Болезни Военный билет Призыв

Как эффективно работать, если вы иррационал? Как расширить набор ментальных моделей? Может ли человек быть рациональным

Мы часто задаемся вопросом, почему некоторым людям во всем сопутствует удача, другие же наоборот терпят крах в любом предприятии. Успех в делах напрямую зависит от типа мышления. Умение рационально мыслить необходимо для успешного бизнеса.

Человек, который говорит, что он не рационально мыслящий человек - врет. Возможно, не думать о насущных проблемах просто удобнее. В этом случае ты ни за что не отвечаешь, и всегда сможешь прикрыться, неспособностью логически мыслить.

Умение мыслить правильно позволяет избавиться от многих ненужных проблем, стать успешным и преуспевающим человеком в жизни и бизнесе. Именно поэтому рациональное мышление необходимо развивать.

Существует ряд довольно простых приемов, позволяющий развить умение мыслить рационально:

Записывайте возникающие идеи на бумагу. Это поможет правильно и поэтапно подойти к решению проблемы. Кроме этого на бумажном носителе вы с легкостью разглядите свои ошибки.

Можно заменить письмо набором на компьютере. Это поможет разложить все мысли по полочкам и исключает возможность забыть что-либо важное.

Проговаривайте свои мысли вслух или записывайте на диктофон, это поможет не отвлекаться от темы.

Перед началом раздумий поставьте перед собой конкретные цели и задачи.

Рациональному мышлению способствует спокойная обстановка. Лучше всего думается на свежем воздухе во время пеших прогулок. На природе к мозгу поступает больше кислорода, и он начинает думать активнее.

Медитация является отличным способом для концентрации внимания. С ее помощью можно отрешиться от внешнего мира и полностью погрузится в решение проблемы.

Просчитайте несколько рациональных вариантов решения проблемы. Взвесьте их плюсы и минусы и выберите оптимальное решение. Лучше если у вас будет отработано несколько вариантов решения вопроса.

Необходимо выделять себе определенное время для размышлений, не совмещая его с каким-то другим занятием. Рациональное мышление требует высокой концентрации внимания и не стоит отвлекаться на посторонние предметы.

Если во время решения вопроса вы столкнулись со своей неосведомленностью в предмете, следует потратить время, чтобы получить необходимую информацию, а не действовать наобум.

Умение мыслить рационально поможет найти оптимальный выход из сложившейся сложной ситуации, а также разработать стратегию и тактику на перспективу.

Инструкция

Научитесь контролировать свои эмоции в общении с окружающими вас людьми. Если кто-то вас обидел или оскорбил, не спешите лезть в драку. Сосчитайте до десяти, сделайте несколько глубоких вдохов. Ведите диалог в спокойном деловом тоне.

Старайтесь давать обдуманные ответы. Если вы сталкиваетесь с трудным или неудобным для вас вопросом, попросите у собеседника время на обдумывание. В некоторых случаях наиболее разумным решением является тактичный уход от разговора.

Раскладывайте «по полочкам» наблюдаемые вами явления, ищите в них причинно-следственные связи. В этом вам поможет умение задавать правильные вопросы. Вопросы сами по себе стимулируют мышление, заставляют искать ответ.

Не принимайте ничего на веру. Всю информацию, поступающую к вам, подвергайте тщательному критическому анализу. Ставьте под сомнение стереотипы, распространенные в обществе.

Прежде чем принять какое-либо решение, подумайте, какие последствия оно будет иметь. Взвесьте все «плюсы» и «минусы» того или иного выбора. Не стесняйтесь спрашивать совета у более опытных людей.

Просматривая газеты и журналы, выделяйте в них ключевые моменты и факты. Резюмируйте сообщения, подводите итог сказанному или прочитанному. Отсеивайте лишнюю и малозначащую информацию.

Планируйте свою деятельность. По пунктам расписывайте всё, что вы хотите сделать. Оценивайте ресурсы, которыми вы обладаете (время, деньги, знания и т.д.). Распределяйте ресурсы в соответствии с вашими приоритетами. Разумно записывать имена и контакты людей – сложно предугадать, чья помощь вам может понадобиться.

Полезный совет

Играйте в шахматы, решайте логические и математические задачи, отгадывайте ребусы. Помните о том, что разумные люди не идут на поводу у вредных привычек, а формируют новые, полезные. Например, бегать по утрам – отличная привычка, полезная для эффективной работы мозга.

Совет 2: Как научиться контролировать своим эмоции и принимать разумные решения

Умение отбросить свои эмоции дает возможность более продуктивно решать проблемы, а не зацикливаться на переживаниях и страхах. Избавившись от паники, излишней эмоциональности и научившись правильно реагировать на события, человек сможет увереннее идти по жизни.

Способность контролировать свои эмоции делает человека более успешным и счастливым. Такие люди относятся ко всему происходящему спокойнее, концентрируясь не на негативных эмоциях, а на решении возникших проблем.

Обращая внимание на свое поведение в различных ситуациях, можно развить в себе необходимые навыки для сохранения внутреннего спокойствия.

Ошибкой эмоционального человека являются поспешные выводы. Необходимо концентрироваться на том, чтобы избегать преждевременных решений, ведь именно они, чаще всего, оказываются ошибочными. Прежде чем принять решение, дайте себе время подумать. Сделайте глубокий вдох и мысленно отсчитайте от десяти до нуля. Это поможет отбросить все лишнее и принять решение, избегая влияния эмоций.

Если жизненная ситуация вызывает сильное волнение и первое упражнение не позволяет полностью избавиться от негативных мыслей, нужно стараться попросту выплеснуть все негативные эмоции, прежде чем принимать решения. Не стоит держать в себе отрицательную энергию, гнев, злость, обиду. Эти чувства очень разрушительные. Признайте эмоцию, проживите ее, если надо покричите, порвите бумагу, потопайте ногами. Вот увидите, вскоре негатив уйдет.

Так же частой проблемой в принятии правильных решений является паника. Паническая атака может настигать человека в различных ситуациях, большинство из которых не несут в себе никакого повода для беспокойства. Паника лишь туманит разум и не позволяет разобраться с проблемами. Если какое-либо дело вызывает у вас чувство паники, то справиться с ним поможет концентрация на вещах, сопутствующих вашему делу. Например, следует обратить внимание на то, какие вещи вы должны взять с собой, во что одеться, во сколько выйти. Это отвлечет от общей паники.

Постоянно отслеживайте свои реакции на все происходящее. Нельзя принимать решения на эмоциях. Сначала успокойтесь, а затем начните обдумывать ситуацию. Так вы добьетесь более качественных результатов.

МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК БЫТЬ РАЦИОНАЛЬНЫМ?

Публикация 1941 г.

Я привык думать о себе как о Рационалисте; и Рационалист, я полагаю, это тот, кто желает, чтобы люди были разумными. Но в наши дни рациональность подвергается множеству жестких нападок, так что трудно понять, что имеется в виду, когда говорят о рациональности, или же в тех случаях, когда смысл ясен, встает вопрос о том, может ли человек быть рациональным. Вопрос определения рациональности имеет две стороны - теоретическую и практическую: «что такое рациональное мнение?» и «что такое рациональное поведение?» Прагматизм подчеркивает иррациональность мнения, а психоанализ подчеркивает иррациональность поведения. Обе теории привели множество людей к тому мнению, что не существует такой вещи, как идеал рациональности, которому могут в целом соответствовать мнение и поведение. Из этого, по всей видимости, следует, что если вы и я придерживаемся разных точек зрения, бесполезно апеллировать к аргументу или решению беспристрастного человека; нам ничего не остается, как довести спор до конца методами риторики, рекламы или войны в соответствии со степенью нашей финансовой или военной силы. Я убежден, что подобный взгляд очень опасен и в будущем фатален для цивилизации. Поэтому я постараюсь показать, что идеал рациональности остается незатронутым идеями, которые рассматриваются как роковые для этого идеала, и что он сохраняет всю ту важность, которую имел до сих пор, когда его рассматривали как руководящий принцип мысли и жизни.

Начнем с рациональности в мнениях: я определяю ее просто как привычку принимать в расчет все соответствующие свидетельства при выработке определенного мнения. Там, где уверенность недостижима, рациональный человек придаст наибольшее значение наиболее возможному мнению, в то же время удерживая другие, имеющие ощутимую вероятность, в своем уме как гипотезу, которую будущие свидетельства могут подтвердить как более предпочтительную. Это, конечно, предполагает, что во многих случаях факты и вероятности можно установить объективным методом, например методом, который приведет двух любых внимательных людей к одинаковому результату. Это часто подвергается сомнению. Многие говорят, что единственная функция интеллекта - способствовать удовлетворению индивидуальных желаний и нужд. Комитет по изданию учебников «Плебс» в «Основах психологии» пишет: «Интеллект, прежде всего, является инструментом пристрастности. Его функция состоит в том, чтобы гарантировать, что те действия, которые благотворны для индивида или человеческого рода, должны выполняться, а те действия, которые менее благотворны, должны запрещаться». (Курсив оригинала.)

«Марксистская вера полностью отличается от религиозной веры;последняя основывается только на желании и традиции; первая основывается на научном анализе объективной реальности». Это представляется противоречащим тому, что они говорят об интеллекте, если только они на самом деле не имеют в виду, что интеллект не принимал участия в их обращении в марксистскую веру. В любом случае, поскольку они признают, что возможен «научный анализ объективной реальности», они должны признать, что можно иметь мнения, рациональные в объективном смысле.

Более эрудированных авторов, тех, кто отстаивает иррационалистскуто точку зрения, таких, как философы-прагматисты, не так легко опровергнуть. Они утверждают, что не существует такой вещи, как объективный факт, которому должны соответствовать наши мнения, если они считаются истинными. Для них мнения - только орудия в борьбе за существование, и те из них, которые помогают человеку выжить, будут называться «истинными». Этот взгляд преобладал в Японии в VI в. н. э., когда буддизм впервые достиг этой страны. Правительство, сомневаясь в истинности новой религии, приказало одному из придворных принять ее экспериментально; если он преуспеет более чем остальные, религию примут как универсальную. Этот метод (модифицированный для нашего времени) отстаивается прагматистами по отношению ко всем религиозным спорам; но я еще не слышал от кого-либо заявления, что он обратился в иудейскую веру, хотя кажется, что она ведет к процветанию быстрее, чем какая-либо другая.

Несмотря на такое определение «истины», в повседневной жизни прагматизм всегда руководствуется совершенно иными принципами для менее утонченных вопросов, возникающих в практических делах. Прагматист-присяжный в случае убийства будет обдумывать случившееся точно так же, как и любой другой человек; тогда как если бы он придерживался своих принципов, то должен был бы решать, кого более выгодно будет повесить. Этот человек, по определению, будет виновным в убийстве, поскольку вера в его виновность будет более полезной, и, следовательно, более «истинной», чем вера в вину какого-либо другого человека. Боюсь, что такой практический прагматизм иногда встречается; я слышал о «подтасовках» в Америке и в России, которые соответствуют этому описанию. Но в таких случаях делается все, чтобы скрыть этот факт, и если эти усилия проваливаются, то случается скандал. Такое укрывательство показывает, что даже полицейские верят в объективную истину в судебном расследовании. Именно такого рода объективную истину - весьма мирскую и прозаичную, - стремятся найти ученые. Именно такого Рода истину люди также ищут найти в религии до тех пор, пока надеются найти ее. Только когда люди оставляют надежду доказать, что религия является истиной в прямом смысле, они берутся за труд до, казать, что это «истина» в некоем новомодном смысле. Можно открыто заявить, что иррационализм, т. е. неверие в объективные факты, почти всегда вырастает из желания доказать нечто, для чего не существует подтверждающих свидетельств, или отрицать нечто, что хорошо подтверждается. Но вера в объективные факты всегда сохраняется в отношении частных практических вопросов, таких как инвестиции или наём слуг. И если действительно можно было бы повсюду проверить истинность наших убеждений, это была бы проверка во всех областях, ведущая к агностицизму везде, где бы она ни была проведена.

Вышеупомянутые соображения, конечно, весьма неадекватны по отношению к теме. Решение проблемы объективности факта затруднено туманными рассуждениями философов, которые я попытаюсь проанализировать в дальнейшем более радикальным способом. Сейчас же я должен предположить, что существуют факты, что некоторые факты познаваемы, и относительно некоторых других фактов может быть установлена степень вероятности по отношению к фактам, которые могут быть познаны. Однако, наши убеждения часто противоречат факту; даже когда мы только считаем, что нечто вероятно, основывается на соответствующих свидетельствах, может быть так, что мы должны полагать это невероятным на основании тех же самых свидетельств. Следовательно, теоретическая часть рациональности состоит в обосновании наших убеждений скорее на соответствующих свидетельствах, чем на желаниях, предубеждениях, традициях. Таким образом, рациональным будет либо беспристрастный человек, либо ученый.

Некоторые думают, что психоанализ показал невозможность рациональных убеждений, выявив странное и почти безумное происхождение нежно лелеемых убеждений многих людей. Я весьма уважаю психоанализ, и я верю в то, что он может быть чрезвычайно полезен. Но общественное мнение потеряло из виду цель, которая, в основном, вдохновляла Фрейда и его последователей. Их метод изначально является терапевтическим, это способ лечения истерии и различных видов умопомешательства. Во время войны психоанализ доказал, что он один из самых важных способов лечения неврозов, полученных на войне. Книга Риверса «Инстинкт и бессознательное», которая во многом базируется на опыте лечения контуженых пациентов, дает блестящий анализ болезненных проявлений страха, когда этому страху нельзя прямо потворствовать. Эти проявления, конечно, в основном неинтеллектуальны; они включают в себя различные виды параличей, все типы, по-видимому, физических болезней. Но в настоящей статье мы это не будем обсуждать; сосредоточимся на интеллектуальных отклонениях. Установлено, что многие галлюцинации сумасшедших являются результатом инстинктивных препятствий и могут быть вылечены чисто психическими средствами, например путем доведения до сознания пациента фактов, которые были подавлены в его памяти. Этот вид лечения и мировоззрение, внушающее его, предполагают идеал здравомыслия, от которого пациент отклонился и к которому он должен быть возвращен путем осознания всех относящихся к делу фактов, включая и те, которые он более всего желает забыть. Это прямо противоположно тем ленивым уступкам иррациональности, на которые иногда подстрекают те, кто знает только, что психоанализ показал преобладание иррациональной веры, и кто забывает или игнорирует то, что его цель - ослабить это преобладание определенным методом медицинского лечения. Весьма похожий метод может исцелить иррациональность тех, кто не считаются сумасшедшими, при условии, что они будут подвержены лечению специалистом, свободным от их иллюзий. Президенты, Кабинет министров и Выдающиеся Личности, однако, редко выполняют это условие и, следовательно, остаются неизлеченными.

До сих пор мы рассматривали только теоретическую сторону рациональности. Практическая сторона, к которой мы сейчас обратимся, более сложна. Различия во мнениях на практические вопросы проистекают из двух источников: во-первых, различия между желаниями спорщиков; во-вторых, различия в их оценках средств реализации своих желаний. Различия второго сорта на самом деле теоретические и лишь косвенным образом - практические. Например, некоторые авторитетные люди утверждают, что первая линия нашей обороны должна комплектоваться из линкоров, другие - что из аэропланов. Здесь нет различий относительно предлагаемой цели, а именно национальной безопасности, различие только в средствах. Рассуждение, следовательно, может быть построено чисто научным способом, поскольку несогласие, вызывающее диспут, касается только фактов настоящих или будущих, определенных или вероятных. Ко всем этим случаям применим тот тип рациональности, который я назвал теоретическим, несмотря на то, что решается практический вопрос.

Однако в подобных случаях существуют осложнения, которые очень важны для практики. Человек, желающий действовать определенным образом, будет убеждать себя в том, что, действуя таким образом, он достигает некоей цели, которую считает благой, даже в том случае, когда если бы у него не было такого желания, он не видел оснований для подобного убеждения. И он будет судить о фактах и возможностях несколько иным образом, чем человек с противоположными желаниями. Азартные игроки, как всем известно, преисполнены иррациональной веры в системы, которые в конечном итоге должны привести их к выигрышу. Люди, интересующиеся политикой, убеждают себя, что лидеры их партии никогда не будут повинны в мошеннических трюках, практикуемых другими политиками. Человек, любящий управлять, думает, что для населения хорошо, если его рассматривают как стадо овец; человек, который любит табак, говорит, что он успокаивает нервы; человек, любящий алкоголь, говорит, что он стимулирует остроумие. Пристрастия, вызванные такими причинами, фальсифицируют человеческие суждения о реальности таким способом, которого очень сложно избежать. Даже научная статья о воздействии алкоголя на нервную систему будет в целом выдавать автора, на основании внутренней логики, в том, является ли он трезвенником; в любом случае у него будет тенденция видеть факты в таком свете, который оправдывает его собственную практику. В политике и религии такие соображения становятся очень важными.

Большинство людей думает, что в формировании своих политических мнений они руководствуются желанием общественного блага; но в девяти случаях из десяти политические взгляды человека могут быть предсказаны на основании его образа жизни. Это приводит некоторых людей к убеждению, а многих и к убеждению, выражающемуся в практических действиях, что в таких случаях невозможно быть объективным и что возможно только «перетягивание каната» между классами с противоположными интересами.

Однако именно в таких случаях психоанализ отчасти полезен, поскольку он позволяет людям осознать те интересы, которые до сих пор были неосознанны. Он предоставляет методы для самонаблюдения, т. е. возможность увидеть себя со стороны, и основание для предположения, что этот взгляд на самих себя со стороны менее несправедлив, чем мы склонны думать. В сочетании с обучением научному мировоззрению этот метод может, если ему широко обучать, дать возможность людям стать бесконечно более рациональными, чем в настоящем, в отношении их убеждений о реальности и о возможных последствиях любого предлагаемого действия. И если люди едины во взглядах на эти проблемы, расхождения, которые сохранятся, почти несомненно можно будет урегулировать дружелюбно.

Остается, однако, вопрос, который нельзя решить чисто интеллектуальными методами. Желания одного человека невозможно полностью гармонизировать с желаниями другого. Два конкурента на бирже могут быть в полном согласии относительно последствий того или иного действия, но это не вызовет гармонии в практической деятельности, поскольку каждый хочет разбогатеть за счет другого. Тем не менее даже здесь рациональность способна предотвратить большую часть вредных последствий, которые в противном случае реализуются. Мы называем человека иррациональным, когда он действует по страсти, когда он отрезает себе нос, чтобы изуродовать лицо. Он иррационален, ибо забывает, что, потакая желанию, которое ему довелось пережить наиболее сильно в этот момент, он помешает исполнению других желаний, которые в дальнейшем будут более важны для него. Если бы люди были рациональны, они бы выдерживали более правильный взгляд на свой собственный интерес, чем они делают это сейчас; и если бы все люди исходили из осознанного собственного интереса, мир был бы раем по сравнению с тем, что он есть сейчас, я не утверждаю, что нет ничего лучше, чем собственный интерес в качестве мотива действия; но я утверждаю, что собственный интерес, как и альтруизм, лучше, когда он осознан, чем когда он не осознан. В упорядоченном обществе человек очень редко бывает заинтересован делать что-либо слишком вредное для других. Чем менее рационален человек, тем чаще он не понимает, насколько то, что оскорбляет других, оскорбляет и его, потому что ненависть и зависть ослепляют его. Следовательно, хотя я и не утверждаю, что осознанный собственный интерес является высшей моралью, я утверждаю, что если он становится всеобщим, он делает мир неизмеримо лучше, чем он есть.

Рациональность на практике может быть определена как привычка помнить и учитывать все наши соответствующие желания, а не только то, что оказывается наиболее сильным в данный момент. Как и в случае рациональности во мнениях, это вопрос о степени. Несомненно, полная рациональность - недостижимый идеал, но поскольку мы продолжаем относить некоторых людей к сумасшедшим, ясно, что мы думаем о некоторых людях, как о более рациональных, чем другие. Я верю, что всякий прочный прогресс в мире состоит в возрастании рациональности, как практической, так и теоретической. Проповедовать альтруистическую мораль кажется мне чем-то бесполезным, потому что она будет взывать только к тем, кто уже имеет альтруистические желания. Но проповедовать рациональность - это нечто иное, так как рациональность помогает нам осознать наши собственные желания в целом, какими бы они ни были. Человек рационален в той пропорции, в какой его интеллект формирует и контролирует его желания. Я полагаю, что контроль над нашими действиями со стороны интеллекта и есть, в конечном счете, то самое важное, что делает еще возможной общественную жизнь по мере того, как наука все увеличивает количество находящихся в нашем распоряжении средств для нанесения вреда друг другу. Образование, пресса, политика, религия - словом, все великие силы мира - сегодня на стороне иррациональности; они в руках людей, которые льстят Его Величеству Народу, Дабы сбить его с толку. Средство спасения не в каком-либо героическом свершении, но в усилиях индивидов, направленных к более здравомыслящему и сбалансированному взгляду на наши отношения с соседями и к миру. Именно ко все более широко распространяющемуся интеллекту должны мы обращаться для решения всех проблем, от которых страдает наш мир.


Рабочие будни начинаем с необычной статьи — это не инструкция по продвижению в соцсетях, это не история успеха, это куда более базовая информация — о том, как добиться личной эффективности. А добиться ее можно, осознав, как вам комфортно работать — в каком режиме и ритме, с каким подходом. Сегодняшний материал — о так называемых иррационалах — творческих личностях, которые, увы, эффективными не станут до тех пор, пока не примут свою природу и не начнут работать, отталкиваясь именно от нее.

Чего только ни удостаиваются люди иррационального склада: лентяй, маленький скромный гений, творческий человек, как таких вообще земля носит, раздолбай, бунтарь, пятилетку за два дня. Вы не понимаете, как можно приговорить пятилетку за два дня и при этом быть раздолбаем? Скорее всего, вы просто не знаете, кто такой иррационал.

Все люди отчасти иррациональны, просто в ком-то раздолбайство правит бал (как во мне, например), а в ком-то рационал берет верх. Но практика показала, что почтеннейшая публика любит классификации. Вот несколько тезисов, которые помогут вам разобраться с вашей природой. Итак, вы иррационал, если:

  • попробовали сто двадцать пять методов планирования, но ни один не работает;
  • попытались впихнуть себя в рамки тысячи систем тайм-менеджмента, но все надоедали уже на следующий день;
  • вам легче приговорить большой проект, рассчитанный на месяц, за пару дней, а потом лежать и отдыхать, пока остальные трудятся в поте лица;
  • знаете, что такое потоковое состояние: собственно, в таком состоянии вы всегда и работаете. Глаза сверкают, все горит в руках, море энергии;
  • живете от импульса до импульса, от идеи до идеи. Если идеи нет, если «не прет», то вы – овощ. Но вот идея пришла – и глаза снова сверкают;
  • способны так сконцентрироваться на деле, что другим порой кажется, будто вы волшебник, «так у нормальных людей не бывает»;
  • умеете вдохновить, убедить и повести за собой;
  • грешите большим количеством «хвостов» и незаконченных проектов;
  • конфликтуете с окружающими, которые пытаются наставить вас на путь истинный и всучить ежедневник: «Планируй и будь счастлив».

Иррационалов и правда считают лентяями, дважды думают перед тем, как замутить с нами проект-другой, ведь мы – «творческие люди, а такие часто заваливают сроки». Масла в огонь подливает еще и то, что иррационалы часто корят себя за раздолбайство и хнычут: «Ну почему я не такой, как все?!».

Системы тайм-менеджмента «45/15», «60/60/30» — не про нас

Иррационал работает в потоке. Поток может длиться пятнадцать минут или хорошеньких три часа – к примеру, если вы работаете над очередной главой художественного произведения. Планируйте блоками. Я беру блоки по четыре часа, делая между ними часовой перерыв – на обед, домашние дела или телефонные звонки. Наша сила в том, что мы умеем погружаться с головой.

Планирование проектов

У любого уважающего себя иррационала начинается приступ бессильной ярости, когда приходит время писать детальный план проекта. Вот и отлично, не пишите. Проекты тоже можно планировать блоками. Комбинируйте несколько однотипных задач в блок и обозначайте конкретный результат. А потом – всего ничего: погружаетесь в поток и вдохновенно работаете.

Подводите итоги

Каждый иррационал может похвастаться огромным количеством незавершенных проектов – мы быстро «перегораем», и дело нам надоедает. Можно ли избавиться от «хвостов» вообще? Нет. Можно ли как-то повлиять на ситуацию? Да. Подводите итоги, промежуточные и «большие», финальные. Звучит странно и подозрительно рационально, но тем не менее. Во многих случаях результат вашей работы, даже если он описан в двух-трех предложениях, вдохновляет на последующие подвиги. Далеко не пойдем: у меня есть пара проектов, которые я веду уже больше двух лет. В одном из них уже давно принята практика ежемесячных итогов, во втором мы приняли ее несколько месяцев назад. И практика эта действительно помогает двигаться вперед.

Заведите универсальный инструмент для фиксирования идей

Иррационалов каждую секунду одолевает огромное количество идей, и, если их не фиксировать, в голове воцарится хаос. И этот хаос чреват очередной дюжиной незавершенных дел. Записывайте ваши идеи в течение дня, а вечером (или раз в несколько дней, как я) разбирайте их и решайте, что можно воплотить уже сейчас, что должно отлежаться, а что выглядит дико, но со временем… кто знает. Где фиксировать? Форма не столь важна. Я использую блокнот Evernote , которому могу петь дифирамбы двадцать четыре часа в сутки, а кому-то удобнее работать с ручкой и тетрадью.

Делегируйте нудные задачи

Основной принцип высокой продуктивности – это не делать много, а концентрироваться на главном, оставляя в стороне второстепенное. Иррационал продуктивен только тогда, когда занимается по-настоящему интересными для него вещами. К примеру, линовка сайта, составление бесконечных таблиц – это не про нас. Зато рядом всегда найдется доблестный рационал. Его хлебом не корми – дай поработать с нудными задачами. Получается ситуация win —win : и вы довольны, и рационал с радостью копается в таблицах.

Переключайтесь

Иррационалы обладают редким умением мгновенно переключаться с задачи на задачу. Если они, эти задачи, нам интересны. Вот один из главных секретов продуктивности иррационала состоит в следующем: чем больше разница между областями, между которыми вы переключаетесь, тем большего успеха вы добиваетесь в каждой из них, и тем большее удовлетворение испытываете. Звучит странно? Ничуть… просто иррационально, только и всего. Иррационалы заводят много хобби, причем разных – от плавания с аквалангом до вышивания крестиком. Работу они тоже выбирают разную: сегодня пишут статьи, завтра ведут деловые переговоры, послезавтра читают лекции. И – нет. Это не потому, что мы такие непостоянные и творческие. Просто так мы достигаем большего по всем фронтам.

Подбирайте команду с умом

Если вы – бизнесмен, либо у вас есть какой-то проект, для работы над которым требуется команда, подходите к подбору людей серьезно. Обычно иррационалы – авторитарные, жесткие руководители. Мы держим свою планку высоко, того же требуем и от других. А поэтому в вашей команде должны быть и иррационалы, которые способны вскарабкаться за вами на заоблачные вершины, и скромные рационалы, которые, во-первых, будут делать нудную (для вас – они от этого получают удовольствие) работу, а, во-вторых, будут притормаживать вас в те моменты, когда вы уж слишком быстро побежите вперед.

С особым вниманием следует отнестись к выбору кандидатуры на «пост» сотрудника для оббивания идей. Оббивание идей – это процесс, в рамках которого вы в режиме бредогенератора излагаете очередной гениальный план, а сотрудник вас слушает, кивает и время от времени вставляет короткие реплики, направляя мысль. Должен ли он быть рационалом? Желательно, но не обязательно. Главное – чтобы он был достаточно терпелив (а иррационалы в периоды оббивания идей бывают невыносимы…), стрессоустойчив (а вдруг идей будет много, да в короткий промежуток времени?..) и доброжелателен.

Замедляйтесь

Тот, кто хотя бы раз в жизни «ловил» поток, знает, что за ним неизбежно следует откат, то самое состояние ленивого овоща, когда эмоции на нуле, а вы смотрите мультики. Иррационалы с потоком на «ты», но это еще не означает, что они умеют с ним обращаться. Если нас прет, то прет! Мы будем работать хоть двое суток без сна и отдыха. Что происходит потом? Потом мы четверо суток (и это в лучшем случае) расплачиваемся за свои подвиги. Такой ритм жизни – это обычная реальность иррационала, его будни. Если вы живете от потока до потока, и откат вас не напрягает, так тому и быть. Ну, а если напрягает? Можно ли с ним справиться? Можно. Для этого нужно практиковать искусственное замедление. В идеале – после каждого потока, выходить из него чуть раньше состояния «вывалился без сил», и переключаться на тихие, спокойные занятия. Например, почитать книгу, посмотреть хорошее кино или просто подремать. А раз в неделю – не обязательно в выходной, если график у вас свободный, то лучше сделать это в среду или в четверг – замедляйтесь на целый день. Или хотя бы часов на двенадцать. Можно поваляться в постели или наоборот заняться чем-нибудь активным, к примеру, пойти в поход. Все зависит от вашего желания.

Вот мои цели на 2015 год…

Люди ставят цели. Иррационалы – тоже люди. Беда одна: цели надоедают нам максимум через месяц. Отличная возможность для того, чтобы спустить на себя всех собак, не так ли? Но давайте повременим с собаками. Дело в том, что цели – которые четкие, позитивно сформулированные, достижимые и так далее – это не совсем про иррационалов. Точнее, совсем не про них. Вот и правда, а что мне делать, если еще в начале января я хотел научиться играть на гитаре в середине марта передумал и переключился на игру на флейте, а в начале апреля решил освоить виолончель? Как быть в таких ситуациях? Вообще не ставить цели, что ли? Может ли иррационал заставить себя делать что-то регулярно, день за днем, год за годом? Нет. Иррационал вообще себя заставлять не умеет. И учиться этому не хочет.

Проблема решается просто: не ставьте долговременные цели, если знаете, что через месяц они потеряют актуальность. Наша сила – это умение работать в дедлайне. План на месяц, на год, на пять лет – это рационально и скучно, мы привыкли приговаривать проекты на одном дыхании. Вы планируете написать книгу? Садитесь и пишите – до результата. Поставьте себе крайний срок – например, два месяца. Это сработает лучше, чем «в 2015 году я планирую написать книгу». То же самое можно сказать и об остальных вещах. Ваши цели – это то, что «горит» на данный момент. Вы проснулись с утра и решили написать серию статей на тему личной эффективности? Прекрасно, это ваша цель. Дедлайн – неделя. Вперед! А система «надо ставить цели на год, пять и десять лет вперед» — это просто-напросто система, одна из многих. А мы не подходим для систем…

Не пытайтесь переделать себя!

Знаю, хочется. И мне тоже хочется порой. Но – нет. Мы никогда не станем рационалами. Мы были, есть и будем раздолбаями. У нас всегда будет куча «хвостов» по проектам, мы всегда будем вести себя чудаковато, красить волосы в странные цвета, одеваться не так, как все, будем делать недельную работу за один день, будем заваливать сроки, если работа эта перестала нас вдохновлять. У нас никогда не получится втиснуть свои гениальные идеи в планировщик. Наш режим дня будет держаться максимум месяц. Окружающие всегда будут говорить нам, какие мы лентяи, утверждать, что мы ничего не добьемся в жизни с таким подходом и уговаривать «уже взять себя в руки».

Вот и пусть уговаривают, верно? Все мы знаем: по-настоящему счастливый, довольный своей жизнью человек не пытается переделать других. Мы разные, и это классно. Подойдите к зеркалу, улыбнитесь и скажите с гордым видом: «Да, я раздолбай! И мне это нравится!». И да будет так.

Узнали себя в описании? Что полезного извлекли из советов? Делитесь хитростями, которые лично вашу иррациональную жизнь облегчают! Про рационалв, конечно, статья тоже будет.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!