Болезни Военный билет Призыв

Спецификация итоговой работы для выпускников начальной школы. По окружающему миру. Обобщённый план варианта КИМ

Материал содержит ключевые моменты организации сопровождения педагогов в межаттестационный период, основанный на методических разработках Волобуевой Л.М., Кабаленовой Е., Трошковой Т., а так же практический материал из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 167 «Колокольчик»

города Чебоксары Чувашской Республики

Доклад

на тему:

Методическое сопровождение педагогов

в межаттестационный период

Подготовила

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 167» г. Чебоксары

Музянова О.В.

Чебоксары 2012

Подготовка и проведение аттестации педагогических работников – одно из важных направлений деятельности старшего воспитателя. Так как именно аттестация дает возможность стимулировать непрерывный рост уровня профессиональной компетентности. Аттестация работников проводится в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
  2. Приказ министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от №761н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
  5. Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  6. Дополнения к Разъяснениям по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений .

Аттестация педагогов – это оценка не только уровня их профессиональной компетентности, но и деятельности дошкольного учреждения в целом. Грамотная организация процедуры аттестации способствует формированию высокопрофессионального кадрового состава ДОУ. При этом большое значение имеет объединение усилий методической и психологической служб, обеспечивающих психологическую поддержку аттестуемых (Е.Ю. Кабаленова).

Цель аттестации: определение соответствия уровня профессиональной компетенции педагогических работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.

Основные задачи аттестации:

  1. Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников.
  2. Обеспечение педагогическим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

Для педагогических работников установлены принципы добровольности, открытости и коллегиальности прохождения аттестации.

Функции аттестации в структуре управления образованием:

  1. Стимулирование персонала к эффективной профессиональной деятельности.
  2. Управленческий инструмент оценивания.
  3. Внутренний контроль результатов профессиональной деятельности.

В связи с этим становится актуальной проблема повышения профессиональной компетентности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения. Наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности является методическое сопровождение в межаттестационный период.

Основная задача межаттестационного периода – организация научно-методической сопровождения и поддержки педагога дошкольного образования в повышении уровня его профессиональной компетентности, разработке и продвижении по индивидуальной траектории профессионального развития. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования понимается как специально организованное, систематическое взаимодействие старшего воспитателя (методиста) и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности.

В связи с этим, в своей работе мы выделяем цели деятельности:

  1. стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда,
  2. развитие творческой инициативы педагогов,
  3. повышение качества образования путем объединения усилий методической и психологической служб ДОУ.

Н.Н. Бояринцева, В.А. Новицкая, П.И.Третьякова выделяют факторы эффективной организации аттестационного процесса:

  1. Четкое определение функций участников образовательного процесса при подготовке и прохождении аттестации.
  2. Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций и установление доверительных отношений.
  3. Составление плана методического сопровождения педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе карты самоанализа и анкетирования.
  4. Комплектация нормативно-правовой базы аттестации и банка методических идей.
  5. Оформление документов, необходимых для успешного прохождения аттестации.

Интерес представляет опыт работы Кабалёновой Е., Трошковой Т., которые отмечают направления деятельности методической службы ДОУ по отношению к аттестуемым педагогам – этапы сопровождения аттестуемого.

Диагностическая деятельность.

Цель: всестороннее изучение личности и деятельности воспитателя.

  1. Изучение теоретических знаний.
  2. Изучение специальных умений и навыков воспитателя.
  3. Изучение личностных особенностей и профессионально значимых качеств.

Развивающая деятельность.

Цель: обеспечить профессиональный рост и совершенствование мастерства воспитателя по всем показателям его деятельности.

  1. Расширение знаний основ педагогики и психологии.
  2. Повышение профессионального мастерства и психологической компетенции педагога.
  3. Создать условия, дающие воспитателю возможность проявлять творчество, новаторство.
  4. Развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога.
  5. Формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами по работе.

Коррекционная деятельность.

Цель: оказание помощи в преодолении профессиональных и личностных проблем.

  1. Формирование у педагогов интереса к практической психологии.
  2. Предотвращение стереотипизации профессиональной деятельности, формирование способности к восприятию нового.
  3. Профессиональная помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем.
  4. Мобилизация скрытых психологических ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.
  5. Коррекция нарушений личностных дисгармоний.

Мы взяли за основу опыт данной работы – этапы сопровождения и стараемся использовать разнообразные формы работы с педагогами.

  1. определение групп педагогических трудностей и проблем в профессиональной компетентности воспитателей;
  2. совместная разработка индивидуальных маршрутов развития профессиональной компетентности воспитателей, в зависимости от результатов оценки состояния профессиональной компетентности (план самообразования);
  3. осуществление вариантов методического сопровождения воспитателя, групп воспитателей со схожими профессиональными трудностями, всего педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения;
  4. проведение промежуточной диагностики и самодиагностики становления профессиональной компетентности воспитателя, внесение корректив в методическое сопровождение.

На втором этапе сопровождения аттестуемого составляем план дальнейшей работы. Составление плана работы предполагает организацию работы по повышению квалификации, для этого мы составляем отдельный план для более четкого отслеживания работы по курсовой переподготовке воспитателей. План по самообразованию и представлению передового педагогического опыта составляется педагогами самостоятельно, учитывая свои возможности, свой накопленный опыт. При составлении плана учитываем стаж работы педагогов, имеющуюся категорию, здесь педагоги указывают тему самообразования, форму и сроки отчетов, а так же тематику курсов повышения квалификации, которая для них интересна.

Следует отметить, что здесь второй и третий этап неразрывно связаны между собой, так как сопровождение, коррекция, профессиональная помощь и поддержка в разрешении проблем осуществляется одновременно, по мере возникновения проблем.

На основе полученной информации для педагогов, готовящихся к аттестации составляется план работы, включающий в себя содержание, формы работы, сроки проведения.

Один из основных методов сопровождения аттестующихся, который мы используем в ДОУ является система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ, которая предполагает разные формы:

  1. обучение на курсах;
  2. самообразование;
  3. участие в методической работе города, района, детского сада;
  4. участие в конкурсах, фестивалях на уровне города, республики, федерации.

Курсы повышения квалификации проходят на базе ЧРИО по предварительной заявке. Вся информация на сайте организации.

На современном этапе – основная работа в межаттестационный период – это повышение результативности деятельности педагога. Для воплощения необходима долгая, плодотворная работа педагога. Обязательно знакомим педагогов с картами результативности педагогической деятельности, что позволяет им объективно оценить свои возможности, перспективы роста и деятельности, нацеливании на результат.

Самообразование, по словам К.Ю. Белой – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. Система методических мероприятий обязательно подчиняется главной цели – стимулирование педагогов в профессиональном совершенствовании. Мы предложили воспитателям объединиться в своей работе над определенной темой, близкой им по содержанию.

К.Ю. Белая рекомендует организовывать самообразование педагогов гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педпроцесс детского сада. В индивидуальной беседе с воспитателем определяем, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в его практике. Здесь же проводим анкетирование, определяем тему самообразования, выявление, изучение и распространение педагогического опыта.

Отметим важный момент – обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества на разных уровнях:

  1. на уровне образовательного учреждения через открытые занятия, семинары, педагогические советы, участи в «круглых столах», консультирование, наставничество для молодых воспитателей, работа в творческих группах,
  2. на муниципальном уровне через открытые занятия, семинары, участие в методических объединениях, участие в конкурсах, фестивалях;
  3. на региональном уровне: научно-практические конференции, фестивали, конкурсы;
  4. на федеральном уровне: научно-практические конференции, всероссийские конкурсы, фестивали, интернет-конференции.

Результаты своей работы педагоги представляют на мероприятиях в ДОУ: выступления на педагогических советах, проведение семинарских занятий, практикумов, консультаций, участием в творческих группах. Так же проходят открытые показы, мастер-классы, творческие отчеты, выставки работ воспитанников.

Одной из форм самообразования, которую мы предлагаем педагогам, является научно-исследовательская работа, тема которой определяется самим педагогом. Научно-исследовательская работа предполагает углубление знаний педагогов по какому-либо вопросу, приобретаемые из разных источников, заставляя занимающихся сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. Умения собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и др. Мы предлагаем педагогам представлять итоги своей работы, публикуясь в сборниках научных трудов издательства ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогических университет им. И.Я. Яковлева», международных сборниках и др.

Как воспитатель работал в межаттестационный период, хорошо прослеживается в его материалах. Педагоги могут проявить себя в работе городских методических объединений, проводить открытые занятия, участвовать в семинарах, обобщать опыт своей работы. Сейчас проводится огромное количество конкурсов по различным направлениям. Педагог может принимать участие в научно-исследовательской и экспериментальной работе, участвовать в работе методических объединений. Участие в данных мероприятиях положительно сказывается на оценке уровня профессионального развития. Кроме того, педагог может представить результаты не только своего труда, но и достижения воспитанников. Это результаты творческих конкурсов различного уровня, которые проводятся ежегодно в городе, республике. Среди республиканских организаций, проводящих всевозможные конкурсы, мы предлагаем воспитателям сотрудничать:

  1. Развивающий центр школьников и дошкольников «Совёнок»,
  2. Российский образовательный центр «Дарование»,
  3. Российский развивающий детский центр «Радуга» и др.

По результатам участия в конкурсах педагогам выдаются дипломы, грамоты. Здесь отметим, что в последнее время наблюдается активность воспитателей, проявляется желание участвовать в конкурсах.

Результатом профессионального развития педагога так же служит портфолио, которое педагог формирует в течение всего межаттестационного периода. Портфолио представляет собой папку-накопитель, целью которой является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога за последние годы. В портфолио помещаются материалы профессиональных достижений, творческие работы, проекты, оформление достижений педагога, методических наработок, творческой копилки, публикаций и другое. Представленные материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога: свидетельства о повышении квалификации, участии в семинарах, конференциях, дипломы, поощрения, награды; результаты деятельности воспитанников. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность. Следует помнить, что представляемый аттестуемым портфолио помогает судить о результативности деятельности педагога.

В настоящее время, в связи с внедрением ИКТ существует различные подходы к организации методического сопровождения, педагогические технологии и методики, основанные на использовании информационно-коммуникативных технологий. Расширение информационного пространства за счет внедрение сервисов сети Интернет открывает новые модели взаимодействия с другими педагогами на различных уровнях. Одним из эффективных средств изменения традиционного подхода к деятельности педагога является создание собственного Интернет-ресурса педагога, который может быть представлен в виде веб-страницы на сайте ДОУ. На сайте нашего ДОУ мы поместили странички наших специалистов, где размещаем сведения о профессионализме, а так как сайт больше ориентирован на родительскую общественность, то разместили рекомендации для родителей на актуальные вопросы. В перспективе – размещение страницы для каждого педагога нашего ДОУ. Но на сегодняшний день существуют и проблемы – это не достаточное овладение педагогами ИКТ, отсутствие информационного обеспечения.

Результатами работы по аттестации педагогов в нашем ДОУ являются следующие показатели: в 2009 году аттестовалось 8 человек – 1 педагог на первую, 7 – на вторую, в 2010 году аттестовалось 8 педагогов, из них на первую категорию – 5 человек, на вторую 3. В 2011 году на первую квалификационную категорию аттестовалось 3 педагога. В этом году на первую категорию претендуют 3 педагога. Но, также наблюдается большое количество неаттестованных педагогов, это связано с текучестью кадров. Таким образом, за период 2010-2012 г. аттестовано 76% педагогов, 8 (46%) человек повысили свой квалификационный уровень.

Итак, в работе в межаттестационный период мы стараемся создавать условия веры педагога в свои силы, оказывать всестороннюю помощь внутри учреждения. Продолжать работу с педагогами по распространению педагогического опыта через публикации в сборниках научных статей. Активизировать педагогов на участие в конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах разного уровня.

Результатом усилий педагога обязательно будет совершенствование работы, профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени. А равномерное распределение усилий, направленные на профессиональное развитие ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность, самостоятельность.

Список литературы

  1. Алехина И. В. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период [Текст] / И. В. Алехина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 307-310.
  2. Волобуева Л.М. Организация аттестации педагогов в дошкольном учреждении / Л.М. Волобуева // Справочник старшего воспитателя. – 2007. – № 3. – С. 4-10.
  3. Кабаленова Е., Трошкова Т. Как помочь воспитателю пройти аттестацию / Е. Кабаленова, Т. Трошкова // Дошкольное образование. – 2007. – № 22. – С. 7-23.

Предварительный просмотр:

ПЛАН

самообразования педагогов МБДОУ «Детский сад № 167» г. Чебоксары

Педагоги с I и высшей квалификационной категорией

фамилия, имя отчество

тема самообразования

форма и срок отчета

Бороздинова

Юлия Юрьевна

Развитие ритмопластики.

Мастер-класс февраль 2013 г.

Развитие певческих навыков.

Дмитриева

Светлана Геннадьевна

Развитие певческих навыков.

Мастер-класс январь 2012 г.

Ритмика в дошкольном учреждении.

Сергеева

Татьяна Николаевна

Элементы йоги в НОД по физической культуре.

Мастер-класс октябрь 2012 г.

Ритмическая гимнастика в детском саду.

Кушникова

Зинаида Ивановна

Развитие двигательной активности в подвижных играх.

Консультация апрель 2013 г.

Леонтьева

Зоя Петровна

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте.

Консультация. Мастер-класс. Презентация.

2012-2014 г.

Обучение детей чувашскому языку.

Михайлова

Валентина Григорьевна

Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

Консультация.

Открытые занятия.

Презентация.

Социально-личностное развития дошкольников.

Сейтхалиль

Надежда Александровна

Развитие эмоциональной сферы детей в игровой деятельности

Консультация 2013 г.

Воспитание личности ребенка.

Скобелева

Лидия Петровна

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.

Аттестация 2013 г.

Трудовое воспитание дошкольников.

Основы безопасности на дорогах.

Педагоги со II квалификационной категорией

фамилия, имя отчество

тема самообразования

форма и срок отчета

тематика курсов (какие хотели бы пройти)

Григорьева

Эльвира Николаевна

Экологическое воспитание дошкольников.

Выставка творческих работ 2013 г.

Обучение чувашскому языку.

Ефимова

Валентина Михайловна

Обучение чувашскому языку.

Консультация март 2013 г.

Зайцева

Анна Анатольевна

Развитие творческих способностей в изодеятельности.

открытое занятие декабрь 2012 г.

Работа с родителями.

Краснова

Елена Дмитриевна

Двигательная деятельность детей как основа укрепления здоровья.

Открытое занятие.

Консультация.

2013-2014 г.

Экологическое воспитание в детском саду.

Курицына

Лариса Алексеевна

Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Творческий отчет 2013 г.

Обучение чувашскому языку детей дошкольного возраста.

Моторьева

Наталия Александровна

Развитие познавательных способностей детей.

Консультация 2013 г.

Коррекция агрессии детей.

Сидорова

Анастасия Витальевна

Культура поведения детей младшего дошкольного возраста.

Семинар 2013-2014 г.

Психология развития детей 3-го года жизни.

Не аттестованные педагоги

фамилия, имя отчество

тема самообразования

форма и срок отчета

тематика курсов (какие хотели бы пройти)

Васильева

Елена Петровна

Музейная педагогика.

Доклад

март 2013 г.

Патриотическое воспитание дошкольников.

Ефиторова

Алевтина Георгиевна

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Творческий отчет 2013 г.

Развитие творчества детей 3-го года жизни в рисовании.

Мартынова

Татьяна Валерьевна

Успешная адаптация к детскому саду.

Доклад

декабрь 2012 г.

Открытое мероприятие 2013 г.

Консультирование родителей.

Петрова

Светлана Веняминовна

Экологическое развитие дошкольников.

Открытое занятие 2013 г.

Психология развития детей 5-6 лет.

Тяпкова

Татьяна Петровна

Художественно-творческая деятельность.

Доклад

Декабрь 2012 г.

Творчество дошкольников.

Хохлова

Оксана Николаевна

Консультация. Открытое занятие. Презентация.

2012-2014 г.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Не аттестованные молодые (стаж менее 3 лет)

фамилия, имя отчество

тема самообразования

форма и срок отчета

тематика курсов (какие хотели бы пройти)

Ефимова

Екатерина Юрьевна

Риманова

Алена Николаевна

Художественно- творческая деятельность детей в рисовании.

Портфолио 2014 г.

Смелькова

Светлана Валерьевна

Художественно-творческая деятельность детей.

Доклад 2013 г.

Развитие творчества у детей 5-6 лет.

Сидорова

Светлана Алексеевна

Ознакомление с произведениями чувашского народного творчества, детской художественной литературой, чувашскими писателями.

Открытое занятие 2013 г.

Методика формирования навыков изобразительной деятельности детей в детском саду.

Яковлева

Алена Юрьевна

Художественно- творческая деятельность детей в аппликации.

Портфолио 2014 г.

Развитие дошкольников в художественно-творческой деятельности.

Предварительный просмотр:

ПЛАН

работы с аттестующимися педагогами МБДОУ «Детский сад № 167» г. Чебоксары

Список аттестующихся педагогов

Ф.И.О.

должность

сроки предыдущей аттестации

сроки подачи заявлений

Зайцева

Анна

Анатольевна

воспитатель

декабрь 2007 г.

октябрь 2012 г.

Михайлова

Валентина Григорьевна

воспитатель

март 2008 г.

январь 2013 г.

Скобелева

Лидия

Петровна

воспитатель

март 2008 г.

январь 2013 г.

График прохождения аттестации

Ф.И.О.

претендуемая должность

срок аттестации

Зайцева

Анна

Анатольевна

воспитатель

ноябрь-декабрь 2012 г.

Михайлова

Валентина Григорьевна

воспитатель

февраль-март 2013 г.

Скобелева

Лидия

Петровна

воспитатель

февраль-март 2013 г.

План работы по аттестации педагогических кадров

формы работы

ФИО педагога

Сроки

Ответственные

Диагностика профессионального мастерства (выявление проблем, которые испытывает педагог в своей работе)

анкетирование,

индивидуальные беседы

Зайцева А.А.

Михайлова В.Г.

Скобелева Л.П.

апрель-май

ст. воспитатель

Ознакомление педагогов с нормативными документами по аттестации педагогических кадров

анализ

Зайцева А.А.

Михайлова В.Г.

Скобелева Л.П.

май

заведующий

ст. воспитатель

Мониторинг работы педагога (качество знаний воспитанников, разработки конспектов непосредственной деятельности с самоанализом, тезисы выступлений, информация о курсах, поощрениях, достижения воспитанников и педагога)

анализ

Зайцева А.А.

Михайлова В.Г.

Скобелева Л.П.

май-август

ст. воспитатель

творческая группа

Оказание помощи в оформлении методических материалов, документации, портфолио, написании заявления, обобщении опыта работы.

заявление

Зайцева А.А.

Михайлова В.Г.

Скобелева Л.П.

июнь-август

ст. воспитатель

Корректировка методической работы в соответствии с выявленными проблемами, оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования, определении темы самообразования и планированию работы по данной теме

индивидуальные консультации

Зайцева А.А.

Михайлова В.Г.

Скобелева Л.П.

ст. воспитатель

творческая группа

Определение сроков изучения деятельности педагогов, подлежащих аттестации.

индивидуальные консультации

Зайцева А.А.

Михайлова В.Г.

Скобелева Л.П.

сентябрь

ст. воспитатель

Подача заявлений в аттестационную комиссию.

заявление

Зайцева А.А.

Михайлова В.Г.

Скобелева Л.П.

октябрь

январь

январь

ст. воспитатель

Подготовка аналитического материала на аттестуемых педагогов.

индивидуальные консультации

Зайцева А.А.

Михайлова В.Г.

Скобелева Л.П.

октябрь-февраль

ст. воспитатель

Посещение занятий, мероприятий, проводимых аттестуемых педагогов

посещение

Зайцева А.А.

Михайлова В.Г.

Скобелева Л.П.

октябрь-февраль

ст. воспитатель

творческая группа

Анализ деятельности и системы работы педагога с целью оказания помощи в составлении самоанализа.

анализ

Зайцева А.А.

Михайлова В.Г.

Скобелева Л.П.

октябрь-февраль

ст. воспитатель

Обобщение опыта. Представление на педагогических советах, семинарах.

посещение

Зайцева А.А.

Михайлова В.Г.

Скобелева Л.П.

октябрь-февраль

ст. воспитатель

Распространение педагогического опыта аттестуемого педагога на уровне ДОУ, города.

индивидуальные консультации

Зайцева А.А.

Михайлова В.Г.

Скобелева Л.П.

апрель - май

ст. воспитатель

Оказание помощи в подготовке презентации педагогического опыта педагога

индивидуальные консультации

Зайцева А.А.

Михайлова В.Г.

Скобелева Л.П.

апрель - май

ст. воспитатель

Оказание помощи в определении перспектив в плане повышения профессионального роста

Планирование прохождения курсов

Кузнецова

Наталия Ивановна

Заведующий

высшее, I

2010

2015

Музянова

Ольга Владиславовна

Ст. воспитатель

высшее, I

2005

2006

2011

2013-14

Мартынова

Татьяна Валерьевна

Педагог-психолог

высшее

2013

Бороздинова

Юлия Юрьевна

Музыкальный руководитель

высшее, I

2008

2014

Дмитриева

Светлана Геннадьевна

Музыкальный руководитель

ср. спец., высшая

2013-14

Сергеева

Татьяна Николаевна

Инструктор по физ.культуре

высшее, I

2011

2016

Васильева

Елена Петровна

воспитатель

высшее

2004

2009

2013-14

Григорьева

Эльвира Николаевна

воспитатель

ср. спец., II

2004

2009

2013-14

Ефимова

Екатерина Юрьевна

воспитатель

высшее

2013-14

Ефимова

Валентина Михайловна

воспитатель

ср. спец., II

2004

2009

2013-14

Ефиторова

Алевтина Георгиевна

воспитатель

Ср. спец.

2007

2013

Зайцева

Анна Анатольевна

воспитатель

высшее, II

2013

Краснова

Елена Дмитриевна

воспитатель

ср. спец., II

2008

2014

Кушникова

Зинаида Ивановна

воспитатель

ср. спец., I

2003

2008

2013-14

Курицына

Лариса Алексеевна

воспитатель

ср. спец., II

Леонтьева

Зоя Петровна

воспитатель

ср. спец., I

2003

2008

2013-2014

Михайлова

Валентина Григорьевна

воспитатель

ср. спец., I

2003

2010

2015

Моторьева

Наталия Александровна

воспитатель

высшее, II

2010

2013-2014

Петрова

Светлана Веняминовна

воспитатель

высшее

2012

Риманова

Алена Николаевна

воспитатель

высшее

2012-13

Сейтхалиль

Надежда Александровна

воспитатель

ср. спец., I

2004

2009

2013-2014

Смелькова

Светлана Валерьевна

воспитатель

высшее

2012-13

Сидорова

Анастасия Витальевна

воспитатель

ср. спец., II

2012-13

Скобелева

Лидия Петровна

воспитатель

высшее, I

2004

2009

2013-2014

Тяпкова

Татьяна Петровна

воспитатель

ср. спец.

2013

Хохлова

Оксана Николаевна

воспитатель

высшее

2012-13

Яковлева

Алена Юрьевна

воспитатель

ср. спец.

2012-13


Демонстрационный вариант работы по математике разработан для оценки овладения выпускниками начальной школы планируемыми результатами обучения, разработанными в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования. Подходы к разработке содержания и структуры данного варианта представлены в спецификации работы.


    При ознакомлении с демонстрационным вариантом следует иметь в виду, что включённые в него задания, не отражают всех планируемых результатов, достижение которых будет проверяться с помощью вариантов КИМ. Полный перечень элементов, которые могут контролироваться , приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников начальной школы по математике в рубриках «Выпускник научится» по каждому разделу курса. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность получить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности, а учащимся также приобрести опыт распределения времени, отведенного на выполнение заданий итоговой работы.

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру , которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.

В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде числа или слов в специально отведенном для этого месте.

В работе будут задания, в которых надо записать решение или краткий ответ и объяснение этого ответа.

Внимательно читай задания!

Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время , можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!

На выполнение работы дается 1 урок.

1. Коля измерил высоту конуры своей собаки. Какой результат он мог получить?

2. Какие цифры нужно написать вместо знака  в неравенстве

738
Ответ:

3. Впиши следующее число последовательности

630, 540, 450, 360, ______

4. Первое упоминание о городе Москве было в 1147 году. Сколько лет исполнится Москве в 2012 году?

Ответ: лет.

5. Автомат упаковывает ракетки для бадминтона, по 2 ракетки в каждую упаковку. За час автомат упаковал 2014 ракеток. Сколько упаковок изготовил автомат?

6. В туристической поездке Андрей сделал 70 фотографий. Он сделал
на 10 фотографий меньше, чем его брат. Смогут ли братья разместить все свои фотографии в альбоме , который вмещает 140 фотографий? Запиши решение и ответ.


Ответ:

7. У Иры было 200 рублей. Она купила пачку из 20 одинаковых тетрадей и получила в кассе сдачу 60 рублей. Сколько стоила одна тетрадь?

8. Для изготовления двух ёлочных гирлянд использовали 120 одинаковых лампочек. Сколько таких лампочек потребуется для изготовления 16 точно таких же гирлянд? С помощью какого выражения можно решить эту задачу?

2) 120  2 + 16

3) 120: 2  16

4) 120  2 16

9. В таблице указано количество велосипедов и колясок, которые выпустил завод «Малыш» за два месяца.

Верно ли, что в августе выпустили менее 80 тысяч штук велосипедов?

Запиши ответ и объясни его.

Объяснение:

10. На рисунке изображены две пространственные фигуры. Рядом с каждой фигурой запиши название одного предмета, который имеет такую же форму.





11. Рассмотри фигуры, изображённые на рисунке. Обведи номера всех четырёхугольников, которые имеют прямой угол.








1

2

3

4

5

12. Игорь покупает 4 DVD-диска по 130 рублей каждый. У него есть банкноты только по 100 р. Сколько рублей он получит сдачи?

Выбери верное решение этой задачи.

Ответ: верное решение

13. На диаграмме показан возраст четырёх ребят.


Кто из ребят младше Васи на 2 года?

14. На школьном стадионе 90 мест для зрителей. Во время волейбольного матча треть всех мест заняли родители. Сколько мест заняли родители?

Ответ: мест

15. Измерь длину отрезка АВ. Запиши ответ в сантиметрах и
миллиметрах.

Ответ: _____ см _____ мм

16. Какое наибольшее число прямоугольных рамок со сторонами 10 см и 15 см можно сделать из проволоки длиной 300 см?

Ответ: шт.

17. Автомат, в котором продаются орехи, принимает монеты по 10 р., 5 р., 2 р. и 1 р. и не выдаёт сдачу. Тамара решила купить пакет орехов, который стоит 39 р. У неё есть монеты, которые изображены на рисунке.


Запиши в таблице два способа оплаты пакетика орехов без получения сдачи , которые могла использовать Тамара.

18. Для проведения лотереи были выпущены билеты с номерами от 1 до 100. Номер билета состоит из трех цифр, например, 001, 098. Особый приз – телевизор – выигрывают билеты с номерами, в записи которых сумма цифр равна 3. Запиши номера всех выигрышных билетов.

Номера выигрышных билетов

19. Шофёр выехал из г. Мирный в г. Астахов. Он ехал 3 ч с одной и той же скоростью и доехал до дорожного указателя.


Ответ:

20. Накануне Женского дня 8 марта Гена хочет сделать уборку в квартире. Он составил список основных дел и указал время на их выполнение.

Ему нужно:

вытереть пыль – 25 минут,

привести в порядок ящики своего стола – 2 ящика по 15 минут на каждый,

вымыть пол – 25 минут,

полить цветы – 10 минут,

вынести мусор – 5 минут.

Сможет ли Гена сделать уборку, потратив на неё не более 1 ч 30 мин?

Запиши ответ и объясни его.

Цель работы Одним из планируемых результатов обучения в начальной школе является способность учащих- ся к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: - комплекса знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информаци- онных сис темах; - умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; - обобщённых способов деятельности; - коммуникативных умений. В связи с этим целью комплексной итоговой работы является оценка уровня сформирован- ности учебной компетентности выпускников начальной школы, т. е. их способности работать с ин- формацией, представленной в различной форме (литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебно-практические и учебно-познавательные зада- чи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных дей- ствий. Сформированные умения и навыки учебной деятельности являются основой для продолже- ния образования в основной школе.

Структура и содержание работы В соответствии с целью работы её структура и содержание определяются двумя междисци- плинарными программами: «Чтение. Работа с текстом» и «Программа формирования универсаль- ных учебных действий». Для итоговой оценки в программе «Чтение. Работа с текстом»1 выделяются следующие три блока учебных действий (умений): - блок «Поиск информации и понимание прочитанного»: находить в тексте конкретные сведе- ния, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; - блок «Преобразование и интерпретация информации»: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать неслож- ные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос; - блок «Оценка информации»: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о про- читанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта


подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Каждый из перечисленных блоков может быть включён в комплексную работу как объект итого- вой оценки. Очевидно, что все планируемые результаты, входящие в данную программу, не могут быть охвачены формализованной итоговой оценкой, осуществляемой в виде письменной работы. На итоговую оценку выносятся только умения, которые необходимы для продолжения обучения в основной школе и которые можно проверить в рамках письменной работы. Время завершения обучения в начальной школе характеризуется тем, что происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разно- го содержания. Содержание части текстов не должно выходить за пределы жизненного опыта вы- пускников начальной школы. Однако бо2льшая часть текстов должна включать разнообразные учеб- ные и практические ситуации, выходящие за пределы детского опыта, поскольку в основной школе ученикам предстоит работать именно с такими текстами. Среди универсальных учебных действий, составляющих основу для продолжения обучения, для комплексной оценки выбраны следующие группы действий: - в сфере регулятивных универсальных учебных действий - способность принимать и сохра- нять учебную задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролиро- вать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - в сфере познавательных универсальных учебных действий - использовать знаково-симво- лические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; - в сфере коммуникативных универсальных учебных действий - адекватно передавать инфор- мацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предмет- ное содержание и условия деятельности в речи. Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универ- сальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе, что позволит получить интегрированную оценку уровня сформированности учебной компетентности. Для проведения комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания. В каж- дом задании предлагается одна ситуация, описанная в одном или нескольких текстах, в которых информация может быть представлена в разной форме, с привлечением рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из отдельных вопросов или заданий. Для данной комплексной итоговой работы было разработано 7 отдельных комплексных зада- ний.

Как видно структура вариантов не является параллельной. Нет точного соот- ветствия между заданиями, стоящими под одними и теми же номерами в двух вариантах (см. план комплексной итоговой работы). Такой подход к формированию вариантов (его можно назвать сба- лансированным) является наиболее оптимальным для оценки учебной компетентности. Варианты работы состоят из двух частей, каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по одной из оцениваемых междисциплинарных программ. Выполнение заданий в каждом варианте предполагает использование основных метапредметных умений и способов действий, а также предметных знаний и умений, сформированных у учащихся началь- ной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира), требования к которым не выходят за рамки планируемых результатов в части «Выпускник научится». При видимом структурном и содержательном отличии вариантов на этапе разработки обеспе- чена их равноценность по статистическим характеристикам.

Характеристика заданий Особенности оценки сформированности комплексных умений работы с информацией, а также универсальных учебных действий определяют характеристики заданий, которые используются в работе. В основе каждого комплексного задания лежит реальная ситуация, представленная в тек- стах разного типа: сплошных и несплошных (таблицах, рисунках и др.). В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выде- лить следующие типы заданий: - задания с выбором одного или нескольких правильных ответов; - задания со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова (слов) на отведённом месте, указать местоположение предмета); - задания со свободным развёрнутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу, сделать рисунок). Распределение заданий с учётом формы представления ответа приведено в таблице 2. Следует обратить внимание на то, что для каждого комплексного задания были разработаны именно те формы и модели заданий, которые наиболее адекватно позволяют оценить проверяемое умение или способ действий. Исследования показывают, что в данном возрасте учащиеся с одинаковым уровнем подготовки почти с одинаковым успехом справляются со всеми типами заданий (с выбо- ром ответа, кратким ответом или развёрнутым ответом).

Особенностью заданий, которые используются в данной работе, является их ориентация не только на констатацию сформированности отдельных умений, но и на диагностику качества овла- дения данным умением, а также на выявление недочётов или ошибок учащихся. Эта особенность или реализована при подборе дистракторов (неправильных ответов) для заданий с выбором от- вета, или заложена в шкале и критериях оценивания заданий с кратким или развёрнутым отве- том. Разработанные шкалы оценивания для заданий позволят учителю составить представление о полноте и правильности ответа, об уровне сформированности умения (устойчивом или неустойчи- вом), выявить недочёты в подготовке каждого ученика.

Время выполнения Для оценки учебной компетентности выпускников начальной школы требуется включение в работу достаточно большого числа разнообразных заданий, построенных на основе разных тек- стов и ситуаций. Одного урока для адекватной оценки учебной компетентности недостаточно. Исследования показывают, что оптимальным временем для достижения поставленной цели, с учё- том возрастных особенностей выпускников начальной школы, является 90 мин. Поэтому на выпол- нение всей комплексной работы отводится 2 урока с перерывом в 10-15 мин. Время выполнения каждой части составляет один урок (40 мин). Выполнение отдельных комплексных заданий зани- мает от 10 до 40 мин.

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом Комплексные итоговые работы проводятся на основе стандартизированного инструментария, который прошел апробацию на выборке учащихся, представляющих разные типы и виды образо- вательных учреждений, расположенных как в городской, так и в сельской местности (далее - вы- борка стандартизации). В связи с этим можно говорить о нормах выполнения выпускниками на- чальной школы (учащимися 4 класса) как отдельных заданий, так и работы в целом. Выполнение отдельных заданий оценивается от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и ка- чества ответа. Максимальный балл за выполнение задания зависит от его структуры, уровня слож- ности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Проверка выполнения заданий осу- ществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы выпускников начальной школы. За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, то ставится 0 баллов независимо от типа зада- ний. За выполнение заданий с выбором нескольких ответов может быть выставлено от 0 до 3 бал- лов. За выполнение заданий с кратким или развёрнутым ответом ученик также может получить от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка выполнения заданий со свободным развёрнутым ответом ведётся с соблюдением сле- дующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно. Если наряду с верным ответом дополнительно приведён ответ, не относя- щийся напрямую к данной задаче, задание считается выполненным частично.

Правильные ответы на задания с выбором ответа и с кратким ответом, решения заданий с раз- вёрнутым ответом и описание полных и частично верных ответов на эти задания приводятся в разделе «Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы». Выполнение учащимся работы в целом оценивается итоговым баллом. Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика по 100-балльной шкале как процент от максимального балла за выполнение заданий всей работы. Принятый в статистике минимальный критерий освоения учебного материала находится в пре- делах от 50 до 65% от максимального балла. В зависимости от степени введения стандарта (планируемых результатов) в практику началь- ной школы каждая школа устанавливает свой минимальный балл. Для первого этапа введения комплексных работ можно ограничиться минимальным критерием в 40% от максимального бал- ла. В этом случае минимальный критерий выполнения комплексной работы составит 20 первичных баллов. Вывод по результатам выполнения комплексной работы делается с учётом полученного балла. Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже задан- ного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. При такой под- готовке можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных пред- метов в основной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный крите- рий освоения учебного материла (от 20 до 37 баллов), то можно сделать вывод о том, что уча- щийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продол- жения образования на следующей ступени, на уровне правильного выполнения основных учебных действий. Если ученик набрал от 38 до 50 баллов, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями на повышенном уровне, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Назначение КИМ

Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений за курс математики начальной школы . С помощью этой работы на уровне образовательного учреждения осуществляется оценка качества освоения учащимся основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика», а также достижения метапредметных планируемых результатов, возможность формирования которых определяется особенностями данного предмета.

Документы, определяющие содержание КИМ

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);

    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2, 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010, 2011. – 204 с. (с. 60-63, 137-139, 180-182);

    Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 120 с. (с. 57-69);

    Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1, 2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 215 с. (с. 46-104).

На основании этих документов и материалов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика». Этот перечень (см. Кодификатор) используется в качестве содержательной и критериальной основы при разработке инструментария для проведения процедур оценки качества начального образования (оценки индивидуальных достижений учащихся).

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Основная цель итоговой проверочной работы, проверяемые умения, содержание и тип заданий определялись с учетом целей изучения математики, сформулированных в стандарте. Учитывались также основные подходы к оценке подготовки выпускников начальной школы, разработанные с расчетом на обеспечение достижения планируемых результатов обучения математике 1 .

Изучение математики в начальной школе направлено на математическое развитие младшего школьника, освоение основных начальных математических знаний, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики, воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни. Оценить сформированность этих качеств можно на основе результатов решения учащимися разнообразных задач. Поэтому основной целью итоговой работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами математики.

С учетом этих целей предлагаются следующие подходы к созданию итоговых работ для проведения оценки индивидуальных достижений выпускников начальной школы.

1) Содержание заданий должно обеспечивать проверку овладения планируемыми результатами стандарта общего начального образования, зафиксированными в рубриках «Выпускник научится» в каждом из разделов курса математики начальной школы: «Числа и вычисления», «Арифметические действия», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Полнота проверки математической подготовки учащихся обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале каждого из этих разделов.

2) В заданиях, включенных в работу, должны быть представлены учебные или жизненные ситуации, которые нужно разрешить средствами математики, используя полученные знания.

3) В работу целенаправленно не включаются задания на прямое использование известных алгоритмов действий и правил. Так, например, демонстрационный вариант работы не содержит привычных формулировок «Вычисли…», «Выполни деление…», «Найди значение…» с указанием на выполняемое действие, так как в рамках новой технологии обеспечения достижения планируемых результатов функция отслеживания процесса формирования и развития алгоритмических умений возлагается на текущий и тематический контроль. Арифметические умения выпускников проверяются опосредованно при выполнении различных заданий, в которых они служат средством решения поставленной проблемы (например, для решения задачи надо выбрать соответствующее арифметическое действие и выполнить его). Вообще, проверка многих планируемых результатов проводится с помощью текстовых задач (например, умений алгоритмического характера, умения устанавливать закономерности, работать с величинами, способности планировать ход решения, работать с информацией, проверять истинность утверждения). Поэтому в варианте работы заданий, составленных на материале раздела «Работа с текстовыми задачами», должно быть больше по сравнению с другими разделами курса.

4) Для обеспечения полноты проверки уровня учебных достижений учащегося работа должна содержать задания разного уровня сложности – базового и повышенного.

При этом необходимо, кроме проверки на базовом уровне овладением предметных планируемых результатов, обеспечить овладение такими важнейшими умениями, как математически грамотно записать решение или объяснение полученного ответа в учебной и практической задаче, работать с несложной информацией, представленной в разной форме (текст, схема, таблица, рисунок, диаграмма).

Задания повышенного уровня, составленные на основе планируемых результатов раздела «Выпускник научится», отличаются тем, что от ученика потребуется либо воспользоваться имеющимися у него умениями из разных разделов курса, применить изученные знания в нестандартной ситуации (например, пользоваться понятиями, правилами, алгоритмами, использование которых неочевидно в предложенной ситуации), проявить конкретные умения метапредметного характера: понимать и анализировать условие задания и поставленный вопрос, понимать и использовать в решении информацию, представленную в разной форме (текст, схема, таблица, рисунок, диаграмма), выбирать способ решения из нескольких изученных или разрабатывать самому, контролировать полноту выполнения задания, учитывать при решении все условия, указанные в тексте задания и др.

5) Каждый вариант работы должен обеспечивать полноту проверки овладения большинством – хотя бы около 70% – контролируемых планируемых результатов из 23, представленных в кодификаторе в рубриках «Выпускник научится».

6) Опыт составления подобных работ показывает, что для обеспечения достаточно полной проверки овладения большинством планируемых результатов работа должна включать не менее 20 заданий, различающихся по тематике и уровню сложности. Это позволит учащимся продемонстрировать в ходе выполнения заданий разные виды познавательной математической деятельности, владение которыми характеризует достижение проверяемых результатов обучения на базовом или повышенном уровне. Так, например, в Демонстрационном варианте полнота проверки обеспечивается включением в него 20 заданий, которые проверяют на базовом или повышенном уровне около 87% (20 из 23) планируемых результатов из блока «Выпускник научится» (см. ниже «План Демонстрационного варианта работы»).

7) При распределении заданий работы по уровням сложности следует иметь в виду, что возможны различные уровни овладения планируемыми результатами, включенными в блок «Выпускник научиться». Прежде всего, важно зафиксировать наличие у учащегося базовой математической подготовки, обеспечивающей возможность успешного продолжения обучения в основной школе. В качестве критерия, позволяющего судить о наличии такой подготовки, используется успешное выполнение учащимися заданий, проверяющих освоение планируемых результатов с помощью соответствующих заданий базового уровня сложности. Возможность получения объективных результатов при использовании этого критерия обеспечивается при включении в работу достаточного количества заданий базового уровня. Опыт показывает, что использование указанного критерия целесообразно, если около 75% заданий работы имеют базовый уровень сложности. Таким образом, в работе из 20 заданий должно быть не менее 15 заданий базового уровня, составленных на материале всех разделов курса математики начальной школы. Остальные задания должны иметь повышенный уровень сложности. Эти задания также следует составить на материале разных разделов курса, чтобы учащийся мог проявить более высокий уровень своей подготовки на том материале, которым им лучше усвоен.

В период введения новых стандартов очень важно определить наличие у выпускника начальной школы базовой подготовки, обеспечивающей успешность дальнейшего обучения. Поэтому в Демонстрационном варианте предлагаются 80% заданий (16 заданий) базового уровня и 20% (4 задания) – повышенного уровня, что способствует повышению объективности индивидуальной оценки достижения учащимся базового уровня подготовки по курсу начальной школы.

8) Чтобы дать возможность каждому учащемуся приступить к заданиям базового уровня их надо разместить в начале текста работы, а задания повышенного уровня поместить в конце.

9) Работа должна вызывать интерес у учащихся. Поэтому тексты заданий должны содержать разнообразные сюжеты, интересные для учащихся данного возраста, а сами задания различаться по формату.

10) В работу нужно включать задания разного типа, определяемого требуемой формой ответа:

– с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов,

– с выбором нескольких верных ответов из 5 предложенных,

– с записью краткого ответа, где требуется записать результат выполненного действия (цифру, число, величину, выражение, несколько слов или сделать рисунок);

– с записью развернутого решения или объяснения полученного ответа. Например, развернутое решение текстовой задачи может быть записано по вопросам, по действиям или с помощью числового выражения. Объяснение может быть представлено либо в виде развернутого решения (как в текстовой задаче), либо в виде действий и рассуждений, либо в виде рассуждений.

Целесообразность использования тех или иных типов заданий определяется особенностями проверяемого раздела содержания и планируемого результата. С целью экономии времени предпочтение следует отдавать заданиям с выбором ответа и заданиям с кратким ответом. Отметим, что задания с кратким ответом не провоцируют учащихся на совершение ошибок (предлагая неверные ответы) при неуверенности в своих знаниях и тем самым способствуют проявлению учащимися большей самостоятельности при выполнении заданий и повышению объективности результатов проверки. В то же время задания с выбором ответа позволяют проверить наличие такого метапредметного умения, как самоконтроль при выборе верного ответа из предложенных вариантов.

11) В связи с необходимостью контроля и диагностики всего блока планируемых результатов «Выпускник научится», считаем целесообразным работу для индивидуальной оценки подготовки учащихся разрабатывать в нескольких вариантах, отвечающих следующим условиям;

– каждый вариант составляется таким образом, чтобы обеспечить проверку овладения вопросами содержания из каждого из шести основных разделов курса математики начальной школы и контролировать овладение большинством – хотя бы около 70% – всего блока планируемых результатов «Выпускник научится» на базовом или повышенном уровнях;

– в целом все варианты работы должны обеспечивать проверку на базовом и повышенном уровнях всех планируемых результатов, представленных в блоке «Выпускник научится»;

– варианты должны быть равноценны по сложности для обеспечения равных возможностей при получении учащимися индивидуальной оценки.

Структура КИМ

Согласно поставленной цели по результатам работы предполагается дифференцировать учащихся на группы, которые различаются по состоянию базовой и повышенной подготовки по курсу начальной школы. То есть предполагается достаточно тонкая дифференциация учащихся по глубине и объему усвоения учебного материала. В связи с этим работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой математической подготовки, она включает 16 заданий базового уровня сложности (№№ 1-16). Назначение второй группы – она включает 4 задания повышенной сложности (№№ 17-20) – проверить способность применять полученные знания для решения заданий повышенного уровня. Для выполнения заданий не требуется выполнять громоздкие вычисления, что позволяет значительно уменьшить влияние вычислительных ошибок на проявление учащимся понимания изученных понятий и методов и способности их применения для решения поставленных задач.

Анализ разнообразных по содержанию и форме заданий разного уровня сложности, выполненных учащимся, позволит учителю не только содержательно интерпретировать продемонстрированный учащимся уровень овладения проверявшимися знаниями и умениями, но и сделать обоснованное заключение о достижении им проверявшихся планируемых результатов на базовом или повышенном уровне. Эта информация дает возможность педагогам делать обоснованные предположения о возможных успехах и трудностях адаптационного периода обучения в 5 классе не только для отдельного ученика, но и для класса в целом. На этой основе может быть охарактеризована готовность выпускника начальной школы к продолжению обучения в основной школе.

В работе предлагаются комплексные задания повышенного уровня, для разрешения которых требуется в малознакомой или незнакомой (новой) ситуации применить знания, полученные при изучении разных разделов курса; учитывая особенности предложенной ситуации, привести объяснение истинности некоторого утверждения; читать и интерпретировать информацию, представленную в разной форме (текст, таблица, диаграмма).

В работе используются четыре типа заданий: с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов (4 задания – №№ 1, 5, 7, 8), с выбором верных ответов из 5 предложенных (1 задание – №11), с кратким ответом (11 вопросов – 2-4, 10, 12-18), когда требуется записать результат выполненного действия (цифру, число, величину, выражение, несколько слов), и с записью решения (2 задания – №№ 6, 19) или объяснения полученного ответа (2 задания – №№ 9, 20). Приведенные выше данные распределения заданий работы по типам показывают, что предпочтение целенаправленно отдано заданиям с выбором ответа и кратким ответом. Это позволило включить в работу достаточно большое количество заданий и тем самым повысить объективность результатов мониторинга.

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий КИМ по уровню сложности

а) В таблице 2 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания

Таблица 2

Число заданий в работе

1. Числа и величины

3 (№ 2, 3, 18)

2. Арифметические действия

3. Работа с текстовыми задачами

7 (№ 6, 8, 12, 14, 17, 19, 20)

4. Пространственные отношения.

Геометрические фигуры.

5. Геометрические величины

3 (№ 1, 15, 16)

6. Работа с информацией

Информация, приведенная в плане работы (см. ниже), показывает, что включенные в неё задания позволяют проверить овладение 20 из 23 планируемых результатов на базовом или повышенном уровне, что составляет около 87% блока «Выпускник научится». Наибольшее количество заданий по блоку «Работа с текстовыми задачами» объясняется тем, что при их выполнении привлекаются знания и умения, формируемые при изучении материала из всех других блоков содержания. Этот подход позволил обеспечить охват материала различных разделов курса. Поэтому результаты выполнения работы дают возможность выявить темы, вызывающие наибольшую и наименьшую трудность в усвоении выпускниками начальной школы, установить типичные ошибки учащихся. Эта информация позволит выявить наличие методических проблем в организации изучения материала различных разделов курса.

б) Умения и способы познавательной деятельности , контролируемые с помощью демонстрационного варианта, представлены в плане демонстрационного варианта работы (см. ниже план работы).

в) В таблице 3 представлено распределение заданий по уровню сложности в демонстрационном варианте работы.

Таблица 3

Целенаправленное включение в работу достаточно большого количества заданий базового уровня сложности позволяет обеспечить полноту проверки достижения учащимся планируемых результатов, являющихся основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в основной школе.

Выполнение заданий повышенного уровня показывает потенциальные возможности учащихся в изучении курса математики в основной школе. Включение в работу нескольких разнообразных заданий повышенного уровня, составленных на материале из разных тем курса, предоставляет учащемуся выбор проявить более высокий уровень подготовки на том материале, которым он владеет более уверенно.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Задания базового уровня, представленные в любом формате, оцениваются по одной шкале, повышенного уровня – по другой шкале.

Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом. Выполнение заданий повышенного уровня в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается от 1 до 2 баллов максимально. В работу включено только одно задание повышенного уровня, которое наряду с двумя вопросами включает требование записи решения поставленной задачи. Подобное задание оценивается от 1 до 3 баллов максимально. Более детально подход к проверке и оценке выполнения отдельных заданий демонстрационного варианта рассматривается в «Рекомендациях для учителя по проверке и оценке выполнения работы».

Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения четвероклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в основной школе. В рамках данного проекта «Оценка качества начального образования» в период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу. Так, если в демонстрационном варианте таких заданий 16, то 10 заданий составляют около 65%. В этом случае, при получении учащимся не менее 10 баллов за выполнение базовых заданий считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу математики начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 14-16 баллов (максимальный балл равен 16) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует не только наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, но и произвольное использование сформированных учебных действий.

Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий составляет:

– для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;

– для заданий повышенной сложности – 3 минуты.

На выполнение всей работы отводится 1 урок.

План варианта КИМ

Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.

Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность;

ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (в виде числа, величины, нескольких слов);

РО – развернутый ответ (запись решения или объяснения полученного ответа).