Болезни Военный билет Призыв

Русская культура 15 17 веков кратко. Русская культура XV–XVII вв. Русская музыка XVII в

Русская культура XIV XVII веков

Культурное развитие Древней Руси, накопившей большой опыт строительства и благоустройства городов, создавшей замечательные памятники зодчества, фрески, мозаики, иконописи, было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим государство к экономическому и культурному упадку. Возрождение русской культуры стало возможным только в конце XIII - нач. XIV вв. Центром борьбы против монголо-татарского ига стала Москва, постепенно превратившаяся в политический и культурный центр русских земель.

Формирование к концу XV века централизованного русского государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению (прежде монголы запрещали каменное строительство, боясь возведения оборонительных сооружений). Для этого были приглашены в столицу зодчие из других русских городов, а также итальянские архитекторы и инженеры (одним из выдающихся итальянских архитекторов, творивших на Руси был Аристотель Фиораванти, построивший Успенский собор и Грановитую палату Кремля). Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, а сам он был окружен стеной из белого камня (позже белый кирпич заменили красным).

Новые задачи государственного строительства непосредственно отразились и на литературе. Древнерусская письменность в полной мере зафиксировала перемену в народном сознании, воплощенную в стремлении национального объединения. Многочисленные редакции повестей о Куликовской битве («Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о Задонщине» и др.) представляют ее как общенародный подвиг. Во многих последующих литературных источниках князь Дмитрий Донской предстает в образе национального героя, а его наследники, московские князья – как национальные государи. Не осталась в стороне и идеология. Ее задачей стал поиск новых идейных форм государственного строительства.

Определение вектора духовного развития конкретизировалось с падением, под натиском турок, Византийской империи. Русь, наиболее могущественная страна в православном мире, стала стремиться к главенствующему положению среди других православных государств, превращаясь в форпост истинной (православной) Церкви. В то время как турки уничтожили все православные монархии Востока и пленили все патриархаты, Москва взяла на себя заботу хранить и поддерживать православие и у себя, и на всем Востоке. Московский князь становился теперь главой всего православного мира (особенно после женитьбы Ивана III на наследнице последнего византийского императора Софье Палеолог). Псковский монах («старец») Филофей разработал теоретическое обоснование подобным стремлениям, выраженное в формуле «Москва – третий Рим»: «яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти». Эта установка привела московскую власть к решимости сделать Московское княжество «царством» через официальное принятие великим князем титула «цезаря» – в нашей трактовке «царя», принять герб Римской и Византийской империй (двуглавый орел).

Уже в первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается живопись. Центрами ее нового развития становятся Новгород, Ростов, Тверь. Новгородская и псковская школы особенное внимание уделяли фресковой живопись. Одним из ярчайших представителей этого направления стал Феофан Грек. Его образы, воплощающие аскетические религиозные идеалы, отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой и оригинальностью приемов, колорит предельной сдержанностью.

К конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный. Созданная Феофаном в Москве школа стимулировала развитие местных мастеров, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль. В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили новую роспись Успенского собора во Владимире. Эти фрески в традиционных иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мысли современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за собой народ, мягкие, гармоничные тона живописи, пронизаны чувством умиротворения. Рублев обладал редким даром воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния человека. В его работах на смену внутреннему смятению аскетической отрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и сила осознанной нравственной правоты. Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального характера. В замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы возрастает некоторое единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и декоративности. Произведения Дионисия торжественны и грациозны, но в психологическом плане уступают Рублеву.

Медленнее шло возрождение декоративно-прикладного искусства. Это объяснялось тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен. Но постепенно русское ювелирное искусство также оживляется. Чеканка, финифть, роспись по грунтовой эмали, литье и другие приемы в основном ориентировались на растительный и животный орнамент, выполняемый в узорчатом восточном стиле. Чрезмерное увлечение пышностью орнамента, к XVII в. привело к утрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компоновались узоры, прежде выполнявшиеся из золота. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечение узорностью форм (например Царь-пушка Андрея Чохова). В дошедших до нас памятниках резьбы по кости и дереву также преобладали растительные и животные мотивы. Кроме того, резные изделия зачастую пестро раскрашивались. Шитье также имело много общего с живописью. В XVII в. на Руси распространяется золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами, либо с растительными элементами. Иногда в узоры вводился жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень.

Польско-шведская интервенция начала XVII в. задержала развитие искусства, но уже к середине века художественное творчество заметно оживилось. В этот период в русском искусстве появляется новый жанр – портрет. Первые портреты писались еще в иконописных традициях, но постепенно в них появляются приемы западноевропейской живописи – точное изображение черт лица и объемность фигуры. Расширение областей культуры, связанное с техническими достижениями того времени, отразилось и на таком направлении как книгоиздательство.

Традиционно, на Руси книги писали от руки. При этом текст был украшен орнаментом, обличен в богатую (зачастую с золотом и драгоценными камнями) обложку. Но красота не всегда компенсировала недостатки рукописных книг, прежде всего – длительность написания и ошибки, появляющиеся при многократном переписывании текстов. Церковный Собор 1551 г. был вынужден даже разработать постановление о недопущении переписывания книг с искаженным текстом. Потребности исправления и унификации церковных текстов, не в последнюю очередь повлияли на открытие в Москве первой печатной мастерской. Ее основателями стали Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец. За 12 лет существования типографии (с 1553 по 1565 гг.), в ней было отпечатано 8 больших книг не только религиозного, но и светского характера (напр. Часословец, ставший первой азбукой).

Однако книгопечатание в тот период не получило должного развития, как и многие другие направления искусства и науки, характерные для европейской культуры. Причина этого заключается в стремлении к своеобразному обособлению русской культуры, особенно проявившемуся в XVI веке. Объяснение данным консервативным тенденциям следует искать прежде всего в истории формирования Московского государства, которое непрерывно подвергалось внешней агрессии как с Запада, так и с Востока. Культурная самобытность в критические периоды русской истории становилась едва ли не единственным спасительно-объединяющим фактором. Со временем культивирование собственной традиционной культуры приняло гипертрофированные формы и уже скорее мешало ее развитию, закрывая возможность проникновения в Россию достижений искусства и науки других стран. Очевидное отставание (прежде всего в научно-технической сфере) было преодолено лишь Петром I , причем решительным и неоднозначным способом.

В конце XV - XVI столетий завершилось формирование русской (великорусской) народности. В результате сложных этнических и языковых процессов сложился русский язык, значительно отличавшийся не только от украинского и белорусского, но также и от церковнославянского, который сохранялся в книжной письменности. В разговорном и близком к нему так называемом приказном, деловом языке господствующее влияние оказывал ростовско-суздальский диалект, в нем - московский говор. Многие слова, появившиеся первоначально в московской письменности, получили общерусское распространение, и среди них такие, как «хрестьянин» (крестьянин), «деньги», «деревня» и др. Утратились древние виды прошедших времен, и получили новое развитие формы глагола. Стала приближаться к современной система склонений и спряжений. В разговорном языке отмерла старинная «звательная» (Иване, отче, жено и т. п.) форма имен существительных.

Жилища и поселения

Формирование великорусской народности отразилось также в характерных для XVI и последующих столетий чертах быта и материальной культуры. В это время сложился тип жилого дома, состоящего из трех помещений - избы, клети (или горницы) и соединяющих их сеней. Дом покрывался двускатной крышей. Такая «трехкамерная» постройка надолго стала господствующей в русских селениях. Помимо избы в крестьянском дворе имелась житница для хранения зерна, один-два хлева («дворцы») для скота, сенник, мыльня (баня), иногда риги, овины, сараи, хотя последние чаще всего ставились вне дворов, на поле. В городах уже с конца XV в. стали появляться каменные жилища бояр, высшего духовенства, крупного купечества.
Деревни XVI в. насчитывали обычно 10 - 15 дворов, более крупными поселениями были села. Города развивались по традиционной радиально-кольцевой системе: радиусы складывались по дорогам, ведшим в другие города, кольца - по линиям дерево-земляных и каменных укреплений, охватывавших разраставшиеся части городов. К концу XVI в. Москва имела три кольца каменных укреплений - Кремль, примыкавший к нему с востока и оградивший торговый центр города Китай-город, Белый город (по линии современного бульварного кольца) и одно кольцо дерево-земляных укреплений - Земляной город, укрепления которого располагались по современному Садовому кольцу. Городские усадьбы обычно выходили на улицы заборами, жилые дома и хозяйственные помещения скрывались внутри. В редких случаях улицы мостились деревом; летом во время дождей улицы находились практически в непроезжем состоянии. На каждой улице была одна или несколько церквей.
Так как многие горожане имели свой скот, в городе имелись выпасы, прогоны к воде и на пастбища, а также огороды, сады, иногда даже участки пашенной земли. В XV в. улицы городов на ночь стали запирать решетками. В городах появились «объезжие головы» из мелких дворян - зародыш городской полицейской службы. «Объезжие головы» должны были следить не только за появлением «воровских людей», но и за безопасностью в городе. В этих целях летом запрещалась топка печей в домах. Приготовление пищи осуществлялось во дворах. Кузнецы и другие ремесленники, чья работа была связана с применением огня, ставили свои мастерские подальше от жилых домов, ближе к воде. Несмотря на все эти предосторожности, города часто погибали от пожаров, приносивших большой ущерб и нередко уносивших массу человеческих жертв. Но и восстанавливались города тоже быстро: из окрестностей привозили готовые срубы в разобранном виде, продавали их на торгах, и вновь строились городские улицы.

Одежда и пища

В XVI в. сложился своеобразный костюм крестьян и горожан - понева, сарафан, кокошник у женщин, косоворотка с разрезом на левой стороне и валенок (головной убор) у мужчин. Еще более значительно стали выделяться по своему внешнему виду социальные верхи - богатые шубы, горлатные шапки зимой, нарядные кафтаны - летом видел народ на боярах и богатых купцах.
Распространенной пищей были капустные щи, гречневая, овсяная, гороховая каши, печеная и пареная репа, лук, чеснок, рыба, овсяной кисель; по праздникам ели пироги с начинкой, блины, яйца, икру, привозную рыбу, пили пиво и мед. В 50-х годах XVI в. открылись царевы кабаки, продававшие водку. У богатых людей стол был иной - здесь и в будни всегда были икра и осетрина, мясо (за исключением постных дней), дорогие заморские вина.

Религия

Несмотря на активные действия церкви и поддерживавшей ее светской власти по части насаждения христианского вероучения, последнее в XVI в. глубоко проникло лишь в среду господствующего класса. Источники свидетельствуют о том, что масса трудового населения в городе и деревне далеко не аккуратно и неохотно исполняла церковные обряды, что были еще очень сильны и широко распространены народные языческие празднества и обряды вроде тех, которые были связаны с празднованием Купалы и которые церковникам никак не удавалось переиначить в православный обряд памяти Иоанна Крестителя.
Церковь старалась привлечь народ пышными обрядами и церемониями, особенно в дни больших религиозных праздников, когда устраивались торжественные молебны, крестные ходы и проч. Церковники всячески распространяли слухи о всевозможных «чудесах» у икон, мощей «святых», пророческих «видениях». В поисках исцеления от недугов или избавления от бед многие люди стекались на поклонение «чудотворным» иконам и мощам, переполняли на праздники большие монастыри.

Народное творчество

Народные песни, прославляя героев взятия Казани, отразили также противоречивую личность Ивана Грозного, который предстает то как «справедливый» царь, берущий под защиту добрых молодцев из народа и расправляю-щийся с ненавистными боярами, то как покровитель «Малюты злодея Скуратовича». Тема борьбы с внешними врагами породила своеобразную переработку древнего киевского цикла былин и новых сказаний. Рассказы о борьбе с половцами и татарами слились воедино, Илья Муромец оказывается победителем татарского богатыря, а Ермак Тимофеевич помогает во взятии Казани. Более того, польский король Стефан Баторий предстает как слуга татарского «царя». Так народное творчество сосредоточило своих героев - положительных и отрицательных - вокруг взятия Казани, подчеркнув тем самым, какое огромное значение имело это событие для современников. Напомним в этой связи слова академика Б. Д. Грекова о том, что «былины - это история, рассказанная самим народом. Тут могут быть неточности в хронологии, в терминах, тут, могут быть фактические ошибки..., но оценка событий здесь всегда верна и не может быть иной, поскольку народ был не простым свидетелем событий, а субъектом истории, непосредственно творившим эти события».

Грамотность и письменность

Образование единого государства увеличило потребность в грамотных людях, нужных для развивающегося аппарата власти. На Стоглавом соборе 1551 г. было решено «в царствующем граде Москве и по всем градам... у священников, у дьяконов и у дьячков учинити в домах училища, чтоб священники и дьяконы в коемжде граде предавали им своих детей на учение». Кроме духовных лиц, были и светские «мастера» грамоты, которые обучали грамоте в течение двух лет, а за это полагалось «мастеру принести каша да гривна денег». Сначала ученики полностью выучивали тексты церковных книг, потом разбирали их по слогам и буквам. Затем обучали письму, а также сложению и вычитанию, причем наизусть выучивали числа до тысячи с их буквенным обозначением. Во второй половине века появились пособия по грамматике («Беседа о учении грамоте, что есть грамота и что есть ее строение, и чего ради составися такое учение, и что от нее приобретение, и что прежде всего учитися подобает») и арифметики («Книга, рекома по-гречески арифметика, а по-немецки алгоризма, а по-русски цыфирная счетная мудрость»).
Распространялись рукописные книги, остававшиеся по-прежнему большой ценностью. В 1600 г. одна небольшая книга на 135 листах была обменена «на самопал, да на саблю, да на сукно черное, да на завесу простую». Наряду с пергаментом, которого стало не хватать, появилась привозная бумага - из Италии, Франции, германских госу-дарств, со специфическими водяными знаками, указывающими на время и место изготовления бумаги. Из бумажных листов в правительственных учреждениях склеивали огромные длинные ленты - так называемые «столбы» (скреплялись нижний лист каждого листа с верхним последующего в деле листа и так до конца всего дела).

Книгопечатание

В середине XVI в. произошло крупнейшее событие в истории русского просвещения - основание книгопечатания в Москве. Инициатива в этом деле принадлежала Ивану I V и митрополиту Макарию, а первоначальной целью книгопечатания было распространение единообразных церковных книг с целью укрепления авторитета религии и церковной организации вообще. Книгопечатание началось в 1553 г., а в 1563 г. во главе казенной типографии стали бывший дьякон одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В 1564 г. был
издан «Апостол» - выдающееся произведение средневекового печатного дела по своим техническим и художественным качествам. В 1568 г. печатники работали уже в Литве, куда они, по мнению некоторых ученых, переехали по приказу царя, чтобы распространением церковных книг среди православного населения Литвы способствовать успеху начавшихся активных действий России в Прибалтике. Однако после Люблинской унии 1569 г. деятельность русских печатников в Литве прекратилась. Иван Федоров перебрался во Львов, где работал до конца жизни (1583 г.). Во Львове в 1574 г. он напечатал первый русский букварь, в котором наряду с азбукой содержались элементы грамматики и некоторые материалы для чтения.
В Москве после отъезда Федорова и Мстиславца книгопечатание продолжалось в других типографиях.

Общественно-политическая мысль

Сложность социально-политических условий образования единого Российского государства породила в духовной жизни общества напряженные поиски решения больших проблем - о характере государственной власти, о законе и «правде», о месте церкви в государстве, о землевладении, о положении крестьян. К этому надо прибавить дальнейшее распространение еретических учений, сомнения в справедливости религиозных догм, первые проблески научных знаний.
Как и всюду в европейских странах периода их объединения, русская общественная мысль связывала с единой властью надежды на установление идеального правления и ликвидацию распрей и междоусобиц. Однако конкретные представления об идеальном государстве далеко не совпадали у публицистов, выражавших настроения разных группировок, - пересветовский идеал сильного государя, опирающегося на дворянство, совсем не походил на мечты Максима Грека о мудром правителе, вместе с советниками решающем государственные дела, а аскетический отказ «нестяжателей» от богатств вызвал яростное негодование идеологов сильной церкви - «осифлян». Острополитическое звучание общественной мысли свойственно было всем ее формам и проявлениям. Летописи с самого своего возникновения имели характер политических документов, но теперь это их назначение еще более возросло. Отправляясь в поход на Новгород, Иван III специально взял с собой дьяка Степана Бородатого, который «умел говорити» по «летописцам русским» «вины новгородские». В XVI в. была предпринята громадная работа по составлению новых летописных сводов, в которые вошли соответствующим образом отобранные и интерпретированные известия из местного летописания. Так появились огромные Никоновская и Воскресенская летописи. Примечательной особенностью стало широкое использование в летописании правительственных материалов - разрядных записей, посольских книг, договорных и духовных грамот, статейных списков о посольствах и др.. Одновременно происходило усиление церковного влияния на летописание. Это особенно заметно в так называемом Хронографе 1512 г. - сочинении, посвященном истории православных стран, где обосновывалась идея ведущего положения православной России в христианском мире.
Один из списков Никоновской летописи был сделан в виде роскошно иллюстрированного Лицевого свода, содержавшего до 16 тыс. иллюстраций. Этот экземпляр, предназначенный, по-видимому, для обучения и воспитания юных членов царской семьи, был подвергнут впоследствии неоднократной правке; по мнению ученых, ее делал Иван Грозный, задним числом вносивший в историю обличения прошлых «измен» своих про-тивников, казненных в годы опричнины.

Появились исторические повести, посвященные событиям недавнего прошлого - Казанскому «взятию», обороне Пскова, также выдержанные в духе воинствующей церковной идеологии и возвеличивавшие Ивана Грозного.
Новым по форме изложения историческим произведением стала «Степенная книга», где материал распределен не по годам, а по семнадцати «степеням» - по периодам правления великих князей и митрополитов от «начала Руси», которым считалось правление первых христианских князей Ольги и Владимира, до Ивана Грозного. Составитель - митрополит Афанасий - подбором и расположением материала подчеркивал исключительное значение церкви в истории страны, тесный союз между светскими и духовными правителями в прошлом.
Вопрос о положении церкви в едином государстве занимал главное место в продолжавшихся в первой половине XVI в. спорах между «нестяжателями» и «осифлянами». Идеи Нила Сорского развивал в своих произведениях Вассиан Патрикеев, который в 1499 г. вместе с отцом, князем Ю. И. Патрикеевым, за выступления против великокняжеской власти по приказу Ивана III был
насильно пострижен в монахи и сослан в далекий Кириллово-Белозерский монастырь, но уже в 1508 г. возвращен из ссылки и даже приближен одно время Василием III. Вассиан критиковал современное ему мона-шество, несоответствие его жизни христианским идеалам и видел это несоответствие прежде всего в том, что монахи цепко держатся за земные блага.
Взгляды Вассиана Патрикеева во многом разделял широко образованный переводчик и публицист Максим Грек (Михаил Триволис), приглашенный в 1518 г. в Россию для перевода и исправления богослужебных книг. В своих произведениях (их больше ста) Максим Грек доказывал неправомерность ссылок церковников на писания «святых отцов» относительно права владеть землями (в героических текстах речь шла о виноградниках), обличал тяжелое положение крестьян, живших на монастырских землях. Со страниц сочинений Максима Грека предстает неприглядная картина русской церкви. Монахи ссорятся, ведут длительные тяжбы из-за сел и земель, пьянствуют, предаются роскошной жизни, совсем не по-христиански относятся к живущим на их землях крестьянам, опуты-вают их тяжкими ростовщическими долгами, богатства церкви тратят в собственное удовольствие, пышными обрядами ханжески прикрывают свою глубоко неправедную жизнь.
Единомышленник Максима Грека боярин Ф. И. Карпов, тоже весьма обеспокоенный состоянием русской церкви, выдвигал даже мысль о необходимости объединения православной церкви с католической как средства преодоления существующих пороков.
Митрополит-осифлянин Даниил вел энергичную борьбу со всеми «вольнодумцами». Не только еретики и нестяжатели подверглись суровому осуждению Даниила, но также все те, кто предавался светским развлечениям. Игра на гуслях и домрах, пение «бесовских песен» и даже игра в шахматы и шашки были объявлены столь же порочными, как сквернословие и пьянство; точно так же осуждались красивые одежды, брадобритие. По настоя-нию Даниила, в 1531 г. состоялся еще один церковный Собор против Максима Грека и Вассиана Патрикеева. Последний так и умер в монастыре, а Максим Грек был освобожден лишь после смерти Василия II.
Преемник Даниила - митрополит Макарий организовал большую литературную работу, направленную к усилению религиозного влияния на духовную культуру страны. Крупнейшим предприятием в этом отношении было создание грандиозного свода «Житий cвятых» - «Великих Четьи-Миней» для ежедневнего чтения. Созданием этой книги церковники хотели практически поглотить все книги, «чтомые на Руси», придать всей книжности строго выдержанный религиозный характер. Церковь при поддержке государства продолжала наступление против инакомыслящих. В 1553 г. был предан суду бывший игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий - последователь учения Нила Сорского, за свои высказывания с осуждением официальной церкви, ее стяжательства и нетерпимости по отношению к заблуждающимся. В следующем, 1554 г. состоялся еще один церковный суд над дворянином Матвеем Башкиным, который отвергал иконопочитание, критически относился к писаниям «святых отцов», возмущался тем, что среди христиан распространилось превращение людей в холопов. В том же году был арестован и привезен в Москву для церковного суда белозерский монах Феодосии Косой. Бывший холоп, Феодосии Косой был одним из наиболее радикальных еретиков XVI в. Он не признавал троичность божества (аналогичное течение так называемых антитринитариев, было распространено и в странах Западной Европы в связи с развивавшимся тогда реформационным движением), видел в Христе не бога, а обыкновенного человека-проповедника, отвергал значительную часть догматической литературы, считал ее противоречащей здравому смыслу, не признавал обряды, иконопочитание, сан священников. В «чудеса» и «пророчества» Феодосии не верил, осуждал преследование инакомыслящих, выступал против стяжательства церкви. В позитивном отношении мечты Феодосия не шли дальше туманных идеалов раннего христианства, с позиций которого Феодосии говорил о равенстве всех людей перед богом, недопустимости поэтому зависимости одних людей от других и даже необходимости равного отношения ко всем народам и верам. Противники Феодосия называли его проповедь «рабьим учением». Имеются некоторые сведения, позволяющие судить о наличии общин последователей Феодосия Косого. Суд над Феодосием Косым не состоялся, потому что ему удалось бежать в Литву, но преследования еретиков продолжались.

Зачатки научного знания и борьба церкви с ними

С деятельностью еретиков в конце XV - XVI в. были связаны, пусть еще в очень узком кругу, первые попытки выхода за рамки канонических представлений об окружающем мире. Вопреки широко распространившемуся представлению, вошедшему даже в церковные «пасхалии» (указатели дней пасхи в будущие годы), о том, что в 7000 г. (по тогдашнему летосчислению «от сотворения мира», по современному - 1492 г.) наступит «конец света», еретики не верили в наступление «конца света». Они много занимались астрономией и имели переводные таблицы для вычисления лунных фаз и затмений.
Церковники враждебно относились ко всем этим занятиям, считая их «чернокнижием» и «чародейством». Монах Филофей, который писал Василию III о Москве - «третьем Риме», признавал, что можно, конечно, вычислить время будущего затмения, только это ни к чему, «потщание много, а подвиг мал», «православным не подобает такова испытывати». Враждебность по отношению к светскому, внерелигиозному знанию и к античной культуре в особенности откровенно проявилась в надменном признании филофея о том, что он «человек сельский и невежа в премудрости, не в Афинах родился, ни у мудрых философов учился, ни с мудрыми философами в беседе не бывал». Так относились русские церковники к античной культуре как раз в то время, когда происходил подъем западноевропейской культуры в ходе Ренессанса, отмеченного живым и сильным интересом к античному наследию. Именно эти церковники разрабатывали политическую теорию Российского государства, они уготавли-вали ему путь изоляции от передовой культуры, закоснение в древних порядках и обычаях - во славу «истинного», православного христианства. Тем ярче выглядит смелая мысль русских еретиков и других «вольнодумцев» конца XV-XVI в. Еретики конца XV в. были знакомы с произведениями средневековой и античной философии, им были известны основные понятия логики и некоторые вопросы теоретической матема-тики (понятия плоскости, линии, неделимых чисел, бесконечности). Глава московских еретиков Федор Курицын задумался над вопросом - свободна ли воля человека или же его поступки предопределены богом? Он пришел к выводу о том, что свобода воли («самовластие души») существует, что она тем больше, чем более грамотен и образован человек.
Зачатки научного знания существовали в XVI в. в виде чисто практических сведений по различным повседневным делам. Вековая практика крестьян-земледельцев давно выработала критерии оценки почв - теперь они были применены для оценки платежеспособности земель «добрых», «средних», «худых». Государственные потребности вызвали необходимость измерения земельных площадей. В 1556 г. было составлено руководство для описывавших отводимые земли писцов с приложением землемерных начертаний. Во второй половине столетия появилось руководство «О земном же верстании, как земля верстать», где объяснялось, как вычислить площадь квадрата, прямоугольника, трапеции, параллелограмма, и были приложены соответствующие чертежи.
Развитие торговли и денежного обращения привело к развитию практических знаний в области арифметики. Не случайно терминология связывает арифметические действия с торговыми операциями: слагаемое называлось в XVI в. «перечнем», уменьшаемое - «деловым перечнем». В XVI в. умели производить действия над числами с дробями, пользовались знаками + и -. Однако математические и другие конкретные знания в условиях средневековья очень часто облекались в мистико-религиозную оболочку. Треугольную фигуру, например, истолковывали как символическое воплощение движения «святого духа», следующего внутри «святой троицы» от находящегося в вершине треугольника «бога-отца».
Довольно широко были распространены фантастические представления о Земле. В популярной переводной книге «Христианской топографии» александрийского купца VI в. Косьмы Индикоплова говорилось, что небо круглое, Земля четырехугольная, стоит на бесконечной воде, за океаном находится земля с раем, в океане стоит столп до небес и к столпу этому привязан сам дьявол, который сердится, и от этого происходят всякие бедствия.
Мистическое истолкование природных явлений было очень распространено, существовали специальные книги - «астрологии», «лунники», «молниянники», «трепетники», «лопаточники», в которых содержались бес-численные приметы и гадания. Хотя церковь формально осуждала все то, что выходило за рамки религиозных мировоззрений, тем не менее редкий светский феодал не содержал при своем дворе домашних «прорицателей» и «врачевателей». Не лишен был суеверных чувств Иван Грозный, который нередко лихорадочно искал успокоение своим тревогам в разнообразных гаданиях.
Но наряду с этим накапливались и развивались конкретные практические знания.
В 1534 г. с немецкого языка был переведен «Вертоград», содержавший много медицинских сведений. При переводе «Вертоград» пополнили некоторыми русскими сведениями. В этой, весьма распространенной в XVI в. рукописной книге содержались правила личной гигиены, ухода за больными (особое внимание было уделено недопущению сквозняков, а также «чтобы не угорети, да и в голове бы мозг не сохл»), многочисленные сведения о лекарственных растениях, их свойствах и местах распространения. Есть специальные указания о лечении битому человеку «от кнутья», и именно «от московского кнутья, а не сельского», - крепостническая действительность отразилась здесь во всей своей жестокости. В 1581 г. для обслуживания царской семьи была устроена первая в Москве аптека, в которой работал приглашенный Иваном Грозным англичанин Джеймс Френч.
Расширение территории Российского государства и рост его связей с зарубежными странами продвинули развитие географических знаний. Наряду с наивными представлениями о «четырехугольной Земле» стали появляться конкретные сведения о расположении различных частей Земли.
Московский посол Григорий Истомин в 1496 г. проехал на парусниках из устья Северной Двины в Берген и Копенгаген, открыв возможность сношений России с Западной Европой Северным морским путем. В 1525 г. за границу поехал один из образованнейших людей того времени дипломат Дмитрий Герасимов. Он высказал мысль о том, что до манившей европейцев своими богатствами Индии, атакжедо Китая можно добраться через Северный Ледовитый океан. В соответствии с этим предположением позднее была снаряжена английская экспедиция Уиллоби и Ченслера, которая в 50-х годах XVI в. прибыла в Холмогоры и открыла Северный путь морского сообщения с Англией.
В «Торговой книге», составленной во второй половине XVI в., содержались сведения о других странах, необходимые для внешней торговли. В XVI в. поморы совершали плавания на Новую Землю и Грумант (Шпицберген).

Зодчество

Подъем русской культуры проявлялся многообразно. Значительные перемены произошли в строительной технике и тесно связанном с ней архитектурном искусстве.
Укрепление российской государственности уже в конце XV в. стимулировало восстановление древних и сооружение новых построек Московского кремля, собора начала XIII в. в Юрьеве Польском и некоторых других. Каменное строительство, хотя еще в небольшой степени, стало применяться для возведения жилых построек. Применение кирпича открыло новые технические и художественные возможности для зодчих: В ходе объединения русских земель стал формироваться общерусский архитектурный стиль. Ведущая роль в нем принадлежала Москве, однако при активном воздействии местных школ и традиций. Так, Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря, построенная в 1476 г., сочетала приемы московского и псковского зодчества.
Для развития русской архитектуры большое значение имела перестройка Московского кремля. В 1471 г., после победы над Новгородом, Иван III и митрополит Филипп решили построить новый Успенский собор, который должен был превзойти своим величием древнюю новгородскую Софию и отразить могущество объединяемого Москвой Российского государства. Сначала собор строили русские мастера, но постройка обрушилась. У масте-ров давно уже не было опыта строительства крупных зданий. Тогда Иван I I I приказал найти мастера в Италии. В 1475 г. в Москву приехал знаменитый инженер и архитектор Аристотель Фиораванти. Итальянский мастер познакомился с традициями и приемами русского зодчества и к 1479 г. построил новый Успенский собор - выдающееся произведение русского зодчества, обогащенное элементами итальянской строительной техники и архитектуры эпохи Возрождения. Торжественно величавое, воплотившее в своих формах мощь молодого Российского государства, здание собора стало главным культовым и политическим сооружением великокняжеской Москвы, классическим образцом монументального церковного зодчества XV в.
Для перестройки Кремля были приглашены из Италии мастера Пьетро Антонио Сола-ри, Марко Руфсро, Алевиз Миланец и др. В 1485-1516 гг. под их руководством были поставлены новые стены и башни (сохранившиеся до нашего времени) Кремля, расширившего свою территорию до 26,5 га. Тогда же сложилась его внутренняя планировка. В центре находилась Соборная площадь с монументальным зданием Успенского собора и высокой колокольней Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин, 1505 - 1508 гг.), достроенной в начале XVII в. На юго-западной стороне площади появился Благовещенский собор, являвшийся частью дворцового великокняжеского ансамбля. Этот собор строили псковские мастера в 1484-1489 гг. Приемы его внешнего убранства заимствованы от владимиро-московских традиций (аркатурные пояски) и от псковских (узоры верхней части куполов). В 1487 - 1491 гг. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари построили Грановитую палату для приема иностранных послов. Это был самый большой зал того времени. Своды зала опираются на массивный столп посредине - других приемов возведения больших интерьеров тогда не знали. Свое название палата получила от «граней» внешней обработки фасада. В 1505-1509 гг. Алевиз построил усыпальницу великих князей и членов их семей - собор Михаила Архангела, где сочетаются традиции московского зодчества (куб, увенчанный пятиглавием) с нарядным итальянским декором. Примененный архитектором прием отделки закомар («ракушки») позднее стал излюбленным в московском зодчестве.
Ансамбль Московского кремля явился уникальным произведением зодчества рубежа XV-XVI вв., воплотившим в себе величие, красоту, силу освобожденного от иноземного ига народа, вступившего на общую с передовыми странами Европы дорогу политического и культурного прогресса.
В XVI в. уже строились каменные церкви с шатровым завершением - «на деревянное дело», как говорится в одной из летописей, т. е. по образцу многочисленных деревянных шатровых построек. Сам материал - дерево - диктовал эту форму завершения зданий в виде уходящего вверх ровными гранями шатра. В отличие от византийских образцов крестовокупольных храмов с куполами в России появились не только деревянные, но и каменные шатровые церкви без куполов, без столпов внутри, с единым, хотя и небольшим, внутренним пространством.
В 1532 г. в подмосковном дворцовом селе Коломенское в ознаменование рождения долгожданного наследника Василия III - Ивана Васильевича, будущего Грозного, была возведена шатровая церковь Вознесения, являющаяся подлинным шедевром русского и европейского средневекового зодчества. Взметнувшийся к небу на прибрежном холме у Москвы-реки храм с удивительной силой воплотил идею движения ввысь.
Венцом русской архитектурной культуры XVI в. стал знаменитый Покровский собор - храм «Василия Блаженного» - на Красной площади в Москве, воздвигнутый в память взятия Казани в 1555 - 1560 гг. Девятиглавый собор увенчан большим шатром, вокруг которого теснятся яркие, своеобразные по форме купола приделов, связанных галереей и расположенных на одном помосте. Пестрота и индивидуальность форм собора придала ему сказочный вид и сделала его настоящей жемчужиной московской архитектуры. Этот великий памятник русского зодчества XVI в. отразил богатство народного таланта, большой духовный подъем, который переживала тогда страна, избавившаяся от угрозы нападений опаснейшего врага и переживавшая период значительных реформ, укреплявших государство.
Сложнее обстояло дело во второй половине XVI в. Строгая регламентация зодчества со стороны осифлянских церковников и находившегося под их влиянием в этом отношении Ивана Грозного привела частично к сокраще-нию нового строительства, частично к возведению тяжелых подражаний московскому Успенскому собору, как, например, построенные в конце 60 - 80-х годов соборы в Троице-Сергиевом монастыре и Вологде. Лишь в самом конце столетия вновь ожило и стало развиваться праздничное декоративное начало в русском зодчестве, что нашло свое проявление в церкви в Вяземах под Москвой, Рождественском соборе Пафнутьева Боровского монастыря, так называемом «малом» соборе Донского монастыря в Москве.

Живопись

Примерно аналогичным был процесс развития живописи в России конца XV-XVI в. Начало этого периода ознаменовалось расцветом живописного искусства, связанного в первую очередь с деятельностью знаменитого мастера Дионисия. Со своими помощниками он расписывал стены и своды соборов Пафнутьева и Ферапонтова монастырей. Исполняя заказы митрополита и великого князя, Дионисий сумел сделать свою живопись очень нарядной, красивой, праздничной, несмотря на статичность фигур, повторение композиционных приемов, полное отсутствие перспективы.
Мастерская Дионисия изготавливала так называемые «житийные» иконы, содержавшие помимо изображения «святого» также маленькие «клейма» по бокам с изображениями отдельных эпизодов строго по тексту «жития» этого святого. Иконы посвящались московским «святым», сыгравшим значительную роль в возвышении Москвы.
Чем более укреплялось господство осифлянской церкви в духовной жизни страны в первой половине и середине XVI в., тем более стеснялось творчество живописцев. К ним стали предъявляться все более жесткие требования относительно точного и безусловного следования текстам «Священного писания», «житий» и прочей церковной литературы. Хотя собор 1551 г. указал в качестве образца иконное письмо Андрея Рублева, простое повторение даже гениальных произведений обрекало живописное искусство на обеднение творческого начала.
Живопись все более превращалась в простую иллюстрацию того или иного текста. Средствами живописи на стенах храма старались возможно более точно «пересказать» содержание «Священного писания» и «житий». Поэтому изображения перегружались деталями, композиции стали дробными, утрачивался лаконизм художественных средств, столь свойственный художникам предшествующего времени и создававший громадный эффект воздействия на зрителя. Специальные старосты, поставленные церковью, следили за тем, чтобы живописцы не отступали от образцов и правил. Малейшая самостоятельность в художественном решении образов вызывала суровые преследования.
Фрески Благовещенского собора отразили официальную идею происхождения и преемственности власти московских великих князей от Византии. На стенах и столпах собора изображены в пышных одеждах византийские императоры и московские князья. Здесь есть также изображения античных мыслителей - Аристотеля, Гомера, Вергилия, Плутарха и других, но они, во-первых, нарисованы не в античных, а в византийских и даже русских одеяниях, а во-вторых, в их руки вложены свитки с изречениями, будто бы предска-зывавшими появление Христа. Так, церковь пыталась путем фальсификации античной культуры противодействовать ее влиянию и даже использовать в своих интересах.
Официальные церковные идеи воплотились в большой красивой иконе «Церковь воинствующая», написанной в середине XVI в. в ознаменование взятия Казани. Успех Российского государства был здесь показан как победа «истинного христианства» над «неверными», «басурманами». Воинами предводительствуют «святые», их осеняют Богоматерь и ангелы. В числе изображенных на иконе - молодой царь Иван Грозный. Есть аллегорическое изображение - река символизирует источник жизни, каковым является христианство, а пустой водоем - это другие религии и отступления от христианства.
В условиях жесткой регламентации живописного искусства к концу столетия среди художников выработалось особое направление, сосредоточившее усилия на собственно живописной технике. Это была так называемая «строгановская школа» - по имени богатых купцов и промышленников Строгановых, покровительствовавших этому направлению своими заказами. В строгановской школе ценились техника письма, умение передать детали на очень ограниченной площади, внешняя живописность, красота, тщательность исполнения. Недаром произве-дения художников впервые стали подписываться, поэтому мы знаем имена крупных мастеров строгановской школы - Прокопий Чирин, Никифор, Истома, Назарий, Федор Савины. Строгановская школа удовлетворяла эстетические потребности сравнительно узкого круга тонких ценителей искусства. Произведения строгановской школы отвлекали зрителей от собственно религиозной темы и сосредоточивали их внимание на чисто эсте-тической стороне произведения искусства. А у Никифора Савина зритель встречался еще и с тонко опоэтизированным русским пейзажем.
Демократические тенденции проявлялись у живописцев, связанных с посадскими кругами Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода. На иконах, ими написанных, порой вместо «библейских» появлялись предметы и персонажи, хорошо знакомые зрителю и художнику по окружающей жизни. Здесь можно встретить изображение Богоматери, похожей на русскую крестьянку, довольно реальное изображение бревенчатых стен и башен русских монастырей.
Точность в передаче подробностей текстов летописей и включенных в них различных повестей и сказаний обусловила развитие искусства книжной миниатюры. Лицевые летописные своды, насчитывающие на своих страницах тысячи миниатюр, с большой подробностью передавали реальные картины исторических событий. Искусство оформления книги, унаследованное у древнерусских книжников, продолжало успешно развиваться и в XVI в. Большого развития достигло художественное шитье, особенно в мастерской князей Старицких. Умело созданные композиции, подбор цвета, тонкая работа сделали произведения этих мастеров выдающимися памятниками художественного творчества XVI в. В конце столетия шитье начинали украшать еще и драгоценными камнями.

Музыка и театр

Церковное пение XVI в. характеризовалось утверждением «знаменного» - одноголосового хорового пения. Но вместе с тем церковь не могла игнорировать народную музыкальную культуру. Поэтому в XVI в. и в церкви начало распространяться многоголосное пение с его яркостью и богатством оттенков.
Многоголосное пение пришло, по-видимому, из Новгорода. Новгородец Иван Шай-дуров придумал особые «знамена» - знаки для записи мелодии с «распевами», «разводами» и «переводами».
Ввиду упорного противодействия церкви инструментальной музыке западноевропейские органы, клавесины и клавикорды, появившиеся в конце XV века, не получили сколько-нибудь широкого распространения. Лишь в народной среде, несмотря на все препятствия, повсюду играли на духовых инструментах - волынках, сопелях, рожках, свирелях, дудках; струнных - гудках, гуслях, домрах, балалайках; ударных - бубнах и бряцалах. В войске употреблялись для передачи боевых сигналов также трубы и сурны.
В народной же, среде были распространены богатые традиции театрального искусства. Церковь пыталась противопоставить им некоторые элементы театрального «действа» в богослужениях, когда представлялись отдельные сцены из так называемой «священной истории», вроде «пещного действа» - мученической гибели трех отроков от руки неправедного «халдейского царя».

Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-1.jpg" alt=">Культура России XV - XVII веков ">

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-2.jpg" alt="> Цель: Выявить новые явления в русской культуре конца"> Цель: Выявить новые явления в русской культуре конца XV - XVII веков

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-3.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА храмовая гражданская крепостная ">

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-4.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Крепостное зодчество Московский кремль назад ">

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-5.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Церковь Ризположения "> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Церковь Ризположения Колокольня Ивана Великого Успенский собор Благовещенский собор Архитекторы: Аристотель Фиораванти Алевиз Фрязин Бон Фрязин Петрок Малый Бажен Огурцов

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-6.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Шатровый стиль"> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Шатровый стиль архитектуры Церковь Вознесения Никольская церковь в селе Коломенском Лявля Архангельской бласти Шатровый стиль архитектуры – вид архитектурного сооружения, завершающегося высокой многогранной пирамидой

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-7.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Шатровый стиль"> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Шатровый стиль архитектуры Церковь Рождества Богородицы в Путинках Церковь Покрова Богородицы на Красной площади 1652 г. – запрет на строительство храмов шатрового стиля

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-8.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура кубоватые многоглавые ярусные ">

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-9.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Архитектурный стиль барокко "> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Архитектурный стиль барокко Барокко – (от ит. barocco – причудливый, вычурный) – это художественный стиль, отличающийся пышностью, причудливостью деталей. Храм Покрова Богородицы в Филях – усадебная церковь Нарышкина Л. К. назад

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-10.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Гражданская архитектура Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в"> АРХИТЕКТУРА Гражданская архитектура Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-11.jpg" alt="> Гражданская архитектура Палаты думного дьяка Кириллова"> Гражданская архитектура Палаты думного дьяка Кириллова Каменные палаты в Москве Дом купца Коробова в Калуге

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-12.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА XV – XVII вв. Направления храмовое крепостное"> АРХИТЕКТУРА XV – XVII вв. Направления храмовое крепостное гражданское Особенности: -Многообразие видов храмов; - Сформировались архитектурные стили: шатровый НАЗАД московское (нарышкинское) барокко

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-13.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ XV – XVII вв. Церковная живопись "> ЖИВОПИСЬ XV – XVII вв. Церковная живопись Иконопись Время расцвета иконописи – XV век. Иконописцы второй половины XV – начала XIV веков: Андрей Рублев, Дионисий, Даниил Черный. Житийные иконы состоят из средника с фигурой и ряда клейм, где рассказано о их жизни

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-14.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ Церковная живопись "> ЖИВОПИСЬ Церковная живопись Фрески - это роспись по сырой штукатурке Фрески Дионисия в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-15.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ «Благословенно воинство небесного царя» («Церковь воинствующая») ">

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-16.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ Церковная живопись "> ЖИВОПИСЬ Церковная живопись XVII век «Деяния пророка Елисея» . Гурий Никитин «Иоанн Предтеча в пустыне» . Прокопий Чирин «Насаждение древа государства Российского» . Симон Ушаков

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-17.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ Искусство художественного оформления книги "> ЖИВОПИСЬ Искусство художественного оформления книги МИНИАТЮРА ЗАСТАВКА БУКВИЦА небольшая заглавная буква сделанный от руки орнаментальная или укрупненного многоцветный изобразительная размера, рисунок, который композиция, помещаемая в мог располагаться выделяющая и начале текста книги, в любом месте главы, части, абзаца украшающая начало рукописи какого-либо раздела книги

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-18.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ XV – XVII вв. Направления церковное портрет "> ЖИВОПИСЬ XV – XVII вв. Направления церковное портрет искусство художественног о оформления книги Особенности: расширение тематики живописи; житийные иконы; политические иконы; декоративность, парадность; обилие деталей, стремление к реализму в жанре портрета; складывание школ живописи назад

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-19.jpg" alt="> ПРОСВЕЩЕНИЕ. XV – XVII вв. Книгопечатание на Руси"> ПРОСВЕЩЕНИЕ. XV – XVII вв. Книгопечатание на Руси Первые печатные книги на Руси 1564 г. - «Апостол» . Объем – 264 листа 2000 экземпляров 1565 г. - «Часовник» 1649 г. – первая книга с иллюстрациями Иван Федоров (Москвитин) Петр Тимофеев Мстиславец

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-20.jpg" alt="> ПРОСВЕЩЕНИЕ Книгопечатание на Руси Первые"> ПРОСВЕЩЕНИЕ Книгопечатание на Руси Первые печатные буквари на Руси 1574 г. – Букварь Ивана Федорова 1634 г. -Букварь Василия Бурцова 1679 г. -Букварь Симеона Полоцкого 1694 г. , 1696 г. - Буквари Кариона Истомина Страница Большого букваря 1694 года

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-21.jpg" alt="> ПРОСВЕЩЕНИЕ Учебные заведения 1685 г. «школа для учения"> ПРОСВЕЩЕНИЕ Учебные заведения 1685 г. «школа для учения детям» в г. Боровске 1665 г. –первая государственная греко -латинская школа в Москве. 1667 г. – в Китай-городе создан «гимнасион» 1680 г. – школа при Печатном дворе. Иоанникий и Руководитель – иеромонах Тимофей Софроний Лихуды 1687 год - Славяно – греко – латинское училище НАЗАД

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-22.jpg" alt="> ЛИТЕРАТУРА XV - XVII вв. Религиозная "> ЛИТЕРАТУРА XV - XVII вв. Религиозная Народная Светская Особенности: жития-биографии, сатирические повести и сказания рождаются новые жанры – светская повесть, драма, стихи с бытовыми, сатирическими, любовными мотивами исторические сочинения монографического жанра, летописи утрачивают былое значение назад

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-23.jpg" alt="> РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА 17 октября 1672 г. – первая пьеса русского"> РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА 17 октября 1672 г. – первая пьеса русского театра «Артаксерксово действо» Играли пьесы: «Иудифь» , «Малая прохладная комедия об Иосифе» , «Жалобная комедия об Адаме и Еве» Уличное представление. реконструкция 1676 год – театр закрыли НАЗАД

Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры,

приведшие к расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глубине, постижению сущности, весьма характерны для нового столетия. Появляется неудержимое стремление к описательности, декоративности.

Художественное творчество из священного занятия превращается в ремесло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами

культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.

Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа патриарха

Никона и возникновение старообрядчества. Церковная реформа явилась

отходом не только от средневековой культуры, но и от отечественной,

традиционной: от самобытного типа культуры страна не отказывалась,

но внимательнее учитывала западные тенденции.

Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй

еще более укрепился в XVII столетии. Примерно XVII в. датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя. Развитие городских пасадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обращения были

условиями и проявлениями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затронули

прежде всего города. Сосредоточение больших масс населения в крупных

по тому времени городах, развитие торговли общение с другими страна-

ми подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.

Активная роль человека проявлялась в занятии торговлей. Начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы

в Сибирь и в другие районы значительно расширили кругозор русских

людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся

заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись, и в

прикладное искусство.

События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на

положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства

оставалось земледелие. Орудиями земледельческого труда также были

прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском

хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермяжные сукна, обувь,

одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового

превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в

XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.

Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве,

Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки

железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли,

подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством выделывались сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного.

Русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан,

его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х годах XVII в. сделали

башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие

механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.

Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные

вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое.

Важное значение имела чеканка монет.

В середине XVII в. по царскому заказу в течение одного года был

отлит колокол весом 12500 пудов. Замечательные колокола были отлиты

в конце XVII в. мастерами Фролом Терентьевичем и Филипом Андреевым с

сыном для митрополитного двора в Ростове.

Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Особенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых

лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские

плотники умели строить прочные и удобные суда - не только речные, но

и морские. Большого развития достиг в XVII в. смоляной промысел, а

также производство поташа. Возникли центры массового производства

изделий из льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде,

Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах работали скорняки, изготовляя разные меховые вещи. Развивалось также

производство по переработке шерсти, например изготовление вяленой

обуви, крупным центром которого стал Углич.

Значительно большее по сравнению с предшествующими временами развитие получило каменное строительство. В XVII в. в России изготовлялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую

прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений

достигла высокого уровня.

В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России.

Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее

творцами и создателями были многие тысячи народных мастеров-умельцев, воплотивших в своих творениях творческую силу народа.

В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицированных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных

мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и

выполняли сложные технические работы с большим искусством.

Кратко по теме

Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

В 1533 г. начинается русское книгопечатание. Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую печатную книгу «Апостол» с выходными данными.

В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во 2-й половине 17 в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С.Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.

В зодчестве 17 в. намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко - московское или нарышкинское барокко.

Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярусность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока : выявить особенности развития культуры России конца XV-XVII вв.

Задачи урока:

  • Образовательная. В Результате урока: учащиеся познакомятся с достижениями русской культуры конца XV-XVII вв.; выявят и охарактеризуют особенности культурного подъема изучаемого периода;
  • Развивающая . Ученики учатся: совершенствовать навыки: самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему; работать с документами и текстом учебника; формулировать собственную точку зрения; аргументировать и отстаивать свои взгляды; совершенствовать навыки систематизации пройденного материала: составление таблиц, схем; развивать творческие (эстетические, художественные) способности.
  • Воспитательная . Учащиеся: продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной, групповой работы; развивают чувство уважения к культурному прошлому своей страны; убеждаются в необходимости охраны памятников культуры.

Урок изучения новой темы . Форма проведения урока – виртуальная экскурсия. Сопровождается мультимедийной презентацией.

I. Оргмомент. (слайды 1,2)

II. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Сообщение темы и цели урока.

III. Усвоение новых знаний .

Учитель: (слайд 3) Памятники истории безмолвны. Веками хранят они свои тайны от тех, кто не умеет вслушиваться и вглядываться в прошлое. Но любознательному и вдумчивому они расскажут многое. Сегодняшний урок мы проведем в виртуальном музее культуры. Добро пожаловать в первый зал под названием «Архитектура».

Выступление первой группы учащихся-экскурсоводов «Архитектура»

Экскурсовод 1. (слайд 4) Зодчество на Руси было храмовое, крепостное и гражданское. История сохранила до наших дней некоторые культовые памятники конца XV-XVII веков. Одним из выдающихся памятников крепостного зодчества (слайд 5) этого периода стал кремль, превращавший город в неприступную крепость. К XVII веку в Московском Кремле были уже сотни построек. Кремль превращался во всемирный известный, уникальный архитектурный ансамбль, символ силы и единения русской земли. Так заглянем туда!

Экскурсовод 2. Главная площадь Кремля – Соборная. (слайд 6) Её идейным и архитектурным центром стал Успенский собор, построенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, «чюдна велми величеством и высотою, светлостью. И звоностью. И пространством», - сообщает нам летописец. Собор стал средоточием русской государственности и церковной жизни, здесь венчались на царство русские цари императоры, провозглашались важнейшие государственные акты, происходило поставление в сан митрополитов и патриархов.

Благовещенский собор сначала венчали 3 главы, потом по углам собора пристроили одноглавые приделы. Остроконечные 9 глав были богато вызолочены. Отчего собор прозвали «Златоверхим». Церковь Ризположения, ставшая домовой церковью митрополита, а затем и патриарха всея Руси.

Построенный итальянцем Алевизом Фрязиным Архангельский собор, ставший семейной усыпальницей рода великих князей. В XVII веке построят собор Двенадцати апостолов.

А между Успенским и Архангельским соборами Бон Фрязин создал новую колокольню. Ясно видимая со всех концов города и славившаяся своими звонами, Ивановская колокольня получила наименование Иван Великий. Зодчие Петрок Малый Бажен Огурцов пристроил к колокольне звонницы. Все три звонницы образовали необычайно выразительный архитектурный комплекс и придали Соборной площади особую торжественность.

Экскурсовод 3. (слайд 7) Французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском в середине XIX века, писал: «Много я видел, много любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес… Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный». Так он говорил о церкви Вознесения в селе Коломенском в честь рождения Ивана IV. А новый вид архитектуры, которым он восхищен, шатровый. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними возвышается каменный шатер, венчающий всё здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. А верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым крестом.

А самый древний из сохранившихся шатровых храмов деревянного зодчества – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области. Шатровый стиль получил признание у русских зодчих. Зодчие добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой.

Экскурсовод 4 . (слайд 8) Завершен шатром с маленькой главкой центральный храм Покровского собора – церковь Покрова Богородицы на Красной площади в память взятия Казани. Состоит из 8 несимметричных разновеликих столпообразных храмов. Каждый посвящен восьми дням, в которые произошли важнейшие события похода на Казань.

В убранстве церкви Рождества Богородицы в Путинках были использованы сразу четыре декоративных шатра. Кстати, эта церковь стала последним памятником шатрового зодчества в Москве, т.к. в 1652 г. патриарх Никон « шатровые церкви отнюдь не строить».

Экскурсовод 1 . XVII век принёс с собой новые художественные веяния. Архитектура становилась всё более нарядной, церкви напоминали порой сказочные терема. (слайд 9) Появились ярусные , кубоватые и многоглавые храмы. Так в архитектуру пришел декоративный, живописный стиль. Формы зданий усложнялись, их стены покрывали многоцветный орнамент, белокаменная резьба.

Экскурсовод 2. К концу столетия складывается стиль московского, или нарышкинского, барокко , пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. (слайд 10) Самой знаменитой постройкой конца 17 века является храм Покрова Богородицы в Филях – усадебная церковь Нарышкина Л.К.

Экскурсовод 3 . Отмечается подъём гражданской архитектуры . (слайд 11) Подлинный шедевр русской архитектуры - Теремной дворец Московского Кремля. Зодчие использовали ярусно-ступенчатое чередование объёмов, живописную асимметрию пристроек, островерхие завершения крыш. Пышность и нарядность фасадам придавали наличники окон, украшенные растительным орнаментом, а также рельефные лопатки и карнизы с изразцами.

Уникальным творением русского зодчества XVII в. был деревянный дворец в подмосковном селе Коломенское . Семь хором в два-три этажа. Их венчали кровли разной формы. Дворец имел 3 тыс окон, украшенных разными наличниками. К каждому входу вело выступающее резное крыльцо.

Экскурсовод 4. (слайд 12) Возводились дворцы, административные сооружения, башни, жилые дома, гостиные дворы. Живописная композиция срубов с многочисленными выступающими крыльцами и яркой подкраской производила праздничное впечатление.

Итак, (слайд 13) в конце 15-17 веков получили свое развитие направления: храмовое, крепостное, гражданское. Особенности развития архитектуры: стили архитектуры – шатровый, барокко.

Учитель: (слайд 3) Таланты русских людей распространяются не только на деревянное или белокаменное зодчество. Живопись не стала исключением. Экспозиция представляет вашему внимаю коллекцию живописи XV-XVII вв.

Выступление второй группы учащихся-экскурсоводов

Экскурсовод 1. (слайд 14) Главной идеей искусства было служение Господу. Ведущее направление в живописи, конечно, церковное . Время расцвета иконописи – XV век, вершины творения её связаны с именами Андрея Рублева, Даиниила Черного. Русская живопись середины XV века перестала быть специальностью одних только монахов, и на смену художнику – монаху приходит художник – мирянин. Наиболее выдающимся представителем Рублевского направления в искусстве второй половины XV – начала XVI века был Дионисий. Особенность его стиля – написание житийных икон, состоящих из средника с фигурой и ряда клейм, где рассказано о их жизни. Иконы Дионисия светлы и просторны, их он украсил архитектурными и пейзажными зарисовками

Экскурсовод 2. (слайд 15) Вершиной творчества Дионисия являются фрески в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. В них своё своеобразие: изобразил мучеников, ангелов, Христа, евангелистов, «Страшный суд». Дионисий создает роспись, прославляющую Богородицу. Мария прославляется как заступница рода человеческого. Всю роспись пронизывает настроение праздничности, нарядности, светлой радости. Работы отличаются утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом.

Экскурсовод 3. (слайд 16) В XVI в. стала расширяться тематика живописи. Художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к легендарно – историческому жанру. Правительство Ивана Грозного придавало огромное значение возвеличиванию в искусстве своих политических идей. Об этом свидетельствует икона – картина в 4 метра «Благословенно воинство небесного царя», посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном Грозным от охваченного пламенем города.

Экскурсовод 4. 17 век… Живопись утрачивает свою целостность. Художники проявляют интерес к реальному, земному миру. Росписи того времени напоминают нарядные ковры. В них много реальных персонажей и бытовых подробностей. В отличие от древних икон, в них нет глубоких раздумий художника о добре и зле, о судьбах людей и смысле жизни.

Выдвинулись два направления. (слайд 17) Годуновская школа (иконописцы работали по заказам царя Бориса и его родственников. Они были противниками всяких новаций и подражали манере великих Рублева и Дионисия). Второе направление - Строгановская школа. (по заказам купцов Строгановых, любителей иконной миниатюры). Художники старательно украшали иконописные изображения мелкими декоративными деталями, богатой орнаментикой, изысканной каллиграфией. Одним из самых известных мастеров этой школы был Прокопий Чирин. («Никита-воин»). «Строгановцам» не было равных в умении передавать пейзажные панорамы, ранее не встречавшиеся в русской иконописи.(икона «Иоанн Предтеча в пустыне»).

Экскурсовод 1. К правдивому отображению реальных вещей стремился и живописец и график Симон Ушаков, среди работ Ушакова есть иконы особого рода – политические картины - «Насаждение древа государства Российского»: изображен Московский Кремль, в центре - Успенский собор. Возле него Иван Калита сажает дерево. На фоне листвы дерева – икона Владимирской Богоматери, на ветвях – медальоны с портретами московских святых и государей. Симон Ушаков – один из основоположников русского портрета. В 17 веке они назывались парсуны.

Художник-стенописец Гурий Никитин. Расписывал стены храма Ильи Пророка в Ярославле. В фресках подчеркиваются незначительные жизненные детали библейского текста, исчезает религиозная одухотворенность, уступая место мастерски написанному красочному «рассказу».(сцена жатвы из «Деяний пророка Елисея»). Так с XVII века древнерусская иконопись прекратила существование как господствующая художественная система.

Экскурсовод 2. Черты реализма заметны и в портретном жанре. Если парсуны (портреты) царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского сделаны в обычной манере, то изображения середины и второй половины XVII в. говорят о стремлении к портретному сходству, реалистичному письму. Таковы портреты царей Алексея Михайловича (С. Лопуцкий), Федора Алексеевича (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон и Д. Вутерс). На иконах появляются реалистические пейзажи.

Экскурсовод 3. (слайд 18) Искусство художественного оформления книги играло не меньшую роль и было не менее оригинально, чем иконопись. Главные элементы художественного оформления книг – миниатюры, заставки и инициалы. Живописцы в основном создавали миниатюры, связанные с духовными, религиозными темами. Заставка: в XV-XVI вв. получают распространение заставки – книжный орнамент . Это балканский и нововизантийский стили, затем старопечатный. Инициалы часто превращались в сложные рисунки, изображавшие диковинных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов, скоморохов.

Экскурсовод 4. (слайд 19) Таким образом, в конце 15 –по 17 век основными направлениями в живописи были церковное и художественное оформление книги. А также особенности живописи. (слайд)

Учитель: (слайд 3) XVI век – это эпоха складывания нового государства, реформ местного и центрального управления. Они требовали все большего количества грамотных людей. Добро пожаловать в следующий зал.

Экскурсовод 1. (слайд 20) В 1563 г. государь Иван-IV повелел "оустроити дом от своея царские казны, иде печатному делу строитися", чтобы "впредь святые книги изложилися праведны" . Дом этот, названный впоследствии Печатным двором, заложили близ Никольского монастыря. Отыскались на земле московской свои "некии хитрыи мастеры печатному делу" - Ивана Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. С "Деяний и Посланий Апостолов, " увидевших свет 1 марта 1564 г., началась книгоиздательская деятельность русского государства. Второй книгой Печатного двора стал Часовник (1565 г.): это и молитвенник, и книга для обучения грамоте. Формат издания – в восьмую долю листа. Страницы украшены изящными заставками. В 1568 г . Печатный двор выпустил Псалтырь. Готовили его Никифор Тарасиев и Невежа Тимофеев.

Экскурсовод 2. В 1649 г. в Москве появилась первая книга с иллюстрациями, изготовленными методом глубокой гравюры. Это было "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей". В ней содержалось 35 гравированных таблиц.

Экскурсовод 3. В 1679 году появилась первая библиотека , названная Типографской, в которую сдавались книги и рукописи. Хранились там и эталонные издания с поправками и заметками справщиков для будущих тиражей. Постепенно библиотека так разрослась, что в 1670 г. была введена особая должность книгохранителя.

(слайд 24) Итак, жанры светской литературы: повести, сказания, публицистика, путевые заметки, «Хронограф». Особенности: сатирические повести и сказания, рождаются новые жанры – светская повесть-драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами

Экскурсовод 1. . (слайд 25) Истоки театра уходят в народное творчество, и прежде всего в обряды. Обряды были своеобразной игрой-представлением. Эту игровую стихию подхватили и развили первые профессиональные артисты на Руси - скоморохи. Гражданские власти (а власти церковные особенно) боролись со скоморохами. Указом 1648 г. царь Алексей Михайлович выступления скоморохов запретил.

Особой формой театра была на родная драма (драмы «Царь Максимилиан», «Лодка». «Комедия о барине»). Другая форма - церковный театр, представления которого проходили по церковным праздникам. (Рождественская инсценировка «Пещное действо»).

Экскурсовод 2. . Интерес к театральному искусству возник у царя Алексея Михайловича.

Есть основания считать, что окончательное решение Алексея Михайловича создать театр возникло 30 мая 1672 г., во время пира в честь рождения его сына Петра. Указ «учинити комедию» датирован 4 июня того же года. Человека, способного написать пьесу и поставить спектакль в Москве, нашли в Немецкой слободе, где жили работавшие в России иностранцы - Иоганна Готфрида Грегори, пастора местной лютеранской церкви, и трупу из 60 иностранцев. За дело взялись серьёзно: одновременно писалась пьеса и строилось здание театра.

Экскурсовод 3. . Первая пьеса русского театра называлась «Артаксерксово действо», по имени царя, о котором рассказывает библейская легенда. Премьеру сыграли 17 октября 1672 г. в «комедийной хоромине» в селе Преображенском в одном из летних царских дворцов. Царь остался очень доволен «потехой» и щедро наградил её автора. Театральные представления становились при дворе регулярными. В Кремле тоже соорудили сцену и кроме «Артаксерксова действа» играли пьесы «Иудифь», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная (развлекательная) комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве». Вскоре и русских людей направляли на учёбу к Грегори.

После смерти Алексея Михайловича спектакли в царских палатах прекратились, ибо новый царь - Фёдор Алексеевич не любил подобного рода зрелищ. Но идея театра не умерла. Начался долгий процесс развития русской сцены.

Учитель: Наш Нижегородский крайбогат памятниками культуры данного периода.Приглашаем вас в зал «Культура Нижегородского края 15-17 веков».