Болезни Военный билет Призыв

Что такое древнерусская народность. Древнерусская народность. Почему именно Киев

ДРЕВНЯЯ РУСЬ Х - НАЧАЛА XII ВВ.

1. "Русская правда"

Наряду с ПВЛ источником, в котором можно найти сведения о социально-политической истории Древней Руси, является “Русская Правда”. Повышенное внимание исследователей к этому своду законов объясняется тем, что он составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества. (Известны три редакции Русской правды: Краткая , состоящая в свою очередь из Древнейшей Правды , или Правды Ярослава (1016 г.) и Устава Ярославичей (1072 ?), Пространной (ХII в) и Сокращенной ).

Правда Ярослава . В первой статье Краткой редакции Русской Правды говорится о праве кровной мести за убийство свободного “мужа”. С одной стороны, эта норма свидетельствует о сохранении значительных элементов родоплеменных отношений. Но с другой, некоторые положения этой статьи (ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение альтернативного штрафа за убийство в 40 гривен) свидетельствуют об их распаде и усилении власти князя.

Само появление Русской Правды в нач. ХI в. отражало сложные процессы, протекающие в Древней Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что, в свою очередь, укрепляло его престиж, а следовательно, и власть. Таким образом, разложение рода, появление социальных “изгоев”, увеличение числа преступлений против личности усилило власть князя, что и нашло отражение в самом появлении Русской Правды, пришедшей на смену традиционному, неписаному праву.

В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена. Кроме того, она фиксирует и более сложную структуру общества, в котором появились новые социально неравноправные группы людей. Помимо челяди (рабов), о которой говорилось еще в договоре Олега с Византией (907г) - это смерды и холопы. Их жизнь в отличие от свободных защищается вирой в 5 гривен. Княжеские люди - тиуны, огнищане (скорее всего управители хозяйств, которые могли набираться и из числа холопов - рабов) “стоили” 80 гривен. В Правде Ярославичей есть статьи, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений.

Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси.

В Уставе Владимира Мономаха (1113), входящим в состав Пространной Правды, зафиксировано появление новой группы зависимых людей - закупов . Там же содержится ряд законов, ограничивающих ростовщичество, что свидетельствовало об усложнении общественных отношений в Древней Руси.

2. Общественный строй

Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.

Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов).

Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Для развитого феодального строя свойственны монопольная собственность феодалов на землю; наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом. За пользование землей крестьянин нес повинности - оброк, барщину или денежную ренту. При этом производитель находился в личной зависимости от феодала.

Наконец, феодальная система хозяйства отличалась своим натуральным характером, слабым уровнем торговых связей.

Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники - люди единственном числе - “людин”, отсюда - “простолюдин”). В Древней Руси и в ХI в. земледельческая община - вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф-виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. (Само слово “вервь” чаще всего связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.) За владение, т.е. распоряжение и пользование землей, общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли.

На практике даннических отношений основана выдвинутая Л.В. Черепниным концепция “государственного феодализма”, трактующая дань как зародыш феодальной ренты, поступавшей “коллективному феодалу” - государству. И.Я. Фроянов же видит в ней “военную контрибуцию”, собираемую князем с покоренных племен.

Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце Х в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер (добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей).

С разрастанием рода Рюриковичей и умножением числа дружинников дани-полюдья начинает не хватать, появляется потребность в собственных селах, обеспечивающих необходимым продовольствием княжеско-дружинные верхи общества. Первые боярские владения появились как своеобразное вознаграждение за службу князю. Да и сами князья владели селами постольку, поскольку управляли волостями. Редкие монастырские и боярские вотчины, окруженные еще морем свободных общин, появились не ранее ХII вв. Поэтому, если мы и можем говорить о раннефеодальном характере древнерусского общества, то лишь с большой долей условности, как о тенденции - направлении развития, постепенно пробивающем себе дорогу, но не как о реальной ситуации того времени.

В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд рабов (холопов или челяди), пополнявшейся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Однако запрещалось обращение в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования их труда был очень широким - от пашни (ролейные холопы ) до управления усадьбой (тиуны, огнищане).

В начале ХII в. появляется новая группа зависимых людей - закупы . Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды - ”купы ”. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного (т.е. полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закуп ближе всего приближался к феодально - зависимому крестьянину.

Русская Правда не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Скорее всего - это люди, работающие в княжеских селах.

Некоторые историки видят в них все земледельческое население страны. (Термин крестьяне появится лишь в ХIV в.). Однако за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а общинника - “людина” - 40 гривен.

Различные формы и степени зависимости, существующие в древнерусском обществе, значительное преобладание в нем свободных людей свидетельствует о его сложном переходном характере.

3. Государственный строй и политическая жизнь Древней Руси в ХI в.

Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально-экономического строя.

И.Я. Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во 2-ой половине ХI в. приходят города-государства с республиканским строем правления. Во главе каждого их них стояло народное вече, приглашающее или выбирающее князя для выполнения служебных функций.

Большинство историков определяет Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским - защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.

Особенности древнерусской раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи “военной демократии” и ограничивающих княжескую власть. К ним относится вече , которое, например, активно действует в Новгороде на протяжении всего ХI в. и позднее. В Киеве же о его существовании нам известно меньше, т.к. летописи фиксируют его созывы только в кризисные моменты, когда, видимо, вече было призвано исправить ошибки княжеской власти или компенсировать ее временную слабость.

Двоякую роль играла и княжеская дружина . С одной стороны, она была носительницей принципа государственности, а, с другой, - сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Владимир ”думал” с дружиной о “строе земельном, и о ратях”, т.е. о делах государственных и военных, вынужден был считаться с ее мнением. Наиболее авторитетные, старшие дружинники, составлявшие постоянный совет (“думу”) князя, назывались боярами . Младшие дружинники - рядовые воины - именовались “отроки ” и “гриди ”.

Вооружение свободных общинников - “воев”, характерное для племенного строя, сохранялось, хотя и в уменьшающемся масштабе. Участие общинников в военных действиях зафиксировано в летописи. Само существование массы свободных вооруженных людей поддерживало могущество народного веча.

Характер наследования власти в Древней Руси был родовым (династическим). В Древней Руси власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. К элементам догосударственных отношений следует отнести и то, что Древняя Русь воспринималась сознанием современников как владение всего рода Рюриковичей. Оно предполагало т.н. “лествичное ” право наследования, т.е. передачу власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роде следующему брату). Таким образом, согласно господствующим вечевым представлениям людей той эпохи, князь имеет власть только как представитель всего рода. Складывался не монархический, а родовой или династический сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы Древней Руси.

С другой стороны, продолжается, особенно после принятия христианства, сакрализация личности князя , что создает духовные предпосылки для развития авторитарной тенденции и укрепления княжеской власти. При этом следует учесть, что в средние века поведение людей определялось идеальными факторами не в меньшей мере, чем социально-экономическими и политическими.

Политические формы древнерусского государства не были застывшими и под влиянием различных факторов претерпевали определенные изменения.

Сохранение единства рода некоторое время предопределяло сохранение территориальной целостности государства. Например, земли, выделяемые тому или иному князю, после его смерти возвращались в род. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого (1019-1054) и раздела земли между братьями во главе со старшим Изяславом, посаженным в Киеве и почитаемым младшими “в отца место”, начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. Особенно острой была борьба между детьми Святослава, правившего в Черниговской земле, и Всеволода, к которому отошел Переяславль и далекая северо-восточная окраина - Суздальская земля.

С изменением социально-экономической и внешнеполитической обстановки и в целях преодоления усобиц перед лицом нависшей общей для всех половецкой опасности на съезде князей в г. Любече (1097), созванном по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, были приняты решения, подрывающие основы родового сюзеренитета и старейшинства. Князья провозгласили принцип: “Кождо да держит отчину свою”, приводивший на практике к замене родового владения семейным, а родового старейшинства политическим единовластием. В отдельных княжествах стали утверждаться микродинастии - отдельные ветви рода Рюриковичей. В этих династиях также применялся принцип передачи власти по старшинству, прямое наследование еще не было единственно возможным. Так, например, внук Владимира Мономаха Изяслав Мстиславович, заняв силой киевский престол и оттеснив дядю Вячеслава Владимировича, вынужден был под влиянием политической обстановки и культурной традиции пригласить его в 1150 г. в качестве соправителя.

Развитие новых принципов вело к установлению вассальных поземельных отношений и, в итоге, к политической раздробленности.

4. Социально-политическая борьба в Древней Руси.

До недавнего времени народные движения, имевшие место в древнерусском обществе, трактовались как проявления классовой борьбы, носившей антифеодальный характер. Однако современные исследователи подчеркивают как неоднозначность их социальной природы, так и многоплановость порождающих их факторов.

Это хорошо видно на примере крупнейших народных выступлений в Киевской Руси. Так, волнение 1024 г. в Суздальской земле, вызванное голодом и руководимое волхвами, оценивалось крупнейшими советским историками Б.Д. Грековым, М.Н. Тихомировым как классовое выступление крестьян-смердов, направленное против феодализирующейся местной знати. И.Я. Фроянов видит в нем движение, обусловленное языческими представлениями, согласно которым племенная знать обладала магическими силами и была обязана обеспечивать урожай. Волхвы - провидцы “увидели”, что племенная знать - “старая чадь” задерживает рост зерна. С этой точки зрения убийство знати выглядит не классовым актом мести, а ритуальным действием, призванным обеспечить урожай.

Восстание 1068 г. в Киеве было вызвано поражением Ярославичей от половцев на р. Альте и нежеланием великого князя Изяслава вооружить киевлян для продолжения борьбы. Это событие долгое время оценивалось как одно из наиболее значительных городских, антифеодальных по своему содержанию движений. И.Я. Фроянов оценивает его как политический переворот, направленный против Изяслава, который не справился со своей основной обязанностью - т.е. не защитил землю от половцев. Само же поражение киевляне объясняли греховностью правителя, нарушившего крестоцеловальную клятву. (Ярославичи пригласили своего двоюродного племянника Всеслава Полоцкого на переговоры и, не выполнив обещания, пленили его).

Изгнание Изяслава сопровождалось разграблением его имущества, которое воспринималось горожанами в духе племенных традиций как общее достояние, временно находившееся в распоряжении князя. И хотя в 1069 г. Изяслав с польской помощью вернулся, он вынужден был теперь учитывать политическое влияние городской общины Киева.

Мощное восстаниевспыхнуло в 1113 году в Киеве, явившись результатом социального кризиса, вызванного как ухудшением экономического положения, засильем ростовщиков, продолжением междуусобиц, так и непопулярной политикой Святополка, при котором значительная масса свободных людей оказалась в кабале. Сразу же после его смерти киевляне пригласили на княжение прославившегося своей мудрой политикой и удачными походами на половцев переяславского князя Владимира Мономаха. Однако часть знати сделала ставку на черниговского князя Олега Святославовича. Видимо, узнав о планах верхов, киевляне приступили к разгрому домов тысяцкого, настояв при этом на приглашении Владимира Мономаха. Князь, идя навстречу требованиям горожан, принял Устав, ограждающий бедноту от произвола ростовщиков и от порабощения. Его реформы имели компромиссный характер и, в определенной степени, отвечали интересам простых киевлян. Само же выступление 1113 г. носило достаточно сложный социально-политический характер, но, очевидно, не являлось антифеодальным.

Многозначность народных движений ХI - нач. ХII вв., в которых переплетались языческие, социальные и политические мотивы, является, с одной стороны, подтверждением переходного характера древнерусского общества. С другой стороны, в восстаниях прослеживается усиление их социальной составляющей, что отражало нарастание социального неравенства, увеличение числа зависимых людей. В то же время следует учесть, что всякий раз, когда народные силы испытывали нарастающие социальные беды, они бессознательно возрождали общинные и языческие традиции, как последнюю надежду на спасение.

Подводя итог рассмотренной теме, можно отметить, что в Древней Руси развивались земледелие, ремесла, внешняя торговля, строились новые города, зарождались феодальные отношения. Но в целом общество оставалось еще достаточно примитивным, а земледельческая община и свободныеобщинники преобладали как в экономической, так и в социальной сферах.

Княжеская власть продолжала сосуществовать с органами управления “вечевого строя”, но автократическая тенденция неуклонно утверждалась, способствуя тем самым государственной дезинтеграции Древней Руси.

Нарастание социальной неоднородности, изменения в социальной, экономической и политической сферах, ухудшения условий жизни вызывало различного рода выступления низов, не потерявших еще свою языческую окраску.

Список литературы

1. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.). - М., 1999.

2. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. IХ - начало ХХ в. - М., 1994. - Гл.2.

3. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. - С-Пб., 1998.

4. Новосельцев А.П., Пашуто В.Г., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма. - М., 1972. - Гл.1.

5. Рапов О.М. Русская церковь в IХ - первой трети ХII в.: Принятие христианства. - М., 1988.

6. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. - М.,1990.

7. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. - Л., 1983. - Гл. 1 -2.

8. Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. - Киев, 1992. - Гл.1.

9. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки отечественной историографии. - Л., 1990. - Очерк VI.

10. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. - М., С-Пб., 1995. - Гл. 3-5.

11. Хрестоматия по истории России. - М.,1994. - Т.1. - С. 49-89.

План:

I. Возникновение государственности у восточных славян

1.1 Причины возникновения государства

1.2 Предпосылки образования государства

1.3 Этапы становления и развития Древнерусского государства

II. Первые князья

2.1 Рюрик

2.2 Олег

2.3 Игорь

2.4 Ольга

2.5 Святослав

2.6 Владимир I

2.7 Ярослав Мудрый

2.8 Владимир Мономах

2.9 Мстислав Великий

III. Принятие христианства на Руси

3.1 Причины принятия христианства

3.2 Значение принятия христианства

3.3 Следствие принятия христианства

IV. «Русская Правда»

4.1 Значение принятия «Русской Правды»

V. Любечский съезд князей

Причины возникновения государства у восточных славян.

«путь из варяг в греки»

Экономическое развитие восточнославянских территорий, втягивание их в международную транзитную торговлю (Киевская Русь образовалась на «пути из варяг в греки» — торговом водно-судоходном пути, функционировавшем VIII — XI вв. и соединившем бассейны Балтийского и Черного морей), необходимость защиты от внешних врагов, имущественное и социальное расслоение общества.

Предпосылки образования государства у восточных славян.

Переход от родовой общины к соседской, складывание межплеменных союзов, развитие промыслов, ремесел и торговли, необходимость объединения для отражения внешней угрозы.

В XVIII в. сложились теории образования древнерусского государства. Согласно норманской теории государство Русь создано норманскими (варяжскими, русское название скандинавских народов) князьями, пришедших по приглашению восточных славян (авторы Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер). Сторонники антинорманской теории считали, что определяющим фактором вв процессе образования любого государства являются объективные внутренние условия, без которых никакими внешними силами его создать невозможно (автор М.В. Ломоносов).

Этапы становления государства.

📍 Первый этап (IX — X вв.) — объединение восточнославянских племен, становление единого государства. Образование государства Русь происходило на основе двух центров: южный сложился вокруг г. Киева (основатели братья Кий, Щек, Хрив и сетра Лыбедь) в середине IX в. Северный центр сформировался вокруг г. Новгорода.

Древнерусское государство на этом этапе представляло собой раннефеодальную монархию, где власть передавалась по наследству. Во главе государства стоял великий князь, ему принадлежала верховная законодательная, исполнительная власть. Он выполнял обязанности верховного военачальника, являлся главой дипломатической деятельности. Помогал князю в управлении Совет (верхушка дружины — княжьи мужи).

Дружина состояла из «старшей» (выполняла поручения князя) и «младшей»: отроки и детские (личные слуги князя). Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя (личная зависимость мелких феодалов от крупных).

📍 Второй этап (конец X — XI вв.) — расцвет государства, создание системы власти и военной организации.

📍 Третий этап (конец XI — первая половина XII вв.) — начало распада государства, раздробленности и княжеских усобиц)

Первые князья.

Князь Деятельность Результат
Рюрик (родоначальник династии Рюриковичей)

862 – 879 гг.

862 г. – призван на княжение ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель. Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях ✔︎ основатель династии Рюриковичей
Олег Вещий (т.е. мудрый) есть сведения, что он являлся родственников Рюрика

879 – 912 гг.

— 882 г. – захват Киева (убил Аскольда и Дира) и превратил его в столицу Древнерусского государства;
— подчинил племена древлян, северян, радимичей;
— 907, 911 гг. – успешные походы на Византию
✔︎ объединение территории Древнерусского государства
✔︎ выгодные торговые договора с Византией
✔︎ установление контроля над торговым путем «из варяг в греки»
Игорь (сын Рюрика)

912 – 945 гг.

915 г. – мир с печенегами;
922 г. – подчинение племени уличей;
941 г. – неудачный поход на Византию;
(русские ладьи были сожжены «греческим огнем» — нефтью);
944 г. – взаимовыгодный договор с Византией;
943 г. – поход на Северный Кавказ;
945 г. – поход за данью к древлянам и гибель (князь древлян — Мал);
✔︎ безопасность границ со стороны кочевников;
✔︎ окончательное объединение славянских племен;
✔︎ выгодные торговые отношения с Византией;
✔︎ необходимость реформы сбора дани;
Ольга (жена князя Игоря)

945 – 969 гг. – в 957 г. передала власть Святославу, но во время его походов руководила государством

945 г. – окончательное покорение древлян (взятие Искоростеня)
Установила четкий порядок сбора дани («полюдья»): уроки – точный размер дани; погосты – точное место сбора дани;
Прекратила внешние походы.
955 г. (957 г.) – приняла личное христианство под именем Елены;
968 г. – руководила защитой Киева от печенегов
✔︎ занялась внутренней политикой
✔︎ изменение способа взимания дани;
✔︎ начало проникновения христианской культуры на Руси
Святослав I (сын князя Игоря и княгини Ольги)

957 – 972 гг.

965 г. – разгромил Хазарский каганат и его столицу Итиль
965 г. – установил союзные отношения с ясами и касогами;
966 г. – присоединил племя вятичей;
968 г. – походы в Дунайскую Булгарию и вел войны с Византией;
969 – 972 гг. – военные столкновения с печенегами;
971 г. – заключил договор с Византией;
Назначал сыновей наместниками в восточнославянские земли вместо племенных князей.
972 – 980 гг. – первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава – Ярополком и Олегом, Владимиром и Ярополком, победа Владимира

— активная внешняя политика;
✔︎ появление сыновей-наместников;
✔︎ начало междоусобных войн;
Владимир I («Красное Солнышко», Святой, Равноапостольный) сын Святослава I

980 – 1015 гг.

980 – языческая реформа
987 – союз с Византией
988 – брак с византийской царевной Анной – начало распространения христианства;
981 – 982 – походы на вятичей
981 – отвоевал у Польши Червенские города
984 – поход на радимичей
Предпринял успешные походы на печенегов, основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород)
✔︎ введение христианства на Руси;
✔︎ расширение территории Киевской Руси;
✔︎ основание новых городов-крепостей;
Ярослав Мудрый (сын Владимира I)

1019 – 1054 гг.

1015 – 1019 – междоусобные войны между Ярославом и его братьями Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским – утверждение на Киевском престоле Ярослава. Гибель Бориса и Глеба.
Династические браки.
Походы в Прибалтику, польско-литовские земли, в Византию;
1036 г. – окончательный разгром печенегов под Киевом (в память об этом возведен Софийский собор)
Основатель письменного русского законодательства:
1016 г. – начало составления свода законов «Русской Правды»
1051 г. – избрание епископами первого русского митрополита Илариона
✔︎ междоусобицы;
✔︎ разгром печенегов;
✔︎ появление законодательства;
✔︎ Киевская митрополия отделена от Византийской;
✔︎ укрепление международного авторитета Руси;
Владимир II Мономах (внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха)

1113 – 1125 гг.

1113 г. – ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», по которому ограничивались проценты по займам и запрещалось обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей; ограничение прибыли ростовщиков;
1116 – 1119 гг. – участвовал в борьбе за власть с Глебом Минским.
Написал «Поучение детям», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли (е го соперниками были Святополк Киевский и Олег Черниговский, который приводил половцев на Русь);
✔︎ борьба за сохранение единства Руси;
Мстислав I Великий (сын Владимира Мономаха) 1127 г. – присоединил к Киеву Полоцкое удельное княжество;
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославича;
Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единство Древнерусского государства
✔︎ расширение границ Киевской Руси;
✔︎ сохранение единства Руси

Принятие христиаснтва.

крещение Руси

В 980-987 гг. – Владимира I проводит языческую реформу. Создает единый пантеон богов разных племен во главе с Перуном. Восстанавливает человеческие жертвоприношения. Но результата реформа не принесла.

В 988 году Русь приняла христианство по византийскому образцу.

Причины принятия христианства:

✔︎ дипломатическое признание Руси ведущими державами мира;

✔︎ идеологическое обоснование социального неравенства;

✔︎ объяснение единоначалия (один бог — один правитель);

✔︎ развитие культуры уровня ведущих стран Европы;

Значение принятия христаиснтва:

Десятинная церковь

✳︎ ускорило консолидацию древнерусских народов;

✳︎ создание единой государственности и единой церковной организации;

✳︎ ускорилась социальная дифференциация общества;

✳︎ укрепление центральной власти;

✳︎ развитие и формирование единой русской культуры;

Результат принятия христианства:

✔︎ укрепление государства и власти великого князя;

✔︎укрепление международного положения Руси, сближение ее с другими христианскими странами;

✔︎обогащение русской культуры (распространение письменности, грамотности, школ, появление храмового зодчества, иконописи, мозаики, фресок);

✔︎появление церковного брака, моногамной семьи, христианской морали;

✔︎возникновение новой политической организации – церкви (первая церковь была деревянная – Десятинная);

Следствие принятия христианства: существенные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.

«Русская Правда».

Ярослав Мудрый

Это первый письменный свод законов, который появился при Ярославе Мудром. Она дошла до нас в трех редакциях:

📌 Краткая (XI в.) состояла из двух частей: Правда Ярослава и Правда Ярославичей;

📌 Пространная (XII в.) включала Устав князя Ярослава и устав Владимира Мономаха;

📌 Сокращенная (XV в.)

Значение принятия «Русской Правды»:

✔︎ способствовала усилению центральной власти;

✔︎ стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного закона;

✔︎ всегда оставалась основным источником, который брался законодателями за основу как образец единого правового документа;

✔️ свободное население князья, духовенство, бояре ; дружинники; людины — свободные крестьяне; купцы; ремесленники . Смерды — вся масса сельского населения первоначально свободная, но постепенно попадающее в зависимость;

✔️ зависимое население закупы — человек, взявший ссуду (купу) деньгами или товарами в долг у феодала и обязанный работать на феодала до возвращения купы; изгой — холоп, отпущенный на волю без земли; рядович — временнообязанный, полусвободный смерд, попавший во временную зависимость в силу «ряда» — договора, на основании которого он работал на хозяина; холопы — категория зависимого населения на Руси, находившаяся в полной собственности своего господина.

Любечский съезд князей.

После смерти Ярослава Мудрого великокняжеский престол наследует его сын Изяслав (1054 — 1068 гг.). Большая часть его княжения характеризуется равным участием в государственном управлении великого князя и его младших братьев — черниговского князя Святослава и переяславского Всеволода. Братья вместе предприняли пересмотр «Русской Правды» (приня так называемую Правду Ярославичей). В 1068 году Изяслав вместе с братьями потерпел поражение на р. АЛьте в битве против половецкого хана Шарукана.

В 1097 году состоялся съезд князей в Любече, юридически оформивший феодальную раздробленность. Князья заключили соглашение, фактически упразднившее удельно-лествичную систему престолонаследия. Княжества-уделы признавались вотчинами их держателей и их потомства.

Владимир II Мономах (1113 — 1125 гг.) на короткое время приостановил распад государства. В 1111 г. окончательно разгромил половцев, подавил восстание в Киеве (1113 г.), издал новый сборник законов «пространная Правда» (или Устав).

В 1132 г. со смертью Мстислава Великого (1125 — 1132), сын Владимира Мономаха) — официальное начало периода феодальной раздробленности.

События зарубежной истории IX — начала XII вв. (до 1132 года).

✳︎ падение Западной Римской империи — 476 год — V век;

✳︎ возникновение государства франков — 486 года — V век;

✳︎ правление Юстиниана в Византийской империи — 527-565 годы — VI век;

✳︎ возникновение ислама — 610 год — VII век;

✳︎ возникновение государства у арабов (Арабский халифат) — 632 год — VII век;

✳︎ провозглашение Карла Великого императором — 800 год — IX век;

✳︎ распад Франкской империи — 843 год — IX век;

✳︎ образование Священной Римской империи — 962 год — X век;

✳︎ разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую) — 1054 год — XI век;

✳︎ нормандское завоевание Англии — 1066 год — XI век;

✳︎ первый крестовый поход — 1096 год — XI век;

(встречается в ЕГЭ):

✔︎ начало крестовых походов (первый крестовый поход) — 1096 год — XI век;

✔︎ нормандское завоевание Англии — 1066 год — XI век;

✔︎ образование Священной Римской империи — 962 год — X век;

✔︎ распад Франкской империи — 843 год — IX век;

✔︎ разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую) (великая схизма) — 1054 год — XI век;

Русь в IX — начале XII века (до 1132 года) (встречается в ЕГЭ):

Процессы (явления, события) и факты:

📍внешнеполитическая деятельность первых русских князей — подписание договора между Русью и Византией;

📍внешнеполитическая деятельность первых русских князей — поход Олега на Константинополь;

📍внутренняя политика первых русских князей — установление уроков и погостов;

📍внешняя политика Святослава Игоревича — разгром Хазарского каганата;

📍правление Ярослава Мудрого — разгром печенегов;

📍правление Владимира Мономаха — ограничение прибыли ростовщиков;

📍формирование Древнерусского государства — обложение данью вятичей;

📍оборона Древнерусского государства от набегов кочевников — разгром печенегов под Киевом;

📍формирование территории Древнерусского государства — объединение Киева и Новгорода под властью одного князя;

📍складывание древнерусского государства — создание Устава Владимира Мономаха;

📍реформа сбора дани в Древнерусском государстве — установление уроков и погостов;

📍формирование территории государства Русь — захват Олегом Вещим Киева;

📍борьба за власть между сыновьями Владимира Святого — занятие киевского трона Ярославом Мудрым;

📍формирование и развитие законодательства Древнерусского государства — принятие Русской Правды;

События и годы:

✳︎ начало княжения в Киеве Владимира Мономаха — 1113 год;

✳︎ борьба за власть между сыновьями Владимира Святого (Святополка и Ярослава) — 1019 год;

✳︎ заключение договора Руси с Византией (поход князя Олега на Царьград) — 907 год;

✳︎ призвание Рюрика в Новгород — 862 год;

✳︎ поход Святослава на Византию — 970 год;

✳︎ съезд князей в Любече — 1097 год;

✳︎ победа над печенегами Ярослава Мудрого — 1036 год;

✳︎ поход князя Игоря на древлян и его гибель — 945 год;

✳︎ начало княжения в Киеве Мстислава Великого — 1125 год;

✳︎ принятие христианства на Руси — 988 год;

Термины, которые имеют отношение к периоду существования Древнерусского государства:

✓ вервь ✓ младшая дружина ✓ бояре ✓ волхвы

✓ закуп ✓ вече ✓ вира ✓ вирник

✓ христианство ✓ смерд ✓ уроки

✓ погосты ✓ полюдье ✓ рядовичи

Термины и их определение (запись пропущенного слова):

🖍 система севооборота с чередованием пара, озимых и яровых культур — трехполье;

🖍 место сбора дани в Древней Руси, введенное княгиней Ольгой, называлось — погостом;

🖍 вид феодальной земельной собственности с конца XV века противостояла поместью, а в начале XVIII века разница между ними была фактически стерта — вотчина;

Фрагмент источника и его краткая характеристика:

📜 «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира…» (Из «Повести временных лет)

✍︎ описываемые события произошли в IX веке;

✍︎ события, описываемые в отрывке, привели к образованию Древнерусского государства;

📜 «Преставился ве­ли­кий князь рус­ский Ярослав. Ещё при жизни дал он на­став­ле­ние сы­но­вьям своим, ска­зав им: «Вот я по­ки­даю мир этот, сы­но­вья мои; имей­те лю­бовь между собой, по­то­му что все вы братья, от од­но­го отца и от одной матери. И если бу­де­те жить в любви между собой, Бог будет в вас и по­ко­рит вам врагов. И бу­де­те мирно жить. Если же бу­де­те в не­на­ви­сти жить, в рас­прях и ссорах, то по­гиб­не­те сами и по­гу­би­те землю отцов своих и дедов своих, ко­то­рые до­бы­ли её тру­дом своим великим; но жи­ви­те мирно, слу­ша­ясь брат брата. Вот я по­ру­чаю стол мой в Киеве стар­ше­му сыну моему и брату ва­ше­му Изяславу; слу­шай­тесь его, как слу­ша­лись меня, пусть будет он вам вме­сто меня; а Свя­то­сла­ву даю Чернигов, а Все­во­ло­ду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вя­че­сла­ву Смоленск»» (Из «Повести временных лет) .

✍︎ описываемые события произошли в XI веке;

✍︎ один из исторических деятелей, упомянутых в отрывке, прославился разгромом печенегов под Киевом;

📜 «После того как Владимир начал без помех единовластно править Руссией, к нему стали приходить из разных стран послы, убеждая его принять их веру. Видя различие вер, он и сам отправил собственных послов разузнать про все условия и обряды отдельных вер. Наконец, когда он избрал христианскую веру по греческому обряду, предпочтя ее всем другим, то отправил послов в Константинополь к царям Василию и Константину, обещая принять со всеми своими подданными веру христову и вернуть грекам Корсунь и все остальное, чем он завладел в Греции, если они дадут ему в жены их сестру Анну. По достижении соглашения условились во времени и выбрали местом Корсунь. Когда цари явились туда, Владимир был окрещен, и вместо имени Владимир его нарекли Василием. После брачного торжества, согласно обещанию, он вернул Корсунь и все прочее. Это совершилось в 6496 году от сотворения мира» (Сигизмунд Герберштейн «Записки о Московии»).

✍︎ правитель, упомянутый в отрывке, был прямым потомком Рюрика;

📜 «А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, на стол отчий и дедов». Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев»(Из «Повести временных лет).

✍︎ описываемые события произошли в XII веке;

✍︎ в период правления князя, о котором идет речь в отрывке, была дополнена «Русская Правда»;

📜 «Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русичи же, видя пламя, бросались в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились восвояси. И, придя в землю свою, поведали — каждый своим — о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, — говорили они, — имеют у себя греки, и пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их». Игорь же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь идти на них походом»(Из «Повести временных лет).

✍︎ современницей описываемых событий была киевская княгиня Ольга;

✍︎ описываемые события произошли в X веке;

Киевские князья и перечня всех древнерусских князей:

♕ Святополк Изяславич

♕ Ярослав Мудрый

♕ Всеволод Ярославич

События и участники:

⚔️ Любечский съезд князей — Владимир Мономах;

⚔️ заключение договора Руси с Византией — киевский князь Игорь;

⚔️ поражение русского войска от половцев в 1068 году — Изяслав Ярославич;

⚔️ восстание древлян — князь Мал;

⚔️ поход на Византию — Олег Вещий;

⚔️ ограничение произвола ростовщиков — Владимир Мономах;

⚔️ объединение Киева и Новгорода под властью одного князя — Олег Вещий;

⚔️ борьба за власть между сыновьями Владимира Святого — Святополк Окаянный;

Век и событие истории России:

✍️ XI век — начало создания «Русской Правды» («Правды Ярослава»);

✍️ X век — крещение Руси;

✍️ IX век — призвание варягов;

✍️ XII век — смерть Владимира Мономаха;

✍️ X век — разгром Хазарского каганата;

✍️ XI век — разгром печенегов под Киевом;

✍️ XI век — смерть Ярослава Мудрого;

✍️ XI век — Любеческий съезд князей;

✍️ X век — походы Святослава Игоревича;

✍️ XI век — начало княжения Ярослава Мудрого в Киеве;

✍️ IX век — объединение Киева и Новгорода под властью одного князя;

✍️ XII век — начало княжения в Киеве Владимира Мономаха;

Верные суждения к отрывку из исторического источника:

📜 «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили…

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И потребовал Олег выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей…

Цесари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам шелковые», и было так. И повесили щиты свои на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне шелковые, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны, знать, славянам паруса шелковые». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными» (Из Повести временных лет).

✍︎ летопись, в которую вошел данный отрывок, была создана в XII веке;

✍︎ по свидетельству летописца, греки пытались отравить Олега;

✍︎ в отрывке упомянуты названия фино-угорских племен;

📜 «…А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет…

Олег на меня пришел со всеми половцами землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог. Пожалел я христианских душ, и сел горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники!» И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы на святаго Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и женами. И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля. И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их за Римов, и Бог нам помог, перебили их, а других захватили. И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав. И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг ходили со Святополком на Боняка, за Рось. И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во второй раз с Вороницы. Тогда же и торки пришли ко мне с половцами-читеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу. И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов» (Из «Поучения детям» Владимира Мономаха).

✍︎ сражение с войсками Олега, о котором рассказывает автор, состоялось в XI в.;

✍︎ в отрывке упоминаются имена половецких ханов;

📜 «Как скоро началось сильное сражение, то скифы, окружённые магистром Склиром, не могши выдержать стремления конной фаланги, обратились в бегство и, преследуемые до самой стены, с бесславием упадали мертвы на месте. Сам <…>, израненный и истекший кровию, не остался бы жив, если бы не спасла его наступившая ночь. У неприятелей, говорят, на сём сражении убито было 15 тысяч человек; у наших убитых было только 350 человек и множество раненых. Такую победу одержали римляне в сей битве. <…> всю ночь печалился по побиении своей рати. Но, чувствуя, что ничего уже не может сделать непобедимому нашему войску, почитал обязанностью благоразумного полководца сохранить оставшихся воинов. Итак, на другой день, по утру, посылает к императору просить мира с такими условиями: тавроскифы должны отдать римлянам Доростол, отослать пленных, выйти из Болгарии и возвратиться
в своё отечество, а римляне должны дать им безопасно отплыть на судах своих, не нападая на них с огненосными кораблями (ибо они чрезвычайно боялись мидийского огня, могущего даже камни превращать в пепел), позволить провозить к себе хлеб и посланных для торговли в Византию считать, по прежнему обычаю, друзьями. Государь охотно принял предложение союза (он мир предпочитал войне, зная, что один сохраняет, а другая, напротив того, истребляет народы), утвердил условия и дал каждому по две меры хлеба. Получивших хлеб было 22 тысячи человек, оставшихся из 60 тысяч русского войска; следственно, прочие 38 тысяч пали от римского меча. По утверждении мира <…> просил позволения у государя придти к нему для личных переговоров. Он согласился и, в позлащённом вооружении, на коне приехал к берегу Истра, сопровождаемый великим отрядом всадников, блиставших доспехами. <…> переезжал чрез реку на некоторой скифской ладье и, сидя за веслом, грёб наравне с прочими, без всякого различия. Поговорив немного с императором о мире, сидя в ладье на лавке, он переправился назад. Таким образом кончилась война римлян с россами» (Из Повести временных лет).

✍︎ описываемые события в документе относятся к X веку;

✍︎ в ходе сражений, упоминаемых в тексте, русское войско, по словам автора, потеряло убитыми почти две трети своих воинов;

✍︎ договор, о заключении которого говорится в документе, сохранял торговые связи между Русью и Византией;

📜 «Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – паволоки, золото, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии – серебро и кони, из Руси же – меха, и воск, и мед, и рабы». Отвечала ему Ольга: «Разве не видишь – я больна; куда хочешь уйти от меня?» – ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали о ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – тот и похоронил блаженную Ольгу… Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?» И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши – милостницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец» (Из Повести временных лет).

✍︎ источником, из которого приведен данный отрывок, является «Повесть временных лет»;

✍︎ сразу после смерти Святослава киевским князем стал тот из его сыновей, которого сам Святослав при жизни посадил в Киеве;

При Владимире Святославиче (980-1015)

Киевская Русь уже приобрела черты раннефеодальной монархии.

Политический строй древнерусского государства сочетал в себе как институты феодальной формации, так и первобытно-общинного строя. Позднее при Ярославе Владимировиче (1019–1054) феодальные черты получили дальнейшее развитие. Во главе государства стоял князь, который правил в Киеве. Он являлся старейшим в роде Рюриковичей, ему должны были подчиняться князья племенных союзов. Это, как правило, были сыновья и племянники великого князя.

В 1023 г. князь Ярослав Владимирович поделил со своим братом Мстиславом области влияния. Таким образом, к Ярославу отошел запад Руси с Киевом, а Мстиславу – юго-восток Руси с городом Черниговом. В 1030–1031 гг. братья вместе совершили поход против Польши. В 1036 г. после смерти Мстислава Ярослав стал единым правителем Руси. В дальнейшем Ярослав принимает решение разделить подчиненную ему территорию между сыновьями: Святославу достался Чернигов, Изяс-лаву он отдает Новгород, а Всеволоду – Переславль.

Социально-политический строй древнерусского государства Ярославу принадлежит редакция законодательного сборника «Русская правда», в котором: 1)были приняты все меры по защите представителей высшего социального слоя Киевской Руси; штраф, вводимый за убийство боярина, составлял 80 гривен, что было в 2 раза больше, чем за убийство простого общинника; 2)происходила также дальнейшая дифференциация социальной структуры раннефеодальной монархии.

При этом появилась категория экономически зависимых людей, которых называли закупами. Если закуп в срок не отрабатывал долг, то он мог стать холопом. «Рядовичами» называли тех людей, которые заключали договор («ряд») о службе феодалу на каких-либо условиях; 3)дифференциации подвергался и высший слой: зарождается боярское землевладение. А представители младшей дружины вошли в бюрократический аппарат князя, исполняли административные обязанности в мирное время. В частности, мечниками называли судебных чиновников, мытниками – сборщиков торговых пошлин. Обособленно стояли тиуны, которые заведовали всем княжеским хозяйством.

Князья назначали посадников, которые являлись их наместниками в городах, воевод и тысяцких.

Территории, управляемые наместниками киевского князя, получили название «волость».

После длительной череды междоусобных войн, когда княжеский престол передавался по очереди детям и внукам Ярослава, сравнительное спокойствие наступило во время правления Владимира Мономаха (1113–1125). Споры за великое княжение поясняются существовавшим в то время порядком наследования власти, она переходила не от отца к старшему сыну, а по родовому старшинству: правил тот, кто был старшим в роду Рюриковичей.

В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха был собран княжеский съезд в Любече, где князья разграничили сферу своего политического влияния, что привело позднее к феодальной раздробленности.

Владимир Мономах, получив великокняжеский престол, проводил линию на сглаживание княжеского сепаратизма и провизантийскую внешнюю политику и активно боролся с печенегами.

Занятие 3. Русь в IX – нач. XII в.

Предпосылки формирования древнерусского государства

      Экономические:

      • успехи в развитии хозяйства (пашенное земледелие);

        отделение ремесла от сельского хозяйства и сосредоточение его в городах;

        развитие торговли.

      Социальные:

      • возникновение имущественного неравенства и общественной иерархии.

      Политические:

      • формирование племенных союзов – уже в VI веке;

        потребность в особой системе управления – государственном аппарате;

        угроза со стороны внешних врагов (кочевники – хазары, печенеги, норманны);

        наличие протогосударств (предгосударств) в VII –IX вв.: Куяба (вокруг Киева), Славия (вокруг Новгорода), Артания (Рязань, Чернигов).

      Духовные:

      • схожие обычаи, общая религия.

К середине IX века сложилось два центра объединения восточнославянских племён – Новгород и Киев.

Этапы развития древнерусского государства

1) IX – cередина Х в. – время первых киевских князей;

2) вторая половина Х – первая половина XI в. – время княжества Владимира I Святого и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы;

3) вторая половина XI – вторая половина XII в. – переход к территориально-политической раздробленности, или к удельным порядкам.

Основные события (по периодам правления киевских князей)

862 г. – призвание ильменскими словенами Рюрика: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Прийдите к нам и правьте нами». Рюрик княжил в Ладоге, затем во всех новгородских землях

882 г. – поход Олега на Киев, подчинение Киеву древлян, северян, радимичей.

      Контроль над торговым путём «из варяг в греки»: из Византии по Чёрному морю и Днепру – волоком в Ловать – оз. Ильмень – р. Волхов – Ладожское озеро – Финский залив – Балтика.

      Два похода на Византию – договоры 907 и 911 годов: право торговли, право жить в Константинополе (за счёт греков, но ходить без оружия).

      Согласно летописной легенде погиб от укуса змеи: «И принял он смерть от коня своего» (А. Пушкин).

912 – 945 гг. – княжение Игоря

      Был убит во время похода в земли древлян за данью.

      Продолжал политику подчинения восточнославянских племён (уличи) и походы в Византию

945 – 957 (969) гг. – княгиня Ольга

      Установила чёткий порядок взимания дани.

      В 955 (957) г. Приняла христианство (христианское имя – Елена).

957 – 972 гг. – княжение Святослава Игоревича (Святослав I )

      Разгромил Хазарский каганат, подчинил вятичей.

      Активная внешняя политика: походы на Дунайскую Болгарию, Византию

      В 972 г. был убит печенегами, когда возвращался в Киев из похода (из его черепа печенеги сделали чашу для вина).

      Своих сыновей назначил наместниками вместо племенных князей восточнославянских племенных союзов.

      После его смерти – борьба за власть (Ярополк – Олег, Владимир – Ярополк).

980 – 1015 гг . – княжение Владимира I (Владимир «Красное солнышко», Владимир Святой)

      987 г. – союз с Византией.

      988 – принятие христианства (в 980 г. пытался провести «языческую реформу»: роль главного бога отводилась Перуну).

      Укрепление власти над восточнославянскими племенами; введение новой административной системы: во главе союзов племён Владимир ставит своих сыновей – происходит полная ликвидация племенных княжений.

      Создание оборонительной системы на юго-восточных границах: засеки и сторожевые башни.

      К отдалённым городам прокладываются «дороги прямоезжие».

      После смерти – межусобная борьба сыновей: Ярослав, Святополк (Окаянный), Мстислав Тмутараканский

1019 – 1054 гг . – княжение Ярослава Мудрого

      Разгром печенегов

      1016 г. – начало составления «Русской правды» (окончательный вариант – 1072 г).

      Укрепление связей с европейскими государствами.

      Софийский собор в Киеве, Киево-Печерский монастырь.

      Образование Киевской митрополии, первый русский по происхождению митрополит – Илларион.

      После смерти Ярослава Мудрого начались усобицы (закон о престолонаследии – власть передавалась не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему).

1097 г. – съезд князей в Любече: «каждый да держит вотчину свою»: юридическая основа феодальной раздробленности.

1113 – 1125 гг . – княжение Владимира II Мономаха (сын Всеволода Ярославича)

      Походы на Полоцкие земли.

      Разгром половцев.

      «Устав Владимира Мономаха» – ограничивались проценты по займам и запрещалось долговое рабство.

      Устранение мести за убийство, замена её денежным штрафом – вирой .

      «Поучение к детям» – за сохранение единства русских земель.

1125 – 1132 гг. – княжение Мстислава I Великого.

      Постоянные походы: Полоцкие земли, Чернигов, половцы, Литва.

Задания

Деятельность митрополита Иллариона, князя Ярослава Мудрого связана с

1) VIII в. 2) IX в. 3) XI в. 4) XIII в.

Что из перечисленного связано с деятельностью Владимира Мономаха?

2) принятие христианства

3) введение чётких норм сбора дани

4) разгром печенегов

5) разгром половцев

6) строительство Софийского собора в Киеве

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух , относятся к событиям (явлениям) VIII–ХII вв.

1) рядовичи; 2) волхвы; 3) помещики; 4) закупы; 5) полюдье; 6) пожилое.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Способ сбора дани в Древней Руси – _________________.

Установите соответствие между административными должностями и функциями: ка каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДОЛЖНОСТИ

А) вирники

Б) тысяцкие

В) мытники

Г) посадники

1) сбор поземельной дани

2) наместники князя в городах

3) сбор штрафов

4) руководство ополчением

5) сбор торговых пошлин

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Поставьте события в хронологической последовательности:

1) съезд князей в Любече

2) правление Юстиниана в Византийской империи

3) разгром Хазарского каганата

Прочтите отрывок из летописи.

«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на ом холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.

Владимир же посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира

3) бог Солнца Даждьбог был покровителем княжеской власти до введения на Руси христианства

4) Новгород находился на древнем торговом пути «из варяг в греки»

5) описываемые события произошли в середине Х века

6) упоминаемый в летописи князь Владимир взошёл на киевский трон по завещанию своего отца

Рассмотрите схему и выполните задания.

1. Напишите век (словом), в котором происходили события, обозначенные на схеме.

2. Назовите имя князя, совершавшего походы, обозначенные на схеме стрелками.

3. Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой 1.

4. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три верных суждения. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Все походы военачальника, обозначенные на схеме, были удачными для него.

2) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, вёл первую в истории Древнерусского государства войну с Византией.

3) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, погиб во время возвращения с очередной войны.

4) В ходе походов, обозначенных на схеме, был разгромлен Хазарский каганат.

5) На схеме указано название народа, в бою с представителями которого погиб военачальник, чьи походы обозначены на схеме.

6) Согласно летописи военачальник, руководивший походами, обозначенными на схеме, принял христианство.

Историческое сочинение

Задание 25: историческое сочинение по определённому периоду истории России

Что подразумевают составители под "определённым периодом"?

      время правления какого-то руководителя государства (или часть длительного правления)

      совокупность нескольких правлений (например, эпоха дворцовых переворотов)

      переломные, опасные события (Смута, Гражданская война, революции)

Требования к историческому сочинению:

    указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории (до 2 баллов);

    назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России (до 2 баллов);

    указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории (до 2 баллов);

    дать историческую оценку значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков (1 балл);

    корректное использование исторических терминов, понятий (1 балл);

    отсутствие фактических ошибок (до 2 баллов);

    ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) - (1 балл).

Важно: баллы по критерию 6 и 7 ставятся только в том случае, если ученик получил не менее 4 баллов по критериям 1-4.

Выделяют три блока периодов:

1) 9в. – 1689; 2) 1689 – 1914 (имперский период); 3) с 1914 – по 1991

Примерные периоды:

Хронология основных событий 972- 978 гг. - княжеские усобицы (борьба за власть). 978- 1015 гг. - правление в Киеве Владимира I Святославича. 1015- 1019 гг. - борьба за власть между сыновьями Владимира. 1019- 1054 гг. - правление в Киеве Ярослава Мудрого. 1097 г. - Любеческий съезд князей. 1113- 1125 гг. - правление Владимира Мономаха в Киеве. 1125- 1132 гг. - правление Мстислава Великого в Киеве.

Во главе церкви встал митрополит, назначавшийся из Константинополя. Русь была разделена на церковные округа во главе с епископами (в Новгороде - архиепископом). Духовенство разделялось на белое (священники, служившие в городских и сельских церквях) и чёрное (жило в монастырях).

вотчина- наследственные земельные держания. Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, которые объединялись в общины; смерды - сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Появилось и зависимое население: закупы - разорившиеся общинники, которые получали от землевладельца купу - помощь деньгами или товарами в долг. Вернув долг, закуп становился свободным человеком. Рядовичи - люди, которые заключили договор (ряд), согласившись работать у господина на определённых условиях. Зависимое положение рядовича и закупа не распространялось на членов его семьи и не передавалось по наследству. Наиболее бесправными были рабы - холопы (челядь). Они работали на земле князей и владельцев вотчин.

1. Какие события произошли на Руси во время правления князя Владимира I? 2. Как было организовано управление Русской православной церковью? 3. Как вы думаете, в чём причины княжеских усобиц? 4. Какие категории населения относятся к землевладельцам в Древнерусском государстве? 5. В чём сходство положения закупов и рядовичей? 6. Как реформы Ярослава Мудрого способствовали укреплению государства? 7. Какие крупнейшие военные победы были одержаны русским войском в X-XII вв. ? В чём их значение для Руси?

Задание 1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) основание города Юрьева 2) создание ≪Устава Владимира Всеволодовича≫ 3) создание пантеона языческих богов 4) Любечский съезд князей

Задание 2 Прочитайте отрывок из исторического источника и выполните задания. ≪[Киевский князь] _______ , после смерти (князя) Святополка, созвал дружину свою в Берестове. . . и постановили. . . Если закуп убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдёт искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд≫. Укажите имя князя, пропущенное в тексте. Укажите год, когда был издан документ, из которого был взят данный отрывок.