Болезни Военный билет Призыв

Характеристика правления Петра I

Тема:

Пётр Великий, действительно ли он великий?

Чинякина Инна

ученица 11-Б класса

руководитель:

учитель истории и

обществознания

Мезенцева Е. А.

г. Железноводск

1. Введение ………………………………………………

2. Характеристика личности Петра 1…………………

3. Реформы…………………………………………………

4. Внешняя политика……………………………………

5. Анализ ситуации в России……………………………

6. Итоги…………………………………………………….

7. Вывод……………………………………………………

8. Литература…………………………………………

Введение.

Преобразования Петра 1, его деятельность, личность, роль в судьбе России – вопросы, интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века. Не будь Петра и его преобразований, развитие России могло пойти по иному пути. Вопрос в том, в какой мере преобразования были случайны или закономерны, означали ли они радикальный разрыв преемственности исторического процесса или были его логическим продолжением, был ли Пётр великим преобразователем или тираном, возник давно. Ответ на эти вопросы, по-моему мнению, необходимо искать и в личности Петра, и в тех обстоятельствах которыми он был окружен в тех объективных тенденциях русского исторического процесса которые оказывали влияние на ход реформ, во многом предавали им такой стремительный, порой непоследовательный характер.

Эта тема меня привлекла своей многоплановостью, разносторонностью и глубиной. Выполняя эту работу, я хотела разобраться, на самом ли деле его дела имеют ту цену, которую за них заплатил народ. На примере этой темы можно рассмотреть процесс развития, становления и укрепления государства, вырастания до уровня великой державы, становление абсолютизма, а также можно выделить роль личности в истории.

Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие наоборот – стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. Рассматривая жизнь и деятельность царя-реформатора нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя – постоянные военные действия, внутренняя – оппозиция.

Фигура Петра 1 весьма противоречива. В истории нет такого человека, которого можно было бы рассматривать только с положительной или только с отрицательной стороны. Каждый волен воспринимать всё со своей точки зрения.

Во всех видах искусства теме Петра уделялось внимание. Написано множество поэм, романов, картин и музыкальных произведений. Авторы признают Петра великим.

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной,

Россию поднял на дыбы?

А. С. Пушкин

Характеристика личности Петра Первого.

Гигантская фигура Петра совмещала в себе бездну противоречий. Опередив на целую голову своих современников в отношении умственных запросов, жажды деятельности и почти нечеловеческой работоспособности, он остался сыном своего времени в смысле грубости нравственных принципов и дикости своей натуры.

Петр 1 талантлив, обладает незаурядной силой воли, активен и деятелен, но способности его направлены не на возвышение собственной личности, а во славу России. Он упорен в достижении цели, а при временных поражениях не теряет присутствия духа. Но закладка флота, строительство новой столицы на костях тысяч и тысяч людей, массовые казни, преследования старообрядцев – всё это тоже деяния Петра.

Петр Алексеевич не терпел непослушания, хотя и просил обращаться к нему «просто» и «без Великого», т. е. без постоянного титулования. Если не исполнялись его повеления, то расправу требовал суровую и показательную. Например, в письме московскому губернатору о глуховском коменданте Волкове, уличенном в казнокрадстве, требует: «…за оное воровство велите его на площади или на болоте казнить смертно и труп его в земле не хоронить до самой весны пока большой теплоты не будет».

Петр, будучи щедро одарённым природой человеком, имел влечение к любым видам техники и к самым различным ремеслам. С детских лет он искусно плотничал, столярничал, малярничал. Пятнадцатилетний Петр увлекался прикладными математическими дисциплинами, в частности геометрией. Этот интерес у него сохранился на всю жизнь. Петр не был похож на своих предшественников ни внешним обликом, ни живым и открытым характером. Личность царя очень сложна и противоречива, но при этом, он был очень цельной натурой. Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых, было всё же рациональное зерно. Вся противоречивость характера Петра 1 проявилась во время строительства новой столицы – Санкт-Петербурга. С одной стороны, намереваясь встать твердой ногой на Балтике, Россия должна была получить опорный пункт и базу для флота. Но с другой – гибель тысяч людей в ходе строительства города показывает, какой дорогой ценой обходилось порой воплощение государственной воли царя. Не щадя себя, не умея беречь своё здоровье и жизнь он не жалел и своих подданных, легко жертвуя ими ради своих замыслов.

Не злой по натуре, он был порывист, впечатлителен и недоверчив. Не умея терпеливо объяснить другим то, что для него было очевидным Петр, встречая непонимание, легко впадал в состояние крайнего гнева и часто «вколачивал» истину сенаторам и генералам своим огромным кулаком или посохом. Правда, царь был отходчив и через несколько минут уже мог хохотать над удачной шуткой провинившегося.

Петр был способен переступить через личную неприязнь во имя интересов дела. Он был безразличен к нарядам и не любил официальных приёмов, на которых должен был носить горностаевую мантию и символ царской власти.

Его стихией были ассамблеи, где присутствующие обращались друг к другу запросто без титулов и званий, пили водку, черпая её глиняными кружками из банных ушатов, курили, играли в шахматы и танцевали.

Пётр обладал выдающимся дипломатическим талантом. Он искусно владел всеми классическими приёмами европейской политики, которые в нужный момент легко «забывал», вдруг перевоплощаясь в загадочного восточного царя. Он мог неожиданно поцеловать в лоб ошеломлённого собеседника, любил использовать в своей речи народные прибаутки, ставя в тупик переводчиков, или же внезапно прекращал аудиенцию, сославшись на то, что его ожидает жена. Внешне искренний и доброжелательный русский царь, по мнению европейских дипломатов, никогда не раскрывал своих истинных намерений и потому неизменно добивался желаемого.

Петр всю жизнь любил веселиться и был иногда нетребователен к веселью, как ребенок. На сороковом году жизни он с восторгом катается на деревянных лошадках и весело покрикивает: «Живей, живей!», а когда некоторые из его спутников падают с лошадей, от быстроты вращения, он хохочет до слёз.

После заключения Ништадтского мира он веселился с народом, прыгал в толпе, жестикулировал, распевал во весь голос. Но чаще всего его веселость принимала форму бесшабашного разгула. В забавах Петра главное место занимало вино. Он пил неимоверно много сам и любил, чтобы те, которые присутствовали на пирах и празднествах, не отставали от него. Петр любил, чтобы вокруг него всё было пьяно, особенное удовольствие доставляло ему видеть пьяными женщин.

Реформы.

Уже много лет историки, философы, писатели спорят о значении петровских преобразований. Действительно, их можно оценивать по-разному. Всё зависит от того, что считать полезным для России, а что вредным; что главным, а что второстепенным. Но все согласны в одном: петровские реформы были важнейшим этапом в истории России, благодаря которому всю её можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.

Преобразовательную деятельность Петр начал сразу же по возвращении Великого посольства из Европы. Официальной целью было подтверждение дружеских отношений России с европейскими странами и поиск союзников против Османской империи, но реальной задачей для царя было узнать о политической и культурной жизни Европы, государственном устройстве, системе образования, устройстве и оснащении армии, о флоте. Петра интересовало абсолютно всё. Через несколько дней после возвращения он издал указ, по которому велено было брить бороды и одеваться в иностранное платье. Ношение бороды облагалось особым налогом. Довольно удивительное начало преобразований, но если более глубоко задуматься над этим вопросом, то мы увидим, что таким образом был частично сломлен психологический барьер между Россией и западом и, даже в какой-то степени это подготовило сознание людей к восприятию дальнейших изменений.

Петровские преобразования затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность.

Военные реформы занимают особое место среди преобразований. Именно армия и флот были главным предметом заботы Петра. Ещё в раннем детстве царь поражал придворных своим пристрастием к военным потехам. Он создал из товарищей своих детских забав два «потешных» полка, ставших впоследствии гвардейскими полками: Семёновским и Преображенским. Потешные полки стали ядром будущей регулярной армии. С началом Северной войны основное внимание Петра сосредотачивалось на Балтийском море и с тех пор, как в 1703 году был основан Санкт-Петербург, строительство кораблей велось почти исключительно в этом городе. В итоге, к концу правления Петра 1 Россия, имевшая 48 линейных и 788 галерных и прочих судов, стала одной из сильнейших морских держав Европы.

Начало Северной войны привело к окончательному созданию регулярной армии. Раньше она состояла из двух главных частей: дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований. Пётр изменил сам принцип комплектования армии. Главные итоги военных реформ сводятся к следующему:

Создание сильной регулярной армии, способной воевать с основными противниками России и побеждать их;

Появление целой плеяды талантливых полководцев;

Создание мощного военно-морского флота почти из ничего;

Небывалый рост военных расходов и, как следствие, покрытие их за счёт жесточайшего выжимания средств с простого народа.

Административные реформы. В действительности не было никакой программы административно- государственных преобразований. Те или иные изменения в управлении, административно-территориальном делении России, организации государственного аппарата диктовались трудностями того времени. Главной целью этих беспорядочных, наспех проводимых реформ было быстрое и эффективное выколачивание из народа средств для покрытия постоянно растущих государственных расходов, прежде всего на войну. Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: не успевала войти в жизнь какое-либо установление, как через несколько лет оно уже заменялось другими или сводилось на нет.

Уже в первые царствования Петра 1 стали изменяться стили и методы государственного управления: падало значение Боярской думы, основные решения принимались в узком кругу ближайших сподвижников царя. Первой административной реформой стало создание в 1699 году особого ведомства городов. Ряд указов вводило местное самоуправление для городского купечества. В 1708 году было провозглашено создание восьми губерний: Московской, Ингерманландской (Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской.

Главная задача губернской реформы – обеспечение армии за счёт местных учреждений – выполнена не была, т. к. Северная война затянулась до 1721 года, и разместить в губерниях «приписанные» к ним полки не удалось.

Особое место среди государственных преобразований принадлежит принятой в 1722 году Табели о рангах. Её значение заключается в том, что она привела в систему все государственные чины, распределив их по трём родам службы: гражданской, военной сухопутной и военно-морской.

Церковные преобразования. После путешествия Петра 1 по странам Европы церковь стала интересовать его. Разделяя новейшие европейские взгляды, царь хотел сделать церковь орудием просвещения, а заодно – лишить её положения «государства в государстве» и совершенно подчинить своей власти. Фактически церковь утратила право распоряжаться своей собственностью. Средства, ранее ей принадлежавшие, пошли на содержание огромной армии и флота. В 1721 году видный церковный деятель Феофан Прокопович составил так называемый Духовный регламент. Этот документ предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления церковью духовной коллегии. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его законом. Принятие его означало логическое завершение церковной политики Петра 1.

Преобразования в области науки, культуры и быта . Процесс европеизации России получил самое яркое воплощение в культурных преобразованиях петровского времени.

Петр 1 относится к выдающимся деятелям Русского государства, которые определили путь развития страны на длительное время. В данной статье будет освещена личность Петра 1 и его преобразования, внесшие значительную лепту в историю развития Русского государства.

Факты из детства

Будущий правитель России появился на свет 9 июня 1672 года в Москве. Для своего отца царя Алексея он был уже четырнадцатым ребенком, а для матери Натальи Нарышкиной желанным первенцем. Рождение Петра родители восприняли с особенной радостью. В церквях служились благодарственные молебны, повсеместно раздавались пушечные залпы в честь этого события.

В день крестин царь Алексей велел измерить размеры тела новорожденного (рост Петра 1 при рождении составлял одиннадцать вершков) и написать икону, строго следуя снятым меркам. На одной стороне этой иконы была нарисована Троица, а на другой - апостол Петр. История Петра 1 гласит, что император никогда не расставался с данным творением.

Наталья Кирилловна души не чаяла в своем первенце, хоть у нее родились со временем другие дети. Петра веселили погремушками и гуслями, но мальчика привлекали солдатики и пушки. В 3 года отец подарил будущему всероссийскому императору детские саблю и ружье. Рост Петра 1 уже в раннем детстве был выше, чем у сверстников.

Когда Петру Первому не было четырех лет, его отец ушел из жизни, и Россией стал править пятнадцатилетний сводный брат Петра - Федор.

Юность императора

До 10 лет воспитание Петра 1 проходило под руководством брата Федора. Грамоте мальчика обучал дьяк Никита Зотов. Этот человек, давая волю любознательности и непоседливости царевича, сумел войти к нему в доверие.

В 1682 году царь Федор покинул этот мир, и его место должен был занять его родной брат Иван, но поскольку он страдал слабоумием, приближенные рода Нарышкиных нарекли царем Петра. Однако Милославские, являющиеся родственниками первой жены отца Петра 1, не согласились с этим решением и организовали восстание стрельцов.

Бунтовщики жестоко расправились с близкими будущего императора на глазах у мальчика. История Петра 1 свидетельствует, что эта ситуация повлияла на мироощущение и характер будущего императора крайне негативным образом.

Итогом бунта стала политическая сделка. Царский трон поделили между собой Иван и Петр, а править страной стала их старшая сестра Софья. В годы правления сестры Петр с матерью проживали в селах Измайлове и Преображенском, посещали Кремль довольно редко. Их отношения с Софьей отличались враждебностью.

Приход к власти

Сводная сестра Петра 1 правила страной на протяжении семи лет, вплоть до его совершеннолетия. Она не желала отдавать свою власть, но ее коварному замыслу, конечной целью которого являлось лишение Петра жизни, не суждено было исполниться.

В ночь с 7 на 8 августа 1689 года будущему императору удалось сбежать из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда подоспели "потешные" войска с пушками. На некоторое время в России наступило время двоевластия. Большое количество высших чинов страны и значительная часть армии встало на сторону законного царя, что и привело к победе Петра 1. Сторонники Софьи были арестованы, а она сама заточена в монастырь.

С добровольного согласия брата Ивана, Петр фактически самостоятельно стал править страной, а в 1696 году, когда Иван покинул этот мир, стал полноправным царем в России.

За годы своего правления Петр провел глобальные реформы, целью которых было поднять отсталую Россию до уровня передовых западных стран. В итоге одной из реформ, в 1711 году в стране появился Сенат, в подчинении которого были коллегии, управлявшие хозяйством России и созданные по шведскому подобию.

В 1721 году Петр 1 принял Духовный регламент, согласно которому церковь оказалась в подчинении государства. Патриаршество перестало существовать, а его место занял Святейший Синод.

Огромное значение имело преобразование, в результате которого Россия была поделена на 10 губерний, управляемых губернаторами.

В 1703 году на одном из островов, расположенных на Неве, Петр 1 повелел возвести Петропавловскую крепость. Она стала исходной точкой нового города Санкт-Петербурга, который в 1712 году стал столицей Русского государства.

Преобразования Петра 1 затронули все направления общественной жизни. В России была введена подушная подать, вызвавшая массовое недовольство крестьян.

Петр 1 создал в России регулярную армию и флот, основой которых была рекрутская повинность.

Глобальные реформы Петра затронули также сферы культуры и образования: стали открываться учебные заведения, молодые люди получили возможность обучаться за границей.

В 1721 году, благодаря стараниям Петра 1, Россия стала империей, а Петр был объявлен императором и получил звание "Великий".

Петр Великий не обладал богатырским телосложением, он носил обувь 39 размера и одежду 48 размера. У Петра были небольшие руки и узкие плечи, не соответствующие его высокому росту.

Однако, благодаря своему впечатляющему росту (рост Петра 1 составлял 203 сантиметра), император всегда выделялся в толпе. Он был выше остальных на целую голову. Его отличительными особенностями были стремительная походка и рост.

Петра 1 в минуты волнения "посещали" судорожные подергивания лица. Бытует мнение, что они являлись отголосками трагических событий в детском возрасте.

  • Рост Петра 1 и размер ноги абсолютно не соответствовали между собой. Чтобы устранить несоответствия, Петру Великому приходилось носить обувь на размеры больше.
  • Император государства Российского был ярым противником пьянства и пытался бороться с ним разными способами. "За пьянство" он награждал чугунной медалью, вес которой составлял семь килограммов. Данную награду вешали на пьяницу таким образом, что он не мог ее снять, и человек должен был ходить с ней целых семь дней.
  • Петр 1 хорошо разбирался во многих вещах. Он овладел мастерством каменщика, плотника, садовника и многими другими, но не смог научиться плести лапти.
  • Одним из увлечений Петра было удалять у людей больные зубы.

Черты характера Петра 1

Император Петр Великий был подвижным, веселым, умным и непосредственным человеком. Но, в определенных ситуациях, он не мог совладать со своей яростью и был очень жестоким. Взбешенный Петр 1 мог поднять руку на своих приближенных.

Петр 1 мог зло подшутить над теми, кто не одобрял его преобразований и задерживал их проведение. Часто его шутки были адресованы знатным боярам, которые придерживались старых моральных и церковных устоев.

До настоящих времен характер Петра 1 (выдающегося государственного деятеля) вызывает интерес. Он получает противоречивые оценки, но нельзя оспорить тот факт, что этот человек определил путь развития России на много лет вперед.

О внешности Петра писали многие, особенно отмечая его высокий рост. Портретные и скульптурные изображения императора не соответствуют истине, кроме, разве что, шемякинского памятника в Петропавловской крепости, вызывающего споры зрителей. Художник Валентин Серов, посвятивший целый ряд произведений Петру, составил собственное представление об этом государе. Он говорил: «Обидно, что его, этого, в котором не было ни на йоту слащавости, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице его был постоянный тик, и он вечно „кроил рожи": мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом. Воображаю, каким чудовищем казался этот человек иностранцам и как страшен он был тогдашним петербуржцам. Идет такое страшилище, с беспрестанно дергающейся головой... Страшный человек». Действительно, царь был неуравновешен, легко выходил из себя, а то, что лицо его при этом дергалось, возможно, являлось следствием пережитого в детстве потрясения от стрелецкого бунта. Историк В.О. Ключевский отмечал такое свойство государя: «В домашнем быту Петр до конца жизни оставался верен привычкам древнерусского человека, не любил просторных и высоких зал и за границей избегал пышных королевских дворцов. Ему, уроженцу русской безбрежной равнины, было душно среди гор в узкой немецкой долине. Странно одно: выросши на вольном воздухе, привыкнув к простору во всем, он не мог жить в комнате с высоким потолком и, когда попадал в такую, приказывал делать искусственный низкий потолок из полотна. Вероятно, тесная обстановка детства наложила на него эту черту».

Петр действовал решительно, напористо, энергично, хотя временами конвульсивно и даже суетливо. В нем сочетались потрясающее трудолюбие и неуемная жажда развлечений. Петр испытывал непреодолимое влечение к знаниям. Его любознательность и живой ум позволили ему составить представление о самых разных областях науки, освоить многие ремесла. Круг его интересов был необъятен - кораблестроение и артиллерия, фортификация и дипломатия, военная наука и механика, медицина, астрономия и многое, многое другое. Русский государь встречался с великими учеными того времени - Г. Лейбницем и И. Ньютоном, а в 1717 году был избран почетным членом Парижской академии наук.

К главе I

  1. Подберите необходимые ключевые слова для характеристики Андрея Петровича Гринева, Авдотьи Васильевны, Савельича, Бопре, Палашки.
  2. Какие черты, свойственные дворянскому быту XVIII века, воссозданы в I главе романа? Каким образом можно сопоставить характер воспитания Петруши Гринёва и Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
  3. Каков, но вашему мнению, центральный эпизод I главы? В чём его основной смысл?

К главе II

  1. Гринёв мог встретиться с Пугачёвым при различных обстоятельствах. На страницах романа встреча происходит вследствие разразившегося бурана. В чём его символический смысл?
  2. Зачитайте строчки, в которых даётся портрет «вожатого». Есть ли в пушкинском тексте выразительные средства, способствующие наибольшей яркости портрета? Какие это средства? Обратите на них внимание. Воссоздайте портрет устно.
  3. Как характеризует Петра Гринёва решение подарить «вожатому» свой заячий тулуп? Почему Гринёв не послушал Савельича и настоял на своём решении?
  4. Какое слово в репликах Савельича наиболее точно передаёт его отношение к происходящему?
  5. Генерал-немец не понимает смысла слов из записки Андрея Петровича Гринёва «держать в ежовых рукавицах». Каково значение этого крылатого выражения?

К главе III

  1. Каково первое впечатление Гринёва от Белогорской крепости? Что удивило и поразило юношу?
  2. Каким предстаёт характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчинёнными, женой, вновь прибывшим офицером?
  3. Назовите художественные средства, с помощью которых воссозданы характеры капитана Миронова и его жены.
  4. Назовите наиболее типичные слова и сочетания слов, характерные для речи капитана Миронова.
  5. Каковы обычаи в доме Мироновых? Справедлива ли их характеристика, данная Швабриным?

К главе IV

  1. «...Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною», - пишет в начале главы Пётр Гринёв. Почему изменилось настроение героя?
  2. Расскажите о занятиях Гринёва в крепости.
  3. Каков кульминационный эпизод главы? Составьте цитатный план для ответа на вопрос.
  4. В чём причина поединка и кто его инициатор?
  5. Какие человеческие качества Швабрина раскрываются в этой главе?

К главе V

  1. Определите значение слова «цирюльник».
  2. Назовите эпитеты, характеризующие чувство Маши Мироновой и Петра Гринёва. Какие ещё средства выразительности применяет Пушкин, рассказывая о любви персонажей?
  3. Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринёва о его дуэли?
  4. Как вы думаете, почему родители Гринёва отказали Петру Андреевичу в родительском благословении?
  5. Как характеризует Машу её реакция на письмо родителей Петра Гринёва?
  6. Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям?

К главе VI

  1. Названия глав очень точно отражает их содержание. Какой основной смысл и какие оттенки заключены в названии главы VI - «Пугачёвщина»?
  2. Насколько точна характеристика Пугачёва, данная в секретном предписании начальства?
  3. Охарактеризуйте реакцию на надвигающиеся события со стороны различных персонажей, находящихся в Белогорской крепости. Составьте тезисный план ответа.
  4. Какой эпизод главы произвёл на вас наибольшее впечатление? Почему?

К главе VII

  1. Составьте сложный план главы «Приступ».
  2. Как ведут себя капитан Гринёв, Миронов, Василиса Егоровна, Маша, отец Герасим, Швабрип накануне решающего события и в момент штурма крепости?
  3. Подберите эпитеты, характеризующие поведение защитников крепости и пугачёвцев после взятия крепости.
  4. На первый взгляд Пушкин никак не комментирует переход Швабрипа на сторону Пугачёва. Как вы думаете, в какой части романа заключена позиция писателя, какими словами она выражена? Размышляя по этому поводу, задумайтесь над ролью эпиграфа к роману.
  5. Основными элементами фабулы в эпическом произведении являются завязка, кульминация, развязка. Чем является глава «Приступ»? Обоснуйте свой ответ.

К главе VIII

  1. Прочитайте фрагмент: «Оставшись один, я погрузился в размышления. Что мне было делать? Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою было неприлично офицеру. Долг требовал, чтоб я явился туда, где служба моя могла быть полезна отечеству в настоящих, затруднительных обстоятельствах... Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем. Хотя я и предвидел скорую и несомненную перемену в обстоятельствах, но всё же не мог не трепетать, воображая опасность её положения».

    Как вы оцениваете решение героя и его анализ ситуации?

  2. Каково ваше отношение к поведению Гринёва после захвата крепости?
  3. Подробно перескажите эпизод «Гринёв у Пугачёва и пугачёвцев». Что произвело наиболее сильное впечатление на Гринёва?

К главе IX

  1. Чем могло грозить Гринёву поручение Пугачёва?
  2. Почему Гринёва испугало решение сделать Швабрина комендантом крепости?
  3. Охарактеризуйте эпизод «Прошение Савельича». Какие чувства вызвал у вас его поступок? Запишите ключевые слова для ответа на вопрос.

К главе X

  1. Готова ли крепость Оренбург к встрече с силами Пугачёва?
  2. Какими представил Пушкин членов совета: генерала, чиновников?
  3. «Все чиновники говорили о ненадёжности войск, о неверности удачи, об осторожности и тому подобном. Все полагали, что благоразумнее оставаться под прикрытием пушек за крепкой каменной стеною, нежели на открытом поле испытывать счастие оружия». Эти высказывания предваряет суждение Гринёва: «Все мнения оказались противными моему». Каково было мнение Гринёва? Почему?
  4. На основании письма Маши Мироновой к Гринёву охарактеризуйте внутреннее состояние девушки. В текст своего рассказа вводите слова и обороты, передающие её чувства, надежду.

К главе XI

  1. Как вы оцениваете решение Гринёва ехать в крепость ради спасения любимой девушки?
  2. Гринёв вспоминает: «...общество, в котором я так нечаянно очутился, сильно развлекало моё воображение». Как вы думаете, почему? Зачитайте фрагменты из главы, в которой даны портреты сподвижников Пугачёва.
  3. Как характеризует Пугачёва его отношение к известию о поступке Швабрина?
  4. Перечитайте диалог Пугачёва и Гринёва, состоявшийся по дороге в Белогорскую крепость. Какие детали наиболее важны для понимания характера и поступков Пугачёва?
  5. В чём смысл калмыцкой сказки? Какова её роль в романе?

К главе XII

  1. Охарактеризуйте состояние и поведение Пугачёва, Швабрина и Гринёва в начале главы.
  2. Какие качества личности Пугачёва проявляются в его решениях по отношению к Маше Мироновой, Швабрину и Гринёву?
  3. Желая спасти Машу, Гринёв обратился за помощью к своему начальнику по службе, но получил отказ. В роли спасителя Маши (как и Гринёва) выступает «мужицкий царь» Пугачёв. Как вы думаете, почему так происходит и что этим хотел сказать Пушкин?

К главе XIII

  1. Можно ли считать решение Гринёва отправить в деревню Машу в сопровождении Савсльича единственно верным? Обоснуйте своё мнение.
  2. Отношение к событиям передано Пушкиным через восприятие Савельича. Почему это особенно важно для данной ситуации?
  3. С каким чувством думает Гринёв о Пугачёве после поражения бунтовщика? В свой ответ вводите слова из текста главы.
  4. Закономерен ли арест Гринёва? Вы ожидали такое развитие сюжета? Обоснуйте свой взгляд на события.

К главе XIV

  1. Гринёв «решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надёжным». Как вы относитесь к его решению?
  2. Подробно передайте содержание сцены суда по заранее намеченному плану.
  3. Кто явился причиной новой неприятности Гринёва? Можно ли назвать такой поворот событий неожиданным?
  4. Дайте оценку показаниям Швабрина на суде. В чём вы видите причину такого его поведения?
  5. Решение Маши Мироновой ехать в Петербург спасать любимого - это жест отчаяния, последняя надежда или что-то ещё? Дайте развёрнутый ответ.
  6. Во время встречи с «дамой» Маша Миронова, рассказывая свою историю, отвечает на вопрос о цели своего предприятия: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Как вы думаете, почему она так формулирует свою цель?
  7. Почему «дама» так резко реагирует на упоминание имени Гринёва?
  8. Как вы думаете, почему императрица помиловала Гринёва?

Внешность и характер Петра I О внешности Петра писали многие, особенно отмечая его высокий рост. Портретные и скульптурные изображения императора не соответствуют истине, кроме, разве что, шемякинского памятника в Петропавловской крепости, вызывающего споры зрителей. Художник Валентин Серов, посвятивший целый ряд произведений Петру, составил собственное представление об этом государе. Он говорил: «Обидно, что его, этого, в котором не было ни на йоту слащавости, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице его был постоянный тик, и он вечно „кроил рожи": мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом. Воображаю, каким чудовищем казался этот человек иностранцам и как страшен он был тогдашним петербуржцам. Идет такое страшилище, с беспрестанно дергающейся головой... Страшный человек». Действительно, царь был неуравновешен, легко выходил из себя, а то, что лицо его при этом дергалось, возможно, являлось следствием пережитого в детстве потрясения от стрелецкого бунта. Историк В.О. Ключевский отмечал такое свойство государя: «В домашнем быту Петр до конца жизни оставался верен привычкам древнерусского человека, не любил просторных и высоких зал и за границей избегал пышных королевских дворцов. Ему, уроженцу русской безбрежной равнины, было душно среди гор в узкой немецкой долине. Странно одно: выросши на вольном воздухе, привыкнув к простору во всем, он не мог жить в комнате с высоким потолком и, когда попадал в такую, приказывал делать искусственный низкий потолок из полотна. Вероятно, тесная обстановка детства наложила на него эту черту». Петр действовал решительно, напористо, энергично, хотя временами конвульсивно и даже суетливо. В нем сочетались потрясающее трудолюбие и неуемная жажда развлечений. Петр испытывал непреодолимое влечение к знаниям. Его любознательность и живой ум позволили ему составить представление о самых разных областях науки, освоить многие ремесла. Круг его интересов был необъятен - кораблестроение и артиллерия, фортификация и дипломатия, военная наука и механика, медицина, астрономия и многое, многое другое. Русский государь встречался с великими учеными того времени - Г. Лейбницем и И. Ньютоном, а в 1717 году был избран почетным членом Парижской академии наук.