Болезни Военный билет Призыв

Греция показала свое истинное отношение к россии. Русские — хозяева греческих островов

Разгром оттоманского флота русской эскадрой при Чесме. Париж, XVIII век

У Греческого проекта Екатерины была цель — создать государство со столицей в Константинополе. Но еще до формирования этого проекта у императрицы была возможность потренироваться. Чесменская победа 1770 года дала России возможность попробовать себя в строительстве греческого государства — только не на материке, а на островах. В результате морского триумфа Алексея Орлова над турками российское подданство приняли острова Эгейского архипелага.

Политический эксперимент

Изначально глава российской внешней политики Никита Панин собирался сделать из российских островных приобретений государство по образцу «Голандских генеральных статов соединенных Нидерландов»: «Они, отложась тогда от Гишпании, сделали конфедерацию между семи своих провинций и, подняв орудие против своего тирана, достигли до признания себя независимою областью от всех держав; а при том учредили себе правительство в одном корпусе, составленном из выбранных депутатов от каждой провинции».

Но руководство морской экспедиции так и не получило из Петербурга конкретного ответа, каким должно быть государство на освобожденном от турок архипелаге, и действовало методом проб и ошибок. Как пишет историк Елена Смилянская, «это был эксперимент, в котором командующие экспедицией смогли проявить себя как верноподданные, радеющие за державу Великой Екатерины и практически старавшиеся претворить в жизнь некий просветительский идеал так, как он был ими понят. <...> В 1770-1774 годах в Средиземном море Россия в первый раз в своей истории создавала заморское государство, гарантировала ему свою защиту и покровительство, учила его жителей самоуправлению».


Карта островов Эгейского архипелага. Париж, XVIII век Bibliothèque nationale de France

Создание княжества

В октябре 1770 года Алексей Орлов обратился ко всем островам архипелага с приказом повиноваться адмиралу Григорию Спиридову и «графу Джоану Войновичу», назначенному российским управляющим островов. Для знакомства с населением (и организации выплаты податей) Спиридов и Войнович разослали по архипелагу 10 вопросных «пунктов» и с декабря по март получали от представителей островной аристократии ответы о численности населения, укреплениях, податях, производимых продуктах и товарах. 12 января 1771 года, основываясь на полученных сведениях, Спиридов потребовал от 14 островов публично признать зависимость от Российской империи:

«Естли в вас дух благородства древних греков ваших прапращуров — ныне время избавиться от рабства всегда отягчающих вас агарян... Ежели же положите точно под покровительством нашего оружия освободиться от рабства и подданства агарянскаго и возставить древнею вашу славную греческую волность, то надлежит вам, немало не боясь турков, ныне публично отказатца от рабства и подданства турецкаго и турков... на острова свои не пускать».

После периода подчинения российскому флоту Спиридов обещал островам возможную независимость. Уже к концу февраля 1771 года 18 островов архипелага прислали свою «слезную мольбу» к императрице всероссийской «принять в вечное защищение и покровительство несчастливый архипелаг», и Спиридов объявил эту группу из небольших островов «Архипелагским великим княжеством». При этом депутатам с островов удалось выторговать у адмирала значительно больше свобод, нежели было у подданных в Российской империи.


Г. А. Спиридов на почтовой марке СССР Wikimedia Commons

Генерал-адъютант Павел Нестеров, еще один россиянин, озаботившийся самоуправлением островов, также добивался того, чтобы на каждом острове ежегодно проходили выборы «началников», «главнейших всего острова членов», или «островских депутатов». Однако островитяне, судя по всему, не совладали с самоуправлением: в 1773 году жители острова Самос просили прислать им «российского человека, который знает российские законы» (вопреки идее Нестерова решать все споры по островным традициям). Когда такового островитянам прислали, они выражали слезную благодарность: «потому что мы прежде были, как овцы без пастыря». Спиридов составил проект идеального обустройства княжества, в котором предлагал формой управления республику, или «архидукство» по венецианскому образцу, — в отличие от России, где единственной возможной формой правления Екатерина видела самодержавие. Верховную власть Архипелагского княжества адмирал хотел отдать сенату, состоящему из представителей островов.

Русские — хозяева греческих островов

Российские моряки вместе с приехавшими учеными и путешественники провели перепись населения островов, озаботились картографированием, описанием поселений, рельефа, полезных ископаемых, античных руин, монастырей и церквей. Ученый и моряк Матвей Коковцев описывал главный храм острова Панагия:

«Во оном местечке между протчими ныне стоящими в ней церквами находитца примечанию достойная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, весма древнего построения и ныне еще в хорошем состоянии, доволной величины и вся складена на извеске из мраморнаго камня, а внутри изрядного украшения, а особливо мраморными ж столбами коринтического издания... Строена ж та церковь от греческой царицы Елены, матери Великаго Императора Константина, во время возвратного ея пути из Ерусалима в Константинополь, и названа оная церковь Экатаполиани, а все оное происходило в четвертом веке после Рождества Христова, а прежде построения оной церкви на том месте было ельленское сборище».

Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского. Картина В. Эриксена. Между 1770 и 1783 годом Государственный Русский музей

На острове Наксия Алексей Орлов предпринял эксперимент по созданию в Архипелагском княжестве своего просветительского центра, ориентируясь, судя по всему, на проекты, претворявшиеся в жизнь в это время в России императрицей и Иваном Бецким. На Наксию были собраны мальчики из семей различного состояния, которых Орлов содержал на свои деньги, в изоляции от семей, в надежде вырастить «новую породу людей» будущего Греческого государства. После отъезда Орлова Спиридов отправил «малолетних гречат 46 человек... в число кают юнг на разные корабли», чтобы учить морскому делу. С июля 1773 года Орлов решил перевести свою школу в Пизу. Когда флот покидал Средиземноморье, греческих школьников забрали из Пизы в Россию, и школа продолжала существовать уже в Санкт-Петербурге.

При российском покровительстве жители архипелага стали платить в три-четыре раза меньше податей, чем при турках. При этом они взвинчивали цены на продукты, которые продавали русским морякам. Капитан Хметевский вспоминал:

«В Аузе, да и на прочих островах, харчь, обувь и платье весьма дорого, так... курица шесдесят, говядина шесть копеек фунт, а баранина еще того дороже. Да и то продается не всегда. Яицо по три денги, хлеб на рынке по десяти копеек фунт. Ежели ж вычислить, что жалованья нам червонец дается, два рубли шесдесят пять копеек, а отдаем два рубли сорок копеек: так еще цена больше прибавится».


Карта гавани в Аузе. 1764 год ebay.com

Столица

Самым успешным предприятием русских на островах можно назвать создание на острове Парос в Аузе военной базы российского флота и столицы государства.

Рыбацкая деревня Ауза (Наусса) была невелика, но имела защищенную глубокую бухту, в которой можно было ставить на якорь не только «мелкие суда», как в столице острова Парос Парикии, но и военные корабли. Высадившись на берег, инженер-офицеры Можаров и Тузов получили такие сведения об Аузе:

«Дворов во оном местечке, в коих имеют жительство греки, считают до 200, построены из плитнаго камня, некоторые на извеске, а другие и на глине весма худо, и почти все об одном жилье без всякаго украшения, а улицы между оными некоторыя хотя и прямы, но гораздо уски, к тому ж жители по своему худому обыкновению изо всех домов выносят разные нечистоты и бросают во оных, от чего бывает завсегда болшая духота. Церквей и монастырей, как в самом местечке, так и около онаго вблизи, щитают 35, да несколко подалее в полях 25, но токмо из сего числа много пустых и развалившихся, а целых, в коих ныне греки отправляют службу, находитца церквей и монастырей 9, которые так же, как и дворы, простаго из плитнаго камня построения, к тому ж и неболшия».

Высадившиеся в Аузе россияне (в разное время — от 2500 до 5100 солдат и матросов) быстро насадили на берегу полувоенные порядки. Они, в частности, касались и гигиены; было дано распоряжение:

«Жителям накрепко подтвердить, дабы на улице никаких пометов отнюдь не было, а всякой бы имел чистоту пред своим домом, также в каналах, где вода протекает, платья не моют, и скотину не резать, и кишок мыть не велеть, а мыли бы платье и протчее пристойное тех каналов близь моря».

На острове строили военные укрепления и госпиталь, дома и казармы, хлебные мельницы, парусную и прядильную палаты; местную военную базу восторженные наблюдатели окрестили «вторым Кронштадтом». Итог существования русской столицы Архипелагского княжества подвел француз, граф Шуазель-Гуфье, побывавший в Аузе в 1776 году, когда россияне два года как покинули архипелаг:

«Все, что построено русскими, еще существует. Многочисленные батареи для защиты входа в бухту: они расположили по правую сторону от порта и на рифах, чтобы огонь перекрывал пространство вместе с первыми батареями. Этого огня было бы более чем достаточно, чтобы поразить турецкие корабли, однако превосходная артиллерия стала почти бесполезной из-за медлительности, с которой она служит. <...> На берегу были магазины, кузницы и судоремонтные мастерские. Именно в этой части стояло на якоре большинство кораблей эскадры. И сейчас она загромождена каркасами нескольких судов, которые были не в состоянии служить русским в момент их ухода, они были оставлены или потоплены».

Античное наследие

В последней трети XVIII века, в пору торжества классицизма, Восточное Средиземноморье начинает восприниматься как родина античной культуры. Регион начинают трактовать не столько как сакральное христианское пространство, ориентированное на Иерусалим, сколько как место средоточия классических древностей. Греческое население Средиземноморья рассматривают едва ли не как современных носителей античной культуры, расцвету которой препятствует турецкое иго.

Русским, приплывшим на архипелаг с орловской экспедицией, пришлось испытать разочарование: современные греки оказались не похожи на древних спартанцев и победителей при Марафоне. И россияне, и европейцы стали сходиться на том, что жители островов, пренебрежительно относившиеся к античным памятникам, недостойны своего великого прошлого. По факту это служило оправданием коллекционированию и вывозу культурных ценностей: «древния мраморныя штуки», по выражению Спиридова, с архипелага скоро стали экспонатами Эрмитажа.


Могила Гомера на острове Иос Alex Coppo / wondergreece.gr

Одновременно на островах стали происходить археологические разыскания. Главную сенсацию произвел голландский путешественник Гендрик Леонард Паш ван Кринен. Он утверждал, что на острове Иос ему удалось раскопать ни много ни мало могилу Гомера. Паш ван Кринен якобы отыскал «мужика», который знал от «отца и деда», где «хранится сокровище Гомерово». Спустя месяц раскопок голландец нашел «сокровище наук, которои я искал: то есть тело Гомерово, сидящая на камне вместо стула, но как токмо скоро крышку сняли и дотронулись до онаго трупа, то оной весь рассыпался. И одну игать с пестом из аспиднаго чорнаго камня, которая к растиранию чернил или красок толко служить могла». Чернильница окончательно убедила археолога в том, что это могила древнего поэта. Прежде чем быть разоблаченным, «открытие» произвело фурор в прессе.

Конец княжества

Архипелагское княжество прекратило свое существование в 1774 — начале 1775 года после заключения Кючук-Кайнарджийского мира и ухода российского флота. К тому времени строительный пыл русских значительно поубавился, недовольство греков и русских друг другом нарастало. За 1770-1774 годы стало очевидно, что островитяне не способны сами себя защитить, а содержать военные силы не могут.

С течением времени и Екатерина теряла интерес к Архипелагскому княжеству. Тем не менее императрица не могла не мифологизировать краткий эпизод владычества над архипелагом. В 1775 году она проектировала серию памятников, посвященных экспедиции, и в надписях к ним целью всего предприятия было благородно объявлено только лишь «вспоможени<е> благочестивых греков и освобождени<е> их от ига нечестиваго турка».

И конечно, Екатерина не могла забыть, что ей повиновалась земля, ранее носившая древних греков. В памятные надписи, разумеется, попало, что «Гомерова гробница на острове Нио окружена была росийскими победительми». Памятник в честь острова Серфо Екатерина собиралась украсить статуями, так как «Медуза обращала здесь людей в каменныя штатуи». Остров Андрос, утверждала императрица, славен лишь тем, что «в древности покорялыся Афинской Минервы по в сем веке российскому победоносному оружию». Аналогично «остров Термия ознаметился Амфитритовы разорении в древности да в нынешном веке, что Россия принадлежал три года».

Это один в один идеология и эстетика Греческого проекта, который скоро увлечет императрицу. Кроме того, появление русского флота у берегов Греции и поддержка, хоть и неудавшегося, восстания 1770 года против турок были замечены в Европе. Современный исследователь Дэвид Рёссел именно с этой даты отсчитывает начало европейского увлечения Грецией как родиной европейской демократии и образцом наук, Разума, искусств, вкуса и гармонии. Как пишет Елена Смилянская, «русские, сами того не чая, в известной степени задали тон филэллинизму интеллектуальной элиты Европы конца XVIII-XIX веков». 

Дружба между народами России и Греции уходит в глубь веков.
В Северном Причерноморье греки поселились еще в VI–V веках до Рождества Христова.

Современные города, стоящие на месте первых греческих поселений такие как Феодосия, Евпатория, Севастополь носят греческие названия.

В 957 году княгиня Ольга, правившая Древнерусским государством, посетила столицу Византийской империи и приняла христианскую веру. В 988 году ее внук, князь Владимир Святославич крестил Древнюю Русь, положив тем самым новое основание постоянно расширяющемуся общению греков и славян.

Питаясь от греческого источника, зародились русское церковное искусство, философская и богословская мысль. Имена многих греческих деятелей, трудившихся на русской земле, стали неотъемлемой частью отечественной культуры: Феофан Грек - русский иконописец, Максим Грек - русский святой, мыслитель и ученый, Александр Константинович Ипсиланти - русский генерал.

Братья из города Солуни (Салоники) святые равноапостольные Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и церковнославянский язык. Евангелие и богослужебные тексты были слово в слово переведены на славянский язык. Церковнославянский язык на многие века стал не только языком богослужений, но и языком науки и русской литературы.

После падения Константинополя в 1453 г. и установления османского господства в Греции тысячи греков искали спасения от жестоких преследований бегством в Россию. Спустя несколько десятилетий в Москве появилась греческая слобода. В середине XVII века греческим монахам, привезшим в Москву копию чудотворной Иверской иконы Божией Матери, был пожалован Никольский монастырь в Китай-городе.

Греческие ученые и богословы братья Иоанникий и Софроний Лихуды были первыми преподавателями начавшей создаваться в Москве Славяно-греко-латинской академии - первого в России высшего учебного заведения, открывшегося в 1687 году. Выпускниками Академии стали выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры. Среди них: великий ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, математик Леонтий Магницкий, первый русский доктор медицины Петр Постников, архитектор Василий Баженов и многие другие.

В 1755 году богословский факультет Академии был выделен в отдельное учебное заведение известное сегодня как Московская духовная академия - высшее учебное заведение Русской православной церкви, а самой Академии присвоено наименование Московского университета.

Многочисленные греческие ученые, монахи, священники, переводчики духовных книг не только помогали россиянам впитывать византийскую культуру, но и нередко играли заметную роль в жизни Российского государства. Весьма показательна в этом отношении судьба Иоанна Каподистрии.

Иоанн родился на Корфу 11 февраля 1776 года. Окончив курс философии и медицины, поступил на дипломатическую службу. После освобождения Корфу от французских войск адмиралом Ушаковым в 1799 году работал главным врачом русского военного госпиталя на Корфу. В 1800 году, по предложению Федора Ушакова, стал секретарем законодательного совета Республики Ионических островов.

После того, как Ионические острова отошли Франции, молодой политик поступил на российскую службу и с 1816 по 1822 гг. был министром иностранных дел Российской Империи. После ухода в отставку по состоянию здоровья, в 1827 году граф И. Каподистрия на 7 лет был избран правителем Греции.

Одна из центральных улиц греческой столицы - проспект Королевы Ольги - носит имя Великой княжны Ольги Константиновны Романовой, внучки императора Николая I, дочери его сына Константина Николаевича и Александры Иосифовны. Княжна Ольга - бабушка принца Филиппа, герцога Эдинбургского - супруга Королевы Великобритании, Северной Ирландии и Содружества наций - Елизаветы II.

Как и все дети в семье Великого князя Константина, Ольга была воспитана в православии, получила прекрасное образование, знала несколько языков. Великая княжна Ольга была обвенчана с королем Греции Георгом I, став Королевой-консорт Греции.

Вряд ли найдется другой народ, судьбы которого так тесно переплелись с судьбой русского народа. На протяжении многих веков, объединенные одной религией и общими культурными традициями, народы России и Греции поддерживали друг друга в борьбе за свободу и независимость.

От самых истоков русской государственности, начавшей складываться еще в Киевской Руси, и до наших дней культурные связи и взаимопомощь русского и греческого народов никогда не прерывались и продолжают развиваться по сей день.

Греки признались, почему пошли на резкое обострение отношений с Россией, хотя сказали только часть правды, лукаво умолчав о других, более прозаических и менее благоприятных для имиджа Афин причинах конфликта со страной, которая, фактически, создала современную Грецию и несколько раз помогла ей сохранить свою независимость. Одновременно греческие власти отодвинули на задний план первоначальную версию размолвки с Россией.

Она, как известно, заключалась в том, что Москва-де вмешивалась во внутренние дела Греции, «подкупала» её чиновников, военных, спецслужбников, монахов и клириков, интриговала на её территории против урегулирования 25-летнего «спора о названии» с Македонией, что открывало последней путь в ЕС и НАТО.

Саморазоблачение МИД Греции

Чтобы понять, где на самом деле зарыта собака, следует внимательно ознакомиться с опубликованным заявлением МИД Греции. Пропускаем два первых абзаца, в которых Греция расхваливает себя как «мирную страну с многоплановой независимой демократической внешней политикой», как «суверенное государство с долгой историей». Где она требует к себе «уважения и отношений, базирующихся на равенстве, со всеми странами».

МИД Греции выступил с заявлением о причинах конфликта с Россией, главного не сказав. Фото: trabantos / Shutterstock.com

В этом контексте Афины высказались за «политику дружеского сосуществования также с Россией, великой страной с мощным присутствием в европейских делах». В документе утверждается также, что «Греция постоянно стремится к хорошим отношениям и сотрудничеству со своими соседями в целях решения давних проблем, таких как вопрос о названии (Республики Македонии - прим. Царьграда) в интересах самой себя, Балкан, Европы и всех народов».

Стремится-то она, конечно, стремится, но, как это водится на Балканах, все соседи греков испытывают к ним недобрые чувства, как и они к ним. Но это так, к слову.

Вот она сенсация, которую предвидел Царьград

А вот дальше начинается самое интересное. Это «объяснение» того, что на самом деле вынудило Афины пересмотреть свои отношения с Москвой: «Россия на данный момент, похоже, не в состоянии понять принципиальные позиции внешней политики Греции. С тех пор как она начала сражаться как товарищ по оружию с Турцией, предоставив ей разнообразную помощь в секторе безопасности, она, как представляется, неуклонно отходит от позиций, отвечающих уровню дружбы и сотрудничества, которые характеризовали греко-российские отношения в течение последних 190 лет. Она (Россия - прим. Царьграда), кажется, не понимает, что у Греции есть свои собственные интересы и критерии в международной политике».

Таким образом, признание состоялось. Главная причина конфликта Греции с Россией заключается в военно-техническом сотрудничестве Москвы с Анкарой, в сближении между Россией и Турцией, главным и экзистенциальным врагом Греции, страной, претендующей на целый ряд греческих островов в Эгейском море, как и на некоторые территории на греческом севере, компактно населенные мусульманами. Тем более, что тут у Афин появляется возможность подыграть Вашингтону и Брюсселю, находящимся в сложных отношениях с Анкарой.

Самое ключевое слово тут не названо, но и так понятно, что это закупаемая Турцией уникальная российская система ПВО С-400, которая полностью меняет в пользу турок соотношение сил в воздухе. Причем в условиях, когда Греция и так сильно уступает своему врагу и по военному потенциалу, и по демографическому, и по экономическому. В условиях, когда НАТО, в котором участвуют обе страны, не будет активно помогать ни одной из них в случае военного конфликта. Греция после получения добытой ею Россией в очередной войне с Турцией независимости пять раз воевала со своим восточным соседом.

Без Фрейда не обойтись

В заявлении греческого МИД далее утверждается, что «именно в этом контексте» необходимо рассматривать решение России выслать двух греческих дипломатов и отказать во въезде в страну еще двум, что, как подчеркнула Москва, является «зеркальной» реакцией на принятые Афинами меры в отношении российских дипломатов. С этим обвинением невозможно согласиться. Но оно интересно тем, что выдает мотивацию обвинителя.

Всё обстоит на самом деле с точностью до наоборот. Это не Россия выслала греков, потому что имеет с Турцией дружественные отношения многопланового партнерства, а греки наказали за это российских дипломатов, послав соответствующий сигнал Москве.

Белые и пушистые?

И лишь после этого Афины решили немного помусолить старую версию обострения отношений с Москвой: «Греция никогда не вмешивалась и не пыталась вмешиваться во внутренние дела России», в связи с чем принятые ею меры в отношении её дипломатов - «произвольные» и «не основанные ни на каких доказательствах». Неужели такие доказательства были в отношении высланного из Греции российского дипломата высокого ранга филэллина Алексея Попова, знавшего и любившего эту страну как свою родину?

Неужели в посольстве Греции в Москве нет ни одного шпиона? Артем Геодакян/ТАСС

Греческий МИД пытается убедить нас, что в посольстве Греции в Москве и в ее консульских службах в России ну прямо совсем нет людей, которые занимаются разведкой, даже когда об этом просят старшие партнеры по НАТО и ЕС, а также западные спецслужбы, которые давно курируют греческие. А ведь было время, когда ЦРУ выплачивало греческим спецслужбникам зарплату из своего бюджета.

Афины вновь попытались оправдать свои недружественные действия против российских дипломатов тем, что те, во-первых, «подкупали государственных чиновников», во-вторых, «подрывали» внешнюю политику Греции, в-третьих, «вмешивались в её внутренние дела», чему имеется якобы документальное подтверждение и чего «не может стерпеть ни одна страна мира». Тем не менее, греческие власти не высылают американских дипломатов за то, что те давно и в стократном размере занимаются тем же самым, работают в Греции и из Греции против России.

Несмотря на употребление фраз, хотя и в ироническом смысле, вроде «наши русские друзья» и «дружба между Россией и Грецией», в документе утверждается, что некоторые работающие в Греции русские «не соблюдают законы и правила и даже угрожают» хозяевам. В таком поведении Афины обвинили Императорское православное палестинское общество (ИППО) - «организацию, созданную царскими секретными службами в XIX веке с целью деэллинизировать греческие патриархаты Ближнего Востока».

Какая трогательная забота воюющего, в том числе, похоже, по заказу США, с Православием атеистического правительства Греции, организовавшего самые настоящие гонения на русских священников, о чистоте веры.

Русским священникам все сложнее становится приезжать на Святую гору Афон после того, как туда наведался американский посол в Афинах. Фото: Dmitry V. Petrenko / Shutterstock.com

Заканчивается заявление греческого МИД обещанием проявлять в отношении «русских друзей» «терпение и трезвость», хотя понятно, что с друзьями в таком ключе не общаются. В таком ключе общаются с теми, кого не могут терпеть, но приходится. Потому что иначе греческий народ не поймет.

В чём здесь лукавство?

Заканчивая анализ этого удивительного документа, стоит отметить, что составлен он весьма лукаво, в духе двойных стандартов, хотя и с претензией на правду и откровенность. Зависимая от своих кредиторов Греция включилась по их указке в организованную США и Британией кампанию по очернению и оказанию давления на Россию, но заявляет, что в кризисе в двусторонних отношениях виновата Москва. Подавляющее большинство греческого народа против соглашения «о названии» со Скопье. Значит, в этом тоже виновата Россия. Православные греки возмущены, что их левацкое и атеистическое правительство борется с Православием. Значит, и тут виновата Россия, присылающая в Элладу «шпионов в рясах», настраивающих-де греков, их клириков и монахов против Ципраса и Ко.

Даже с ключевым обвинением Афин в адрес Москвы по поводу сближения с Турцией и их отношений в сфере безопасности не всё так просто. Греция требует, чтобы Россия учитывала её чувствительность в этих вопросах и интересы её политики. А учитывала сама Греция чувствительность и интересы России, когда под давлением Запада сорвала все сделки с Москвой в торгово-экономической сфере в последние годы? Греческие власти не позволили российским фирмам приватизировать ни газовые компании DEPA и DESFA, ни Греческие железные дороги, ни Салоникский порт, хотя долго морочили русским на этот счёт голову.

И после этого Афины хотят, чтобы Москва не развивала свои отношения со страной на другом берегу Эгейского моря, с которой её товарооборот почти в десять раз превосходит российско-греческий? С какой стати России не развивать отношения с независимой страной, если со страной зависимой, находящейся под внешним управлением, развивать их не получается? То-то и оно. Не только у Греции (хотя на поверку её многие интересы сегодня, как видим, не вполне греческие), но и у России есть свои национальные интересы, которые она намерена продвигать и защищать. Нравится это Афинам или нет. И самый лучший способ побудить Россию вновь внимательно и бережно относиться к греческим интересам сегодня заключается в том, чтобы греки поменьше прислушивались к западным советчикам и проявляли больше независимости.