Болезни Военный билет Призыв

Конспект осенней экологической прогулки "Путешествие в осенний лес". Старшая группа

другие презентации на тему «Путешествие в осенний лес»

«Осенние листья» - Составим поэтический словарь. Болотская Людмила. Как изображается осень в стихотворениях А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой? Используй словарь образов и настроений. 1. Какое явление осени описывает поэт? Сделайте подписи к каждой фотографии. Опорные вопросы для составление рассказа-миниатюры:

«Осеннее сочинение» - Листья в честь прихода осени устраивают карнавал. Как красиво! Но вот все листья опали, и деревья стоят голые и мрачные. На душе было весело и радостно. Я подошла к клену. Мини-сочинение». «Осенний парашютист». «Осенний карнавал». Деревья были украшены яркими, красивыми листьями. Скоро придёт зима! Ты испытываешь непередаваемое ощущение волшебства, таинства…

«Рисунок осенние листья» - ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900) – русский живописец, рисовальщик, пейзажист. Отметьте другие, более мелкие жилки. Третий шаг. Представьте, будто на вершину каждой из основных жилок вы одеваете корону. Простой карандаш. Последовательность рисования осеннего листика клёна. Стирательная резинка. Осенние листья.

«Лес» - Смешанные леса: Также выражена ярусность, хоть не так ярко. Тропический лес: Ярко выражена ярусность. 2/3 всех видов планеты собраны именно здесь. Годовой уровень осадкой 50 – 70 см, большая часть осадков выпадает весной и летом. Тропические леса: Смешанные леса: Схемы. Также большое разнообразие животных и растений.

«Урок Лес» - По выбору: написать письмо лесному другу. Объясни значение слова «Сообщество». Исчезнут насекомые? Все-все На свете. Лес – природное сообщество. Успехов! Пусть вас рябчик не боится И фазан- царица птиц. Вырубят все кустарники? Тема урока учащимися узнаётся из. Не станет в лесу грибов? Учимся объяснять экопрогнозы.

«Берегите лес» - Уничтожены деревья, птице негде свить гнездо, прочь уходят звери. «Берегите лес от пожаров». У леса есть злейший враг - огонь. И всё то, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня в течение нескольких часов. Лес - земная кладовая, из которой черпают сырьё почти все отрасли народного хозяйства.

(Средняя группа)

Цель: Формировать представление детей о характерных особенностях осеннего времени года, происходящих в лесу изменениях путем применения игровой формы обучения.

  • Уточнить знание детей о видах деревьев, их отличительных признаках.
  • Закреплять представления о диких животных, их жилищах, и их детенышах.
  • Развивать любовь к природе, заботливое отношение к лесу и его обитателям.
  • Пополнять словарный запас детей образованием прилагательных.
  • Развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение, память.
  • Развивать коммуникативные способности.

Дидактическое оборудование:

Нарисованная картина с изображением деревьев осенью (дуб, ель, клен, береза, рябина); вырезанные и разукрашенные осенние листья деревьев с клейкой обратной стороной; шапочки с изображением диких зверей (заяц, мышь, ёж, белка, лиса, волк, медведь); плакаты с изображением жилищ диких зверей; картинки с изображением диких зверей и их детенышей.

Музыкальное обеспечение: С.Михалков, М. Старокадомский «Песенка друзей» из кинофильма «Веселые путешественники», П.И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: А по каким признакам вы определили, что сейчас осень?

Дети: Желтые, красные листья, опадают с деревьев, идет дождь, небо хмурое….

Воспитатель: Давайте подумаем и поиграем в слова с вами. Погода осенью бывает разная. Если идет дождь, то погода…

Дети: Дождливая

Воспитатель: Если ветер дует…

Дети: Ветреная

Воспитатель: А когда на улице холодно, погода…

Дети: Холодная.

Воспитатель: Если на улице пасмурно, то погода.

Дети: Пасмурная.

Воспитатель: Если солнце светит…

Дети: Солнечная.

Воспитатель: А что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме, меняют свою шубку на зимнюю, заготавливают еду, готовятся к спячке…

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Воспитатель: А на чем можно путешествовать?

Дети: На поезде, на автобусе, на самолете, на пароходе, на машине….

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие в лес! Вы согласны, готовы к путешествию?

Воспитатель: Дети, мы отправимся в лес на машине, Давайте возьмемся за руль, заведем машину «Р-р-р-р».

По дороге прямо ехали,

На горку въехали,

Прямо поехали,

Через мостик переехали,

В лес заехали,

На полянку приехали.

(Воспитатель вместе с детьми имитируя движение «за рулем», двигается к картине с деревьями (дуб, ель, рябина, клен, береза) под музыку «Песенка друзей».)

Воспитатель: Приехали мы в лес, а в лесу растут такие красивые деревья! Как называется это дерево?

Дети: Ель.

Воспитатель: Как вы узнали, что это ель?

Дети: У этого дерева не листья, а иголки.

Дети: Береза.

Воспитатель: А как можно узнать березу?

Дети: У этого дерева белый ствол.

Воспитатель: А это дерево вы знаете, по каким признакам определите?

Дети: Это рябина. На ней красные ягоды.

Воспитатель: Скажите название этого дерева?

Дети: Клен. У этого дерева листья похожи на ладошки.

Воспитатель: Кто узнал это дерево?

Дети: Дуб.

Воспитатель: А почему вы думаете, что это дуб?

Дети: У него толстый могучий ствол.

Воспитатель: Ребята, а скажите, как устроено любое дерево?

Дети: У дерева есть корень, ствол, ветки, листья…

Воспитатель: Ребята, давайте превратимся с вами в листочки и поиграем:

Физминутка:

Мы листики осенние, на ветках мы сидим,

Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал, и листочки все поднял.

Закружились, полетели, и на землю тихо сели.

Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько листьев у нас на ковре, ветер сорвал их с деревьев. Давайте их поднимем, и определим, с какого дерева эти листочки.

(Листья лежат на ковре, дети поднимают их и приклеивают их к деревьям, определяя с какого дерева листок.)

Воспитатель: Давайте мы с вами будем называть листочки:

Дети: Березовый, кленовый, рябиновый, дубовый, еловая веточка.

Воспитатель: Ребята, с листочками мы справились. В лесу осенью происходит много интересного, звери к зиме готовятся, давайте продолжим наше путешествие. Снова возьмем руль, поехали….

(Движение под музыку в сторону плакатов с «жилищами» лесных зверей.)

Воспитатель: Вот мы и на лесной полянке. А полянка у нас волшебная. Мы с вами превратимся в зверей. Оденем шапочки с изображениями животных и поможем им найти свое жилище. Вспомним, как они к зиме готовятся.

Дети одевают шапочки и выбирают соответствующий плакат с изображением жилища зверей.

Воспитатель: Белки, как ваш домик называется? Как вы к зиме готовитесь?

Дети: Примерные ответы. (Дупло, собирают шишки, орехи, грибы.)

Воспитатель: Ёжики, а вы к зиме готовы? Где ваш домик?

Дети: Примерные ответы. (Гнездо из листьев, к спячке готовятся…)

Воспитатель: Медведи, а где же ваше жилище? Что зимой делать будете?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Мышки, как называется ваш домик? Вы к зиме готовы?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Лисички, а где ваше жилище? У вас какие изменения к зиме?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Волки, а как же ваше жилище называется?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: А где же домик зайчат? Как зайчик к зиме готовится?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Как у нас здорово получилось, все звери лесные к зиме готовы, у всех есть свой «домик». Снимаем наши волшебные шапочки, и отправимся с вами в детский сад.

(Движение под музыку к столам с незавершенными аппликациями «звери и их детеныши».)

Воспитатель: Ребята, здесь художник оставил вам портреты лесных зверей, но не успел разместить детенышей зверей в одной рамочке. Давайте мы поможем.

(Наклеивание детенышей зверей на одну рамочку к их «мамам» под музыку И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».)

Воспитатель: Ребята, у вас очень хорошо получилось! Давайте мы скажем, как называют детенышей зверей:

У мышки… у ежихи… у зайчихи… у белки… у лисы… у волчицы… у медведицы…

Дети: Мышонок, ежонок, зайчонок, бельчонок, лисенок, волчонок, медвежонок.

Воспитатель: Хорошее путешествие у нас получилось, мы побывали в осеннем лесу, увидели, как звери к зиме готовятся. А эти замечательные портреты лесных зверей останутся нам в память о путешествии!

Список литературы:

  1. Дидактические игры и занятия. И.А.Лыкова, Москва, 2010.
  2. Подвижные и речевые игры. Составитель А.А.Гуськова, Волгоград, 2014.
  3. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Под ред. Парамоновой л. Олма Медиа Групп, 2013.

Цели: Закреплять знания, умения, навыки, решения задач и примеров в пределах 100, а также закрепление знаний о действии умножения и деления от 2 до 7, закреплять переместительное свойство умножения.

Оборудование: Карта - путешествия, иллюстрации картинок "Осень", иллюстрация картинок " Животные леса", схемы задач.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: - На дворе осень. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

У нас сегодня необычный урок, урок- путешествие в осенний лес. Путешествие далекое интересное, но достаточно опасное, так как на нашем пути могут, встретится всякие неожиданности. Я, думаю, что мы с ними справимся, ведь ученики нашего класса смелые, дружные, сообразительные математики.

Назовите осенние месяцы.

Назовите признаки осени.

Заранее мы с вами обговорили, на каком виде транспорта мы отправимся в необычное путешествие. Вы выбрали путешествие на автобусе. Вести наш автобус будет Сергей. Сережа, что ты можешь рассказать о профессии водителя?

Нас ждут автобусы. Но вот дело в том, что сесть нужно только в наш.

Найдите без ошибок значение выражений, написанных на автобусах и запишите в тетрадях.

Номер нашего автобуса 6 десятков и 5 ед.

Расскажите об этом числе (65)

Устный счет.

По дороге чтоб не спать
Будем весело считать!
Чтобы ехать веселей -
Отвечайте поскорей.

Сколько лет лесовичку?

Если из наименьшего трехзначного вычесть наибольшее однозначное, то узнаете

Во сколько раз 4 меньше, чем 24 ?

От берега отплыли три лодки. В каждой лодке по 4 человека. Сколько человек отплыло на этих лодках?

Цапля на одной ноге весит 6 кг. А сколько она весит на 2-х ногах.

Из клетки взяли 3-х цыплят и посадили в неё 3-х кроликов. Как изменилось число ног в клетке.

Ответ: увеличилось на 6. Каждый кролик взамен цыпленка даёт лишние две ноги.

Нас в классе 26 человек. Все вместе мы проехали 20 км. До леса. А сколько км проехал каждый из вас (20 км)

Закрепление таблицы умножения.

Почти доехали до леса, но на пути шлагбаум. И не простой.

На доске записаны примеры. Ответы в этих примерах зашифрованы. Решив пример вам нужно будет найти ту букву, которая будет обозначать ваш ответ.

18 9 + 0 (2 Б) 81 9 (9 П)
5 8 - 34 (6 Е) 5 3 + 3 (18Р)
6 3 1 (18Р) 87 - 77 (10И)
24 4 (6Е) 28 4+11 (18Р)
0 3+4 (4Г) (13+3) 1 (16О)
2+(2 4) (10П) 45 9+0 (5Д)
0+ (3 7) (21У!)

Что у нас получилось? (Береги природу!)

Почему надо оберегать природу? (Оберегать природу- оберегать - Родину, здоровье).

О люди, мыслю я: у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты:
Поля, леса, луга, моря и реки!

Учитель: Природа источник познания. Она вызывает у нас разные чувства: удивление, восторг.

На уроке математики можно не только решать примеры и задачи, но и познавать окружающий мир.

Перед тем как двинутся в путь, назовите тему урока. (Повторение таблицы умножения и деления).

Чтобы не скучать давайте послушаем хорошую музыку.

Учитель: - Ну вот и опушка леса. Нас встречает очень симпатичное и милое животное ёжик.

Что вы можете рассказать о ежике?

Учитель: - Хотя полянка устлана красивым цветным ковром из разноцветных листьев, сидеть на ней холодно. Ёжик предлагает лоскутное одеяло под деревьями, и выполнить его задание.

Учитель: _ Какую форму имеют лоскутки?

Назовите знакомые фигуры.

Измерьте стороны фигуры № 4, и определить в этой фигуре Р.

Ответы детей.

Учитель: Но прежде, чем отправиться путешествовать дальше, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Ответы детей.

Учитель: - Поэтому мы оставляем автобус на опушке леса и двигаемся по тропинке вглубь леса пешком.

Расскажите, что вы знаете о белочке?

Белочка предлагает составить и решить свою задачу по схеме.

Опят - 6 шт.

Бел.гр.-?, шт., в 8 р

Ответы детей.

Учитель: - А теперь по этой схеме составьте и решите задачу в два действия.

Ответы детей.

Молодцы! С заданием справились, двигаемся дальше. И вдруг на встречу выходит красавец - лось. Давайте вспомним, что мы знаем, об этом красивом жителе леса?

Этот красавец леса предлагает следующее задание: - Прочитать примеры разными способами, сказать ответ.

Учитель: - В награду за хорошо выполненное задание лось предлагает потанцевать нам танец " Буги-Вуги"

(Физкультминутка)

Учитель: - Хорошо отдохнули. А теперь в путь.

И вдруг путь нам преграждает сам хозяин леса- медведь. Расскажите о нем.

Взаимопроверка. Ответы детей.

Учитель: - Молодцы. Хорошо мы прогулялись по лесу пора возвращаться домой. Садимся в автобус и домой, в школу.

Не можем закончить урок не вспомнив об отсутствующих.

Кого сегодня нет?

Что мы расскажем ему по телефону?

Чем занимались, что узнали? (Ответы детей.)

Интегрированное занятие

«Игра – путешествие в осенний лес»

(познавательная + социально-коммуникативная образовательные области)

средний дошкольный возраст

Программное содержание:

Обучающие:

    Формировать умение зрительно воспринимать и понимать последовательность действий, ориентируясь на направление, указанное стрелкой.

    Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник).

    Упражнять складывать «Квадрат Воскобовича» по образцу.

    Систематизировать представления об осени.

    Учить составлять коллективный рассказ по картинке с помощью символов.

Развивающие:

    Развивать мелкую моторику.

    Познавательно-творческие способности.

    Психические процессы (сенсорные способности, внимание, элементы логического мышления, творческое мышление, память, речь, воображение).

Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательное отношение к герою сказки, желание помочь.

    Воспитывать самостоятельность при выполнении учебно-игровых заданий.

    Воспитывать активность, любознательность, желание познавать окружающий мир, природу.

    Воспитывать эстетические чувства, чувство радости, любви к природе родного края.

Предварительная работа:

    Чтение сказки Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».

    Изготовление: - карты-схемы;

Зашифрованной картины с символами;

Раздаточного материала и демонстрационного;

    Обучение игре Воскобовича «Квадрат Воскобович»;

    На занятиях обучение детей пониманию «языка» символов.

    На прогулке активизация внимания детей - признаки осени, беседы на тему «Осень»;

    На занятиях по изобразительной деятельности рисование на тему «Осень».

Оборудование:

    Игрушки: Незнайка, сова, сердце, письмо;

    Карта-схема (с направлением движения);

    Игра «Фигурки в домик» (поляна с геометрическими фигурами);

    Подносы голубой и розовый;

    Игра «Двухцветный квадрат»;

    Иллюстрации к игре-путешествию;

    Физкультурная минутка «Символы»;

    Зашифрованная картина «Осенний лес» с символами;

    Поляна с листьями (березовые, дубовые, кленовые);

    Зеркало;

    Художественное слово: стихи о листьях, стихотворение «Осень»;

    Музыка: «Звуки леса», «Водопады».

Ход занятия:

Выход из спальни, стоя около шкафов.

Группа – лес. Спокойная музыка – вход детей.

I Вступительная часть

Воспитатель: Дорогие дети! К нам в гости пришли добрые люди.

Вы рукой им помашите и улыбку подарите.

Стук в дверь – Кукла Незнайка (или ребенок? грустный)

Воспитатель: Вы узнаете героя? (Незнайка)

Почему ты такой грустный? Подарим чуточку тепла,

попытаемся успокоить добрым словом, добрым

взглядом. Познакомимся с Незнайкой, пожелаем ему

всего хорошего.

Игра «Доброе слово»

(передать сердечко)

Воспитатель: вы много слов пожелали. Давайте рассмотрим, с чем

пришел Незнайка, что у него в руках.

Воспитатель показывает рваное письмо.

Но что-то случилось:

«Гномик – друг Незнайки написал письмо, а лиса и волк подбежали и оторвали часть письма.»

Вот что пишет Гномик: «В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к…»

Воспитатель: Как вы думаете, что могло быть написано в письме?

(Все решают пойти в лес к Гномику)

II Основная часть

Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно решили – нужно найти Гномика!

    Дорога предстоит трудная, необычная. Нам надо найти дом Гномика, а поможет в этом карта. Здесь спрятаны задания. Выполнив их, мы доберемся до дома Гномика. Давайте рассмотрим карту и определим направление движения (от цифры «1» к цифре «2», к цифре «3», к цифре «4»).

Цифра «1» - вот мы и нашли начало пути – это полянка с геометрическими фигурами. Присядем и поиграем в Игру «Фигурки в домик» (фигурки на подносе) (голубой и розовый) группировка по форме геометрических фигур).

Поднос голубой (для мальчиков) и розовый (для девочек).

    Сначала вернем на место геометрические фигуры, которые не имеют углов. Назовите, какие формы не имеют углов. Найдите на тарелках. Если верно нашли место, фигура полностью заполнит пространство. Вернем на место овал, круг, квадрат.

Показывают девочки и мальчики. У Незнайки – это правильно, это точно?

    Хорошо, найдите на подносе, какие фигуры имеют углы.

    Сколько углов у треугольника, покажите – поэтому и называется (треугольник).

    Сколько углов у прямоугольника, покажите – поэтому и называется (четырехугольник).

    Нашли Гномика?

    Нет (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

    Ребята, нам пора отправиться в путь. Куда мы теперь пойдем?

(от цифры «1» к цифре «2») (к столам)

Продолжаем путешествовать.

    Пойдем в гости. Присядем за столы. А здесь что нашли?

(чудесный квадрат)

    А здесь…квадрат может превратиться в домик.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

    Образец – Давайте попробуем домик сделать (домик большой- крыша, стены).

    Картина – На доске картинка домика у Гномика есть. Вот и домик! (на доске)

    Пока Гномик прятался, конфетку потерял.

    Образец - Давайте угостим Гномика конфетой. Сделайте пожалуйста.

    Картинка - Теперь Гномик доволен.

    Образец - Как по лесу мышка бежала и домик увидала. Сложить мышку.

    Картинка - Молодцы ребята, вот и мышка добралась до домика и стала там жить да песни распевать.

Тут на опушку выскочил зайчик.

(слышна вода)

    Что вы слышите? (вода)

А как попасть в домик к Гномику? На чем можно переплыть речку? (лодочка)

    А у нас она есть? (нет)

    Образец - Наш квадрат может превратиться в лодочку. Сделайте пожалуйста.

    Картинка - Добрался зайка к домику и его впустили и стали жить вместе.

    Незнайка, ты рад за Гномика?

    Теперь мы точно узнали где живет Гномик.

    Молодцы, справились, смотрим на план – Цифра «3» (сова)

    Посмотрите, ребята, найдите цифру 3.

    Идем к сове.

Цифра «3» .

    Какая там большая сова сидит.

Физкульт-минутка (по символам) «Совушка – сова»

(движения в соответствии с текстом)

Совушка – сова

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да, к-а-а-а-к

Полетит!

(руки вверх)

Смотрим на план от Цифры «3» - Цифра «4».

Следующая цифра «4» Картина «Лес»

(птичий шум тихо-громко-тихо)

    Гномик, что ты не дописал в письме?

    Что же здесь происходит? Цифра «4» (звуки леса, птичий шум)

    Рассмотрим карту «Осеннего леса»

    Эта картина зашифрована.

    Вы мне поможете?

(сели на пеньки, накидки на стулья)

Рассказ воспитателя:

    Я рассказываю, а вы найдите, где такой символ?

    Откройте:

    Где деревья высокие и низкие?

    Что изображено на картине?

Продолжаем путешествовать в лесу.

(2, 3, 4, 5, 6)

    Вот мы и расшифровали картину.

    Кто догадался, что было написано в письме? (В лесу все готовятся к зиме) Вот, что написал Гномик Незнайке. Мы Незнайке помогли, за это он приготовил нам сюрприз. Героев оставляем в лесу, выходите, пойдем искать сюрприз.

    Выходите, ребята.

    Посмотрите внимательно вот и сюрприз – это осенние листочки, сколько много листьев на поляне.

    Давайте превратимся в ветерок, подуем на листья.

(тихо, сильно, еще сильнее сдуть листья с зеркала)

Итак: желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится… Что это? (лист)

Каждый берет на память по листочку.

    Подняли те, кому достался березовый листок. Проверьте у всех правильно? Такой, как у меня?

    И листок с березы золотистой

Пчелкой вьется и летает над колючей елкой.

(демонстрировать падение листа)

    А теперь у кого дубовый листок.

    Все ли подняли как у меня?

    Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, ветром гонимый.

(демонстрация стиха)

    А теперь кому достался кленовый лист.

    Проверьте верно, такой как у меня?

    Вот на ветке лист кленовый

Нынче он совсем как новый

Весь румяный, золотой. Ты куда листок? Постой!

(демонстрация стиха)

Как красиво в осеннем лесу.

Стих:

В золотой карете, что с конем игривым

Проскакала осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница все переиначила –

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

С неба сонный месяц чуду удивляется:

«Все кругом искрится, все переливается!»

III Заключительная часть

    А теперь положите лист на ладошку – посмотрите на него внимательно, закройте другой ладошкой.

    Вспомните, где мы сегодня были?

    Если вы все задания выполняли правильно, то листочек останется на ладошке, а если кто-то допустил ошибку, то листик исчезнет.

    Мы все справились – Молодцы!

    Вот и закончилось путешествие в осенний лес.

    Ой, да здесь волшебное зеркало – все в него посмотрелись. Как вы поумнели, похорошели, посмотрите на лица друзей, гостей.

    Что пожелаем нашим гостям?

    А давайте подарим листочки с ласковыми словами нашим гостям.

Конспект занятия «Путешествие в осенний лес»

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках.

1. Расширять знания детей о времени года - осени.

2. Способствовать развитию творческих и познавательных способностей.

3. Закреплять цвета: желтый, красный, зелёный.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

6. Развивать интонационную выразительность речи, активизировать и обогащать словарь.

Средства: картина осеннего леса, листья из цветной бумаги (красные, желтые, зеленые, лист клена, дуба и березы, гуашь, разведенная с водой, листы бумаги с силуэтом дерева, салфетки.

Способы работы с детьми: беседа, наблюдение, художественное слово, сюрпризный момент, дидактическая игра «С какого дерева листочек», дыхательная гимнастика «Дуем, дуем на листочки», пальчиковая игра «Осенние листья», индивидуальная работа, рисование в нетрадиционной форме.

Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений об осени, наблюдения за осенними явлениями на прогулках, проведение дидактических игра, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, рассматривание иллюстраций по темам: «Осень», «Деревья».

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте поприветствуем, друг друга, встанем в круг. Дети встают в круг и улыбаются - приветствуя друг друга. Раздается стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму от Зайчика, который приглашает детей на прогулку в осенний лес. Но сначала давайте вспомним, какое сейчас время года.

Ребята послушайте стихотворение …

Если на деревьях листья пожелтели.

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим про прекрасное время года - осень.

Воспитатель: Ребята, а вы любите осень? За что? (Дети отвечают: «Осенью красиво. Много листьев. Ими можно пошуршать, поиграть». А играть вы любите? Давайте с вами поиграем в игру «Да - нет» и еще раз вспомним, что происходит осенью в природе.

Дидактическая игра «Да- нет». Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают:

Осенью цветут цветы? Да!

Тучки солнце закрывают? Да!

Холодный ветер прилетает? Да!

И букашки прилетают? Нет!

Звери норки закрывают? Да!

Урожай все собирают? Да!

Часто - часто льют дожди? Да!

Солнце светит очень жарко? Нет!

Можно детям загорать? Нет!

Ну а что же надо делать,

Куртки, шапки надевать? Да!

Воспитатель. Все верно ответили! Молодцы!

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

Воспитатель: Сначала давайте вспомним, кто же нас пригласил в гости.

Дети: Зайчик

Воспитатель: Отправляемся в путь.

Физкультминутка «По ровненькой дорожке». Дети строятся в колонну.

По ровненькой дорожке,

В лесок шагают ножки - раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед)

В яму - бух, (присаживаются на корточки)

Вылезли из ямы, (дети поднимаются).

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке (дети идут шагом)

Шагают наши ножки - раз, два, раз, два.

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в осенний лес. (На полу разложены цветные листочки). Посмотрите, как много на земле листочков, как будто все покрыто красивым, ярким ковром. А какого они цвета? (Ответы детей.) У нас есть и красные, и зеленые, и желтые листья.

Воспитатель: Как шуршат, шелестят осенние листья? (Дети изображают звук: «ш-ш-ш». Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Давайте поиграем с опавшими листочками.

Положите на ладошку листочек и попробуйте его сдуть. (Ребята выполняют дыхательную гимнастику «Сдуем листочки» 2-3 раза) - Ребята, посмотрите, нас кто-то уже встречает? (Воспитатель показывает игрушку Зайчик)

Дети: Зайчик.

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на Зайчика и скажите, какой он?

Дети: Серенький, ушки длинные, у него есть маленький круглый хвостик.

Воспитатель: А где живет зайчик?

Дети: В лесу.

Зайчик: Ребята, я очень спешу, мне пора возвращаться в осенний лес. Пора мне разноцветных листиков набрать, чтобы украсить мой дом. А как мой дом называется?

Дети: Норка.

Зайчик: Правильно. Молодцы!

Воспитатель: Давай зайка и мы тебе поможем. (дети соглашаются помочь)

Зайчик. Ребята, я приготовил для вас игру. У меня есть 3 корзиночки: красная, желтая и зеленая. Помогите мне разложить листочки в корзинки по цветам.

Проводится дидактическая игра «Разноцветные листочки». (Дети под музыку берут листочки и раскладывают их по корзинам) .

Зайчик: Молодцы, ребята! Я возьму эти листочки и украшу ими свой домик.

Воспитатель: Давайте сейчас с вами представим, что мы осенние листочки, которые играют с ветром. Поиграем?

Физкультминутка «Осенние листочки». Дети приглашают поиграть зайчика в игру. (Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)

Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Воспитатель: Ребята, а как называется пора, когда много-много листьев падает на землю?

Дети: листопад.

Воспитатель: Дети, скажите, а листья у всех деревьев одинаковые?

Дети: У всех деревьев разные листочки.

Воспитатель: Давайте вспомним, на каком дереве, какие листочки растут.

Дидактическая игра «С какого дерева листок». (Назвать листья, изображённые на картинке. Детям предлагаются кленовый, березовый и дубовый листья)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Зайчик: А сейчас мне пора к себе в норку. До свидания, ребята.

Дети: До свидания, зайка.

Воспитатель: Ребята, мы с вами попутешествовали по осеннему лесу. Полюбовались яркими картинами осени. Но пока мы с вами играли, листочки совсем облетели с деревьев. Как грустно стало в лесу! А я придумала, давайте мы нарисуем листья на деревьях. Для этого нам надо вернуться в группу.

Физкультминутка.

(Дети строятся в колонну и, повторяя слова, возвращаются на свои места.)

Вместе по лесу идем

Не спешим, не отстаем

Дружно, весело идем,

Скоро в садик мы придем, (обычная ходьба.)

Воспитатель: Вот мы и пришли. Теперь тихонько садимся за столы и с помощью красок будем творить чудеса. Но сначала подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Осенние листья».

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (сжимаем кулачки)

Красный листик,

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

Воспитатель раздает каждому ребенку листы бумаги с силуэтом дерева и показывает, как с помощью поролоновой губки и гуаши раскрасить осенние деревья. Просит показать сначала желтую краску, затем красную и зеленую. Воспитатель объясняет принцип рисования поролоном.

Воспитатель: Обмакиваю поролон в желтой краске, прикладываю к листу и сразу же убираю (отрываю, прикладываю - отрываю…

Затем тоже проделать с красным и зеленым цветом.

Самостоятельная работа детей. По ходу занятия воспитатель подходит к ребятам и помогает. В конце дети составляют из рисунков большую панораму и любуются красивым осенним лесом.

Итог занятия.

В конце занятия воспитатель задает вопросы детям:

Что вам больше всего сегодня понравилось на занятии?

А где мы были?

У кого мы побывали в гостях?

Что мы рисовали?

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, спасибо вам за ваши рисунки! Вы все сегодня замечательно работали. Молодцы!