Болезни Военный билет Призыв

Методы управления эмоциями в конфликте. Эмоциональная сторона конфликта

Психология эмоций: чувства под контролем Дубравин Дэн

Тренинг № 2. Управление ГНЕВОМ. Эмоциональная устойчивость в конфликте

Самым мудрым считается тот, кто умеет подчинить свои чувства велению рассудка. Разгневаться может и глупец, и мудрец, но глупец, ослепленный гневом, становится его рабом. В пылу бешенства он сам не ведает, что творит, и все его поступки ему же оборачиваются во зло.

Египетская пословица

Наверное, никакая другая тема не вызывает столько интереса и энтузиазма, как тема управления гневом. «Тебек психологу нужно» или «Иди лечись!» – обычный рецепт человеку, который испытывает проблемы с чувством гнева. А если серьезно, то давайте обратимся к статистике.

По статистике МВД, 90 % убийств совершается в состоянии аффекта. Это состояние, в котором человеком управляют его эмоции, а он не осознает, что делает.

По статистике, каждый человек тратит на гнев около 10 % своей жизни. Так ли это на самом деле? Однако большинство преступлений совершаются именно в состоянии аффекта, которому предшествует гнев.

Эмоция гнева – это наследие, которое досталось нам от наших предков. Агрессия в том или ином виде присуща всем животным, даже доброму хомячку. Это базовый уровень инстинктов, который помогает виду выжить, защитить себя и свое потомство и пройти природный отбор.

Источник постоянного ГНЕВА

Если размахивать достоинством во все стороны, то оно будет задето в любом случае.

Анекдот: В общем-то я не конфликтный человек, пока не задето мое достоинство.

Гневливость – вспыльчивость, склонность ко гневу. Если человек испытывает гнев, это говорит о том, что он не удовлетворяет какие-то важные свои потребности. В словаре Даля «гнев» толкуется как разрушительное чувство, которое дает человеку массу энергии. Негативная энергия начинает буквально хлестать через край, сужая сознание и адекватное восприятие реальности. Как вы понимаете, источников для гнева в окружающем мире более чем достаточно, поскольку потребности растут быстро, а возможности их удовлетворить – не очень. Именно поэтому гнев является обычным явлением в современном обществе.

Возможно, ни в каком другом состоянии человек не ощущает себя таким сильным и храбрым, как в состоянии гнева. В гневе человек чувствует, что у него «вскипает кровь», горит лицо, мышцы напряжены. Ощущение собственной силы побуждает его бросится вперед, напасть на обидчика. И чем сильнее его гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек.

Кэррол Изорд, американский психолог, автор книги «Психология эмоций»

Три причины гнева

Гнев – это следствие неудовлетворенных потребностей. Внутреннее «разрешение» выразить гнев дает этой эмоции «зеленый свет» для выхода наружу. Поэтому контроль над ним необходим с первого момента его возникновения. Я подчеркиваю тут два момента. Гнев выходит, если ему разрешили, и необходим контроль с первых секунд его возникновения.

Причина № 1. Гнев – это реакция на причиненную боль. Это программа-реакция, которая была доведена эволюцией до автоматизма.

Причина № 2. Гнев – это продолжение первичных чувств. Такие чувства, как страх, печаль, вина, могут быть первопричиной для возникновения гнева.

Причина № 3. Гнев – это следствие оценки, которую вы дали ситуации. Если вы определили ситуацию как несправедливую или противоречащую вашим ценностям, возникает гнев.

Позитивная функция ГНЕВА

Поскольку причиной гнева служат неудовлетворенные потребности, гнев способствует тому, чтобы эти потребности были удовлетворены. То есть гнев – это выброс эмоциональной энергии с целью мобилизовать человека на достижение результата.

Мой опыт. Я, например, становлюсь очень злым, когда голоден. Долгое время я не мог себе простить этого, однако после общения с себе подобными понял, что это обычное состояние для мужчин. Теперь я уверен, что мужчина, испытывающий голод, становиться злым, и это нормально. Эта злость необходима была нашим предкам для того, чтобы пойти на охоту и добыть пищу для себя и своей семьи. Другой вопрос, что эта энергия в современном мире не так востребована, как у наших предков. Мир стал другим, и нам необходимо научиться направлять эту энергию в конструктивное (созидательное) русло. Лично у меня теперь, всегда под рукой есть что перекусить.

Пять правил управления ГНЕВОМ

Гнев – начало безумия.

Марк Туллий Цицерон

Вопрос управления гневом – это вопрос правильных убеждений и инструментов, которые помогают регулировать это чувство.

Если нет реакции вовне, гнев не исчезает. Будучи «проглоченным», он трансформируется в обиду, раздраженность, апатию и т. д. Также могут возникнуть психосоматические заболевания, такие, как гипертония или сахарный диабет – две самые распространенные болезни, связанные с подавлением гнева. Поэтому подавлять гнев или проглатывать его – не самый полезный способ взаимодействия с ним.

Правило № 1. Примите решение взять свой гнев под контроль. Приняв его, вы даете сигнал своему бессознательному научиться справляться с этой эмоцией. На сознательном уровне вы признаете факт, что не справляетесь с гневом и нуждаетесь в помощи.

Правило № 2. Укрепляйте свою самооценку. Любой выпад в свою сторону воспринимайте с интересом, как полезную для размышления информацию. Занятие спортом служат отличной профилактикой, благодаря которой вы учитесь терпеть боль и держать удар.

Правило № 3. Научитесь распознавать предвестники гнева. Это маячки, которые сигнализируют, что вы заходите в опасную для вас зону. Наблюдайте за собой, когда вы раздражены. Это может быть напряжение в животе, усиленное сердцебиение, сжатые челюсти и т. д.

Правило № 4. Учитесь по-новому интерпретировать события, которые с вами происходят. Если вы интерпретируете ситуацию как угрозу, неуважение или несправедливость, гнев будет автоматически включаться. Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы это интерпретируем.

Правило № 5. Снижайте свои ожидания от окружающих людей. Старайтесь почаще говорить себе, что другие люди – не для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям. Большое количество проблем происходит от нашего убеждения, что все должно быть так, как мы хотим, и немедленно. Вместе с вами на этой планете живет еще семь миллиардов человек, и нужно учитывать этот факт.

Технология управления гневом

Анекдот: Встречаются два приятеля. Один другому: «Что-то давненько тебя не видно. Где пропадал?». Тот отвечает: «В пансионате отдыхал, нервы лечил». – «Что лечил?» – «Нервы, бл%дь, лечил!»!

Мой опыт. Тема тренинга была посвящена работе с гневом и яростью. Один из участников рассказывал, что ярость захлестывает его целиком и он становится не в состоянии себя контролировать. Недавно он вышел из машины и отбил ногой боковое стекло водителю, который «подрезал» его автомобиль на повороте. Он понимает, что такая реакция ненормальна и может привести к печальным последствиям для него и окружающих. Мы начали исследовать этот вопрос и вышли на его убеждения. Оказывается, его доминирующей ценностью является справедливость. Фильтр справедливости он накладывает на все сферы жизни и сам руководствуется ею как путеводителем. Себе же он негласно отвел функцию стража и защитника справедливости. Каждый раз, когда, по его мнению, справедливость нарушается, в его организм выплескивается огромная доза энергии для восстановления порушенной правды. Осознание этого вызвало у него «ДА» реакцию, и он провел в саморефлексии несколько следующих часов.

Шаг № 1. Проговорите про себя, что вы разозлились. Осознав эмоцию, мы берем ее под контроль. Неосознанная эмоция начинает управлять нами.

Шаг № 2. Стоп на 10 секунд! Сделайте несколько глубоких вдохов. Этот простой способ поможет снять напряжение и восстановить дыхание. Гнев имеет склонность возрастать. И если его не остановить на начальной стадии «раздражения», сделать это потом будет очень тяжело. В результате «остановки» вы получаете драгоценное время, чтобы принять верное решение в сложившейся ситуации.

Шаг № 3. Поставьте себя на место человека, который вызвал у вас гнев. Управление гневом – это во многом искусство сострадания. Постарайтесь искренне понять его позицию и поведение. В основе любого поступка лежит позитивный мотив. Стремление понять и принять помогает почувствовать сострадание к человеку. Сострадание дает нам эмоциональное преимущество и уверенность.

Шаг № 4. Теперь подумайте над наилучшим решением в данной ситуации. Задайте себе вопрос: какое решение и действие сейчас будет наилучшим? какой результат с помощью такой реакции я хочу получить? Иногда юмор и уместная шутка помогут разрядить ситуацию.

Шаг № 5. Предложите решение или совершите действие. Будьте максимально осознаны в данный момент. Не поддавайтесь на возможные провокации и эмоциональные выпады в вашу сторону. Вы взяли гнев под контроль, и теперь вам нужно удержать его в управляемых рамках. Говорите спокойно и уверенно, это усилит ваш контроль над гневом и ослабит гнев собеседника.

У меня плохая новость: агрессия в отношениях будет еще очень и очень долго. То, что формировалось миллионы лет, сразу не исчезнет. Срывы обязательно будут, но все реже и реже. Не спешите и не корите себя за неудачи. Многие люди кардинально изменили свою жизнь, научившись лишь трем-четырем из описанных мною приемов управления гневом, в том числе и я. И вы сможете.

А теперь хорошая новость: мы можем развивать метавнимание и учиться ослаблять инстинктивные реакции, заменяя их очеловеченными способами поведения.

Подведем итоги

1. Какие проблемы у вас обычно возникают из-за неуправляемого гнева?

2. Какие триггеры запускают ваш гнев?

3. Какие способы его контроля вы уже пробовали?

4. Какие из описанных 12 правил нашли в вас наибольший отклик?

5. Какие из шести шагов управления гневом будут даваться вам легко, а над какими придется дополнительно потрудиться?

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Из книги Переговоры без поражений. 5 шагов к убеждению автора Нежданов Денис Викторович

Из книги Все из-за меня (но это не так) [Правда о перфекционизме, несовершенстве и силе уязвимости] автора Браун Брене

Из книги Как подобрать ключик к мужчине или к женщине автора Большакова Лариса

2. Переговоры при конфликте: как урегулировать претензии Пришел мириться в ссоре – вини себя. Сергей Нежинский Эта глава даст вам четкое представление о том, как нужно действовать в конфликтной ситуации, где возникает риск взять на себя неприемлемые обязательства под

Из книги Серьезный разговор об ответственности [Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением] автора Паттерсон Керри

Из книги Помнить все! Как развить суперпамять автора Фокс Маргарет

Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт Стивен

7.1. Устойчивость, распределение и переключение внимания Для развития памяти полезной будет тренировка внимания. Да, внимание можно выработать и упражнять, причем такие тренировки при регулярном повторении позволяют добиться весьма впечатляющих результатов. Существуют

Из книги Код уверенности [Почему умные люди бывают не уверены в себе и как это исправить] автора Келси Роберт

Из книги Преодоление. Учитесь владеть собой, чтобы жить так, как вы хотите автора Хэссон Джилл

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора автора

Эмоции захлестывают? Стоп! Научитесь держать себя в руках - вам необходимо управление эмоциями в конфликте и брать конфликт под контроль.

Пожалуй, каждый из нас знает, что такое тяжелая ссора. После нее вы погружаетесь в пучину раздражения и злости, мысли блуждают вокруг сказанных сгоряча фраз. «Эх, как бы я его сейчас припечатал!» - с сожалением думаете вы, так и хочется вернуться и произнести более удачное выражение, которое уязвит соперника. И на следующий день вы вспоминаете о конфликте, с удивлением замечая, что раздражение ничуть не остыло, скорее наоборот.

Есть тому причина…

По статистике, конфликтов в нашей жизни больше, чем переговоров и дискуссий. Причина? Расхождения во взглядах, желаниях, надеждах. В основе всех сюжетов мировой литературы лежат соперничество и противостояние. Существует несколько базовых причин возникновения конфликта. Это:

  • недостаток общения, отсутствие информации;
  • различия в интересах;
  • противостояние групп;
  • отсутствие сочувствия к нуждам других людей;
  • трудный характер.

Без раздражения

Чтобы образовалась конфликтная ситуация, достаточно противоречий. А чтобы она превратилась в конфликт, необходим инцидент. Это может быть случайно оброненная фраза, неправильно истолкованный взгляд. Тогда формула конфликта выглядит так:
К (конфликт) = КС (конфликтная ситуация) + И (инцидент).

Необходимо управление эмоциями в конфликте и если научиться подходить к конфликту как к арифметической задаче, которую надо решить, ключ к улаживанию будет у вас в руках. Конечно, надо хорошенько потрудиться, избежать самопотакания и жалости к себе.

Первый этап обуздания конфликта - подавление раздражения. Чтобы эмоции вас не захлестнули, нужно дать им выход, иначе они разрушат все преграды на своем пути, как вода плотину. Когда основные потоки обид выплеснутся, нужно закрыть шлюз, чтобы гнев не затопил все. Отрицательные эмоции являются неизменными спутниками любой ссоры, и, подогревая свои чувства, вы способствуете тому, что градус конфликта повышается.

Гнев, чувство вражды и обиды становятся разрушительными факторами в общении. Однако с другой стороны - эти же эмоции могут быть основой для лучших, положительных перемен, если мы в этом случае мудро воспользуемся их энергией. После грозы всегда свежий воздух. Рациональный самоконтроль и управление собой помогут перевести эмоции в положительное русло. Задайте себе вопросы: «Почему я чувствую это? Что вызвало такую реакцию? Что я хочу изменить? Почему это задело мои чувствительные струны?» Используйте ответы на эти вопросы для внесения перемен в свою жизнь.

Подавите гнев!

В идеальном случае эмоции должны сделать свое дело и, конечно же, покинуть вас. Следует знать, что затаенная обида всегда неконструктивна и опасна, как спящий вулкан: в самый неподходящий момент может начаться извержение и залить все кипящей лавой.

Если же вы решите высказать свои чувства по отношению к какой-либо ситуации и приложите усилия для управления эмоциями, эффект будет больше, если вы будете соблюдать некоторые несложные правила.

  • Избегайте стремления и желания наказать другую сторону или обвинить ее в чем-то. Вы ответственны за свои чувства. Если вы намерены приступить к каким-либо действиям, то проверьте, нет ли в ваших ощущениях элементов мстительности. Поступки людей есть их поступки, а наши чувства по их поводу есть только наши чувства.
  • Возникшие бурные эмоции указывают на необходимость перемен. Подумайте, улучшат ли ситуацию ваши действия.
  • Стоит настроить себя на соответствующее выражение чувств. Если что-то доставляет вам боль или очень сердит, вы имеете полное право сказать об этом.
  • Стремитесь избежать повторения неприятной ситуации. Если вы правильно управляете эмоциями, вам удастся обойтись без рецидива.
  • Ваше раздражение может подпитать эмоции другого человека, и привести к скандалу или разрыву отношений. Скажите себе: «Мне следует подавить свой гнев». Заодно дайте понять оппоненту, что вы стремитесь остановить кипение страстей. «Я вижу, что мы еще больше раздражаемся. Пусть это останется в прошлом. Что мы можем предпринять, чтобы избежать этого впредь?» - вы можете произнести примерно такие фразы. Это особенно важно, если вы хотите сохранить отношения с этим человеком.

Махнуть рукой?

Конечно, одно дело - умозрительные размышления об управлении эмоциями в конфликте, и совсем другое - вспомнить об этих советах именно в тот момент, когда вы кипите от злости и готовы испепелить своего оппонента одним взглядом.

Чтобы иметь силы для конструктивного разрешения конфликта, постройте мысленно между собой и оппонентом невидимую преграду, через которую до вас не доносится ни одного звука. Или представьте себя внутри огромной прозрачной сферы, по поверхности которой звуки растекаются, словно капли воды. Эта сфера надежно охраняет вас от злости вашего неприятеля.

Когда вы заметите, что поток обвинений иссякает, начинайте работу по выходу из конфликтной ситуации. Если же вы не знаете, как поступить и утихомирить эмоции в конфликте, ощущаете бессмысленность происходящего, просто махните на все рукой! Иначе конфликт станет навязчивой идеей, которая питает сама себя.

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПСИХОЛОГИИ........................................................................................................................

1.1. Сущность межличностных конфликтов................................................ 6

1.2. Факторы и механизмы конфликтного поведения личности................. 8

1.3. Конфликтное взаимодействие в эмоционально-динамическом аспекте 1

ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ 18

2.1. Эмоциональные процессы и переживания личности.......................... 1

2.2. Переживание межличностного конфликта.......................................... 25

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В СИТУАЦИЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА. 31

3.1. Методика и ход исследования............................................................. 31

3.2. Психологические факты, выявленные в настоящем исследовании.... 36

3.3.Результаты и их обсуждение................................................................. 46

3.4.Результаты исследования и практические рекомендации................... 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 51

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......................................................... 53

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................... 5


ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о роли эмоциональных процессов в ситуации межличностного конфликта остается малоизученным, между тем он является важным для работы практических психологов, так как позволяет наиболее верно оказать психологическую помощь, лицам, нуждающимся в ней.

Исследования показывают, что неадекватные эмоции могут сопровождаться переживанием дискомфорта, напряженности и тревоги. Они могут препятствовать полноценному общению между людьми и это, в первую очередь, приводит к нарушениям межличностного взаимодействия.

Правильное понимание взаимосвязи между эмоциями и межличностным конфликтом является важным условием эффективности оказания психологической помощи людям с эмоционально-личностными трудностями в общении. В этом мы видим актуальность и практическую значимость проблемы нашего исследования.

Объект исследования: межличностный конфликт.

Предмет исследования: эмоциональные процессы в межличностном конфликте.

Теоретическая разработка проблемы позволила обобщить и классифицировать материал, относящийся к данной теме. Анализ научной литературы и эмпирические наблюдения позволили сформулировать ряд идей о возможных связях человеческих чувств и развитии межличностных конфликтов. Взаимозависимость этих явлений представляется несомненной, если исходить из житейского опыта, но не является научно обоснованной. Формулируя проблему исследования, мы исходили из следующих представлений:

Природа конфликта всегда эмоциональна, негативные эмоции сопровождают любую личность в конфликте;

С исчезновением конфликтных взаимоотношений негативные эмоции значительно ослабевают;

Напряженность конфликта и сила эмоциональных переживаний, связанных с ним находятся в прямой зависимости;

Одна и та же личность в конфликтах различного происхождения и характера склонна вести себя примерно одинаковым образом;

Личность характеризуется устойчивыми эмоциональными особенностями;

Доказанным является возникновение эмоциональных реакций негативного характера на фрустрирующие воздействия из внешней среды;

Теоретически обоснованным является представление о мотивирующей и направляющей силе эмоциональных процессов;

Проблему, центральный вопрос можно сформулировать следующим образом: существует ли специфика эмоционального обусловливания конфликтного поведения? И если существует, то какова она?

Гипотеза исследования: Эмоциональные процессы личности обусловливают проявление конфликтных реакций определенного типа, направленности и интенсивности.

Цель исследования: выявить характер зависимости факторов конфликтного поведения и устойчивого доминирующего реагирования личности.

Задачи исследования:

Изучение и анализ научных работ о межличностных конфликтах и эмоциональных процессах личности.

Выявление реального соотношения и взаимодействия исследуемых факторов;

Поскольку много в нашей работе зависит не столько от оригинального замысла или метода, сколько от творческого осмысления данных, отметим особо задачу глубокой и многосторонней интерпретации результатов;

Определение путей и средств снижения остроты конфликтов в межличностных отношениях, исходя из результатов исследования.

Новизна работы обусловлена нашими представлениями о предмете исследования. Наш взгляд на проблему предполагает не столько учет характера и силы эмоций, чувств и аффектов, проявляемых в межличностных конфликтах, сколько факторов устойчивого эмоционального реагирования, влияющих на содержание и силу переживаемого «веера» эмоций и являющихся составляющими неповторимой, но наличествующей у всех эмоциональности личности, ее постоянного аффективного фона восприятия окружающей действительности. Во многом мы исходили из научных представлений Г.Айзенка, создавшего методику измерения психических состояний личности, отличающихся постоянством проявления своей эмоциональной природы. Фактически речь идет об эмоциональных личностных особенностях. В экспериментальной части исследования мы воспользовались также представлениями Розенцвейга, заложенными в методике исследования реагирования в содержательно различных ситуациях конфликта.

В Главе 1 обзорной части работы рассматриваются современные социально-психологические, конфликтологические и, отчасти, социологические научные представления. В Главе 2 раскрывается суть эмоциональных процессов и их роли в межличностном конфликте. Глава 3 включает обоснование методов исследования, описание организации и хода исследования, представление результатов в графической и текстовой форме, предлагается констатация и интерпретация результатов, намечаются пути дальнейшего практического воздействия на исследуемый объект.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Сущность межличностных конфликтов

Тип межличностного конфликта, в противовес внутриличностному, организационному, межгрупповому, межнациональному, возможно, самый распространенный. Межличностный конфликт проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами, позициями, интересами, целями и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.

Межличностные конфликты можно рассматривать как нарушение нормальных взаимоотношений и взаимодействий между людьми. Индикаторами таких нарушений выступают, прежде всего, негативные переживания личности в ситуации межличностного конфликта. Ф.Е.Василюк характеризуя конфликт, как критическую ситуацию, утверждает, что субъективно конфликт переживается как «невозможность», в которой оказалась жизнедеятельность субъекта. «Невозможность же эта, в свою очередь определяется тем, какая жизненная необходимость оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности». Таким образом, Ф.Е. Василюк утверждает, что в основе субъективного переживания конфликта лежит противоречие между привычными для субъекта способами поведения и создавшейся ситуацией, в том числе и внешней. Кроме того, эта цитата выражает еще одно возможное понимание конфликта – через фрустрированные потребности. По своей сути конфликт является фрустрирующей ситуацией, в нем можно выделить фрустратор-причину, вызывающую конфликт и идентифицировать фрустрационную реакцию. Фрустрация сопровождается негативными эмоциями, так же атипичным поведением: регрессией, агрессией, активизацией других защитных механизмов, эмоционально-физиологической стрессовой реакцией. Проективная сущность конфликта выражается в том, что в сферу внешнего взаимодействия может выноситься внутриличностный конфликт, а таковые есть у всех.

Нельзя не отметить стрессогенную сторону межличностного конфликта. Под стрессом понимается неспецифический ответ организма на действие стрессора, заключающийся не столько в эмоционально-чувственном реагировании, сколько в достаточно ярких физиологических реакциях и отличающемся от обычного поведении. «Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. При этом различные его формы приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения».

В любом конфликте можно выделить не только деструктивное и конструктивное зерно. Это означает, что последствия переживания конфликтов могут сделать человека опытнее, сильнее, а преодоленные, разрешенные им в конфликтном процессе проблемы перед ним больше не встанут. По большому счету, межличностные конфликты перестраивают «устаревшие» отношения.

1.2. Факторы и механизмы конфликтного поведения личности

Факторы конфликта можно подразделить на объективные и субъективные. Объективные факторы, проявляющиеся как во внешней среде по отношению к личности, так и внутриличностными моментами, создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками конфликта, например, их статусно-ролевые позиции. Являясь элементами общественного порядка, роли и статусы, во многом определяют психологию их исполнителей. Это, в частности сказывается на уровне притязаний и самоотношении. «Во многих бытовых и лабораторных ситуациях люди, получившие более высокий статус, начинают рассматривать себя как лиц, заслуживающих более хорошего отношения к себе, или как более способных к руководящей работе... Сходным образом, исполнение роли подчиненного может вызывать эффект подавления... исполнение роли подчиненного подрывает самостоятельность». Наиболее изученным является ролевой конфликт. В его основу положена теория ролей. Согласно Р. Линтону, А. Радклифф-Брауну, Т. Парсонсу и др., в своих межличностных взаимодействиях каждый конкретный индивид выступает во множестве ролей, сама же социальная роль предстает в качестве отдельно взятого компонента или аспекта целостного поведения. Она является динамическим аспектом социального статуса личности и определяется как нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение инди­вида. В межличностных взаимодействиях ролевое поведение зависит не только от социального статуса данного индивида, но и от индивидуальных особенностей участников взаимодействия, их чувств, стремлений и предпочтений, а также от экспектаций (взаимных ожиданий). Ролевые конфликты возникают чаще всего тогда, когда взаимные ожидания всту­пают в противоречие друг с другом. Особенно драматично протекают такие конфликты в тех случаях, когда сталкиваются друг с другом экспектации, требующие от индивида противоположных поступков.

Для начала рассмотрим, как можно деликатно уйти от конфликта или предотвратить его, устранив причину.
- обратите внимание, есть ли предпосылки конфликта: затяжное молчание, частые высказывания по одному и тому же поводу, раздражение или досада со стороны оппонента. В таких случаях лучше подойти первым и вежливо спросить, почему это происходит.
- заранее подумайте, что конкретно вы хотите спросить и в каких выражениях.
- когда затрагивают ваши интересы, задумайтесь, возможно, и вы не учли нужды оппонента. Следовательно, постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны этого человека и понять его чувства.
- сбросьте напряжение: проведите уборку, потанцуйте, позанимайтесь легкими физическими упражнениями. В силу определенных биохимических реакция, вас станет легче.

Итак, вы в ситуации конфликта, поглощены им. Если для вас важно не только завершить конфликт, но и отношения, выполняйте следующие задачи.

а. мысленно постройте стену между собой и оппонентом. Представьте, что все его угрозы, крики, недовольства разбиваются об нее и не долетают до вас.
б. слушайте внимательно, что конкретно говорит вам человек и отвечайте утвердительно, используя те же слова. Например: «Ты оставила грязную посуду на столе и ушла!». Вы отвечаете: «Да, я оставила посуду на столе и вышла». Обычно, конфликтующие стороны отрицают свою вину, здесь же, согласие умерит пыл оппонента.
в. скажите, что понимаете чувства собеседника. «Я понимаю, вы огорчены и расстроены, что я пролил сок на ваш пиджак». Далее, задайте вопрос: как вы можете исправить сложившееся положение, что необходимо сделать. Вовлеките оппонента в совместное решение возникшей ситуации.
г. никогда не переходите на личности, всегда критикуйте только поступок, действие или слова человека. Но не его или особенности .

Если на вас кричат, и вы чувствуете, что сейчас расплачетесь или будете кричать еще сильнее, сделайте следующее:

1. Припомните самое милое создание, что вы недавно видели. И вообразите, что ваш оппонент именно так. Трудно ругаться на хомячка или ребенка, главное не начать улыбаться.
2. Смените поле действий. Скажем, с другом вы можете поспорить, что лучше его играете в футбол. На работе сесть за стол и начать рисовать схемы, спрашивая как правильно. Можно и в прямом смысле уйти из комнаты.
3. Начните перечислять, приносит вам конфликт. Скажем, если вы постоянно опаздываете, а начальство ругается, вы думаете: «Как хорошо! Теперь, чтобы успевать на работу, я буду вставать раньше, а, значит, смогу делать зарядку. А еще не буду стоять в пробках на дорогах. К тому же шеф заметит, что я исправился, и начнет уважать еще больше, а там и не за горами». Ваша обида станет быстро уходить и ее заменит предвосхищение последствий ссоры.
4. Реагируйте, но абсолютно неожиданно. Так, чтобы собеседник удивился и забыл, что хотел сказать.
5. Выплесните агрессию

Есть конфликты, течению которых следует поддаться. Это могут быть застарелые обиды и переживания, эмоциональное напряжение, которое копилось месяцами. Выпустите пар или же спокойно выслушайте разгорячено человека.

Помните, что все, что вас окружает – скоротечно. Не придавайте важности тому, что этого не стоит. Будьте уверены в себе.

Конфликт – это не простое различие в позициях, различия, лишённые эмоциональной окраски, редко воспринимаются как конфликт, а скорее как просто предмет для обсуждения, разговора. Необходимо принимать во внимание и эмоциональные источники конфликта. Они непосредственно связаны с базовыми потребностями людей. Поэтому эмоциональные источники конфликта можно представить в следующем виде:

1. Эмоции, связанные с потребностью контролировать людей, влиять на них, добиваться желаемого социального статуса.

2. Эмоции, связанные с потребностью получать одобрение со стороны других людей, переживать принадлежность к значимой для себя группе.

3. Эмоции, связанные с потребностью справедливости, со стремлением к равенству и честности во взаимоотношениях.

4. Эмоции, связанные с потребностью в автономности, самореализации, позитивном образе – Я, в утверждении собственных ценностей.

Эмоциональные источники конфликта существуют вместе с объективными. С определённой точки зрения они и составляют то, что отличает конфликт от разногласий. Объективные источники конфликта переживаются как важные только в том случае, если они воспринимаются как средства ослабить эмоциональное напряжение, вызванное неудовлетворённостью тех или иных потребностей.

Эмоциональные источники конфликта распознать труднее, чем объективные. Обмениваясь аргументами, мы редко упоминаем их. Особенно это характерно в деловом общении, в котором практически исключена возможность говорить о своих потребностях во власти, автономности, самореализации и т.п. Хорошо это или плохо, но организационные нормы обычно не предполагают самораскрытия в плане потребностей. Эти нормы настолько глубоко внедрились в нас, что порой мы даже не осознаем эмоциональные источники как личностных, так и межличностных конфликтов. В силу этого бывает трудно распознать переживаемые эмоции и ясно описать их. Тем не менее, наши основные потребности всегда остаются с нами, и разрешение конфликта достигается осознанием его эмоциональных источников и обсуждением их.

Психологическая несовместимость

Проблема взаимоотношений никогда не перестанет быть актуальной, пока существует человечество. Даже если самого человека не очень волнуют отношения с другими людьми (а это бывает, когда он не видит, не слышит, не понимает окружающих), жизнь в конечном итоге устраивает ему такую ловушку, из которой не выбраться, не распутав клубка взаимоотношений. В этом случае проблема не только тягостна, она становится острой и кризисной.

Понимание противоположной стороны в формировании взаимоотношений позволяет реально оценить положение вещей и существенно облегчает сосуществование сторон. В жизни любые психологические возмущения, в том числе на почве неприязни, несхожести темпераментов и характера, так или иначе влияют на персонал, отражаются на деловых взаимоотношениях, сказываются на совместной деятельности, ведут к недопониманию, взаимным обидам, стрессам и конфликтам. Настроение человека практически всегда индивидуально и полностью зависит от его физического и душевного состояния в данный момент. У каждого свой интеллектуальный и нравственный потолок, в пределах которого он постигает самого себя и оценивает других. Далеко не все способны быть снисходительными, вежливыми и уступчивыми, высказывать свои суждения без запальчивости, сдерживать обиду, возмущение и гнев, избегать "ёршистости" и нетерпимости, следовать "золотому правилу" вековой мудрости: поступать с другими так же, как Вы хотели бы, чтобы поступали с Вами, т.е. не делать другим того, чего не хочешь себе.


Недовольство, конфликт в межличностных отношениях могут вызвать и такие, казалось бы, простые вещи, как манера одеваться или говорить, способ приема пищи или курения, все то, что относится к области вкусов, моды и другим подобным мотивам, вроде бы малосущественным при общении. Невозможность сослуживцев ладить друг с другом обнаруживается в эмоциональных столкновениях личностей с разными чертами характера, взглядами на жизнь и моральными ценностями, особенностями возраста и жизненного опыта. Весьма существенна нравственная сторона взаимодействия конкретных личностей, поскольку у некоторых людей свойственные человеку совесть, честь, искренность оказываются придавлены грузом бесстыдства, нахальства и лжи, скрывающей неспособность данного субъекта держать ответ перед своей совестью.

Различия между людьми являются одной из ведущих причин конфликтов. Кроме того, на совместимость влияют такие факторы как:

– Различное мировосприятие.

– Различное отношение людей к своим обязанностям.

– Разное понимание смысла выполняемой работы.

– Различная степень подготовленности к выполняемой работе.

– Противоположность интересов.

– Различие черт характера.

Психологическая непереносимость – это предвзятое отношение к человеку в связи с образом его мыслей, интересами, географическим или социальным происхождением, национальностью, полом, возрастом, одеждой, причёской, голосом, говором, походкой, манерой есть, пить, смеяться, храпом и множеством других свойств – вплоть до запаха (даже духов). Непереносимость возникает у субъекта тогда, когда какие-то свойства или поступки другого человека начинают вызывать неприятные ассоциации или раздражают сами по себе. Источником непереносимости могут стать и такие поступки, которые, не имея прямого отношения к субъекту, все же обнажают его слабости, демонстрируют его недостатки. Вычистили, скажем, следующие дежурные котёл, который предыдущий отмыть до конца не сумел, или кто-то нашёл проход там, где до него не смог найти пути субъект, – в том и другом случае к более удачливому туристу у менее удачливого может появиться капля зависти, раздражения, которые потом перерастут в непереносимость. Наконец может возникнуть и интуитивное предубеждение без ясных оснований.

Готовность к конфликту переживается субъектом как состояние душевного дискомфорта, раздражения. Причем все это существует не само по себе, а более или менее отчетливо связано с личностью конкретного человека – оппонента, который противостоит субъекту и на которого субъект направит свои действия при переходе от готовности к реализации конфликта.

Оппонент не всегда бывает осведомлен о конфликте. Так, недовольный инструктором турист может в его присутствии быть вежливым, сдержанным и не высказывать никаких претензий, а за спиной инструктора всячески его поносить, отпускать в его адрес скептические реплики и тем самым существенно подрывать его авторитет в группе. Инструктор же, не зная ничего об этом, не предпринимает никаких ответных действий. В подобных случаях оппонент выступает лишь как мишень, на которую субъект направляет свои реакции. Оппонент остается пассивным и сам в конфликт не вступает. Такой конфликт – с одним активным участником – называется односторонним. Моделью подобного конфликта может служить басня И. А. Крылова "Слон и Моська".

Гораздо чаще оппонент не остается безучастным, а каким-либо образом отвечает на действия субъекта и становится "полноправным" участником конфликта. Если взять теперь его позицию за основу, то о нём можно повторить всё, что ранее говорилось о субъекте. Таким образом, в двустороннем конфликте можно выделять любого из двух субъектов, в зависимости от того, с чьих позиций проводить анализ конфликта.

Конфликты можно разделить на однородные и сложные. Если преобладающие основания для конфликта у каждого из субъектов принадлежат к одинаковым группам (из трех, о которых только что шла речь), такой конфликт будем считать однородным.

Возможны три типа однородных конфликтов:

1) истинный конфликт – при взаимном ущемлении интересов;

2) недоразумение – при обоюдной ошибке;

3) психологическая несовместимость – при взаимной непереносимости.

Конфликт, в котором у субъектов разные основания, назовем сложным. Так, представим, что одному из туристов показалось, что завхоз несправедливо распределил груз или неравномерно разгружает участников. Турист высказывает завхозу свои сомнения и в ответ "получает" бурную реакцию. Что представляет собой такой конфликт? Для туриста источником конфликта служит ошибка. Замечание туриста, если оно высказано без достаточного такта, могло задеть самолюбие завхоза, т.е. нанести ущерб его интересам. Возможен и другой вариант: завхоз еще раньше по какой-то причине испытывал неприязненное чувство к туристу, высказавшему претензию. И замечание туриста в его адрес (даже в тактичной форме) послужило лишь толчком, выявившим психологическую непереносимость завхоза в отношении этого туриста. Нельзя исключить и сочетания обоих этих вариантов. Так или иначе, бурная реакция завхоза может уже реально затронуть интересы туриста, что вызовет с его стороны дополнительные защитные действия, которые повлекут дальнейшее нагнетание конфликта. Конфликт становится многослойным.

Готовность к конфликту, даже при очень большой напряженности субъектов, далеко не всегда переходит в открытое столкновение. Момент перехода зависит от сочетания очень многих факторов. Среди них можно выделить личные свойства конфликтующих (место в диапазоне между выдержкой и агрессивностью, смелостью и трусостью), вероятностный прогноз каждого из них (что сулит ему развитие" конфликта). Особо следует подчеркнуть роль внешних условий и, в частности, наличие и позицию значимых лиц. Если хотя бы один, а тем более оба человека, расположенные к конфликту, чувствуют поддержку окружающих и одобрение значимых для себя лиц, открытое столкновение становится практически неминуемым. Напротив, атмосфера общего осуждения и особенно неодобрительное отношение значимых лиц может затормозить или вовсе предотвратить развертывание конфликта.