Болезни Военный билет Призыв

Араты. Участие в сражениях и битвах

Когда 22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз, у СССР практически не было союзных государств, которые однозначно бы поддержали страну в противостоянии с германским нацизмом. Кроме СССР, к 1941 году в мире было только две страны, придерживавшиеся социалистического пути развития и тесно связанные с Советским Союзом. Это были Монгольская народная республика и Тувинская народная республика.

Монголия, и Тува к началу 1940-х гг. представляли собой слаборазвитые в экономическом отношении и малонаселенные страны, которые получали большую помощь от Советского Союза и сами находились далеко не в лучшей ситуации. Но именно они первыми встали на сторону СССР. 22 июня 1941 года Х Великий хурал Тувинской народной республики единогласно принял Декларацию о полной поддержке Советского Союза. Тува стала первым иностранным государством, вступившим в войну на стороне Советского Союза. 25 июня 1941 года Тувинская Народная Республика объявила войну гитлеровской Германии.


22 июня 1941 года состоялось и заседание президиума народного Хурала и ЦК Монгольской народно-революционной партии, на которых руководством МНР было принято однозначное решение оказать помощь Советскому Союзу в борьбе с германским нацизмом. В сентябре 1941 г. правительством МНР была создана Центральная комиссия по оказанию помощи Красной Армии, а ее местные подразделения появились в каждом городе, аймаке и сомоне Монголии. В работе комиссий были задействованы работники органов государственной власти, партийные и молодежные активисты. Но главную роль в сборе помощи, безусловно, играли самые обычные граждане МНР – простые трудовые люди.

На протяжении всей войны Монголия отправляла на фронт лошадей, продовольствие, оплачивала строительство танков и самолетов. Ее помощь была колоссальной, несмотря на ограниченные возможности страны. В первую очередь, Монголия помогала Советскому Союзу продукцией своего сельского хозяйства – главной отрасли экономики страны. Монголией были переданы Советскому Союзу 500 тысяч монгольских лошадей, отличавшихся силой, выносливостью и неприхотливостью. Еще 32 тысячи лошадей были переданы монгольскими аратами – скотоводами в качестве добровольных пожертвований. Монгольские лошади активно использовались в качестве тягловой силы, особенно для нужд артиллерийских подразделений. Превосходные качества монгольских лошадей отмечал, в частности, генерал Исса Плиев, который подчеркивал, что неприхотливая монгольская лошадка вместе с советскими танками дошла весной 1945 года до Берлина. Фактически, каждая пятая лошадь, участвовавшая в войне в составе Красной армии, была передана Советскому Союзу Монголией.

Уже в октябре 1941 года в Советский Союз отправился первый эшелон с продуктами питания и одеждой – солдатскими ремнями, шерстяными свитерами, полушубками, меховыми жилетами, перчатками и рукавицами, одеялами. Вместе с эшелоном в СССР прибыла делегация монгольских трудящихся, которую возглавляли заместитель премьер-министра МНР Лубсан и секретарь ЦК МНР Сухбатарын Янжмаа (вдова вождя монгольской революции Сухэ Батора). Монгольская делегация была принята командованием Западного фронта, побывала в расположении частей и подразделений.

Всего за четыре года Великой Отечественной войны Монголия передала Советскому Союзу, помимо лошадей, 700 тыс. голов крупного рогатого скота, 4,9 млн голов мелкого рогатого скота. Большой вклад монгольская помощь внесла в продовольственное и вещевое обеспечение Красной армии – в СССР поставили почти 500 тыс. тонн мяса, 64 тыс. тонн шерсти, 6 млн штук мелкого кожаного сырья. Конечно, Советский Союз расплачивался с Монголией поставками других товаров, но в целом помощь степных соседей была очень значимой. Например, именно Монголия была главным поставщиком овчины, из которой шили офицерские полушубки для нужд командного состава Красной армии. Из монгольской шерсти изготовлялись шинели для солдат и сержантов Красной армии.

После подсчетов выяснилось, что маленькая Монголия поставила Советскому Союзу в годы войны шерсти и мяса больше, чем Соединенные Штаты Америки. Если говорить, к примеру, о поставках шерсти, то из США в годы войны были поставлены 54 тыс. тонн шерсти, а из Монголии - 64 тыс. тонн шерсти. Это очень впечатляющая разница, учитывая колоссальную пропасть между США и Монголией и в территории, и в численности населения, и в ресурсных возможностях. Когда сейчас говорят о том, что без американской помощи СССР было бы куда сложнее выиграть войну, забывают о несоответствии масштабов американского ленд-лиза и монгольских поставок. Если бы Монголия имела масштабы и возможности США, то не исключено, что Гитлер был бы побежден в первые же месяцы войны.

В Советский Союз шли десятки эшелонов из Монголии. 30 115 полушубков из прекрасной овчины, 30 500 пар валенков, 31 257 пар меховых варежек, 31 090 меховых жилетов, 33 300 солдатских ремней, 2 011 меховых одеял, 2 290 шерстяных фуфаек, 316 тонн мяса, 26 758 туш джейранов, 12,9 тонн ягодного варенья, 84,8 тонн колбасы, 92 тонны масла – это список содержимого лишь одного из эшелонов, следовавших из Монголии в Советский Союз. Рядовые монголы – скотоводы, рабочие, служащие – осуществляли сбор средств для вооружения советских частей, отправляли продукты питания, собственноручно связанные свитера или рукавицы. Сбор помощи Красной армии имел централизованный характер и был налажен монгольским правительством.

Не только продовольствием и одеждой Монголия помогала СССР. Был организован сбор средств на вооружение для Красной армии. Уже в январе 1942 года сессия Малого хурала МНР приняла решение приобрести за счет пожертвований монгольских аратов, рабочих и служащих танковую колонну «Революционная Монголия». Сбор средств проходил очень активно. К февралю 1942 года было собрано большое количество средств – 2,5 млн монгольских тугриков, 100 тысяч американских долларов и 300 кг золота, что в общей сложности соответствовало 3,8 млн советских рублей. Эти деньги МНР передало Внешторгбанку СССР на нужды строительства танковой колонны. 12 января 1943 года монгольская правительственная делегация во главе с маршалом Хорлогийном Чойбалсаном, прибывшая в Московскую область, передала командованию 112-й Краснознаменной танковой бригады 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70. Командир 112-й танковой бригады Андрей Гетман также получил в подарок меховую доху, пожертвованную учительницей из Улан-Батора по имени Церенглан. 112-я танковая бригада была переименована в 44-ю гвардейскую краснознаменную танковую бригаду «Революционная Монголия». Примечательно, что монгольская сторона взяла на себя и полное продовольственное и вещевое обеспечение танковой бригады «Революционная Монголия».

На танковой колонне помощь Монголии Советскому Союзу не остановилась. Был организован новый сбор средств – на этот раз на строительство эскадрильи самолетов «Монгольский арат». 22 июля 1943 г. премьер-министр МНР Чойбалсан известил Иосифа Сталина о том, что МНР передает 2 млн тугриков на строительство 12 боевых самолетов Ла-5 для авиационной эскадрильи «Монгольский арат». 18 августа Сталин поблагодарил монгольское руководство за помощь, а 25 сентября 1943 года в Смоленской области, на полевом аэродроме станции Вязовая, состоялась торжественная передача самолетов 2-му гвардейскому истребительному авиационному полку 322-й истребительной авиационной дивизии. Помимо переданных самолетов, Монголия, по устоявшейся традиции, взяла на себя задачу по продовольственному и вещевому снабжению авиаэскадрильи «Монгольский арат» до конца войны.

Конечно, не стоит забывать о том, что система управления в МНР в то время была жесткой, бравшей пример с советской, и такие огромные масштабы помощи были следствием не только братского порыва монголов, но и общего мобилизационного характера монгольской экономики. Известно, что в некоторых регионах МНР сократились объемы внутреннего потребления продовольствия и других товаров. И, тем не менее, многие монголы не только отправляли в СССР продукты своего труда, но и шли добровольцами в Красную армию. В годы Великой Отечественной войны в составе РККА сражались тысячи монгольских добровольцев. Монголы служили снайперами и разведчиками, воевали в составе кавалерийских частей Красной армии.

В первых рядах жителей Монголии, уходивших на фронт были русские - советские граждане, проживавшие на территории страны. На севере страны находились 9 русских деревень, кроме того значительное число русских проживало в Улан-Баторе. Из 22-тысячного русского населения Монголии, включая женщин, стариков и детей, на фронт ушли 5000 человек – почти все мужчины с 17 до 50 лет. Военный комиссариат, через который осуществлялся призыв на военную службу в РККА, находился в Улан-Баторе. Примерно половина монгольских русских не вернулась с фронта, причем о случаях дезертирства сведений нет. Помощь семьям русских, отправившихся на фронт из Монголии, оказывало правительство МНР, принявшее с этой целью специальное постановление о выплате пособий семьям военнослужащих.

Следует обратить внимание и на еще одну сторону монгольской помощи Советскому Союзу. Известно, что из-за постоянной угрозы нападения Японии на Дальний Восток, советское руководство было вынуждено держать в Дальневосточном регионе огромные вооруженные силы численностью около миллиона военнослужащих. В этой ситуации Монголия была главным союзником СССР в регионе, который, в случае чего, мог оказать помощь в отражении агрессии империалистической Японии. Это прекрасно понимало и монгольское руководство, увеличившее численность Монгольской народно-революционной армии в четыре раза и активизировавшее боевую подготовку личного состава, в том числе и обучение монгольского командного состава в советских военных училищах.

8 августа 1945 г. Советский Союз официально объявил войну Японии. Спустя два дня, 10 августа 1945 года, войну Японии объявила и Монгольская Народная Республика. Частям МНРА предстояло действовать совместно с РККА на фронтах Дальнего Востока. В Монголии началась всеобщая мобилизация, которая, учитывая малую численность населения страны, затронула практически всех мужчин МНР. Части и соединения МНРА были включены в состав Конно-механизированной группы Забайкальского фронта, которой командовал генерал-полковник Исса Александрович Плиев.

В составе группировки были введены должности и для монгольских высших офицеров - заместителем командующего по монгольским войскам стал генерал-лейтенант Жамьян Лхагвасурэн, а начальником политического отдела монгольских войск - генерал-лейтенант Юмжагийн Цеденбал. В состав монгольских соединений группы Плиева входили 5-я, 6-я, 7-я и 8-я кавалерийские дивизии МНРА, 7-я моторизованная бронированная бригада МНРА, 3-й отдельный танковый полк и 29-й артиллерийский полк МНРА. Всего в конно-механизированных соединениях МНРА насчитывалось 16 тысяч человек личного состава, сведенных в 4 кавалерийские и 1 авиационную дивизии, мотоброневую бригаду, танковый и артиллерийский полки, полк связи. Еще 60 тысяч монгольских военнослужащих служили в других частях и соединениях на фронте, а остальные силы находились на территории собственно Монгольской Народной Республики – в резерве и на тыловых работах.

Монгольская народно-революционная армия приняла самое активное участие в Маньчжурской операции, потеряв около 200 человек погибшими. 2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о капитуляции. Для Монголии капитуляция Японии и окончание Второй мировой войны сопровождались эпохальным событием – мир официально признал независимость монгольского государства, чему предшествовало согласие Китая, претендовавшего прежде на Внешнюю Монголию, на проведение референдума. 20 октября 1945 г. 99,99% монгол проголосовали за политическую независимость Монголии. Правда, Китай признал политический суверенитет МНР лишь четырьмя годами позднее, уже после того, как в гражданской войне одержали окончательную победу китайские коммунисты.

Память о том, как Советский Союз и Монголия сражались плечом к плечу, обе страны хранят до сих пор. Долгое время, пока были живы и относительно молоды ветераны Великой Отечественной войны, устраивались торжественные встречи ветеранов танковой колонны «Революционная Монголия» и авиационной эскадрильи «Монгольский арат», ветеранов боевых действий в Маньчжурии. Монгольские делегации принимают участие в праздновании очередных годовщин Великой Победы в Москве. Говоря о масштабах помощи иностранных государств Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны, ни в коем случае нельзя забывать о том вкладе, который внесла в победу над гитлеровской Германией небольшая Монголия.

ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ

Авиаэскадрилья «Монгольский арат»
2-ая эскадрилья 266АПИБ

Эскадрилья «Монгольский арат» (монг. «Монгол ард» нисэх онгоцны эскадриль), по документам 2-я истребительная авиационная эскадрилья «Монгольский арат» - истребительная эскадрилья ВВС СССР, образованная в 1943 году на средства жителей Монгольской Народной Республики, участвовавшая в Великой Отечественной войне.

В первые месяцы Великой Отечественной войны смертельная опасность нависла над родиной Великого Октября - Страной Советов. Весь советский народ поднялся на священную борьбу с фашистскими ордами. От исхода невиданной в истории жестокой борьбы на фронтах Великой Отечественной войны зависела судьба эпохи социализма.
Свободолюбивый монгольский народ, завоевавший свободу и независимость вслед за победой Великой Октябрьской социалистической революции и навсегда связавший судьбу своей родины с судьбой Советского Союза нерасторжимыми узами братства и дружбы, воспринял вероломное нападение гитлеровской Германии ни СССР как непосредственную военную акцию против МНР.

22 июня 1941 г. состоялось объединенное заседание Президиума ЦК МНРП, Совета Министров и Президиума Малого хурала МНР, которое ясно и четко определило позицию МНР в войне. Была принята специальная декларация, в которой подчеркивалось, что нападением на Советский Союз германский фашизм бросил вызов всему прогрессивному человечеству. Декларация подтверждала верность правительства МНР обязательствам, принятым на себя по Протоколу от 12 марта 1930 г.

6 марта 1943 года 26-я сессия Малого хурала полностью одобрив мероприятия правительства по оказанию помощи фронту, приняла решение начать сбор средств на приобретение боевых самолетов для Советской Армии и создание авиаэскадрильи «Монгольский арат» (Советско-монгольские отношения, Т.2. С.43; История советско-монгольских отношений, 1981. С. 123). И в этом же году был организован сбор средств на приобретение эскадрильи самолётов «Монгольский арат».

В Архиве Министерства обороны СССР хранится документ, свидетельствующий о финансировании монгольскими трудящимися постройки самолетов для эскадрильи «Монгольский арат».

«Премьер-министру МНР маршалу Чойбалсану
От имени Советского правительства и от себя лично выражаю сердечную благодарность Вам и в Вашем лице правительству и народу Монгольской Народной Республики, собравшим два миллиона тугриков на строительство эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» для Красной Армии, ведущей героическую борьбу с гитлеровскими захватчиками.
Желание трудящихся МНР о постройке эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» будет исполнено.

Вслед за этим посол Советского Союза в МНР сообщал маршалу X. Чойбалсану:

«Настоящим имею честь довести до Вашего сведения, что на средства, поступившие от правительства МНР на оборону нашей страны, построена эскадрилья боевых самолетов «Монгольский арат».
Указанная эскадрилья будет передана в соединение генерал-лейтенанта Благовещенского.
От имени Советского правительства выражаю благодарность Вам, правительству МНР и монгольскому народу за оказываемую Советскому Союзу помощь в дни Великой Отечественной войны советского народа с фашистскими захватчиками».

Эскадрилья была построена в короткий срок на одном из советских авиационных заводов. Однако напряженная обстановка на фронте не позволила представителям монгольского народа лично вручить самолеты советским летчикам. По договоренности с правительством МНР вручение боевых машин 2-му гвардейскому истребительному авиационному полку 322-й истребительной авиационной дивизии было поручено командованию 2-го авиационного истребительного корпуса резерва Ставки Верховного Главнокомандования.

Во 2-м гвардейском полку 322-й истребительной авиационной дивизии личный состав пребывал в приподнятом настроении. Было действительно чему радоваться. В Курской битве полк показал себя одним из лучших в советской авиации и выдвинул из своих рядов таких замечательных мастеров воздушного боя, как гвардии капитаны А. П. Соболев, Н. П. Пушкин, гвардии старший лейтенант Ф. М. Косолапов, гвардии лейтенант А. И. Майоров. Теперь Родина и партия оказали большую честь одной из эскадрилий полка носить название «Монгольский арат». Это не могло не тронуть как молодых, так и бывалых солдат.

Полк базировался на полевой аэродром Вязовая на земле Смоленщины. С раннего утра 25 сентября 1943 г. командный, летный и технический состав занялся подготовкой к торжественному событию. На поле появились импровизированная трибуна, гвардейское Знамя полка, флаги, лозунг в честь дружбы советского и монгольского народов. На воинах - чистая выглаженная форма с орденами и медалями.

И вот настал долгожданный час. Из-за леса один за другим вынырнули 12 новеньких боевых самолетов Ла-5 с ярко-красной надписью «Монгольский арат» на фюзеляжах. Сделав парадный круг над аэродромом, машины заруливают на специально выделенную площадку. Возгласы. «Ура, «Монгольский арат»!», «Ура, монгольский народ!» заглушают рокот моторов.

Начинается торжественный митинг. В своем выступлении заместитель командира полка по политической части гвардии майор Г. Ф. Семикин рассказал о традиционной дружбе советского и монгольского народов, их всестороннем братском сотрудничестве и особо подчеркнул, что основы братских равноправных отношений между двумя странами были заложены вождем трудящихся всего мира В. И. Лениным и неустрашимым героем, выдающимся руководителем монгольской Народной революции Сухэ-Батором.

Затем выступили командир 322-й истребительной авиационной дивизии Герой Советского Союза полковник М. П. Нога, командир полка Герой Советского Союза А. П. Соболев, командир 2-й эскадрильи Герой Советского Союза Н. П. Пушкин и другие. Они напомнили о богатых традициях боевого содружества советских и монгольских воинов в борьбе против общего врага, отметили значение чистосердечной интернациональной помощи братского монгольского народа советскому пароду в его борьбе против гитлеровских захватчиков.

Гвардейцы дали священную клятву быть беспредельно верными знамени интернациональной дружбы народов, делу великого Ленина, делу социализма и коммунизма. Они торжественно заверили монгольский народ в том, что летчики оправдают высокое доверие и будут с честью и гордостью сражаться на подаренных боевых машинах.

После митинга состоялась церемония вручения самолетов 2-й эскадрилье. Личный состав ее был выстроен перед боевыми машинами. Командир эскадрильи подает команду «Смирно!». В тишине над аэродромом громко звучит его рапорт представителям высшего командования:

«Выстроен весь личный состав 2-й авиационной истребительной эскадрильи «Монгольский арат». Командный состав: заместитель командира эскадрильи - гвардии старший лейтенант Н. Я. Зенькович, адъютант эскадрильи - гвардии лейтенант М. Г. Руденко, старший техник - гвардии старший техник-лейтенант Ф. И. Глущенко, старший техник по вооружению - гвардии техник-лейтенант Н. И. Кононов, командир звена - гвардии старший лейтенант Г. И. Бессолицын, техник звена - гвардии старший техник-лейтенант Н. И. Калинин, старшие летчики - гвардии младшие лейтенанты А. П. Калинин и М. Е. Рябцев, летчики - А. И. Золотев, Л. М. Майсов, А. В. Давыдов, А. Е. Дмитриевский, М. В. Баранов, А. С. Субботин, В. И. Чумак. Рапортует командир эскадрильи Герой Советского Союза гвардии капитан Н. П. Пушкин».

Обращаясь к гвардейцам, командир дивизии горячо поздравляет их с высоким доверием партии и Родины и желает им больших боевых успехов в выполнении почетного интернационального задания. Перед строем полка под раскатистое «ура!» проносится боевое гвардейское Знамя.

Так родилась авиаэскадрилья «Монгольский арат» , открывшая еще одну замечательную страницу в истории нерушимой дружбы и братства монгольского и советского народов. Самолеты, построенные на средства монгольских трудящихся, были вручены личному составу одной из эскадрилий полка, но весь коллектив гвардейской части понимал, что высокое доверие оказано всему полку. На этом и основывалась в дальнейшем вся идейно-политическая работа. Факт формирования эскадрильи «Монгольский арат» послужил важным стимулом для дальнейшего повышения боеспособности полка, умножения боевых подвигов мастеров воздушного боя.

Ла-5 эскадрильи "монгольский арат" из состава 2-го ГвИАП. //airaces.narod.ru/all3/pushkin1.htm

Указом президиума Малого хурала МНР о награждении орденом Боевого Красного Знамени МНР командира 2-й эскадрильи старшего лейтенанта Н. Я. Зеньковича, командира 3-й эскадрильи старшего лейтенанта Н. М. Резникова, командира звена старшего лейтенанта В. П. Тараненко. Под бурные аплодисменты награжденным ордена вручил командир полка майор А. П. Соболев.

Боевое крещение «араты» получили в небе над Кубанью - здесь проходила так называемая «Голубая линия», где немцы пытались остановить контрнаступление советских войск. До конца 1943 года эскадрилья уничтожила 21 немецкий самолёт.

Потом эскадрилья сражалась на Курской дуге, в небе над Украиной и Польшей, принимала участие в штурме Берлина. После Пушкина, выдвинутого вскоре на должность заместителя командира полка, ею командовал Н. Я. Зенькович , затем Капитан И. Т. Кошелев. За свои боевые подвиги лётчики были награждены не только советскими, но и монгольскими орденами Красного Знамени, которые вручал посол Монгольской Народной Республики в СССР.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года Николаю Петровичу Пушкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина.

Зрелых воздушных бойцов командование выдвигало на высшие должности. И в ноябре 1943 года командир эскадрильи «Монгольский арат» гвардии капитан Н.П. Пушкин назначается заместителем командира своего полка по летной подготовке.

С 4 по 15 января 1944 года полк, в котором находился Н.П. Пушкин, выполнял задания главным образом по штурмовке и бомбардировке войск и транспортных средств противника на дорогах, ведущих к Витебску. При этом для повышения боевой эффективности истребителей возникла необходимость применения одновременно бомбового удара и пушечного огня. Однако такие действия были недостаточно знакомы многим летчикам. Требовалось научить летный состав полка подобной практике. Как нельзя кстати пригодился опыт ветеранов-гвардейцев Н. Пушкина, Л. Майорова и А. Соболева. В июле 1944 года Н.П. Пушкин был назначен заместителем командира полка в 5-м авиационном истребительном корпусе.

После войны 2-ой гвардейский истребительный авиационный полк 322-й истребительной авиационной дивизии вошел в состав войск ПВО и подчинялся Бакинскому округу ПВО, дислоцируясь на аэродроме Кзыл-Агач.

Перед передислокацией в Забайкалье, полк был передан в ВВС и не меняя матчасти (Миг-17) стал истребительно-бомбардировочным. В 1967 году эскадрилья «Монгольский Арат» была выведена из состава 2-го гвардейского Оршанского авиаполка и под командованием капитана В. Черепанова 3 июля 1968 года была переброшена на аэродром Овруч, Житомирской области. Сам полк год спустя перелетел в Забайкалье (аэродром Джида).

В то время на аэродроме Овруч, с 1950 года базировался 266-й иап , входивший в состав 121-й Ростовской ИАД ПВО. 7 февраля 1968 года полк переформирован в 266-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков . В том же месяце за боевые заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50 – летием Советской Армии и ВМФ, Указом Президиума Верховного Совета СССР полк награжден орденом «Красного Знамени» и стал именоваться Краснознаменным апиб.

В марте 1968 года 266-й апиб был передан в состав 23-й ВА Забайкальского ВО (с передислокацией на монгольский аэродром Найлах), и 8 мая того же года одна авиаэскадрилья убыла в состав 2-го гвардейского апиб 34-й ВА. Взамен её из 2-го апиб принята знаменитая авиаэскадрилья «Монгольский Арат» . Благодаря этой рокировке, постановлением Совета Министров СССР 266-му краснознаменному апиб было присвоено почетное наименование «Имени Монгольской Народной Республики».

В 1967-68 году в связи с обострением обстановки на Советско-Китайской границе в Забайкальский военный округ стали перебрасывать из Европы "значительные подкрепления". В числе их были 43-й АПИБ переброшенный из Прибалтийского Тукумса в Чойбалсан и 266-й АПИБ поменявший место прописки - Украинский Овруч на Монгольский Налайх . Матчасть полка на тот момент состояла из различных модификаций Миг-17.

МИГ-17. Музей под открытым небом на территории аэродрома Налайх. Фото М.Иванова, 2012 год.

16 июля 1968 года 266-й авиаполк, в составе которого была 2АЭ "МА", с аэродрома ОВРУЧ вылетел с задачей: посадка на аэродром Налайх (МНР). 21июля 1968 года , в воскресенье, 266-й полк (и в его составе 2АЭ "МА") прилетел на аэродром Налайх. Первое время полк размещался и жил в палатках.

Обеспечением полка занимался 302-й ОБАТО. Радиотехническое обеспечение полетов 1202-й ОБСиРТО. С 1971 года в полк стали поступать Миг-21ПФ и Миг-21ПФМ, однако Миг-17 продолжали эксплуатироваться. Затем к Миг-21ПФМ добавились Миг-21Бис.

МИГ-21 на постаменте около КПП аэродрома Налайх. Фото М.Иванова, 2012 год.

На бортах самолëтов 2АЭ "МА" в 1968 - 1973гг. НАДПИСЬ "МОНГОЛЬСКИЙ АРАТ" была сделана КРАСНОЙ КРАСКОЙ.

В 1968 году в дни празднования 50-летия Вооруженных Сил СССР на юбилейный вечер дружбы в посольстве МНР в Москве наряду с участниками боев на Халхин-Голе (ветеранами войны с гитлеровской Германией и империалистической Японией) были приглашены бывшие командиры и летчики авиаэскадрильи «Монгольский арат».

- Мы, ветераны эскадрильи «Монгольский арат», - говорил на встрече в посольстве первый командир эскадрильи Герой Советского Союза полковник Н.П. Пушкин, - радуемся и гордимся,
что имеем самые близкие связи с братским монгольским народом. Наш 2-й гвардейский истребительный авиаполк в 1942 году воевал на Волховском фронте в составе 215-й дивизии, которой командовал дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Кравченко. В 1943 году наш полк вошел во вновь сформированную 322-ю истребительную дивизию под командованием участника боев на Халхин-Голе Героя Советского Союза М.П. Ноги.

Факт формирования эскадрильи «Монгольский арат» послужил важным стимулом для дальнейшего повышения боеспособности полка, умножения боевых подвигов мастеров воздушного боя. На открытом партийном собрании Н.П. Пушкин заявил: «Большое доверие оказано нам братским монгольским народом. Это значит, что на нас возложена двойная ответственность. За нашей боевой работой будет следить народ, имя которого носит наша эскадрилья. Оправдать высокое доверие - наша боевая задача». Заявление командира было единодушно поддержано гвардейцами, которые за время Великой Отечественной войны подтвердили данное обязательство конкретными боевыми успехами.

К началу 1980 года 266 АПИБ получил свои первые Миг-23БМ (Миг-27) в 236-м АПИБ (Градчаны). С 1980 года 1-я эскадрилья полка летала на Миг-23БМ (Миг-27), 2-я (Монгольский Арат) и 3-я АЭ продолжали летать на Миг-21. В этом же году в полк прибыла вторая партия Миг-23БМ (Миг-27) из Дальневосточной Переяславки - 300 АПИБ.

Первые Миг-27К полк получил в Иркутске (ИАПО) в 1980 (или в 1981 году) причем свои старые («Чертковские») Миг-23БМ (Миг-27) передал в 3-ю АЭ. Полк наконец-то полностью обновил матчасть.

Авиаэскадрилья «Монгольский Арат» получила новенькие Миг-27К в 1981-82 годах. Старую технику в свою очередь передала в 58-й АПИБ. В таком виде полк и пролетал до начала 1990х годов – 1-я и 2-я АЭ на Миг-27К, 3-я «молодежная» АЭ на Миг-23БМ (Миг-27). В середине 1980х годов все Миг-23БМ были доработаны (в Иркутске?) до уровня Миг-27М и получили обозначение Миг-27Д.

Вторая «именная» АЭ получила новенькие Миг-27К в 1981-82 гг. Старую технику в свою очередь передала в 58-й АПИБ (в/ч). В таком виде полк и пролетал до начала 1990х годов – 1-я и 2-я АЭ на Миг-27К, 3-я «молодежная» АЭ на Миг-23БМ (Миг-27). В середине 1980х годов все Миг-23БМ были доработаны (в Иркутске?) до уровня Миг-27М и получили обозначение Миг-27Д.

В восточной части Улан-Батора на перекрестке дорог, установлен памятник авиаэскадрилье "Монгольский Арат" . Построен в 1985 году в честь 40-летия великой победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Проект памятника был выполнен советским архитектором Л.К.Медяновым, а монгольский архитектор Гантумур руководил строительной работой.

В июне 1990 года 266-й апиб передислоцировался на аэродром Степь. На вооружении полка тогда находились, пожалуй, лучшие в мире истребители-бомбардировщики МиГ-27К. 1993 года, осенью того же года 266-й апиб "Монгольский Арат" также перешел на Су-25, сохранив почетное наименование. В 1995 г. 266-й полк был переформирован в отдельный штурмовой авиационный Краснознаменный полк имени Монгольской Народной Республики. С этого момента эмблема эскадрильи - скачущий воин, перекочевала на штурмовики Су-25.

В 1998 году после переучивания личного состава на самолеты Су-25 полк был переформирован из «отдельного» в штурмовой и стал Краснознаменный 266-ой штурмовой авиаполк имени Монгольской народной республики. В то же время истребтельно-бомбардировоная авиация была ликвидирована, и все АПИБы либо расформированы, либо переформированы в штурмовые (шап) или бомбардировочные (бап) полки, в зависимости от поступившей в них техники - Су-25 либо Су-24/Су-24М. 266 штурмовой авиационный полк включен в состав 21-й сад 50 – го гвардейского отдельного корпуса ВВС и ПВО Забайкальского военного округа. В этом же году 21-я иад вошла в состав 14-й Армии ВВС и ПВО Сибирского военного округа.

1 декабря 2010 года на основании указаний Генерального Штаба ВС РФ от 19 июня 2010 года и Директивы Главного Штаба ВВС от 12 августа 2010 года на Забайкальском военном аэродроме с.Домна была образована 412-я Авиационная база 2-го разряда с подчинением 3-му командованию ВВС и ПВО (штаб в г. Хабаровск). В состав нового формирования вошли личный состав и техника 120-го гвардейского иап, 266-го шап и 112-го овп, являвшиеся к тому моменту составными частями 320-й АБ. С 1 декабря 2014 года 412 авиационная база была переформирована в 120 отдельный смешанный авиационный полк в составе которого и осталась вторая штурмовая эскадрилья, знаменитый "Монгольский Арат", под командованием командира эскадрильи подполковника Дикун Э.В.
"Военная литература" .

  • Газета "Новости Монголия"
  • 412-я Авиационная база (ДОМНА) . Антон Павлов Июнь 2011 г.
  • "Восточная окраина". Albert_Motsar (//albert-motsar.livejournal.com/105438.html - ссылка не рабочая)
  • СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
    • Налайх. Жилой городок авиаторов (24 фото, 2008, 2012 годы)
    • Налайх. Бывший Советский военный аэродром. (30 фото, 2008, 2012 годы)



    Помощь монгольского народа превысила поставки по ленд-лизу!

    Мало кто знает, что первой страной, официально объявившей о поддержке Советского Союза после начала Великой Отечественной войны, стала Монголия. Заседание президиума народного Хурала и ЦК Монгольской народно-революционной партии состоялось в первый день войны, 22 июня 1941 года. Единогласно решено: оказать всестороннюю помощь советскому народу в борьбе с фашизмом.
    Монголия помогала Советскому Союзу, в первую очередь, товарными поставками. Очень важной помощью была передача СССР 500 000 монгольских лошадей – сильных, выносливых, неприхотливых животных. Да, Вторая мировая война была войной моторов, но всеми воюющими сторонами очень активно использовались лошади – и в кавалерии, и особенно в качестве тягловой силы. Лошади на уровне взводов и рот нередко были единственным средством для передислокации артиллерии, боеприпасов и других войск – грузовиков не хватало!


    На средства, собранные гражданами Монголии, была построена целая танковая колонна! При этом все танки получили собственные имена: «Большой хурал», «От Совета министров МНР», «Сухэ Батор», «Маршал Чойбалсан», «Хатан-Батор Максаржав», «Монгольский чекист», «Монгольский арат», «От интеллигенции МНР» и так далее. Дальше – больше! Монголы передали во Внешторгбанк СССР более 2,5 млн рублей и свыше 300 кг золота. На эти средства была построена авиационная эскадрилья «Монгольский Арат».


    Премьер-министру МНР маршалу Чойбалсану. От имени Советского правительства и своего лично выражаю сердечную благодарность Вам и в Вашем лице правительству и народу Монгольской Народной Республики, собравшим два миллиона тугриков на строительство эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» для Красной Армии, ведущей героическую борьбу с гитлеровскими захватчиками. Желание трудящихся МНР о постройке эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» будет исполнено», - Иосиф Сталин, телеграмма от 18 августа 1943.


    Монголия для СССР была практически единственным поставщиком овчины, из которой шили офицерские полушубки. В то время, как фашисты замерзали под Москвой и Сталинградом в своём полушерстяном «фельдграу», советские солдаты и офицеры уютно себя чувствовали в овчинных полушубках из Монголии. Огромными объемами в СССР поставлялась и монгольская шерсть, из которой изготавливали шинели для солдат. Эшелон за эшелоном шли в СССР поставки продовольствия. По оценкам специалистов, Монголия поставила в СССР больше шерсти и мяса, чем США по ленд-лизу! Вот список того, что было отправлено в одном из эшелонов из Монголии в СССР в ноябре 1942 года:
    «Полушубки - 30 115 шт.; валенки - 30 500 пар; меховые варежки - 31 257 пар; меховые жилеты - 31 090 шт.; солдатские ремни - 33 300 шт.; шерстяные фуфайки - 2 290 шт.; меховые одеяла - 2 011 шт.; ягодное варенье - 12 954 кг; туши джейранов - 26 758 шт.; мясо - 316 000 кг; индивидуальные посылки - 22 176 шт.; колбаса - 84 800 кг; масло - 92 000 кг». – из книги «Эскадрилья Монгольский Арат», М., 1971.

    А ведь таких эшелонов были десятки! Монголы столь рьяно собирали посылки для солдат Красной Армии, что в 1944 году в ряде регионов страны случались факты голода – всё продовольствие отправили в СССР.
    Посмотрите на дорогу Улан-Батор - Бийск. Она протоптана миллионами голов КРС, который гнали монгольские араты на крупнейший в СССР, да наверное и в мире, «Бийский мясоконсервный комбинат». «Бийский мясоконсервный» все годы войны перерабатывал в тушенку до 2000 ГОЛОВ КРС ЕЖЕДНЕВНО.
    Американская тушенка на фронтах была экзотикой, потому ее и запомнили. Родная «бийская», из монгольского мяса, повседневностью. Просто неизвестно, как бы СССР прокормил фронт без помощи народа Монголии.
    Монголия за время войны добровольно и безвозмездно настолько вычистила свои пищевые ресурсы, то в 1946-м у них в стране начался нешуточный голод. Спасать пришлось уже их.


    Монголы искренне поддерживали Советский Союз не только товарными поставками. В Красной Армии сражалось несколько тысяч добровольцев из Монголии. Используя свои навыки охотников или наездников, они становились снайперами, разведчиками или воевали в кавалерийских частях. А в августе 1945 года Монгольская армия влилась в состав дальневосточного соединения Красной Армии и участвовала в разгроме Японии. Каждый десятый солдат на Дальнем востоке был монголом


    К сожалению, помощь Монголии и всего монгольского народа Советскому Союзу сегодня сильно недооценивается. Мы много знаем о поставках по ленд-лизу, но забываем о поддержке нашего восточного соседа.
    А ведь «неприхотливая монгольская лошадь дошла до Берлина рядом с советским танком» - писал в воспоминаниях генерал Плиев. Спасибо, братья-монголы!

    Президиум ЦК МНРП, Совет Министров и Президиум Малого хурала МНР собрались на объединённое заседание, на котором заявили о поддержке СССР в Великой Отечественной войне. Помощь советским бойцам начали оказывать простые жители Монголии и рядовые солдаты Народной армии, прося об отправлении на фронт. Так, до начала контрнаступления под Москвой фронтовики получили огромный запас зимней одежды от МНР: по 15 тысяч полушубков, пар варежек и меховых жилетов на общую сумму более чем 1,8 млн тугриков. В январе 1942 года Малый хурал объявил об образовании танковой колонны «Революционная Монголия» и её передаче РККА . В том же году монголы отправили в феврале и ноябре ещё несколько поездов с продовольствием, зимней одеждой, а также несколько десятков тысяч коней для кавалерии.

    В конце 1942 года Малый хурал принял решение о строительстве авиаэскадрильи «Монгольский арат» и передаче её в подарок ВВС ВС СССР . Название «Монгольский арат » свидетельствовало о том, что эскадрилья создается на всенародные средства. О своём решении Хурал известил СССР специальным посланием. Ежедневно монгольское правительство отправляло деньги СССР на строительство эскадрильи: маршал Хорлогийн Чойбалсан сообщал Иосифу Сталину о передаче средств и передавал пожелания монгольских трудящихся.

    В марте 1968 года 266-й апиб был передан в состав 23-й ВА Забайкальского ВО (с передислокацией на монгольский аэродром Налайх), а 8 мая 1968 года одна авиаэскадрилья убыла в состав 2-го гвардейского апиб 34-й ВА. С прибытием в состав полка авиационной эскадрилья «Монгольский Арат» постановлением Совета Министров СССР 266-му Краснознаменному апиб было присвоено почетное наименование «Имени Монгольской Народной Республики» .

    21 июля 1968 года, в воскресенье, 266-й ибап перелетел на аэродром Налайх. Первое время полк размещался и жил в палатках. С 1971 года в полк стали поступать МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ, однако МиГ-17 продолжали эксплуатироваться. Затем к МиГ-21ПФМ добавились МиГ-21 БИС.

    В 1968-1973 гг. на бортах 2-й эскадрильи «Монгольский арат» красной краской делали надпись «Монгольский арат».

    В 1968 году в дни празднования 50-летия Вооруженных Сил СССР на юбилейный вечер дружбы в посольстве МНР в Москве наряду с участниками боев на Халхин-Голе (ветеранами войны с гитлеровской Германией и империалистической Японией) были приглашены бывшие командиры и летчики авиаэскадрильи «Монгольский арат».

    В 1976 году полк переименован из 266-й истребительно-бомбардировочного авиационного Краснознаменного имени Монгольской Народной Республики полка в 266-й авиационный полк Краснознаменный истребителей-бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики.

    К началу 1980 года 266-й апиб получил первые МиГ-23БМ (МиГ-27) из 236-го апиб (Градчаны). С 1980 года 1-я эскадрилья полка летала на МиГ-23БМ (МиГ-27), 2-я (Монгольский Арат) и 3-я АЭ продолжали летать на МиГ-21. В этом же году в полк прибыла вторая партия МиГ-23БМ (МиГ-27) из Переяславки - 300-го апиб. Эскадрилья «Монгольский Арат» получила новые Миг-27К в 1981-1982 гг. Старую технику в свою очередь передала в 58-й апиб.

    В июне 1990 года 266-й апиб передислоцировался на аэродром Степь. На вооружении полка тогда находились, пожалуй, лучшие в мире истребители-бомбардировщики МиГ-27К . 1993 года, осенью того же года 266 апиб «Монгольский Арат» также перешел на Су-25 , сохранив именное наименование. В 1995 году 266-й авиаполк был переформирован в. С этого момента эмблема эскадрильи - скачущий воин, перекочевала на штурмовики Су-25.

    В 1998 году после переучивания личного состава на самолеты Су-25 полк был переформирован из «отдельного» в штурмовой и стал 266-м Краснознамённым штурмовым авиаполком имени Монгольской Народной Республики. В то же время истребтельно-бомбардировоная авиация была ликвидирована, и все апИБы либо расформированы, либо переформированы в штурмовые (шап) или бомбардировочные (бап) полки, в зависимости от поступившей в них техники - Су-25 либо Су-24/Су-24М. 266 штурмовой авиационный полк включен в состав 21 сад 50-го гвардейского отдельного корпуса ВВС и ПВО Забайкальского военного округа. В этом же году 21 иад вошла в состав 14-й Армии ВВС и ПВО Сибирского военного округа.

    1 декабря 2010 года на основании указаний Генерального Штаба ВС России от 19 июня 2010 года и Директивы Главного Штаба ВВС от 12 августа 2010 года на Забайкальском военном аэродроме с. Домна была образована 412-я Авиационная база 2-го разряда с подчинением 3-му командованию ВВС и ПВО (штаб в г. Хабаровск). В состав нового формирования вошли личный состав и техника 120-го гвардейского иап, 266-го штурмового ап и 112-го отдельного вп, являвшиеся к тому моменту составными частями 320 АБ. С 1 декабря 2014 года 412-я авиационная база была переформирована в 120-й отдельный смешанный авиационный полк в составе которого и осталась вторая штурмовая эскадрилья, знаменитый «Монгольский Арат», под командованием командира эскадрильи подполковника Дикун Э. В..


    "Монгольский арат" - именная эскадрилья в советских, затем в российских ВВС. Название эскадрилье дали монголы собравшие в 1943 году личные средства на постройку истребителей для Красной Армии. Изначально эскадрилья была создана во 2-м гвардейском истребительном авиаполку 322-й истребительной авиационной дивизии, в 1968 году эскадрилья была включена в 266-й Краснознаменный авиационный полк истребителей-бомбардировщиков 23-й Воздушной армии ЗабВО, место дислокации монгольский аэродром Найлах. В это же время полк получил наименование "Имени Монгольской Народной Республики". В 1990 году 266-й полк был передислоцирован в Забайкалье на аэродром Степь. В 1995 г. 266-й полк был переформирован в отдельный штурмовой авиационный Краснознаменный полк имени Монгольской Народной Республики. С этого момента эмблема эскадрильи - скачущий воин, перекочевала на штурмовики Су-25. Сегодня эскадрилья существует в составе 412 авиабазы в Домне (Читинский район Забайкальского края)".

    Из книги Семенов А.Ф. Дашцэрэн Базарын "Эскадрилья "Монгольский арат".

    Во 2-м гвардейском полку 322-й истребительной авиационной дивизии личный состав пребывал в приподнятом настроении. Было действительно чему радоваться. В Курской битве полк показал себя одним из лучших в советской авиации и выдвинул из своих рядов таких замечательных мастеров воздушного боя, как гвардии капитаны А. П. Соболев, Н. П. Пушкин, гвардии старший лейтенант Ф. М. Косолапов, гвардии лейтенант А. И. Майоров. Теперь Родина и партия оказали большую честь одной из эскадрилий полка носить название «Монгольский арат». Это не могло не тронуть как молодых, так и бывалых солдат.

    Полк базировался на полевой аэродром Вязовая на земле Смоленщины. С раннего утра 25 сентября 1943 г. командный, летный и технический состав занялся подготовкой к торжественному событию. На поле появились импровизированная трибуна, гвардейское Знамя полка, флаги, лозунг в честь дружбы советского и монгольского народов. На воинах — чистая выглаженная форма с орденами и медалями.

    И вот настал долгожданный час. Из-за леса один за другим вынырнули 12 новеньких боевых самолетов Ла-5 с ярко-красной надписью «Монгольский арат» на фюзеляжах. Сделав парадный круг над аэродромом, машины заруливают на специально выделенную площадку. Возгласы.»Ура, «Монгольский арат»!», «Ура, монгольский народ!» заглушают рокот моторов.

    Фотографии из книги: