Болезни Военный билет Призыв

Бородинское сражение в романе война и мир. Бородинское сражение – кульминация романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Бородинская битва глазами Андрея Болконского

Почему описание решающей битвы перед Москвой Толстой создал сквозь призму восприятия Пьера Безухова? Ведь герой не был образован в военном деле, имел жизненные принципы, не отягощенные злобой и агрессией. Автор попытался донести до читателя, что Бородинское сражение в романе «Война и мир» является трагедией человечества, а не стратегическим поражением из учебника истории.

Перерождение графа Безухова на поле

Когда начинается война, каждым человеком, независимо от возраста и пола, овладевают тревожные мысли. Пьер раньше был одиноким, замкнутым, находился в постоянном поиске смысла жизни. Как только армия Наполеона приблизилась к воротам Москвы, граф Безухов ощутил, что даже жизнь есть вздор, сравнив ее с грядущей бедой.

Значение бытовых удобств, богатства и суеты становится ничтожным для порядочного гражданина, ели угроза порабощения виснет над его народом. Каждый честный человек устремился туда, где решалась судьба его страны – на Бородино.

Вот литературный секрет автора – глазами Болконского или Ростова, которые читали картину 25 августа 1812 года, как привычные маневры, все выглядело довольно обыденно. С точки зрения же неискушенного обывателя море людей, стекающееся к месту сборов, свидетельствовало о патриотическом величии предстоящей битвы.

Утро 26 августа 1812 года

Графа Безухова встретило после сна яркое солнце, которое всегда являлось для людей символом жизни, залогом плодородия. Только сейчас лучи отражались зайчиками от стали солдатских штыков, которые начинали прорисовываться сквозь густой рассветный туман. Звон оружия звал героя, Пьера тянуло в гущу шумных событий. Там должна была открыться истина противостояния добра и зла. Первый залп орудия еще нравился графу, дым был похож на белый пушистый мячик. Все вокруг напоминало интересное приключение, Безухов напросился с одним генералом вглубь битвы и оказался на первой линии огня.

Барин выглядел нелепо среди пушек: одетый в штатское платье, в белой шляпе на голове, неуверенно держался верхом на лошади. Солдатам было неприятно видеть здесь, среди их кровавой работы, среди раненых и убитых мирного рассеянного господина.

Крещение огнем

Инстинкт самосохранения заставляет Пьера броситься на помощь артиллеристам. Батарея Раевского несколько раз в день переходила из рук российских солдат к французам и обратно. Историки подтверждают, что это были моменты, решающие исход битвы. Барин соглашается подносить солдатам ядра.

Гром, треск и свист услышал Пьер одновременно, когда рядом разорвались ящики с боеприпасами. Блеск огромного пламени ослепил его и заставил присесть на землю. Страх поглощает человека в момент опасности, поэтому не осознавая своих действий, граф побежал туда, где можно было спрятаться. В окопы. Но там враги уже убивают его соотечественников.

Безухов автоматически хватает за горло французского солдата. Перед ним чужое лицо человека, который раннее ничего плохого ему не сделал. Пьер еще не готов убить, но ему впервые приходится защищать свою жизнь.

Наконец, атака закончилась, герой может перевести дух, созерцая, как в этой временной передышке смешиваются раненные и убитые обеих армий. Война утратила первичный пафос, мужчина чувствует ужас, но наивно думает, что сейчас эти люди очнутся и прекратят убивать друг друга.

Бородинское поле вечером

Пьер Безухов осознал катастрофические последствия произошедшего в ту пору, когда катастрофу осознали все, кто остался в живых. Поля, луга и огороды нескольких деревень оказались заваленными телами людей. Пестрели разные мундиры, убитые застыли в разных позах, только кровь у всех было темного красного цвета.

Перевязочные пункты на сотни метров вокруг пропитались кровью, которая смешалась с землей и превратилась в густую кровавую грязь. Поток раненых воинов, перепуганных, страдающих от боли, брел в направлении Можайска.

Утреннюю бодрость сменила мгла сырости, остро пахнущая дымом, смесью селитры и крови. Природа пыталась заставить людей прекратить стрелять и протыкать друг друга штыками – пошел дождь. Измученные солдаты не выдерживали психологического давления, вида тысяч убитых, раненых, искалеченных и измученных, но они сражались по инерции.

Наверно, невозможно остановить мгновенно страшное дело войны.

Бородинская битва глазами Андрея Болконского

Полк князя Болконского вступил в бой в середине дня. Две сотни солдат пали под ядрами орудий еще стоя в бездействии. Потом под огнем нескольких сотен неприятельских орудий погибла треть всего полка. Людей построили в колонны, заставив стоять под расстрельным огнем врага. То тут, то там выстрел попадал в толпу не атакующих солдат.

Эпизод ранения Андрея Толстой представил, как так, как гибли в тот день десятки тысяч солдат и офицеров. Патриот, который при Аустерлице поднял знамя, а под Шенграбеном командовал батареей, погиб бессмысленно. Война часто не дает возможности проявить героизм, отнимает жизнь просто так.

Вражеское ядро настигло боевого офицера, когда тот бесцельно шагал по полю, слушал шум пролетающих над головой снарядов. Был момент, когда Болконский мог избежать попадания. Адъютант успел пасть на землю и крикнуть «ложись», но офицер помнил, что на него смотрят подчиненные, чей боевой дух зависит от его поведения.

Среди русского народа всегда встречаются люди, которые не бегут, не молчат, не прячутся. Как правило, они гибнут, но остаются в памяти окружающих героями, достойными светлой памяти.

Отношение Льва Толстого к Бородинской битве

Лев Толстой является известным гуманистом в мире классической литературы, он пытался передать будущим поколениям отвращение к войне. Автор лично провел на месте Бородинского сражения много времени, чтобы отразить в романе каждую деталь топографии. Чтобы представить масштаб развернувшейся трагедии 26 августа 1812 года.

По мнению писателя ни Наполеон, ни Кутузов не обладали такой мощной властью, которая была способна отвернуть гибель обоих армий или остановить сражение посреди дня. Две агрессивные силы сошлись на Бородинском поле, чтобы повернуть ход истории в другое русло.

Добрый мудрый Лев Толстой положил свой семилетний труд в создание романа, чтобы донести до мира простую истину – кровопролитие народов всегда остается самым грязным делом в прямом и переносном смысле. Раны и боль одинаково приносят страдания людям всех национальностей, не зависимо от веры и социального статуса.

Бородинское сражение

Роман-эпопея «Война и мир» - это целая картина жизни нашей страны в период с 1805 до 1820 года. Этот период истории был полон драматических событий, которые происходили в войне с французами в 1812 году. Кульминация романа, а также решающие моменты в жизни страны и большинства героев этого произведения - это описание Бородинской битвы, как одного из крупнейших сражений между французской и русской­ армиями.
­
­­­Эпизод, в котором Лев Толстой подробно описывает Бородинское сражение, занял двадцать глав его книги. В ней автор чудесным образом переносит нас, читателей в разные места: это и лагерь русской армии, и ставка императора Наполеона , и батарея Раевского, и полк, где служил князь Андрей Болконский . Это сражение отображено очень правдиво и полно.

Особенно это ярко показано в романе­ впечатлениями невоенного человека - Пьера Безухова .­ Он все действия офицеров и солдат воспринимал психологически, поэтому так ярко описывается их настроение. Для этого очень внимательного и чувственного человека даже вид Бородинского поля вызывал неподдельное восхищение. Он волею судьбы оказывается в самом центре этого знаменито сражения. Именно туда был направлен главный удар противника. В сражении принимала участие тяжелая французская конница, пехота и артиллерия, там погибло очень много людей. Одетого в белую шляпу, в очках, его приняли на передовой, он, в свою очередь, старался никому не задавать вопросов, чтобы не мешать одним лишь своим присутствием.Не имеющему ничего общего с тактикой ведения боя, он многого не понимает. Когда он столкнулся вдруг с офицером французской армии, то они оба не могли понять, кто из них находится в плену. Но он прекрасно видит сам на лицах солдат, каким бывает обыденный смертельный ужас и все больше растущее желание русских выстоять. Он, находясь на Бородинском поле, наблюдая за убитыми и­ ранеными, а затем за бегством французских солдат подумал, что те должны ужаснуться от всего того, что сделали. А битва тем временем продолжалась. Особенно ожесточенным было многочасовое сражение пехотинцев и конного состава солдат в самой средине поля. Они стреляли друг в друга, сталкивались, а многие просто не знали, что делать.

Начался хаос и неразбериха. Адъютантами доносились совершенно противоречивые сведения из-за постоянно меняющейся ситуации. Наполеоном отдавалось много распоряжений, но их не выполняли или делали все наоборот. Это приводило его в состояние полного отчаяния.

Совершенно по-другому вел себя Кутузов . В его штабе не было суеты, он доверял своим людям и разрешал проявлять в разных ситуациях собственную инициативу. Он, как прекрасный стратег, четко понимал, что один человек, даже такой как он, не в силах командовать и руководить таким огромным количеством человек, которые борются со смертью, а лишняя опека с его стороны может только мешать.

Полк, в котором служил Болконский, стоял в резерве, но туда все равно залетали ядра вражеских пушек. Но даже при таких тяжелых потерях, солдаты не отступали, стояли насмерть и не старались спастись бегством. Князя Андрея в этом бою ранило осколком гранаты. Ему очень не хотелось умирать, но он постоянно помнил и думал о тех, кто на него смотрит, то есть на своих солдат, ведь они тоже очень любят жизнь. Он был достойным примером для подражания своим солдатам.

В завершении описания Бородинской битвы, Толстой сравнил французское нашествие со злым­ разъяренным зверем и заметил, что тот должен был обязательно погибнуть от ран, которые ему нанесут в Бородинском сражении. Автор был уверен, что удар русских солдат будет смертельным, то есть он верил в победу русской армии.

Несомненно, описание Бородинского сражения является центральной, вершинной частью романа-эпопеи. Это невероятный подвиг русской армии в битве за свою родину.

Бородино! Бородино!
На битве исполинов новой
Ты славою озарено,
Как древле поле Куликово.
Здесь - на полях Бородина -
Россией билася Европа,
И честь России спасена
В волнах кровавого потопа.
Сергей Раич

Цели урока:

  • доказать, что Бородинское сражение - поворотный момент в войне с Наполеоном, после которого французское наступление захлебнулось;
  • показать, что Бородинское сражение - это точка пересечения судеб главных героев романа;
  • выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе;
  • показать, как реализуется в этих главах любимая мысль Толстого - "мысль народная".

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • портреты Л. Н. Толстого и главных героев романа;
  • презентации учащихся после посещения Бородинского музея, фотографии, сделанные ими;
  • фотографии Бородинской панорамы;
  • портреты героев Отечественной войны 1812 года: Багратиона, Барклая-де-Толли, Раевского, Платова, Тучкова и др.;
  • портреты Кутузова и Наполеона;
  • план расположения войск русской и наполеоновской армий перед Бородинским сражением 26 августа 1812 года.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Чтобы разобраться в сложнейшем романе "Война и мир", мы много готовились: посетили Бородинскую панораму, Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, побывали в Храме Христа Спасителя, у Триумфальной арки, что на Кутузовском проспекте.

Бородинское сражение - это кульминация романа, так как здесь наиболее ярко проявляется главная мысль - "мысль народная", здесь выражены взгляды Толстого на историю, на личность, на его отношение к войне. Бородинское сражение - это точка пересечений судеб главных героев романа.

Л. Н. Толстой не мог не написать о Бородинском сражении: его отец в 17 лет поступил на службу и участвовал в боях с Наполеоном, был адъютантом генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Горчакова, который командовал отрядом, защищавшим Шевардинский редут. Лев Николаевич побывал на Бородинском поле, так как понял, что для создания живой картины сражения необходимо увидеть место исторической битвы. В окончательном тексте романа Бородинская битва, по замыслу Толстого, должна быть кульминационной.

Из письма жене: "Только бы дал Бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого ещё не было!"

В романе "Война и мир" Бородинское сражение описывается в 20 главах. В них вошло то, что писатель узнал и увидел, передумал, прочувствовал. Время подтвердило правомерность главного вывода, сделанного великим писателем: "Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по Старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника"

Работа с текстом произведения

Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера, тогда как он мало что понимает в военном деле?

Учащийся:

Исходя из взглядов Толстого на историю, можно сделать вывод, что писатель намеренно показывает сражение глазами Пьера, чтобы подчеркнуть, что исход боя зависит не от расположения войска, а от того, каков дух войска. Пьер, человек невоенный, воспринимает всё происходящее с психологической точки зрения, он лучше чувствует настроение солдат и офицеров.

Толстой внимательно изучил окрестные села, деревни, реки, монастырь. "Горки - самый высокий пункт", - именно с этого места автор будет описывать Бородинскую позицию, увиденную Пьером. "Горки и Семёновская. Старая Можайская дорога. Утица", - вот те места, которые потом увидел Пьер, объезжая русскую позицию с генералом Беннигсеном перед сражением (слова учителя сопровождаются фотографиями).

Какое значение для Пьера имели слова солдата: "Всем миром навалиться хотят:" /глава 20/

Учащийся:

Пьер понимает, что воюют солдаты не за награды, а за Отечество, они чувствуют единство всех - от простых солдат до офицеров и главнокомандующего. Потрясают своей нравственной стойкостью защитники батареи генерала Раевского. При общении с русскими солдатами Пьер находит смысл и цель жизни, осознав ложность своих прежних установок. Он вдруг ясно понимает, что народ - носитель лучших человеческих качеств. Пьер задумывается: "Как скинуть с себя всё это лишнее, дьявольское, всё бремя этого внешнего человека?" А ведь было время, когда Пьера привлекал образ Наполеона. С началом Отечественной войны это увлечение проходит, он понимает, что поклоняться деспоту и злодею нельзя.

Что чувствует князь Андрей накануне сражения, уверен ли он в победе?

Учащийся:

Война 1812 года возвращает Болконского к жизни. Он отдаёт себя служению Отчизне, командует полком. Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: "Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение"

Почему князь Андрей так уверен в победе?

Учащийся:

Он понимает, что речь идет не о какой-то абстрактной земле, а о той земле, где лежат предки, о той земле, на которой живут близкие родные люди: "Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить"

Справедливы ли слова Андрея о том, что французов надо казнить?

Учащийся:

Здесь опять-таки следует исходить из взглядов Толстого на историю, так как главные любимые герои несут в себе авторскую идею. Князь Андрей, когда-то осуждавший ужасы войны, призывает к жестокой расправе над врагом: "Война так война, а не игрушка". Толстой признает войну освободительную, справедливую, во имя отцов и детей, жен и матерей. Когда хотят разорить твою землю, когда хотят убить тебя, нельзя великодушничать.

Почему, по вашему мнению, перед сражением состоялось церковное шествие и поле боя обнесли иконой Смоленской Божьей Матери? Каково поведение солдат перед боем?

Учащийся:

Это укрепляет боевой дух войска. Солдаты надели чистые рубахи, отказались от водки, говоря, что не тот сейчас момент, они осознают всю силу ответственности за судьбу России. Не зря Кутузов, узнав об этом, восклицает: "Чудесный народ, бесподобный народ!". Русские воины защищали не только своё Отечество, но и Православие. Можно утверждать, что они удостоились мученических венцов, как все те, кто пролил кровь за Христа. Была положена традиция ежегодного поминовения в день Бородинского сражения православных российских воинов, " за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших". На Бородинском поле поминовение это совершается 8 сентября, в День воинской славы России.

На экране - икона Смоленской Божьей Матери.

Специально подготовленный ученик рассказывает историю иконы.

Сравните поведение Кутузова и Наполеона в битве /главы 33-35/

Учащийся:

Наполеон отдает массу приказов, казалось бы, очень разумных, но таких, которые не могли быть исполнены, так как ситуация очень быстро меняется, и приказ уже не имеет смысла. Войска приходят с поля боя расстроенными толпами. Кутузов же больше следит за духом войска, он отдает только те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость солдат

Просмотр эпизода кинофильма С. Бондарчука "Война и мир" в романе - глава 35

Эпизод, когда в штаб Кутузова является немецкий генерал Вальцоген, служащий в русской армии, и докладывает, что ситуация безвыходная: "отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности их остановить". Кутузов в бешенстве: "Как вы: как вы смеете?!... Неприятель отбит на левом, поражен на правом фланге:..Неприятель побеждён, и завтра погоним его из священной земли русской".

Как в данном эпизоде реализуется любимая мысль Толстого - "мысль народная", его взгляд на историю и на роль личности в истории?

Учащийся:

Нельзя предугадать, что будет делать неприятель, поэтому искусства полководца, по мнению автора, не существует. Кутузов только соглашался или не соглашался с тем, что ему предлагали, не делал никаких распоряжений. Он понимает, что сражение - это не шахматная игра, где можно просчитать ходы, его заботит другое: ": выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что-то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти". Об этом же перед сражением говорит князь Андрей: "Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиций, ни от вооружения, ни даже от числа:::, а от того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате: Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть". Творец истории - народ, и нельзя вмешиваться в ход истории.

Учитель подводит итог:

Наполеон изображён Толстым как актер, позёр (сцена перед сражением, когда ему преподносят картину, изображающую сына): "он сделал взгляд задумчивой нежности". И как игрок, когда, вернувшись после поездки по линии, говорит: "Шахматы расставлены, игра начнется завтра". Наполеон, которым так восхищались многие, лишён величия. Это самовлюбленный, лицемерный, фальшивый человек, равнодушный к судьбам окружающих. Война для него - игра, а люди - пешки. "Ничтожнейшим орудием истории", "человеком с помраченной совестью" называет его Толстой.

Кутузов же, напротив, естественен (сцена, когда он своей старческой походкой идет поклониться иконе Смоленской Божьей Матери, грузно опускается на колени), прост, а, по мнению Толстого, "нет величия там, где нет простоты, добра и правды". Мы видим проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа войска. Кутузов жалеет каждого солдата.

Каков толстовский принцип изображения войны?

Учащийся:

Автор показал войну в крови, в слезах, в муках, т. е. без прикрас. В главе 39: "Несколько тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах: На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью". Толстой отрицает войну завоевательную, но оправдывает войну освободительную.

Главы 36-37 - ранение князя Андрея

Просмотр эпизода кинофильма С. Бондарчука "Война и мир"

На карте показываем, где приблизительно находился полк князя Андрея (это деревня Князьково, она сгорела во время ВОВ)

Комментарий учащихся:

Именно в момент ранения Андрей понял, как он любит жизнь и как она дорога ему. Он долго метался в поисках смысла жизни, а ответ на мучающий его всю жизнь вопрос получил здесь. В перевязочном пункте, в палатке, видя на третьем столе Анатоля Курагина, оскорбившего его, Андрей испытывает не ненависть, а жалость и любовь к этому человеку: " Страдание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще осталось мне, ежели бы я был жив".

Какова роль пейзажей в описании сражения (т.3, ч.3, гл. 30,28)? Мы отмечали, что для автора это важно. Любимые герои Толстого чувствуют и понимают природу, так как в ней гармония и успокоение. Благодаря ей они обретают смысл жизни: Андрей и небо, Андрей и дуб, Наташа и красота ночи в Отрадном.

Учащийся:

Накануне сражения утреннее солнце, только что брызнувшее из-за тучи и рассеивающегося тумана, дальние леса, "точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зелёного камня" (учащийся зачитывает описание природы, глава 30). В середине сражения - солнце, застланное дымом. В конце - "над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блёстками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости". Тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных людей, "как будто говорил: "Довольно, люди. Перестаньте: Опомнитесь. Что вы делаете?". Природа знаменует этапы боя.

На экране фотографии, сделанные учащимися: Шевардинский редут, Семёновские флеши, Батарея Раевского

Из записей Толстого: " Даль видна на 25 верст. Черные тени от лесов и строений на восходе и от курганов. Солнце встаёт влево, назади. Франц. в глаза солнце", - эти строки, появившиеся после объезда поля на заре, позволили Толстому создать не только исторически достоверную, но и величественную, живописную картину начала боя. Писатель очень хотел разыскать стариков, ещё живших в эпоху Отечественной войны, но поиски не дали результатов. Это очень огорчило Льва Николаевича.

Если вы вспомните рассказ экскурсовода при посещении музея и сравните описание поля битвы после сражения Толстым, наверное, никто из вас не останется равнодушным к нашей истории. Наши предки полегли здесь, и количество их велико: трупы лежали в 7-8 слоёв. Земля у перевязочных пунктов на несколько сантиметров была пропитана кровью. Так что когда о Бородинском поле говорят: "Земля, политая кровью", - это не поэтический образ и не преувеличение. Не только земля, но и ручейки, и реки были красного цвета. Людская кровь делает землю исторической - она не дает забыть того, что здесь пережито.

Бородино - это не только место великого сражения, это огромна братская могила, где лежат тысячи людей.

Поныне на Бородинском поле, если вслушаться в тишину, можно услышать далекие звуки августовского дня, звуки страшного боя: визг картечи, крики солдат, звонкие голоса командиров, стоны умирающих, храп обезумевших от запаха крови лошадей. Но дышится здесь как-то по-особенному, и всегда тихо. Может быть, в этой тишине различим полёт Божьих ангелов над землёй? Может быть, души тех, кто погиб здесь за Родину, смотрят на тебя с небес?

Бородино! Тверда твоя земля!
Одно твоё торжественное имя
Выводит павших из небытия
И чудодейно властвует живыми.
Сергей Васильев

Мы размышляли о судьбе Росси, о связи времен, мы прониклись гордостью за наших предков, мы увидели ужасы войны. Подводя итог урока, хочу задать вопрос. Победа, одержанная русской армией в Бородинском сражении, особенная. Что это за победа и как определяет её Толстой?

Учащийся:

Была одержана нравственная победа. " Нравственная сила французской армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве врага и своём бессилии, была одержана русскими под Бородином".

Как увековечена память о Бородинском сражении?

Учащийся:

В честь победы над Наполеоном на народные деньги возведён храм Христа Спасителя; открыт Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник; Бородинская панорама, Триумфальная арка на Кутузовском проспекте. Народ хранит память об этом событии.

Учитель подводит итоги урока:

Итак, мы убедились, что Бородинское сражение - это кульминация романа "Война и мир", вы сумели доказать это.

Завершаем урок чтением стихотворения, написанного ученицей 11 класса д. Горки Оксаной Панфил (специально подготовленный ученик):

Иду по тихой я березовой аллее,
Смотрю на памятники - выстроились в ряд,
И кажется: с опавшею листвою
Они мне о солдатах говорят.
О тех героях, что тогда сражались,
Отстаивая честь родной земли.
О тех солдатах, что своею жизнью
Отчизну от врагов уберегли.
Когда я подхожу к могильным обелискам,
Всегда молчу, ни с кем не говорю.
Я понимаю - здесь лежат солдаты,
Они все заслужили тишину!

Домашнее задание.

  • написать эссе на одну из предложенных тем: "Вспомним, братцы, россов славу", "Бессмертен тот, Отечество кто спас"
  • ученик готовит сообщение о Маргарите Михайловне Тучковой и церкви Спаса Нерукотворного на Бородинском поле
  • несколько учащихся готовят сообщения о героях Бородинского сражения: о Багратионе, о Барклае-де-Толли, о Тучкове, о Платове.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812года; Проследить изображение войны в романе, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу.
  2. Научить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы.
  3. Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к историческим и материальным источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину.

Оборудование: карта, схема, таблицы, показывающие ход сражения; роман Л.Н. Толстого « Война и мир» (3й том).

Ход урока

I. Сообщение темы урока, темы урока, цели, задач.

Учитель истории предлагает учащимся таблицу, над которой они будут работать в течение урока.

II. Вступительное слово учителя истории и вопросы для фронтальной беседы. (повторение пройденного).

  1. Каковы были причины войны 1812года?
  2. Какой характер носила война для воюющих сторон?
  3. Каковы были планы сторон накануне войны?
  4. Почему война 1812 года являлась для России Отечественной войныу?
  5. В чем проявился народный характер войны?

III. Сообщение плана изучения нового материала

  1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил (по историческим источникам)
  2. Ход Бородинской битвы, ее итоги и историческое значение (по историческим источникам) (сообщение учащихся)
  3. Лев Толстой о своих разногласиях с историками по поводу целей и подготовки сражения.
  4. Описание Бородинской битвы в романе « Война и мир».
  5. Чтение составленной таблицы, обсуждение, выводы.

IV. Лекция с элементами беседы.

Учитель истории. Имея численное преимущество, Наполеон стремился в генеральном сражении разгромить русскую армию, вступить в Москву, диктовать России условия мира. Кутузов не был склонен искать исход войны в одном генеральном сражении, он понимал, что генеральное сражение не определяет окончательной победы. Стратегический план Кутузова был направлен на накопление крупных сил (резервов), истощение врага и окончательный его разгром в ходе контрнаступления. Кутузов так говорил об этом: « Когда дело идет о славе выигранных только баталий, но вся цель- устремление на истребление французской армии…я взял намерение …отступить…» (из донесения)

Наполеон говорил: « Победа под Бородином, если и удастся ее достигнуть, будет лишь временной победой, а не окончательным поражением противника».

V. Значение Бородинской битвы.

Вопросы к ученикам:

  1. Почему Бородино навечно осталось в памяти народной?
  2. Как вы объясните слова Наполеона: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».
  3. В чем проявился патриотизм русских воинов?

В Бородинской битве русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери: было убито 58 тыс. чел. (43%) всего состава участвовавших в сражении, в том числе 47 генералов, русские войска потеряли 38 тыс. чел. (30%), в том числе 23 генерала, сохраняя высокую стойкость и волю к победе.

Наполеон не достиг своих целей – разгрома русской армии - и впервые не смог одержать победу в крупном генеральном сражении. По словам А. Крмлева, при Бородине « французская армия расшиблась о русскую». Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении императору: « Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое отечество».

В приказе по армии Кутузов писал: «Объявить мою совершенную благодарность всем вообще войскам, находившимся в последнем сражении».

VI. Взгляд Толстого на Бородинское сражение.

Учитель литературы. На предыдущих занятиях мы говорили, что Лев Толстой был не удовлетворен тем, как историки дают объяснения причин наполеоновских войн. Не согласен был великий писатель и со взглядами ученых историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения. Он писал: « Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков… Оно не случайное, а неизбежное. Историк имеет дело до результатов события, художник- до самого факта события. Художник, из своей ли опытности или по письмам, запискам и рассказам, выводит свое представление о совершившемся событии, и весьма часто оно оказывается противоположным выводу историка…. Для историка главный источник есть донесения частных начальников и главнокомандующего… Художник отворачивается от них, находя в них необходимую ложь.

Итак, задача художника и историка совершенно различна и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя».

О целях, подготовке Бородинского сражения читаем в 19-й главе 2-й части 3-го тома.

« Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла…» (чтение отрывков из главы).

Толстой отмечает, что «…Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев».В тексте учащиеся находят строки и записывают в таблицу: « Русские не отыскали лучшей позиции… но и никогда до 25 августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте…». «Бородинское сражение произошло совсем не так, как, стремясь скрыть ошибки наших военачальников, и вследствие того умаляя славу русского войска и народа, описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной позиции… а принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабшими силами против французов, т.е. в таких условиях, в которых…немыслимо было драться…».

Бородинское сражение у Л.Н. Толстого изображается как «народное сражение». Автор дает панораму сражения и сверху, и со стороны, и главное, - изнутри. Читатель видит сражение глазами его участников. Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:

  1. Какой увидел битву Пьер Безухов, человек сугубо штатский, не разбирающийся в военном деле? (XXXI. XXXII главы 2-й части 3-го тома)?
  2. Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений? (XXXVI. XXXVII главы 2-й части 3-го тома.)
  3. Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?(XXII XXXVI XXXII главы)?
  4. Что пишет Л.Н. Толстой о Кутузове и Наполеоне? Какую роль отводит писатель полководцам? Читаем отрывки из глав XXVII XXVIII XXXV?

«…. Во время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено». « Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его».

Кутузов «…не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». «Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска».

Каков же результат сражения?

Ученики читают отрывки из 39-й главы 2-й части 3-го тома. «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах…»

Особое внимание при чтении 39-й главы следует обратить на спор Л.Н. Толстого с историками («Некоторые историки говорят, что…»).

Да, Л.Н. Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Но вот в чем они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинского сражения.

«Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена … победа нравственная была одержана русскими под Бородиным»; «Прямым следствием Бородинского сражения было…» (глава 39, часть 2. том 3, заключительные строки).

VII. Чтение таблицы, составленной в течение урока.

Исторические материалы о Бородинском сражении Л.Н. Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир»
1. Цели,преследуемые русской армии Обескровить противника, добиться изменения соотношения сил, не допустить к Москве «…не имело ни малейшего смысла…»
2. Подготовка к сражению Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления. «Русские не отыскивали лучшей позиции…»; «…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности
3. Соотношение сил накануне сражения 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона. 5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов.
4. Ход сражения Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова
5. Итоги сражения, следствие. Русские потеряли 38 тыс. человек (30%), французы-58тыс.человек (43%). Кутузов: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата…» Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми» «Нравственная сила французской армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими»

VIII. Подведение итогов учителем литературы.

Изучая исторические документы, касающиеся войны 1812г, Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману «Война и мир».

Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину конкретного исторического события и, несмотря на разногласия Л.Н.Толстого с учеными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарности к « богатырям русским», защищавшим Родину в 1812г. Читая роман «Война и мир», убеждаешься в правоте великого писателя- гуманиста, заявившегося, что «…вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью», «…война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания».

Л.Н.Толстой: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».

Изучив роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир », многие историки спорят о том, что Толстой позволил себе исказить некоторые факты Отечественной войны 1812 года. Это касается Аустерлицкого сражения и сражения под Бородино. Действительно, Бородинское сражение в романе «Война и мир» Толстого описано достаточно подробно, что позволяет изучить исторические события по страницам романа. Однако, мнение историков сходится на том, что главным сражением всей Отечественной войны 1812 года явилась именно Бородинское. Именно оно послужило причиной победы русских над французской армией. Именно оно стало решающим.

Ход Бородинского сражения

Откроем роман Л.Н.Толстого, третий том, часть вторую, главу девятнадцатую, где прочтем: «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы,.. а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии… Результат этот был тогда же совершенно очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение».

Как описывает Толстой, 24 августа 1812 года Наполеон не увидел войска русской армии от Утицы до Бородина, а случайно «наткнулся» на Шевардинский редут, где ему и пришлось начать сражение. Позиции левого фланга были ослаблены противником, и русские потеряли Шевардинский редут, а Наполеон перевел свои войска через реку Колочу. 25 августа ни с той ни с другой стороны не последовало никаких действий. А 26 августа произошло Бородинское сражение. В романе писатель даже показывает читателям карту – расположение французской и русских сторон – для более четкого представления всего происходящего.

Бородинское сражение в оценке Толстого

Толстой не скрывает своего непонимания бессмысленности действий русской армии и дает свою оценку Бородинского сражения в «Войне и мире»: «Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько тогда слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только не мыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства».

Герои в Бородинском сражении

Описание Бородинского сражения приведено в 19-39 главах второй части третьего тома. При этом даётся не только описание военных действий. Толстой уделяет большое внимание размышлениям наших героев. Он показывает Андрея Болконского накануне сражения. Его мысли взбудоражены, и сам он несколько раздражен, испытывая странное волнение перед битвой.
Он думает о любви, вспоминая все важные моменты своей жизни. Он уверенно говорит Пьеру Безухову: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»

Капитан Тимохин рассказывает Болконскому: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят». Пьер Безухов пришел на курган, где готовились к бою, и ужаснулся, открыв для себя войну «не понаслышке». Он видит мужиков-ополченцев и недоуменно смотрит на них, на что Борис Друбецкой объясняет ему: «Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!»

Поведение Наполеона тоже заставляет задуматься. Он нервничает и последний день перед битвой «находится не в духе». Наверное, Наполеон понимает, что битва эта будет для него решающей. Кажется, он не уверен в своей армии, и что-то подвергает его сомнению. В самый ход Бородинского сражения Наполеон сидит на кургане у Шевардино и пьет пунш. Почему писатель показал его именно в такой момент? Что хотел показать? Мелочность и равнодушие к своим солдатам, или особую тактику великого стратега и уверенность в своих силах? По крайней мере, для нас – читателей – все становится понятно: Кутузов никогда бы не позволил себе такого поведения на генеральном сражении. Наполеон показал свою оторванность от народа, где он – и где его армия. Он показал все свое превосходство и перед русскими и перед французами. Он не снизошел, чтобы взять шпагу и вступить в бой. Он наблюдал за всем со стороны. Смотрел, как люди убивают друг друга, как русские громят французов и наоборот, а думал только обо одном – власти.

О словах Кутузова (приказ к сражению) Толстой говорит так: «…то, что сказал Кутузов, вытекало…из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека». Для него значение Бородинской битвы поистине было исходом всей войны. Человек, который чувствовал все, что происходит с его солдатами, наверное, не мог думать по-другому. Бородино для него было проиграно, но он знал, каким-то внутренним чувством, что война еще не закончена. Можно ли назвать это расчетом Кутузова, когда разрешив Наполеону войти в Москву, он подписывает императору Франции смертный приговор. Он обрекает французскую армию на полное опустошение. Он изнуряет их голодом, холодом и приводит их к бегству из Москвы. Помогает Кутузову в этом и природа, и русский дух и в победу, и вера в силы, пусть ослабевшие, но еще живые, и большое партизанское движение, которое развернул народ.

Выводы

Проведя небольшой анализ этого эпизода, я делаю вывод, что Кутузов признавал за русским народом великую силу, которая и привела Россию к победе. Расчет это или чистая случайность не имеет значения, но Бородинское сражение стало исходом всей войны 1812 года. Достаточно кратко я написал некоторые важные, на мой взгляд, цитаты, которые подтверждают эту мысль.

В моем сочинении на тему «Бородинское сражение в романе «Война и мир» я постарался раскрыть значимость Бородинской битвы в оценке Л.Н.Толстого, в его понимании смысла этой военной операции. А также значение Бородинского сражения в судьбах главных героев романа.

Бородинское сражение в романе «Война и мир» сочинение-рассуждение |