Болезни Военный билет Призыв

Чем закончилась куликовская битва. Куликовская битва кратко

Мамаево побоище или Побоище на Дону – называли изначально это сражение на Руси. Именно такое название отражало долгие чаяния русских людей на освобождение от монголо-татарского ига. Но по...

Мамаево побоище или Побоище на Дону – называли изначально это сражение на Руси. Именно такое название отражало долгие чаяния русских людей на освобождение от монголо-татарского ига. Но по мере того как это событие отдалялась, современники все больше понимали его роль в становлении, развитии и удержании российской государственности. И через четыре с лишним века историк Н.М. Карамзин определил «побоище» как Куликовскую битву, определив, таким образом, его значение не только для российской, но и мировой истории, поставив в один ряд с такими же судьбоносными битвами других государств и народов.

А недолгое время спустя фельдмаршал М.И. Кутузов подтвердил этот вывод на практике. В трудные дни отступления русской армии и ее подготовки к контрнаступлению против Наполеона в 1812 г. полководец писал, что предстоящие сражения русских воинов, пришедших в Тарутинский лагерь, потомки будут ставить в один ряд с победой на реке Непрядве. Тарутино положило конец нашествию «двунадесяти языков» (европейских) на Россию.

У слияния Дона и Непрядвы, на поле Куликовом, в православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы сошлись в смертельной схватке русские полки во главе с князем Московским и великим князем Владимирским Димитрием Ивановичем с многоциональным войском бейлербея Мамая (тур. вeylerbeyi, бек всех беков).

Русские победили армию, численностью превышающую ее минимум в полтора - два раза. Более того, монголы за годы, предшествующие их приходу на Русь, покорили почти весь азиатский континент - от Тихого океана до Урала и Кавказа, - на гигантском пространстве которого было немало мощных государств, стали закаленным в боях войском, абсолютно уверенным в своей победе и несокрушимым в глазах врагов. Но на этот раз потерпели полный крах.

«Велик Бог Христианский!», - воскликнул Мамай, глядя на то, как его воинство, бросая оружие и доспехи, бежало с поля боя.

Так что же это было за сражение, в котором русские хотя и потеряли более трети своего войска, но наголову разбили ордынцев?

Для понимания истинного смысла и значения Куликовской битвы необходимо иметь представление о своеобразии Мамаевой Орды. Со второй половины 1350-х гг. темник (командир 10 000 воинов) Мамай становится наместником Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 г. при хане Бердибеке, на дочке которого женился, занимал должность бейлербея - одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входило руководство армией, внешними делами и верховным судом. Власть Мамая была велика, но, не будучи Чингизидом, он не мог стать во главе Золотой Орды и путем дворцовых переворотов назначал послушных ему ханов.

На 1379-1380 гг. приходится апогей его могущества. Все правобережье Волги, Донские степи, Предкавказье и Крым целиком находились под рукой Мамая. Со столь огромной территории ордынских кочевий он мог собрать значительное по численности войско, хорошо подготовленное к конному бою. В летописных повестях о Куликовской битве упоминаются такие участники коалиции Мамая, как черкасы (адыги), ясы (осетины), бесермяне, буртасы и армяне (народы и переселенцы Волжской Булгарии). Однако рассчитывать на победу, имея только перевес в коннице, Мамай не мог. Он прекрасно понимал, что ему будет противостоять хорошо экипированное и обученное русское войско, в котором основной силой является пехота: обе стороны были осведомлены о действиях и состоянии дел друг друга.

При этом центром Мамаевой Орды было не Нижнее Поволжье, а Крым, отделенный от золотоордынского центра тысячекилометровым пространством, фактически это была автономия. Но, главное, Крым тех времен играл значительную роль в геополитическом плане, так как даже на те события, что далеко выходили за пределы региона, решающее влияние оказывали генуэзцы.

Обычно полагают, что итальянское внедрение в Крым имело одну цель - торговлю, в том числе рабами. Это далеко не так. По мнению известного историка С.А. Секиринского, «Крым и его приморские города являлись одним из путей экспансии римско-католической церкви на Север и Восток. Отсюда такой интерес папства к крымским делам». В 1320 г. в Кафе (Феодосии) было основано католическое епископство; его границы простиралась от Сарая на Волге до Варны в Болгарии И совершенно не случайно, что генуэзцы оказались в числе вдохновителей и организаторов похода Мамая на Москву.

На подготовку войны генуэзские банкиры выделили такие средства, что Мамай к лету 1380 г. сумел собрать огромное по тем временам войско.

На эти же деньги генуэзцы наняли в Европе 4000 пехотинцев-копейщиков, которые должны были усилить конное войско Мамая.

Этот закованный в сталь отряд был доставлен на генуэзских кораблях через Средиземное, Черное, Азовское моря к устью Дона, откуда двинулся на соединение с основными силами. Вместе с ним к Мамаю прибыли 10 представителей крупнейших генуэзских банков и торговых компаний, финансировавших его поход, для контроля над тем, как расходуются деньги, чтобы вернуть их с избытком. (Для банкиров война всегда была прибыльным делом.)

Мамай шел карать Русь. За то, что в 1378 г. войско князя Московского разбило на р. Воже его отряды. За то, что уже шесть лет князь Дмитрий не платил дань Орде и не намеревался платить. За то, что игнорирует ордынские ярлыки (разрешения)… Да просто за то, что этот народ - православный, русский…

Собираясь на войну против Москвы, Мамай заключил союз с великим князем Литовским Ягайло. Который, кстати, после прихода к власти в 1377 г., видя неуспех экспансионистской восточной политики Ольгерда (своего отца), твердо решил «добиваться ее поддержки католическими державами и папством ценою принятия христианства» (католического). Он, как известно, не пришел на Куликово поле – то ли не успел, то ли предвидел итог… Тем не менее его отряды сумели поучаствовать в общем с Ордой деле: они занялись нападениями на обозы русских полков и убивали даже раненых.

На папском престоле находился тогда Урбан VI (1378-1389), который издал буллу, предписывающую «магистру Ордена доминиканцев назначить специального инквизитора «для Руси и Валахии» (область между Карпатами и Дунаем)». В булле подчеркивалось право и обязанность инквизитора, пользуясь всеми средствами, какими инквизиция располагает, искоренять «заблуждения» на Руси. Папа также предложил насильственно обращать в католичество русских на землях, подвластных Литве, Польше и т.п., применяя со всей строгостью «принудительные меры вплоть до телесных наказаний» (казни).

Россия отвергла католицизм и не приняла систему европейских (западных) ценностей, как тех времен, так и нынешних. Именно в этом, и только в этом, заключается главная причина того, что Запад испокон веков ненавидит Россию.

К 1380 г. Рим создал единый фронт антирусской агрессии (эдакое средневековое НАТО), простиравшийся от Скандинавии до Средиземного моря: на севере - шведы и крестоносцы, в центре - поляки, Литва и крестоносцы, а на юге - Мамай, итальянцы, французы и другие представители католической Европы. Таким образом, на Куликовом поле Русь сражалась с объединенными силами Запада и Востока, которые практически управлялись из Ватикана.

В этой связи надо подчеркнуть, что и Мамай ставил несвойственные в прошлом для Золотой Орды задачи: разгром православной церкви и полное политическое подчинение русских земель. Его заявления, согласно русским летописям, не оставляли сомнений в подобных планах: «Христианство погубим, а церкви сожжем, а законы их изничтожим. Я не хочу так поступить, как Батый… приду на Русь и убью князя их… тут и осядем, и Русью завладеем, тихо и беззаботно заживем». Тогда Русь и весь православный мир впервые в своей истории оказались перед угрозой полного уничтожения (как и сейчас!). В этом контексте значение победы на Куликовом поле обретает уже вселенский и судьбоносный смысл.

Такие же цели ставили перед собой и следующие за Мамаем завоеватели. Скажем, шведский король Карл XII, который намеревался уничтожить православие, заменив его протестантизмом. Наполеон, создавший безбожное (антихристианское) государство, тоже видел врага в православии. Германский император Вильгельм II ненавидел Россию по причине ее приверженности православной вере. Гитлеровские войска несли с собой не только идею геноцида славян, но, прежде всего, принудительного отвращения их от православия к язычеству. Таким образом, война не на жизнь, а на смерть между Московским княжеством и Мамаевой Ордой настолько далеко вышла за рамки своего времени, что не закончилась даже сегодня. Ответом на это предостережение из прошлого и посылом в будущее можно считать слова нашего президента Владимира Путина: а зачем нам нужен такой мир, если в нем не будет России?..

На смертный бой вышли все, кто смог. В поход на Дон выступили отряды и полки из городов и волостей великого княжения Москвы — Коломны, Звенигорода, Можайска, Серпухова, Боровска, Дмитрова, Переяславля, Владимира, Юрьева, Костромы, Углича, дружины Белозерского, Ярославского, Ростовского, Стародубского, Моложского, Кашинского, Вяземско-Дорогобужского, Тарусско-Оболенского, Новосильского, Муромского, Елецкого, Мещерского княжеств, Пскова и Новгорода Великого, а также служилого московского князя Романа Михайловича Брянского. Перед последним переходом к Дону к русскому войску присоединились дружины литовских князей Дмитрия и Андрея Ольгердовичей.

В одном строю стояли и князья, и холопы, и профессиональные воины, и ополченцы, и бояре, и крестьяне. После битвы Дмитрию Донскому донесли о гибели 500 бояр, а из 40 князей пало в сече - двенадцать…

Нашествие Наполеона, Бородинское сражение – там тоже «графья», князья сражались бок о бок с простыми крестьянами. На Куликовом поле зачиналась эта традиция! Притом что до этой битвы русские земли почти полтора столетия стонали под игом Золотой Орды - Русь не предпринимала попыток начать войну за освобождение, и, казалось, народ уже никогда не поднимет голову. Моисею 40 лет понадобилось на то, чтобы вытравить раба из душ соплеменников, и он водил их по пустыне. А русские люди поднялись за веру, за землю - за все то, с чего начинается Родина.

Удивительно, но приходилось читать и слышать, что не было никакого ига, а был некий симбиоз – Руси и Орды, так как, дескать, ордынские законы предписывали веротерпимость к покоренным народам. Это неправда, это были отношения унижаемого и бесправного холопа и беспощадного, жадного хозяина. Так, до середины XIV в. на земли северо-восточной и юго-западной Руси было совершено более 20 военных походов золотоордынцев. Последствия такого нашествия были исключительно тяжелыми. Резко сократилось население, множество людей было убито, уведено в рабство. Многие города оказались уничтоженными, запустел Киев, в котором осталось не более 200 домов. Из 74 городов на Руси в XII-XIII вв. около 50 были разорены захватчиками, в 14 из них жизнь в последующем не возобновилась, а 15 превратились в небольшие села. Гардарика (страна городов), как называли Русь варяги, исчезла с лица земли, просто канула в Лету. Учитывая размеры территорий и количество населения тех лет, ущерб и страдания русских людей от монголо-татарского ига вполне сопоставимы с теми разрушениями и народным горем, которые приносили нашей Отчизне войны, развязанные преимущественно Западом, так как именно оттуда совершались все последующие нашествия на Русь.

И еще: ежегодно только Владимирское княжество выплачивало дань Орде сначала 5000 рублей, а потом - и все 7000. А рубль того времени - это 200-граммовый слиток серебра. На Руси не добывали этот металл, его надо было закупать. Дань высасывала из народа все соки. На поле брани, заметим, Нижегородское княжество не смогло выставить боеспособные полки, настолько было обескровлено постоянными набегами ордынцев. Тогда вообще все происходило в условиях еще не сформировавшегося единого русского государства, когда между властителями отдельных русских земель шла неприкрытая борьба за главенство, а ход и итоги этой борьбы определялись в значительной степени извне - политикой Орды и Литвы.

На Куликово поле не пришли рати Михаила Тверского, который выжидал результатов похода Мамая. А также — Олега Рязанского, который формально принял сторону Мамая…

В сознание потомков князь Димитрий вошел, прежде всего, как великий полководец. При этом его государственная деятельность собирателя русской земли («держателя» – у летописца) как бы отошла на второй план. А между тем, не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово поле общерусское войско, оказавшееся способным разгромить орды Мамая.

Победа на Куликовом поле потрясла до основания Золотую Орду, ордынцы перестали смотреть на русских как на безответных рабов и данников. После битвы Русь необратимо начала усиливаться, зависимость ее от Орды все более ослабевала, хотя и продержалась еще целый век.

В укреплении единодержавия великий князь опирался на поддержку святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий явился тем духовным основанием, на котором было создано современное российское общество. Сегодня его назвали бы главным идеологом государства Российского. (Но нынче мы существуем без всяких идеологий, потому и болтаемся в междувременьи как в воде поплавок без грузила.) На все свои деяния великий князь получал благословение Церкви. Собирая силы для сражения с полчищами Мамая, Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и поведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности дружин.

Преподобный вознес молитвы к Богу и благословил князя, предсказав победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его ратников, направив им в помощь двух Троицких схимников - Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). Зачем он дал этих иноков, коим надлежало пребывать в монастыре, постах и молитвах?

Они стали зримым свидетельством того, что поход благословлен преподобным Сергием. И значит, их ждет не просто сражение, а священная война за веру. И кто погибнет на этой войне, тот получит венец мученика. А кто на войну не пойдет - предатель и богоотступник. «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15.13). Но преподобному явно было известно нечто такое, что нам приоткрылось лишь спустя столетия после битвы…

По обычаю тех времен сражения начинались поединком двух воинов, который имел большое моральное значение. Орда выставила облаченного в броню, при полном вооружении, непобедимого доселе богатыря Челубея, на счету которого было более 300 побед в единоборствах. Со стороны русского войска на бой вышел человек, облаченный не в стальные доспехи, а в монашескую схиму с нашитыми крестами и даже без щита - лишь с одним копьем. Оба на полном скаку ударились копьями, и Челубей замертво упал на землю, а смертельно раненого Пересвета конь донес до русского строя, где он и скончался на руках боевых побратимов. Смерть его видели немногие, и московское войско воспрянуло духом, ордынское же приуныло.

Через шестьсот лет во время путешествия нашей спортивной делегации на Тибет, неожиданно выяснилось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где тибетцы фиксируют важнейшие духовные события. Противником Пересвета был не просто монгольский богатырь, а тибетский монах, освоивший древнейшую практику боевой магии - Бон-по. Причем Челубей достиг вершин посвящения и обрел статус «бессмертного». Возможности такого бойца возрастают за счет привлечения путем магических заклинаний могучих сущностей потустороннего мира - демонов (бесов). В результате он впускает в себя «силу зверя», превращаясь в некий симбиоз человека и беса. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая после смерти не сможет освободиться от этих жутких объятий сил тьмы. Итак, победа Пересвета над Челубеем стала не просто вдохновляющим примером для всего войска: монах-схимник принял вызов темных сил и одолел их.

На Куликовом поле произошло воистину духовное сражение. Армия Мамая воплощала собой вселенское зло, и его нужно было остановить.

В ночь на 8 (21) сентября русские полки форсировали Дон. А утром изготовились к бою, имея за спиной Дон и р. Непрядву: для того, чтобы защитить водными преградами тыл и фланги. Но не только. Решением военного совета при князе Димитрии именно таким образом все пути назад были отрезаны, и стоять надо было только насмерть. (Вспомним 1941-й, политрука Василия Клочкова и его навечно вписанный в нашу историю призыв к воинам: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!..») О самой битве столько написано и сказано, что повторяться не хочется. Остановлюсь лишь на нескольких существенных моментах.

Первый и самый мощный удар принял на себя Передовой полк. Он весь полег под напором ордынской конницы, но с места не сошел. Об него как о скалу разбился ордынский строй и утратил свою первоначальную силу.

А знаете, почему Пересвет вышел на бой не в доспехах, а в одежде схимника? Оказалось, длина его копья была намного меньше, чем у противника. И Пересвет посчитал, что если копье врага ударит его в незащищенную доспехами грудь, то настолько войдет вглубь, что позволит продлить удар своего копья и достанет супостата! Доспехи могли помешать, как утверждают исследователи Куликовской битвы…

Божий человек Пересвет шел на смертный бой – и, смертью смерть поправ, сделал первый шаг к русской победе на поле Куликовом. А за ним в бессмертие шагнуло все воинство. Протоиерей Владимир Силовьев, настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, в котором покоятся мощи погибших героев битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби, говорил, что благодаря Куликовской битве наш народ стал «удерживающим», то есть он позволяет человеческой истории продолжаться, отодвигая конец света.

Битва была поистине народная, и чашу горькую испили все. Народной была и победа. И с тех пор государственной традицией на Руси стала народность. Православие органически вплелось в саму основу государства, стало его духом. Поворот в русской истории, связанный с Куликовской битвой, отмечен утверждением независимости Московской митрополии, а также поучительным уроком смирения великокняжеской власти перед Церковью. На Куликовом поле зародилась будущая Российская империя на принципах, на которых она существовала и на которых только и держится прочно. Самодержавие как эффективная власть государства. Православие как священная душа государства. Народность как могучая сила государства.

Битва получила широкий международный резонанс. Далеко не случайно германский историк XV века, иерарх католической церкви Альберт Кранц назвал эту победу русских «величайшей в памяти людей».

По емкому выражению историка В.О. Ключевского, именно на Куликовом поле родилось Московское государство. Но сейчас, судя по всему, нас ожидает новая Куликовская битва.

И русская земля опять призовет к своей защите и нового преподобного, и второго Пересвета, и, главное, востребует князя-объединителя, князя-защитника… Она уже их требует.

краткое содержание других презентаций

«Куликовская битва и её значение» - Возобновление Русью выплаты дани Золотой Орде. Куликовская битва. Зарождение национального самосознания. Куликово поле. Историческое значение Куликовской битвы. Борьба Московского и Тверского Княжеств на Руси. Сергий Радонежский. Москва. Дмитрий Донской. Социально-экономическое развитие Руси. Рост национального самосознания русских.

«Победа в Куликовской битве» - 8 сентября 1380 года началась куликовская битва. Радовались русские люди, но и печалились. Страшны были удары копий и мечей. И тогда внезапно по врагу ударила русская конница, находившаяся в засаде. Славили воинов-победителей и оплакивали погибших. Весть о победе разнеслась по свей Руси. Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Куликовская битва.

«Битва на Куликовом поле 1380» - Власть передавалась от отца к сыну. Умрем за отечество!» Слово мое будет делом! И пишет летописец… Выросло значение Москвы и московского князя. Дмитрий Донской ввел закон о престолонаследии. «Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: «Братья! Медаль к 625-летию Куликовской битвы. Куликово поле. Итоги Куликовской битвы. Русские люди поняли, что золотоордынское иго неминуемо падет. Москва стала центром объединения Русских земель.

«История Куликовской битвы» - Дмитрий Донской. Личность Дмитрия Ивановича. Русские княжества. Великий стон. Куликовская битва. Битва. Сергий Радонежский. Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории. Московские князья. Схема Куликовской битвы. Полководческий талант князя. Документ. Какая Русь. Утро на Куликовом поле. Признательное потомство. Поединок Челубея с Пересветом. Калита и Симеон. Сражение.

«Куликовское сражение» - Монголы атаковали Большой полк. Что нового узнали на уроке. Литераторы. Отступление монголов. Художники. Сергий Радонежский. Русскую землю Бог да сохранит. В наступление перешли и остальные Русские полки. 1380 год. Причины победы. Сторожевой полк. Почему местом для сражения князь Дмитрий выбрал именно Куликово поле. Историки. Актеры. Московский Кремль. Утро на Куликовом поле. Поединок. Итоги Куликовской битвы.

«Куликовская битва 1380» - 1382 г. – набег Тохтамыша на Москву, возобновление выплаты дани Орде. Внук. Постоянное войско, пехота из горожан. Мамай. Дмитрий Иванович Художник И.Глазунов. При князе Дмитрии Москва оделась в белый камень. 11 августа 1378 г. – битва на реке Воже. Донским. Москва при Дмитрии Донском художник А. Васнецов. В 1359 г. на московском престоле оказался Дмитрий Иванович, сын Ивана Калиты. Владимирское. Поединок на Куликовом поле художник М. Авилов.

8 сентября 1380 года на Куликовском поле (ныне юго-восток Тульской области) объединенные русские войска под предводительством московского великого князя Дмитрия Ивановича вступили в сражение с армией беклярбека Золотой Орды Мамая и его союзников. Эта битва, получившая название Куликовской, закончилась победой Дмитрия, что резко подняло значение Великого княжества Московского.

Отношения князя Дмитрия Ивановича и Мамая начали обостряться еще в 1371 году, когда последний дал ярлык на великое владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, а московский князь тому воспротивился и не пустил ордынского ставленника во Владимир. А спустя несколько лет, 11 августа 1378 года войска Дмитрия Ивановича нанесли поражение монголо-татарскому войску под предводительством мурзы Бегича в битве на реке Воже. Потом князь отказался от повышения уплачиваемой Золотой Орде дани и Мамай собрал новое большое войско и двинул его в сторону Москвы.

Перед выступлением в поход Дмитрий Иванович побывал у святого преподобного Сергия Радонежского, который благословил князя и все русское войско на битву с иноземцами. Мамай же надеялся соединиться со своими союзниками: Олегом Рязанским и литовским князем Ягайло, но не успел: московский правитель, вопреки ожиданиям, 26 августа переправился через Оку, а позднее перешел на южный берег Дона. Численность русских войск перед Куликовской битвой оценивается от 40 до 70 тысяч человек, монголо-татарских - 100−150 тысяч человек. Большую помощь москвичам оказали Псков, Переяславль-Залесский, Новгород, Брянск, Смоленск и другие русские города, правители которых прислали князю Дмитрию войска.

Битва состоялась на южном берегу Дона, на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. После нескольких стычек передовых отрядов перед войсками выехали от татарского войска - Челубей, а от русского - инок Пересвет, и состоялся поединок, в котором они оба погибли. После это началось основное сражение. Русские полки шли в бой под красным знаменем с золотым изображением Иисуса Христа.

Куликовская битва закончилась победой русских войск во многом благодаря военной хитрости: в расположенной рядом с полем боя дубраве спрятался засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. Мамай основные усилия сосредоточил на левом фланге, русские несли потери, отступали и, казалось, что поражение неизбежно. Но в самый критический момент в сражение вступил засадный полк, ударив в тыл ничего не подозревающим монголо-татарам. Этот маневр оказался решающим: войско хана Золотой Орды по обыкновению не имело резервов и вся армия обратилась в бегство. Разгром был полный.

Потери русских сил в Куликовской битве составили по разным оценкам от 10 до 30 тысяч человек, включая 800 бояр. Мамай потерял армию почти полностью. Сам князь Дмитрий, впоследствии прозванный Донским, поменялся конем и доспехами с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком и принимал в сражении активное участие. Боярин в битве погиб, а сбитого с коня князя нашли под срубленной березой без сознания.

Это сражение имело большое значение для дальнейшего хода русской истории. Куликовская битва, хотя и не освободила Русь от монголо-татарского ига, но создала предпосылки для того, чтобы это произошло в будущем. Кроме того, победа над Мамаем значительно усилила Московское княжество.

Куликовская битва кратко

Русский мужик долго запрягает, но быстро едет

Русская народная пословица

Куликовская битва случилась 8 сентября 1380 года, но этому предшествовал целый ряд важных событий. Начиная с 1374 года отношения между Русью и Ордой стали заметно осложняться. Если раньше вопросы уплаты дани и главенство татар над всеми землями Руси не вызывали обсуждения, то теперь стала складываться ситуация, когда князья начли чувствовать собственную силу, в которой видел возможность дать отпор грозному врагу, который долгие годы разоряет их земли. Дмитрий Донской именно в 1374 году фактически разрывает отношения с Ордой, не признавая власти Мамая над собой. Такой вольнодумие нельзя было оставлять без внимания. Монголы и не оставили.

Предпосылки Куликовской битвы, кратко

Вместе с событиями, которые описаны выше, произошла смерть литовского короля Ольгерда. Его место занял Ягайло, который первым делом решил наладить отношения с мощной Ордой. В результате монголо-татары получили мощного союзника, а Россия оказалась зажатой между врагами: с востока татарами, с запада литовцами. Это никоим образом не поколебало решимость русских дать отпор врагу. Более того, было собрано войско, во главе которого встал Дмитрий Боброк-Валынцев. Он совершил поход на земли на Волге и захватил несколько городов,. Которые принадлежали Орде.

Следующие крупные события, которые создали предпосылки Куликовской битвы, произошли в 1378 году. Именно тогда по Руси прошел слух о том, что Орда направило крупной войско для того, чтобы покарать непокорных русских. Предыдущие уроки показывали, что монголо-татары выжигают все на своем пути, а значит, пускать их в плодородные земли нельзя. Великий князь Дмитрий собрал дружину и отправился навстречу врагу. Их встреча произошла недалеко от реки Вожи. Маневр русских имел фактор неожиданности. Никогда до этого дружина князя не опускалась так глубоко на юг страны для битвы с врагом. Но бой был неминуем. Татары оказались к нему неготовые. Русское войско достаточно легко одержало победу. Это еще больше вселило уверенность в том, что монголы обычные люди и с ними можно бороться.

Подготовка к сражению – куликовская битва кратко

События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, моголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:

  • Король литовский - Ягайло.
  • Князь рязанский – Олег.

Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.

Подготовка русских войск

Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:

  • Дмитрий Боброк-Волыниц
  • Владимир Серпуховский
  • Андрей Ольгердович
  • Дмитрий Ольгердович

Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.

Куликовская битва – кратко о ходе сражения

7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Позиция была довольно опасная, поскольку удерживание раки имело, как преимущества, так и недостатки. Преимущество – легче было воевать против монголо-татар, поскольку тем пришлось бы форсировать реку. Недостаток – в любой момент к полю битвы могли подоспеть Ягайло и Олег Рязанский. В этом случае тыл русской армии был бы полностью открыт. Решение было принято единственно правильное: русская армия переправилась через Дон и сожгла после себя все мосты. Этим удалось обезопасить тыл.

Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще. Этот полк возглавили лучшие князья Дмитрий Боброк и Владимир Серпуховский.

Куликовская битва началась ранним утром 8 сентября 1380 года , едва только над Куликовым полем рассеялся туман. Согласно летописным источникам битва началась сражение богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они умерли на месте. После этого началась битва.

Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого война и встал во главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им предстояло совершить. Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать позиции. В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам русичей, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой и неожиданно ударил в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась паника. Татары были уверены, что сам Бог против них. Убежденный в том, что убили всех позади себя, они говорили, что это мертвые русские восстают для сражения. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно быстро и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать. Так завершилась Куликовская битва.

В бою полегло много людей с обеих сторон. Самого Дмитрия очень долго не могли найти. Ближе к вечеру, когда разбирали с поля трубы убитых, обнаружили тело князя. Он был жив!

Историческое значение Куликовской битвы

Историческое значение куликовской битвы переоценить невозможно. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Если раньше удавалось различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные силы Орды еще никому не удавалось победить.

Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва, кратко описанная нами, позволила им почувствовать веру в себя. Более ста лет монголы заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Эти события нашли выражения буквально во всем. И именно с этим во многом связаны те культурные преобразования, затронувшие все аспекты жизни Руси.

Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Ведь только после того, как Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы, случилась крупная победа над монголами.

Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамая потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тахтомышем. Это позволило Орде вновь объединить силы и почувствовать собственную силу и значимость на тех просторах, которые раньше и не думали ей сопротивляться.

Борьба за Ржевский выступ в наши дни стала одной из самых спорных и неоднозначных тем в истории Великой Отечественной войны. Мы решили разобраться в сути споров и дискуссий.

Битва или отдельные операции?

В современной исторической науке пока не дано точного определения событиям, происходившим на Ржевско-Вяземском выступе с января 1942 года по март 1943 года. Основной спор носит в большей степени терминологический, а иногда и политический характер - можно ли данные события рассматривать как отдельную битву в истории Великой Отечественной войны?

Начнем с определения - согласно Советской Военной энциклопедии Т. 1. С. 479. М., 1976. «В войнах ХХ века понятие «битва» означало ряд одновременных последовательных наступательных и оборонительных операций с целью достижения стратегических результатов в войне». Исследователи, указывающие на то, что битвы за Ржев не было, исходят из того, что непрерывных операций, как это было под Москвой, Сталинградом и Курском не было, а боевые действия велись со значительными паузами.

Сложности возникают и с периодизацией события: как, например, отделить окончание и итоги Московской битвы, от битвы под Ржевом, если она имеет самостоятельное значение, а не является новым этапом в контрнаступлении под Москвой. Да и события, происходившие в ходе зимнего наступления Красной Армии географически значительно выходят за рамки формирования и борьбы за выступ у Ржева.

Кроме того, более менее стройно можно указать на военные и политические итоги и результаты Московской, Сталинградской или Курской битвы. А вот с Ржевом все намного сложнее. Это, по сути, была колоссальная по своим масштабам и жертвам борьба на истощение сил, подобно французскому Вердену в Первой мировой войне, где результаты могут быть оценены только в совокупности с другими событиями и общим ходом войны. И, опять же, официально ввести в историческую науку термин «Ржевская битва» означает обозначить крупное событие войны, которое сложилось для Красной Армии в целом неудачно, где стратегические цели достигнуты не были…

Символ неудачи?

Сторонники термина «битва» говорят о стратегическом значении выступа, нависавшего над Москвой, и единой цели всех советских операций на данном направлении - срезать выступ с последующим окружением и разгромом 9-ой немецкой армии. А в случае достижения успеха немецкое командование получило бы поражение намного превосходящее по своему значению Сталинград.

Причем к Второй Ржевско-Сычевской операции («Марс») были привлечены силы даже большие, чем к проведению операции «Уран» под Сталинградом. В плане длительных пауз в масштабных боевых действиях тоже можно найти битву Великой Отечественной войны где масштабные наступательные операции чередовались с позиционной борьбой - это битва за Ленинград. Другое дело, что обзорные исследования, посвященные Ржевской битве, а их пока немного, носят характер, как правило, не исторического исследования, а скорее политологического труда об ошибках и просчетах советского командования и персонально Жукова, о чем нетрудно догадаться из самого названия.

Неудач и ошибок было сделано немало, хотя куда реже говорится об отдельных успешных действиях советских войск. Окончательная же точка будет поставлена, видимо, не скоро - когда будут очень четко восстановлены события и из них сделаны выводы. Пока путь обратный - взяться за отдельный, пусть очень яркий, момент и создать теорию с подгонкой остальных моментов.

Ржев и Сталинград

Поздней осенью 1942 года Красная Армия начала почти одновременно начала две масштабные наступательные операции: операцию «Уран» по Сталинградом и операцию «Марс» на Ржевском выступе. Часто Вторая Ржевско-Сычевская операция объяснялась как мощный, но отвлекающий удар, в то время как основные события разворачивались на берегах Волги.

Действительно, немецкие войска на центральном участке советско-германского фронта оказались скованы, и ни о какой переброске этих сил под Сталинград речь уже не шла. Другое дело, что в случае одновременного успеха немецкие войска ждала катастрофа - по сути это означало бы крушение всего советско-германского фронта.

Как уже говорилось, для проведения операции «Марс» выделялись силы даже большие чем на операцию «Уран». Правда, это могло быть не по причине первостепенности победы у Ржева, а скорее в силу особенностей театра военных действий. Если под Сталинградом в степи возможны были быстрые передвижения танковых и кавалерийских частей и прорыв относительно слабой обороны, особенно там где стояли румынские итальянские и венгерские части, то картина боев в верховьях Волги была иной.

Местность, изобиловавшая лесами и болотами, отсутствие хорошей дорожной сети и создаваемая месяцами глубокоэшелонированная оборона немецких войск, вынуждала советское командование идти на лобовой штурм, сопряженный с громадными потерями и относительно скромными результатами. И если Сталинград вошел в историю как начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, то Ржев воспринимается чаще как кровопролитная борьба на истощение. Именно после разгрома под Сталинградом немецкие войска, спрямляя линию фронта, в марте 1943 года были вынуждены оставить Ржевский выступ.

И-185

Практически каждая из битв Великой Отечественной войны была отмечена применением нового вида или типа вооружения - для Московской битвы это противотанковые ружья, для Сталинграда - ЗиС - 3, для Курска ЗиС-2М.

Не исключением стали и события на Ржевском направлении, где проходил войсковые испытания новый истребитель, созданный в конструкторском бюро Поликарпова И-185. По мощи секундного залпа поздние модификации И-185, вооруженные тремя 20-мм пушками значительно превосходили другие советские истребители. Неплохой оказалась скорость и маневренность машины.

Тем не менее, судьба данного самолета оказалась весьма печальной - после авиакатастрофы в период испытаний самолет на вооружение так принят и не был. В ходе боев под Ржевом И-185 действовали в составе 728-го Гвардейского истребительного авиаполка Калининского фронта. Истребитель показал неплохие качества в боевой обстановке, но, несмотря на положительные отзывы летчиков, на вооружение так принят и не был.