Болезни Военный билет Призыв

Старинные золотые ворота во владимире. Какой был Андрей Боголюбский? Церковь Сретения Пресвятыя Богородицы

Музеи Владимирской области.

ВЛАДИМИРСКИЕ ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА


Никоновская летопись, сообщая о расширении оборонительного пояса Владимира Андреем Боголюбским, подчеркивает, что князь «град Владимерь заложи велик зело попремногу болши первого (Мономахова среднего города)». В Ипатьевской летописи указываются и крайние точки выросшего города: «Князь же Андрей бе город Володимерь силну устроил, к нему же ворота златая доспе, а другая серебром учини».


План Владимира XII-XIII вв. (по Н.Н. Воронину).

Цифрами на плане обозначены:
I - город Мономаха (Печерний город); II - Ветчаной город; III - Новый город; IV - детинец;
1 - церковь Спаса; 2 - церковь Георгия; 3 - Успенский собор; 4 - Золотые ворота; 5 - Оринины ворота; 6 - Медные ворота; 7 - Серебряные ворота; - Волжские ворота; 9 - Дмитриевский собор; 10 - Вознесенский монастырь ; 11 - Рождественский монастырь; 12 - Успенский (Княгинин) монастырь; 13 - Торговые ворота; 14 - Ивановские ворота; 15 - ворота детинца; 16 - церковь Воздвижения на Торгу.
Золотые ворота расположены в крайней западной точке княжеской части города. Серебряные Ворота находились на противоположном восточном конце города, в самой вершине его треугольника: около Серебряных ворот в 1174 г. происходила встреча гроба с телом князя Андрея, убитого в Боголюбове; эти ворота, еще сохранявшиеся в XVI в., называются в источниках «Андреевскими». На всем этом громадном протяжении город опоясали насыпные земляные валы с шедшей по их гребню рубленой деревянной стеной. От Серебряных ворот они шли на запад, смыкаясь с поперечным рвом и валом Мономахова города, в который вводили с этой стороны Ивановские ворота. Остаток северной линии валов восточной трети города уцелел до наших дней под именем Зачатьевского вала. Далее на запад, от западного поперечного рва и вала старой крепости, новые валы прерывались рядом ворот. В самом северо-восточном углу Нового города располагались Медные ворота; от них вал шел по краю обрыва городского холма вдоль по Лыбеди, загибаясь к югу по границе, очерченной глубоким оврагом (Никитский спуск); в верхнем конце оврага вал прорезали Иринины ворота. Они были одновременно важной боевой башней на западной линии обороны города, которая здесь выходила на равнинный участок. В его центре и стояли Золотые ворота.
Перед валом был глубокий ров, соединявший овраг с начинавшимся к югу от Золотых ворот встречным оврагом, идущим к Клязьме. Вдоль рва и оврага снова шел вал (Козлов вал), прикрывавший с запада большую амфитеатрообразную впадину в городских высотах. Со стороны Клязьмы этот участок был, видимо, прикрыт только рубленой стеной с башнями, спускавшейся вниз к устью оврага (Муромского спуска) как с угла Мономахова города на запад, так с юго-западного угла Нового города - на восток; стены смыкались у деревянной башни Волжских ворот, стоявшей в устье оврага почти на берегу Клязьмы.
От Волжских ворот города начинался Старо-Рязанский тракт, который проходил вдоль русла рек Поль и Бужа, в обход озер – к левому берегу Оки, на Рязань.
Так сложилась оборонительная система Владимира в итоге Андреевского строительства 1158-1164 гг.

Строили Золотые ворота княжеские мастера. Об этом свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков.
Постройка сложена в технике полубутовой кладки, широко распространившейся во владимиро-суздальском зодчестве.
На боевую площадку выводила небольшая дверь с арочным верхом в южной стене ворот, прорезанной на всю высоту внутренней каменной лестницей, поднимавшейся изнутри города. На западном косяке этой двери сохранились древние графитти преимущественно в виде крестов, процарапанных, по-видимому, выходившими на площадку воинами. В стене противоположной двери имеется кирпичная закладка в форме арки; возможно, здесь была вторая дверь, через которую выходили с лестницы и настила на вал, однако так ли это было в действительности, сказать трудно, так как дверь при этом выходила бы в толщу насыпи вала, гребень которой был несколько выше ее. Что здесь, на средней площадке лестницы, все же скрещивались два людских потока, свидетельствует значительный раструб белокаменных стен, выровненный теперь кирпичом.
Деревянная лестница вела далее на верхнюю боевую площадку ворот, в центре которой была надвратная церковь. Реальная оборонительная роль верхней боевой площадки выясняется рассказом летописи об осаде Владимира татарами. Когда татары во время переговоров с осажденными привели к воротам захваченного в плен московского князя Владимира Юрьевича, то осажденные были наверху ворот: «володимирци пустиша по стреле на татар и татары тако же пустиша по стреле на Золотые ворота» (вариант: «на город и на Золотые ворота»); и дальше: «Всеволод же и Мстислав стояста на Золотых воротах и познаста брата своего Володимера». Очень вероятно, что лестница освещалась небольшим узким окном, помещенным в ее верхнем марше и выходившем на западный фасад ворот: как увидим ниже, на миниатюре Лицевого летописного свода XVI в. изображено окно но с другой (северной) стороны арки, где оно явно не могло быть, так как северный пилон ворот монолитен.
В целях наилучшего сцепления с примыкавшими по сторонам ворот насыпями валов их боковые стенки, пирамидально расширяющиеся книзу, прорезаны глубокими нишами с полуциркульным верхом. На северном фасаде их пять, идущих сверху до низу, не прерываясь; их очертания очень неправильны, линии простенков не вертикальны, - только в верхней части, не прикрытой валами, они получают более или менее правильную форму (может быть, вследствие капитальной починки). Благодаря устройству внутренней лестницы, ниши южной стены имеют иной характер: лестница их прерывает.


Золотые ворота. Реконструкция А.В. Столетова.

Надвратная церковь Положения риз Богоматери - типичный маленький квадратный в плане четырехстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопатками на стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромным убранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада. Можно думать, что подобно башням Успенского собора и Боголюбовского дворца Золотые ворота имели и в XII в. пирамидальный шатровый верх, возможно крытый листами золоченой меди. Никольский полагал, что надвратная церковь «по исключительности своего местоположения, имела и свою особую, единичную в своем роде, форму, совершенно отличную от всех других современных храмов.
Снаружи перед воротами шел глубокий ров с постоянным, а не подъемным деревянным мостом, который, в случае опасности, мог просто сжигаться; никаких следов устройства подъемных механизмов моста Золотые ворота не имеют, равно как в самой арке ворот не было дополнительной падающей решетки (герс). Всеми этими чертами памятник очень сближается с киевскими Золотыми воротами, насколько можно судить об этом по их развалинам и главным образом по сохранившимся рисункам.


Золотые ворота. Реконструкция Е.И. Дешальта.

Зимой 1238 г. с этой равнинной стороны был направлен главный удар татарского штурма. Отсюда по городским стенам били тяжелыми камнями татарские «пороки»; отсюда же, завалив хворостом ров, враги ворвались «по примету» в город сквозь пролом в деревянной стене против церкви Спаса. Из летописных текстов не видно, чтобы татары тратили силы на осаду каменной твердыни Золотых ворот; видимо, не на них направлялся и обстрел пороков. Но несомненно, что, захватив город, татары ободрали драгоценный «тяжкий товар» - золоченую медь с сорванных створ ворот, а может быть и с верха надвратной церкви.
Название ворот Золотыми объяснялось различно. Высказывалось предположение, что их имя напоминало о Золотых воротах «матери городов русских» Киева, с красотой и значением которого конкурировала столица Боголюбского. Другие полагали, что «на фасадах» ворот были какие-либо позолоченные украшения; наконец, что золоченой медью были окованы самые полотнища ворот или верх здания. Все эти предположения вполне правдоподобны и не исключают одно другого. Идея самого сочетания проездной крепостной башни с торжественной «триумфальной аркой» главных ворот, равно как и самое их название, несомненно навеяна киевскими Золотыми воротами. Золоченая медь, обильно применявшаяся в декоративной отделке храмов андреевского времени и создававшая в глазах современников обманчивый эффект убранства зданий «золотом», была, несомненно, применена в обработке главных ворот Владимира. Ею мог быть покрыт и верх надвратного храма, а в то же время толстыми листами золоченой меди могли быть покрыты тяжелые дубовые створы, замыкавшие проезд. К последнему склоняет также и текст «Сказания о чудесах», где говорится, что народ сошелся любоваться красотой ворот, и тут-то и вырвались их петли; это ясно свидетельствует о богатой отделке полотнищ, может быть, не просто гладкими листами позолоченной меди, но и о какой-то художественной обработке этих листов.


Золотые ворота. Реконструкция С.В. Заграевского

В 1164 г. произошло освящение церкви Положения риз наверху Золотых ворот. К этому году относится и рассказ источников о катастрофе, постигшей только что законченное здание Ворот. В позднем житии князя Андрея говорится: «Тамо же созда великий князь Андрей и Златыя врата граду каменныя и на них церковь построил Положения риз Пресвятая Богородицы: и тогда народу многу сшедшуся зрети их красоты, известь же мокра сущи и врата падошася, и под ними дванадесять человек каменьем засыпа». Согласно этому тексту и также поздним изображениям этого сюжета в Лицевом летописном своде XVI в. и в росписи 1764 г. «палат» Андрея Боголюбского в Боголюбове, где представлено полное или частичное разрушение свода Золотых ворот можно было бы думать, что были рано сняты кружала, что и вызвало обвал части неокрепшей кладки. Однако более достоверный источник «Сказание о чудесах иконы Владимирской богоматери», составленное в первые годы княжения Андрея, ясно говорит о падении лишь самих воротных полотнищ: «бе бо еще не суха известь во вратех, абие же внезапу истергшися от стен врата и падоша на люди... и взяша врата, и видеша сущих под враты живых и здоровых». Это и было приписано «чуду» Владимирской иконы. На основании этого текста В.О. Ключевский полагал, что катастрофа и состояла всего лишь в падении воротных створ. Эта неполадка не помешала освящению надвратной церкви в 1164 г.

Миниатюра Лицевого летописного свода XVI в., иллюстрирующая сюжет падения Золотых ворот и «чудо» Владимирской иконы, изображает памятник достаточно ясно - это большая воротная башня, завершаемая нависающим зубчатым парапетом с машикули, из-за которого видна надвратная церковь, покрытая, очевидно, четырехгранным шатром; его основание передано в виде второго яруса парапета с круглыми «бойницами».

На документальном изображении Золотых ворот на плане Владимира 1715 г. (рис.б) Ворота стоят еще в черте земляного вала, который примыкает к ним с севера и юга. Основной массив здания, завершается двумя нависающими горизонтальными выступами; зубцов и машикули нет. Сзади видна кубическая надвратная церковь с тремя закомарами по фасаду, выровненными под прямой карниз; на нем стоят трехгранные кокошники, за которыми поднимается, видимо четырехгранный, довольно приземистый шатер, завершенный главкой. В сохранении шатрового верха ворот убеждает указание, что «до пожара, бывшего в 1778 г. 28 июля, Ворота были выше, и помнят даже, что шпиц их украшался огромным шаром».


Золотые ворота во Владимире. Чертеж фон Берка и Гусева. 1779 г.

Изображение Золотых ворот в росписи перехода на хоры собора Боголюбовского дворца, сделанной в 1764 г., т.е. до пожара 1778 г. (рис. в), дает, наряду с зубчатым верхом основной площадки ворот (но без машикули), небольшую надвратную церковь с плоским граненым шатром.

Сами Золотые Ворота и церковь, устроенная над ними, жестоко пострадали от татаро-монгольского разорения и долгое время были в полуразрушенном виде.
В XV в. Золотые ворота потребовали капитального ремонта. В литературе о Золотых воротах прошло незамеченным сообщение Ермолинской летописи, что в 1469 г. «во Владимире обновили две церкви камены, Воздвиженье в торгу, а другую на Золотых воротах, а предстательством Василия Дмитриева сына Ермолина». Это была одна из первых «реставрационных» работ, предпринятых московским правительством по «обновлению» памятников Владимира, представлявших для идущей к своей победе Москвы огромный художественный и политический интерес.
События нач. XVII в. снова вовлекли Владимир в полосу военных тревог, и Золотые ворота вновь потребовали ремонта: в 1641 г. известный московский зодчий Антипа Константинов составлял смету на их починку, но работы фактически были произведены лишь между 1687-1695 гг. Объем этих работ нам также неизвестен.
Церковь над Золотыми Воротами была возобновлена в 1687 г. и освящена в 1691 г., как это видно из заметки в делах патриаршего казенного приказа.


Золотые Ворота Владимира

Во время пожара, бывшего во Владимире в 1778 г., Золотые Ворота и церковь над ними сгорели.
В екатерининское время, в связи с перепланировкой Владимира, Золотые ворота понесли особенно сильный урон. В целях расширения главной улицы города валы, примыкавшие к зданию, были отняты и оно лишилось своей старой опоры по сторонам. Видимо, это гибельно отозвалось на его состоянии, так как сразу же пришлось подвести по углам ворот белокаменные контрфорсы. Однако до работ архитектора Чистякова (1795 г.) ворота еще сохраняли в неприкосновенности свой старый верх.

Составленный Чистяковым «Прожект, учиненной в плане и фасаде для укрепления и возобновления древнего здания» предлагал «церковь над вратами и те своды с перемычками, на коих оная основание имеет, поелику ветхи, то следовательно разобрать», а «потом вышеупомянутую церковь соорудить, в знак достопамятности, по прежнему ее расположению».Эти работы и были осуществлены: была разобрана надвратная церковь, а большой свод ворот переложен вновь из старого белого камня с добавкой кирпича; на новом своде была поставлена церковь измененного, по сравнению с проектом, характера; наконец, угловые контрфорсы были прикрыты круглыми башнями, между которыми были встроены с юга - помещение новой лестницы в церковь, а с севера - жилые помещения. В этом виде памятник и дошел до нас, сохранив от XII в. лишь свой древний низ и оставив нам вопрос о характере своего первоначального верха.
Возобновлен храм был в 1810 г. усердием бывшего тогда во Владимире губернатора князя Ивана Михайловича Долгорукого , затем она была ремонтирована в 1867 г.
«Престолъ въ настоящее время въ церкви одинъ въ честь положения ризы Господней. Когда произошла перемена въ наименовании престола, неизвестно; вероятно при возобновлении церкви въ 1810 г. Изъ предметовъ древности въ церкви сохранился только Типиконъ, выхода 7190 (1682) г. Въ немъ помещено предисловие, въ конце коего сказано, что по составлении этого Типикона по поручению патриарха Иоакима прослушали его 10 митрополитовъ, 5 архиепископовъ и одинъ архимандритъ (имена всехъ ихъ здесь названы). По листамъ этого Типикона надпись: «лета 7207 вел. господинъ преосвященный митрополитъ Суждальский и Юрьевский приложилъ сию книгу глаголемую уставъ выходу 7190 г. да съ сею книгою приложилъ 12 миней месячныхъ печатные вдесть выходу прошлаго 200 и 201 годовъ въ церковь честнаго и славнаго пророка Предтечи крестителя Господня Иоанна, что на его архиерейскомъ Московскомъ дворе у пушечнаго двора… (далее въ подписи перечисляются другия книги, паникадила, колокола и разныя священническия облачения, приложенныя въ туже церковь)… Какимъ образомъ попала эта книга въ Ризоположенскую церковь, неизвестно. На содержание церкви имеется билетъ въ 73 р. Причта положено – одинъ священникъ. На содержание его и на наемъ церковника выдается городскою управою 240 рублей въ годъ. Церковнаго дома для священника нетъ».
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./



Литература:
Н.Н. Воронин Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли.


Проект приспособления церкви над Золотыми воротами под резервуар городского водопровода

2 июля 1864 года при строительстве первого водопровода во Владимире пострадали рабочие, прокладывавшие трубы в центре города. Этот инцидент стал поводом к изменению проекта, по которому в качестве водонапорной башни предлагали использовать Золотые ворота. Был подготовлен отчет о случившемся несчастье: «…На большой дороге, у Золотых ворот, обрушившейся на 5-аршинном пространстве глубины землею сдавило в канаве, где клали водопроводные трубы, двоих чернорабочих и машиниста, из которых один (временнообязанный крестьянин Гаврила Иванов 24-х лет) через час помер». Причиной стал «грунт земли» в том месте - «самый слабый, рассыпчатый».
Трагический случай разбирался на заседании Губернского правления. В результате городская водопроводная комиссия отказалась от устройства главного резервуара для водопровода на Золотых воротах. Вместо этого решили строить водонапорную башню на Козловом валу .

Военно-историческая экспозиция

В феврале 1944 г. краеведческий музей в связи с 26-й годовщиной Красной Армии организовал в доме №3 по Первомайской улице выставку на тему «История русского оружия». На выставке в первом зале представлены экспонаты вооружения с XII по XX век. Здесь же – интересная карта походов бывших Владимирских Гренадерских Сибирского и Малороссийского полков с 1700 по 1900 годы, а также их боевые знамена. Во втором зале – современное вооружение по отделам: стрелковому, артиллерийскому и инженерному. Кроме того – отдел химического вооружения европейских армий и отдел трофейных экспонатов. «Выставка в дальнейшем будет пополняться новыми экспонатами и по освобождении историко-архитектурного памятника военного зодчества XII века – Золотых ворот – будет перемещена туда, что даст возможность для одновременного обозрения этого замечательного сооружения и выставки.
Директор музея Киселева» (газета «Призыв», 26 февраля 1944 года).

В памятнике военного зодчества XII в. - Золотых воротах, являвшихся ядром городских оборонительных сооружений, размещена военно-историческая экспозиция .



Центральное место в экспозиции занимает диорама «Решающий штурм Владимира войсками хана Батыя 7 февраля 1238 года». Она детально воссоздает картину осады города. Её оживляет речь диктора на четырёх языках и светомузыкальная программа.

В экспозиции можно увидеть оружие и обмундирование различных эпох: боевые болты владимирского крепостного самострела XIII в., кольчугу, бердыши, арбалет нач. XVII в., гладкоствольные кремнёвые ружья суворовской армии, стальную кирасу периода войны с Наполеоном 1812 г., винтовку системы Бердана, мундир русского гренадера, российские награды и турецкое трофейное оружие конца XIX в.
Представлены материалы о выдающихся полководцах Дмитрии Пожарском, Александре Суворове, Петре Багратионе, Николае Столетове, чьи имена связаны с Владимирским краем.
Привлекают внимание редкие экспонаты: скульптурная композиция «Минин и Пожарский» с разрушенного в советское время мавзолея на могиле князя Пожарского, редкий прижизненный портрет А.В. Суворова.
Вокруг центрального зала расположена Галерея героев-владимирцев. Она открывается материалами известного летчика Н.П. Каманина, в числе первых удостоенного звания Героя Советского Союза. Его лётный шлем, ветрочёт, фотографии рассказывают о ставшей легендарной операции по спасению экипажа ледокола «Челюскин» в 1934 г.

Основное место в галерее занимают реликвии Второй Мировой войны. Здесь представлены личные вещи Маршала Советского Союза К.А. Мерецкова, первого коменданта Кенигсберга М.А. Пронина. Уникален портсигар, пробитый осколком снаряда, возможно, спасший жизнь владимирца В.И. Морозова во время его первого боя.
Более полувека пролежали в болоте, прежде чем попасть в музейную витрину, остатки самолёта и личные вещи пилота. Удалось установить, что они принадлежали владимирцу Евгению Белину, погибшему в воздушном бою под Ленинградом осенью 1941 г.
Трогательны письмо Героя Советского Союза Ивана Романова своей невесте Евгении Фадеевой, напечатанное латинскими буквами на пишущей машинке в период боев в Германии, и их фотография, сделанная накануне свадьбы. Свадьбу они сыграли в День Победы.
В экспозиции представлены образцы оружия, созданные в городе Коврове Владимирской области, среди них - пистолет-пулемёт Шпагина, самое массовое стрелковое автоматическое оружие Второй мировой войны.

Завершают экспозицию комплексы материалов владимирцев, удостоенных звания Героя Советского Союза в послевоенное время. Среди них мундир командира атомной подводной лодки В.М. Шишкина, гермошлем лётчика-испытателя А.Г. Фастовца, скафандр лётчика-космонавта, участника программы «Союз – Аполлон» В.Н. Кубасова, первый в мире космический сварочный аппарат и первые часы, носимые человеком на Луне.
Последним среди владимирцев звания Героя Советского Союза был удостоен Ф.И. Кузнецов, дважды представлявшийся к нему во время войны и получивший звезду Героя только через 45 лет после совершения подвигов.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
- Интерьер Успенского собора.
- Экспозиция в Дмитриевском соборе.
- Военно-историческая экспозиция в Золотых Воротах.
-

Оборонительные укрепления г. Владимира.
Андрей Боголюбский
Церковь Покрова на Нерли. Покровский Усть-Нерлинский монастырь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Владимир – это жемчужина Золотого кольца России и один из самых древних городов нашего государства. Более того, Владимир является одним из крупнейших в стране туристических центров и городом, имеющим важное промышленное значение на территории Центральной России. Его население по данным на 2010 год составляет около 340 тысяч человек.

Владимир: история города

Существует две версии относительно даты основания Владимира. Согласно одной их них город был основан в 990 году, великим князем Владимиром Святославичем, более известным под былинным именем Владимир Красное Солнышко, а согласно другой лишь в 1108, по приказу великого князя Владимира Мономаха. Последняя версия считается традиционной и именно с этой даты ведётся летоисчисление города.

Однако независимо от даты своего основания, Владимир начинает процветать во времена правления Владимира Мономаха, а своим настоящим расцветом он обязан его внуку – Андрею Боголюбскому (сыну Юрия Долгорукова). Именно под его руководством Владимиро-Суздальское княжество, центром которого с 1157 года и являлся Владимир, достигло могущества и в своё время являлось сильнейшим на Руси.

В период с 1158 по 1165 года во Владимире происходили значительные изменения. Город перестраивался, укреплялся, приобретал новый облик. Дело своего старшего брата Андрея после его смерти продолжил князь Всеволод Большое Гнездо, который впоследствии стал одним из самых могущественных русских князей и именно со времени его правления за владимирскими правителями закрепился титул «великий князь».

В 13 веке Владимир неоднократно подвергался монголо-татарским набегам, был разорён и частично сожжён. К началу 14 века город перестаёт быть резиденцией великих князей, а спустя несколько десятилетий вообще происходит слияние Московского и Владимирского княжества с отведением последнему второстепенной роли.

Последующие три столетия также принесли Владимиру множество разрушений и несчастий. Здесь «постарались» и татары (Тохтамыш, Талыч), и соседи-нижегородцы и даже польский шляхтич князь Лисовский. В течение этих веков город пытался отстраиваться заново, но это никоим образом не могло сравниться с его канувшим в лету «золотым веком».

В 1719 году Владимир приобретает статус центра провинции Московской губернии, в нём открываются школы, восстанавливается владимирская епархия и учреждается духовная семинария. В 1778 город становится административным центром наместничества, а в 1796 центром новой административно-территориальной единицы Российской Империи - Владимирской губернии. В этот период намечается некий экономический и культурный подъём, начинается активное строительство каменных зданий общественного и частного характера. В городе создаётся всё больше учебных заведений, открывается первая типография, публичная библиотека, театр и музей.


Советское время опять-таки внесло в жизнь Владимира некий разрушительный момент. Были закрыты и приговорены к сносу многие храмы, уничтожена большая часть кладбищ, переименованы улицы. В 1929 году город снова теряет свой статус, так как входит в состав новой Ивановской Промышленной области с административным центром в Иваново-Вознесенске. И лишь в 1944 году вновь становится центром теперь уже Владимирской области.

Владимир: достопримечательности города

Большая часть туристов приезжает во Владимир с целью посетить три главных городских памятника архитектуры домонгольского периода – Успенский собор, Дмитриевский собор и Золотые ворота. В 1992 году эти уникальные постройки были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду ещё с несколькими объектами, объединёнными под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» («White Monuments of Vladimir and Suzdal»).

Успенский собор во Владимире – достопримечательность города

Успенский собор – это старейший храм Владимира. Он был заложен великим князем Андреем Боголюбским в 1158 году. Храм был построен на высоком берегу реки Клязьмы и своим величием, а его вместимость достигала 2000 человек, должен был поражать всех прибывающих во Владимир. Позднее, после пожара 1185 года, собор был расширен по приказу Всеволода Большое Гнездо и теперь мог вмещать порядка 4000 человек.

В 12-14 века Успенский собор считался главным на Руси, и долгое время являлся резиденцией русских митрополитов. Именно в нём в течение более двух веков находилась одна из самых почитаемых реликвий Русской православной церкви – икона Божией Матери, прозванная чудотворной.

Успенский собор первоначально был расписан ещё в 1161 году, однако до наших дней сохранились лишь маленькие фрагменты той росписи. Повторно над его внутренним интерьером потрудились такие известные мастера иконописи 15 века как Андрей Рублёв и его помощник монах Даниил Чёрный. К сожалению, от их росписи также остались лишь отдельные изображения («Страшный суд», «Шествие в рай»), а большая часть существующих ныне фресок датируется уже 19 веком.

Свой современный вид Успенский собор приобретает к концу 19 века, когда после длительной реставрации ему частично был возвращён его монументальный исторический облик.

В наше время Успенский собор – это главный действующий храм Владимиро-Суздальской епархии, в нём проходят службы в выходные и праздничные дни.

Дмитриевский собор во Владимире – достопримечательность города


Дмитриевский собор был заложен в 1194 году по приказу великого князя Всеволода Большое Гнездо и был освещён в честь святого великомученика Дмитрия Солунского – небесного покровителя Всеволода. Белокаменные стены собора украшают более тысячи резных сюжетов исторического, библейского и орнаментального характера, основной темой которых является власть. Кроме того, на одной из стен можно увидеть изображение самого князя Всеволода вместе с его сыновьями. До наших дней, Дмитриевский собор не сохранил своего первозданного вида, так как были утрачены дополнявшие его галереи и башни. Сейчас в храме не проводятся службы, но он открыт для посещения туристов и внутри него действует экспозиция, рассказывающая об истории этого памятника культуры.

Золотые ворота во Владимире – достопримечательность города


Золотые ворота были построены во время правления князя Андрея Боголюбского, наряду с четырьмя другими входными воротами, преграждавшими путь во Владимир – Медными, Ириниными, Серебряными и Волжскими. Из существовавших в те времена пяти ворот до наших дней уцелели только одни – Золотые, да и они были перестроены в 17-18 веках таким образом, что о древних постройках напоминает только проездная арка с боковыми пилонами и фрагментарно боевая площадка над ними. В наши дни в надвратной церкви работает постоянно действующая военно-историческая экспозиция, в которой представлено воинское снаряжение и оружие разных эпох.

Другие достопримечательности города Владимир

  • Рождественский собор, который изначально был построен в 12 веке, а затем неоднократно разрушался и отстраивался вновь (последний раз в конце 20 века), и в котором в 1263 году был похоронен Александр Невский (спустя пять веков его мощи были перевезены в Петербург);
  • Дом-музей братьев Столетовых, показывающий быт семьи, из которой вышли герой русско-турецкой войны генерал Николай Столетов и знаменитый учёный физик Александр Столетов;
  • Богородице-Успенская церковь, построенная в 1649 году и дошедшая до нас в первозданном виде;
  • Николо-Кремлёвская церковь, названная в честь Николая Чудотворца. Сейчас в ней располагается Планетарий;
  • Присутственные места, построенные в стиле классицизма в конце 18 века, на первом этаже которых сегодня находится Детский музейный центр, а на втором – картинная галерея и экспозиция, посвящённая истории губернского дворянства;
  • село Боголюбово, расположенное в 10 км от Владимира и являвшееся в своё время любимой резиденцией князя Андрея Боголюбского, который собственно и получил такое прозвище по имени своего княжеского замка.

1 - план Владимира XII -XIII вв.: I - город Мономаха (Печерний город), 1108 г.; II - Вэтшаной город, укрепления 1158-1164 гг.; III - Новый город, укрепления 1158-1164 гг.; IV-детинец, 1194-1196 гг.;
1 - церковь Спаса; 2 - церковь Георгия; 3 - Успенский собор; 4 - Золотые ворота; 5 - Иринины ворота; 6 - Медные ворота; 7 - Серебряные ворота; 8 - Волжские ворота; 9 - Дмитриевский собор; 13 - Вознесенский монастырь; 11 - Рождественский монастырь; 12 - Успенский Княгинин монастырь; 13 - Торговые ворота; 11 - Ивановские ворота; 15 - ворота детинца; 16 - церковь Воздвижения на Торгу;
2 - Владимир. Золотые ворота, 1158-1164 гг. (аксонометрия); 3 - Владимир. Успенский собор, 1158-1160 гг. (аркатурный пояс времени Андрея Боголюбского, капитель, продольный разрез с показом северного нефа и фасада собора 1158 г., план); 4 - Ростов. Успенский собор, 1160-1161 гг. (план)

Сохранившиеся Золотые ворота (1164 г. ), значительно пострадавшие при последующих ремонтах и перестройках, в своей древней части представляют огромный белокаменный массив, прорезанный с запада на восток сводчатым проездом высотой около 14 м. На середине его высоты выложена дополнительная арочная перемычка, к которой примыкали дубовые створы запиравшихся засовом и окованных золоченой медью ворот (отсюда и название памятника). Оборона проезда была усилена устройством в уровне арочной перемычки деревянного боевого настила на заведенных в кладку квадратных брусьях. На боковых фасадах сделаны глубокие нищи, обеспечивавшие прочное сцепление башни с насыпью примыкавших валов. Верх ворот занимала боевая площадка с зубчатым бруствером и церковью Положения риз богоматери в ее середине. Лестница внутри южной стены вела из города на боевой настил и в церковь.

Композиция Золотых ворот не находит аналогий ни в зарубежной архитектуре средневековья, ни в Золотых воротах Киева. Владимирские Золотые ворота одновременно решали две задачи - оборонительную и архитектурную, представляя собой и боевую башню, и торжественную триумфальную арку, пышные ворота новой столицы. Название ворот, повторявшее название главных ворот Константинополя и Киева, подчеркивало важность этой второй, идейно-художественной задачи. Серебряные ворота, по-ви димому, были аналогичны Золотым.

Рядом с Золотыми воротами, по соседству с двором Юрия Долгорукого и церковью Георгия расположился новый двор князя Андрея, где была построена не дошедшая до нас церковь Спаса (1162-1164 гг.), видимо близкая по своим формам к церкви Покрова на Нерли. Западная треть Владим ира - "Новый город" - стала его аристократической, княжеско-боярской частью. Группа княжеских храмов на западных высотах города определила границу ансамбля столицы. Его центром стал Успенский собор.

У спенский собор (1158- 1160 гг.) занял наиболее выгодную точку рельефа городских высот, в юго-западном углу Монома хова города, над обрывами холма к Клязьме, утвердив главное значение южной панорамы города. Собор строился не только как главный храм епископии, но и как возможный престол митрополита, о чем мечтал и чего добивался Боголюбский. Отсюда особое внимание к его архитектуре и убранству, отсюда его подчеркнутая высота (32,3 м), превосходившая высоту Софийских соборов Киева и Новгорода. Собор пострадал от городского пожара 1185 г. и был реконструирован. Он получил новую алтарную часть и был обнесен с трех сторон галереями; его стены, пробитые арочными проемами, превратились в столбы нового пятиглавого собора. Однако основной объем первоначального здания восстанавливается с достаточной достоверностью.

Это - большой одноглавый шестистолпный городской собор с хорами в западной части и тремя притворами по осям центральных нефов. Его план очень регулярен, средний неф почти точно равен двум боковым. Большая реальная высота интерьера дополнительно подчеркнута тем, что хоры опущены ниже, чем обычно; это увеличивает свободное пространство вверху, обильно освещенное двумя ярусами стенных окон и 12 окнами барабана главы. Столбы, завершенные резными изваяниями парных львов, относительно тонки (1:8) и как бы без усилия несут арки и своды. Красота светлого, легкого и воздушного интерьера усиливалась богатством его убранства росписью (1161 г.), сверкающими полами из цветных майоликовых плиток, обилием узорчатых пелен, облачений из заморских тканей, драгоценной золоченой и серебрян ной утвари, наглядно свидетельствовавшим о баснословном богатстве князя и епископа.

Столь же торжественна и гармонична была внешняя архитектура собора. Правда, здесь еще ощущается некоторая сдержанность: цоколи еще не обогатились профилировкой и образуют, как в переслав ском соборе, простой откос, а фасады сохраняют прежнюю простоту и ясность своих членений. Но место скупых плоских лопаток заняли пилястры с полуколоннами, увенчанными сочными лиственными капителями. Скромная аркатура развилась в ар катурно-колончатый пояс со стройными утончающимся колонками, с торжественным ритмом широких арок и романскими "кубовидными" капителями и кубическими базами на клинатых консолях. Пояс был украшен красочной росписью и позолотой и как бы стягивал цветной лентой тело храма. Золоченой медью, видимо, были окованы и порталы трех притворов.

Андрей Боголюбский что сделал для Руси и что построил великий князь Вы узнаете из этой статьи.

Какой был Андрей Боголюбский?

Боголюбский Андрей Юрьевич (1111 - 29 июня 1174) – это Владимиро-Суздальский князь и с 1157 года великий Киевский князь. Он был старшим сыном князя Юрия Долгорукого и Аепы, дочери половецкого хана. Был дважды женат. Первой женой Боголюбского была дочь Кучки Стефана Ивановича, первого владельца Москвы. Второй женою князя была пленница из Волжско-Камской Булгарии, которую привезли из военного похода в 1164 году.

В 1149 году от своего отца он получил в имение город Вышгород. А спустя год его перевели в западнорусские земли, где Боголюбскому достались во владения города Пинск, Туров и Пересопница.

В 1151 году Андрей Юрьевич получил согласие отца на возвращение в родные Суздальские земли. Через 4 года его обратно переводят Вышгород. Но он, несмотря на возражения отца, сбегает во Владимир-Залесский, прихватив с собой написанную евангелистом Лукой икону Богородицы.

Когда умер Юрий Долгорукий в 1157 году, Андрей Боголюбский унаследовал великокняжеский Киевский престол. Таким образом, отвечая на вопрос, Андрей Боголюбский был князем какого города , стоит сказать, что он был князем нескольких городов – Киева, Ростова, Суздаля и Владимира. Но, несмотря на обычай, в Киев князь не поехал жить.

В 1162 году князь, опираясь на своих слуг, из ростово-суздальской земли изгнал всех своих родственников и отцовскую дружину. Одновременно с этим Андрей Боголюбский перенес столицу северо восточной Руси, из Суздаля во Владимир , устроив свою резиденцию в построенном им городе — Боголюбово-на-Нерли. Благодаря этому он и получил свое прозвище.

Также Андрей Боголюбский был первым, кто совершил в 1160 году первую попытку в истории Киевской Руси разделить церковь на 2 митрополии. Но сделать это ему не удалось.

Андрей Боголюбский что построил?

В период правления князя также развернулось масштабное строительство во Владимире и его пригородах. Андрей Боголюбский построил Золотые ворота по подобию Киевских Золотых ворот, замок-город Боголюбово. Он не забывал и о духовной составляющей жизни. Благодаря ему были воздвигнуты Успенский собор, Покрова-на-Нерли, храм Рождества Богородицы в Боголюбове . Храмы построенные Андреем Боголюбским были олицетворением высокого культурного развития государства, красоту которых передать словами было нельзя.

Кроме того, Андрей Боголюбский много сделал для того, чтобы избавиться от влияния Византии на Руси. Князь постоянно приглашал западноевропейских зодчих для строительства храмов и других сооружений. Он ввел на Руси новые праздники, которые не праздновались в Византии – праздники Покрова пресвятой Богородицы и Спаса.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какую политику вел Андрей Боголюбский и что он сделал для Киевской Руси.

Золотые ворота во Владимире - известная достопримечательность, посещение которой включено в туристический маршрут под названием «Золотое кольцо России». В древности это сооружение являлось одновременно оборонительным сооружением и триумфальной аркой. Через него в центральную часть города торжественно въезжал князь со своей свитой.

Когда-то ворота покрывали листы золоченой меди, ярко сияющие под лучами солнца, но со временем, они все оказались утерянными. В настоящее время Золотые ворота Владимира объявлены памятником Всемирного наследия и с 1992 года находятся под охраной ЮНЕСКО. На верхнем этаже этого белокаменного строения открыта Военно-историческая композиция, в которой представлено старинное воинское снаряжение и оружие.

Исторические сведения

Владимирские Золотые ворота начали строить в 1158 г. по указанию князя Андрея Боголюбского. Работы продолжались в течение шести лет. Князь желал построить прежде всего триумфальную арку, для чего был заказан арочный свод, высотой 14 м. Однако, считается, что это заметно снизило возможности башни как оборонительного сооружения. Было принято решение пристроить над воротами площадку из дерева.

С помощью внутренних лестниц можно попасть на крепостную стену. А также быстро пройти на верхнюю площадку и в надвратный храм. В настоящее время постройка погрузилась в землю на 1,5 м, но, несмотря на это, по-прежнему остается очень высокой.

Золотые ворота до такой степени усилили городскую оборону, что при нападении татаро-монголов в 1238 году, захватчики их даже не стали брать штурмом, а решили обойти с фланга и разрушить деревянную стену.

Предполагают, что князь А. Боголюбский пытался превзойти по размерам и красоте Золотые ворота, построенные в Киеве. Достоверные сведения о том, как они выглядели, не сохранились. К началу XX века они были практически разрушены, их полностью воссоздали к 1982 г. - 1500-летней годовщине города Киева. Известно лишь, что их обкладывали плинфой - тонким обожженным кирпичом квадратной формы. А во Владимире применяли метод полубутовой кладки.

Кто построил Владимирские ворота?

К сожалению, о зодчих нет точных данных, историкам остается лишь догадываться, кто мог возвести эту оборонительную башню. Некоторые из них считают, что у князя Боголюбского были свои люди - галицкие строители, работавшие еще на Юрия Долгорукого. Однако есть другая версия, утверждающая, что Золотые ворота построили присланные императором Фридрихом Барбороссой мастера. Ранее они прославились тем, что трудились над строительством Успенского собора.

Работы по сохранению исторического памятника

Золотые ворота, построенные во Владимире, единственные из нескольких аналогичных сооружений, которые могут увидеть наши современники. Их берегли, вовремя проводили ремонтные работы. Каким бы крепким ни был свод, но тяжелый, массивный храм, построенный наверху, оказывал на всю постройку существенное давление.

В летописях упоминается, что уже спустя некоторое время после завершения строительства что-то обрушилось. Правда не уточнялось, что именно. Возможно упали створы или часть свода. Так как обошлось без жертв, князь, после благодарственного молебна распустил строителей. Работу завершили немецкие мастера. В XV веке провели обширную реставрацию, под руководством зодчего Ермолина, сумевшего перед этим отремонтировать обрушившийся Георгиевский собор в Юрьев-Польском. В1778 г. ворота частично повредились во время сильного пожара, охватившего Владимир.

В конце XVIII – начале XIX в. по приказу Екатерины II о регулярной городской застройке, срыли древние валы у Золотых ворот. Пришлось для сохранения устойчивости по бокам пристроить псевдоготические башни, они скрыли контфорсы, поддерживающие стены. Был также перестроен надвратный храм, но, несмотря на все изменения, вся основа, сложенная из белого камня и свод остались прежними, такими же, как и при князе А. Боголюбском.