Болезни Военный билет Призыв

Ферменты слюны расщепляют крахмал до глюкозы. Демонстрационно-практическая работа «Определение положения слюнных желез». Лингвальная липаза – для расщепления жиров

Урок биологии в 8 классе

Удивительное превращение пищи внутри нас.

(Наша фабрика-кухня)

Цели урока:

Образовательные :
-систематизировать знания о питании и пищеварении;
-определить уровень усвоения темы;
-откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки;

Расширить знания учащихся о процессе пищеварения и здоровом питании.
Развивающие :

Научить применять полученные знания о процессе пищеварения в повседневной жизни;
-развитие логического мышления;
- продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с рисунками и схемами;
- развивать практические навыки работы с лабораторным оборудованиеми умение делать выводы;
-научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
Воспитательные :
-развитие интереса к знаниям, мотивации и культуры умственного труда;
-развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
-создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников, при высокой познавательной активности учащихся
-показать значимость биологических знаний;
-развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;
-формирование информационной культуры;
-создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач;
-формирование коммуникативной компетентности и толерантности;
-создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.
Знать: органы пищеварительной системы и механизмы их работызнать меры профилактики желудочно-кишечных заболеваний.

Уметь : применять навыки исследовательской работы, полученные на уроке;применить полученные знания в жизни.

Формы организации учебной деятельности :

работа по инструктивным картам, фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами компьютерной презентации, демонстрационный опыт, лабораторный опыт, дифференцированное домашнее задание, рефлексия.

Приемы деятельности учителя :

работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников, демонстрационный эксперимент.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя : сотрудничество, соучастие.

Методы обучения:

  1. Перцептивный аспект (передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.
  2. Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.
  3. Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.
  4. Мотивационный аспект: занимательность, беседа, эксперимент.
  5. Аспект контроля: фронтальный, групповой, итоговый.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательные, исследовательские, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Систематизация изученного материала.
  3. Демонстрационный эксперимент.
  4. Лабораторная работа учащихся
  5. Рефлексия.
  6. Информация о домашнем задании.

Оборудование:

  • Мультимедийный комплекс, электронный учебник, проекционный экран, инструктивные карты, оценочный лист, оборудование для виртуальной лаборатории.

Ход урока

1.Организационный момент - 1-2 минуты

Знакомство с классом, представление учителя, подготовка класса к сотрудничеству.

Урок начинается с того, что каждый ученик сигнализирует о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями о пищеварительной системе человека - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопросы: какие превращения пищи происходят в внутри нас? И зачем мы едим? Затем потренируем мозги - проведем научное исследование в виртуальной лаборатории и решим задачи. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное - знания о пищеварении и правильном питании.

Объявление темы урока, постановка цели урока.

2.Повторение пройденного материала, решение проблемных задач

Давайте обратимся к исторической справке

… Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему? Вы хотели бы это узнать?

В начале урока задается проблемный вопрос: Зачем мы едим? Решение проблемной задачи:

На чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы. Животное активно перемещается по чашке, карабкается по сетке, затрачивая при этом много энергии. Через 20-30 минут после начала опыта можно заметить, что чашка с мышью поднялась вверх. Как можно объяснить такой результат?

Ответы учащихся. Мы вернемся к этой проблемной задаче чуть позже.

Задание 1. А пока начнем с завтрака…

Ученикам предлагается провести дегустацию кусочка черного ржаного хлеба и ответить на вопросы:

1.«Почему после механической обработки и смачивания пищевого комка слюной хлеб приобретает сладковатый привкус? Что происходит с пищей в ротовой полости?

2. Какие вещества расщепляются в ротовой полости?

3.Какие ферменты принимают участие в расщеплении веществ в ротовой полости?

4.Какая химическая среда активизирует ферменты ротовой полости?

Задание 2. Выбрать из предложенного текста «Удивительное путешествие агента под кодовым названием «Бородинский» слова, под которыми подразумевается какой-то биологический термин, связанный с процессом пищеварения.

Из путешествий Макса и Молли

... Внезапно Макса, Молли и их кота Бактера озарила невыносимо яркая вспышка. Они услышали удар грома и вокруг сомкнулся непроницаемый мрак. Они провалились в безмолвную бездну, планировали, кувыркались.

В смоляной темноте близнецы хлопнулись на мокрый комковатый матрац, который немного спружинил. Кругом было тихо...

- А мокро тут! - сказала Молли.

Вдруг "потолок" и "пол" сомкнулись с чудовищным стуком и началось землетрясение, а "матрац", на котором они сидели, приподнялся, прогнулся, и они соскользнули в глубину. Там их бросило через водопад, как они ни цеплялись за осклизлые стены. Они соскальзывали все ниже...

- Держись! - крикнул Макс. - Нас глотают!

В это время прямо под собой они увидели довольно широкий уступ, спрыгнули, уцепились за него и с ужасом наблюдали, как струя водопада катится над ними в бездонную черную пропасть.

Внезапно уступ откинулся вверх и прижал их к стене.

- По-моему, этот уступ - что-то вроде крышки туннеля,- задумчиво сказала Молли...

Ответы:

«комковатый матрац» - язык

«потолок» и «пол» - верхняя и нижняя челюсть

«землетрясение» - жевание

«водопад», «струя водопада» - слюна

«осклизлые стены» - слизистая оболочка

«широкий уступ» - глотка

3. Систематизация пройденного материала

Виртуальная лаборатория

(выполняется учащимися по инструктивным карточкам)

Лабораторная работа 1 . Действие слюны на углевод крахмал.

Оборудование: Кусочки накрахмаленного бинта, вата, аптечный йод (5%), вода в стакане

Цель : Показать, что фермент слюны амилаза способен расщеплять крахмал. Пояснение: Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где он сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он расщепляется до глюкозы, которая не дает синей окраски при соединении с йодом.

Ход работы :

1. Приготовьте реактив на крахмал - йодную воду.

С этой целью налейте несколько капель в

воду, до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.

2. Сверните накрахмаленный бинт в два раза и хорошо смочите уголочек сгиба слюной.3. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся(1-2мин).

4. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми. Под действием фермента слюны амилазы произошло расщепление крахмала до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания.

Вывод

Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому можно узнать, где он сохранился. Когда мы обрабатываем накрахмаленный бинт слюной, он через время становится синим там, где не попала слюна. Эта реакция показывает, что под действием фермента слюны амилазы, крахмал расщепляется до глюкозы.

Превращения пищи в желудке.

Из путешествий Макса и Молли

...Пищевод закончился. Под ним бурлило свирепое, горячее море в содрогающейся пещере. Стены ее ходили ходуном, изгибались, терлись друг о друга, по морю плясали волны, а сверху сыпался мелкий едкий дождичек.

- По-моему, у меня начинается морская болезнь! - сказал Макс. (Желудок)

Учащимся предлагается вспомнить особенности строения желудка

1.Что называют желудочным соком?

2. Какие вещества расщепляются в желудке?

3. Какие ферменты принимают участие в расщеплении веществ в желудке?

4. Какая химическая среда активизирует ферменты желудка?

Виртуальная лаборатория

Демонстрационный опыт 1

(выполняет учитель).

Действие желудочного сока на белки.

Оборудование :Стакан с желудочным соком, 2 пробирки с хлопьями белка куриного яйца).

Цель работы :1 Показать, что фермент желудочного сока пепсин способен расщеплять белки.

Пояснение: Взвесь белка куриного яйца имеет беловатый цвет с хлопьями. Под действием фермента пепсина нерастворимый белок расщепляется до растворимых аминокислот.

Ход работы :

1. Добавьте в одну из пробирок с белковой взвесью желудочный сок. 2. Возьмите пробирку в ладонь и подержите некоторое время, согревая взвесь.

3. Через 5 минут сравните содержимое 2-х пробирок. Прозрачность опытной пробирки показывает, что произошло расщепление белка в пробирке до растворимых аминокислот.

Вывод: в результате расщепления белка ферментом пепсином в желудке образуются растворимые аминокислоты, т.е. в желудке сложные белки расщепляются до простых только при температуре тела человека.

Демонстрационный опыт 2

Действие желчи на жиры и кишечного сока на белки и углеводы.

Оборудование: пробирки 2 с растительным маслом, 2 с белковой взвесью, стаканчики с желчью и раствором трипсина (можно заменить раствором фестала)

Пояснение: В двенадцатиперстную кишку открываются проток печени, выделяющий желчь и проток поджелудочной железы выделяющий трипсин и липазу. Под действием желчи жиры распадаются на мелкие капельки и становится более доступной для расщепления ферментами кишечника, трипсин расщепляет белки до аминокислот, липаза расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот, амилаза расщепляет углеводы до глюкозы. Через ворсинки кишечника происходит всасывание переваренной пищи в кровь и в лимфу.

Цель работы : 1 Показать,что в кишечнике под действием ферментов окончательно расщепляются белки, жиры, углеводы.

Ход работы : 1 В одну из пробирок с растительным маслом добавить желчь и хорошо встряхнуть. Пронаблюдать реакцию эмульгирования жира.

2 В пробирку с белковой взвесью добавить раствор трипсина (или фестала). Пробирку хорошо встряхнуть и согревать,зажав в ладони в течение 5 минут. Прозрачность содержимого доказывает наличие процесса расщепления белка.

Вывод : Под действием желчи капля масла в пробирке распадается на мелкие капельки и становится более доступной для расщепления ферментами кишечника. Трипсин или раствор фестала расщепляет белки до аминокислот, потому что хлопья белка в пробирке под действием трипсина растворяются. Далее через ворсинки кишечника происходит всасывание переваренной пищи в кровь и в лимфу.

Превращение пищи в кишечнике.

Из путешествий Макса и Молли
... Вскоре среди складок желудка появилось небольшое отверстие, которое начало расширяться. Извивающиеся стенки желудка сжались одновременно. Близнецы еле удержались на плотике, так стремительно он проскочил в отверстие. Близнецы лежали, переведя дух, а плотик двигался все дальше под красными сводами круглого туннеля.

- Хорошо, что тут как будто ничего особенного не происходит, - примирительно сказала Молли.

- Почему же? Тут много чего происходит, - сказал Вольняшка, только не так эффективно, как в желудке. Тонкая кишка завершает процесс пищеварения, прежде чем передать питательные вещества в кровь.

- А где кровь? - Молли посмотрела вокруг, но увидела только мягкие красные своды, да реку растворенной пищи. В реку из стенки лился зеленый водопад.

- Но это же не кровь, - возразила Молли.

- Это еще один "пищеварительный сок", он-то и завершает весь процесс, - объяснил Вольняшка.

- Но почему водопад зеленый? - поинтересовался Макс...

Задание:

1. Что называли близнецы "зеленым водопадом", откуда он выливался и для чего?

2. Постарайтесь ответить на вопрос Макса: «Почему водопад зеленый?».

3. Что такое перистальтика, о которой говорил Вольняшка? И каково ее значение?

4. Какие вещества расщепляются в кишечнике?

5. Какие ферменты принимают участие в расщеплении веществ в кишечнике?

6. Какая химическая среда активизирует ферменты кишечнике?

В толстой кишке происходит всасывание воды до 4 литров в сутки, а так же глюкозы и некоторых лекарств. Этот процесс называется реабсорбция. На этом основано применение лекарственных клизм.

Возвращение к проблемному вопросу: Почему вес мыши уменьшился? Какую роль играет пищеварение в энергетическом обмене организма?

Вредное влияние алкоголя и никотина на пищеварение.

Изменения начинаются уже в полости рта, где алкоголь подавляет секрецию и повышает вязкость слюны. Зубы алкоголика разрушаются по многим причинам - это и угнетение иммунитета, и нарушение режима питания, и неряшливость. Из-за того, что угнетаются защитные механизмы, развивается алкогольный эзофагит (воспаление пищевода). Нарушается процесс глотания - пища начинает забрасываться из желудка в пищевод. Это связано с воздействием алкоголя на сфинктеры пищевода. Изжога, рвота - неизбежные спутники алкоголика. Вены пищевода при хроническом отравлении этанолом расширяются (это называется варикозное расширение вен пищевода), стенка их истончается и наступает момент, когда вены лопаются в момент рвоты и начинается сильное кровотечение. Только экстренная хирургическая операция спасает в этом случае больного. Но чаще смерть наступает раньше, чем больного доставляют к хирургу. При алкоголизме снижается секреция желудочного сока, претерпевает изменения защитный гель стенок желудка, развивается воспалительный процесс (гастрит). Итогом является атрофия клеток желудка, нарушение переваривания пищи, усвоения пищевых веществ, желудочные кровотечения, развиваются язвы желудка, рак желудка. Изменения в желудке обнаруживаются у 95% алкоголиков

Демонстрационный опыт 3 . В ходе опыта нам необходимо установить, какое влияние спирт оказывает на белки.

Берем 2 пробирки из штатива.

Вывод: под действием спирта белок сворачивается и очень плохо подвергается воздействию желудочного сока.

Из табачного дыма выделено 1200 различных химических веществ. Среди них есть производные почти всех классов органических соединений: предельные, непредельные углеводороды, спирты, эфиры, сернистые соединения, кислоты, фенолы, алкалоиды (среди них никотин), неорганические соединения мышьяка, меди, железа, свинца, марганца, никеля, полония (в том числе радиоактивного полония - 210), титана, цинка, радиоактивного калия, оксидов цинка и калия. Из них свыше 50 оказывают негативное воздействие на организм человека.

Демонстрационный опыт 4. Влияние никотина на ферменты слюны.

Заранее был приготовлен бинт длиной 10-12 см, смоченный в крахмальном клейстере, который затем высушили.

А. Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной и напишите на накрахмаленном бинте любую букву. Затем бинт подержите между ладонями, чтобы его согреть. Далее бинт опустите в блюдце с раствором йода. Видно, что весь бинт посинел, но хорошо видно написанную букву, так как она имеет более бледную окраску.

Б. Теперь ватку на спичке смачивает слюной курильщик. Напишите другую букву на 2 куске накрахмаленного бинта, согрейте его и опустите в раствор йода. Мы видим, что весь бинт равномерно посинел.

Учитель просит учащихся объяснить результаты опытов. После чего подводит итог: расщепление углеводов во рту у курильщиков блокируется.

Из путешествий Макса и Молли

Они продолжали плыть по тонкой кишке, которая петляла и извивалась - бесконечная река под бесконечными сводами. Молли все ждала, когда же покажется кровь, но вскоре почувствовала, что сквозь лист просачивается сырость.

Тонем! - вскрикнула она. - Лист весь в дырках!

И они отчаянно погребли к берегу.

Наверное, лист был покрыт оливковым маслом, которое предохраняло его в желудке. А сейчас желчь смыла масло. И лист начал перевариваться, - предположил Макс.

Близнецы выбрались на мягкий красный берег. Они проводили взглядом расползающийся плотик

Спасибо тебе, наш верный кораблик! Я буду вспоминать тебя всякий раз, когда мне придется есть салат...

Оставшись без своего плотика, близнецы заметили уступ. Они начали карабкаться к нему. Стенку тонкой кишки покрывал мохнатый, чуть липкий красный ворс. Они еле шли, потому что очень трудно было поднимать ноги. Их ступни погружались в липкий мягкий мех. Чем больше усилий они делали, чтобы высвободиться, тем глубже проваливались: по колено... по пояс... по грудь... по подбородок... по самые ошеломленные глаза. Красивый мех бесшумно сомкнулся над вытянутой вверх рукой Макса, и близнецы исчезли без следа.

Задание:

1.Предположите, каким был химический состав "плотика" близнецов, и почему он растворился в тонком кишечнике? (Вспомни "Свойства пищеварительных ферментов").

2.Какая роль печени и поджелудочной железы в расщеплении "плотика" - листочка, на котором плыли близнецы?

3. Что и где случилось с близнецами?

Сделать акцент на роли ферментов в превращении пищи.Историческая справка.

Ферменты

1941 г. король Дании Христиан Х вручал известному биохимику К.У. Линдестрём-Лангу высшую научную награду своей страны - медаль Эрстеда за исследование белков и ферментов. Король, вручая медаль, попросил ученого объяснить ему и всем присутствовавшим, что такое ферменты. И ученый рассказал ему такую историю.

Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных белых верблюдов. Он собрал своих сыновей и объявил свою последнюю волю: «Мой старший сын, опора семьи, должен получить после моей смерти 1/2 всех верблюдов. Среднему сыну я завещаю 1/3, всех верблюдов. Но мой младший сын, любимый, должен получить свою долю 1/9 часть стада». Сказав это, старый араб умер. Похоронив отца, три брата стали делить верблюдов. Но исполнить волю отца они не смогли: невозможно было разделить 17 верблюдов ни пополам, ни на три части, ни на девять частей.

Но тут через пустыню проходил дервиш (ученый). Бедный, как все ученые, он вел с собой черного облезлого верблюда, нагруженного книгами. Братья обратились к нему за помощью. И дервиш сказал: «Выполнить волю вашего отца очень просто. Я даю вам моего верблюда, а вы попробуйте разделить наследство». У братьев оказалось 18 верблюдов, и все разрешилось. Старший сын получил половину верблюдов - 9, средний - треть стада -6 и младший получил свою долю - 2 верблюда.

Но 9, 6, и 2 в сумме дает 17 и после дележа оказался лишний верблюд - старый облезлый верблюд ученого. И дервиш сказал: «Отдайте мне назад моего верблюда за то, что я помог разделить вам наследство, а то мне придется самому тащить книги через пустыню».

«Вот этот черный верблюд, - закончил Линдестрем -Ланг - и подобен ферменту. Он сделал невозможным такой процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений». (Неизменность фермента после реакции - свойство его как и любого катализатора).

1.Что такое ферменты? (Ферменты - биологически активные вещества белковой природы, выполняющие функцию биокатализаторов.)

2. Командам предлагается по очереди назвать свойства ферментов, какая команда больше назовет свойств, та и получит больше игровых баллов.

Свойства ферментов

(выводы для записи в тетрадь)

1.Ферменты - катализаторы и поэтому могут ускорять определенные процессы.

2.Ферменты действуют на определенные субстраты (вещества).

3.Ферменты способны действовать при определенных температурных условиях и в определенной среде: кислой, щелочной, нейтральной.

4.Ферменты - белки, при кипячении разрушаются и теряют свои ферментативные свойства.

Свойства пищеварительных ферментов

Ферменты слюны действуют на сложные углеводы, они превращают крахмал в глюкозу: крахмал нерастворим, он не может всасываться в кровь, а глюкоза может.

Ферменты ротовой полости действуют в слабощелочной или нейтральной среде, ферменты желудка - в кислой, кишечные ферменты - в слабощелочной среде.

Ферменты слюны действуют на крахмал, ферменты желудочного сока - на белки, ферменты кишечного сока - на белки, жиры, углеводы. Они расщепляют эти вещества до продуктов, способных всосаться в кровь или лимфу (слайд призентации).

Для чего мы едим? Какова роль пищи для организма? Особенности энергетического обмена веществ. Решение биологических задач.

Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона

Цель : научиться рассчитывать возможные энергозатраты при физических нагрузках.

Расчеты можно проводить после выполнения любой физической нагрузки. Формула позволяет установить энергозатраты, совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Использование для демонстрации датчика определение ЧСС лаборатории AFS. Приглашается учащийся, поределяется ЧСС до 20 приседаний и после них,данные подставить в формулу.

Формула расчета энергозатрат человека в 1 мин при любой физической нагрузке

Q =2,09(0,2xЧСС-11,3) кДж/мин

Пример . Допустим, вы 30 мин катались на лыжах, частота сердечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин:

Q =2,09 (0,2 x120 — 11,3) = 2,09 (24 — 11,3) = 26,5 кДж/мин.

Ответ : за 30 мин израсходовано 795 кДж.

ХОД РАБОТЫ

Рассчитайте энергозатраты человека, который плавал в бассейне в течение 15 мин, после чего частота сердечных сокращений достигла130 ударов в минуту.

Форма отчетности

На основании полученного результата сделайте вывод о зависимости количества затраченной энергии от частоты сердцебиения.

V. Этап закрепления новых знаний.

Закрепление изученного материала - акт чрезвычайно важный. На данном этапе необходимо не только припоминание, но и оперирование полученными знаниями, решение их на творческом уровне.

Поэтому целесообразно провести закрепление материала данного урока в ходе решения биологических задач.

2. Почему, если во рту нет слюны или пищи, глотать невозможно? В каком отделе пищеварительной системы вырабатывается пепсин, и на какие вещества, он действует?

3. В каком отделе пищеварительной системы, и в какой среде, действует трипсин? Докажите, что строение ротовой полости соответствует ее функциям.

4. Почему желудок объёмистый и без ворсинок, а тонкая кишка длинная и с ворсинками? На какие вещества расщепляются углеводы, и в каком отделе пищеварительной системы?

5.Почему молоко, введённое в вену человека, вызывает его гибель, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасным? Какая среда и в каком отделе пищеварительной системы необходима для действия мальтазы?

Пояснения.

При операции на желудке цель диеты - обеспечить физиологические потребности организма, исключив избыточные химические, механические, термические воздействия на желудок. Следовательно, пища должна быть преимущественно жидкой или кашицеобразной консистенции, продукты предварительно необходимо сварить и обработать на пару. При этом пища не должна быть горячей. Чтобы секреция желудочного сока в минимальной степени происходила в отсутствии в нем пищи, питаться следует 5-8 раз в день небольшими порциями, причем в одни и те же часы.

Цель диеты после операции на поджелудочной железе - исключить из рациона стимуляторы-раздражители этого органа, т. е. сдобы, жирное мясо, птицу, острые овощи. Должны быть ограничены углеводы. Целесообразно ограничить потребление жиров, но увеличить белков, в результате чего уменьшится рефлекторная возбудимость желчного пузыря. Пищу следует готовить на пару и перетирать.

Диета после операции на печени предполагает потребление значительного количества жиров и жирорастворимых питательных веществ. Целесообразно включить в рацион растительные масла. Простые сахара, поскольку они неблагоприятно влияют на желчевыделение, должны составлять небольшой процент общего числа потребляемых углеводов. Не следует употреблять холодные блюда (это приводит к сокращению желчных протоков), копчености, консервы.

VI. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаже его выполнения.

На этом этапе подводится итог урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.

Целесообразно дать дифференцированные задания, учитывая интересы учеников, склонности, желания. Подробно, но сжато проинструктировать выполнение домашнего задания.

Литература.

  1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. Учебное издание.- М.: Мир, 1997. - 368с., ил.
  2. Белов В. И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. Изд. - М.: Химия, 1993. - 400 с., ил.
  3. Валеология: Учебные программы/ Автор-сост. Н. М. Полетаева. - СПб.: Типография АО “ВНИИГим. Веденеева”.. - 1998. = 33 с.
  4. Домашний гигиенический справочник: Справ. Изд./ Авт. Сост. В. В. Семенова, В. В. Топорков. - СПб.:Химия, 1995. - 304 с., ил.
  5. Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. - СПб.: ГУПМ, - 1994. - 78 с.
  6. Лищук В. А., Мосткова Е. В. Девять ступеней к здоровью. - М.: Восточная Книжная Компания, 1997. - 320 с., ил.- (Серия: “Помоги себе сам”)

Приложения к уроку

Тест 1.

Вариант 1

1.Фермент желудочного сока - пепсин - расщепляет углеводы.

2. Основная масса воды всасывается в желудке.

3.Фермент кишечника - липаза - расщепляет жиры.

4. В ротовой полости происходит механическая обработка и химическое расщепление пищи.

5.Протоки печени открываются в двенадцатиперстную кишку.

Тест 1.

Вариант 2

(Выбрать номера правильных утверждений)

1.Ферменты слюны - амилаза, мальтаза - расщепляют жиры.

2.Конечным продуктом расщепления жиров являются углекислый газ, вода.

3.В тонком отделе кишечника в лимфатическую систему всасываются жирные кислоты и глицерин.

4.Ферменты - катализаторы и поэтому могут ускорять определенные процессы.

5. Ферменты слюны действуют на крахмал, ферменты желудочного сока - на белки, ферменты кишечного сока - на белки, жиры, углеводы.

Тест 2

1 вариант

(закончить по смыслу предложение)

1. Червеобразный отросток … (аппендикс)

2. Мышечный орган ротовой полости … (язык)

3. Фермент, расщепляющий белок в желудке … (пепсин)

4. Самое распространенное заболевание зубов … (кариес)

5. Механическая обработка пищи и химическое расщепление … (пищеварение)

Тест 2

2 вариант

1. Наиболее широкая часть пищеварительного канала, имеющая вид вогнутого мешка … (желудок)

2. В ротовой полости пища измельчается за счет … (зубов)

4. Секрет желез ротовой полости… (слюна)

5. Фермент, расщепляющий крахмал до глюкозы в ротовой полости…(амилаза)

Синквейн

Железистый, языкатый.

Открывается, закрывается, жует.

Расщепляет крахмал до глюкозы.

Пищеварение.

Объемный, слизистый.

Извергает, переваривает, выделяет

Расщепляющий белок до аминокислот.

Пищеварение.

КИШЕЧНИК.

Длинный, извитой.

Выделяет,всасывает, переваривает

Дружит с печенью и поджелудочной железой

Всасывание.

Д/З: расшифровать Д/З:

1. ь т и в а т с о с у м е х с - у к л а г р а п ш (составить шпаргалку-схему; на следующем уроке проведете конкурс на лучшую шпаргалку-схему по теме «Пищеварение»,

2.послание потомкам о правильном питании, записать в тетради свой дневной рацион.

3.Деньги потерял - ничего не потерял,

Время потерял - много потерял,

Здоровье потерял - все потерял.

"Урок завершен, успехов вам!"

Оценочный лист

Ф.И.______________________________________________________

Вид работы

Количество баллов

1.Проблемная задача

2.Ответы на вопросы

(Путешествия ….)

3.Демонстрационный опыт (обсуждение)

4.Лабораторная работа(вывод)

5.Решение задач

8.Синквейн

9.Активность на уроке

10.Работа у доски, помощь учителю на уроке

Всего баллов за урок

Оценка за урок ______________________________________________


№ пробирки Содержимое пробирки Температурные условия Цвет раствора после добавления йода, реактива Фелинга Содержание
сахара крахмала
1. Крахмальный клейстер + 1 мл натуральной слюны Водяная баня (38 ¾40 0 С)
2. Крахмальный клейстер + 1 мл прокипяченной слюны Водяная баня (38 ¾40 0 С)
3. Крахмальный клейстер + 1 мл слюны + 1 мл соляной кислоты Водяная баня (38 ¾40 0 С)
4. Крахмальный клейстер + 1 мл дистиллированной воды Водяная баня (38 ¾40 0 С)
5. Крахмальный клейстер холод
6. 1 мл слюны холод

Контрольные вопросы. Состав слюны? Каково ферментативное действие слюны? Какие оптимальные условия ферментативных реакций?

Работа 2. Реакция слюнных желез на некоторые раздражители.

Задача:изучить количество и консистенцию слюны на различные пищевые отвергаемые раздражители.

Пищеварение происходит под влиянием различных пищеварительных секретов. Каждый из них содержит набор биологических катализаторов – ферментов, которые действуют лишь на определенные органические соединения, расщепляя их до более простых.

Отделение слюны происходит постоянно. Только количество ее в период приема пищи или даже при упоминании о ней, значительно увеличивается.

Различно количество слюны и в зависимости от характера раздражителя, качества принимаемой пищи. Особую реакцию слюнных желез вызывают условно-рефлекторные раздражители.

При употреблении в пищу сухих продуктов или содержащих экстрактивные вещества (например, соль) выделяется более жидкая слюна. При употреблении сметаны, молока, сахара – слюна содержит больше муцина и поэтому приобретает характер вязкой, тягучей консистенции.

Вместе с пищевыми продуктами в полость рта может попасть большое количество соли, горчицы, а также неперевариваемые, отвергаемые вещества: песок, камешек и т.д., на которые организм реагирует повышенной саливацией (слюноотделением).

Объект и материально-техническое обеспечение эксперимента.Штатив с пробирками, секундомер, лимон, сахарная пудра, молоко, хлебные сухари, хорошо обработанные спиртом мелкие речные или морские камешки, поваренная соль.

Порядок выполнения работы.Перед началом работы определите вязкость слюны. После чего к разведенной водой слюне испытуемого добавьте несколько капель слабой уксусной кислоты, слюна теряет прежнюю вязкость, вследствие осаждения муцина (в виде белого слизистого осадка).

Испытуемому демонстрируют кусочек лимона, который ему предстоит съесть. Засекают время и определяют интенсивность саливации в течение 2-3 минут. Изучают вязкость выплюнутой слюны. После этого дайте испытуемому выпить стакан молока. Определите характер и интенсивность саливации.

Из отвергаемых веществ предлагают чистые речные камешки. Аналогичным способом определяют консистенцию и количество выделяемой слюны.

Оформление протокола.Охарактеризуйте саливацию на различные пищевые и отвергаемые раздражители. Сделайте анализ полученных результатов. Выводы запишите в тетрадь.

Контрольные вопросы.Какова вязкость и прозрачность слюны? Каков механизм условно-рефлекторной регуляции слюноотделения?

Работа 3. Определение саливации у человека.

Задача: определить объем саливации.

Саливация – секреторная деятельность слюнных желез. Ее обеспечивают парные железы (околоушные, подчелюстные, подъязычные), а также мелкие железы ротовой полости (губные, щечные, небные, язычные и десенные). Саливация играет важную роль в обеспечении переработки и всасывания пищевых веществ, поддержании гомеостаза, осуществлении выделительной, эндокринной и защитной функций. Мелкие слюнные железа секретируют постоянно, увлажняя слизистую оболочку ротовой полости. Крупные слюнные железы усиливают саливацию при действии условных пищевых раздражителей и под влиянием безусловных раздражителей рецепторов ротовой полости. У человека саливация способствует осуществлению речевой функции.

Объект и материально-техническое обеспечение эксперимента.Марлевые салфетка, пинцет, бюксы, лимон, клюква, сахар.

Порядок выполнения работы. Взвешиваем четыре марлевые салфетки (5х5 см, сложенные вчетверо) и помещаем в бюксы.

1. Оценка основного слюноотделения.

Кладем пинцетом на спинку языка марлевую салфетку и закрываем ром. Через 2 мин салфетку переносим в бюкс.

2. Влияние задержки дыхания.

Кладем на спинку языка на 2 мин новую марлевую салфетку и задерживаем на максимально долгий срок дыхание.

3. Значение второй сигнальной системы.

В течение 2 мин, когда новые марлевые салфетки будут находиться на спинке языка испытуемых, с увлечением рассказываем о свойствах пищевых продуктов, вызывающих обильное слюноотделение (например, о лимоне).

4. Действие первой сигнальной системы.

Помещаем на спинку языка марлевую салфетку на 2 мин. В это время берем на блюдечке клюкву, разминаем ее ложкой и посыпаем сахаром. Закончив собирание четырех порций слюны, взвешиваем салфетки и вычисляем прирост их массы.

Оформление протокола.

Составляем таблицу в соответствии с приведенным примером.

Сделайте выводы.

Контрольные вопросы.Как влияет задержка дыхания на саливацию у человека? Почему наблюдается обильное слюноотделение при рассказе о лимоне? Как первая сигнальная система на саливацию?

Работа 4. Изучение ферментных свойств желудочного сока. Расщепление фибрина.

Задача: пронаблюдать расщепление белка фибрина ферментами желудочного сока.

В желудочном соке наряду с другими содержится протеолитический фермент – пепсин, который расщепляет белки до альбумоз и пентонов. Пепсин выделяется железами желудка в неактивной форме в виде пепсиногена и в присутствии соляной кислоты активизируется, превращается в пепсин. С возрастом активность его постепенно снижается.

Объект и материально-техническое обеспечение эксперимента. Штатив с пробирками, стеклограф, пепсин или натуральный желудочный сок, фибрин, 0,5% раствор соляной кислоты, карбонат кальция или 0,5% раствор бикарбоната натрия, водяная баня, термометр, спиртовка, лакмусовая бумага, дистиллированная вода.

При работе с натуральным желудочным соком часть сока нейтрализуйте прибавлением карбоната кальция или 0,5% раствора соды. Создайте слабощелочную реакцию, ее показателем будет синеватое окрашивание красной лакмусовой бумаги.

При работе с пепсином приготовьте нейтральный и кислый растворы, для чего часть пепсина растворите в воде (из расчета 3-4 г на 1 л воды), а часть – в 0,5% растворе соляной кислоты.

Порядок выполнения работы.

Приготовьте 4 пронумерованные пробирки и налейте в них: в пробирку №1 – 2-3 мл кислого желудочного сока (или пепсина), в пробирку №2 – 2-3 мл тщательно прокипяченного желудочного сока, в пробирку №3 – 2-3 мл нейтрального желудочного сока (или раствора пепсина в воде), в пробирку №4 – 2-3 мл 0,5% раствора соляной кислоты.

Проверьте с помощью лакмусовой бумаги реакцию среды в каждой пробирке. Положите в каждую пробирку по небольшому одинаковому кусочку фибрина (0,2-0,3г). поставьте пробирки на 20 мин в водяную баню при температуре 38-40ºC.

Наблюдайте за ходом опыта, отмечая, что происходит с фибрином в каждой пробирке. Отметьте, что фибрин полностью исчез в пробирке №1, так как произошло его расщепление на растворимые соединения – альбумозы и пентоны. В пробирке №2 и №4 фибрин лишь набухает под влиянием соляной кислоты. В пробирке №2 фермент разрушен кипячением, а в пробирке №4 его нет. В пробирке №3 фибрин совсем не изменился, так как кислота нейтрализована, а в нейтральной среде пепсин не действует.

Оформление протокола.

Результаты опыта внесите в таблицу (табл.) и проанализируйте их. Отметьте, в какой пробирке фибрин полностью растворился, где он только набух, а где остался без изменений.

Результаты опыта по изучению ферментативных свойств желудочногосока

Контрольные вопросы. Уточните, почему в первой пробирке не стало фибрина? Почему набухает белок под влиянием соляной кислоты в пробирках №2 и №4? Почему пепсин неактивен в нейтральной среде? Какой момент опыта убеждает Вас в том, что переваривание белка желудочным соком – процесс ферментативный?

Работа 5. Влияние желудочного сока на белки молока.

Задача: провести качественную реакцию на определение химозина в желудочном соке.

В желудочном соке содержится фермент химозин (или сычужный фермент), створаживающий белки молока. Особенно много его у детей грудного возраста. С годами количество химозина уменьшается.

Действие данного фермента на белки молока легко обнаружить в эксперименте: он действует и в кислой, и в нейтральной среде.

Объект и материально-техническое обеспечение эксперимента.

Штатив с тремя пробирками, спиртовка, водяная баня, термометр, натуральный желудочный сок, карбонат кальция, 0,5% раствор бикарбоната натрия, молоко, красная лакмусовая бумага, стеклограф.

Порядок выполнения работы.

5 мл желудочного сока доведите до щелочной или слабо нейтральной реакции добавлением карбоната кальция или раствора бикарбоната натрия. Полученный раствор отфильтруйте.

Приготовьте 3 пронумерованные пробирки. Налейте в них: в пробирку №1 – 0,5 мл натурального желудочного сока, в пробирки №2 и №3 – по 0,5 мл желудочного сока, обработанного карбонатом кальция (нейтрального). Содержимое пробирки №3 тщательно прокипятите.

Добавьте во все пробирки по 5 мл молока и поставьте их в водяную баню при температуре 38-40°C. Наблюдайте за ходом опыта.

Створаживание молока быстро происходит в пробирке №1, где химозин действует в кислой среде, а не в пробирке №2, где он находится в нейтральной среде. В пробирке №3, где фермент разрушен кипячением, створаживание отсутствует.

Оформление протокола. Результаты опыта зафиксируйте в таблице (табл.) и объясните их.

Результаты опыта по изучению условий переваривания белков молока ферментами желудочного сока

Сравните условия, при которых сохраняется ферментативная активность пепсина и химозина?

Контрольные вопросы. Объясните механизм действия химозина в кислой и нейтральной среде? Как влияет кипячение желудочного сока на створаживание молока?

марли(бинт),крахмал,спички,вата,чашка блюдца с йодной водой и стакан с чистой водой.

1)Накрахмальте куски марли или бинта накануне опыта:

Разведите раствор крахмала в следущей пропорции: половину чайной ложки на стакан воды

Доведите до кипения

Опустите куски марли или бинта в крахмальный раствор

Высушите.

2) Возьмите кусок накрахмаленной марли или бинта

3)Возьмите кусок ваты и намотайте его на спичку

4)Смочите вату слюной и напишите на куске марли букву К

5)Опустите марлю в йодную воду.Достаньте и отожмите.Опишите наблюдаемое.____________________________________________

6)Возьмите другую спичку,намотайте на неё вату и смочите водой.

7)Напишите ту же букву на другом куске марли или бинта

8)Опустите марлю в йодную воду.Достаньте и отожмите.Опишите наблюдаемое___________________________________

9)Результаты занесите в таблицу.

СВОЙСТВА ФЕРМЕНТОВ СЛЮНЫ

Условия опыта Результаты опыта Выводы

Крахмал+слюна(опыт)

____________________

Крахмал+вода(контроль)

_____________________

О функциях слюны в пищеварительной системе человека. _______________________________________________

Цель: Изучить воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Оборудование: накрахмаленный бинт, раствор йода

Ход работы

Крахмал плюс слюна(температура тела, слабощелочная среда): Результат йодно-крахмаленой реакции: Белое пятно на синем фоне Вывод: Ферменты слюны расщепляют крахмал

Крахмал плюс вода(температура тела): Результат йодно-крахмаленой реакции- Вся марля имеет синее окрашивание. Вывод: Вода не расщепляет крахмал

Крахмал плюс слюна(0 С): Результат йодно-крахмаленой реакции- Вся марля имеет синее окрашивание. Вывод: Ферменты слюны активны при температуре тела. При охлаждении их активность теряется.

Общий вывод: На крахмале имеется качественная реакция йодом. Ферменты слюны рассщепляют крахмал до глюкозы при температуре тела в слабощелочной среде.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

На какие царства ученые делят живую Природу? Что общего в строении всех живых организмов? Чем растения отличаються от животных? Как питаються растения?

Перечислите основыне признаки живого? Что такое обменя веществ? В чем сущность питания? Что такое раздражимость? Почему движения животных отличаються от движения растений? Какова роль выделения в жизни организмов?

Читайте также

Опыт: Расщепление веществ в ротовой полости Цель: Доказать что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.

Что потребуется: Куски марли(бинт),крахмал,спички,вата,чашка блюдца с йодной водой и стакан с чистой водой.

1)Накрахмальте куски марли или бинта накануне опыта:

-Разведите раствор крахмала в следущей пропорции: половину чайной ложки на стакан воды

-Доведите до кипения

-Опустите куски марли или бинта в крахмальный раствор

-Высушите.

2) Возьмите кусок накрахмаленной марли или бинта

3)Возьмите кусок ваты и намотайте его на спичку

4)Смочите вату слюной и напишите на куске марли букву К

5)Опустите марлю в йодную воду.Достаньте и отожмите.Опишите наблюдаемое.____________________________________________

6)Возьмите другую спичку,намотайте на неё вату и смочите водой.

7)Напишите ту же букву на другом куске марли или бинта

8)Опустите марлю в йодную воду.Достаньте и отожмите.Опишите наблюдаемое___________________________________

9)Результаты занесите в таблицу.

СВОЙСТВА ФЕРМЕНТОВ СЛЮНЫ

Условия опыта Результаты опыта Выводы

Крахмал+слюна(опыт)

____________________

Крахмал+вода(контроль)

_____________________

Выводы:

О функциях слюны в пищеварительной системе человека._______________________________________________

Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость:

1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды
2) поступление сахаров в ткани
3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь
4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости
5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке

Помогите с тестом пожалуйста 8 класс "Пищеварение" 1. Отдел пищеварительной системы, где начинается расщепление углеводов. а) Ротовая полость; б) пищево

д; в) желудок; г) двенадцатиперстная кишка. 2. Желчный проток открывается в: а) толстую кишку; б) пищевод; в) желудок; г) двенадцатиперстную кишку. 3. Поджелудочная железа продуцирует следующие ферменты: а) протеазы (воздействуют на белки); б) липазы (воздействуют на жиры); в) амилазы (воздействуют на углеводы); г) все верно. 4. Наиболее активное переваривание жиров происходит в: а) ротовой полости; б) желудке; в) тонкой кишке; г) толстой кишке. 6. Установите соответствия между названиями органов и процессами, происходящими в них. Названия: А) Тонкий кишечник Б) Ротовая полость Процессы: 1 Механическая переработка пищи 2 Полное расщепление углеводов 3 Частичное расщепление углеводов 4 Белки расщепляются на фрагменты 5 Расщепление белков до аминокислот 6 Всасывание воды 7 Передвижение пищевого кома 8 Всасывание

1)В ротовой полости начинается расщепление:

Выберите один ответ:
a. минеральных солей
b. белков
c. крахмала
d. воды

2)Протоки печени открываются в:
Выберите один ответ:
a. желудок
b. двенадцатиперстную кишку
c. пищевод
d. тонкую кишку

3)Протоки поджелудочной железы открываются в:
Выберите один ответ:
a. тонкую кишку
b. пищевод
c. двенадцатиперстную кишку
d. желудок

4)Желчь вырабатывается:
Выберите один ответ:
a. железами желудка
b. печенью
c. поджелудочной железой
d. железами кишечника

5)Всасывание питательных веществ происходит в основном в:
Выберите один ответ:
a. желудке
b. печени
c. пищеводе
d. тонком кишечнике

6)Желчь:
Выберите один ответ:
a. расщепляет белки
b. расщепляет жиры
c. расщепляет углеводы
d. облегчает переваривание жиров

7)Ферменты поджелудочной железы расщепляют:
Выберите один ответ:
a. только белки
b. белки, жиры, крахмал
c. только жиры
d. только крахмал

8)Значение дыхания

a. выделение продуктов обмена
b. газообмен
c. движение
d. окисление органических веществ

9)Процесс звукообразования в гортани происходит благодаря:
Выберите один или несколько ответов:
a. голосовой щели
b. щитовидному хрящу
c. надгортаннику
d. голосовым связкам

10)Функциональные структуры легких:
Выберите один или несколько ответов:
a. ветвящиеся бронхи
b. плевра, покрывающая легкие
c. альвеолы, оплетенные капиллярами
d. капилляры легких

11)Дыхательный центр находится в
Выберите один ответ:
a. продолговатом мозге
b. коре головного мозга
c. спинном мозге
d. мозжечке

12)Ткань состоит из
Выберите один ответ:
a.органов и полостей
b.органов и межклеточного вещества
c. клеток и межклеточного вещества
d.органоидов и мембран

13)К выделительной системе органов относят:
Выберите один ответ:
a. слюнные железы
b. кожу
c. почки
d. легкие

14)Структурной и функциональной единицей выделительной системы считают:
Выберите один ответ:
a. дерму
b. альвеолы
c. нейрон
d. нефрон

Выберите правильный ответ:

1
К пищеварительной системе относят:
А) Пищеварительную трубку и печень
Б) печень и селезенку
В) селезенкуи и поджелудочную железу
Г) поджелудочную железу и гортань
Д) все верно
2
Энергию для осуществления жизненных процессов, человек получает из пищи.Ее источником служат вещества:
А) Неорганические
Б)Органические
В)органические и неорганические
3
Для человека типично пищеварение:
А) Внутриклеточное и внутриполостное
Б)внутриполостное и пристенное (мембранное)
В)внеклеточное внешнее и внутриклеточное
Г)пристенное
Д)внутриклеточное
4
Отдел пищеварительной системы, где начинается расщепление углеводов:
А) Ротовая полость
Б)Пищевод
В)Желудок
Г)двенадцатиперстная кишка
Д)тощая кишка
5
Переваривание белков в желудке возможно, если пищеварительный сок имеет среду:
А)Щелочную и содержит амилазу
Б)кислую и содержит липазу
В)кислую и содержит амилазу и липазу
Г)кислую и содержит пепсин
6
Жёлчный проток открывается в:
А)пищевод
Б)желудок
В)двенадцатиперстную кишку
7
Некоторые микроорганизмы толстой кишки продуцируют:
А)витамины и аминокислоты
Б)аминокислоты и сахарозу
В)Сахарозу и глицерин
8
Поджелудочная железа продуцирует ферменты:
А)Протеазы (воздействуют на белки)
Б)Липазы (воздействуют на жиры)
В)амилазы (воздействуют на сахара)
Г)Все верно
10
Аппендицит -заболевание кишечника на уровне:
А)двенадцатиперстной кишки
Б)тощей кишки
В)толстой кишки
Г)прямой кишки близ заднего прохода
11
Поступление жёлчи в двенадцатиперстную кишку - процесс периодический. Сильными возбудителями жёлчевыделения являются:
А)Желток яйца, мясо, жиры
Б)Молоко, мясо, хлеб
В)Мясо. хлеб, жиры
Г)Хлеб, картофель, молоко
Д)Жиры, картофель, желток яйца, хлеб
12
Водорастворимые витамины -это
А) В, С
Б) А, В, Е
В) А, Е, К
Г) Е, К, В

Вы находитесь на странице вопроса "Опыт: Расщепление веществ в ротовой полости Цель: Доказать что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Что потребуется: Куски ", категории "биология ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "биология ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

В слюне человека и некоторых животных (свиньи, птицы) содержатся два фермента, расщепляющие углеводы, - слюнная амилаза и мальтаза. Амилаза расщепляет крахмал до дисахарида мальтозы; мальтаза, действуя на мальтозу, расщепляет ее до глюкозы.

В слюне жвачных амилолитические ферменты отсутствуют, в слюне лошади и собаки встречаются в виде следов.

Цель работы. 1) доказать наличие амилолитических ферментов в слюне; 2) исследовать условия необходимые для переваривания пищи в ротовой полости.

Объект исследования, материал и оборудование . Слюна животных и человека, пробирки, пипетки мерные, термостат, раствор Люголя или раствор йода, 10%-ный раствор NaOΗ, 1%-ный раствор CuSO 4, 1%-ный крахмальный клейстер, сырой крахмал, 1%-ный раствор ΗCІ.

Ход работы . Пронумеровать 5 пробирок и подготовить их следующим образом (см. Таблицу 2):

Таблица 2 – Ферментативные свойства слюны

Все пробирки извлечь одновременно из термостата и холодильника, разделить содержимое каждой пробирки на две части. С одной частью содержимого проделать пробу на крахмал с раствором Люголя или со слабым раствором йода, который добавляют по 2-3 капли в каждую пробирку. Появление синего цвета указывает на наличие крахмала в содержимом пробирки.

Пробу на сахар ставят по Троммеру. Наличие бурого окрашивания свидетельствует о присутствии сахара

Проба Троммера : к содержимому пробирки прилить половину объема 10 %-ного раствора NaOΗ, потом по каплям внести 1%-ный раствор CuSO 4 до ясно-синего окрашивания жидкости. Содержимое пробирки нагреть до кипения. При наличии сахара (глюкозы) сначала образуется желтый осадок гидрата закиси меди, который при дальнейшем нагревании переходит в красный осадок окиси меди.

Слюна жвачных не содержит ферментов, у лошадей и свиней отмечают следы амилазы. В слюне свиней и человека имеется значительное количество ферментов, расщепляющих углеводы. К ним относят амилазу (птиалин), расщепляющую крахмал (полисахарид) до мальтозы (дисахарид), на которую затем действует фермент мальтаза и расщепляет ее до глюкозы. Ферменты, как вещества белковой природы, при кипячении разрушаются и не оказывают действия при низких температурах.

Контрольные вопросы.

1. Какие пищеварительные ферменты содержатся в слюне?

2. Каков состав слюны у сельскохозяйственных животных?

3. Какие условия требуются для переваривания пищи в ротовой полости?

Окончание. См. № 20/2005

Урок по теме: «Пищеварение в ротовой полости»

Наряду с мелкими слюнными железами, находящимися в стенках ротовой полости и не имеющими специальных протоков, имеются три пары крупных слюнных желез, протоки которых открываются в ротовую полость.

Демонстрационно-практическая работа «Определение положения слюнных желез»

Оборудование: зеркало.

Цель работы: выяснить расположение слюнных желез.

ХОД РАБОТЫ

1. Определение положения околоушных слюнных желез. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. При этом вы почувствуете, как во рту увеличивается количество слюны.

2. Определение положения подчелюстных слюнных желез. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.

3. Подъязычная железа. Эта железа лежит глубоко, и ее прощупать не удается. Зато легко обнаруживается устье протока этой железы: у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык кверху, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.

1-й ученик. Чтобы изучить особенности пищеварения в ротовой полости, необходимо получить чистую слюну. С этой целью ученые проводили опыты на собаках. Под наркозом у собаки вырезали кусочек слизистой оболочки рта вместе с отверстием протока слюнной железы, стараясь не повредить сам проток. Такой кусочек слизистой оболочки через прокол в щеке выводили наружу и пришивали к коже так, чтобы чистая слюна через отверстие изливалась наружу. Теперь ее можно было собрать в пробирку, измерить количество, исследовать свойства. Собака после операции быстро поправлялась.


1 – околоушный проток; 2 – добавочная околоушная железа;
3 – околоушная железа; 4 – подчелюстная железа

Для изучения работы слюнных желез у человека используют специальную металлическую капсулу-присоску – она присасывается к слизистой оболочке рта так, что слюна поступает теперь не в рот, а в капсулу. Через резиновые трубочки слюна из капсулы выводится наружу, где ее собирают в пробирку и затем исследуют.

2-й ученик. В этой пробирке находится слюна. Что она собой представляет?
Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Важным физиологическим фактором служит скорость ее секреции, которая колеблется от 1,0 до 200 мл/ч (при пережевывании пищи). Слюна человека представляет собой вязкую, бесцветную, прозрачную, но слегка мутную (благодаря присутствию клеточных элементов) жидкость. Она содержит различные органические и неорганические вещества и имеет слабощелочную реакцию (схема 1).

Схема 1

Муцины – сложные белки, содержащие полисахариды, придают слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание. Лизоцим убивает микробы. Фермент a-амилаза расщепляет молекулы крахмала и гликогена до мальтозы и сахарозы. Мальтаза расщепляет мальтозу и сахарозу до моносахаридов. В слюне в незначительном количестве содержатся и другие ферменты – протеазы, пептидазы, липазы, щелочная и кислая фосфатазы, РНКазы и др.

Учитель. Проведем простые опыты для выяснения того, на что действуют ферменты слюны.

Опыт «Действие слюны на крахмал»

Цель: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Известно, что крахмал при реакции с йодом дает интенсивное синее окрашивание. Под действием ферментов слюны крахмал разрушается. Если крахмала разрушается весь, то при добавлении йода окрашивания не происходит.

Оборудование для опыта в домашних условиях: нагревательный прибор, небольшая кастрюля, бинт, картофельный крахмал, чайная ложка.

Оборудование для опыта в классе: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, вата, спички, блюдце, аптечный йод (5%-ный спиртовой раствор), вода.

Подготовка к опыту (дома)

1. Налейте в кастрюлю стакан холодной воды и добавьте туда половину чайной ложки крахмала. На небольшом огне доведите жидкость до кипения, постоянно помешивая. После того как раствор закипит, продолжайте кипятить его еще 3–5 мин, постоянно помешивая, до образования однородной клейкой жидкости – клейстера.

2. Смочите в крахмальном клейстере бинт, расправьте его и дайте ему просохнуть. Нарежьте бинт на куски длиной 10 см.

ХОД РАБОТЫ

Приготовьте йодную воду: в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода, чтобы получилась жидкость цвета крепко заваренного чая.

Вату, намотанную на палочку, смочите слюной или водой (1-я группа – слюна некурящего человека; 2-я группа – слюна курящего человека; 3-я группа – вода) и напишите ею букву на накрахмаленном бинте. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите некоторое время, чтобы он нагрелся (1–2 мин). Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.

Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, т.к. крахмал в них расщепился до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. Если опыт проведен правильно, на синем фоне получится белая буква.

Полученные результаты запишите в тетрадь и объясните их.

Накрахмаленный бинт + слюна некурящего человека = ...

Накрахмаленный бинт + слюна курящего человека = ...

Накрахмаленный бинт + вода = ...

Вопросы группам

1. Что было субстратом, а что – ферментом, когда вы писали букву на бинте?

2. Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении этого опыта?

3. Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?

Каждая группа делает выводы по своей работе.

Общий вывод по итогам работы

Крахмал синеет под действием йода. На участке бинта, обработанном слюной, окрашивания не произошло. Значит, под действием слюны произошло расщепление крахмала. Ферменты слюны – a-амилаза и мальтаза – в слабощелочной среде при температуре тела расщепляют крахмал до мальтозы и глюкозы. Точнее, амилаза расщепляет крахмал, декстрин и гликоген до мальтозы и глюкозы, а мальтаза расщепляет мальтозу до глюкозы. Опыт со слюной курящего человека показал, что никотин снижает активность ферментов. (Учащиеся перерисовывают схему 2 с доски в тетрадь. )

3-й ученик. Слюна выделяется, когда в рот попадает пища, а также когда мы голодны и видим еду или думаем о ней. Количество выделяющейся слюны зависит от того, какие вещества попадают в ротовую полость.
Слюна, выделяемая подъязычной и подчелюстными железами, мутная, вязкая, содержит ферменты, слизь. Слюна околоушных желез прозрачная, невязкая, бедная ферментами, в ней нет слизи. Из околоушной железы выделяется в 2 раза меньше слюны, чем из других желез. Всего же у человека за сутки выделяется 1,2–2 л слюны.
Основная функция слюны – смачивание пищи для облегчения жевания и прохождения ее через пищеварительный тракт, поэтому сухие продукты и вещества вызывают выделение большего количества слюны.

Схема 3. Дуга слюноотделительного рефлекса (А) и схема рефлекторной дуги (Б)

4-й ученик. Что и как контролирует отделение слюны? (Демонстрирует схему 3 на ватмане .) Один человека берет в рот кончик ручки, а другой – конфету, и у обоих выделяется слюна. Какой это рефлекс? (Безусловный .)
А вот другой пример. Я сейчас вам расскажу, как хорошо пахнет жареная картошка. У всех во рту сразу скопится слюна. Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или при мыслях о еде. Если человеку незнакома какая-то пища, выделения слюны при ее описании не будет. При виде одной и той же пищи у одних людей слюна может выделяться, а у других – нет.

Итак, слюна выделяется рефлекторно. В ротовой полости происходит механическая и химическая обработка пищи.
А как вы думаете, почему ранки в полости рта быстро заживают? (Слюна содержит лизоцим, убивающий бактерии .)

Учитель. «Вот-те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть», – говорил Иван Петрович Павлов при каждом удачном опыте. За цикл работ по физиологии пищеварения И.П. Павлову в 1904 г. была присуждена Нобелевская премия.

Осмысление (первичное закрепление материала)

    Что обозначено на схеме 3 цифрами 1–5? (1 – рецепторы языка; 2 – чувствительный нейрон; 3 – центр слюноотделения, продолговатый мозг; 4 – двигательный нейрон; 5 – слюнная железа ).

    Будет ли происходить слюноотделение, если перерезать нервы, отходящие от языка и слизистой рта? (Слюноотделение будет происходить, т.к. его обеспечит возбуждение зрительных, слуховых, обонятельных рецепторов .)

    Будет ли происходить слюноотделение, если перерезаны нервы, иннервирующие слюнную железу? (Нет, т.к. возбуждение не дойдет до слюнной железы .)

Отчет команды «Анатомы»

1-й ученик. Большое значение в нормализации работы пищеварительной системы имеют вкусовые ощущения, которые мы получаем от пищи, попадающей в ротовую полость.
В стенках гортани, надгортанника, глотки, мягкого неба, но главным образом на поверхности языка, находятся особые клетки – вкусовые рецепторы. Они собраны группами в образования, называемые вкусовыми сосочками. У человека на языке их насчитывается более 3 тыс. Размер каждой рецепторной клетки, входящей в сосочек, не превышает 10 мкм, но это настоящая химическая лаборатория. У каждой такой клетки есть участок, предназначенный для контакта с пищевыми веществами. Рецептор связан с двумя видами нервных волокон. По одним сигнал идет в головной мозг, а по другим – из головного мозга.

Язык (lingua ) человека и других млекопитающих образован поперечно-полосатой мышечной тканью, покрытой слизистой оболочкой. Язык выполняет множество разнообразных функций: жевание, глотание, артикуляция речи, восприятие вкуса. Чрезвычайно важна роль языка при сосании молока матери детенышами млекопитающих (включая человека), поэтому язык новорожденного и грудного ребенка относительно большой, толстый и широкий.
Язык имеет удлиненную овальную форму. По бокам он ограничен краями, которые кпереди переходят в верхушку, а кзади – в корень; между верхушкой и корнем расположено тело языка. Верхняя поверхность языка – спинка – выпуклая и значительно длиннее, чем нижняя.


1 – грибовидные сосочки; 2 – листовидные сосочки;
3 – желобовидные сосочки; 4 – пограничная борозда;
5 – слепое отверстие языка; 6 – язычная миндалина

Слизистая оболочка языка покрыта неороговевающим многослойным (плоским) эпителием. Слизистая оболочка спинки и краев языка лишена подслизистой основы и непосредственно сращена с мышцами. Передний отдел спинки языка усеян множеством покрытых эпителием сосочков, являющихся выростами пластинки слизистой оболочки. У человека имеются четыре вида сосочков: нитевидные, грибовидные, желобоватые (окруженные валом) и листовидные. Больше всего на спинке языка нитевидных сосочков – высоких, узких выростов, длиной примерно 0,3 мм. Покрывающий их многослойный плоский эпителий частично ороговевает. Нитевидные сосочки имеют специализированные нервные окончания, которые воспринимают механические раздражения.

Грибовидных сосочков меньше и расположены они на верхней поверхности языка неравномерно: их несколько больше на кончике и по краям языка. Эти сосочки закругленные, длиной 0,7–1,8 мм и диаметром 0,4–1 мм, основание их сужено, поэтому формой они напоминают гриб. Покрывающий их эпителий ороговевает.


1 – грибовидный; 2 – листовидный; 3 – нитевидный; 4 – желобоватый

Сосочки, окруженные валом, или желобоватые, имеют диаметр 2–3 мм и расположены в виде римской цифры V на границе между спинкой и корнем языка. Их немного, обычно 7–12. По форме желобоватый сосочек напоминает грибовидный, однако верхняя поверхность его уплощена, а вокруг сосочка имеется узкий глубокий желобок, в который открываются протоки желез. Желобок снаружи обнесен валиком слизистой оболочки. На поверхности грибовидных и боковых поверхностях желобоватых сосочков в толще эпителия располагаются вкусовые почки – группы специализированных рецепторных вкусовых клеток. Небольшое количество вкусовых почек расположено на листовидных сосочках и в области мягкого неба.
Листовидные сосочки длиной 2–5 мм лежат по краям языка в виде поперечно-вертикальных складок или листиков. Их количество с каждой стороны варьирует от 4 до 8. У новорожденных и грудных детей листовидные сосочки хорошо развиты и имеют много вкусовых почек.
На слизистой оболочке корня языка сосочков нет, ее поверхность неровная из-за скопления в ее собственной пластинке лимфоидной ткани, образующей язычную миндалину.
Мышцы языка делятся на две группы:

– наружные, начинающиеся на костях и оканчивающиеся в языке, которые осуществляют движения языка и сохраняют его тонус;
– собственные мышцы языка, не связанные с костями, которые изменяют форму языка.


1 – шилоязычная мышца; 2 – подъязычно-язычная мышца;
3 – хрящеязычная мышца; 4 – подбородочно-язычная мышца

Собственные мышцы языка состоят из пучков продольных, поперечных и вертикальных волокон, переплетающихся между собой и с наружными мышцами. Все мышцы языка иннервируются волокнами XII пары черепных нервов.

2-й ученик .

(pharynx ) представляет собой воронкообразный канал длиной 11–12 см, обращенный кверху своим широким концом и сплющенный в передне-заднем направлении. Верхняя стенка глотки сращена с основанием черепа. На уровне границы между VI и VII шейными позвонками глотка, суживаясь, переходит в пищевод. У взрослого человека глотка вдвое длиннее ротовой полости, у новорожденного приблизительно равна ей. Функции глотки не ограничиваются продвижением пищи изо рта в пищевод. В глотке человека и других наземных позвоночных животных перекрещиваются дыхательный и пищеварительный пути.

Полость глотки делится на три части: верхнюю – носовую, среднюю – ротовую и нижнюю – гортанную. Спереди носовая часть глотки (носоглотка) сообщается с полостью носа через хоаны, ротовая часть глотки с полостью рта сообщается через зев, а внизу гортанная часть через вход в гортань – с гортанью. Задняя стенка глотки отделена от передней поверхности позвоночника прослойкой из рыхлой соединительной ткани, благодаря чему глотка подвижна. На уровне хоан на боковых стенках носоглотки с обеих сторон расположены глоточные отверстия слуховых (евстахиевых) труб, которые соединяют глотку с каждой стороны с полостью среднего уха и способствуют сохранению в ней атмосферного давления. Вблизи глоточного отверстия слуховой трубы (между ним и небной занавеской) расположено парное скопление лимфоидной ткани, трубные миндалины.


1 – свод глотки; 2 – глоточная миндалина;
3 – носовая часть глотки; 4 – мягкое нёбо;
5 – небный язычок; 6 – зев

На границе между верхней и задней стенками глотки располагается непарная глоточная миндалина, которая вместе с трубными, небными и язычной миндалинами образует глоточное лимфоидное кольцо Пирогова–Вальдейера, играющее важную роль в функциях иммунной системы.

Стенка глотки состоит из трех слоев слизистой оболочки, выстланной однослойным многорядным реснитчатым эпителием (носовая часть) и неороговевающим многослойным (плоским) эпителием (остальные отделы). Вместо подслизистой основы имеется фиброзная оболочка, которая сращена со слизистой оболочкой, а наверху прикрепляется к основанию черепа.

К фиброзной оболочке снаружи прилежат поперечно-полосатые мышцы глотки, которые располагаются в двух направлениях – продольном (подниматели глотки) и поперечном (сжиматели-констрикторы). Последний, циркулярный, слой более мощный и состоит из трех мышц: верхнего, среднего и нижнего констрикторов, которые покрывают друг друга черепицеобразно, причем верхний лежит глубже других. При глотании продольные мышцы поднимают глотку, а циркулярные сокращаются последовательно сверху вниз, тем самым продвигая пищу в направлении к пищеводу. В акте глотания участвуют также небная занавеска и мышцы языка. При глотании мягкое небо отделяет носоглотку, гортань поднимается, надгортанник опускается и прикрывает вход в гортань, корень языка проталкивает пищевой комок в глотку, а дальше пища поступает в пищевод.

3-й ученик .

Пищевод (oesophagus ) человека – цилиндрическая трубка длиной 22–30 см. В спокойном состоянии имеет щелевидный просвет. Начинается на уровне границы между VI и VII шейными позвонками и оканчивается на уровне XI грудного позвонка впадением в желудок. У новорожденного начало пищевода находится на уровне III–IV, а у стариков смещается до VII шейного – I грудного позвонков.

Различают три части пищевода: шейную, грудную и брюшную. Шейная часть пищевода прилежит к позвоночнику. Грудная часть постепенно отходит от него вперед и влево, т.к. желудок расположен в левом подреберье. На уровне границы между IV и V грудными позвонками пищевод перекрещивает левый главный бронх, который проходит кпереди от пищевода. Брюшная часть пищевода самая короткая (1,0–1,5 см), находится в брюшной полости под диафрагмой. В брюшную полость пищевод проходит вместе с блуждающим нервом через пищеводное отверстие диафрагмы.

Пищевод окружен рыхлой волокнистой соединительной тканью, что обусловливает его подвижность. Лишь впереди в шейной части он соединен с трахеей фиброзной тканью. Пищевод имеет три сужения: первое – у самого начала, на границе между VI и VII шейными позвонками; второе – при перекресте с левым бронхом; третье – на уровне пищеводного отверстия диафрагмы.

Стенка пищевода состоит из четырех слоев: слизистой оболочки подслизистой основы, мышечной и адвентициальной оболочек. Слизистая оболочка выстлана неороговевающим многослойным (плоским) эпителием, который при переходе пищевода в желудок переходит в однослойный простой столбчатый эпителий слизистой оболочки желудка. Подслизистая основа развита хорошо, благодаря чему слизистая оболочка образует продольные складки, и просвет пищевода на поперечном разрезе имеет звездчатую форму. В подслизистой основе находятся многочисленные собственные железы пищевода.

Мышечная оболочка верхней трети пищевода образована поперечно-полосатыми мышечными волокнами, в среднем они постепенно заменяются гладкими миоцитами, в нижней полностью состоят из гладких миоцитов. Мышечные волокна и миоциты располагаются в два слоя: внутренний кольцевой и наружный продольный. Такое расположение сохраняется на всем протяжении пищеварительной трубки. Мышечная оболочка обусловливает как перистальтику пищевода, так и его постоянный тонус. Адвентициальная (наружная) оболочка образована рыхлой волокнистой неоформленной соединительной тканью.

3-й ученик .

Глотание. Пережеванная, смоченная слюной и ставшая более скользкой пища превращается в комок. Благодаря движениям языка и щек пищевой комок попадает на спинку языка. Раздражение рецепторов корня языка сопровождается поднятием мягкого неба, которое ограничивает сзади ротовую полость. Благодаря поднятию мягкого неба пища не попадает в носовую полость, а сокращениями языка проталкивается дальше в глотку. В момент проталкивания происходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником. Поэтому пища не попадает в дыхательные пути, а в результате сокращения мышц глотки продвигается в пищевод. Глотание является сложным рефлекторным актом. Обязательное условие при этом – раздражение рецепторов корня языка. От них нервные импульсы передаются в продолговатый мозг, где располагается центр глотания. Отсюда выходят нервные волокна, оканчивающиеся в глотательных мышцах. Центр глотания находится во взаимодействии с центром дыхания и центром сердечной деятельности. Вот почему во время каждого глотательного движения задерживается дыхание и учащаются сердечные сокращения. Из глотки пищевой комок попадает в пищевод. В это время открывается вход в желудок.

Вопрос группе

Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит вниз головой? (Сокращение мышечных стенок пищевода обеспечивает продвижение пищевого комка только в одну сторону – к желудку .)

Вывод: строение органов соответствует выполняемым ими функциям.

Закрепление

    Как называются три пары крупных слюнных желез.

    До каких веществ в ротовой полости расщепляются углеводы?

    Какие три части различают во внешнем строении зуба?

    Как называется мягкая часть в центре зуба, содержащая нервы и кровеносные сосуды?

    Как называются твердые ткани зуба?

    Какие виды зубов вы знаете?

    Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?

    При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости?

    Где находятся центры регуляции деятельности слюнных желез?

    Собака увидела пищу, и у нее началось слюноотделение. Какой это рефлекс: условный или безусловный?

Задача. В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета?

Подведение итогов

Что нового вы узнали на уроке?

1. Функции органов в ротовой полости:

а) механическое измельчение пищи (язык, зубы);
б) образование пищевого комка (слюна, язык);
в) частичное расщепление углеводов (ферменты слюны);
г) определение качества пищи и ее температуры (язык);
д) орган речи у человека (язык, зубы, губы).

2. Регуляция слюноотделения:

а) нервная: безусловный слюноотделительный рефлекс (продолговатый мозг – центр слюноотделения; возникает при наличии пищи во рту); условный слюноотделительный рефлекс (вид и запах пищи).
б) гуморальная: гормоны гипофиза, поджелудочной железы, щитовидной железы, половые железы.

3. Функция органов вкуса очень важна в процессе пищеварения.

Вопрос в конце урока

Вернемся к вопросу, заданному в начале урока: почему виновный человек не мог съесть сухой рис? Можно ли быть совершенно уверенным, что данный человек виновен?

Задание на дом

Изучить § 31 учебника (Биология 9. Человек.//Под ред. А.С. Батуева. – М.: Просвещение, 1994). Ответить на вопросы в конце учебника. Используя новые термины, составить кроссворд (не менее 10 слов) на отдельных листах.