Болезни Военный билет Призыв

Какие народы депортировал сталин. Сталин и депортации народов. За что же Сталин репрессировал целые народы

Каждая из существующих религий несет в себе свод определенных правил и устоев. Некоторые из них радикально отличаются. Но есть и общие каноны, которые соблюдаются во многих мировых религиях. Так, к примеру, христианство, иудаизм и Ислам запрещают женщине ходить с непокрытой головой. Естественно, есть определенные нюансы в соблюдении этих традиций.

Христианство

Согласно библейским законам, покрывая голову, женщина признает главенство мужчины. Апостол Павел говорил, что подчиненность мужчине установлена Богом. И каждая христианка должна благодарно принимать мужское начало. Покрытая голова у женщины символизирует смирение и считается важным принципом христианской веры. В священном писании говорится о том, что каждая женщина должна растить свои волосы и покрывать платком. Сейчас на улице редко встретишь женщину, обвязанную платком. В основном современные женщины христианства надевают платок только в церкви, чего не скажешь о мусульманских женщинах, которые свято соблюдают законы Корана.

Ислам

Принципы мусульманской религии более радикальны. В Исламе аурат (сокрытие наготы) соблюдается строго. Согласно Корану мусульманка должна свято чтить Божьи советы и быть чистой. В Исламе для женщины предписано сокрытие всего тела, включая стопы и кисти рук, при этом часть лица может оставаться открытой. Конкретно пункта о покрытии головы в священном писании нет, но пункт «сокрытие всего тела» подразумевает и голову. Существует традиция, которая в мусульманстве пошла от пророка Мухаммеда. Все его дети были девочками. И он просил их вместе с женами одевать платки, чтобы все вокруг знали, что эти женщины из его семьи. В современном Исламе эту традицию свято чтут.

Иудаизм

В Иудаизме покрывать голову должна каждая замужняя женщина. Современные иудейки могут носить любой головной убор, включая платки, шляпы и даже парики. Для незамужней девушки это правило соблюдать необязательно. Священный Талмуд строго выделяет женскую роль и учит, что женщина свои достоинства может показывать только супругу: до замужества она должна быть в полном подчинении отцу, после заключения брака главой в семье становится мужчина. В принципе, эти устои прослеживаются в каждой из обсуждаемых религий – главой всегда выступает мужчина.

Коринф во время Апостола Павла был огромным городом. Его население насчитывало более семисот тысяч человек. Поскольку город находился на узком перешейке, соединяющем южную часть Греции с ее северной частью, все движение с севера на юг сосредотачивалось в Коринфе — другого пути не было. Такое географическое положение сделало Коринф одним из важных торговых центров древнего мира.

Коринф был самым богатым и самым большим городом Греции. Население жило в роскоши, а роскошь и материальное процветание всегда идут рука об руку с неправедностью.

Именно в этот город и пришел Апостол Павел в 51 году и в немощи и страхе проповедовал Евангелие. Спустя некоторое время Павел написал христианам этого города два послания. В первом он затронул ряд насущных проблем, одной из которых является требование к сестрам-христианкам покрывать голову.

Учение Павла — это не утверждение древней еврейской традиции. Покрытие головы отличалось от…

Видимо, здесь речь идет о Первом Послании апостола Павла Коринфянам. В 11 главе Павел высказался о необходимости женщинам при молитве покрывать голову:

“Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову” (1 Кор. 11.5).

Ответ на подобный вопрос уже был дан ранее в материале “Может ли женщина молиться с непокрытой головой?”. Однако сейчас мы немного с другой стороны подойдем к этой теме.

Сегодня во многих христианских церквях буквально понимают слова апостола и строго следуют его указанию. В ряде же конфессий женщины платки не носят, что вызывает вопросы у некоторых верующих: а как же поступать правильно?

Давайте вместе разберем слова апостола Павла.

Прежде всего, вспомним, что стихи Библии зачастую нельзя понимать как отдельные самостоятельные фразы, то есть, вырывать их из контекста повествования. Все послания являются целостными проповедями апостолов и пророков и состоят из законченных отрывков – частей…

Каждая из существующих религий несет в себе свод определенных правил и устоев. Некоторые из них радикально отличаются. Но есть и общие каноны, которые соблюдаются во многих мировых религиях. Так, к примеру, христианство, иудаизм и Ислам запрещают женщине ходить с непокрытой головой. Естественно, есть определенные нюансы в соблюдении этих традиций.

Христианство

Согласно библейским законам, покрывая голову, женщина признает главенство мужчины. Апостол Павел говорил, что подчиненность мужчине установлена Богом. И каждая христианка должна благодарно принимать мужское начало. Покрытая голова у женщины символизирует смирение и считается важным принципом христианской веры. В священном писании говорится о том, что каждая женщина должна растить свои волосы и покрывать платком. Сейчас на улице редко встретишь женщину, обвязанную платком. В основном современные женщины христианства надевают платок только в церкви, чего не скажешь о мусульманских женщинах, которые свято…

ПОКРЫТИЕ ГОЛОВЫ

Покрытие головы в публичных местах считалось общепринятым обычаем во многих древних культурах. Явиться без головного убора приличной женщине на людях считалось постыдным и неприличным. Аналогичным позором для женщины было стричь волосы. Женщина должна была растить волосы всю жизнь и никакие стрижки не были допустимы.

Это вполне понятно и жителям России. На Руси этот обычай также имел место. Появиться на публике или позволить себя увидеть постороннему человеку без покрытой головы являлось стыдом и позором для женщины. Это хорошо отражено в известном слове, выражающем стыд и позор – «опростоволоситься», т.е. позволить себя увидеть себя без покрытой головы, «простоволосою». Общепринятые нормы приличия требовали от женщины иметь нестриженные волосы и покрывать волосы при всяком выходе за пределы дома.

Апостол, касаясь этого вопроса так же ссылается не на тексты Писания, а на реалии культуры и нормы приличия. Павел пишет: «Всякая жена, молящаяся или…

Почему женщине нельзя заходить в храмы и монастыри в брюках и с непокрытой головой?

Для каждого дела имеется соответствующая одежда: в вечернем платье вы не пойдете на стадион, а в спортивном костюме - в театр. Так же существует традиция соответствующего наряда во время посещения храмов, а особенно монастырей.

Цель посещений церкви - молитва. А согласно Священному Писанию, женщина должна молиться с покрытой головой. Очень хорошо, что сейчас во многих храмах и монастырях платок можно получить при входе.

Что касается брюк, то Священное Писание требует, чтобы женщины одевались в женскую одежду, а мужчины - в мужскую. Поэтому женщине, которая специально собирается идти в храм, лучше надеть юбку соответствующей длины.

Во всех случаях нужно стараться уважать благочестивые традиции нашего народа и нашей Церкви, ибо со своим уставом, как говорят, в чужой монастырь не ходят.

Но если человек впервые пришел в храм или у него внезапно…

Почему в храме женщинам следует покрывать голову?

Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя…

Традиция покрывать голову в церкви, это не закон, а настойчивая рекомендация святого апостола Павла. В соответствии с его Посланием к коринфянам, мужчина должен молиться с непокрытой головою, а женщина - с покрытой. Издревле женские волосы считались одним из самых выразительных элементов женской привлекательности, и это было противовесом скромности, одним из знаков которой были прикрытые волосы.

Еще в дохристианскую эпоху гетеры в Греции ходили с непокрытыми волосами, а семейные женщины должны были высказывать принадлежность мужу, покрывая голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.

Откуда пошла традиция покрывать женщинам в церкви голову?

В соответствии с наставлениями апостола внешний вид верующего, вне зависимости от пола, должен быть сдержанным и скромным, и не может являться источником соблазна или смущения. Верующий человек в храме должен быть настроен на молитву, выражать своим видом уважение и благоговение к святости храма и происходящей в нем…

Традиция такая.

раньше вообще женщины все время с покрытой головой ходили, а кто с непокрытой — считались женщинами легкого поведения.

Покров на голове женщины обозначает ее зависимость от мужа (а если его нет – то от отца, брата или сына) . Женщина, не имевшая мужчины-защитника (мужа, отца, брата или сына) не являлась полноправным членом общества. Фактически она вообще не обладала никакими гражданскими или имущественными правами. Одновременно покров на голове стал также знаком целомудрия женщины – принадлежности мужу (подразумевалось – и более никому) . Женщина, не носившая покров на голове, считалась «девицей легкого поведения» . Отсюда очевидно, почему апостол рекомендует христианским женщинам носить покрывало, особенно в церкви (в те времена христиан часто обвиняли в культовом разврате, и требование Павла противостояло этому обвинению) .

********************************************************

Платок на женщине — знак того, что эта женщина принадлежит…

11.09.2014

Женщина издревле ходит в храм с покрытой головой – это древний обычай, который зародился на основе слов апостола Павла. Апостол говорил, что жена должна на голове иметь символ, который обозначает власть над ней. Это необходимо, прежде всего, для Ангелов.

Отсюда зародилась традиция покрывать голову при входе в церковь. Согласно апостолу, если женщины молится и при этом ее голова открыта, это является постыдным. Непокрытая голова приравнивается к обритой. Этими словами апостол подчеркивал постыдность одежды современных женщин, которые показывают свое тело. Мужчина имеет право ходить в церковь с открытой головой.

Кстати, в античной культуре голова прикрывалось как знак скромности. Волосы в то время считались наиболее ярким атрибутом женской привлекательности и красоты. Семейные женщины не имели возможности ходить с распущенными волосами, и обязаны были носить такой головной убор, как платок. Платок являлся показателем того, что женщина занята и принадлежит…

Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18).

Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.

Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.

Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя девственница может входить в храм без головного…

Вопрос платков и косынок часто становится предметом разногласий и споров. Это происходит потому, что люди пытаются возвести в ранг догмы то, что по какой-то причине Бог не посчитал нужным объяснить подробно в своём Слове – Библии. Тема покрытия головы затрагивается всего в одном месте Нового Завета, в 1 Кор. 11:3-16. Иисус Христос ничего не говорил по этому вопросу, Петр, Иаков, и Иоанн, в своих посланиях тоже ничего не упоминают о нём. Проблема усложняется тем, даже в том единственном месте, где апостол Павел касается вопроса покрывала, его основная тема – не элементы одежды, а суть системы авторитетов в рамках устройства семьи. Покрытие головы в этом месте упоминается Павлом больше как иллюстрация принципа подчинённости жены мужу, нежели как догматическое учение.

Скорее всего, поэтому, Павел не представляет детального учения по данному вопросу. Более того, говоря о покрытии головы, он употребляет несколько аргументов, которые, будучи понятными христианам Коринфа, трудно…

Поясните пожалуйста,как женщина должна относиться к покрывалу на голове 1 Кор.11гл. И как должна выглядеть женщина-христианка?
Спасибо за вопрос о должном отношении женщин к покрывалу. Этот вопрос ясно изложен апостолом Павлом, и если непредубежденно читать написанное им, то другого вывода не сделаешь: во время богослужения женщина должна иметь на голове покрывало, как знак ее покорности Божьему установлению быть помощницей мужу. Однако гордость мешает буквально понимать текст 11 главы 1 Коринфянам и начинаются поиски иных объяснений. Так и для Евы было неприемлемым буквальное понимание слов Бога «не вкушайте и не дотрагивайтесь, смертью умрете». Она истолковала так, что вчера было нельзя, а сегодня можно… Я не нашел ничего лучше, как сослаться на Международную христианскую газету, которая этот вопрос обсуждала. И чтобы вам долго не искать этой статьи, я привожу ее ниже. Что касается одежды женщин, то основной принцип в одеянии не столько цвет или фасон, сколько…

Однажды на сайте одна из участниц форума возбудила интересную тему. Она написала: «В нашей общине очень остро обсуждается вопрос о необходимости покрывать голову платком женщинам во время молитвы».

Невольно сразу же возникает вопрос: «А почему именно платком, а может другим каким-либо головным убором»?

Позвольте рассмотреть этот вопрос, что, собственно хочет сказать Павел Коринфским женщинам?

Давайте проще подойдем к этому вопросу.

Возьмем современный перевод и проанализируем 11 главу 1 Коринфянам, что касается покрывала на голове женщины:

«Но всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, навлекает позор на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила себе голову» (5 стих).

Вы видите, как апостол иронизирует: Если женщина молится с непокрытой головой, это равносильно тому, что она обрила свою голову?

Из этого текста мы можем пока сделать только один вывод: Для того чтобы не навлечь…

Нет обязанности для женщины заходить в православный храм с покрытой головой.
Это не обязанность, а историческая традиция и рекомендации апостола Павла. При чем, традиция может быть и противоположной. Например, в Греции в православные храмы обязаны заходить женщины без головного убора (!) Такой подход к покрытой женской голове сложился у греков в ходе национально-освободительной борьбы с турками.
И более того, в Украине есть храм — в Ахтырке (Сумская область) — где по их традиции женщины входят в храм с непокрытой головой, так как в этом храме хранится образ Божьей матери с непокрытой головой.
— Обо всем этом поведал сегодня священник Георгий по радио «Эра».
— А на вопрос почему же женщин в отдельные храмы не пускают бабки, если у нее нет платочка — отец Георгий ответил с некоторым раздражением: мы знаем об этом проблеме, что некоторые служки пытаются навязывать свое видение веры в Бога, и пытаемся с этим бороться. И, вообще, лучше прийти к Богу с непокрытой…

Депортация народов начались задолго до войны: в 1935 году из приграничных районов с Финляндией стали выселять финнов (30 000 человек), затем депортировали 40 000 немцев и поляков из Винницкой и Киевской областей Украины.

В 1937 году «освободили» от курдов иранцев и армян приграничные районы Закавказья, потом занялись Дальним Востоком, переселяя корейцев, китайцев, поляков, прибалтов и немцев в Среднюю Азию. Когда Красная армия вошла в Прибалтику, началось выселение поляков и тех, кто недавно перешел через границу, то есть евреев.

Немцы

С началом войны депортация приняла новый размах. Для этого в аппарате НКВД был создан Отдел спецпоселений. Зная, что перед войной в Германию уехало 406 000 немцев, Сталин счел их нелояльными и летом 1941 года подписал Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», по которому «Республика немцев» была ликвидирована, а ее жители - 440 200 человек на 188 эшелонах оперативно вывезены в 107 населенных пунктов Сибири и северного Казахстана; на сборы давалось 24 часа.

Затем занялись немцами в европейской части СССР, депортация которых завершилась к лету 1942 года; из Закавказья через Каспий было вывезено 25 000 немцев в Казахстан. По данным историка Аркадия Германа («Депортация советских немцев из европейской части СССР») было депортировано 950 000 русских немцев, 73 % перевезли в Сибирь, 27 % – в голые степи Казахстана.

Под депортацию попали финны-ингерманландцы, которых ссылали в Иркутскую область, в Якутию и в Красноярский край.

В конце января1942 года из Керчи выселили 438 итальянцев; их заподозрили в симпатии к фашистам.

Крымские татары

Депортация продолжилась на освобожденных от фашистов землях. 11 мая 1944 года Сталин подписал постановление о выселении из Крыма крымских татар; обоснованием стала записка наркома Берии, в которой указывалось дезертирство 20 000 татарских бойцов, организация угона русских в Германию. Позже узнали о преступлениях спецподразделений татар, действовавших совместно с СС. Немецкий фельдмаршал Эрих Манштейн вспоминал, что отряды крымско-татарских добровольцев по жестокости превосходили части СД.

На депортацию отвели двое суток, на сборы давали полчаса. Боестолкновений избежали, но изъяли много оружия и 49 минометов. По данным Отдела спецпоселений в Узбекистан вывезли 151 136 татар, в Марийскую АССР - 8 597, в Казахстан – 4 286, остальные попали в трудовые колонны. Всего было депортировано 193 865 татар, из которых в первые полгода от голода, холода и болезней умерло 16 052 человек. Под репрессии попали цыгане, которые в годы войны выдавали себя за татар, чтобы выжить.

Болгары, греки и армяне

Далее Сталин подписал поставление о выселении 37 000 «немецких пособников из числа болгар, греков и армян». Депортацию провели за один день - 27 июня 1944 года а после выслали под Фергану всех, у кого были просроченные иностранные паспорта: греков, турков, иранцев, венгров, румын, итальянцев и немцев. В докладной Берии значилось, что с полуострова выселено 12 422 болгар,15 040 греков, 9 621 армян, 1 119 немцев и 3 652 иностранцев. Прошли «чистки» в Красной армии, на спецпоселения были отправлены 559 греков, 582 болгарина, 574 армянина и 184 офицеров других национальностей.

С 1945 по 1950 год умерло 16 055 человек из депортированных.

Чеченцы и ингуши

Причиной высылки вайнахов стало дезертирство из РККА, «антисоветская» деятельность муфтиев и восстания 1942 года. Историк Николай Гродненский в книге «История вооруженного конфликта в Чечне», рассказывает, что в 1943 году на оперативном учете НКВД состояло 8 535 вайнахов, 457 человек подозревали в связях с фашистами. Было известно, что в 1942 году чеченцы учредили подпольную «Партию кавказских братьев», предусматривающую создание Федеративной республики «по мандату Германской империи».

С1941 год по 1944 НКВД ликвидировал 55 банд, по горам ходили еще 200. Решение о ликвидации Чечено-Ингушетии было принято на заседании политбюро, и Берия лично провел операцию. Для депортации вайнахов было привлечено 100 000 военных, но она растянулась с 23 февраля 1944 года по 9 марта: население сопротивлялось и сбегало в горы. Было застрелено 780 человек, арестовано 2 016 человек, изъято 20 000 автоматов, пулеметов и винтовок. 6 544 горца сумели сбежать в горы. Всего в Казахстан и Киргизию вывезли 493 269 вайнахов, затем еще 28 000 – из Дагестана, 2 700 – из Грузии.

Калмыки

Гнев вождя калмыки вызвали сотрудничеством с оккупантами: в 1942 году был создан Калмыцкий кавалерийский корпус, который принимал участие в боевых действиях и карательных походах. В 1943 году ситуация оставалась сложной: банды грабили магазины, убивали коммунистов и офицеров, было зарегистрировано 18 столкновений с отрядами НКВД, учитывая это, власти решили провести 28-29 декабря 1943 года операцию «Улус». С родных мест было сорвано 93 139 калмыков. Под депортацию попали русские женщины, вышедшие замуж за калмыков, а вот калмычки, вышедшие за русских сумели избежать печальной участи. Как пишет военный историк Михаил Семиряга (« Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны») операция позволила выявить 750 бандитов, полицаев и немецких связных. Калмыков выслали в Омскую, Новосибирскую, Тюменскую области и в Красноярский край.

Кроме этого, были депортированы: карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, эстонцы, литовцы и латвийцы, хемшины, русские и многие другие, – всего около 30 народов России. Несправедливость коснулась многих, ведь тысячи татар, чеченцев, калмыков, греков, армян и немцев честно воевали на фронтах Великой Отечественной или работали в тылу. Но слова Сталина «Сын за отца не отвечает» оказались лживыми: за преступления одних людей расплатились сотни тысяч других, невинных.

23 февраля – трагический день для народов Северного Кавказа. 74 года назад в руководство Советского Союза, не дожидаясь окончания Великой Отечественной войны, развернуло масштабную операцию по переселению ингушей и чеченцев с их родных земель в Среднюю Азию. Некому было помочь людям в репрессивной мясорубке, но был один, кто все же робко попытался. Ruposters рассказывает о жизни самого правого из всех левых – Анастасе Микояне.

Спасение в Баку

Анастас Иванович Микоян – выпускник Тифлисской духовной семинарии. Еще во время обучения там он оказался в местном социал-демократическом кружке, позже вступил в РСДРП. В 26 лет он издавал две большевистские газеты и был депутатом Бакинского Совета народных комиссаров.

Именно он в момент захвата Баку английскими военными остался руководить большевистскими формированиями, перешедшими в подполье. Он оказался среди тех, кто спасся от расстрела бакинских комиссаров. Микояну удалось приготовить для отступавших две шлюпки, но не все успели отчалить вовремя, и задержавшийся корабль был взят под стражу и отконвоирован в Красноводск. Там 26 человек были расстреляны.

Микоян, Сталин и Орджоникидзе, 1925 год

Советскому руководству позже удастся использовать этот трагичный эпизод в коммунистической пропаганде, а Микоян, как организатор и видный деятель бакинских рабочих и крестьян, удостоился чести в 1920 году руководить Нижним Новгородом. К тому моменту он уже был вхож в группу Ленина, Кирова, Фрунзе и Сталина – они встречались за год до этого в Москве, когда Микоян читал доклад о положении дел на Кавказе.

Я ожидал изменения политики и в отношении деревни. Я понимал и считал правильным, что индустриализация перед войной и в ходе самой войны вынуждала идти на большие изъятия, которые мы совершали в отношении деревни. Может быть, год-два после войны это придется продолжать, считал я, потому что сильно обеднели мы в войну. Я, правда, об этом ни с кем своими мыслями не обменивался до момента, когда это можно было бы осуществить. Я настолько верил в разум Сталина, что думал: он поймет — эта задача вполне осуществима и необходима. Я даже не сомневался в правильном разрешении этого вопроса. Но постепенно пришлось разочароваться и в этих своих надеждах, и в самом Сталине в этом отношении, - писал Микоян в своих мемуарах.

За права крестьян и за расстрелы

Не обошлось и без политического "мордобоя". Когда Микояна назначили секретарем Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б), в Баку оказался Нариман Нариманов, ставший председателем Временного военно-революционного комитета Азербайджана. У него была власть и возможность поставить перед Кремлем вопрос о независимости Азербайджана от политики Кремля. Якобы Нариманов знал, на какие рычаги давить в вопросе с Турцией, а Кремль ему только мешал. Микоян выступил против и в итоге с помощью Кирова убрал Нариманова с политической арены Баку.

Так вырисовывается главная черта политики Микояна, характерная для его службы на постах за долгую карьеру. Он фактически отказался следовать негласному большевистскому правилу разрушения и созидания на руинах, предпочитая суматохе Революции осторожность в решениях. По-видимому, такой саперской выдержке его научила взрывоопасная среда кавказского региона.


Бадаев, Микоян и Киров на хлебозаводе в Ленинграде, 1927 год.

С позиций современного обозревателя Анастас Микоян – очень противоречивая личность. Например, в должности главы Наркомата торговли он отвечал за распродажу произведений искусства за рубеж для пополнения бюджета. Но зато именно благодаря его протекции практика коллективизации не приобрела черты откровенного грабежа. Микоян продвигал правые по своему замыслу обеспечительные меры для крестьянства: пытался обновлять их сельскохозяйственные инструменты (угадайте, откуда были деньги), занимался размещением МТС (машинно-тракторных станций) в совхозах и так далее.

Но именно он возглавлял комиссию ЦК по делу Бухарина и Рыкова. Микоян полностью поддерживал Сталина и вместе с Ежовым фактически руководил репрессивной машиной по ликвидации партийных и правительственных работников. Его личная роспись стоит на делах 1365 коммунистов, в основном из подведомственных ему Наркомпищепрома и Наркомата внешней торговли СССР.

Славно поработал НКВД за это время! – вещал с трибуны в начале 40-х сам Микоян. Впрочем его сын утверждает, что доклад был записан не самим Анастасом Ивановичем, а тот лишь его смиренно прочитал.

Триумфальное шествие Микояна в советской политике длилось вплоть до конца 1940-х годов. Фактически уже тогда он мог называться настоящим долгожителем политической системы, которая любила если не пожирать своих детей, но уж точно вертеть ими, ротировать, как ей захочется. Ему даже во время преобразования СНК СССР в Совет министров удалось сохранить должность министра внешней торговли.

Один против "Чечевицы"

Однако первую трещину в безупречной карьере тифлисского интеллигента дало разногласие, о котором требуется упомянуть отдельно. Дискуссии о реальных причинах произошедшего ведутся до сих пор. В феврале 1944 года указом Лаврентия Берии началась массовая депортация чеченцев и ингушей, операция носила название "Чечевица".


Лидеры СССР, Микоян - крайний слева

Депортация продолжалась до 9 марта 1944 года, в ходе нее было переселено около 600 тысяч представителей двух народов, погибло 120 тысяч человек. В итоге Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, вместо нее появилась Грозненская область, вошедшая в состав РСФСР.

Достоверно известно о как минимум двух вопиющих эпизодах, случившихся во время депортации. 100 тысяч солдат Красной армии, задействованных в зачистке региона (и это во время военных действий!), давали семьям всего два часа на сборы, а тех, кто не успевал или отказывался покидать свое жилище, убивали. Так произошло с аулом Хайбах: 700 жителей оказались закрыты в колхозной конюшне, которую солдаты подожгли. Женщины и старики, отказавшиеся покидать аул, были зверски умерщвлены. Во втором случае озеро Галайн-Чож стало местом, куда сбрасывали тела тех, кто задерживал конвои, проходившие через эту территорию. Больные, дети и старики – около 600 тел оказалось в водах озера.


Депортация чеченцев и ингушей

Что же стало причиной такой ненависти по отношению к чеченским и ингушским народам? Ответы сводятся к нескольким основным гипотезам. Одна фактически защищает власть в ее решении. По мнению академика Александра Самсонова, причиной депортации стал частый бандитизм и сотрудничество народов с немцами. Существует легенда, согласно которой инициативные ингуши "подарили" представителям гитлеровской Германии некоего серебряного коня в знак своей покорности. О планах на чеченцев-коллаборационистов известно из переписки немецкого командования:

На Кавказе, как нигде в другом месте России, адаты, мусульманские законы, шариат еще крепко держат в руках большую часть горского населения в повиновении. И это намного облегчает задуманную акцию. Горцы по натуре очень наивны и легкомысленны. С ними работать легче, чем с другими национальностями.

Проблема этой теории в том, что немцам так и не удалось закрепиться на Кавказе, их буквально выбили со своей территории кавказские народы за считанные дни, поэтому вряд ли можно говорить о массовой поддержке населением немцев. Что же касается бандитизма, то ни в одном советском исследовании не указывается национальность совершившего уголовное деяние. Установить, являлись ли именно ингуши или чеченцы создателями бандитских группировок, не представляется возможным.

Недружелюбному отношению центра к этническим общностям способствовали экономические трудности, не завершившаяся коренизация власти, неудовлетворенность степенью реализации лозунгов Революции на местах, выступления против Советов. На поверхность вытаскивалась общая оценка — "неблагонадежность". Война обострила это напряженное, "бифуркационное состояние", проявились такие институты, как дезертирство, уклонение от службы в Красной армии, - говорит научный сотрудник РАН Николай Бугай.

Если говорить о второй теории, то здесь все кажется более очевидным. После раздробления территории Чечено-Ингушской АССР большая часть земель на самом деле отошла Грузии, а России – только те земли, на которых проживали русские. Депортация также способствовала снятию напряженности с Турцией, которая, по мнению советского руководства, подогревала мусульманское население на Кавказе к восстанию.

Есть и третья теория, высказанная историком Эдиевым. По ней депортация чеченцев и ингушей стала результатом глобальной политической игры по поднятию утраченного в результате войны рейтинга НКВД. Берия страстно желал вернуть господство над страной, политически уничтожив видных военных деятелей, снискавших славу у населения военными успехами. Поэтому для депортаций и использовались военные силы. Сталину же эта идея, мягко скажем, не претила. Берия, Кобулов, Круглов, Серов и прочие организаторы репрессий в итоге были награждены теми же орденами (орденами Суворова), что и главнокомандующие армий.


Людей везли в товарных вагонах, предназначенных для зерна

Операция "Чечевица" не встретила особых препятствий и ожесточенных споров. Вопрос был только в том, когда начинать - после освобождения Кавказа от немцев или сразу, как только в регион придет Красная Армия. Что примечательно, Молотов и Жданов в компании других членов ЦК ратовали за немедленную депортацию, а Берия и Сталин – за то, чтобы подождать. Оппонировал этим двум согласным друг с другом группам лишь один человек – Анастас Микоян. Естественно, активное выступление против вождя означало политическое и физическое самоубийство, поэтому Микоян пытался указать на то, как это будет воспринято на Западе. Его никто не послушал. Но свое мнение он не поменял, даже под усилившимся давлением.

Тоталитарная система не позволяла существовать открытой оппозиции в обществе. Что касается высшего руководства страны, то как таковой оппозиции в документах, в том числе и в "Особой папке" И. Сталина, применительно этнических общностей не просматривается, - утверждает Николай Бугай.

Дело жизни

Микоян попал в опалу, хотя и сохранил свой пост министра торговли СССР до смерти Сталина, но с начала 50-х он уже не присутствовал на встречах с руководителем страны (такой же участи "удостоился" и Молотов). Политическое чутье подсказывало Микояну не высовываться раньше времени. На своем посту он пересидел не только Сталина, но и самого Берию.


Микоян и Че Гевара на Кубе в начале 1960-х

Именно Берия был для Микояна заклятым врагом. Люди Берии с 1952 года выбивали из арестованных по делу Еврейского антифашистского комитета показания на Анастаса Микояна, но ход делу дать не удалось из-за смерти вождя. Микоян открыто присоединился к критике своего бывшего покровителя (именно Сталин сделал его кандидатом в члены Политбюро) только вслед за Хрущевым в 1955 году.

Исследователь Марьям Яндиева считает, что таким образом он лишь прикрывал свою спину. Обвиняя Сталина, он будто снимал с себя ответственность за депортацию народов Кавказа, защищая "шкурный интерес".

Удручающее впечатление на меня произвело то, что Сталин добился выселения целых народов — чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, балкарцев, кабардинцев, немцев Поволжья и других — с их исконных земель в европейских районах и в Закавказье, а также татар из Крыма, греков из Закавказья уже после того, как немцы были изгнаны с территорий, где проживали эти народы. Я возражал против этого. Но Сталин объяснял это тем, что эти народы были нелояльными к Советской власти, сочувствовали немецким фашистам. Я не понимал, как можно было обвинять целые народы чуть ли не в измене, ведь там же есть партийные организации, коммунисты, масса крестьян, советская интеллигенция! Но Сталин был упрям. И он настоял на выселении всех до единого с обжитых этими народами мест, - будто оправдывается сам Микоян.

В 1957 он запускает дело своей жизни, прославившее его на Кавказе, - лоббирует указ Верховного Совета СССР от 9 января о восстановлении Чечено-Ингушской АССР. За два года до этого именно через Микояна проходят все жалобы, обращения видных представителей репрессированных диаспор к Хрущеву. В итоге Микоян лично берет на себя обязанность по восстановлению АССР. Для этого была создана так и называвшаяся "Комиссия Микояна", которая решала конкретные вопросы, связанные с политическим устройством Чечено-Ингушской АССР и восстановлением ее конституционных прав.


Сац, Микоян и Хрущев в 1936 году

"Массовое выселение целых народов не было вызвано необходимостью и не диктовалось военными соображениями, а было одним из проявлений чуждого марксизму-ленинизму культа личности, грубым нарушением принципов национальной политики партии", - говорилось в постановлении Президиума ЦК КПСС от 14 ноября 1956 года.

Процесс возвращения растянется на долгие годы и так и не будет полноценно завершен по ряду причин.

Рабочее дело Анастаса Микояна оказалось долгим. Он пробыл на посту в составе высших органов власти 57 лет. "От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича" - это о нем. Умер он в 1978 году, успев даже поучаствовать в решении Карибского кризиса, а также продвинуть тиражи книг Эрнеста Хэмингуэя (с писателем он лично был знаком).


Эрнест Хэмингуэй и Анастас Микоян

Западные политики, в частности Уолтер Беделл Смит, посол США в СССР, характеризовали Микояна как единственного политика, с которым реально можно было договориться. СМИ прозвали его "улыбающийся МИК".

Долгожительство Микояна имело своей причиной не только и не столько его поразительную хитрость, умение изворачиваться и плести интригу. Дело было не только в его феноменальном таланте дипломата. Микоян был действительно практически незаменим. Он был сверхэффективен, - описывает его деятельность профессор Чикагского университета Майкл Эллман.

Микоян был похоронен на Новодевичьем кладбище, а это считалось неофициальным знаком опалы - так ему отплатил Брежнев. В 1964 году Хрущев, показывая пальцем на Брежнева, обвинил того в неспособности решать реорганизационные задачи, отдав план реформ Верховного Совета не будущему секретарю ЦК, а Микояну. Но к моменту звездного часа Брежнева солнце Микояна уже отгорело свое.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"


За пособничество фашистам их вообще могли расстрелять.


18 мая исполнилось 65 лет со дня переселения татар с территории Крыма после обвинения их в массовом дезертирстве и сотрудничестве с фашистами. Спец-
операция заняла два дня и закончилась к вечеру 20 мая 1944 года. 180 тысяч человек со всем скарбом вывезли из Крыма и расселили в Узбекистане, Киргизии и Казахстане. Реабилитировали крымских татар и разрешили вернуться на родину только в 1989 году. С тех пор Крым снова залихорадило, а потомки предателей требуют себе все новых компенсаций за ущерб, нанесенный им «кровавым сталинским режимом». О печально знаменитом факте нашей истории мы беседуем с академиком, доктором исторических наук Андреем ГОНЧАРОВЫМ.


- Андрей Павлович, в этом году исполняется 65 лет так называемой сталинской депортации крымских татар и других народов. Как вы считаете, что подвигло руководство СССР в 1944 году пойти на этот шаг?
- Я уже устал доказывать, что это были совершенно логичные и справедливые действия по отношению к изменникам Родины и фашистским прихвостням. При этом следует отметить гуманизм Советской власти по отношению к бандитам, верой и правдой служившим фюреру.
По законам военного времени, согласно статье 193-22 тогдашнего Уголовного кодекса РСФСР, у нашего командования было полное право расстрелять, конечно, не весь народ, но все мужское население так называемых крымских татар за дезертирство и предательство!
- Ну, это уж слишком!
- Факты свидетельствуют, что практически все крымско-татарское население призывного возраста выступило на стороне фашистской Германии. Стоило фронту приблизиться к Крыму, подавляющее большинство населения начало переходить на сторону врага.
Есть удивительные, ярко комментирующие те события данные. Так, в чисто крымско-татарской деревне Коуш в Красную Армию было призвано 130 человек, из них 122 после прихода немцев вернулись домой. В деревне Бешуй из
98 призванных вернулись 92 человека. Прекрасный пример «патриотизма», не правда ли? Так как же прикажете поступать с ними?


Крымские татары - побратимы немецкого народа


А какие были цели у татарского населения Крыма? Не просто так же они вдруг стали изменниками Родины, да и еще в такой страшный для страны час.
- Об этом четко сказано в одном документе тех лет.
В мае 1943 года один из старейших крымско-татарских националистов Амет Озенбашлы составил меморандум на имя Гитлера , в котором изложил следующую программу сотрудничества между Германией и крымскими татарами:
1. Создание в Крыму татарского государства под протекторатом Германии. 2. Создание на основе батальонов «шума» и прочих полицейских частей татарской национальной армии. 3. Возвращение в Крым всех татар из Турции, Болгарии и других государств; «очищение» Крыма от других национальностей. 4. Вооружение всего татарского населения, включая глубоких стариков, вплоть до окончательной победы над большевиками. 5. Опека Германии над татарским государством, пока оно сможет «встать на ноги».
Надеюсь, все понятно? Батальоны «шума» - это вспомогательные полицейские образования.
Вот еще выдержки из одного документика для полноты картины - поздравления членов Симферопольского мусульманского комитета Гитлеру с днем рождения 20 апреля
1942 года:
«Освободителю угнетенных народов, верному сыну германского народа Адольфу Гитлеру.

Мы, мусульмане, с приходом доблестных сынов Великой Германии с первых же дней, с Вашего благословения и в память нашей долголетней дружбы, стали плечом к плечу с германским народом, взяли в руки оружие и клялись, готовые до последней капли крови сражаться за выдвинутые Вами общечеловеческие идеи - уничтожение красной еврейско-большевистской чумы без остатка и до конца...
...В день Вашего славного юбилея шлем Вам наш сердечный привет и пожелания, желаем Вам много лет плодотворной жизни на радость Вашего народа, нам, крымским мусульманам и мусульманам Востока».
Подобные славословия фашистским извергам повторяются в изобилии и в тогдашних национальных СМИ. Скажем, «Азат Крым» («Свободный Крым»), издававшийся с 11 января 1942 года до самого окончания оккупации, писал 20 марта 1943 года:
«Великому Гитлеру - освободителю всех народов и религий - мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду! Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер!»
- Андрей Павлович, но это же чистой воды измена Родине?
- Конечно. А то, что началось после оккупации немцами Крыма, вообще не поддается здравому осмыслению! Татарско-крымские предатели, организованные фашистами в многочисленные отряды, ведут настоящую охоту за партизанами. Уничтожают их базы, выслеживают и расправляются с подпольщиками, охотятся за евреями и сдают органам СС. Вот что пишет фельдмаршал Эрих фон Манштейн : «Большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам. Нам удалось даже сформировать из татар вооруженные роты самообороны, задача которых заключалась в охране своих селений от нападений скрывавшихся в горах Яйлы партизан. Причина того, что в Крыму с самого начала развернулось мощное партизанское движение, доставлявшее нам немало хлопот, заключалась в том, что среди населения Крыма, помимо татар и других мелких национальных групп, было все же много русских».
Можно приводить тысячи примеров зверств крымских татар. Причем иногда даже немцы и итальянцы, захватившие Крым, были вынуждены тормозить их непомерную, даже для гитлеровцев, жестокость. Крымцы захватывали и сжигали заживо советских парашютистов, партизан. Есть документы, подтверждающие эти факты. Так, в Судакском районе в 1942 году группой самообороны татар был ликвидирован разведывательный десант Красной Армии, при этом самооборонцами были пойманы и сожжены живьем 12 советских парашютистов.

4 февраля 1943 года крымско-татарские добровольцы из селений Бешуй и Коуш захватили четырех партизан из отряда Муковнина . Партизаны были исколоты штыками, уложены на костры и сожжены. Особенно обезображенным оказался труп казанского татарина Киямова , которого каратели, видимо, приняли за своего земляка. То есть изменника в их борьбе с Красной Армией.
Вот цитата из докладной записки заместителя начальника особого отдела Центрального штаба партизанского движения Попова от 25 июля 1942 г.:
«Участники партизанского движения в Крыму были живыми свидетелями расправ татар-добровольцев и их хозяев над захваченными больными и ранеными партизанами (убийства, сжигание больных и раненых). В ряде случаев татары были беспощаднее и профессиональнее палачей-фашистов».
Известна тактика разминирования дорог, когда под крымско-татарским надзором толпу заключенных заставляли прочесывать минные заграждения. Представляете этот ужас?!
- А сами крымские татары участвовали в партизанской борьбе?
- Только не смейтесь: на 1 июня 1943 года в Крыму действовало партизанское подполье в составе 262 человек, в том числе шести крымских татар.
Добавить тут особо нечего. Ах да, вот поразительный факт. После разгрома 6-й немецкой армии Паулюса под Сталинградом Феодосийский мусульманский комитет собрал среди татар в помощь германской армии один миллион рублей. Ну, по типу простых советских людей, которые отдавали последние гроши на строительство танков и самолетов.
Правда, следует сказать, что с наступлением Советской Армии крымские татары смекнули, что неминуемой расплаты не избежать, и в феврале-марте 1944 года стали вливаться в партизанские отряды. Причем пристроиться к нашим героям пытались целые отряды карателей и охранников концлагерей. Другая часть бежала с немцами и еще некоторое время использовалась в войсках СС в Венгрии и Франции.





Переселение народов придумали в США


- Но все равно депортировать целый народ - это жестоко. Там же было много ни в чем не повинных людей.
- Я отнюдь не сторонник сталинизма. В моей семье, как и во многих семьях России, есть пострадавшие от репрессий. Но тогда шла война. Оставлять у себя за спиной 200 тысяч человек, готовых в любой момент предать, - преступно! Притом депортация народов по национальному признаку - это отнюдь не ноу-хау сталинского режима, как нас уверяли перестроечные «демократы». Во время той же Второй мировой, только раньше - в 1941 году, через пару месяцев после Перл-Харбора, американцы совершенно спокойно депортировали во внутренние районы страны и посадили в концлагеря около 200 тысяч своих граждан японского, немецкого и итальянского происхождения. Японцам вменялось, знаете что? То, что они высаживают в Калифорнии цветочные клумбы специально рядом с военными объектами, чтобы их рассекретить, а на Гавайях вырубают сахарный тростник специальным образом, в виде гигантских стрелок, направленных в сторону авиабаз США, для сигналов японским летчикам! Пару месяцев назад были слушания в конгрессе США, где выступали дети репрессированных американских граждан немецкого и итальянского происхождения. Так там одна женщина рассказывала, мол, ее отец сел на много лет только за то, что сказал: при Гитлере в Германии построили хорошие дороги! Кстати, в те же годы была вообще безумная практика захвата японцев американцами. Массово, семьями по всей Латинской Америке. Их помещали в концлагеря и содержали для будущего возможного обмена на американских военнопленных.

Был такой случай. Ожидая нападения японцев на Алеутские острова, в
1941 году американцы сочли неблагонадежными эскимосов и немедленно вывезли всех - 400 с небольшим человек - ни в чем не повинных аборигенов в пустыню Канзаса. И это при том, что нога агрессоров не ступала на территорию США вообще! А в нашем варианте? Когда крымские татары открыто встали на сторону врага, как прикажете с ними поступать?
А что касается многократно повторенной лжи о неимоверной жестокости Красной Армии при самой депортации, посмотрите документы. Это просто, архивы открыты. Вот только представьте: идет война, часть страны захвачена врагом, положение с продовольствием аховое. И при этом каждому депортируемому в дороге полагалась горячая пища,
500 граммов хлеба в день, мясо, рыба, жиры. По распоряжению Сталина крымским татарам разрешалось забрать с собой до 500 кг имущества на каждого взрослого! На другое оставленное имущество выдавались справки, по которым на месте прибытия в Узбекистане и Казахстане выдавалось равноценное. Кроме этого, каждой семье на обустройство выдавали существенный беспроцентный кредит на семь лет.
- Сталин, получается у вас, был чуть ли не благодетелем для крымских татар.
- Да они молиться на него должны! Он спас их от праведного народного гнева, от погромов. Вы только представьте: за время немецкой оккупации татарские полицейские части собрали для угона в Германию более 50 тысяч русских жителей Крыма! Плюс нечеловеческие злодеяния, которые они творили по отношению к своим соседям. Что с ними за это сделали бы в 1945-м вернувшиеся из Берлина крымчане-фронтовики - отцы, братья и сыновья растерзанных ими, отданных в рабство советских граждан?! От крымских татар ничего бы не осталось.
Кстати, надо отметить, что крымские татары свое имя «татары» носят по недоразумению. На самом деле ничего общего в этническом плане с историческими татарами или татаро-монголами они не имеют.


Гитлер хотел перенести Прибалтику в Сибирь


Андрей Павлович, в этом году есть еще одна дата. В марте 1949 года Сталин депортировал в Сибирь сотни тысяч прибалтов.
- Откуда там сотни тысяч? Вы просто наслушались натовской пропаганды. 60 лет назад было депортировано из Эстонии - 20 173 человека, Литвы - 31 917 человек, Латвии - 42 149. Эти архивы НКВД - НКГБ давно в свободном доступе. При этом во время хрущевской оттепели в 1959 году всем прибалтам, в отличие от крымских татар, разрешили вернуться домой.
Теперь выясним, кто были эти люди и за что их высылали. Депортировали так называемых лесных братьев и членов их семей. А высылали их не за то, что они сотрудничали с фашистами, это им как бы простилось, а за участие в бандформированиях, оставшихся на территории Прибалтики после разгрома немецких войск. Этими «лесными братьями» за период с 1945 по 1949 год были убиты: в Литве - 25 108, в Латвии - 4780, в Эстонии - 891 человек.
- Я читал, что за годы войны в Прибалтике по примеру Германии были уничтожены почти все евреи.
- Причем руками не СС, а местной полиции. По данным рейхсминистерства по делам оккупированных восточных областей, в общей сложности около 120 тысяч евреев.
- Зачем же они так выслуживались перед немцами?
- Надеялись, что Гитлер разрешит им создать собственные государства. Многие оголтелые националисты до сих пор верят, что так и случилось бы, если бы не «советская оккупация» в 1944-м. Но планы Германии на Прибалтику были совершенно другими. Многие документы на этот счет опубликованы в только что вышедшей книге Игоря Пыхалова «За что Сталин выселял народы?». Так, в Берлине на совещании по вопросам онемечивания в прибалтийских странах постановили: «Большая часть населения не годится для онемечивания. Нежелательные в расовом отношении части населения должны быть высланы в Западную Сибирь». В Эстонии предполагалось оставить 50 процентов населения, в Литве и Латвии - по 30 процентов. Взамен в Прибалтике предполагалось расселить ветеранов вермахта.
Потихоньку эта политика уже начала осуществляться. К 1 ноября 1943 года в Прибалтике уже жило 35 тысяч немецких колонистов. А вместо Сибири 300 тысяч прибалтов, в основном женщин от 17 до 40 лет, направили в немецкие лагеря трудовой повинности.
- Получается, и прибалтийские республики вслед за крымскими татарами должны быть благодарны Сталину. Достанься они Гитлеру, до сих пор во глубине сибирских руд хутора бы строили.
- Вот именно. Надеюсь, правда до Прибалтики когда-нибудь дойдет, до них все медленно доходит. И вот тогда люди забросают гнилыми помидорами марширующих по центру Таллина ветеранов эстонского СС, которым «кровавый тиран» Сталин по доброте своей оставил жизнь.