Они никогда не выбирали одинаковые предметы, поэтому не ссорились. Им не приходилось выхватывать друг у друга игрушки и сладости.

Однажды решили братья отправиться путешествовать. Давайте поможем им собраться.

(Классификация вещей по первому звуку, твердый или мягкий?)

Уточняем, кто возьмет ранец, рюкзак ; кому нужны котелок, миска, вилка, ложка, ножик: кто любит молоко, кефир, калач, пирог, колбасу, ветчину; кто обует кроссовки, кеды ; кто из братьев наденет на голову шапку, берет; кто пойдет в лес, а кто луг; кто какие грибы будет собирать (сыроежки, лисички, маслята, рыжики, подберезовики, белые) ?

Пора устраивать привал. Кто принес ветки , а кто валежник? Братья решили наловить рыбы. Кто будет ловить в пруду, кто на реке? Кому на удочку попадется сом, пескарь, плотва, лещ, линь, карп?

Учитель-логопед: Гурова И.Н.

Устранение недостатков смягчения согласных звуков

М. Е. Хватцев. "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1961 г.
Приведено с некоторыми сокращениями

Нередко дети не умеют произносить мягкие согласные (дада - дядя, лублу - люблю, кон - конь). Это происходит потому, что средняя часть спинки языка недостаточно приподнимается к нёбу, иногда из-за плохого развития фонематического слуха, иногда же из-за тугоухости.
Бывает, наоборот, что при твердых согласных средняя часть спинки языка слишком приподнята - получается смягченность звука (бябики - яблоки, тахань - стакан, маляток, дяй).
Проверка различения детьми твердых и мягких согласных на слух и тренировка в этом проводятся по известной уже методике развития фонематического слуха. Используется следующий речевой материал: жарь - жар, шарь - шар, ряд - рад, бил - был, выл - вил, Мила - мыло, Сеня - сено, редко - редька, горка - горько, банка - банька, галка - галька.
Для овладения мягким произношением согласных звуков можно использовать такие игры с речью, как:
1. «Репка» (тянут, потянут...).
2. Считалки, вроде такой:
Тетя Роня,
Дядя Ваня,
Тетя Соня,
Няня Маня, выходи,
Игру нашу заводи!
3. Стишки «Капель».
Воспитатель. В солнышке весь день!
Дети. Тинь-тень! тинь-тень!
Воспитатель. Оттепель весь день!
Дети. Тинь-тень! тинь-тень!
Затем дети заучивают стишок полностью.
4. Загадки.
В избе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе, -
Видит пламя народ,
А тушить не идет! (Печка.)
5. Вопросы.
Сеня, Саня, Валя, Вадик валялись в душистом сене. Когда это было? (Летом.)
Чтобы дети произносили звуки твердо, с ними проводятся игры с речью, разучиваются стишки, в которых имеются соответствующие твердые и мягкие («парные») звуки.
Примерные тексты:
1. «Дятел». Дети имитируют движение головы дятла и произносят вместе с воспитателем: «Дятел долбит клювом дуб, приговаривает: тук да тук, тук да тук, тук-тук-тук... червячков вылавливает. Так им и надо - портить дерево нельзя!»
2. «Подарки». «Дядя дал Наде красный платок (цветок), а тете дал синий платок (цветок)».
Рекомендуется разучивать стишки, особенно в форме инсценировки, диалога, ответов на вопросы.

3. Диалог.
- Куда идете, детушки?
- По ягоды, бабушка.
- Где же ягоды, детушки?
- Над землицей, бабушка.
- Уж не клюква ли, детушки?
- Нет, повыше, бабушка.
- Не калина ли, детушки?
- Угадала, бабушка.

4. Диалог.
- Куда, Семен, едешь?
- Сено косить.
- На что тебе сено?
- Коров кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- На что тебе молоко?
- Вас, детки, поить.

5. Вопросы.
Как корова мычит? - Му-му... Как кошка мяукает? - Мяу-мяу... Как часы ходят? - Тик-так. . . Как молоток стучит? - Тук-тук. .. Как собачку зовут? - Тю-тю....

6. Стишки.
Воробушек - воробей,
Ты не бойся, не робей!
Прыгай с веточки сюда,
Дам я вкусного зерна,
Дам я крошек со стола.

Индивидуальные приемы

1. Для смягчения звуков проводится специальная гимнастика языка. При открытом рте язык прижимают кончиком к нижним резцам, а среднюю часть его то загибают почти до соприкосновения с нёбом, то опускают плоско на дно рта. По усвоении этого ребенок при выгорбленном языке произносит: ть, оть, ать, атя, оте ; затем: тетя, отец, ноготь, дядя, мать, одеть.
Полученное таким способом поднятие средней части спинки языка используется для смягчения и других согласных звуков.
2. Воспитатель предлагает ребенку произносить та-та-та , а сам в это время нажимает пальцем или шпателем на кончик языка - получается тя-тя-тя .
При смягченном произношении твердых звуков гимнастикой языка (вверх - вниз) приучают ребенка во время произнесения удерживать середину языка внизу (нажимают на нее шпателем).

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.