Болезни Военный билет Призыв

Исторические заметки о даляне

Самая важная точка в русской истории на территории современного Китая. Город Люйшунь, он же в прошлом Порт-Артур, эдакий дальневосточный Севастополь вполне мог бы стать его младшим братом. Но ход истории сложился иначе.


1. В нашем сознании Порт-Артур представляется как бывший русский город, наша бывшая колония, которой мы когда-то владели, но потом почему-то ушли. В реальности всё намного сложнее. Порт-Артур всегда был территорией Китая, но сами китайцы были слишком слабы, чтобы в своей стране хозяйничать. В результате хозяйничали в нём все кому не лень: англичане и французы в Китае, немцы в Циндао. В середине XIX территорию, где сейчас находится Порт-Артур, прибрали к себе японцы. В 90-х годах, пользуясь слабостью китайской власти, русские настояли на тому, чтобы построить в заливе будущего Порт-Артура крепость. В 1904 году во время русско-японской войны шестимесячная осада Порт-Артура оказалась ключевой её вехой, в итоге Порт-Артур мы потеряли. Вернулись туда мы снова только в 1945 году во время Второй мировой войны. Ещё спустя десяток лет СССР вернул все земли Китаю.

2. Такая вот непростая судьба у этого места, переходившего множества раз из рук в руки. Тем не менее, за те первые 10 лет, что тут управляли русские, они успели отстроить целый вал фортов, укреплений и комендантских зданий.

3. Я непроста упоминаю Севастополь. Действительно у городов много общего. ПА тоже был построен в удобной для обороны, окружённой сопками, бухте. Визуально засчёт этого города очень похожи.

4. Осада Порт-Артура была не менее трагична и драматична, чем обе осады Севастополя. Оба города сыграли ключевые роли в тех войнах, в которые происходили их осады, и в истории России. Но про Севастополь знают все, а про Порт-Артур только те, кто интересуется этой историей.

5. Интересный факт, что в Люйшунь, оказывается, из столицы провинции Даляни можно доехать… на метро! Пригородная линия, начинающаяся даже за границей Даляни, к ней нужно подъезжать на автобусе. Правда в самом Люйшуне метро приходит тоже на окраину и надо ехать до центра на автобусе.

6. В городе немало следов, напоминающих о России, об СССР, об обоих приходах нашей армии сюда. Город интересен любителям истории, любителям находить какие-то старинные объекты. Перед посещением очень полезно прочитать про то, как проходила осада Порт-Артура, чтобы лучше представлять где и как тут чего было.

7. В первую очередь, это русское/советское кладбище.

8. Внимание на ограду ворот!

9. Часть территории - могилы царских офицеров

10.

11. Таблички с ятями и твёрдыми знаками.

12.

13. Иногда и с иероглифами.

14. А другая часть - солдат Красной Армии.

15. Редко, конечно, бывает в России, что православное кладбище смешивается с советским. А тут это в порядке вещей.

16. Со мной в Люйшунь поехала китаянка Ана, которая меня вписывала в Даляни. Она сама родом из провинции Сучжоу, а в Даляни живёт несколько лет, но в расположенной в 40 км Люйшуни при этом никогда не была. А тут такой хороший повод. Я сначала несколько напрягся этому её желанию - наличие попутчика тормозило бы темп, а темнело тогда очень рано, плюс - было бы ей это интересно. Но вышло всё просто замечательно - Ана проявила невероятный интерес к истории России и СССР, присутствию России в Китае и т.д.

17. В итоге у нас вышел очень удачный симбиоз. Я ей рассказывал про то, что чего где значит, про наши реалии, переводил ей русские надписи. А она мне переводила на английский непонятные иероглифические таблички.

18.

19. На некоторых могилах были обнаружен новый символ Победы, по совместительству - яблоко раздора между двумя бывшими частями одной страны в прошлом. Пытался про это рассказать Ане, но она, похоже, так и не въехала.

20. На заднем плане традиционный Китай..

21. Есть небольшая часовенка

22. У входа характерный силуэт.

23.

24. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен.

25. Рядом с кладбищем есть ещё также и кладбище китайских солдат.

26. Гора Перепелиная. Находится в самом центре Люйшуня. Одна из ключевых высот, захват которой позволил японцам победить в этой битве.

27. Наверху теперь красуется японский мемориал.

28. По пути пушка…

29. Хорошо обработанная любителями оставлять следы..

30.

31. Интересно, всё же, это. Вот прошло уже 60 лет, а мы до сих пор знаем, что Киса и Ося были здесь.

32.

33. Даже школьники приложились.

34. Китайцы переняли традицию

35.

36. С сопки можно созерцать всю красоту и величие портартурского залива.

37. У подножия горы мемориал славы советским воинам.

38. Самая главная точка - Высота 203 (по-нашему - гора Высокая), являвшаяся ключевой в той осаде, находится на окраине города. Туда я, увы, заехать не успел. Именно её безуспешно пытались в течение нескольких месяцев захватить японцы, и когда её, всё же, захватили, они смогли потопить стоявшие на эскадре в заливе русские корабли. Далась победа японцам очень тяжело - больше десяти тысяч погибших. Для них эта война стала очень значимой трагедией, хоть они в ней и победили.

39. Брали гору японцы в течении 6 месяцев три раза, теряя каждый из них тысячи солдат. Русские также героически обороняли высоту. Крови пролилось на склонах Порт-Артура немало. Падение Порт-Артура практически разрешило исход в Русско-Японской войне.

40. Хотя, конечно, поражение России было обусловлено феерическим раздолбайством и головотяпством. РИ опережала Японию практически по всем параметрам - численность армии, вооружение, подготовка, опыт, полученный в других войнах. Учитывая всё это, проигрыш был феноменальным позором. Одна из причин - несвоевременная отправка на помощь осаждённой крепости Балтийской эскадры. Гарнизон просто её не дождался, иначе бы было всё по-другому. Сейчас бы, может, тут стояли не китайские военные корабли.

41. Город условно делится на две части - старую и новую. Старая, находящаяся ближе к востоку. представляет собой обычный китайский городок со всеми вытекающими.

42. С пешеходной улочкой

43. Хотя тут встречаются здания в российском дореволюционном стиле. Вот такие узоры, например, на домах переулка, в котором я почти всю жизнь прожил.

44. Новая же часть интересна тем, что тут можно найти большое количество российской исторической застройки.

45.

46. Вся она сконцентрирована в небольшом квартале, прилегающем к заливу, и расположена среди улиц, носящих говорящие названия: Ленина и Сталина.

47. Генералиссимусу тут вообще несколько топонимов посвящено!

48. В какой-то момент мне РЕАЛЬНО начало казаться, что я по какому-то среднероссийскому райцентру гуляю.
Благо мрачная погода и голые деревья располагали.

49. Иероглифы убери - и точно за какой-нибудь Торжок сойдёт.

50. Или вот.

51. Увы, вся старинная российская архитектура здесь находится в упадническом состоянии.

52. Никто её не реставрирует, потому что это не интересно. Не привлечёт туристов.

53. Впрочем, зная, как реставрируют архитектуру китайцы, думаешь, что может пусть лучше оно в таком виде и остаётся.

54. Здание военной больницы. Китаянка Ана переводила мне таблички, которые подтверждали что их строили наши.

55. А это вообще боль и тоска. Роскошная усадьба находится на закрытой заросшей бурьяном территории и медленно разрушается.

56.

57. Интересно, что про все эти объекты не сказано ни в одном путеводителе. Вообще нигде не написано, и не указано, что такой уникальный квартал тут есть. Всё, что здесь есть, я нашёл сам.

58. В списке культурных объектов вы найдёте русское кладбище, здание тюрьмы, высоту 203, некоторые форты и Дисней-лэнд. В лучшем случае будет указано здание ж.д. вокзала, постороенного также в 1903 году русскими архитекторами. А про этот столь хорошо сохранившийся квартал, не написано нигде.

59. Хотя пара отреставрированных зданий, всё же, есть. Вот это например, где сидят военные.

60. Как и положено российскому городу, на окраине раскинулся частный сектор. Тоже стильный.

61. Впрочем, многие дома тут были построены уже при японцах. Интересно ходить по Порт-Артуру и исследовать, в какую эпоху что тут было возведено. Что мы и делали с Аной, снова проявившей интерес к архитектурной теме.

62. Или вот, например, здание, похожее на станционное.

63. Есть ещё бывшая русско-японская тюрьма, ставшая музеем. Построили её русские, а достраивали японцы. Разные части тюрьмы отражают разные архитектурные стили. Впрочем, несильно меня этот объект впечатлил, поэтому не буду про него подробно писать.

64. В конце квартала мы видим.. Мы видим монумент советско-китайской дружбы.

65.

66.

67. Ещё дальше переходим через речку.. Тут китайская военная часть, кораблики

68. И здание бывшего ж.д. вокзала.. Тоже наше!

69. Станция уже десятки лет как не действует. Но в окрестностях Люйшуня, как я писал выше, появилась новая железная дорога (метро).

70. Пассажирского движения тут давно нет. Но в здании работает касса, где можно купить билеты на поезда из Даляни.

71. Неудобство Люйшуня/Порт-Артура состоит в том, что все объекты здесь очень сильно разбросаны. Их довольно много, пешком ходить долго, а автобусы ходят довольно редко. В результате одного дня на город обычно бывает недостаточно (если только не взять такси на весь день). Особенно если этот день такой короткий, как был в ноябре. Лучше бы дня два, минимум, выделить, и приезжать сюда пораньше. Как видим, многие интересные объекты ещё и находятся совершенно случайно, как вот, например, эти склады, явно построенные русскими.

72. Любители истории тут могут облазить форты. Кстати, их посещение платное: ушлые китайцы, как известно, берут деньги за каждый чих. Даже подъём на упомянутую здесь гору Перепелиную платный, причём неслабо (40 юаней, 400 рублей). Но я пронёсся мимо будки с кассиром на всех парах, не реагируя никак на их окрики.

73. На фортах и не только обычно расположилась всякая бутафория. Пушки, которые якобы участвовали в обороне Порт-Артура.

74. Такие же бутафорские японские орудия, реально никакого отношения к Японии не имеющие. Что делать, таков стиль китайцев.

75. Так получалось, что времени перед темнотой оставалось мало, но его хватало как раз, чтобы осмотреть один форт. Я выбрал имевшийся на указателях и картах «комендантский форт», или, точнее «Дом русского капитана». На карте в начале поста он указан, как «Site of Russian Army Commanding blockhouse». Он нигде не был промаркирован, и нигде я не встречал упоминаний о его посещении.. Поэтому я нашёл его с трудом, в самый последний момент.

79.

80.

81. Общие впечатления о Порте-Артуре двоякие. С одной стороны - место знаковое, где наши воины ожесточённо сражались (для японцев, кстати, это такое же знаковое). Тот самый знаменитый «Варяг».. С другой стороны ощущается некоторая бессмысленность в этом. Так ожесточённо бороться и умирать за территорию, которая не родная, не исконная, всего 10 лет в юрисдикции России и русским духом не успело пропитаться это место. Ну и находится оно не в одной тысяче вёрст от настоящей России. Да и так вдуматься - японцы и русские так яростно воевали за землю, которая принадлежит вообще третьей стороне. Китайцы в этой войне, выходит, вообще были не причём, хоть всё это на их территории происходило, но их мнения как-то вообще никто не спрашивал, и даже не предлагал помочь повоевать за какую-либо сторону. Словно и нет их тут.

82. Второй вопрос - о втором периоде владения Порт-Артуром в 40-е годы. Если уж вернулись сюда, в исконно русский город, то зачем тогда было отсюда потом уходить, его сдавать? Вот так Порт-Артур и не стал вторым Севастополем, хоть и имел все для этого возможности. Потому что какая тут слава - сплошная боль.

83.Для заинтересовавшихся темой и желающих изучить вопрос более детально, очень рекомендую журнал с подробной подборкой отчётов по . Там же много фактологической информации, исторической справки, старые фото. Подробно разобран ход обороны Порт-Артура. Мне эти отчёты очень здорово помогли при планировании осмотра города. Хотя я за два дня также далеко не всё успел.

Не менее подробные отчёты у . Вот уж впечатляешься, как люди тщательно готовятся к осмотру города и что по одному такому месту можно выдать прямо столько репортажей. Мне до такого, конечно же, далеко.

Также можно посмотреть японский фильм 1980 года Высота 203 . Фильм немного странноватый (на роль русских набрали каких-то странных европейцев, знающих русский, и говорящих на нём с сильным акцентом), очень тяжёлый и мрачный, но хорошо повествует об битве в Порт-Артуре, причём с "той" стороны.

***
Во время Второй мировой войны Советский Союз поднял тему передачи ему КВЖД и Порт-Артура, наряду с бывшими российскими владениями на Южном Сахалине и Курильских островах. Эта просьба была сочтена на Тегеранской конференции, 1943 года, справедливой руководителями США и Великобритании. Оговаривалось, что Советский Союз вступит в войну против Японии не позднее, чем через три месяца после окончания войны в Европе.

Требования СССР были подтверждены на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 года. 14 августа 1945 года Сталин и Чан Кайши заключили договор об аренде базы Порт-Артур (всей Квантунской области), КВЖД и ЮКЖД сроком на 30 лет с последующей пролонгацией ещё на 20 лет. причём Чан Кайши предлагал аренду сразу на 50 лет но за большую сумму арендных выплат. При этом было ещё и другое предложение. аренда на 50 лет, арендная плата вообще не предусматривалась, при этом Чан ещё и предлогал договор о границах.
По которму подтверждалось существовавшее на тот момент полажение по которому граница в районе рек Амур, Аргунь и Уссури проходит по китайскому берегу.
Кроме того со стороны Чан Кайши предлогалось заключить:
- торговые договоры на льготных для СССР условиях. Советские товары первые 10-ть лет не олагаются томоженными пошлинами
- договоры о военно-техническом сотрудничестве
- договор об использовании Советскими Вооружёнными Силами китайских портов, дорог и аэродромов по уведамлению.
Это всё в комплексе было ничем иным как предложение военно-политического и экономического союза.
От СССР требовалась только одна уступка -- полный разрыв с Мао Цзедуном.

После того, как в ходе гражданской войны в Китае, где коммунисты одержали победу над Чан Кайши, Сталин решил пересмотреть эти условия в плане односторонних уступок Китаю которые Мао впрочем и не требовал (Теперь уже союзнику, какой это союзник мы узнали после того как другой видный советский деятель Хрущёв передал маоистскому Китаю весь комплекс технологий для производства атомной бомбы и ракетных технологий).
Он предложил Мао Цзедуну безвозмездно передать от СССР Китаю -- Порт-Артур, КВЖД и ЮКЖД. Однако Мао, ссылаясь на тяжёлое экономическое положение Китая, разарённого многолетними войнами потребовал от СССР выплаты всей арендной платы за 30-ть лет и не советскими товарами как это было по договору, а живыми деньгами. В пропорции 1/3 долларами США, 1/3 английскими фунтами и 1/3 золотом причём сразу-же после оформления соответствующего договора.
14 февраля 1950 года было подписано соглашение, по которому Передача Китаю КВЖД и ЮКЖД завершилась к концу 1952-го года управление железных дорог в этот период осуществляла совместное советско-китайскоая компания, причём все расходы на функционирование дороги и всех её учреждений взял на себя СССР. Передача Порт-Артура была завершена в 1955-м году. Одновременно Китаю был предоставлен крупный кредит на безпроцентной основе.

Сегодня отмечается 100-летие Военно-воздушных сил России. К этой знаменательной дате публикую воспоминания советского летчика Алексея Петровича Грачева (1923 - 2011), с которым мой отец Виталий Дмитриевич Омельченко (1926 - 1997) служил в Китае в 1946 - 1952 гг. Отец прослужил в ВВС 37 календарных лет, а Алексей Петрович - 19. Встретились они в 1946 году в в Китае, в г. Дальнем, и на всю жизнь остались самыми близкими друзьями. Служили в 815 полку, в одной эскадрильи. Из семи лет, проведенных в Китае, пять прожили в одной комнате, летали в одном экипаже, Алексей Петрович был пилотом, отец - штурманом. Вместе они принимали участие в операции по противовоздушной обороне Шанхая весной 1950 г.

Приведенная ниже запись была сделана мною в 2007 г. Текст был несколько раз считан и проверен лично Алексеем Петровичем. Все имена собственные и географические названия выверялись по атласу, энциклопедиям и другим открытым источникам. Друзья и товарищи звали отца Виктором, а не Виталием. Под этим именем он фигурирует и в публикуемом рассказе.



Выражаю глубокую благодарность моей коллеге и подруге Юйжун Чен , заведующему отделом Китайского института международных исследований, которая нашла и подарила мне книгу о Даляне с историческими фотографиями. Они публикуются впервые.

Как мы стали летчиками
В 40-м году я окончил десять классов, мне тогда было 17 лет, и в армию меня не взяли. Однажды знакомый парень рассказал, что в военкомате идет набор в авиацию. Он знал, что я всегда хотел в авиацию. Поступить в авиацию я мечтал еще с 1934 года, когда летчики на самолетах Р-5 спасали «челюскинцев». Каманин, Молоков, Леваневский стали первыми героями и Советского Союза. На таких самолетах - на Р-5 - я летал позже.

В сороковом году война еще не началась, но уже было неспокойно. Было принято решение создать кременчугскую школу стрелков-бомбардиров. Еще она называлась штурманская школа. Я прошел комиссию и поехал в Миргород (Полтавская область на Украине), где находилась 15-я учебная эскадрилья. Меня зачислили без экзаменов, потому что тогда большинство ребят заканчивали семь классов, а у меня было 10 классов школы. Так я поступил в авиацию. Срок обучения в штурманской школе составлял 12 месяцев, и в сорок первом году я начал летать. Успел я сделать под Миргородом только три полета. В июне сорок первого года началась война. Через неделю Минск сдали, через две недели нам назначили паковаться.

Дальше я должен был попасть в Чугуевское истребительное училище (город Чугуев под Харьковым). В нем с 1940 года учился, а потом был инструктором будущий прославленный ас Иван Кожедуб . Но немец попер, и нас отправили в Сибирь, в Омское училище. Тогда оно называлось Омская бомбардировочная школа пилотов . Там я пробыл всю войну. Сначала курсантом, потом инструктором. И остался живой. А так бы или грудь в крестах или голова в кустах. Ведь, что такое молодой летчик? Может только взлетать и садиться. Сколько их погибло в войну!

В Сибирь мы ехали через Москву. Везли нас в товарных красных вагонах, в них сделали нары из досок. От Миргорода до Москвы ехали трое или четверо суток. Стояли на Курском вокзале. 21 июля 41-го года - ровно через месяц после начала войны - я видел первый налет немцев на Москву. Аэростаты заграждения, потом зенитный заградительный огонь. Уже к вечеру - сплошные разрывы. Зенитки стреляли, чтобы самолеты не летели. Когда мы уже выехали из города, наш эшелон начали бомбить. Бомбы взрывались рядом.

В Омском училище мы все годы войны прожили в землянках. Выкопанные помещения, в них поставлены нары, а сверху все накрыто крышей. Чтоб в землянку войти, нужно спускаться по ступенькам вниз. Нас было 135 курсантов в одном помещении. Нары стояли в три этажа. Одна дверь на выход. Туалет на улице. Ночью зимой в мороз выбежал, сделал свое дело, заходишь в землянку после свежего воздуха, а там дух стоит - ой-ой-ой. Ведь 135 человек в одном помещении.

Мы не голодали. Другие курсанты похлебку ели, а нас кормили нормально. Мы ж были сталинская авиация. Сталин за авиацией следил, был в курсе всех событий. Помню случай. В ноябре 42-го года, когда немцы стояли под Сталинградом, меня вызвал командир батальона (я тогда был старшим в классном отделении). Он сказал мне отобрать пятерых лучших из 35 учеников. Я написал своих друзей, и мы остались в училище. Остальных из нашего и из других классных отделений (всего человек 300-400) отправили на подготовку в лыжный батальон. Через полтора месяца все курсанты вернулись обратно в Омск. Когда Сталин узнал, что летных курсантов отправили в лыжный батальон, он их всех вернул. Ведь к этому времени мы уже прошли всю теорию и стрелковую подготовку, навигацию знали. Летать толком не летали: то самолеты заберут на фронт, то топливо. Но мы уже были почти летчики. А что такое нового человека подготовить? Сталин хотел, чтоб в стране была авиация. Больше никогда летный состав не трогали. Летать я начал летать в Марьяновке и в Любино.

Витя, Вовка Григоренко и Колька Фадеев были моложе меня. Я 23 года рождения, а они - 26-го. Я вышел из Омского училища летчиком, они же сначала учились в спецшколе, а потом в школе стрелков-бомбардиров, или в школе штурманов. Когда началась война, многие летные школы расформировывали и эвакуировали. В новых местах собирались преподаватели и курсанты из нескольких разных школ. Витя Омельченко из Сталинабада, Вовка Григоренко - одессит, Колька Фадеев из Киева - все они окончили Ташкентскую авиационную школу стрелков-бомбардиров, откуда вышли штурманами. Летать они начинали в Чирчике, в Узбекистане.

После окончания школы Виктор немножко побыл в Сибири, по-моему, в Поздеевке, в Возжаевке в районе Хабаровска. Там стояла наша 221-я бомбардировочная дивизия, которая потом перелетела в Китай. С ней Виктор попал в Китай.

Советские войска приходят в Китай
Во время войны японцы оккупировали Китай. В мае 1945 года, когда кончилась война, японцы из Китая еще не ушли. Через три месяца - в августе - Советский Союз начал боевые действия на Дальнем Востоке . Но часть Китая еще долго оставалась занята войсками.

Третьего сентября сорок пятого года над Дальним прошли летчики. Они почти ничего не делали. Одна эскадрилья на «дугласах» (транспортных самолетах) прилетела, села в Дальнем и заняла город. Японцы никакого сопротивления не оказали. Поэтому война там кончилась быстро. Советские войска остались в Северном Китае, так же, как они остались в Германии, в Венгрии, в Польше. В Китае в это время было две силы: Мао Цзэдун и Чан Кайши. Летом 1946 года между их сторонниками началась гражданская война. Наши войска поддерживали лидера китайский коммунистов - Мао Цзэдуна. Мы помогли его войскам постепенно продвигаться с севера страны в центральные районы, и потом на юг. Часть районов Китая еще долгое время оставалась в руках чанкайшистов. В 1949 году Чан Кайши потерпел поражение в гражданской войне и убежал на остров Формоза (теперь о.Тайвань). 1 октября 1949 года Мао Цзэдун объявил о создании Китайской Народной Республики под управлением коммунистической партии.

В сорок шестом году, летом или осенью мы попали в Дальний . Квантунский полуостров (современное название Ляодунский), где мы стояли, длиной всего сорок пять километров, а от трех - четырех километров (самое узкое место находится в районе Порт-Артура) до пятнадцати. На этом участке, на пятачке было три истребительных дивизии, две бомбардировочные дивизии, одна штурмовая дивизия, множество танковых, пехотных и других частей. Все было забито техникой. Нам рассказывали, что один штурмовой полк, когда не было погоды, сел в Японии на островах.

На полуострове два больших горда: Порт-Артур (в самом конце полуострова) и Дальний. Дальний мало кто знает, хотя он больше Порт-Артура раза в четыре или в пять. Порт-Артур знают еще по старой войне . Дальний - современный, большой город. А Порт-Артур - старинный китайский город, там пагоды, как и в Нанкине.

Кстати, эмигрантов в Дальнем, в Порт-Артуре, было очень много. После победы советской власти все богатенькие ринулись в Маньчжурию. Харбин был почти русский город. С любым китайцем можно было поговорить. Они понимали русский язык, потому что очень много было эмигрантов. Много эмигрантов было и в Мукдене, в Чанчуне, в Цицикаре.

Когда мы приехали в Китай в сорок шестом году, это была беднейшая страна. Все люди были одеты в черные хлопчатобумажные одежды, потому что другого у них не было. У берега океана шесть часов прилив, шесть часов отлив. Когда прилив, ракушки, водоросли прибивает к берегу. А в отлив китайцы стоят и собирают все это. И едят, все что движется. Они были очень бедные. Ко всем русским относились очень хорошо.

На Квантунском полуострове
Советскими войсками на Квантунском полуострове (1-й Краснознаменной армией 1-го Дальневосточного фронта) командовал генерал-полковник Белобородов . Позже он стал делегатом XIX съезда КПСС. В армию входила пехота, танковые войска, артиллерия и авиация. Авиационным корпусом командовал генерал-лейтенант Слюсарев, Герой Советского Союза. После него корпусом командовал генерал-майор Никишин. В корпус входила наша 221 бомбардировочная Ленинградская дивизия. Слюсарев принимал участие в боевых действиях в Китае в 1938 году. Командиром нашего 815-го полка был полковник Виктор Иванович Семенов. Там, в этом полку я познакомился с Виктором.

На полуострове было несколько аэродромов. Под Порт-Артуром - Тучэндзы, у нас в Дальнем - Дальний. На аэродроме Инчэнцзы стояли штурмовики. Еще одна бомбардировочная дивизия (сухая, то есть наземная) базировалась в Саньшилипу, там же стояли истребители. Были еще аэродромы в Цзинчжоу и в Дэншахэ.

Наш бомбардировочный полк состоял из бомбардировщиков и штурмовиков. Мы с Виктором в Китае все время летали на бомбардировщиках. А штурмовики - это те самолеты, которые выиграли войну: Ил-2 и Ил-10. Ил-10 - последняя модификация. Штурмовики летали на бреющем полете и обеспечивали пехоту в бою. Поэтому они имели больше всего потерь - низко летали. Их можно было с ружья стрелять. Если истребителям давали за десять сбитых Героя Советского Союза, то штурмовикам давали Героя за 20-30 вылетов. Их больше всего погибло, их истребители били, их стреляли c земли. Как только мотор отказал, штурмовик тыкается в землю.

В Дальнем мы делали то же, что и остальные части. Мы заняли территорию и на ней базировались. Задачи выполняли те же, что и во всех частях, которые находились в Советском Союзе - обыкновенная боевая подготовка.

Солдаты жили в казармах, а офицеры на квартирах. Построение в полку в 8 часов 30 минут. Мы должны были встать примерно в 7 часов, умыться, зарядку сделать, придти в столовую и покушать. Потом взять планшет (это сумка на ремне), в котором были карты и нужные учебники, и придти в полк, где находились солдаты. После того, как солдаты позавтракали, начиналось построение.

Если день учебный (нелетный), то все расходятся по классам. Офицеры ведут занятия: по воздушной подготовке, по стрелковой, по самолету, по двигателю. Если завтра полеты, то идет предполетная подготовка. Ее проводит командир эскадрильи. Собирает всех и рассказывает, по какому маршруту полетим завтра. Например, надо полететь сфотографировать какую-то цель или выйти на полигон, отстреляться в зоне стрельб, потом зайти на посадку. Штурмана прокладывают маршрут, определяют курс, высоту, решают, сколько будет заходов. Все это предполетная подготовка, она идет целый день.

В конце дня командир проводит розыгрыш полетов. Задает любые вопросы. «Иванов, ты взлетел, у тебя на втором развороте отказал двигатель. Твои действия?». Пилот отвечает. Вопрос штурману: «передали, что изменился ветер, а ты уже рассчитал курс, как будешь действовать?» Командир должен удостовериться, что все участники полетов все досконально знают. Личному составу нужно знать все на память. Если на земле ты знаешь на тройку, то в воздухе ты будешь знать на двойку.

Полеты, как правило, начинаются в 6 утра. Как только солнце всходило, мы уже начинали летать. Если ночные полеты, то готовились днем. Приходили на аэродром часов в 6 вечера. С заходом солнца выруливаешь и выполняешь предусмотренное задание.

Обычно полет длился полтора-два часа. Но были и более короткие полеты. Иногда, чтоб потренироваться, выполняли полет по кругу. Взлет, первый разворот, третий, четвертый на четыреста метров, и идешь на посадку. Такой полет занимает примерно 8 - 10 минут.

Есть еще полет в зону. Взлетел, пошел в зону. Допустим, над указанной деревней, на высоте 2500 или 3000 метров нужно сделать два виража, два боевых разворота, две спирали. То есть потренироваться в управлении. Такой полет занимает 25 - 30 минут.

А если маршрутный полет с бомбометанием, то он длится от полутора до двух с половиной часов. Для бомбометания специально делают на земле закрытую территорию, куда никому не разрешается заходить. На земле чертят круг диаметром 100 метров. Пропахивают окружность шириной в метр и засыпают ее белой известью. Посередине крест - чтоб видно было. Штурман бомбит в этот крест. Его задача - попасть в круг диаметром 100 метров.

В одних случаях бомбы попадали точно, в других - не совсем. Бывали случаи, когда бомбы падали за 500-700 метров от намеченной цели. Это сейчас точность бомбометания высокая, при помощи лазерного луча ракетой можно хоть в окно попасть. Тогда все было иначе. Чтобы бросить бомбу, штурману надо было знать, в какую сторону и под каким углом дует ветер, и на основе этого рассчитать линию падения бомбы. Если ветер дует под прямым углом к боевому курсу, бомбу снесет больше, чем в случае, когда ветер дует под острым углом. С высоты 10 тысяч метров бомба летит до земли примерно 40 секунд. Она пересекает разные воздушные слои. На восьми тысячах метров ветры могут дуть в одну сторону, а на двух тысячах - в другую. Поэтому попасть в заданную точку даже при хорошем расчете совсем не просто. В Дальнем мы в основном бомбили цели на полигонах, оборудованных на безлюдных прибрежных островах.

В Иркутск за новыми самолетами
В училище я летал на пикирующем бомбардировщике П-2. Во время войны наша 221-я бомбардировочная дивизия летала на дальних бомбардировщиках ДБ-3ф. Этот самолет также назывался Ил-4. В конце войны дивизия переучилась на Ту-2. И когда я приехал после училища в Китай, все уже там летали на Ту-2. Это поршневой самолет, на реактивные мы пересели позже, уже в Забайкалье. Я был летчик, а Виктор - штурман. Штурману безразлично, на каком самолете лететь: он занимается прокладкой маршрута, бомбометанием. Штурман осваивает только бомбардировочное оборудование, а летчику надо освоить новую технику. Переучиваться на новый самолет мне уже было не в новинку: я раньше уже летал на Р-5, на СБ, на Ли-2. Несколько полетов, и все пошло.

Как-то пришла команда полететь в Иркутск и получить новые, модернизированные самолеты Ту-2. В Иркутск нас повезли на «Дугласах». «Дуглас» - американский транспортный самолет примерно на 18 - 20 пассажиров. У нас этот самолет назывался Ли-2. Наш русский конструктор Сикорский во время гражданской войны ушел за границу и там построил этот хороший самолет. А в Советском Союзе по его образцу сделали транспортный самолет Ли-2. До реактивных самолетов транспортные самолеты были только «Дуглас». Это поршневой самолет, он летит полтора-два часа и садится на дозаправку. На нем было два двигателя, такие же, как на Ту-2.

Мы полетели в Иркутск за новыми, усовершенствованными самолетами Ту-2. В новых самолетах была удобнее кабина, шире обзор, и вместо трех лопастей - четыре. Экипаж Ту-2 состоял из четырех человек: летчик, штурман, стрелок и радист. Летчик и штурман сидят в передней кабине. Стрелок-радист сидит в задней кабине, она находилась в фюзеляже ближе к хвосту. У стрелка-радиста была радиостанция. Внизу под фюзеляжем находился кинжальный пулемет. Там лежал радист, он обстреливал нижнюю сферу.

В Иркутске мы заодно купили материал на штаны. А Витька еще купил велосипед «ЗиЧ» - завода имени Чкалова. Это был спортивный велосипед с переключением педалей. Он по Дальнему колесил на нем после полетов. Покупки мы привезли в бомболюках. Виктор один только привез велосипед.

Наш полет пролегал через Байкал. Иркутск на одной его стороне, а на другой сначала Улан-Удэ, потом Чита, Хабаровск. Посадка была в Улан-Удэ. По традиции было положено, когда перелетаешь через Байкал, бросить в него монеты. Считалось, что, если не сделать этого, то больше потом уже не пролетишь над Байкалом. Поэтому штурману сдавали все медные деньги, мелочь. На поршневых самолетах кабина негерметичная, можно было открыть форточку и высунуть руку, как на автомобиле. Штурман открывал форточку и бросал мелочь, чтоб она упала в Байкал.

Позже, когда я гонял реактивные самолеты из Союза в Китай, мы пролетали через Байкал на высоте 10-12 тысяч метров. Кабина была уже закрыта. А мелочь бросить надо. Что делать? Штурмана придумали, что сделать. Тогда на самолетах были ракетницы. Они вставлялись в фюзеляж. Штурман нажимает кнопку, и вылетает ракета: зеленая, красная или желтая - в зависимости от того, какой сигнал она обозначает. Штурмана вынимали ракету, разрезали ее немного, закладывали мелочь и пыжом затыкали внутрь. Когда летели над Байкалом, выстреливали ракетами, чтоб металл попал в озеро.

"Потому что мы пилоты..."
В Дальнем нас расселили в двухкомнатных квартирах. Обычно квартиру давали семье (муж, жена и ребенок). В столовой первое время готовили неважно, потому что хороших поваров не было. Офицерам разрешили брать продукты домой. Летная норма большая, одному летчику или штурману, например, в день было положено 900 граммов мяса, это 27 килограммов в месяц. Женатые с удовольствием приглашали к себе жить холостяков. Тогда у семьи получалось две летные нормы, этого отлично хватало, чтобы прокормиться.

А мы, четыре холостяка - я, Борис Родионовский, Витя и Колька Фадеев - никуда не пошли и решили сами заниматься хозяйством. Мы жили в одной двухкомнатной квартире. Раньше там жили японские офицеры. Когда война кончилась, их поперли в Японию. Мы получали четыре летных нормы. На месяц нам было положено 108 килограммов мяса. У нас в коридоре, я помню, зимой висели туши баранов. Выдавали и шоколад, и рис, и сахар. Все было вплоть до лаврового листа. Продукты, которые не портятся (рис, муку, сгущенку, сахар, картошку) мы брали на складе сразу на месяц. А хлеб и мясо брали столько, сколько нужно. Кончилось, идешь на склад и получаешь по талонам. Одну треть или одну четверть продуктов мы не успевали съедать и продавали китайцам. Вырученные деньги тратили на ресторан.

На обед мы варили себе густой суп: процентов семьдесят баранины, немножко картошки и томатной пасты. Все закладывали в кастрюлю и заливали водой. Получалось мясо с юшкой. Тут тебе и первое и второе. После обеда пили кофе со сгущенкой. Еще любили готовить пельмени. Кутили фарш на мясорубке, замешивали тесто, раскатывали его, вырезали стаканом кружки и лепили пельмени. Виктор на свой день рождения - 16 августа - делал «наполеон». Пекли тонкие коржи, а потом смазывали кофе или какао со сгущенкой. Листы накладывали друг на друга - получался отличный торт. Я в основном мыл посуду. Жили мы, в общем, здорово.

Когда в столовой начали хорошо готовить, мы стали есть в столовой, и уже не готовили дома. Одежду мы сами не стирали. К нам приходили японки и забирали белье. Стирали очень здорово, крахмалили, гладили. Принесет - все в стопочку аккуратно сложено. В первые годы нашего пребывания в Дальнем там еще было много японцев. Китайцы их выгнали в 1948 - 1949 году.

Деньги нам платили так: 80% в советских рублях (их клали на книжку в Сбербанке) и 20% выдавали на руки в китайских юанях. Это была не очень большая сумма. Ее хватало на сигареты, да что-нибудь купить. Любители выпить ходили в ханжовки - забегаловки в городе, где продавали китайскую водку - ханжу, как мы ее называли . Там можно было наскоро выпить и закусить, съесть огурец, помидор.

Мы к этой категории не принадлежали. Мы принадлежали к другой категории. В субботу - когда на воскресенье нет полетов - мы ездили в ресторан. В военной форме в город выходить было нельзя: комендатура не разрешала. Мы нашли деньги, сшили себе гражданские брюки. А из списанного парашюта (тогда они были шелковые) пошили рубашки. В такой гражданской одежде мы ходили в ресторан. Выбирали один из двух - Ивана Яковлевича Чурина (русский предприниматель, его уже тогда не было, но были магазины Чурина, где работали только русские эмигранты) или японский ресторан «Ямато». В нем пела дочь атамана Семенова , с которой я танцевал несколько раз. Нас было четыре человека, и в ресторан мы ходили четыре раза в месяц. Платили по очереди. Один уплатил - получку отдал, потом второй отдал, потом третий, четвертый.

Виталий Омельченко (слева) и Алексей Грачев (справа) с товарищем в рубашках из парашютного шелка на фоне здания городского управления, г. Дальний, 1946 - 1948 гг.

В ресторане играл джаз под руководством Погодина. Мы заходим в ресторан, играет музыка. Мы идем, оркестр играет. Погодин нас увидел, поклонился, прекращает музыку, которую играл. И - авиационный марш! Играют «мы рождены, чтоб сказку сделать былью» или «потому, потому что мы пилоты».

Все танцующие удивляются: «в чем дело? что случилось?» Мы шествуем. Идешь и чувствуешь, что на тебя смотрят. Мы проходим через ресторан и садимся в самом конце. Только мы сядем, Погодин махнет рукой оркестру, и он продолжает играть прежнюю музыку. Мы Погодина угощали, ему от нас каждый раз подносили рюмочку и закуску.

Правительственное задание
В 49-м году Мао Цзэдун приехал к Сталину и в начале 50-го года заключил договор на тридцать лет . По этому договору, мы с Виктором попали в Центральный Китай. Мы должны были помочь Мао Цзэдуну выгнать Чан Кайши с острова, который тогда назывался Формоза, а сейчас называется Тайвань. Планировалось сделать это в июле-августе 50-го года, когда идут дожди. Авиация должна была обеспечить высадку десанта. Это 130 километров от территории Китая, от континента.

Но помочь китайцам не получилось. В июне 50-го года американцы затеяли войну в Корее. Китай начал поддерживать корейцев (образованную в 1948 г. на севере Корейского полуострова Корейскую Народно-Демократическую Республику во главе с компартией). Советский Союз их тоже поддерживал. Поэтому нам сняли прежнюю задачу. (Данная точка зрения на цели операции не встретилась мне в других изданиях и документах - О.Б.)

Когда Мао Цзэдун договорился со Сталиным о помощи в высадке десанта, ему с Кубинки (что под Москвой) выделили полк МиГов. Чуть ли не единственный, парадный полк первых реактивных истребителей - МиГ-15. Их расстыковали, крылья отсоединили от фюзеляжа, погрузили в ящиках в эшелон, замаскировали и повезли в Китай. Через всю нашу территорию - до Забайкалья, до Читы, а потом в Китай .

В феврале 1950 года к нам в Китай прилетел генерал-полковник Красовский и начал отбирать экипажи . Подобрали один полк истребителей Ла-11, две эскадрильи штурмовиков Ил-10 (которые войну выиграли) и одну эскадрилью бомбардировщиков Ту-2 (на которых летали мы с Виктором). Все самолеты были поршневые, на реактивные мы пересели позже, уже после Китая. Отбирали самые опытные экипажи. Офицеров даже брали с понижением в должности, потому что они шли на выполнение правительственного задания. Так, командира эскадрильи брали замкомеской (заместителем командира эскадрильи), а командира звена могли взять рядовым летчиком. На Квантунском полуострове стояли две бомбардировочные дивизии. В каждой примерно по сто самолетов, то есть всего было двести бомбардировщиков. А для выполнения задания выбрали только десять экипажей. Самолеты взяли самые новые с ресурсом 100 - 120 часов на двигатель.

В чем состоит задание, не объявляли. Идти на него никого не принуждали. Только сказали, что мы уже больше в Дальний не вернемся. Все подумали, что с этого задания вряд ли кто вернется. Один летчик отказался, его заменили.

Как потом выяснилось, в Шанхай прибыла только одна дивизия - три полка. Один полк реактивных МиГ-15, один полк Ла-11 (36 самолетов) и наш 829-й смешанный полк. Его назвал смешанным, потому что в него взяли две эскадрильи штурмовиков Ил-10 и одну эскадрилью Ту-2, в которой были мы с Виктором. Командиром полка был полковник Семенов. Кстати, когда Виктор был в Польше, наш Семенов Виктор Иванович был там замкомандующим, позже он жил в Москве на 3-ей Фрунзенской набережной.

Я туда попал командиром звена. Эту должность я получил в 1949 году. Помню, шли ночные полеты в Порт-Артуре, аэродром Тунчэнцзы . Мы ехали на полуторке, и начальник отдела кадров объявил, что мне присвоено звание старший лейтенант и одновременно меня назначили командиром звена. Накануне у командира дивизии Финогенова было совещание, на нем полковник Семенов выдвинул меня командиром звена. Прилетевший из Москвы Красовский сразу подписал приказ. Я чувствовал, что полковник Семенов имел ко мне симпатию, но никогда не показывал этого. Меня утвердили командиром звена, хотя я был молодым, а в звене было два старых летчика, которые прошли всю войну.

Я был назначен лидером - должен был привести Миг-15 с Квантунского полуострова в Шанхай. Поэтому накануне перелета мы - четыре экипажа лидеров - направились в Шанхай, чтобы выбрать аэродром, где мы должны были сесть. Виктор в той поездке не участвовал. Мы долетели до Нанкина, и в тот же день вечером мы должны были выехать в Шанхай на поезде, а не на самолете.

В Нанкине нас привели в гостиницу. Шикарные комнаты: широкие кровати, тюлевый балдахин от комаров, вентилятор здоровенный. Кнопку нажал, он крутится. Ванные комнаты… А нам через два часа выезжать в Шанхай. Мы разделись, легли в эти постели, полежали полчаса, зашли в душ, помылись. Не было у нас такого никогда! Мы, деревенские парни, такого никогда не видели.

В Шанхае нас поселили в гостинице «Треугольник». Кажется, там раньше была английская миссия. Отличная гостиница. Заходим, в комнате большой круглый стол, четыре стула, две широкие кровати, кресло, диваны. Китаец по-русски спрашивает: «Кто здесь будет оставаться?» Мы говорим: «два экипажа, мы вчетвером останемся». Он отвечает: «извините, этот номер на два человека». Вот какие мы были. Увидели четыре стула, значит, номер на четверых.

Вся наша истребительная авиационная дивизия должна была размещаться в Шанхае. Там было три аэродрома. На одном должен был сесть полк МиГов (истребителей с Кубинки), на втором - истребительный полк на Ла-11, а на третьем, южном - наш смешанный бомбардировочный полк (штурмовики и бомбардировщики). Но перед этим американцы прилетели ночью и положили серию бомб, разбомбили полосу. Поэтому нам нельзя было сесть в Шанхае, и наш полк базировался в Сюйчжоу .

Примечания:

Кожедуб Иван Никитович (1920 - 1991) - маршал авиации (1985), трижды герой Советского Союза. В Великую Отечественную войну служил в истребительной авиации. Провел 120 воздушных боев, сбил 62 самолета.

Даля́нь (Дальний, кит. трад. 大連, упр. 大连, пиньинь: Dàlián; яп. — Дайрэн) — город в северо-восточной части Китая, порт в заливе Даляньвань Жёлтого моря на южной оконечности полуострова Ляодун — Квантунском полуострове. Второй по величине город провинции Ляонин. На западе примыкает к Бохайскому заливу и является частью формирующейся экономической зоны Бохайского кольца. Кроме того, является «воротами» для Северо-восточных провинций КНР. Длина береговой линии — 1 906 км (за исключением островов). Население — 6,2 млн человек.
План города Дальний

Под названием Дальний город основан русскими в 1898 году на месте китайского рыбацкого посёлка Циннива (青泥洼) на арендованной у Китая территории. Состоял из трёх частей: Административный городок, Европейский город, Китайский город.
Общий вид города




На строительство города Россия затратила 30 млн золотых рублей (около 11,5 млрд нынешних рублей). Строительство заняло около 7 лет. Своими архитектурно-планировочными достоинствами Дальний выделялся не только среди городов Китайско-Восточной железной дороги, но и, по мнениям российских специалистов того времени, среди новых городов России только он один был планирован и красиво, и интересно.
Управление портом и городом Дальним


По количеству населения быстро вышел в Маньчжурии на второе после Мукдена (Шэньяна) место. Хорошо по тому времени оборудованный и механизированный порт принимал океанские суда и в короткое время занял второе (после Шанхая) место по грузообороту на всём континентальном побережье от Охотского до Южно-Китайского моря.
Дом Главного Инженера


История города
В 1896 г. правительство России договорилось с Китаем о возможности прокладки железной дороги из Забайкалья в Приморье напрямую, минуя сибирские просторы. По договору русские строили дорогу и за это получали ее в последующую аренду на 85 лет. Дорога получила название КВЖД - Китайская восточная железная дорога. Право строить дорогу Китай предоставил русским в обмен на поддержку последними Китая в случае войны с Японией. В марте 1898 г. «Его величество император и самодержец всероссийский и Его величество император китайский, желая еще более скрепить существующие между обеими империями дружеские отношения» подписали конвенцию, по которой Китай дополнительно к КВЖД передавал России в аренду Люйшунь и Даляньвань, а также разрешал построить ветку КВЖД от Харбина к этим портам. Люйшунь и Даляньвань передавались российскому правительству в полное и исключительное пользование на 25 лет. Император России Николай II написал по этому поводу: «Это так хорошо, что даже не верится». Согласно конвенции, военное и гражданское управление портами полностью осуществлялось российской стороной.
Городская церковь


16 марта 1898 г. все китайские солдаты ушли из Люйшуня и Даляньваня. На их место пришли российские казаки и артиллеристы. На Золотой горе Люйшуня подняли русский флаг и эскадра кораблей произвела салют, ознаменовав занятие порта. В тот же день десант в 160 человек при трех орудиях был высажен в Даляньване. Почти все китайское население покинуло город. Люйшунь вновь стал Порт-Артуром, а Даляньвань получил более созвучное русскому уху наименование - Дальний. Так началась «русская» эпоха нынешнего Даляня, продолжавшаяся девять лет.
Инженерный проспект


В 1898 г. в Китае вспыхнуло Боксерское восстание, свое название получившее от изображения кулака на флаге повстанцев. Восставшие крестьяне были недовольны засильем иностранцев в Китае и свое недовольство вылили на строящиеся «заморскими дьяволами» железные дороги, телеграфы и европейские дома. «Огненные телеги (паровозы) беспокоят дракона земли», - считали крестьяне и принялись разрушать русскую ветку, ведущую к Дальнему. Появились жертвы и среди русских железнодорожников. Так, строитель КВЖД, инженер Верховский, решил пробиваться в Порт-Артур, но был захвачен повстанцами; его отрубленную голову вывесили на воротах города Ляояна. Для борьбы с повстанцами вокруг Дальнего и Порт-Артура было сосредоточено 23 000 российских солдат. В обоих городах было объявлено военное положение. Борьба закончилась победой русских в 1901 г., а захваченные у китайцев пушки впоследствии стали использоваться для обороны Дальнего во время русско-японской войны.
Административная площадь

В 1901 г. Порт-Артур уже представлял собой находящуюся в котловине гор крепость, разделенную речкой Дракона на две части: Новый и Старый город. Новый город был местом проживания русских военных и напоминал Кронштадт. Здесь проходила улица Пушкинская, издавалась газета и возвышались здания знаменитых магазинов Чурина и Кунста и Альбертса. В Старом городе в одноэтажных глиняных домах проживала китайская часть населения. Для нужд флота было проведено углубление порта, построен судостроительный завод, на котором вскоре начали собирать миноносцы.
Без названия


Развивался и Далянь. Русские построили центральную площадь, вокруг которой стали строиться первые крупные каменные дома, разбили красивый парк. Был образован порт, и в 1903 г. началась работа судо- и паровозостроительных заводов.
Больница

В 1903 г. образованная из Дальнего и Порт-Артура с прилегающими территориями Квантунская область административно вошла в состав Дальневосточного наместничества России.
Промежуточная улица


Одновременно с портами строилась и 950-километровая южная ветка КВЖД (ЮМЖД). Пришлось построить и 500 мостов. Ветка стала работать раньше, чем основная трасса. Как вспоминал начальник ЮМЖД Феофил Гиршман: «Я горжусь тем, что мне удалось побить железнодорожный рекорд на быстроту постройки. В этой полудикой стране, в которой все материалы приходилось перевозить извне, мы проложили 550 верст за 13 месяцев». С постройкой КВЖД основной импортный товар - чай - пошел в Россию через порт Дальний. В 1903 г. из Москвы в Дальний уже ходили 4 роскошных поезда, преодолевавших расстояние между этими пунктами за 16 суток.
Без названия


В Порт-Артуре находилось управление созданного пароходства КВЖД. Это было одно из крупнейших пароходств России, владевших 20 океаническими пароходами. Пароходство, например, осуществляло 59 рейсов в год из Порт-Артура во Владивосток
Угловой проспект

К 1904 г. вложения России в Порт-Артур, Дальний и флот КВЖД составляло 1/10 всех вложений России в северный Китай. А вместе с ЮМЖД это составляло почти 1/5 российских инвестиций. Порт-Артур стал главной базой Тихоокеанского флота России, а в крепости разместилась 21 батарея из 116 орудий. В 1904 г. здесь уже проживало 15 тысяч русских и 35 тысяч китайцев.
Временный китайский базар


Дальний и Порт-Артур постоянно развивались и модернизировались. Последний должны были окончательно достроить в 1909 году, но развитию порта помешала начавшаяся в 1904 г. Русско-японская война, в результате которой Россия на 40 лет потеряла ЮМЖД, военно-морскую базу Порт-Артур и торговый порт Дальний.
Здание русско-китайского банка


Его развитие продолжалось японцами по планам российских инженеров. В августе 1945 года город был освобожден советскими войсками. В 1945—1950 годах в статусе свободного китайского порта, арендованного СССР. В 1950 году безвозмездно передан правительством СССР Китаю.
Гостиница "Дальний"


С получением от России прав на Дальний и Порт-Артур в 1905 г. Япония первым же делом переименовала их в Дайрен и Редзюн, что соответствовало японскому произношению китайских названий Далянь и Люйшунь.
Почтовая контора

Японцы начали активно осваивать захваченные города. Как писала в 1909 г. газета «Восточное обозрение»: «Японцы приводили в такое образцовое состояние Дайрен и Порт-Артур, на которое следовало бы обратить внимание русскому правительству: улицы мостятся, водопровод и электричество проводятся, строятся трамвайные линии, для которых вагоны выписаны из Франции». Тогда же началось расширение морского порта, промышленных предприятий, жилых домов.
Постройка малого дока


В Дайрене начали возводиться жилые дома для прибывающих туда японцев, строились и европейцы. В 1907 г. Дайрен уже стал основным портом вывоза главного продукта северо-восточного Китая - сои - в Европу. Через Дайрен проходило 90 % маньчжурского экспорта и импорта!
Постройка электрической станции


В 20-х годах, по словам русского путешественника, «город с моря выглядел большим и импозантным». При японцах Дайрен превратился в спокойный провинциальный город с известным курортным пригородом - Хасигаура.
Центральная электрическая станция


В 1923 г. права на территорию, занятую японцами у России, закончились, но Япония отказалась вернуть Дайрен и Редзюн Китаю, который, раздираемый гражданской войной, противодействовать японскому решению не мог.
Вид на рабочую гавань


В 1932 г. ряд китайских политических деятелей по инициативе Японии и при ее прямой экономической и военной помощи объявил об отделении от Китая трех северо-восточных провинций и о создании на их территории независимого государства Маньчжоуго. Во главе нового образования японцы поставили последнего императора Китая Сюаньтуна, свергнутого еще в 1911 г. Новый император, получивший имя Пу И, будучи буддистом, запретил убивать мух в своем новом дворце. Столицей Маньчжоуго был объявлен нынешний город Чанчунь, а территория, на которой располагались Дайрен и Редзюн, также вошла в состав Маньчжоуго, у которого теперь Япония и стала арендовать эти два города.
Московская площадь


В связи с тем, что Дайрен был объявлен японцами беспошлинным портом, город в 1935 г. стал одним из самых дешевых для проживания городов мира.
Общий вид на портовые сооружения


В 1940 г. население Дайрена составило круглую цифру - 555 555 человек. По числу жителей Дайрен уступал только Харбину и Шэньяну.
Китайская конюшня


В Дайрене базировались такие крупные японские предприятия, как концерн «Мантецу», владевший ЮМЖД, «Манге», управлявший машиностроительным и автомобильным заводами, «Данге», управлявший 3-й по величине электростанцией на севере Китая. Всего в Дайрене уже работало более 20 крупных предприятий, включая морские доки, паровозоремонтный и цементный заводы.
Московский проспект


Судостроительный и судоремонтный завод Дайрена стал одним из крупнейших заводов в Азии, обслуживающих суда до 12 000 тонн. Дайрен стал всемирно известным портом, и здесь открылось консульство СССР.
Без названия


Вся территория вокруг Дайрена и Редзюна представляла залитые водой поля без растений. Это были соляные промыслы.
Через систему шлюзов площади заполнялись небольшим слоем морской воды, которая под лучами жаркого летнего и осеннего солнца испарялась и оставляла соль. Соль из Дайрена снабжала всю рыбную промышленность как Маньчжурии, так и Японии.
Проспект Корбедвы

С началом войны на Тихом океане в 1941 г. Дайрен стал подвергаться регулярным бомбежкам американских Б-25. В Дайрене зародился и план покушения на Сталина.
Общий вид на административный городок


В 1938 г., спасаясь от репрессий, из Хабаровска в Китай бежал начальник управления НКВД Дальнего Востока Генрих Люшков. Попав на территорию Маньчжоуго, он согласился работать у японцев и предложил им план убийства Сталина. Тайная диверсионная операция под кодовым названием «Медведь» была подготовлена при участии шести белогвардейцев из «Союза русских патриотов». Была поставлена цель уничтожить Сталина в одной из его резиденций. На курорте в Мацесте Сталин принимал лечебные ванны и во время процедур оставался в комнате один. Тут его и должны были убить. Однако в начале 1939 г. во время перехода турецко-советской границы по террористической группе был открыт пулеметный огонь, в результате чего трое были убиты, остальные бежали. О планах террористов сообщил советский агент Лео, также работавший в Дайрене. Впоследствии Люшков стал консультантом при штабе Квантунской армии в Дайрене и был убит в августе 1945 года начальником Дайренской военной миссии Японии, боявшимся, что Люшкова захватят русские. А через несколько дней Дайрен был освобожден вошедшими сюда частями Красной армии.
Без названия


На Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции в феврале 1945 г. СССР принял на себя обязательство после разгрома Германии начать войну с Японией при условии восстановления права России на интернациональный торговый порт Далянь, с обеспечением преимущества интересов СССР, и восстановления аренды на Порт-Артур как военно-морской базы СССР. Предполагалась также совместная эксплуатация с Китаем ветки ЮМЖД.
Уголок городского парка


К концу войны в Европе в Дайрене, Редзюне и Маньчжурии располагалась так называемая японская Квантунская армия, в основном дислоцировавшаяся на западной оконечности Ляодунского полуострова - Гуандуне (Квантуне), откуда она и получила своё название. В составе армии насчитывалось 1 млн. 320 тыс. человек, 1155 танков, 6260 орудий, 1900 самолётов и 25 кораблей. Квантунская армия располагала также бактериологическим оружием, которое предназначалось для применения против советских Вооруженных сил.
Дорога в городском парке


В августе 1945 г., во исполнение Ялтинских обещаний, советские войска неожиданно перешли в наступление, освободили от японцев северо-восточный Китай и тем самым победоносно закончили Вторую мировую войну. В этой операции советские войска потеряли на территории соседнего Китая 8219 человек, навечно занесенных в анналы китайской истории.
Вид на рабочий район

Для захвата городов Дайрена и Редзюна, располагавшихся далеко за линией фронта, 22 августа был выслан разведдесант Забайкальского фронта. В Дайрене высадилось 956 человек, а в Редзюне приземлилось 10 самолетов с 205 десантниками. Начальник Редзюнского гарнизона, признавая поражение, отдал русским свой меч. Но, согласно приказу Сталина оставлять офицерам холодное оружие, меч японцу вернули. Через два дня в Редзюне приводнилось 6 летающих лодок Тихоокеанского флота (ТОФ) и 12 в Дайрене, дополнительно высадив 265 морских пехотинцев. Вскоре по железной дороге из Забайкалья прибыла и пехота с танками. 28 сентября подошли суда эскадры ТОФ и освобождение Дайрена и Редзюна было закончено.
Временная железнодорожная станция


Третьего сентября указом президиума Верховного Совета был объявлен праздник победы над Японией, в результате которой из под японского гнета была освобождена китайская территория в 1,3 млн. кв. км и население в 40 млн. человек. Были возвращены СССР и Дальний с Порт-Артуром. Перед освободившей Маньчжурию Красной Армией встала задача помощи новой китайской власти.
В 1945 г. советские войска освободили северо-восток Китая от японцев и КВЖД вместе с ЮМЖД вновь перешло под совместное управление СССР и Китая, уже под новым названием - Китайская Чанчуньская железная дорога - КЧЖД. В августе 1945 года в Москве было подписано соглашение о КЧЖД, Порт-Артуре и городе Дальнем. Предполагалась совместная эксплуатация дороги как общей собственности «в целях укрепления безопасности Китая и СССР», совместное использование Порт-Артура как военно-морской базы, а Дальний объявлялся свободным портом для международной торговли с передачей в аренду СССР части пристаней и сооружений. Соглашение было подписано на 30 лет, после чего все перечисленное вместе с имуществом должно было быть безвозмездно передано Китаю.
Прибытие в Дальний Главного Инженера и Градоначальника В.В. Сахарова 26 июля 1902


После подписания соглашения Советский Союз приступил к восстановлению работы дороги, порта Дальнего и развитию военно-морской базы. В Китае в то время шла гражданская война между Чан Кайши, поддерживаемым США, и Мао Цзедуном, которого поддерживал СССР. Благодаря тому, что Квантунский полуостров практически был передан в аренду СССР, он 4 года был под контролем советской администрации. И когда США обратились к СССР с просьбой разрешить Чан Кайши перебросить свои войска на Ляодунский полуостров, им в этом было отказано.
Европейское кладбище


Во время гражданской войны хозяйственные связи были разрушены, и советская администрация договорной территории приступила к восстановлению промышленности. Для управления бывшими японскими предприятиями были созданы различные смешанные советско-китайские общества.
Городская водокачка


Например, «Квантунрыба» стала поставлять соль на весь Дальний Восток СССР, «Дальбанк» стал выпускать местные деньги. Дальний стал портом, занявшим значительное место в российско-китайской торговле. Сам же город стал местом отдыха военнослужащих и их семей из Порт-Артура. Улицы вновь получили русские названия: улица Сверкающих лучей, Утренняя, Честная, улица Победы.

Советские войска на Ляодуне имели стрелковые, танковые, артиллерийские соединения, военно-морские и авиационные силы. В районе Порт-Артура курсировало 4 бронепоезда. Личный состав сухопутных сил СССР с семьями офицеров на Ляодуне составлял более 100 000 человек. Как вспоминал один из офицеров, «зарплата была довольно высокая. К слову, я в то время получал 4 миллиона юаней в месяц. А когда приехал в Порт-Артур, для «подъемных» понадобился чемодан. В Китае в те годы была страшная инфляция - счет шел на миллионы. При этом двери никогда не запирались, даже если в доме, как у меня, хранилась нередко довольно крупная сумма. За два года, что довелось провести в Порт-Артуре, не было ни одного случая воровства. Китайский закон за это преступление карал немилосердно».

На Ляодуне долгое время свирепствовал так называемый комариный энцефалит. Наши военные медики провели громадную работу по дезинфекции. Врачи и медицинские сестры трудились по 12-16 часов в день, и эпидемия была ликвидирована.


Гражданская война в Китае закончилась победой Мао Цзедуна. Чан Кайши бежал на Тайвань, и 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. Несколько месяцев спустя в Порт-Артур прибыла большая делегация во главе с премьером Государственного административного совета КНР Чжоу Эньлаем. В 1950 г. в Москве был подписан Договор о дружбе союзе и взаимопомощи, согласно которому в 1952 г. было решено безвозмездно передать Китаю КЧЖД вместе со всем имуществом, что и было сделано 31 декабря 1952 г. В 1950 г. китайской стороне было передано российское имущество в Дальнем. Предполагалось вернуть и Порт-Артур, но, в связи с начавшейся в Корее войной, его аренду продлили. Война окончилась в 1953 г. и в 1954 г., в связи с ее окончанием, укреплением КНР и, согласно подписанному соглашению, «советские военные части выводятся из совместно используемой ВМБ Порт-Артур и сооружения безвозмездно передаются правительству КНР к 31 мая 1955 г.».


Для решения вопроса о выводе войск в 1954 г. в Порт-Артур прибыл Хрущев. Выслушивая доклад командования советских войск, он вдруг с силой ударил ладонью по столу и буквально крикнул: «Хватит болтать! Вы мне лучше мне скажите, зачем вы здесь стоите?» - «Для защиты дальневосточных рубежей нашей Родины», - ответили ему армейцы. Хрущев сердито заявил: «Вы мне лучше скажите, сколько надо времени, чтобы здесь не осталось ни одного вашего солдата, даже вашего духа?» - «Месяца три-четыре». - «Даю пять, - сказал Хрущев. - И чтобы по истечении этого срока никого из вас не осталось. А теперь давайте перейдем к разговору: что китайцам продавать, а что так отдать». Но практически все было передано бесплатно, включая десятки торпедных катеров, танки, подводные лодки, весь боезапас. В день ухода войск состоялось торжественное построение в частях, где китайцам передали ключи от имущества. Под звуки советского гимна спустили военно-морской флаг Советского Союза, и тут же его место занял китайский стяг.


В мае 1955 г. СССР полностью вывел свои вооруженные силы с Ляодунского полуострова. После ухода в Порт-Артуре какое-то время еще оставались советские специалисты, учившие китайских подводников.


Десятилетнее присутствие советских войск на Ляодунском полуострове позволило предотвратить здесь кровопролитные бои в гражданской войне китайского народа, помогло подготовке китайских военных кадров и оказало сильное влияние на укрепление обороноспособности КНР


Панорама Дальнего.
При переносе мышкой на свой компьютер размер 7192 на 1448

Советские войска на Ляодуне имели стрелковые, танковые, артиллерийские соединения, военно-морские и авиационные силы. В районе Порт-Артура курсировало 4 бронепоезда. Личный состав сухопутных сил СССР с семьями офицеров на Ляодуне составлял более 100 000 человек. Как вспоминал один из офицеров, «зарплата была довольно высокая. К слову, я в то время получал 4 миллиона юаней в месяц. А когда приехал в Порт-Артур, для «подъемных» понадобился чемодан. В Китае в те годы была страшная инфляция – счет шел на миллионы. При этом двери никогда не запирались, даже если в доме, как у меня, хранилась нередко довольно крупная сумма. За два года, что довелось провести в Порт-Артуре, не было ни одного случая воровства. Китайский закон за это преступление карал немилосердно».
На Ляодуне долгое время свирепствовал так называемый комариный энцефалит. Наши военные медики провели громадную работу по дезинфекции. Врачи и медицинские сестры трудились по 12–16 часов в день, и эпидемия была ликвидирована.
Гражданская война в Китае закончилась победой Мао Цзедуна. Чан Кайши бежал на Тайвань, и 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. Несколько месяцев спустя в Порт-Артур прибыла большая делегация во главе с премьером Государственного административного совета КНР Чжоу Эньлаем. В 1950 г. в Москве был подписан Договор о дружбе союзе и взаимопомощи, согласно которому в 1952 г. было решено безвозмездно передать Китаю КЧЖД вместе со всем имуществом, что и было сделано 31 декабря 1952 г. В 1950 г. китайской стороне было передано российское имущество в Дальнем. Предполагалось вернуть и Порт-Артур, но, в связи с начавшейся в Корее войной, его аренду продлили. Война окончилась в 1953 г. и в 1954 г., в связи с ее окончанием, укреплением КНР и, согласно подписанному соглашению, «советские военные части выводятся из совместно используемой ВМБ Порт-Артур и сооружения безвозмездно передаются правительству КНР к 31 мая 1955 г.».

Для решения вопроса о выводе войск в 1954 г. в Порт-Артур прибыл Хрущев. Выслушивая доклад командования советских войск, он вдруг с силой ударил ладонью по столу и буквально крикнул: «Хватит болтать! Вы мне лучше мне скажите, зачем вы здесь стоите?» – «Для защиты дальневосточных рубежей нашей Родины», – ответили ему армейцы. Хрущев сердито заявил: «Вы мне лучше скажите, сколько надо времени, чтобы здесь не осталось ни одного вашего солдата, даже вашего духа?» – «Месяца три-четыре». – «Даю пять, – сказал Хрущев. – И чтобы по истечении этого срока никого из вас не осталось. А теперь давайте перейдем к разговору: что китайцам продавать, а что так отдать». Но практически все было передано бесплатно, включая десятки торпедных катеров, танки, подводные лодки, весь боезапас. В день ухода войск состоялось торжественное построение в частях, где китайцам передали ключи от имущества. Под звуки советского гимна спустили военно-морской флаг Советского Союза, и тут же его место занял китайский стяг.
В мае 1955 г. СССР полностью вывел свои вооруженные силы с Ляодунского полуострова. После ухода в Порт-Артуре какое-то время еще оставались советские специалисты, учившие китайских подводников.
Десятилетнее присутствие советских войск на Ляодунском полуострове позволило предотвратить здесь кровопролитные бои в гражданской войне китайского народа, помогло подготовке китайских военных кадров и оказало сильное влияние на укрепление обороноспособности КНР.

Провинция Ляонин расположена в южной части северо-востока Китая между 118 град. 53 мин. и 126 град. 46 мин. восточной долготы, 38 град. 43 мин. и 43 град. 26 мин. северной широты. Большая часть территории провинции находится в умеренном, умеренно-теплом поясах. Ляонин граничит с провинцией Цзилинь, автономным районом Внутренняя Монголия и провинцей Хэбэй, на юго-востоке – с Корейской Народно-Демократической Республикой. В провинции проживают ханьцы, маньчжуры, монголы, хуэйцы, корейцы, сиботяне и т. д.
По территории провинции протекает 392 реки. Общая протяженность – 160 тысяч км. Провинция Ляонин обладает богатыми рыбными ресурсами. По площади акваторий, занятых под рыбоводство, Ляонин занимает 2–е место в стране.
Ляонин лидирует в Китае по запасам железа, бора, магнезита, алмазов, талька, нефрита. Нефтяной промысел Ляохэ считается третьим по величине в Китае, запасы нефти и природного газа составляют соответственно 15 % и 10 % от общего количества в стране.
Площадь леса составляет 4,185 млн. гектаров. По площади садов и объему производства садоводческой отрасли Ляонин занимает соответственно 3–е и 2–е места.
Провинция Ляонин является одной из провинций, располагающих многочисленными старинными культурными памятниками. Их насчитывается 11 300.
В провинции имеется 66 вузов, в которых обучаются около 235 000 студентов. Более 40 университетов и институтов установили дружественные контакты с зарубежными вузами, организуют взаимные поездки и научные обмены. Больше 20 вузов организуют прием студентов из 30 с лишним стран.
В Ляонине всего насчитывается 465 средних школ, где обучаются более 399 тысяч человек.
Основными отраслями народного хозяйства провинции являются нефтехимическая и металлургическая отрасли, информатика и машиностроение.
Мощность производства нефтехимической промышленности – 28,00 млн. тонн в год.
В провинции насчитывается более 1 100 предприятий металлургической промышленности. Они производят металлический профиль, лист, ленты, трубы, и другую сталь специального назначения, а также металлические изделия.
Очень развито производство электротехники. В основном сформировано преимущество на рынке по 6–ти главным продуктам: цветные кинескопы и цветные телевизоры, видеомагнитофоны, оборудование связи, компьютерное оборудование и программное обеспечение, оборудование для выработки электроэнергии, электронное оборудование и интегральные схемы.
В сфере машиностроения насчитывается более 1000 предприятий. Провинция Ляонин производит тяжелое горное оборудование, нефтехимическое оборудование, подъемно-транспортное оборудование, трансформаторное оборудование, металлорежущие станки, крупнотоннажные суда дальнего плавания, двигатели внутреннего сгорания.
Провинция Ляонин является крупным сельскохозяйственным регионом. По уровню развития производительных сил в отрасли она лидирует в стране. Объем производства мяса, яиц и молока составляет 4,22 млн. тонн, а объем вылова рыбы и морепродуктов – 3,51 млн. тонн.

Далянь: основные события истории

640 год н. э. В начале династии Тан Далянь назывался Саньшаньпу, в середине династии был переименован в Циннипу.
XVII–XIX вв. После войны между Китаем и Японией Ляодунский полуостров заняла Япония.
1895 г. Правительство Цин выкупило у Японцев Ляодунский полуостров за большое количество серебра.
1898 г. Россия арендовала на 30 лет залив Даляньвань и Порт-Артур.
1903 г. Был построен город в европейском стиле с площадью Николая II в центре. Ныне это площадь Чжуншань.
1904 г. Началась война между Россией и Японией.
1905 г. Россия отказалась от Ляодунского полуострова в пользу Японии.
1945 г. Япония капитулировала, советские десантники высадились в Даляне и Порт-Артуре, создалось городское народное правительство.
1950 г. Далянь, соединенный с Порт-Артуром, был переименован в город Люйда.
1955 г. Советские войска были выведены из Даляня.
1981 г. Город Люйда был переименован в город Далянь.
1984 г. Далянь включен в число первых открытых приморских городов – зон свободного экономического развития.
1985 г. Государство дало разрешение Даляню получить статус независимого города с прямым подчинением Шэньяну.
1994 г. Далянь стал вторым по важности городом провинции Ляонин.
1999 г. Городу Далянь исполнилось 100 лет.

Географическое положение

Далянь находится на северо-востоке Китая, на юго-востоке провинции Ляонин, в южной оконечности Ляодунского полуострова (39° 3’с.ш., 121° 47’ в.д.).
Общая площадь Большого Даляня, включающего административно подчиненные городу шесть районов, три города (включая Люйшунькоу) и один уезд, составляет 12,6 тыс. кв. км. Площадь собственно города Даляня – 2415 кв. км.
Территория Даляня омывается Желтым морем. Именно в это море впадает знаменитая Хуанхэ – Желтая река. Благодаря выносу песка и ила из реки в море цвет последнего резко меняется с синего на желтый, и это определило название моря. Бассейн Хуанхэ считается местом формирования и становления китайского народа.
В Даляне два вида рельефа – равнины и крутые сопки, начинающиеся очень резко, почти без перехода из одной формы рельефа в другую. В Даляне больше горных и холмистых районов, меньше равнинных и низинных. Равнинные участки города плотно застроены, горы не заселены и возвышаются зелёными островами над морем домов и улиц. 30–40 лет назад на всех сопках леса были вырублены, и только 15 лет назад начался процесс искусственного озеленения горных массивов, расположенных в черте города.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента