Болезни Военный билет Призыв

Есенин пороша анализ. Природа в стихах С. А. Есенина: анализ стихотворения "Пороша". История создания Пороша Есенина

«Пороша» Есенина С.А.

Пейзажная лирика характерна для творчества почти каждого русского поэта. Для кого-то обращение к описанию природы дает возможность лишний раз восхититься красотой русского леса, поля, степи; кто-то с помощью пейзажа созерцает красоту и начинает философствовать, а есть такие поэты, кто использует пейзаж в качестве своеобразной иллюстрации к раздумьям лирического героя. Именно к числу таких поэтов смело можно отнести Сергея Александровича Есенина.

Его стихи всегда отличаются резким, без всяких предисловий, вступлением в основной сюжет . Герой сразу заявляет, что он делает. Например, «Я иду долиной…» , «Поет зима - аукает», «Ты меня не любишь, не жалеешь…». Не стало исключением и довольно известное стихотворение « », написанное в 1914 голу, в самом начале поэтической карьеры Есенина. Уже в первой строчке названо главное действие героя и лаконично описана окружающая обстановка:

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.

Не совсем понятна связь с названием, ведь пороша - это выпавший ночью снег, который перестал идти к утру, но на нем успели появиться свежие следы бегавших ночью животных. Герой наслаждается тишиной и первозданностью красоты зимнего леса, однако ему мешают крики расшумевшихся ворон. Примечательно, что они серые, ведь обычный их цвет - черный.

А дальше всё весьма традиционно: зима сопоставляется с невидимкой, заколдовавшей зимний лес. Теперь он дремлет «под сказку сна» . Но на этом превращения не заканчиваются: например, сосна«понагнулась, как старушка, оперлася на клюку» , как будто повязавшись белою косынкой. Однако для создания такого, казалось бы, простого произведения поэту пришлось воспользоваться различнымихудожественными средствами . Во-первых, просторечные формы слов «понагнулась» , «повязалася» ,«оперлася» гармонично сочетаются с образом сосны-старушки, ведь подобная речь характерна не для злобных старух, а для ласковых, приветливых бабушек.

Во-вторых, использование сравнительных оборотов позволяет ясно представить не только сосну, но и дорогу, покрытую шалью из снега и напоминающую ленту, которая убегает вдаль. Даже способы сравнения Есенин выбирает разные: в первом случае - союзы словно и будто, а во втором - форму творительного падежа.

Разнообразен и тонический рисунок стихотворения. Каких только звуков, оказывается, ни услышишь в зимнем лесу! Это и звон бубенцов проезжающих саней, и крик расшумевшихся ворон, и удары дятла, видимо, из-за своего однообразия больше напоминающие герою долбежку.

Вообще, нужно отметить, что настроение лирического героя почти не изменяется на протяжении всего стихотворения. Он не впадает в экзальтацию от красоты зимнего леса, хоть тот и напоминает ему сказку, но и не остается равнодушным к окружающему его пейзажу. Герой погружен в раздумья, поэтому дорога кажется бесконечной лентой, убегающей вдаль. При этом он успевает заметить, что «валит снег и стелет шаль» (вот и объяснение названию стихотворения!). А простор, которого много, дает простор и мыслям.

Конечно, тема дороги , пути, не имеющего ни начала ни конца, не нова в русской поэзии и литературе в целом. Ведь еще Николай Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задавал риторический вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ». Вряд ли лирический герой стихотворения Сергея Есенина задавался столь же глобальными вопросами.

Скорее всего, он просто любовался красотой русского зимнего пейзажа и представлял, каким может быть лес без присутствия человека. Разыгравшаяся фантазия создает в сознании любого человека совершенно фантастические образы. Но не каждый способен их выразить с помощью слов, а уж тем более, с помощью стихотворной речи. Поэтому далеко не все становятся поэтами.

И в то же время ощущение своего единства, слияния с природой, восприятие себя частью этой самой природы свойственно почти каждому человеку. А становится возможным подобное состояние только наедине с природой. Это тоже традиция русской поэзии, к которой Есенин не мог не обратиться.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

С. А. Есенин 3.10.1895-28.12.1925

Знакмство с биографией С. А. Есенина: Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году. В Рязанской губернии в селе Константинове. Мальчика отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии. Бабушка рассказывала Есенину множество народных песен, стихов, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы. . Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы.

С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-1912), из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке. Стихи начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16 – 17 лет. Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году в детском журнале «Мирок». В 1915 году Есенин переехал из Москвы в Петроград. В 1918 вернулся в Москву. Жил он в очень трудное, для нашей страны, время. На его коротком веку произошло три войны и три революции. И хотя прошло уже более 90 лет со дня его смерти, но стихи его живут до сих пор, они переведены на многие языки, издаются в разных странах. 28 декабря 1925 года Есенина находят повешенным на трубе отопления в своем номере гостиницы « Англетер ». Также найдена прощальная записка, написанная кровью в виде стихотворения «Прощай мой друг, прощай...». Похоронили Сергея в Москве на Ваганьковском кладбище.

Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества - тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. Присутствует и внутренний смысл произведения

Сергей Есенин сохранил то единение с природой, которое присуще человеку только в детстве, от того его строки так милы, просты, а сравнения так точны. Многие поэты описывали зиму, великолепные пейзажи вдохновляли их на создание шедевров. Однако Сергей Есенин, один из тех, чьи строки запоминаются и вызывают самые яркие чувства. Вот и в стихотворении «Пороша» поэт описывает зимнюю дорогу. Герой Есенина милуется зимой в лесу. Он называет зиму невидимкой, которая постаралась и принарядила все в лесу - повязала на сосну косынку, отчего та стала похожа на старушку, превратила дорогу в белую ленту, звенящую под копытами. Зимой в лесу все превратилось в сказку, точнее в сказочный сон. Дополняют картинку и необычные звуки – сначала, кажется будто тихо, - это первое, что пишет нам поэт о лесе. Однако прислушавшись, автор замечает, что лес шумит от звуков. Там вдали слышен звон копыт и бубенцов, где-то долбит дятел и на верхушке сосны расшумелись вороны. Мы привыкли любить лето, за тепло и яркое солнце. Однако автор предлагает нам полюбить и зиму. От его строк будто предстает перед глазами и тихий лес, деревья белые от снега.

Анализ стихотворения Тема стихотворения - природа. Есенин часто в своих произведениях воспевает красоту родного края. В стихотворении "пороша" он описывает красоту зимнего леса и пейзажи. автор использует метафоры (заколдован невидимкой), сравнения (словно белою косынкой, понагнулась как старушка), эпитеты (серые вороны, Бесконечная дорога), и парцеляцию (еду. Тихо. Слышны звоны). Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов...

«Эволюция отношения М.Ю.Лермонтова к поэтическому дару» /Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова/

Проследить эволюцию отношения к поэтическому призванию в лирике М.Ю.Лермонтова....

Комплексный анализ стихотворения С. А. Есенина «День ушел, убавилась черта»

Предлагаемый материал может послужить примером для учеников, как анализировать поэтический текст, на что можно и нужно обращать внимание....

Сергей Есенин – один из самых ярких представителей серебряного века, отличившийся откровенной правдой в своих произведениях и окутанной загадками судьбой. Поэзия стала его призванием еще в раннем возрасте и сопровождала на протяжении всего жизненного пути. Каждое стихотворение носит в себе глубокий смысл и часть души поэта. Проникновенные строки «Пороши» не стали исключением.

«Пороша» относится к раннему творчеству поэта, когда он только начинает искать свой путь. Написано оно в 1914 году, когда Есенин пребывал в Москве. Этот год стал знаменательным в жизни поэта, поскольку именно тогда его работы впервые были опубликованы в журнале.

Вскоре Есенин был призван на службу, где написал свой первый сборник стихотворений «Радуница». Атмосфера войны оставила свой отпечаток в жизни поэта и научила по-особому относиться к окружающему миру, поэтому особое внимание в творчестве Сергея Александровича уделяется природе.

Стихотворение «Пороша» всецело посвящено матушке–природе и ее прекрасным составляющим. Оно отражает ценности поэта, который замечает и придаёт значение каждой мелочи: от звона копыт до падения снега.

Жанр, направление и размер

Литературный размер данной работы – четырехстопный хорей. При написании поэт использовал перекрестную рифму. Жанровая группа стихотворения – пейзажная лирика, так как в тексте воспевается красота природы.

Поскольку Есенин в тот период времени был откровенным имажинистом, то многие его произведения написаны в этом направлении. Суть имажинизма заключалась в использовании метафор, создающих прямолинейный, ничем не завуалированный образ с единичным значением. Однако при оценке течения, в русле которого творил автор, нужно понимать, что его самобытность в итоге вычеркнула поэта из всех существующих объединений, и он стал работать над своим индивидуальным, ни на кого не похожим стилем. Сам он любил называть себя «последним поэтом деревни», и это определение его деятельности очень близко по духу к стихотворению «Пороша».

Образы и символы

Как уже говорилось ранее, Есенину не свойственно прятать образы в описании и вводить загадочные символы. В стихотворении «Пороша» центральным образом является природа и все ее проявления, о которых поэт говорит открыто.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Автор описывает снег как природное явление, уделяет внимание лошади и дятлу как представителям животного мира и любуется просторами окружающего пейзажа. Каждый образ проникнут любовью и бережным отношением хозяина к своей земле. Можно предположить, что лирический герой, добрый и тонко чувствующий красоту человек, отправляется в какое-то путешествие и хочет запомнить каждый кусочек родного края.

Темы и настроение

Читая это стихотворение, человек ощущает гармонию с природой, в душе его рождается умиротворение и некая светлая тоска по родным краям. Основная тема «Пороши» — любовь к природе и всему живому. Как важно ценить все, что создано вокруг нас и наслаждаться этим. Наряду с этим тесно переплетается тема ценностей человека, все ли считают окружающий мир ценностью? Лирический герой акцентирует внимание читателя на том, что любому прохожему должна быть понятна его гордость, ведь все сокровища родной земли принадлежат ее обитателям, а потому их необходимо уметь оценить по достоинству.

Еще одной поднятой проблемой является любовь к малой Родине. В лирике Есенина довольно ясно прослеживается мысль, что родные края дают эмоциональную подпитку человеку и заряжают его светлыми чувствами. Однако не все могут прочувствовать это и понять, а потому есть люди, которые всю жизнь обитают в слепоте и мелочной злобе, ведь им не дано получить эмоциональный заряд.

Смысл

Основная идея стихотворения заключается в том, что природа многогранна – это и снег, и леса, и животные, и дороги, и многое другое. И все это по-своему прекрасно, и надо уметь различать красоту, уважать и любить ее.

Поэт учит получать маленькие радости от восприятия таких простых повседневных явлений, уметь видеть смысл в обычном. Это и есть его главная мысль. Такое восприятие не только природы, но и всего мира делает людей чуть более внимательными и мудрыми. Ведь только мудрец способен разглядеть и прочувствовать всю прелесть земли.

Средства художественной выразительности

Чтобы придать своему стихотворению художественную огранку, Есенин использует различные приемы выразительности. Уже с первой строчки можно проследить парцелляцию – намеренное разбиение предложения на короткие отрезки: «Еду. Тихо…». В «Пороше» поэт неоднократно обращается к этому средству: «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой». Для описания протяженности дороги автор использует родственный сравнению прием – метафору — «убегает лентой вдаль». Касательно своего пути наряду с метафорой используется и олицетворение – «убегает», и эпитет – «бесконечная дорога». Стоит отметить, что доля эпитетов в этой работе невелика.

Тропы в стихотворении «Пороша» украшают описание, погружая читателя в атмосферу природного изобилия родной земли, которое мы можем увидеть лишь за городом, в сельской пасторали.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

У каждого поэта имеются стихи, которые относят к пейзажным лирическим произведениям. Особенно это относится к русским поэтам. Все они отметились стихами длинными и стихами короткими, талантливыми и — не очень… Но преобладающая эмоция у каждого такого произведения — восхищение, на грани восторга, вызванная красотой природы средней полосы. Поле, туманный луг, бескрайний простор степи и, конечно, лес. Лес двух сезонов, наиболее любимых русской поэзией: осенний и зимний. Пушкин и Некрасов , Фет и Тютчев и, конечно, выходец из толщи народной — Есенин , все отметились стихами о русской природе. Однако в связи с этим возникает весьма любопытный момент.

Самым важным показателем, эстетическим индикатором, можно сказать, различающим вышеперечисленных поэтов является то, как они воспринимают природную красоту зимнего или осеннего леса. Кто-то просто испытывает восхищение и громко декларирует это, как, например, Пушкин. А для кого-то картина прекрасного — лишь повод к философско-эстетическим аллегориям. Совсем другое дело Сергей Есенин ! После прочтения его стихов, относящихся к пейзажной лирике, возникает щемящее чувство грусти и душевного очищения. Они напрочь лишены вычурности поэтов бомонда, движения и действия героев и персонажей (если они имеются)этих стихов просты и прямодушны. Начните вслушиваться в стихотворение (например, «Пороша» , написанное в 1914 году) и оно пленит вас с первых же строк:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, придающем строкам особую распевность. Рифма в «Пороше» — перекрёстная.

Слова становятся осязаемы и, смешно звучит, обоняемы. Явственно слышен звон подков о ледок на дороге, запах сена в дровнях, крепкий, но не отталкивающий запах конского пота. Кроме хриплых криков ворон ветерок доносит и аромат сена из стога у дороги. Тихо… Картина спящего леса, убаюканного «невидимкой», настолько сказочна, что пробуждает воображение, дорисовыващее сосну — старушку в «белой косынке» ,что «понагнулася», «оперлася на клюку» (просторечия, используемые Есениным ).

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Кстати, всё 2-е четверостишие являет собой пример идеальной аллитерации, с её преобладанием согласных (С)

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Помимо сочных зрительных образов пленяет и очень выразительная тоника стихотворения: звоны, вороний грай и пулемётная трель дятла.

От стихотворения Есенина «Пороша» исходит мощная волна магнетизма, присущая именно русской ментальности. Неизбывный, затаившийся глубоко под спудом зов дороги. Когда пустившись в путь русский человек испытывает необъяснимый, какой-то исконно-посконный опьяняющий восторг перед дорогой. Оттого последние строки:

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль

словно взлёт после разбега, неспешно начавшегося в самом начале великолепного стихотворения Сергея Есенина. Здесь всё — и простор, раздвигающий пределы бытия и сознания. Здесь же и бесконечная дорога-идея фикс русского сознания. Дорога, укрываемая словно белой пушистой шалью порошей снега.

Растворение в окружающей природе, ощущение себя частицей этой природы свойственно натурам только утончённым. А кто может достичь высочайшей степени утончённости? Ну, конечно же только поэт и, скорее всего — русский поэт, каковым и является Сергей Есенин, ещё раз доказавший свою гениальность в стихотворении «Пороша».

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте .

Акцентологический уровень

Стихотворение «Пороша» относится к ранней лирике . Это – яркий образец пейзажной лирики.

Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Выбранный размер придает тексту музыкальность и напевность.

Стихотворение написано сочетанием женской (звоны – вороны) и мужской (снегу – лугу) рифм.

Фонетический уровень

Во втором четверостишии встречается повторение согласного звука «с» — пример аллитерации: «Заколдован невидимкой, / Дремлет лес под с каз ку с на, / С ловно белою кос ынкой / Подвязалас я с ос на».

В начале третьей строфы повторяется гласный звук «а» — пример ассонанса: «Пона гнулась, как ста рушка , / Оперла ся на клюку».

Лексический уровень

В стихотворении использован прием синекдохи («под копытом на снегу» — имеется в виду не одно копыто, а оба; упоминание части вместо целого), во второй строфе – два развернутых олицетворения. Продолжением второго олицетворения про сосну служат две первых строки третьего четверостишия. В заключительной строфе использованы метафора («стелет шаль») и сравнение («дорога убегает лентой вдаль»).

Синтаксический уровень

Конец строк не означает конец предложения. Например, в первой строке сразу два предложения: «Еду. Тихо». Много переносов предложения из строки в строку (фр. Enjambement).

Лексико-синтаксический уровень

Можно говорить о кольцевой композиции с градацией (нагнетением): в начале стихотворения лирический герой «едет», в конце – «скачет».

Идейный уровень

Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.

Павел Николаевич Малофеев