Болезни Военный билет Призыв

Город мангазея сейчас. Где находилась мангазея. На берегу пустынных волн

Как уже говорилось , Калининград - город наизнанку с переполненными историей окраинами и унылым панельно-бетонным центром. С одной оговоркой: всё же от Старого Кёнигсберга, в самой его геометрической середине, всё-таки уцелел Кафедральный собор. О нём - первый из 4 постов под общим заглавие "призраки Кёнигсберга".

И ещё сразу обращаюсь к знатокам региона - перефразируя известный мем, "вы не ругайтесь, вы поправляйте!".

О том, как крестоносцы Тевтонского ордена пришли в языческую Пруссию, я уже писал в посте о , заложенном в 1238 году. На первичную колонизацию Пруссии "псам-рыцарям" понадобилось около двух десятилетий, и в 1255 году на месте прусского городища Твангсте в устье Преголи IX Великий магистр Тевтонского ордена, участник Легницкой битвы с монголами (1241) Поппо фон Остерна и чешский король Оттокар II Пржемысл основали замок Кёнигсберг-в-Пруссии (официальное название города вплоть до 1946 года). "Кёнигсберг" в переводе "Королевская гора", но при этом плоский почти как Петербург, поэтому есть версия, что название его - калька с варяжского, и означает Княжий берег; в Польше же он всегда был известен как Королевиц. Крепость в устье реки-стержня всей Пруссии стала быстро обрастать торговыми поселениями: подзамковая слободка Альтштадт ("Старый город") получила Кульмское право в 1286 году, примыкающий к ней Лёбенихт - в 1300, Кнайпхоф на островке - в 1327, а Ломзе, Форштадт, Ластадия так и оставались предместьями. Три города жили своей жизнью, имели отдельные ратуши, даже один раз воевали (1455) и постоянно вели экономическое соперничество, а замок Кёнигсберг лишь взирал на эту суету из-за своих неприступных стен. Такие полицентрические города в Европе вообще не редкость - например, Прага иди даже наш Киев, и объединились они не так уж давно: скажем, Кёнигсберг - лишь в 1724. И так как замок не принадлежал Лёбенихту и Альштадту, важнейшим из трёх городов до этого времени был Кнайпхоф, в котором и стоял Кафедральный собор. Всё это хорошо иллюстрирует макет в его башне - кроме непосредственно собора из показанных на нём зданий не уцелело НИ ОДНО:

Полное посвящение храма - собор Божьего Тела, Девы Марии, Адальберта Пражского и Всех Святых. Он был заложен ещё в Альтштадте, построен в 1302 году, но вскоре стало ясно, что для растущего города собор маловат. Тут Кульмским правом обзавёлся Кнайпхоф, и в 1333 году первый собор начали разбирать и строить заново на другом берегу протоки. Изначально он должен был стать храмом-крепостью, но магистр Людвиг Брауншвейгский счёл, что второй укреплённый объект в прямой видимости от замка будет скорее потенциальным противником, чем подспорьем, и собору надлежало оставаться в тени замка. Неф собора достроили в 1388 году, но башни - лишь в 1553, уже в "лютеранский" период.

Здесь хорошо видно устройство собора. Восточная (левая) часть построена первой, была однонефной, и известна как Высокие хоры - в ней вплоть до 1525 года дозволялось молиться только адептам Ордена. Более широкая трёхнефная часть - Низкие хоры, построена следом для прихожан. Архитектура собора - правильная "северная готика", отличающая города Ганзейского союза.

По европейским меркам кафедраль тут небольшой - всего 88 метров в длину и 50,5 в высоту, то есть в 1,5-2 раза короче и в 2-3 раза ниже великих соборов Европы типа кёльнского или руанского. На этом Дальнем Востоке Европы больше вряд ли требовалось - зима суровая, а кругом неверные... но именно здесь, а не в Кёльне или Ульме,в 1525 году состоялось первое официальное богослужение на немецком языке (не латыни). Собор в Прусском герцогстве стал приходской кирхой Кнайпхофа, и тогда же начал превращаться в культурный центр новой страны - в 1544 году по соседству строится Альбертина, в 1650 году в башне разместилась Валенродтовская библиотека. В соборных склепах хоронили не только знать и высшее духовенство, но и профессоров.

Одним из них был Иммануил Кант, и именно его могила не дала собору разделить судьбу замка, ратуш, кирх и многого другого. Тем не менее, восстанавливать сгоревший в войну храм не стали, и к моменту распада СССР он выглядел примерно так:

Само здание восстановлено в 1992-98 годах, а вот детали - эпитафии, часовни, орган, убранство - восстанавливается постепенно и скорее всего это займёт ещё не одно десятилетие. Сам же Кнайпхоф вряд ли вернётся, и на месте его узких улочек - парк:

Который в 1970-80-е даже пытались сделать парком скульптур, но не слишком удачно:

Катерина taiohara обратила моё внимание вот на эту композицию. Юлиус Рупп - этот дед Кете Кольвиц , о которой в современном Калининграде знают немногие (в отличие от Брахерта). Между тем, эту художницу и скульптора начала ХХ века называли "Микеллианджело в юбке". Рупп, которого газеты называли "мятежным проповедником", оказал на Кете огромное влияние, и когда его похоронили на соборном кладбище, она изготовила ему памятник. Здесь, правда, копия, привезённная 22 июня 1991 года внучкой Кете Юттой Ботте-Кольвиц. Но по сути - единственное ныне произведение Кольвиц в родном городе.

Ещё тут есть памятник Альбрехту Гогенцоллерну в 1525 году упраздшившему Прусское ландмейстерство Тевтонского ордена, перешедшего в лютеранство и основавшего Прусское герцогство. Как известно, Гогенцоллерны правили Пруссией, а затем и всей Германией вплоть до 1918 года, а основателем династии выходит именно Альбрехт. Памятник ему поставили в 1891 году, разрушили при Советах и воссоздали в 2005:

С этой стороны находится и самое культовое место Калининграда - Стоя-Кантиана (1924):

При жизни, да и первые лет сто после, Канта в Кёнигсберге не очень-то чтили, и в genius loci он начал превращаться лишь после Первой Мировой. Тогда и был построен нынешний склеп взамен обветшавшего старого. Трудов Канта в полном виде я не читал, ограничившись материала из учебника по философии... и всё же примерно понимаю, как сильно повлияли его идеи на Новое время. Здесь покоится один из величайших людей Истории:

Самая красивая деталь "Стои-Кантиана" - потолок:

В стенах Высоких хоров, наружных и внутренних - десятки эпитафий:

Самым роскошными из них были эпитафии Альбрехта и Радзивиллов ( , и в этом ничего удивительного - Кёнигсберг был одним из центров литовской элиты), и насколько я знаю, их понемногу восстанавливают. Правда, их местоположение я так и не выяснил. Эпитафия Альбрехта:

Ну а мы подходим к фасаду. Он очень впечатляюще нависает над головой:

В холле собора встречают вот эти зверьки - подлинные скульптуры Кнайпхофской ратуши (1695-97):

По бокам - две часовни. Справа - лютеранская:

Слева - православная:

С копией "Нерушимой Стены" из и аутентичной русской библией 18 века, попавшей сюда в числе трофеев вермахта.

Сам же собор не принадлежит ни одной из конфессий, а 7 мая 1995 года в нём проходила уникальная для России общая служба православных, лютеран и католиков. А вот туристу посещение влетит в 300-500 рублей, так как в музей на башне и органный зал в Низких хорах билеты по 150р. и фотосъёмка оплачиваются отдельно:

Экспозиция на нескольких этажах посвящена в основном истории и археологии Пруссии:

Включая детальный макет Старого Кёнигсберга, на который я сошлюсь ещё не раз. Тут помимо замка и собора видна третья доминанта - Новая Синагога в Ломзе (1894-95):

Ещё один макет, более общий, даёт представление о том, как Кёнигсберг был укреплён:

Вдоль лестницы - витражи:

Выше - Валенродтовская библиотека, а вернее её реплика. Мартин фон Валленродт, местный дворянин, коллекционировал книги с начала 17 века, и к 1623 году насобирал более 3000 томов... однако затем его дом сгорел, и всё собрание погибло. Валенродту хватило духу начать всё сначала, и к моменту его смерти (1632) в библиотеке снова было около двух тысяч книг. Его сын Эрнст продолжил дело отца, объехал в поисках редких книг всю Европу и даже добрался в Америку, и к 1650 году библиотека разрослась настолько, что городской совет Кнайпхофа предоставил ей комнаты в башне собора. В 1675 году библиотека перешла к Кёнигсбергскому университету, а в 1721 году - государству, и к началу ХХ века насчитывала более 10 тысяч книг. Как и многие другие ценности, коллекция погибла в 1940-е... однако точно известно, что её удалось уберечь от огня, так как в распоряжение советской власти книги попали упакованными и целыми. Скорее всего, в неразберихе первых лет она была разграблена и распродана по всему миру, в частные коллекции. Самый значительный её фрагмент попал в библиотеку Торуни, а в Кёнигсберге из её собрания сохранилось около 300 томов 16-18 столетий (хранятся то ли в фондах музея, то ли в университете). Резное убранство библиотеки (1650-е годы) же было воссоздано к 2005 году:

Верхние этажи башни занимает экспозиция памяти Канта:

В соборе же, как я понял, пока восстановлены только Низкие хоры, и их занимает городской органный зал:

Стрельчатые своды были белыми не всегда - роспись собора завершилась в 14 веке... и погибла опять же во время войны. Репродукции отдельных сюжетов висят в рамочках, и больше всего в суровом рыцарском краю впечатляет их доброта:

Даже чёрт тут лапочка:

Что касается других элементов убранства, то честно скажу - я забыл сфотографировать поясняющие таблички, и забыл, что тут чем было. Скорее всего - опять эпитафии, фрагменты утраченных склепов, часовни. Эти ангелочки - возможно, остатки органа:

Этот корабль из свечей - уже современный, и свечи зажигают, когда служат по невернувшимся с моря:

Больше всего меня заинтересовал вот этот объект - может, кто из местных подскажет?

Озадачил и вот этот явно не сохранившийся до наших дней саркофаг. Чей он был, и вообще в соборе ли находился?

Пока же самый красивый элемент собора - воссозданный совсем недавно орган, точная копия старого (1891):

Ещё можно было бы написать пост о Королевском замке, о видах на город с его башни, по одному о Кнайпхофе, Альтштадте, Лёбенихте и Ломзе, о Фортштадте и Хаберберге, о набережных и Ластадии, об улице Штайндамм, о площади Параденпатц, о Трагхайме, о Росгартене, о музее "Пруссия", о музее деревянного зодчества близ зоопарка, и только потом - о вокзалах, укреплениях, районах окраин... Но всего этого больше нет.
Однако немцы были такими любителями фотографии, что брали камеры даже на фронт, а уж Кёнигсберг обфоткали вдоль и поперёк. Наверное, если бы я владел немецким - сумел бы из довоенных фотографий склепать полноценный путеводитель. Но и без этого - в следующих трёх частях погуляем по достопримечательностям города-призрака.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД -2013

Насквозь пропитан историей. Каждый камень здесь - достопримечательность. Средоточием всего, чем славен этот край, является столица, город Калининград. Фото, достопримечательности, перечни маршрутов, описания интересных экскурсий находятся в широком доступе.

Одна из туристических Мекк

Родина Иммануила Канта является популярнейшим туристическим объектом. Богатейшая история города, основанного в 1255 году королем Чехии Пржемыслом II и магистром Тевтонского ордена фон Вертгайнтом, запечатлена в многочисленных постройках различных времен. Каждый из объектов является историческим или архитектурным памятником какой-то эпохи. Город органично соединил в себе все стили и представляет собой один из прекраснейших «музеев под открытым небом» Европы и всего мира. Поэтому карта Калининграда с достопримечательностями пользуется большой популярностью. К главным сокровищам города относятся Музей янтаря и Кирха Святого Семейства, Бранденбургские ворота и Новая Либеральная Синагога, Крестовоздвиженский собор и Нижний пруд, могила родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта и Храм Христа спасителя.

Визитная карточка города

Но, пожалуй, главной достопримечательностью является Кафедральный собор в Калининграде, городе, который до 4 июля 1946 года назывался Кенигсбергом. Своё название средневековый населенный пункт, возникший на месте нынешней гостиницы «Калининград», получил от одноименного рыцарского замка. У его стен образовалось поселение немецких колонистов Альтштадт (старый город), где с 1297 по 1302 год усилиями епископа Зигфрида был возведен первый кафедральный собор Кенигсберга, который был совсем невелик по размерам. И поэтому уже в 1327 году, по просьбе нового епископа Иоганна, магистр Тевтонского ордена выделяет на острове Кнайпкофе (своеобразной чертой города является его частичное расположение на островах) участок земли под строительство главной церкви.

Уникальность собора

Топкостью островной почвы и временами, когда каждый дом являл собой крепость, объясняется уникальная архитектура храма, который изначально планировался как молебный дом исключительно для рыцарей. И лишь пристройкой к однонефной части, имеющей название «Высокие хоры», трёхнефного корпуса («Нижние хоры»), церковь стала доступной для простых жителей города. Необходимо оговорить, что на Кафедральный собор в Калининграде за время его существования возлагались кроме основной и другие функции. Так, долгое время он был церковью при университете «Альбертина».

Многофункциональность главного храма

Кроме того, собор является усыпальницей значимых исторических личностей, таких как первый прусский правитель и последний магистр легендарного Тевтонского ордена - герцог Альбрехт. Фрагмент надгробия его могилы сохранился до наших дней.
Здесь нашел успокоение и Люттер фон Брауншвайт - основатель собора. Профессоров университета Альбертина, старейшего в Пруссии, хоронили тоже здесь. Последним из них был Профессорская усыпальница связывает собор с университетом, который славен еще и своей Валленродской библиотекой, представляющей собой уникальное собрание старинных рукописей и свитков.

Рожденный вновь

Надо ли говорить о том, что, находясь в самом центре Европы, Кафедральный собор в Калининграде неоднократно захватывался противоборствующими силами, разрушался, горел и перестраивался. После бомбёжки союзников (английская авиация) в 1944 году, разрушившей все несущие конструкции и перекрытия, храм, как и весь Кнайпкоф был уничтожен. Сохранились немногие стены собора, некоторые подземные помещения. Уничтожен был и старый орган, отреставрированный в 1905 году. Сам храм был полностью восстановлен лишь в 1992 году. Появился у него и новый орган. В наши дни музыкальный комплекс собора, состоящий их двух органов (большого и малого), не имеет аналогов. Он крупнейший в Европе. Достоинство и уникальность комплекса - возможность игры на двух инструментах одновременно. Большой орган является самым крупным в России, он имеет 90 регистров. Его венчает Феникс - птица, являющаяся символом возрождения, в данном случае и органа, и собора.

Насыщенная история

Крупные разрушения, как и обширные восстановительные работы, в результате которых собор преображался или обогащался, символ города переносил и много раньше. История собора очень насыщена событиями. Для его первоначального возведения на новом месте был построен мост, названный Соборным. По нему доставлялись на остров стройматериалы от разобранной старой церкви, потому что новый храм частично возводился из них. Кафедральный собор в Калининграде сейчас недействующий, он является культурно-религиозным центром. Но в свое время он был главным католическим храмом города, а после Реформации XVI века главным лютеранским собором не только города, но и всей Пруссии.

Судьба органа тоже уникальна

На протяжении долгой жизни собор подновлялся. После первой крупной реставрации 1833 года здесь появился новый орган. (Калининград) за свою историю имел несколько этих инструментов. Первый из них был установлен в 1695 году, второй - в 1833, нынешний комплекс - в 2008. Об этом религиозно-культурном центре очень много написано, он справедливо считается символом города, его визитной карточкой. Но есть еще один кафедральный собор в Калининграде - Храм Христа Спасителя. Это православная церковь. Несмотря на свой более чем юный возраст (он освящен Алексием II 10 сентября 2006 года), собор, построенный в центре города на площади Победы, имеет свою историю и, безусловно, является достопримечательностью города. Его нижняя часть, в которой установлен переданный в дар в 1996 году «Мемельский» иконостас, является храмом воинской славы.

Храм-памятник

Германское Свято-Князь-Владимирское братство передало иконостас, созданный в годы Семилетней войны (1756-1763 гг.) в Мемеле (Клайпеде) в честь погибших русских воинов. Теперь, по предложению председателя братства господина Г. А. Рара, нижняя часть с иконостасом является храмом-памятником всем русским воинам, погибшим на территории Пруссии как в Семилетнюю, так и в Наполеоновскую, Первую и Вторую мировые войны. Главным православным храмом области по праву гордится Калининград. Христа Спасителя, выполненный в стиле Владимиро-Суздальского зодчества, высотой 73 метра, органично вписался в архитектуру древнего европейского города. Буквально о каждом объекте столицы Янтарного края можно говорить бесконечно. Но лучше увидеть красоты, которыми так богат Калининград. Фото, достопримечательности на которых изображены в самых выгодных ракурсах, являются лучшими рекомендациями к посещению города.

Самая западная территория России

Необходимо отметить, что своеобразие Калининградской области, расположенной в Центральной Европе, заключается в том, что она является полуэксклавом Российской федерации, имеющим выход к морю, но не имеющим общей сухопутной границы с РФ.

Естественно, что такое уникальное расположение добавляет к прочим ее достоинствам ореол привлекательного для многих поклонников «западного мира». И туристические агентства это учитывают. Для жителей России город Калининград-Кенигсберг полон привлекательности. Он и столица янтарного края, где пляжи периодически покрываются, как это было совсем недавно, этими драгоценными дарами моря, он и средоточие исторических и архитектурных памятников Европы. И все это находится на территории России. Для старшего поколения жителей стран СНГ Кенигсберг является одним из символов победы над фашистской Германией. Великий артист Владимир Этуш среди многочисленных воинских наград имеет и медаль «За взятие Кенигсберга». Помимо прочих достоинств, этот город является одним из символов воинской славы России.

Одним словом, много есть поводов для посещения этого необыкновенного города. Карта Калининграда с достопримечательностями позволит заранее дать определенное понятие о том, как лучше организовать свое знакомство с этим уникальным городом России, наметить для себя наиболее желанные объекты, узнать их местонахождение, наличие вблизи гостиниц, пунктов питания и наиболее удобные подъезды к ним как общественным, так и личным транспортом.

Сейчас это музей и концертный зал. А еще это главная достопримечательность Калининграда, которую построили в начале 14-го века. Для верующих в нём организованы три часовни: православная, католическая и протестантская. принимает всех желающих послушать живую органную музыку. Иногда проходят и другие концерты.

Вечером фасад подсвечен. Видно, что в соборе не хватает витражей. Это последствия войны. Сейчас вместо них деревянные заглушки.

В здании собора есть музей имени Иммануила Канта и библиотека.

В музее есть подробный макет старого Кёнигсберга. Всё воссоздано по оригинальным планам и чертежам. Когда в Калининград приезжали немцы — бывшие жители Кёнигсберга, на макете они находили свои дома. Сейчас, конечно, это уже редкость, слишком много прошло времени.

Во время второй мировой войны постоянные бомбёжки английской авиации и штурм Кёнигсбега красной армией сильно повредили здание собора: выгорели все внутренности, обрушилась крыша. Но стены храма выстояли и новая советская власть восстановла его.

Концерты органной музыки

В наши дни Кафедральный собор — это культурный центр в Калининграде. В 2008 году в нём воссоздали большой орган. Работали русские мастера совместно с польскими.

Это орган в соборе. Он точно такой же какой тут был до войны. Но тот сгорел, а этот сделали заново.

Концерты органа летом проводят почти каждый день. Афишу смотрите на Официальном сайте . Там же найдете и предстоящие мероприятия в соборе.

Органов в соборе два — большой и малый. В реальности — это один большой органный комплекс. Он может заменить целый оркестр, это лучший орган Европы.

Органная музыка не для каждого, её не всякому дано понять. Грубо говоря, нудновато для обывателя. Поэтому концерты, как правило, не длинные, около 40 минут. Своеобразный концертный пробник для туристов — то, что надо. Напоследок, вам продемонстрируют, что фигуры ангелов на органе могут двигаться.

Входной билет на концерт стоит 400 рублей, для студентов 200. Доказательства студенчества часто не спрашивают, можете попробовать проскочить за 200 рублей. Если внешне похожи, конечно.

Он умер 12 февраля 1804 года в возрасте 79 лет. Его похоронили у северо-восточного угла кёнигсбергского Кафедрального Собора. Тело Канта покоится в дубовом гробу, который помещён в саркофаг под землёй. Над его захоронением возвели часовню, но к двухсотлетию философа часовню заменили открытым колонным залом.

Внутрь колонного зала вход закрыт, но это и не требуется — всё прекрасно видно снаружи. Кстати, Канта крестили в этом же соборе. Чашу, которую использовали при его крещении можно увидеть внутри собора.

Имей мужество пользоваться собственным умом!

Иммануил Кант

Напротив захоронения, слегка прикрытый листвой, стоит памятник герцогу Альбрехту — основателю университета Альбертина.

Реставрация собора

Кафедральный собор в Калининграде сильно пострадал во время войны. Во-первых, город бомбила английская авиация. Когда стало понятно, что территория Восточной Пруссии перейдёт Советскому Союзу, англичане начали бомбить всё без разбора. Это было основной причиной сильных разрушений в Кёнигсберге. Во-вторых, перед штурмом города его бомбила и советская авиация.

Собор сильно пострадал от этих налётов — он полностью выгорел изнутри, обвалилась крыша, сгорел орган. Однако, стены здания в основном уцелели.

После окончания войны Восточная Пруссия превратилась в Кёнигсбергскую область Советского Союза. Город начали потихоньку восстанавливать. Надо сказать, что наши сограждане, которые решили переселяться в будущий Калининград к немецкому наследию относились по-разному. Кто-то считал, что любое культурное наследие нужно беречь, а кто-то не смог преодолеть ненависти к врагу. Так во время реставрации собора случилось несколько пожаров из-за поджогов.

Тем не менее, его восстановили полностью. По старым чертежам воссоздали интерьеры помещений. Концерты в соборе начали проводить ещё до завершения реставрации. Крыши не было. Так удавалось собирать дополнительные средства на восстановление.

Остров Кнайпхоф

Калининградский Кафедральный собор стоит на острове Кнайпхоф. Это исторический район Кёнигсберга. В народе остров зовут островом Канта. Кроме собора на нём больше нет построек, только парк со скульптурами. Однако при немцах он весь был застроен. Остров с остальным городом соединяли несколько мостов и трамвайная линия.

Вот так выглядел остров Кнайпхоф до войны. Видно, что собор окружают дома. На переднем плане старое здание университета.

На острове всюду расставлены информационные стенды с фотографиями того, как это место выглядело до войны, фотографии дополнены описаниями.

История собора

Официально принято считать, что Домский собор Богоматери и Святого Альберта построен в 1333 году. Год взят из официального документа, в котором впервые упомянут собор. Речь там идёт о продолжении его строительства, из чего следует, что строить его начали раньше. Рабочие закончили работу над собором в 1380 году, однако из века в век на соборе всё равно проводили различные строительные работы.

Вид на Собор с крыши Дома Советов.


Интересный факт: кирпич, из которого построен Кафедральный собор, взяли с более раннего Альтштадского собора 1302 года постройки. Тот собор снесли, потому, что он не мог вмещать всех прихожан города.

В 1544 году рядом герцог Пруссии Альбрехт основал рядом с собором Collegium Albertinum — университет Альбертина, он же Кёнгсбергский университет (старейший университет Пруссии). Собор с тех пор выполняет функцию университетского храма — это тесно связывает науку и религию. В нём находят вечный покой многие немецкие профессора и другие деятели науки, в том числе и известный философ Иммануил Кант.

Интересный факт: Иммануил Кант умер в 1804 году будучи русским подданным. Дело в том, что во время Семилетней войны Кёнигсберг попал в зону русской оккупации. В это время Кант принёс присягу императрице Елизавете I (Елизавете Петровне). Он даже направил прошение на должность ординарного профессора на имя императрицы, но письмо не дошло. Русские, по окончании войны, из Пруссии ушли, а Кант не пожелал больше приносить присягу прусскому правительству.

Не считайте однако, что Иммануил Кант питал особую любовь к русским — нет. Годы войны были самыми непродуктивными в его творчестве. В итоге этого периода он заключил: «Русские - наши главные враги».

Если подойти близко к стене и посмотреть вверх, то вы увидите, что стены собора не ровные, это след времени.

Сейчас это не просто немецкое наследие, сохранённое советской властью, это памятник мирового масштаба. Он объединил науку и религию, прошел войну и возродился в новом статусе. Советовать осмотреть его не имеет смысла, мимо пройти всё равно не получится.

Sp-force-hide{display:none}.sp-form{display:block;background:#d9edf7;padding:15px;width:100%;max-width:100%;border-radius:0px;-moz-border-radius:0px;-webkit-border-radius:0px;font-family:Arial,"Helvetica Neue",sans-serif;background-repeat:no-repeat;background-position:center;background-size:auto}.sp-form input{display:inline-block;opacity:1;visibility:visible}.sp-form .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:470px}.sp-form .sp-form-control{background:#fff;border-color:rgba(255, 255, 255, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:19px;-moz-border-radius:19px;-webkit-border-radius:19px;height:35px;width:100%}.sp-form .sp-field label{color:#31708f;font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold}.sp-form .sp-button{border-radius:17px;-moz-border-radius:17px;-webkit-border-radius:17px;background-color:#31708f;color:#fff;width:auto;font-weight:700;font-style:normal;font-family:Arial,sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none}.sp-form .sp-button-container{text-align:left}

Мангазея - первый город русского Заполярья, затерянный во тьме веков

Среди забытых и затерянных городов Мангазея занимает особое место, и не только потому, что она располагается в Заполярье. Если история создания и стремительного взлета Мангазеи вполне ясна и понятна, то с ее падением и забвением связана некая тайна, которую пытаются разгадать историки и археологи.

На берегу пустынных волн

Древний город на берегу реки.

Берега сибирской реки Таз и сегодня нельзя назвать оживленными - населенных пунктов на них мало, а природа поражает своей нетронутостью. А в XVI столетии, когда здесь появились поморы, эта местность и вовсе воспринималась как край света. В старинных книгах племена, живущие к востоку от Оби, называли «молгонзеями»: слово это происходит из старинного коми-зырянского языка и значит «народ окраины». Со временем название племен превратилось в название местности: на картах, составленных англичанином А.Дженкинсом, она обозначена как «Молгомзея». Позднее в форме «Мангазея» оно стало названием города.

Великолепная Мангазея.

Поморов в эти места привели дела судоходные: сперва они по океану шли к Ямалу, а потом, перетащив свои корабли по полуострову (это называлось «ямальский волок»), выходили на Обскую губу. Считается, что именно поморами было основано первое зимовье на реке Таз. Они же и поведали московским властям о неслыханных богатствах сурового Заполярья.

Старая карта – попробуй разберись.

А богатства и впрямь были велики: моржовые клыки, бивни мамонта, и, главное, пушнина. Одна соболиная шкурка, купленная у охотника на берегу Таза, обходилась купцу в 40 копеек; если в дело вступал перекупщик, за такую шкурку приходилось платить рубль. А на рынках Западной Европы за шкурку соболя можно было получить около трехсот рублей! Неудивительно, что государство вскоре пожелало наложить свою мощную длань на эти богатства и взять торговлю под свой контроль.

«Златокипящая» Мангазея

К своей цели - берегам Таза - отряду М.Шаховского и Д.Хрипунова пришлось пробиваться с боями: напали на них дорогой селькупские воины. Почти треть отряда пала в сражении, легла в холодную землю чужого края. Но выбора не было: не своей волей шли они в Заполярье, а по приказу царя Бориса Годунова. Уцелевшие в бою дошли и заложили в 1600 г. острог на пустынных доселе берегах. Так появилась Мангазея.

Мангазея развивалась с необыкновенной быстротой.

Перезимовали, а там и подмога пришла из Тобольска и Березова - двести служивых во главе с воеводами. Стало ясно: новому городу - быть. И впрямь, Мангазея развивалась с необыкновенной быстротой: за пару лет вырос большой деревянный кремль, появились церкви и дома. Хотя даже в период расцвета постоянное население Мангазеи было не так уж велико - не больше 1200 человек, город поражал благоустроенностью. Жители Мангазеи щеголяли в шелках и бархате, улицы были вымощены досками, а окна самого бедного дома были слюдяными - в европейской части России такое было доступно лишь самым богатым. Но, возможно, самым удивительным доказательством богатства города являются найденные археологами груды сливовых и вишневых косточек: в 17 в. мангазейцымогли себе позволить регулярную доставку в Заполярье свежих фруктов.

Мангазея: кого там только не было.

Еще сильнее, чем богатством, Мангазея удивляла пестротой уличной толпы. Рядом с селькупами и ненцами в малицах прохаживались богатые иноземные купцы в шляпах с перьями, а московская «акающая» речь смешивалась с архангелогородским говором. Днем и ночью шла в городе бойкая торговля мехами, приносившая огромные прибыли. Историками подсчитано, что в год из Мангазеи на запад вывозили до 30 тыс. одних только соболиных шкурок, а ведь были и песцовые, и куньи, и беличьи меха. За богатство и бурную деятельность Мангазею прозвали «Златокипящая».

Загадка исчезновения Мангазеи

Исчезнувшее великолепие.

Торговое великолепие, превратившее Мангазею в город-легенду, длилось очень недолго - около сорока лет. Еще какое-то время Мангазея влачила жалкое существование в качестве форпоста, но в 1672 г. гарнизон перевели на Енисей. И город исчез, ушел в ледяную заполярную землю. Лишь благодаря усилиям археологов, начавших здесь регулярные раскопки в 1960-х, мы знаем, что Мангазея- не миф, а реально существовавший город. Но что с ним случилось? Почему население, судя по результатам раскопок, просто ушло оттуда?

Мангазея.

Историки выдвигают как минимум три версии падения Мангазеи. Согласно первой, роковую роль сыграло то самое государство, которое и основало город: сперва царь Михаил Романов в 1720 г. запретил плавать по океану в Мангазею, а чуть позже, в 1729-м, два вновь прибывших воеводы, А.Палицын и Г.Кокорев, рассорились и устроили в городе гражданскую войну в миниатюре. Город начал хиреть и постепенно угас. Другая версия винит в гибели Мангазеи пожар 1642 г., действительно уничтоживший большую часть города. А согласно третьей версии, всему виной стало постепенное исчезновение пушного зверя вследствие слишком интенсивной охоты: нет товара - нечем торговать, не с чего жить горожанам.

Раскопки городища Мангазея.

Как было на само деле, мы не знаем, и вряд ли изыскания археологов когда-либо дадут точный ответ. Очевидно одно: Мангазея - один из первых в мире заполярных городов, и хотя ей не удалось долго продержаться, ее основание стало важной вехой в освоении природных богатств Сибири.

Стоит сказать, что Россия – удивительная и богатая на достопримечательности страна. Эти стоят того, чтобы их увидеть, а возможно.

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Мангазея была первым русским заполярным городом, построенным на севере Западной Сибири. Этот город называли «златокипящей вотчиной», сюда стремились за непростым русским северным счастьем, которое строилось на труде и взимовыручке.

Великое продвижение русского народа в Сибирь окутано тайнами и легендами. Освоение Сибири - подвиг русских людей, перед которым бледнеют предприятия «разных Кортецов и Пизаров» в Америке. Одна из таких тайн связана с легендарной Мангазеей, сказочным городом, в котором жили предприимчивые поморы, отважные мореходы и землепроходцы, открывшие миру самый северный полуостров Евразии - Таймырский.
В конце XV и начале XVI вв. Сибирь активно осваивалась «неутомимыми трудами нашего нашего народа». И, как справедливо заметил М.В. Ломоносов, «поморские жители с Двины и из других мест, что около Белого моря, главное имеют участие».

В ходе движения поморов «встречь солнца» (на восток) на территории Сибири появляются постоянные селения - деревянные «крепостицы», зимовья и остроги. одним из первых таких городских поселений была Мангазея, построенная в низовьях реки Таза. Она стала первым заполярным морским и речным портом Сибири. И вел в нее Мангазейский морской ход. Так называли в те далекие времена первую арктическую магистраль, связывающее Белое и Баренцево моря с Карским.

Почему Мангазея?

Сказочное название, столь непривычное для русских городов, хранит свою тайну. Есть версия, согласно которой название «Мангазея» пошло от имени жившего в тех краях ненецкого племени Малгонзеи. По мнению историка Никитина, название молгонзея восходит к коми-зырянскому молгон - «крайний» «конечный» - и обозначает «окраинный народ». Мы не знаем точной даты основания города, примерно известно, что он существовал уже в начале XVII века.

В зимнее время на нартах, а в летнее на кочах, карабасах и стругах через полярные моря, болота и мелкие притоки в Мангазею приходили большие массы торгового и промышленного люда. Люди называли Мангазею «златокипящей государевой вотчиной», имея в виду ее пушные богатства. Ради них сюда стремились отважные торговцы и охотники, готовы были терпеть лишения, лишь бы потом разбогатеть.

Святые Русского Севера

Что же представлял собой этот «украсно украшенный» город? В нем имелись деревянная крепость-кремль, крепостная стена, посад, кладбище, три церкви, гостинный двор, «государевы житницы». Мангазея не отличалась от других рубленных средневековых городов поморского Севера. В этот приполярный край поморы принесли и память о святых Русского Севера: Прокопии Устюжском, Соловецких чудотворцах, митрополите Филиппе. Одна из церквей была возведена в честь почитаемых на Севере Михаила Малеина и Макария Желтоводского. Почитаемый по всему Поморью Николай Чудотворец имел свой придел в соборной Троицкой церкви. Был здесь и свой святой - Василий Мангазейский, который считался покровителем промышленного люда.

Церкви и другие постройки стояли на вечной мерзлоте, поэтому фундаменты зданий укреплялись на слое замороженной строительной щепы.

Мир

Мангазейская община («мир») отличалась от земских миров на родине поморов тем, что она объединяла не территорию, не волость и не уезд с постоянным населением, а тех торговых и промышленных людей, которые оказались в «златокипящей вотчине». Кто попадал в Мангазею становился своим. Суровый быт сплачивал людей.

Сведения о Мангазее очень отрывчатые, и больше покрыты тайной. Существовала и летопись Мангазеи, но пропала. Богатый город как быстро появился, так быстро и исчез. Его существование продлилось не более семидесяти лет. До конца не понятны причины, почему люди ушли отсюда в Новую Мангазею - Туруханск. Она как сказочный град Китеж исчезла, но сохранилась в памяти народной как край сказочного богатства, где сбываются мечты.