Болезни Военный билет Призыв

Психолог учитель придирается к ребенку. Почему учитель придирается? Заговор на легкую учебу

Обучение в школе для ребёнка – это не только получение знаний, но и опыт социализации в коллективе сверстников и взрослых людей – учителей. Отношения между людьми очень многогранны, поэтому неудивительно, что школьник может столкнуться с негативными проявлениями в свой адрес со стороны учителя: придирчивостью или даже враждебностью.

Как разграничить предвзятое отношение и требовательность

Не всегда чрезмерная требовательность является проявлением предвзятого отношения педагога

Как правило, родители узнают о проблемах в отношениях между педагогом и своим чадом из уст ребёнка. И, конечно, он привносит в рассказ свои субъективные оценки и эмоции, часто подводя черту: «Она (он) меня не любит и придирается». Мамам и папам сложно в этой ситуации разобраться, является ли такое положение вещей объективной реальностью или результатом мнительности или фантазии ученика. К тому же, многие дети требовательность педагога воспринимают как проявление предвзятого отношения. Поэтому родителям очень важно составить правильную картину сложившихся отношений. Для этого:

  • чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
  • обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок);
  • наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).

Таким образом вам удастся понять, какие отношения у вашего школьника с учителями и учениками. А также выяснить, действительно ли учитель предвзято относится к ребёнку, или просто требователен к качеству знаний.

Как психологически настроить ребёнка

Доверие - основа отношений с ребёнком

Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Не исключение и межличностные отношения учителя и учеников. Педагог – такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии. Некоторые учителя любят активных, любознательных учеников, некоторым по душе дисциплинированные тихони. Конечно, профессиональный учитель умеет скрывать свои эмоции, но иногда случаются исключения. В этом случае возникает конфликтная ситуация с тремя участниками:

  • учеником;
  • учителем;
  • родителями школьника.

Задача последних заключается в том, чтобы найти выход из ситуации с минимальными потерями для эмоционального здоровья формирующейся личности. Поэтому очень важно правильно настроить ребёнка в данной конкретной ситуации:

  1. Чаще говорите своему чаду, как вы его любите – ребёнок должен быть уверен, что его принимают и любят самые близкие люди;
  2. Объясните, что любой ребёнок, хоть ещё и маленький – тоже личность, и никто не имеет права его оскорблять, высмеивать или унижать;
  3. Разберите конфликтную ситуацию с максимальной объективностью – в независимости от того, кто был не прав, объясните отпрыску, почему, такое поведение недопустимо;
  4. Попробуйте вместе с ребёнком наметить стратегию поведения в случае, если учитель придирается или допускает оскорбления;
  5. Наметьте план дальнейших совместных действий (разговор с учителем, директором, переход в другой класс или школу) для разрешения сложившейся ситуации.

Какими способами можно избавиться от предвзятого отношения

Родители должны регулярно общаться с учителями

Придирки, предвзятое отношение со стороны учителя, как правило, сами по себе не проходят, поэтому родителям нужно принимать активные меры по разрешению конфликта. Существует несколько способов:

  • открытый разговор с учителем;
  • беседа с представителями администрации (директором, завучами);
  • перевод учащегося в другой класс или школу;
  • публичное освещение проблемы в СМИ.

Разберём каждый из них. Самый простой и правильный выход – разговор с учителем. Определив причины того, почему педагог невзлюбил ребёнка, можно найти совместный путь выхода из конфликтной ситуации. На том, как правильно спланировать беседу с педагогом, остановимся чуть позже.

Если учитель не идёт на разговор или не считает нужным менять своё отношение к ребёнку, то следует обратиться к директору или завучам – возможно, у них будут более веские доводы, убеждающие педагога пересмотреть своё поведение.

Это интересно! Ежегодно около 20% детей переходят в другие школы из-за придирок со стороны учителей.

Когда конфликт слишком затянулся, а отношение учителя отрицательно сказывается на психологическом и эмоциональном состоянии школьника, то имеет смысл перевести ребёнка в другой класс или школу. Однако не стоит видеть в этом способе панацею от любых трудностей – в жизни у вашего чада будет много встреч с неудобными или конфликтными людьми, поэтому не рекомендуется создавать ему тепличные условия в детстве.

Если же учитель не только позволят себе публичные оскорбления, но и применяет физическую силу в адрес ребёнка, и этому есть подтверждение, то такие вопиющие нарушения прав детей должны быть освещены в средствах массовой информации с привлечением социальных служб и правоохранительных органов.

Как правильно построить беседу с педагогом

Мирное разрешение конфликта - главная цель разговора с учителем

Зная о проблеме в отношениях ученика и учителя только от ребёнка, нельзя составить полное мнение о причинах придирок со стороны педагога. Поэтому лучшим выходом будет разговор с учителем. Однако для беседы нужно подготовиться и повести её таким образом, чтобы не усугубить ситуацию. Итак, отправляясь беседовать с педагогом:

  1. Попытайтесь назначить встречу лично, не через администрацию школы.
  2. Выберите правильное время. Лучше всего, если это будет после уроков, но не в конце рабочего дня.
  3. Желательно, чтобы встреча проходила тет-а-тет, но в стенах школы (лучший вариант – кабинет, серьёзные разговоры в коридоре – табу).
  4. Постарайтесь дать понять педагогу, что вы не собираетесь ни в чём его уличать или обвинять.
  5. Начините разговор с обозначения желаемого результата («Мне бы хотелось, чтобы наша беседа повлекла за собой позитивные изменения в отношениях с моим сыном/дочерью»).
  6. Обязательно оговорите тот факт, что признаёте некоторые недостатки своего ребёнка, и мягко направьте разговор в русло признания того, что каждый имеет право на ошибку (в случае, если ваше чадо действительно в чём-то провинилось).
  7. Далее стоит прямо задать вопрос о причинах недовольства вашим ребёнком. Возможно, таким образом учитель «мстит» за какие-то действия в свой адрес со стороны ученика (например, оскорбление).
  8. В зависимости от полученного ответа, разговор может пойти по двум направлениям: взаимопонимание и признание со стороны педагога своих ошибок, или озлобление из-за вашей попытки уличить учителя в непрофессиональном отношении к детям.
  9. Завершить разговор в любом случае нужно, поблагодарив за уделённое время.

В зависимости от того, каких результатов вам удастся добиться беседой с учителем, проще наметить план дальнейших действий.

Несмотря на многочисленные инновации в образовании, во многих российских школах действует принцип: «Учитель всегда прав!». С одной стороны, это оправдано: если учитывать желания всех детей в классе, не хватит времени на обучение. С другой – часто приводит к произволу со стороны педагога. Как вести себя родителям в этой ситуации? На Рамблер/Семье рассказывает психолог Мария Баулина.

Один в поле не воин

Некоторые родители считают, что нужно приучать ребенка к самостоятельному решению конфликтных ситуаций и не вмешиваться в его отношения с учителями. Но большинство школьников, особенно младшеклассников, не обладают достаточными дипломатическими навыками. Довольно часто дети не только не могут найти адекватное решение проблемы, но и усугубляют конфликт или перестают отстаивать свои права. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы показать на собственном примере, как выйти из сложной ситуации без ущерба для своего психологического состояния. Кроме того, активное поведение мамы или папы уравнивает силы конфликтующих сторон, поскольку школьник занимает подчиненное положение и не обладает необходимой свободой маневра. Видя, что родители предпочитают оставаться в стороне, ребенок ощущает себя беспомощным и одиноким.

В то же время, говоря о конфликтах с учителями, мы должны исходить из того, что педагог может быть как прав, так и не прав. Поэтому, прежде чем надевать плащ Супермена и лететь спасать обиженное чадо, необходимо выслушать позицию учителя.

Конфликт с учителем

Не стоит ловить учителя по дороге в школу или заводить разговор о ребенке, случайно встретившись в магазине. Постарайтесь соблюсти правила, принятые в школе, и заранее запишитесь на встречу с педагогом.

Не выносите конфликт ребенка с учителем на публику, поднимая вопрос о нем на родительском собрании. Постарайтесь также не обсуждать проблему с другими родителями. К сожалению, среди них могут найтись «доброжелатели», которые передадут ваши слова учителю в искаженном виде, навредив вашей репутации. Кроме того, важно, чтобы о деталях конфликта не узнали одноклассники ребенка – во избежание сплетен.

Не начинайте разговор с учителем с явных или косвенных обвинений. Лучше начать с нейтральной фразы вроде: «Мне хотелось бы узнать об успеваемости и поведении моего ребенка». Если у педагога есть какие-либо претензии, он их обязательно выскажет.

Устами младенца

Как правило, в любом конфликте точки зрения сторон сильно отличаются друг от друга. Причем это касается не только представлений о том, кто прав или виноват, но и о содержании претензий. Дети часто весьма своеобразно формулируют проблемы, возникающие в отношениях с учителем. Например, ребенок может рассказывать о том, что пользоваться на уроках математики цветными карандашами можно только «звездам», и только так вы узнаете о своеобразном разделении детей в классе.

Многие дети, оценивая отношения с учителем, оперируют такой категорией как любовь. Что поделать, если каждому ребенку хочется, чтобы учитель его любил?! Поэтому, когда школьник говорит о том, что учитель его не любит, важно понять, имеет ли ребенок в виду, что учитель не проявляет любви (что вполне нормально!) или демонстрирует пренебрежение.

Для того чтобы подготовиться к разговору с педагогом, постарайтесь собрать как можно больше фактов. Например, найдите в тетрадях ребенка работы, в которых стоят тройки за несколько помарок при отсутствии ошибок.

Ребенок в школе

Во время разговора с учителем старайтесь держаться с достоинством, каких бы усилий это ни требовало. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину своего ребенка, чтобы снизить накал страстей. Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» сыну или дочери. Если права ребенка ущемляются, необходимо сделать так, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Это гораздо более важная задача, чем заветная пятерка по русскому или английскому.

Даже если знания вашего ребенка с трудом соответствуют тройке, это не дает право учителю прилюдно называть его «бестолочью».

Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не на его эмоциональной оценке ситуации. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы насчет поведения школьника.

Учитывайте не только особенности действий ребенка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Они могут идти вразрез с вашими взглядами на жизнь, однако в данном случае лучше играть на поле противника и по его правилам.

Если преподаватель не производит впечатление «детоненавистника», обратитесь к нему за помощью как к профессиональному и опытному педагогу. Задайте прямой вопрос: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации и что может посоветовать вам и ребенку?

Если с преподавателем не получается конструктивного разговора, не бойтесь перейти на другие уровни решения проблемы. Существуют школьный психолог, завуч, директор, представители департамента образования и т. д.

В некоторых случаях переход в другой класс или школу – это не поражение, а возможность разом избавиться от целого клубка проблем.

Если начальник делает нашу жизнь совершенно невыносимой, мы можем сменить работу, ну или в крайнем случае уволиться и жить бедно, но счастливо. Если же ребенку отравляет жизнь учитель, выхода у него нет, потому что отказаться приходить в школу он не может. Единственное, что ему остается, это обратиться за помощью к родителям. Как же можно помочь ребенку, которого учитель изводит придирками и замечаниями?

Во-первых, надо постараться понять, что стоит за жалобами ребенка. Возможно, жалобы учителя оправданы, и ребенок действительно очень рассеян, забывчив или ленив. Очень часто родители долгое время не замечают проблемы, которые бросаются в глаза учителю. Если поведение учителя действительно можно расценить как беспочвенные придирки, важно пообщаться с родителями других учеников. Как ни печально, но есть шанс, что речь идет просто о своеобразной манере преподавания, от которой в равной мере страдают все ученики. Шансы на перевоспитание учителя очень малы, и, видимо, главным умением, которое ребенок вынесет с этих занятий будет не знание предмета, а способность подстраиваться под разные типы начальства. Тоже, кстати, совсем неплохой навык…

Если после первичного расследования выяснится, что действительно речь идет о придирках, направленных строго на одного ребенка, родителям придется принимать определенные меры. Для начала стоит поговорить с самой учительницей. Нередко обстоятельный спокойный разговор с объяснением того, как тяжело ребенок воспринимает такое отношение и постоянные замечания, кардинально улучшает ситуацию.

Параллельно, конечно, неплохо бы постараться выяснить, что послужило причиной такого поведения учительницы. Очень часто жертвой необоснованных претензий становятся дети, чей багаж знаний опережает эмоциональное развитие. Это умные, развитые, начитанные дети, привыкшие поражать взрослых своими рассуждениями и вызывать неизменный восторг. В классе такие дети нередко говорят без разрешения, спорят с учителем, настаивают на собственном видении вопроса, ставя учительницу в неловкое положение, а иногда и попросту срывая урок. В таком случае, разумеется, нелишним будет обучить ребенка понятиям иерархии, подчинения социальным нормам и этикета.

Если попытка решить ситуацию напрямую не удалась, остается только жаловаться. В первую очередь надо поговорить с классным руководителем, затем со школьным консультантом ("йоэцет"), и, если все это не помогает, – с директором школы. Во многих случаях жалобы и демонстрации однозначной позиции родителей достаточно для того, чтобы учительница научилась держать себя в руках, даже если конкретный ученик ее чем-то раздражает. В некоторых случаях ситуация настолько безнадежна, что проще поговорить с руководством школы о переводе ученика в другой класс.

В классе всегда найдется ребенок, который у одного из учителей вызывает непреодолимое желание придираться и критиковать. Шнурки не завязаны, рубашка или юбка испачканы, предмет не знает, на вопросы не так отвечает, хороших оценок не заслуживает. Каждый урок школьник выслушивает массу отзывов и нотаций о своем неразвитом интеллекте и отвратительном внешнем виде. Каждый раз оценка за ответ не выше тройки.

Издалека ситуация выглядит неприятно. А что делать, если все это касается собственного ребенка?

Выслушайте школьника

Для начала поговорите с ребенком как следует. Не нужно на скорую руку выяснять, в чем состоят обвинения, а после этого отправляться на борьбу за справедливость. Не поддавайтесь минутному порыву хорошенько отплатить любому, кто посмел обидеть чадо. Разберитесь, действительно ли имеют место придирки или недовольство учителя обоснованно.

Лучше всего выслушать примеры конкретных ситуаций, о которых школьник должен рассказать с учетом всех обстоятельств. Как он себя вел, что делал, когда учитель высказал замечания. Как вели себя одноклассники, как ребенок отвечал учителю.

Кроме словесных обвинений нужно постараться найти доказательства предвзятого отношения учителя. Возможно, в тетради ученика найдутся задания, которые были оценены явно ниже, чем следовало.

Кстати, обратите внимание на то, чего хочет ребенок. В одном случае школьнику просто нужно, чтобы его перестали упрекать и оставили в покое. Но иногда он желает, чтобы к нему проявляли любовь и снисхождение. У учителя не останется времени на урок, если он будет со всеми ласково общаться, всех холить и лелеять. Нужно это объяснить школьнику.

Очень может быть, что в некоторых ситуациях ребенок сам провоцировал агрессию учителя. Стоит отметить, что преподаватель не имеет права оскорблять или заниматься рукоприкладством ни при каких обстоятельствах. Но лучше, если родители раз и навсегда объяснят школьнику, что выводить из себя учителя нельзя.

Если ребенок признается, что его поведение было далеко от приличного, лучше убедить его больше так не делать и извиниться перед учителем. Если же, по словам школьника, дисциплину и правила хорошего тона он не нарушал, самое время поговорить с учителем.

Разговор с преподавателем

Заранее выясните у ребенка имя и отчество будущего собеседника. Разговор по телефону или по дороге в школу не даст нужного результата. Нужно идти в школу лично. Если учитель не может поговорить сейчас, нужно договориться на определенное время и день.

Перед встречей подготовьте свои вопросы. Лучше, если они будут записаны на отдельном листе разборчивым почерком. Если выяснение отношений сильно нервирует, всегда хорошо иметь под рукой записку, которая не даст забыть важное.

Явившись на встречу, не начинайте разговор с упреков и тем более с угроз. Самое простое начало разговора: «Я хотел бы узнать об успеваемости и поведении моего ребенка на Ваших уроках». Если у учителя есть претензии, он их сам выскажет. Не нужно воспламеняться жаждой мести, когда учитель будет объяснять свою позицию. Выслушайте все, после чего спросите, есть ли у собеседника какие-нибудь предложения, которые изменят ситуацию. Очень часто преподаватели бросают фразы вроде: «Воспитывать ребенка надо было лучше! Делайте что хотите!», что говорит о непрофессионализме и нежелании решить вопрос мирно.

Если преподаватель не идет на контакт, не опускайтесь до оскорблений или открытой вражды. Вежливо попрощайтесь и уходите. Это вовсе не поражение. Теперь пора обратиться к сторонним наблюдателям.

Третья сторона конфликта

В качестве независимого судьи можно привлечь классного руководителя. Спросите его об учителе. Бывают педагоги, которые никогда никого не хвалят и не поощряют, говорят жестко. Это часть методики, которую применяют многие учителя с богатым опытом. Тогда ребенка нужно будет научить не только не хамить, но и спокойно относиться к происходящему. В конце концов, тройка по одному из предметов никого еще не убивала. А негатив со стороны преподавателя можно слушать вполуха.

В том случае, если ребенок оказался единственным объектом недовольства, нужно попросить классного руководителя помочь разобраться в ситуации, повлиять на коллегу. Нелишним будет обратиться к школьному психологу, чтобы он оценил происходящее с точки зрения психологического здоровья школьника. Совместное влияние родителя, классного руководителя и психолога может повернуть ситуацию в мирное русло.

А как быть, если классный руководитель и есть тот самый вечно придирающийся учитель?

В этом случае имеет смысл поговорить со школьным завучем. Если окажется, что учитель действительно придирается к ребенку совершенно неоправданно, высшее руководство может повлиять на подчиненного. Применить свои рычаги давления, так сказать.

Если все описанные разговоры ни к чему не привели, есть два пути: дойти до Департамента образования или перевести ребенка в другую школу. И тот и другой способ хорош. Каким из них воспользоваться? Это решают только родители, учитывая мнение ребенка.

Распространенные ошибки родителей

  • Самая основная ошибка – бросаться в бой без выяснения обстоятельств. Так делают несдержанные люди, для которых сама конфликтная ситуация интереснее, чем способ ее разрешения. На первых порах родители знают о проблеме только со слов ребенка. Имеет смысл узнать позицию противоположной стороны.
  • Не нужно учить ребенка отстаивать свою точку зрения, не соблюдая правил приличия и уважения по отношению к учителю. Да, школьник имеет полное право защищать себя, но делать это нужно сдержанно и без оскорблений.
  • Не нужно из создавшейся ситуации делать достояние общественности. Пересказав проблему родителям одноклассников, можно не заметить «доброжелателей», которые передадут учителю ваши слова в исковерканной форме. Потом и это придется расхлебывать. Одноклассникам ребенка тоже ни к чему знать о том, что родители школьника принимают меры. Это породит массу сплетен и слухов, которые так любят приукрашивать дети.
  • Иногда родители считают, что их ребенка все должны любить. Такого не было и не будет никогда. Одни люди нравятся, другие раздражают, третьи выводят из себя.
  • Ребенок, хотя он уже и школьник, еще не умеет достаточно грамотно и тактично решать спорные вопросы со взрослыми. Не стоит от него ожидать самостоятельного разрешения проблемы. Дождетесь либо усугубления конфликта, либо серьезной депрессии и нервного срыва у школьника.
  • Распространенный страх – добиться еще большего озлобления со стороны учителя, если пытаться разрешить спор. Ничего этого не произойдет, если родитель действует спокойно, грамотно, аккуратно, но решительно. Если не оскорблять и не устраивать истерик, ни у кого не будет повода отыграться на ребенке.
  • Разбираться в проблеме нужно дотошно, не делая скороспелых выводов. Если ребенку суждено еще учиться в этой школе, ни к чему устраивать сцены, едва разобравшись в проблеме.

В результате

Тактичное и вежливое общение даст нужный эффект. Конфликт с учителем можно решить собственными силами, не привлекая других людей. Чаще всего в таких ситуациях учителя идут навстречу. Но при этом умудряются-таки вставить несколько едких фраз.

| 27.01.2015

Ситуация конфликта «учитель – ученик» неприятная сама по себе, совсем не простая, но, бывает, что и проблема надумана. В этой статье мы разберемся с придирками учителя, а точнее, что ребенок может посчитать придирками.

Материалы по теме:

К сожалению, бывает так, что ребенок не желает ходить в школу по причине плохих взаимоотношений с классным руководителем или другими учителями. У детей довольно развито чувство справедливости, а придирки - несправедливы и оттого особенно обидны. Хотя «придирка» вполне может быть нормальной частью процесса обучения. Но ребенок это не всегда понимает. Проблема во взаимопонимании между учителем и учеником приводит к снижению школьной мотивации. Ребенок может не просто начать хуже учиться, но и прогуливать уроки.

Конечно, хочется обратить внимание родителей на то, что сами по себе жалобы ребенка на учителя не всегда являются показателем того, что педагог к нему придирается. Порой за придирки принимаются вполне справедливые требования выучить заданное, писать аккуратнее, не болтать с одноклассниками на уроках.

Признаки конфликта

Можно определить, что у ребенка сложились напряженные отношения с учителем на ранней стадии по ряду признаков:

  1. Ребенок пренебрегает учебой или каким-то одним предметом, отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведет тетрадь неряшливее, чем обычно.
  2. Ребенок рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о нем, раздражается, когда вы задаете вопросы о его уроках.

Разговор - первым делом

Для начала нужно понять ситуацию, действительно ли педагог придирается, или его требования справедливы. Или даже наоборот, ребенок пытается что-то скрыть и обмануть родителя.

В первую очередь родителям следует уточнить подробности и обстоятельства происходящего недопонимания: почему возникла эта ситуация, а также обсудить варианты решения проблемы.

Дети не всегда рассказывают родителям, что происходит в школе. Если вы видите, что ребенок после уроков расстроен, подавлен или агрессивен, а в тетради за хорошо выполненное задание стоят неудовлетворительные оценки, то есть все основания попытаться разобраться в том, что происходит.

Кстати, поговорив с ребенком, вы узнаете намного больше, чем о его отношениях с учителями. Может оказаться, что , или у него .

  1. Расспросите ребенка. Очень важно понять, является ли конфликт длительным. Бывает так, что плохо выполненная контрольная работа или отказ от участия во внешкольном мероприятии могут послужить началом трудностей.
  2. Не идите на поводу у эмоций. Конечно, каждый родитель готов защищать своего ребенка. Постарайтесь отделить эмоциональное от рационального.
  3. Займите объективную позицию. Согласитесь, что в любом конфликте виноватыми могут оказаться обе стороны. Будьте доброжелательны и уверенно скажите ребенку: «Я понимаю, ты расстроен и обижен. Я готов помочь разобраться и найти справедливое решение. Только, пожалуйста, расскажи все, как было». Дети боятся, что их будут ругать и накажут, что они станут «плохими» и их будут меньше любить. А во избежание - лгут и фантазируют. Дети - те еще врушки, все без исключения. Помните, ребенок не всегда хочет говорить правду, и будет пытаться обойти острые углы, придумав 1000 отговорок, одна из которых: «Ко мне придираются!». Не ругайтесь, но постарайтесь разобраться. Более того, это может стать сигналом тревоги. Особенно если «придираются» все учителя сразу.

Совет ученику . Всегда говори родителям о своих проблемах с учителями. Очень часто именно родители дают правильный совет, как решить ту или иную проблему. Это поможет найти решение, которое устраивает обе стороны.

Что считать придиркой учителя?

Требования к выполнению домашнего задания, изучению материалов, соблюдению школьных правил и т.д. никак нельзя считать придирками. Таков школьный порядок и процесс обучения. Да, кто-то из учителей может быть излишне строго подходить к, например, внешнему виду учеников или школьному распорядку. Многие педагоги очень любят свой предмет, и считают его самым главным. У многих есть любимчики. Однако, профессионал понимает, что дети есть дети, они могут быть непослушными, непоседливыми и неусидчивыми, и у каждого свои способности и интересы, и много чего еще. А вот ставить низкие отметки и одёргивать ученика из-за личной неприязни к нему или его родителю - это уже вопрос совсем другой.

Заниженные оценки

Может случиться, что ребенок, знающий предмет, стесняется, смущается, боится, не уверен и т.д., поэтому его ответ на уроке вышел скомканным, за что и получит оценку ниже, чем рассчитывал. Учитель не увидел знаний, потому что ученик их не показал из-за внутреннего трепета. А ученику-то обидно, ведь учил.

Если ситуация такая, то тут речь не о придирках, а о том, что ребенок не умеет показывать свои знания. В мире взрослых это называется самопрезентацией, и этот навык существенно поможет в будущей . Нужно помочь ребенку этот навык получить. Потренируйте ребенка отвечать на вопросы и показывать свои знания. Ответ всегда звучит убедительнее, если он озвучен бодро и уверенно, без дрожи в голосе. Знание ответа - половина дела, вторая половина - чувство уверенности и правоты.

Совет ученику . Если ты ответил не вопрос недостаточно, но знаешь предмет, спроси у учителя, что именно тому не понравилось в твоем ответе. Не бойся, так ты покажешь, что тебе небезразличен его предмет. Если же ты чувствуешь, что не можешь сходу ответить на вопрос учителя во время урока, стесняешься, потренируйся дома читать учебник и отвечать вслух.

Конфликтная «пустяковина»

Постоянные конфликты на пустом месте, придирки, и даже оскорбительные высказывания из-за ерунды. Может быть на самом деле, или ребенок воспринимает общение с учителем именно так. Многие учителя готовы к диалогу, поэтому важно тут первым делом - спросить учителя: «Что, Марь Иванна, Вы имели ввиду, назвав меня / моего ребенка так-то и так-то?». Да, учитель может сказать что-то резкое, зацепившись за какую-то деталь, и примерив ее к своим стереотипам. Все люди разные, и об одних и тех же вещах они думают и воспринимают их по-разному. Хороший учитель признает свою ошибку и исправит неверное мнение.

Может, учителю показалось, что ребенок не делает ничего на уроке, что-то рисовал, а на самом деле ученик выполнил задание и ему было нечем заняться, а сказать: «Я - всё» постеснялся. Бывает, учителя, встречаясь через многие годы после выпускного с бывшими учениками, говорят: «А вот он был таким разгильдяем, а вон какой толк вышел». А ребенок-то и был любознательным, и учился, но был очень стеснительным и тихим.

Совет ученику . Не стесняйся и не бойся выяснить с учителем, что ему не нравится. Обидки могут привести к тому, что учитель будет несправедлив и получит превратное мнение о тебе. Можно подойти к учителю после урока и поговорить о том, что ты делаешь не так и как следует делать.

Свое мнение

Каждый человек, даже ребенок, имеет право на своем мнение. Нередко учителя придираются к ученикам, которые решают проблему не так, как все. А у ученика может быть своя точка зрения, в соответствии с которой ребенок будет искать новые способы решения задачи. Но из-за того, что мнение ученика отличается от предложенного учителем, последний заранее считает твой ответ неверным. Еще и от одноклассников может прилететь издевательское: «А ты самый умный, что ль?». Если умный, то что в этом плохого? Дураком быть хуже.

Выход из ситуации - объяснить учителю свою точку зрения, и доказать, может даже и на классной доске, что твой способ решения задачи тоже верен. Если в процессе ученик ошибется, учитель подскажет, и они вместе придут к пониманию проблемы.

Совет ученику . Не стесняйся разговаривать с учителем. Да она или она старше, и может выглядеть сурово, но если ты чувствуешь несправедливость, свое мнение нужно объяснить и постоять за себя и свое мнение.

Излишняя мнительность

Бывает ощущение, что учитель уделяет половину урока обсуждению твоей ошибки, внимательнее слушает твой ответ у доски? От такого внимание становится не по себе. Но, может, твой рассказ у доски привлек внимание учителя, потому, что ему приятно слушать, а ученик просто не очень уверен в себе. Или допустил ошибку, которую важно объяснить всем в классе. Работа учителя - учить, доносить знания, а не наблюдать за одним единственным учеником.

Часто ощущение пристального внимания вместе с суждением бывает тогда, когда ученик не достаточно уверен в своем ответе и в себе самом, и ему кажется, что вот сейчас он ошибется, или уже ошибся и не заметил, и над ним начнут смеяться и / или ругать. Поэтому и восприятие учительского внимания у ребенка соответствующее.

Однако, если в разговоре с ребенком вы заметили заниженную самооценку последнего, постарайтесь разобраться, почему ребенок это произошло и решите проблему как можно скорее, чтобы чадо не обросло комплексами.

Совет ученику . Не бойся ошибиться. Все время от времени делают ошибки, и в этом нет ничего страшного. Если же тебе справедливо указали на ошибку, у тебя есть замечательная возможность исправить ее, не нужно на это обижаться.

«Домашка»

Ребенок сделал домашнее задание, а его разнесли в пух и прах и поставили плохие оценки? А как ученик это задание сделал? Может статья, что на коленке за 5 минут до урока. Так что формально «домашка» сделана, а по суть - нет.

Совет ученику . Д елай домашнее задание дома, заранее, вдумчиво, и проверяй. Готовь не только письменные упражнения, но и устные ответы. Если чего-то не понимаешь - обратись к другу или учителю за разъяснениями, к родителям за помощью, поищи ответ в интернете. Будь уверен в своих знаниях - тогда и на самом уроке ты будешь чувствовать себя куда увереннее.

Не сошлись характерами

Есть несколько распространенных моментов, которые присуши многим школьным конфликтам. И все они связаны с человеческим фактором, с конфликтом личностей, темпераментов и стереотипов.

Авторитарные педагоги обычно недолюбливают творческих, раскрепощенных детей. Если такой ребенок высказывает собственное мнение, преподаватель усмат--ривает в этом недостатки воспитания, а когда школьник решает задачу своим способом, его обвиняют в плохом усвоении материала.

Темпераментные учителя могут ждать бурной реакции на свой предмет, но со стороны спокойного ребенка ее не находят, т.к. ученик не достаточно ярко выражает свой интерес.

Педантичные учителя, уделяющие много внимания оформлению тетрадей и внешнему виду учеников, как правило, предъявляют претензии именно к этим деталям.

Если вы знаете, что у ребенка не складываются отношения с педагогом, вмешаться необходимо. Конечно, роль родителей состоит не в том, чтобы отвечать за все проступки ребенка и ограждать его от любых проявлений недовольства со стороны педагогов, но чтобы помочь школьнику разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Не допускайте, чтобы противостояние ребенка и учителя затянулось.