Болезни Военный билет Призыв

Кампания 1812.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Стремление Наполеона к миру

Русская культура 13 – 17 вв.
1.Причина упадка – нашествие монголо-татар.
2.Следствие:
- гибель людей;
- падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;
- на полвека прекратилось каменное строительство;
- разрушены городские соборы;
- сгорели литературные памятники
3.Устное народное творчество:
- новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» (призыв к борьбе против захватчиков) ;
- складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» (рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.) .

4. Летописание.
- используется бумага, а также пергамент и береста;
- вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо) , с 15 в. появляется скоропись;
- центры летописания: Москва с 1325 г.
- в 1408 г. составлен общерусский летописный свод (Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.) ; свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.
- в 1479 г. создан Московский летописный свод (идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель) ;
- появление хронографов (труды по Всемирной истории) : в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.
4.Исторические повести, героический эпос.
- во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов) ;
- исторические повести: «О битве на Калке» ,
«Повесть о разорении Рязани Батыем» - о Евпатии Коловрате,
«Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре);
подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище» , Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве.
- составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;
- «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии (путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой) .
5.Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча.
6.Архитектура:
- возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове (церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в. , церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в. .
Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.
- строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III.
- первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв. : Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.
7.Живопись:
- в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек (Византия) : его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.
- Андрей Рублев – 14-15 вв. , «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире (здесь работал вместе с Даниилом Черным)
Русская культура 16 века.
1.Общая характеристика:
- определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись Рублева


Вопрос 2 Внешняя политика СССР в 20-30 гг . развивалась в направлении установления официальных дипломатических отношений с другими государствами и нелегальных попыток транспортирования революционных идей. С приходом понимания невозможности немедленного осуществления мировой революции, большее внимание стало уделяться укреплению внешней стабильности режима.

В начале 20-х гг. СССР добился снятия экономической блокады. Положительную роль сыграл декрет СНК о концессиях от 23 ноября 1920 г. Подписание торговых соглашений с Англией, Германией, Норвегией, Италией, Данией и Чехословакией означало фактическое признание Советского государства. 1924 - 1933 - годы постепенного признания СССР. За один только 1924 год установлены дипломатические отношения с тринадцатью капиталистическими странами.

Первыми советскими наркомами иностранных дел были Г.В. Чичерин и М.М. Литвинов. Они добились больших успехов в деле международного становления советского государства благодаря блестящему образованию и манерам, полученным в царской России. Именно их усилиями возобновились отношения с Англией, подписаны мирные и торговые договоры с Францией, Финляндией, Литвой, Латвией, Эстонией, тем самым снят заградительный кордон между Советским Союзом и Европой.

В конце 20-х годов произошло резкое ухудшение международного положения СССР. Причиной этому стала поддержка советским правительством национально-освободительного движения в Китае. Произошел разрыв дипломатических отношений с Англией из-за попыток материальной поддержки бастующих английских рабочих. К крестовому походу против советской России призывали религиозные лидеры Ватикана и Англии.

Политика советского государства менялась адекватно изменению политической обстановки в мире. В 1933 г. после прихода к власти в Германии диктатуры национал-социалистов Советский Союз стал проявлять заинтересованность в создании системы коллективной безопасности в Европе.

В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций.

В 1935 г. СССР заключил договор с Францией о взаимопомощи в случае агрессии в Европе. Гитлер рассмотрел это как антигерманский шаг и использовал для захвата Рейнской области.

В 1936 г. начинается интервенция Германии в Италию и Испанию. СССР оказал поддержку испанским республиканцам, посылая технику и специалистов. Фашизм начинал расползаться по Европе.

В марте 1938 г. Германия захватила Австрию. В сентябре 1938 г. в Мюнхене прошла конференция с участием Германии, Англии, Франции и Италии, общим решением которой Германии отдана Судетская область Чехословакии.

СССР осудил это решение.

Германия захватывает Чехословакию и Польшу.

Напряженная обстановка сохранялась на Дальнем Востоке. В 1938-1939 гг. произошли вооруженные-столкновения с частями японской Квантунской армии на озере Хасан, реке Халхин-Гол и на территории Монголии. СССР добился территориальных уступок.

Предприняв несколько безуспешных попыток создания системы коллективной безопасности в Европе, советское правительство взяло курс на сближение с Германией.

Основная цель этой политики заключалась в стремлении избежать преждевременного военного конфликта.

В августе 1939 г. были подписаны пакт о ненападении между Германией и СССР (Молотов-Риббентроп) и секретный протокол о разграничении сфер влияния. Германии отошла Польша, СССР - Прибалтика, Восточная Польша, Финляндия, Западная Украина, Северная Буковина. Были разорваны дипломатические отношения с Англией и Францией.

30 ноября 1939 г. началась Советско-финская война, которая нанесла огромный финансовый, военный и политический ущерб стране.


Департамент культуры г. Москвы
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования г. Москвы
«Московский музыкально-педагогический колледж»

«Русская культура
XIII – XVII в.»

Выполнила: студентка 3 курса – Андонова М..
Проверил: преподаватель Культурологии – Солодовников Г. И.

2010 г.

1. Русская культура XIII – XVII в.

Тема борьбы за независимость была центральной как в устном народном творчестве, так и в памятниках письменной литературы того времени. Наиболее крупными патриотическими произведениями были «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», прославлявшие победу объединенных русских войск в Куликовском сражении. Наиболее значительным памятником исторической мысли являлись летописные своды. Центром общерусского летописания стала Москва, где в начале XV века был составлен первый летописный свод общерусского характера. Троицкая летопись, в котором проводилась мысль о преемственности власти московских государей от киевских и владимирских князей.
В исторической литературе рубежа XV-XVI вв. усиливаются рационалистические взгляды на исторические события. Авторы исторических произведений (например, «Сказания о князях владимирских», конец XV века) стремились утвердить мысль об исключительности самодержавной власти русских государей как преемников Киевской Руси и Византии. Такие же идеи высказывались в хронографах, сводных обзорах всеобщей истории, в которых Россия рассматривалась как последнее звено в цепи всемирно-исторических монархий.
Расширялись не только исторические, но и географические знания людей. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией государства стали составляться первые географические карты («чертежи»). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России.
Русские мастера научились производить довольно сложные математические расчеты при строительстве зданий, были знакомы со свойствами основных строительных материалов. При постройке зданий использовались блоки и другие механизмы. Для добычи соляных растворов применялись глубокое бурение и прокладка труб, по которым жидкость перегонялась при помощи поршневого насоса. В военном деле было освоено литье медных пушек, получили распространение стенобитные и метательные орудия.
В XIV веке были восстановлены каменные соборы во Владимире, Ростове, Суздале и других городах. В Москве были возведены белокаменные стены и башни Кремля, целый ряд соборов и монастырей. В процессе образования государства с центром в Москве стал создаваться новый общерусский стиль монументального зодчества. Для этого стиля было характерно творческое использование архитектурных традиций старых русских городов и вместе с тем их обогащение достижениями европейского зодчества эпохи Возрождения.
Формирование национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского живописца Андрея Рублева. В первой четверти XV века он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил фресками и иконами ряд московских соборов. Вершиной творчества А. Рублева стала икона «Троица», написанная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. Творчество Андрея Рублева оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи. По своей художественной ценности и высокому мастерству оно стоит на уровне самых выдающихся достижений современной ему итальянской живописи эпохи Возрождения.
Таким образом, формирование духовности народа XIV - начала XVI вв. проходило в значительной мере под влиянием идей создания государства и растущего осознания единства ее народов.
В XVI в. прекратили свое существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это стало результатом завершившегося процесса складывания единого государства. Нивелировались самобытные черты, отличавшие одну школу от другой, исчезли оригинальные творческие методы и приемы мастеров декоративно-прикладного искусства, архитекторов, иконописцев. Однако происходящие процессы свидетельствовали не об упадке русской культуры, а, напротив, о ее поступательном прогрессивном развитии.
Это было связано с тем, что Москва, став общерусским центром культуры, собрала лучших мастеров со всех земель, творчество которых в условиях утвердившегося национального самосознания, дало мощный толчок развитию культуры во всех ее сферах.
В XVI в. формировалась общенациональная культура, складывавшаяся на базе тех традиций, которые развивались и совершенствовались в традиционных центрах, сохранивших самобытность, характерную для каждой местности. Процесс складывания общенациональной культуры сопровождался ее дальнейшим развитием.
Литература и общественно-политическая мысль в XVI в. претерпевают значительные изменения, что было связано с возросшей активностью обсуждения насущных проблем того времени. В общественной мысли получила распространение теория «Москва - третий Рим».
Книгопечатание стало важной вехой в развитии русской культуры. В середине XVI в. Иван Федоров организовал типографию в Кремле, переведенную затем на Никольскую улицу. Первой датируемой русской книгой стал «Апостол», изданный в 1564 г., который и положил начало русскому книгопечатанию.
Архитектура XVI в. развивалась в нескольких направлениях, получив мощный импульс в результате работы в Москве в конце XV в. итальянских зодчих. Кроме того, к этому времени большой опыт приобрели московские архитекторы и строители, что позволило им возводить уникальные сооружения. Выдающимся памятником этого времени является церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г. по приказу великого князя Василия III, в память о рождении у него сына Ивана.
Центром развития иконописи в XVI в. стала Москва, именно сюда по приказу Ивана Грозного собирали лучших иконописцев. Московские иконописцы затем расходились по городам и монастырям, разнося единые традиции всей России. Различия между школами сглаживались. На основе традиции и новых тенденций формировалась общерусская национальная иконописная школа. Продолжала развиваться фресковая живопись.
XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви.
В литературе XVII столетие – время отмирания многих незыблемых традиций. Наиболее выразительное новшество – проникновение в литературу заведомого вымысла. Подобного рода литература была популярна, прежде всего, в демократической среде. Помимо развлекательного и нравоучительного, в ней была сильна сатирическая, обличительная составляющая. Наиболее ярко она проявилась в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» – произведениях, в которых высмеивались судебные порядки и продажность судей.
В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа. В начале века общий характер архитектуры еще мало отличался от зодчества конца XVI в. Характерной чертой второго этапа, охватывающего середину столетия, является подчеркнутая деко-ративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства. Патриарх Никон запретил строить популярные в XVI в. шатровые храмы как неканонические, отличающиеся от греческих образцов. Специальными распоряжениями зодчие обязаны были вернуться к традиционной крестово-купольной схеме. Однако архитекторы легко обходили запрет. Была найдена новая возможность использовать излюбленный архитектурный элемент – шатрами увенчивались колокольни. В результате появлялись замечательные по красоте постройки затейливой, асимметричной, «сказочной» архитектуры. Таковы, например, церковь Троицы в Никитниках (1634 г.) и церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652 г.) Третий этап начинается в 90-х гг. XVII в. В русской архитектуре происходят существенные изменения. Появляется новый стиль – «нарышкинское барокко», получивший свое название потому, что главными заказчиками построек, выполненных в этом стиле, были родственники второй жены царя, матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Значительным явлением в изобразительном искусстве XVII в., знаменовавшем зарю нового времени, было возникновение портрета – парсуны. Парсуна еще очень похожа на икону, изображение еще во многом условно, но сквозь иконную схему в них уже проглядывают индивидуальные черты. Известны парсуны, изображавшие царей Ивана Грозного, Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского.

2. Русская культура XVIII в.

После Петровской реформы усилилось наружное разъединение между высшими и низшими классами народа; первые все более и более усваивали иностранные обычаи, а вторые оставались верны обычаям и понятиям Древней Руси. Господство крепостного права и отсутствие народных школ полагали неодолимое препятствие к умственному просвещению и материальному благосостоянию сельского населения.
Качественный скачок сделало образование. В стране была создана целая сеть различных школ, военных и гражданских специальных учебных заведений (начало которым положили Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище), формируется система высшего образования.
Царствование Екатерины II отмечено попытками создать стройную и постоянную систему общественных школ. Для просвещения народа в царствование Екатерины была создана система воспитательных и образовательных учреждений (под руководством И.И. Бецкого).
Крупнейшим достижением России в XVIII столетии явилось создание отечественной науки. Ее центром стала Академия наук (1725), затем к ней прибавились Московский университет, Горное училище в Петербурге и Российская академия (1783), занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. К середине века появляются и первые русские ученые. Крупнейшим и самым разносторонним из них стал М.В. Ломоносов.
XVIII век положил начало расцвету русского искусства, историографии, театра, скульптуры, литературы и архитектуры. Быстро формируется отечественная словесность, появляются первые профессиональные литераторы. С выходом в свет газеты «Ведомости» (1702) в России зарождается периодическая печать и журналистика.
В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градостроительная программа: строились Тверь (после пожара), Одесса, Севастополь, Николаев, Екатеринослав, Мариуполь. Небывалого расцвета достигает гражданская архитектура. В первой половине века в ней господствовало барокко, а во второй - классицизм. Начало массовому увлечению коллекционированием положила сама Екатерина. Результатом собирательской мании императрицы было рождение Эрмитажа.

3. Русская культура первой половины XIX в.

В первой половине XIX в. значительных успехов достигла российская наука. Мировое признание получили труды Н.И. Лобачевского (математика), Н.Н. Зинина (химия), В.В. Петрова и Б.С. Якоби (электротехника). Выдающимся вкладом в развитие не только исторической науки, но и литературного языка явилась «История Государства Российского» Н.М. Карамзина. В 1803-1806 гг. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое кругосветное путешествие, а в 1821 г., также во время кругосветного путешествия, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли шестую часть света - Антарктиду.
Во второй четверти XIX столетия наша литература приобретает более самостоятельный характер и начинает сближаться с русской жизнью. Сатирическое направление достигает высокой степени развития в комедии А.С. Грибоедова (который был русским посланником в Тегеране и убит там возмутившеюся чернью в 1829 г.), в неподражаемых баснях И.А. Крылова и особенно в художественных произведениях Н.В. Гоголя. Эти три писателя выявляют темные стороны русского общества, особенно привычку скрывать недостатки и выставлять свою деятельность в лучшем свете.
Поэзия, основанная на западных образцах, нашла своих представителей в лице К.Н. Батюшкова, последователя германской романтической школы В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Пушкин своим удивительным поэтическим чутьем понял, какие богатства заключаются в народной словесности, которая в первобытной, наивной форме раскрывает дух народа, его помыслы, его радости и страдания. Он пытался найти источники вдохновения в народном эпосе, то есть в песнях, сказаниях и преданиях. Содержанием поэзии Пушкина было настоящее и прошлое русской жизни. В «Евгении Онегине» отразились черты современного дворянского быта; чтение «Истории» Н.М. Карамзина вдохновило поэта написать величественную историческую трагедию «Борис Годунов». Из других поэтов того времени выделяются М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский и А.В. Кольцов.
Для развития архитектуры того времени была характерна смена классицизма романтизмом, а затем реализмом. В стиле классицизма созданы Казанский собор (архитектор А.Н. Воронихин), Адмиралтейство (А.Д. Захаров), ансамбль Дворцовой площади, Михайловский дворец (К.И. Росси). В живописи традиции классицизма были представлены в работах Ф.А. Бруни, Ф.И. Толстого. Наиболее известные произведения К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина были пронизаны идеями романтизма. К тому же времени относится небольшая картина П.А. Федотова «Сватовство майора», положившая начало реалистическому направлению в русской живописи.

4. Русская культура второй половины XIX – начала XX в.

Рост российской экономики вел к заметному увеличению поступлений в госбюджет, что позволяло наращивать затраты на культуру и просвещение.
Развертывалось повсеместное строительство школ и детских учебных заведений, для чего использовались не только централизованные вложения, но и средства мести властей, общественные и частные пожертвования. Задача достижения всеобщей грамотности российского населения становилась вполне реальной.
Совершенствование образовательной системы шло параллельно с развитием российской науки. Начало XX века было временем важных научных и технических открытий, крупных достижений в области математики, физики, мни, биологии, геологии. Россия дала миру обширную плеяду выдающихся ученых, поднявших практические и теоретические знания на качественно новый уровень: математиков П.Л. Чебышева и С.А. Чаплыгина, химиков Д.И. Менделеева, И.А. Каблукова и Н.Д. Зелинского, физиков и механиков П.Н. Лебедева, П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, А.С. Попова, К.Э. Циолковского, Н.Е. Жуковского, биологов И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина, А.О. Ковалевского, И.П. Павлова, геолога А.П. Карпинского.
Продолжались географические открытия. П.К. Козлов исследовал Центральную Азию, Тибет. Отец и сын П.П. и В.П. Семеновы провели экспедиции на Алтай, Тянь-Шань, в Закаспий, на Урал и Приуралье, дав обширнейший материал для изучения России. Выдающимся русским путешественником являлся Г.Я. Седов, исследовавший Арктику и совершивший поход к Северному Полюсу.
Изменения, происходившие в социально- политической сфере, давали сильный импульс развитию общественной мысли. Резко увеличилось количество трудов по экономической, философской, исторической проблематике. Они отражали весь спектр мировоззренческих взглядов, партийно-политических направлений и пристрастий, представленных либералами, марксистами, народниками, консерваторами.
В России конца XIX – начала XX в. бурными темпами развивалось городское коммунальное хозяйство. Мостились улицы (обычно булыжником), улучшалось их освещение - керосиновые, газовые, затем электрические фонари. В 60-е гг. был построен водопровод в Петербурге (в Москве, Саратове, Вильне, Ставрополе он существовал до 1861 г.) и семи губернских городах (Риге, Ярославле, Твери, Воронеже и др.), до 1900 г. он появился еще в 40 крупных городах.
Коммунальное хозяйство обычно охватывало центральную часть городов. Окраины даже в столицах оставались неблагоустроенными. Отходила в прошлое полусельская жизнь больших дворянских усадеб. Европеизировался быт купечества. Трудовое население больших городов, жившее прежде в маленьких домиках, все больше стало скучиваться в каменных громадах, доходных домах, снимая там каморки и койки у хозяев квартир.

Литература

1. Долгий А.М. История России. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
2. История России. Теории изучения. Книга первая, вторая / Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2006. – 304 с.
и т.д.................

Процесс становления единого централизованного государства отразился и на развитии русской культуры. Влияние его было неоднозначным. Так, были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций, «не вместившихся» в общий её ход. Местное летописание сменяется единой великокняжеской летописью, исчезают целые иконописные школы, как это случилось с тверской иконописью.

Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый урон русской культуре. В огне нашествия гибли храмы, книги, иконы, были разгромлены многие культурные ценности, убиты или уведены в плен ремесленники, мастера, огромное число сельских и городских тружеников. На время прекратилось каменное строительство, забыт накопленный годами опыт умельцев. Динамический подъем культуры связан с победой на Куликовом поле (1380г.), с этого времени можно говорить о формировании общерусской культуры. Одной из главных тем в литературе этого времени становится борьба с монголо-татарами.

В устном народном творчестве – это «Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче». В исторической повести – это: «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (рассказ о подвигах рязанского богатыря Евпатия Коловрата), «Сказание о Мамаевом побоище». Особенно знаменита патетическая поэма «Задонщина», написанная Софонием Рязанцем, объединившая православный героизм с глубокой скорбью о погибших.

Жития святых известны Сергия Радонежского, Стефана Пермского, принадлежавшие перу Епифания Премудрого (н. XV в.). Наиболее полные летописи сохранились в тех местах, куда монголы не доходили: в Новгороде, Пскове и др. В 1442 г. появляется Русский Хронограф - описание всемирной истории, составленное Пахомием Логофетом.



Возобновляется каменное строительство, прежде всего, в Новгороде и Пскове, затем и в других городах. Русская живопись XIV-XV вв. достигла невиданного расцвета. Человек и его духовный мир стали главными мотивами в живописи. Самые известные живописцы этого времени: Феофан Грек (Новгородская школа - его манеру письма отличает выбор ярких сочных красок, эмоциональность, экспрессия) и Андрей Рублев (Московская школа - чистые светлые краски, высокий духовный пафос и проникновенная человечность). Кисти А. Рублева (ок. 1360-1370 г. - ок. 1439 г.) принадлежат фрески Благовещенского собора во Владимире, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, несколько замечательных икон («Троица», символизирующая мысль о единстве мира и человечества).

Еще одним известным живописцем был Дионисий (ок. 1440-1441 гг. - после 1502-1503 гг.) Росписи: Иосифо-Волокаламского, Ферапонтова монастырей; иконостас Успенского собора Московского Кремля.

Литература XV – XVI вв.

В конце XV в. появляется Московский летописный свод, освещающий исторические события с позиций победившей Москвы. Под руководством митрополита Макария была создана «Книга степенная царского родословия», описывающая события от княжения Ольги до Ивана IV. Она обосновывала идею объединения русских земель под властью московских князей и подчеркивала роль церкви. Из среды макарьевского кружка, в частности, вышло такое монументальное собрание древнерусской литературы, как «Великие Четьи – Минеи» . Это 12-томное (по числу месяцев) собрание житий святых, поучений, произведений канонического права и других текстов, расположенных по дням христианских праздников и дням памяти святых.

Зарождается в XVI в. и политическая публицистика : важнейшие вопросы жизни общества, в частности, о характере власти и государстве, становятся предметом широкого обсуждения как церковных, так и светских авторов. И. Пересветов в своих произведениях (Челобитных, написанных в 40-50-е гг.), обосновывал необходимость сильной государственной власти, но построенной на принципах справедливости и права.

Яркими талантливыми публицистами являлись А. Курбский и Иван Грозный – в полемике, которую открыл А.Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г.

Популярным становится жанр «хождений» - описания путешествий в дальние страны. Тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» описал свое путешествие в Индию, Персию и другие страны Востока (1466-1472 гг.).

Во 2-ой пол. XVI в. в Москве открылся первый Печатный двор. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую печатную книгу «Апостол», на следующий год «Часослов». Всего было издано первыми книгопечатниками 20 книг, которые пока были дороже рукописных

Архитектура

Усиление московского князя, окончательно объединение русских земель вокруг Москвы напрямую отразилось на архитектуре столицы. Во второй пол. XV в. Кремль подвергся грандиозной перестройке. Были возведены новые стены, величественные соборы:

Успенский (1476-1479 гг.) – итальянский архитектор Аристотель Фиорованти; Благовещенский (1484-1489 гг) – псковские мастера; Архангельский (1505-1509 гг.)- Алевиз Новый и Грановитая палата (1487-1491 гг.) –для торжественных приемов создавали итальянцы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари.

В XVI веке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь остается деревянной. Наибольшее распространение получает шатровый стиль в зодчестве. Одним из лучших образцов этого стиля является церковь Вознесения в Коломенском , заложенная в честь Ивана Грозного (1532г.). Возведенный зодчими Бармой и Постником, Покровский собор (храм Василия Блаженного ) в Москве был первоначально белым (1555-1560 гг.), свою пеструю окраску получил уже в 17 в. Собор был заложен в честь взятия Казани.

Идет активное строительство укреплений. Воздвигаются кремли в Туле, Коломне, Серпухове, Смоленске (Федор Конь) Нижнем Новгороде (Петр Фрязин).

Культура XVII века

Для русской культуры XVII в. характерно обмирщение (освобождение от церковного влияния) и рост западноевропейского влияния. Оно выражалось в распространении светских знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, зодчестве, живописи, усилении внимания к человеческой личности.

Просвещение и наука. В 1634 г. печатается первый букварь Василия Бурцева, а ко второй пол. XVII века их было издано уже 300 тыс. штук. В 40-е гг. Ф.М. Ртищев устроил школу для молодых дворян. Имелось еще несколько частных школ. При аптекарском приказе появляется первая научная библиотека. В 1687 г. была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Это было учебное заведение для людей "всякого чина и возраста", где готовили духовенство и чиновников.

В XVII в. люди умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади. Потребности в изготовлении лекарств, развитие артиллерийского дела привели к тому, что были известны свойства многих веществ. На русский язык был переведен труд о строении человеческого тела Андрея Везалия. В 1676-1678 гг. Николай Спафарий совершил путешествие в Китай, описание которого дало массу новых сведений. Наряду с астрологическими сведениями, в России была известна гелиоцентрическая система Николая Коперника. В 70-х годах в Киеве, а затем в Москве выходит первая печатная книга по истории – «Синопсис» киевского монах Иннокентия Гизеля, излагавшего в доступной форме события от древности до современной автору эпохи.

Литература

Появление ряда повествований духовных и светских авторов о событиях Смуты: «Сказание» Авраама Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя И.А.Хворостинина. Официальная версия событий Смутного времени содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанному по заказу патриарха Филарета. Основная цель этого произведения – укрепление положения новой династии Романовых. Крупнейшим публицистом был Симеон Полоцкий (монах С.Е. Петровский-Ситнианович, выходец из Полоцка). Образцом литературного новаторства стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Его отличают яркость образов, богатство языка.

Сюжетная историческая повесть публицистического характера активно вытесняла традиционную летопись. Развитие самодержавия ставило на повестку дня вопрос о создании труда по истории Российского государства. Для этого было необходимо систематическое собирание исторических материалов. Этим с 1657 по 1659 гг. занимался Записной приказ. Попытка собрать широкий круг исторических источников была предпринята дьяком Ф. Грибоедовым, типографским "справщиком" (редактором) Поликарповым и автором "Скифской истории" Андреем Лызловым.

Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Он характеризовался, прежде всего, возникновением сатирических повестей ("О Шемякиной суде", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Служба кабаку", "Азбука о голом и небогатом человеке", "Сказание о куре и лисице" и т.д.). Эти произведения создавались в среде посадского населения. В них содержался протест против господствующих порядков. Осмеянию подвергались как светские господа, так и духовенство. Для литературы XVII в., особенно демократической, было характерно внимание к человеческой личности. С этим связано появление нового героя - вымышленного персонажа. Если раньше в литературе героями были исторические лица, принадлежащие к верхам общества, то теперь изображали и купцов, и простых горожан.

Архитектура. Вкусы посадского населения ярко проявились в зодчестве и живописи. Обмирщение в архитектуре проявилось, прежде всего, в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Заказчиками церквей все чаще становятся купцы и посадские общины. Именно в посадских храмах проявлялось светское начало, вкусы и настроения демократических слоев населения. К таким храмам можно отнести московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославскую церковь Ильи Пророка.

Духовенство упорно противостояло обмирщению культового зодчества, проникновению в него светских начал. Патриарх Никон в 50-е гг. запретил строить шатровые храмы, выдвинув взамен традиционное пятиглавие. По его инициативе были сооружены ансамбли Ново-Иерусалимского (под Москвой), Иверского (на Валдае) и Крестного (на Белом море) монастырей.

Дальнейшее развитие зодчества привело к возникновению в конце XVII в. "нарышкинского стиля" или "московского барокко" Заметнуюроль в его формировании сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Характерными чертами этого стиля были: четкость, симметричность композиции, устремленность ввысь, многоярусность, декоративное убранство зданий. Замечательным памятником этого стиля является московская церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I Л.К. Нарышкиным, постройки Новодевичьего монастыря.

Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII в. является роскошный разобранный позже царский дворец в Коломенском. Постепенно увеличивается объем строительства из кирпича, широко используются многоцветные изразцы, белокаменные детали, что придавало постройкам праздничный вид.

Процесс обмирщения затронул и живопись. Главным в нем было развитие реалистических тенденций, стремление донести прелесть земного бытия. В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр, парсуна (персона). Во главе нового направления стоял Симон Ушаков . В иконе "Спас нерукотворный" он изобразил живое, одухотворенное лицо человека.

Новое направление коснулось и росписи храмов. Примерами этого являются стенописи церкви Троицы в Никитниках и ярославских храмов. В конце XVII в. живописцы от парсуны переходят к написанию портретов красками на холсте (портреты князя Б.И. Репнина, Г.П. Годунова, Л.К. Нарышкина).

Задания для самостоятельного выполнения

1. Подготовить сообщения или презентации по темам:

- «Еретические движения «стригольники» и «жидовствующие»;

- «Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Флорентийская уния»;

- «Митрополит Алексий и Сергий Радонежский».

2. Оформление контурной карты «Присоединение казанского и Астраханского ханств», «Вхождение Западной Сибири в состав России».

3. Выполнение заданий в рабочей тетради по данному разделу.

Форма контроля самостоятельной работы:

Защита сообщений и докладов;

Устный опрос;

Защита презентаций;

Проверка рабочей тетради.

Вопросы для самоконтроля

Ответьте на вопросы теста:

1. Окончательное свержение ига Золотой Орды на Руси произошло в:

2. Среди основных предпосылок объединения русских земель вокруг Москвы в XV в. не было следующих:

А) перенесение в Москву резиденции митрополита;

Б) выгодное географическое положение;

В) выступления Москвы как организатора борьбы против немецких рыцарей;

Г) быстрое экономическое развитие Московского княжества.

3. Государственное устройство России в XVI в.

А) Самодержавная монархия;

Б) сословно-представительная монархия;

В) конституционная монархия;

Г) феодальная монархия.

4. Первый московский князь:

А) Юрий Долгорукий;

Б) Даниил Александрович;

В) Иван Калита;

Г) Александр Невский.

5. Историческое событие, которому посвящено литературное произведение «Задонщина»:

А) битва на реке Калка;

Б) стоянию на Угре;

В) Куликовская битва;

Г) взятие Козельска монголами.

6. Творчество великого русского художника Андрея Рублева приходится на:

А) кон. XIV – нач. XV вв.;

Б) кон. ХIII – нач. XIVвв.;

В) середину - вторую половину XV в.;

Г) конец XV - начало XVI вв.

7. Общенациональный кризис в России в начале XVII века, проявившийся в политике, экономике и социальных отношениях, известен в истории под названием....

А) бунташный век;

Б) опричный террор;

В) династический кризис;

Г) смутное время.

8. Свод законов, установивший Юрьев день, вошел в историю под названием:

А) Судебник;

Б) «Русская Правда»;

В) Соборное уложение;

Г) Указ об «урочных летах».

9. Что из названного характерно для экономического развития России в 17 в.?

А) Начало промышленного переворота;

Б) аграрное перенаселение;

В) формирование капиталистического уклада в промышленности;

Г) появление первых мануфактур.

10.Имя первопечатника Ивана Фёдорова связано с веком:

11.Какое из приведенных ниже положений относится к церковной реформе патриарха Никона?

А) Учреждение Святейшего Синода;

Б) отделение церкви от государства;

В) замена двоеперстного крестного знамения троеперстным;

Г) открытие Славяно-греко-латинской академии.

12.Какое из названных событий относится к 17 веку?

А) борьба иосифлян и нестяжателей;

Б) церковный раскол;

В) создание Святейшего Синода;

Г) учреждение в России патриаршества.

13.Какой из перечисленных ниже терминов относятся к архитектурному стилю церквей и храмов в 16в.?

А) крестово-купольный;

Б) готический;

В) шатровый;

Г) романский.

Выполните задания:

1. Расположите правителей Руси в хронологической последовательности:

А) Дмитрий Донской;

Б) Иван Калита;

В) Симеон Красный;

Г) Иван Красный.

2. Установите последовательность событий:

А) Куликовская битва;

Б) набег хана Тохтомыша;

В) «великое стояние» на реке Угре;

Г) сражение на реке Вожже.

1 .______ 2.______ 3. ______ 4.______

3. Установите соответствие между событиями и датами:

1) опричнина; А) 1547 г.;
2) Ливонская война; Б) 1556 г.;
3) венчание на царство Ивана IV; В) 1549 г.;
4) присоединение Астраханского царства; Г) 1565-1572 гг.;
5) созыв первого Земского собора; Д) 1552 г.;
6) присоединение Казанского ханства. Е) 1558-1583 гг.
А) Б) В) Г)

6. Расположите имена следующих религиозных деятелей в хронологическом порядке их жизни и деятельности:

А) митрополит Илларион;

Б) патриарх Никон;

В) патриарх Филарет;

Г) Иосиф Волоцкий.

1 .______ 2.______ 3. ______ 4.______

Разгадайте кроссворд по теме « Смутное время»:

По горизонтали : 1. Вооруженное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. 2. Место подписания перемирия с Польшей в 1618 г. 3. Служилые люди. 4. Глава Русской православной церкви с 1589 г. 5. Дворянин, один из организаторов первого ополчения. 6. Имя первого царя из династии Романовых. 7. Крупный землевладелец в Польше и Литве.

По вертикали: 8. Период боярского правления в России XVII века. 9. Мелкий феодал в Польше и Литве. 10. Предводитель восстания крестьян и холопов в 1603 г.

Рис. 11 «Кроссворд по теме «Смутное время».

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль

Перечень точек рубежного контроля :

№ ТРК Наименование ТРК в соответствии с КТП Форма контроля знаний Тематика разделов ТРК
ТРК №1 Письменная работа Раздел 1 «Древнейшая стадия истории человечества», Раздел 2 «Цивилизации Древнего мира».
ТРК №2 Письменная работа Разделы 3,4 «Цивилизации Запада и Востока в Средние века»; «История России с древнейших времен до конца XVII века».
ТРК №3 Письменная работа Разделы 4,5 «История России с древнейших времен до конца XVII века»; «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.».
ТРК №4 Письменная работа Раздел 6 «Россия в XVIII веке». Раздел 7 «Становление индустриальной цивилизации».
ТРК №5 Тестирование Раздел 9 «Россия в ХIХ веке».
ТРК №6 Письменная работа Раздел 10 «От Новой истории к Новейшей».
ТРК №7 Письменная работа СССР в 20-40-е годы Раздел 11 « Между мировыми войнами».Раздел 12 «Вторая мировая война».
ТРК №8 Письменная работа Раздел 13 «Мир во второй половине XX века».Раздел 14 «СССР в 1945-1991 гг.».
ТРК №9 тестирование Раздел 15 «Россия и мир на рубеже ХХ–-XXI веков».

3.2 Итоговый контроль по дисциплине

По итогам изучения дисциплины проводится экзамен в виде компьютерного тестирования, также учитываются точки рубежного контроля.


В XIII и XIV веках наиболее передовым было новгородское искусство. Новгород меньше всего пострадал от татаро-монгольского ига, сохранил старые основы народной вековой культуры и свои связи с Западной Европой. Поэтому именно в Новгороде создаются в этот период замечательные произведения архитектуры и живописи. Церкви, построенные в Новгороде в XIV веке, снаружи отличались простотой, почти квадратной формой, внутри же большие пространства гладких стен были покрыты снизу доверху фресками

Новгородские фрески второй половины XIV века (церкви Спаса Преображения, в Болотове и др.) говорят об интересе художников к живой природе и к человеку, Лучшим художником XIV века был Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а потом в Москве. Слава о новгородских живописцах проникала за границу, куда их приглашали работать.

В XV веке в Москве идёт грандиозная работа по перестройке и созданию Кремля с его соборами, дворцами и палатами. В этой работе принимают участие мастера различных русских областей - Пскова, Новгорода, Твери, Владимира-Суздальского княжества.

К началу XV века относится деятельность гениального русского живописца Андрея Рублёва.

В его творчестве, как и в живописи новгородцев XVI века, отражён тот же интерес к человеку, к его душевной жизни, к природе. По Рублёв превосходит новгородцев мастерством исполнения. Он пишет лица (например, икона «Троица») определённо выраженного русского типа.

В области архитектуры именно в XVI веке возникает своеобразный московский стиль. Не порывая связи со стариной, строительство XVI века усиленно развивает так называемую шатровую архитектуру (крыша - шатром), переносившую в каменное зодчество тип деревянных построек, характерный для народного строительного искусства.

Одним из первых замечательных памятников таких каменных шатровых построек является выстроенная в 1532 году церковь в селе Коломенском под Москвой.

Она представляет собой огромной высоты (около 62 м) башню, завершаемую шатром. В архитектуре здания строители старались передать неудержимое стремление ввысь. Это было характерно для растущего и крепнущего Московского государства.

Ещё более поразительным по красоте и живописности созданием русской архитектуры XVI века является собор Василия Блаженного в Москве (1555 - 1660) - постройка русских мастеров Постника Яковлева и Бармы Собор построен был по заказу Ивана Грозного В память завоевания Казани. Как и церковь в селе Коломенском, этот собор представляет собой величественный памятник того времени, стремящийся передать мощь и силу Русского государства. Это были замечательные произведения русского народного искусства.

Интерес к политическим темам проявляется в Живописи. Так, например, на иконе «Церковь воинствующая» изображено было возвращение в Москву Ивана Грозного во главе московского войска из победоносного похода на Казань.

Для искусства XVII века характерно стремление к декоративности, В архитектуре широко применяются цветные изразцы, белый камень, фасонные кирпичи. Стены зданий украшаются различными узорами, которые дают игру цветов.

Ту же пестроту, наклонность к пышности, к гонкой отделке деталей можно наблюдать и в живописи Основным жанром в живописи становится портрет, «парсуна», как тогда говорили.

Крупнейшим мастером живописи в XVII веке был Симон Ушаков (1626-1686). Ушаков писал иконы и портреты, составлял рисунки для украшения деревянных скамей для монет, расписывал Грановитую палату в Кремле, чертил карты и т п. Особенно мастерски выполнял он писание лиц Рисуя лицо, Ушаков старался правдиво передать душевное состояние человека, Ушаков говорил, что в живописи, как в зеркале, должна отражаться жизнь

Как видим, искусство (архитектура, живопись) становится всё ближе к жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -