Болезни Военный билет Призыв

Целое число дробное и собирательное. Собирательные числительные. Употребление и склонение собирательных числительных. Категория по значению

Имена числительные – это, по сути, числа, записанные словами. В русском языке существует несколько видов числительных: количественные, порядковые, дробные и собирательные. В статье подробно описан каждый вид, с характерными особенностями, структурой и наглядными примерами.

Цифры, записанные словами – это имена числительные. Их используют для создания в тексте высокой точности, поэтому числительные чаще всего встречаются в текстах научного стиля.

Имена числительные в грамматике русского языка делятся на несколько групп.

Количественные и порядковые числительные

Некоторые лингвисты считают, что настоящими числительными могут быть только количественные, поскольку именно они обозначают количество, а порядковые числительные - это просто разновидность прилагательных. Но грамматические особенности порядковых числительных характеризуются определёнными чертами, не свойственными прилагательному.

Количественные числительные считаются непроизводными: они не произошли от каких-то других знаменательных частей речи. Порядковые образовались от количественных: Пять - пятый; два - второй; сто - сотый, тысяча - тысячный и т. д.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Порядковые числительные отличаются от количественных не только значением, но и способами изменения, а также синтаксической ролью. Если количественные при изменении имеют форму, свойственную существительным разных склонений, то порядковые склоняются по образцу прилагательных. Например:

Из пяти (колич. числит. в Р. п.) - из жизни (сущ. 3-го скл. в Р. п.) ;

В миллионе (колич. числ. в П. п.) - в доме (сущ. 2-го скл. в П. п.).

Пятого (порядк. числ. в м. р. Р. п.) - доброго (прилаг в м. р. Р. п.); шестнадцатой (порядк. числ. в ж. р. Д. п.) - светлой (прилаг. в ж. р. Д. п.).

Собирательные числительные

Характерной особенностью данных числительных является то, что они могут сочетаться не со всеми словами. Так, например, не может быть трое сестёр, пятеро книг, семеро кабанов . Обычно собирательные числительные используются со словами, обозначающими что-то или кого-то, часто собирающихся вместе и образующих определённую группу. Поэтому с одушевлёнными существительными слова вроде двое, трое, восьмеро и т. д. используются гораздо чаще, чем с неодушевлёнными.

Дробное имя числительное

С помощью слов данной категории на письме записываются дроби: пять шестых, семь восьмых, две девятых и т. д.

По своей структуре эти числительные могут быть только сложными .

В состав дроби всегда входит количественное и порядковое числительное. С помощью первого выражается числитель, с помощью второго - знаменатель. Дробные числительные являются синтаксически неделимыми сочетаниями.

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 18.

В случае, если числительные обозначают количество предметов в виде единого целого, то их называют собирательными числительными. В статье описаны их особенности употребления с примерами, свойства. Для лучшего усвоения материала представлена таблица, в которой описаны все варианты склонений собирательных числительных.

Слова, которые обозначают количество предметов как одно целое, в русском языке представляют небольшую группу: их всего 11. Эти слова называются собирательными числительными .

Во всех числительных данной категории ударение падает на первый слог: дво́е, пя́теро, де́сятеро .

Примеры собирательных числительных и порядок их образования можно изучить по следующей таблице:

Особенности употребления собирательных числительных

Слова данной категории имеют свойство сочетаться только с определёнными существительными, которые могут иметь несколько значений. Все эти особенности употребления отражаются в следующей таблице:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой


Числительные

Двое-десятеро

Значения существительных, с которыми обычно сочетаются

1. Лица, принадлежащие к мужскому полу: двое мальчишек

Сущ. муж. и ср. рода: оба брата, оба существа

Сущ. женск. рода: обе сестры

2. Существительные, относящиеся к общему роду: шестеро задир

3.Люди, дети, ребята, лица (в значении «личность»): пятеро ребят, четверо загадочных лиц

4. Субстантивированные прилагательные: пятеро рабочих

5. Детёныши живых существ: пятеро котят

Все собирательные числительные кроме слов оба, обе имеют свойство сочетаться также с личными местоимениями, например: их восьмеро, а нас - пятеро.

Нельзя сочетать собирательные числительные со следующими категориями слов:

  • Существительными, которые обозначают представительниц женского пола: трое школьниц, пятеро гимнасток .
  • Неодушевлёнными существительными: четверо столов, двое тортов.
  • Существительными, которые обозначают наименования взрослых животных: шестеро волков, четверо лошадей.

Изменение собирательных числительных

Особенности склонения числительных данного лексико-грамматического разряда можно отразить в следующей таблице:

Числительные

Особенности изменения


Примеры

Двое, трое

Как прилагательные в форме множ. числа с основой на мягкий согласный. Всего получено оценок: 270.

– Количественные числительные обозначают количество предметов (пять яблок, три дерева) или отвлеченное число (сто, два) и отвечают на вопрос сколько?

Количественные числительные делятся на три разряда:

1) целые числительные (обозначают целые числа), например: три километра, сто книг;

2) дробные числительные (обозначают не целые числа, а часть от целого или целое и его часть), например: две третьих огорода, одна пятая процента;

3) собирательные числительные (обозначают определенное количество предметов как одно целое), например: трое друзей, четверо зайчат, обе подруги.

200. I. Прочитайте сказку В. Даля и рассмотрите иллюстрации на с. 147. Попробуйте отгадать загадки.

Старик-годовик

Вышел старик-годовик. Стал он м..хать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – стало жарко.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половинапера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

II. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните их правописание.

III. Найдите числительные, назовите их морфологические признаки. Определите, к какому разряду по составу они относятся.

В. Конашевич. Иллюстрации к сказке “Старик-годовик”

201. Выпишите из сборника русского фольклора несколько пословиц и поговорок, в состав которых входит числительное пять. Укажите постоянные и непостоянные морфологические признаки этого числительного. Каким членом предложения оно является в каждом случае?

202. Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Укажите количественные числительные. Отгадайте загадки.

1. Один пастух тысячи овец п..сет. 2. Две сестриц.. в ряд бегут, вместе не сойдутся. 3. Четыре брата одним кушаком* подп..ясаны, под одной шляпой стоят. 4. У маленькой ск..тинки сто серебряных монеток на спинке. 5. У матери двадцать деток, все детки однолетки.

ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ

Кушак – пояс.

203. I. Запишите количественные числительные, распределив их в колонки по разрядам.

Тридцать, семеро, две пятых, шесть седьмых, двести сорок один, одиннадцать, полтора, оба, двое, шестеро, пятьдесят семь, девятнадцать.

II. Придумайте и запишите с двумя-тремя числительными по предложению.

204. Со словами в рамке и количественными числительными составьте три словосочетания, запишите их, определите главные и зависимые слова.

Дробные числительные и 1,5 можно прочитать: одна целая и одна вторая; один с половиной; одна целая и пять десятых. Но можно все эти выражения заменить одним словом – полтора у которое тоже относится к дробным числительным, как и слово полтораста (150).

Слово полтора сочетается с существительными мужского и среднего рода (полтора часа, полтора яблока, полтора килограмма). Слово полторы – с существительными женского рода (полторы минуты, полторы ложки, полторы тонны).

205. Прочитайте. Запишите сочетания слов, заменяя цифры числительными. Объясните правописание числительных.

1,5 года ребенку; 1,5 тонны груза; 1,5 часа перерыва; 100,5 килограмма веса; опоздание на минуты.

ПИШЕМ ГРАМОТНО

Секретарь

Программа

Портфель

206. Спишите, вставляя числительное полтора в нужной форме.

1. К… километрам пути неожиданно прибавилось еще и поле. 2. Лес находится в… километрах от лагеря. 3. До цели осталось около… километров. 4. Наша прогулка сегодня… километрами длинней прежней.

– Собирательных числительных небольшое количество. Это числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро и оба (обе).

Первые девять собирательных числительных сочетаются: а) с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола (трое малышей, пятеро мальчиков) или детенышей животных (семеро козлят, трое поросят); б) с именами существительными, употребляющимися только во множественном числе (трое суток, шестеро ножниц).

Числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода и имеет в формах косвенных падежей букву о (оба мальчика – обоих мальчиков).

Числительное обе употребляется с существительным женского рода и имеет во всех падежах букву е (обе девочки – обеих девочек).

207. Запишите словосочетания, раскрывая скобки и заменяя числительные словами.

2 (ребята), 5 (болгарин), 2 (учительница), 3 (мужчина), 7 (котенок), 6 (теленок), 4 (сани), 3 (ножницы), 4 (сутки), 4 (солдат), 6 (подруга), 4 (студент).

208. Составьте и запишите с собирательными числительными двое, трое, четверо предложения, подчеркните числительные как члены предложения.

209. Назовите в данном списке существительные, с которыми сочетаются собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Мальчишки, дома, книги, сутки, девочки, женщины, мужчины, туфли, козлята, очки.

210. Запишите данные числительные в одну колонку. Переведите их с русского на украинский язык, запишите украинские числительные в другую колонку, сопоставьте написание.

Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

211. Образуйте нужную форму от слов оба, обе и запишите получившиеся словосочетания.

С (оба) друзьями, с (обе) подругами, к (оба) братьям, с (обе) сестрами, (оба) щенков, (обе) мышей, (оба) воронят.

212. I. Спишите, вставляя числительные оба, обе и согласуя их с существительными. Расставьте пропущенные знаки препинания в пятом предложении.

1. На… стенах висели карты. 2. Мы путешествовали… странами. 3. Договор был заключен с… государствами. 4. … детей, брата и сестру, приняли в секцию. 5. Держитесь крепче, … руками сказала мама. 6. С… сторон нависали густые кроны деревьев. 7. У… ребят отличные оценки.

II. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

213. I. Прочитайте текст. Выпишите слова со значением числа, количества. Спишите второе и последнее предложения, записав цифры словами.

Колли – очень старая порода собак шотландского происхождения. Первые упоминания о ней относятся к XIII веку. Колли пережила несколько взлетов популярности и бурного распространения: впервые при королеве Виктории, во второй раз – накануне Второй мировой войны и в третий раз – вскоре после войны.

Колли – чуткие и даже нервные собаки, отличные товарищи, которые любят детей и верны своим хозяевам.

Высота взрослой особи колеблется от 53 до 61 сантиметра, а вес – от 20 до 29 килограммов.

(Из книги “Собаки”)

II. Рассмотрите иллюстрацию и устно опишите изображенную на ней собаку, используя имена числительные.


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    4 класс Предложение Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать предложения. Подчеркнуть однородные члены предложения. 1. На...

    РЕЧЬ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ § 60. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ: ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ, ЗАМЕТКА В ГАЗЕТУ О ПОСТУПКАХ ЛЮДЕЙ – Публицистический стиль реализуется в форме...

    Урок 42. ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА Учимся называть и обозначать значимые части слова 255. Прочитай. Какое настроение передает это стихотворение? Белый снег-снежок Жжется, колется, Выходи, дружок,...

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 28. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. НЕ С ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ. БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте слова, данные в...

    Урок 45. РАЗЛИЧИЯ В ОБРАЗОВАНИИ СЛОВ В РУССКОМ И УКРАИНСКОМ ЯЗЫКАХ Учимся переводить слова с украинского языка на русский и определять, как они образованы 280....

    Урок 47. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ПРОЧИТАННОМУ МОЛЧА ТЕКСТУ Развиваем умение составлять вопросы к тексту, находить нужный отрывок при просмотре текста 294. Прочитай, правильно проговаривая звуки:... ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 26. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В СРАВНИТЕЛЬНОЙ И ПРЕВОСХОДНОЙ СТЕПЕНИ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте... 38. Однородные члены предложения (продолжение). Говорим: подбираем тематические группы слов. Читаем выразительно 302. Прочитайте текст. Слова в языке можно объединять в группы по разным признакам....

Тема: Имя существительное

Урок: Собирательные количественные числительные

1. Значение собирательных числительных и их сочетаемость с именами существительными.

Собирательные числительные обозначают количество чего-либо как целое.

К этой группе относятся 10 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, вóсьмеро, дéвятеро, дéсятеро, оба/обе.

Эти числительные сочетаются только с некоторыми существительными:

С существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин ); числительное обе сочетается также и с существительными, обозначающими лиц женского пола (обе подруги ),

С существительными дети, ребята, люди, лицо (трое детей/ребят/лиц/людей ),

С названиями детенышей животных (пятеро котят, семеро козлят ),

С существительными, имеющими формы только множественного числа (четверо суток, двое ножниц, трое саней ); с этими существительными сочетаются преимущественно числительные двое, трое и четверо ,

С существительными, называющими парные предметы (двое туфель ), а также с личными местоимениями мы, вы, они (Не было вас троих ).

Сочетаемость собирательных числительных

+ лица мужского пола

двое мужчин

оба +

лица мужского пола

лица женского пола

оба друга

обе подруги

+ дети, ребята, люди, лицо

трое детей, ребят, лиц, людей

+ названия детенышей животных

пятеро котят, семеро козлят

+ сущ., имеющие только формы мн.ч.

четверо суток, двое ножниц, трое саней

+ сущ., обозначающие парные предметы

двое туфель

+ мест.мы, вы, они, все

Не было вас троих.

Таблица 1. Сочетаемость собирательных числительных

2. Морфологические признаки собирательных числительных.

Собирательные числительные изменяются по падежам и не имеют категорий рода и числа, за исключением числительного оба , которое имеет форму м. р и ср. р. - оба и форму ж.р. - обе .

Я послушал оба диска.

Обе книги показались мне интересными.

3. Склонение собирательных числительных.

Собирательные числительные склоняются, как прилагательные во множественном числе.

При этом оба/обе склоняется в двух родовых формах.

м.р. и ср.р.

мн.ч.

Тв.п.

хорошими

Пр.п.

о хороших

трое

пятеро

мн.ч.

Тв.п.

пятерыми

хорошими

Пр.п.

о пятерых

о хороших

Таблица 2. Склонение собирательных числительных

При сочетании собирательных числительных с неодушевленными существительными, имеющими только форму множественного числа, и с неодушевленными существительными, обозначающими парные предметы, собирательное числительное используется только в формах И. п. и В. п. В остальных падежах используется соответствующее количественное числительное.

трое суток

двое туфель

трое суток

двое туфель

трёх суток

двух туфель

трём суткам

двум туфлям

трое суток

двое туфель

тремя сутками

двумя туфлями

о трёх сутках

о двух туфлях

Таблица 3. Склонение собирательных числительных с неодушевленными существительными, имеющими только форму множественного числа, и с неодушевленными существительными, обозначающими парные предметы

При сочетании собирательных числительных с существительными существительное стоит в форме Р. п.

При сочетании с оба + Р. п. ед. ч.. Остальные собирательные числительные + Р. п. мн. ч.:

оба сапога, трое мужчин.

4. Синтаксическая функция собирательных числительных.

В предложении количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят.

Однако собирательные числительные могут использоваться и без существительного.

Приехала она домой через двое с половиной суток (А. Чехов).

Семеро одного не ждут.

В коляске сидели двое (А. Чехов).

Перед полуднем все трое садятся на берегу реки (А. Чехов).

Домашнее задание

Замените число «7» словами. Укажите пословицу с собирательным числительным.

Задание №2

Вставьте числительные оба/обе в нужной форме.

1. На (…) стенах висели картины.

2. Добрососедские отношения установились между (…) государствами.

3. (…) детей, брата и сестру, отправили отдыхать в летний лагерь.

4. Во время движения держитесь за поручни (…) руками.

1. Московский государственный университет печати ().

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

Класс:6

Предмет: русский язык

Тема урока : «Разряды количественных имен числительных».

Тип урока : урок новых знаний.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор

Цель урока : знакомство с отличительными признаками разных разрядов имен числительных, формирование навыка классификации количественных имен числительных на целые, дробные и собирательные.

Задачи:

    выявить степень усвоения обучающимися знаний о признаках имени числительного как части речи, делении на количественные и порядковые, простые и составные;

    формировать умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

    организовать групповую работу с целью развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других;

    научить обучающихся опознавать в устной и письменной речи количественные имена числительные, определять их разряд, отличать от порядковых;

    развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности.

1. Орг. Момент

2. Актуализация опорных знаний

А)фронтальный опрос

На слайде

«Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с … будь дружен»

Как вы думаете, какое слово пропущено?

Упражнение верное/неверное утверждение

    Имя числительное – это служебная часть речи.

    Имена числительное отвечает на вопросы сколько, какой, который.

    По значению числительные делятся на простые, сложные, составные

    Числительное восемь – простое

    Сложные числительные состоят из двух и более слов.

    Составные числительные состоят из двух и более слов

    В предложении числительные могут быть только дополнением

    Количественное числительное в сочетании с существительным выполняют одну синтаксическую роль.

    Порядковые числительные в предложении выступают в роли определения.

    Числительное двадцать пятый – порядковое, сложное

Исправляем неверные утверждения после проверки

1 –Имя числительное – это служебная часть речи.

2 +

3 – По значению числительные делятся на простые, сложные, составные

4 +

5 – Сложные числительные состоят из двух и более слов

6 +

7 – В предложении числительные могут быть только дополнением

8 +

9 +

10 +

Определите разряд числительного «миллион» по значению и строению

(простое, количественное)

Числительные второго десятка к какому разряду по строению относятся?

(простые)

Проверка домашнего задания: как появилось числительное миллион и образовались числительные второго десятка

Определение темы урока:

На доске слова:

семь, двое, три пятых, двадцать, семеро, одна вторая

К какому разряду по значению можно отнести эти числительные? Как вы это определили? Все ли эти числительные одинаковы по смыслу? На сколько групп их можно разделить? Сформулируйте тему урока: «Разряды количественных числительных по значению»

Какую цель вы поставите сегодня перед собой на уроке?

Достичь одной из целей, которые вы перед собой поставили, вам помогут девочки, которые подготовили информацию по теме урока.

(В это время сильные учащиеся готовят объяснение новой темы для учащихся класса

Информация по теме урока

Внутри группы количественных числительных с точки зрения значения и грамматических свойств можно выделить следующие подгруппы:

целые числа,

- количественные числительные, обозначающие дробные числа,

- собирательные числительные.

Количественные числительные, обозначающие целые числа, – это числительные, называющие количество чего-либо в целых единицах: два стола, пять билетов, тридцатьтри корабля. Отметим, что данные слова сочетаются с существительными, которые называют предметы, поддающиеся счету (нельзя сказать два золота или три молодежи).

Эти слова изменяются по падежам ( пять, пяти, пятью ) и не имеют категорий рода и числа (кроме числительных один, два ). Слово один может иметь формы мужского, среднего и женского рода: один, одно, одна и форму множественного числа: одни .

Числительное два/две изменяется по родам, сохраняя различия по роду в И.п. и В.п.: две рубашки, два стола.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробное количество ( две третьих, ноль целых семь десятых ). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными: две третьих стола, одна десятая молодежи, три пятых золота.

Слова этой подгруппы изменяются по падежам: три четвертых, трёх четвертых и т.д., но не имеют рода и числа.

Исключение составляют числительное полтора , которое имеет две формы: м. и ж. р. ( полтора месяца, полторы минуты), а также дробные числительные, в состав которых входят числительные один и два . При этом, сохраняя категорию рода, данные слова в составе дробных числительных по родам не изменяются и всегда используются только в форме ж. р. Одна седьмая стола, две пятых книги .

Последняя подгруппа количественных числительных – собирательные числительные. К этой подгруппе относятся 10 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба/обе .

Все эти слова изменяются по падежам ( двое, двоих, двоим и т.д.).

Слово оба/обе изменяется по падежам и по родам, где оба – форма мужского и среднего рода, обе – женского рода)

3.Изучение нового материала - работа в группах

4. Первичное закрепление знаний:

Что вы узнали о разрядах количественных числительных? Сколько их?

Какие количественные числительные сочетаются с существительными, называющими только те предметы, которые поддаются счету?

Числительных какой группы всего 10 слов?

Какие числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными?

5. Закрепление

Работа с текстом

Наурзумский заповедник находится в Костанайской области, занимает восемьдесят пять целых шесть десятых тысяч гектар. Среднегодовая температура две целых четыре десятых градуса, средняя температура июля - девятнадцать целых три десятых градуса, средняя температура января - минус семнадцать градусов. В заповеднике зарегистрировано шестьсот восемьдесят семь видов растений, встречаются двадцать пять видов млекопитающих, полтораста видов птиц.

-назовите числительные, распределите их в колонки по разрядам.

- дополните колонки числительными:

Семь лебедей, пятьдесят журавлей, пятеро лисят, одна восьмая площади, пять целых одна десятая градуса, двести тетеревов, трое зайчат, три сокола, три четвертых всего времени, две пятых озера, восемь выхухолей.

Работа в группах составление текста

1 группа – выхухоль (до двадцати целых пяти десятых сантиметра, около пятисот грамм, по двое – пятеро детенышей)

Выхухоль - маленький зверек длиной до двадцати двух см и весом около пятисот грамм. Длинный хвост покрыт чешуйками, а тело покрыто плотным мехом. Всю свою жизнь выхухоль проводит либо в воде, либо в норе. Питаются выхухоли моллюсками, личинками насекомых, а зимой мелкой рыбой. Самки приносят по трое - пятеро детенышей. Выхухоль занесена в Красную книгу Казахстана.

2 группа – сапсан (сорок пять целых, пять десятых - сантиметров, до двухсот восьмидесяти километров в час, два - четыре яйца)

Сапсан - хищная птица длиной сорок пять целых, пять десятых сантиметров. У сапсана мощное телосложение, широкая грудь, плотное, прилегающее к телу жесткое оперение. Основная пища - птицы. Ловит птиц на лету, при этом развивает скорость до двухсот восьмидесяти километров в час. В кладке два - четыре яйца красно-коричневого цвета. Эта очень редкая птица занесена в Красную книгу Казахстана и нуждается в строгой охране.

3 группа – ирбис (полутораста сантиметров, от двадцати трех до сорока килограмм, двое –трое детенышей, до восемнадцати лет)

Ирбис – хищное животное семейства кошачьих. Длина тела достигает полутораста сантиметров, весит ирбис от двадцати трех до сорока килограмм. Лапы широкие и массивные. Предпочитает скальные участки. Живут барсы парами. В январе-мае у него рождается двое –трое детенышей. Продолжительность жизни ирбиса до восемнадцати лет. Снежный барс занесен в Красную книгу

Образец: СЕРЫЙ ВАРАН - самая крупная ящерица, длина туловища варана - 60 см, хвоста – 100 см, а вес достигает 3,5 кг. Выглядит животное как допотопный ящер. Серый варан активен 5 месяцев в году, а с сентября по март залегает в спячку. В июне самка откладывает в песок 20-25 яиц. Серый варан занесен в Красную книгу Казахстана.

Выступление: 1. Прочитать получившийся текст. 2.Назвать имена числительные, указать их разряд.

6. Итог урока

- я узнал…

-я научился…

-я испытывал затруднения в …

- мне было интересно работать с…

7. Рефлексия – лесенка успеха