Болезни Военный билет Призыв

Способы переноса значений слов в русском языке. Использование переносного значения слова для создания художественных тропов. В.вторичным научным жанром

Бровей коромысло

  • а) "Несло же, палимому, бровей коромысло, из глаз колодцев студеные ведра" (5, 57)
  • б) бровей коромысло - брови в виде дуги при таком выражении лица, когда человек собирается заплакать
  • в) 1. Предмет для ношения двух ведер на плечах - толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах"

. "Деталь рычажного механизма". разг. - Дым коромыслом - шум, беспорядок (9, 297).

г) Анализируемое значение возникло на основе прямого значения слова (первого) и мотивируется семой "изогнутая" , т.е. является метафорическим, появившимся на основе сходства формы.

Радиальная связь значений; ассоциативно-смысловая многозначность.

Ладонь столика

  • а) "Вино на ладони ночного столика" (5, 85)
  • б) ладонь столика - столешница словно ладонь держит все, что на не поставили
  • в) внутренняя сторона кисти руки (9, 318)
  • г) анализируемое значение возникло на основе прямого значения слова, является метафорическим переносом на основе сходства внешнего вида.

Ассоциативно-смысловые отношения между ЛСВ

Логика шпаги

  • а) "Как весело, сделав удачный удар, смотреть, растопырил ноги как и вот врага, где предки, туда отправила шпаги логика" (5, 83).
  • б) логика шпаги - неотвратимость, закономерность действий шпаги.
  • в) 1. наука о законах и формах мышления

Ход рассуждений, умозаключений

Разумность, внутренняя закономерность (9, 331)

г) анализируемое значение возникло на основе прямого значения слова (третьего). Метафорический перенос, возникший на основе сходства качества.

Цепочечная связь значений; асс. - смысловые отношения.

Угрюмый дождь

  • а) "Угрюмый дождь скосил глаза" (5, 53)
  • б) угрюмый дождь - мрачный, надоедливый, скучный, может быть холодный дождь
  • в) мрачный, неприветливый, безотрадный (9, 825)
  • г) анализируемое значение возникло на основе прямого значения слова и мотивируется С1 и С3. Перенос является метафорическим, при котором происходит перенос признака с живого существа на неодушевленный предмет. Ассоциативно-смысловые отношения между ЛСВ

Мостовая души

  • а) "По мостовой души изъезженной шаги помешанных вьют жестких фраз пяты" (5, 56)
  • б) мостовая души - открытая для каждого часть души, словно свободная для проезда.
  • в) "вымощенная или покрытая асфальтом проезжая часть улицы" (9, 367)
  • г) анализируемое значение возникло на основе прямого значения слова. Метафорический перенос по сходству признака.

Лысый фонарь

  • а) "лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок" (5, 70)
  • б) лысый фонарь - фонарь без плафона или без украшений
  • в) 1. имеющий лысину (голова)

Лишенный растительности (гора) (9, 335)

г) анализируемое значение возникло на основе второго значения слова и является метафорическим на основе сходства признака.

Ассоциативно-смысловые отношения

Растить подвиг

  • а) "Пусть хотя б по капле, по две ваши души в мир вольются и растят рабочий подвиг" (5, 116)
  • б) растить подвиг - подготовка к патриотическому поступку
  • в) 1выращивать

Воспитывать

Совершенствовать (9, 666)

г) анализируемое значение возникло на основе прямого значения слова (всех трех).

Метафора на основе сходства действия. радиально-цепочечная связь. Ассоциативно-смысловая многозначность.

Жижа разлуки

  • а) подступай к глазам, разлуки жижа" (5, 220)
  • б) жижа разлуки - слезы от горечи расставания
  • в) 1. вязкая густоватая жидкость
  • г) анализируемое значение возникло на основе прямого значения слова (второго) и мотивируется семой "жидкость". Перенос метафорический на основе сходства состава вещества.

Радиальная связь. Ассоциативно-смысловая метафора

Нарядная песня

  • а) "Мы любим парад, нарядную песню. Говорим красиво, выходя на митинг" (5, 293)
  • б) нарядная песня - красивая, выразительная, веселая, праздничная
  • в) 1. красиво одетый (о человеке)

Красивый, пышный (об одежде)

красиво убранный (о комнате) (9, 392)

г) анализируемое значение возникло на основе прямого значения (первого) и мотивируется семой "красивый", т.е. является метафорическим, основанным на сходстве производимого впечатления.

Радиальная связь. Ассоциативно-смысловые отношения.

Человечий прилив

  • а) "Янки подошвами шлепать ленив: простой и курьерский лифт. В 7 часов человечий прилив, в 17 часов - отлив". (5, 242)
  • б) человечий прилив - регулярное скопление в одном месте большого количества людей.
  • в) 1 периодически повторяющееся в течение суток поднятие уровня открытого моря

Скопление чего-либо движущегося, приток (крови, энергии) (9, 593)

г) анализируемое значение возникло на основе второго значения слова и мотивируется семой "скопление". Метафорический перенос на основе сходства действия. Цепочечная связь. Ассоциативно-смысловые отношения.

выделывать стихи

  • а) "Опишу хотя б, как на даче выделываю стихи" (5, 330)
  • б) выделывать стихи - сочинять и переносить на бумагу рифмованные строки, производить стихи
  • в) 1. выделать (шкуру)

Производить, вырабатывать (посуду)

Разг. делать какие-либо движения, поступать странно, предосудительно. (9, 111)

г) анализируемое значение возникло на основе прямого значения слова (2). Метафорический перенос сходства образа действия, ассоциативно-смысловая многозначность. радиально-цепочечная связь.

Бас пушек

  • а) "Впервые тогда комсомольская масса, раскрыв пробитые пулями уши, сведет знакомство с шаляпинским басом через бас белогвардейсикх пушек" (5, 339)
  • б) бас пушек - низкий, глухой звук при выстреле
  • в) 1. самый низкий мужской голос

Медный духовой музыкальный инструмент низкого регистра и тембра.

г) анализируемое значение возникло на основе прямого значения слова (первого) и мотивируется семой "низкий", т.е. является метафорическим на основе сходства признаков. Ассоциативно-смысловая метафора. Радиально-цепочечная связь.

Глаза страниц

  • а) "Раскрыл я с тихим шорохом глаза страниц" (5, 340)
  • б) глаза страниц - буквы, которые словно смотрят на читателя
  • в) орган зрения или само зрение (9, 131)
  • г) анализируемое значение возникло на основе прямого и мотивируется семой "зрение". Метафорический перенос сходства по смыслу. Ассоциативно-смысловая многозначность.

Цветочные ливни

  • а) "А теперь играет меж цветочных ливней ветер, пламя флажков теребя" (5, 403)
  • б) цветочные ливни - большое количество цветов, которым одаривают артиста
  • в) сильный дождь (9, 326)
  • г) анализируемое значение возникло на основе прямого и является метафорически. Ассоциативно-смысловая метафора.

Перекресток рук

  • а) "Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук" (5, 441)
  • б) перекресток рук - скрещение рук при объятии.
  • в) место пересечения дорог, улиц (9, 636)
  • г) анализируемое значение возникло на основе прямого значения слова и мотивируется семой "пересечение". Метафорический перенос сходства внешнего вида. Ассоциативно-смысловая метафора.

Рыжие пряди пожаров

  • а) "Мечу пожаров рыжие пряди" (6, 71)
  • б) изрыгаю огонь (проклятия) - то же, что языки пламени
  • в) 1. пучок прилегших друг к другу волос

Скрученная нить, веревка (9, 629)

г) анализируемое значение возникло на основе прямого значения слова (первого) и мотивируется семой "пучок". Метафорический перенос сходства внешнего вида. радиальная связь. Ассоциативно-смысловая многозначность.

Автомобильи вопли

  • а) "Слышите? Слышите лошажье ржание? Слышите? Слышите вопли автомобильи? (6,88)
  • б) протяжный громкий звук клаксона
  • в) громкий и протяжный крик, плач. (9, 97)
  • г) анализируемое значение возникло на основе прямого и является метафорическим, возникшим на основе сходства звука. Ассоциативно-смысловая метафора.

Лес ресниц

  • а) "Зачем тебе? Остановись! Я знаю радость слаже! Надменно лес ресниц навис. остановись" Ушла уже..." (6, 88)
  • б) лес ресниц - надменный взгляд человека с густыми ресницами
  • в) множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами. (9, 323)
  • г) анализируемое значение возникло на основе прямого и мотивируется семой "множество" (деревьев, ресниц) метафорический перенос на сходстве количества. Ассоциативно-смысловая многозначность.

Переливать года

  • а) "Весь истыканный в дымы и пальцы, переливаю года" (5, 95)
  • б) проживать жизнь
  • в) перелить - 1 налить, вылив из одного сосуда (емкости) в другой;

Налить сверх меры

Ввести в вену, мышцу.

г) анализируемое значение возникло на основе прямого (первого) и является метафорическим, на основе сходства образа действия.

Методы переноса значений слова

Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическим значением слова именуется закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового вида слова с тем либо другим явлением реальности.

Прямое (либо основное, главное) значение слова - это такое значение, которое прямо соотносится с явлениями беспристрастной реальности. К примеру, слово стол имеет последующее основное значение: «предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на больших опорах, ножках».

Переносные (непрямые) значения слов появляются в итоге переноса наименования с 1-го явления реальности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций и т.д. Так, слово стол имеет немного переносных значений: 1. Предмет специального оборудования либо часть станка схожей формы (операционный стол, поднять стол станка ). 2. Питание, еда (снять комнату со столом ). 3. Отделение в учреждении, ведающее каким-либо особым кругом дел (справочный стол ).

Зависимо от того, на каком основании и по какому признаку заглавие 1-го предмета переносится на иной, различают три класса переноса значений слов: метафору, метонимию и син кдоху . Некие языковеды выделяют ещё перенос по сходству функций .

1. Метафора (гp. metaphora - перенос) - это перенос наименования с 1-го предмета на иной на основании какого-нибудь сходства их признаков .

Сходство предметов, получающих одно и то же заглавие, может проявляться по-разному:

  • предметы могут быть похожи по форме (кольцо на руке - кольцо дыма , с пелое яблоко - глазное яблоко );
  • по цвету (золотой медальон - золотые кудряшки , шоколадный батончик - шоколадный загар );
  • по функции (камин - печь и камин - электронный прибор для обогревания помещения, крыло птицы - крыло самолёта );
  • по нраву звучания (завыл пёс - завыл ветер );
  • сходство в расположении 2-ух предметов по отношению к чему-либо (хвост животного - хвост кометы , нос человека - нос корабля );
  • сходство в оценке предметов (ясный день - ясный стиль );
  • сходство в производимом воспоминании (темное покрывало - темные мысли );
  • вероятны сближения и по другим признакам: зеленоватая клубника - зеленоватая молодежь (объединяющий признак - незрелость); быстрый бег - быстрый разум (общий признак - интенсивность); тянутся горы - тянутся дни (ассоциативная связь - протяженность во времени и пространстве).
  • Метафоризация значений нередко происходит в итоге переноса свойств, параметров, действий неодушевленных предметов на одушевленные: стальные нервишки, золотые руки, пустая голова, и напротив: нежные лучи, рев водопада, говор ручья .

    Часто случается так, что главное, начальное значение слова метафорически переосмысляется на базе сближения предметов по различным признакам: седоватый старик - седоватая древность - седоватый туман; темное покрывало - темные мысли - темная неблагодарность - темная суббота - темный ларь (в самолете).

    Метафоры, расширяющие многозначность слов, принципно отличаются от поэтических, индивидуально-авторских метафор . 1-ые носят языковой нрав, они частотны, воспроизводимы, анонимны. Языковые метафоры, послужившие источником появления у слова нового значения, в большинстве собственном необразны, потому их именуют «сухими», «мертвыми»: колено трубы, нос лодки, хвост поезда . Однако могут быть и такие переносы значения, при которых частично сохраняется образность: расцветающая девушка, железная воля . Но выразительность схожих метафор существенно уступает экспрессии личных поэтических образов; ср. языковые метафоры: искра чувства, буря страстей и поэтические образы С. Есенина: чувственная вьюга; буйство глаз и половодье эмоций; пожар голубой .

    Сухие метафоры, порождающие новые значения слов, употребляются в любом стиле речи (научном: глазное яблоко, корень слова ; официально-деловом: торговая точка, тревожный сигнал ); языковые образные метафоры тяготеют к экспрессивной речи, их употребление в официально-деловом стиле исключено; индивидуально-авторские метафоры - богатство художественной речи, их делают мастера слова.

    2. Метонимия (гр. metonymia - переименование) - это перенос наименования с 1-го предмета на иной на основании их смежности.

    Так, метонимическими являются переносы наименований:

  • наименования материала на изделие, из которого оно сделано (золото, серебро - Спортсмены привезли с Олимпиады золото и серебро );
  • наименования места (помещения) на группы людей, которые там находятся (класс, аудитория - Класс готовится к контрольной работе; Аудитория пристально слушает лектора );
  • наименования посуды на ее содержимое (фарфоровое блюдо - вкусное блюдо );
  • наименования действия на его итог (заниматься вышивкой - прекрасная вышивка );
  • наименования действия на место действия либо тех, кто его делает (переход через горы - подземный переход; защита диссертации - играть в защите );
  • наименования предмета на его носителя (тенор - юный тенор );
  • имя создателя на его произведения (Шекспир - ставили Шекспира ) и т.д.
  • Как и метафора, метонимия может быть не только лишь языковой, да и индивидуально-авторской . Последние нередко встречаются в художественной речи, к примеру, у А.С. Пушкина: Фарфор и бронза на столе, и, эмоций изнеженных отрада, духи в граненом хрустале; Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой .

    3. Син кдоха (гр. synekdoche - соподразумевание) - это перенос наименования целого на его часть, и напротив . К примеру, груша - фруктовое дерево и груша - плод этого дерева; голова - часть тела и голова - человек умный, способный; вишня созрела - плод; мы люди обыкновенные - говорящий о для себя самом.

    На синекдохе основаны переносы значения в подобных, к примеру, выражениях: чувство локтя, верная рука, протянуть руку помощи, доброе слово, полет мысли и под.

    4. Переносы по сходству функций появляются тогда, когда предметы делают однообразные функции: дворник - «человек, убирающий двор» и «стеклоочиститель на автомобиле»; сердечный клапан -клапан насоса .

    Со временем переносные значения могут стать прямыми .

    Найти, в каком значении употреблено слово, есть возможность исключительно в контексте :

    Мы посиживали на углу бастиона, так что в обе стороны имели возможность видеть всё. - В Тараканове, как в самом глухом медвежьем углу , не было места тайнам.

    В первом предложении слово угол употреблено в прямом значении «место, где сходятся, пересекаются две стороны чего-либо». А в устойчивых сочетаниях «в глухом углу» , «медвежий угол» значение слова будет переносным: в глухом углу - в отдалённой местности, медвежий угол - глухое место.

    В толковых словарях прямое значение слова даётся первым . Значение, зафиксированное в качестве переносного идёт с пометой «перен.» .

    Пример словарной статьи:
    Деревянный , -ая, -ое. 1. Изготовленный из дерева. 2. перен. Недвижный, маловыразительный. Древесное выражение лица .Древесное масло - дешёвый сорт оливкового масла.

    Упражнения к теме « Методы переноса значений слова: метафора, метонимия, синекдоха »

    Упражнение 1. Обусловьте значения слов: прямое либо переносное (метафорическое, метонимическое, на базе многофункционального переноса).

    Большая волна , волна гнева, заезд в город , город оборонялся от противников, город задумывался, потолок скорости, побелить потолок , сливки общества, техника вышла в поле, техника письма, фабрика выдвинула представителей, сочинение текста для рекламы, школьные сочинения , прямой ответ, вход в метро, вход бесплатный, каталог древнего стекла , хвост поезда, прохладный прием , всю тарелку съел, перебить все тарелки , нестись стрелой , проверить изложения , подробное изложение текста, прочесть текст изложения , окно в расписании, старинное серебро, серебро на висках, выставка серебра , добыча серебра , сердечный клапан , клапан первого котла, время спешит , пожар в душе, пожар разгорается, экранизация Чехова , повесть Чехова .

    Упражнение 2. Обусловьте типы переносного значения слов: метафора, метонимия, синекдоха.

    Не хватает рабочих рук , уколоть самолюбие, хвост кометы, красноватая кофта , подождите!, разжечь страсти, на площадь вываливали блузки , кислое настроение, в сердечко Рф, он - светлая голова , встать: трибунал идет!, золотые руки, лохматое солнце, комиссия постановила, мягенький человек, чайник вскипел, цепь рассуждений, 1-ая скрипка оркестра, влиятельное лицо , испить стакан молока, излишний рот в родне, после кафе пошли гулять, кольцо садов, отчаянная голова , замораживание цен, весь факультет находился, темные дни, костер рябины, институт объявил набор, музей фарфора , заря жизни, кидать слова, 2-ая ракетка мира, 1-ый раунд переговоров, зал рукоплескал.

    Упражнение 3. Назовите случаи, в каких метафоры утратили образность, сохраняют образность, являются индивидуально-авторскими.

    Неправильный глаз, море смеялось, ушко иголки, горечь обид, огнь губ, корень слова, страна березового ситца, березы белоснежные бурлят, часы идут, бисерный почерк, револьверный лай, надергать цитат, близкая подруга, бег времени, весь как есть искусан злостью, алмазные брызги, дым волос над пожарами глаз, дождь прошел, солнце садилось, глаза страничек, усталые капли пота, спит дорога, шепчется листва.

    Источники:

  • Глава «Способы переноса значений слова» в пособии Розенталя Д.Э., Голуб И.Б., Теленковой М.А. «Современный российский язык»
  • Глава 2.1.3. «Многозначность. Методы конфигурации значений» в пособии О.Л. Рублевой«Лексикология современного российского языка»
  • Глава «Семасиология. Лексическое значение. Многозначность» в пособии «Лексический анализ в школе и вузе» (составители Л.М. Кольцова, Е.В. Сидорова) (ссылка на скачка)
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое неоднозначные слова?
  • Как различать омонимы и неоднозначные слова?
  • Какие бывают лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов и неоднозначных слов?
  • Какие бывают лексические ошибки, связанные с недопониманием значения слова?
  • ВАРИАНТ 1

    А. реферат, аннотация

    Б. отзыв, рецензия

    В. тезисы, резюме

    Г. аннотация, отзыв

    А. заимствованное слово;

    Г. общеупотребительное слово.

    А. этикетка

    В. логотип

    Г. бренд

    А. одушевление

    Б. олицетворение

    В. превращение

    Г. преображение

    А. мировосприятие

    Б. мироздание

    В. умонастроение

    Г. жизненное положение

    В. Талантливым надо помогать – бездарные сами пробьются.

    Г. Честные люди подкупают своей искренностью.

    8. К аудиальным СМИ относятся …

    А. радио

    Б. телевидение

    В. газеты и журналы

    Г. документальное кино

    А. проект

    В. мусор

    1. Укажите неправильный вариант значения слова “гламур”

    А. роскошь

    Б. стиль

    Г. глянец

    1. Укажите неправильный вариант синонимов к понятию ненормативная лексика

    А. нецензурная лексика, нецензурная брань

    Б. бранная лексика, матерная лексика

    В. разговорная лексика, жаргонная лексика

    Г. просторечная лексика, бытовая лексика

    12. Неверный синоним к слову скабрёзный:

    А. похабный

    Б. некорректный

    В. неприличный

    Г. непристойный

    А. роженица

    Б. кухонный

    В. каталог

    А. ракушка

    Б. тефтели

    В. инсульт

    Г. средства

    15. К типам плана относятся

    А. назывной, вопросный, развёрнутый, тезисный

    Б. простой, сложный, развёрнутый, вопросный

    В. назывной, вопросный, простой, тезисный

    Г. простой, развёрнутый, назывной, тезисный

    сизифов труд :



    А. тяжёлый труд

    Б. полезный труд

    В. напрасный труд

    Г.долгий труд

    17. Имя существительное, употребляемое только во множественном числе:

    А. свойства

    Б. сумерки

    В. тапочки

    Г. правила

    18. Укажите, в каком варианте есть слово с переносным значением

    А. военное время

    Б. кричащий наряд

    В. удивлённый взгляд

    Г. верный друг

    19. Закончите правильно предложение: Статья посвящена …

    А. проблеме вредных привычек

    Б. широкому кругу читателей

    В. узкому кругу читателей

    Г. проблемам вредных привычек

    20. Закончите правильно речевое клише: Мне представляется важным …

    А. сказать тот факт

    Б. указать тот факт

    В. отметить тот факт

    Г. отмечать тот факт

    ВАРИАНТ 2

    1. Укажите правильный вариант определения слова “метонимия”.

    А. троп – перенос наименования по сходству признаков

    Б.троп для обозначения явлений, тесно связанных друг с другом.

    В.троп для обозначения части всего целого

    Г.троп – художественное определение

    2. Резюме-вывод должен содержать от … до … предложений.

    Б. 1, 3

    3. Определите строку со словом, которое пишется через дефис

    А. (во) первых

    Б. (в) право

    В. (во) преки

    Г. (за) ново

    4. Укажите правильный вариант значения слова «амбразура»?

    А. застава, крепость

    Б. прикрытие, защита

    В. бойница, проём

    Г. точка, опора

    5. Укажите правильное значение слова “альтруизм”

    А. бессердечие, равнодушие

    Б. беспечность, беззаботность

    В. бескорыстность, жертвование

    Г. бесславие, забвение

    6. Укажите правильный вариант определения термина “аннотация”

    А. кратко сформулированные основные положения первоисточника

    Б. сжатое изложение содержания основных положений первоисточника

    В. краткая характеристика содержания первоисточника

    Г. критический анализ основного содержания первоисточника

    7. В каком из жанров содержится минимальное количество клише

    А. в рецензии



    Б. в реферате

    В. в резюме-выводе

    Г. в аннотации

    8. Определите, недостающую часть в структуре рецензии: Предмет анализа, …,

    А. назначение работы

    Б. актуальность темы

    В.цель работы

    Г. адресат

    1. Укажите существительное, которое используется только в единственном числе.

    А. информация

    Б. квитанция

    Г. облигация

    1. Укажите правильный вариант значения слова “инсталляция”

    А. установка

    Б. проект

    В. выставка

    Г. картина

    11. Укажите правильный вариант определения термина “рецензия”

    Г. корректный

    13. Слово с ударением на третьем слоге:

    А. танцовщица

    Б. обеспечение

    В. похороны

    Г. средства

    14. Слово, допускающее ударение и на первом, и на втором слоге:

    А. щавель

    Б. квартал

    В. хаос

    15. Укажите правильный вариант определения слова “презентация”

    А. представление новых идей и проектов

    Б. иносказательный язык

    В. красивый язык

    Г.иностранный язык

    17. Укажите неправильный вариант синонимов к понятию “газеты и журналы”

    А. печать

    Б. периодическая печать

    В. аудиальные СМИ

    Г. пресса

    тэ:

    Б. компьютер

    В. террор

    Г. текстиль

    Нельзя усомниться …

    Б. правильной точки зрения…

    Г. в правильности точки зрения …

    20. Укажите правильное название вредной привычки:

    А. злоупотребление алкоголем

    Б. употребление алкоголя

    В. употребление алкоголем

    Г. злоупотребление алкоголя

    ВАРИАНТ 3

    1. Укажите правильный вариант определения слова “синекдоха”.

    А. троп – перенос наименования по сходству признаков

    Б.троп для обозначения явлений, тесно связанных друг с другом.

    В.мечтать

    Г. засыпать

    4. К видам аннотации относятся

    В. продление

    Г. проверка

    1. Укажите верное значение слова “промоутер”

    А. покупающий

    Б. продвигающий

    В. продающий

    Г. представляющий

    Г. достаток

    10.Укажите правильный вариант значения слова “мониторинг”

    А. наблюдение

    Б. проверка

    В. контроль

    Г. исправление

    11. Укажите неправильный вариант синонимов к понятию первичный текст

    А. первоисточник

    Б. конспект

    В. исходный текст

    Г. оригинал

    12. Укажите правильный вариант синонимов к слову жаргон

    А. арго, сленг

    Б. лексикон, просторечие

    В. разговорная лексика, спонтанная речь

    Г. ненормативная лексика, нецензурная брань

    13. Слово с ударением на втором слоге:

    А. каталог

    В.колледж

    14. Слово с ударением на последнем слоге:

    Б.простыня

    В. пуловер

    одеть :

    В. коварные дары

    Г.бесполезные дары

    17. Сложносокращённое слово, образованное путём сложения начальных звуков:

    В. ТВ

    18. Слово, в котором “ме” произносится как мэ:

    А.менталитет

    Б. резюме

    В. мегаполис

    Г. меркантильный

    19. К типам тезисов относятся

    А. первичные, вторичные

    Б. информативные, комментарийные

    В. простые, сложные

    Г. информативные, оригинальные

    20. Укажите вариант с написанием мягкого знака в слове:

    А. Он обязательно согласит(ь)ся это сделать.

    Б. Они согласят(ь)ся потом.

    ВАРИАНТ 4

    1. Укажите правильный вариант определения слова “эпитет”.

    А. троп – перенос наименования по сходству признаков

    Г. предмет анализа

    1. Укажите неправильный вариант в цепочке синонимов к понятию “фаворит”

    А.избранный

    Б. любимец

    В.успешный

    Г. любимчик

    4. Укажите недостающий синоним в следующей цепочке: амулет, талисман, … .

    А. сувенир

    Б.подарок

    Г. оберег

    5. Укажите правильный вариант синонимического словосочетания к понятию

    арготическая лексика

    А. жаргонная лексика

    Б. разговорная лексика

    В. ненормативная лексика

    Г. бранная лексика

    6. Укажите неверное значение слова “абсурд”

    Б. ошибка

    В.нелепость

    Г. бессмыслица

    7. Резюме-вывод производит … текста первоисточника.

    А. воспроизведение

    Б. пересказ

    В. изложение

    Г. компрессию

    8. Рецензия является … .

    А. разновидностью конспекта

    Б. одним из видов плана

    В.вторичным научным жанром

    Г. плановым конспектом

    9. Укажите существительное, которое имеет только форму единственного числа.

    В. бизнес

    Г. уровень

    10. Укажите неправильный вариант значения слова “визуальный”

    А.понятный

    Б. зрительный

    В. наглядный

    Г. видимый

    11. Тезисы – это …

    А. наикратчайшее изложение содержания первоисточника

    Б. сжатое изложение основной информации первоисточника

    В. США

    13. Слово с ударением на последнем слоге:

    А. колледж

    Б. пуловер

    Г. шприцы

    14. Слово с ударением на втором слоге:

    А. кухонный

    Б.маркетинг

    В. цепочка

    Г. тефтели

    15. Укажите предложение с неверным использованием слова одеть :

    Г. метонимия

    18. Слово, в котором нет буквы Ё:

    А.аф(е-ё)ра

    Б. ж(е-ё)лтый

    В. св(е-ё)кла

    Г. ж(е-ё)лчь

    19. Для какого вторичного научного жанра характерно свёртывание информации по

    принципу: минимум языковых средств – максимум информации?

    А. для аннотации

    Б. для резюме-вывода

    В. для реферата

    Г. для отзыва

    20. Укажите правильный вариант синонимического словосочетания к понятию

    арготическая лексика

    А. жаргонная лексика

    Б. разговорная лексика

    В. ненормативная лексика

    Г. бранная лексика

    ВАРИАНТ 5

    1. Укажите правильный вариант определения слова “инверсия”.

    А. прямой порядок слов

    В. мальчик

    Г. тинэйджер

    5. Укажите правильное значение слова “меценат”

    Г. отзыв, рецензия

    8. Вторичные научные жанры – это …

    А. аннотация, реферат

    Б. заявление, автобиография

    В. монолог, полилог

    Г. расписка, доверенность

    8 К видам СМИ относятся …

    А. характеризует произведение в определённых аспектах, рассчитана на узкий круг

    специалистов

    Б. даёт сведения о том, что является общим для нескольких источников на одну

    Б. второй слог

    В. предпоследний

    Г. последний

    А. простыня

    Б. щавель

    В. хаос (в сумочке)

    Г. торты

    15. Укажите правильный вариант синонимичного словосочетания к понятию

    первичные тезисы

    А. оригинальные тезисы

    Б. простые тезисы

    В. информативные тезисы

    Г. тезисы глагольного строя

    16. Лексическое значение античного фразеологизма вавилонское столпотворение :

    А. организованный поход, движение вперёд

    Б. стихийный митинг, собрание

    А. одежда

    Г. договор

    18. Укажите вариант с написанием Й

    А. факультет информационных технологи(и-й)

    Б. много информаци(и-й)

    В.нет полезной информаци(и-й)

    Г. незнание этой технологи(и-й)

    19. Закончите правильно клише: Нельзя …

    А. не подчёркивать тот факт, что …

    Б. не сказать тот факт, что …

    В. подчеркнуть тот факт, что …

    Г. не подчеркнуть тот факт, что …

    20. Укажите вариант с ошибкой в написании словосочетания, называющего

    одну из глобальных проблем современности:

    А. проблема космоса и океана

    ВАРИАНТ 6

    1. Укажите правильный вариант определения термина “реферат”

    А. даёт представление только о главной теме первоисточника

    Б. корректной

    В. безапелляционной

    Г. краткой

    1. Укажите неправильный вариант синонима к слову “триумф”

    А.блестящий успех

    Б. выдающаяся победа

    В.торжество победы

    Г. неожиданная победа

    4. Укажите слово, имеющее значение “божественный дар, наделённость человека

    свойствами исключительности”

    А. гламурность

    В. респектабельность

    Г. харизма

    5. Укажите правильное значение слова “аутсайдер”

    А. ненужный человек

    Б. неудачник

    В. посторонний человек

    Г. неприятный человек

    6. Укажите верное значение слова “браузер”

    А. ликвидатор

    Б. обозреватель

    В. регулятор

    Г. указатель

    7. Укажите принцип свёртывания информации в резюме-выводе:

    А. максимум смысла – минимум языковых средств

    Б. минимум языковых средств – максимум логики

    В. максимум языковых средств – минимум информации

    Б. актуальность темы

    В.цель работы

    Г. адресат

    9. Укажите существительное, которое имеет форму и единственного, и

    множественного числа.

    А. одежда

    Б. мебель

    10.Укажите правильный вариант значения слова “имидж”

    Б. фигура

    В. характер

    Г. образ

    6. 11. Укажите правильный вариант синонимов к понятию нецензурная лексика

    А. жаргонная лексика, просторечие

    В. технология

    Г. инновация

    13. В словах жалюзи, каталог, средства, цепочка ударение падает на …

    А. последний, последний, первый, второй слоги

    Б. первый, второй, первый, первый слоги

    В.первый, второй, первый, второй слоги

    Г. последний, последний, первый, первый слоги

    14. Слово с ударением на первом слоге:

    А. инсульт

    Б. добыча

    В. ягодицы

    15. Укажите вариант предложения, в котором слово хаос с ударением на первом слоге

    А. В комнате царил полный хаос.

    Г. ВУЗ

    18. Слово, в котором “те” произносится как тэ:

    А.терроризм

    Б. телеграф

    В. свитер

    19. Укажите неправильный вариант синонимов к словосочетанию компрессия текста

    А. сокращение текста

    Б. свёртывание текста

    В. пересказ текста

    Г. сжатие текста

    20. Укажите вариант с неправильно заданным вопросом.

    А. Посмотрев на мои часы, он спросил: “Который час?”

    Б. Я поинтересовался: “Сколько времени будет идти лекция?”

    ВАРИАНТ 1

    1. Укажите правильный вариант определения слова “метафора”.

    Б.троп для обозначения явлений, тесно связанных друг с другом.

    В.троп для обозначения части всего целого

    Г.троп – художественное определение

    2. Укажите, какие жанры предполагают критическую оценку работы:

    А. реферат, аннотация

    Б. отзыв, рецензия

    В. тезисы, резюме

    Г. аннотация, отзыв

    1. Укажите правильный вариант определения слова “варваризм”

    А. заимствованное слово;

    Б. устаревшее слово, вышедшее из активного употребления;

    В.иностранное слово, не полностью освоенное языком;

    Г. общеупотребительное слово.

    4. Какое из слов имеет значение «марка»?

    А. этикетка

    В. логотип

    Г. бренд

    5. Укажите правильное значение слова “аватар”

    А. одушевление

    Б. олицетворение

    В. превращение

    Г. преображение

    1. Укажите неверное определение понятия “менталитет”

    А. мировосприятие

    Б. мироздание

    В. умонастроение

    Г. жизненное положение

    7. Укажите предложение, в котором есть антонимы:

    А. Серость и посредственность – родные сёстры зависти.

    Б. В нём угадывался незаурядный, неординарный человек.

    Способы переноса значения слов

    1. Метафора – перенос именования одного предмета на другой на основании сходства их внешних или внутренних признаков, формы предметов, их расположения и др.
    Размещено на реф.рф
    Это наиболее распространенное средство образования новых значений – большая часть наших обыденных понятий по своей сути метафорична. К примеру, прямое значение золото драгоценный металл желтого цвета͵ употребляемый как мерило ценностей и в драгоценных изделиях . Метафоры: золото волос – перенос наименования по сходству цвета; руки у него – золото! – перенос наименования по ценности. Или мычать – прямое значение издавать звуки, кричать (о корове, быке) ; переносное метафоричное, основанное на звуковом сходстве - невнятно говорить, издавать нечленораздельные звуки . Из всœех типов полисемии метафора чаще всœего встречается в речи юристов: грубое нарушение общественного порядка, строгое (мягкое) наказание, холодное оружие, вредные последствия и т.д. Это метафоры, утратившие образность и выполняющие только номинативную функцию. Образные метафоры вообще недопустимы в официально-деловом стиле.

    Метафоры бывают языковые и художественные (индивидуальные). Языковая метафора отражает социальный опыт, имеет системный характер употребления, воспроизводима и анонимна (зелœеный юнец, бархат южного неба ). Художественная метафора индивидуальна, невоспроизводима, имеет авторство и выполняет образные эстетические функции (Прямо рядом с номером лифт выплюнул партию пассажиров (Калинин)).

    2. Метони мия – перенос наименования одного предмета͵ признака, процесса и т.д. на другой по смежности. Основой метонимии служат причинные, следственные, пространственные, временные и др.
    Размещено на реф.рф
    отношения, возникающие вследствие сопредельности явлений.

    Так, переносным метонимичным значением к слову золото (прямое значение см. выше) будет монеты или изделия из этого металла . К примеру: из квартиры было похищено всœе золото (ᴛ.ᴇ. золотые украшения, изделия); гимнастам на чемпионате досталось золото (ᴛ.ᴇ. золотые медали). Или прокуратура здание, в котором находится орган, осуществляющий надзор за соблюдением законности ; метонимический перенос – работники этого органа .

    3. Сине кдоха – перенос значений слова, посредством которого целое (нечто большее) выявляется через свою часть (нечто меньшее).

    Лицо – 1) передняя часть головы человека - прямое значение (к примеру, румяное лицо ); 2) человек, личность – синœекдоха (к примеру, лицо , совершившее преступление, несет уголовную ответственность ). Или: приметы преступника: волос черный, вьющийся (разᴦ.); подсудимая Иванова показала, что ее сожитель Яковлев часто говорил о ее сыне: “Мне не нужен лишний рот .

    Многозначные слова могут функционировать в тексте без особого стилистического задания или же выполнять следующие стилистические функции.

    1. Актуализация – такое намеренное использование потенциальных возможностей языка, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ воспринимается как необычное и в связи с этим привлекает к себе внимание. Такой стилистический прием часто встречается в каламбурах, анекдотах. К примеру:

    Один русский монарх при посœещении желœезной дороги поинтересовался у желœезнодорожника, откуда тот идет.

    – Из депа! – последовал ответ.

    – Дурак! Разве депо склоняется ?

    Все склоняется перед вашим императорским величеством!

    2. Олицетворение - ϶ᴛᴏ такая метафора, в которой предметы, явления природы и понятия наделяются признаками живого существа: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана (Лермонтов); Улыбнулись сонные березки, распустили шелковые косы (Есенин).

    3. Сравнение - ϶ᴛᴏ сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим: Золотые ладьи облаков (Блок).

    Употребление многозначного слова без учета его семантических возможностей приводит к нарушению точности речи, двусмысленности, что недопустимо в процессуальных актах. Нередко такие ошибки приводят к неуместному в официально-деловой речи комизму: Лашуков с неустановленным лицом совершил ограбление гр-на Юшко (нужно: Лашуков и неустановленное лицо или Лашуков совместно с неустановленным лицом); по дороге мы растерялись – я вышла на Сурикова, а они поехали дальше (нужно: потеряли друг друга ); потерпевшая Рюмина показала, что различные прохожие лица закрывали своими головами лица виновных лиц, а потому она почти ничего разглядеть не могла (следует убрать первое слово лица и форму лиц ).

    § 2. Омонимы . Их функции в речи. Смысловые ошибки, связанные с их употреблением

    От многозначных слов следует отличать омонимы, которые внешне напоминают многозначные слова по произношению и написанию, но не имеют ничего общего в значении.

    Омонимы (от греч. homos – “одинаковый” и onyma – “имя”) – слова, одинаковые по звучанию и / или написанию, но не связанные по значению: блок (союз) и блок (простейшая машина для поднятия тяжестей); ключ (родник) и ключ (металлический стержень особой формы, служащий для отпирания замка).

    В отличие от многозначных слов омонимы - ϶ᴛᴏ разные слова, совпадающие по форме.

    Различают полные и неполные омонимы.

    У полных (лексических) омонимов всœе грамматические формы (падежи, единственное и множественное число) совпадают: гриф (птица), гриф (длинная узкая часть струнных инструментов), гриф (печать, штемпель).

    Неполные (частичные, лексико-грамматические) омонимы обладают разным числом грамматических форм: у слов лук (оружие) и лук (растение) совпадают формы единственного числа, а форма множественного числа есть только у первого слова этой пары.

    Наряду с омонимией обычно рассматривают смежные с ней явления, относящиеся к грамматическому, фонетическому и графическому уровням языка.

    Способы переноса значения слов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Способы переноса значения слов" 2017, 2018.

    Перенос названия с одного предмета на другой объясняется либо сходством, либо связью этих предметов. Различают следующие типы переноса значения слов: метафора, метонимия, синекдоха (как особый вид метонимического переноса), расширение или сужение значения. Метафора - перенос на основе сходства между предметами: 1) по форме (горлышко бутылки, уш­ко иголки, нос лодки), 2)по размеру (лошадиная доза, жердь = долговязый человек), 3) по цвету (золотые кудри, землистое лицо), 4) по эмоциональному впечатлению (баран = упрямый, глупый человек, горькая усмешка, чистые помыслы), 5) по выполняемой функции (перо – первоначально, от птицы, затем – металлическое, дворники – в машине).

    Метонимия – переименование предметов на основе их связи в пространстве или времени. Виды метонимического переноса: а) вместилище (выпить целый стакан = жидкость, находящуюся в нем; внимательная аудитория = слушатели), б) материал /изделие (выставка бронзы = предме­ты из нее; купить шерсть на платье = материю из шерсти), в) процесс – результат (варенье = сладкий джем из фруктов или ягод; представить письменный перевод), г) внешнее выражение (желтуха, краснеть стыдиться, трепетать = бояться), д) автор - изобретение (батист, гильотина, реглан, рентген, наган, оливье), е) местность - изделие (бостон = ткань, панама, токай = сорт вина по названию провинции в Венгрии).

    Синекдоха - перенос, основанный на связи: часть – целое (Белеет парус одинокий, отряд в сто сабель).

    Метафора, метонимия, синекдоха называются тропами - стилистический прием, основанный на
    употреблении слова в переносном значении для достижения большей художественной выразительности.

    Следствием переносного, фигурального употребления слова является расширение его значения (красить -1)делать красивым, украшать - делать красным - изменять цвет, окрашивать) или его сужение (пиво – напиток вообще – напиток ячменного солода с небольшим содержанием алкоголя), а также развитие абстрактного, отвлеченного значения (понять – означало взять, поймать).



    32) Связи слов по значению (семантические поля, синонимические ряды, антоними­ческие пары).

    Слова в языке не находятся в беспорядочном, хаотическом состоянии, их можно сгруппировать на основе разных принципов. Самыми крупными группировками слов по семантическому принципу являются лексико-семантические поля . Они определенным образом структурированы: имеет центр, ядро, ближнюю и дальнюю периферии. Состоят из лексических единиц, относящихся к разным частям речи (глаголы, существительные, прилагательные), фразеосочетания. Но у всех них есть некий общий семантический компонент, на основании которого они включены в данное лек-сико-семантическое поле. Например, ЛСП «Эмоции», «Пространство», «Цвет» и т.п.. Более мелкие объединения - лексико-семантические группы - включают лексические единицы, относящиеся к одной части речи, но также имеющие в своем составе некий общий компонент (например, ЛСГ «глаголы движения» и т.п.). Если во внимание принимается функциональный принцип (т.е. по роли в сочетании или предложении), то поле может быть лексико-функциональным. Группировка слов по сходству значения дает нам синонимические ряды. Синонимами называют слова, разные по звучанию, но близкие по значению, которые могут употребляться одно вместо другого. Выделяют три основных типа синонимов.

    1)Логические, или абсолютные синонимы - выражают одно и то же понятие (аэроплан - самолет, крокодил - аллигатор, лингвистика - языкознание). Их не очень много, иначе язык бы слишком перегружен избыточной лексикой.

    2)Семантические синонимы - близкие по значению, но разные по звучанию (буран - вьюга - ме­тель - пурга, пожилой - старый).

    3)Контекстуальные, или речевые - слова и выражения, которые могут употребляться одно вместо другого только в определенном контексте (ротозей - шляпа - ворона, трус - заяц). Синонимы позволяют передать тончайшие оттенки наших мыслей и чувств. Как правило, они употребляются в разных стилях речи: смотреть (нейтральный), лицезреть (поэтический),)вылупиться (разговорный). Одни из них более частотны в употреблении, другие - менее. Источниками синонимии могут служить: 1) диалектные, профессиональные и жаргонные слова (дом - изба (сев.) - хата (южн.), скорость - темп (муз.), подделка - липа (воровской жаргон), 2) заимствова­ния и кальки (азбука - алфавит, отвлеченный - абстрактный), 3) табу - запрет на употребление некоторых слов связанных с религиозными или мистическими представлениями (домовой - хозя­ин, не употребляли названия «черт» и «дьявол», чтобы не накликать, вместо имени давали про­звище или два крестных имени - тайное и явное), 4) эвфемизмы,- слова, связанные с принятым в обществе запретом на использование грубых и непристойных слов (беременная - в положении, сумасшедший - не в себе).

    Группировка лексических единиц, основанная на противопоставлении их значений, дает нам антонимичные пары. Антонимы - это слова разные по звучанию, но выражающие противоположные значения. Они образуют пары полярных по своему значению слов, которые совпадают по сфере употребления и используются при противопоставлении в пределах одного высказывания (Комис­саров). Имеются только у слов, в содержании которых есть качественные признаки. Например, прилагательные: старый - молодой, здоровый - больной, существительные: друг - враг, ночь -день, правда - ложь. Могут образовываться от однокоренных слов при помощи противоположных по значению приставок или отрицательной частицы-приставки не-: войти - выйти, надводный -подводный, глубокий - неглубокий (мелкий), друг- недруг.

    Многозначные слова имеют несколько синонимов: тихий голос - громкий голос, тихая грусть -глубокая грусть, тихая езда - быстрая езда, тихая улица - шумная улица, тихий человек - буйный человек.

    Языковым антонимам противостоят речевые, контекстуальные (кровь людская не водица).

    33) Связь слов по звучанию. Омонимы. Паронимы.

    С проблемой полисемии тесно связана проблема омонимии, но отграничить одну от другой бывает иногда очень сложно. Проф. Ахманова предложила учитывать соотношение слова с объективной действительностью. Если каждое из значений существует само по себе, вне зависимости друг от друга, то они есть самостоятельные названия разных предметов окружающего мира и принадле­жат словам-омонимам. Если же одно из значений выступает как производное по отношению к другому, тождество слова не нарушается, то мы имеем дело с разными значениями одного и того же полисемантичного слова.

    Семантическая самостоятельность омонимов поддерживается морфологически и синтаксически. Так, многие омонимы принадлежат к разным словообразовательным гнездам (брак - брачный -бракосочетание - внебрачный...; брак - бракованный - бракодел - браковать). Разняться они и синтаксическими свойствами (уход/удаление из дома - уход (ухаживание) за больным. Источниками омонимии являются: 1) распад (расщепление) синонимии (лавка (= скамья) и лавка (= небольшой магазинчик); 2) словообразование (покупать от «купать» - покупать от «купить»); 3) историческое изменение звукового облика разных слов (рысь(звёрь) от «рыдсъ» = рдеть, ры­жий и рысь (бег лошади) от «ристъ»); 5) заимствования (клуб(дыма) и англ. club). Выделяют несколько разновидностей омонимов:

    а) лексические или собственно омонимы - разные, по значению, но совпадающие по написанию и произнесению во всех формах (ключ - от двери, родник, скрипичный, отгадка);

    б) омофоны, или фонетические омонимы - разные по значению, написанию но совпадающие по
    звучанию (бал - балл, ожег - ожог, англ./Iower (цветок) - flour (мука);

    по

    в) омографы, или орфографические омонимы - разные по значению, звучанию, но одинаковые
    написанию (атлас - атлас, дорогой - дорогой);

    г) омоформы, или морфологические омонимы - совпадающие по звучанию, написанию в одной
    или нескольких грамматических формах (мой (- повелит накл. к глаголу «мыть») - мой (= принадлежащий мне).

    К омонимам примыкают паронимы - слова близкие по звучанию и написанию, но разные по зна­чению, которые ошибочно употребляются одно вместо другого {абонент (- владелец абонемента) - абонемент (= право пользования чем-либо в течение времени), парламентарий (= член парла­мента) - парламентер (= переговорщик), скрытый (= тайный) - скрытный (= неразговорчивый).

    Вопрос34. Фразеология.

    Устойчивые сочетания слов, близкие или равные по смыслу одному слову, называются фразеосочетаниями. Будучи готовыми штампами, они не вновь создаются, а лишь воспроизводятся в речевых ситуациях. В предложении выступают в роли одного члена (бить баклуши = бездельничать (сказуемое), спустя рукава = небрежно (обстоятельство), слон в посудной лавке = неуклюжий человек), (подлежащее, дополнение), воронова крыла = черный (определение). Некоторые из них превратились в застывшие предложения: Вот небе, бабушка, и Юрьев день! Держи карман шире!
    По степени спаянности компонентов, различают три основных типа фразеосочетаний (классификция предложена акад. В.В. Виноградовым):
    1) фразеологические сочетания - полусвободные сочетания, в которых лишь одно слово ограничено в своем употреблении потупить взгляд / взор, глаза, расквасить нос/лицо);
    2) фразеологические единства - устойчивые сочетания, в которых значение целого может быть выведено из значений составляющих его членов (без ножа зарезать, взять быка за рога, кровь с молоком, умывать руки);

    3) фразеологические сращения, или идиомы - максимально лексикализованные обороты речи, в значениях которых нет связи со значениями их членов (вверх тормашками, дать стрекача, по­пасть впросак. Границы между типами фразеосочетаний подвижны: с возрастанием лексикализации сочетание все больше превращается в идиому.

    Фразеология - 1) раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка в его совре­менном состоянии и историческом развитии, 2) совокупность фразеологизмов данного языка. Фразеология любого языка отличается ярко выраженной национальной спецификой. Иногда мож­но найти сходные фразеологические единицы (There is по smoke without fire. - Нет дыма без ог­ня.). Но чаще буквальный перевод невозможен (You can"t make an omelet without breaking eggs. -Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

    35) Заимствования.

    Заимствования - важный источник обогащения лексики. В мире нет языков, который не имели бы заимствований. Иногда заимствований больше, чем исконный слов (например, в английском языке до 75% заимствований из романских языков, что обусловлено особенностями исторического раз­вития Великобритании). Заимствования - следствия экономических, политических, культурных и 1 научных связей и контактов между народами. Иноязычные слова обычно приходят вместе с заим­ствованными предметами и понятиями.

    Источники заимствований обусловлены историческими судьбами носителей данного языка. Так, в лексике русского языка выделяют: 1) старославянизмы (вождь, глава, гражданин), 2) грецизмы (алфавит, грамота, история), 3) латинизмы литература, республика, нотариус), 4) тюркизмы (сундук, базар, казна), 5) англицизмы (вокзал, лидер, футбол), 6) германизмы (бутерброд, абзац, вахта), 7) галлицизмы (багаж, жакет, компот), 8) итализмы (опера, тенор, мандолина), 9) поло­низмы (булка, фляжка, сбруя) и др.

    Степень усвоения заимствованных слов во многом зависит от способа заимствования. В этой свя­зи различают: 1) устное и письменное, 2) прямое и опосредованное заимствования. Устные заимствования в процессе непосредственных контактов народов, как правило, легче при­живаются и бастре приспосабливаются к особенностям фонетической системы и грамматического строя языка. Чуждые звуки нередко заменяются своими. Например, греческие слова pharos и seuk-la в русском стали звучать как парус и света. Слова, заимствованные книжным путем, обычно осваиваются медленно и долгое время составляют разного рода исключения из произносительных, грамматических и орфографических норм и правил. Например, пальто, кофе (не склоняются), парашют, жюри (пишутся с нарушением орфографических норм).

    Слова могут заимствоваться непосредственно или через язык-посредник. В русском языке много заимствований непосредственно из тюркских (татарского), финского и других языков соседних народов. Грецизмы и латинизмы заимствовались через старославянский, германизмы и галлициз­мы - через польский.

    Вопрос об использовании иноязычной лексики всегда был предметом оживленных споров.. В пе­риод бурного роста национального самосознания резко усиливалось стремление изгнать все ино­странные слова из родного языка (пуризм). В истории России известен акад. Шишков, современ­ник Пушкина, который в своей борьбе с заимствованиями доходил до абсурда (вместо слова гори­зонт - окоем, вместо калоши - мокроступы). Но выдающиеся представители русской культуры никогда бездумно не отвергали иноязычные слова, в первую очередь - научные и общественно-политические термины. Необходимые заимствования только обогащают язык, несут новые знания. В настоящее время многие ученые ратуют за экологию русского языка, против назойливо внедре­ния повсюду английского языка (его американского варианта) - вывески, ругательства. Во Фран­ции даже был принят специальный закон о защите французского языка от агрессии американского английского.

    36) Интернационализмы, варваризмы, кальки.

    Интернационализмы - слова международного лексического фонда, функционирующие во многих языках, совпадающие или близкие по своему фонетическому облику и смыслу. Они заимствуются несколькими языками из какого-либо одного в результате возрастающей роли культурных и эко­номических связей между народами. Обычно обозначают понятия из сферы науки и техники, культуры и политики, философии и экономики. Многие из них - термины. Так, к интернациональ­ным словам относятся: из нидерландского языка - большинство морских терминов (шкипер, яхта), из итальянского - музыкальные (сопрано, соло, соната, ария, опера, виолончель), из английского ­спортивные (футбол, бокс, матч, гейм), из русского - советизмы (спутник, пятилетка, райком, комсомол).

    Особым способом обогащения словаря является калькирование , т.е. буквальный перевод иноязыч­ных слов и выражений. Различают лексические и фразеологические кальки. Лексические в свою очередь делятся на словообразовательные и семантические. Словообразовательная калька - поморфемный перевод иноязычного слова. Заимствуется не само слово, а его структура и значение (фр. impression - рус. впечатление, лат interjectio -рус. междометие). Семантическая калька - это исконное слово данного языка, заимствовавшее переносное значение у иноязычного синонима. В русском языке большинство семантических калек появилось под влиянием французского языка. Например, слово «влияние» по аналогии с французским "influence" закрепило значение «воздейст­вие» и постепенно утратило значение «вливание». Фразеологическая калька - пословный перевод иноязычного устойчивого оборота (рус. холодная война - англ. cold war, лат pater familias - рус. отец семейства).

    Варваризмы - иноязычные слова или обороты речи, построенные по образцу другого языка и вос­принимаемые как чуждые родной речи. Они могут функционировать в языке наряду с их эквива­лентами: чао (= пока), мерси (=спасибо), пардон (=извините), о "key (= хорошо, ладно).

    37) Активная и пассивная лексика языка.

    Говоря об активной и пассивной лексике языка, нужно обратить внимание на: 1) дифференциацию лексики по стилистическому признаку, 2) на исторические изменения в составе языка на протяже­нии его развития.

    Стилистическое расслоение лексики - это противопоставленность слов по сфере их употребле­ния. Все слова делятся на книжные и разговорные. Книжная лексика используется в литературно-письменной и в приподнятой разговорной речи - научной, публицистической, в деловых и офици­альных документах, в языке художественных произведений. Среди книжной лексики выделяют три семантико-стилистических разряда: 1) терминология, 2) историзмы (слова, обозначающие реалии прошлых эпох) и экзотизмы (слова, описывающие жизнь других народов), 3) поэтическая лексика. Разговорная лексика используется в непринужденной беседе, обычно на бытовые темы. Условно можно разделить на следующие разряды: 1) прост оречия (картошка, башковитый - са­мый обширный разряд разговорной лексики), 2) вульгар измы, жаргонизмы (за пределами литера­турной лексики), 3) сленг, 4) диалектизмы (для создания местного колорита в литературном про­изведении).

    Хронологическое расслоение словарного состава предполагает выделение слов-архаизмов и слов-неологизмов на фоне общеупотребительной лексики. (Далее см. вопрос № 38). Таким образом, активная лексика включает нейтральные в стилистическом отношении, общеупот­ребительные слова, Пассивная - разного рода стилистические маркированные лексические едини­цы, а также вышедшие из употребления (архаизмы) или еще не ставшие достоянием широких сло­ев населения слова (неологизмы - названия технических изобретений, научные открытия, общест­венно-политические и экономические реалии и т.п.).

    38) Архаизмы и неологизмы.

    Язык не находится в застывшем состоянии: какие-то слова выходят из употребления, какие-то но­вые появляются. Устаревание и отмирание некоторых слов - естественное стремление каждого языка освободиться от избыточных лексических единиц. Устаревшие слова различаются 1) степе­нью устарелости (временем выпадения их из активного запаса) и 2) причинами их устаревания. Среди них выделяются историзмы и архаизмы.

    Историзмы - слова, вышедшие из активного употребления в связи с тем, что исчезли называемые ими предметы (алтын, забрало, боярин, кольчуга, колчан). Историзмы не имеют реалий, поэтому их значение непонятно современным носителям языка.

    Архаизмы - старомодные обозначения существующих предметов и понятий. Различают лексические и семантические архаизмы. Лексические архаизмы, в свою очередь, подразделяются на: соб­ственно лексические, лексико-словообразовательные, лексико-фонетические. Собственно лекси­ческие архаизмы - слова, вытесненные синонимами другого корня (лицедей - актер, выя - шея, толмач - переводчик). Лексико-словробразовательные архаизмы.- слова, вытесненные словами того же корня, но с иными аффиксами (бедство - бедствие, разнота - различие, чувствие - чув­ство). Лексико-фонетические отличаются от вытеснивших их слов только отдельными звуками (ироизм - героизм, одёжа - одежда, полон - плен).

    Семантические архаизмы - это устаревшие значения в системе лексических значений современ­ных слов (живот - жизнь, прозябать - расти, произрастать).

    Для обозначения новых предметов и выражения новых понятий в языке нужны и новые слова. Та­кие слова называются неологизмами. Главная причина появления неологизмов - изменение соци­ально-экономических отношений, развитие материальной и духовной культуры общества, а также стремление людей наиболее ярко выразить оттенки мыслей и чувств. Новые слова создаются еже­дневно и ежечасно. Однако только некоторые из них становятся достоянием общенародного язы­ка, остальные довольствуются положением окказионализмов, т.е. используются только в конкрет­ном контексте: у Маяковского - серпастый, молдткастый (о паспорте), раскиселитъся, комсо-мальчик, цветоморъе. Другие вошли не только в обиход родного языка, но и вышли за его преде­лы: лилипут (Свифт), утопия (Томас Мор), робот (Чапек), головотяпство (Салтыков-Щедрин), промышленность, будущность (Карамзин).

    Новые слова могут создаваться: 1) различными словообразовательными способами (см. вопрос № 45), 2) за счет переосмысления слов, 3) заимствований из других языков (см. вопрос № 35), 4) калькированием иноязычных слов (см. вопрос № 36).

    Переосмысление - семантический способ обогащения словарного состава. Бывает двух видов -расширение (полонить - взять в плен + очаровывать) и сужение значения (пиво - любой напиток, теперь – только «слабоалкогольный напиток из ячменного солода). При расширении значения слово становится более употребительным, при сужении - специализируется, становится менее употребительным.

    39) Лексикография.

    Лексикография - прикладная лингвистическая дисциплина, занимающаяся теорией и практикой составления словарей. Все словари могут быть разделены на словари понятий (энциклопедиче­ские) и лексиконы (лингвистические).

    Энциклопедические словари объясняют не слова, а содержание выражаемых ими понятий. Энцик­лопедии бывают универсальными (которые дают систематизированный свод знаний из различных областей жизни общества и науки - например, Большая советская энциклопедия) и специальными (из какой-либо одной отрасли знаний, например, медицинская, математическая, литературная). Задача любого лексикона - пояснение и толкование слов, а не обозначаемых ими понятий. Разли­чают одноязычные (русско-русский), двуязычные (русско-английский) и полиязычные словари. Одноязычные словари в зависимости от назначения бывают толковыми и специализированными (литературные и диалектные, фразеологические и терминологические, орфографические и орфо­эпические, грамматические и частотные, синонимов и антонимов и т.д.), полные и краткие. В толковых словарях содержатся сведения о значениях слов в данную эпоху, их применении в ре­чи, связи со стилями языка, попутно - правописание и произношение (словарь Ушакова, Даля, Ожегова и Шведовой, Евгеньевой, БАС -17-ти томный словарь современного русского литера­турного языка и т.п.). В исторических словарях содержатся сведения о развитии того или иного языка (3-х томных словарь Срезневского), о происхождении слов - Этимологический словарь Фасмера, о фразеологическом фонде языка - Фразеологический словарь Молоткова. Существуют весьма экзотические словари - например, словарь « Русский мат», словари жаргонов и сленгов, ассоциативный словарь. Начали издаваться и инверсионные словари, или обратные (полезны при изучении словообразования). Создаются словари, посвященные языку писателей (словари Шек­спира, Пушкина, Гете).

    Лексикография находится в постоянном развитии, ищет новые приемы более полного описания языка народа.

    40) Грамматика, ее разделы.

    Грамматика - 1) наука о грамматическом строе языка, 2) сам грамматический строй языка. Эти по­нятия не следует смешивать.

    Как наука, грамматика имеет дело не со словами, а только с их формами. Она группирует слова не по их лексическим значениям, а по грамматическим формам и категориям. Акад. Щерба предло­жил следующее, искусственно составленное им предложение: «Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокренка». Это предложение построено по законам русского языка и с точки зрения грамматики вполне объяснима: можно разобрать по членам предложения, определить, к каким частям речи они относятся, можно раскрыть морфологическую структуру всех слов. Но в подлинном смысле слова предложением эту фразу назвать нельзя, так как она не выполняет своей
    коммуникативной функции - не является единицей общения и сообщения.
    Грамматика состоит из двух взаимосвязанных разделов: морфологии и синтаксиса.
    Морфология - учение о слове, его структуре и формах, о лексико-грамматических классах слов.
    Она изучает способы образования разных форм одного и того же слова (формообразование). По
    традиции словообразование также включается в морфологию.

    Синтаксис - учение о строе предложения, о сочетаемости и функциях форм слов в речи.
    Этих разделов объясняется тем, что морфологические и синтаксические категории тесно переплетены. Так, при морфологической характеристике слова определяется его принадлежность к той
    или иной части речи (существительное, прилагательное, глагол и т.д.), к той или иной морфологической категории (род, одушевленность - неодушевленность, переходность-непереходность и т.п.),
    при синтаксической характеристике указывается его синтаксическая функция (каким членом
    предложения является - подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством и т.д.) и способ
    связи с другими слова (управление, примыкание, согласование).

    Таким образом, и морфология, и синтаксис изучают формы слов, но в разных аспектах: морфоло­гия - с точки зрения их образования, значения и соотношения внутри той или иной парадигмы, а синтаксис - с точки зрения их функций в составе словосочетания и предложения.

    Вопрос 41. Морфема, ее типы.

    Слова многих языков мира можно разделить на отдельные элементы, являющиеся носителями лексического и грамматического значений. Минимальная значимая часть слова называется мор­фемой . Морфемы не равноценны по своей роли в слове и делятся на два больших класса: корни и аффиксы.

    Корень - основная морфема слова, выражающая его вещественное (лексическое) значение. Слова одного корня являются родственными, т.к. все они имеют некий общей семантический элемент - ядро их лексического значения: вода, водный, водяной, подводный, подводник, приводниться. Нельзя считать корень неизменяемой частью слова, т.к. в нем могут наблюдаться чередования: плавать - пловец, сидеть - сижу - сел - сяду.

    Аффиксы - служебные морфемы, используемые для образования родственных, слов или грамматических форм одного и того же слова. Выражают деривационные и реляционные значения.
    По положению по отношению к корню делятся на префиксы (приставки) и постфиксы (суффиксы
    и флексии). Суффикс - неизменяемый постфикс, используемый для образования новых слов.
    Флексия (= окончание) - изменяемый постфикс, служащий для образования грамматических форм
    одного и того же слова. В некоторых языках существуют инфиксы - аффиксы, стоящие внутри
    корня.

    По значению аффиксы делятся на словообразовательные и словоизменительные. Словообразовательные - выражают деривационное значение и используются при образовании родственных слов от одних и тех же корней. Словоизменительные - выражают реляционное значение и служат для образования грамматических форм одного и того же слова. Суффиксы, как правило, являются сло­вообразовательными аффиксами, но могут и выполнять роль словоизменительных (например, суффикс прошедшего времени -л - вари-л-а, би-л; суффикс инфинитива -ть/ ти- пе-ть, рас-ти). Совокупность корня и словообразовательных аффиксов называется основой слова. Таким обра­зом, чтобы получить основу, нужно отбросить окончание. Основа слова, состоящая только из од­ного корня, называется непроизводной (бег, вод-а, добр-ый), состоящая из корня и аффиксов, на­зывается производной. Основа, состоящая из одного корня, называется простой, из двух и более корней - сложной (мясокомбинат, водолаз). Выделяют также производящую основу, т.е. основу от которой непосредственно образовалось однокоренное слово (вода водный, водныйпод­водный).

    42) Словоформа как единица морфологии. Части речи.

    Словоформа - в узком смысле - это слово в некоторой грамматической форме, т.е. с определен­ным набором грамматических значений, свойственных данной части речи. В более широком ис­толковании словоформа - это выражение теми или иными формальными показателями принад­лежности данного слова в данной форме к определенной грамматической категории (= разряду) (например, категория глагола в русском языке представлена грамматическими категориями числа, лица, рода, времени, наклонения, переходности-непереходности, залога и вида).

    Супплетивизм - это образование форм слова от разных корней: человек - люди, иду - шел. Суп­плетивными являются некоторые формы: 1) рода имен существительных - баран - овца, бык - ко- 2) числа имён существительных - ребенок - дети, 3) времени глагола - иду - шел. 4) вида глагола говорить - сказать.

    Ни один язык не пользуется только одним способом, но обычно один способ преобладает. Это за­висит от строя языка - синтетического или аналитического.

    46) Аффиксация и внутренняя флексия.

    Самым распространенным грамматическим способом является аффиксация - сочленение корней или основ слов с аффиксами (словообразовательными или формообразовательными морфемами). Если аффиксы присоединяются к корню извне, говорят о внешней флексии, если аффиксы изменяют или разрывают корень, то о внутренней .

    Говоря о внешней флексии, выделяют конфиксацию и циркумфиксацию. Конфиксация - это когда аффиксы располагаются непрерывной цепочкой перед корнем (префиксация - убежать, перебежать, пробежать, забежать, вбежать и т.д.) или после него (постфиксация -лет-a-j -ущ -ий). В индоевропейских языках используется и то, и другой, в финно-угорских, тюркских, монгольском - только потфиксация. Циркумфиксация - когда аффиксы охватывают корень. В русском языке этому соответствует суффиксально-префиксальный способ: под-окан^ник, бос-козыр-к-а.

    Внутренняя флексия связана с разрыванием корня аффиксами и делится на трансфиксацию и инфиксацию. Инфиксация - когда аффикса вставляются внутрь корня. В индоевропейских языках в древности был инфикс -п-: лат. vi-n-cio, но: vic-i. Трансфиксация - когда аффиксы присоединяясь к корню, разрывают его и разрываются сами (характерна для семитских языков). Обычно семитские корни состоят их трех согласных. Новое грамматическое значение передается с помощью разных гласных звуков, вставляемых внутрь корня.

    Апофония - исторически возникшее чередование звуков, используемое как средство выражения грамматических значений (образуются как формы слова, так и новые слова): англ. sing - sang - sung, song; рус. звать - зову - созывать.

    Вопрос 47. Редупликация, сложение, служебные слова, супплетивизм.

    Количество грамматических значений, имеющихся в языках мира, огромно и не поддается точному подсчету, но средства их выражения довольно ограничены.

    В некоторых языках для обозначения новых слов или грамматических форм одного и того же слова используется полное или частичное повторение слова или его части. Этот способ называется редупликацией (удвоением) (в русском - белый-белый, еле-еле, чуть-чуть).

    Широко распространенным средством являются также служебные слова (предлоги, послелоги, союзы, артикли, частицы, связки). Они не могут быть членами предложения и лишь выполняют грамматическую роль. Предлоги, например, сами по себе или вместе с окончанием служат показателем падежной формы (особенно важны в языках, где слова не склоняются). В английском, например, предлог to является показателем Д.п., for / of - Р.п., with/ by - Т.п., on/ in/ about - П.п. Послелоги стоят после знаменательных слов, например, в финно-угорских, тюркских языках префиксов и предлогов нет вообще, а есть только суффиксы и послелоги. Союзы выражают сочинительные отношения между членами простого предложения и, а, но, да и др.), а между частями сложного предложения могут выражать и подчинительные отношения (когда, если, хотя, чтобы и др.). Артикли есть во многих языках, они выражают категорию определенности / неопределенности, а иногда - рода и числа. Частицы служат для выражения различных оттенков значения. Например, в русском языке частица -ся/ -сь служит основным средством выражения залоговых отношений. Связки обладая формами словоизменения, связывают сказуемое, выраженное именем или инфинитивом, с подлежащим (Он будет звонить мне завтра. Они были обеспокоены его отсутствием). В русском связка обычно употребляется в будущем и прошедшем времени.

    Сложение как грамматический способ используется для образования новых слов путем соединения двух и более корней. Различают мнимые композиты -они образованы простым соположением слов (хлебозаготовка, диван-кровать, купля-продажа). Подлинные сложные слова - те, в которых имеется изменение смысла - волкодав (крупная охотничья собака), головорез (отчаянный человек). В русском языке наиболее часто встречаются сложные слова с соединительными гласными о/е - интерфиксами. Но могут быть слова и без соединительного гласного - двухлетний. Среди сложных слов выделяются сложносокращенные - зарплата, вуз, РФ. Такие слова называются аббревиатурами. В других языках этот способ также применяется, например, в китайском языке он является основным при образовании дериватов.

    Супплетивизм - это образование форм слова от разных корней: человек -люди, иду - шел. Супплетивными являются некоторые формы: 1) рода имен существительных - баран - овца, бык - корова, 2) числа имен существительных - ребенок - дети, 3) времени глагола - иду - шел, 4) вида глагола - говорить - сказать.

    Ни один язык не пользуется только одним способом, но обычно один способ преобладает. Это зависит от строя языка - синтетического или аналитического.

    48) Порядок слов, интонация, ударение как средства выражения грамм, значения.

    Количество грамматических значений, имеющихся в языках мира, огромно и не поддается точно­му подсчету, но средства их выражения довольно ограничены.

    Наиболее простым, экономным и древнейшим средством является порядок слов . В тех языках, где знаменательные слова не изменяются (не склоняются и не спрягаются) например, английский, французский, отчасти немецкий, порядок слов исключительно важен. Значений и функция членов синтаксической конструкции обусловлены их позицией. Смена позиции влечет преобразование смысла во всей конструкции. В языках синтетического строя (так называемых, флективных) от­ношения между словами в предложении выражаются посредством изменения грамматических форм слов, а изменение порядка слов играет скорее стилистическую роль. Такой порядок слов на­зывается свободным.

    Ударение выступает как дополнительное средство разграничения грамматических форм и синтак­сических функций слов. В языках с одноместным и неподвижным ударением оно не может быть грамматическим способом. В русском же языке, где ударение разноместное и подвижное, оно служит: 1) для различения лексических значений слов - замок и замок, парить и парить, безобразный и безобразный; 2) вида глагола - высыпать - высыпать, нарезать - нарезать, 3) вида и времени -узнаю - узнаю, 4) рода имен существительных - мужички - мужички, 5) рода и паде­жа имен существительных - бока - бока, 6) падежа и числа - горы - горы, руки - руки. Важную роль может играть и интонация . Не только предложения, но и их части, и отдельные сло­ва различаются тоном, мелодикой. Например, в сербском языке повышение и понижение тона яв­ляется средством различения слов и их форм. А в языке индейцев, живущих на Аляске, тоном корневого гласного различаются формы времени глаголов.

    49) Аналитические и синтетические языки.

    В языках аналитического строя синтаксические отношения выражаются не формами самих слов, а порядком слов, служебными словами и интонацией. Наблюдается разделение функций: лексиче­ское значение выражается неизменяемыми знаменательными словами, а грамматическое - чисто внешними средствами (аналитическими, составными конструкциями). Все языки изолирующего типа относятся к аналитическим. Проф.Поливанов относил к ним м агглютинативные языки. Из флективных индоевропейских языков аналитическими являются английский, французский, дат­ский, болгарский и некоторые другие.

    В языках синтетического строя синтаксические отношения выражаются посредством изменения самих знаменательных слов, в структуре которых сливаются и лексические, и грамматические значения. Основными грамматическими способами являются: аффиксация (в том числе внутрен­няя флексия), апофония и супплетивизм. Типичными синтетическими языками были греческий, готский, латинский, санскрит, старославянский, из современных - немецкий, литовский и боль­шинство славянских языков.