Болезни Военный билет Призыв

Развиваем красноречие. Как развивать красноречие ребенка. Упражнения по технике речи

Красноречие - качество, которым в наши дни полезно обладать не только представителям определенных профессий: политикам, педагогам, телеведущим. Одни люди наделены им от рождения, другие вынуждены долго и упорно добиваться его развития. Как развить красноречие тем, кто пока не владеет искусством говорить красиво? Упражнения, собранные в статье, помогут в этом.

Как развить красноречие: эффективное упражнение

Упражнение, которое часто рекомендуют на курсах ораторского мастерства, может показаться забавным, однако дает превосходные результаты. Как развить красноречие, не посещая специальные тренинги? Нужно выбрать какой-либо предмет скажем, кастрюлю, а затем максимально подробно описать его, выражаясь красивым литературным языком.

Люди, у которых вызывает сложности это задание, могут начать с трехминутного описания. Время постепенно увеличивается, пока человек не научится говорить об одном и том же предмете в течение получаса, не повторяясь в своих мыслях и не прибегая к одним и тем же характеристикам.

Работа со словарем

Как развить красноречие с помощью словаря русского языка (любого)? Исследования показали, что среднестатистический человек в повседневной жизни использует около 4 тысяч слов. В результате люди не способны выразить мысли, возникающие у них, из-за нехватки словарного запаса. Проблема имеет простое решение - заучивание наизусть новых слов.

Необходимо приобрести небольшой словарик, который легко носить с собой, и ежедневно заниматься с ним в свободные минуты. Можно поставить себе задачу - каждый день запоминать значение не менее 10 незнакомых слов. Упражнение положительно сказывается не только на красноречии, но и на интеллекте и памяти.

Как развить красноречие, не прибегая к использованию словаря? Расширять словарный запас помогает чтение. Причем штудировать нужно не только художественную литературу, но и научную, справочную, техническую.

Замена слов

Как развить красноречие, чтобы разговаривать свободно на разные темы? Отличные результаты показывает упражнение, связанное с заменой слов. Скажем, нужно взять небольшой текст, а затем все присутствующие в нем глаголы заменить синонимами, соответствующими по смыслу. Аналогичные операции можно проделать со всеми словами: прилагательными, существительными, причастиями. Это упражнение приводит к активизации пассивного словарного запаса, которым человек обладает, но не привык пользоваться.

Похожее упражнение - составление словосочетаний со словами, обладающими противоположным смыслом. Допустим, маленький великан, горький сахар, быстрая черепаха и так далее. Это положительно сказывается не только на красноречии, но и на креативном мышлении.

Еще одно увлекательное упражнение - «расшифровка» слов. Необходимо выбрать слово, а затем вообразить, что оно представляет собой аббревиатуру, которую необходимо расшифровать. Для начала лучше всего использовать короткие слова, далее можно переходить к более сложным. Скажем, лето - «ласковый енот топчет опилки». Сначала можно пренебречь здравым смыслом, и постепенно «перевод» будет получаться все более удачным.

Пересказ

Как развить красноречие? Упражнения, связанные с пересказом текстов, обязательно помогут. Необходимо взять газетную статью, внимательно прочитать ее, а затем изложить содержание заметки в разговорном стиле. Пересказ повторяется несколько раз, история дополняется и расширяется, обогащается новыми подробностями, в том числе и выдуманными. Обязательно высказывается о прочитанной статье. В качестве слушателя можно выбрать зеркало.

Важно, чтобы хотя бы первые десять предложений оказались связными, плавными, без искусственных пауз. Также необходимо научиться передавать содержание текста в единственном предложении. Вместо газетной статьи можно брать параграфы из учебников, главы из книг. Кроме того, полезно описывать увиденные картины, дополняя описание оценкой мастерства художника.

Самая сложная задача - пересказ текста, в теме которого рассказчик абсолютно не разбирается. Однако постоянные тренировки с простыми текстами помогут постепенно освоить и это искусство.

Управление мимикой

Красноречие: как развить в себе этот дар, о котором мечтают многие люди? Обогащение словарного запаса и пересказ текстов обязательно помогут, однако необходимо уделить внимание и упражнениям, которые позволяют научиться управлять своей мимикой.

Встав перед зеркалом, нужно пересказать любой текст (художественный, научный, технический) без эмоций, а затем повторить его, подключив мимику и жестикуляцию. Также полезно многократно проговаривать одну и ту же фразу, постоянно меняя интонации и темп речи.

Как развить красноречие? Этого невозможно добиться, лишь изучая теорию, потому что будущий искусный оратор нуждается в постоянной практике. Необходимо общаться как можно больше, планомерно расширяя круг общения, знакомясь с новыми интересными людьми. Также полезно наблюдать за выступлениями ведущих по телевизору, посещать тренинги и оценивать речи ораторов. Наконец, необходимо уделить внимание развитию собственного чувства юмора, так как удачная шутка послужит украшением любой истории. Добиться этого легко, заучивая наизусть смешные анекдоты и просматривая юмористические передачи.

Как развить красноречие у ребенка? Добиться этого, как и в случае со взрослыми людьми, помогут несложные упражнения. Нужно попросить сына или дочь взять в руки тот или иной предмет, а затем описать его максимально подробно: форма, материал, цвет и так далее. Упростить ребенку задачу помогут наводящие вопросы.

Также взрослым стоит чаще задавать детям вопросы, не предполагающие односложного ответа. К примеру, можно просто поинтересоваться у ребенка, чем он сегодня занимался в садике, а затем внимательно выслушать ответ, поощряя маленького рассказчика к подробностям.

Главное - упражняться регулярно, и тогда результат не заставит ждать себя.

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов - на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов - на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Очень важно правильно дышать. И первые несколько упражнений научат нас этому:

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка и так далее".

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя - не стану есть!

Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса : его силы, подвижности и благозвучности

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

  • Расскажите про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)

Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.

Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.

Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.

Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание . Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.

Продолжение следует...

Красноречие – это не только полезный навык, но и возможность для любого человека комфортно ощущать себя при коммуникациях с обществом. Конечно же, умение говорить – это обязательная часть физиологического развития человека, а вот возможность говорить так, чтобы собеседникам было приятно и интересно слушать оратора – это уже навык, который требует дополнительного обучения и тренировки. В этой статье подробно представлены упражнения для развития речи: какие цели ставит перед собой риторика, как правильно проводить занятия, на что нужно делать упор и т. д.

Для того чтобы , необходимы постоянные занятия и тренировки. Достижение результата напрямую зависит от правильно поставленной цели, поэтому, прежде чем приступать к упражнениям по риторике, нужно четко определиться, какой результат должен быть достигнут.

Общие цели риторических упражнений для детей и взрослых:

  • сформировать культуру речевого поведения;
  • сформировать начальные ораторские умения у детей;
  • развить коммуникативные навыки;
  • научиться речевому этикету;
  • улучшить общую моторику и координацию.

Также стоит отметить, что упражнения по риторике для школьников младших классов также носят воспитательный характер: занятия проводятся, в том числе для того, чтобы воспитать у детей внимательность к чувствам и , научить их проявлять доброжелательность и тактичность к другим людям, побороть их страх перед публичными выступлениями или даже перед проявлением инициативы к диалогу.

Для того чтобы успешно , необходимо обращаться сразу к нескольким методикам развития устной речи. Комплексный подход включает в себя следующие составляющие:

  1. работа по оценочным листам (необходимо для каждого упражнения подготовить специальные чек-листы, по которым будет проводиться оценка содержательности, ясности и выразительности речи);
  2. работа со словарем (нехватка словарного запаса – одна из самых популярных причин проблем с выразительностью речи, поэтому рекомендуется завести специальный личный словарь, с которым нужно изучать по несколько новых слов каждый день);
  3. пересказ и устное изложение (для того, чтобы научиться излагать свои мысли, нужно постоянно в этом практиковаться, поэтому ежедневно рекомендуется вслух проговаривать своими словами какой-либо текст, часть литературного произведения или даже техническую инструкцию, главное – не учить текст, а воспроизводить его из собственной головы);
  4. домашняя презентация (одна из самых эффективных методик, не требующих вмешательства специалиста, это взять самый простой предмет быта – кастрюлю, поварешку, зубную щетку и т. д., и рассказать о ней как можно более интересно, используя литературные средства языка. Домашняя презентация должна получиться интересной и захватывающей, как будто это художественное произведение, а не рассказ о предмете ежедневного использования).

Важно! Представленные выше методики не требуют присутствия специалиста и подходят для самообразования. Эти упражнения по риторике подойдут для студентов, которые готовятся к защите перед аудиторией, или для взрослых людей, которые хотят научиться работать с публикой. Если же речь идет о коррекции речи (особенно у детей), то занятия обязательно должен проводить квалифицированный логопед (по крайней мере, на начальных стадиях, чтобы дать рекомендации для дальнейших тренировок).


Упражнения по риторике

Важно! Представленные ниже упражнения ориентированы на детскую аудиторию, основное направление занятий с применением этих упражнений – это развитие устной речи и коммуникативных навыков.

  • Алфавит. Преподаватель на доске пишет алфавитную последовательность букв (исключая особо сложные – Ъ, Ь, Ё, Ы и т. д.). К каждой букве ученики группы должны придумать несколько слов, которые начинаются именно на нее (если уровень группы – продвинутый, то к буквам участники должны придумать рассказ, все слова в котором начинаются именно на эту букву).
  • Свободная тема. На выступление приглашается один участник, остальные – публика (соблюдается очередность, чтобы каждый ученик в группе побывал и в той, и в другой роли). Преподаватель дает краткую вводную – какую-либо ситуацию, о которой участник должен рассказать (для сложных упражнений это может быть сухой научный факт или даже вычисление). Выступление оратора перед аудиторией должно быть как можно более интересным – публика должна задавать ему вопросы, эмоционально реагировать, спорить и т. д.
  • Иллюстрация жестами. Согласно очередности, каждый член группы выступает и в качестве оратора, и в качестве слушателя. Дается краткая вводная, по которой нужно составить интересный рассказ, и, представляя его аудитории, жестикулировать каждый смысловой фрагмент. То есть, рассказчик должен не только придумать, что он говорит, но еще и показать это – тем самым развиваются не только навыки устной речи, но также и способность к многозадачности, координация движений, общая моторика, логическое мышление.
  • Диктофон. Используется при индивидуальных занятиях для того, чтобы выявить изъяны в речи, учесть особенности произношения и расстановки акцентов, тренировать рефлексивность мышления. На диктофон записывается: чтение текста и его пересказ. Таким образом, можно не только отточить навыки произношения, но и грамотно оценить способности к самостоятельному изложению мысли, выявить области, над которыми необходимо работать, оценить привлекательность своей речи для потенциального собеседника или аудитории.

Правила выполнения упражнений

Для того чтобы риторические упражнения для развития устной речи были эффективны, необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Проводить занятия следует регулярно – несколько раз в неделю, если позволить себе пропускать тренировки или не делать домашние упражнения, то результативность снизится в несколько раз.
  2. Хотя бы на первых занятиях по обязательно должен присутствовать логопед – он подберет самые эффективные упражнения, укажет, на что следует обратить особое внимание, определит, какие области нуждаются в дополнительной проработке.
  3. Каждое упражнение должно быть оценено по чек-листу. Постоянная оценка тренировок позволит выявить динамику в достижении результатов, с помощью которой можно будет выстраивать направление для дальнейших занятий.
  4. Особое внимание следует уделить дыханию. Поставить правильную последовательность вдохов и выдохов при речи должен специалист – особенно это касается выполнения , у которых легкие еще находятся в стадии развития.

Пытайтесь увлекательно и предельно образно, рассказывать о всевозможных случаях и приключениях...

СОВЕТ 1. Дикция. Старайтесь проговаривать каждое слово в предложении медленно и с расстановкой. Говорите как можно дольше при этом постарайтесь все это сделать на одном дыхании.

СОВЕТ 2. По возможности старайтесь читать громко вслух. Это поможет вам лучше усвоить новый материал, так как соединяет в процессе запоминания два ваших органа восприятия – зрение и слух.

СОВЕТ 3. Научитесь легко пересказывать. Прочтите отрывок любого текста, не более пяти предложений и перескажите его при этом, стараясь сделать это дословно, а затем сделайте это собственными словами, самостоятельно выстраивая свою речь.

СОВЕТ 4. Речевое мышление. К свободе любого выступления приводит ни чтение статей и ни заучивание их наизусть, а лишь регулярное упражнение по овладению навыками риторики речи на основе конспекта состоящего из ключевых слов и вашего речевого мышления. Оратор не придерживается имеющихся заготовленных фраз, а наоборот, он одну и ту же мысль произносит снова и снова, но каждый раз делая это по-новому.

СОВЕТ 5. Пытайтесь увлекательно и предельно образно, рассказывать о всевозможных случаях и приключениях. Анекдоты, короткие истории, путевые заметки которые вы рассказываете должны увлечь ваших слушателей.

СОВЕТ 6. Подготовьте деловое сообщение. Короткий отрезок из газетной статьи, в виде ключевых слов пересказав его собственными словами с помощью конспекта этих самых ключевых слов, лучше всего пересказать многократно с различным словесным оформлением.

СОВЕТ 7. Подготовьте речь, выражающую вашу точку зрения. Это может быть любой длительностью не более пяти минут на строго определенную тему: профессиональная цель, хобби и т.д. Употребите в рассказе как можно больше ключевых слов, но при этом постарайтесь заменить их синонимами.

СОВЕТ 8. Регулярно тренируйте вашу память. Каждый, желающий стать оратором, должен тренировать свою память. Возьмите за правило ежедневно что-то запоминать: выучите стихотворение или отрывок из книги, а еще лучше возьмитесь за изучение иностранного языка.

СОВЕТ 9. Подчините себе свою память. Исследования показывают, что укрепление памяти достигается, прежде всего, комплексным воздействием трех основных факторов:

  • концентраций внимания (повышением способности к восприятию);
  • созданием ассоциаций (так называемых «мостиков памяти»);
  • повторением (матерью ученья).

СОВЕТ 10. Определите для себя, как вы лучше запоминаете информацию. Кто-то обладает моторной памятью , как Наполеон, человек, возможно, с лучшей в свое время памятью на имена: он три раза записывал новое имя, затем выбрасывал записку и помнил это имя. Человеку, обладающему акустической памятью , нужно заучивать вслух, ему необходимо слышать, что он учит. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие , является, обдуманное расположение ключевых слов.

СОВЕТ 11. При подготовке речи делайте небольшие паузы (созидательные перерывы). Лучше осваивать новый материал в течение двух дней по часу, чем в течение двух часов за один день. Это происходит потому, что во время перерыва между занятиями подсознание продолжает закреплять новую информацию в вашей памяти.

СОВЕТ 12. Подготавливайте речь в следующем порядке:

Сбор материала;

Отбор материала и его организация;

Обдумывание материала;

Первая редакция ключевых слов;

Стилистическое оформление главной части;

Формулирование вступления и заключения;

Общий контроль;

Окончательная редакция ключевых слов;

Репетиция речи и выступления целиком.