Болезни Военный билет Призыв

Словесные приемы. Игровые приемы обучения

К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания учителя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы педагога с детьми. Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями.

Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т. д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.

Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения учитель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы.

Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.

Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.

Во всех возрастных группах можно начать занятие с загадки, которая вызовет в сознании детей яркий образ предмета, например: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами...» В загадке отмечаются некоторые детали формы - красивый хвост, шпоры и повадка петуха, которые выделяют его среди других птиц.

С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов предметов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений.

В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приемов изображения.

При рисовании или лепке на темы литературных произведений применение других приемов обучения в начале занятия нецелесообразно, так как они могут помешать работе воображения. Картина или натура свяжут ребенка определенной изобразительной формой, словесный образ потускнеет.



учителю следует серьезно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение). Например, при иллюстрировании стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» почти у всех ребят получились хорошие работы, так как в этом произведении автор ярко описал внешний вид зверьков, их позы. Такие зримые образы помогают ребенку конкретно передать их. Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого.

Даже если словесный образ очень конкретен и ярок, ребенку надо многое додумать и представить: обстановку, расположение, детали и многое другое.

Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном занятии. Обычно учитель делает указания в связи с разъяснением поставленных учебных задач.

Для всех детей указания обычно даются в начале занятия. Их цель - объяснить тему работы и приемы ее выполнения. Такие указания должны быть очень краткими, четкими и ясными. Для проверки того, как ребята поняли объяснение, учитель может спросить кого-нибудь из них о последовательности и приемах выполнения работы. Такое словесное повторение задания способствует лучшему осознанию детьми своих действий.

После того как все ребята приступили к работе учителю не следует спешить с индивидуальными указаниями и помощью. Надо определить, кто в данный момент нуждается в помощи, кто не начал работу или начал ее неправильно. С этими детьми учитель выясняет причины непонимания задания и повторяет свое объяснение, показывает некоторые приемы работы.

Не всем детям нужны индивидуальные указания. Некоторые самостоятельно обдумывают, намечают изображение карандашом на листе, поэтому в дополнительных пояснениях не нуждаются. Указания в начале занятия нужны нерешительным, застенчивым детям, неуверенным в своих силах. Их надо убедить, что работа непременно получится.

Однако не следует всегда предупреждать трудности, встающие перед детьми. Некоторым из них можно отказать в дополнительных разъяснениях, если педагог уверен, что они самостоятельно могут решить задачу, им только не хватает терпения и настойчивости. Кроме того, для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать.

Форма указаний не может быть одинаковой для всех детей. Для одних необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. К самоуверенным детям следует предъявлять больше требовательности.

Указания педагога не должны быть прямой диктовкой детям, как изображать предмет в том или ином случае. Они должны заставить ребенка думать, мыслить. При указании на ошибку надо обращать внимание ребенка на нарушение смысла, логики в изображении: «Платье на девочке словно рваное» (плохо заштриховано), «Деревья падают» (неумело расположены), «Человек такой большой, что не сможет войти в домик». При этом не следует разъяснять, как исправить ошибку, пусть ребенок сам подумает над этим. Замечания должны делаться в доброжелательном тоне, чтобы дети чувствовали интерес воспитателя к их работе.

Индивидуальные указания не должны привлекать внимание всех детей, поэтому их следует делать негромким голосом. Указания всем детям в процессе занятия даются в том случае, если многие ошибаются. Тогда учитель предлагает всем прервать работу и выслушать его объяснение. К таким перерывам следует прибегать только в случае крайней необходимости, так как это нарушает творческий процесс.

К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями.

Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т. д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов. Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы.

Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 4-7 лет. Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.

Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам ребенок - позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь. Дети старшей группы удачно справляются с изображением таких словесных образов, представление о которых опирается на восприятия однородных предметов в жизни: Красная Шапочка - девочка, кукла; жадный медвежонок - игрушечный мишка; теремок - небольшой дом и т. п.
Некоторые сказочные образы представлены в игрушках - Буратино, доктор Айболит и др. Игра с ними делает эти образы живыми для детей, действующими, конкретными, что облегчает их изображение.
Но для ребят старшей группы не обязательно такое непосредственное наглядное подкрепление словесного образа. Их воображение может на основе нескольких признаков, имеющихся в художественном образе, создать его целиком.
Использование художественных образов помогает в раскрытии замысла. Перед началом рисования по собственному замыслу или на заданную сюжетную тему следует помочь ребенку из всей массы впечатлений отобрать то, что относится к данной теме, так как совершенно самостоятельный выбор иногда бывает случайным, неполным, неправильным.

Изобразительные умения позволяют ребятам старшего возраста использовать словесные образы не только для создания отдельных персонажей, но и в сюжетном рисовании с большим количеством объектов, передачей окружающей обстановки.[ 10 ]

Большое значение имеют занятия-беседы об искусстве, которые помимо познавательной нагрузки включают а себя задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, а так же чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен картине. Одним из приёмов ознакомления с произведением изобразительного искусства является искусствоведческий рассказ.

По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин, вводятся новые методические приёмы: сравнение, кассификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры.

Моделирование

Иллюстративный материал и иконическое моделирование могут рассматриваться как средства для получения образовательных знаний об объектах и явлениях, которые помогают детям в дальнейшем передать их в рисунках.

При обучении детей составлять сюжетный рисунок, целесообразно использовать иконические модели.

Основным материалом в работе являются иллюстрации к детским книгам. Это обусловлено специфическими способностями книжной графики для детей, её эмоциональностью, предметностью, наглядностью, чёткостью средств для детского восприятия (иллюстрации Е..Рачева, В.Лебедева, Е.Чарушина, Ю.Васнецова, В. Сутеева и др.)

Для обучения детей сюжетному рисованию необходимо использовать сказки, по которым рисование проводится не однократно (“Колобок”, “Три медведя”, “Заюшкина избушка”, “Снегурушка”, “Айболит”, “Теремок”, “Палочка-выручалочка”, “Федорино горе”). Содержание и идеи выбранных сказок должны быть понятны детям. Воссоздать рисунки можно только по тексту такого произведения, где картины действительно подразумеваются и воображаются. Эпизоды отобранных сказок носят избирательный характер.

Основные персонажи, участвующие в этих сказках, доступны для изображения ребёнком дошкольного возраста. Это звери; например: медведи, лиса, заяц и другие. В изображенных сказках участвуют и люди - Золушка, Красная Шапочка, дед с бабой, Снегурочка.

Эти сказки дают возможность детям в своих рисунках объединить несколько предметов в несложный сюжет, то есть выразить взаимоотношения между персонажами, отразить обстановку действия, выразить своё отношение к изображаемому событию.

Главное - направить внимание детей при восприятии иллюстрации на цветовое решение темы и использовать в рисунке цвет средство выражения содержания.

Методические указания: Цвет придает детским рисункам выразительность. Согласованность цветовых оттенков для выражения колорита имеет первостепенное значение. Дети дошкольного возраста могут уже выполнять задания, построенные на контрастных и тональных сочетаниях красок. В осознании цветовых сочетаний большую помощь окажет иллюстрированный материал.

Иконические модели помогают детям решить вопрос композиции рисунка, так как во время рисования они вспоминают, где, какие персонажи стоят в той или иной ситуации. В процессе рисования по сказкам, вопросы композиции, с детьми больше не уточняются.[ 10 ]

Игровые приёмы обучения

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.[ 7 ]

Занятие «Волшебные краски»

Цель: Обобщить и уточнить знания детей о различных свойствах красок (гуашь, акварель), воспитывать умение пользоваться этими знаниями для достижения желаемого результата в своих работах. Закрепить знания о тёплой и холодной цветовой гамме. Учить правильно организовывать свой рабочее место, пользоваться палитрой.

Материалы: гуашь основных цветов, акварель, палитра, кисти, бумага.

Зрительный ряд: «оживлённые» краски и кисть. Акварель и гуашь по ходу игры спорят, кого из них художники любят больше, какие преимущества у одной и у другой краски. Мирит их кисточка. Дети рисуют акварелью радугу, параллельно вспоминая цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Солнце вешнее с дождём строят радугу вдвоём –

Семицветный полукруг из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя ни единого гвоздя,

А построили в два счёта поднебесные ворота

Радужная арка запылала ярко,

Разукрасила траву, расцветила синеву… (С.Я. Маршак)

Смешивая гуашь на палитре, добиваемся создания новых цветов и оттенков, дополняем рисунок разнообразными цветами, мазками, простейшими фигурами.

На примере приведённого занятия мы видим, как можно совместить несколько приёмов обучения и какой замечательный результат это даёт.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми.

Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями.

Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т.д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.

Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 4-7 лет. В младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать, или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.

Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.

Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия. Во всех возрастных группах можно начать занятие с загадки, которая вызовет в сознании детей яркий образ предмета, например: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами...» В загадке отмечаются некоторые детали формы - красивый хвост, шпоры и повадка петуха, которые выделяют его среди других птиц.

С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов предметов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приемов изображения.

При рисовании или лепке на темы литературных произведений применение других приемов обучения в начале занятия нецелесообразно, так как они могут помешать работе воображения. Картина или натура свяжут ребенка определенной изобразительной формой, словесный образ потускнеет.

Воспитателю следует серьезно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение). Например, при иллюстрировании стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» почти у всех ребят получились хорошие работы, так как в этом произведении автор ярко описал внешний вид зверьков, их позы. Такие зримые образы помогают ребенку конкретно передать их. Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого.

Даже если словесный образ очень конкретен и ярок, ребенку надо многое додумать и представить: обстановку, расположение, детали и многое другое.

Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном занятии. Обычно воспитатель делает указания в связи с разъяснением поставленных учебных задач.

При обучении детей младшего дошкольного возраста чисто словесные указания применяются редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действием.

В сознании детей 5-6 лет слово вызывает воспоминание о нужном приеме и о том, какое действие при его употреблении надо произвести. Указания воспитателя могут быть обращены как ко всей группе, так и к отдельным детям.

Для всех детей указания обычно даются в начале занятия. Их цель - объяснить тему работы и приемы ее выполнения. Такие указания должны быть очень краткими, четкими и ясными. Для проверки того, как ребята поняли объяснение, воспитатель в средней и старшей группах может спросить кого-нибудь из них о последовательности и приемах выполнения работы. Такое словесное повторение задания способствует лучшему осознанию детьми своих действий. В младшей группе после объяснения и показа воспитателю следует напомнить, с чего надо начинать работу.

После того как все ребята приступили к работе воспитателю не следует спешить с индивидуальными указаниями и помощью. Надо определить, кто в данный момент нуждается в помощи, кто не начал работу или начал ее неправильно. С этими детьми воспитатель выясняет причины непонимания задания и повторяет свое объяснение, показывает некоторые приемы работы.

Не всем детям нужны индивидуальные указания. Некоторые самостоятельно обдумывают, намечают изображение карандашом на листе, поэтому в дополнительных пояснениях не нуждаются. Указания в начале занятия нужны нерешительным, застенчивым детям, неуверенным в своих силах. Их надо убедить, что работа непременно получится.

Однако не следует всегда предупреждать трудности, встающие перед детьми. Некоторым из них можно отказать в дополнительных разъяснениях, если педагог уверен, что они самостоятельно могут решить задачу, им только не хватает терпения и настойчивости. Кроме того, для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать.

Форма указаний не может быть одинаковой для всех детей. Для одних необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. К самоуверенным детям следует предъявлять больше требовательности.

Указания педагога не должны быть прямой диктовкой детям, как изображать предмет в том или ином случае. Они должны заставить ребенка думать, мыслить. При указании на ошибку надо обращать внимание ребенка на нарушение смысла, логики в изображении: «Платье на девочке словно рваное» (плохо заштриховано), «Деревья падают» (неумело расположены), «Человек такой большой, что не сможет войти в домик». При этом не следует разъяснять, как исправить ошибку, пусть ребенок сам подумает над этим. Замечания должны делаться в доброжелательном тоне, чтобы дети чувствовали интерес воспитателя к их работе.

Индивидуальные указания не должны привлекать внимание всех детей, поэтому их следует делать негромким голосом. Указания всем детям в процессе занятия даются в том случае, если многие ошибаются. Тогда воспитатель предлагает всем прервать работу и выслушать его объяснение. К таким перерывам следует прибегать только в случае крайней необходимости, так как это нарушает творческий процесс.

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы: а) Показ с называнием игрушек, предметов . Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет. –б) Просьба произнести, сказать слово (это платье).

-В) Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори"). В) -Подсказывание нужного слова. Г)-Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем). Д)-Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята). Е)-Вопросы.

Ж) -Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)"). Ж)-Повторение слова за воспитателем. З) -Пояснение. И) -Напоминание. К) -Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).

3.Практические методы: 1)Упражнения (оказание помощи). 2)Совместные действия воспитателя и ребенка. 3)Выполнение поручений.

4.Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

4)Показ образца. 5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

6)Диафильмы.

Приемы:

Непосредственное восприятие предмета, игрушки.

Показ с называнием (это кролик).

Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).

Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).

Многократное повторение слова.

Активное действие детей.

Приближение объекта к детям.

Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).

Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).

Художественное слово.

Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").

Выполнение игровых действий.

19.Теоритические основы соц-нрав. Воспитания детей дошкольного возраста.

(Идеи закл. в, Коменский, Ушинск, Тостой, Руссо; Нечаева, Буре, Жуковская- основы нрав. в., пр:«Я-человек»Козловой, «открой себя» Рылеевой, «Дружные ребята, «Прог-ма дух-нрав. в-я», Маркова, Островская- в семье, бел-Никонова).

С-н.в .- целенаправ. деятельность воспитателя по формиров. нравст. чув-в, этич. представл, привития норм и правил поведен. В дошк. возрастете под рук-вом воспитателя ребенок приобретает опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества..

Задачичи нравств. восп . :1)форм-е представлений о нормах и правилах повед.(нормы для всех, правила по кажд. возрасту);

2)разв-е нрав чув-в,

3)форм-е мотивов нрав. поведен, ф-е навык и привыч нравств.повед-я

Восп-е нравств. чувств - проявляются в отношении р-ка к самому себе, в отношении к др. людям, в отношении к кол-ву.

Формир-е навыков и привычек нравств. поведения - форм-тся навыки организов. и,дисциплинир повед-я, навыки положител. взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, навыки самостоятельности, умение поддерживать чистоту, порядок, умениее занять себя деятельностью. Эти навыки закрепл. и превращ. в привычки (привычка здороватьсяся, прощаться, благодарить, класть вещи на места, культурно себя вести). Формир-ние нравств. представлений и мотивов поведения - форм-ют представл. о явлен обществ. жизни, о труде взрослых, его общей значимимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе, об уважит. отношении со взрослыми.

.М-ды нрвств в. -1) методы. форм-я навыков и привычек повеения д (на накопление практ. опыта: приучение, упражнение, пример взрослого, наблюд-я, показ дейст-я, орган-ция обществено-политич. деят-сти(коллект. труд); 2)м-ды формир. нравст. представлений .(беседы на этич. темы, чтение х/л, рассказ, рассматр-е картин, методд убеждения.

3) м-ды коррекции поведения (поощрение-одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, поручение ответ дела, рассказ о положител. поступках других, и наказание, замечание, лишен ласки, временно не разговаривать).

20.Восп.культ.повед. в дошк.возрасте. КП дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневн. поведения в быту, в обществе, в разных видах деят-ти. КП в своей основе имеет глубоко соц.-нравств. чувство - уважение к человеку, к законам человеч. общества. Понятие КП очень широкое. Оно вкл. внешнюю и внутреннюю культуру. Внеш.(манеры,внешний виц) и внутр.к ультура (уважен. к окружающим,чуткость,правдивость и др.) должны наход. в единстве.В содержание КП дошк-в входят след.ком-ты: культ.-гигиенич.навыкии привычки, культура общения со взросл. и сверстниками, культура деятельности. Культурно-гигинич.навыки и привычки - важная составная часть КП . Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована на не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих от ношений. Дети должны понимать,что в соблюдении этих правил проявл. уважений к окружающим.Культура общения со взросли сверстниками предусматривает выполн. детьми норм м правил общения,основанных на уважении и доброжелательности,сиспользован. Соответств. словарного запаса и форм обращения,а также вежливое поведен. в общественных местах, быту. Культ.общения обязательно предполагает культ.речи. Это наличие у дошк. достаточного запаса слов,умение разговаривать лаконично,сохраняя спокойный тон. К ульт.деят-ть. проявл. в поведении детей на занятиях, в игре, в труде. Формир. у реб-ка культ. деят. – значит. воспит. у него умение поддерживать в порядке рабочее место, где он работает,занимается, играет;привычку доводить начатое дело до конца,бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культ.деят . - естественная тяга к интересным,содержательным занятиям, умение дорожить временем.Условия, воспит. культуру повед. дошк-ка. :1. Авторитет и культ.воспитателей и родител. Культ педагога,характер его общения с детьми,стиль взаимоотнош.имеют огромное значение в формир.КП 2. Точное осуществлен.режима позволяет поддерживать у дошк.уравновешен.состояние,своевременно переключаться от одной деят.к другой,не допускать переутомления, чередовать время активн. деятельн и отдыха. 3. Правильная организация обстановки , в которой находятся дети. Подбор игрушек, азнообразных материалов, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели, всё это создает условия для развертывания разнообразной деятельн., увлекает дошк.,позволяет им находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении.4. Положительная эмоцион.атмосфера в ДУ и семье. Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:- правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки. Например: "Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней";- правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указаний, а не запретов;- каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений);- правила вводятся постепенно.Методы воспитания: разъяснение, показ, упражнение, напоминании, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.

Словесные методы и приемы

Игровые приемы

Игровые методы

Игровые методы и приемы

Достоинство игровых методов и приемов обучения состоит по сути в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмо­ции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими зат­ратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Игровые методы и приемы достаточно разнообразны.

1. Наиболее распространенными игровыми методами являются:

‣‣‣ дидактическая игра. В процессе обучения она выполняет две функции:

* совершенствование и закрепление знаний;

* усвоение детьми новых знаний и умений разного содержания.

В процессе совершенствования и закрепления знаний ребенок не про­сто воспроизводит их в том виде, в каком эти знания были усвоены, а трансформирует, преобразовывает усвоенное, учится оперировать зна­ниями исходя из игровой ситуации;

‣‣‣ воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действи­ями, соответствующим игровым оборудованием.

2. Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как:

‣‣‣ внезапное появление объектов, игрушек;

‣‣‣ выполнение воспитателœем различных игровых действий.

Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является прологом всякого познания. На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации.

К игровым приемам также относятся:

‣‣‣загадывание и отгадывание загадок;

‣‣‣ введение элементов соревнования (в старших группах);

‣‣‣ создание игровой ситуации.

1. Словесные методы

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результа­тивными.

1. К словесным методам относятся:

‣‣‣ рассказ педагога;

‣‣‣ беседа;

‣‣‣ чтение художественной литературы.

Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе зна­ния разного содержания передаются в образной форме. Это бывают рассказы: о текущих событиях, временах года, писателях, композито­рах, художниках, о родном городе и т. п. В качестве материала для рас­сказов используются литературные произведения. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обу­чения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает в него свое отношение к тем событиям, о кото­рых повествует.

Свободное владение учебным материалом дает педагогу возможность непринужденно общаться с детьми, замечать их реакцию, усиливать или, напротив, гасить ее, используя мимику, жесты, речевые вырази­тельные средства.

Рассказ достигает своей цели в обучении детей, в случае если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, в случае если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.

Немаловажное значение для восприятия рассказа имеют художествен­ность его формы, новизна и необычность информации для детей, выра­зительность речи взрослого. В случае если рассказ отвечает этим требованиям, то он побуждает детей к обмену впечатлениями по поводу содержания не только в виде реплик, оценочных суждений, но и в форме связных высказываний, созвучных услышанному повествованию. Подобные ре­акции позволяют педагогу сделать вывод об эффективности проделан­ной работы.

Предваряя рассказ педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа педагог своей интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут всœе участники беседы. Она применяется в тех случаях, когда у детей имеют­ся некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, сис­тематизируются.

Задача педагога: так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всœего коллектива.

‣‣‣ этические беседы - проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста. Οʜᴎ имеют целью воспитание нравственных чувств, формиро­вание нравственных представлений, суждений, оценок;

‣‣‣ познавательные - проводятся начиная со средней группы. Их тематика определяется программой обучения, а также тесно связана с содержа­нием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей при­родой и трудом взрослых.

По дидактическим иелям выделяют беседы: вводные и обобщающие (ито­говые):

‣‣‣ назначение вводной беседы - подготовить детей к предстоящей деятель­ности, наблюдению;

‣‣‣ обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточ­нения, систематизации знаний, приобретенных детьми по какой-либо теме образовательной работы на протяжении достаточно большого от­резка времени.

Чтение художественной литературы. Художественная литература - ис­точник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти.

В дошкольном обучении чтение художественных произведений пресле­дует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логичес­кого мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоциональ­ного развития детей: воздействие литературного произведения тем силь­нее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.

Чтение художественных произведений с учебной целью предполагает соблюдение ряда дидактических требований: крайне важно подбирать про­изведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

2. В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям,

указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

В обучении дошкольников крайне важно сочетать разные типы вопросов :

‣‣‣ требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа: кто?, что?, какой?, где?, когда?);

‣‣‣ побуждающие детей к мыслительной деятельности, формулировке умо­заключений, выводов (типа: почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?). Вопросы должны быть определœенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка, точными по формулировке, краткими.

Словесные приемы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Словесные приемы" 2017, 2018.