Болезни Военный билет Призыв

К разновидностям методов опроса относится. Специфика методов опроса, интервью и беседы. Экспериментальный метод в психологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Метод опрос а

К числу наиболее распространенных средств познания явлений общественной психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых. Сбор первичной информации путем опросов стал практиковаться среди представителей общественных наук -- социологов, этнографов, психологов и т. д. -- еще в прошлом веке. Тогда же при переписях населения и различных статистических обследованиях начали применяться массовые опросы, охватывавшие сотни и тысячи людей. Все разнообразие методов опроса, применяемых в социально-психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам:

1) интервью , проводимое специалистом-интервьюером по определенному плану;

2) анкеты , предназначенные для самостоятельного заполнения и распространяемые исследователями по почте, через массовую печать, с помощью специальных людей-анкетеров.

Одним из первых использовал анкету в психологическом исследовании Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых (1874). Также А. Бине во Франции и С. Холл в США, основные работы которых относятся к концу XIX -- началу XX века. А. Бине прибегал к анкетированию для исследования интеллекта детей, а С. Холл -- для изучения психологических особенностей детского и юношеского возраста. В это же время анкетный опрос как метод психологических педагогических исследований начинает применяться и в России. Путем опросов можно получить информацию о фактах как первого, так и второго рода. Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна и известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых. Эти данные нередко свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мыслях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают. В то же время существует множество таких сторон общественной психологии, изучение которых невозможно без использования опросов. Так, получение информации о мнениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах и т. чаще всего осуществляется посредством опросов в тои или иной форме. При этом данные могут отражать явления, относящиеся не только к настоящему времени, но также к прошедшему и будущему. Безусловно, глубина и полнота ответов, их достоверность зависят от умения опрашиваемого наблюдать за самим собой и адекватно излагать переживаемые процессы и явления. Имеющийся опыт проведения социально-психологических исследований показывает, что опросы могут играть позитивную роль при условии сопоставления полученной информации с результатами анализа статистических данных, официальной и личной документации, материалов наблюдения. Необходимо только избегать абсолютизации методов опроса, применения их там, где нужны другие методы сбора первичной информации.

опрос исследование интервью анкета вопрос

Случаи применения опросов

1. На ранних стадиях исследования, в процессе работы по разведывательному плану используется только интервьюирование. С помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы. При этом опрашиваются лишь компетентные лица, которые могут дать обстоятельную информацию по интересующим исследователя вопросам. Если в качестве основного метода сбора данных выбрана анкета, то интервью обычно применяется для предварительного испытания этого вопросника.

2. Опрос выступает как основное средство сбора первичной информации -- для получения данных, позволяющих измерить взаимосвязь изучаемых переменных. При этом особое значение приобретают стандартизация методики опроса и определение достоверности полученной информации. Если программа исследования предусматривает экспериментальную процедуру, опрос может использоваться с целью выявления основных критериев экспериментальной и контрольной групп как до начала эксперимента, так и после его окончания.

3. Опрос служит для уточнения, расширения и контроля данных, полученных как другими методами, так и путем той или иной формы опроса. В последнем случае нередко материалы анкетирования дополняются данными интервью. При этом повторно опрашивается некоторая часть лиц, входящих в выборочную совокупность.

Виды интервью

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Интервьюеру не разрешается переформулировать какие-либо вопросы или вводить новые, а также изменять их порядок. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Интервьюер, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана. Многими достоинствами двух указанных видов личного опроса обладает полустандартизированное интервью, в котором используется так называемый «путеводитель» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

Основные этапы работы исследователя по построению вопросника для стандартизированного интервью или анкеты:

1. определение характера информации, которую необходимо получить;

2. составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

3. составление первого плана вопросника;

4. предварительная проверка этого плана путем пробно интервьюирования;

5. исправление вопросника (если исправления существенны, необходима еще одна пробная проверка) и его окончательное редактирование.

1. Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности и социальном положении опрашиваемого. Это вопросы о возрасте, образовании, профессии, заработной плате и т. п.

2. Вопросы, выявляющие факты поведения в прошлом или настоящем. Здесь имеются в виду вопросы о тех или иных действиях как самого опрашиваемого, так и других лиц

З. Вопросы, выявляющие мнения о фактах, отношениях, мотивы и нормы поведения. Получение достоверной информации в ответ на эти вопросы является наиболее трудным делом.

4. Вопросы, выявляющие интенсивность мнений и отношений. Иногда одной из задач исследования является оценка интенсивности того или иного мнения опрашиваемых.

Правила формулирования вопросов

1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

2. Следует избегать малораспространенных иностранных узкоспециальных терминов и слов с двойным значением.

3. Нельзя задавать слишком длинных вопросов. Особенно это касается интервью, так как опрашиваемый может не запомнить всего вопроса и ответить только на его часть или же вообще отказаться от ответа.

4. Если опрос касается предмета, с которым опрашиваемый недостаточно знаком или о котором он не имеет необходимого запаса специальных терминов, иногда желательно сделать предисловие к соответствующим вопросам.

6. Следует либо подробно указывать все возможные варианты ответа, которые опрашиваемому необходимо иметь в виду, либо не указывать ни одного.

7. Необходимо предлагать опрашиваемому только такие варианты ответов, каждый из которых может быть приемлем в равной степени. Опрашиваемый не должен считать, что выбор того или иного варианта означал бы потерю его престижа.

8. Нужно формулировать вопрос таким образом, чтобы избегать стереотипных, шаблонных ответов.

9. Следует остерегаться включения в вопрос слов, которые сами по себе могут вызвать негативное отношение опрашиваемых.

10. Вопрос не должен иметь внушающего характера.

Предварительная проверка вопросника

Такая проверка, или тестирование, осуществляется всегда посредством интервью. Этот этап работы является совершенно необходимым при использовании стандартизированного интервью или анкеты. Цель предварительной проверки вопросника состоит в том, чтобы проверить:

1. Ясность формулировок вопросов;

2. Обеспечат ли эти вопросы получение всех требуемых данных аспекты;

3. Последовательность вопросов с целью устранения нежелательных влияний;

4. Не упущены ли какие-либо важные аспекты изучаемой проблемы;

5. Составлен ли данный вопросник так, чтобы добиться высокого уровня сотрудничества со стороны опрашиваемых.

Предварительные интервью проводятся среди лиц всех тех категорий, которые будут охвачены впоследствии массовым опросом. Нет никаких твердых правил относительно того, сколько человек необходимо проинтервьюировать в процессе предварительной проверки вопросника. Если предыдущие этапы работы хорошо выполнены, то достаточно незначительного числа интервью. Их количество может колебаться от 15 до 100. Желательно, чтобы эти интервью проводились более чем одним человеком. Важно также непосредственное участие исследователя на данной стадии работы в качестве интервьюера. По окончании интервью у каждого из них спрашивается, что данный вопрос означает, какие трудности они испытывали при ответах, как они сами задали бы тот или иной вопрос и т. д.

Специфика заочного опроса (анкетирования). К заочному опросу наиболее целесообразно прибегать в тех случаях, когда необходимо:

а) выяснить отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;

б) опросить большое число людей (от сотен до нескольких тысяч) в сравнительно небольшой срок, особенно в тех случаях, когда они расселены по обширной территории.

Существует несколько способов проведения заочного опроса:

2) распространение анкет, напечатанных в газетах и журналах;

3) вручение анкет опрашиваемым по месту их работы или жительства.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности метода опроса как одного из самых распространённых методов получения информации о субъектах. Его разновидности и правила составления вопросов. Цель использования метода анкетирования. Сущность и назначение личностных тестов, методов интервью.

    реферат , добавлен 17.03.2010

    Раскрытие закономерностей психики и поведения человека на основании методов опроса, интервью и беседы. Они применяется на разных стадиях исследования как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

    Требования к методам исследования в социальной психологии. Характеристика метода опроса и его применения в социально-психологическом исследовании. Основные этапы исследования: подготовка, сбор информации, ее подготовка и анализ, подведение итогов.

    реферат , добавлен 23.06.2015

    Виды и способы организации опроса - важного средства закрепления, углубления знаний, а также развития мышления и речи. Психологическая ситуация опроса на уроке и ее влияние на учащихся. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе опроса.

    реферат , добавлен 04.07.2012

    Связь методологии и методов в социально-психологическом исследовании. Характеристика избирательного внимания к различным методам в современных социально-психологических исследованиях. Метод наблюдения, тестирование, методика опроса и эксперимент.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2015

    Классификация методов психологии. Основные методы - наблюдения и опроса, лабораторный и естественный (производственный). Виды наблюдения, преимущества и недостатки метода. Формы опросных методов. Особенности тестового исследования, основные виды тестов.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2011

    Методика проведения социометрического опроса как разновидности опроса для определения взаимоотношений между членами коллектива, положения в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям. Социометрическая матрица (социограмма).

    практическая работа , добавлен 01.05.2009

    Деятельность психолога полка (бригады) по изучению индивидуально-психологических особенностей пополнения, его основные формы и методы. Качественные характеристики допризывной молодежи и пополнения, прибывающего в войска. Метод экспертного опроса.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Классификация используемых в настоящее время методов психологических исследований. Промежуточные и вспомогательные методики в психологической науке. Методы наблюдения и опроса. Физиологические методы и тесты. Экспериментальные и математические методы.

    реферат , добавлен 22.01.2013

    Изучение стратегий в возрастной психологии: наблюдение, естественно-научный констатирующий эксперимент и формирующий эксперимент. Основные методы опроса: беседа, интервьюирование, анкетирование. Тестирование как метод психологической диагностики.

1.Понятие о психических процессах, свойствах и состояниях. Традиционно дают определение понятию психики – как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Психика- это «субъективный образ объективного мира». Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятие, представления и память, мышление и воображение, речь, эмоциональные – активные и пассивные переживания, волевые – решения, исполнение, волевое усилие и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психич. процессы протекают с различной скоростью и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Психические состояния . Под псих.состояниями следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные псих.состояния. При одном псих.сосоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Псих.состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и др.). Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздраженное и др.). Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением. Психические свойства. Высшими и устойчивыми регуляторами психичкой деятельности являются свойства личности. Под псих.свойствами личности следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое псих.свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляются в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Свойства личности многообразны, и из нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Отсюда можно выделить свойства интеллектуальной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства– наблюдательность, гибкость ума, волевые – решительность, настойчивость, эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п. Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности- характеризующую динамическую сторону поведения);Способности (систему интеллектуально- волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, характер как систему отношений и способов поведения. 2. Основные этапы представлений о предмете психологии. С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым, указав основные виды связей – ассоциации психических явлений. Таким образом,I этап психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (Г.Лейбниц, Дж.Локк, В.Вундт, У.Джеймс) . III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались) (прежде всего, это представители когнитивной психологии: У.Найсер, А.Пайвио и др.) . IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин) . История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

3. Метод наблюдения в психологии. Одним из основных и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения.

Наблюдение - это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. И хотя в условиях повседневной деятельности развернутые записи обычно не ведутся, руководителю иногда полезно записывать результаты своих наблюдений. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

Наблюдение – древнейший метод познания (с конца XIX века – в клинической, педагогической и социальной психологии, а сначала XX – в психологии труда) – целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет) – начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье (В.Штерн, В.Прайер, А.Н.Гвоздиков), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).Фиксация результатов производится либо в процессе наблюдения, либо отсрочено (страдает полнота и надежность из-за памяти наблюдателя)Объектами исследования могут быть:

Вербальное поведение

Невербальное поведение

Перемещения людей

Дистанция между людьми

Физические воздействия

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения . Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

По систематичности:

Несистематическое наблюдение , при котором необходимо создать обобщённую картину поведения в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

Систематическое наблюдение , проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

По фиксируемым объектам :

Сплошное наблюдение . Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

Выборочное наблюдение . Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

Осознанное наблюдение . При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения.

Внешнее наблюдение -это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее, или самонаблюдение применяется когда психолог ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры поведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения взависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение – заранее определенно и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определленной, предварительно продуманной программе и строго следует ей в незавимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Преимущества метода наблюдения

Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения

Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.

Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

Сложность соблюдения операциональной валидности.

4. Метод опроса в психологии

Опрос - метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Опрос может проводиться в различной форме : анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос.

Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы.

Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано.

Беседа - предусматривает прямое или косвенное, устное или письминное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед : непринужденная, интервью, вопросники, психологические анкеты.

Методы социометрии и полярных балов - это тоже методы вопросного типа, но с их помощью решается ограниченный круг задач, характеризующих особенности групповой деятельности. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.

Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Устный опрос применяется когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса дает много инфо, но требует спец.подготовки, обучения, больших затрат по времени для проведения. Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определленными рамками. Тесты – специализированный метод психодиагност.обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отличаются четкой процедурой сбора и обработки первичных данных, а также своеобразием и последующей итепретацией. Бывают тест-опросники и тест-задания. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Одним из основных в социологии является метод опроса. Однако, метод опроса не является изобретением социологов, гораздо раньше опрос использовали медики, педагоги, юристы. Социальные работники широко используют метод опроса в своей работе.

Социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом, с целью получения от респондента необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Опрос – это форма социально-психологического общения между исследователем и респондентом, в результате которого в короткие сроки можно получить значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Метод опроса можно применять в отношении любых слоев населения.

В развитии метода опроса выделяют две традиции: статистическую и психологическую.

Статистическая традиция. Метод опроса, как уже было сказано, не является изобретением социологов: в третьем тысячелетии до нашей эры в древнейших государствах Азии и Африки с помощью исследований населения устанавливали его численность, налогоплатежность и способность носить оружие. В древние времена опрос выступал средством диалога между властью и населением. Неизбежно возник вопрос о достоверности данных, полученных в результате опроса. Тогда же были изобретены первые средства контроля за качеством полученной информации: сведения сообщались под присягой, вводились штрафные санкции за предоставление ложной информации. В античный период учет населения производили цензоры. Цензоры, производя перепись населения, учитывали только данные представителей мужского пола, так же производя проверку достоверности полученной информации. Отношение населения к переписи сложилось негативное.

В России переписи населения стали производиться в Х1-ХП веках с той же целью – узнать количество и платежеспособность населения.

В Х1Х веке в США, Англии оформляется метод социологического опроса. А. Кетле установил основные правила опроса, актуальные и в наше время:

1. Задавать только необходимые вопросы.

2. Избегать вопросы, которые могут вызвать раздражение или опасение респондентов.

3. Ясно и четко формулировать вопросы, для однозначного понимания всей совокупностью опрашиваемых.

4. Вопросы должны обеспечивать взаимный контроль (ответы на одни вопросы позволяют проверить достоверность ответов на другие вопросы).

В конце Х1Х века в России была проведена перепись населения. В первые годы советской власти наблюдался повышенный интерес к социологическим опросам населения. В период с 1922г. по 1935г. было проведено более 50 опросов, вышло 186 работ по социологии.

Складывалась система разновидностей метода опроса:

· корреспондентный опрос,

· самосчисление,

· экспертный опрос.

В современной системе классификации опроса эти виды преобразовались в следующие:

· почтовый опрос,

· раздаточное анкетирование,

· формализованное интервью.

Психологическая традиция. В конце Х1Х века, наряду со становлением статистической традиции в системе опроса, стали создаваться опросники для изучения психики человека. Психология обретает статус самостоятельной науки. Изучение психики человека происходит в рамках тестовой традиции.

Опрос – это наиболее сложная разновидность социально-психологического общения исследователя и респондента.

В комплексе методов сбора социологической информации опрос является наиболее популярным. Существует два основных вида опроса: интервью и анкетирование.

Интервью – это прямой контакт (беседа) интервьюера с респондентом с фиксированием ответов респондента. В современной практике социологических опросов метод интервью используется реже анкетирования. Однако, интервьюирование имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием.

Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетном опросе их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в ней вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний. Он формулирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который либо указан в тексте анкеты, либо объяснен анкетером. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, направляет беседу в нужное русло, фиксирует ответы респондента.

Существуют различные формы интервью по способу организации и проведения: интервью по месту работы, интервью по месту жительства. Интервью по месту работы необходимо при изучении производственных или учебных коллективов. Интервью по месту жительства предпочтительнее при изучении проблем, о которых удобнее говорить в неофициальной обстановке. В домашней обстановке респондент располагает большим запасом времени, охотнее отвечает на вопросы.

Независимо от места проведения интервью, необходимо позаботиться об устранении «третьих лиц» или хотя бы уменьшении их влияния на респондента. Как показывает практика, любое присутствие во время интервью лишнего человека приводит к смещению ответов респондента.

Выделяется три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

Формализованное (стандартизированное) интервью - наиболее распространенный вид интервьюирования. Специфика данного вида интервьюирования заключается в строгой регламентации общения интервьюера и респондента с помощью детально разработанного опросника и инструкции, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировки вопросов и их последовательности.

В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. Формулировки вопросов должны быть рассчитаны на ситуацию беседы. Поэтому весь план интервью разрабатывается в устном, разговорном стиле. Вводная беседа с респондентом, переход от одного раздела беседы к другому подробно разрабатывается исследователем и точно воспроизводится интервьюером в ходе опроса.

Таким образом, в ситуации формализированного интервью интервьюеру отводится роль исполнителя, а респонденту необходимо внимательно слушать вопрос и выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из заранее приготовленного набора. В данной форме опроса влияние интервьюера на качество данных может быть сведено к минимуму. Надежность получаемой информации зависит от интервьюера.

Интервью с открытыми вопросами предусматривает меньшую степень стандартизации поведения респондента и интервьюера. Исследователь разрабатывает подробный план интервью, предусматривающий строгую последовательность открытых вопросов (без вариантов ответов). Интервьюер воспроизводит вопросы открытой форме, а респондент дает ответы в свободной форме. Задача интервьюера заключается в четкой фиксации ответов респондента.

Фокусированное интервью – следующий этап, направленный на уменьшение стандартизации поведения интервьюера и респондента. Фокусированное интервью имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. При фокусированном интервью респондента заранее знакомят с предметом беседы. Также исследователь заранее готовит вопросы для фокусированного интервью, причем, перечень вопросов обязателен для интервьюера (он может менять последовательность и формулировки вопросов, но по каждому вопросу должен получить информацию).

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера и респондента. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в тех условиях, где будет проходить опрос. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, которая предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки – все зависит от индивидуальных особенностей интервьюера, от его представлений о предмете обсуждения, от конкретной ситуации интервью.

В отличие от результатов массовых опросов информация, получаемая в ходе свободного интервью, не нуждается в унификации для статистической обработки. Ценность этой информации представляет ее уникальность, широта ассоциаций, анализ специфики изучаемой проблемы в конкретных условиях. Группы респондентов в свободном интервью невелики (1-2 человека). Их ответы записывают с максимальной точностью. Для обобщения ответов применяются традиционные методы анализа текстов.

Проведение любого из видов интервью предполагает такое явление как эффект интервьюера . Так обозначают все явления, в которых обнаруживается влияние интервьюера на качество результатов опроса. Это влияние часто не осознается интервьюером и проявляется не только в вербальном общении, но ив разнообразных косвенных, неявных (невербальных) формах: в общем эмоциональном тоне беседы, мимике, поведении ее участников и т.д.

Чем выше степень стандартизации интервью, тем больше у исследователя возможности снизить влияние интервьюера. Кроме этого, исследователь может осуществить контроль качества работы интервьюера. Наиболее распространенная форма контроля качества работы интервьюера – выборочное повторное посещение респондентов.

Контролеры-интервьюеры выясняют, состоялась ли беседа и с кем именно, спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервьюер. По результатам контроля оценивают работу интервьюера. Другим способом контроля может быть почтовая анкета, которая посылается респондентам, участвовавшим в опросе. В анкете присутствуют вопросы, подобные тем, которые залают контролеры-интервьюеры.

В современном обществе довольно высок уровень телефонизации населения. Этот факт привел к появлению телефонного интервью . Телефонное интервью представляет собой одну из форм опосредованного опроса. Его основное достоинство – оперативность (возможность быстрого установления контакта с респондентом). Эффект интервьюера при телефонном опросе значительно снижается. Оптимальное по продолжительности телефонное интервью – 10-15 минут, после этого времени интерес и внимание респондента к опросу снижается. Этот факт определяет специфику вопросов телефонного интервью. По возможности они не должны быть длинными или содержать большое количество альтернативных ответов.

Интервью как метод сбора информации не всегда эффективен. Наряду с ним в социологии применяется анкетный опрос или анкетирование .

Анкетный опрос (анкетирование) – разновидность метода опроса, при которой общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой. Анкетирование представляет собой наиболее распространенный на практике вид опроса.

Выделяется два вида анкетирования – групповое и индивидуальное .

Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы, учебы. Анкетер работает с группой 15-20 человек, при этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет. Респонденты имеют возможность получить дополнительную консультацию по технике заполнения анкеты, а анкетер, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.

При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах, по месту учебы, по месту жительства респондентов, при этом время возврата анкеты обговаривается заранее. Эта форма опроса имеет те же преимущества, что и групповое анкетирование.

Анкетный опрос считается одним из наиболее оперативных способов сбора первичной социологической информации.

Анкета представляет собой систему вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета исследования. Основная функция анкеты – предоставить исследователю достоверную информацию о предмете анализа.

Для эффективного функционирования анкеты необходимо соблюдать ряд принципов и правил ее конструирования. Прежде всего, это относится к вопросам анкеты.

Вопрос – это специально разработанное исследователем вопросительное высказывание, адресованное определенной совокупности респондентов, для получения информации, необходимой для достижения цели исследования и решения исследовательских задач. Вопрос является основным инструментарием опроса для получения информации, установления социальных факторов.

Различают программный и анкетный вопросы.

Программный вопрос – это вопрос, который задается всей программой исследования. Программный вопрос обладает довольно большой общностью, и задавать его респонденту в открытом виде не всегда возможно и целесообразно. Чтобы получить достоверную информацию, а не отписку, необходимо формулировать вопросы меньшей общности, собирая по ряду частных вопросов необходимую информацию. Программный вопрос является, по существу, некоторой совокупностью искомого знания, и не всегда конкретная его формулировка адекватно отражает эту совокупность.

Отличие анкетного вопроса от программного заключается прежде всего в уровне общности. Анкетный вопрос всегда конкретен, прост, четок и понятен: «Как часто Вы смотрите ТV?», «Употребляете ли Вы спиртные напитки?» и т.д.

Перевод программного вопроса в анкетный, определение его сущности в и роли в анкетном опросе довольно сложно. Для перевода программных положений в анкетные вопросы можно использовать принципиальную схему анализа (блок – схему) или логический анализ предмета исследования в виде схемы. Логическая схема может иметь различную форму, но сущность ее заключается в том, что каждое понятие программы исследования большой общности разлагается на ряд понятий меньшей общности или подпонятий до самых простейших или спускается на уровень показателей и индикаторов.

Выделяют различные функции анкетного вопроса:

· индикаторную,

· коммуникативную,

· инструментальную.

Индикаторная функция вопроса заключается в обеспечении той информацией, которую необходимо получить.

Коммуникативная функция вопроса обеспечивает перевод задач на «язык респондента», т. е. обеспечивает доступность, однозначность и адекватность вопроса для опрашиваемых.

Инструментальная функция вопроса связана с измерительной задачей вопроса.

Все вопросы, используемые в анкетах можно классифицировать:

· по форме (открытые, закрытые, полузакрытые; прямые и косвенные);

· по функциям (основные и не основные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п. Эти вопросы могут касаться любых объектов, как связанных с личностью респондента или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения.

Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер.

Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей.

Вопросы о личности респондента входят во все анкеты, образуя «паспортичку», или социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондента.

Например, при изучении социально-правовых аспектов жизни студентов ТПУ с позиции их преподавателей, предлагалась следующая «паспортичка»:

Немного о себе:

1. Пол:

01 – мужской

02 – женский.

2. Возраст:

01 – 20-29 лет

02 – 30-39 лет

03 – 40-49 лет

04 – 50-59 лет

05 – 60 лет и более

3. Факультет, где Вы работаете ___________________

4. Стаж работы в ТПУ __________________________

Рассмотрим деление вопросов на открытые, закрытые и полузакрытые.

Открытые вопросы не предлагают респонденту никаких вариантов ответов. Например: «В чем, по – Вашему, состоит отличие пьянства от алкоголизма? (напишите, пожалуйста, _____________________________).

Открытые вопросы дают возможность респонденту высказать собственное мнение, здесь велика вероятность получить интересные и неожиданные суждения. Много и случайных ответов, вызванных нежеланием отвечать на вопрос («отписок»). Главная сложность открытых вопросов заключается в сложности формализации и обработки ответов.

Закрытые вопросы предлагают респонденту варианты возможных ответов (перечень альтернатив или вопросы-меню), из которых необходимо выбрать один или несколько вариантов. Например, закрытые вопросы с перечнем альтернатив:

«Имеете ли Вы сами опыт употребления наркотических средств»:

01 – да, имею такой опыт

02 – нет, не имею такого опыта

«Чем, по-вашему, является «девиация»?»:

01 – позитивным отклонением от нормы

02 – негативным отклонением от нормы

03 – любым отклонением от нормы

Закрытый вопрос-меню может выглядеть следующим образом (его отличие от предыдущего типа вопроса заключается в отсутствии ограничения количества выбранных вариантов ответа):

«Какие виды отклоняющегося поведения встречались Вам за время Вашей педагогической практики в ТПУ?»:

01 - пьянство

02 - воровство

03 - наркомания

04 - проституция

05 - хулиганство

06 - вымогательство

07 – пока не встречались

Кроме открытых и закрытых вопросов существуют еще полузакрытые. Полузакрытые вопросы, как и закрытые, содержат перечень альтернатив и отличаются тем, что содержат альтернативу типа «Что еще Вы могли бы отметить?», «Другое (напишите)» и т.п.

Например: «Какое определение, по-вашему, подходит к человеку, употребляющему наркотики?»:

01 – это творческая личность

02 – обычный нормальный человек

03 – безвольное существо

04 – преступник

05 – другое (напишите)____________________________________

По своим функциям вопросы делятся на основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки.

Основные вопросы – это программные вопросы, с помощью которых исследователь решает задачи исследования.

Контрольные вопросы выступают как проверочные по отношению к основным. Например, если основной вопрос «В какой мере Вы удовлетворены своей работой?», то контрольным может быть вопрос «Хотели бы Вы сменить место работы?».

Роль фильтрующих вопросов (вопросов-фильтров)состоит в том, чтобы отделить респондентов, способных ответить на основной вопрос, от тех, кто этого не может. Например, при изучении свободного времени студентов, необходимо выяснить, какими видами спорта они занимаются. Для этого нужно сформулировать вопрос-фильтр: «занимаетесь ли Вы спортом?», после чего (при положительном ответе) спросить, какими его видами.

Если респондент ответил отрицательно на вопрос-фильтр, то на следующий блок вопросов ему отвечать не нужно. Например: «Занимаетесь ли Вы спортом? Если – да, то, какими видами. Если – нет, то переходите к следующему блоку вопросов»

Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросовестности опрашиваемых. Например, при изучении литературных увлечений студентов, в список авторов и книг, среди которых необходимо указать те, которые были прочитаны, можно включить вымышленного автора и произведение. Если кто-то из респондентов укажет это произведение как прочитанное, то очевидна недобросовестность респондента, которую социологу необходимо учитывать.

По форме выделяют прямые, косвенные и прожективные вопросы.

Прямые вопросы относятся непосредственно к личности респондента (например, «Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?», «Удовлетворены ли Вы Вашей работой?», «Имеете ли Вы сами опыт употребления наркотических средств?».).

Косвенные вопросы выясняют отношение респондента к какому-либо предмету опосредованно, неявно, косвенно (например, «Какое из предложенных высказываний отражает Ваше мнение?»). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, чем прямые.

Прожективные вопросы содержат моделируемую, предполагаемую проблемную ситуацию, которую необходимо разрешить респонденту (например, «Предположим, что Вы выиграли в лотерею крупную сумму денег. Остались бы Вы тогда на своей работе? Или: На что бы Вы потратили эти деньги?»).

Оформление вопросов в анкете может быть различным. Большой популярностью пользуются вопросы – шкалы . Под шкалированием обычно понимают определенный упорядоченный числовой ряд. Респонденту предлагают шкалу и просят выбрать число (балл) на данной шкале, соответствующий его мнению по предложенному вопросу. Например, «Как часто Вы ходите в театр?»

Существуют другие варианты графического оформления шкалы: Например, «Оцените по семибалльной шкале уровень дружеских отношений в Вашем коллективе».

В небольшой степени 1 2 3 4 5 6 7 В большой степени

Практически все альтернативные вопросы можно представить в виде шкалы, приписав каждой из них свой балл или ранг, и тем самым упорядочить их по содержательному значению. В зависимости от содержания вопроса применяют различные виды шкал. Выделяют три типа шкал: номинальные , ранговые и порядковые .

Специфика номинальной шкалы заключается в том, что каждый элемент шкалы существует самостоятельно, и в целом эта шкала не упорядочена. Главное условие номинальной шкалы состоит в том, что все элементы должны иметь единое основание для выделения. К примеру, «Какую литературу Вы чаще всего читаете?»

01 – учебную специальную

02 – научно – популярную

03 – художественную

04 – общественно – политическую

05 – социально – экономическую

Приведенный ряд наименований не упорядочен, но имеет единое основание – чтение литературы. По сути дела, как шкала она практически не употребляется, поскольку элемент в ней независим и респондент может выбрать любое количество альтернатив. Каждый элемент данной шкалы рассматривается и анализируется исследователем практически самостоятельно вне связи с другими.

Можно упорядочить данную шкалу, введя новое основание (скажем, по значимости чтения), тогда изменится тип шкалы.

Ранговая (порядковая) шкала устанавливает соотношение между выделенными признаками в соответствии с общим логическим основанием. Например, перечень профессий можно упорядочить по степени сложности: «Кем Вы работаете (учитесь) ТПУ?»

01 – работник хозяйственных служб университета

02 – студент, аспирант факультета _____________

03 – ассистент, преподаватель факультета _______

04 – доцент, профессор факультета _____________

05 – зав. кафедрой, декан факультета ___________

При изучении общественного мнения, измеряя интенсивность суждений и оценок можно использовать такие обозначения элементов шкал:

· вполне удовлетворен;

· скорее удовлетворен;

· скорее не удовлетворен

· полностью не удовлетворен.

Данный ряд упорядочен, каждый элемент шкалы имеет весовое значение по отношению к любому последующему элементу. Например, «Как бы Вы оценили уровень организации конференций последних двух – трех лет, в которых Вы принимали участие в ТПУ?»

01 – в целом удовлетворительно

02 – скорее удовлетворительно

03 – скорее неудовлетворительно

04 – совсем неудовлетворительно

05 – затрудняюсь ответить

Анализ ответов на вопросы, оформленные в виде ранговой (порядковой) шкалы лучше всего проводить в рамках общих соотношений ответов респондентов: первую альтернативу выбрало такое количество опрашиваемых, вторую, третью и т.д.

Интервальная шкала представляет собой полностью упорядоченный ряд с определенными интервалами между пунктами. Данная шкала позволяет проводить более строгие математические операции с получаемой информацией. Трудность применения интервальной шкалы заключаются в том, что не всегда можно измерить социальные характеристики цифровым способом и установить между ними интервал. Поэтому интервальную шкалу используют для снятия информации по четко фиксируемым количественными методами социальным характеристикам, например, по возрасту, образованию и т.п.: «Ваш возраст?»

«Стаж работы в ТПУ?»

01 – до 5 лет

02 – от 6 до 10 лет

03 – от 11 до 20 лет

04 – более 21 года

Каждый элемент шкалы имеет свое наименование и соответствующее числовое обозначение, определен интервал между элементами шкалы. Каждый элемент упорядочен по отношению к любому другому элементу.

В процедуре шкалирования выделяют ряд этапов:

1. Выбор объекта шкалирования.

2. Выбор предмета шкалирования.

3. Проверка надежности и обоснования шкалы (путем повторного исследования).

При составлении анкеты исследователь должен помнить ряд правил:

1. Основной и контрольный вопросы в анкете не должны выделяться из общей массы вопросов анкеты.

2. Реальная ситуация должна контролироваться прожективной .

3. Косвенные вопросы анкеты контролируют ответы на прямой вопрос, открытые – на закрытый.

4. Контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основными задачами исследования.

5. Вопросы должны быть сформулированы корректно, вежливо и вызывать желание у респондента дать полный и искренний ответ.

6. В вопросе-меню необходимо соблюдать пропорции в подборе положительных и отрицательных суждений.

7. Язык анкеты должен быть понятен респонденту, быть близким к его разговорной речи.

8. Необходимо избегать в анкете двусмысленных вопросов, абстрактных и многозначных терминов.

9. Анкета должна быть аккуратно оформлена.

Анкета представляет собой вопросник, используемый для сбора данных при опросе, тиражируемый документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам. Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом, либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером.

В связи с повышением самостоятельности респондента при анкетировании особенно важное значение приобретают композиция анкеты, расположение вопросов, язык и стиль формулировок вопросов, методические указания по заполнению анкеты, графическое оформление анкеты и т.п.

Титульный лист анкеты содержит ее название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей опрос, место и год издания. Инструкцию по заполнению анкеты лучше вынести на отдельный лист. Эти правила необходимо соблюдать при большом объеме опросника. Вместо титульного листа вначале анкеты может быть вступление (обращение к респонденту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется организация. Проводящая исследование; объясняется техника заполнения анкеты.

Например:

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Социолого – психологическая служба ТПУ изучает социально – правовые аспекты жизни студентов и просит Вас ответить на предлагаемые в анкете вопросы.

Внимательно прочитав возможные варианты ответа, обведите кружком вариант совпадающий с Вашим мнением. В случае отсутствия приемлемого варианта, допишите свой на свободной строке.

Благодарим за сотрудничество и искренность ответов!

4. Метод опроса в психологии

Опрос - метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Опрос может проводиться в различной форме : анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос.

Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы.

Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано.

Беседа - предусматривает прямое или косвенное, устное или письминное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед : непринужденная, интервью, вопросники, психологические анкеты.

Методы социометрии и полярных балов - это тоже методы вопросного типа, но с их помощью решается ограниченный круг задач, характеризующих особенности групповой деятельности. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.

Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Устный опрос применяется когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса дает много инфо, но требует спец.подготовки, обучения, больших затрат по времени для проведения. Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определленными рамками. Тесты – специализированный метод психодиагност.обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отличаются четкой процедурой сбора и обработки первичных данных, а также своеобразием и последующей итепретацией. Бывают тест-опросники и тест-задания. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Ф-л в г. Минске

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

«РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА»

Минск, 2007

ВВЕДЕНИЕ

Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод – это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.

Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.

Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс) .

Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый – опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д. .

В данной работе мы рассмотрим метод опроса.

МЕТОД ОПРОСА

Метод опроса - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Сущность метода опроса

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах - респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

· Анкетирование

· Личностные тесты

· Интервью.

Вопросы

Правила составления вопросов

· Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.

· Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.

· Вопросы должны быть краткими.

· Вопросы должны быть конкретными.

· Вопросы не должны содержать подсказку.

· Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.

· Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

· Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

· Закрытые - открытые

o Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайных их выбор, автоматизм у респондента.

o Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

· Субъективные - проективные

o Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

o Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента .

Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения и контроля данных других методов.

Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ

Метод анкетирования - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета. Анкетирование - опрос при помощи анкеты.

Сущность метода анкетирования

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных .

Виды анкетирования

По числу респондентов

· Индивидуальное анкетирование (один респондент)

· Групповое анкетирование (несколько респондентов)

· Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

· Сплошное (опрос всех представителей выборки)

· Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

· Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

· Заочное (анкетёр отсутствует)

o Публикация анкет в прессе

o Публикация анкет в интернете

o Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные:

· BuddyQuiz. Ограничение: до 10 вопросов, выбор из 4 ответов на каждом шаге.

· SurveyMonkey.com. Пользователи ограничены сбором информации о 100 респондентах .

ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ

Тесты личности предназначены для выявления и оценки особенностей ментальных способностей или интеллекта; они разделяются на тесты действия (целевые личностные тесты) и ситуационные тесты, предназначенные для оценки принятия решения испытуемым в экспериментальной (специфической) ситуации.

К тестам действия (целевым личностным тестам) можно отнести:

1. Тест структуры интеллекта (Р.Амтхауэр, 1953), модификация - Методика исследования особенностей мышления (МИОМ).

2. Прогрессивные матрицы Равена (Дж.К.Равен, 1936) - оценка особенностей и уровня интеллекта.

3. Корректурная проба - оценка концентрации и устойчивости внимания (Б.Бурдон, 1895).

4. Тест памяти Мейли - оценка зрительной, слуховой памяти.

5. Шкала оценки Озерецкого - оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики (Н.И.Озерецкий, 1923).

6. Тест «Спираль» - оценка двигательных функций.

7. Тест «Линеограммы» - оценка переключения внимания, пластичности мыслительных функций.

8. Тест «Комбинаторные способности».

9. Тест «Установление закономерностей» - оценка внимания, памяти, логического мышления.

10. Тест «Красно-черные таблицы» - оценка переключения внимания.

11. Тест «Перепутанные линии» - оценка устойчивости внимания.

12. Корректурная проба: «Информационный поиск» - оценка кратковременной памяти, внимания.

13. Тест «Умозаключения» - оценка логического мышления.

14. Тест «Компасы» - оценка пространственного воображения.

К ситуационным тестам, исследующим принятие решения испытуемым в экспериментальной ситуации, можно отнести:

1. Методику «Дилемма выбора» (Н.Коган, М.Уоллэлч), представляющую собой оценку стратегии поведения испытуемого и прогноз его стиля принятия решения посредством выбора и описания им 12 житейских ситуаций.

2. Метод последовательной динамической оценки - МПДО (Б.Я.Шведин, 1989).

3. Автоматизированную диагностическую ситуационную игру «ТЕСТ», «РИТМ», состоящую из семи субтестов, оценивающих состояние, интеллект и результативность специфической игры (И.Н. Носс, Е.В.Суслов, 1990)

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ

Метод интервью - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Сущность метода интервью

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Виды интервью

По степени формализации

· Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

· Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

· Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

· Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

· Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

· Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

· Индивидуальное интервью - интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

· Групповое интервью - интервью, в котором участвует более двух человек.

· Массовое интервью - интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии .


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы опроса - устный опрос: интервью, беседа, экспертная оценка.

Опрос - прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях.

Опрос метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей.

Опросы могут быть:

· Письменные (анкета, сочинение) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка).

· Очные и заочные (почтовые, прессовые и т.д.).

· Экспертные и массовые.

· Выборочные и сплошные.

· Первичные и повторные.

Опрос наиболее удобный способ получения информации. Он легко поддаётся обработке, интерпретации, хранению. В проведении опроса участвуют два участника:

Корреспондент - исследователь.

Респондент- опрашиваемый.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2002.

3. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике/И.Н. Носс. – М.: Издательство Института психологии, 2005.