Болезни Военный билет Призыв

Анаграмма примеры для детей. «Алфавит вокруг нас». Анаграммы и скорочтение

Внеклассное мероприятие для 3 класса на тему «Словесные головоломки»

Задачи

1. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.

2. Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать лексический запас.

3. Учить детей самостоятельно организовывать свой досуг. Оборудование: наборы карточек со слогами и словами; игрушка; волшебная шляпа и буквы; билеты со скороговорками; бумага и фломастеры; вырезанные заголовки из газет и журналов» бумага, клей, кисточки; мячик; корзинка.

Ход внеклассного мероприятия

Учитель. В лагере отдыха, когда идет нудный дождь, вам не придется скучать, ведь существует столько занимательных игр. Это, например, игры со словами. С некоторыми из них я вас сегодня познакомлю. Игры со словами имеют давнюю историю, в них есть место знанию и догадке, что необходимо для нашего интеллектуального развития.

Кто знает, что такое анаграмма? (Дети отвечают.)

Анаграммы - это слова, полученные при помощи перестановки букв в исходном слове.

Переставьте буквы в словах «сани», «лапша». Какие слова получатся? (Анис, шпала.)

Поиграем в анаграммы. Я даю вам десять слов и 5 минут. За это время вы должны получить хотя бы десять новых слов; вторая анаграмма из этого же слова дает дополнительное очко. (Дети работают.)

Актер-...

Крона-...

Налим-...

Пират-...

Ракета-...

Ручка-...

Сосна-...

Ученый и педагог С.А. Шмаков предлагает анаграммы-загадки. (Учитель поясняет значение незнакомых слов.)

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила.)

Я - дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне -

И воду подавать я буду. (Сосна - насос.)

По дороге, по пути

Весело скачу,

А с конца меня прочти -

Нож я наточу. (Колесо - оселок.)

Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни.

А с конца меня прочтут -

Тигру я сродни. (Ток-кот.)

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь мои -

В кастрюлю я полезу. (Шпала-лапша.)

Географию со мной

Изучают в школе дети.

Дай порядок букв иной

И найдешь меня в буфете. (Атлас - салат.)

Задачу ты решишь свободно.

Я - небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть можно что угодно. (Нос-сон.)

Скрывается мой плод румяный

Тенистою листвою,

А буквы переставь -

Я окажусь рекою. (Слива - Висла.)

Метаграммы - это слова, различающиеся лишь одной буквой (звуком).

Когда я с «Т», на мне плывут.

Когда я с «Д», меня сорвут. (Плот - плод .)

С «К» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне,

С «П» - от вас не утаю -

Тоже в школе я стою. (К арта - п арта.)

С «Е» я - жаркая пора,

С «О» - настольная игра. (Ле то-ло то.)

Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь - поставь меня в вазу...

Но с буквою «К» в огород я пойду,

И если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу. (Р оза - к оза.)

Мои кусты легко узнать:

Цвету я гроздьями весною,

Но замените мягкий знак

На букву «А» - и я завою. (Сирень - сирена .)

Загадка, в которой из задуманного слова получается новое слово посредством выбрасывания или прибавления буквы, называется логогрифом . В логогрифах, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные.

Известное я блюдо.

Когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха - м уха.)

И ковыляем так комично,

Но вставь нам «Л» - и зазвучим

Тогда довольно мелодично. (Гуси - гусл и.)

На берегу морском

Я круглый год валяюсь,

Отменишь мягкий знак -

И вверх я устремляюсь. (Галька-галка.)

Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

Но «Г» приставишь впереди,

И в небе я загромыхаю. (Роза - г роза.)

Мы всех - и взрослых, и детей -

В часы досуга развлекаем.

Но если к нам прибавить «Т»,

Мы их ужасно испугаем. (Игры - т игры.)

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди союз прибавишь -

И стану птицей я лесной. (Волга - и волга.)

Шарады (от французского слова, означающего «беседа», «болтовня») - игра, в которой задуманное слово разделяется на несколько частей (обычно по слогам). В начале шарады каждый слог раскрывается в отдельности, а кончается она объяснением целого. Например:

Первое - фигура танца. (Па.)

Второе - гласный звук. (У.)

Третье - подводная зелень. (Тина.)

Целое - сеть, которую плетет насекомое. Догадались, что это? Правильно, паутина. Шарады можно разыгрывать, представляя в театрализованной постановке и отдельные части, и целое загаданное слово. Это очень интересно, недаром те- этрализованные шарады были излюбленным развлечением на семейных праздниках в России XIX века.

Первый слог - мужское имя.

Буква гласная - второй.

Слово в целом - знак почтовый.

Угадайте вы какой. (Марк-а.)

Мое начало - буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной жужжит,

То сядет на цветок,

То снова полетит. (Ш-мель.)

Мой первый слог - в линейках нотных,

Два остальных - защита у животных.

А целое соединит всегда

Деревни, села, города. (До-рога.)

Мой первый слог найдешь тогда.

Когда кипит в котле вода.

Местоименье - слог второй,

А в целом - школьный столик твой. (Пар-та.)

Названье ноты напиши,

Прибавить имя поспеши -

И покачусь я по дороге

Или тебе обую ноги. (Ре-зина.)

Слог первый мой - предлог,

Второй же - летний дом,

А целое порой

Решается с трудом. (За-дача.)

Первый слог мету метлой,

Глазом назову второй,

Третий - резать хлеб годится,

А четвертый - лишь частица.

Целое на червяка похоже

И на гусеницу тоже. (Сор-око-нож-ка.)

Мой первый слог - местоименье,

Второй же - времяисчисленье,

Я третий слог из азбуки несу,

А целое сорвете вы в лесу. (Я-год-а.)

В шарады можно играть за столом, точно так же как играют в лото или домино. Для этого нужно заготовить карточки, штук 50-100, записать на них односложные и двусложные слова, которые могли бы послужить блоками, из которых составляются более длинные слова, например: блок, бой, верх, вес, вол, град, газ, ус, кипа, сито, окно, овод, сон, след, сад, пост, приз, куль, лес, мышь, кит, зал, кот, кость и т. д.

Играющие усаживаются за стол, каждый получает по пять карточек; остальные лежат в запасе - так, чтобы никто не знал, что на них написано.

Кто-то начинает игру, выставляя одну из своих карточек. Его сосед получает возможность приложить к ней такую, чтобы образовалось новое слово. Например, начавший игру кладет карточку «вол». Сосед смотрит на свои карточки и видит, что у него есть карточки «осы» и «окно». Лучше поставить карточку, где букв больше. Если к концу игры останутся невыставленные карточки, то за каждую букву снимается по очку.

Играющий поставил свою карточку «окно», и получилось «волокно». Обе карточки он берет себе - при подсчете он получит за них два очка.

Если же на руках нет подходящей карточки, приходится либо пропускать ход, либо брать из запаса одну, другую, третью карточку - пока не подберется целое слово. Но брать из запаса впрок не стоит: слишком много карточек может остаться на руках в конце.

Игра останавливается, когда у кого-то на руках не останется карточек.

(Класс делится на группы. Каждой группе дают набор карточек и 10 минут на игру.)

Есть очень интересная и веселая игра «Бросаемся словами» . Давайте сядем в кружок. Бросать мы будем вот это (например, какую-нибудь игрушку). Я произношу слог и бросаю игрушку, а ловящий должен закончить слово, добавив свой слог или несколько слогов.

Рай! (...жа, ...жень, ...ранча.)

(Игрушка перебрасывается кому-то еще, и ответивший сам называет начальный слог. Повторяться нельзя. В этой игре важен темп - тот, кто задумается более чем на 3 секунды или вообще неправильно ответит, выбывает из состязания. Побеждает кто-то один.)

У меня в руках волшебная шляпа. В ней лежит множество букв. Вы можете достать столько букв, сколько захотите. Из них вам надо составить слово. Скажем, вы хотите достать 7 букв. Если сумеете пустить в дело все 7, заработаете 7 очков. Чем меньше букв будет использовано, тем меньше очков записывается на ваш счет. Все буквы каждый раз возвращаются в шляпу. Правила вам понятны? Тогда давайте сыграем. (Дети и учитель играют в игру.)

Когда ребенок учится говорить, то еще не все звуки у него получается выговаривать правильно. Тут на помощь ему приходят скороговорки , или чистоговорки : «Ехал грека через реку», «На горе Арарат растет крупный виноград», «Карл у Клары украл кораллы», «На дворе трава, на траве дрова». Повторяя эти скороговорки по нескольку раз в День, можно научиться правильно произносить звук «р».

Другие скороговорки развивают органы речи, их даже взрослым артистам рекомендуют. Нелегко сказать быстро: «На улице деготник, нам не до деготника, не до деготниковых детей!», «Сшит колпак не по-колпаковски».

А дальше, как всегда у ребят, - игра, только игра не на скорость бега, не на физическую ловкость, а игра со звуками: «Боже, Боже, дай мне коже, я сошью себе сапоже. Без сапоже мне негоже - може ноже отмороже». И еще всякие забавные: «Четыре черненьких чу- мазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж», «Петр Петрович по прозвищу Перович».

Давайте проведем состязание говорунов и выявим чемпиона класса по чтению скороговорок. Из соревнования выбывает тот, кто ошибется три раза. Запоминать скороговорки непросто, так как в некоторых из них встречаются слова, которые уже забыты или потеряли свое первоначальное значение. Поэтому они написаны вот на этих билетах. Участник тянет билет, читает скороговорку, запоминает ее и повторяет вслух.

На дворе трава, на траве дрова.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать - зарапортовался.

Во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит.

Архип осип, Осип охрип.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

Щетинка - у чушки, чешуя-у щучки.

Собирала Маргарита маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

Ходит кошка вокруг, мышка вдруг под рундук, мышка вдруг под сундук.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпа- ковать.

Наш Полкан попал в капкан.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Милая Мила мылась мылом, намылилась, смыла - так мылась Мила.

Ушел косой козел с козой.

Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

У пеньков опять пять опят.

Сшила Саша Сашке шапку.

Расскажу вам про покупки, про крупу да про подкрупки.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

Курьера курьер обгоняет в карьер.

Мокрая погода размокропогодилась.

Шел Флор по шоссе к Саше в шашки играть.

Угольки поставили в уголки, в уголки поставили угольки. . Ткач ткет ткани на шапку Тане.

Три свиристели еле-еле свистели на ели.

Около колокола колоколят.

Бобр добр до бобрят.

Все скороговорки не переговорить, не перевыскороговорить.

Из-под кислого молока, из-под простокваши.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

Игр со словами очень много. Играть в них не только интересно, но и очень полезно. Ведь слово - это инструмент общения, мышления. Людям, чей словарный запас маленький, нелегко в окружающем мире, им трудно выражать свои мысли. Очень часто молодежь заменяет общеупотребительные слова сленгом, а ведь у каждого слова есть свои понятие, смысл, ударение, интонация.

Дополнительный материал

Шарады

Три простенькие слова:

Нота, круг, союз -

Дают нам вместе овощ,

Приятный на вкус. (Ре-диск-а.)

Первое - предлог.

Вторым обладают домашние и дикие звери,

А целое бывает у каждой двери. (По-рог.)

Мой первый слог - на дереве.

Второй мой слог - союз,

А в целом я - материя

И на костюм гожусь. (Сук-но.)

Слог первый - восклицанье.

Второй - достоин порицанья,

А все - на севере далеком обитает

И жителей тех мест и греет, и питает. (О-лень.)

Шарада чересчур проста,

Над ней вам долго не трудиться:

К планете дерево приставь -

Планета в город превратится. (Марс-ель.)

Первая цифра стоит в середине,

Буква с начала и буква с конца,

В целом - леса, города и равнины,

К целому полны любовью сердца. (Р-один-а.)

Шарады

Ну-ка, Васька, догадайся, что я сегодня ел! Вкусное-вкусное. Начинается на «эс».

На «эс»?.. Сосиски!

Не угадал.

Тогда сардельки.

Нет, нет и нет!

Опять нет! Я же говорю, - повторил Леша, - начинается на «эс».

Ну, тогда остаются только сливки.

Эх ты!.. Вкусное, сладкое, которое все ребята любят больше всего и которое начинается на «эс», - это же эс-ки-мо! Вот!

Здорово ты придумал. Сам загадываешь и сам разгадываешь.

Потому что шарады умею придумывать.

А что такое шарада?

Игра такая. Вот, например, первый слог - геометрическая фигура. Земля наша такую форму имеет. Второй слог - женское имя. А все вместе - то, о чем мы сейчас с тобой говорим: шар-ада.

А-а! Всего-то! Пожалуйста, уже придумал: первый слог - картошка, второй - огурец... А третий слог можно?

Конечно.

А третий слог - свекла.

И что вместе получается?

Не догадываешься? Получается винегрет!

Ничего ты не понял. В голове у тебя винегрет! Ладно, еще раз объясню. Первый слог - имя мальчика. Второй - предлог. А третий слог - дерево. А все вместе - морской порт. Ну?

Ха-ха! Ростов-на-Дону!

Ну что ты говоришь, что ты говоришь? Где же имя?

- «Ростов» - имя, «на» - предлог.

А дерево где? Нет дерева.

Это в Ростове-то нет деревьев? Да там не только дерево, там целые сады и парки! Я даже помню, как училка на географии рассказывала, что Ростов - очень зеленый город. Так что зря не придуривайся...

Я не придуриваюсь, а думать надо, соображать.

Ну хорошо, если не Ростов-на-Дону, то какой же порт по твоей шараде получается?

Сева-с-тополь.

Ну, теперь-то я уже понял. Слушай мою шараду. Первый слог - вино, второй - град. А вместе... нет, я один съем.

Э, да по твоему методу шарады придумывать - пара пустяков!

Пожалуйста, придумай!

Запросто. Первый слог - восклицание, второй - большой-большой танцевальный вечер, а третий - выпускать ртом сильную струю воздуха.

А все вместе?

А все вместе - это ты!

Тогда расшифруй.

Пожалуйста. О-бал-дуй!

Ну, ты мне еще ответишь за эту шараду! А то больно умный нашелся... Я вот сейчас пойду покупать эс-ки-мо, а ты с буквой «эс» останешься!

Это как понимать?

А очень просто: останешься... с... носом! Вот так!

Ю. Погорельский

«Алфавит вокруг нас»

Ведущий предлагает детям в алфавитном порядке написать в течение 5-10 минут названия предметов и вещей, находящихся в классе. Можно писать по несколько предметов на одну букву. Главная трудность - отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей список будет длиннее.

«Слово наоборот»

Ведущий быстро называет слова. Дети должны в уме переставить буквы этих слов задом наперед и тут же записать получившееся на доске мелом или на листе бумаги фломастером. Например, ведущий говорит слово «книга», ребенок пишет «агинк» и т. д. Можно начинать с коротеньких слов.

«Газетные заметки»

Из заголовков разных газет и журналов (их предварительно необходимо вырезать) дети должны составить короткий юмористический рассказ, объявление, рекламу и т. д. Для этого нужны бумага, клей, кисточка и чувство юмора.

«Бестолковый словарь»

В обыкновенном словаре берется слово, к которому нужно придумать остроумное значение. Это значение зачитывают детям, которые должны отгадать слово. Это упражнение развивает чувство юмора. Например:

Бездарь - человек, которому в день рождения не сделали подарка;

Вампир - официант;

Тягач - вороватый кладовщик;

Дерюга - зубной врач;

Губительница - губная помада;

Селезенка - подруга селезня.

Лукоморье - неурожай лука.

«Четыре стихии»

Играющие становятся в круг. Водящий в центре. В руках у него небольшой мячик. Он бросает мячик кому-то из стоящих в круге и произносит при этом одно из четырех слов: земля, воздух, вода, огонь. В момент, когда мячик пойман, водящий начинает считать до трех. Тот, кому брошен мячик, должен успеть, пока идет счет, сказать:

На слово «земля» - название какого-нибудь зверя, который живет на суше;

На слово «воздух» - название птицы или насекомого;

На слово «вода» - название рыбы или морского животного;

На слово «огонь» надо успеть три раза повернуться вокруг себя, отвечать ничего не надо.

Кто не успел все это сделать, заменяет водящего.

Кузовок

(из народных игр, записанных В.И. Далем)

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на «ок», обмолвишься - отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на «ок»: «Я положу в кузовок клубок; а я - платок; я - замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок...» - и кладут бумажку с записью этого слова или сам предмет.

По окончании разыгрываются залоги: накрывают корзинку, один из детей спрашивает:

Чей залог вынется, что тому делать?

Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ножке; или что-то сделать во всех четырех углах: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать; или сказочку рассказать; или песенку спеть.

К словесным задачам, или головоломкам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи, основанные на каких-либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.

Анаграммы

Анаграмма — это прием развития логического мышления путем перестановки букв в слове, приводящий к составлению нового слова, например: мука — кума, луг — гул, стук — куст, карп — парк, мир — Рим, адрес — среда. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы — разновидность словесных головоломок, в которых принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число).

Рассмотрим некоторые возможные варианты.

1. Анаграмма к любому заданному слову. Это самый простой способ составления анаграммы. Возможные варианты (примеры):

— подберите несколько анаграмм к следующим словам: рост, клоун. (Ответы: рост — сорт — торс — трос; клоун — колун — кулон — уклон);

— подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, слово, стирка, уборка. (Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, волос, старик, кобура).

2. Анаграммы с подсказкой. Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова — намекнуть на область, к которой оно относится, или отобрать слова одной лексической группы. Например: переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: кума, смола, угар, шпала. (Ответы: мука, масло, рагу, лапша)

3. Анаграммы — рассуждалки. Это более сложный прием, требующий большего проявления логического мышления. При таком способе составления анаграммы не требуется называть слова, из которых будет составлено другое, а намекнуть (подсказать, описать) на значение первого слова, из которого надо составить другое. Например:

— как из вкусной булочки, умело переставив буквы, получить маленькую лодку? (Плюшка — шлюпка);

— как из электричества, переставив буквы в одном слове, получить мурлыкающее животное? (Ток-кот);

— переставив буквы в слове, превратите вредного грызуна в породистую лошадь. (Крыса — рысак);

— из того, на чем сидят, сделай то, на чем едят. (Стул-стол);

— из того, что не хватает, сделай то, чем можно мыть. (Мало-мыло)

Будет интересней, если между группой ребят устроить конкурс по составлению анаграмм. Участникам игры дается несколько слов и предоставляется 5-7 минут. За это время они должны получить несколько новых слов. Выигрывает тот, кто больше составит анаграмм по заданным словам. Предлагаем несколько слов для составления анаграмм: актер (терка и т. д.), ручка (чурка и т. д.), колесо, крона, налим, карп, пират, ракета, сокол, сосна, топор, факир, шутка, автор, рост, карта, материк, коршун.

4. Стихотворные анаграммы — составление анаграмм из описанных в стихотворении слов. Это, может быть, и сложное, но уж очень увлекательное занятие. Например:

Я — юмор и веселый смех,

Любимица порой для всех.

Но если буквы переставишь,

Меня на бой пешком отправишь. (Потеха — пехота)

Летом всюду я летаю,

И жужжу, и всех кусаю.

Превратите-ка меня,

Сделав частью корабля. (Комар — корма)

Я дикий родственник свиньи.

Но букв порядок измени —

И превращусь в стеклянный склад,

В котором прячется салат. (Кабан — банка)

Роли я играл на сцене,

Выступал и на арене.

Кто-то взял и подшутил:

Слово это превратил

То ли в тряпку, то ли в мойку,

Положив меня на полку.

И теперь на кухне ловко

Натираю я морковку. (Актер — терка)

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои —

И целый лес ты мною свалишь. (Липа — пила)

Я — дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне —

И воду подавать я буду. (Сосна — насос)

По дороге, по пути

Весело скачу,

А с конца меня прочти —

Нож я наточу. (Колесо — оселок)

Начинаясь с буквы «К» —

Место, где живет семья.

Уберешь ты букву «К»,

В яму свалишься с утра (Кров — ров)

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь —

В кастрюлю я полезу. (Шпала — лапша)

Гривастый строгий с буквой «Л»

Рычу на всех, ты мне поверь.

Лишь «Л» на «С» заменишь ты —

В поля уйдешь до темноты. (Лев — сев)

Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной —

И найдешь меня в буфете. (Атлас — салат)

С буквой «Г» я есть вершина,

С буквой «Н» я дом мышиный (Гора — нора)

Взлетев, горю звездой в ночи,

Но угасаю очень рано,

А переменишь «е» на «и» —

И я кустом зеленым стану. (Ракета — ракита)

С буквой «Н» — река в Египте,

С пирамидного вершиной.

Лишь заменишь «Н» на «3» —

Стану маркой я машины. (Нил — «Зил»)

Известное я блюдо.

Когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха — муха)

С буквой «Д» я людям кров,

Уберечь их всех готов.

Лишь заменишь «Д» на «С» —

Рыбакам полезу в сеть. (Дом — сом)

Я с буквой «Р» кулак держу,

А с «М» — приправа калачу. (Рука — мука)

Буква «А» внутри стоит —

Много тайн в себе хранит.

Люди в слове том живут,

Много их и там, и тут.

Лишь заменишь «А» на «У» —

За гитарой побегу. (Страна — струна)

Вторая буква «о» во мне —

И я на ветке по весне.

А «Е» поставлю вместо «о» —

Готов избе дарить тепло! (Почка — печка)

Две первых буквы для меня —

И креслом стану для царя.

Две первых буквы заменю —

И в колокола я зазвеню. (Трон — звон)

Скрывается мой плод румяный

Тенистою листвою.

А буквы переставь —

Я окажусь рекою. (Слива — Висла)

И ковыляем так комично,

Но вставь нам «Л» — и зазвучим

Тогда довольно мелодично. (Гуси — гусли)

5. Анаграммы — перевертыши. Этот способ представляет собой составление слов, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар — раб, вес — сев, воз — зов, кот — ток, рот — тор, арап — пара, грот — торг, сорт — трос.

Например:

Задачу ты решишь свободно,

Я — небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть можно, что угодно. (Нос — сон)

Я крошу, снося с пути,

Все, что мне разрушить надо.

А с конца меня прочти —

Я морским волнам награда. (Лом — мол)

В меня покушать забегай,

И слева — справа прочитай (Кабак)

В земле я вырыт для воды,

Смотри, в меня не упади!

Но лишь прочтешь меня с конца,

Поймаешь злого хитреца. (Ров — вор)

Способы загадывания анаграмм-перевертышей могут быть и такими:

— как из музыкального произведения создать отметину от удара на теле, прочитав первое слово справа налево? (Марш — шрам);

— прочитав слово справа налево, превратите дерево в геометрическое тело; измерение времени в породистую собаку; взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря; дорожку в сорт яблок; недовольный гул голосов в инструмент для рубки. (Бук — куб, год — дог, тол — лот, тропа — апорт, ропот — топор)

Метаграммы, логогрифы

Метаграмма — это прием развития логического мышления путем составления нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком), например: бор — бар, кот — ток и т. д. Метаграммами часто называют также словесные головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты загадывания метаграмм.

Цепочки слов — поэтапное составление из одного слова нескольких слов, меняя при каждом последующем действии только одну букву в предыдущем слове, например: кот — дот — рот — пот или час — пас — пес — лес — вес.

Задания могут быть самыми различными, например:

— заменяя только одну букву в предыдущем слове, превратите час в век или в год (час — бас — бес — вес — век);

час — бас — бал — вал — вол — гол — год; час — чан — сан — сон — гон — год);

— превратите кору в лису (кора — коза — лоза — луза — лупа — липа — лиса);

— как из дома сделать сыр? (дом — том — сом — сон — сын — сыр)

— стихотворные цепочки слов:

Слово первое — в мешке,

В булке хлеба на столе.

А второе — к нам летит,

И мешает, и жужжит.

Только третье нам поможет,

Вдохновит и обнадежит. (Мука — муха — муза)

Четыре слова отгадай,

Лишь буквы к слову подбирай:

С буквой «Д» я время суток,

Грею солнцем стаю уток.

С буквой «П» я след пилы,

Подо мною и грибы.

С буквой «Т» я на свету,

Не люблю я темноту.

Ну а с «Л» я спать хочу

И уроки не учу. (День — пень — тень — лень)

Три словечка отгадай,

Буквы только подбирай:

Мной гордятся казаки:

«Ишь, под носом — посмотри!».

Не успеешь «О» поставить,

Как спешит она ужалить.

Если вставишь мягкий знак,

В колесе я не пустяк. (Усы — оса — ось)

Загадаем шесть вам слов

С первой буквой. Ты готов?

С «Ч» над морем я летаю,

С «Г» в машине нахожусь,

С «М» тебя я одеваю,

С «Л» собачкою зовусь,

С «С» можешь в булочной купить,

С «Ш» в бане себя мыть.

(Чайка — гайка — майка — лайка — сайка — шайка)

А теперь четыре слова

С первой буквой. Вы готовы?

С «О» — я вам рассказ кончаю,

С «У» — дождем вас поливаю,

С «А» — ваш груз перевожу,

С «К» — с волнами я дружу.

Если я случаюсь в море,

Рыбакам со мною горе.

(Точка — тучка — тачка — качка)

Три словечка отгадай,

Вторую букву подбирай:

С буквой «К» я в ней учусь,

С «П» — на ножке я промчусь,

С «Т» — окошко закрываешь,

Все слова теперь ты знаешь. (Школа — шпора — штора)

С «М» она пальто поест,

С «С» на кухне место есть. (Моль — соль)

Подобные задания на логику — наиболее простые, если первоначальное слово будет состоять из трех букв. Но задание можно и усложнить, предложив слова из четырех-пяти букв. Составление метаграмм можно использовать в качестве конкурса на любых мероприятиях, праздниках или в качестве разминки на любых уроках.

Но более популярными среди младших школьников являются простые логогрифы — конкурсы по составлению новых слов из первоначально заданных:

Коза — поза — полк — волк и т. д.;

Ночь — дочь — даль — дань — день — пень и т. д.;

Лето — лото — плот — жмот — хомут — омут и т. д.

Читка — чистка — очистка — подчистка — читка — прочистка — перочистка — перечистка и т. д.

Логогриф (логографы) (от греч. «логос» — слово и «грифос» — загадка, сеть) — одна из форм словесных головоломок, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные), например, из слова «рот», добавив одну букву, можно получить слово «крот».

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди ты «И» прибавишь —

И стану птицей я лесной. (Волга — иволга)

Мы всех — и взрослых, и детей —

В часы досуга развлекаем,

Но если нам приставить «Т»,

Мы их ужасно испугаем. (Игры — тигры)

Я с «Л» смягченным — под землей —

Бываю каменный и бурый,

А с твердым — в комнате моей,

В геометрической фигуре. (Уголь — угол)

Несет меня с трудом старик,

Но если «Ю» прибавить, вмиг

К нему придет на помощь тот,

Кто без труда меня несет. (Ноша — юноша)

В ранце я всегда лежал,

Букву как-то потерял...

Если руки с мылом мыли,

То меня с водою смыли. (Пенал — пена)

Чтоб поддерживать скворечню

Иль антенну, я гожусь.

С мягким знаком я, конечно,

Сразу цифрой окажусь. (Шест — шесть)

Можно предложить более легкие стихотворные загадки:

Из усатого сладкоежки

Можно сделать без труда

Слеповатого ночлежку,

Дом которого — нора. (Кот — крот).

Мой верный друг — сердитый гром.

Но если букву уберем,

То превращаюсь я в цветок:

Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза — роза)

В короне я сижу на троне,

Любуюсь собственной персоной.

Как в слове «О» я потеряю,

Так стиль пловца обозначаю. (Король — кроль)

Серый вол , голодный, злой,

Бродит по лесу зимой. (Вол — волк)

Стол высокий, метра три,

Крепко держит фонари. (Стол — столб)

Землю роет старый кот ,

Под землею он живет. (Кот — крот)

Кран зажегся голубой -

Фильм посмотрим мы с тобой. (Кран — экран)

Шар на шею повязал

И ангину не поймал. (Шар — шарф)

Лень с ветвистыми рогами

Мчит навстречу мне и маме. (Лень — олень)

От веселой острой утки

Хохотали мы все сутки. (Утки — шутки)

Рыбки в лодочке сидят,

К поплавку прикован взгляд. (Рыбки — рыбаки)

Город наш нам каждый год

Урожай большой дает. (Город — огород)

Час уже томится в печке

Каша вкусная из речки . (Речка — гречка)

Бобы — речные плотники,

Зубастые работники. (Бобы — бобры)

С длинным вором лисья шуба,

В ней зимой не мерзнет Люба. (Вором — ворсом)

Челка рядом покружилась,

А потом мне в лоб вонзилась. (Челка — пчелка)

В сало автобуса с братом вошли,

Мест там свободных, увы, не нашли. (Сало — салон)

Поработал славно рот

Под землей прорыл он ход. (Рот — крот)

Лечит дятел стол больной,

Дятел — лучший врач лесной. (Стол — ствол)

Острый луг вспахал поля,

Ждет семян теперь земля. (Луг — плуг)

Логогрифы-загадалки . В данном случае надо отгадать сразу два слова, причем второе слово образовано от первого путем исключения или прибавления первой или последней буквы:

Из птенца водоплавающей птицы сделайте знак препинания в конце предложения (уточка — точка).

Из небольшого отверстия в полу сделайте популярное хвойное дерево (щель — ель).

Из результата работы медицинского шприца — кусок деревянной палки с заостренным концом (укол — кол).

Из рогатого обитателя «Беловежской пущи» — костную ткань во рту (зубр — зуб).

Из сплетенной гордости русской красавицы — жужжащее насекомое (коса — оса).

Из сплошной темноты — «речного санитара» с клешнями (мрак — рак).

Из большого армейского пешеходного соединения — точку опоры жильцов квартиры или дома (полк — пол).

Из обязательной принадлежности рыболова — любимое чадо мамы (удочка — дочка).

Из зубастого хозяина леса — добродушного рогатого труженика (волк — вол).

Из телевизионного квадрата — водопроводную трубку с вентилем (экран — кран).

Из несчастья и горя — пищу (беда — еда).

Из легкой надувной детской игрушки — теплый зимний «галстук» (шар — шарф).

Из трехзначного числаобязательный предмет кухни, а из него — держателя электрических проводов (сто — стол — столб).

Из гордости казака на его лице — женское нашейное украшение (усы — бусы).

Из маленького слепого подземного жителя — «говорилку с языком» (крот — рот).

От крыши над головой — глубокую продолговатую канаву (кров — ров).

От «царицы цветов» — спутницу проливного дождя, а из нее — грозное предостережение (роза — гроза — угроза).

От согласия в семье — спрятанные в сундучке драгоценности, а из него — хранилище различных вещей или предметов быта (лад — клад — склад).

Отгадай четыре слова,

Поменяй лишь буквы снова:

С «Б» — ударила в руке,

С «М» — сидит в воротнике,

С «Т» на крышу взобралось,

С «Кр» — пловцу лишь удалось.

(Боль — моль — толь — кроль)

Три словечка отгадай,

Буквы смело подставляй:

С «У» — идет он в каждой школе,

С «За» — залог в любом он споре,

С «По» — пристанет к малышам

И мешает в жизни нам.

(Урок — зарок — порок)

Слово спряталось и ждет,

Кто его скорей найдет?

Землю пашет это слово,

Забодать тебя готово,

И в кафе его найдешь,

Что за слово — ты поймешь?

(Бор она — бар ан — бар )

«Этот кот — ну просто жмот,

На плоту разинул рот;

Повернул за поворот —

На лугу увидел скот»

Сколько раз вместилось в строчки

Слово «кот» и «от» до точки?

(«Кот» — 2 раза, «от» — 7 раз)

От глагола «рвет» скорей

Образуй слова быстрей.

Вставь в стихи и прочитай!

И подумай, и сыграй:

Карапуз цветочки.... (рвет),

И к тому еще.... (ревет).

Мама плаксу в дом...(зовет) -

У него болит живот!

Мыла мама шилом раму,

Папа мылом туфли правил...

Что-то здесь пошло не так,

Догадаться не пустяк.

Поменяй слова скорей —

Стань поэтом побыстрей!

(Мыла мама мылом раму, Папа шилом туфли правил)

Три слова просто отгадаем,

Умело буквы лишь поставим:

Вот слово первое мурлычет,

Второе — корни в норке ищет,

А третье, улыбнувшись, шлет привет.

Что, догадались? В чем секрет?

(Кот — крот — рот)

Заменим буквы в слове ловко

И отгадаем, в чем уловка:

Здесь, на Кавказе, есть....(гора),

А в ней прорытая....(нора).

С утра вставать пришла... (пора).

Спасибо всем, вот это да!

Кто перепутал все слова?

Кружится даже голова.

Найди словам свое ты место,

Поставь туда, где быть уместно:

Гуляет в чистом горе (поле) ветер,

А поле (горе) входит в старый дом.

Корабль плывет в соленом горе (море),

Ему не страшен даже шторм.

Палиндромы

Палиндром (от греч. «назад» и «бег» — движущийся назад, возвращающийся) — одна из форм словесных головоломок, в которой текст (слово, фраза) читается от конца к началу так же, как от начала к концу (пробелы и знаки препинания не принимаются во внимание). В том же значении иногда используются термин «перевертыш». Один из известных примеров — «А роза упала на лапу Азора». Эту фразу придумал русский поэт Афанасий Фет, а известность она приобрела благодаря Алексею Толстому, вложившему ее в уста Мальвины, которая пыталась с ее помощью обучать Буратино грамоте.

Вот какую замечательную поэму-палиндром сочинил Виктор Дроткив:

На море роман (отрывки из поэмы)

Тема замет:

на море роман

или адова вода.

Лева завел

на море роман

Леди видел,

а взял — язва.

Левка квел,

худ, как дух,

но лапища: щипал он

еще и еще

Ляну, еле-еле унял, —

вижжала ж. Жив,

лих он, но хил.

Мудр, — дум

полн лоп.

Диво, вид

у тех гор. В рог Хету

как и неведомо деве никак.

Тише. Тешит.

Она рада, да рано.

Конечно, кончено. К

нему Зина на низ. Умен.

Сап. Охи. Тихо. Пас.

Дело — лед.

Сап спас.

утоп в поту

он вял явно.

— Ты сыта? — А ты сыт?

— Каково? — Во как!

Унизили Зину.

Олесе весело.

Анюта та юна.

А Милка Клима.

я — нюня, -

ясли, — скуксился.

А Лила казака закалила,

А Лила шалила

тет-а-тет...

А вот еще одно шуточное стихотворение С. Кирсанова «Лесной перевертень»: Летя, дятел,

ищи, пИщи.

Ищи, пищИ!

Веред дерев

ища, тащи

и чуть стучи

носом о сон.

Буди дуб,

Не сук вкусен —

червь — в речь,

тебе — щебет.

не зело полезен.

Личинок кончил?

Ты — сыт?

Тепло ль петь?

Ешь еще и дуди

о лесе весело.

Хорошо. Шорох.

Утро во рту

и клей елки

Подобные палиндромы может придумать каждый, но при этом проявив недюжинные терпение, логику и время. Приведем несколько примеров известных палиндромов, принадлежащих разным авторам:

У лип Леша нашел пилу.

И городу дорог огород у дороги.

Уж я веники не вяжу.

А тот суп — пустота.

Но и царю — рацион.

Коту тащат уток.

Ишаку казак сена нес, казаку каши.

Торт с кофе не фокстрот.

Аргентина манит негра.

Но невидим архангел, мороз узором лег на храм, дивен он.

Не видно морд, ни лап, — а палинром — он дивен.

Леша на полке клопа нашел.

Удавы рвали лавры в аду.

Лиду будил?

А буду я у дуба.

Я не стар, брат Сеня.

А собака боса.

Мир как Рим.

Я ем змея.

Луну колокол окунул.

Нажал кабан на баклажан.

А в Енисее синева.

Лезу в узел.

Мед ждем.

Небу — бубен!

Лазер резал

Тише, тень нюнь — нюнь не тешит!

Тише, табу — зуб у зуба тешит!

Актер у бати — табуретка!

Актеру — бататов и живот! А табуретка?

Актеру — батут рад, а рту — табуретка...

Актеру батут — арба, а брату — табуретка!

Акуле бы — рыб бы, рыбе — лука!

Али Баба — раз араба бил, а?

Ан, Муза — разумна!

Ан, муха, ах — умна!

Анна, на банан, на!

Узор газете — за грозу.

Удачи — мамам и чаду!

Арба — шведу, Иуде — швабра!

Я уж умру, хурму жуя.

Арба да карбас — атас абракадабра!

Арбуз ел еж, а желе — зубр, а?

Анархия — их рана.

Отмечу бабу чем-то.

Уплотнил клин толпу.

Лилипут окорок скоро коту пилил.

Я сменял год. Оглянемся.

А таков дар адвоката.

Я метил, ох, ох, в хохол и темя.

Те же рикше мерно он ремешки режет.

Лев с ума ламу свел.

Нежность — сон жен.

Лез около, козел.

Не черкес, а засекречен.

Лепетал, поил и о плате пел.

Лещ овощ ел.

Вот соболя лоб, остов.

Теша поле, муж умело пашет.

А клубень не булка.

Голо роете, метеоролог.

На краба каб аркан.

Ила дикарю раки дали.

Тела, бедро, кордебалет.

На море ищущие роман.

Нам сила — талисман.

Логично кончи гол.

Я Никон, инокиня.

На палке клапан.

Удар конокраду.

Там холм лохмат.

Монопалиндром — разновидность палиндрома, где текст целиком читается от начала к концу и от конца к началу (не обязательно одинаково):

Ведан, ох, и туч напев,

Едет Ева, звонко лев

Вел окно в завете дев,

Епанчу тихо надев... (Павел Нагорских)

Загадок каталог: Мок бук. Сна юн гомон, ярок. Мок... И события: роз взор, я и ты — босиком, коря... Но мог нюанс кубком... Гола так... Кода: газ. (Андрей Рубцов)

Словесные шарады

Шарада — один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами (слогами). В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например:

Если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль)

Если к третьей ноте прибавить необходимую приправу хозяйки, которая всегда на обеденном столе, то можно получить бобовое растение (Фа-соль)

Первое — предлог, второе — девочка, целое — обязательный атрибут рыбака. (Удочка)

Первое используется в игре, второе — материк, целое найдешь в фантастической сказке. (Фантазия)

Чаше всего шарады используются стихотворные:

Начало группой лиц поется,

Кусает больно нас второе,

А вместе это обернется

Новогоднею игрою. (Хор-овод)

Мой первый слог — бумаг большая куча,

А из второго — каша будет гуще.

А в целом — дерева стройнее

Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис)

Первый слог — намек слегка —

Третья часть снеговика.

Слог второй немного больше —

Так зовется леди в Польше.

А в конце, мои друзья,

Не забудьте про меня. (Ком-пани-я)

Первый слог — простая нота,

Слог второй — уже игра

Если думать неохота,

Вещь возьми у столяра. (До-лото)

Первый слог известен Архимеду,

Два вторых совместно значат «век».

В целом — огнестрельное оружье,

Лучше б не владел им человек. (Пи-сто-лет)

Слог первый любит самолет,

Он самый опытный пилот.

Второй, любуясь на себя,

Бывает стулом для царя.

Слог третий — это сопротивленье,

Вернее, единица измеренья. (Ас-трон-ом)

Первые шарады появились еще в Древнем Риме. Но особенно их полюбили знатные люди в XVIII веке. Часто в шарады играли в дворянских салонах. Вот шарада, сочиненная в ту пору неизвестным автором:

Едва приметный червь, но для мехов опасный,

— Есть первое мое.

Знак в азбуке безгласный

— Второе. А поэт и комик-чародей

Есть целое шарады сей. (Моль-ер)

В наши дни шарады стали неотъемлемой частью любых конкурсов как для ребят, так и для взрослых. Стали они популярными и в Интернет-играх. Вот, например, несколько шарад, авторы которых под псевдонимами поместили свои стихотворные шарады на страницах электронного варианта конкурса шарад:

В первой части видит взгляд

Песню семерых козлят.

Вторую часть сложней понять —

То, что мы можем испытать,

Лишь стоит к Филчу нам попасть.

А, в общем, слово не бог весть —

У Дедушки Мороза есть!

Вороний крик — начало слова,

А после — предложенье взять,

И эта ж часть нашей основы

Предлогом может побывать.

Последний слог бывает в море,

Известней всех девятым стал.

А если части три все в сборе,

Тогда веселье, праздник, бал!

Вот слово с номером один —

Он есть английский господин.

Хоть не усат, мотай на ус:

Второе слово здесь — союз.

А слово третье — личное,

Приятное, отличное.

Самовлюбленным нравится

И первым всюду ставится.

А все словечко — то, что враз

Объединяет вместе нас,

Чтобы собраться, посидеть

И, не мешая, посмотреть.

Начало слова — это звук,

Который возникает,

Когда мы радуемся и

Ладошки сотрясаем.

Вторая часть — оружие,

Что в веке не двадцатом

Использовалось, ранее,

А нынче экспонатом

Все слово — это громкий,

Веселый атрибут,

Который все на праздники

Берут и там, и тут.

Слог первый — в своем деле дока,

А также летчик первоклассный.

Вокруг второго всегда склока,

Ведь символ власти он прекрасный.

С него владеньем управляют,

Успех сулит, коль снам поверить.

Часть третью люди применяют,

Сопротивленье чтоб измерить.

В конце две гласные идут:

Союз, соединивший всех и вся,

А также гласная, которую найдут,

Когда захочется сказать им про себя.

Соединив все части, получаем

Предмет, который здесь мы изучаем.

Но самое интересное, особенно для смышленых ребят — не загадывание и отгадывание шарад, а их составление. Используя познавательные интересы младших школьников, учитель может организовать игру.

Игры с разгадыванием и составлением шарад могут быть самыми разнообразными. Например, можно заранее предложить нескольким микрогруппам (командам) учеников найти в словаре 5-6 слов, которые можно разделить на части, равные самостоятельным словам. Во время игры (на любом уроке в качестве разминки-отдыха или на переменке) команды будут коллективно сочинять шарады и по очереди загадывать их соперникам. На отгадывание — 30 секунд. За каждый правильный ответ — 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается. К примеру, выбрано слово «ясень». Из него может получиться шарада: «Первое — местоимение, второе — прохлада, целое — дерево».

Другой вариант игры — составление шарад по карточкам , на которых написаны различные слоги. В данной игре мини-группам (командам) или индивидуально шарады нужно будет складывать из уже имеющихся частей. Для этого варианта игры учителю необходимо заранее приготовить одинаковые комплекты карточек с написанными частями шарад, которые потом надо будет вручить каждому участнику или каждой команде. За одну минуту участники игры должны составить из имеющихся частей слова. Примеры составных частей шарад (карточек):

1. Кит, след, ель, опыт, пас, пар, порт, ус, кипа, пол, рис, оса, куль, вес, тура, точка, газ, док, ель, лад, сено, мышь, вал, як, яр, марка.

Ответы при этом могут получиться следующими: китель, следопыт, паспорт, парус, кипарис, культура, весточка, газель, доклад, сеновал, мышьяк, ярмарка, полоса.

2. Хор, ре, пас, форт, граф, яр, культ, трак, бой, тюль, чан, галс, тук, кол, ель, кара, тир, го, кость, марка, пара, овод, ком, пан.

Возможные варианты ответов (слов): яркость, гобой, колчан, трактир, каракуль, параграф, тюльпан, хоровод, компас, фортель, ремарка, галстук.

3. Ар, aт, кар, лот, ом, па, пи, сон, тик, тис, тол, тон.

Возможные варианты ответов (слов): арат, омар, папа, питон, пилот, аттик, толпа, карат, сонар, картон, аромат, патиссон.

Еще интереснее шараду не произносить, а изобразить в виде сценки. Потребуется богатая фантазия и смекалка для изображения предметов. Но сколько восторга и положительных эмоций!

Приведем несколько слов, из которых легко составить шарады:

Балалайка, бормотать, борода, виноград, домино;

Иволга, колбаса, капуста, Крылов, кулак, осина;

Панорама, повесть, портной, посуда, разговор, семья;

Собака, сорока, температура, треска, урок, укол, чайка;

Частушка, чертеж, ябеда, якорь.

А это примеры более сложных слов для составления шарад:

Бараночник (баран-очник), воздуховод (воз-дух- овод);

Голодранец (голод-ранец), долгострой (долг-острой);

Компаратор (ком-пара-тор), настроение (настроение);

Постельник (пост-ельник), штукатурка (штука - турка);

Байдарочник (бай-дар-очник), сквернослов (сквер-нос-лов);

Тарабарщина (тара-барщина), футуролог (футуролог);

Концентрация (кон-цент-рация), судостроение (суд-ост-роение);

Баржестроение (бар-жест-роение), метростроение (метр-ост-роение).

Одним из популярных видов шарад является составление новых слов , в которых обязательно должно присутствовать первоначально заданное слово. Составлением подобных шарад можно заняться на любом уроке в качестве разминки-отдыха.

1. К заданному слову прибавьте любое иное слово и получите новое. Например, какие новые слова можно получить из слова «кол», приставив к нему самостоятельные слова? (Кол — лекция, кость, ода, чан. Новые слова: коллекция, колкость, колода, колчан).

2. Приставьте к заданному слову любые самостоятельные слова и получите совершенно новое, окончанием которого будет первоначально заданное слово. Например, какие новые слова можно получить из слова «ель», поставив перед ним самостоятельные слова? (Гриф, кит, пост, пуд, штаб — ель. Новые слова: грифель, китель, постель, пудель, штабель).

3. Приставляя любые слова, приставки или союзы спереди или позади слов «кот» или «пес», составьте цепочку новых слов. У кого это получится быстрее? Кто больше составит слов, в которых обязательно должны уместиться слова «кот» или «пес»? (Котел, икота, скотч, рокот, цокот, песец, песня, песок, спесь, локоть, мякоть, бойкот, клокот, пестик, супесь, герпес, котелок, котлета, котомка, коттедж, скотина, никотин, щекотка, мелкота, слякоть, стрекот, пескарь).

4. Кто больше вспомнит слов, оканчивающихся на «мя»? (Имя, вымя, семя, темя, бремя, время, знамя, пламя, племя, стремя и т. д.).

5. Кто больше и быстрее придумает слова, которые бы служили окончанием первого слова и началом второго. Например: ме (...) олад. Ответ: шок. Варианты слов: по (ток) арь; беге (мот) ор; пи (лот) ок; вам (пир) амида; го (бой) кот; разго (вор) от; на (род) дина; ку (ма) ма; на (гар) аж; при (вет) ка; про (бел) ка; при (ступ) а; при (кол) ос; ком (пас) порт; им (порт) тик; у (гар) аж.

Надежда Тыкынаева
Анаграммы в системе работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников

Одними из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1\3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего, дети с недоразвитием процессов фонемообразования , у которых наблюдается аномальное овладение звуковым составом слова, что приводит к развитию дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза .

Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного освоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Поэтому, чем раньше начать работу над коррекцией процесса фонемообразования и формирование «языкового чутья» , тем меньше возникнет проблем у детей с нарушением речевого развития в процессе овладения учебной программой по всем предметам.

Особенности нарушения речи у детей обуславливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обучения .

При всем их многообразии, нам хотелось бы выделить те, основываясь на которых мы разработали систему упражнений и приемов коррекции процесса фонемообразования , нормализации чтения и повышения его скорости у детей с речевой патологией. А именно : 1. Развитие фонематического анализа и синтеза слов , фонематических представлений .

2. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

3. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

4. Расширение «поля зрения» ребенка.

5. Воспитание интереса к чтению.

Решение этих задач поможет предупреждению ошибок чтения и письма на уровне слова и предложения, чаще всего встречающихся у учащихся начальных классов общеобразовательных школ.

Важным условием для правильного звукового анализа является умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его , выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Звуковой анализ , как подчеркивает Д. Б. Эльконин, есть не что иное, как овладение определенной учебной операцией, умственным действием «по установлению последовательности звуков в слове» . А формирование этого учебного действия происходит постепенно, и требует от ребенка активности и сознательности. Поэтому, прежде чем приступить к работе с анаграммами , детям с речевой патологией необходима предварительная работа в такой последовательности :

1. Вначале необходимо дать понятие «слово» как определенное сочетание звуков, которое имеет смысл.

Слова бывают короткие и длинные. Особое внимание следует уделить предлогам, союзам, для того, чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими. Для работы с предлогами необходимо использовать схемы.

2. Необходимо учить детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы :

Кто это? Мама, собака, Коля и т. д.

Что это? Карандаш, камень, туча и т. д.

Что делает? Кушает, прыгает, смотрит и т. д.

Какой? Какая? Какое? Какие? Веселый, желтая, большое, городские.

3. Для усвоения лексического значения слова необходимо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду :

- По опорным признакам : кислый, желтый, овальный (лимон,

хитрая, рыжая, ловкая (лиса) ;

- На обобщающие понятия :

Какое слово лишнее и почему? (лето, осень, январь, весна,

Добавить нужное словечко (платье, брюки, рубашка,

Назвать общим словом (ананас, банан, яблоко -) .

4. Делить слова на слоги, подсчитывать их количество и выделять ударный слог.

5. Подбирать слова к слоговым схемам.

6. Составлять звуковые схемы слов. Обратное задание – к данным схемам подобрать слова.

7. Подобрать к данному слову родственные слова и исключить лишнее слово, похожее по звуковому составу.

Гусь, гусыня, гусенок, гусеница.

8. Составлять слова из данных слогов.

9. Составлять слова с использованием начальных звуков (букв) других слов.

Например : солнце, остров, кот (сок) ;

Составлять слова по конечному звуку других слов :

Например : кенгуру, ананас, часы (усы) .

10. Заменять в слове один звук (букву) для получения нового слова.

сначала слова, имеющие смысл : ТОПОТ, ШАЛАШ, АННА;

а потом, слова, не имеющие смысла при обратном прочтении : КРАН (НАРК, СУП (ПУС) .

12. Играть в игру «Потерялась буква» .

Например, дать следующие сочетания : ДУ., СУ., Д. М, Б. К. Какое получится слово, если вставить букву?

ДУ. - душ, дуб,

СУ. – суп, сук, сух,

Д. М – дым, дам, дом,

Б. К – бык, бак, бок.

13. Из букв данного слова составлять новые слова.

Например : МОРОЖЕНОЕ-нож, море, морж…

14. Вписать пропущенные буквы в слогах, чтобы получилось слово.

МО +. О. = МОРОЗ

ЖА +. . = ЖАРА

А + ПО + Г. = САПОГИ

О +. ЕНЬ = ОСЕНЬ

А + ПЕ. Ь = КАПЕЛЬ

СН. + Г. + В. К = СНЕГОВИК

ВЕ +. . + СИ +. .. = ВЕЛОСИПЕД

15. Находить все буквы названия предмета, изображенного на рисунке в том порядке, в котором они его составляют. Постараться сделать это как можно быстрее.

16. Предложить игру «Слово рассыпалось» (составление из данных букв слова, которая в значительной степени облегчит и ускорит чтение анаграмм детьми .

Такая предварительная работа будет способствовать развитию умения хорошо представлять себе порядок звуков в словах. Ребенок сможет, как бы одним взглядом, охватить звукобуквенный строй того или иного слова и даже предложения.

Составляя анаграммы по аналогии с заданиями для определения умственных способностей человека, предлагаемых английским психологом, профессором Г. Айзенком, мы классифицировали их по частям речи, распределили по лексическим темам «Времена года» и адаптировали для подготовительных групп детского сада и первого класса начальной школы. Упражнения предлагаются в соответствии с основными принципами дидактики и имеют как коррекционную, так и развивающую направленность. Всё это даёт возможность их практического использования на занятиях по обучению грамоте и развитию речи, а также на уроках чтения и русского языка.

Работа с анаграммами носит развивающий характер, стимулирует интерес к процессу чтения. Ведь каждому ребенку приятно ощущать себя победителем после прочитанного очередного слова (его «расшифровки» ). Постепенно от отдельных слованаграмм нужно переходить к целым предложениям, не меняя порядок слов в них, обязательно в первом слове указать заглавную букву, печатая её большой. Например : еВненсее осценл оргосле юемзл. А после этого ребенок уже будет в состоянии читать целые тексты. В случае затруднения можно обратиться к подсказке.

Анаграммы

Лексическая тема «Времена года»

ГНЕС ЗОНАРЯМО ТЁМТЕ

РОЗМО ЛОХОНДАЯ ТЕДАПА

ЖИЛЫ НЬЮЖАВЯ ЗИТОМОР

ИКНСА ВОРУСАЯ МЕРЗАТЕЗА

РОЗМО, АЖАР, ГНЕС, ТАСЖУ

ДЁТУСНАЯ, РАКЖАЯ, ЮЛАТЯ, НАЯЖЕНС

ТИЗОРОМ, АСТЕПЯКУ, ТЁМТЕ, ЗИТКСОЛЬ

3. Расшифруй и назови ласково :

4. Расшифруй предложение :

иДет пелистил векигонса.

ришоХо мизой киньде! шисПутый генс лыркоп мезлю. моРа лявз жилы. нО

шепсит ан рогку. реВный рикШа жебит аз мин. А мат ежу лымаши ан кахсан.

Ответы :

1. СНЕГ МОРОЗНАЯ МЕТЁТ

МОРОЗ ХОЛОДНАЯ ПАДАЕТ

ЛЫЖИ ВЬЮЖНАЯ МОРОЗИТ

САНКИ СУРОВАЯ ЗАМЕРЗАЕТ

2. МОРОЗ ЖАРА СНЕГ СТУЖА

СТУДЕНАЯ ЖАРКАЯ ЛЮТАЯ СНЕЖНАЯ

МОРОЗИТ КУПАЕТСЯ МЕТЕТ СКОЛЬЗИТ

3. СНЕГ - СНЕЖОК

МОРОЗ - МОРОЗЕЦ

ЛЁД - ЛЕДОК

САНКИ - САНОЧКИ

МЕТЕЛЬ - МЕТЕЛИЦА

4. Дети слепили снеговика.

Хороши зимой деньки! Пушистый снег покрыл землю. Рома взял лыжи. Он

спешит на горку. Верный Шарик бежит за ним. А там уже малыши на

1. Анаграммы-предметы анаграммы-признаки анаграммы-действия

ПЕЛАКЬ ПАЛЁТЯ ЕТАТ

ЛАТОРИПНЫ НОКВАЗЯ РУЧТАЖ

ДЕХОДОЛ РУЖЧИЩАЙ ХАБУНАТЮ

ЧУРЕЙ ЛЕЗЕНЕЮЩИЙ ЛЕТИПЮТАР

КИСУСОЛЬ

ЖЕНСОДИПКИН

2. Расшифруй, подчеркни лишнее слово. Объясни, почему?

ЧУРЕЙ ЛАТОРИПНА НЕГС КАСУСОЛЬ

ПАЛЁТЯ РУЖЧИЩАЙ НЬЮЖАВЯ ТЮЩИАЙ

РЕВАТЮЗОС, ЕТАТ, РУЧТАЖ, ХАБУНАТЮ

3. Расшифруй и назови ласково :

ЛАТОРИПНА

4. Расшифруй предложение :

еВненсее осценл оргосле юемзл.

5. Прочитай и расшифруй текст.

тоВ и шлапро миза. Иёдт севна. Олоко мовдо жули. зИ пётлых транс телят

рачиг, ворскцы, роздыд. беРята лаютде ляд тицп микидо. ниО чаютвстре

натыхпер тейгос.

Ответы :

1. КАПЕЛЬ ТЁПЛАЯ ТАЕТ

ПРОТАЛИНЫ ЗВОНКАЯ ЖУРЧАТ

ЛЕДОХОД ЖУРЧАЩИЙ НАБУХАЮТ

РУЧЕЙ ЗЕЛЕНЕЮЩИЙ ПРИЛЕТАЮТ

СОСУЛЬКИ

ПОДСНЕЖНИКИ

2. РУЧЕЙ ПРОТАЛИНА СНЕГ СОСУЛЬКА

ТЁПЛАЯ ЖУРЧАЩИЙ ВЬЮЖНАЯ ТАЮЩИЙ

СОЗРЕВАЮТ ТАЕТ ЖУРЧАТ НАБУХАЮТ

3. ПРОТАЛИНА - ПРОТАЛИНКА

РУЧЕЙ – РУЧЕЁК

ЛЬДИНА - ЛЬДИНКА

ГНЕЗДО - ГНЁЗДЫШКО

4. Весеннее солнце согрело землю.

Вот и прошла зима. Идет весна. Около домов лужи. Из тёплых стран летят

грачи, скворцы, дрозды. Ребята делают для птиц домики. Они встречают

пернатых гостей.

Данная система упражнений применялась на практике в работе логопедов в подготовительных группах ДОУ «Теремок» и в работе с детьми – младшими школьниками, посещающими занятия консультативного логопедического пункта при нашем ДОУ. Она позволила :

1. Развить у детей фонематические представления , операции анализа и синтеза слов .

2. Обогатить активный словарь детей по определенным лексическим темам.

3. Повысить скорость мышления и чтения.

4. Вызвать интерес к процессу чтения.

Предложенные в данной методике разнообразные задания имеют для ребенка большое развивающее значение, так как формируют у него практически все основные логические операции : анализа , сравнения, синтеза , обобщения, классификации, нахождения аналогии . А чем выше у ребенка уровень развития этих умственных действий, тем выше оказывается у него способность ко всякому обучению вообще.

Данная методическая разработка может быть использована в работе воспитателями подготовительных групп ДОУ, логопедами, учителями начальных классов общеобразовательных и коррекционных школ и заботливыми родителями.

По аналогии могут быть составлены анаграммы по другим лексическим темам, а также увеличено количество лексико-грамматических игр с ними

Если вы хотите повысить скорость чтения у своего ребенка или ученика, вам легко будет это сделать с помощью карточек анаграмм. Благодаря этим упражнениям ребенок быстро концентрируется и находит правильное решение в поставленной задачи.

Если ваш ученик еще маленький. Перед тем как начинать играть в игру, Ментальная Арифметика советует вести ребенка в сказочный образ.

Скажите, что буквы решили поиграть и не ожидали, что мы решим взять карточки для обучения. Они растерялись и встали не на свои места. И теперь нам нужно их поставить на место. Т к они уже не помнят свои места. Детям очень нравится помогать букавкам и находить для них правильный путь.

Суть же игры поставленно так: Анаграммы в карточках представлены трех уровней. Раз­личаются они количеством букв в зашифрованных словах (3, 4 и 5 соответственно). Ребенку необходимо расшифровывать анаграммы и вслух произносите получившиеся слова.

Дайте ребенку по одной карточке каждого уровня, для того чтобы он разгадал по 2- 3 слона на каждой карточки.

Желаем вам удачи ваш сайт Ментальная Арифметика.

Анаграмма – это прием, суть которого состоит в перестановке букв какого-либо слова, что в результате дает совершенно другое слово. Чаще всего анаграммы используются для развития и тестирования интеллекта, например, в и IQ-тестах.

Анаграммы - одно из самых мощных упражнений для развития скорочтения . Но одних анаграмм недостаточно для того, чтобы научиться читать на большой скорости. Для этого нужно заниматься по специальной методике, например, такой как наш курс .

Также, анаграммы используются для создания псевдонимов, переделывая данным способом собственное имя. Например Володя – Ядолов, Орлов – Лоров.

Онлайн

Разгадать анаграмму

Составить анаграмму

Анаграммы игры

Если Вы хотите играть с сохранением статистики, то предлагаем игру анаграммы от нашего партнера BrainApps:

Так же, Вы можете посмотреть все развивающие игры , которые мы предлагаем на нашем сайте. Эти игры развивают мозг, интеллект, память, внимание и так далее. Игры разбиты на группы, отвечающие за развитие одного или нескольких качеств.

Анаграмма к слову

Анаграммы способствуют развитию мозга, внимания, мышления и даже скорочтения и поэтому являются таким распространённым упражнением. Также они используются в IQ тестах при тестировании уровня развития человека.

Упражнение 1 (Легкий уровень):

  1. Среда

Если Вам легко дались данные анаграммы – это прекрасно, добро пожаловать на Средний уровень!

Упражнение 2 (Средний Уровень):

  1. Кадры
  2. Лапоть
  3. Кулак
  4. Клапан
  5. Апельсин
  6. Шашки
  7. Полоть
  8. Колба
  9. Актер
  10. Кабан

Не сложно было пройти и уровень 2? Мы можем предложить вам следующий уровень, на котором будет над чем подумать. Готовы? Вперед!

Упражнение 3 (Высокий Уровень):

  1. Покраснение
  2. Полковник
  3. Внимание
  4. Кильватер
  5. Стационар
  6. Вениамин
  7. Просветитель
  8. Старорежимность

Анаграмма из букв

Разгадайте анаграммы: сеотт, ниавд, аалтерк, кожал, дмончеа, шкаач, слот, лексор, тивонкр

Анаграммы с ответами

Ответы и решения самых распространенных анаграмм:

Решить анаграмму

Анаграмма – это прием, суть которого состоит в перестановке букв какого-либо слова, что в результате дает набор букв. Вам предстоит собрать из этих букв слово, только переставляя местами буквы, ничего не удаляя и не добавляя.

Например: рига – игра, теьп – петь, чукар – ручка, рюуис – рисую.

Выполнение таких упражнений помогает улучшить технику чтения, как взрослым, так и детям. Спустя определенное время Вы сможете заметить, как стали читать быстрее.

Решение анаграмм

Как таковой инструкции и схемы решения анаграмм нет. Только путем своего воображения, ума и представления вы сможете решить. Старайтесь проверять различные варианты слова и Вы сможете найти ответ. Также, зашифрованное слово визуально может напомнить вам какое-либо существующее слово, и Вы поймете, что было зашифровано.

Еще Вы можете воспользоваться онлайн программами, если не в силах сделать это сами. Работа таких программ примитивна: Вы вводите набор букв, а программа показывает одно или несколько слов состоящих из этих букв:

Решить анаграмму онлайн

Исключите лишнее слово

Существуют задания на исключение лишнего слова. Даются несколько зашифрованных слов и набор букв, который никак не становится словом. Ваша цель – выявить этот набор букв.

Например:

Задание: тьяп оргод парот мулиз

Ответ: мулиз (слова: пять, город, тропа).

Как составить анаграмму?

Как придумать анаграмму ? Анаграммы составляются путем перемешивания букв. Это самое простое что можно сделать.

Например, берем слово «собака» и перемешиваем буквы так, как захочется нам – «кобаса», «баасок» или же «скобаа».

Чтобы вы не делали это вручную мы подготовили для вас специальное приложение:

Анаграммы для детей

Вы, наверное, задавались вопросом «как привить любовь и интерес к чтению у ребенка?».

Дети очень любят играть, а игровое обучение в современном мире все больше и больше набирает популярность, ведь именно игровой режим точно заинтересует ребенка. Вы, наверное, задавались вопросом «как привить любовь и интерес к чтению у ребенка?». У нас есть хорошее решение.

Поэтому мы разработали специальную версию анаграмм для детей:

Анаграмма – это прием, суть которого состоит в перестановке букв какого-либо слова, что в результате дает набор букв. Ребенку предстоит собрать из этих букв слово, только переставляя местами буквы, ничего не удаляя и не добавляя.

Так же мы подготовили ряд заданий для детей:

Задание 1: аМам пилаук нигук. амТ тисих и акритник. отВ имакш и айзак. А утт яТан и кямич. Я бюлюл тичать тиэ хитис.

Задание 2: Ойм траб елпош ан кучер. Но памлой мат ущку. Куущ мода амам славира. Ым шулаки уух.

Прием анаграмма

Используя прием анаграммы сказочные герои придумывали псевдонимы.

Среди таких героев были такие как: Одиссей, Гулливер, Немо, Ассоль, Мюнхгаузен, Карлсон, Пиннокио, Посейдон.

Приведите в соответствие имена с их псевдонимами: Пейсонод, Сейдоси, Ольсас, Незуагмнюх, Омен, Ипоконки, Вергилул, Кларнос.

Сканворды анаграммы

Анаграмма к слову сканворд: днорваск

Мы представляем вам сканворд, состоящий из анаграмм. Разшифровываете слова, вписываете в клеточки и так заполняете все клетки. Как только сканворд будет заполнен верно и полностью – он считается решенным.

Задание:

Задание 2:

По горизонтали: 1. Человек в неволе. 3. Ячейка, место. 5. Мелодия из звездных войн «Имперский …». 7. Любимая игрушка девочек. 9. Первое трехзначное число.

По вертикали: 2. Углубление вырытое в яме. 4. Жидкость, насыщенная соком того, что в ней варилось. 6. Бог войны в Древней Греции 8. Элемент таблицы Менделеева, использующийся в медицине. 10. Крестная мать. 11. Движение электрического заряда в проводнике.

Кроссворды анаграммы

В данном кроссворде мы использовали слова, которые имеют свою анаграмму. Ваша цель – разгадать слово и перемешать буквы так, чтобы получилась анаграмма слова, далее вписываете в клетки и заполняете так полностью кроссворд. НУ как, интересно? Тогда вперед!

Задание:

По горизонтали: 3. Жидкая лекарственная форма. 8. Наркотик. 9. Место рождения. 10. Категорическая разновидность крана. 12. Ястреб-рыболов. 15. “Неудержимая сила лесных орехов”. 18. Поднятие уровня воды в реках. 19. Из нее делают и порох, и удобрение. 20. Бывшая Персия. 23. Краска для волос. 26. Японская слоговая азбука. 28. Одесса - мама, а кто папа? 29. Боевой топор с длинной рукоятью. 30. Деталь чайника, позаимствованная у слона.

По вертикали: 1. Знамение (лат.). 2. Музыкальное чувство. 3. Им везет только зимой (трансп.). 4. Город на реке или море. 5. Второе название Конго. 6. Муза Пушкина. 7. Голос по-старорусски. 10. Буква греческого алфавита. 11. Река во рту. 13. “Инфарктная” артерия. 14. Вид повинности крестьян. 16. Библейский пророк. 17. Деталь Пифагоровых штанов. 21. Малайский кинжал изогнутой формы. 22. Раки задом наперед. 23. Материал для свечи. 24. Столица Перу. 25. Налог пушниной на Руси. 26. Красные водоросли. 27. Драгоценный товар древности.

После регистрации вам будет доступно свыше 30 других бесплатных развивающих игр.

Анаграммы и скорочтение

Анаграммы - одно из самых мощных упражнений для развития скорочтения. Но одних анаграмм недостаточно для того, чтобы научиться читать на большой скорости. Для того, чтобы это достичь нужно заниматься по специальной методике, например, такой как наш курс "Скорочтение за 30 дней".

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.