Болезни Военный билет Призыв

Среднее арифметическое двух чисел. Занимательная математика. Среднее значение. Что такое среднее арифметическое число

Вариант I .

Задание 1. Литературный текст.

Л. В. Скребцова «Домашний садик»

Однажды Мария заметила, что прекрасная Азалия загрустила. «Надо подкормить ее витаминами, она долго радовала меня цветами и, наверное, истратила много сил», - решила Мария. Но витамины не помогли, Азалия по-прежнему выглядела поникшей. Мария забеспокоилась и решила поискать в книгах о комнатных растениях причину ее плохого самочувствия. Но и книги не помогли ей. Тогда Мария решила сходить в цветочный магазин, надеясь, что там ей посоветуют что-нибудь подходящее. В магазине ей предложили те же самые витамины и еще самые разные комнатные растения. Мария не удержалась и купила целых два - разноцветного красавца Кротона и хрупкую синеглазую Фиалку.

«Посмотри, кого я тебе принесла, милая Азалия, - сказала она, входя в комнату со своими новыми питомцами, - может быть, тебе будет веселее в их компании».

Каково же было удивление Марии, когда на следующее утро она увидела, что ее Азалия, действительно, оживилась.

«Так вот какое лекарство нужно было моей красавице, - подумала Мария. - Ей просто были нужны друзья, которые могли бы утешить ее, чтобы она, несмотря ни на что, продолжала бы радоваться жизни».

Так у прекрасной розовой Азалии стали появляться друзья. И это было очень хорошо, потому что она все еще немного грустила, после того как отцвела.

А Мария, видя, как ее любимица улыбается при появлении в доме каждого нового цветка, превратила комнату в чудесный домашний садик, которому сама не могла нарадоваться. Родные и друзья восхищались сотворенным Марией чудом. Даже равнодушные к цветам люди, приходя к Марии, чувствовали в ее доме что-что особенное, от чего на душе становилось хорошо и спокойно. Они начинали присматриваться к цветам и даже расспрашивали хозяйку об ее питомцах. Тут уж Марию нельзя было остановить. Она с таким увлечением и любовью рассказывала о цветах, что гости, не выдержав, просили у нее черенки какого-либо понравившегося им цветка. И этот цветочек становился самым первым в их собственном домашнем садике.

Раньше Мария мало что знала о комнатных растениях, но теперь, с появлением каждого нового цветка в доме, она стремилась как можно больше узнать о нем. Порой она удивлялась самой себе: «Как же раньше я жила без цветов? Ведь они мне так помогают: утешают и радуют, снимают усталость и даже лечат. Посмотришь на них - все тревоги проходят». Теперь Мария всегда спешила домой к своим любимым питомцам. Радости ее не было конца, когда ей дарили какой-нибудь цветочек в горшочке. Ласково улыбаясь, она говорила ему: «Добро пожаловать, милый цветочек, в наш садик! Не беспокойся, тебе будет хорошо у нас!» И новый цветок, который еще недавно волновался о своей судьбе, сразу успокаивался и быстро привыкал к своей новой семье.

Даже белый кот привык к цветам и полюбил их. Когда в доме появлялось новое комнатное растение, кот важно подходил к нему, чтобы представиться, и облизывал его зеленые листочки, но ни в коем случае не кусал их.

Да, цветам жилось уютно и весело у Марии. Она научилась чувствовать своих питомцев так хорошо, что без слов понимала все, что они хотят ей сказать. Они с благодарностью смотрели на свою хозяйку и наполняли дом свежестью и красотой. «Как нам повезло!» - перешептывались цветы, наблюдая за тем, как Мария ухаживает за ними. «Она поливает нас именно в тот момент, когда мы испытываем жажду; поддерживает нас витаминами тогда, когда мы слабеем; открывает настежь окно, когда нам становится душно!»

Мария поливала своих любимцев мягкой водой комнатной температуры, чтобы корешки не простужались, и с ее питомцев не опадали листья и бутоны. Она рыхлила землю, чтобы корешкам легче дышалось. Когда цветок вырастал, и ему становилось тесно в своем горшочке, она пересаживала его в более просторный горшок, добавляя в него свежей земли. Она не забывала протирать листочки мягкой губочкой, и тогда цветы сияли и лучились свежестью.

Ухаживая за цветами, Мария ласково разговаривала с ними, расспрашивала, успокаивала и даже пела им песенки. А как радовались растения, когда Мария подкармливала их витаминами - ведь это прекрасно влияло на их нежные ростки! Ростки крепли, цветы были спокойны за своих собственных деток.

Вопросы и задания к тексту «Домашний садик»

    Почему Мария решила пойти в цветочный магазин?

А) купить книги о растениях

Б) за советом по уходу за Азалией

В) купить новые растения

Г) купить удобрения

2. Как изменилась Азалия при появлении новых растений

    Как помогали растения Марии? Запиши примеры из текста

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как кот Марии относился к растениям?

А) кусал растения

Б) не мог привыкнуть к цветам

В) кот важно подходил к новому растению, чтобы представиться, и облизывал листочки

Г) не обращал внимания

5. Пронумеруй события в том порядке, в котором они происходили в рассказе. Номер 1 уже поставлен

Азалия оживилась

Мария купила два новых цветка

1 прекрасная Азалия загрустила

Белый кот стал привыкать к цветам

Друзья просили у Марии черенки какого-либо понравившегося им цветка

Цветам живётся уютно и весело у Марии.

    Чем наполнился дом Марии с появлением цветов:

А) ароматом

Б) свежестью и красотой

В) удобрениями для растений

Г) цветочными горшками

7. Какой водой Мария поливала свои растения:

А) холодной водой

Б) тёплой водой

В) дождевой водой

Г) мягкой водой комнатной температуры

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Что делала Мария для того, чтобы растения сияли свежестью?

А) пересаживала растения

Б) рыхлила почву

В) разговаривала с растениями

Г) протирала листочки мягкой губкой

10. Какие слова в тексте показывают, что растениям необходима подкормка витаминами?

А) «… чтобы корешки не простужались»

Б) «… это прекрасно влияло на их нежные ростки»

В) «…чтобы не было тесно в своем горшочке »

Г) «… чтобы не опадали листья и бутоны»

11. По поступкам Марии ты узнал, какой у неё характер. Запиши одну черту характера Марии. Чтобы подтвердить свой ответ, приведи пример из текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понятие «читательская грамотность» входит в лексикон российских педагогов в 2000–2001 годах, когда Россия впервые приняла участие в международных исследованиях PISA и PIRLS. В международном сравнительном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), которое проводят в 4-м классе, читательскую грамотность определяют как способность ученика понимать и использовать различные формы письменной речи, которые необходимы, чтобы обучаться, участвовать в окружающей жизни, читать для собственного удовольствия, приобретать читательский литературный опыт.

«Исторически термин „грамотность“ означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей … Слово „понимать“ (прочитанное) говорит о самом существенном элементе читательской деятельности и важнейшем направлении педагогической работы при обучении чтению. Слово „использовать“ подчеркивает прагматические, функциональные, прикладные аспекты работы читателя».

Какие задания помогут диагностировать читательскую грамотность

Специалисты Института стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Г. Ковалевой разработали материалы для оценки сформированности у обучающихся 4-х классов читательской грамотности. Они ориентировались на международное исследование PIRLS.

В Красноярском крае диагностику читательской грамотности по этой модели проводят с 2011 года. Диагностическая работа проверяет, достигли ли четвероклассники метапредметных результатов в работе с текстом. Задания диагностической работы разделены на три группы:

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта. Это новый результат по отношению к международному опыту измерения читательской грамотности в начальной школе, который ввел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Задания, которые вызвали трудности у четвероклассников – в . К каждому заданию даны комментарии: сколько обучающихся (в процентах) не выполнили его, каковы основные причины затруднений, о каких дефицитах в образовательной деятельности они говорят.

Заместитель директора может обсудить задания и модель оценки с учителями на методическом семинаре и спланировать работу, которая связана с оценкой читательской грамотности обучающихся. Например, включить задания, которые вызвали трудности у четвероклассников, в фонд оценочных средств.

Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;
  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
  • переформулировать вопрос и сообщения текста;
  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
  • выражать свои мысли письменно.

Это не исчерпывающий перечень педагогических задач. Учитель должен понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников. Так, в Красноярском крае в течение трех последних лет удалось улучшить показатели третьей группы заданий, которые традиционно самые сложные для большинства учеников.

В вычислении среднего значения теряется.

Среднее значение набора чисел равно сумме чисел S, деленной на количество этих чисел. То есть получается, что среднее значение равно: 19/4 = 4.75.

Обратите внимание

Если потребуется найти среднее геометрическое всего для двух чисел, то инженерный калькулятор вам не понадобится: извлечь корень второй степени (квадратный корень) из любого числа можно при помощи самого обычного калькулятора.

Полезный совет

В отличие от среднего арифметического, на геометрическое среднее не так сильно влияют большие отклонения и колебания между отдельными значениями в исследуемом наборе показателей.

Источники:

Среднее значение - это одна из характеристик набора чисел. Представляет собой число, которое не может выходить за пределы диапазона, определяемого наибольшим и наименьшим значениями в этом наборе чисел. Среднее арифметическое значение - наиболее часто используемая разновидность средних.

Инструкция

Сложите все числа множества и разделите их на количество слагаемых, чтобы получить среднее арифметическое значение. В зависимости от конкретных условий вычисления иногда проще делить каждое из чисел на количество значений множества и суммировать результат.

Используйте, например, входящий в состава ОС Windows , если вычислить среднее арифметическое значение в уме не представляется возможным. Открыть его можно с помощью диалога запуска программ. Для этого нажмите «горячие клавиши» WIN + R или щелкните кнопку «Пуск» и выберите в главном меню команду «Выполнить». Затем напечатайте в поле ввода calc и нажмите на Enter либо щелкните кнопку «OK». Это же можно сделать через главное меню - раскройте его, перейдите в раздел «Все программы» и в секции «Стандартные» и выберите строку «Калькулятор».

Введите последовательно все числа множества, нажимая после каждого из них (кроме последнего) клавишу «Плюс» или щелкая соответствующую кнопку в интерфейсе калькулятора. Вводить числа тоже можно как с клавиатуры, так и щелкая соответствующие кнопки интерфейса.

Нажмите клавишу с косой (слэш) или щелкните этот в интерфейсе калькулятора после ввода последнего значения множества и напечатайте количество чисел в последовательности. Затем нажмите знак равенства, и калькулятор рассчитает и покажет среднее арифметическое значение.

Можно для этой же цели использовать табличный редактор Microsoft Excel. В этом случае запустите редактор и введите в соседние ячейки все значения последовательности чисел. Если после ввода каждого числа вы будете нажимать Enter или клавишу со стрелкой вниз или вправо, то редактор сам будет перемещать фокус ввода в соседнюю ячейку.

Щелкните следующую за последним введенным числом ячейку, если вам не достаточно только увидеть среднее арифметическое значение. Раскройте выпадающий с изображением греческой сигма (Σ) команд «Редактирование» на вкладке «Главная». Выберите в нем строку «Среднее » и редактор вставит нужную формулу для вычисления среднеарифметического значения в выделенную ячейку. Нажмите клавишу Enter, и значение будет рассчитано.

Среднее арифметическое - одна из мер центральной тенденции, широко используемая в математике и статистических расчетах. Найти среднее арифметическое число для нескольких значений очень просто, но у каждой задачи есть свои нюансы, знать которые для выполнения верных расчетов просто необходимо.

Что такое среднее арифметическое число

Среднее арифметическое число определяет усредненное значение для всего исходного массива чисел. Другими словами, из некоторого множества чисел выбирается общее для всех элементов значение, математическое сравнение которого со всеми элементами носит приближенно равный характер. Среднее арифметическое число используется, преимущественно, при составлении финансовых и статистических отчетов или для расчетов результатов проведенных подобных опытов.

Как найти среднее арифметическое число

Поиск среднего арифметического числа для массива чисел следует начинать с определения алгебраической суммы этих значений. К примеру, если в массиве присутствуют числа 23, 43, 10, 74 и 34, то их алгебраическая сумма будет равна 184. При записи среднее арифметическое обозначается буквой μ (мю) или x (икс с чертой). Далее алгебраическую сумму следует разделить на количество чисел в массиве. В рассматриваемом примере чисел было пять, поэтому среднее арифметическое будет равно 184/5 и составит 36,8.

Особенности работы с отрицательными числами

Если в массиве присутствуют отрицательные числа, то нахождение среднего арифметического значения происходит по аналогичному алгоритму. Разница имеется только при рассчетах в среде программирования, или же если в задаче есть дополнительные условия. В этих случаях нахождение среднего арифметического чисел с разными знаками сводится к трем действиям:

1. Нахождение общего среднего арифметического числа стандартным методом;
2. Нахождение среднего арифметического отрицательным чисел.
3. Вычисление среднего арифметического положительных чисел.

Ответы каждого из действий записываются через запятую.

Натуральные и десятичные дроби

Если массив чисел представлен десятичными дробями, решение происходит по методу вычисления среднего арифметического целых чисел, но сокращение результата производится по требованиям задачи к точности ответа.

При работе с натуральными дробями их следует привести к общему знаменателю, который умножается на количество чисел в массиве. В числителе ответа будет сумма приведенных числителей исходных дробных элементов.

  • Инженерный калькулятор.

Инструкция

Учитывайте, что в общем случае среднее геометрическое чисел находится путем перемножения этих чисел и извлечения из них корня степени, которая соответствует количеству чисел. Например, если нужно найти среднее геометрическое пяти чисел, то из произведения нужно будет извлекать корень степени.

Для нахождения среднего геометрического двух чисел используйте основное правило. Найдите их произведение, после чего извлеките из него квадратный корень, поскольку числа два, что соответствует степени корня. Например, для того чтобы найти среднее геометрическое чисел 16 и 4, найдите их произведение 16 4=64. Из получившегося числа извлеките квадратный корень √64=8. Это и будет искомая величина. Обратите внимание на то, что среднее арифметическое этих двух чисел больше и равно 10. Если корень не извлекается нацело, произведите округление результата до нужного порядка.

Чтобы найти среднее геометрическое более чем двух чисел, тоже используйте основное правило. Для этого найдите произведение всех чисел, для которых нужно найти среднее геометрическое. Из полученного произведения извлеките корень степени, равной количеству чисел. Например, чтобы найти среднее геометрическое чисел 2, 4 и 64, найдите их произведение. 2 4 64=512. Поскольку нужно найти результат среднего геометрического трех чисел, что из произведения извлеките корень третей степени. Сделать это устно затруднительно, поэтому воспользуйтесь инженерным калькулятором. Для этого в нем есть кнопка "x^y". Наберите число 512, нажмите кнопку "x^y", после чего наберите число 3 и нажмите кнопку "1/х", чтобы найти значение 1/3, нажмите кнопку "=". Получим результат возведения 512 в степень 1/3, что соответствует корню третьей степени. Получите 512^1/3=8. Это и есть среднее геометрическое чисел 2,4 и 64.

С помощью инженерного калькулятора можно найти среднее геометрическое другим способом. Найдите на клавиатуре кнопку log. После этого возьмите логарифм для каждого из чисел, найдите их сумму и поделите ее на количество чисел. Из полученного числа возьмите антилогарифм. Это и будет среднее геометрическое чисел. Например, для того чтобы найти среднее геометрическое тех же чисел 2, 4 и 64, сделайте на калькуляторе набор операций. Наберите число 2, после чего нажмите кнопку log, нажмите кнопку "+", наберите число 4 и снова нажмите log и "+", наберите 64, нажмите log и "=". Результатом будет число, равное сумме десятичных логарифмов чисел 2, 4 и 64. Полученное число разделите на 3, поскольку это количество чисел, по которым ищется среднее геометрическое. Из результата возьмите антилогарифм, переключив кнопку регистра, и используйте ту же клавишу log. В результате получится число 8, это и есть искомое среднее геометрическое.

Под понятием среднего арифметического чисел подразумевается результат несложной последовательности расчётов средней величины для ряда чисел, определённых заранее. Необходимо отметить, что такое значение в данное время широко применяется специалистами ряда отраслей. Например, известны формулы при проведении расчётов экономистами или работниками статистической отрасли, где требуется иметь значение данного типа. Кроме этого, этот показатель активно используют и в ряде других отраслей, которые являются смежными с вышеуказанными.

Одной из особенностей расчётов данного значения является простота процедуры. Провести расчёты сможет любой желающий. Для этого не надо иметь специальное образование. Часто нет необходимости применять и вычислительную технику.

В качестве ответа на вопрос как найти среднее арифметическое рассмотрим ряд ситуаций.

Самым простым вариантом расчёта данной величины есть подсчёт её для двух чисел. Процедура проведения расчёта в этом случае является очень простой:

  1. Первоначально требуется провести операцию сложения выбранных чисел. Это часто можно сделать, как говорится, вручную, не используя электронную технику.
  2. После того как сложение произведено и получен его результат необходимо произвести деление. Данная операция подразумевает разделение суммы двух сложенных чисел на два – количество сложенных чисел. Именно такое действие и позволит получить требуемую величину.

Формула

Таким образом, формула для подсчёта требуемой величины в случае с двумя будет выглядеть следующим образом:

(А+В)/2

В этой формуле применяется следующее обозначение:

А и В – это заранее выбранные числа, для которых необходимо находить значение.

Нахождение значения для трёх

Проведение расчёта данной величины в ситуации, когда выбраны три числа, не будет сильно отличаться от предыдущего варианта:

  1. Для этого следует выбрать числа, необходимые в расчёте, и сложить их для получения общей суммы.
  2. После того как данная сумма трёх будет найдена, требуется опять совершить процедуру деления. При этом полученную сумму надо разделить уже на три, что соответствует количеству выбранных чисел.

Формула

Тем самым формула, необходимая при проведении расчётов арифметического трёх, будет выглядеть так:

(А+В+С)/3

В данной формуле принято следующее обозначение:

А, В и С – это числа, к которым необходимо будет находить среднее арифметическое.

Вычисление среднего арифметического четырёх

Как уже видно по аналогии с предыдущими вариантами вычисление данного значения для количества, равного четырём, будет носить следующий порядок:

  1. Выбираются четыре цифры, для которых надо вычислить среднее арифметическое значение. Далее производится суммирование и нахождение конечного результата этой процедуры.
  2. Теперь чтобы получить окончательный результат, следует взять полученную сумму четырёх и разделить её на четыре. Полученные данные и будут требуемым значением.

Формула

Из описанной выше последовательности действий по нахождению среднего арифметического для четырёх, можно получить следующую формулу:

(А+В+С+Е)/4

В данной формуле переменные имеют следующее значение:

А, В, С и Е – это те, к которым необходимо найти значение среднего арифметического.

Применяя данную формулу, всегда можно будет вычислять требуемое значение для данного количества чисел.

Подсчёт среднего арифметического пяти

Выполнение данной операции потребует проведения определённого алгоритма действий.

  1. Прежде всего, надо выбрать пять чисел, для которых будет проходить вычисление среднего арифметического. После данного подбора эти числа, как и в предыдущих вариантах, необходимо просто сложить и получить конечную сумму.
  2. Полученную сумму надо будет поделить по их количеству на пять, что и позволит получить требуемое значение.

Формула

Тем самым аналогично с ранее рассмотренными вариантами получаем такую формулу для подсчёта среднего арифметического:

(А+В+С+Е+Р)/5

В данной формуле переменные имеют такое обозначение:

А, В, С, Е и Р – это числа, для которых необходимо получить среднее арифметическое.

Универсальная формула вычисления

Проводя рассмотрение различных вариантов формул для вычисления среднего арифметического , можно обратить внимание на то, что у них есть общая закономерность.

Поэтому практичнее будет применять общую формулу для нахождения среднего арифметического. Ведь бывают ситуации, когда количество и величина расчётов может быть очень большой. Поэтому разумнее будет использовать универсальную формулу и не выводить каждый раз индивидуальную технологию для расчёта данной величины.

Главным при определении формулы является принцип расчёта среднего арифметическог о.

Данный принцип как было видно из приведённых примеров, выглядит таким образом:

  1. Производится подсчёт количества чисел, которые заданы для получения требуемого значения. Эта операция может быть проведена как вручную при небольшом количестве чисел, так и при помощи вычислительной техники.
  2. Проводится суммирование выбранных чисел. Эта операция в большинстве ситуаций выполняется при помощи вычислительной техники, так как числа могут состоять из двух, трёх и более цифр.
  3. Сумма, которая получена в результате сложения выбранных чисел, должна быть поделена на их количество. Данная величина определяется на первоначальном этапе расчёта среднего арифметического.

Таким образом, общая формула для расчёта среднего арифметического ряда подобранных чисел будет выглядеть следующим образом:

(А+В+…+N)/N

Данная формула содержит следующие переменные:

А и В – это числа, которые выбраны заранее для расчёта их среднего арифметического.

N – это количество чисел, которые были взяты с целью проведения расчёта требуемого значения.

Подставляя каждый раз в данную формулу выбранные числа, мы всегда сможем получить требуемое значение среднего арифметического.

Как видно, нахождение среднего арифметического является несложной процедурой. Однако надо внимательно относиться к проводимым вычислениям и проводить проверку полученного результата. Такой подход объясняется тем, что даже в самых простых ситуациях существует вероятность получения ошибки, которая может повлиять потом на дальнейшие расчёты. В связи с этим рекомендуется применять вычислительную технику, которая способна произвести подсчёты любой сложности.

Что же такое среднее арифметическое число? Как найти среднее арифметическое? Где и для чего применяется это значение?

Чтобы полностью вникнуть в суть задачи, нужно несколько лет изучать алгебру в школе, а потом и в институте. Но в обыденной жизни, для того чтобы знать, как найти среднее арифметическое чисел, не обязательно знать про него досконально все. Объясняя простым языком, это сумма чисел, поделенная на количество этих слагаемых чисел.

Так как вычислить среднее арифметическое не всегда получается без остатка, то величина может даже получиться дробной, даже при вычислении среднего количества человек. Это обусловлено тем, что среднее арифметическое - понятие абстрактное.

Эта абстрактная величина затрагивает множество сфер современной жизни. Она используется в математике, бизнесе, статистике, часто даже в спорте.

Например, многих интересует всех участников какого-либо коллектива или среднее количество съеденных продуктов за месяц в пересчёте на одни сутки. А уж данные про то, сколько в среднем было потрачено на какое-либо дорогостоящее мероприятие, встречаются во всех источниках средств массовой информации. Чаще всего, конечно, подобные данные используются в статистике: чтобы точно знать, какое явление подверглось упадку, а какое возросло; какой продукт более всего пользуется спросом и в какой именно период; для простоты устранения нежелательных показателей.

В спорте мы можем встретить понятие среднего числа, когда нам, например, объявляют средний возраст спортсменов или забитых голов в футболе. А каким образом высчитывают заработанный средний балл во время соревнований или на всеми нами любимом КВНе? Да для этого ничего другого и не нужно делать, как найти среднее арифметическое всех выставленных судьями оценок!

Кстати, часто и в школьной жизни некоторые педагоги прибегают к подобному способу, выводя четвертные и годовые оценки своим ученикам. Так же часто используют в высших учебных заведениях, нередко и в школах, для вычисления среднего бала успеваемости обучающихся, чтобы определить эффективность преподавателя или распределить студентов по их возможностям. Еще существует множество сфер жизни, в которых используется эта формула, но цель в основном одна - узнать и проконтролировать.

В бизнесе среднее арифметическое можно использовать для подсчета и контроля доходов и убытков, зарплат и других расходов. Например, при подаче справок в некоторые организации о доходах требуется как раз среднемесячная за последние полгода. Удивительным является такой факт, что некоторые сотрудники, в обязанности которых входит сбор подобной информации, получив справку не со среднемесячным заработком, а просто о доходах за полгода, не знает, как найти среднее арифметическое, то есть, вычислить среднемесячную зарплату.

Средняя арифметическая величина - это какого-либо признака (цены, зарплаты, населения и др.), объем которого при вычислении не меняется. Простыми словами, когда вычисляется среднее число яблок, съеденных Петей и Машей, получится то число, которое будет равняться половине всего количества яблок. Даже если Маша съела десять, а Пете досталось всего одно, то когда мы поделим их общее количество пополам, тогда мы и получим среднюю арифметическую величину.

Сегодня многие шутят по поводу высказывания Путина о том, что средняя зарплата живущих в России равняется 27 тысячам рублей. Шутки остряков в основном звучат так: «Или я не россиянин? Или я уже не живущий?» А вопрос-то весь как раз в том, что эти остряки тоже, видимо, не знают, как найти среднее арифметическое зарплат жителей России.

Нужно просто сложить доходы олигархов, руководителей предприятий, бизнесменов с одной стороны и заработные платы уборщиц, дворников, продавцов и кондукторов с другой. А затем полученную сумму поделить на количество людей, чьи доходы вошли эту сумму. Вот и получиться удивительная цифра, которая выражается 27 000 рублями.