Болезни Военный билет Призыв

Татаро монгольская битва на куликовом поле. Причины куликовской битвы. Куликовская битва и Дмитрий Донской

Битва на вожже убедила русских в возможности побеждать татар. Но отношения должны были измениться, когда Мамай, правивший до сих пор именем хана Абдула и потом Магомеда, избавился, наконец, от последнего и провозгласил себя ханом. Теперь он имел возможность двинуть всю орду для наказания московского князя, которого нельзя было смирить одним отрядом. Получается, чтобы снова поработить Русь, ему нужно было повторить Батыево нашествие. Говорят, что Вожское поражение привело в ярость Мамая, и он не хотел успокоиться до тех пор, пока не отомстит Дмитрию. С ним в союз вступил Ягайло литовский, который имел много причин не доброжелательно относиться к московскому князю. Соединиться они решили 1 сентября 1380 года. Узнав об этом, Дмитрий стал немедленно собирать войска. Ему на подмогу не пришел только князь Олег рязанский, так как был запуган совсем недавними набегами татар. А так как Рязань пограничный орде город, первый удар пришелся бы именно на нее. Поэтому Олег предпочел соединиться с Мамаем и Ягайло. Дмитрий Донской вступил в поход в августе 1380 года. Перед началом похода он был у преподобного Сергия в Троицком монастыре. Сергий благословил его на войну обещая победу, хотя и соединенную с сильным кровопролитием, и отпустил с ним в поход двух монахов, Пересвета и Ослябя, отличавшихся в миру своим мужеством. Дмитрий собрал огромную рать, какой прежде не видывали на Руси 150 000 человек. Когда весть о сильном вооружении дошла до Мамая, он попытался закончить дело миром, но Донской отклонил это предложение. 8 сентября в третьем часу утра, когда утренний туман немного рассеялся, русские полки строились за Доном, при устье Непрявды. Часу в двенадцатом начали показываться татары они спускались с холма на широкое Куликово поле. Русские также сошли с холма, и сторожевые полки начали битву, какой еще прежде на Руси не бывало. Кровь лилась как вода на пространстве десяти верст, лошади не могли ступать по трупам, ратники гибли под конскими копытами, задыхались от тесноты. Пешая русская рать уже лежала как скошенное сено, и татары начали одолевать. Но в засаде в лесу стояли еще свежие русские полки под начальством князей Владимира Андреевича и Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка. Когда ветер переменился и перестал дуть русским прямо в лицо, засадное ополчение бросилось на татар. Это появление свежих сил на стороне русских решило участь битвы. Мамай, стоявший на холме и наблюдавший оттуда за сражением, увидел, что победа склонилась на сторону Русских, и обратился в бегство. Русские гнали татар до реки Мечи и овладели всем их станом. Куликовская битва имела огромное значение для Северной Руси и для Москвы. Современники считали ее величайшим событием и победителю татар, великому князю Дмитрию дали прозвище Донского за победу на Дону. Военное значение Куликовской победы заключалось в том, что она уничтожила прежнее убеждение непобедимости орды и показала, что Русь окрепла для борьбы за независимость. Потери от Куликовской битвы были нескончаемо велики. В 1382 году татары под предводительством хана Тохтамыша сумели одолеть Русь и снова обложили данью русские земли. Таким образом, свержение монголо-татарского ига было отложено еще на сто лет. Свержение монголо-татарского ига. До княжения Ивана III Русь продолжала периодически страдать от татарских набегов.

В 1462 году, после смерти Василия Темного княжить стал его старший сын Иван Васильевич. Выросши в тяжелое время междоусобий и смут, Иван рано приобрел житейский опыт и привычку к делам. Он блестяще повел свои дела и, можно сказать, закончил собирание великорусских земель под властью Москвы, образовав из своих владений единое Великорусское государство. И конечно, одним из самых знаменательных событий его правления стало освобождение России от гнета монголо-татарского ига. Что касается Золотой Орды, Иван III прекратил всякие зависимые к ней отношения не давал дани, не ехал в орду, не оказывал почтения хану. Однажды Иван III даже бросил на землю и топтал ногой ханскую басму, то есть тот знак вероятно, золотую пластинку с надписью, который хан вручил своим послам к Ивану, как знак их полномочий и власти. Слабый золотоордынский хан Ахмат пытался действовать против Москвы в союзе с Литвой, но так как Литва не давала ему верной помощи, он ограничивался набегами на московские границы. В 1472 году он пришел к берегам Оки и, пограбив, ушел назад, не смея идти на Москву.

В 1480 году он повторил свой набег. Оставив вправо от себя верховья Оки, Ахмат пришел на реку Угру, в пограничные между Москвой и Литвой места. Но и здесь он не получил помощи от союзника, так как в это самое время на Литву напал крымский хан, союзник московского князя. Москва встретила Ахмата сильной ратью. На Угре стояли друг против друга Ахмат и Иван III, оба в нерешимости начать прямой бой. Поведение Ивана III многие считали трусостью. Однако, простояв на Угре с лета до ноября месяца, дождавшись снегов и морозов, Ахмат вынужден был уйти домой. Сам он скоро был убит в усобице, а его сыновья погибли в борьбе с Крымской ордой. Золотая Орда окончательно распалась в 1502 году. Так окончилось для Москвы татарское иго, спадавшее постепенно и в последнюю свою пору бывшее номинальным. Но еще около трех столетий русским людям пришлось бороться с постоянным татарским разбоем, исходившим от оставшихся мелких кочевых татарских орд.

Дмитрий Донской. князь Московский, Великий князь Владимирский, с 1363 г. князь Новгородский. Родился 12 октября 1350 г. Сын Ивана Красного и княгини Александры, его второй жены. Прозвище Донской князь получил после победы в Куликовской битве 1380 г.

Куликовская битва и Дмитрий Донской

В начале XIV века сила Золотой Орды ослабела, и великий князь Дмитрий Иванович. почувствовав это, отказался выплачивать дань баскакам. Не желая терпеть такого самоуправства, хан Мамай собрал войско и двинулся на Русь — наказывать непокорных.

Обратившись ко всем русским княжествам с призывом о помощи, Дмитрий Иванович отправился ему навстречу. Два воинства сошлись на Куликовом поле — причем Дмитрий, отсекая даже саму мысль о поражении, приказал сжигать позади себя мосты .

На рассвете 8 сентября 1380 года русский монах Александр Пересвет и монгольский воин Челубей по традиции сошлись в битве один на один. Бой не принес победу ни одному из них — смертельно ранив друг друга копьями, оба воина пали. И тогда монгольское войско и дружина Дмитрия Донского, благословленная Сергием Радонежским, начали битву.

Засадный полк.

Хотя русские войска сражались храбро, по численности монголы значительно их превосходили. Уже начинало казаться, что Мамай одержит победу в этом бою — но Дмитрий Донской полагался не только на мужество своих воинов, но и на хитрую тактику.

В засаде был оставлен полк из более десяти тысяч воинов под командованием Дмитрия Боброка. В самый тяжелый момент сражения конница неожиданно вылетела из леса. Решив, что это подоспели к полю битвы основные силы русских, монголы обратились в бегство.

После этого боя князь Дмитрий Иванович и получил прозвище, под которым вошел в историю — «Донской» .

Итоги и историческое значение Куликовской битвы.

Несмотря на то, что татаро-монгольское иго продержалось на Руси еще ровно сто лет, Куликовская битва имела огромное значение для народа. После нее стало понятно, что Золотая Орда не является непобедимой, что ее можно сломить, и что обретение Русью свободы — только вопрос времени.

причины победы русского войска в Куликовской битве

Основными причинами победы русских войск в Куликовской битве были:

объединение русских земель, центром которых стала Москва, что позволило князю Дмитрию Ивановичу выставить против Мамая общерусское войско;

освободительный характер борьбы русского народа против ордынского ига;

массовый героизм, мужество и стойкость русских воинов;

ратное искусство князя Дмитрия Ивановича, проявившееся и в разработке стратегического плана войны с Мамаем, и в постановке оперативно-тактических задач, и в организации мобильной и дисциплинированной армии, в выборе места битвы, в построении русских войск перед боем.

5. Значение Куликовской битвы трудно переоценить:

хотя свергнуть ордынское иго не удалось, эта историческая задача была поставлена в повестку дня, и ее осуществление стало делом времени;

был развеян миф о непобедимости Золотой Орды;

после разгрома Мамая ускорился процесс распада Орды;

Куликовская битва укрепила роль Москвы как центра объединения всех русских земель в единое государство;

и самое главное — Куликовская победа положила начало духовному возрождению, росту самосознания русского народа.

Напутствие и Благославление Преподобного Сергия Радонежского.

Причиной Куликовской битвы стало обострение отношений с Золотой Ордой и рост влияния Московского княжества. Однако формальным поводом к началу конфликта стал отказ Московского князя увеличить размер выплачиваемой дани. Мамай планировал вооруженное столкновение с московской дружиной еще в 1378 г. Но войско мурзы Бегича потерпело серьезное поражение на реке Воже. Несмотря на серьезное усиление Москвы Дмитрию была необходима поддержка других удельных князей. Во многом для этого князь искал и получил благословение Сергия Радонежского, иконы которого можно увидеть сегодня во многих церквях. Но, несмотря на это ни Рязань, ни Тверь не откликнулись на его призыв. А князья Суздаля вообще выступили на стороне Мамая.

Участники Куликовской битвы стремились собрать как можно больше войск. В распоряжении Дмитрия Донского были только воины Московского и Владимирского княжеств, а так же, воины князя Андрея Ольгердовича. По современным оценкам историков общая их численность достигала 50 - 100 тыс. человек. К ордынскому войску, составлявшему, по оценкам разных специалистов от 60 до 150 тыс. воинов, спешил литовский князь Ягайло. Дмитрий стремился не допустить соединения войск Мамая и это ему удалось. Так же, в войске Мамая было около 4 тыс. генуэзцев, наемников мусульман, ясов и других.

Из летописных источников известно, что Куликовская битва произошла в районе устья Непрядвы и Дона. Однако достоверно известно, что в тот период левый берег Непрядвы был покрыт лесом. А существующее и сегодня небольшое поле слишком мало для того, чтобы на нем произошла столь масштабная битва. В этих местах не было найдено ни древнего оружия, ни останков. Таким образом, вопрос о месте сражения для многих исследователей остается открытым.

Краткое описание Куликовской битвы, произошедшей 8 сентября 1380 г. не займет много времени. Из жития Сергия Радонежского известно, что битву предварял поединок двух богатырей Пересвета и Челубея. Однако в ранних источниках о нем не упоминается. Перед началом Куликовской битвы, 7 сентября, русские войска были выстроены в боевые порядки. Основной полк располагался в центре и находился под командованием окольничего Вельяминова. Полк правой руки был отдан под командование Андрея Ольгердовича, литовского князя, полком левой руки командовал Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский. Где размещался засадный полк точно не известно. Вероятно - позади полка левой руки. Именно он и решил исход сражения.

Итогом Куликовской битвы стало бегство Мамая и его войска. При чем засадный полк преследовал врагов еще 50 верст до реки Красная Меча. Сам Дмитрий Донской в этом сражении был сбит с коня. Его нашли только по окончании битвы.

Последствия Куликовской битвы оказали серьезное влияние на дельнейшую историю Руси. Хотя ордынское иго не закончилось, как многие надеялись, но размер взимаемой дани уменьшился. Авторитет Москвы и князя Дмитрия возрос, что позволило Московскому княжеству стать центром объединения земель Руси. Значение Куликовской битвы еще и в том, что она показала возможность окончательной победы над ордынцами и близость окончания ига.

Куликовская битва и ее предпосылки

Во второй половине XIV века Золотая Орда все отчетливей переживает упадок. Это государство, как и многие масштабные образования, столкнулось с раздробленностью и внутренними междоусобицами, серьезно ослабившими его военную мощь. Одновременно на этом фоне происходило возрождение русских княжеств. Новым центром восточных славян становится Московское. В раздираемой же междоусобицами Золотой Орде к власти приходит темник Мамай. Первая попытка сломить возвышающуюся Москву была предпринята еще в 1378 году. Однако тогда орда Мамая была разбита на реке Воже. Спустя два года формальным поводом к Куликовскому сражению стал демонстративный отказ Дмитрия Донского повысить размер дани, которая уже полтора века выплачивалась татарским ханам. В ответ на это ордынский темник вновь стал собирать армию.

К сентябрю 1380 года Дмитрий Донской располагал сборной дружиной нескольких княжеств общей численностью в 50-100 тысяч человек. На стороне Мамая выступило непосредственно ордынское войско, насчитывавшее от 60 до 150 тысяч мужчин, а также наемники и союзники из Великого Княжества Литовского. Последние имели интерес в западных русских территориях и также не желали нового возвышения Руси. Большим стратегическим успехом княжеских полководцев стало то, что они не допустили объединения двух войск. Этот факт не в последнюю очередь позволил выиграть сражение. Аутентичные источники описывают сам ход его достаточно кратко. Куликовская битва произошла в устье рек Дона и Непрядвы. Долгое время у современных историков вызывала сомнения правдивость этого летописного сообщения. Однако в последние годы большая часть научного сообщества согласилась с этим фактом. По сообщениям тех же летописных источников, генеральному сражению предшествовала битва между сильнейшими богатырями двух сторон: Челубеем и Пересветом. Впрочем, далеко не везде есть это упоминание. По всей видимости, это лишь красивая история средневековых хронистов. О самой битве известно достаточно мало. Летописи твердят лишь, что русскими полководцами была использована военная хитрость в виде выманивания татарской конницы и последующего удара ей в тыл со стороны засадного полка. Ордынцы были оттеснены к реке и перебиты.

Как видим, этот исторический эпизод полон недосказанностей, а его полная историческая реконструкция сегодня уже невозможна ввиду отсутствия непротиворечивых источников. Значение Куликовской битвы кратко выразить сложно, однако мы попробуем. В результате этой победы Русь вовсе не отделалась от ордынского ига. Князья и дальше продолжали платить дань в течение сотни лет. Однако важным моментом было то, что Московское княжество продолжило свою победоносную поступь. Это позволило сплотить вокруг себя большинство русских земель и в будущем покончить с игом.

Источники: historykratko.com, infoogle.ru, otvet.mail.ru, historykratko.ru, fb.ru

Каждый август, на успенский пост, Тверь отмечает очередную годовщину поворотного момента в истории России - день Щелканова разорения. Под таким названием вошло в историю антиордынское восстание тверитян, возмутившихся в конце лета 1327 года насилием и поборами ханского посла Чолхана (Щелкана, на русский манер). События XIV века очень важны для понимания современной России. Попробуем пояснить, чем именно.

Врез: Сегодня в Москве, в храме Христа Спасителя, можно поклониться мощам Андрея Первозванного, Марии Египетской, Александра Невского и Михаила Тверского. Получается, что Москва признала нравственный подвиг великого тверского князя.


Это Тверь
А это Москва

Тверской рыцарь - предвестник свободы

Михаил Ярославич, князь тверской и великий князь владимирский, в 1305 году первым стал носить титул «великий князь всея Руси». Однако в 1317 году хан Узбек передал великокняжеский стол московскому князю Юрию Даниловичу и послал ему в помощь для борьбы с Тверью войска. 22 декабря 1317 года Михаил Ярославич Тверской в битве у села Бортенево разбил объединенное войско татар и москвичей. После этого князь, вынужденный отправиться на суд к хану Узбеку, чтобы не допустить разорения Твери, был убит в Орде.
Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира). Что же происходило между двумя этими датами?

Православное восстание в Твери

Тверское княжество, образованное в свое время Александром Невским, вынуждено было сдерживать с запада экспансию католических рыцарских орденов, а с востока - москвичей в союзе с ордынцами. Более века длилось противостояние Москвы с Тверью. Нравственное превосходство Твери проклятием висело над Москвой еще со времен, когда Юрий Московский оклеветал Михаила Ярославича Тверского.
15 сентября 1326 года в Орде был казнен тверской князь Дмитрий Грозные Очи, сын Михаила Тверского, убивший князя Юрия Московского за наговоры на отца. Ярлык на великое княжение, однако, все равно достался Твери, другому сыну Михаила Тверского - князю Александру Михайловичу.
Поначалу все складывалось благополучно, но в конце лета 1327 года в Тверь с большой свитой приехал двоюродный брат хана Узбека - ханский посол Щелкан. Он поселился в княжеском дворце, после чего «сотворил великое гонение на христиан: насилие, грабеж, избиение и поругание». Пошел даже слух, будто Щелкан собирался перебить русских князей и сам сесть на тверской престол, а русский народ обратить в ислам. Все ожидали, что это случится на праздник Успения.
Однако 15 августа спонтанно вспыхнуло восстание. Татары из свиты Щелкана пытались отнять лошадь у дьякона Дудко, и народ вступился за него. Потом мужики кинулись громить татар по всему городу. Щелкан со свитой хотел спрятаться в резиденции, но был сожжен заживо вместе с дворцом; были перебиты все ордынцы, находившиеся в Твери, включая купцов.
Хан Узбек немедленно организовал карательную экспедицию против Твери. К карательному войску москвичей присоединились еще силы Александра Васильевича Суздальского.
Тверской князь Александр Михайлович укрылся в свободном Пскове, а его братья Константин и Василий - в Ладоге. Тверь, Кашин, Торжок были разграблены, жители истреблены, другие отведены в неволю. Александра же было велено искать по всей русской земле.

Новые переговоры и потеря Тверью вечевого колокола

Около десяти лет прожил тверской князь Александр Михайлович в Пскове. В 1336 году он послал в Орду сына Федора, который вернулся с татарским послом. Хан простил Александра, и тот решил лично ехать к Узбеку. Узбек вернул Александру тверское княжение.
Однако вскоре московский князь Иван Калита опять очернил тверского князя перед ханом. Многие приближенные к Узбеку татары, в том числе и его жена, заступались за Александра. Тем не менее Узбек объявил, что тверской князь должен умереть. Его казнили вместе с Федором. Растерзанные тела их были привезены во Владимир, где их отпел митрополит Феогност, а затем погребены в Твери.
Иван Калита распространил свое влияние и на Тверское княжество. Тверитяне в знак своего повиновения отослали в Москву большой соборный колокол.
Несмотря на трагический исход, тверское восстание 1327 года имело долгосрочные последствия. Ханы Орды в дальнейшем отказались от попыток прямого управления русскими землями (в дальнейшем они собирали дань только через русских князей) и попыток исламизации русских княжеств. Это, собственно, и сделало возможным сохранение русского народа.

Русские против русских

На самом деле на Куликовском поле столкнулись две русские армии. Это позже официальной пропаганде московских царей понадобилось скрыть правду - и был создан миф о борьбе Московской Руси с татаро-монгольским игом. Куликовская битва - это всего лишь эпизод борьбы западной Руси во главе с киевлянином Мамаем, захватившим власть в Золотой Орде, и московским князем Дмитрием, который, по существу, выполнял команды монгольского хана Синей орды Тохтамыша.
Даже современный школьный учебник как-то стыдливо недоговаривает, что уже в конце сентября, через две недели после Куликовской битвы, состоялась еще более грандиозная битва - между войсками киевлянина Мамая и монгольского хана Тохтамыша. В битву с монголами Мамай вынужден был вступить в одиночестве, без союзников. И в этой битве Мамай потерпел поражение. Бежал в Крым и там был убит.

Диспозиция накануне Куликовской битвы

В правление хана Узбека (1312-1342) и его сына Джанибека (1342-1357) Золотая Орда достигла своего расцвета. Узбек провозгласил ислам государственной религией. Мятежи эмиров, не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены. Казням подверглись и некоторые русские князья. Узбек построил город Сарай аль-Джедид («Новый дворец»), много внимания уделял развитию торговли. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживленную торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. В степи от Дуная до Иртыша было порядка 150 золотоордынских городов - центров караванной торговли.
Колонии католических генуэзцев в Крыму и в устье Дона, на землях древнего Боспорского царства, использовались Ордой для торговли сукном, льном, оружием, украшениями, пряностями, мехами, кожей, медом, солью, зерном, лесом, рыбой, икрой, оливковым маслом и рабами.
По Дону, Волге и Днепру корабли торговцев могли попасть в Прибалтику и на Белое море. Главным перевалочным пунктом был Валдай, в пределах нынешней Тверской и Новгородской областей, где суда перетягивались из Волги в Даугаву, притоки Невы или Днепра.

Для Руси это было время собирания духовных сил. Преподобный Сергий Радонежский явился тем духовным основанием, на котором было создано современное российское общество. Сергий Радонежский имел контакты с монахами Афона. Их учение о Фаворском свете он воспринял практически первым на Руси. Горячим сторонником исихазма, учения о нетварном Фаворском свете, был митрополит Алексий Московский, учитель и покровитель преподобного Сергия. Он общался с византийским патриархом Филофеем Коккином, учеником Григория Паламы, основателя исихазма.
Фаворский свет стал частью официальной православной доктрины. Многие отшельники-исихасты после нескольких веков перерыва вновь стали селиться в верховьях Волги и Белоозерье.

В Синей Орде к тому времени крепко утвердился ислам, пришедший на смену иудаизму Хазарии и древним ведическим культам. Возглавлял Синюю Орду хан Тохтамыш, потомок Чингисхана. После Куликовской битвы Тохтамыш с помощью Тимура, правившего Средней Азией, овладел престолом Золотой Орды. По существу, москвичи помогали воцарению в Орде Тохтамыша, классического азиатского диктатора, которому противостоял Мамай, опиравшийся на европейские крымские республики.

Мамай происходил из древнего племени киятов. Некоторые исследователи утверждают, будто в булгарских летописях говорится, что Мамай из рода Кулябских ханов. А Кулябом татары называли Киев. Мамая на современный лад надо было бы называть украинцем.
Женат Мамай был на дочери ордынского хана Бердибека, со смертью которого пресеклась законная династия Батуидов. Со второй половины 1350-х годов Мамай - наместник Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 года занимал должность беклярбека - одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входили руководство армией, внешними делами и верховный суд.
Мамай стремился возвратить династию Батуидов на главный престол. Не будучи чингизидом, он сам не мог официально стать ханом, поэтому в августе 1361 года возвел на престол своего ставленника Абдуллу из рода Батуидов. Но другие претенденты на трон Золотой Орды не согласились признать его власть. С 1359 по 1370 год Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами Золотой Орды.
Тем не менее Мамай поставил под свой контроль степь от Крыма до правого берега Волги. Временами ему удавалось овладевать столицей Золотой Орды. Ставка же самого Мамая находилась в низовьях Днепра в современной Украине. Во внешней политике он ориентировался на союз с европейскими государствами Генуей, Литвой, Венецией и рядом других.
В 1370 году умер хан Абдулла. Новым великим ханом Золотой Орды Мамай провозгласил восьмилетнего Мухаммеда-Булака, также из рода Батуидов, который оставался формальным ханом Мамаевой Орды вплоть до 1380 года. Он погиб в Куликовской битве. Гибель чингизида Мухаммеда-Булака стала причиной поражения Мамая и победы восточной коалиции.

Военная дипломатия

На первых порах своего правления Мамай оказывал поддержку Москве. В 1363 году между Мамаем и митрополитом Московским Алексием, фактическим правителем Московского княжества при малолетнем князе Дмитрии, был заключен договор об уменьшении дани, взимаемой с Московии. Есть даже версия, что перед этим Мамай способствовал освобождению митрополита Алексия из заточения в Литве, где тот находился в 1358-1359 годы.
В 1363 году Мамай выдал ярлык на княжение малолетнему московскому князю Дмитрию. Однако в 1370 году он отнял у Дмитрия великое княжение и передал его тверскому князю, который традиционно проводил прозападную политику. Впрочем, уже в 1371 году князь Дмитрий лично приехал в Мамаеву Орду и в итоге получил ярлык на великое княжение обратно из рук нового хана Мухаммада-Булака. Однако в 1374 году происходит окончательный разрыв между Москвой и Мамаевой Ордой и начинается «великое розмирье».

Западная коалиция

Из сохранившихся немецких и тверских летописей мы узнаем о продолжении Куликовского сражения - появлении на поле брани союзного Мамаю русского войска Великого княжества Литовского, которое было в союзе с Тверью и Рязанью. Оно разгромило войска Дмитрия Донского. Тот отступил в Москву, а Мамай ушел на Днепр.
Средневековая Литва, возникшая в середине XIII века, занимала территорию от Балтийского до Черного моря. В нее входили и исконные русские земли на Валдае. В 1350 году великий князь литовский Ольгерд женился на дочери великого князя тверского Александра Михайловича - Иулиании. Двое из их сыновей - Ягайла и Свидригайло - стали великими русско-литовскими князьями, а Ягайла - еще и королем Польши, основателем европейской королевской династии Ягеллонов. Таким образом, все нынешние королевские фамилии Европы имеют происхождение из русской Твери.
Тверская княжна Ульяна была ревностной христианкой. Она основала первый женский православный монастырь, в Вильнюсе она построила каменные храмы. В год Куликовской битвы русской Литвой правил ее сын Ягайло. Несложно предположить, что русская христианка Ульяна играла решающую роль в дипломатии накануне и после Куликовского сражения. Она выросла среди великих русских рыцарей, князей Твери, первых поднявших знамя борьбы за освобождение от ордынского ига. Если бы все вышло, как было задумано, Русь бы стала свободной на 100 лет раньше.

Новая угроза с востока

Как мы уже писали, весной 1378 года хан Тохтамыш вторгся на Русь, контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 года Тохтамыш сумел захватить весь юг Руси, включая город Азов. Под контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи между Доном и Днепром, да еще Крым. Мамай отчаянно пытался собрать западную коалицию, но московский князь Дмитрий вышел из договора. Последствия для Руси были трагичными.
В этих условиях Мамай организовал масштабный поход в Московию, чтобы соединиться со своими союзниками: литовским войском, Тверью, другими западными христианскими княжествами. Его дипломаты объясняли северным князьям необходимость единения для того, чтобы противостоять Тохтамышу и предупредить разорение русских земель, земель северной и западной Европы.

Христианский раздор

При этом всегда существовала и тайная борьба католических и православных дипломатов. При посредничестве православного митрополита Алексия и посланца константинопольского патриарха Киприана русские князья еще до прихода армии Тохтамыша составили коалицию и стали готовиться к войне с Мамаем, учитывая сильное влияние в его стане миссионеров-католиков. Основой коалиции, усилиями православных священников, должен был стать союз между Москвой, Тверью и Рязанью. Этот союз готовился долго.
Однако весь план коалиции оказался под угрозой после того, как в Твери появился беглый московский боярин свободолюбивых взглядов Вельяминов. Он поведал тверскому князю о двуличной политике Москвы. Вероятно, стали известны сведения о закулисных сепаратных переговорах москвичей с посланцами Тохтамыша.
Вельяминов отправился к Мамаю, после чего хан передал ярлык на Владимирский престол тверскому князю Михаилу Александровичу Тверскому, заподозрив москвичей в тайном союзе с Тохтамышем.
Узнав об этом, московский князь Дмитрий Московский сказал послу Мамая Ачихоже: «К ярлыку не еду, князя Михаила на княжение в землю владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист». Это явилось переломным моментом в отношениях Москвы и Орды Мамая.

Новая война Москвы и Твери

Михаил Александрович - сын великого князя тверского Александра Михайловича, в 1368 году утвердился в Твери. В этом же году войска московского князя Дмитрия осадили город. Михаил бежал в Литву. В 1369 году он вновь вернулся в Тверь, но на следующий год Дмитрий Донской вторично занял город, и Михаил опять оказался в Литве.
Летом 1372 года он с помощью литовских войск вернулся в Тверь. Но в этом же году московский князь Дмитрий заключает с Литвой Любутский мир. В 1375 году войска промосковских княжеств обрушились на Тверь. После месячной осады Михаил признал свое поражение и вынужден был присоединиться к московской коалиции. Боярина Вельяминова князь Дмитрий хитростью выманил из ставки Мамая на Русь, схватил и обезглавил.
В 1375 году Дмитрий наконец все же договорился с Тверью о взаимной военной поддержке: «А пойдут на нас татарове али на тобе, нам с тобою иде противу их; аще мы пойдем на татар, то тебе единою с нами поиде противу им». Тверь соглашается на союз с Москвой, учитывая, что ее лазутчики доносят: из глубин Евразии на Русь надвигается новая Орда.

Москва ведет неразумную политику, провоцируя Мамая

Угроза с Востока становится более опасной, чем угроза с католического Запада. Однако Москва ведет себя крайне неосмотрительно. Она провоцирует войну с Мамаем, который мог бы быть естественным союзником русских княжеств перед новым вторжением монголов. После подписания мира между Тверью и Москвой весной 1376 года русское войско во главе с Д.М. Боброком-Волынским вторглось на Среднюю Волгу.
В отместку перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Синей Орды Арапша разорил Новосильское княжество, в 1377 году на реке Пьяна Мамай разгромил московско-суздальское войско, разорил Нижегородское и Рязанское княжества. В 1378 году хан Мамай все-таки решился на прямое столкновение с Дмитрием, но посланное им войско под командованием мурзы Бегича потерпело поражение на реке Воже. Мамаем в отместку было вновь разорено Рязанское княжество. Но уже в 1378-1380 годах Мамай потерял свои позиции на Нижней Волге под натиском огромного войска Тохтамыша, пришедшего из-за Урала.

Войска занимают позиции

Орда представляла собой сложный конгломерат племен и народностей. Потомки монголов, приведенные на Волгу Батыем, по-прежнему составляли ядро ее военной организации. При этом на левом берегу Волги - в Синей Орде - были строже исламские обычаи, общество было более ортодоксальным и консервативным. Эти места заселяли потомки булгар и хазар. На западном берегу Волги основным населением степей были половцы и славяне. Потомки восточных завоевателей сохранили военную власть над половцами, но приняли их культуру, постепенно растворившись в местном населении. К этому времени Орда Мамая в основном состояла из южнорусских народов - переродившихся иудеев хазар, православных булгар, половцев, алан, славян и пр. Наследниками этого мира являются современные народы юга России и Украины. Все это многообразие и составляло Орду Мамая.

Геннадий Климов

Продолжение следует ….


История военно-морского искусства

Куликовская битва

Верховный правитель Золотой Орды Мамай был поражен разгромом своих войск на реке Воже: армия была разбита, богатый «русский улус» - потерян.

Мамай решил восстановить «право» Золотой Орды на этот «улус» и поднять пошатнувшийся авторитет татарской «непобедимости», подорванной победой русских на реке Воже. Готовясь к новому походу на Москву, он объединил все татарское войско под своим руководством, а противившихся этому приказу казнил. Затем он призвал в помощь татарскому войску наемников - тюрко-монгольские племена из-за Каспия, черкесов с Кавказа и генуэзцев из Крыма. Таким образом Мамай собрал огромное войско, достигавшее 300 тыс. человек. Наконец, он привлек на свою сторону литовского князя Ягайло , боявшегося возвышения Москвы. Рязанский князь Олег также выразил свою покорность Мамаю и обещал совместно с литовским князем действовать на стороне татар против Москвы.

Летом 1380 г. Мамай во главе многотысячной армии предпринял поход против Москвы с целью ее окончательного разгрома и подчинения Золотой Орде. Разбойничий девиз татарских полчищ гласил: «Казнить рабов строптивых! Да будут пеплом грады их, веси(села) и церкви христианские! Обогатимся русским золотом».

Переправив свои войска через Волгу, Мамай повел их к верховьям Дона, где должен был соединиться с войсками Ягайло и Олега.

Когда московский князь Димитрий Иванович получил известие о движении Мамая на Русь, он энергично взялся за подготовку разгрома татар. Во все княжества он послал гонцов с приказом, чтобы все князья немедленно со своими войсками шли в Москву. Русский народ, питая жгучую ненависть к татарам- поработителям, горячо откликнулся на патриотический призыв московского князя. В Москву шли не только князья со своими дружинами, но и крестьяне и горожане, которые составили основную массу русского войска. Таким образом, в исключительно короткий срок московскому князю удалось собрать войско в 150 тыс. человек.

Димитрий Иванович созвал в Москве военный совет из князей и воевод , которому предложил свой план разгрома татар . Согласно этому плану, русские войска должны были выступить навстречу врагу, захватить инициативу в свои руки и, не допуская соединения сил противника, разбить его по частям. Совет утвердил план князя Димитрия и наметил сбор войска в Коломне.

К концу июля большая часть русского войска уже была сосредоточена в Коломне. Здесь Димитрий Иванович произвел смотр своим войскам. Затем он выделил сильный разведывательный отряд во главе с опытными дружинниками Родионом Ржевским, Андреем Волосатым и Василием Тупиком и направил его к верховьям Дона. В задачу разведывательного отряда входило определение сил противника и направления его движения. Не получая долго от этого отряда никаких сведений, Димитрий Иванович выслал второй разведывательный отряд с той же целью.

На пути к Дону второй отряд встретил Василия Тупика, возвращавшегося в Коломну с захваченным «языком». Пленный показал, что Мамай медленно продвигается к Дону, поджидая, когда к нему присоединятся литовский и рязанский князья. Соединение противников должно было произойти 1 сентября близ устья реки Непрядвы, притока Дона.

Получив эти сведения, Димитрий Иванович созвал военный совет, который решил немедленно начать движение русских войск к Дону, чтобы разгромить основные силы Мамая до подхода к нему остальных противников.

26 августа русские войска вышли из Коломны и двинулись левым берегом реки Оки на юго-запад. Через два дня они достигли устья Лопасни (приток Оки), где 28-го переправились на правый берег Оки и пошли прямо на юг. Такой маршрут полностью соответствовал политическим и стратегическим соображениям московского князя, не желавшего совершать переход к Дону через земли рязанского князя Олега.

Димитрий Иванович знал, что Олег предал интересы своего свободолюбивого народа татарам-поработителям, поэтому стремился свой переход к Дону сделать скрытным и неожиданным для изменника-князя. Олег же был убежден, что московский князь не решится выступить против Мамая и во время похода татар на Москву «убежит в далекие места». Об этом он и писал тогда Мамаю, рассчитывая получить от него владения московского князя.

5 сентября передовые конные отряды русских вышли к устью Непрядвы, куда через два дня подошли и все остальные войска. По донесениям разведки, Мамай стоял в трех переходах от Непрядвы, у Кузьминой гати, где ожидал литовскую и рязанскую дружины. Как только Мамай узнал о приходе русских на Дон, он решил не допустить их переправы на левый берег. Но было уже поздно.

7 сентября Димитрий Иванович созвал военный совет для обсуждения вопроса о переходе через Дон. Постановка этого вопроса на военном совете была не случайной, ибо часть князей и воевод высказывалась против перехода за Дон. Они не были уверены в победе над противником, количественно превосходившим русскую армию, которая при вынужденном отступлении не смогла бы уйти от татар, имея позади себя водную преграду - Дон. Чтобы склонить своих колеблющихся военачальников на переход через Дон, Димитрий Иванович на совете сказал: «Любезные друзья и братья! Знайте, что не за тем я пришел сюда, чтобы на Олега и Ягайло смотреть или охранять реку Дон, но чтобы русскую землю от плена и разорения избавить или голову свою за Русь положить. Честная смерть лучше позорной жизни. Лучше было не выступать против татар, чем, выступив и ничего не сделав, вернуться назад. Сегодня же пойдем за Дон и там или победим и весь русский народ от гибели сохраним, или сложим свою голову за нашу родину».

Выступление Димитрия Ивановича на военном совете в защиту наступательных действий с целью уничтожения живой силы врага отвечало стремлению русского народа и его вооруженных сил покончить с татарами-поработителями. Решение совета о переходе через Дон имело еще и то исключительно важное стратегическое значение , что оно давало возможность русским держать инициативу в своих руках и бить противников по частям.

В ночь на 8 сентября русская армия переправилась через Дон, а утром под прикрытием тумана выстроилась в боевой порядок. Последний соответствовал сложившейся обстановке и тактическим особенностям боевых действий татар. Димитрий Иванович знал, что основная сила огромного войска Мамая - конница - сильна сокрушительными фланговыми ударами. Поэтому, чтобы победить врага, надо было лишить его этого маневра и вынудить перейти к фронтальному удару. Решающую роль в достижении этой цели играли выбор позиции боя и искусное построение боевого порядка.

Позиция, занятая русскими войсками для решительного боя с татарами, находилась на Куликовом поле. Она была ограничена с трех сторон реками Непрядва и Дон, имеющими во многих местах крутые и обрывистые берега. Восточная и западная части поля пересекались оврагами, по которым протекали притоки Дона - Курца и Смолка и притоки Непрядвы - Средний и Нижний Дубяк. За рекой Смолка находилась большая и густая Зеленая Дубрава. Таким образом, фланги русских войск были надежно защищены естественными преградами, которые в значительной степени ограничивали действия татарокой конницы. Пять полков и общий резерв русских войск были построены в боевом порядке на Куликовом поле. Впереди стоял сторожевой полк , а за ним на некотором расстоянии передовой полк под командой воевод Димитрия и Владимира Всеволодовичей, в состав которого входила пешая рать Вельяминова. За ним находился большой полк , состоявший главным образом из пехоты. Этот полк являлся основой всего боевого порядка. Во главе большого полка стояли сам Димитрий Иванович и московские воеводы. Вправо от большого полка располагался полк правой руки под командой Микулы Васильева и князей Андрея Ольгердовича и Семена Ивановича. Полк левой руки во главе с князьями Белозерскими стоял влево от большого полка у реки Смолки. Эти два полка состояли из конной и пешей дружин. Позади большого полка был расположен частный резерв , состоявший из конницы. За левым флангом боевого порядка, в Зеленой Дубраве был укрыт сильный засадный полк (общий резерв) , который состоял из отборной конницы под командой князя Серпуховского и боярина Боброка Волынца. Для наблюдения за литовским князем был послан разведывательный отряд.

Такое расположение русских войск на Куликовом поле полностью соответствовало замыслу Димитрия Донского - решительным сражением уничтожить врага.

Исходя из сложившейся обстановки на Куликовом поле, Мамай вынужден был отказаться от своего излюбленного способа атаки флангов и принять фронтальное сражение, крайне невыгодное для него. В центре боевого порядка своего войска Мамай поставил пехоту, состоявшую из наемников, на флангах - конницу.

С 12 часов дня татарское войско пошло на сближение. По обычаю того времени сражение начали богатыри. Русский богатырь Александр Пересвет вступил в единоборство с татарским богатырем Темир-Мурзой. Богатыри пустили коней вскачь навстречу друг другу. Удар столкнувшихся в поединке богатырей был настолько силен, что оба противника пали мертвыми.

Столкновение богатырей явилось сигналом к началу боя. Основная масса татар с диким криком бросилась на передовой полк, который смело вступил с ними в бой. В передовом полку был и Димигрий Иванович, перешедший сюда еще до начала сражения. Его присутствие вдохновляло воинов; вместе с ними он сражался насмерть.

Русские мужественно отбивали натиск озверелых орд Мамая, и почти все воины сторожевого и передового полков пали смертью храбрых. Лишь небольшая группа русских воинов вместе с Димитрием Ивановичем отступила к большому полку. Началась страшная битва между главными силами противников. Рассчитывая на свое численное превосходство. Мамай пытался прорвать центр боевого порядка русских, чтобы уничтожить их по частям. Напрягая все силы, большой полк удержал свои позиции. Нападение врага было отбито. Тогда татары обрушились своей конницей на полк правой руки, который успешно отбил этот натиск. Затем татарская конница устремилась на левый фланг, и полк левой руки был разбит; отступив к реке Непрядва, он оголил фланг большого полка. Охватывая левый фланг русских войск, татары начали заходить в тыл большого полка, одновременно усиливая атаку с фронта. Но этим заходом враг поставил фланг и тыл своей конницы под удар засадного полка, скрытого в Зеленой Дубраве и терпеливо выжидавшего нужный момент для нанесения сокрушительного удара.

«...Наш час пришел. Дерзайте, братья и други!» - обратился Боброк к войскам засадного полка и отдал приказ решительно атаковать врага.

Отборные дружины засадного полка, все время рвавшиеся в бой, стремительно налетели на татарскую конницу и нанесли ей страшное поражение. От столь неожиданного и ошеломляющего удара в рядах врага произошло замешательство, и он начал в панике отступать, преследуемый всеми русскими войсками. Паника была настолько сильной, что Мамай уже не смог восстановить боевого порядка своих войск. Он также, обезумев от страха, бежал с поля боя.

Русские преследовали татар на протяжении 50 км и остановились лишь на берегах реки Красная Меча . Весь громадный обоз Мамая был взят русскими.

Противник в Куликовской битве потерял свыше 150 тыс. человек, русские - около 40 тыс.

Литовский князь Ягайло, шедший на соединение с Мамаем, во время битвы находился в одном переходе от Куликова поля. Узнав о поражении татар, он спешно увел свои войска в Литву. Вслед за Ягайло бежал в Литву и рязанский князь Олег. Его изменнический план не нашел поддержки у народа. Население Рязанского княжества, страдавшее от опустошительных татарских набегов, было на стороне московского князя Димитрия Ивановича и горячо сочувствовало его победе над ордами Мамая.

В честь этой победы московский князь Димитрий Иванович был назван Донским.

Выводы

Историческое значение Куликовской битвы заключается в том, что она положила начало освобождению Руси от татарского ига и способствовала объединению, централизации и упрочению Русского государства.

Куликовская битва показала бесспорное превосходство русского военного искусства над военным искусством татар.

Димитрий Иванович Донской был выдающимся политическим и военным деятелем русского народа.

Как государственный деятель он успешно решал важнейшую политическую задачу объединения русских земель вокруг Москвы. Он понимал, что борьба против татар, как наиболее сильного и опасного противника, требовала объединения всего русского народа.

Как полководец Димитрий Донской показал высокие образцы военного искусства. Его стратегия, так же как и стратегия Александра Невского, носила активный характер. Освободительные цели войны привлекли на сторону князя Димитрия народ, который поддерживал его решительные действия против татар. Войска Димитрия Донского были воодушевлены великой целью освободительной борьбы против иноземного ига, что и определяло высокий уровень и прогрессивный характер военного искусства в борьбе с татарами.

Для стратегии Димитрия Донского было характерно сосредоточение основных сил и средств на решающем направлении . Так, на Куликовом поле против Мамая он сосредоточил все силы, а против литовского князя Ягайло - небольшой разведывательный отряд.

Тактика Димитрия Донского носила активный, наступательный характер. Наступление с целью уничтожения живой силы врага являлось характерной чертой полководческого искусства Димитрия Донского.

Большое значение Димитрий Донской придавал разведке, резервам, а также взаимодействию всех частей боевого порядка, преследованию и уничтожению разбитого противника.

Куликовская битва является крупной исторической победой русского военного искусства над военным искусством татар, считавшихся «непобедимыми».

Советский народ чтит имена своих великих предков, бережно хранит и развивает их богатое подвигами военное наследство. Мужественный образ их служит символом справедливости в борьбе против иноземных поработителей и вдохновляет народ на героические дела во имя свободы и независимости социалистической Родины.




Огромное значение для развития военного и военно-морского искусства имело изобретение пороха и введение огнестрельного оружия. Впервые огнестрельное оружие применили китайцы. Есть сведения, что в Китае пушки, стрелявшие каменными ядрами, применялись в 610 г. до н. э. Известен также случай использования китайцами пушек в 1232 г. при обороне Канфэнг-фу от монголов.

От китайцев порох перешел к арабам, а от арабов - к европейским народам.

На Руси начало применению огнестрельного оружия положил московский князь Димитрий Иванович Донской. В 1382 г. москвичи впервые в истории войн на Руси использовали против татар пушки, установленные на стенах Кремля.

Появление огнестрельного оружия на Руси имело большое значение для развития русского военного искусства; оно также способствовало централизации и укреплению Московского государства.

Энгельс отмечал: «Чтобы добыть огнестрельное оружие, нужны были промышленность и деньги, а тем и другим владели горожане. Огнестрельное оружие было поэтому с самого начала оружием городов и возвышающейся монархии, которая в своей борьбе против феодального дворянства опиралась на города».


3 сентября 1260 года в Палестине возле города Айн-Джалут произошло одно из судьбоносных сражений мировой истории. Египетская армия под руководством султана Кутуза и эмира Бейбарса разгромила татаро-монгольское войско, которым командовал найманский полководец Китбука (Китбуга). Монголы впервые потерпели сокрушительное поражение, остановившее их экспансию на Ближнем Востоке. За предыдущие полвека они выигрывали все крупные битвы со всеми своими противниками - китайцами, персами, арабами, половцами, булгарами, русичами и европейскими рыцарями, благодаря чему им удалось покорить почти всю Евразию, от Индокитая до Венгрии и Польши. О непобедимости татаро-монгол ходили легенды, однако египетские мамлюки, возможно, из-за своей неосведомленности, не испугались столь грозного врага.

Интересно, что Китбука был христианином. Христиане же составляли значительную часть его войска, что не мешало ему действовать с типичной для ордынцев жестокостью. В 1258 году Китбука возглавлял один из туменов, захвативших Багдад, разрушивших его до основания и вырезавших всё население города. По разным оценкам монголы тогда убили от 90 до 200 тысяч человек. После этого "сверкающий алмаз Междуречья" надолго обезлюдел и уже никогда не смог вернуть себе былое величие.
В 1259 году настала очередь Сирии. 70-тысячное войско, возглавляемое ханом Хулагу, вторглись в нее с северо-востока, захватило Дамаск, Алеппо, Баальбек и Сидон. С жителями Алеппо, которые упорно оборонялись, монголы поступили так же, как с багдадцами, оставив в живых только одного искусного ювелира. Казалось, что вскоре та же участь ожидает и остальные города Сирии и Палестины, однако в июне 1260 года до Хулагу дошла весть о внезапной смерти Мункэ - великого хана Монгольской империи. Хулагу с большей частью войска спешно ушел на восток, чтобы принять участие в борьбе за престол, оставив в Сирии 20 тысяч воинов под командованием Китбуки. За такую самонадеянность и недооценку противника ему вскоре пришлось дорого заплатить.
Однако поначалу Китбуке сопутствовал успех: он вторгся в Самарию, легко захватив Наблус, а затем - Газу. Уверенный в своих силах, он направил каирскому султану Кутузу гонца с ультиматумом следующего содержания:
Великий Господь избрал Чингиз-хана и его род, а все страны на земле пожаловал нам. Всем известно, что каждый, кто отказался повиноваться нам, перестал существовать вместе с его женами, детьми, родичами и рабами. Молва о нашей безграничной мощи разнеслась подобно сказаниям о Рустеме и Исфендияре. Так что, если ты покорен нам, то пришли дань, явись сам и проси прислать к тебе нашего наместника, а если нет, то готовься к войне.
Кутуз, ранее не общавшийся с монголами, рассвирепел от такой неслыханной наглости. Первой жертвой султанского гнева стал ни в чем не повинный гонец, которого Кутуз велел казнить. Затем он объявил в Египте мобилизацию. Сколько воинов ему удалось собрать, неизвестно, различные летописцы и историки называют разные цифры, но в любом случае египетское войско, к которому присоединились бежавшие от монголов курды, судя по всему, оказалось не меньшим, а скорее большим, чем у Китбуки.
Неожиданно в поддержку своих давних заклятых врагов - мусульман выступили крестоносцы, все еще занимавшие несколько укрепленных городов в Палестине, объединенных узкой полосой средиземноморского побережья. Иерусалимский король Конрад Гогенштауфен выразил готовность беспрепятственно пропустить египтян через свои земли в тыл татаро-монголам, а также снабдить их продовольствием и фуражом.
Такой поступок вполне объясним: хотя Китбука и многие его воины считали себя христианами, это вряд ли уберегло бы крестоносцев от покорения и разграбления. Тем более, что монголы относились к восточной, несторианской ветви христианства, а значит, по мнению католиков, они были презренными еретиками.
Сражение у Айн-Джалута началось с атаки монгольской конницы на центр египетского войска. После короткой схватки египетские кавалеристы обратились в бегство, а монголы начали их преследовать. Увлекшись погоней, они слишком поздно заметили, что с обоих флангов их охватывают доселе скрывавшиеся за холмами конные лавы египтян. Монголы попали в ловушку притворного отступления, которую они сами многократно устраивали своим противникам. Их войско смешалось, попав в "клещи", а египетские мамлюки обрушились на них со двух сторон. Бежавший центр также повернул коней и вновь вступил в бой.
В результате яростной рубки окруженная армия Китбуки была полностью уничтожена, спастись не удалось почти никому. Сам он попал в плен и в тот же день был обезглавлен. Вскоре египтяне один за другим отбили захваченные монголами города, в которых оставались небольшие гарнизоны, и полностью восстановили контроль над Сирией, Самарией и Галилеей.
Монголы еще не раз вторгались в Сирию, но закрепиться там им так и не удалось. Битва при Айн-Джалуте имела большое психологическое значение, развеяв миф о непобедимости Орды. Был в ней и еще один важный момент: согласно ряду арабских источников, в этом сражении египтяне впервые применили некий прообраз огнестрельных орудий, правда, подробностей никаких нет, как нет и изображений этого оружия.

Монгольское войско в походе.


Монгольский лучник и тяжеловооруженный всадник.


Египетское мусульманское войско на фоне пирамид.


Египетский конный и пешие воины XIII-XIV веков


Египетская конница времен арабо-монгольских войн.


Монголы преследуют арабов, арабы гонятся за монголами. Рисунки из западноевропейского средневекового манускрипта.


Хан Хулагу со свитой, старинная персидская миниатюра.


Слева: высокопоставленный генерал монгольского войска. Справа: страница из сирийской несторианской Библии, на которой, как ни странно, хан Хулагу и его жена Доктуз-Хатун.