Болезни Военный билет Призыв

Специальность тьюторское сопровождение. Тьютор: кто это и зачем он нужен. Где применяются знания и навыки наставника

Тьютор – специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных.

Тьютор (англ. tutor в переводе с английского - педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor - заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Для России тьюторство - принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит своё примернение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное.

Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход - это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения. А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.

Тьютор - это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.

Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге - нащупать своё призвание.

Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.

В Европе и США такая система, при которой каждый учится по собственному алгоритму, широко используется в вузах. Такова, например, система в Кембриджском университете (Англия). В России она тоже нашла применение - в первую очередь, именно в школах. Хотя пока это похоже на эксперимент, т.к. дипломированных специалистов практически нет. Педагогические вузы начали готовить их совсем недавно.

«Особые» дети

В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора-воспитателя. Другое название - воспитатель-сопровождающий.

Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему - усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор - не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда - время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога - поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.

Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения - логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.

Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А покуда «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится.

Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века, Россия отстаёт от цивилизованного мира.

Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтёры - студенты, ученики старших классов, - которые на рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора - это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.

Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.

Альтернативные школы

Помимо инклюзивных школ тьюторская система работает в школах, где применяется домашнее обучение (дистанционное обучение). Педагоги-тьюторы нужны в инновационных школах с альтернативным подходом к образовательному процессу.

Рабочее место

Как уже сказано, российские тьюторы работают в основном в школах и детских садах с инклюзией или альтернативными программами.

Тьюторами в вузах работают педагоги высшего образования работают. Такие должности характерны для многих зарубежных университетов.

Оплата труда

Зарплата на 04.04.2019

Россия 10000—35000 ₽

Москва 30000—80000 ₽

Важные качества

Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместна.

Знания и навыки

Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса. При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.

Тьютор обеспечивает эффективное индивидуальное обучение студента или школьника. Специалист разрабатывает уникальную программу обучения и сопровождает учащегося при прохождении всей программы.


Заработная плата

20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Должность тьютора представлена в школах и детских садах, учреждениях дополнительного образования.

Обязанности

Тьюторство в России — принципиально новый вид обучения, подразумевающий максимальную индивидуализацию учебного процесса. По сути, тьютор — это посредник между обычным педагогом и учеником. Специалист отслеживает, какой материал проще усваивается ребёнком, а какой сложнее. Исходя из полученных данных, тьютор формирует интерес к сложной теме, выстаивая правильный маршрут обучения.

Важные качества

Работа тьютора предполагает любовь к детям, стрессоустойчивость, спокойствие, рассудительность, высокий уровень ответственности, доброжелательность.

Отзывы о профессии

«Это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребёнка или взрослого. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача — помочь ребёнку (или взрослому) зафиксировать собственные познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу».

Ковалева Татьяна Михайловна,
президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д. п. н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры.

Стереотипы, юмор

Профессия относительно новая в России. Чаще тьюторами становятся учителя и психологи, желающие повысить профессиональный уровень.

Обучение

Чтобы стать тьютором, необходимо получить высшее педагогическое образование. Направление представлено в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена.

Педагогические вузы Москвы: Московский социально-педагогический институт, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский государственный областной университет, Московский педагогический государственный университет, Московский городской педагогический университет.

Учитель, тьютор, учитель с тьюторской компетенцией…

Учитель сегодня – не самый умный, не самый успешный, но он – человек с определенной жизненной позицией, философией жизни, показывающий через свой субъективный опыт как создавать свою философию жизни, как выстраивать систему целей и идти к их достижению. Он не навязывает, не настаивает, а лишь создает условия, среду, в которых обучающийся имеет возможность сделать выбор и самоопределиться. Данную позицию педагога поддерживает не только здравый смысл в современных социально-экономических условиях, но и введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, предполагающих новые подходы в построении образовательного пространства, с опорой на принципы системно-деятельностного подхода и в единстве урочной и внеурочной деятельности. В свою очередь практика внеурочной деятельности и дополнительного образования, имея потенциал для вариативного построения образовательного процесса, его индивидуализации через построение индивидуальной образовательной траектории (маршрута) направлена на создание условий для осознания целей в процессе самообразования.

У Эриха Фромма есть очень подходящее для характеристики современного учителя понятие – «экзистенциальный авторитет», подразумевающее опору авторитета не только на способности выполнять определенные социальные функции, а в равной мере и на личностные качества человека, который достиг высокой степени личного совершенства. Педагог сегодня не просто сообщает систему академических знаний, он учит делать выбор, ставить цели, помогает выстраивать траекторию достижения цели и сопровождает эту траекторию обучающегося.

При этом речь идет не о каждом педагоге, а, прежде всего, о педагоге-тьюторе и педагоге с тьюторской компетенцией. Для понимания определимся понятиями «тьютор» и «тьюторская компетентность»: тьютор – это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы; в свою очередь тьюторская компетентность – это компетентность современного учителя, позволяющая ему сопровождать индивидуальные учебные программы .

Если нас, учителей, спросить «Что является Вашей основной формой работы с обучающимися?» мы безоговорочно ответим, что это «Урок». Но если мы говорим о том, что тьютор – это самостоятельная педагогическая профессия, то целесообразно обозначить ведущую форму работы тьютора с тьюторантами (обучающимися). И тут во многих статьях, книгах, посвященных тьюторству в образовании, возникает такая форма как тьюториал.

Понимая, что тьюторское сопровождение – это, прежде всего, работа с картой возможностей и расширением границ коллективного и индивидуального действия, целесообразно выстраивать встречи с обучающимися именно в этом ключе: создать условия для построения карты возможностей, ее осознания и возможность сочетания ее с картами возможностей других. И вот, как раз, это сочетание, интеграция, индивидуальных карт возможностей позволяет расширить границы действия индивида, соотнести это действие с личными целями и в создавшейся избыточной среде сделать выбор.

Рассматривая тьюториал как ведущую форму работы тьютора с обучающимися (тьюторантами), стоит ориентировать его на создание пространства для осознания, для построения собственной индивидуальной траектории в соответствии с личными интересами, глубинными мотивами, т.е. среду и ситуацию самоопределения.

Итак, выстраивание взаимодействия с тьюторантами (обучающимися) осуществляется в реализации последовательности следующих типовых задач тьютора: знакомство (вхождение в деятельность), активизация («размораживание»), организация изучения, организация групповой и индивидуальной работы, организация обратной связи и рефлексии.


Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении / Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч. ред. Т.М. Ковалева; отв. ред. А.А. Теров, О.Ю. Жилина. ­ М.: АПКиППРО. ­ 2009. ­ 188 с. ­ С. 5-11.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуализация образования: зачем школе тьютор?

Логинов Дмитрий Александрович, магистр,

заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия № 7», учитель биологии и химии, педагог-психолог, тьютор

г. Саратов

Определимся с терминами «индивидуализация» и «тьютор»

Анализ ключевых документов в области образования в Российской Федерации – «Закон об образовании в РФ», ФГОС ООО и ФГОС СОО, позволяет отметить тенденцию индивидуализации в образовании.

Индивидуализация – это педагогический принцип, который не является тем же самым, что и индивидуальный подход Данный подход мы освоили сполна и легко можем подобрать для обучающегося соответствующий ему уровень содержания– базовый или профильный, способ передачи информации – аудио, видео или практический, и т.д. Но при индивидуальном подходе мы работаем с уже определенным содержание образования. Принцип индивидуализации предполагает, что не только способ освоения содержания, но и само содержание определяется обучающимся. Так стандарт старшей школы – ФГОС СОО определяет необходимость перехода на обучение по индивидуальным учебным планам, что уже заложило потенциал для пересмотра организации обучения на уровне старшей школы.

В этих условиях стандартизации каждый педагог прибывает в ситуации выбора своей педагогической позиции. В качестве факторов, влияющих на выбор этой позиции, можно обозначить предложенные Е.А. Александровой внешние факторы, определяющие выбор роли классным руководителем: социокультурные традиции региона, определяющие запрос к поведению педагога, выбору им стратегии и тактики взаимодействия с семьей и ребенком; духовно-нравственные основания, определяющие поведение и деятельность группы лидеров в образовательной организации; традиции образовательной организации, ритуалы, коллективное сценирование поведения; государственный заказ, выраженный во ФГОС . Считаем, что данные факторы могут быть отнесены и к выбору роли педагогом вообще.

Появляется, в том числе и нормативно закрепленная, ситуация выбора! Уметь делать выбор – дело сложное даже для взрослого человека, делать выбор ребенку – еще сложнее. Логично, что в сложившихся условиях долна появится некоторая позиция профессионала помогающего сделать этот выбор. В практике современного образования такая профессиональная позиция существует – это тьютор

Несмотря на некоторые различия в понимании термина «тьютор», существует аспект, объединяющий все эти определения, - посредническая функция, роль тьютора как помощника и консультанта . Приведем несколько различных определений тьюторской деятельности, используемых в современных педагогических практиках.

1. Тьютор является консультантом учащегося, он может помочь ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса, а с другой стороны, он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития этого конкретного человека (Б.Д.Эльконин).

2. Тьютор – педагог, который выполняет роль посредника между учителем и ребенком, организатор деятельности и программ индивидуального развития, а основными составляющими его технологии являются организация условий для становления индивидуальной образовательной программы учащихся и ее сопровождение (П.Г.Щедровицкий и др.)

3. Тьютор – это педагог, который занимается определенным направлением педагогической деятельности. Например, учитель передает знания, умения, навыки, а воспитатель (тоже представитель педагогической деятельности) передает жизненные ценности. Наряду с этим существует такая фигура «тьютор» – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка или взрослого. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача – помочь ребенку (или взрослому) зафиксировать собственные познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу (Т.М. Ковалева).

Обобщая приведенные представления о тьюторской деятельности из разных образовательных областей, можно определить содержание тьюторской деятельности как деятельность помощника, консультанта, организатора учебной деятельности и среды, способствующую активному вхождению личности в образовательную и профессиональную деятельность.

Педагогическая поддержка и тьторство

С точки зрения образовательного процесса представляет интерес понятие поддержки, которое введено в педагогику относительно недавно (О.С. Газман, А.Г. Асмолов, Л.А. Петровская и др.). Разрабатываются психологический, социальный и педагогический виды поддержки. При этом, анализ литературы показал, что однозначного понимания понятий «поддержка» и «помощь» нет. Часто они рассматриваются как идентичные, что объясняется ориентацией отдельных видов педагогической деятельности на ребенка, ради его саморазвития, развития чувства уверенности в себе. Тем не менее, понятия «поддержка» и «помощь» различны по своему смыслу.

Помощь можно рассмотреть как систему мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, а поддержка, следовательно, есть собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т.е. деятельность по оказанию помощи. Педагогические смыслы, вкладываемые в эту деятельность: 1) помочь другому обрести уверенность; 2) подкрепить то положительное, что есть в личности; 3) удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.

В системе представлений О.С. Газмана педагогическая поддержка является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития человека. В этом случае очень важно, чтобы ребенок научился владеть собой, становиться хозяином собственной жизни, то есть умеющим заботиться, устраивать, применять и использовать собственную жизнь по своему усмотрению. Педагогическая поддержка, согласно О.С. Газману и его последователям, дополняет и усиливает эффективность обучения и воспитания, служит связующим звеном для возникновения самовоспитания и мотивированного учения. Такое представление о поддержке наиболее полно выражает наше понимание этого вида деятельности в условиях построения системы тьюторского сопровождения образовательного процесса.

На наш взгляд тьюторская деятельность в современной школе по отношению к обучающемуся базируется на теории педагогической поддержки, как самостоятельного вида педагогической деятельности.

В рамках корпоративного стандарта тьюторской деятельности, принятого Межрегиональной тьюторской ассоциацией, полное тьюторское действие представляет собой последовательность технологических этапов, которые находят отражение, конкретизируясь в практике применения методик и технологий тьютором:

1. обустройство избыточной образовательной среды – избыточность открывает возможность различных выборов и проб (построение избыточной образовательной среды);

2. осуществление навигации в этом пространстве – помощь ученику в осознании собственных личностных особенностей и склонностей и выбор в соответствии с этими качествами, от чего придется отказаться, сделав тот или иной выбор (навигация выбора);

3. работа с разными масштабами жизненной перспективы – ребенок делает выбор здесь, в классной комнате, а тьютор создает проекцию его выбора во взрослую жизнь (проектирование следующего шага на основе рефлексии).

Основными формами тьюторского сопровождения исторически являются различного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультации. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.

Основные этапы тьюторского сопровождения

Опираясь на исследования Ковалевой Т.М. и опыт тьюторской деятельности в России , можно выделить основные этапы тьюторского сопровождения обучающегося (тьюторанта), они представляют собой последовательность взаимосвязанных действий и применимы для любой возрастной группы детей (и даже в работе со взрослыми, например, студентами):

Диагностико-мотивационный;

Проектировочный;

Реализационный;

Аналитический.

Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы тьютора (см. Таблица 1).

Таблица 1 «Основные этапы тьюторского сопровождения обучающихся (тьюторантов)»

Характеристика этапа

Методы, технологии и приёмы

1. Диагностико-мотивационный этап

Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося,

его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и

перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы

учащегося и образ желаемого будущего (в зависимости

от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское со-

провождение).

Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный

интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интере-

са.

На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подо-

печным.

На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно

значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологическо-

го комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское

взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество.

В целом же работа на данном этапе направлена прежде всего на

развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей

образовательной деятельности.

1. Методика

запуска работы с портфолио;

2. анкетирование;

3. тестирование,

4. свободное интервью;

5. определение имеющегося у тьюторанта начального объема

знаний по теме заявленного интереса.

2. Проектировочный этап.

На основе анализа материалов, полученных на диагностико-мотивационном этапе

тьютор помогает школьнику составить

так называемую «карту» познавательного интереса , проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов,

касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или

исследования.

Тьюторант собирает тематический портфолио, посвященный

определенной теме (проблеме, вопросу и т.п.): собираются материалы, пред-

назначенные для дальнейшего совместного анализа с тьютором.

Основным

носительно зафиксированного познавательного интереса.

Основными задачами тьютора здесь является поддерж-

ка самостоятельности и активности, стремления тьюторантов отыскать

собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных

интересов.

Фрагменты тематического портфолио, составляемого учащимся, но

только при условии его предварительного согласия, могут быть затем

продемонстрированы на тьюторских семинарах, совместных консуль-

тационных встречах с родителями, в беседах со школьным психологом

и классным руководителем.

1. Индивидуальные консультации.

2. Тьюториалы.

3. Беседы.

4. Построение интеллект-карт.

3. Реализационный этап

Организует образовательное пространство для прохождения обучающимся (тьюторантом) индивидуального образовательного маршрута в рамках заявленной тематики (проблемы).

Осуществляет реальный поиск (проект,

исследование) и затем представляет полученные им результаты этого

поиска (проекта, исследования).

На данном этапе необходимо максимально расширить образовательную среду обучающегося (тьюторанта), организуя различные площадки взаимодействия со сверстниками, специалистами, родителями. Важно при этом поддерживать мотивацию ребенка в достижении поставленных целей.

1. Индивидуальные и групповые консультации.

2. Тьюториалы.

3. Беседы.

4. Мозговой штурм.

5. Круглые столы.

4. Аналитический этап.

Организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта.

На этом этапе становится востребованным третий тип портфолио –

портфолио достижений , демонстрирующий достигнутые результаты.

Такой портфолио помогает оценивать прогресс учащегося в развитии

познавательного интереса в избранной области, помогает в написании

заключительных эссе, резюме, других видов итоговых работ.

Этап

направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего

пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов.

Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится

групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обрат-

ной связи от аудиторией. По возможности устраивается индивидуаль-

ное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи

самого выступления (предварительно тьютор совместно со школьником

разрабатывают критерии удачного выступления). Завершается анали-

тический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий

в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной

работы и своей роли в ней.

Этап способствует развитию адекватной самооценки, умению ана-

лизировать как собственные способы действия, так и способы дей-

ствия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих

изменения:

– Удачно ли был сформулирован сам вопрос?

– Насколько полным и корректным оказался найденный ответ?

– Какие возможны дальнейшие перспективы развития этого дей-

ствия? Таким образом, определяются перспективы продолжения поиска

по той же теме или аргументируется смена соответствующего интереса

на новый.

В то же время специфика содержания тьюторской деятельности опредляется возрастным периодом сопровождаемого (тьюторанта). Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений двух типов: «ребенок - общественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый». «Общественный взрослый» выступает носителем общественно выработанных способов действия с предметами, воплощением смыслов и норм жизни. Овладевая основами культуры, ребенок не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект деятельности, в процессе осуществления которой у него возникают и развиваются различные психические новообразования. Развернутая периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным. В развитии детей. Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития». Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:

  • социальная ситуация развития;
  • ведущая деятельность;
  • основные новообразования.

Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. С жизнью ребенка в определенной социальной ситуации неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности ребенка, составляющие его вторую важнейшую характеристику.

Д.Б. Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное A.M. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.

Ведущая деятельность - это не та, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития имеет ряд особенностей:

  • в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);
  • в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);
  • от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ученика (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности). Д.Б. Эльконин выделяет шесть ведущих видов (типов) деятельности:
  • непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми;
  • предметно-манипулятивная деятельность;
  • ролевая игра;
  • учебная деятельность;
  • интимно-личностное общение;
  • учебно-профессиональная деятельность; на школьный период приходятся четыре последних.

Исходя из подобного понимания возрастной периодизации возникают и соответствующие сценарии тьюторской деятельности: стихийная проба познавательных интересов; оформление приоритетов познавательного интереса; профилизация познавательного интереса. Соотнесение сценариев тьюторской деятельности и периодов школьный жизни представлено в Таблице № 2

Таблица 2 Соотнесение возрастного периода обучающегося (тьюторанта) и специфики (сценария) тьюторской деятельности

Период школьной жизни

Ведущий тип деятельности

Социальная ситуация

Психические новообразования

Специфика тьюторской деятельности

Начальная школа

Учебная деятельность.

Познание основ наук. Познание свойств объектов действительности.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.

Стихийная проба познавательных интересов.

Основная школа (подростковая)

Интимно-личностное общение.

Познание системы отношений в разных ситуациях: учения, труда и досуга.

Стремление к взрослости. Самооценка. Подчинение нормам коллективной жизни.

Оформление приоритетов познавательного интереса.

Старшая школа

Учебно-профессиональная деятельность

Познание профессии.

Мировоззрение. Профессиональные интересы.

Профилизация познавательного интереса.

Из соотношения периодов школьной жизни и специфики тьюторской деятельности выстраивается определенное содержание деятельности тьютора (педагога с тьюторской компетенцией). Так, при организации деятельности с обучающимися начальной школы целесообразно расширять среду для познавательных проб ребенка, отдавая приреитет игровым образовательным событиям, организовывать тьюториалы по развитию внутреннего мотива к познавательной деятельности, через осознание своего интереса.

Основная школа диктует свои приоритетные формы работы тьютора с обучающимися, на этом возрастном этапе можно говорить о том, что ребенок уже осознает некоторое поле своих интересов, но нет системы. Тьютор (педагог с тьюторской компетенцией) создает образовательную среду для встраивания познавательного интереса в систему ценностей и приоритетов личности обучающегося. На данном этапе будет полезно сопровождение процесса систематизации познавательного интереса через тренинг по научной организации труда (например, там-менеджменту); тьюториал рефлексивной направленности (построение карты интересов и дорожной карты); социально-моделирующие образовательные события (например, тематические недели, «суды», дебаты, КТД).

Старшая школа – это место для индивидуализации познавательного интереса, В работе тьютора появляется формы ориентированные на построение и сопровождение индивидуального учебного плана:

– индивидуальные и групповые тьюторские консультации;

– предметно-ориентированные и профориентационные тьюториалы;

– тренинги по построению и реализации ИУП для обучающихся, родителей и совместные семейно-ориентированные тренинги тьюториалы.

Александрова Е.А. Социокультурные условия и факторы вариативной педагогической деятельности в ситуации стандартизации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3. – Вып. 3(11). С. 282-286.

Ковалева Т.М. «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56 с.




Одно из распространенных направлений реформирования современного образования связано с введением новых профессий и педагогических специальностей. Сегодня мир отличается ростом самосознания, актуальным становится право на индивидуальную траекторию развития. Главным источником совершенствования образования становятся компьютерные инновации. Современный студент показывает неповторимость в способах приобретения знаний, навыков и умений. С одной стороны, он является обучающимся с большими интеллектуальными и познавательными способностями, с другой - нередко это безучастный, получающий информацию человек, не проявляющий тяги к знанию.

Сейчас главной целью образования становится необходимость воспитать выпускника, которому возможно придётся не раз в жизни поменять свои жизненные стратегии, профессиональные обязанности, что на данном этапе развития общества сменяются ситуативно, как индивидуальные, а не имеющие регламентированной «формы». Образование не может не быть индивидуализированным, это меняет взгляд на педагогические отношения. Из просветительской модели происходит трансформация в сопровождающую . Исходя из вышесказанного, введение принципа индивидуализации образования, является более чем актуальным вопросом современности. Поэтому сегодня появляются предпосылки для развития тьюторства как педагогической деятельности, отличающейся индивидуализированностью взаимодействия преподавателя с обучающимся.

Возникновение тьюторства

Институт тьюторства сформировался ещё в 12 веке в английских университетах и имел отпечаток монашеского, особого значения. Это обосновывается тем, что учебные заведения создавались на исторической основе монастырской жизни.

Тьюторство зародилось в старейших университетах, таких, как Кембридж и Оксфорд, которые являются образцом децентрализованного высшего образования, когда студенты обучаются и живут на протяжении всего учебного периода в университетском городке. В условиях отсутствия образовательных стандартов и большой академической свободы студенту необходим был наставник, способный помочь сориентироваться в большом объёме предоставляемых образовательных услуг и сопоставить их с личными возможностями и потребностями воспитанника. Тьютор, налаживая диалог со студентом, помогал определить какие практические занятия и лекции необходимо посетить, содействовал в составлении индивидуального плана учебной работы, наблюдал за выполнением профессорских требований и готовностью учеников к экзаменам.

К XVII в. тьютор становится основной фигурой учебного процесса, заменяя профессуру в организации индивидуальной учебной работы: сплотив возле себя одного или двух студентов, определивших его своим наставником, он выбирал объём и круг необходимых для воспитанников знаний и самостоятельно принимал экзамены и зачёты по итогам освоения выданных им же материалов. Джон Локк - знаменитый английский педагог, живший в XVII в. - указывал, что тьютор не только обеспечивает усвоение учеником знаний: «Задача тьютора - развить потенциальные возможности ребенка, что подготовило бы к делу его жизни. Тьюторское образование - это процесс формирования характера, построение склада ума и тела. Цель тьютора - не столько научить ребенка всему, что известно, сколько воспитать его в любви и уважении к знанию». Иначе говоря, в этот период тьютор стал преподавателем и воспитателем, производившим «уникальный», «единичный» образовательный продукт, который невозможно было измерить никакими стандартами, и в принципе не мог быть воспроизведён кем-либо ещё.

Трактовки тьюторства в современном образовании

Нельзя сказать, что данная профессия стала чем-то новым для России. Так, ещё в 2007 году организовали «Межрегиональную тьюторскую ассоциацию». Её появление связано с поиском новых образовательных технологий, непрерывным образованием личности, потребностью в самореализации.

Известно множество вариантов определения слова «тьютор». Например, перевод с английского языка звучит следующим образом: tutor - наставник, домашний учитель, репетитор, опекун. Из словаря «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» следует, что тьютор - лицо, преподаватель облегчающий процесс обучения, чья задача - быть знающим наставником своих воспитанников .

Исследователи выделяют три главные составляющие современного понимание термина тьюторство .

1. Тьюторство - поддержка (вид педагогической деятельности, нацеленный на формирование самостоятельности и независимости субъекта в решении образовательных задач).

2. Тьюторство - сопровождение (помощь направленная на воплощение индивидуальных образовательных программ, проектных работ, исследовательской деятельности).

3. Тьюторство - фасилитация (деятельность направленная на помощь в профессиональном, культурном и личностном самоопределении).

Данная специальность внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», она утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ (5 мая 2008 г., №216), и тьюторы уже работают российских в образовательных организациях. Однако на сегодняшний день тьюторство еще не имеет стандартизированного описания специфики как профессиональной педагогической деятельности и процесса подготовки к осуществлению. До сих пор актуальны вопросы: кто же такой тьютор, и чем он отличается от учителя? Импортируется ли эта профессия из зарубежных образовательных систем или вырастет из нашей почвы?

Основные виды тьюторства в высшем образовании

В настоящее время в российской образовательной системе тьютор, в европейском понимании этого термина, отсутствует. Однако в высшей школе его функции частично реализуются участниками данного процесса - самими студентами, активами студенческого самоуправления, преподавателями и научными руководителями различных проектов.

Существует несколько направлений, где тьютор может найти своё применение, в зависимости от своего педагогического опыта и уровня квалификации. Перечислим и кратко охарактеризуем виды тьюторской деятельности, встречающейся в вузах.

«Тьютор-стажёр» . Им может стать студент старших курсов, активист студенческого самоуправления. Они оказывают помощь абитуриентам, студентам младших курсов в адаптации к процессу обучения, вовлекают во внеучебную работу и помогают освоить университетское пространство.

«Академический тьютор» - магистр с обязательной тьюторской подготовкой, работа которого направлена на разработку и реализацию индивидуального учебного плана, что является актуальным при введении кредитно модульной системы обучения.

«Тьютор-наставник» - прошедший тьюторскую подготовку выпускник вуза, возможно, имеющий учёную степень. Основной задачей тьютера этого уровня будет сопровождение и помощь в процессе формирования личных и профессиональных компетенций будущего специалиста.

«Тьютор-супервизор» - профессор, непосредственной задачей которого становится «усиление» рефлексии и организацию работы тьюторов, формирование, поддержку и выявления специфического стиля педагога.

Перспективы развития тьюторства в российском профессиональном образовании

Тьютор - это педагог, однако особый педагог, цель которого заключается в помощи студенту научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных задач. Он стремиться направить своего подопечного к свободе и самостоятельности, учит понимать свои возможности, чтобы действовать эффективно и успешно.

Тьюторская деятельность, как становящаяся и инновационная, предполагает определение перечня функций и обязанностей согласно определённым целям и задачам.

Исходя из нормативно-правовых документов, разработанных Межрегиональной тьюторской ассоциацией, главной целью деятельности тьютора в процессе обучения является «…профессиональная педагогическая организация реализации и формирования индивидуальной образовательной программы (ИОП), постройка избыточной прогрессивной образовательной среды и других условий для положительной реализации ИОП».

Так как образовательные потребности студентов разнообразны в одних учебных учреждениях развивается направление тьюторского сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, в других - сопровождение дистанционного обучения, в третьих особое внимание уделяется сопровождению внеучебной деятельности.

Все эти направления характеризуются своими особенностями и потребностями, но общие понимание целей и идей тьюторства объединяет их. Во взаимодействии студента и тьютора лежит субъективная активность учеников, основными аспектами ответственности тьютора в процессе образования становятся…

Помощь в определении личного участия обучающегося в разработке индивидуальной образовательной программы;

Помощь в адаптации первокурсников (абитуриентов) к новой учебной среде;

Помощь в организации самостоятельной работы;

Помощь при усвоении общих и профессиональных компетенций;

Контроль учебных проектов, исследований, участия в олимпиадах;

Контроль за усвоением профессиональных навыков при прохождении практики;

Помощь в подготовке дипломной работы.

Таким образом, спектр обязанностей тьютора очень широк. При этом стоит помнить, что основной задачей тьютора будет формирование индивидуальной образовательной программы для студентов. Индивидуализация такого плана, предполагает закрепление главного выбора содержания образования за студентом. Тьютор не должен выбирать цели за студентов, он помогает увидеть обучающимся альтернативные пути их движения, оказывает помощь в развитии необходимых личных черт и компетенций .

Выводы

Нужен ли тьютор в российской образовательной системе? На данный момент сложно однозначно ответить на поставленный вопрос, принимая во внимания своеобразие отечественной системы образования. Да и сами студенты ещё не готовы нести ответственность за свои образовательные потребности. Однако и преподаватели также не готовы передать ответственность за конечные итоги образовательного процесса в руки обучающихся. Такая тенденция объясняется традиционной авторитарно-знаниевой системой приобретения знаний, доминирующей в российском образовании.

Тем не менее, современное общество нуждается в специалистах самостоятельных, креативных, обладающих широким и полным набором профессиональных компетенций. И вполне вероятно, внедрение института тьюторства, поможет решить данную задачу.

Использованные источники
1. Чиркова Н.В. «Тьютор» versus «учитель»? // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 2. С. 38.
2. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: словарь. - М.: ИПК госслужбы. - 2001. - 107 с.
3. Кокамбо Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю. Д. Кокамбо, О. В. Скоробогатова // Вестник Амурского государственного университета. - 2013. - Вып. 60: Сер.: Гуманитар. науки. С. 110-115.

Случайные материалы: