Болезни Военный билет Призыв

Агрессивная психология. Причины агрессии у человека: в чем корень зла? Факторы риска возникновения агрессивности

» Теории агрессивности

© С. Виттманн

Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии

На вопрос о том, почему люди вообще ведут себя агрессивно, нельзя ответить однозначно. Чтобы объяснить агрессивное поведение, очень часто приводят целый ряд причин, условий и мотивов, которые каким-то образом связаны. Злость или накопившийся гнев, недостаток заботы в детстве, фильмы о насилии и компьютерные игры, а также давление со стороны ровесников или стремление быть у всех на виду, производить впечатление «крутого» - все это, очевидно, может объяснить агрессивное поведение людей.

Также существуют самые разные научные методы и способы объяснения агрессивного поведения.

Теория влечения: агрессия - «внутренний инстинкт»

Понятие «агрессия» стало популярным благодаря психоанализу. Радость - основное чувство, которое управляет поведением человека. Такими же важными чувствами или влечениями являются стремление к удовольствию (либидо) и инстинкт разрушения или смерти (деструдо). Подавление инстинкта смерти, точно так же, как и подавление либидо может привести к серьезным психическим расстройствам. Если человек не может выплеснуть агрессию, то это оборачивается против него самого. С точки зрения психоанализа, формы таких подавленных агрессивных (аутоагрессивных) действий многообразны. Одни люди нервно грызут ногти, другие на глазах теряют в весе. Встречаются и случаи самоубийства. Из этой теории можно сделать следующие выводы: если инстинкт разрушения присущ человеку, то подавлять его, конечно же, не следует. Напротив, его нужно проявлять во всей своей полноте. Кроме этого, человек должен научиться управлять этим инстинктом. Иначе это может привести к самоуничтожению или разрушению окружающей среды.

Теория инстинктов: агрессия ради самосохранения

На основе теории инстинктов, которую применяют в этологии и социобиологии, агрессивное поведение можно объяснить следующим образом: человек ведет себя агрессивно с целью самосохранения и адаптации к происходящему. К одной из таких теорий можно отнести, например, «теорию парового котла». Впервые ее сформулировал Конрад Лоренц, который занимался изучением поведения людей. По его мнению, у человека всегда существует свободная энергия, которая накапливается в его организме. Если определенное количество этой энергии уже накопилось, то она начинает высвобождаться в форме агрессии. Таким образом, чтобы «произошел взрыв», совсем не нужен какой-то специальный внешний повод. Чтобы вывести человека из себя, достаточно любого пустяка. Для того чтобы успокоиться, многие люди занимаются спортом или колют дрова. Разумеется, можно усомниться в том, что подобные занятия действительно служат «выпускным клапаном» и предотвращают агрессивное поведение, приносящее обществу вред. Наоборот: есть множество ссылок на то, что такой способ самоуспокоения (давать волю эмоциям) лишь стимулирует агрессивное поведение.

Теория причинно-следственной связи агрессии и фрустрации: агрессия как результат фрустрации

Другие объяснения агрессивного поведения связаны с внешними факторами, которые в теории «парового котла» считаются второстепенными. Согласно теории причинно-следственной связи агрессии и фрустрации, агрессия - это результат состояния фрустрации. Это состояние наступает, когда человек не может достичь поставленной цели, поскольку ему мешает реальная или воображаемая помеха. При этом человек чувствует себя слабым, беспомощным и измученным. Однако агрессия может наступать не только в результате фрустрации. И, наоборот, не каждое состояние фрустрации влечет за собой агрессию. Вероятнее всего, она возникает, если сдерживание агрессии является недостаточно сильным, а также существуют дополнительные факторы, вызывающие агрессию.

Теория научения: агрессии учатся

Согласно новым исследованиям агрессивное поведение можно объяснить тем, что человек еще в детском возрасте учится быть агрессивным. Дети считают, что если они будут вести себя агрессивно, то будут успешными. Они видят, что другие дети и их родители в некоторых ситуациях ведут себя агрессивно и благодаря этому добиваются определенных результатов. Поэтому, если дети думают, что тем самым и они смогут достичь желаемых результатов, то начинают копировать такое поведение. Исходя из этой теории, можно утверждать, что средства массовой информации, особенно телевидение, оказывают большое влияние на агрессивность в поведении детей. Однако исследования показывают, что данное мнение во многом ошибочно. Хотя дети и склонны подражать определенным персонажам из фильмов, но все-таки решающее влияние оказывают «реальные люди», которые их окружают и у которых они на самом деле чему-то учатся.

Социально-когнитивная теория: агрессия является результатом искажения информации

В последнее время все больше и больше исследователей работают над усовершенствованием социально-когнитивной модели, объясняющей причины агрессивного поведения человека. Ученые исходят из того, что агрессивное поведение является результатом искажения при обработке информации, что приводит к искаженному восприятию ситуации. В педагогической и терапевтической практике социально-когнитивный метод анализа агрессивного поведения является наиболее эффективным. Используя этот метод, можно целенаправленно диагностировать искажения и воздействовать на необходимые стимулы в соответствии со ступенью развития человека.

Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта - жизни (созидательное начало в человеке, проявляющееся в сексуальном влечении, Эрос) и смерти (разрушительное начало, с которым и связывается агрессивность, Танатос). Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Потому и агрессивность - неотъемлемое свойство человеческой природы.

Накапливающаяся энергия агрессивного драйва время от времени должна получать разрядку во вспышках агрессивности - таково психоаналитическое толкование. Придерживающиеся его психологи считают: чтобы не произошло неконтролируемого насилия, реализации агрессивности, подобная энергия должна постоянно разряжаться (в наблюдениях за жестокими действиями, разрушении неодушевленных предметов, участии в спортивных состязаниях, достижении позиций доминирования, власти и пр.).

Есть теория, которая уподобляет агрессивность человека поведению животных и объясняет ее чисто биологически - как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником. Подобные положения содержатся в этологической теории агрессивности.

В этом смысле мужчина, будучи активным защитником своей и сородичей жизни, биологически запрограммирован на агрессивность. Таким образом, сторонники этологической теории рассматривают агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию. Эта точка зрения нашла свое отражение в работах К. Лоренца. Согласно ему, природа человеческой агрессивности инстинктивна, как и механизм, запрещающий умерщвлять себе подобных. Но Лоренц допускает возможность ее регуляции и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей за свое будущее. Вместе с тем другие приверженцы данной теории считают, что люди при всем своем желании не могут осуществлять контроль над своей агрессивностью, поэтому войны, убийства, стычки неизбежны и в конце концов человечество погибнет в ядерной войне.

Со временем самой популярной стала теория фрустрации-агрессии . Ее суть заключается в том, что всякая фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив быть агрессивным (Д. Доллард).

Агрессивное поведение достаточно подробно изучалось бихевиористами, связавшими агрессию с фрустрацией. Под последней понимается эмоциональное состояние, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Это - невозможность удовлетворить потребности.

Следовательно, любая агрессия вызвана конкретной фрустрацией.

Виды агрессии:

  • прямая (брань, драка и т. п.) или косвенная (насмешка, критика);
  • непосредственная (в текущее время) или отсроченная;
  • направленная на другого человека или себя самого (обвинение себя, плач, самоубийство).

Фрустрации и агрессия возникают в результате социального сравнения: «Мне дали меньше, чем другим», «Меня любят меньше, чем других». Фрустрация способна накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя у него комплекс неполноценности (это и есть агрессия против самого себя). В конечном счете это выплескивается вовсе не на виновника фрустрации (он сильнее, благодаря ему она возникла), а на тех, кто слабее (хотя они фактически не виноваты), или тех, кого посчитали врагом.

Агрессия - это однобокое, подпитываемое отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искаженному, необъективному, неверному пониманию действительности, к неадекватному поведению.

Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную для человека цель, но выбранный способ поведения - неудачный, неадекватный - приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации. Чем сильнее фрустрация и невротичность личности, тем более и обостреннее реализуется неадекватное агрессивное поведение.

В теорию фрустрации - агрессии Берковиц ввел три существенные поправки:

  1. Фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним.
  2. Даже при готовности к агрессии она не возникает без надлежащих условий.
  3. Выход из фрустрации с помощью агрессивных действий воспитывает у человека привычку к подобным поступкам.

Более того, далеко не всякая агрессия провоцируется фрустрацией. Она может быть обусловлена, например, «позицией силы» и выражением властности.

Исследование условий, при которых фрустрация порождает агрессивные действия, показало, что влияние оказывают сходство/несходство агрессоров и жертвы, оправданность/неоправданность агрессивности, ее наличие как личностной характеристики. В настоящее время агрессию рассматривают как возможный, но вовсе не неизбежный выход из фрустрирующей ситуации (Розенцвейг).

Согласно теории социального научения, фрустрация и конфликт облегчают проявление агрессии, будучи необходимым, но не достаточным условием для ее возникновения. Чтобы проявилось агрессивное поведение, необходима предрасположенность к нему в подобных ситуациях. Она формируется и закрепляется через социальное научение - благодаря наблюдению за поведением окружающих, собственному удачному опыту агрессии. Таким образом, первостепенная роль в формировании предрасположенности к агрессии отводится социальному окружению. В настоящее время эта теория является доминирующей.

Наиболее известный сторонник данного подхода - Арнольд Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения, вводя понятие атаки. Это акт, предоставляющий организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация - слабую.

Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек:

  1. Частота и интенсивность случаев, когда человек испытал атаку, фрустрацию, раздражение. Люди, которые получали множество гневных стимулов, скорее прореагируют агрессивно, чем те, кто нечасто сталкивался с такими стимулами.
  2. Неоднократное достижение успеха с помощью агрессии закрепляет соответствующие привычки. Успех бывает внутренним (резкое ослабление гнева, удовлетворенность) или внешним (устранение препятствия или достижение желаемой цели либо вознаграждения). Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке делает невозможным различение ситуаций, когда агрессивное поведение необходимо; человек всегда склонен реагировать агрессивно.
  3. Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, облегчают развитие у него агрессивности (с детства смотрит мультики и фильмы, где присутствуют сцены агрессивного поведения, усваивает его нормы).
  4. Влияние оказывает темперамент человека: импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности провоцируют закрепление агрессивных форм поведения и формируют агрессивность как черту личности.
  5. Стремление к самоуважению, к защите от группового давления, к независимости сначала вызывает тенденцию к непослушанию, а затем, при сопротивлении окружающих, провоцирует человека к проявлению агрессии.

Басс считает, что нужно различать виды агрессивного поведения. Классификация основана на дихотомиях. В результате выделяются физическая/вербальная, активная/пассивная, направленная/ненаправленная агрессия.

Цель физической агрессии - причинение боли или ущерба другому человеку. Оценить интенсивность агрессивного поведения возможно по вероятности того, что агрессия повлечет за собой ранение и насколько тяжелым оно может быть. Стреляющий в человека с близкого расстояния агрессивнее дающего ему пинка.

Вербальные агрессии тоже выступают как болезненные и оскорбительные - как известно, словом можно убить.

К ним относятся:

  • многочисленные отпирательства;
  • отрицательные отзывы и критические замечания;
  • выражение отрицательных эмоций, например недовольства (брани), затаенной обиды, недоверия, ненависти;
  • высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания типа: «Убить тебя надо» или проклятий;
  • оскорбления;
  • угрозы, принуждения и вымогательства;
  • упреки и обвинения;
  • ирония, издевки, обидные и оскорбительные шутки;
  • крик, рев;
  • агрессия в мечтах, фантазиях, выражается словами, мысленно, реже в рисунках.

Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы. Косвенная не предполагает присутствия первой: в ход идут клевета, отрицательные отзывы или агрессия вымещается против объектов, представляющих круг жертвы.

По мнению Басса, следует различать враждебность и агрессивность. Первая выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Враждебно настроенный человек не обязательно бывает агрессивным, и наоборот.

Другой известный сторонник поведенческого подхода, А. Бандура, подчеркивал, что если человек с детства видит агрессивное поведение людей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается аналогичным действиям. Исследования показали, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Такие дети могли вести себя покорно дома, но по отношению к ровесникам и посторонним людям проявляли большую агрессивность, чем их сверстники, у которых в семье была иная ситуация. Именно поэтому ряд исследователей считают физическое наказание ребенка моделью агрессивного поведения, передаваемого взрослыми. Наказание эффективно только при соблюдении ряда условий, к коим причисляются позитивное отношение наказывающего к наказываемому и принятие наказываемым норм наказывающего.

Наконец, следует упомянуть последнюю по времени возникновения теорию принуждающей силы. Суть ее достаточно проста: физическое насилие (сила принуждения) используется для получения желаемого эффекта, когда исчерпаны (или отсутствуют) другие способы (сила убеждения).

В связи с этим Фишбах Выделяет инструментальный вид агрессии. Это средство достижения какой-либо цели, при котором причинение ущерба - всего лишь способ воздействия. Враждебная агрессия, по мнению Фишбаха, доставляет ущерб жертве и ее можно рассматривать как агрессию ради агрессии.

Со счета, однако, не сбрасывается и роль биологических факторов в возникновении агрессивного поведения. Подкорковые структуры мозга, гипоталамус, лимбическая система опосредуют его, налагая свои ограничения на тип усваиваемых в процессе обучения агрессивных реакций. «Можно представить предельные случаи, когда поведение определяется только свойствами личности или только ситуацией: в первом случае это нечто специфически психопатологическое (агрессивный психопат), во втором - крайне автоматизированное поведение по типу «стимул-реакция». Но, как правило, в промежуточных случаях поведение обусловлено как личностными, так и ситуационными факторами и, более того, является при этом результатом взаимовлияния индивидуальных предрасположенностей и особенностей актуальной ситуации» (А. Бандура).

К настоящему времени предложен целый ряд определений агрессии. Во-первых, под ней понимается мощная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, позволяющая человеку противостоять внешнему напору (Ф. Аллан). Во-вторых, под ней подразумевают враждебные действия и реакции, атаки, разрушения, проявление силы при попытке нанести вред или ущерб другому человеку, объекту или обществу (X. Дельгадо).

Ученые различают агрессию (специфическую форму поведения) и агрессивность (психическое свойство личности).

Например, Басс определяет первую «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

В настоящее время появляется все больше сторонников представления об агрессии как о мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям.

Не менее важно рассматривать агрессию не только в качестве поведения, но также и психического состояния, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Первый - это понимание ситуации как угрожающей. Некоторые психологи, например Лазарус, считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что последняя вызывает стресс, а агрессия является реакцией на него. Но далеко не всякая угроза приводит к агрессии или провоцирует ее.

Важен и эмоциональный компонент. Будучи агрессивным, человек испытывает сильный гнев, ярость. Но не всегда происходит именно так, да и не всякий гнев подталкивает к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности нередко сопровождают агрессивные действия, хотя не всегда ведут к ним.

Не менее выражен в последних и волевой компонент - целеустремленность, настойчивость, решимость, инициативность, смелость.

Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия - проявление агрессивности в деструктивных действиях, направленных на нанесение вреда тому или иному лицу.

Степень агрессивности бывает различной - от едва заметной до максимальной. Вероятно, у гармонически развитой личности агрессивность должна присутствовать. Потребности индивидуального развития и общественной практики формируют в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, невозможности занимать активную жизненную позицию. Вместе с тем чрезмерное ее развитие (как акцентуация) начинает определять весь облик личности, превращая последнюю в конфликтную, не идущую на социальную кооперацию. В своем крайнем выражении она становится патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и превращается в привычный способ поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Агрессивные проявления бывают:

  • средством достижения определенной цели;
  • способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности;
  • самоцелью;
  • способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Жестокость - свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям других людей или же в стремлении причинить таковые, и осознанные действия, направленные на доставление мучений, страданий другим людям, чтобы достичь определенной внешней цели или самоудовлетворения. Непреднамеренные, неосторожные действия (либо неосознанные), пусть даже они приводят к самым тяжелым последствиям, нельзя назвать жестокими. Природа жестокости определяется побуждениями субъекта, когда причинение страданий служит мотивом или целью поведения.

Агрессивность и жестокость - свойства личности - формируются преимущественно в детском и подростковом возрасте. Первоначально они возникают как конкретно-ситуативные явления, источник которых - внешние обстоятельства. Агрессивные, жестокие поступки малолетних детей еще не определяются внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. Однако в результате неоднократного повторения такого поведения, когда отсутствуют должная его оценка и корректирующие воздействия, оно постепенно становится устойчивым, не связывается более с конкретной ситуацией, в которой первоначально возникает, превращается в черту личности.

У агрессивных лиц еще в детском и подростковом возрасте формируется готовность воспринимать, оценивать объекты, ситуации, действия других людей как угрожающие или враждебные и поступать по отношению к ним в соответствии с данной оценкой. Установочный характер подобного поведения проявляется в том, что оно регулируется не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне. Нередко жестокие, агрессивные действия не расцениваются человеком таковыми, а считаются естественными, морально оправданными (это обусловлено механизмами психологической защиты и самореабилитации).

Убийство или самоубийство, будучи формами агрессивности, - результат искаженного социального развития и неправильной психологической адаптации. Среди лиц, осужденных за насильственные преступления, практически все имели неблагополучные условия жизни в детстве и подростковом возрасте. Нравственная и эмоциональная обстановка в большинстве семей, откуда вышли эти преступники, не обеспечивала ребенку ровного, спокойного воспитания, не позволяла сформироваться чувству защищенности и собственного достоинства, вере в жизненные перспективы. В таких семьях 30% отцов злоупотребляли алкоголем, серьезные ссоры между родителями отмечались в 85%, а в 40% скандалы сопровождались рукоприкладством. Такие дети в 7 раз чаще своих сверстников ощущали равнодушие по отношению к ним, понимали, что ими тяготятся; их почти вдвое чаще наказывали, 30% детей родители сильно избивали.

Во многих подобных семьях существовала противопоставленность группы «мать-ребенок» отцу. Мать, воспринимая ребенка своим союзником в психологической войне с отцом, оправдывала любое поведение сына, в том числе и агрессивное. Когда внутри семьи возникают два враждебных лагеря, детям легче усвоить навыки агрессивного поведения. Это обусловлено тем, что наблюдение за агрессией и испытание ее на себе сочетается с высокой степенью готовности к его использованию с незамедлительным вознаграждением в виде одобрения со стороны матери. Благородно выступая на стороне слабой женщины - матери, ограждая ее от притязаний пьяного отца, подросток имеет основания считать свои действия морально оправданными, что, естественно, упрочивает складывающийся стереотип насильственного поведения. Таким образом, существенная роль в формировании навыков насилия принадлежит эмоциональному конфликту родителей и рано возникающей между отцом и подростком враждебности.

В большинстве случаев родители, вырастившие и воспитавшие насильников, относятся к типу обвиняющих. Если это сочетается с равнодушием, аморальным поведением отца и матери и применением ими физической силы как в конфликтах между собой, так и в отношении ребенка, то в силу детского подражания и отсутствия иного жизненного опыта ребенок убеждается: добиться желаемого наиболее просто благодаря грубому физическому принуждению другого. Здесь закладываются отличительные черты преступников, совершивших насилие, - вспыльчивость, злобность, мстительность, жестокость.

Дети из неблагополучных семей менее подготовлены к систематическим школьным занятиям, более возбудимы, раздражительны, что усложняет им усвоение школьной программы, приводит к трудностям и неудачам в учебе. Но вместо помощи и в школе, и в семье они слышат обвинения в лени, тупости, нежелании учиться, их наказывают. 60% осужденных подростков отмечали, что именно плохая учеба в школе чаще всего вызывала ссоры в их семьях.

Отсутствие одобрения и помощи со стороны взрослых (родителей, учителей) в ведущей деятельности - учебе - приводит к тому, что важнейшие потребности ребенка этого возраста - в одобрении окружающих, самоуважении - начинают блокироваться, постепенно создавая глубокий внутренний дискомфорт. Стремясь найти выход из подобного состояния, подростки пытаются компенсировать школьные проблемы бравадой, грубостью, нарушением порядка на уроках и переменах, драками. Таким образом, несостоятельность в учебе и отторжение от коллектива - еще одно крупное поражение на жизненном пути после первого, нанесенного родителями. Неудачи (фрустрации) объективно подталкивают к поиску других, доступных средств самоутверждения.

Образовавшийся в позитивной системе общения вакуум подросток пытается чем-то заполнить, он ищет и находит похожих на себя сверстников и в этой группе обретает общественный статус, получает возможность удовлетворить жизненно необходимую потребность в общении и признании. Если в неформальной подростковой группе насильственные действия обычны и подросток не только подвергался им, но и отвечал на них, он рискует закрепить поведенческие навыки агрессивности. Ссоры, драки между собой, применение физической силы при решении конфликтов с незнакомыми людьми укрепляют стереотип поведения, связанный с применением силы как средства разрешения споров.

Цель совместных действий в подростковых хулиганских группах - поиск спиртного, а также этическое и групповое самоутверждение в искусственно создаваемых рискованных ситуациях, своеобразная месть за личные неудачи, при этом жертвами оказываются наиболее беззащитные люди.

Нападению предшествует психологическая готовность совершить насилие, которую чаще других формируют лидеры, например, заявляя: «Надо кого-то избить». Замысел убийства до нападения обычно не обговаривается. Данный тип агрессивного поведения можно назвать охотой на беззащитных. Никакого повода не требуется, лишь одно условие непременно: уверенность в явном перевесе сил и в безнаказанности, поэтому нападения происходят в вечерние и ночные часы в безлюдных местах, а жертвами оказываются одинокие люди.

Мотивы обогащения, личной мести, ревности и самозащиты, как правило, отсутствуют, с помощью насилия подросток обычно пытается решить проблему своего самоутверждения. В детстве и в школе его статус был крайне низким, а при поддержке подобных себе приятелей он впервые чувствует, что может заставить с собой считаться, хотя бы на время превращаясь в хозяина положения, утверждает свою значимость путем насилия или хулиганства.

Следовательно, хулиганство, агрессия представляют собой перенос конфликта, сложившегося в семье, ближайшем социальном окружении, в совершенно иную ситуацию: избиение прохожего на улице, дебош, нецензурная брань в адрес незнакомых людей. Перенос неразрешенных конфликтов в анонимную беззащитную среду неслучаен: именно в этих условиях подростки могут выплеснуть свою агрессивность и добиться самоутверждения с наибольшими шансами на ситуативный успех. Для части молодых преступников жестокое убийство, помимо всего прочего, повышает сексуальную самооценку, позволяет самоутвердиться в роли полноценного мужчины - это типично для изнасилований, особенно групповых, проявляется в убийстве мужчин, которых раздевают, намеренно бьют по половым органам и т. п.

Юность быстро проходит, а с ней и потребность самоутверждаться на улице в среде сверстников, поэтому пик агрессивных уголовных действий, направленных на различное анонимное окружение (незнакомых людей), приходится на возрастную группу «молодые взрослые» и резко падает после 24 лет. Этот канал агрессивности исчерпывает себя, так как постепенно распадаются неформальные молодежные группировки, а у их участников появляются другие межличностные связи, прежде всего ориентированные на собственную семью. Для части молодых людей появление своей семьи становится мощным антикриминогенным фактором, в конце концов выправляющим возникшие в детстве и юности деформации. Но у многих семья, напротив, - зона проявления агрессивности и раздражения.

Известно, что подавляющее число тяжких преступлений против личности совершается в сфере семейно-бытовых отношений: как свидетельствует уголовная статистика, по этой причине происходит 70% умышленных убийств, из них, в свою очередь, 38% совершается против родственников, а 62% - против супругов.

Отвечая на вопрос, почему семья столь часто становится основным каналом реализации агрессивных действий, обозначим четыре ведущие причины этого.

  1. Опыт жизненных неудач в раннем детстве, в учебе и профессиональном становлении требует поиска новых сфер самоутверждения, способных «перекрыть» поражения, компенсировать их. Таким образом, ожидания, связанные с созданием собственной семьи, в этом случае изначально завышены.
  2. Выбор супруга, как правило, осуществляется из лиц определенного круга, а значит, не может кардинально изменить ни образа жизни вступающих в брак, ни нравственно-психологического климата в семье, ни характера будущих конфликтов.
  3. Члены собственной семьи являются наиболее уязвимым объектом для насильственных посягательств, поскольку она закрыта от многих форм социального контроля извне.
  4. Частота, длительность и непрерывность внутрисемейных конфликтов нагнетают напряженность годами, иногда десятилетиями, отсюда острые, опасные формы их разрешения.

Поводом для криминальных конфликтов со стороны мужей служили упреки женам в аморальности и отказе продолжать совместную жизнь, а со стороны жен - упреки мужьям в растрате заработанных денег, грубости, пьянстве и побоях. Ревность как мотив преступления указывают в 78% случаев, но в половине из них факт измены не подтверждается при судебном расследовании. Создается впечатление, что многие мужья скорее решатся объяснить охлаждение жены наличием любовника, нежели признать, что причина разлада кроется в них самих - в их невнимательности, пьянстве, рукоприкладстве, сексуальной грубости. Жена оказывается виновной во всех бедах, и на ней вымещается зло. Это тем более естественно, что инициаторами конфликтов между супругами вдвое чаще выступают жены.

Насилие как способ воздействия на жену в неблагополучных семьях стало хорошо освоенным средством. Им завершаются попытки разрешить конфликты иными способами (убеждениями, уговорами, угрозами). Когда данные способы не помогают, начинается крайняя фаза конфликта - физическое насилие. В нем также имеются свои стадии, и то, насколько быстро происходит эскалация агрессии, существенно зависит от прежнего опыта личности, который в данной ситуации актуализируется. Специфическая роль супругов состоит в превращении насильственных навыков поведения в повседневные, привычные, обыденные действия. Их первоначальная неэффективность толкает к более опасным поступкам: вначале бьют только кулаками, затем - всем, что попадет под руку.

Супружеские конфликты и умышленные убийства наглядно подтверждают тезис «насилие - оружие слабых». Здесь имеется в виду социальная ущербность личности. В самом деле, как утвердить свое положение мужа, отца и главы семьи мужчине, если примером личного поведения он служить не может, силой убеждения не обладает, обеспечить семье материальное благополучие не в состоянии (его карьера складывается неудачно), личную мужскую привлекательность утратил? Остается только перевес физической силы; физической агрессией достигаются смирение жертвы и самоутверждение. С падением последней опоры - семьи - нередко утрачивается смысл жизни, поэтому суицидальные попытки вслед за убийством предпринимали 30% преступников.

Особый интерес представляет агрессия взрослых людей, направленная против своих родителей. Это логически вытекает из семейного неблагополучия, будучи своеобразным продолжением конфликта с родителями, обозначившегося в детстве. Однако новая ситуация все меняет местами. Чем острее ощущается ребенком неблагополучие в семье, тем вероятнее, что, став взрослым, он направит агрессию на родителей. Такое случается особенно часто, если они вынужденно проживают вместе с теми, пьют спиртное или когда каждая из сторон стремится диктовать свои условия.

Если потерпевшая - женщина, она прибегает к оскорблениям, бытовым притеснениям, иногда провоцирует насилие, а преступник избивает ее. Если же потерпевшим оказался мужчина, то конфликты выливаются в драки. Все равно исход предрешен физическим превосходством более молодых над пожилыми и престарелыми. В итоге замыкается круг: воспитанный в неблагополучной, конфликтующей семье, не нашедший места в жизни и не сумевший создать собственную благополучную семью, получивший личные навыки насилия в неформальных группировках, субъект возвращается к родителям, ибо ему некуда деваться, и тогда криминальные агрессивные действия против родственников становятся следствием фактического распада группы «родители - взрослые дети».

Пребывание в местах лишения свободы, как правило, углубляет в характере осужденных агрессивность, озлобленность, подозрительность, формирует в их сознании образ агрессивной среды. Агрессия (в субъективной оценке преступников) должна упредить встречное посягательство и предотвратить его. Места лишения свободы воздействуют на личность осужденного так, что повышается вероятность агрессивно-насильственных действий с его стороны.

Наученный опытом давать постоянный отпор и защищаться от посягательств в преступной среде, он невольно переносит свои установки на свободу, отсюда неадекватность его реакций, повышенная враждебность и агрессивность при незначительных признаках реальной или мнимой опасности, при любых конфликтах, что может приводить к новым преступлениям и убийствам. Фактически 30% от всего количества осужденных за умышленные убийства ранее уже были судимы и отбывали наказание в местах лишения свободы.

Проследив типичное развитие агрессивности, реализованной в крайней степени (умышленное убийство), мы видим, что много различных социальных, семейных факторов усиливают ее природный уровень, который изначально, по биологическим причинам (особую роль играет мужской гормон тестостерон), выше у мужчин, чем у женщин.

Преступники, совершившие насилие, обладают, как правило, внутренне скрытым чувством собственной ущербности. Оно толкает их через агрессию повышать уровень самоуважения, выражать явно завышенное чувство собственного достоинства, стремиться к самоутверждению любой ценой (через унижение или уничтожение других). Это происходит при негативном отношении к общественным, этическим нормам и требованиям общества, а также при равнодушии к собственному будущему, отсутствии жизненных планов, повышенной эмоциональной импульсивности.

Среди таких преступников есть группа лиц, называемых агрессивными психопатами, чье антисоциальное поведение связано с определенными дисфункциями мозга, с недостаточно сформированной системой внутренних регуляторов поведения, с дефектным сознанием. В результате этого им свойственна импульсивная психопатическая агрессия, отличительными признаками которой являются:

  1. Невозможность сдерживать первое импульсивное побуждение, поскольку нарушены процессы саморегуляции.
  2. Невозможность представить последствия своих действий.
  3. Предельно ограниченный (обычно - кулачный) набор средств разрешения межличностных конфликтов в сочетании с повышенной жестокостью.
  4. Невосприимчивость к наказанию, т. е. применение к данной группе преступников карательных санкций дает обратный эффект, вызывает вспышку агрессивности.

Агрессивные психопаты часто совершают убийства, причем особо жестокие, незнакомых людей, детей без всякого повода. Это самый крайний вариант мужской агрессивности - бессмысленной и импульсивной.

Таким образом, агрессивность человека неоднородна, степень ее различна - от минимальной до максимальной, неодинаковы ее модальность и назначение. Выделяется ряд параметров агрессивности различной модальности, которые отличаются:

  • интенсивностью агрессии, ее жестокостью;
  • направленностью на конкретное лицо либо вообще на всех людей;
  • ситуативностью или устойчивостью агрессивных тенденций личности. Условно можно выделить следующие виды агрессивности:
    1. Антиагрессивность. Негативное отношение к любым агрессивным проявлениям; человек всегда старается примириться с другими людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении.
    2. Интринсивная, или условно-агрессивная. Она мотивируется удовлетворением, получаемым от выполнения условно-агрессивной деятельности (игры, борьба, соревнования), и не имеет цели причинить вред. Спорт - социально приемлемая форма проявления агрессии, своеобразная ее разрядка, а также способ
    3. самоутверждения, повышения социального статуса и получения материальных благ (для профессиональных спортсменов).
    4. Недифференцированная. Это слабое агрессивное проявление, выражающееся в раздражительности и скандалах по любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости, грубости. Такие люди могут прибегнуть и к физической агрессии и даже совершить преступления на семейно-бытовой почве.
    5. Локальная, или импульсивная. Агрессия проявляется как непосредственная реакция на конфликт, человек словесно оскорбляет противника (вербальная агрессия), но допускает и возможность применения насилия и т. п. Степень общего раздражения меньше, чем в предыдущем случае.
    6. Условная, или инструментальная. Связана с самоутверждением; пример ее - мальчишеская возня.
    7. Враждебная. Устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти; человек свою враждебность проявляет открыто, но не стремится к столкновению. Реальная физическая агрессия может активно и не проявляться. Ненависть бывает направлена как на конкретных лиц, так и на посторонних людей. Возникает желание унизить другого человека, к которому ощущается презрение и ненависть, чтобы добиться уважения окружающих. В драке подобный тип хладнокровен, в случае победы вспоминает ее с удовольствием. Свою агрессию может вначале сдерживать, а потом мстит (разными способами: клеветой, интригами, физически). В случае перевеса сил и безнаказанности способен пойти на убийство. К людям относится враждебно.
    8. Инструментальная. К ней прибегают, чтобы достичь какой-либо значимой цели.
    9. Жестокая. Насилие и агрессия выступают самоцелью; агрессивные действия всегда неадекватны, отличаются излишней, максимальной жестокостью и особой злостью. Для ее проявления достаточно незначительного повода. Преступления совершаются с исключительной жестокостью.
    10. Психопатическая. Жестокая и часто бессмысленная, повторяющаяся агрессия (так ведут себя агрессивный психопат, маньяк-убийца).
    11. Групповая солидарность. Агрессия или даже убийство совершаются из-за стремления следовать традициям группы, утвердиться в ее глазах, получить одобрение, показать свою силу, решительность, бесстрашие. Этот вид агрессии часто проявляется среди подростков. Военная агрессия (действия военнослужащих в боевых условиях, убийство врага) является социально признанной и одобряемой формой, связанной с групповой (или национальной) солидарностью. В ней реализуются социальные традиции защиты отечества или иных идей, например демократии, правопорядка и т. п.
    12. Сексуальная. Диапазон ее проявления широк - от сексуальной грубости до изнасилования или сексуального издевательства и убийства. Фрейд писал, что в сексуальности большинства мужчин есть агрессивность, желание подчинить, поэтому садизм - всего лишь обособление и гипертрофия подобного компонента.

Связь секса и агрессии подтверждается и экспериментально. Эндокринологи констатировали, что агрессивное поведение самцов и их сексуальная активность обусловлены влиянием одних и тех же гормонов - андрогенов, а психологи выявили, что выраженные элементы агрессивности присутствуют в эротических фантазиях, а отчасти и в сексуальном поведении мужчин. Вместе с тем и подавление сексуальных влечений, неудовлетворенность усиливают раздражение и порождают агрессивные импульсы. Подобным же образом отказ женщины удовлетворить сексуальное желание мужчины вызывает у того агрессию.

Условная агрессия и половое возбуждение, по-видимому, взаимодействуют у людей аналогично тому, как это отмечается у некоторых животных, взаимно усиливая друг друга. Например, у мальчиков-подростков эрекция часто возникает во время возни, силовой борьбы, но никогда - в настоящей драке. Любовная игра, когда мужчина как бы охотится за женщиной, преодолевая ее кажущееся сопротивление, возбуждает его, т. е. условный «насильник» выступает и как соблазнитель. Но есть группа мужчин, которые могут испытывают сексуальное возбуждение и удовольствие только в случае действительной агрессии, насилия, избиения, унижения женщины. Подобная патологическая сексуальность часто превращается в садизм, приводит к убийству.

Для диагностики уровня агрессивности следует воспользоваться опросником Басса-Дарки.

Ежедневная сводка новостей постоянно пугает рядового обывателя количеством актов насилия во всех уголках мира. Да и повседневная жизнь изобилует ссорами, криками и прочим проявлением враждебности.

Агрессия в современном обществе воспринимается как зло и подвергается публичному осуждению. Однако существует масса примеров враждебного поведения как отдельных индивидуумов, так и целых групп людей.

Зачем люди причиняют страдания друг другу, каковы причины межличностных и глобальных конфликтов? На эти вопросы нет чёткого ответа, но изучение явления агрессивности в разных аспектах жизнедеятельности человека поможет лучше разобраться в проблеме.

Что такое агрессия?

В мире существует множество подходов к определению причины возникновения, содержания и видов противодействия такому поведению. Так, некоторые психологи считают, что агрессия - это врождённое качество человека, связанное с инстинктивными порывами. Другие соотносят данное понятие с необходимостью в осуществлении разрядки индивидуумом (фрустрации), третьи воспринимают её как проявление социального обучения человека, возникшего на основании прошедшего опыта.

Таким образом, подобный тип проявления личности представляет собой преднамеренное поведение, которое носит деструктивный характер и приводит к физическому или психологическому ущербу и дискомфорту у других индивидуумов.

Агрессия в психологии, да и в повседневной жизни, зачастую ассоциируется с гневом, злостью, яростью, то есть крайне негативными эмоциями. На самом деле враждебность может возникать и в спокойном хладнокровном состоянии. Подобное поведение может стать следствием негативных установок (желания навредить или оскорбить) либо быть немотивированным. По мнению многих экспертов, обязательным условием агрессивного поведения должна быть его направленность на другого индивидуума. То есть удары кулаком по стене и битьё посуды - это проявления не враждебного, а экспрессивного поведения. Но вспышки неконтролируемых негативных эмоций могут впоследствии быть перенаправлены и на живые существа.

Исторические подходы

Определение агрессии осуществляется посредством различных подходов. Основными из них являются:

  1. Нормативный подход. Особое внимание уделяется противоправности действий и нарушению общепринятых норм. Агрессивным считается поведение, которое включает в себя 2 основных условия: имеют место губительные для жертвы последствия и при этом нарушены нормы поведения.
  2. Глубинно-психологический подход. Утверждается инстинктивная природа агрессии. Она является неотъемлемой врождённой чертой поведения любого человека.
  3. Целевой подход. Исследует враждебное поведение с точки зрения его целевого предназначения. Согласно данному направлению, агрессия - это инструмент самоутверждения, эволюции, адаптации и присвоения жизненно важных ресурсов и территорий.
  4. Результативный подход. Акцентирует внимание на последствиях такого поведения.
  5. Намерительный подход. Оценивает мотивации субъекта враждебности, подвигнувшие его на подобные действия.
  6. Эмоциональный подход. Раскрывает психоэмоциональный аспект поведения и мотивации агрессора.
  7. Многоаспектный подход включает в себя анализ всех факторов агрессии с глубоким изучением наиболее значимого, с точки зрения отдельного автора.

Большое количество подходов к определению данного психологического явления не даёт исчерпывающего его определения. Слишком обширным и многогранным является понятие «агрессия». Виды агрессии очень разнообразны. Но всё же следует разобраться и классифицировать их с целью более чёткого понимания причин и разработки способов борьбы с этой серьёзной проблемой современности.

Агрессия. Виды агрессии

Единую классификацию видов агрессии и её причин создать довольно сложно. Однако в мировой практике часто пользуются ее определением по методу американских психологов А. Басса и А. Дарки, которое включает пять составляющих:

  1. Физическая агрессия - на другого индивидуума используется физическое воздействие.
  2. Косвенная агрессия - происходит скрытым путём (недобрые подшучивания, создание сплетен) или не направлена на конкретного человека (беспричинные крики, топанье ногами, другие проявления взрывов ярости).
  3. Раздражение - повышенная возбудимость на внешние раздражители, которая зачастую приводит к всплеску отрицательных эмоций.
  4. Вербальная агрессия - проявление негативных чувств через вербальные реакции (визг, крики, ругань, угрозы и т. д.).
  5. Негативизм - оппозиционное поведение, которое может проявляться как в пассивной, так и в активной форме борьбы против установившихся законов и традиций.

Типы вербальных реакций

Проявление агрессии в вербальной форме согласно А. Бассу разделяется на три основных типа:

  1. Отвержение - реакция, которая строится по типу «иди прочь» и более грубые формы.
  2. Враждебные замечания - формируются по принципу «твоё присутствие меня раздражает».
  3. Критицизм - агрессия, направленная не конкретно на человека, а на его личные предметы, работу, одежду, прочее.

Психологи выделяют также другие формы враждебности. Так, согласно Х. Хекхаузену, существует инструментальная и враждебная агрессия. Враждебная является самоцелью и приносит непосредственный вред другому человеку. Инструментальная же - промежуточное явление в достижении какой-либо цели (например, вымогательство).

Формы проявления

Формы агрессии могут быть самыми разнообразными и разделяются на следующие виды действий:

  • негативные (деструктивные) - позитивные (конструктивные);
  • явные (открытая агрессия) - латентные (скрытая);
  • прямые (направлены непосредственно на объект) - косвенные (влияют через другие каналы);
  • эго-синтонные (принимаются самой личностью) - эго-дистонные (осуждаются своим "я");
  • физические (насилие над физическим объектом) - вербальные (атака словами);
  • враждебные (цель агрессии - непосредственный вред) - инструментальные (враждебность - лишь средство достижения другой цели).

Самыми распространёнными в повседневной жизни проявлениями агрессивности являются повышение голоса, злословие, оскорбления, принуждение, физическое воздействие, использование оружия. Скрытые формы включают в себя вредоносное бездействие, уход от контакта, причинение вреда себе вплоть до самоубийства.

На кого может быть направлена агрессия?

Приступы агрессии могут быть направлены на:

  • исключительно близких людей - нападкам подвергаются только члены семьи (или один член), с другими поведение обычное;
  • людей не из семейного круга - педагогов, одноклассников, врачей и т. д.;
  • самого себя - как на собственное тело, так и на личность, происходит в форме отказа от еды, нанесения увечий, кусания ногтей и т. д.;
  • животных, насекомых, птиц и т. д.;
  • неодушевлённые физические объекты - в форме съедания несъедобных предметов;
  • символические предметы - увлечение агрессивными компьютерными играми, коллекционирование оружия, прочее.

Причины агрессивного поведения

Причины враждебности человека также разнообразны и вызывают споры у профессиональных психологов.

Приверженцы биологической теории придерживаются мнения, что агрессия - это:

  • врождённая реакция человека, связанная с (нападение - лучшая защита);
  • поведение, возникающее как результат борьбы за территорию и ресурсы (конкуренция в личной и профессиональной сферах);
  • наследственное свойство, полученное вместе с типом нервной системы (неуравновешенной);
  • следствие нарушений гормонального фона (избыток тестостерона или адреналина);
  • следствие употребления (алкоголя, никотина, наркотиков).

Согласно социобиологическому подходу люди с похожими генами содействуют выживанию друг друга даже путём самопожертвования. В то же время они проявляют агрессию к индивидуумам, которые сильно от них отличаются и содержат мало общих генов. Это объясняет конфликтные вспышки между представителями социальных, национальных, религиозных и профессиональных групп.

Психосоциальная теория связывает повышенную агрессивность с качеством жизни человека. Чем хуже его состояние (не выспался, голоден, не удовлетворён жизнью), тем он более враждебен.

Факторы, влияющие на уровень агрессивности

Согласно социальной теории, агрессия - это приобретённое в течение жизни свойство человека. Причём развивается она на фоне следующих факторов:

  • (частые ссоры между родителями, применение физического воздействия на детей, недостаток родительского внимания);
  • ежедневный показ и пропаганда насилия на телевидении и в прочих СМИ.

Психологи также тесно связывают факторы агрессии человека с такими его личностными качествами:

  • доминантный стиль поведения;
  • повышенная тревожность;
  • тенденция к выявлению враждебности действий других индивидуумов;
  • повышенный или, наоборот, заниженный самоконтроль;
  • пониженное самоуважение и частое ущемление собственного достоинства;
  • полное отсутствие потенциала, в том числе творческого.

Как вести себя с агрессором?

Агрессия - это действие, направленное обычно на разрушение. Поэтому необходимо запомнить некоторые основные правила поведения с негативно настроенным индивидуумом:

  1. Если человек находится в сильном психологическом возбуждении, а проблема незначительная, попробуйте перевести разговор на другую тему, перенести время обсуждения, то есть уйти от разговора-раздражителя.
  2. Позитивно скажется на взаимопонимании, если стороны конфликта посмотрят на проблему со стороны, непредвзятым взглядом.
  3. Необходимо попытаться понять агрессора. Если причина зависит от вас, примите возможные меры по её устранению.
  4. Иногда полезно продемонстрировать агрессору сочувствие и понимание.
  5. Помогает также согласие с ним в тех пунктах, где он действительно прав.

Определите, к какому типу принадлежит агрессор

Конкретные методы противодействия враждебности зависят непосредственно от разновидности личности агрессора:

  1. Тип «Танк». Очень грубые и прямые люди, которые в конфликтной ситуации прут напролом. Если вопрос не очень важен, лучше уступить или приспособиться, дать агрессору спустить пар. Нельзя ставить под сомнение его правоту, своё же мнение следует высказать без эмоций, ведь спокойствие обычно подавляет ярость такого человека.
  2. Тип «Бомба». Данные субъекты не злы по природе, однако могут вспылить, как дети. При вспышке враждебности необходимо дать выйти эмоциям такого человека, успокоить его и общаться нормально дальше, поскольку это происходит не со зла и зачастую против воли самого агрессора.
  3. Тип «Снайпер». Ввиду отсутствия фактической власти создаёт конфликты посредством интриг. Важно предъявить виновнику доказательства его закулисных игр и потом искать решение данного вопроса.
  4. Тип «Рупор». Эти люди критикуют всё на свете, начиная от действительных проблем и заканчивая воображаемыми. Они хотят быть услышанными. При контакте с такого плана агрессором необходимо дать ему излить душу, согласиться с его мнением и попытаться перевести разговор в другое русло. При возврате к этой теме следует переключить его внимание с проблемы на пути её решения.
  5. Тип «Перочинный ножик». Такие люди зачастую готовы идти на помощь, уступают во многих вопросах. Однако происходит это только на словах, а на практике всё наоборот. При общении с ними необходимо настаивать на важности для вас именно правды с их стороны.

Как избавиться от дискомфорта после общения?

В современном мире у людей довольно высокий уровень агрессии. Из этого вытекает необходимость правильного реагирования на чужие нападки, а также контроля собственного психоэмоционального состояния.

В момент враждебной реакции нужно сделать глубокий вдох-выдох, сосчитать до десяти, что позволит абстрагироваться от сиюминутной вспышки эмоций и рационально взглянуть на ситуацию. Также полезен рассказ оппоненту о своих негативных ощущениях. Если всё это не помогло, можно выплеснуть избыток гнева с помощью одного из занятий:

  • спорт, йога либо активные игры на свежем воздухе;
  • пикник на природе;
  • отдых в караоке-баре либо на дискотеке;
  • генеральная уборка (можно даже с перестановкой) в доме;
  • написание всего негатива на бумаге с последующим её уничтожением (надо её порвать или сжечь);
  • можно побить посуду или просто подушку (этот вариант гораздо дешевле);
  • разговор с самыми близкими и, главное, понимающими людьми;
  • плач также даёт ощутимую эмоциональную разрядку;
  • в конце концов, можно просто заняться своим любимым делом, это, несомненно, поднимет настроение.

В более тяжёлых случаях человек самостоятельно не может справиться с негативными эмоциями. Тогда необходимо обратиться к психотерапевту или психологу. Специалист поможет распознать причины такого состояния, дать определение агрессии в каждом конкретном случае, а также найти индивидуальные методы решения данного вопроса.

Причины детской агрессии

Очень важным аспектом, который нельзя обойти вниманием, является подростковая агрессия. Родителям очень важно разобраться, что стало причиной подобного поведения, ведь это даст возможность в дальнейшем скорректировать реакции ребёнка. Детская враждебность имеет сходные со взрослой причины, но обладает и некоторыми особенностями. К основным принадлежат:

  • желание что-то получить;
  • стремление доминировать;
  • привлечение внимания других детей;
  • самоутверждение;
  • защитная реакция;
  • получение чувства собственного превосходства за счёт унижения других;
  • месть.

Агрессивное поведение подростков в половине случаев - это результат просчётов в воспитании, недостаточного или чрезмерного влияния, нежелание понять ребёнка или банальная нехватка времени. Такой характер формируется при авторитарном типе родительского воздействия, а также в неблагополучных семьях.

Агрессия у подростков также возникает при наличии ряда психологических факторов:

  • низкий уровень интеллекта и коммуникативных способностей;
  • примитивизм игровой деятельности;
  • слабые навыки самоконтроля;
  • проблемы со сверстниками;
  • невысокая самооценка.

Оставленная на самотёк агрессия со стороны ребёнка в будущем может перерасти в открытые конфликты и даже в зрелом возрасте. Детская психология выделяет практически такие же виды враждебности, как и взрослая. Поэтому более детально остановимся на вопросах борьбы с ней, которая имеет некоторые отличия от случаев со взрослыми людьми.

у ребёнка?

Самым главным правилом в воспитании является соблюдение личного примера. Ребёнок никогда не будет реагировать на требования родителей, которые расходятся с их собственными поступками.

Реакция же на агрессию не должна быть сиюминутной и жестокой. Ребёнок будет срывать злобу на других, скрывая свои настоящие эмоции от родителей. Но не должно быть и попустительства, поскольку дети очень хорошо чувствуют неуверенность со стороны родителей.

Агрессивное поведение подростков требует своевременной профилактики, а именно планомерного и подконтрольного формирования доверительных и доброжелательных отношений. Сила и слабость со стороны родителя только усугубят положение, реально помогут лишь искренность и доверие.

К конкретным шагам борьбы с агрессией у ребёнка можно отнести следующие:

  1. Научить его самообладанию.
  2. Наработать навыки поведения в конфликтных ситуациях.
  3. Обучить ребёнка выражать негативные эмоции в адекватной форме.
  4. Привить ему понимание и сопереживание другим людям.

Человечество по праву называет себя высшей ступенью эволюции существ, но не только благодаря разуму, сознанию, интеллекту, но и благодаря эмоциям. Эмоциям, которые нельзя вычленить, свести к определённому перечню основных реакций организма на происходящее вокруг и внутри него. Они уникальны, удивительны. Каждую из них нельзя назвать негативной, даже если речь идёт об агрессии. Иногда она бывает и полезной. В каких ситуациях агрессия, психология её возникновения, становится опасной и требует корректировки? Попробуем разобраться.

Понятие агрессии нельзя свести к определению её как негативной реакции. Агрессия (психология давно пришла к такому выводу) - это целый комплекс реакций, иногда мобилизующих организм человека на принятие конкретных действий (что хорошо в одних ситуациях, и плохо в других, не одобряемых обществом). Она не является основной эмоцией, в чистом виде, в агрессию входит целый ряд базовых: гнев, страх, отвращение. Иногда и с примесью удивления, и даже радости.

Можно выделить агрессию как временное явление, свойственное всем людям, а можно и агрессию, сформировавшуюся как черта характера. Такими темпами и до антиобщественных действий недалеко. Вот тогда агрессия становится опасной и с этими проявлениями нужно работать: корректировать, перенаправлять, сглаживать, менять в конце концов.

Не зря в каждом детском саду, в каждой школе, и даже в некоторых крупных организациях есть психолог. Трудности поведения могут возникнуть на любом этапе нашей жизни, и нужно учиться с ними справляться. А без психологов иногда это довольно проблематично, особенно, в случае с агрессией. Иногда человек сам не замечает насколько он агрессивен.

Задача по корректировке агрессии начинается с поиска причин её возникновения. Человек может копировать поведение своих родителей (особенно справедлив в отношении речевой родственников, друзей, соратников, ровесников. А может обрести агрессивность вследствие каких-либо трагических событий в его жизни. Причины выявляются для того, чтобы подобрать подходящие психокоррекционные меры.

Агрессию также рассматривают как реакцию либо направленную на себя, либо на других (на всех без разбора, или на представителей конкретных социальных слоёв). В первом случае агрессивность вызвана чередой неудач, провалов, подавленностью. Может сопровождаться депрессией. Проявлений агрессии также масса: в речи, в физическом насилии над другими или над собой, в проявлениях злости, во вспышках гнева (человек может что-нибудь кинуть, замахнуться, но не ударить, стукнуть кулаком, поднять шум иным образом). Иногда агрессия, психология описывает и такие случаи, может быть не заметна окружающим, может выглядеть как другая эмоции.

Выявить агрессию, разобраться в причинах и определить, нуждается ли ситуация во вмешательстве психолога, помогут методики на выявление агрессии. Истинно психологические, серьезные, научные, обоснованные методики вы не найдёте, их нет в свободном доступе. Зато есть у каждого психолога. И всё же, назовём их, вдруг удастся найти: методика Басса-Дарки, Hand-тест Вагнера, специальная анкета Лаврентьевой Г.П. (используется Помогут диагностировать агрессивность и «Рисунок несуществующего животного» (детям), и цветовой тест Люшера, рисуночный тест Розенцвейга, тест «Неоконченные предложения». Некоторые из них похожи на тесты, которые мы часто видели в журналах, в газетах. Они состоят из ряда вопросов, отвечаете и подсчитываете баллы за каждый ответ. Некоторые достаточно необычны и напоминают популярные пятна Роршаха (кляксы, по которых судят о вашей фантазии, эмоциональном настрое, и даже интеллекте). Если с первыми вы легко разберётесь, то со вторыми не рискуйте (агрессия, психология человека в целом - очень хрупкие «материи»), лучше проходить вместе с психологом, он поможет сделать правильные выводы, понять инструкции по интерпретации результатов. Особенно важны в диагностики и (человек должен быть наиболее объективен, желательно использовать специальную аппаратуру, а это может сделать только профессионал), опрос и анализ поведения профессиональным психологом.

Если агрессия мешает нормально жить, развиваться, портит отношения с окружающими, если вы боитесь за своего ребёнка, часто проявляющего негатив, обратитесь к профессионалу. Психолог поможет научиться справляться с негативом и направлять эмоции в нужное русло.