Болезни Военный билет Призыв

Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания. Интеграция образовательных областей. Использование процесса интеграции в доу

***
Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей.

Осуществление принципа интеграции образовательных областей

в процессе организации образования детей .

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации , устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия : миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности.

Важнейшей задачей дошкольного воспитания является каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Не секрет, что во многих ДОУ образовательный процесс был унифицированным , предполагающим прежде всего достижение определенных результатов, получения знаний и навыков. При этом образовательные программы как правило не учитывали темпов развития детей , индивидуальных особенностей, интересов . Результатом такого «единого стандарта» в конечном счете явилось несоответствие планируемого уровня знаний и умений дошкольников и реального. Дети с низким уровнем развития не могли осилить программу, а дети с высоким уровнем развития испытывали информационный голод и не могли полностью реализовать свои способности.

Ввведение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования призвано решить все накопившиеся вопросы и несоответствия.

ФГТ - это первый в истории российского образования документ , который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей . (образовательные области : здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.)

В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность , осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

В условиях вариативности программ каждое дошкольное учреждение выбирает самостоятельно ту или иную образовательную программу .

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Ее содержание направлено на формирование общей культуры детей ; предпосылок учебной деятельности; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей .

При этом нужно отметить, что федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей

В нашем государственном дошкольном учреждении МБДОУ№ 12 «Журавушка» в качестве основной образовательной программы используется общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А

Как правило, к существующим программам разрабатываются методики и пособия, которыми пользуются педагогические коллективы, формируется педагогическая копилка.

Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. (более подходит для открытых уроков, итоговых занятий)

Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей , проводится систематически. (на них преподается новый, ранее не изученный материал)

Преимущества интегрированных занятий заключается в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес .

Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированные занятия в детском саду учат получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Так как проходят они в легкой, игровой форме, то и переносятся намного легче, чем занятия по отдельным предметам. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом .

Конспекты проведения интегрированных занятий отличаются от обычных.

Само занятие разбивается на три части. В первой, вводной, перед детьми разыгрывается ситуация, требующая поиска решений. В основной части детям дается новая информация из разных разделов программы, при помощи которой эти решения можно найти.

Заключительная часть включает в себя творческую деятельность по закреплению и запоминанию изученного материала в любой ее форме. Это может быть аппликация, рисование, лепка и иные виды практической деятельности. Интегрированное занятие обычно ведут два педагога.

Цели и задачи интегрированной НОД

Цель данных НОД – объединить различные виды детской деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре, развить способности к освоению и преобразованию окружающего пространства, способствовать развитию познавательных интересов , формирование элементарных математических представлений и так далее. Другими словами, цели НОД будут полностью соответствовать целям и задачам интегрируемых образовательных областей .

Особенности организации НОД

Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную , театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства .

Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ ) .

Так, например, по теме «Хлеб всему голова!» можно в зале оборудовать выставку хлебобулочных изделий, представляются разные сорта муки, букеты злаковых растений, вся необходимая посуда для приготовления печенья, кексов. В процессе интегрированного занятия дети знакомятся с профессией комбайнера, играют в музыкально-ритмическую игру «Трактористы» , рассказывают пословицы и стихи о хлебе, рассматривают репродукции картин С. Андрияки, Б. Кустодиева, сами сажают в землю зерна пшеницы для последующего наблюдения и ухода за ними в группе. В конце занятия воспитанники готовят булочки из настоящего теста.

При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта : наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира.

Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности (физкультминутки, здоровьесберегающие технологии, релаксационные паузы и т. д)

Формы и методы проведения интегрированных НОД :

Основные формы и методы проведения непосредственной организованной деятельности (НОД) на основе интеграции образовательных областей представлены в таблице (приложении №1) . Пользоваться этой таблицей очень удобно при подготовке к проведению НОД (занятию) , поскольку в ней отражены все важнейшие этапы : начало занятия, объяснение нового материала, повторение, закрепление полученных сведений, осуществление контроля за усвоением нового материала, отдых в процессе занятия и логическое завершение занятия.

При этом можно выделить самые удачные сочетания формы организации НОД для различных образовательных областей . Например для :

1 ОО «Чтение художественной литературы» -

форма проведения – литературная гостиная, экскурсия в виртуальную библиотеку (например : читальный зал) , ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений (конкурс чтецов, рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок.

2 ОО «Коммуникация» - тематические путешествия (в виртуальный

зоопарк – если тема «Дикие животные» , на ферму/в деревню - если

«Домашние животные» и т. д, прессконференции для старших

дошкольников,просмотр мультфильма- для воспитанников младших

3 ОО «Познание» - предполагает использование познавательных игр,

исследовательская деятельность, детское экспериментирование, а также

проблемно-поисковые ситуации, экскурсии (на «стройку» , если тема

«профессии» ) и даже просмотр кукольных спектаклей с

последующей беседой по ним, КВН

4 ОО «Музыка» - формы организации НОД- беседа , виртуальные экскурсии

в филармонию, викторина «Угадай мелодию» , посещение тематического

праздника, театральные этюды

5 .ОО «Художественное творчество» - игры-драматизации,

репетиции и разыгрывание разнообразных сказок ,

инсценировки, творческие мастерские и т. д

Не лишним будет упомянуть о формах организации детей при организации НОД . По традиции занятия всегда начинались одинаково- дети сидели за столами, а воспитатель объяснял новый материал. С введение новых методов организации НОД естественно меняется и форма организации детей . Согласно новым ФГТ детям предлагается наравне с воспитателем участвовать во всех мероприятиях, в том числе и в рамках проводимой НОД. Поэтому интегрированная НОД предполагает смену динамических поз - дети могут стоять в колонне,кругом, попарно, друг напротив друга, сидеть на стульчиках полукругом, располагаться на ковре и так далее. В данном случае выбор формы организации детей ограничивается только лишь фантазией воспитателя. В течении проводимой НОД рекомендуется также проводить физкультминутки, снимающие напряжение и позволяющие отвлечься от одного вида деятельности и плавно перейти к другому.

Подводим итог :

Таким образом интегрированные занятия имеют отличительные особенности.

Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала- занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе , когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов На занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности . Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ .

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей , что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности дошкольников.

Интегрированные занятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников, поскольку основаны на элементах музыки, живописи, литературы, повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса , целостной картины мира и расширению кругозора. Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников формируется эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повышается творческая активность, самостоятельность, инициативность, снижается напряженность, скованность, поведение становится более открытым.

В качестве примера привожу конспект интегрированного тематического занятия, посвященного Дню защитника Отечества : «Богатыри – защитники земли русской» (см. приложение №2, в котором наглядно показано как можно интересно и увлекательно подать новый материал в игровой (театральной) форме, закрепить полученные сведения в дидактической игре и продуктивной деятельности.

Дошкольная педагогика в настоящее время претерпевает значительные изменения.

Особое внимание уделяется принципу интеграции образовательных областей. По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

До недавнего времени в ДОУ существовала предметная система обучения, воспитания и развития, и получалось, что знания оставались разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному принципу.

Проектирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении требует основания на принципе интеграции образовательных областей и позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы.

Выбор темы и интегрируемых образовательных областей принадлежит педагогам, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей детей и специфики условий осуществления образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Принцип интеграции в дошкольном образовании»

Дошкольная педагогика в настоящее время претерпевает значительные изменения.

Особое внимание уделяется принципу интеграции образовательных областей. По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

До недавнего времени в ДОУ существовала предметная система обучения, воспитания и развития, и получалось, что знания оставались разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному принципу.

Проектирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении требует основания на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы.

Выбор темы и интегрируемых образовательных областей принадлежит педагогам, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей детей и специфики условий осуществления образовательного процесса.

В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов.

Система знаний, которая должна быть сформирована у учащихся, понималась К.Д. Ушинским не как механическая сумма абстрактных представлений, а как единство органически связанных между собой знаний об объективно существующем мире. «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, и даёт нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Более того, «излагать без связи описание тех или иных естественных предметов и явлений – значило бы

только бесполезно утомлять детскую память».

Один из важных принципов планирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

Наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система.

Для интегрированных занятий характерна смешанная структура, она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

1. Вводная часть . Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

2. Основная часть . Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть . Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности воспитанников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Потребность в организации интегрированных занятий объясняется целым рядом причин:

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в ДОУ, начальной школе.
  5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей.

Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию.

Например, тема «Наши мамы» (старший дошкольный возраст) предполагает выбор таких образовательных областей, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», а так же разных видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник. В течение дня дети читают произведения о маме, рисуют портреты мам, делают выставку портретов, рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы (например, аппликационную открытку), организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины наряды» или «Хозяюшка». В такой день полезна встреча с одной из мам, которая поделится секретами приготовления любимого лакомства для сына или дочки. Дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и усваивают идеал современной женщины, учатся ценить и уважать свою маму. Так происходит духовно-нравственное и гендерное воспитание, осуществляется социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а так же формирование таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

Тема «Моя семья» (старший дошкольный возраст) предполагает в качестве ведущей формы выбор проекта, организуемого на основе интеграции всех образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация». Проект достаточно трудоемкий, поэтому его выполнение может происходить в течение 3-5 дней. Системообразующим фактором интеграции образовательных областей может служить деятельность по составлению «Генеалогического древа» совместно с родителями, представление этого проекта и защита каждой семьей. При этом важно рассказать не только о членах семьи, но и об их правах, обязанностях, профессиях. Возможна так же защита мини-проекта «Семейные традиции и увлечения», в котором дети вместе с родителями в свободной форме (рисунок, танец, фотографии, драматизация) представляют свою семью, схемы-карты своих микрорайонов, домов, квартир. В качестве материалов для проектов дети вместе с родителями подбирают пословицы и поговорки о семье. В проекты могут быть включены и сюжетно-ролевые игры («Семья», «Мебельный салон», «Моя квартира», «Дом»), игры-драматизации сказок («Репка», «Гуси-лебеди»), творческое рассказывание («Как я помогаю дома», «Кем я буду», «Я буду мамой/папой», «Наши любимые питомцы»). Помимо этого в такие проекты могут быть включены конкурсы («Утренняя гимнастика моей семьи», «Мама, папа и я – спортивная семья», «Люби мое блюдо моей семьи», «Семейный бюджет»); конкурс рисунков («Моя семья», «Мы на отдыхе»), выпуск семейных газет, организация выставки «Семейное хобби». В проекте так же могут быть прочитаны рассказы Л.Н. Толстого «Косточка», «Филиппок», сказка А.Линдгрен «Малыш и карлсон», прослушаны произведения П.И.Чайковского из «Детского альбома», разучены и исполнены песни о маме.

Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

Интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности (на мероприятиях, где воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования являются не наблюдателями, а активными участниками).

Следует учитывать, что любая интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут, получить все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уж имеющихся знаний и представлений.


Галина Щедрова
Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях

Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширение и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира . Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; побуждать познавательные интересы .

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает учебная деятельность . На занятиях успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы , что содействует процессы активного овладения знаниями, мобилизирует нравственно – волевые усилия в достижении учебно - познавательных целей, формируются навыки самооценки.

К сожалению, сегодня в ДОУ существует тенденция увеличения количества занятий в режиме дня , включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки . Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребенком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей, уменьшении времени на организации их самостоятельной деятельности в режиме дня , времени прогулки и отдыха. Все это оказывает определенное воздействие на дошкольников : нерациональная организация двигательного режима в ДОУ, длительное пребывание детей на занятиях в статистическом положении и гиподинамия как результат этого процесса. Нельзя забывать, что недостаточное физическое развитие накладывает негативный отпечаток на развитие интеллектуальное , и наоборот.

Мы часто разделяем мнение педагогов, что результатом деятельности ДОУ становится готовность ребенка к обучению в школе, которая может быть рассмотрена с позиции как психологических, так и внешних (поведенческих) показателей, однако полагаем, что правомерно будет целью дошкольного образования назвать разностороннее развитие ребенка , формирование у него общей культуры, целостного представления о мире. Иначе говоря, задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, формировании сроков перевода его на школьные рельсы, а в том, чтобы создать ему условия для наиболее полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала. И одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников мы считаем процесс интеграции . Наша точка зрения подтверждается мнением многих ученых, отмечающих, что мир не может быть освоен людьми с монологическим типом мышления, что возрастающие число проблем в виду их полимодального характера требует междисциплинарного анализа и синтеза . при их решении необходим поиск консенсуса между различными альтернативными позициями и образами мышления.

Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ , позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности , - интегрированные занятия . На них объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада . В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время, для организации игровой и самостоятельной деятельности . Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно – интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

Интегрированные занятия .

Общая характеристика занятий .

Занятие – специально организованная форма обучения. Для детей дошкольного возраста принципиально отличается от урока тем, что проводится на основе игры (подвижной, сюжетной, с правилами и др., а так же других специфических для дошкольников видов деятельности : изобразительной, конструктивной и т. д.

Комбинированное занятие – сочетание разных видов деятельности или дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) .

Комплексное занятие – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме или в игру «Пожарные на учении» ). При этом один вид деятельности доминирует , а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированное занятие – соединение знаний их разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития. По сути, понятие «интеграция » рассматривается более широко, чем некая организованная форма обучения детей, имеющая фиксированное время и место в режиме дня.

Важно заметить, что методика проведения интегрированных занятий существенно отличается от методики проведения обычного занятия . В процессе обучения на интегрированном занятии необходимо использовать различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие :

Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эврическая деятельность ;

Проблемные вопросы, стимулирующие своего рода совместных с педагогом «открытий» , помогающих ребенку найти ответ. Используются задания типа «докажи» , «объясни» , «как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по разному .

Требования предъявляемые к интегрированному занятию :

Четкость, компактность, сжатость учебного материала;

Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии ;

Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия ;

Большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии ;

Систематичность и доступность изложения материала;

Необходимость соблюдения временных рамок занятия .

Структура занятия .

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос : «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?» ).

2. Основная часть. Детям даются новы знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значении е воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенного.

К основным особенностям интегрированного занятия относятся синтез :

Предметов образовательного цикла между собой;

- деятельности двух или более педагогов и др.

Определение цели.

Прежде, чем приступить к составлению интегрированного занятия , необходимо поставить цель. Постановка цели всегда связана необходимости и возможности связать темы, разделы содержания обучения.

Как определить цель развития детей на определенный промежуток времени? В комплексной программе в разных разделах имеются похожие задачи развития :.

Задача по освоению пространственных представлений решаются в процессе знакомства с математическими понятиями и имеются в разделах «Физическое развитие» , «Изобразительная деятельность » , «Конструирование» ;

Временные представления осваиваются детьми в процессе занятий по математике (знакомство с частями, при ознакомлении с природой (времена года, проце5сс развития живых организмов, знакомства с окружающим миром (понятия прошлого, настоящего, будущего, дни недели, месяцы года) ;

Освоение понятия «часть – целое» происходит на занятиях математикой , конструирования, при обучении грамоте 9состав слова и предложения) и даже при ознакомлении с художественной литературой (характерная структура сказки, рассказа) и т. д.

И хотя в каждом разделе одна и та же задача имеет свою специфику, их решение в небольшом временном промежутке наиболее эффективно, поскольку результат достигается целенаправленно с разных сторон и в разных видах деятельности детей .

При этом име5ются задачи, способные дополнять дуг друга :

Знакомясь со средствами связи («Ознакомление с окружающим миром» , дети осваивают нормы речевого общения по телефону («Развитие речи» , «Нравственное воспитание» );

Знакомясь с производством одежды («Ознакомление с окружающим» , лети учатся поддерживать красоту в своей одежде (культурно – бытовые навыки) .

Кроме того, возможно несколько задач развития решать одновременно. В продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация и др., кроме освоения технических навыков, могут решаться :

Задачи социального развития (если организовать работу в нескольких подгруппах, обучая детей взаимодействию);

Развития речи (если предложить детям рассказать о своей работе, придумать дальнейшие события);

Развития игровой деятельности (если с изготовленной поделкой в дальнейшем развернуть игровые ситуации) .

Подбор объектов

(источник интегрирования )

Если например, поставлена цель ликвидировать многопредметность, то составляющими интеграции будут , как правило, близкие друг другу области знаний. если же целью становится ускорение прохождения материала, то чаще всего проводится внутрипредметная интеграция . И только после этого вступают в силу механизмы интеграции – связи и отношения , которые устанавливаются между интегрированными объектами согласно структуре и в определенной технологической последовательности.

Моделирование образовательного процесса.

Образовательный процесс должен представлять собой взаимосвязанную цепочку обучения на занятиях и в деятельности вне занятий (например. к занятию , посвященному Дню защитника Отечества, можно предварительно почитать художественную и познавательную литературу, посмотреть энциклопедии, рассмотреть слайды, картинки, поиграть в настольные игры с символикой русской армии, армий других стран, а после занятия предложить детям сделать коллективный макет военной базы или изготовить солдатиков, провести досуг «На полигоне» или «Зарница» и др.).

Методика подготовки и проведения интегрированных занятий .

При планировании и проведении интегрированных занятий педагогу важно учитывать следующие условия :

Обязательный учет содержания базовой программы детского сада ;

В интегрированном занятии объединяются блоки из разных предметов , поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия . Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;

При разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания;

При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия , методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии ;

- интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия . При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности воспитанников на занятии ;

При планировании и проведении интегрированного занятия педагогами (ведущими занятия по разным разделам программы ) требуется тщательная координация действий;

Необходимо сохранять положительно – эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на интегрированном занятии , индивидуальные и психологические особенности детей группы;

На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры , развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятии – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечения ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

Интегрированное занятие – важнейшая часть системы межпредметных связей. Каждое из этих занятий ведут два и более педагогов. Материал таких занятий показывает единство процесса, происходящих в окружающем мире, позволяет воспитанникам видеть взаимосвязь различных наук. Суть интеграции педагогов в обучении детей состоит в ее межпредметной и междеятельностной основе при реализации программного материала.

Анализ интегрированного занятия

В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны , осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это – рефлексия, позволяющая оценивать свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности .

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия :

Качество знаний по теме (направлению и др.) : полнота, правильность, осознанность;

Умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов;

Отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию .

Специфика анализа.

1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.)

В создании нового раздела (программы) ;

Цикла (блока) периодически повторяемых занятий ;

Единичных интегративных занятий .

4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии :

Организация единая, целостная структура;

Параллельное существование в одном занятии или программе различных пластов материала;

Стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре.

5. Тема интегрированного занятия , проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

6. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление?

7. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию . Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки? Какую самостоятельную работу или «домашнее задание» должны были выполнить дети до занятия ; его цель, объем, характер? Облегчают ли эти занятия условия обучения воспитанников или они затрудняют их образование в ДОУ?

8. Формы проведения интегрированного занятия , виды деятельности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?

9. Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии ? Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрированном уровне . Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими занятия ? Нет ли противоречий в используемых ими материалах

10. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии . Создалось ли у них единое (интегрированное ) представление о проблеме; широта их кругозра; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Педагогический Совет «»

План педсовета

1. Краткий отчет о выполнении ранее принятых решений.

2. Сообщение заместителя заведующей «Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях ».

3. Представление опыта работы педагогов по интегрированию разных видов детской деятельности на занятиях :

Звонцовой С. А. воспитатель гр. № 3;

Шилина Г. М. муз. руководитель;

Щедрова Г. В. воспитатель гр. № 4;

Добрынина О. А. воспитатель гр. № 8;

Забабурина Е. М. муз. руководитель.

4. Обзор методической литературы.

5. Итог : решение педсовета.

Решение педагогического Совета :

1. Провести открытые интегрированные занятия педагогам с высшей квалификационной категорией.

2. Обобщить опыт работы педагогов с высшей квалификационной категорией по интеграции разных видов детской деятельности на занятиях .

Занятия с использованием межпредметных связей.

Сложение и вычитание чисел первого десятка.

Задачи :

Закрепить навыки сложения и вычитания чисел первого десятка;

Развивать навыки логического мышления;

Пробуждать интерес к предмету математики посредством межпредметной связи с устным народным творчеством.

Материалы : проектор, цифровые карточки, полоски из бумаги, палочки, фонограмма с ритмической музыкой

Педагог. В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса - прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив первое задание.

Педагог предлагает детям числа в порядке возрастания и перевернуть их

Дети выполняют.

Иван – царевич отправился в путь. Долго шел он и вышел на распутье. На придорожном камне надпись :

Долго шел Иван – царевич по выбранной вами тропинке и, наконец, вышел на лесную полянку, а там стоит избушка на курьих ножках, жилище Бабы Яги. Что должен сказать Иванушка, чтобы избушка к нему повернулась?

Дети отвечают.

А вам надо переложить две полоски, чтобы развернуть избушку (домик из счетных палочек) . Баб Яга рассердилась на Ивана – царевича за то, что потревожил ее. Согласилась помочь только если отгадает Иванушка ее загадки.

На воде две уточки, во дворе две курочки,

Два гуся в пруду, да индюк в саду.

Сколько птиц всего? Считайте! Да ответ мне называйте.

Дети отвечают.

Ежик по грибы пошел, 10 рыжиков нашел.

8 положил в корзинку, остальные же на спинку.

Сколько рыжиков несешь на своих иголках еж?

Дети отвечают.

Шесть веселых медвежат за машиной в лес спешат.

Но один малыш устал, от товарищей отстал.

А теперь ответ найди : сколько мишек впереди?

Дети отвечают.

Баба Яга Иванушке дала волшебный клубочек. Но Иван – Царевич устал. Давайте ему поможем.

Организуется физкультминутка.

Волшебный клубок привел Ивана –царевича к пещере Змея Горыныча. Чтобы победить змея, вы должны решить эти примеры.

1+8= 4 3=7 7 - =5

Дети выполняют.

Молодцы, ребята! А Иван – царевич уже в пещере, нашел он там волшебный сундук, а открыть его не может. Нужно разгадать шифр замка.

Дети выполняют.

Достал Иван – царевич из сундука волшебный меч и отправился в замок Кощея Бессмертного. А замок этот стоит на высокой горе, крутой и непреступной. Эта гора волшебная. Кто из вас заметил ее секрет? (круговые примеры)

Дети отвечают.

С трудом Иван – царевич взобрался на эту гору, очень устал и решил немного взбодриться.

Организуется физкультминутка.

В замке Кощея Бессмертного четыре башни. В одной их них трусливый колдун и спрятался. В какой из них, если мы знаем, что первая башня пустая? Кощей не в самой высокой башне. Где же он?

Дети отвечают.

Ну, вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Иванушку такими словами :»Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания, и Василиса – твоя1 если не выполнишь – голова с плеч!»

Педагог дает детям задания. Они выполняют.

Птицы весной

Цель : создать условия для формирования целостного восприятия мира.

Задачи :

Закрепить и углубить по теме «Насекомые» ;

На основе личных наблюдений детей сделать выводы о порядке прилета птиц, связи между появлением насекомых и прилетом птиц; познакомить с видами гнездования птиц;

Учить бережно относиться к природе, охранять птиц;

Развивать творческие способности, побуждать к самостоятельному выбору сюжетов по заданной теме; учить использовать природный материал;

Развивать образное мышление , зрительную память, наблюдательность;

Воспитывать любовь к родному краю, интерес к изобразительной деятельности .

Материалы : аудиозапись «Голоса птиц» , аудиозапись цикла П. Чайковского «Времена года» ; картины на темы : «Весна в природе» , «Насекомые» , «Птицы» ; тесты для детей, альбомы, краски, пластилин, папка по труду (клеенка, стека для пластилина, салфетка) .

Звучит музыка П. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» , педагог читает стихотворение П. Соловьева «Подснежник» .

В саду, где березы столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку выставил ножку,

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил :

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда,

Что это весна?»

Педагог. Давайте займемся составлением и рисованием пейзажа на тему «Весна» . Нужно доказать маленькому подснежнику, что действительно пришла весна. И составим весенний пейзаж.

На металлической доске собирается из деталей весенний пейзаж.

Что такое пейзаж?

Дети отвечают.

А какой первый закон пейзажа?

Дети отвечают (линия горизонта, где небо сходится с землей в одну линию)

Второй закон?

Дети отвечают (у края листа будет передний план, предметы изображаются крупно и ярко, а около линии горизонта – дальний план, изображаемые предметы мелкие, в бледных тонах).

А теперь добавим цвет.

Дети выполняют.

Итак, тема нашего пейзажа – «Весна» . Какие весенние признаки предметов неживой природы мы можем показать на нашем пейзаже?

Дети отвечают.

Какие весенние признаки предметов живой природы можно изобразить? Докажите свой выбор.

Наталья Соколова
Использование процесса интеграции в ДОУ

Соколова Н. А.

воспитатель МБДОУ д/с №45

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ В ДОУ

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема интеграции дошкольного образования, доказана ее современность и важность, как для теории, так и для практики. / In this article the problem of integration of preschool education, modernity and proved its importance for both theory and practice.

Ключевые слова. Интеграция , образовательные технологии, современное образование, систематизация. /Integration, educational technology, modern education, systematization.

Известно, что дошкольный возраст - это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитанниками, пробуждать познавательные интересы .

Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в детском саду, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности - интегрированные

занятия. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.

У детей рано складывается своя «картина мира» . Данное понятие означает зримый портрет мироздания, образно-понятийную модель Вселенной, в которой обозначены ее пространственно-временные границы и место в ней человека.

Понятие «целостность» связывается в один смысловой узел с понятием

«гармония» и «интеграция » . Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского, утверждавшего : что интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

Использование интеграции знаний в образовании позволяет нам выделять компоненты содержания, соответствующие целостным представлениям о явлениях и процессах , происходящих в окружающей среде.

Перед началом работы по осуществлению интеграции мы , используя труды К . Ю. Белой, выполняем ряд важных действий :

Определяем области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

Анализируем и отбираем из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

Учитываем программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

Определяем одно или несколько базовых направлений в интеграции содержания образования;

Выявляем основной принцип построения системы интегрированных занятий ;

Продумываем развивающие задачи;

используем разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом ;

используем большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой)

используем в работе методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование и т. д.) ;

Интегрированные занятия мы проводим по следующим направлениям :

развитие речи-расширение и систематизация словарного запаса,

развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи;

Ознакомление с окружающим миром-систематизация и углубление знаний о

предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам познания мира;

моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение,

продуктивная деятельность.

Подготовка к обучению грамоте-развитие речевого слуха, сенсорное развитие ребенка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза , ознакомление с предложением и словом в предложении;

продуктивная деятельность-реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках;

музыкальное воспитание в большей степени, чем другой вид искусства, доступного ребенку. В процессе слушания у детей формируется восприятие музыкальных образов. Они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) ;

ознакомление с художественной литературой может выступать в роли своеобразного стержня, объединяющего другие виды искусства;

изобразительное искусство способствует развитию внимания, наблюдательности, детализации воспринимаемого изображения, эмоциональную окраску;

драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями и позволяет знакомиться с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Используя образовательную программу детского сада,опирающуюся на программу «От рождения до школы «под редакцией Н. Е. Вераксы и выше изложенных авторов,нами были проведены занятия :спортивный праздник,посвященный «Дню Защитника Отечества» ,который включил в себя следующие области :физкультурная,познавательная, речевая, коммуникативно-личностная и мероприятие «Чистый город» по утилизации и вторичного использования мусора , где также очень удачно была проведена интеграция областей . Незабываемые впечатления на детей произвела театрализованная постановка сказки»Репка» в стихотворной форме, где также были использованы все пять областей образовательной деятельности. Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов :

Музыка+ математика

Обучение грамоте + математика

Художественная литература+ развитие речи + обучение грамоте

Развитие речи+ музыка + рисование

Математика+ труд и другие.

Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения .

Литература :

Программа»От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург., 1994.

Белая К. Ю. И др. Интеграция - как основной инструмент создания новой модели ДОУ// Управление ДОУ 2003 №4.

Дик Ю. И. Интеграция учебных предметов// Советская педагогика. 1987.№9.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Интеграция образовательных областей
в педагогическом процессе ДОУ

Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Болотникова О.П., Еник О.А., Кузина А.Ю., Пенькова Л. А., Сидякина Е. А., Щетинина В. В.


Рецензенты:

Е. Н. Приступа – доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики ГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический институт».

М. И. Богомолова – доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова».

Введение

Актуальность проблемы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ диктуют Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655), устанавливающие нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Содержание программы включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, – и должно строиться с учетом в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Это определяет важность исследования проблемы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе.

Педагогическая практика показывает, что, обладая достаточным запасом знаний, дети не всегда могут ими воспользоваться в поведении и деятельности, а также при решении практических задач. Об этом свидетельствуют наблюдения за педагогическим процессом, беседы с воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Это обусловлено тем, что формирующие знания чаще всего отрывочные и недостаточно ориентированы на дальнейшее их использование в деятельности. Для изменения существующего положения необходима реализация интеграции.

Интеграция в содержании образования означает объединение обобщенных знаний. Внедрение интеграции в практику работы ДОУ способствует решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных. Интеграция выступает как эквивалент межнаучным связям, а методологической основой служит процесс интеграции и дифференциации научных знаний. Реализация связей предполагает согласованное изучение понятий, которые являются общими для разных образовательных областей.

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ обеспечивает достижение готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Интегрированный подход ведет к системным изменениям в образовательном процессе:

обоснование содержания образования и его организации подчеркивает взаимосвязь и взаимообусловленность социальных и педагогических объектов, процессов и явлений;

результат выражает степень адекватности образования целям развития и самореализации личности.

Исследование данной проблемы проходило на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти, в нем приняли участие заместители заведующих по воспитательно-методической работе: Храмова И. К. (ДС № 66), Терских Е. А. (ДС № 67), Артурская О. А. (ДС № 82), Шестопалова И. С. (ДС № 119), Бартошевич Т. И. (ДС № 140), Маненькова В. А. (ДС № 146), Флегонтова М. Р. (ДС № 150), Кудрина А. А. (ДС № 160), Сеннова Т. Н. (ДС № 169), Эренбург Е. А. (ДС № 171), Яковлева А. В. (ДС № 175), Кузнецова Н. Г. (ДС № 179), Горина Л. В. (ДС № 184), Каратаева Г. М. (ДС № 186), Игнатьева Н. А. (ДС № 188), Стрижкова М. В. (ДС № 189), Андреева Ж. В. (ДС № 192), Беляева О. М. (ДС № 207).

Список сокращений

ОО – образовательная область.

О – объединение.

к– координирование.

Ф – образовательная область «Физическая культура».

З – образовательная область «Здоровье».

Б – образовательная область «Безопасность».

С – образовательная область «Социализация».

Т – образовательная область «Труд».

П – образовательная область «Познание».

К – образовательная область «Коммуникация».

ЧХЛ – образовательная область «Чтение художественной литературы».

ХТ – образовательная область «Художественное творчество».

М – образовательная область «Музыка».

Способы интеграции образовательных областей

Подходы к определению интеграции в соответствии с ФГТ

Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагогическая работа в ДОУ должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

По мнению таких исследователей, как М. В. Крулехт, А. Г. Гогоберидзе, М. В. Лазаревой, реализация принципа интеграции способствует формированию у детей целостной картины мира, развитию коммуникативных навыков и умения свободно делиться впечатлениями, дает возможность реализовать творческие способности.

Принцип интеграции требует отбора и выбора содержания образования, а также путей его реализации, обеспечивающих целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями.

Прежде всего важно определить такую дефиницию, как «интеграция». Термин «интеграция» относится к числу общенаучных понятий. Активное его использование в отечественной науке отмечается с 1980-х годов. Философия, а следом и педагогика постепенно продвигались к характеристике таких явлений, как слияние, связь, взаимосвязь и т. п. Осмысление понятия «интеграция» шло от постижения категорий «связь», «отношения», «комплексный подход», «система», «целостность».

Вначале философы достаточно глубоко проработали понятия, входящие в категорию «интеграция». Достигнув некоторого единства в понимании их смысла, подошли к определению понятия «интеграция». Определение данного понятия с годами уточнялось, дополнялось и углублялось. Приведем несколько определений из философских словарей разных лет.

В 1975 г. интеграция понималась как «объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства» (Н.М. Кондаков). Как «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» определяется интеграция в 1983 г. (С.С. Аверинцев). В 1987 г. интеграция рассматривалась как понятие, «означающее связности дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию» (Советский энциклопедический словарь).

В настоящее время философы понимают интеграцию и как процесс, и как результат разрешения каких-либо противоречий через установление связей, как высшую ступень взаимосвязи, дающую такой продукт, как целостная непротиворечивая система.

В педагогику это понятие пришло из философии. Проблемой интеграции в образовании занимались О. П. Петрова, А. В. Петров, В.С. Безрукова, Н.С. Антонов, А.В Антонова, Т.С. Комарова, М.С. Асимов, А. Н. Турсунов, Ю. С. Тюнников, Н. К. Чапаев, М. Н. Берулава, А. А. Харунжев, В. Г. Иванов и др. Первоначально, как отмечает В. С. Безрукова, педагоги шли по пути прямого заимствования определений и характеристик интеграции из философских источников. Но это лишало педагогическую теорию интеграции самостоятельности и отражения специфики интеграции педагогических явлений, поэтому позже появились концепции педагогической интеграции.

Педагогическая интеграция, по мнению В. С. Безруковой, – это установление связей и отношений педагогическими средствами и ради педагогических целей. Она осуществляется в рамках педагогической теории и практики, поэтому используются педагогические принципы, формы и методы интегрирования. Педагогическая интеграция имеет несколько существенных характеристик, определяющих ее категориальный статус. Чаще всего интеграция рассматривается как процесс и как результат этого процесса. Но, кроме того, нередко интеграция характеризуется как принцип развития педагогики и педагогической практики. Триединая роль интеграции (принцип, процесс, результат) объясняет объективность существования нескольких дефиниций этого понятия. Нас интересуют такие дефиниции, как процесс и результат.

В качестве процесса интеграция рассматривается как «непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом» (В.С. Безрукова). Это своего рода процедура интегрирования объектов, включающая в себя выбор необходимых и целесообразных связей из всей совокупности их видов и типов, способов установления этих связей.

В качестве результата интеграция выступает как форма, которую обретают объекты, вступая во взаимодействие друг с другом. Как форма могут быть представлены интегративные программы, интегративные виды детской деятельности, интегративные формы организации психолого-педагогической работы, различные технологии.

Процесс интеграции, его проектирование мы предлагаем осуществлять в два этапа.

Первый этап состоит в подготовке к процессу интеграции, что предполагает:

– определение направления (цели) интеграции;

– подбор объектов интеграции и их анализ;

– выбор формы процесса интеграции с ее сущностными и формально-логическими признаками.

Итогом подготовительного этапа должна стать модель интегративного образовательного процесса, т. е. сложившееся общее представление о том, что именно интегрируется и что из этого должно получиться.

Второй этап интеграции представляет собой непосредственную разработку избранной формы интеграции, а именно:

– выбор системообразующего фактора;

– создание новой структуры новообразования;

– установление связей и зависимостей компонентов интегрирования;

– применение способов интегрирования;

– фиксирование нового интегративного образования.

Интеграция в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение – объединение в одно «целое» различных элементов или частей. У «целого» всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов. Интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

Интеграция в дошкольном образовании обеспечивает суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников, которое во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает положительный результат образовательной работы. Интеграция заключается в реализации как приоритетных целей и задач воспитания и развития личности на основе формирования целостных представлений об окружающем мире; в осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития; в усилении связей компонентов содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция) и внутри разделов (внутривидовая интеграция); во взаимодействии методов и приемов воспитания и организации непосредственной образовательной деятельности детей (методическая интеграция); в синтезе видов детской деятельности; во внедрении интегрированных форм организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, имеющих сложную структуру.

В ФГТ обозначены десять образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому (таблица 1). Это дает нам право говорить о двух уровнях интеграции: интеграция основных направлений развития ребенка и интеграция образовательных областей.


Таблица 1

На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов (частей), объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «протягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения. Благодаря последовательному изучению разных сторон познаваемой образовательной области с использованием основных анализаторов (ребенок видит, слышит, чувствует), дошкольник легко переориентируется с познания одной образовательной области на познание другой образовательной области. Процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данной образовательной области. Более полное и глубокое познание той или иной образовательной области значительно облегчает отбор нужных признаков.

Однако как инновационное явление в педагогической практике ДОУ интеграция вызывает сложность при внедрении в практику в силу слабой теоретической, методической обоснованности.

Во многих исследованиях рассматриваются различные аспекты педагогической интеграции: содержание дошкольного образования на примере взаимосвязи изобразительной деятельности и ознакомления с изобразительным искусством, с другими видами искусства, с формированием представлений об окружающем мире; затронуты отдельные элементы интегрированного обучения – игра как интегрирующий фактор, вопросы о связях целей и задач интегрированных занятий, о направлениях интеграции (внутривидовой и межвидовой) и др. (М.В. Лазарева, Н.А. Ветлугина, Т.И. Комарова, А.В. Антонова, О.В. Дыбина, Б.П. Юсов, Л.С. Вагинова, Л.В. Горюнова, Л.И. Ермолаева, Р.Л. Непомнящая, П.Г. Саморукова, В.И. Логинова М.В. Крулехт, Н.М. Крылова, Р.М. Чумичева, Н.А. Курочкина, Т.И. Лазарь, Н.Б. Халезова и др.).

В связи с положениями ФГТ необходимо разработать возможные способы интеграции различных образовательных областей. Анализ справочной литературы и упомянутых выше исследований позволяет нам рассматривать интеграцию как процесс объединения несоизмеримых частей в целое и их координирование.

Способом мы называем действия, которые позволяют реализовать принцип интеграции, т. е. обеспечить восстановление, восполнение целого в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

В рамках заявленной темы мы определили понятие «способ интеграции» как основополагающую характеристику структурных компонентов объединения и координирования, включающую в себя два основных признака: характер взаимоотношений оснований (задачи образовательных областей, виды детской деятельности) и степень их взаимопроникновения (взаимоотношений, взаимосвязей).

Определение позволяет выделить два способа интеграции образовательных областей: объединение и координирование (см. рис. 1).

Рис. 1. Способы интеграции образовательных областей


Объединение («соединение») – это способ интеграции, содержащий в себе все элементы нескольких исходных образовательных областей; получение из нескольких объектов одного целого, состоящего из нескольких элементов, позволяет использовать средства одной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы дошкольного образования в целом.

Координирование («приведение в соответствие») – это способ интеграции, который позволяет устанавливать связи, соотношения между задачами образовательных областей, видами детской деятельности, формами образовательной работы для решения психолого-педагогических задач двух и более образовательных областей.

Реализация выделенных способов интеграции образовательных областей (объединение и координирование) предполагает определение вариантов интеграции. Это требует не только выделения оснований, но и уточнения некоторых аспектов, связанных с их спецификой.

В соответствии с ФГТ мы определяем следующие основания для интеграции образовательных областей:

1) виды детской деятельности;

2) задачи образовательных областей.

Характеристика способов интеграции образовательных областей на основе видов детской деятельности

ФГТ определяют, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. Возникает вопрос о возможностях каждого вида деятельности в решении задач других образовательных областей.

В связи с этим мы осуществили ранжирование видов детской деятельности (присваивался ранг от 1 до 10) по степени проявления их возможностей в решении задач каждой образовательной области (см. приложение 3 «Интеграция образовательных областей на основе видов детской деятельности (ранжирование)»).

Выделение приоритетного вида деятельности проранжированных образовательных областей позволило нам в каждом случае определить интегрированный вид деятельности. Это и есть результат интеграции на основе видов детской деятельности.

Присвоенные ранги определяют способ интеграции следующим образом. Способ «объединение» рекомендован при ранге от 1 до 4.0, а способ «координирование» – при ранге от 4.1 до 8.0. Ранг от 8.1 до 10.0 означает, что возможности интеграции слабы (см. приложение 6 «Способы интеграции видов детской деятельности» (на основе сравнительного анализа задач, структуры каждого вида деятельности)).

В интегрированной деятельности могут быть представлены несколько видов детской деятельности, содержание которых определяется одной темой. При этом следует обратить внимание на то, что структура интегрированной деятельности должна быть представлена компонентами каждого включенного в нее вида детской деятельности.

Это обусловливает необходимость уточнения специфики видов детской деятельности: сущности, видов и структуры.

Игровая деятельность

Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

Виды игровой деятельности:

Творческие игры:

– режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);

– сюжетно-ролевые;

– игры-драматизации;

– театрализованные;

– игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п.; с природными материалами; с подсобными материалами и т. п.);

– игры-фантазирования;

– импровизационные игры-этюды;

Игры с правилами:

– дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические и т. п.; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные (игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки));

– подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, с обручем и т. п.);

– развивающие;

– музыкальные;

– компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие).

Структура игровой деятельности (игры как деятельности):

мотивация – добровольность участия в игровой деятельности, возможность выбора, состязательность, удовлетворение потребностей детей в активности, одобрении, самоутверждении, самореализации;

целеполагание -цель игровой деятельности конкретна, осознается ребенком как игровые действия, которые он намерен осуществить (накормить куклу, догнать убегающих, выложить карточки по цвету и т. п.);

планирование – предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны, например, последовательность игровых действий, разворачивание сюжета и т. п.;

средства – игрушки, предметы, материалы, игровая обстановка;

действия – действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, исполняются роли, решается игровая задача;

результат – выражается, в отличие от продуктивных видов деятельности, в положительных эмоциях, удовлетворении потребностей детей в активности, одобрении, самоутверждении, самореализации.

Структура творческой игры как процесса (Д. Б. Эльконин):

роли, которые берут на себя играющие;

действия, носящие обобщенный и сокращенный характер, способы реализации ролей;

употребление предметов, при котором реальные предметы замещаются игровыми предметами (условными);

сюжет, содержание – область действительности, условно воспроизводимой в игре;

реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется ход игры.

Структура игры с правилами:

Дидактическая задача (для детей формулируется как игровая);

Средства реализации игровой задачи;

Игровые действия (способы проявления активности ребенка в игровых целях);

Правила (имеют всеобщий обязательный характер);

Результат (решение ребенком игровой задачи).

Выделенные особенности игровой деятельности определяют ее значимость для решения задач всех образовательных областей. Следует подчеркнуть, что реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определенный вид игры. Например, двигательная деятельность – подвижная игра; познавательно-исследовательская деятельность – дидактическая игра и т. д. Это позволяет определить объединение как способ интеграции игровой деятельности с любым другим видом детской деятельности.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".