Болезни Военный билет Призыв

Роль имен прилагательных в речи. Число имен существительных. Работа с репродукцией картины И.И. Шишкина «Зима»

Прилагательное играет большую роль в речи потому, что, во-первых, оно обозначает признаки предметов, во-вторых, украшает нашу речь. И, наконец, они могут являться средством художественной выразительности - эпитетами.

Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предмета в языке есть специальные слова - имена прилагательные.

Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть, даже еще богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится (Бабайцева, 1993: 109).

Отличительным признаком употребления имен прилагательных в разных функциональных стилях является преобладание относительных прилагательных в научном, официально-деловом стилях и обилие качественных прилагательных в художественной речи. В этом проявляется влияние экстралингвистических факторов, определяющих семантико-тематический отбор качественных слов в текстах разного содержания и функционально-стилевой принадлежности (Голуб, 1997: 337).

Так, обращение к относительным прилагательным в законодательных документах обусловлено необходимостью частого выражения в них отношений между лицами и государством, лицами и предметами и т.д. Немало прилагательных выполняют роль терминов, а также входят в состав устойчивых словосочетаний-терминов и собственных имен (около 30%): Содружество Независимых Государств, Государственная Дума, федеральные войска. Показательно, что в официально-деловом стиле наиболее употребительны краткие прилагательные со значением модальности. Как правило, они указывают на долженствование или предписание: Каждый гражданин обязан; Письменные сделки должны быть подписаны лицами, их совершившими; Вызов экспертов обязателен (Голуб, 1997: 338).

В деловых документах прилагательные этой группы составляют 75% от всех кратких форм, в то время как в научных текстах их употребление отмечается крайне редко, а в художественной речи они практически не встречаются.

В публицистическом стиле также происходит специализация некоторых семантических групп прилагательных, которым отводится особое место в составе оценочной лексики, несущей большую экспрессивную нагрузку. Это такие прилагательные, как дремучий, разнузданный, махровый, оголтелый, обвальный и т.д. В публицистической речи они выступают указателями наивысшей степени качества, передаваемого существительными, к которым относятся.

Однако было бы неверно исключать из состава прилагательных, используемых в книжных стилях, общеупотребительные лексемы, которые, как правило, представлены в любом тексте; например в научной монографии:

Применение математических методов в психологии… сопряжено с огромными трудностями, и прежде всего потому, что построение вероятностной модели явления - достаточно тонкая задача, требующая подчас даже больших усилий, чем последующая работа математика с такой моделью (Голуб, 1997: 343).

В книжных стилях прилагательные, выступающие в чисто информативной функции, не употребляются в переносном значении и не допускают синонимических замен в случае терминологизации, например:

Готовая к выпуску книга включает помимо авторского текста ряд дополнительных текстов.… Поэтому появилась необходимость отличать объем литературного произведения, оплачиваемого автору, от полного объема книги. Для этого введена единица измерения - издательский лист. Для измерения количества бумаги, идущей на изготовление книги, служит печатный лист.

Такое употребление прилагательных, исключающее установку на эстетику речи и преследующее лишь практическую цель, соответствует функционально-стилевой специфике использования морфологических ресурсов языка.

Потенциальные же изобразительно-выразительные возможности имени прилагательного реализуются в художественной и публицистической речи, предоставляющей в распоряжение стилистики обширный материал для наблюдений. Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в названных стилях речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, - самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства (Голуб, 1997: 350).

Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах… (Пушкин). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (Пушкин).

В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (М. Горький). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.

В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Куприн). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах (Голуб, 1997: 351).

В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов - все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел. Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны… ): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».

Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Поэтому замечания опытных писателей о стиле молодых авторов особенно часто касаются употребления прилагательных.

При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву »… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь ». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду» (Голуб, 1997: 352).

Изученный нами материал об особенностях функционирования прилагательных в разных стилях речи стал лингвистическим обоснованием разрабатываемой нами проблемы развития речи младших школьников.

В результате анализа лингвистической литературы установлено следующее:

1. Имя прилагательное как знаменательная часть речи не имеет однозначного решения в аспекте рассмотрения его объёма и содержания. В широком понимании в прилагательное включаются порядковые числительные, отдельные местоимённые слова, которые также обозначают признаки предметов или указывают на них. В нашей работе представлено традиционное понимание имени прилагательного как части речи, обозначающей признак предметов и выражающей его в словоизменительных категориях рода, числа и падежа, в предложении обычно выступающее в функциях определения и именной части составного именного сказуемого.

2. По значению и грамматическим характеристикам имена прилагательные делятся на 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные. Данная классификация используется в школьной практике и принята в нашей работе. Нами рассмотрены и другие классификации прилагательных, в частности, предложенная в «Русской грамматике», которая предполагает деление прилагательных на два лексико-грамматических разряда: качественные и относительные, относительные, в свою очередь, - на собственно-относительные, порядковые и местоименные, собственно-относительные - на непритяжательные и притяжательные. Другой вариант классификации прилагательных предполагает деление их на знаменательные и местоименные; знаменательных прилагательных - на качественные и относительные; относительных - на собственно-относительные и порядковые, собственно-относительных - на непритяжательные и притяжательные.

3. Имя прилагательное, как и имя существительное, имеет грамматические категории рода, числа и падежа. В работе описано различие этих грамматических категорий у названных частей речи: у существительных они семантически значимы, у прилагательных зависят от существительных, не связаны с фактами реальной действительности, в результате чего являются словоизменительными.

4. В речи имена прилагательные играют важную роль. Они обозначают признак предмета, украшают нашу речь, могут выступать средствами художественной выразительности - эпитетами. Богатая и гибкая система прилагательных содержит разносторонние изобразительно-выразительные возможности, которые реализуются эстетической функцией этой части речи. Прилагательное также выполняет информативную функцию и используется для сужения объема понятия, выражаемого существительными, что делает прилагательное незаменимым во всех стилях, но особенно когда возникает необходимость в конкретизации значения, выраженного предметным словом.

В дипломной работе рассмотрена роль прилагательных в различных стилях речи. Прилагательные делают речь более точной, в деталях представляют объект, внешний вид человека, его характер, поступки и т.д. Эта функция прилагательных особенно важна для развития речи младших школьников. Формирование умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи, кроме расширения и обогащения словарного запаса младших школьников, способствует развитию у них умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов окружающей действительности. Решению задач развития речи младших школьников в процессе использования имён прилагательных и посвящена следующая глава.

§ 1 Роль имен прилагательных в речи

В этом уроке вспомним определение прилагательного, каким членом предложения может быть прилагательное, а также выясним его роль в русском языке.

Прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Изменяется по родам [красивый (м.р.) - красивая (ж.р.) - красивое (с.р.)],

Изменяется по числам [интересный (ед.ч.) - интересные (мн.ч.)]

Изменяется по падежам [И.п. - утренний; Р.п. - утреннего; Д.п. - утреннему; В.п. - утренний; Т.п. - утренним; П.п.- (об) утреннем].

Имеет полную и краткую [веселый (полная ф.) - весел (краткая ф.)] формы.

В предложении чаще всего выступает в качестве определения или сказуемого.

Роль имени прилагательного в русском языке очень важна! Прилагательные помогают точно описать предмет, назвать его признаки. Благодаря прилагательным наша речь становится красивой, яркой, интересной.

Прочтите фрагмент из сказки Виталия Бианки «Голубые лягушки»:

Если убрать все прилагательные из текста, то данный фрагмент лишится смысла. Мы не узнаем, что так удивило мальчика. Из текста «уйдут» все цвета: голубой, серо-буро-коричневый, зелёный, светло-голубой. Не узнаем мы и признаков предмета: обыкновенный лягушачий цвет, большая банка, два больших пузыря.

Имена прилагательные несут эмоциональную нагрузку, способны нарисовать перед глазами живую и яркую картину. Например, в стихотворении Генриха Сапгира «Принцесса и Людоед» комический эффект создается при помощи прилагательных-антонимов:

Принцесса

Была прекрасная,

Была ужасная.

Во втором часу,

Заблудилась

Принцесса в лесу.

Смотрит - полянка

Прекрасная,

На полянке землянка

Принцесса

Была ужасная,

Была прекрасная.

Во втором часу,

Заблудилась

Принцесса в лесу.

Смотрит - полянка

На полянке землянка

Прекрасная.

За счет перестановки антонимов «прекрасная» и «ужасная» стихотворение кардинально меняется.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

Прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какой? какая? какое? какие? Прилагательное может быть полным или кратким, изменяется по родам, числам и падежам. В предложении чаще всего выступает в роли определения или сказуемого и служит для более точного описания предмета. Имя прилагательное называет признаки предмета и делает нашу речь более красивой и богатой.

Список использованной литературы:

  1. Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012.
  2. Н.Д. Кучеренко. Тесты по русскому языку. – М.: Лист, 1998.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  4. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях/ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012
  5. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 частях / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
  6. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Халикова Н.В., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2001.
  8. http://festival.1september.ru/articles/615880/

Использованные изображения:

Роль имени прилагательного в речи. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Учитель: Петрова Н.В.


Имя прилагательное, Мы с тобой дружны. Признаки предметов называешь ты. Солнечное лето , Праздничная ель, Зимние забавы, Весенняя капель Всё ты можешь описать И красиво показать.


Проблема: Во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные? Цель: выявить роль прилагательных в различных стилях речи. Задачи: - изучить тексты разных стилей; - выяснить частоту употребления прилагательных и их значение.


Прилагательные используются в разных стилях речи 1.В текстах художественного стиля – 28,4% 2.В текстах публицистического стиля- 18,7% 3.В текстах научного стиля – 4,8% 4.В текстах официально-делового стиля – 3,7% 5.В текстах разговорного стиля- 2%

Тропы (слова в переносном значении) метафора эпитет олицетворение


Хорош зимою русский лес. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах – дышишь и не надышишься чистотой лесного воздуха. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. Сказочная картина! (Соколов - Микитов)


Эпитет В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает лёгкий мороз, хлопьями осыпается серебряный иней Эпитет – это особое, образное определение, отличающееся художественной выразительностью.


У слова СНЕГ более 100 эпитетов! блистающий искрящийся переливающийся ослепительный сверкающий серебристый нарядный чистый бездонный глубокий лёгкий мохнатый мягкий пушистый пышный колючий ноздреватый хрустящий веселый печальный и другие


Метафора Греч. МЕТА – пере- + ФОРО – несу. Метафора - перенесение названия одного предмета на другой на основании их сходства.


Рубиновый глаз Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М.Пришвин.)


Роль метафоры в художественном тексте Метафора в краткой форме создаёт ёмкий образ, открывает новый смысл слова. Метафора придаёт тексту образность, экспрессивность. Метафора помогает приблизиться к разгадке идейного содержания художественного произведения.


Сочинение - зарисовка «Зимнее утро»


Прилагательные в разных стилях речи В текстах публицистического стиля прилагательные используются в прямом значении, они делают информацию наиболее точной и образной. В текстах научного и официально – делового стиля прилагательные используются в прямом значении, так как передают точную информацию. Разговорному стилю прилагательные придают образность и эмоциональность.


Выводы: 1.Прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом разные функции: - передача более точной информации; - создание художественного образа; - обмен информацией по бытовым вопросам; 2.Количество прилагательных во всех стилях языка различно. 3.Невозможно исключить прилагательные из речи, т.к. они делают информацию более полной, а речь образной, красивой.


Всем спасибо за внимание!

Урок русского языка в 3 классе
Тема: Роль имени прилагательного в речи.

Цели:
Предметные:
- формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»;
- формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в
тексте и в речи;
- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;
Метапредметные:
- показать важность употребления имен прилагательных в русской речи;

регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес

Ход урока

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! – солнцу и птицам,

Доброе утро! – приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех

Я желаю вам много «маленьких удач» и приятного общения на нашем уроке. А нашим гостям получить хорошее настроение от нашего урока.

II. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним по какой большой стране мы путешествуем

Части речи

Посмотрите на экран. Тут зашифрованы 2 слова. Догадайтесь, какие? Слайд

СПУРЩИЕЛСАТГВАИТТЕЕЛЛЬЬННООЕЕ

Существительное, прилагательное

Молодцы, давайте уточним где мы побываем сегодня

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

(Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Слайд А вы внимательно прочитайте и отгадайте, о чем идет речь, посоветуйтесь в группе

Какой ответ?

Имя прилагательное

Так что же такое прилагательное. Давайте вспомним с вами все, что мы о нем знаем. На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Чем является в предложении?

1. имя прилагательное это часть речи.

3.обозначает признак предмета

4. в предложении является определением

(На доске составляется кластер)

Прилагательное определение

Все ли мы знаем об имени прилагательном? Попробуем сегодня открыть для себя что-то новое.

Что вы хотели бы знать?

я бы хотела знать больше, для чего они нужны,

какую роль они выполняют

изменяются ли по родам и числам

Сегодня мы будем исследователями. И узнаем о роли прилагательного в речи.

Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными изучениями)

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи.

Каллиграфическая минутка

А)-Посмотрите на доску. Прочитайте слова.(коллективная работа)

Норка, гладкая, красное, ключ, лисички, рыжий.

Разделите слова на группы, объединив их по общим признакам, запишите в тетрадь.

- По какому принципу вы определили слова в первый столбик?

- Это имена существительные.

- Докажите?

- Они отвечают на вопрос Кто? Что? и обозначают предмет.

По какому принципу вы определили слова во второй столбик?

Это имена прилагательные.

Докажите.

имя прилагательное это часть речи.

2. отвечает на. вопросы Какой?Какая?Какое?Какие?

Открытие новых знаний

Б) Групповая работа.слайд

Ну а теперь давайте наблюдать.. Ваша задача к предложенным именам прилагательным выбрать подходящие по смыслу предмет и записать их.

1группа. Бурый, мо хнатый, ко со лапый. (Медведь)

2 группа. Крупная, красная, спелая (Малина)

3 группа. Ароматное, круглое, слад кое. (Яблоко)

4 группа. Хитрая, рыжая, пуши стая (лисица)

Прочитайте. Что вы сейчас делали? Мы описывали предмет

Какой вывод?

Вывод: имена прилагательные описывают предметы Добавляем в кластер

определение

Прилагательное

Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета

Описывают предмет

– А теперь устно попробуйте описать себя.

(Я смелый, сильный, внимательный, высокий, голубоглазый).

Слайд откройте конверт №1, прочитайте и выполните задание

Работа в парах


Какой день изображен на первой картинке, на второй?

Какие прилагательные помогут нам описать погоду, ветер, настроение?

Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Первая пара запишет текст, описывающий первую картинку, а вторая – постарается описать второй пейзаж. (можно вставить и одно слово, и два – по желанию)

Был солнечный весенний день. Дул теплый ласковый ветер. По высокому небу плыли легкие белые облака. Погода была чудесная. И настроение было прекрасное.

Был пасмурный осенний день. Дул прохладный резкий ветер. По низкому небу плыли тяжелые серые облака. Погода была плохая. И настроение было ужасное.

Обсудите в паре, для чего же нужны им.пр.

Вывод:имена прилагательные нужны для точности описания.

(Добавляем в кластер)

определение

Прилагательное

Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета

Описывают предмет

физминуткаТайк оф тачдаун

А теперь давайте поиграем, отдохнем. Я называю слова, если сущ., встает 2 класс, если им.пр. встает 3 класс,если другая часть речи хлопаем

Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть,веселье, веселый, летняя, слушает, снег, снеговой, тает, день, весна, прекрасная, приходит

.Первичное закрепление.(работа в парах)

. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

(Индивидуальная работа).

Перед вами лежит конверт №2. Возьмите из него жёлтую карточку. Прочитайте.

А). Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Согласны ли вы со мной, что это текст? Докажите.

А теперь возьмите зеленую карточку. Прочитайте и сравните с первой.

Б). Наступила ранн яя ве сна. Тает по следний снег . Журчат го во рливые ручь и.

Светит ласко вое сол нце. Летят пе ре летные птицы .

Чем отличается первый текст от второго?

Во втором тексте имеются имена прилагательные.

Выпишите из второго текста словосочетания прил.+ сущ. После выполнения задания поменяйтесь тетрадями с партнерами по плечу по кругу для взаимопроверки. Сималтиниус раунд тейбл

Так для чего же нужны имена прилагательные в нашей речи.

С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания. Они делают нашу речь красивой, яркой, выразительной

Какой вывод сделаем?

Вывод : Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её интересной, яркой.

Определение Украшают речь

Прилагательное

Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета

Описывают предмет

7. Включение нового знания в систему знаний.(работа в группе )

А теперь я приготовила для вас творческое задание. Кто скажет, какой приближается праздник? (8 марта) . Многие из вас будут готовить праздничные открытки. Вот сейчас мы с вами на практике попробуем использовать имена прилагательные в нашей речи. Перед вами тексты для поздравления, но в них пропущены имена прилагательные. Ваша задача вставить их, чтобы получилось красивое поздравление.

Творческая работа. /Тексты выдаются на листочках/.открытка

Мамочка!
Поздравляю тебя с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, и радуют _________________ цветы. Пусть не смолкает _______________ смех и будет у тебя _____________________ настроение.
(пишут)

Итак, давайте послушаем, что у вас получилось.

Подарите радость нашим гостям (дают открытки)

Домашнее задание. Слайд Почтальон

Это почтальон

Вам пришла телеграмма с разноуровневыми заданиями, которые вы должны выполнить дома каждый самостоятельно. Выберите пожалуйста (Конерс) делитесь мнениями

1в.-Д/з тоже будет творческим. Предлагаю вам изготовить открытку для мамы, бабушки или сестрички к празднику. А потом мы проведем в классе конкурс на самую лучшую открытку. Оцениваться будет оформление и текст поздравления. Проявите свою фантазию и творчество.

2в.Запиши текст, дополняя его именами прилагательными. Работу выполни в тетради.

Оживает ___________ лес. В_______ зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица.

8.Рефлексия. Итоги. (обзор кластера)

Итак, давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

Узнать для чего нужны им.пр. в нашей речи.обзор кластера

Какой был девиз С малой удачи начинается большой успех!»

Достигли успехов

Как оценили вашу работу

А теперь я попрошу вас высказать свое мнение об уроке с помощью имен прилагательных.

Урок был (какой?)……., …….., ……. .






…….ельник снегами, как мехом …….ельник снегами, как мехом Опушили ……. морозы, В блестках инея, точно в алмазах, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Задремали, склонившись, березы. Неподвижно застыли их ветки, Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на ……… лоно, А меж ними на ……… лоно, Точно сквозь серебро ………. Точно сквозь серебро ………. …….. месяц глядит с небосклона. …….. месяц глядит с небосклона. И.Бунин И.Бунин


Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Задремали, склонившись, березы. Неподвижно застыли их ветки, Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на снежное лоно, А меж ними на снежное лоно, Точно сквозь серебро кружевное. Точно сквозь серебро кружевное. Полный месяц глядит с небосклона. И.Бунин И.Бунин




1 группа: выписала словосочетания с прилагательными, уточняющими прилагательными, уточняющими значение существительных, значение существительных, определяющими их среди однотипных. определяющими их среди однотипных. 2 группа: выписала словосочетания с 2 группа: выписала словосочетания с прилагательными, помогающими прилагательными, помогающими нарисовать живую образную картину нарисовать живую образную картину действительности действительности


Речевая разминка Снежное лоно Снежное лоно Лоно- грудь, утроба, недра, как символ ласки, нежности, материнства, в некоторых случаях (ложе, кровать) Лоно- грудь, утроба, недра, как символ ласки, нежности, материнства, в некоторых случаях (ложе, кровать)утробанедрасимволматериутробанедрасимволматери












Этимологическая страничка Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и его перевод – «нечто покинутое», «прибавляемое», «приложенное». Само греческое слово «эпитет» - это образное сравнение, у нас тоже применяется в литературе. И почти каждое прилагательное является эпитетом. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и его перевод – «нечто покинутое», «прибавляемое», «приложенное». Само греческое слово «эпитет» - это образное сравнение, у нас тоже применяется в литературе. И почти каждое прилагательное является эпитетом. 24