Болезни Военный билет Призыв

Разин герой или разбойник. Степан Разин – воплощение народного гнева. «Я пришел дать вам волю!»

Отрывок из рукописи новой книги Петра Романова "Русский бунт"

За свои бесконечные бунты XVII век так и вошел в русскую историю под именем «бунташного» века. И в центре этого времени - фигура Степана Разина. Кстати, любопытнейший феномен: уже сколько веков минуло, а романтический ореол окружает этого безжалостного разбойника до сих пор.

Объяснение находим у Николая Костомарова: "Ненависть к боярам, воеводам, приказным людям и богачам, доставлявшим выгоды казне и самим себе, приводила к тому, что жители перестали смотреть на разбойников как на врагов своей страны, лишь бы только разбойники грабили знатных и богатых, но не трогали бедных и простых людей; разбойник стал представляться образцом удали, молодечества, даже покровителем и мстителем страждущих и угнетенных".

Полагаю, что секрет неувядающей популярности Степана Разина как раз в том, что наши верхи по-прежнему не отличаются ни добротой, ни честностью, ни милосердием. Как на таком фоне не блистать "благородному разбойнику"? Впрочем, не надо иллюзий, "робингудство" Разина - всего лишь миф, просто людская память упорно отторгает трезвые оценки, вроде той, что дал нашему "герою" тот же Костомаров: "Это был выродок неудачного склада общества".

Как отмечали многие исследователи, Разин определил русский народный характер, может быть, не в меньшей степени, чем время ордынского ига. Он, по их мнению, подлинный герой народа, а духом Разина исполнены все революционные события 1917-20 годов. Есть даже те, кто полагает, что герои этих событий - всего лишь бледные тени грандиозной фигуры Стеньки.

Костомаров пишет о Разине: "Это был человек необычайно крепкого сложения, предприимчивой натуры, гигантской воли, порывчатой деятельности. Своенравный, столько же непостоянный в своих движениях, сколько упорный в предпринятом раз намерении, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то готовый с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения… В речах его было что-то обаятельное; дикое мужество отражалось в грубых чертах лица его, правильного и слегка рябоватого; в его взгляде было что-то повелительное; толпа чувствовала в нем присутствие какой-то сверхъестественной силы, против которой невозможно было устоять, и называла его колдуном. В его душе действительно была какая-то страшная, таинственная тьма. Жестокий и кровожадный, он, казалось, не имел сердца ни для других, ни даже для самого себя; чужие страдания забавляли его, свои собственные он презирал. Он был ненавистник всего, что стояло выше его. Закон, общество, церковь — все, что связывает личные побуждения человека, все попирала его неустрашимая воля. Для него не было сострадания. Честь и великодушие были ему незнакомы".

Согласно наиболее распространенной версии, запалом разинского восстания послужила казнь старшего брата Разина - Ивана. Атаман Иван Разин в 1665 году командовал казачьими полками на польской границе в русской армии князя Долгорукого. Осенью казаки решили вернуться на Дон, полагая, что по распоряжению Круга им на смену будут направлены другие войска. Долгоруков воспротивился этому решению, казаков вернул силой, а атамана приказал повесить.

На мой взгляд, версия выглядит достоверной, поскольку прекрасно вписывается в исторический контекст того переходного периода отношений между Москвой и казаками. Князь был уже уверен в том, что казаки обязаны ему подчиняться беспрекословно, а Иван Разин по-прежнему считал, что помощь казаков русской армии - дело добровольное: хотим - воюем, надоело - пошли домой.

И все же ставить во главу угла личную месть Стеньки Разина означало бы серьезно упростить причины восстания. Конечно, братья Разины - Иван, и Степан (в меньшей степени - младший Фрол) обладали на Дону немалым авторитетом, так что можно предположить, что казнь Ивана возмутила не только его родню, но и все казачество.

Важнее другое: то нестерпимое положение, в котором оказался в ту пору простой русский человек. Как справедливо пишет Костомаров, "вся половина XVII века была подготовкой эпохи Стеньки Разина". Если политическая элита с возведением на престол Михаила Романова еще как-то успокоилась, то низы, разбуженные Смутным временем, все еще бурлили. Крестьяне, не желая оставаться крепостными, пускались в бега и группировались в разбойничьи шайки, казаки, вольготно чувствовавшие себя при Лжедмитриях, желали "продолжения банкета", раскольники требовали своего и т.д. Как говорили тогда: весь русский мир закачался.

Наконец, несмотря на разбойничий характер и самого Разина, и всех его сподвижников, у этого бунта обнаруживается и вполне определенная идейная подоплека, что выделяет его среди прочих многочисленных мятежей той эпохи. Трудно точно сказать, когда в голове Стеньки Разина четко оформилась эта мысль, но он, похоже, искренне надеялся на всей русской земле установить вместо самодержавия более справедливый, как он считал, казацкий военно-демократический строй. Позже, примерно те же идеи возникли в голове и у Емельяна Пугачева. То есть, простой разбой, или как тогда говорили "добывание зипунов", постепенно начал приобретать черты политического бунта.

На царскую власть, учитывая психологию низов, слепо почитавших государей, Разин вслух не замахивался, наоборот, при всяком удобном случае, подчеркивал, что спасает царя от его подлых слуг-бояр. Однако одновременно распускал слух, что у него в обозе якобы скрываются царевич Алексей и свергнутый патриарх Никон. Роль уже умершего к тому времени царевича Алексея играл взятый Разиным в плен какой-то черкесский князек.

Устаревшее стрелецкое войско с казаками не справлялось, а войск иноземного строя, которые воевали против казаков успешно, у власти было еще мало. Поэтому главную ставку в борьбе против Разина Москве пришлось сделать на верное ей "домовитое", то есть, богатое казачество. И власть не ошиблась.

В своих так называемых "прельстительных" письмах, которые Разин распространял в народе, задача свержения государя никогда не прокламировалась. Он лишь объявлял себя последовательным борцом против царских чиновников и духовенства, которых казак обвинял как раз в измене царю. Пленным стрельцам Разин втолковывал: "Вы бьетесь за изменников, а мы бьемся за государя". То есть, лозунгом восставших стал призыв "За царя против бояр!". Разумеется, это было лишь тактической уловкой: совместить разинскую страсть к безбрежной воле с подчинением царю было невозможно.

Понятно, что этот казацкий порядок вступал в глубокое противоречие не только со светской, но и с духовной властью. Разину приписывали, скажем, такие речи: "На что церкви? К чему попы? Венчать, что ли? Да не все ли равно: станьте в паре подле дерева, да пропляшите вокруг него - вот и повенчались".

***
Стоит, правда, отметить, что не все казаки поддерживали тогда Разина. Как и вече, казачий Круг иногда делился пополам и бурно выяснял, кто прав. В лучшем случае на кулаках, а в худшем случае силой оружия. Вот и в 1670 году, когда лояльные Москве казаки собрали в Черкасске свой Круг, там внезапно появился Разин с товарищами, объявил "главного докладчика" московским шпионом, убил его, а тело бросил в Дон. Верные Москве казаки едва спаслись тогда, укрывшись в соборе.

Тем не менее, именно раскол в среде казаков и обеспечил Москве, в конце концов, победу. Устаревшее стрелецкое войско с казаками не справлялось, а войск иноземного строя, которые воевали против казаков успешно, у власти было еще мало. Поэтому главную ставку в борьбе против Разина Москве пришлось сделать на верное ей "домовитое", то есть, богатое казачество. И власть не ошиблась.

Подробности пленения Разина в апреле 1671 года неизвестны, но схвачен Разин был не царскими войсками, а именно казаками, перешедшими на сторону Москвы. Практически все захваченные с Разиным повстанцы были тут же повешены, а самого грозного атамана вместе с братом Фролом отправили в столицу. По дороге в Москву уже в кандалах более слабый характером Фролка начал пенять брату, что тот втянул всех в беду, на что Степан, судя, по воспоминаниям очевидцев, что сопровождали арестантов, уверенно ответил: "Никакой беды нет! Нас примут почестно, самые большие господа выйдут посмотреть на нас".

Действительно, братьев встречали, но только не для того, чтобы приветствовать. Уже за несколько верст до Москвы с Разина сняли его богатое платье и переодели в лохмотья. Из столицы привезли большую телегу с виселицей. К ней и приковали за шею Разина. Фролку привязали цепью к телеге, так он и бежал остаток пути до Москвы.

Здесь после страшных пыток, во время которых Стенька не проронил ни звука, он и был казнен 6 июня 1670 года.

Младший брат пыток не выдержал, покаялся и обещал служить государю. «Экая ты баба!», - сказал уже полуживой брат. После мучительных пыток, Степан столь же стойко выдержал и четвертование. Фрол, ожидая своей очереди, опять рыдал, клялся в верности государю и молил о пощаде. "Молчи, собака!", - откликнулся атаман. И это были его последние слова.

Что с Фролом произошло далее точно неизвестно. По некоторым свидетельствам, он сначала отсрочил свое наказание, соврав, что знает, где зарыт богатый клад, а затем его, раскаявшегося, приговорили к пожизненному тюремному заключению.

***
Шлейф от разинского восстания в хрониках и документах того времени можно проследить до 1672 года. Уже без своего лидера часть казаков, упорно сопротивляясь, наносила власти болезненные удары. Круг, собранный сторонниками Разина, обвинил в его смерти митрополита Иосифа и воеводу князя Львова. Оба были захвачены казаками. С митрополита сняли священные одежды, в которых он вышел из церкви, подвергли пытке и сбросили с колокольни. После пыток убили и князя Львова.

Последней точкой в бунте Разина можно считать лето 1672 года, когда верные государю войска взяли Астрахань и учинили суд и расправу над последними разинцами. Впрочем, расправа с последними бунтовщиками произошла не сразу. Федька Шелудяк, ставший во главе разинцев после смерти Степана, сдался московским войскам, окружившим Астрахань, на определенных условиях. И бояре какое-то время свои обязательства выполняли: никто не был казнен, у всех отобрали лишь награбленное. Разинцы жили какое-то время на свободе, однако, позже из Москвы в Астрахань для сыска и расправы специально прибыл князь Яков Одоевский. Бывшие главари разинцев были схвачены и повешены. С рядовыми смутьянами, поскольку серьезной угрозы они уже не представляли, поступили более милосердно, они были просто отправлены на службу в разные места.

Не думаю, что сам Разин хотя бы раз задумался над тем, какой глубокий след он оставит в русской истории, след противоречивый, но, безусловно, очень яркий. Достаточно привести размышления, уже после Октябрьской революции, Федора Шаляпина: "Я, конечно, далек от мысли видеть в Степане Тимофеевиче Разине символический образ России. Но правда и то, что думать о характере русского человека, о судьбах России и не вспомнить о Разине - просто невозможно… Находит иногда на русского человека разинская стихия, и чудные он тогда творит дела! Так это для меня достоверно, что часто мне кажется, что все мы - и красные, и белые, и зеленые, и синие, - в одно из таких Стенькиных наваждений взяли да и сыграли в разбойники, и еще как сыграли - до самозабвения! Подняли над бортом великого русского корабля прекрасную княжну, размахнулись по-разински и бросили в волны… Но не персидскую княжну на этот раз, а нашу родную мать - Россию".

Урок истории по теме:

«Степан Разин- герой или разбойник?»

Цели урока:

  • Обучающая: охарактеризовать личность Степана Разина, закрепить и углубить знания, полученные при изучении темы «Народные выступления в XVII веке».
  • Воспитывающая: формировать мыслящую и нравственную личность.
  • Методическая: создать условия на уроке для проявления аналитико-познавательной активности учащихся.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Форма урока: урок-исследование.

Основные понятия: крепостничество, крестьянская война, «соляной» бунт, «медный» бунт, старообрядцы, «прелестные письма».

Важнейшие даты: 1648- «соляной» бунт, 1662- «медный» бунт, 1667-1669- первый этап выступления отрядов Разина («поход за зипунами»), 1670-1671- второй этап выступления (крестьянская война под предводительством Степан Разина).

Выдающиеся личности: царь Алексей Михайлович, Степан Разин

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, раздаточный материал.

Методические приёмы: учебный диалог с элементами анализа исторических источников через обсуждение в группах постоянного состава; сообщения учащихся, беседа с учащимися, рассказ учителя.

План урока:

  1. Причины народных выступлений в XVII веке. Крестьянская война под предводительством Степан Разина.
  2. Личность Степана Разина в литературе и истории.
  3. Степан Разин. герой или разбойник. Собственная оценка личности.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Итак, ребята, мы с вами изучили тему «Народные выступления в XVII веке».

  • Как назвали историки XVII век?
  • Почему этот период так называется?
  • Наш урок сегодня будет посвящен, наверное, самой известной личности «бунташного» века- атаману донских казаков.

Вступительное слово учителя на фоне слайда № 2 (№ 1-пустой):

Вот уже три с лишним века не ослабевает интерес к противоречивой личности Степана Разина. О жизни атамана были сложены многочисленные легенды, сказания, песни. Историки посвятили не один том исследованиям «бунта Стеньки Разина», а писатели, поэты, художники в своих произведениях пытались отразить мысли и чувства этого человека.

Сегодня мы совершим еще одно путешествие в прошлое нашей страны, попытаемся проникнуть в «загадочную русскую душу», понять, кто же он-

Степан Разин. Народный герой или разбойник?

и дать собственную оценку этому человеку.

  1. Актуализация изученного материала:
  1. Но прежде мы окунёмся в историю XVII века- века массовых выступлений против власти.
  • С именем какого царя связаны главные события «бунташного» века?

(слайд № 3)

  • Что же представляла из себя личность царя, каков был его характер?

Индивидуальное сообщение учащегося.

Царь вступил на престол «по приказу» своего отца и «по крестному целованию» людей Русского государства. Во главе России встал любознательный, приятный, благородный, однако неопытный правитель. Ему было 16 лет.

Современники искренне любили этого царя. Сама наружность Алексея говорила в его пользу и привлекала к нему. В его живых глазах светилась редкая доброта. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было приветливым, но в то же время важным.

Несмотря на внешнее добродушие, Алексей Михайлович порой гневался и бранился. Но всё-таки в глазах современников он был «тишайшим». Алексей Михайлович был очень религиозным человеком.

Были у него и недостатки. Он был безвольным и малодушным человеком, не знал радости в труде, зачастую за него правили приближенные. При таких качествах царь не мог быть борцом и реформатором.

  1. Итак, царя прозвали «тишайшим». Почему же при таком мягком и добром царе происходили народные волнения? Давайте вспомним причины этих волнений с помощью теста.

Слайд № 4 –тест

КРЕПОСТНИЧЕСТВО - определение

  • Какие причины народных волнений не прозвучали?

Слайды 5-6 (иллюстрации- в качестве подсказки)

  1. Итак, по названным причинам начинаются выступления против власти, в которых участвовало не только крестьянство, но и горожане, низшие слои духовенства и казаки. Давайте вспомним наиболее серьезные выступления.

Слайды № 7-9 (по датам и иллюстрациям учащиеся определяют события)

СТАРООБРЯДЦЫ - определение

Слайд № 10

  1. Несомненно, самым крупным народным выступлением XVII века стало восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Тимофеевича Разина. Что нам известно о Степане?

Краткая характеристика С.Разина дается одним из учащихся (в соответствии с учебником, стр.64), слайд № 18

Степан Тимофеевич Разин (1630-1671) родился в зажиточной казачьей семье в станице Зимовейской на Дону.
Современники отмечали, что Степан обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Эти качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом. Незаурядные качества военного руководителя Степан проявил в походах против крымских татар и турок в 1661-1663 годах. Дипломатический опыт Разин получил в переговорах с калмыками, а затем и с персами. Будучи сторонником казачьей вольницы, Разин не мог согласиться с ограничением свободы казаков, которую ввел Алексей Михайлович.

Мы видим, что Разин был умным, сильным, хорошим дипломатом. Прежде чем дать собственную оценку атаману, давайте обратимся к ходу восстания и его итогам.

  1. Отношения казачества и власти еще со времён смуты были напряженными. На Дон издавна стекались недовольные из центральных областей (у казаков существовало негласное правило: «с Дона выдачи нет», т.е. беглые крестьяне не выдавались своим хозяевам). К тому же казаки жили за счет военной добычи и часто занимались грабежами. (Слайд № 11) Один из таких походов 1667 году совершил и Степан Разин. Я предлагаю вам вспомнить географию похода и его итоги.

Работа с анимированной картой, рассказ учащегося (Слайд № 12)

Первый этап выступления отрядов Разина (1667-1669) обычно называют «походом за зипунами». Это был поход восставших за добычей. Отряд Разина блокировал главную хозяйственную артерию юга России – Волгу, захватывал торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие захватили Яицкий городок, а затем одержали победу над персидским флотом. Получив богатую добычу, летом 1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке.

  • «Поход за зипунами» можно назвать выступлением против власти? (нет- потому что это был поход за добычей, да- потому что это была форма социального протеста)
  1. «Поход за зипунами» сделал атамана очень популярной фигурой в народе. Почувствовав силу, Степан заявил о походе на Москву, где обещал «всех князей и бояр… побить». С этого времени выступление Разина называют крестьянской войной.

Слайд № 13

  • Что такое крестьянская война? Чем она отличается от городского бунта? (масштабы)

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА – определение

  • Как удалось Разину повести за собой такие массы народа?
  1. Слово учителя (добавляя выступления): Казаки повсюду рассылали «прелестные письма», призывая в свои ряды народ . Давайте прочитаем отрывок из «Прелестных писем».

Слайд № 14 (учащиеся читают, отвечают на вопросы):

  • Почему документ так называется?
  • К кому он был обращен?

Давайте рассмотрим ход войны и её итоги.

Работа с анимированной картой, рассказ учащегося о втором этапе восстания. Слайд № 15

Весной 1670 восставшие захватили Царицын и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. На сторону Разина перешло население многих городов: Саратова, Самары и других. В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители многих народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Разине то, что каждого участника выступления он объявлял казаком (т. е. свободным человеком).
В сентябре 1670 года восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь
Ю. Барятинский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После пыток и суда руководитель восставших 6 июня 1671 года был четвертован на Красной площади в Москве.
Восстание было жестоко подавлено. Всего было казнено около 100 тысяч человек

Итак, восстание потерпело поражение.

Слайд № 16

  • Почему казачья верхушка выдала Степана властям?
  • Почему восстание было обречено на неудачу? (отметить разногласия в планах и интересах разных групп казачества- более зажиточного и бедного).

Слайд № 17,18 (с музыкой)

Казачий атаман после зверских пыток по приказу Алексея Михайловича был казнён, но на долгие годы оставил о себе споры в обществе.

Слайд № 19

  1. Личность Степана Разина.
  1. Кто же он? Трудно назвать эпоху, которая осталась бы равнодушной к этому человеку. Споры о нём не утихают до сих пор. В глазах одних он рассматривался как великий патриот земли русской, защитник обездоленных, пострадавший за народ. В глазах других- бандит, разбойник, безнравственный и жестокий человек. Где же истина? Кто прав в своей оценке? Свой ответ на эти вопросы вы и должны сформулировать сегодня на уроке. Интерес к личности Разина нашел отражение в литературе. О нем писали романы Василий Шукшин «Я пришёл дать вам волю», Алексей Чапыгин «Разин Степан», Степан Злобин «Степан Разин» и др. А.С. Пушкин раскрывает образ атамана в «Песнях о Стеньке Разине»

Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синем у:

« Молодец удалой , ты разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян ,
Ты садись на ладьи свои скорые,
Распусти паруса полотняные,
Побеги по морю по синему.
Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото
,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица».

  • Как характеризует Стеньку Пушкин?
  1. Во время похода на Каспий Степан Разин похитил княжну, имени которой история не сохранила. Судьбу прекрасной персиянки описал прибывший в это время в Астрахань искатель приключений голландец Ян Стрюйс в своей книге “Три путешествия”: “Мы нашли его на реке в раскрашенной и вызолоченной лодке, пьющим и веселящимся с некоторыми из его офицеров. Возле него была персидская принцесса… Будучи сильно пьян, он облокотился на край лодки и, смотря задумчиво на Волгу, вскричал: “Я обязан тебе всем, что имею, и даже тем, чем я стал. Ты отец и мать моей чести и славы. Я до сих пор не принес ничего в жертву тебе”. Он схватил княжну, разодетую в жемчуга и драгоценные камни, одетую в золотую парчу, и бросил в воду”.

Этот эпизод нашел отражение в народных песнях, в стихах А.С.Пушкина, в кинофильмах об атамане. Один из кинофильмов был снят ещё в 1908 году. Кадр из этого фильма мы сейчас увидим.

Слайд № 20

  • Какие чувства вызвал у вас поступок атамана?
  • Почему он так поступил?
  • Это поступок героя или разбойника?
  1. Много песен сложил о Разине народ. (На фоне слайда № 21) - Слова одной из самых известных «Из-за острова на стрежень» были написаны в XIX веке самарским поэтом Дмитрием Садовниковым. Давайте сейчас закроем глаза, и, слушая отрывок из песни, попробуем представить образ атамана.

Слайд № 21 (песня)

  • Каким представился вам Степан Разин?

Давайте послушаем отрывок из народной песни, который подготовила Агеева К.

Ученик читает наизусть отрывок:

Ты взойди, взойди, солнце красное,
Над горой взойди, над высокою.
Обогрей ты нас, людей бедных,
Людей бедных - солдат беглых...
Да не воры мы, не разбойнички.
Добры молодцы все охотнички,
Стеньки Разина мы работнички...

  • Как относится к Степану народ?
  • Как вы думаете, почему Степан Разин стал любимым народным героем?
  1. Слово учителя:

Литературные произведения более судят Степана не с исторической, а с этической стороны. Пушкин увлеченно назвал Разина «Единственным поэтическим лицом русской истории». В народных сказаниях он- почти былинный герой, в которых зачастую даже Илья Муромец представляется лишь есаулом Разина. А сейчас мы обратимся к трактовке образа Разина, данной профессиональными историками.

Проблемное задание:

Вам предстоит работа в группах. Знакомясь с фрагментами исторических трудов Сергея Михайловича Соловьёва, Сергея Фёдоровича Платонова, Николая Ивановича Костомарова, вы должны выделить основные подходы историка в оценке личности Разина и предложить собственную оценку, аргументируя её фактами.

Информация для учителя. В условиях групповой работы учитель выступает в качестве организатора познавательной деятельности учеников, следит за соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы группы и отдельных учащихся. При групповой форме обучения возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащегося в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес.

Слово учителя.

Для подготовки к выступлению у вас имеется несколько минут. В это время будет звучать песня «Есть на Волге утёс», посвящённая Степану Разину. Вслушайтесь в музыку, возможно и она поможет вам выразить своё отношение к атаману.

(включается запись) Слайд № 22

  1. Выступление представителей групп, высказывание и аргументирование собственных оценок, выполнение проблемного задания (внимательно выслушав рассказчика, ребята добавляют незамеченные детали и делают вывод, отвечая на итоговый вопрос).

Часть первая

28 августа 1671 года Войско Донское присягнуло на службу царю Московии Алексею Тишайшему. Эта присяга, в соответствии со статусными представлениями Средневековья, навсегда лишала донских казаков национальной автономии и передавала территорию Войска Донского под «высокую руку московского самодержца». Такой стала расплата за предательство мужественного борца за свободу Дона атамана Степана Разина.

«И знает четыре языка инородческих,

а может и более того…»

Степан Разин родился весной 1630 года в станице Зимовейская на Дону. В детстве его называли «тумой», что на языке казаков означало - ребенок, родившийся от брака казака и женщины нерусского (кавказского или азиатского) происхождения.

Представления этнических казаков о войсковой ценности молодых казачат были в ХVII веке весьма любопытны. «Тума» - сын казака и, например, карачаевки - не имел никаких ограничений в личных гражданских правах и мог быть свободно избран на любую войсковую должность наравне с сыном казака и казачки. «Болдыри» - казацкие дети от великорусских жен - получали подобные же права не с рождения, а только по достижении 21 года - в том случае, если их личные воинские качества, прежде всего поведение в бою, не вызывали у казаков нареканий.

Как это было принято в семьях этнических казаков, Разин получил хорошее домашнее образование, в первую очередь языковое. Как сообщают источники, он свободно владел калмыцким и татарским языками, достаточно хорошо мог изъясняться по-турецки и на фарси.

Даже враждебный Разину русский хронограф был вынужден признать, что «Стенька-вор грамоте зело премного обучен и знает четыре языки инородческих, а может боле того…».

Великий русский и украинский историк Николай Костомаров оставил замечательную характеристику Разина. «Это был человек чрезвычайно крепкого сложения, предприимчивой натуры и гигантской воли. Своенравный, столько же непостоянный в своих движениях, сколько и упорный в предпринятом раз намерении, то мрачный и суровый, то жестокий до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то готовый с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения; некогда ходивший на богомолье в отдаленный Соловецкий монастырь, но впоследствии хуливший имя Христа и святых его».

«Характерник» и колдун

Разин, несмотря на свое донское происхождение, был убежденным поборником идеалов и традиций Запорожской Сечи. Став атаманом, он последовательно стремился унифицировать локальные традиции донской вольницы с казацким «запорожским стандартом». Как отмечает Костомаров, Стенька завел в своем войске даже такой непопулярный у донцов запорожский обычай, как наказание смертью казака, допустившего физическое насилие над христианской женщиной или интимную связь с замужней казачкой.

Одним из запорожских заимствований Разина стали, по-видимому, мистические практики «характерства». Воинский орден «характерников», рудименты которого сохранялись в среде кубанского казачества вплоть до конца ХIХ века, являлся одним из самых таинственных институтов Запорожской Сечи.

«Характерство» посвященных в него казаков - это сложные, по сути языческие (ведические) заговорные практики, призванные защитить казака от пули, горячего коня от запала, их обоих от укуса змеи и тому подобное. «Характерники» могли осуществлять - и в средневековых источниках отмечается немало фактов этого - наговор на пушки и ружья противника, когда неожиданно и по непонятной причине всегда надежное оружие вдруг не могло стрелять. Они были способны исчезать из вида - «яко дым» - на совершенно открытой местности, легко «замовляли» кровь, льющуюся из глубокой раны.

Разин, бесспорно, обладал какими-то практиками «характерников». В самых отчаянных ситуациях он никогда не терял самообладания, над его умом и телом было бессильно спиртное, он был способен увидеть точное месторасположение потерянной вещи за много десятков верст, мог неожиданно потеряться из вида в чистом поле на глазах у сотен людей. «В его взгляде было что-то повелительное, - пишет Костомаров, - толпа чувствовала в нем присутствие какой-то сверхъестественной силы, против которой невозможно было устоять, и называла его колдуном».

Русские народные предания повествуют, что «чародей Стенька останавливал плывущие суда своим ведовством». У него была якобы заветная буддийская кошма, на которой атаман мог свободно переплывать любые водные пространства и даже летать по воздуху. От гневного взгляда Разина люди якобы каменели, а перед ласковым взором атамана не могла устоять даже самая убежденная нравственница.

В эпоху Средневековья некоторые поступки Разина действительно могли вызывать в простонародье мистический ужас. Например, случай поднесения «в дар» Волге персидской княжны, запечатленный в народной песне, был реальным событием, причем, видимо, далеко не единственным. Источники свидетельствуют, что именно таким способом Разин успокоил разбушевавшийся Каспий во время возвращения казацкого войска после победоносного рейда к берегам Персии.

Уже первый выход атамана Разина на историческую авансцену сразу же дал повод для слухов о его «чародействе». Когда струги Разина в первый раз спускались по Волге к Каспию, воевода Царицына князь Андрей Унковский отдал приказ расстрелять казацкие суда из крепостных пушек. Московитские стрельцы резво бросились исполнять приказание.

Казацкие струги медленно приближались - вот они уже на дистанции огня. Пушкари навели хоботы стволов и приложили запалы. Увы, выстрелов не последовало! Пороховые заряды рвались вверх через запальные окна, уродуя стволы орудий, - ни одна пушка толком не выстрелила! Пораженный этим событием воевода Унковский безропотно выполнил все требования атамана Разина, главное из которых - выдать войску походную наковальню, кузнечные меха и необходимую корабельную снасть.

Непреодолимые противоречия

Известный историк Александр Станиславский в своей докторской диссертации детально исследует относительно недавно обнаруженный манускрипт «Повесть о Земском соборе 1613 года». В этом документе содержатся сведения о состоявшемся зимой 1613 года казацком вооруженном перевороте в Москве, в результате которого древний престол Московии достался ставленнику рода Романовых.

В специальной главе исследования «Михаил Романов - казачий ставленник» Станиславский указывает, что воцарение «отрока Михаила» стало безусловной политической победой казаков, которым удалось после многолетней ожесточенной борьбы с польским шляхетством и великорусской знатью посадить на престол Московии «своего царя».

Новый «самодержец всея Руси» Михаил Романов первоначально стремился как можно полнее удовлетворить все требования этнических казаков. Молодой государь щедро наградил казацкое войско в Москве, выслал на Дон богатый «государев отпуск» и личное «жалованное» знамя. Казацкий народ с высокого престола был публично назван «великим рыцарским войском», а для оперативного решения всех возникающих вопросов во взаимоотношениях с казачеством спешно учредили особое министерство - Казачий приказ.

Вместе с тем, Московская Русь ни на минуту не сомневалась в том, что влияние казаков - как онтологически чуждого великорусам воинственного народа - на политическое бытие московского государства следовало всемерно ограничить.

Мысли московитской политической элиты не расходились с делом: уже к 1619 году все поселения этнических казаков на собственно великорусских землях были ликвидированы. Московские дьяки, щедро задабривая льготами и привилегиями этнических казаков (только им, например, была разрешена беспошлинная торговля на Руси), провели силами правительственных войск жесткую люстрацию так называемых «воровских казаков», то есть великорусских людей, пытавшихся войти в состав казачества. «Ворят» преследовали поистине безбожно: вздергивали на дыбу, казнили без суда, ссылали в Сибирь, морили в подвалах монастырей - все великорусские люди, по мнению царской администрации, должны были вернуться после Смуты в свои исконные сословия.

Политика подведения всех возможных вольнодумцев под «высокую руку государеву» должна была, по логике, в конце концов, затронуть и этнических казаков как главных инициаторов «бунташного воровства».

В 1632 году была предпринята попытка привести Войско Донское к присяге царской власти Романовых. Попытка окончилась для московитов позорным провалом: донцы наотрез отказались присягать, невзирая ни на какие «государевы отпуски». Ожегшись на донцах, царская власть даже не пыталась приводить к присяге Терско-гребенское и Яицкое (Уральское) казацкие войска, разумно понимая всю нереальность такого шага.

Все резко изменилось после 1641 года, когда после «пирровой победы» над Турцией в пятилетней (1637–1641) казацко-турецкой войне донское казачество оказалось ослабленным настолько сильно, что уже не могло вести переговоры с Московией с позиций необсуждаемого суверенитета.

Уже в 1642 году правительство Московии в полном объеме начинает реанимировать былую политику царя Бориса Годунова по сдавливанию казацкого «Дикого поля» в кольце воссоздаваемых великорусских крепостей со стрелецкими гарнизонами. Наиболее активно усиление военного присутствия Москвы происходит на нижней Волге - наименее населенной казаками части Присуда Казацкого. Вновь возникают все более настойчивые требования Посольского приказа о персональной переписи этнических казаков Волги и Яика, а также о выдаче с низовых рек на Москву всех «беглых холопей».

Разин, которому были свойственны не только умение виртуозно владеть саблей, но и несомненные способности стратегического предвидения, сумел понять главное: государство царей Романовых перешло в медленное, но исключительно упорное наступление на исконные казацкие вольности. Понял атаман и другое: если не остановить это наступление на Волге и Яике, то его не удастся остановить ни на Дону, ни на Днепре. К сожалению, столь прозорливо мыслящих людей среди казацкой старшины Черкасска и Запорожья оказалось очень немного.

«Я пришел дать вам волю!»

Совокупность известных исторической науке фактов позволяет считать, что действия Разина против правительства царя Алексея Михайловича изначально преследовали не тактическую (оттеснить московитов с казацких земель), а стратегическую цель - перелицевать государственную систему Московской Руси на казацкий лад.

Главный политический лозунг атамана - «Я пришел дать вам волю!» - мог вызвать энтузиазм скорее в великорусской крестьянской среде, нежели среди этнических казаков, которые и без того обладали всей полнотой личной, а во многом и внешнеполитической воли.

В этой апелляции к русскому крестьянскому большинству была и сила, и слабость Разина. Сила заключалась в той, по существу всеобщей, поддержке, которую атаман получал в среде «скудных многих людей» неказацкого происхождения - у русских стрельцов, крестьян, посадских чинов. Слабость же состояла в явной настороженности к разинской идее всеобщей вольности «старых», то есть этнических казаков Дона и Яика, с трудом представлявших себе, как можно перелицевать великорусский «черный люд» в казаков, да еще и перестроить государственный механизм Руси по образу и подобию казацкой войсковой управы. Трезвомыслящая сиюминутно, но стратегически недальновидная казацкая старшина не понимала, что только сплотившись воедино вокруг Разина, пусть даже под самыми фантастическими лозунгами, казаки получали реальный шанс остановить превращение великорусского национального государства в мощный, неумолимый к идее народоправства механизм наднациональной империи.

Разин меж тем целенаправленно готовился к войне с Московией. Поздней весной-летом 1667 года он уходит с Дона на Яик (Урал), где легко добивается расположения немногочисленных, но весьма воинственных яицких казаков.

Воронежский воевода Василий Уваров сообщал 25 апреля 1668 года в Разрядный приказ, что атаман Разин, перезимовав на Яике, сильно укрепился войском, поскольку к нему постепенно стекаются отряды донских и запорожских казаков. «Да они, казаки-де, говорят итти по городам пройматца на Волгу к Стеньке Разину, - докладывал воевода, - а ис коих городков-де казаки с ними не пойдут, то те городки им нещадно ломать».

В этот же период к Разину подошло и наиболее желанное для него подкрепление: его давний друг, атаман Сергей Кривой привел около 700 донцов, а запорожский есаул Боба пришел с Днепра с четырьмя сотнями сечевиков.

Весной 1668 года разинцы покинули Яицкий городок и направились в боевой поход к западному побережью Каспия. Для грядущей борьбы с Московией Разину необходимы были деньги и слава удачливого полководца, столь важная в среде этнических казаков. Успешный «персидский поход» принес ему и то, и другое.

«Иду судами и конями на Царицын»

Вернувшись с Каспия, Разин не распустил свои отряды, как это традиционно делали атаманы по возвращении из похода. Казаки-разинцы отпускались в свои городки для свидания с родственниками только «на срочные дни за крепкими поруками». Черкасск, столицу Войска Донского, Разин фактически держал в блокаде. Даже своих посыльных в Москву донской старшине приходилось направлять «тайным обычаем», чтобы об этом не узнали разинцы и «в Войске Донском смуты-де не учинилось». Степан Разин фактически повторял на Дону те же жесткие, но необходимые меры по обузданию своеволия казацкой старшины, которые до него успешно применял в Запорожье гетман Богдан Хмельницкий.

Сила и авторитет атамана Разина стремительно росли. По возвращении на Дон его отряд насчитывал 1,5 тысячи сабель, к ноябрю 1669 года полностью боеготовых казаков в стане Разина насчитывалось около трех тысяч, а в начале 1670 года число разинцев превышало уже 4 тысячи человек.

В начале мая 1670 года атаман собрал в Паншине-городке войсковой круг Дона. Здесь Разин впервые открыто призвал казаков «идтить в Русь Волгою, а там с бояры повидатца». Казаки радостно согласились со своим вождем.

15 мая 1670 года казацкое войско, выросшее до семи тысяч человек, вышло на Волгу выше Царицына. Подойдя к городу, Разин оставил своего товарища, атамана Уса, осаждать Царицын, а сам «пошел громить улус едисанских татар». Разбив вскоре татарские рати, Разин захватил «всякой полон», а главное - столь нужных для похода к Москве верховых лошадей.

Поскольку атаман Ус самостоятельно взять Царицын не смог, Разин лично возглавил штурм и, ворвавшись в город, - «московитских стрельцов и жителей, в башню загнав, в той башне порубил, а воеводу велел вкинуть в воду».

В Царицыне немедленно были введены казацкие порядки. Жители города вместо воеводы избрали на всеобщем сходе «атамана городового». Крепость стали всемерно укреплять на случай осады московскими ратями, в нем оставили специальный гарнизон - «казаков с десятку по человеку».

Московское правительство направило против разинцев карательное войско во главе с князем Семеном Львовым. Одновременно 8 июля 1670 года в Черкасск на Дон была отправлена из Посольского приказа грамота войсковому атаману с одобрением за неприсоединение низовых казаков к «Стеньке-вору». При этом царские дьяки уверяли «верных» казаков, что как только «воровские ссоры на Дону перестанут и казаки в послушании будут, и с Воронежа к вам на Дон все запасы без задержанья будут отпущены». Казацкой старшине царь Алексей Михайлович недвусмысленно предлагал взятку.

«Красное колесо» цареискательства

Успех сопутствовал Разину. У Черного Яра его войско встретилось с отрядом князя Львова. Устроив засаду, казаки наголову разгромили передовой отряд астраханских стрельцов, а основная часть правительственного войска просто бросила оружие.

Участник этого похода, немецкий офицер Людвиг Фабрициус, в своих «Записках» подробно описал, как это произошло: «Простые воины генерала (князя Львова. - Н.Л.) тотчас перешли к врагу с развернутыми знаменами и барабанным боем. Там они стали обниматься и целоваться, и договорились стоять друг за друга душой и телом, чтобы, истребив изменников-бояр и сбросив с себя ярмо рабства, стать вольными людьми».

Офицеры отряда ничего не могли сделать с этим единодушным порывом простых русских людей к свободе. «Нас было всего человек 80 офицеров, дворян и писарей, - с горечью отмечает Фабрициус, - генерал глядел на офицеров, офицеры на генерала, и никто в растерянности не знал, что нужно предпринять».

Укрепив тылы армии, Разин стремительным броском подошел к Астрахани. Штурм крепости был решительным: в ночь с 21 на 22 июня казаки ворвались в город. Несмотря на большой гарнизон (свыше шести тысяч человек) и наличие на стенах мощной артиллерии (около 500 пушек), сопротивление царских войск было сломлено быстро. Воевода Иван Прозоровский был схвачен и немедленно убит, казаки перебили также всех других «московитских начальных людей», общим числом около 500 человек.

От Астрахани Разин повернул на север, к Москве. Наступление развивалось очень успешно. Пали Чугуев, Острогожск, Саратов, Самара, Саранск, Пенза, Алатырь. Казаки осадили Тамбов и Шацк, их передовые отряды уже действовали в тульских и рязанских уездах. Общее число повстанцев, как считают историки, достигло 200 тысяч человек. Фактически весь бассейн Волги, вплоть до Казани, был очищен от русских помещиков, а их имения были сожжены.

Среди русских крестьян поползли слухи о том, что внезапно умерший в возрасте 15 лет (17 января 1670) царевич Алексей Алексеевич, второй сын царя Алексея Михайловича, на самом деле чудом спасся и примкнул к Разину. По Руси медленно покатилось страшное в своей неумолимой силе «красное колесо» цареискательства. А в Кремле и в Боярской думе многие в отчаянии схватились за голову.

Про знаменитого атамана сказки и легенды начали сочинять еще при жизни. Впрочем, в жизни у него хватало удивительных правдивых сюжетов. «Вокруг света» разобрался, правда ли, что…

Стенька Разин утопил персидскую княжну

Маловероятно. Сюжет песни «Из-за острова на стрежень» взят из воспоминаний голландца Яна Стрёйса, оказавшегося в Астрахани в 1670 году, когда ее захватили разинцы. По Стрёйсу, Разин в пьяном неистовстве утопил некую «персидскую княжну, которую он похитил вместе с ее братом», в качестве жертвы Волге. В 1669 году в битве с персами на Каспии казаки захватили Шабалду - сына флотоводца Мамед-хана, но ни в одном документе не сказано, что вместе с сестрой. Даже в челобитной самого Шабалды с просьбой отпустить его на родину - о сестре ни слова. Людвиг Фабрициус, который тоже был в Астрахани в 1670 году, приводит иную версию событий. Атаман топит не персиянку, а татарку и не в Волге, а в Яике, то есть еще до каспийского похода. Фольклорист Сергей Неклюдов считает, что Стрёйс, много заимствовавший из чужих текстов без указания источника, мог и в данном случае выдать услышанную от кого-то историю за увиденное лично. Принесение девушки в жертву водной стихии - известный фольклорный мотив. «История с этим жертвоприношением, - пишет историк Владимир Королев, - лишь отзвук древнего обряда, возникший на основе представлений о варварстве и жестокости атамана и его товарищей».

Афиша первого русского игрового фильма «Понизовая вольница», 1908 год

О нем писал Александр Дюма

Да. Автор «Трех мушкетеров» в 1858–1859 годах предпринял дальнее путешествие - из Петербурга через Москву и Поволжье на Кавказ (где, кстати, скрупулезно записал для французских гурманов рецепт шашлыка). В путевых очерках писателя есть историческая справка о донском казаке, предводителе народного восстания второй половины XVII века Стеньке Разине, «настоящем легендарном герое, как Робин Гуд», и связанное с атаманом волжское предание о Девичьем холме. Легенда напоминает историю с персидской княжной. Разбойник Стенька Разин, стоя на холме, вопрошал - чего, мол, ты хочешь за свое покровительство, о Волга? Услышав в ответ эхо «Ольга!», он принес реке в жертву самое дорогое - бежавшую с ним возлюбленную (которую так звали). После чего удача изменила Стеньке, и он был побежден и схвачен князем Долгоруким.


Легендарный атаман знал восемь языков

Возможно. Так писал служивший в Персии и России шведский дипломат Энгельберт Кемпфер, утверждая, в частности, что Разин владел фарси. Правда, сам Кемпфер никогда не встречал Степана Тимофеевича, чтобы лично в этом убедиться. Впрочем, казак Разин родился и жил в многоязычной среде: на Дон стекались представители разных народов (среди них были поляки, татары, турки, калмыки, даже карелы). Выучить несколько языков в таком окружении было нетрудно.


Персидский манускрипт. 1650 год

Он взял в плен уроженца Бразилии

Да. Людвиг Фабрициус был сыном лейденского хирурга, служившего в бразильской колонии Голландской Вест-Индской компании. Возмужав, Фабрициус-младший завербовался на военную службу в Россию и оказался в армии, отправленной царем против разинских отрядов. В июне 1670 года попал к казакам в плен, несколько раз виделся с атаманом лично. Осенью того же года Фабрициусу удалось бежать в Персию. Годы спустя, будучи уже на шведской службе, он рассказал о восстании Разина в «Записках» на немецком языке.


Анатолий Грошев. «Войска Степана Разина штурмуют город Симбирск»

Разин брал города хитростью, прибегая к «маскараду»

Да. Тот случай, когда сюжет многочисленных песен и сказаний имеет реальную подоплеку. Статус паломника пригодился казачьему предводителю и в качестве военной хитрости в походе «за зипунами» 1667–1669 годов. Разин с несколькими сподвижниками под видом богомольцев в канун Петрова дня попросили впустить их в Яицкий Городок (нынешний Уральск. - Прим. «Вокруг света» ) - поставить святому Петру в местной церкви свечку. И как только ворота открылись, отряды казаков ворвались внутрь.


Василий Суриков. «Степан Разин». Холст, масло. 1910 год


Разин проехал все Русское царство с юга на север и обратно

Да. Его отец в свое время дал обет съездить в Соловецкий монастырь на Белом море - помолиться местным святым-чудотворцам Зосиме и Савватию. Но не успел, умер, и в 1652 году в паломничество отправился сын, которому тогда было около 20 лет. Степан Разин добрался с низовий Дона до Соловецких островов, по пути посетил Воронеж, Тулу, Ярославль, Москву, Вологду, Архангельск, а потом вернулся обратно. По мнению историка Владимира Соловьева, поскольку статус богомольца давал большую свободу передвижения, спасая вольного казака с Дона от повышенного внимания властей, Разин мог использовать паломничество как удобный предлог, чтобы поездить по стране и изучить обстановку в разных регионах.

Степан Разин был соратником Емельяна Пугачева

Да. Тезка легендарного атамана, казак Степан Андреевич Разин, сражался в рядах мятежников-пугачевцев через сто лет после разинского восстания.


Николай Вакуров. «Емельян Пугачев». Палехская лаковая миниатюра. 1936 год

Разин зарыл в Жигулях несметные сокровища

Возможно. По крайней мере, надежда властей найти разинские клады и записи подарила еще пять лет жизни младшему брату Стеньки - Фролу, который под пытками пообещал показать атамановы тайники. Государевы люди возили его на Дон и на Волгу, но искомых сокровищ не обнаружили, и в 1676 году Фрол тоже был казнен. По сей день не найден клад, который были бы основания назвать разинским. Наверное, поэтому стали рассказывать, будто золото атамана заговоренное и просто так в руки не дается. Есть предания, что сокровища стережет дух самого Разина: он сидит по ночам в пещере и считает деньги.


Клад времен Медного бунта (XVII век), найденный в Кадашевской слободе в Москве

Войско Разина сопровождали мятежный русский царевич и низложенный патриарх Никон

Нет. Но сам Стенька активно распускал такие слухи, надеясь привлечь новых сторонников. Опальному Никону Разин отправлял письма с предложением сотрудничества, но бывший патриарх предпочел не связываться с бунтовщиком. Что же касается царевича, то, по свидетельствам современников Разина, атаман держал при себе пленного кавказского княжича, которого и выдавал за царского сына Алексея Алексеевича. Утверждалось, что царевич не умер в январе 1670 года, а бежал от отца, государя Алексея Михайловича, на вольный Дон. Казнив Разина, царь простил самозванца поневоле.


Кадр из фильма «Гулящие люди», 1988 год. В роли патриарха Никона Александр Парра

Разин был безбожником и занимался черной магией

Нет. В марте 1671 года патриарх Иоасаф предал главного мятежника анафеме, которую повторили в храмах по всей стране. В приговоре царского суда Разин назван «вором, и богоотступником, и изменником». Атамана обвиняли в том, что он изгнал с Дона священников и заменил церковные венчания языческими обрядами. Владимир Королев, однако, пишет, что на Дону во времена Стеньки Разина бракосочетание по церковному уставу, а не в казачьем кругу попросту еще не прижилось. Атаман не был ни воинствующим язычником, ни еретиком, но московские власти стремились представить любое обстоятельство как антихристианские действия главного бунтаря.


Магом Разин стал в легендах, причем, как следствие официальной пропаганды, иногда колдовские способности атамана объясняются его связью с нечистой силой

Разин не был казнен в 1671 году, а чудом спасся

Нет. Степан Разин был публично четвертован по царскому приговору в Москве 6 июня 1671 года. Вот что писала об этом лейпцигская пресса того времени: «Хотя нет никаких сомнений в том, что казнь протекала указанным образом, большинство до сих пор не хочет верить, что это был подлинный главный мятежник Разин, поскольку сам [казненный] перед смертью сказал: «Вы думаете, что убили Разина, но настоящего вы не поймали; и есть еще много Разиных, которые отомстят за мою смерть». В сказаниях атаман обретает бессмертие и, подобно легендарным героям других народов (королю Артуру, Фридриху Барбароссе...), либо спит, либо пребывает в некоем волшебном плену, но когда-нибудь проснется, чтобы вершить правосудие.


Степан Разин перед казнью. Французская гравюра. 1837 год

Фото: РИА Новости, Fine Art Images/Legion-Media, Diomedia, РИА Новости, Fine Art Images/Legion-Media, Евгения Новоженина / РИА Новости, iStock, Советский экран, Графика.Ру / Fotodom.ru

Отрывок из рукописи новой книги Петра Романова "Русский бунт"

За свои бесконечные бунты XVII век так и вошел в русскую историю под именем «бунташного» века. И в центре этого времени - фигура Степана Разина. Кстати, любопытнейший феномен: уже сколько веков минуло, а романтический ореол окружает этого безжалостного разбойника до сих пор.

Объяснение находим у Николая Костомарова: "Ненависть к боярам, воеводам, приказным людям и богачам, доставлявшим выгоды казне и самим себе, приводила к тому, что жители перестали смотреть на разбойников как на врагов своей страны, лишь бы только разбойники грабили знатных и богатых, но не трогали бедных и простых людей; разбойник стал представляться образцом удали, молодечества, даже покровителем и мстителем страждущих и угнетенных".

Полагаю, что секрет неувядающей популярности Степана Разина как раз в том, что наши верхи по-прежнему не отличаются ни добротой, ни честностью, ни милосердием. Как на таком фоне не блистать "благородному разбойнику"? Впрочем, не надо иллюзий, "робингудство" Разина - всего лишь миф, просто людская память упорно отторгает трезвые оценки, вроде той, что дал нашему "герою" тот же Костомаров: "Это был выродок неудачного склада общества".

Как отмечали многие исследователи, Разин определил русский народный характер, может быть, не в меньшей степени, чем время ордынского ига. Он, по их мнению, подлинный герой народа, а духом Разина исполнены все революционные события 1917-20 годов. Есть даже те, кто полагает, что герои этих событий - всего лишь бледные тени грандиозной фигуры Стеньки.

Костомаров пишет о Разине: "Это был человек необычайно крепкого сложения, предприимчивой натуры, гигантской воли, порывчатой деятельности. Своенравный, столько же непостоянный в своих движениях, сколько упорный в предпринятом раз намерении, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то готовый с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения… В речах его было что-то обаятельное; дикое мужество отражалось в грубых чертах лица его, правильного и слегка рябоватого; в его взгляде было что-то повелительное; толпа чувствовала в нем присутствие какой-то сверхъестественной силы, против которой невозможно было устоять, и называла его колдуном. В его душе действительно была какая-то страшная, таинственная тьма. Жестокий и кровожадный, он, казалось, не имел сердца ни для других, ни даже для самого себя; чужие страдания забавляли его, свои собственные он презирал. Он был ненавистник всего, что стояло выше его. Закон, общество, церковь — все, что связывает личные побуждения человека, все попирала его неустрашимая воля. Для него не было сострадания. Честь и великодушие были ему незнакомы".

Согласно наиболее распространенной версии, запалом разинского восстания послужила казнь старшего брата Разина - Ивана. Атаман Иван Разин в 1665 году командовал казачьими полками на польской границе в русской армии князя Долгорукого. Осенью казаки решили вернуться на Дон, полагая, что по распоряжению Круга им на смену будут направлены другие войска. Долгоруков воспротивился этому решению, казаков вернул силой, а атамана приказал повесить.

На мой взгляд, версия выглядит достоверной, поскольку прекрасно вписывается в исторический контекст того переходного периода отношений между Москвой и казаками. Князь был уже уверен в том, что казаки обязаны ему подчиняться беспрекословно, а Иван Разин по-прежнему считал, что помощь казаков русской армии - дело добровольное: хотим - воюем, надоело - пошли домой.

И все же ставить во главу угла личную месть Стеньки Разина означало бы серьезно упростить причины восстания. Конечно, братья Разины - Иван, и Степан (в меньшей степени - младший Фрол) обладали на Дону немалым авторитетом, так что можно предположить, что казнь Ивана возмутила не только его родню, но и все казачество.

Важнее другое: то нестерпимое положение, в котором оказался в ту пору простой русский человек. Как справедливо пишет Костомаров, "вся половина XVII века была подготовкой эпохи Стеньки Разина". Если политическая элита с возведением на престол Михаила Романова еще как-то успокоилась, то низы, разбуженные Смутным временем, все еще бурлили. Крестьяне, не желая оставаться крепостными, пускались в бега и группировались в разбойничьи шайки, казаки, вольготно чувствовавшие себя при Лжедмитриях, желали "продолжения банкета", раскольники требовали своего и т.д. Как говорили тогда: весь русский мир закачался.

Наконец, несмотря на разбойничий характер и самого Разина, и всех его сподвижников, у этого бунта обнаруживается и вполне определенная идейная подоплека, что выделяет его среди прочих многочисленных мятежей той эпохи. Трудно точно сказать, когда в голове Стеньки Разина четко оформилась эта мысль, но он, похоже, искренне надеялся на всей русской земле установить вместо самодержавия более справедливый, как он считал, казацкий военно-демократический строй. Позже, примерно те же идеи возникли в голове и у Емельяна Пугачева. То есть, простой разбой, или как тогда говорили "добывание зипунов", постепенно начал приобретать черты политического бунта.

На царскую власть, учитывая психологию низов, слепо почитавших государей, Разин вслух не замахивался, наоборот, при всяком удобном случае, подчеркивал, что спасает царя от его подлых слуг-бояр. Однако одновременно распускал слух, что у него в обозе якобы скрываются царевич Алексей и свергнутый патриарх Никон. Роль уже умершего к тому времени царевича Алексея играл взятый Разиным в плен какой-то черкесский князек.

Устаревшее стрелецкое войско с казаками не справлялось, а войск иноземного строя, которые воевали против казаков успешно, у власти было еще мало. Поэтому главную ставку в борьбе против Разина Москве пришлось сделать на верное ей "домовитое", то есть, богатое казачество. И власть не ошиблась.

В своих так называемых "прельстительных" письмах, которые Разин распространял в народе, задача свержения государя никогда не прокламировалась. Он лишь объявлял себя последовательным борцом против царских чиновников и духовенства, которых казак обвинял как раз в измене царю. Пленным стрельцам Разин втолковывал: "Вы бьетесь за изменников, а мы бьемся за государя". То есть, лозунгом восставших стал призыв "За царя против бояр!". Разумеется, это было лишь тактической уловкой: совместить разинскую страсть к безбрежной воле с подчинением царю было невозможно.

Понятно, что этот казацкий порядок вступал в глубокое противоречие не только со светской, но и с духовной властью. Разину приписывали, скажем, такие речи: "На что церкви? К чему попы? Венчать, что ли? Да не все ли равно: станьте в паре подле дерева, да пропляшите вокруг него - вот и повенчались".

***
Стоит, правда, отметить, что не все казаки поддерживали тогда Разина. Как и вече, казачий Круг иногда делился пополам и бурно выяснял, кто прав. В лучшем случае на кулаках, а в худшем случае силой оружия. Вот и в 1670 году, когда лояльные Москве казаки собрали в Черкасске свой Круг, там внезапно появился Разин с товарищами, объявил "главного докладчика" московским шпионом, убил его, а тело бросил в Дон. Верные Москве казаки едва спаслись тогда, укрывшись в соборе.

Тем не менее, именно раскол в среде казаков и обеспечил Москве, в конце концов, победу. Устаревшее стрелецкое войско с казаками не справлялось, а войск иноземного строя, которые воевали против казаков успешно, у власти было еще мало. Поэтому главную ставку в борьбе против Разина Москве пришлось сделать на верное ей "домовитое", то есть, богатое казачество. И власть не ошиблась.

Подробности пленения Разина в апреле 1671 года неизвестны, но схвачен Разин был не царскими войсками, а именно казаками, перешедшими на сторону Москвы. Практически все захваченные с Разиным повстанцы были тут же повешены, а самого грозного атамана вместе с братом Фролом отправили в столицу. По дороге в Москву уже в кандалах более слабый характером Фролка начал пенять брату, что тот втянул всех в беду, на что Степан, судя, по воспоминаниям очевидцев, что сопровождали арестантов, уверенно ответил: "Никакой беды нет! Нас примут почестно, самые большие господа выйдут посмотреть на нас".

Действительно, братьев встречали, но только не для того, чтобы приветствовать. Уже за несколько верст до Москвы с Разина сняли его богатое платье и переодели в лохмотья. Из столицы привезли большую телегу с виселицей. К ней и приковали за шею Разина. Фролку привязали цепью к телеге, так он и бежал остаток пути до Москвы.

Здесь после страшных пыток, во время которых Стенька не проронил ни звука, он и был казнен 6 июня 1670 года.

Младший брат пыток не выдержал, покаялся и обещал служить государю. «Экая ты баба!», - сказал уже полуживой брат. После мучительных пыток, Степан столь же стойко выдержал и четвертование. Фрол, ожидая своей очереди, опять рыдал, клялся в верности государю и молил о пощаде. "Молчи, собака!", - откликнулся атаман. И это были его последние слова.

Что с Фролом произошло далее точно неизвестно. По некоторым свидетельствам, он сначала отсрочил свое наказание, соврав, что знает, где зарыт богатый клад, а затем его, раскаявшегося, приговорили к пожизненному тюремному заключению.

***
Шлейф от разинского восстания в хрониках и документах того времени можно проследить до 1672 года. Уже без своего лидера часть казаков, упорно сопротивляясь, наносила власти болезненные удары. Круг, собранный сторонниками Разина, обвинил в его смерти митрополита Иосифа и воеводу князя Львова. Оба были захвачены казаками. С митрополита сняли священные одежды, в которых он вышел из церкви, подвергли пытке и сбросили с колокольни. После пыток убили и князя Львова.

Последней точкой в бунте Разина можно считать лето 1672 года, когда верные государю войска взяли Астрахань и учинили суд и расправу над последними разинцами. Впрочем, расправа с последними бунтовщиками произошла не сразу. Федька Шелудяк, ставший во главе разинцев после смерти Степана, сдался московским войскам, окружившим Астрахань, на определенных условиях. И бояре какое-то время свои обязательства выполняли: никто не был казнен, у всех отобрали лишь награбленное. Разинцы жили какое-то время на свободе, однако, позже из Москвы в Астрахань для сыска и расправы специально прибыл князь Яков Одоевский. Бывшие главари разинцев были схвачены и повешены. С рядовыми смутьянами, поскольку серьезной угрозы они уже не представляли, поступили более милосердно, они были просто отправлены на службу в разные места.

Не думаю, что сам Разин хотя бы раз задумался над тем, какой глубокий след он оставит в русской истории, след противоречивый, но, безусловно, очень яркий. Достаточно привести размышления, уже после Октябрьской революции, Федора Шаляпина: "Я, конечно, далек от мысли видеть в Степане Тимофеевиче Разине символический образ России. Но правда и то, что думать о характере русского человека, о судьбах России и не вспомнить о Разине - просто невозможно… Находит иногда на русского человека разинская стихия, и чудные он тогда творит дела! Так это для меня достоверно, что часто мне кажется, что все мы - и красные, и белые, и зеленые, и синие, - в одно из таких Стенькиных наваждений взяли да и сыграли в разбойники, и еще как сыграли - до самозабвения! Подняли над бортом великого русского корабля прекрасную княжну, размахнулись по-разински и бросили в волны… Но не персидскую княжну на этот раз, а нашу родную мать - Россию".