Болезни Военный билет Призыв

Кто впервые провел наблюдение в телескоп. Телескопы. Экскурсия по виртуальному музею космонавтики

Телескоп (от греч. tele – «вдаль», «далеко» и scopeo – «смотрю») – устройство для изучения небесных тел.

Конструктивно и по принципу действия телескопы подразделяются на оптические, рентгеновские, гамма-телескопы, ультрафиолетовые, инфракрасные и радиотелескопы. Оптические же делятся на рефракторы (линзовые), рефлекторы (зеркальные) и комбинированные зеркально-линзовые системы. Первые конструкции телескопов обычно связывают с именами итальянского физика, математика и астронома Г. Галилея (1564-1642), гениального немецкого астронома И. Кеплера (1571-1630), хотя никто из них не был первым.

Первые записи, касающиеся конструкции примитивного телескопа, встречаются в XIII в. у Р. Бэкона, а в XVI в. – у Джанбаттисты дела Порте, который, кстати, долго оспаривал у Галилея права на изобретение зрительной трубы. Надо отдать должное Галилею, ведь он улучшил качество практически до совершенства, его линзы, сохранившиеся и до наших дней, считаются первоклассными с точки зрения современной оптики. Хотя из 300 линз, вручную им отшлифованных, он отобрал всего лишь несколько для конструкции телескопов. В ходе постоянного совершенствования Галилей добился 30-кратного увеличения, что является предельно возможным значением для телескопов такой конструкции. С таким увеличением ученый смог добиться первых результатов в астрономических наблюдениях. Это произошло в конце 1609 г. И уже 7 января 1610 г. Галилей обнаружил спутники Юпитера.

К сожалению, все наземные телескопы объединяет один огромный недостаток – искажение картинки под влиянием земной атмосферы. Атмосфера Земли рассеивает и поглощает излучения, в ней распадаются частицы, прилетающие не только со всех уголков Солнечной системы, но и из глубин Вселенной. Воздух, окружающий поверхность Земли, «дрожит», что приводит к размытию изображения, наблюдаемого через наземный телескоп. Чего нельзя сказать о приборах, находящихся за пределами земной атмосферы, т. е. в космическом пространстве. Материалы, используемые при создании космических телескопов, существенно различаются. Например, зеркала оптических телескопов изготавливаются из ситалла, который получается в ходе процесса, называемого объемной кристаллизацией стекла разного состава. Основным свойствами ситалла являются его высокая стойкость к тепловому расширению и высокая механическая прочность.

К современному телескопу можно подключать различные системы, позволяющие добиться великолепных результатов в наблюдениях. Так, например, можно подключить матрицы приборов с зарядовой связью, которые позволяют создавать полноцветное изображение объекта, подвергаемого наблюдению.

Цифровое изображение с помощью компьютера передается на Землю, где происходит дальнейшая обработка. Качество цифрового снимка не уступает фотографическому. Используя космические телескопы, человечество может проводить наблюдения в различных областях спектра.

Особенно трудными являются наблюдения в инфракрасном диапазоне спектра. Чтобы исключить влияние собственного теплового излучения телескопа и приемника излучения, их необходимо подвергать охлаждению вплоть до 0 К (-273 °С – температура абсолютного нуля).

На сегодняшний день ученые добились потрясающих результатов в этой области. С околоземной орбиты при помощи сложнейшей аппаратуры на поверхности Луны можно обнаружить объект, излучающий тепло, размером с монету.

С 1966 по 1972 г. в космосе работала так называемая орбитальная астрономическая лаборатория. Запуск этой лаборатории осуществляла NASA. Это была серия спутников, выполняющих функции космической обсерватории. Этими спутниками впервые были проведены наблюдения в ультрафиолетовом диапазоне волн различных космических объектов. Были проведены фотометрические работы по рентгеновской и гамма-астрономии.

Этот эксперимент был первым шагом к созданию космического телескопа «Хаббл». 8 апреля 1966 г. был дан старт проекту запуском первого спутника серии. Но через три дня миссия была завершена из-за отказа системы энергопитания спутника. Запуск следующего спутника был назначен на 7 декабря 1968 г.

Обсерватория успешно проработала на орбите до 1973 г. и принесла немало плодов. Она была оснащена 11 телескопами, работающими в ультрафиолетовом режиме наблюдения, и различной фотометрической аппаратурой. Впервые было установлено, что вокруг комет присутствует многокилометровое водородное облако. Запуск следующего спутника с 38-дюймовым телескопом оказался также неудачным. А 21 августа 1972 г. был запущен четвертый спутник серии – орбитальная астрономическая обсерватория «Коперник». Обсерватория получила такое название в честь 500-летия со дня рождения Н. Коперника (1473-1543), создателя гелиоцентрической системы мира.

На своем борту обсерватория несла 80-сантиметровый телескоп Принстонского университета и детектор рентгеновского излучения, разработанный при Лондонском университет-колледже в научно-исследовательской лаборатории г. Мулларда. Спутник проработал 9 лет и принес немало открытий. С помощью обсерватории «Коперник» были сделаны высококачественные снимки спектров многих звезд, проведены обширнейшие исследования при помощи детектора рентгеновского излучения. В том числе были открыты несколько «долгих» пульсаров, период обращения которых вместо секунд составил несколько минут.



24 апреля 1990 г. на околоземную орбиту на высоту в 600 км шаттлом «Дискавери» был выведен космический телескоп «Хаббл». Его создание было совместным проектом Европейского космического агентства и NASA. Первоначально запуск телескопа на орбиту планировался в 1986 г., но из-за катастрофы шаттла «Челленджер» был отменен.

Телескоп предоставил возможность регистрировать электромагнитное излучение в диапазонах, которые не пропускает земная атмосфера. В первую очередь это позволило регистрировать излучение в инфракрасном диапазоне. Разрешающая способность космических телескопов в несколько раз больше наземных. Масса космического телескопа с установленными приборами превышает 12 т, его длина – 13,3 м, а диаметр – 4,3 м. Размах солнечных батарей составляет 12 м.

Конструктивно телескоп представляет собой рефлектор Ричи-Кретьена, зеркало которого в диаметре составляет 2,4 м. В список оборудования, установленного на телескопе, входят навигационные сенсоры, оптические и инфракрасные спектрометр и камера, а также камера для наблюдения в широком диапазоне волн.

Помимо основной системы навигации, телескоп оснащен датчиками точного наведения для увеличения точности астрометрии. Изначально планировалось производить обслуживание телескопа не только на орбите, но и каждые пять лет спускать на Землю.

В итоге, опасаясь возможного повреждения телескопа при спуске, было решено остановиться на 3-годичном орбитальном обслуживании. За время работы на орбите было получено более 22 тыс. снимков звезд, туманностей и галактик, около 4 тыс. астрономов получили возможность проводить исследования при помощи телескопа.

31 октября 2006 г. Майкл Гриффин, который является администратором NASA, заявил, что в 2008 г. планируется последняя экспедиция на околоземную орбиту для ремонта и дооснащения телескопа. Будут отремонтированы спектрограф, который прекратил функционировать еще в 2004 г., датчик точного наведения. Планируется оснастить телескоп новым ультрафиолетовым спектрографом и широкоугольной камерой.

Помимо «Хаббла», сегодня на орбите работают еще два космических аппарата: космическая рентгеновская обсерватория, в состав которой входит телескоп «Chandra», запущенный на орбиту 23 июля 1999 г., и космический телескоп «Spitzer», запущенный 25 августа 2005 г. для исследования космоса в инфракрасном диапазоне.

Транзитный космический телескоп (Transiting Exoplanet Survey Satellite, сокращенно TESS) – предстоящая миссия NASA, которая исследует около 200 тыс. звезд, чтобы найти признаки наличия у них экзопланет.

На заметку! Экзопланетами, или внесолнечными планетами, называют планеты, находящиеся за пределами Солнечной системы. Изучение этих небесных объектов долгое время было недоступно исследователям – в отличие от звезд, они слишком малы и тусклы.

Поиску экзопланет, имеющих схожие с Землей условия, NASA посвятила целую программу. Она состоит из трех этапов. Главный исследователь, Джордж Рикер из Института астрофизики и космических исследований им. Кавли, назвал проект «миссией века».

В качестве миссии спутник был предложен в 2006 году. Спонсорами стартапа выступили такие известные компании, как Kavli Foundation, Google, инициативу также поддержал Массачусетский технологический институт.

В 2013 году TESS был включен в программу NASA Explorer. TESS рассчитан на 2 года. Ожидается, что в первый год космический аппарат будет исследовать Южное полушарие, во второй – Северное полушарие.

«TESS предвидит открытие тысяч экзопланет любых размеров, в том числе десятки сопоставимых по размеру с Землей», – говорится в заявлении Массачусетского технологического института (MIT), который возглавляет миссию.

Цели и задачи телескопа

Спутник является продолжением успешной миссии космического телескопа NASA Кепплер, запущенного в 2009 г.
Как и Kepler, TESS будет вести поиск, ориентируясь на изменение яркости звезд. Когда экзопланета проходит перед звездой (так называемый транзит), она отчасти затмевает излучаемый звездой свет.

Эти провалы яркости и могут указывать на то, что вокруг звезды вращаются одна или несколько планет.

Однако, в отличие от Кепплера, новая миссия сосредоточится на звездах, в 100 раз более ярких, отберет наиболее подходящие для детального изучения и определит цели для будущих миссий.

TESS будет сканировать небо, поделенное на 26 секторов площадью 24 на 96 градусов. Мощные камеры на космическом корабле будут фиксировать малейшие изменения в свете звезд в каждом секторе.

Руководитель проекта Рикер отметил, что за время миссии команда рассчитывает открыть несколько тысяч планет. «Эта задача шире, она выходит за рамки обнаружения экзопланет. Изображения с TESS позволят сделать ряд открытий в астрофизике», – добавил он.

Возможности и характеристики

Телескоп TESS по сравнению с предшественником – Кепплером – более совершенен. У них одна цель, оба используют «транзитную» технику поиска, но возможности различны.

Распознавший более двух тысяч экзопланет Кепплер свою основную миссию провел, наблюдая за узким участком неба. TESS имеет область обзора, почти в 20 раз большую, что позволяет ей обнаружить большее количество небесных объектов.

Следующим эстафету в изучении экзопланет примет космический телескоп Джеймс Вебб.

Webb будет сканировать объекты, идентифицированные TESS, более детально – на наличие водяного пара, метана и других атмосферных газов. Его планируют вывести на орбиту в 2019 году. Эта миссия должна стать завершающей.

Оборудование

По данным NASA, на космическом корабле с солнечной батареей находятся четыре широкоугольных оптических телескопа – рефрактора. В каждый из четырёх приборов встроены полупроводниковые камеры с разрешением 67,2 Мп, которые способны работать в спектральном диапазоне от 600 до 1000 нанометров.

Современное оборудование должно обеспечить широкий обзор всего неба. Телескопы будут наблюдать конкретный участок в промежутке от 27 до 351 дня и затем переходить к следующему, последовательно пройдя оба полушария в течение двух лет.

Данные мониторинга будут обрабатываться и храниться на борту спутника в течение трёх месяцев. Аппарат передаст на Землю только те данные, которые могут представлять научный интерес.

Орбита и запуск

Одной из самых сложных задач для команды оказались расчеты уникальной орбиты для космического корабля.

Аппарат запустят на высокую эллиптическую орбиту вокруг Земли – он дважды обогнет Землю за то время, пока Луна пройдет полный круг. Этот тип орбиты наиболее стабилен. Здесь нет космического мусора и сильного излучения, способного вывести спутник из строя. Аппарату будет легко обмениваться данными с наземными службами.

Сроки запуска

Однако есть и минус – такая траектория ограничивает временные возможности запуска: он должен быть синхронизирован с орбитой Луны. У корабля остается небольшое «окно» – с марта по июнь – пропустив этот срок, миссия не сможет выполнить запланированные задачи.

  1. Согласно опубликованному бюджету NASA, содержание экзопланетного телескопа в 2018 г. обойдется агентству почти в 27,5 млн долл. при общей стоимости проекта 321 млн долл.
  2. Космический аппарат будет вращаться на орбите, которая никогда ранее не использовалась. Эллиптическая орбита, называемая P / 2, составляет ровно половину орбитального периода Луны. Это означает, что TESS будет делать полный оборот вокруг Земли каждые 13,7 дня.
  3. За право запустить спутник аэрокосмическая корпорация Илона Маска выдержала серьезную конкуренцию с Boeng. Статистика и NASA оказались на стороне
  4. Разработку приборов – от бортовых телескопов до оптических приёмников – профинансировала Google.

Ожидается, что TESS обнаружит тысячи кандидатов на звание экзопланеты. Это поможет астрономам лучше понять структуру планетных систем и дать представление о том, как сформировалась наша Солнечная система.

1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)
2. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)
3. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)
4. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? («Восток»)
5. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)
6. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
7. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)
8. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? («Буран», «Шаттл»)
9. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде с момента старта? («Челленджер»)
10. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)
11. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход»)
12. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984–85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? («Вега»)
13. Когда и кем впервые были проведены наблюдения в телескоп? (Галилео Галилей, 1610 год.)
14. Назовите планеты солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
15. Можно ли наблюдать на Луне «падающие звезды»? (Нет, это атмосферное явление.)
16. Что такое астероиды? (Малые планеты, расположенные между орбитами Марса и Юпитера.)
17. Назовите ближайшую звезду. (Солнце.)
18. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В Малой Медведице.)
19. Какие звезды называются переменными? (Блеск, которых изменяется.)
20. Какую галактику в северном полушарии можно увидеть невооруженным глазом? (Туманность Андромеды.)
21. В чем различие звезды и планеты? (Звезда – самосветящийся раскаленный газовый шар, планета – темное тело, отражающее свет звезды.)
22. Чем отличается телескоп – рефрактор от рефлектора? (У рефрактора объектив – линза, у рефлектора – зеркало.)
23. Кем открыты законы движения планет? (Иоганом Кеплером.)
24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года, полет Юрия Алексеевича Гагарина.)
25. Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем? (Академик Сергей Павлович Королев.)
26. Что такое эклиптика и по каким созвездиям она проходит? (Видимый путь Солнца среди звезд. По зодиакальным.)
27. Назовите Галилеевы спутники Юпитера. (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.)
28. Чем определяется цвет звезды? (Ее температурой.)
29. В каком созвездии находится Крабовидная туманность, когда и как она возникла? (В созвездии Тельца. (Возникла в результате вспышки сверхновой звезды в 1054 году.)
30. К какому типу галактик относится наша звездная система? (К спиральным.)
31. Назовите самый крупный в мире телескоп и где он находится? (БТА, 6-метровый рефлектор, Северный Кавказ, Зеленчук.)
32. В атмосфере, какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой? (Марса.)
33. Каких два тела Солнечной системы обладают самыми напряженными магнитными полями? (Солнце и Юпитер.)
34. Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем? (Нет. Луна, Солнце и Земля находятся при затмении на одной линии.)
35. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты? (На Венере.)
36. В какой фазе находится Венера, когда мы видим ее в качестве утренней звезды? (В последней четверти.)
37. Как располагается ось мира относительно земной оси? (Они совпадают.)
38. Как называется самая высокая гора на Марсе? Ее высота? (Олимп. Около 25 км.)
39. Как делятся метеориты по химическому составу? (Железные, каменные, железокаменные.)
40. На какой участок спектра приходится максимум чувствительности человеческого глаза? (Зеленый, около 5500 А.)
41. Кто впервые измерил скорость света? (Майкельсон.)
42. На каких высотах (примерно) достигает максимума концентрация озона в земной атмосфере? (20–25 км.)
43. Что такое гномон? (Древнейший прибор для определения времени.)
44. Как отличить при наблюдении комету без хвоста от туманности? (По перемещению за несколько часов.)
45. В какой популярной книге какого писателя описано путешествие на Марс? (А. Толстой «Аэлита», Э. Берроуз «Марсианские хроники».)
46. Кто были первые космические путешественники? (Собаки Белка и Стрелка.)
47. Назовите русского ученого-революционера, который на плесени тюремной камеры изобразил свой проект летательного аппарата с ракетным двигателем? (Н. Кибальчич)
48. Чьи это слова: «Я верю, что многие из нас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия»? (К.Э. Циолковский).
49. Какое число космонавтов надо высадить на Луну, чтобы перенести там контейнер с научным оборудованием весом 240 кг? (Не более двух, так как на Луне вес такого груза составит не более 40 кг.)
50. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Нисколько (отсутствие кислорода).)
51. Космический спутник летит прямым курсом из Москвы и пролетает над Северным полюсом. В какую сторону света летит ракета? (Все направления над Северным полюсом южные, следовательно, спутник летит на юг.)
52. Когда мы ближе к солнцу – зимой или летом? (Зимой, в это время Земля находится в перигемии.)
53. В старину время измеряли по длине тени от вертикального шеста. Можно ли этот способ использовать на Северном полюсе? (Нет. Высота Солнца над горизонтом практически не меняется)
54. Какое астрономическое явление описал А.С. Пушкин «… не пуская тьму ночную, на голубые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»?(Явление «белых ночей».)
55. Где сегодня день равен ночи? (Сегодня и всегда на экваторе.)
56. Где на земле бывают самый длинный день и самая короткая ночь? (На Южном и Северном полушариях.)
57. В каком созвездии находится полярная звезда? (Большая Медведица.)
58. Назовите самую яркую звезду неба? (Сириус в созвездии Гончих псов.)

«Классные часы о космосе» - “Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”. К.Э. Циолковский. Книжная выставка. Ребята начальных классов свои знания о далеком космическом воплощали на бумаге при помощи красок и карандашей.

«Викторина о космосе» - Где находится Море Дождей? Один полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 и 1/4 суток. Ломоносов интересовался природой комет, планет и других небесных тел. 4 октября 1957 года считается началом космической эры. Кто был вторым советским летчиком-космонавтом, побывавшем в космосе? Астрономам известно огромное количество других галактик, различных по размерам.

«Освоение космоса» - Млечный путь – это наша галактика. Первый полёт в космос. Марс – последняя из четырех ближайших к Солнцу планет. Плутон. Венера – ближайшая к Земле планета. Солнце – центр вселенной. Галактика – это пространственная звездная система. Выход в открытый космос. Плутон открыл Клайд Томбо (США) в 1930 году.

«Мир из космоса» - Первый выход человека в космос. Собаки-космонавты: Звездочка, Чернушка, Стрелка и Белка (фото 1961 г.). На борту второго спутника было живое существо – собака Лайка. Если жизнь на других планетах кроме планеты Земля? Юрий Алексеевич Гагарин за 108 минут совершил кругосветное космическое путешествие.

«Викторина про космос» - Байконур. Константин Эдуардович Циолковский. Как называется главный космодром. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем. Как звали первую женщину-космонавта. Какой космический объект изображен на рисунке. Млечный путь. Юрий Алексеевич Гагарин. Какой галактике принадлежит солнечная система.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В КОУ «Школа-интернат № 14» ежегодно к 12 апреля по традиции проводится неделя космонавтики. В рамках этой недели организуется просмотр фильмов по истории космонавтики, посещение городского планетария, экскурсии в музей завода им. Баранова, конкурс рисунков и газет, посвященных изучению космоса, шоу-лекции и игровые программы для младших школьников и старшеклассников.
В 2011 году к празднованию 50-летия космонавтики были подготовлены и проведены следующие мероприятия: экскурсия по виртуальному музею космонавтики и викторина для учащихся начальных классов (1-4 кл.), интеллектуальная игра брейн-ринг для старшеклассников (5 - 12 кл.), коллективное творческое дело «Космическая одиссея человечества», результатом которого стал выпуск одноимённой газеты длиной 5,3 м, экспериментальная работа «Конструирование модели ракеты и исследование параметров её полёта».

Праздник для младших школьников

Экскурсия по виртуальному музею космонавтики

Викторина “Что я знаю о космосе?”

Цель: познакомить учащихся младших классов с историей освоения космоса.

Задачи:

  • показать хронологию событий в истории космонавтики;
  • формировать у младших школьников интерес к изучению астрономии и космонавтики;
  • формировать чувство патриотизма и гордости за достижения своей страны в освоении космоса;
  • развивать речь и умение представлять информацию перед слушателями.

Оборудование: модель искусственного спутника Земли – гимнастический мяч диаметром 58 см, весы напольные, модель ракеты, персональный компьютер, мультимедиа-проектор, презентация "Виртуальный музей космонавтики" (Презентация ), жетоны с портретом Ю.А. Гагарина (Приложение 1 , рисунок 1 ) , медали “50 лет космонавтике" (Приложение 1 , рисунок 2 ).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1) Экскурсию по виртуальному музею космонавтики с использованием презентации проводят учащиеся старших классов (текст презентации "Виртуальный музей космонавтики" – Приложение 1 )
2) Викторину “Что я знаю о космосе?” проводят учащиеся старших классов.

Правила проведения викторины

Ведущие по очереди задают вопросы. Отвечает участник, первым поднявший руку. За правильный ответ ему вручают жетон с портретом Гагарина. Другие участники могут дополнить ответ и тоже получить жетон. При проведении викторины демонстрируются модели и приборы, связанные с вопросами (модель спутника, ракеты и др.)

Вопросы викторины

1) Что означает слово космос? (Вселенная)
2) Какие объекты во Вселенной вы знаете? (Звёзды, планеты, кометы, астероиды и т.д.)
3) Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)
4) Сколько планет в Солнечной системе? (9)
5) Перечислите все известные вам планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
6) Как называется самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
7) Что означает слово космонавтика? (Искусство путешествовать по Вселенной)
8) Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества? (Потому что в этот день был запущен первый искусственный спутник Земли)
9) Какие размеры имел первый искусственный спутник Земли? Покажите руками. (58 см) Чтобы дети могли оценить размеры первого искусственного спутника Земли, старшеклассники демонстрируют его модель.
10) Сколько весил первый спутник? Сколько это в мальчиках (девочках)? (83 кг 600 г) Для сравнения массы спутника с массой ребёнка взвешиваем на напольных весах всех желающих мальчиков и девочек.
11) Сколько собак в первый раз летали в космос? (1 – Лайка)
12) Какой праздник мы отмечали 12 апреля 2011 года? (50-летие космонавтики)
13) Назовите космонавта, совершившего первый космический полёт. (Юрий Алексеевич Гагарин)
14) Сколько минут длился первый космический полёт человека? А сколько это в часах? (108 мин или 1 ч 48 мин)
15) Сколько раз Гагарин облетел вокруг Земли? (1)
16) Какие слова произнёс Гагарин во время старта космического корабля? (“Поехали!”)
17) Кто такой Герман Титов? (Это космонавт, который совершил первый в истории суточный полёт в космос)
18) Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
19) Какой позывной был у Валентины Терешковой в полёте: Белка, Стрелка или Чайка? (Чайка)
20) Назовите главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли? (Байконур)
21) Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? (“Луноход”)
22) Назовите то место в Солнечной системе, кроме Земли, куда ступала нога человека? (Луна)
23) Сколько долговременных орбитальных станций «Салют» работало на орбите? (7)
24) Как расшифровывается МКС? (Международная космическая станция)
25) Кто был главным конструктором первых космических кораблей? (Сергей Павлович Королёв)
26) Как называется место, откуда запускают в космос ракеты? (Космодром)

Подведение итогов

1) Награждение. Подсчёт числа жетонов у участников викторины. Самые активные участники, набравшие наибольшее их число, награждаются медалями. Подсчёт числа награждённых участников в каждом классе и вручение грамот классам за I, II, III места.
2) Праздничный запуск ракеты (демонстрируется полёт модели ракеты, созданной старшеклассниками).

Праздник для старшеклассников

Интеллектуальная игра “Брейн-ринг”

Цель: развивать интерес учащихся среднего и старшего звена к изучению астрономии и космонавтики.

Задачи:

  • в игровой форме систематизировать знания учащихся, полученные в ходе проведения недели космонавтики;
  • воспитывать чувство коллективизма, умения работать в команде;
  • формировать активную жизненную позицию;
  • развивать чувство патриотизма и гордости за достижения своей страны в освоении космоса;
  • развивать речь, мышление, умение правильно высказывать своё мнение.

Оборудование: два персональных компьютера, электронный тест “Самый первый” (Приложение 2 ), магнитная доска с набором магнитов, игровые карточки с событиями в истории космонавтики, метроном, камертон с резиновым молоточком, сигнальные флажки, бумага, карандаши, жетоны с портретом Ю.А. Гагарина.

Брейн-ринг проводится в три тура. В первом туре участвует по одной команде от каждого класса. Каждая команда может состоять из 4-6 человек.

Правила первого (отборочного) тура

Отборочный тур или блиц. Состоит из 10 вопросов. Ведущий зачитывает вопрос. Команды отвечают письменно. На каждый ответ даётся до 15 секунд. За правильные ответы может быть начислено от 1 до 6 баллов. По итогам отборочного тура в игре остаются 2 команды. При спорной ситуации ведущий задаёт 2 дополнительных вопроса.

Вопросы первого тура

Основные вопросы

1) Кто впервые проводил наблюдение космических объектов в телескоп? (Галилео Галилей) – 1 балл.
2) Назовите фамилию, имя и отчество главного конструктора первых советских космических кораблей. (Сергей Павлович Королёв) – 2 балла за полный ответ, 1 балл, если названа только фамилия или имя и фамилия.
3) Сколько собак летало в космос в первый раз? (1) – 1 балл
4) Первый полёт в космос 12 апреля 1961 года совершил Юрий Алексеевич Гагарин на корабле... (название корабля) («Восток-1») – 1 балл.
5) Первый полёт длился... (назовите длительность в минутах и в часах) (108 минут или 1 час 48 минут) – 1 балл.
6) Сколько наших соотечественниц летало в космос? Назовите их. (3 – Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова) – 4 балла, если названы правильно число и все имена, иначе по одному баллу за имя.
7) Впервые выход в открытый космос совершил... (назовите имя и фамилию) (Алексей Леонов) – 2 балла за имя и фамилию, 1 балл за фамилию.
8) Программа совместного полёта советского и американского кораблей называлась... (название) («Союз» – «Аполлон») – 1 балл.
9) Как называют место, где готовят к полёту и запускают космические корабли и спутники? (Космодром) – 1 балл.
10) Назовите место за пределами Земли, куда ступала нога человека. (Луна) – 1 балл.

Дополнительные вопросы

1) Напишите собственные названия самоходных автоматических аппаратов для исследования Луны и Марса. («Луноход-1», «Луноход-2», «Марс-1», «Соджуниор (Соджорнер)», «Спирит», «Опотьюнити») – 1 балл за каждое название, всего до 6 баллов.
2) Как называется космический аппарат, который вышел за пределы Солнечной системы? («Вояджер-1») – 1 балл.

Правила второго тура

Во втором туре участвуют 2 команды. Тур состоит из 10 вопросов. Ведущий зачитывает вопрос и даёт звуковой сигнал для начала обсуждения. Если команда готова отвечать, она подымает флажок. Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей флажок. Если первая команда даёт неправильный ответ, право ответа переходит ко второй команде. В случае неправильного ответа второй команды на вопрос отвечают зрители. За правильные ответы зрителям вручают жетоны. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

Вопросы второго тура

(По 1 баллу за каждый правильный ответ)
1) Что такое космонавтика? (Искусство путешествовать во Вселенной)
2) Кому принадлежат слова: «Человечество не должно вечно оставаться в колыбели?» (К.Э. Циолковскому)
3) Какую форму имел спускаемый аппарат космического корабля «Восток»? (Шар)
4) Какие слова произнёс Гагарин во время старта? («Поехали!»)
5) Сможет ли космонавт в космическом корабле налить себе чай из термоса в кружку? (Нет, так как в невесомости вода «скатывается» шариками)
6) Как называется установка, которая применяется для тренировки и космонавтов, и подводников, а также в медицине при лечении некоторых заболеваний? (Барокамера)
7) Советские и российские космические корабли имеют своё название и порядковый номер. Укажите правильную очерёдность кораблей по названиям: «Восход», «Прогресс», «Союз», «Восток». («Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс»)
8) После полёта Юрий Алексеевич Гагарин был награждён автомобилем – чёрной «Волгой» с именными номерами. В то время номер состоял из четырёх цифр и трёх букв. Как вы думаете, какой номер был на машине Гагарина, если он имел символическое значение? (12-04 ЮАГ)
9) Как называются российский и американский корабли многоразового использования? («Буран» и «Спэйс Шатл»)
10) Могли ли американские астронавты наблюдать на Луне падающие звёзды? (Нет, так как на Луне нет атмосферы)

Правила третьего тура

Третий тур состоит из двух заданий.

1) Компьютерный тест «Самый первый». Команда выбирает по одному представителю для прохождения тестирования. Тест содержит десять вопросов, начисляется по одному баллу за каждый правильный ответ.

2) Задание выполняется на магнитной доске с использованием готовых карточек. Необходимо расположить в хронологическом порядке события:

– запуск первого искусственного спутника Земли
– полёт собаки Лайки
– начало исследования Луны
– первый полёт человека в космос
– начало исследования Венеры
– полёт первой женщины-космонавта
– начало исследования Марса
– первый выход человека в открытый космос
– запуск первой долговременной орбитальной станции
– совместный советско-американский полёт по программе «Союз» – «Аполлон»

В тексте задания события расставлены верно. Команды получают карточки, расположенные на доске в произвольном порядке.
Участники могут получить до 10 баллов (по одному баллу за каждое событие, установленное правильно).

Подведение итогов

Жюри подводит итоги каждого тура и общий итог в конце игры. Команды-финалисты награждаются грамотами за I и II места.