Болезни Военный билет Призыв

Эффективность психологического преодоления. Проблема эффективности психологического преодоления. Простые психологические упражнения в борьбе со стрессом

Жизненный стиль не только формируется в трудных ситуациях, он в них и проявляет себя. Существуют различные способы преодоления жизненных сложностей (в психологии их называют coping strategies от английского «соре» ‑ преодолевать). Психологическое преодоление ‑ это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями (13). В широком смысле слова «coping» включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера ‑ попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Частично это понятие пересекается с понятием психологических защит, однако оно шире, потому что включает не только ментальную, но и фактическую реальность.
Но, насколько бы ни различались между собой индивидуальные формы психологического преодоления, они тяготеют к двум полюсам: 1) решение проблемы (объект-ориентированное преодоление), 2) изменение собственных установок в отношении ситуации (эмоционально-ориентированное преодоление). Классификации преодоления довольно ветвисты. К первому типу относят реальное решение проблемы, «выпрямление» ситуации, поиск дополнительной информации, обращение к социальной поддержке. Второй тип включает отвержение проблемы, намеренный отказ от поиска информации (подобно страусу, зарывающему голову в песок), понижение самооценки и на этом основании ‑ отказ от борьбы («это мне не по силам»), эмоциональную экспрессию (гнев, отчаяние, скорбь).
Некоторые авторы выделяют особо три способа эмоционально-ориентированного психологического преодоления: 1) самообвинение (blamed self), выражающееся в критике, сожалениях, поучениях и назиданиях самому себе; 2) избегание (avoidance), при котором человек продолжает вести себя, как если бы ничего не произошло; 3) предпочитаемое истолкование (wishful thinking) ‑ призрачные надежды, когда человек надеется на чудо.
Можно выделить также пять сфер жизнедеятельности человека, «подпитывающих» его действия в трудный период: 1) познание и представления, 2) чувства, 3) отношения с людьми, 4) духовность и 5) радости физического бытия. Критериями эффективности преодоления являются, во-первых, объективное разрешение проблемной ситуации и, во-вторых, восстановление психического благополучия человека: понижение тревожности, ослабление психосоматической симптоматики. Надежным показателем эффективности «coping» считается и ослабление чувства уязвимости к стрессам, исчезновение страха перед действительностью.
В настоящее время получены некоторые данные о средней эффективности различных форм coping. Наиболее действенным все-таки является объективное разрешение проблемы, основанное на активной, инструментальной жизненной позиции человека. Наименее эффективными, по мнению ряда авторов, являются избегание и самообвинение во всех вариантах, занижение своих возможностей и пр. Достаточно действенным представляется реальное преобразование ситуации или, по крайней мере, ее перетолкование. Вообще выражение чувств принято считать хорошим способом преодоления стресса; исключение составляет лишь открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности, но и сдерживание гнева, как показывают данные психосоматических исследований, представляет собой фактор риска для психологического благополучия человека (13).
Психологическое преодоление, является переменной, зависящей, по крайней мере, от двух факторов ‑ личности субъекта (за рубежом принято говорить о личностных ресурсах coping) и реальной ситуации. Некоторые авторы выделяют в качестве третьего фактора ожидаемую социальную поддержку, и это понятно: в зависимости от прочности психологического «тыла» человек может поступать решительно или, наоборот, избегать столкновения с реальностью. Очевидно, что сопротивляемость субъекта обстоятельствам может существенно меняться в зависимости от того, насколько угрожающей и управляемой представляется ему ситуация и как он оценивает свои возможности, т.е. опять же от его Я-концепции.
Существует зависимость психологического преодоления от пола, возраста и социальной среды человека. Женщины, испытывая подавленность, стремятся думать о возможных причинах своего состояния. Обращенность к причинам, стремление «тщательно обдумать», сопровождающееся из лишним фокусированием на проблеме, однако, увеличивает уязвимость женщин к депрессии. И в целом для женщин в трудных ситуациях более характерно пассивное приспособление и самоизменение, а также надежда и ожидание. Мужчинам, напротив, более присуще инструментальное отношение к миру, стремление его переделать, изменить по своему образу и подобию. Они склонны отгородиться от депрессивных состояний, концентрируясь на деятельности, вовлекаясь в физическую активность, чтобы вывести себя из негативных переживаний. Маскулинные и фемининные способы реагирования на стресс скорее всего являются результатом социализации, действия стереотипов, предписывающих мужчинам быть активными и успешными, а женщинам ‑ чувствительными и сопереживающими (13).
Что же касается возрастных закономерностей, то они связаны с реальной возможностью контролировать ситуацию. Поэтому активное психологическое преодоление характерно для людей молодого и зрелого возраста, а пассивное ‑ для детей и стариков, зависимость которых от мира выше в силу того, что они либо еще не приобрели, либо уже утратили часть жизненных сил. Примечательно, что обнаружена положительная связь между социальной компетентностью у детей и их устойчивостью к стрессам: если ребенок умеет попросить взрослого о помощи, негативных переживаний у него меньше.
В выборе способов психологического преодоления отмечается возрастная динамика следующего содержания: эмоционально-ориентированные формы с возрастом утрачивают популярность, сохраняя высокую частоту лишь у лиц с выраженной фемининностью, а проблемно-ориентированные, напротив, используются чаще, но их применение зависит от содержания проблем, с которыми сталкивается субъект. Так, если это сложности межличностного взаимодействия, то понятно, что эффективным признается по-прежнему эмоционально-ориентированный coping.
Для хорошего самоощущения желательно, чтобы проблемы, встающие перед человеком, слегка превосходили его реальные возможности. И если для активного человека среднего возраста уход от проблем является неконструктивным (потому что реальность будет вновь напоминать о себе, а нерешенные проблемы имеют свойство повторяться), то для старика стремление «перевернуть мир», вообще говоря, кажется уже суетным желанием. Так, среди пожилых пациентов одной из клиник было обнаружено, что каждый пятый считает самым эффективным способом излечения обращение к религии. Однако, несмотря на это, влияние ощущения независимости, связанного с возможностью совершения свободного выбора, на содержание Я-концепции также проявляется наиболее остро именно в периоды ограниченных возможностей ‑ в детстве и старости. Отмечено, что пожилые люди чувствуют себя намного счастливее и обладают большей продолжительностью жизни, когда они имеют возможность осуществлять личный выбор в текущих жизненных событиях, например, самим определять режим дня (когда вставать и ложиться, чем питаться и как проводить свободное время). Впрочем, известный геронтопсихолог Г.Томэ отметил, что по мере старения у человека расширяется репертуар используемых им способов психологического преодоления, и, таким образом, адаптированность к жизни возрастает.

Продолжение темы: Способы психологической защиты преодоление: флегматик . Излишние психологические защиты не дают человеку развиваться и добиваться успехов в жизни, их необходимо преодолеть.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога: «Статьи по психологии » Олега Матвеева, желаю всем психического здоровья.

В предыдущем посте мы говорили о способах преодолении психологической защиты у меланхолика , сегодня речь пойдет о флегматике.

Способы психологической защиты и ее преодоления — Флегматический темперамент

(темперамент человека)
У флегматика в способах психологической защиты выделяются подавление и сублимация.
(защита психики)

Только долгое суммирование позволяет флегматику либо блокировать (подавить) неприятную информацию, либо переадресовать ее из сферы действий социально не одобряемых в социально одобряемое русло (сублимировать).
(темперамент тест)

Психологическая защита — способы преодоления — упражнения для флегматика

Флегматику, чтобы преодолеть свои неосознанные и автоматические психологические защиты, следует применять следующие способы их преодоления

Способ подавления психологической защиты: Нивелируй влияние специфики эмоций - избыточную замедленность

Человек с темпераментом флегматика должен помнить, что его поведение в экстремальной ситуации может оказаться для окружающих и непонятным, и даже неприемлемым.

Действительно, при любой форме аргументации и нажима («Мы не успеем сдать работу», «Ты тормозишь работу всех остальных», «Руководитель фирмы недоволен твоим промедлением!») флегматик выполняет работу только так скоро, как привык, и делает только то, что ему сказали заранее, а лучше то, что было обозначено в инструкции. Это приводит коллег в ярость, тем более что даже в стрессовой ситуации подталкивать, угрожать или отстранять его бесполезно.

Сознавая причины такой конфликтной ситуации, флегматик должен объяснить, что все понимает и будет терпеливо ждать объективной, лучше письменной аргументации («Будьте так добры - предоставьте документы,при получении которых - как только, так сразу! В противном случае я, к сожалению, ничего изменить не смогу»).

2. Постигай навыки эмпатии и тактичного общения.

Реагирующий слишком замедленно для того, чтобы чувствовать собеседника и проявлять в общении такт, флегматик нередко попадает впросак. Ему нужен профессиональный тренинг общения и даже некоторые привычные и опробованные схемы его организации.

Способ подавления психологической защиты: Нивелируй влияние скорости динамики переключения.

1. Обеспечь себе время, достаточное для усвоения информации.

Когда другие сотрудники уже все поняли и приступают к работе, флегматик только начинает сознавать, что следует уточнить и какие вопросы задать, чтобы начать построение плана действий. Ему необходимо спокойно и взвешенно «переварить» аргументацию.

Предотвращение вторжения подавления и сублимации, типичных для него форм защиты, требует достаточно длительного временного накопления и суммирования соответствующих сигналов, с тем чтобы они превзошли личностный порог. Поэтому он сам должен резервировать себе время на четкое планирование и структурирование своих действий. Однако свое стремление действовать только после разработки намеченной программы не обязательно демонстрировать, так как подобная систематичность может представляться окружающим непомерной и раздражать.

2. Представь себе новую задачу как развитие старой, займись построением графы своих подзадач.

Обладатель флегматического темперамента убежден, что в спешке невозможно придумать и сделать ничего существенного. Он считает, что задача долго должна произрастать изнутри и только потом ее можно воспринять как отвечающую серьезным внутренним запросам и способствующую вдохновению. При такой позиции он плохо переносит расставание с каждой предыдущей задачей и необходимость переключения на новую, требующую заново выстраивать все планирование.

Но совсем другое дело, когда задача не принципиально другая, а родственная предыдущей и требует лишь некоторой корректировки планов. Поэтому для флегматика так полезно представить ситуацию как развитие или продолжение старой.

3. Учитывай роль возраста партнеров по общению.

К старости представители всех темпераментов несколько сдвигаются от холериков к флегматикам. В связи с возрастным замедлением реакций увеличивается и учитываемый при построении стратегий поведения интервал прошлого. Вследствие этого возникает возможность синтезировать события более длительных временных периодов, чем в юности.

Пролонгируя больший интервал прошлого, даже пожилые холерики способны заглянуть в более далекое будущее. Поэтому, просчитывая возможное поведение личности, необходимо учитывать не только темперамент, но и возраст.

Желаю всем психологического благополучия!


Психологическая помощь: психолог онлайн

Бесплатная консультация психотерапевта — предварительно.

Понятию “психологическое преодоление” (coping) в зарубежной психологии посвящено значительное количество работ. Русскоязычные психологические журналы начали публиковать статьи по этой проблеме в конце 90 годов, которые опирались на исследования западных ученых.

Прежде чем рассматривать проблему преодоления следует на наш взгляд ответить на ряд вопросов: Когда возникает необходимость преодолений? Что мы преодолеваем? Какова природа критических ситуаций?

Стратегия преодоления, возникает, включаются (или не включаются): а) при столкновении личности с новыми для этой личности требованиями; б) когда ранее усвоенные и привычные формы реагирования уже не срабатывают; в) когда субъект сталкивается с невозможностью реализации своих планов и намерений, стремлений и ценностей.

Определение критической ситуации дает Ф.Е. Василюк: “Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)”

Кризисные, жизненные ситуации описываются следующими понятиями: стресс, конфликт, фрустрация

Понятие “coping” происходит от английского “соре” – преодолевать и по содержанию оно ближе к понятию “адаптация”, которое в отечественной психологии до последнего времени применялось чаще.

Распространенность понятия “coping” объясняется рядом тенденций современной психологии.

Во-первых, освоением отечественными психологами теоретических концептов К. Левина и прежде всего понятия “психологическое жизненное пространство”. В понятии «психологическое жизненное пространство» ключевое место занимает концепт взаимосвязи личности и ситуации. Положение о том что ситуация определяет логику поведения человека требует уточнения. Ситуация влияет на возникновение у человека соответствующей диспозиции. Отсюда важное положение: существует тенденция к некоторой конгруэнтности между личностными диспозициями и ситуативными стратегиями, приводящая к тому, что люди с определенными типами диспозиций будут выбирать определенные типы социальных ситуаций и определенные стратегии поведения в этих ситуациях.

Во-вторых, большее внимание ученых к идеографическому подходу в психологии. Идеографический подход при объяснении поведения человека акцент делает не на параметры ситуации как таковой, а на характеристику восприятия, понимания и истолкование этой ситуации (К. Левин, Х. Томе, Л.И. Анцыферова).

Преодоление – индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями (С.К. Нартова-Бочавер).

Главная задача преодоления удержать человека в состоянии психического равновесия, когда он попадает в ситуацию неопределенности.

Выделяют модусы психологического преодоления: направленного на решения проблемы или на изменение собственных установок в отношении ситуации

Существует большое число классификаций , которые иногда дополняют друг друга, иногда противоречат. Так, говоря о чисто когнитивных стратегиях, выделяют: ищущие информацию и “толстокожие, “закрытые” для нее (E. Koplik). K. Parkers обращает внимание на прямое и психологическое подавления и на вытеснение фрустрирующих факторов.

Billings, R. Moos предлагают для рассмотрения три способа психологического преодоления: оценка ситуации, вмешательство в ситуацию и избегание.

Более развернутую классификацию предложил H. Weber: 1) реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы; 2) поиск социальной поддержки; 3) перетолкование ситуации в свою пользу; 4) защиту и отвержение проблем; 5) уклонение и избегание; 6) сострадание к самому себе; 7) понижение самооценки; 8) эмоциональную экспрессию. Данная классификация не предел. Так C. Carver, M. Scheier выделяют 14 модусов психологического преодоления, а H. Thomae, анализируя жизненный путь нескольких возрастных групп, выделил 20 типичных реакций психологического преодоления.

Опубликован Бернский вопросник “способы преодоления критических ситуаций” в котором перечислено тридцать следующих стратегий: отвлечение (П1), альтруизм (П2), активное избегание (П3), компенсация (П4), конструктивная деятельность (П5), концентрированное расслабление (П6), самоизоляция (П7), солидарность (П8), поиск выхода из сложившейся ситуации (П9), обращение за поддержкой (П10), переключение (К1), восприятие ситуации в черном цвете (К2), принятие, стоицизм (К3), игнорирование деятельности (К4), сохранение самообладания (К5), юмор, ирония (К6) анализ проблемы (К7), относительность (К8), религиозность (К9), мыслительная жвачка (К10), осмысление (К11), повышение самооценки (К12), возмущение, жалость к себе (Э1), эмоциональная разрядка (Э2), изоляция, подавление (Э3), оптимизм (Э4), пассивное сотрудничество (Э5), безропотное смирение, фатализм (Э6), самообвинение (Э7), поиск виновных, ярость (Э8).

Всего опросник предлагает оценить поведение по 30 возможным вариантам, способам преодоления критических ситуаций. Обозначенные формы преодоления кризиса связаны с одним из трех уровней: с поведением (П), с когнитивными схемами (К) и с эмоциями (Э).

Классификация видов психологического преодоления, как справедливо отмечает С.К. Нартова-Бочавер, дело будущего. Она предлагает следующие возможные основания для классификации:

1) Ориентированность, или локус coping (на проблему или на себя).

2) Область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представления или чувства).

3) Эффективность. Приносит стратегия желаемый результат или нет.

4) Временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней).

5) Ситуации, провоцирующие coping-проведение (кризисные или повседневные).

Сам термин совладающего поведения в отечественной психологии не так давно - в 90-е годы. Первые исследования в этом направлении проводили: В. С. Мерлин, К. К. Платонов, Л. И. Уманский, Л. И. Анцыферова, Б. М. Теплов. Так же свой вклад внесли и такие ученые как: Л. Г. Дикая, В. И. Суслова, Н. А. Сирота, Р. К. Назыров, В. М. Ялтонский, С. К. Нартов-Бочаров, А. А. Бородина и др. В основном в этих исследованиях проводился анализ различных наработок зарубежных авторов. Большинство исследований по проблемам совладания носит теоретико-аналитический характер .

Приведем наиболее известные и значимые исследования в этой области.

В современной отечественной психологии ведутся исследования, направленные на выявление личностных характеристик, отвечающих за успешную адаптацию и совладание с трудными жизненными ситуациями в разных сферах жизнедеятельности. К личностным копинг-ресурсам относят: Я-концепцию, восприятие социальной поддержки, локус контроля, эмпатию, низкий нейротизм, аффилиацию и другие психологические характеристики. С когнитивной сферой связаны такие стратегии, как отвлечение и проблемный анализ, с эмоциональной -- эмоциональная разрядка, пассивное сотрудничество, оптимизм, сохранение самообладания, с поведенческой -- отвлечение, активное избегание, альтруизм, конструктивная активность, поиск поддержки.

Л.И. Анцыферова в своей ценностно-смысловой теории описала динамику копинг-поведения. Она исследует динамику сознания и действия личности в трудных жизненных ситуациях, которые, по ее мнению, являются результатом психической переработки человеком жизненных событий с позиций своей, лишь частично осознаваемой, индивидуальной картины мира. Совладание, по ее мнению, нужно понимать как упрощенное определение трудных жизненных ситуаций, которые понимаются как обстоятельства жизни, требующие от человека таких действий и условий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. При рассмотрении сложных жизненных ситуаций, нужно учитывать главное - ценность, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена. Именно потеря ценности и делает ситуацию стрессовой. Для того чтобы сохранить, защитить, утвердить данную ценность, человек использует разнообразные приемы изменения ситуации. Так, чем более значимое место в смысловой сфере личности занимает находящийся в опасности объект и чем более интенсивной воспринимается личностью угроза, тем выше мотивационный потенциал совладания с возникшей трудностью.

Согласно данной теории, реакция на травмирующее событие протекает поэтапно. В начале человек реагирует на сенсорном уровне -- наблюдается состояние оцепенения. На втором уровне оно сменяется активностью личности - когнитивным оцениванием. Это процесс распознания особенностей ситуации, выявления негативных и позитивных ее аспектов, определения смысла и значения происходящего. Выбор стратегии совладания с травмирующим событием, сложной жизненной ситуацией, зависит от уровня развития данного механизма, от умения человека с разных точек зрения рассматривать трудную ситуацию и применять приемы ее переоценки. Основной целью и результатом когнитивного оценивания можно считать заключение человека о способности контролировать данную ситуацию. В случае, когда человек считает ситуацию подконтрольной, включаются конструктивные стратегии совладания. Наоборот, ощущение фатальности, власти ситуации над человеком приводит к внешнему локусу контроля и, как следствие, выбор стратегий избегания, подавления, невозможности отказаться от использования психологических защит. Анцыферова

Относительно самого когнитивного оценивания можно сказать следующее. В.А. Бодров выделяет следующие факторы оценки события как стрессогенного:

· эмоции, связанные с данным событием. Причем, эмоции могут быть как резко отрицательные, так и положительные высокой интенсивности.

· неопределенность ситуации, вызванная дефицитом информации или непредсказуемостью. Необходимость действовать в ситуации неопределенности, нехватки сведений, повышает вероятность ошибки, снижает эффективность деятельности, тем самым вызывая повышенную тревожность субъекта.

· значимость события, отражающая степень его опасности для человека (или окружающих) и важность для достижения конечного результата. Значимость может быть высока как в прямом смысле -- если речь идет о какой-либо чрезвычайной ситуации, так и в переносном -- если речь идет исключительно о субъективной значимости ситуации.

В работе Ф.Б. Березина изучена корреляцию ощущения угрозы с личностной тревожностью и предшествующим опытом человека. Автор делает вывод, что «возникновение психического стресса в определенной ситуации может отмечаться не в силу ее объективных характеристик, а в связи с субъективными особенностями восприятия и сложившимися индивидуальными стереотипами реагирования» [Битюцкая]

Также, Л.И. Анцыферовой принадлежит классификация стратегий совладания, среди которых:

· преобразующие стратегии совладания-- предполагается, что человек воспринимает ситуацию как проблему, которую можно положительно решить, а именно: намечает цели, намечает план решения, способы их достижения. Предполагается, что действия могут быть не только практическими, но и вербальными, либо представлять собой переосмысление проблемы. Эти стратегии делятся на: «сравнение, идущее вниз» - человек сравнивает себя с теми, кому еще хуже «сравнение, идущее вверх» - человек вспоминает о своих успехах в других областях, «антипицирующее совладение» и «предвосхищение печали» - человек психологически подготовиться к предполагаемым проблемам.

· приемы приспособления -- изменение отношения к ситуации, либо работа над собственными качествами. Здесь выделяют: позитивное истолкование, ролевое поведение, идентификация личности с более удачными людьми.

· вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий - разнообразные техники борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванные неустранимыми с точки зрения субъекта негативными событиями. Например, уход или бегство в трудной ситуации, который может осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме. Следует упомянуть, что есть ситуации, когда уход может быть оправданной и конструктивной стратегией жизни. Однако бывают случаи, когда человек не может ни практически преобразовать проблему, ни уйти от источника опасности и страданий. Тогда чаще всего человек выбирает стратегии, основанные на эмоциях, - стратегиям психологической борьбы со своими негативными эмоциями и болезненными ощущениями. Эти приемы неконструктивны в том смысле, что не устраняют проблемы, но все же они адаптивны, поскольку облегчают психологическое состояние. Неконструктивными стратегиями поведения также являются различные способы психологической защиты.

· образование двух жизненных миров и раздвоение сознания под влиянием массовых бедствий - это, скорее, защитное поведение, позволяющее выжить в невыносимых условиях. Человек, прошедший войну или переживший длительное стихийное бедствие в дальнейшем испытывает серьезные трудности в адаптации к обычной реальности. Это приводит к отчуждению, замкнутости, непониманию. В сознании человека образуются два мира -- обычный и экстремальный. Причем, последний считается привычным и нормальным.

· влияние особенностей личности на выбор стратегий и успешность совладания-- конечно же, разные люди склонны к выбору тех или иных стратегий изначально. Сильные и энергичные холерики имеют склонность к выбору активных стратегий, слабые меланхолики -- пассивных. Кроме того, на выбор влияют и условия жизни. Человек, привыкший к борьбе с трудностями, скорее всего найдет способ преодолеть еще одну жизненную ситуацию. Имеет значение и локус контроля, и самооценка и мировосприятия .

Выделяют несколько подходов к определению стратегий совладания. Например, Р.М. Грановская и И.М. Никольская разделяют стратегии совладания следующим образом:

· Поведенческие -- любые поведенческие акты, позволяющие нейтрализовать очаг напряженности, устранить мышечные зажимы, снять психологическое напряжение.

· Эмоциональные - предполагается снятия очага напряжения методом эмоциональной разрядки, а также с помощью социальной поддержки.

· Познавательные -- снятие напряженности методом изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня контроля.

Р. М. Грановская и И. М. Никольская в своих исследованиях проанализировали специфику основных копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у детей, раскрыли их содержание и особенности совладания у детей в зависимости от возрастных, половых и личностных характеристик [Никольская]

А. В. Либиным, в рамках дифференциальной психологии, была создана структурно-функциональная модель поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Он исследует важность положительных эмоций в плодотворном преодолении проблем. А.В. Либин считает психологические защиты и совладание различными стилями реагирования. Стиль реагирования, по его мнению, представляет собой вариант индивидуального поведения, характеризующий способы совладания человека с возникающими сложными ситуациями. Данное поведение может реализовываться в форме психологической защиты от неприятных переживаний, а также в виде реальной активности человека, направленной на решение проблемы. Стили реагирования являются промежуточным звеном между случившимися стрессовыми событиями и их последствиями в виде психологического дискомфорта, тревожности, соматических расстройств, сопутствующих защитному поведению, или же характерных для совладающего поведения душевного подъема и радости от успешного решения проблем.

С.К. Нартова-Бочаверисследует обусловленность выбора психологического преодоления жизненных проблем половыми стереотипами. Кроме того, ей принадлежат работы по сопоставлению возраста и выбора копинг-стратегии. А также, на выбор способа преодоления, по ее мнению, влияет принадлежность человека к тому или иному социуму. Сам копинг представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Психологическое предназначение совладания состоит в том, чтобы наилучшим образом адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом нейтрализовать стрессогенный эффект проблемы .

С. В. Фроловой принадлежат работы по исследованию стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте. Она делит стратегии преодоления на несколько типов:

· Стратегия типа "А" поведенческого копинга: адаптивные - активное преодоление, альтруизм, частично адаптивные - поиск социальной поддержки, отвлечение, неадаптивные - изоляция, компенсация с использованием допинговых средств, уход от реальности.

· Стратегии типа "Б" когнитивного копинга: адаптивные - поиск решения проблемы, придание смысла, частично адаптивные - ориентация на мнение других, сохранение апломба, отрицание, неадаптивные - уход от проблемы, растерянность.

· Стратегии типа "В" эмоционального копинга: адаптивные - эмоциональное сосредоточение, частично адаптивные - поиск эмоциональной поддержки, эмоциональная разрядка, неадаптивные - подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность.

Ю. В. Постылякова, изучая особенности ресурсов совладания со стрессами в разных видах профессиональной деятельности, отмечает, что в ситуациях, не поддающихся воспринимаемому контролю личности, могут быть использованы адаптивные стратегии избегания или эмоционально-ориентированная стратегия совладания со стрессом.

Самоконтроль, по мнению В. Н. Мясищева, входит в число тех черт, которые лежат в основе адекватных поведенческих реакций человека на внешние воздействия и являются чрезвычайно важными в плане разграничения нормы и патологии. Выдвинутое С.Л. Рубинштейном положение о внутренней эмоциональной регуляции деятельности базируется на признании органической включенности эмоции в ткань потребности, на раскрытии единства и взаимопроникновения эмоционального и мотивационного .

В целом, несмотря на многочисленные серьезные исследования, до сих пор имеются концептуальные и эмпирические трудности в объяснении совладающего поведения. Открытым остается вопрос об эффективности копинга. «Следует особо отметить, что совладание - это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. Не существует таких стратегий, которые были бы эффективны во всех трудных ситуациях»

За последние годы собрано много материала по проблеме копингов. Вместе с тем, она вызывает все больший интерес ученых, т.к. копинг рассматривается как один из важных процессов социальной адаптации.

Рассматривая проблему эффективности психологического преодоления травматических событий, следует остановиться, прежде всего, на критериях эффективности.

Можно выделить несколько критериев эффективности coping.

Личностный критерий. Происходит заметное понижение уровня невротизации личности, выражающейся в снижении депрессии, тревожности, раздражительности и психосоматической симптоматики.

Адаптационный критерий. Надежным критерием эффективности coping можно считать и ослабление чувства уязвимости к стрессам, повышение адаптационных ресурсов.

Выделенные критерии эффективности coping редко проявляются в чистом виде: например, решение эффективности на личностном уровне “тянет” за собой и остальные два критерия.

Обусловленность полоролевыми стереотипами. Женский тип преодоления трудностей преимущественно эмоциональный, мужской - инструментальный, путем преобразования или перетолкования внешней ситуации.

Эффективность основных стратегий преодоления.

Эффективные стратегии: реальное преобразование ситуации или, по крайней мере, ее перетолкование. Изменение ситуации это не столько переделка внешнего мира, сколько изменение отношения к этому миру, что и ведет за собой изменение ситуации. Фрагмент действительности становиться ситуацией (здесь лучше все же использовать термин “событие”) только тогда, когда он включен субъектом в свой жизненный путь.

К неоднозначным стратегиям относят эмоционально-экспрессивные формы преодоления. Общее положение звучит следующим образом: выражение чувств достаточно эффективный способ преодоления стресса. Психологов, педагогов учат обращать внимание на поведение человека в горе. Так, аффективное поведение - признак выздоровления, замкнутость - тревожный признак. Однако, в этом положении есть исключение. Открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности не является эффективным. Вместе с тем и сдерживание гнева представляет собой фактором риска, так как нарушает психологическое благополучие человека.

Фактором риска является стратегия самообвинения

1. Основные понятия кризисной психологии: «кризис», «событие», «кризисное событие», «психологическая травма».

2. Два подхода к описанию личностного развития: возрастные закономерности и возрастные особенности (динамические принцип).

3. Понятие переживание как основной единицы внутренней жизни личности.

Понятие психологическое преодоление (copoing-стратегии).

Эффективность основных стратегий преодоления.

Литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.-229 с.

Бохан Т.Г. Онтогенетический подход к проблеме преодоления критических ситуаций в отечественных и зарубежных исследованиях // Сибирский психол. журн.-Томск, 1999.- Вып.10.- С.40 - 45.

Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) - М.: Изд-во МГУ, 1984.

Карцева Т.Б. Понятие жизненного события в психологии // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. – М.: Наука, 1990.

4. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - М., 1992.

Ливерхуд Б. Кризисы жизни. Шансы жизни. - Калуга: Духовное познание, 1994

Нартова-Бочавер С.К. ”Coping behavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал.- М.1997. - Т. 18, - № 5.-С. 20-51.

Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм.- МН.: НИО, 1999-55.с.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

В кризисную психологию

Введение в кризисную.. i предмет и задачи кризисной психологии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В кризисную психологию
Курс лекций Минск 2002 Курс лекций “Введение в кризисную психологию” первое в отечественной психологии попытка осмы

Предмет и задачи кризисной психологии
Современная социально-экономическая и культурологическая ситуация развития человека во многом противоречит привычным способам построения стратегий поведения исходя из природных (био

Система основных понятий кризисной психологии
2.1. Кризисное событие Анализ понятий “кризис”, “экстремальная ситуация”, “событие“, “кризисное событие”. Понятие«Кризис» (от гре

Психическая травма
Особое место занимают события, имеющие для психики человека травмирующий характер: угроза собственной жизни, физические травмы. Понятие “психологическая травма” не имеет четкого опр

Скорбь как процесс переживания
Скорбьэтопроцесс переживания состояния потери, смерти близких людей. Процесс скорби описан как феномен, состоящий из трех стадий: первая стадия включает в себя шок и отказ верить в

Антропологическая катастрофа
Понятие “антропологическая катастрофа” до последнего времени (конец XX века) чаще являлось объектом внимания писателей фантастов. Это они предсказывали, что произойдет с человеком, если он доверит

Антропологическая катастрофа как потеря личностной целостности
Язык философа сложен и метафоричен и для пояснения своих мыслей он пользуется притчами и иносказаниями, которые в свою очередь требуют прояснения. Метафору “черная дыра“ М. Мамардаш

Принцип Декарта
Основной принцип Декартовой философии можно выразить формулой «Cogito ergo sum» - мыслю, следовательно, существую, фраза, которая была положена им в основание человеческой возможнос

Экзистенциальное направление в психологии и философии как теоретическое основание кризисной психологии
Почему именно это направление в психологии выбрано в качестве теоретической парадигмы (основы) кризисной психологии? Кризисная психология рассматривает человека в ситуации кризиса основ ег

Основные положения экзистенциальной психологии
В центре внимания экзистенциальной психологии категория личности. В этом ее принципиальное отличие от других психологических подходов и теорий. Известно, что бихеви

Экзистенциальный анализ
Экзистенциальный анализ базируется на следующих принципах рассмотрения и определения личности: а) динамический, б) базисные проблемы существования, в) внутриличностный конфликт межд

Характеристика экзистенциональных тревог
В четвертой теме раскрывается содержание понятие экзистенциональная тревога, дает систематика базисных тревог. Психотерапевтическая теория тревоги сегодня находится в трудн

Тревога судьбы и смерти
Эта пара экзистенциальных тревог наиболее основополагающая, наиболее универсальная и наиболее неотвратимая. Любые попытки доказать ее несостоятельность бесперспективны. Даже предста

Тревога вины и осуждения
В экзистенциальной психологии«вина»имеет иной смысл, чем в традиционном психологии, где она обозначается как эмоциональное состояние, связанное с переживанием непра

Чувство вины
Существует несколько точек зрения на проблему чувства вины. Понимание чувство вины восходит, как и многое в современной практической психологии ориентированной на психологическую п

Тревога пустоты и отсутствия смысла
Все большее число людей охватываются чувством бесцельности и пустоты, или, как определил данное состояние В. Франкл -экзистенциальным вакуумом. Основатель третьей венской школы, В.

Взаимосвязь страха и тревоги
Тревога и страх имеют общую онтологическую основу, но они различны. Страх имеет определенный объект. Этот объект можно увидеть, встретить проанализировать,

Тревога стремится превратиться в страх
В событиях жизненного пути, нередко, возникают ситуации, когда тревога стремиться в страх. Почему это неотвратимое стремление преследует человека на протяжении всей его жизни? Человек – существо ко

Психотерапевтическая теория невротической тревоги
Сегодня существуют психотерапевтические теории объясняющих происхождение невротических тревог, тревог возникающих в результате случайных происшествий в человеческой жизни. Все эти т

Основы логотерапия
Человек - это больше, чем психика: человек - это дух В. Франкл Основы логотерапии заложены В. Франклом - основателем третьей венской школы, челов

Характеристика смысла
Дадим характеристику понятия «смысл» так, как его понимает и интерпретирует В. Франкл. Смысл относителен постольку, поскольку он относиться к конкретному ч

Система ценностей осмысленной жизни
Итак, смысл уникален и неповторим, человек сам ответственен за поиски своего смысла. Так считает ученый, написавший книгу “Человек в поисках смысла”, однако это не помешало ему дать содержательную

Учение о свободе воли
В основе логотерапии лежат две фундаментально-антропологические характеристики человеческого существования: способность к самотрансцендентности и способность к самоотстране

Экзистенциальный вакуум
Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масшт

Логотерапевтическая теория неврозов
Прежде всего, дадим определение трем патогенным паттернам реагирования. Первый патогенный паттернреагирования, В. Франкл назвал фобией или страхом ожидания

Методы помощи человеку в ситуации ноогенного невроза
Отметим основные психотерапевтические стратегии в работе с клиентом в ситуации потери смысла жизни. «Настрой» терапевта Когда психолог имеет дело

Различение смысла (переосмысление)
В. Франкл призывал уловить некий общий паттерн, смысловой рисунок в трагических событиях жизненного пути. От психолога требуется большой изобретательности. Приведем один из случаев В. Франкла, кото

Дерефлексия
Стратегия дерефлексии достаточно проста. Она предлагает пациенту отвлечься от собственного «я», от своей дисфории, от источника своего невроза и переключиться на сохранение части собственной личнос

История создания теории
Современное представление о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) сложилось окончательно к 1980-м годам, однако информация о воздействии травматических переживаний фикси

Этиология
В основе этиологии ПТС, по мнению большинства исследователей этого вопроса, лежит психическая травма, событие, способное вызвать психический стресс. Во всех случаях событие, ставшее

Б. Вызванные человеком
несчастные случаи: а) на транспорте (дорожном, железнодорожном, водном, авиа); б) в промышленности; в) взрывы (химические, на шахтах, военных складах); г) пожары

Симптоматика
Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства наиболее полно представлены в классификации болезней DSM-III-R и DSM-IY . А. Событие. Посттравматичес

Эпидемиология
Распространенность травматического стресса зависит от ряда факторов: частоты травматических событий, от географических регионов, в которых особенно часто происходят природные катаст

Анализ методов диагностики
Основным инструментом дифференциальной диагностики всего комплекса расстройств по критериям DSM-III-R, в том числе ПТС, является метод структурированного клинического интервью – СКИ

Травматический стресс и крушение базовых иллюзий
Психологическое состояние людей после катастрофы имеет общие характеристики, выходящие за рамки психологических состояний Так, у пострадавших формируются установки жертвы.

Проблема формирования ответственности в посттравматической ситуации
Проблема психологической помощи - достаточно известная и вместе с тем мало разработанная область в отечественной психологии. Сущность психологической помощи человеку заключается в том, что

Симптоматика последствий продолжительных издевательств
История жестокого обращения, особенно в детстве, по-видимому, является одним из основных факторов, способствующих тому, что человек становиться психиатрическим пациентом. Большая доля (40-70%) взро

Диссоциация
Во время длительного заключения и изоляции, некоторые узники развивают у себя способность к вхождению в состояние транса, которое обычно бывает только у очень гипнабельных людей, включая способност

Триада выжившего
Есть люди с сильной и безопасной системой веры, которые могут выдержать все тяготы длительного, жесткого обращения и выйти из них целыми и невредимыми с непоколебимыми убеждениями. Однако таких люд

Патологические изменения во взаимоотношениях
Методы установления контроля над другими людьми базируются на систематическом, повторяющемся нанесении психологической травмы. Эти методы спланированы так, чтобы исподволь постепенно внушать челове

Патологически изменения в индивидуальности
Взаимоотношения принудительного контроля порождают ярко выраженные изменения в индивидуальности жертвы. Все структуры этой личности - отношение к собственному телу, внутреннее восприятие других люд

Явление терроризма
Основные характеристики терроризма. 1. Отсутствие предупреждения. Предупреждение позволяет человеку предпринять защитные психологические или физические действия 2. Серьезная угроз

Социальные последствия терроризма
Социальные последствия – это различные виды убытков, нанесенных собственности индивида. Человек сталкивается с проблемой отсутствия лица или организации, которые бы выплатили компенсацию. Признание

Фазы детского горя
Джон Боулби, известный психиатр и специалист по утрате и отделению у детей, описывает 3 фазы детского горя, сходные с 3 фазами траура у взрослых. Он называет 1 фазу фазой протеста,

Возрастные особенности переживания горя
1. Реакция на смерть различны в зависимости от возраста или стадии развития ребенка. Психолог Мария Нади описывает следующие различия в детских реакциях на смерть в зависимости от п

Самосознание и проблемы, возникающие в горе
Почему мы скорбим? Существует ли цель в переживании горя? Это процесс предоставляет человеку возможность - хотя и мучительную - вникнуть в свой опыт и интегрировать его в "Я-ко

Принцип нормализации
Состояние после психологической травмы требует от личности больших усилий, чтобы выйти на привычный уровень жизнедеятельности, так как человек склонен путать необычность своей реакции на травму с н

Подходы к коррекции Травматического стресса
В работе с посттравматическими состояниями очень важен междисциплинарный подход. Помощь может начинаться с организации самопомощи, с проведением кризисной интервенции, с борьбы за р

Сущность стратегического (превентивного) подхода
Сущность превентивного подхода в психотерапии кризисных состояний. Принципы превентивного подхода: немедленная помощь; близость к месту события; установка на положительные результат

Программы кризисной интервенции, психологической помощи и поддержки
Психологическая помощь в кризисной ситуации объединяет термин интервенция, кризисная интервенция. Интервенция означает вмешательство. Кризисная интервенция - это скорая психологичес

Психологический дебрифинг
Психологический дебрифинг есть форма кризисной интервенции, особым образом организованное обсуждение в группах людей, совместно переживших стрессогенное, кризисное событие. Цель

Программа преодоления психических травм детства
Данная программа основана на актуализации, “вызове” прошлых психологических травм, среди которых особое место занимают травмы детства. Цель программы: Сниж

Как сформировать группу поддержки
Ведущий группы является единственным лицом, ответственным за создание и сбор группы. Изрядная доля работы по поддержанию существования группы приходится еще на период до первой встречи, и от умения

Принципы работы в группе поддержки
Принципы работы группы поддержки имеют некоторые отличия от правил работы, принятых в психотерапевтических группах: 1. Принцип личной безопасности (в психотерапевтических группах он имеет

Требования к ведущему группы
Существуют общие требования к личности ведущего группы: искренность, личностную интегрированность, терпение, смелость, гибкость, теплоту, умение ориентироваться во времени и самопознание.

Группы поддержки ребенку в горе
Дети, встречаясь в группе, друг с другом, получают возможность уви­деть, как в зеркале, в других свои собственные переживания и осознать связь между своими ощущениями и смертью родн

Группа поддержки взрослым в горе
Приведем содержание 10 занятий группы поддержки. Занятие 1..На первом занятии важно установить атмосферу личной безопасности. Атмосфера покоя обеспечивается следующими пре

Основные направления и принципы психологического просвещения
Многие из социальных факторов оказывают положительное воздействие на человека и способствуют его личностному развитию. Но среди них есть такие, которые действуют на индивида негатив

Глоссарий
Система основных понятий кризисной психологии призвана описать психологическое состояние и особенности поведения человека после катастрофы, кризисного события. Создание категориальн

Трансценденция
Тревога –чувство страха и дурных предчувствий от осознания того, что конструкт для объяснения событий отсутствует. Травма психологическая (психическая) -

Темы контрольных работ
по курсу «Введение в кризисную психологию» 1. Сущность антропологической катастрофы. 2. Антропологическая катастрофа как потеря личностной целостности 3.

Слова для описания чувств
Счастливый Злой Грустный Беззаботный Неистовый Кислый Искренний Раздр

Когда следует обратиться к психологу
(Памятка для человека, переживающего горе) Признаки искаженного (патологического) горя Здоровое горе Настойчивые мысли о

У вашего горя есть начало, есть цель и есть конец
Горе это такая работа, которую необходимо сделать. Это не самая приятная работа в твоей жизни. Но вспомни, всегда ли тебе приходилось в жизни выполнять приятную работу. Мыть грязную

Ты отвечаешь за свою жизнь даже тогда, когда ее посетило горе
Итак, мы определились в мысли, что в случившемся событии нет твоей вины. Ты не отвечаешь за кризисное событие твоей жизни. За что ты продолжаешь отвечать так это за свою жизнь, которая теперь не та

Просить помощь это не всегда свидетельство слабости
Следует помнить, что работа над горем не делается в одиночку. Что выйти из грусти, отчаяния, депрессии вам нужна поддержка, вам нужны другие люди. Человек ч

Сильным, умудренным и зрелым
Что нужно делать и Чего не нужно делать НЕскрывайте своих чувств. Проявляйте ваши эмоции и давайте возможность вашим друзьям обсуждать их вместе с в

Обряд плача как форма психотерапии
Плач как обязательная ритуальная техника предписывается человеку в строго ограниченных жизненных ситуациях. Эти ситуации очень разные и, на первый взгляд, видимой связи между ними не наблюдается (н

А. Травмирующее событие
И вот приговоренные на месте казни. «Несколько барабанов вдруг ударили с двух сторон, и Пьер почувствовал, что с этим звуком как будто оторвалась часть его души. Он потерял способность думать и соо

Б. Ощущения Пьера (симптоматика)
Вместе со звуком барабана Пьеру показалось, что «будто оторвалась часть его души». Он потерял способность думать и соображать, мог только видеть и слышать. Но видеть, что происходило, у Пьера не бы

Сеанс психотерапии
После страшного события Пьера Безухова переводят в барак для военнопленных. «Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза. Но только что он закрывал глаза, он виде

Сессия 1. Отреагирование
Установлено, что наиболее сложно для человека, пережившего травму, это иметь возможность выговориться, рассказать кому-нибудь о том, что с ним случилось, отреагировать. Отреагирование, как справедл

Шаг 2. Снятие уникальности
П.К.Продолжал говорить тем же приятным голосом: «Э, соколик, не тужи: час терпеть, а век жить! (В данной ситуации иногда важно не то, что говорит психотерапевт, а как он это говори

Сессия 2. Поиск ресурсов в прошлом (регрессия)
Поиск ресурсов в прошлом, или метод «регрессии», заключается в просмотре предыдущей жизни с целью поиска там надежных, устойчивых «якорей», за которые можно зацепиться и тем самым сделать осмысленн

Сессия 3. Реконструкция личности
П.К.(о детях) Что ж, люди молодые, еще, даст бог, будут. Только бы в совете жить... П.Б.Да теперь все равно. П.К.Эх, милый челов

Этапы выздоровления Пьера Безухова
I. Четыре недели спустя Пьер по-прежнему в плену. Он уже не тот: выражение глаз его стало твердым, спокойным. Изменение коснулось прежде всего его взгляда. «Прежняя его распуще

Детское понимание смерти
Детское понимание смерти следует за умственным развитием и формируется постепенно. Недостаточное понимание обычно у детей до 5 лет. « Юн хочет, чтобы мы приготовили Агнес комнату в новом д

Детские реакции на горе
Когда дети узнают о смертном случае у них, как и у взрослых, может возникнуть желание нереальности и сомнения. И тогда они вообще не показывают никаких сильных чувств. Иногда их реакция выражается

Тревожность
Четырехлетний Андреас не выпускает своих родителей из поля зрения с тех пор, как умерла его сестра. Он сильно протестует, когда другие присматривают за ним, даже если это люди, которых он знает оче

Печаль, тоска
Горе не измеряется слезами, и дети тоскуют не так долго, как взрослые. Но они могут продолжать думать о мертвом еще долго и чувствовать печаль и тоску. Дети очень скучают, и у ребенка может возникн

Реакции родителей
Детские реакции на смерть отражают не только их собственное горе и тоску, но также и реакции родителей. Ребенку мучительно видеть, как его родители плачут и не заботятся о нем, как обычно.

Давайте конкретную информацию
Независимо от того, пришла ли смерть внезапно или нет, та информация что pребенок получает, и те paзговоры, которые с ним ведутся, имеют решающие значение для того, как ребенок справится с несчасть

Позвольте детям присутствовать на церемонии прощания и похоронах
Наш опыт показывает, что дети не травмируются, если они увидят умершего или будут присутствовать на похоронах. Часто детские фантазии о смерти и об умершем могут быть страшнее реаль

Конкретные вопросы
«А малышке надо ползти до неба?» «А внизу в могиле холодно?» Дети часто задают такие вопросы, на которые бывают трудно ответить. Задавая детальные во

Играть, чтобы лучше понять
Дети часто имитируют похоронную процессию. Они хоронят животных и насекомых, что помогает им понять, что произошло с умершим. Они также могут рисовать могилы с крестом или рисовать другие вещи, име

Помогите ребенку понять
- Выделите время, чтобы поговорить с ребенком о тяжелом. - Отвечайте на вопросы ребенка, даже если он повторяет их из раза в раз. - Пройдите через то, как разворачивались события,

Сделайте потерю реально ощутимой
- Позвольте ребенку увидеть мер того. - Позвольте ребенку присутствовать на похоронах. - Не скрывайте от ребенка своих мыслей и чувств. - Часто вспоминайте ушедшего, сдел

Приглушите чувство вины у ребенка
- Поговорите серьезно с ребенком, если он показывает чувство вины. - Уверьте ребенка, что ничего, о чем он думал или что он сделал не привело к смертному случаю.

Научное отступление
Событие - пусковой механизм развития личности. В зависимости от модальности, силы, уникальности события происходит восприятие и переживание события, характер его воздействия на личность. Такое с

Первый этап преодоления. Поиск виновного
Человек уже в самом начале преодоления пытается найти виновного в трагическом событии, но первые поиски, как правила не дают надежных результатов. Вот почему через несколько этапов пострадавший, чт

Модель страдания
N п/п Наименование этапа Функция Продолжительность 1. Шок, психологический водоворот Информац

П. Тиллих
Практические психологи прекрасно знают как важно за запросом “увидеть”, что в действительности волнует клиента. И здесь перед психологом встает много задач: формулировка проблемы, выбор стратегий п

Событие
Банковского чиновника задержали и он ожидает суда над собой. Писатель ни разу не обмолвился ни о причинах задержки, ни о будущем суде над чиновником Йозеф К. Случайно ли писатель наделя

Вступление. Установление контакта
- Йозеф К.! Прогремел мощный хорошо поставленный голос, призыв прозвучал отчетливо, уйти от него было некуда. После этого призыва Йозеф еще долго размышлял как уклониться от встре

Установление дистанции
Дальнейшее все пошло в открытую, и К. отчасти из любопытства, отчасти из желания не затягивать дело, быстрыми размашистыми шагами подбежал к кафедре. Он остановился у первого ряда скамей, но священ

Знакомство
-Ты Йозеф К.! - сказал священник. -Да, - сказал К. С некоторого времени имя ему было в тягость, а как было приятно раньше: сначала представиться и только после этого завязать знакомство.

Определение позиций
- Ты - обвиняемый, сказал священник совсем тихо. Да, сказал К., - мне об этом дали знать. Для Йозефа важно не столько реальность существа дел, сколько что по по

Предварительный диагноз
Вся последующая модель психотерапевтической беседы построена на диалоге агрессивного (внешне) терапевта и очень послушного клиента. Форма беседы мало походит на спокойное взаимодействие заинтере

Установление проблемы (первое нарушение правил)
Т.- Что же ты намерен предпринять дальше по своему делу? К.- Буду дальше искать помощи. Наверно, есть неисчислимые возможности, которые я еще не воспользо

Темнота и молчание
Священник низко наклонил голову к балюстраде. Казалось, что только сейчас свод кафедры стал давить его. И что за скверная погода на улице! Там уже был не пасмурный день, там наступила глубокая ночь

Принятие решения
Почувствовав что-то неприятное для себя, К. стал быстро оправдываться и искать причину молчания и темноты в его судьбе. Извинительным тоном пытался нарушить молчание священника “Ты рассер

Крик как признак отчаяния (Второе нарушение правил)
Можно ли предположить, что в нормальном психотерапевтическом процессе терапевт станет кричать на клиента. Я не беру во внимание крайне редкие исключения (Алексейчик). И вдр

Сближение как отдаление
К. - Не сойдешь ли ты вниз, проповеди ведь все равно уже читать не придется. Спустись ко мне. Т. - Сейчас я смогу сойти вниз. Сначала я должен поговорить с тобой на расстоянии. А то

Психотехнология прощения
«Возлюби ближнего своего, как самого себя», - утверждает текст Нового завета. Почему надо любить себя? Непопулярна эта христианская заповедь и прежде всего потому, что среди ближних нередк

Шаг первый. Прощать близкого
Как же научиться прощать? Конечно, надо начинать обучению искусству прощения не с врагов, а с чего то полегче. Например, с того, чтобы простить своего мужа или жену, дочь, сына или ближайших соседе

Шаг четвертый. Осознание отношения к себе
Следствие предыдущего шага не очевидно и не сразу принимается человеком. Но давайте подумаем: к кому я относился и отношусь на протяжении всей своей жизни именно таким образом. Этот человек я сам.

Формула любви
Какой родитель не хотел бы сказать: “Я люблю своих детей всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения”. Но, увы, как и все родители, я не могу сказать этого всегда и искренне, пол