Болезни Военный билет Призыв

Специальность бизнес администрирование кем работать. Что такое MBA? Профессор кафедры «Бизнес- администрирование»

Поиск своего призвания – неотъемлемая часть жизни. При существующем многообразии профессий, с проблемой выбора, сталкивается каждый из нас. Ведь хочется, чтобы все «пазлы» сошлись – и работа была по душе, и были определенные способности к ней, и чтобы приносила реальный доход.

На сегодняшний день, рынок труда показывает, что наиболее востребованной, является профессия менеджера. Актуальность такого рода деятельности заключается в ее многогранности. Выпускники специальности «Менеджмент» получают комплекс фундаментальных знаний, умений и практических навыков в разных сферах, в частности в экономике, маркетинге, рекламе и т.д. Более того, в толковом управленце нуждается любая кампания, ориентированная на активное развитие бизнеса. Отсюда следует мораль: спрос на эффективных менеджеров будет всегда.

Несмотря на то, что все профессии нужны, все профессии важны, сегодня речь пойдет о специальности «Менеджмент». Кем работать, будучи менеджером? Ответ Вы найдете на этой странице!

Менеджер нового поколения. Кто он?

Вызовы нового тысячелетия, обусловленные глобализацией и интеграцией, предъявляют новые требования к менеджеру как специалисту и человеку, в частности, к его способу мышления, навыкам и профессиональным качествам.

Менеджер XXI века должен совмещать в себе несколько ролей:

  1. Управляющий – занимается разработкой стратегии предприятия, делегирует полномочия, ставит конкретные задачи сотрудникам и вовлекает их в совместное принятие решений.
  2. Лидер – ведет за собой, вдохновляет, придает уверенности, заряжает команду оптимизмом и энтузиазмом.
  3. Коучер – возбуждает интерес, поощряет генерацию новых идей, помогает раскрыть потенциал, содействует личностному росту коллег.
  4. Дипломат – устанавливает деловые контакты, заключает сделки, играет роль медиатора и посредника.
  5. Новатор – в совершенстве владеет IT-технологиями и способен внедрить их в производство.
  6. Предприниматель – ищет возможности повышения прибыли компании и не боится обоснованного риска.
  7. Личность – образованный, имеет широкий кругозор, обладающий организаторскими способностями и моральными качествами.

Рассмотрев современные черты менеджера можно прийти к выводу, что сейчас общество нуждается в компетентных и креативных менеджерах-лидерах, способных продуктивно работать в динамичной бизнес-среде.

Менеджмент: кем работать с соответствующим дипломом?

В процессе формирования и развития, менеджмент разделился на функциональные виды деятельности. Они объединены общими задачами, реализация которых необходима для достижения целей организации.

Разберем основные направления менеджмента и, по совместительству, должности, которые может занимать специалист-управленец.

Итак, менеджмент, кем работать?

  1. В сфере маркетинга.

В обязанности маркетолога входит исследование рынка, модернизация старого и разработка нового продукта/услуги, формирование ценовой политики, продвижение товара.

Например, вакансия BTL-менеджера для тех, кто желает организовывать рекламные акции в местах продаж для продвижения торговой марки.

Бренд-менеджер отвечает за раскрутку, позиционирование и узнаваемость одной или ряда торговых марок доступными методами. Для этого необходимо обладать широкими знаниями и творческой жилкой.

Профессия менеджера по продажам широко применяется в сфере оптовой торговли. Основная задача специалиста – выполнения плана продаж. Весьма популярный нынче род занятий, поскольку от качественной работы менеджера зависит не только организация сбыта конкретного продукта, а и расширение клиентской базы и поддержания отношений с текущими партнерами.

  1. Интеренет-менеджмент.

Social Media Marketing – специалист по продвижению продукта с помощью социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Гугл, Яндекс и т.д.).

Кроме того SMM-менеджер налаживает коммуникации с пользователями сети Интернет, проводит анализ конкурентов, управляет проектами.

Следует отметить, что профессия предполагает карьерный рост. Начав работать администратором группы на определенной платформе, поднабравшись опыта можно открыть и свое SMM –агентство.

Должность менеджер интернет-проекта заинтересует всех, кто на «ты» с современными интернет-технологиями. Профессия считается очень перспективной, а также предоставляет безграничные возможности для реализации творческих идей. Обязанности заключаются в создании, администрировании, развитии и продвижении веб-сайтов.


Антикризисный менеджер, он же экономист-управленец, проводит анализ бизнес-процессов, на основе которого формирует комплекс мероприятий, направленных на восстановление организации в условиях кризиса с минимальными потерями.

Арбитражный управляющий также занимается антикризисным управлением. Но назначается арбитражным судом, и в зависимости от случая банкротства, помогает заемщику погасить задолженность перед кредитором.

  1. Мотивационный менеджмент.

Бизнес-тренер отвечает за обучение и развитие персонала компании. При помощи специальных методик, помогает раскрыть потенциал сотрудников, что благоприятно сказывается на конкретной организации.

  1. Менеджмент недвижимости.

Профессия девелопмент-менеджера на постсоветском пространстве более знакома нам как застройщик. Деятельность такого менеджера по развитию бизнеса направлена на получение прибыли от создания и реализации объектов недвижимости.


Должность ивент-менеджера подойдет тем, кто умеет организовывать мероприятия. Всевозможные события для клиентов, партнеров и сотрудников проводятся с целью продвижения продукта или поддержания корпоративной культуры.

  1. Инновационный менеджмент.

Профессия инновационного менеджера очень актуальна, поскольку внедрение инновационных технологий в производство отражается на доходности продукта.

Менеджер решает задачи разного рода, от исследования рынка на предмет необходимости новой услуги, технологии или продукта до заключения договоров с поставщиками.

  1. Кадровый менеджмент.

HR-менеджер, более известен как менеджер по персоналу. Такой специалист выполняет задачи по рекрутингу, собственно подбору персонала; ведет кадровую документацию и составляет планы по обучению сотрудников организации.

Хед-хантер выполняет качественный поиск успешных специалистов. Это может быть и переманивание конкретного руководителя или топ-менеджера в другую компанию. Даная вакансия является одной из самых высокооплачиваемых.

  1. Международный менеджмент.

Человек, который хочет работать международным менеджером должен знать иностранный язык и законодательство той страны, в которой намерен развивать рынок. И, безусловно, понимать культурные особенности и менталитет зарубежных партнеров. Успех деятельности напрямую будет зависеть от уровня интеллекта и эрудированности.

  1. Кволити менеджмент.

Менеджер по качеству ответственен за введение новых методов работы, которые будут способствовать улучшению качества управления, что в свою очередь важно для содействия по повышению качества продукции.

  1. Менеджмент туристической индустрии и гостинично-ресторанного бизнеса.

В индустрии развлечений особо выделяются такие профессии как менеджер по туризму и гостиничному делу. Круг обязанностей зависит от того, где работает менеджер.

Зачастую, должностные обязанности менеджера по туризму устанавливаются в соответствии с направлением деятельности и специализации: кто-то отвечает за бронирование билетов, кто-то работает с клиентами, кто-то оформляет визу и т.д. Хотя бывают универсалы, которые могут сами организовать поездку клиенту от А до Я.

Менеджер ресторана или отеля отвечает за слаженность и качество исполнения работы всей команды. Его функции заключаются в распределении заданий между коллегами, контроле над их исполнением, согласовании деятельности смежных служб. Познать особенности работы менеджера в индустрии туризма и гостеприимности можно в процессе практики.

  1. Финансовый менеджмент.

Финансовый менеджер – человек, который управляет финансовыми ресурсами компании для увеличения прибыли. В компетентных менеджерах нуждаются многие предприятия, так что работу по специальности будет найти не сложно.

  1. Транспортный менеджмент.

Профессия транспортного логиста заключается в обеспечении рационального перемещения грузов. Логист выбирает, каким видом транспорта будет осуществляться перемещение груза, по какому маршруту. Специалист должен обладать аналитическим складом ума, поскольку того требует специфика профессии.

Невозможно отделаться от впечатления, что все программы, предлагаемые школами бизнеса, всегда сходятся в одной точке, а именно на господствующей модели МВА, проникающей во все уровни образования - от университетского до курсов совершенствования управления и докторантуры. То, что эти программы не отвечают требованию прежде всего самого курса МВА, составило содержание первой части этой книги; о том, что их нельзя допускать на другие уровни обучения, мы поговорим сейчас.
Я считаю, что школы менеджмента/бизнеса должны установить отдельные цены на «М», «В» и «А», то есть разделить курс МВА на три его части: сделать отдельную программу по бизнесу («В»), вторую - по администрированию (управлению - «А») и третью, выделив именно «магистерскую» составляющую, - по совершенствованию мастерства («М»). По иронии судьбы ученая степень присуждается не на этом уровне, а выше или ниже его, на уровне докторантуры или после получения высшего образования .
На сегодняшний день школы бизнеса, главным образом, выполняют вводную роль - чаще всего именно с них молодые люди начинают служебную деятельность. Набор программ, имеющийся в их арсенале, наводит на мысль, что школы менеджмента/бизнеса могли бы гармонично сочетать все три этапа: вводный, основной и завершающий. Помимо образовательных учреждений они могли бы стать специализированными и повышающими квалификацию, но каждая в своем роде, с учетом особенностей аудитории. Наличие такого пакета программ даст школам возможность расширить и разнообразить ассортимент предложений, направив их на удовлетворение потребностей многочисленных организаций, сфер бизнеса и государства. В менеджменте не может быть «единственного лучшего решения» даже внутри одной страны, не говоря уже о «глобальном» масштабе. Задачи растущих компаний отличаются от целей стабильных мощных корпораций, как и нужды развивающихся стран сильно отличаются от интересов стран с развитой экономикой. В основном бизнес-образование сохраняет весомый крен в сторону крупномасштабного производства, но вряд ли такая модель подойдет для производства высоких технологий или сфер, связанных с интеллектуальным трудом, или даже для
частного предпринимательства - причем сейчас мы говорим только о бизнесе, но существуют и другие стороны социальной жизни. Школы бизнеса, насаждая по всему миру принципы стандартизации, ведут к снижению общей планки.
Я предлагаю набор программ, состоящий из пяти компонентов: специализированные магистерские программы для бизнеса, более общие магистерские программы для практикующих менеджеров, развивающие программы для практикующих менеджеров без получения диплома, образовательные бакалаврские программы и докторские программы для зрелых специалистов.
Специализированные магистерские программы по бизнесу
Найдется место и для лучших программ МВА, они есть у школ бизнеса, но не в нынешнем их представлении.
Мы должны прекратить обманывать себя, что метод натаскивания бизнес-специалистов называется подготовкой общих менеджеров. «М»(мастерство) появится только тогда, когда эти программы будут соответствовать своему содержанию: бизнесу, а не управлению.
Без сомнения, в традиционном МВА присутствует некий симбиоз. Это довольно дешевое штампованное образование для людей, чьи «издержки» на самом деле небольшие (хотя плата за обучение очень высокая). Эта система чрезвычайно удобна преподавателям, чей интерес лежит в области научных исследований, и деканам, которым нужен размах. Проблема этих программ - в претензии на большее, хотя учащиеся приобретают намного меньше, чем следовало бы. Оценивать такое образование нужно по тому, что оно делает лучше всего.
Возможные варианты, уже обсуждавшиеся в седьмой главе, - убрать понятие «А» и заменить его на другие, в зависимости от специализации: например МВМ (Master of Business in Marketing) - магистр бизнеса по маркетингу, или MBMR (Master of Business in Marketing Research) - магистр бизнеса по рыночным исследованиям, MBF (Master of Business in Finance) - магистр бизнеса по финансам и так далее. Только, пожалуйста, никаких MBS (Master of Business Strategy) - «магистр бизнес-стратегий» - это не конкретная функция и не набор аналитических навыков. А что делать с более общим МВА, его изначальным понятием? Магистр делового анализа (Master of Business in Analysis)? Боюсь, что это будет уж слишком общо и чересчур легковесно. Вероятно, такое название и подошло бы в рамках определенной сферы деятельности, например МВВ (Master of Business Banking) - магистр банковского дела или MBR (Master of Business in Retailing) - магистр по розничным продажам и тому подобное.

В этом предложении налицо два очевидных преимущества. Во-первых, оно дает возможность глубокого и эффективного изучения того, что предлагают сегодня программы МВА. Во-вторых, для самих учащихся, как и для их работодателей, становится понятнее, какими конкретно знаниями они владеют и что изучали они вполне конкретную сферу бизнеса, а не вообще «менеджмент».
Конечно, учащихся по таким программам будет необходимо знакомить с более общим материалом - по управлению и по организациям. Но практически это то же самое, чем сегодня занимаются школы бизнеса (показано на рисунке 15.1). Учащиеся в течение первого года обычно проходят серию основных курсов по бизнес-функциям, а в течение второго, в соответствии с выбранной специализацией, они изучают предметы по выбору. Здесь предлагается сместить акцент с общего ознакомления (вводный курс по управлению и работа организации) на специализацию, но с целью всестороннего изучения именно предметов - речь пока не идет о развитии менеджеров.
Тогда студенты, успевшие набрать немного опыта или совсем его не имеющие, учатся самым лучшим образом. С такой подготовкой они смогут работать по специальности намного успешнее, чем делают
Факультативные предметы gt; по специализации (например, финансы)

Предлагаемые MBD

Традиционные МВА
Первый год Второй год

MB по финансам
MB космической промышленности
Другие сферы деятельности

Другие
бизнес-функции
Общие обязательные предметы

Рисунок 15.1.
МВА и МВП

это сейчас. Те из них, кто в дальнейшем захочет руководить, вновь вернутся в учебное заведение уже как менеджеры и продолжат образование по управлению.
Значительная часть энергии MBA-образования сконцентрирована на изучении бизнес-функций, в пределах этого идет постоянная борьба за их место и время в учебной программе. Тогда почему не направить эту энергию в нужное русло, позволив каждой кафедре разрабатывать свою отдельную программу для конкретных практических нужд? Специализированные факультеты смогут работать с группами специалистов, к примеру, преподаватели маркетинга будут сотрудничать с маркетологами и фирмами, занимающимися маркетингом: разрабатывать и унифицировать учебную программу, организовывать учебно-производственную практику и, наконец, трудоустраивать выпускников после обучения. Сегодня существуют реальные примеры такого обучения, особенно в Европе (см. главу 7), среди них очень известные программы (одна из них - школы управления при Университете Бата в области продаж). Много примеров подобных программ встречается в Северной Америке, особенно по финансовой отчетности и бухгалтерскому учету. Хотелось бы приложить все усилия для распространения этих успешных начинаний.
Магистерские программы для практикующих менеджеров
Безусловно, менеджеры, работающие в бизнесе, должны разбираться в его специализированных функциях. Но также очевидно, что образование в области управления не может ограничиваться только ими. Поскольку практика управления распространяется намного шире рамок бизнеса, захватывая такие сферы, в которых компонент «В» из МВА не играет никакой роли, то нам действительно необходимы разнообразные магистерские программы по практическому менеджменту (МРМ). И как я уже говорил, тысячам людей предстоит пройти обучение по таким программам.
Полагаю, что лучше всего ориентироваться на двухуровневые программы. Первый уровень - для тех, кто сделал определенную карьеру и кому уже 35-45 лет; как правило, эти люди обладают существенным опытом управления, подолгу и стабильно работают в одной компании и их работодатели готовы оплачивать расходы на обучение. Собственно, это и есть модель IMPM, описанная в предыдущих пяти главах, и она вполне успешно действует. Второй уровень - для более молодых людей, только начинающих работу менеджера. Программы, рассчитанные на них, могут напоминать IMPM, но основное внимание должно уделяться конкретным бизнес-функциям, причем самостоятельное изучение займет едва ли не большую часть времени.

Далее, я считаю, эти программы должны дифференцироваться по отраслям промышленности и видам экономической деятельности, обязательно включая малое предпринимательство, сферу здравоохранения, социальный сектор и так далее. В зависимости от целей они могут быть международными, как IMPM для бизнеса, или местными, как, например, совместная программа MMVS Университета Макгилла и фонда Макконнелла для управляющих в Национальном волонтерском секторе.
Я писал в четырнадцатой главе и хочу повторить еще раз: самым логичным было бы адаптировать ныне существующие программы ЕМВА. Они уже набирают правильно подобранных людей - именно практикующих менеджеров, продолжающих работать во время учебы. Не вижу никакого смысла в том, что такие программы проводят по шаблону, разработанному для неопытных работников. Конечно, сейчас школам бизнеса, когда они пользуются таким немыслимым успехом и переполнены желающими в них учиться, сложно найти стимул для перемен. А если говорить о популярности, то для какой-то части студентов, скорее всего, просто не было альтернативного варианта. Надеюсь, что именно это обнаружится, когда менеджеры откроют для себя новые возможности.
Само название ЕМВА почти так же хорошо раскручено, как МВА. В принципе его не нужно менять, если «А» будет соответствовать своему истинному значению и «Е» будет experienced - «профессиональный, опытный», а не executive - «руководящий, административный». Но я предпочитаю новое название - МРМ, сразу показывающее разницу в обучении, отличном от МВА. Утверждение нового имени для программы может оказаться нелегкой задачей, но прошло уже столетие, как появилось последнее основное название, взятое на вооружение школами бизнеса.
Образовательные программы для практикующих менеджеров
Я говорил в восьмой главе о стене, разделяющей программы во многих школах бизнеса: с одной стороны, программы, дающие право на получение ученой степени, - они наиболее привлекательны для обучающихся и престижны для преподавателей, и с другой - без такого права, на эти программы преподаватели не обращают особого внимания.
В той"же главе отмечены привлекательные стороны программ без права степени, они смогут развиться в новаторские, если в них вмешается некто, преследующий серьезные цели и обладающий богатым воображением. Дело в том, что такие «некто» встречаются крайне редко. В результате у нас переизбыток клишированных курсов обучения, созданных часто для одной цели - быстрого зарабатывания денег.

По существу, им не место в университетах. Но компании относятся к ним терпимо, что только подтверждает правило о престижности диплома в современном обществе. К счастью, различные неучебные заведения, включая сами компании, стали активнее и зачастую более творчески вводить новые обучающие курсы.
Альфред Уайтхед утверждал, что «обучение в университете сравнимо с приключением» . Вообразите, что к каждой программе по воспитанию менеджеров относятся как к приключению - как к открытию новых миров, а не средству зарабатывания денег. Представьте, что сломаны наконец злополучные стены и лучшие идеи по совершенствованию управления попадут в систему образования, и в результате процесс станет двунаправленным. Надеюсь, наступит день и престиж школ будет зависеть не от модного бренда, а от новых путей, ею предложенных.
Образовательные бакалаврские программы
Если вы действительно хотите найти отличные программы в современных школах бизнеса, не ищите их под названием «магистерские». Мастерство обычно начинается после докторантуры, но я считаю, что оно должно приходить намного раньше - на бакалаврском уровне.
Сейчас есть такие школы бизнеса, правда, в основном в Европе. Когда-то их было много в Америке и в них учили студентов по-настоящему, а не занимались натаскиванием. Конечно, школы бизнеса осаждают со всех сторон требованиями «практичности», но выражение «практичное образование» - оксюморон. Любой, кто настаивает на утилитарности высшего образования, должен быть отправлен в школу торговли; ему нечего делать в университете. Джозеф Уортон безошибочно все это предвидел.
Самое показательное для сегодняшней проблемы университетского образования - смешение требований, предъявляемых к званиям бакалавра и магистра. Сколько раз нам приходилось слышать; «Но я уже изучал „корпоративную культуру" в университете. Мы даже занимались по тому же учебнику. Зачем мне снова проходить все это?» Такие вопросы вполне оправданны, потому что нелогична сама ситуация. Действительно, а зачем: разве имеет значение, 20 лет тебе или 24 года? Сравните теперь, если «корпоративная культура» будет предложена практикующим менеджерам, у которых уже есть реальный опыт работы. Как вы думаете, откажется ли кто-нибудь из них от такого курса, пусть даже они проходили этот предмет по тому же самому учебнику в университете или по программе МВА?
Для нашей проблемы существует элементарное решение. Изымите прикладной аспект из материала для бакалавров. Ему там не место.

Ведь из-за этого образовательный процесс зачастую превращается в фарс (вспомните вторую главу и работу Тони Уотсона «Motivation: That’s Maslow, Isn’t It?» ). Я хочу, чтобы вы прочитали лишь одно письмо из множества писем, приходящих мне от студентов, и задали себе вопрос, почему преподаватель или студент, не важно кто, должен тратить время на такое «образование».
Уважаемый мистер Минцберг,
Пишу Вам в надежде, что Вы сможете помочь мне с моим проектом. Я пытаюсь исследовать тему «Формирование стратегии», но, к сожалению, она мне кажется слишком сложной и запутанной. Не могли бы Вы мне что-нибудь посоветовать? Буду Вам очень признателен. Заранее спасибо.
Мы могли бы заменить этот «практический» материал по бизнес-функциям базовыми дисциплинами, закладывающими основы знаний по бизнесу и управлению (психология, экономика, математика, даже история, антропология, литература и философия). Другими словами, дайте студентам фундаментальные знания, то есть хорошее образование. Если они выбрали своей карьерой бизнес и достойны учиться в университете, дайте им то, что действительно нужно в бизнесе: эрудицию и умение мыслить. «В 1916 году основоположники Высшей школы бизнеса [Колумбийского университета]... считали, что гуманитарное образование - лучший способ обеспечить деловых людей „фоновыми знаниями и дополнительной информацией, чему невозможно научиться просто из опыта11» . Пожалуй, основоположники были правы.
Важнее любой отдельной дисциплины - дисциплина мышления, которая прививается и укореняется благодаря серьезным и основательным знаниям в любой области. Прочитайте текст из врезки: профессор философии находит веские доводы в пользу сказанного.
Вам нравится бизнес? Учите философию
Томас Хурка, профессор, преподаватель философии в Университете в Калгари (Канада), выдержки из статьи, опубликованной в «Globe and Mail»,
Как мы можем у себя, в Канаде, воспитать людей, готовых успешно конкурировать в деловом мире? Некоторые провинциальные власти считают, что лучший способ - обучить их бизнесу...

Последние данные доказывают, что это в корне неверный подход. Мы будем выпускать более сильных менеджеров, если дадим им сначала общее образование по традиционным предметам науки и искусства. Но наилучшего результата мы достигнем, если дадим им философское образование...
Посмотрите на результаты GMAT... Студенты университетской школы бизнеса, казалось бы, должны быть лучше всех готовы к этому тесту, но они получают самое низкое количество баллов. Лучшие результаты в университете у математиков, затем студентов философии и инженеров...
По мнению социолога Майкла Юсима, студенты-гуманитарии, в отличие от выпускников бизнес-курса, после университета с большим трудом устраиваются на работу в области менеджмента, так как им не хватает специальных финансовых и других прикладных знаний . Когда их берут на службу, то, как правило, они идут на более низкое жалованье. Однако если им удалось устроиться, то они продвигаются по служебной лестнице гораздо быстрее своих коллег... Исследование, проведенное ATamp;T, показало, что за двадцать лет работы в компании до верхушки руководства в среднем звене дошли сорок три процента работников, получивших гуманитарное образование и тридцать два процента инженеров. В Chase Manhattan Bank обнаружили, что среди менеджеров с самой низкой квалификацией шестьдесят процентов имеют диплом МВА, в то время как к числу лучших менеджеров компании принадлежало шестьдесят процентов сотрудников со степенью бакалавра искусств. В IBM девять из тринадцати руководителей имели ученую степень в области гуманитарных наук.
Чем же объяснить успех этих выпускников? Тестирование показало, что лучших результатов достигают студенты, которые «специализируются в области знаний, апеллирующих к абстрактным категориям и языку символов, формирующих организованное, хорошо структурированное мышление, навыки сравнительного анализа и умение логически рассуждать». Чем абстрактнее предмет, тем лучше он развивает логическое мышление; чем последовательнее человек мыслит, тем больших успехов он достигает в любом виде деятельности, в которой захочет себя применить.
Это сопоставимо с данными корпорации, свидетельствующими, что на стартовых менеджерских должностях превалируют технические навыки, но на среднем и высшем уровнях они теряют свое значение - необходимыми основными чертами руководителя являются умение общаться с людьми, четко формулировать задачи и требования, ясная мотивировка и логическое мышление.

Школы бизнеса, в чьих программах перекрещиваются многие дисциплины, могли бы взять на себя ответственность за всестороннее образование менеджера. Во многих из них есть преподаватели по экономике, статистике, психологии, истории, которые в состоянии разработать курсы, соответствующие характеру коммерческих предприятий. На самом деле такие тщательно проработанные программы могли бы оказаться более полезными в карьере, чем курс по технологиям маркетинга или стратегии.
Джозеф Уортон призывал к этому в 1870-х годах, Альфред Уайтхед говорил примерно о том же в 1930-х . Им вторили авторы трех основных отчетов по бизнесу в 1959 и 1988 годах;
Университеты... должны уделять больше внимания общеобразовательным предметам [литературе, языку, математике, психологии, экономике] и значительно меньше - специфическим бизнес-функциям, то есть конкретным сферам менеджерской работы .
Мы бы рекомендовали, чтобы не менее половины четырехгодичной бакалаврской программы посвящалось общему образованию, и поверьте, что даже того будет недостаточно (; курсив источника. - Г. М.).
В ходе наших исследований мы столкнулись с логически обоснованным беспокойством, особенно среди лидирующих в нашем деловом мире менеджеров, что студенты школ бизнеса менее эрудированны, чем это необходимо... Образование должно быть общим... Действительно, пора школам бизнеса использовать практически все кафедры университета .
Весьма странно, что умные призывы, прозвучавшие из уст столь уважаемых людей, так и не принесли особого результата.
Большинство преподавателей школ бизнеса скажут вам, что студенты университета обычно более творческие и энергичные люди, чем учащиеся МВА, и у них ярче выражена склонность к предпринимательству (вспомните данные, приводенные мною в пятой главе). Это также подчеркивает важность широкого гуманитарного образования, которое принесет больше пользы и учащимся и обществу, чем ограниченное обучение, основанное на специализации. Поэтому не надо ограничивать разработчиков образовательной программы, наоборот, им нужны творческая свобода и полет мысли.

Один из преподавателей школы бизнеса Эксетерского университета сумел воплотить свои идеи на практике. Роберта Чиа беспокоило преобладание в программе формальных дисциплин, и он решил в пользу более творческого подхода, включив в систему обучения предметы по литературе и искусству. Сравните его мысли, изложенные в следующей врезке, с идеями Томаса Хурки («Учите философию»), делавшим упор на «логическое мышление», а также с разделом «Школа мягких ударов» из третьей главы.
Развиваем у предпринимателей воображение
Роберт Чиа, выдержки из статьи, опубликованной в «Journal of Management Studies»
В этой статье доказывается, что формирование «предпринимательского воображения» - единственный, самый важный вклад, который университеты могут внести в мир бизнеса. Вместо того чтобы уделять излишнее внимание профессиональному обучению по программам бизнеса и управления, добиваясь таким образом большей релевантности, школам лучше взять на вооружение тщательно продуманную образовательную стратегию, целью которой являлось бы «ослабление» мыслительного процесса, чтобы стимулировать тем самым предпринимательское воображение. Это повлечет радикальную перемену всего педагогического принципа, перехода от преподавания аналитических приемов решения проблем к формированию «образного творческого» мышления. В свою очередь, от преподавателей менеджмента потребуется, чтобы они на практике занимались так называемым «интеллектуальным предпринимательством»... что предполагает осознанные и обдуманные действия... смелое погружение в мир идей. Они не должны подвергаться никаким дисциплинарным ограничениям, чтобы в полной мере... ощутить силу чувств и красоту фантазии...
Я верю, что обращение к литературе и искусству является лучшим методом воздействия на молодые умы для формирования у них «ассоциативного мышления»... В то время как традиционный научный подход старается упростить комплексное восприятие мира и свести наш опыт к «принципам» и «аксиомам», с чьей помощью учат управлять, литература и искусство способствуют усложнению нашего мыслительного процесса, а следовательно, обостряют восприятие тонких нюансов окружающей нас совре
менной жизни... Именно отказ от доминирующих схем мышления и установленных норм отличает настоящего предпринимателя от всех остальных.
Докторские программы для зрелых
Прорыв к мастерству осуществляется после докторантуры. Но мастерство в чем?
Докторанты одолевают огромное количество материала, изучают литературу, овладевают в совершенстве способами исследований, по крайней мере так называемыми «твердыми», то есть количественными, методами. Единственное, чего не может освоить постоянно растущее число докторантов, - это как стать самостоятельными и независимыми.
Американская модель
Такой ход событий не редкость, особенно для американских программ. Во-первых, никто не допускается до курса, пока не определит для себя конкретную тему, то есть нужно изучить список и выбрать из него нужное - кажется, это напоминает систему McDonald’s. Школы бизнеса предоставляют докторскую степень только в рамках традиционных дисциплин, правда, можно их комбинировать; также не присуждается докторская степень по бизнесу или менеджменту в целом - выбор в основном лежит между маркетингом, финансами и стратегией и еще чем-то подобным, можно подумать, что все имеющее отношение к знаниям о бизнесе и управлении аккуратно насыпано в каждую из этих ямок. В результате всех этих ограничений, во время прохождения докторантуры мышление менеджера не развивается, а мировоззрение просто сужается. Нет нужды говорить, что, если у человека имеется свое, отличное от стандартного видение темы, ему совершенно нечего там делать.

Будущий докторант, как бакалавр и магистр, конечно, должен иметь возможность выбирать темы из списка, но среди них может быть лишь несколько обязательных, а большинство имеющих отношение к области его профессиональных интересов. Когда учащийся сделает все необходимые задания и выполнит письменные работы, он пройдет общее комплексное тестирование по всем вопросам вместе с остальными докторантами, специализирующимися в разных областях. Так проверяются знания по предметам, обозначенным в списке.
Но сегодня продолжает действовать учебная программа, причем в рамках независимого образования, разработанная таким образом, что докторант обладает минимальной свободой выбора и возможностью влиять на содержание курса; более того, у него нет ни малейшего шанса создать действительно нечто уникальное или просто новое.
К этой же «системе ценностей» относится интересная аномалия, с которой сталкивается каждый, проходящий докторантуру. В ходе всего процесса обучения ему неустанно повторяют, что хорошо бы иметь публикацию по теме, иначе он рискует не найти хорошую работу после докторантуры, - и это стандартно для каждой школы. Таким образом, от учащегося фактически требуют написать увертюру, прежде чем он приступит к самой опере. Но как это сделать, если вам еще предстоит овладеть наукой создания оперы, не говоря об увертюре? Существует много вариантов решения, самое простое - «прикрепиться» к исследовательской теме своего профессора. Неплохая идея, если она зиждется на честных отношениях между учеником и научным руководителем, но крайне гадкая, если руководители пользуются этим для пополнения списка собственных публикаций.
Диссертацию надо писать, как создают оперу, потому что она - конечная точка долгих теоретических исследований, плод основательного образования и независимого мышления. Сегодня многим диссертациям недостает дерзкого «прорыва» и самостоятельности, в поисках причины этого мы опять вернемся к учебным программам, где пресекаются всякая инициатива и вольнодумство. (Случается, что диссертация откровенно пишется под тему текущего исследования научного руководителя.) Нельзя сказать, что в современных диссертациях отсутствует строгий подход, скорее его чересчур много.
Не все докторские программы предусматривают полное обучение, но в большинстве случаев нужно пройти весь путь. Конечно, нынешний прицип подготовки нуждается в коренной ломке, необходим прямо противоположный существующему подход, позволяющий проводить менеджеру творческое и самостоятельное исследование. Право на обучение в докторантуре и на создание докторской диссертации следует предоставлять людям, не нуждающимся ни в каких подпорках, сумевшим доказать своей работой и независимость мысли, и со
зидательное отношение к жизни. Иначе, спрашивается, зачем нужна его диссертация - в мире и так хватает ученых-педантов. Хотелось бы, чтобы докторант согласовывал с научным руководителем свои собственные программы, самостоятельно определял направление исследований, причем не важно, будут они укладываться в рамки традиционных систем или нет. Иными словами, программа каждого менеджера должна быть разработана индивидуально.
То и дело повторяется одно и то же: докторанта просят исследовать какой-нибудь пустячный вопрос, выхватив его из общей темы. Я категорически с этим не согласен. Действительно интересные диссертации посвящены крупным проблемам. Я не говорю об изучении всего подряд, а имею в виду, что надо сконцентрироваться на чем-то одном и важном. Когда у пишущего появляется вдохновение, он всегда попадает в самую точку. Увы, слишком многие пишут диссертации, как гвозди заколачивают - вкривь и вкось. Таким же образом они продолжают писать, когда получают профессорское звание. Поэтому, если вы действительно интересуетесь проблемами сегодняшнего бизнеса, почитайте лучше «Дилберта», а не научные бизнес-журналы. (Если вы не принадлежите научному миру, советую вам взять в руки один из них и просто пробежать оглавление.)
Европейская традиция
Получение докторской степени в Европе имеет иную традицию и впадает в противоположную крайность. Как правило, нет никакой программы, никаких курсов, никаких экзаменов. Докторант встречается с профессором, обсуждает тему, а затем исчезает на несколько лет для написания диссертации, после чего появляется и вновь приходит к преподавателю, чтобы вручить ему готовую работу. Под влиянием американских школ большинство уже перенимают описанную выше систему. Но к счастью, существуют и приятные исключения. Об одном из них - в нашей врезке.

Business Administration - это международная программа подготовки высококлассных менеджеров-профессионалов. Эта система обучения представляет собой высокого уровня, дает право занимать управленческие должности в организациях и на предприятиях. Вопросом о том, что такое MBA, интересуются специалисты, которые рассчитывают занять пост руководителя высокого или среднего уровня. К тому же, эта программа подходит тем, кто стремится к карьерному росту. Также она рассчитана на руководителей высшего уровня, которые стремятся к саморазвитию и успешному бизнесу. Так как, получив степень MBA, слушатель приобретает практический опыт и значит, что специалист сможет выполнять управленческую работу и занимать должности из области среднего и высшего менеджмента.

О том, что такое MBA, знают во всем мире. Эта программа очень популярна за рубежом, поэтому дипломы с квалификацией «мастер делового администрирования» признаются бизнес-сообществом всех стран.

Кроме теоретических аспектов управления используются различные практические занятия: тренинги, ролевые игры, семинары, примеры и ситуации различных компаний, компьютерные симуляции. Тренинги, например, способствуют развитию творческого потенциала и помогают комплексно подойти к решению нужной проблемы. Креативная атмосфера обучения принята вследствие использования новых психологических методик и стремления слушателей программы к саморазвитию. Система MBA предлагает общие способы решения проблем, которые связаны с управлением. Использование теории и практики, а также помогает найти общее между слушателями программы. Здесь возможно еще и прислушаться к деловому опыту коллег. Характеризует MBA и Кроме базовых предметов слушатель выбирает те, которые для него важны и интересны.

Обучатся по системе MBA можно, если у вас есть уже высшее образование. Для этого нужно и сдать специальный тест, который определит навыки владения английским языком. А для обучения за рубежом отбор очень жесткий, нужно еще пройти и психологическое тестирование, чтобы оценить способности воспринимать обучение на данном уровне.

Стоимость прохождения программы MBA в России составляет примерно 11-13 тыс. долларов. На Западе эта сумма варьируется от 20 до 100 тыс. долларов, в зависимости от программы и университета.

Существуют такие типы обучения по системе MBA:

  • Full-Time - очень похожая форма обучения, как на дневном отделении университета. Нужно учиться каждый день и заниматься дополнительно. На это уйдет 1-2 года.
  • Part-Time - обучение в вечернем или модульном формате. Дает возможность учиться и работать одновременно (займет 2 - 3 года).
  • Distance Learning - эквивалентна на заочном отделении университета. Длится ровно 2 года.
  • Executive Program - это уникальная программа, которая специально направлена на повышение квалификации менеджеров.

Получение степени MBA способствует увеличению зарплаты, повышению доходности бизнеса, приобретению новых экономических знаний.

В России впервые о том, что такое MBA, узнали, когда Министерство образования проводило эксперимент по подготовке менеджеров высшей категории с помощью такой системы с 1994 по 2004 г. С 2004 года российские университеты имеют возможность проводить лицензирование программ MBA.

Сегодня о том, что такое МВА, хочется знать многим российским бизнесменам и директорам компаний. Считается, что если в резюме в графе «образование» указать диплом мастера бизнес-администрирования, то это большой бонус при приеме на работу. Но статистика показывает, что работодатель сначала смотрит на графу «опыт работы». Часто встречаются такие претенденты на свободную вакансию, которые закончили MBA, но имеют лишь поверхностные знания о бизнесе. А специалист высокого уровня, который не имеет коллекции дипломов, может обладать нужными знаниями и навыками.

Директора крупных компаний считают прохождение этих программ данью моды. Отчасти это действительно так. Многие хотят получить степень ради «крутой» строчки в резюме. Так или иначе, любое дополнительное образование свидетельствует о том, что человек постоянно стремится к саморазвитию.


Требования времени как нельзя более заметно сказались на появлении потребности во многих специальностях, которые еще пару десятков лет были редкостью на просторах нашего отечества. Рыночный тип экономических взаимоотношений, давно достигший практического совершенства в развитых странах мира, наглядно подтверждает важность регулирования бизнес-процессов и востребованность экономического менеджмента.

Учитывая, что это специалисты высшего звена, оплата труда на фирмах и предприятиях позволяет вести достойный трудозатрат способ жизни. Управленцы на сегодня по праву являются наиболее высокооплачиваемыми сотрудниками в компаниях различного уровня.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Обсуждение: есть 1 комментарий

    Внимательно прочитал об этой новой профессии. Возникли некоторые сомнения относительно того, можно ли всему этому человека научить. Другое сомнение — я бы не доверил большинство из указанных сфер работы человеку, который этому учился не на опыте, а в аудитории.

    Ответить