Болезни Военный билет Призыв

Происхождение слова морфемика. Что изучает морфемика. Чередование звуков в слове

Введение


Глагол - это знаменательная часть речи, обозначающая действие или состояние и отвечающая на вопросы что делать? что сделать? При этом понятие действия или состояния трактуется в грамматически обобщенном смысле. Они могут пониматься как физические действия (рубить, строить), перемещения в пространстве (бежать, ходить), деятельность органов чувств (слышать, видеть), физические и душевное состояние, изменение состояния (спать, тосковать, слабеть), становление признакам (зеленеть, краснеть), обозначать речи (говорить, кричать), мыслительные процессы (думать, размышлять). Слова со столь различными лексическими значениями группируются в единую часть речи на основании общего для всех глаголов признака - категориального значения процессуальности.

Глагол как часть речи объединяет слова со значением процессуального признака, или действия предмета. Процессуальный признак - это частеречная, категориальная семантика. Ее имеют все глаголы. Особенности этой семантики выявляются при сравнении глаголов с существительными и прилагательными.


1. Глагол как часть речи


Глагол - самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка. Глагол наиболее конструктивен по сравнению со всеми другими категориями частей речи. Глагольные конструкции имеют решающее влияние на именные словосочетания и предложения.

Существительное чтение и словоформа читают лексическим значением и называют одно и то же действие, но называют его по-разному: существительное - как независимую субстанцию, совокупность определенных свойств, а глагол - как деятельность предмета (в данном случае человека), т.е. как проявление субстанции, как ее признак. В предложениях под окном зеленеет трава и под окном зеленая трава обозначается одна ситуация, которая, однако, прилагательным и глаголом интерпретируется по-разному: прилагательное называет признак травы как нечто данное природой вещей, а глагол изображает «зеленость» как проявление свойств травы, как реализацию ее потенциальных возможностей.

Обозначение признака, в своем существовании обусловленного предметом, которому он приписывается, является отличительной чертой глагольного значения. Каждый глагол включает в себя анафорическую предметную сему, т.е. отсылает к предмету как источнику действия, что соответствует традиционному определению: "глагол как часть речи называет действие предмета". В личных формах глагола эта особенность проявляется в том, что глагольное окончание предопределяет тип действующего предмета, ограничивает возможности его морфемного выражения (пишу -> я, пишешь -> ты, пишет -> он, она, оно, человек). В неличных формах (инфинитиве, причастии и деепричастии) - в синтаксических связях и синтаксической дистрибуции.

Второй специфической чертой процессуального признака является его охарактеризованность во времени. Это свойство глагольного значения также неразрывно связано с морфологическими категориями глагола, а именно с категориями времени и вида. Значение процессуального признака потому и является категориальным, что оно формируется с опорой на грамматическую оформленность глагола.

Как значение грамматической предметности не совпадает с лексическим значением предмета, так и категориальная семантика действия (процессуального признака) не тождественна с лексической семантикой глаголов. Лексически глаголы могут называть как действия, так и недействия: процессы (гнить), события (жениться), состояния (болеть), отношения (граничить) и др. Но что бы ни называл глагол, глагольный признак дается в отнесенное к его источнику и предполагает временную характеристику.

Как в существительных значение предмета или выражается дважды, лексическим значением основы и грамматическими категориями (стол, книга), или зависит только от грамматического оформления слова (пение, бег, нежность), так и в глаголах значение действия может передаваться и лексически, и грамматически (бежать, пилить, умываться) или только грамматически (иметь, принадлежать, состоять, существовать).

Итак, глагол как часть речи обозначает признак предмета, облигаторно охарактеризованный в двух измерениях: 1) признак дается как результат проявления свойств предмета (см. школьный вопрос к глагольному сказуемому: Что делает - делал - будет делать?), 2) признак имеет временные параметры (последнее свойство глагола иногда определяется словом «динамический»: глагол называет динамический признак предмета). Такова семантическая особенность глагола.

глагол русский язык синтаксический


Глагол богат морфологическими категориями. Одни из них - вид, залог, наклонение, время, лицо - есть только в глаголе. Другие - род, число - являются едиными для глагола и имен. С морфологической стороны глагол специфически характеризуется обязательностью словоизменения. Как уже отмечалось, в языке нет неизменяемых глаголов, хотя у глагола есть неизменяемые формы.

Морфологические категории неодинаково характеризуют разные глагольные словоформы. Одни категории обнаруживаются во всех глагольных словоформах. Их называют постоянными глагольными категориями. Таковы категории вида и залога. Другие категории - наклонение, время, лицо, число, род - имеют не все глагольные словоформы. Их называют непостоянными грамматическими категориями глагола. Наклонение, время, лицо в спрягаемом глаголе неразрывно связаны с выражением синтаксической предикативности, т.е. грамматического значения предложения. Поэтому их называют также предикативными категориями глагола. [Зализняк, 142с.]

В грамматическом строе языка глагол как часть речи оформлен и словообразовательными средствами. Важно, что многие суффиксы образуют только глагольные основы: и-тъ (белить), е-тъ (белеть), а-тъ (охать), ну-ть (охнуть), нича-тъ (лентяйничать) и др.

Глагол богат грамматическими категориями и соответствующими формами, причем у глагола есть категории, которые присущи только этой части речи, категории вида, залога, наклонения, времени, есть и общие с другими частями речи категории - категории числа, лица, рода.

Морфологические категории глагола различаются по составу охватываемых ими форм. Категории вида и залога присущи всем формам глагола, включая причастия и деепричастия. Остальные морфологические категории присущи только определенным формам. Категорией наклонения обладают все спрягаемые формы, но она не свойственна формам инфинитива, причастий и деепричастий. Категория времени присуща лишь формам изъявительного наклонения, но отсутствует в формах сослагательного и повелительного наклонения. Категория лица свойственна формам изъявительного наклонения (кроме форм прошедшего времени) и формам повелительного наклонения, не обладают данной категорией формы сослагательного наклонения, инфинитива, причастий и деепричастий.

Категория числа свойственна всем формам глагола, кроме форм инфинитива и деепричастий. Категория рода свойственна в единственном числе лишь формам прошедшего времени и сослагательного наклонения, а также причастиям.

Категории лица, времени, наклонения относят также к синтаксическим категориям (лицо указывает на соотношение между субъектом речи (говорящим) и субъектом самого действия, обозначенного глаголом; время - выражает отношение момента действия к моменту речи о нем; наклонение выражает модальность действия, т.е. отношение действия к действительности, реальности).

Все глагольные формы делятся на две группы: спрягаемые формы и неспрягаемые формы (неопределенная форма, причастие, деепричастие). В Академической грамматике (1980) рассматриваются 3 класса форм:

) спрягаемые формы;

) инфинитив;

) причастия и деепричастия.

Спрягаемые формы противопоставляются по грамматическим значениям наклонения, времени, лица, числа и рода.

Изменение глагола по наклонениям, а внутри наклонений по временам (только в изъявительном наклонении), по лицам (в изъявительном и частично в повелительном наклонении) и по числам, а также по родам (в единственном числе прошедшего времени) и слагательного наклонения) называется спряжением, а образуемые при этом изменения формы называются спрягаемыми (личными).

Неспрягаемые (неличные) формы глаголов (инфинитив, причастия, деепричастия) отличаются от спрягаемых форм отсутствием словоизменительных грамматических значений. Исключения составляют причастия, которые могут противопоставляться по временам (настоящего и прошедшего времени) и залогам, изменяться по родам, числам. Инфинитив и деепричастия представлены одной формой.

Спрягаемые и неспрягаемые формы объединяются в единую систему форм глагола, т.к. обладают рядом общих признаков:

) общностью лексических залогов;

) общностью видовых и залоговых образований;

) общностью управления;

) общей возможностью поясняться наречием.


Синтаксические функции глагола


Первичной синтаксической функцией глагола является функция сказуемого в глагольном предложении. Существует своего рода симметричность между словоизменительными формами глагола (или тем, что называют финитным, т.е. определенным, глаголом) и их синтаксической ролью. Эти формы не бывают другими членами предложения (речь идет о собственно глагольном употреблении). Подлежащим, дополнением, определением и обстоятельством глагол может быть только в форме инфинитива, причастия и деепричастия, в связи с чем их можно было бы назвать внутричастеречными синтаксическими дериватами.

Основная синтаксическая роль глагола - выражение сказуемого (предиката). Однако синтаксическая функция зависит от формы глагола. Спрягаемые формы глагола используются в синтаксической роли простого глагольного сказуемого (Здесь родилась я) и составного глагольного сказуемого (Дети могут спать спокойно). Поэтому спрягаемые формы называются предикативными.

Причастия в полной форме выступают в предложении в роли согласованного определения (Над бушующим морем проносились чайки), а в краткой форме - в роли именной части составного именного сказуемого (Вся комната янтарным блеском озарена) (П).

Деепричастия выступают в роли различных обстоятельств (Над мостовой летают ласточки, почти касаясь земли изогнутыми крыльями), а также второстепенного сказуемого (Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом) (Ф. Тютчев). Так как причастия и деепричастия выступают в роли второстепенных членов, их называют атрибутивными.

Инфинитив (лат. infinitivus- неопределенный) входит в систему глагольных форм, хотя и отличается весьма своеобразной структурой. Инфинитив обозначает действие в самом общем виде, без отнесения его к какому-либо субъекту. Семантически инфинитив (неопределенная форма) аналогичен именительному падежу имени существительного со значением действия: ловить - ловля <#"justify">Инфинитив имеет свои формальные показатели - аффиксы -ть, -ти, -сти, (-сть), -чь. Инфинитивные показатели квалифицируются по-разному: -ть, -ти определяются как суффиксы (так как инфинитив - неизменяемая форма глагола), и как окончание (поскольку они отбрасываются при образовании глагольных форм и не входят в основу). [Виноградов, C. - 584-596]

Нет единой точки зрения и в отношении -чь. В книге «Современный русский язык», учебном пособии-справочнике по русскому языку для студентов факультетов филологии педвузов и университетом под ред. М.А. Хегай (Т., 1995) -чь рассматриваются как часть основы, формообразующий аффикс - нулевой: беречь, стеречь. В учебнике «Русский язык» под ред. Л.Ю. Максимова (М., 1987) -чь квалифицируется как часть корня и суффикс, т.е. налицо наложение.

Самым распространенным является аффикс -ть, развившийся из -ти. Суффикс -ти имеет небольшая группа бесприставочных глаголов на -з, -с (везти, нести) только под ударением.

Аффикс -сти выделяется в инфинитиве глаголов с основой настоящего времени на т (мету - мести), д (веду - вести), б (гребу - грести). По мнению ученых, этот аффикс сложился в общеславянскую эпоху в результате фонетического изменения групп согласных тт>ст, дт>ст и последующего перехода звука с от основы к аффиксу инфинитива -ти.

Вариант этого аффикса -сть имеет некоторые глаголы с неподвижным ударением на основе прошедшего времени: клали - класть, пали - пасть и т.д. Употребление неопределенной формы на -сть вне указанных случаев придает речи характер разговорный и просторечный: Всем домом правила Параша, поручено ей было счеты весть (А. Пушкин).

У глаголов с основой на заднеязычные г, к неопределенная форма заканчивается на -чь, представляющее результат древнего фонетического изменения группы согласных кт и гт и редукции гласного и, а затем исчезновения его (ср.: пек -ти - печь, лег -ти - лечь). Суффикс -чи исчез, встречается лишь в просторечии и художественной литературе, например: Беда, коль пироги начнет печи сапожник (И. Крылов).

Синтаксические функции инфинитива различны. Он может выступать в роли любого члена предложения: подлежащего и сказуемого (курить - здоровью вредить), главного члена безличного предложения (Вам и не видать таких сражений) (М. Лермонтов), определения (Желание учиться никогда не покидало его (М. Горький); дополнения (Прошу освободить меня от занимаемой должности), обстоятельств (Я вам старинный сват и кум, пришел мириться к вам (И.Крылов).

Все глагольные формы, за исключением будущего сложного образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы находится путем отбрасывания суффикса -ть, -ти.

От основы инфинитива образуются: формы прошедшего времени изъявительного наклонения (чита(ть)+ л), формы сослагательного наклонения (чита(ть)+л бы), причастия прошедшего времени действительного залога (написа+вш+ий), причастия прошедшего времени страдательного залога (написанный), деепричастия (от основы глаголов совершенного вида: написа+в).


Лексико-семантические категории глагола


Семантическая структура глагола более емкая и гибкая, чем все другие грамматические категории. Это свойство глагола зависит от особенностей его грамматического строя.

Глагол семантически характеризуется тем, что обозначает действие (процесс) в его отношении к лицу или предмету, которыми это действие осуществляется. Важнейшей синтаксической ролью глагола является то, что он выступает сказуемым; наиболее типичные глагольные формы и употребляются только как сказуемое. Глагольные формы, сближающиеся с другими частями речи, могут быть другими членами предложения: подлежащим, дополнением, обстоятельством. Глагол располагает наиболее разнообразным управлением. Глагол обладает многочисленными грамматическими категориями, большая часть которых тесно связана с его семантикой и принадлежит только ему. Таковы категории лиц, выражающие отношение действия к деятелю; времен, указывающие, как протекает действие во времени; наклонений, устанавливающие отношение действия к реальности; видов, детализирующие протекание действия в отношении к его ограничению, результату, повторности; залогов, выражающие отношение действия к субъекту и объекту. Категории числа, а также рода у глагола являются общими с другими частями речи и обычно, как у прилагательных, служат средством согласования с существительным. [Храковский, Володин, С. - 108-131]

Глагол располагает разветвленной системой форм, имея изменения по наклонениям, временам, лицам, числам, родам. Для словообразования глагола характерно широкое использование приставок.

Лексическое значение слова неизбежно заключает в себе понятие об этом предмете или явлении, находящееся в определенной связи с другими понятиями». Предметно-понятийное содержание является важнейшим компонентом семантики слова, без которого невозможно его функционирование как средства языковой коммуникации.

Рассматривая проблемы семантических отношений членов внутри ЛСГ, А. Сентенберг вводит понятие лексико-семантической парадигмы (поля), так как рассматривает ее члены как составляющие один доминантный признак в комплексе с другими, его сопровождающими.

Ключевым словом, в первую очередь, является слово-доминанта ЛСП. Доминанта в составе лексико-семантической парадигмы (ЛСП) представляет собой ее системообразующее качество, которое «сообщает» семантическую тему всей парадигме. И эта семантическая тема, отражая определенный кусочек peальной действительности способствует наличию двусторонней связи лексемы как члена ЛСП, т.е. выводит понятие семантической значимости за пределы чистых системны отношений. Ибо «попытки свести ceмантическую проблематику к изучению только... системы „чистых отношений" в языке, „освобожденных" от „содержательной субстанции" (= значения), приводят к крайнему структурализму в семантике, фактически к отказу от рассмотрения языка как особой формы отражения действительности. Соотнесенность различных аспектов семантики слова (или различных аспектов его лексического значения) в современной лингвистике не вызывает сомнения. Как указывает Л.А. Новиков, «...различные аспекты (или различные виды) значения тесно связаны и взаимодействуют в пределах единого целого - лексического значения единицы... Их взаимосвязь и взаимоотраженность объясняется тем, что они по-разному, с разных сторон характеризуют одну и ту же сущность.

Семантическая индивидуальность лексических единиц как членов определенных ЛСП во многом определяется и соответствующими деривационными связями. В условиях парадигматической соотнесенности в движение приходят все уровни их семантических структур. И только на пересечении всех этих разноуровневых контактов каждая лексическая единица как член определенной ЛСП обнаруживает то, что мотивирует ее место в данной языковой системе, - свою семантическую значимость. В своих работах Д.Н. Шмелев приходит к признанию еще более сложного объема понятия семантической значимости: в качестве одного из важных критериев ее выделения наряду с парадигматическими и синтагматическими факторами им выдвигается фактор эпидигматический (или деривационный).

Итак, «между словами и их значениями существуют весьма различные связи, в своей совокупности составляющие лексико-семантическую систему языка, не замкнутую и подвижную, развивающуюся через преодоление разного рода противоречий».Эта система, в отличие от систем других языковых уровней, очень многочисленна, содержит тысячи, десятки тысяч слов, зачастую весьма разнообразных по семантике. Это создает объективные трудности (причем, весьма значительные) в установлении собственно языковой значимости каждой лексической единицы, которые выступают особенно рельефно при количественном сравнении лексико-семантической и, например, фонологической систем.

Исходя из того, что семантическая значимость выявляется не только через связь с внеязыковой действительностью и что се сущность в значительной мере определяется и собственно языковыми системными связями лексической единицы, мы в качестве структурной языковой организации, обеспечивающей наибольшую эффективность соответствующих сопоставлении признаем лексико-семантическую группу (ЛСГ), понимая ее, вслед за Ф.П. Филиным, как «совокупность слов, имеющих близкие (в том числе противопоставленные - антонимы) и идентичные значения с разными оттенками, дифференциальными признаками (синонимы)».

Лексические единицы включаются в определенное семантическое поле на основании того, что они содержат объединяющую их архисему.

Элементарным семантическим микрополем является лексико-семантическая группа - относительно замкнутый ряд лексических единиц одной части речи, объединенных архисемой конкретного содержания. Л.А. Новиков дает следующее определение семантическому полю: «Иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением и отражающих в языке определенную понятийную сферу. С точки зрения идеографического (ономасиологического) описания языка, то есть в направлении от заданного смысла (содержания) к средствам его выражения, лексику можно представить в виде системы взаимодействующих семантических полей, которые образуют сложную и специфическую для каждого языка «картину мира», определяемую его внутренней формой».

В ЛСГ входят слова одного лексико-грамматического класса, отличающиеся общностью одного из дескриптивных признаков их значения, чаще всего видо-родового.

Традиционно ЛСГ включает слова одной части речи (главным образом глаголы), которые объединены общим дескриптивным родо-видовым признаком и противопоставлены по каким-либо другим различительным признакам.

Как мы помним из определения Ф.П. Филина, синонимические и антонимические отношения - два наиболее важных, конструктивно значимых вида семантических связей слов в структуре лексико-семантической группы.

В настоящее время в определении синонимов среди существующих различных точек зрения отчетливо выявились две: согласно одной из них, синонимы - это слова с близкими, но разными значениями, согласно другой, синонимы - слова с тождественными значениями.

Говоря о конструктивной значимости обеих указанных тенденций для ЛСГ и ее членов, необходимо подчеркнуть органическую соразмерность их действия. Если происходит усиление одной из тенденций, например, тенденции к семантическому уподоблению и, как следствие крайнего усиления, появление абсолютных синонимов, то существование их длится недолго: вторая тенденция - к семантической дифференциации - своевременно «восстанавливает равновесие сил» в системе, уничтожая создавшуюся в ней лексическую избыточность. «Существование слов, абсолютно идентичных во всех отношениях,- отмечает Ф.П. Филин, - неуловимо кратковременно. При такой идентичности одно слово или исчезает... или между словами начинается дифференциация». Близкую мысль высказывает и Л.А. Брагина, автор крупного исследования в области синонимии. «Дифференциация, - пишет она, - явление объективное, их тождество - явление ситуативное, контекстное, временное».

Если исходить из того, что природа синонимов определяется не тождеством, а близостью значений (о чем мы говорили выше), а стало быть, из признания семантической индивидуальности синонима как члена ЛСГ, то вполне очевидно, что появление позиции регулярной взаимозаменяемости одного члена ЛСГ с другим (или с другими) ее членом становится возможным лишь благодаря его способности к определенной семантической перестройке. Таким образом, явление синонимии можно квалифицировать как устойчиво реализуемую способность определенной лексической единицы - члена ЛСГ - к трансформации значения под воздействием другой (или других) единицы данной системы, в чем как раз и получает наиболее отчетливое выражение указанная выше тенденция к семантическому уподоблению. В плане сказанного наиболее убедительным представляется определение синонимов, данное в работах Д.Н. Шмелева. Приведем одно из последних: «...синонимы можно определить как слова, относящиеся к той же части речи, значения которых содержат тождественные элементы, различающиеся же элементы устойчиво нейтрализуются в определенных позициях. Иначе говоря, синонимами могут быть признаны слова, противопоставленные лишь по таким семантическим признакам, которые в определенных контекстах становятся несущественными». Главное достоинство данного определения состоит, на наш взгляд, в том, что оно репрезентует синонимы не как некие константы, а как элементы, природа которых определяется взаимообусловленными процессами семантического сближения и отталкивания. По сути дела это определение раскрывает не только сущность синонимов, но и шире - сущность синонимии.

В целом под ЛСГ мы понимаем объединение лексико-семантических вариантов слова с однородными, сопоставимыми значениями, которые не подводятся под понятие стилистического ряда.

В современном языке наблюдаются два разных типа образования глаголов:

Глаголы производятся по способу суффиксального (и значительно реже комбинированного, префиксально-суффиксального) словообразования: от основ других частей речи (любовь - любить, важность - важничать). Из проанализированных, таких глаголов оказалось 37%.

Чаще всего и больше всего глаголы образуются от основ имен существительных, прилагательных и числительных. В особую небольшую группу замыкаются глаголы, производные от междометий и от слов, близких к междометиям по функции.

Кроме того, очень продуктивны способы внутриглагольного словопроизводства.

Внутриглагольное словообразование бывает префиксальное (трусить - струсить, гордиться - загордиться). С помощью префиксов образовано 9% анализируемых глаголов.

Семантическая структура глагола более емка гибка, чем всех других грамматических категорий. Это свойство глагола зависит от особенностей грамматического строя глагола. Семантические качества морфологических единиц, в данном случае - глаголов, определяются не только их стилистической окраской. Не менее важны присущие им разного рода дополнительные оттенки, связанные с такими категориями, как стиль.

Среди анализируемых нами слов мы выделили три основополагающих семантических признака: сема положительных чувств, сема отрицательных чувств и сема нейтральных, семантически не обозначенных чувств.


Заключение


Итак, мы выяснили, что глагол - часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида, делятся на переходные и непереходные, изменяются по наклонениям. Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в предложении являются сказуемыми. Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством. Глаголы в неопределенной форме (в инфинитиве) отвечают на вопросы что делать? или что сделать? В неопределенной форме имеют вид, переходность и непереходность, спряжение, имеют окончания -ть, -ти или нулевое.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида - что сделать? Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки. Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет. Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже. Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переход на другой предмет. К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь).

Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными. Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле. В изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда опускается. В изъявительном наклонении несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее и будущее простое.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях. Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами. В условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам. В повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу, употребляются обычно в форме 2-го лица.

В повелительном наклонении не изменяются по временам. Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. В повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном -те. Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание.

В настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи. Могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда. В настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи. При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время. Образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л-. В неопределенной форме на -чь, -ти, -нить (несовершенного вида) образуются формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л-. Изменяются по числам, а в единственном числе - по родам. Во множественном числе в прошедшем времени по лицам не изменяются.

В будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи. Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глагола несовершенного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида. От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое, от глаголов несовершенного вида - будущее время составное.


Список литературы


1.Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1977. - 142 с.

Краткая русская грамматика. - М.: Логос, 1989. - 318 с.

Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: Просвещение, 1999. - 133 с.

Виноградов В.В. Современный русский язык. Морфология. - М.: Просвещение, 1952. - 349 с.

Белошапкова В.А. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 1989. - 508 с.

Современный русский язык Ч 2 Под ред Е.И. Дибровой. - М.: Просвещение, 1995. - 349 с.

Храковский В.С., Володин А.П. Семантика и типология императива Русский императив. - Л.: Владос, 1986. - 268 с.

Шатуневский И.Б. Семантика предложения и нереферентные слова. - М.: Просвещение, 1996. - 402 с.

Виноградов В.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 1972. - 654 с.

Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч. 2. - М.: Просвещение, 1981. - 469 с.

Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1957. - 156 с.

Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М., 1991. - 289 с.

Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. - М.: Просвещение, 1995. - 487 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Структура языка, словно здание, сооружается из отдельных «кирпичиков» - языковых единиц, обладающих лексическим значением. Вот эти единицы - морфемы - и изучает раздел лингвистики под названием морфемика. И словообразование, как более крупная область языкознания, включает ее в себя.

Из чего состоят слова?

Какое бы слово мы не исследовали, оно состоит из морфем - одной или нескольких. Например, в существительном «меню» есть лишь 1 морфема - корневая, а в прилагательном «при/влек/а/тельн/ое» их 5: приставка, корень, два суффикса и окончание.

Морфемика (и словообразование как предмет языкознания) определяет неделимые части слова, рассматривает специфику их строения и изучает их функции в словах.

Классификация морфем

Когда учитель предлагает школьнику речь идет о выделении морфем, из которых оно складывается. В русском языке имеются корень, приставка, суффикс, окончание.

Корень - обязательная часть, без которой слова просто не может быть. Некоторые - состоят лишь из корня (наречия, союзы и предлоги, междометия, неизменяемые существительные).

Приставка - это словообразовательная морфема, она располагается перед корнем (по/бежать) или перед другой Она создает лексемы с новым смыслом.

Суффикс - еще одна морфема, образующая новые слова. Находится после корня (кот/енок, горн/ист).

Окончание - часть слова, которая может менять его форму, но не смысл. Оно располагается после суффикса или сразу после корня. Указывает на род, падеж, число и другие изменяющиеся признаки (памятн/ая встреч/а).

Смысловой фундамент

В морфемике и словообразовании есть понятие «основа». В этом компоненте словесной структуры содержится семантика слова. Основой называется все, кроме окончания, которое не несет лексического значения. У вся лексема является основой.

Как рождаются слова?

Мы увидели, что является предметом изучения морфемики. А что такое словообразование? Во-первых, это сама «процедура» построения новых слов, а во-вторых, лингвистический раздел, изучающий этот процесс. И если систематизация частей слова и схема морфемного членения - задача морфемики, то словообразование ставит своей целью определить, является ли конкретное слово производным, а если так, то от чего и как оно сформировано.

Наука знает три способа сотворения новых слов:

1. При помощи словообразующих морфем - приставочный способ (думать - пере/думать), суффиксальный (стричь - стричь/ся) и приставочно-суффиксальный (стакан - под/стакан/ник);

2. Путь операций с основами - их сложение (труба + провод = труб/о/провод), сокращение основ (заместитель - зам) и сложение с сокращением (заведующий хозяйством - завхоз).

3. Метод смешивания двух вышеизложенных способов, когда используются одновременно словообразующие морфемы и действия с основами. Так появилось слово «знаменосец» (знамя + носить = знам/е/нос/ец).

Иногда словообразованию русского языка и морфемики даже не требуется, чтобы возникла новая семантическая единица. Так появляются имена существительные из причастий и прилагательных: «командующий», «мороженое», «контрольная». Из других частей речи произошли многие наречия.

Теперь, когда мы разобрались с тем, что такое словообразование, перейдем к моделям разбора.

Две версии морфемного разбор

В лингвистике есть два подхода членения слова на морфемы: структурный и смысловой. Первый предполагает, что после выделения окончания и основы необходимо вычленение корня слова, а затем уже других морфем.

Этот способ знает каждый школьник:

1. Слово выпишем из текста, не меняя его формы;

2. Выделим окончание и основу: часть, которая при склонении или спряжении изменяется - окончание, остальное - основа. состоят только из основы.

3. Путем подбора однокоренных лексем определим корень слова;

4. Найдем приставку или несколько, если есть;

5. Выделим суффикс или несколько, если они имеются.

Другой способ разбора слова по составу не отрывает морфемное членение от словообразовательного анализа. Исследование лексемы строится по принципу постепенного «обнажения» корня:

1. Определим, от какой лексемы и каким путем возникло данное слово;

2. Отделим основу от окончания;

3. Снимем с лексемы приставку;

4. Выделим суффикс;

5. Найдем корень.

Такой способ разбора представляется более продуктивным, потому что, понимая, как образовано слово, гораздо легче разглядеть в нем словообразовательные морфемы - приставки и суффиксы. Это для любителей морфемики и словообразования тест на навык синхронного анализа состава слова и его этимологии.

Как сделать

Исследование происходит по схеме:

1. Назовем часть речи, к которой относится слово;

2. Подберем к нему близкие по форме и смыслу лексемы, составим цепочку, в которой видно, от какого слова наш объект происходит;

3. Найдем средство словообразования: лексема появилась при помощи суффикса, приставки, одновременного их использования или другим из известных способов.

4. Укажем, какие процессы (если есть) сопутствовали словообразованию: чередование согласных, интерфиксация соединительными гласными, усечение основы.

В работе над составом и происхождением лексем не стоит забывать об аспектных лингвистических словарях, специализирующихся на словообразовании и морфемной структуре слов.

Морфемика и словообразование.

МОРФЕМИКА

Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Термин «морфема» введен в научный обиход И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1877 г.

Морфема – наименьшая значимая часть слова (в отличие от слога).

Слово состоит из основы и окончания. Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. В основу входят:

1)приставка,

2)корень

3)суффикс.

Познакомимся с новыми морфемами!

4)постфикс (ся/сь): беречь- ся, береги- сь;

5) интерфикс (соединительная гласная) ; сам-о-лет, змее-е-лов, пят-и-летка.

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

! Неизменяемые слова окончаний не имеют:

  • Несклоняемые существительные: кофе, пальто, кино;
  • Неопределённая форма глагола(инфинитив): читать, увидеться, нести, беречь;
  • Деепричастия: рисуя, прочитав, учась;
  • Наречия: вблизи, влево, горячо.

Порядок разбора слова по составу(морфемный разбор):

  1. Определите, к какой части речи относится слово.
  2. У изменяемого слова найдите окончание и определите его значение.
  3. Укажите основу слова (часть слова без окончания и без формообразующих суффиксов (например, суффикс -л- у глаг. в форме прош.времени, формообразующие суффиксы инфинитива).
  4. Выделите корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).
  5. Выделите приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения этих морфем докажите подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.

Пример: Повредит - глагол, обозначает действие - причинит вред. Окончание -ит указывает на то, что этот глагол II спряжения стоит в будущем времени, 3-м лице, единственном числе. Такое же окончание в глаголах висит, сгорит, закричит и пр. Основа слова повред-. Приставка по - неизменяемая на письме. Такая же приставка в словах поговорить, побелить, поворот и др. Корень -вред-. Этот же корень в словах вредный, вредить и т.д.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Словообразование - раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. При словообразовательном анализе необходимо определить, от какого исходного слова и при помощи какого способа образовано данное слово.

Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами словообразования.

Неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль. Различают следующие неморфологические способы:

  1. Переход слова из одной части речи в другую. Пример: учительская(прил.) комната – учительская(сущ.)
  2. Сращение – два или несколько слов сливаются в одно, не изменяясь при этом внешне. Пример: сильно действующий – сильнодействующий
  3. Образование омонимов. Пример: кулак(сжатые пальцы) – кулак(сословие)

Морфологический способ – это способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения к производящей основе различных морфем (приставок, суффиксов) или другой основы. Окончания не входят в число словообразовательных морфем. Различают следующие морфологические способы:

  1. Приставочный : бес порядок ← порядок. Помни! Приставка не меняет часть речи! Чаще всего: Глаголы (воздействует-действует…) Наречия (навсегда – всегда…) Существительное (сверхчеловек – человек…) Прилагательное (гиперактивный – активный….) Местоимение (никогда – когда, нигде – где..)
  2. Суффиксальный : проситель ниц а ← проситель. Помни! Суффиксальный способ чаще образовывает новую часть речи. Чаще всего: Наречия на –о, -е (молниеносно← молниеносный) Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать ← рассмотреть) Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение← положить)
  3. Бессуфиксный – новое слово образуется путём усечения суффикса(зыплыв ← заплывать). Образуются только существительные: а) от глаголов(значение действия) бег←бегать; б) от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….). Чтобы правильно определить данный способ словообразования, необходимо найти в тексте отглагольное существительное(см.а – оно сохраняет значение действия), убедиться в том, что после корня сразу идёт окончание.
  4. Приставочно-суффиксальный: под бород ок ←борода. Образуются: Глаголы (разбежаться – бег…) Прилагательное (беспомощный - помощь…) Существительное (подснежник – снег, поморье – море…) Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый )
  5. Сложение - образование нового слова путём сложения двух или нескольких основ (или целых слов) с соединительной гласной или без неё: пеш е ход ←пеший+ходит, плащ-палатка ←плащ+палатка. Внимание! Не путать с суффиксальным: Земледельческий ← земледелие, суффиксальный

Правило №1 . Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).

Ловушка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).

Правило №2 . Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.

Ловушка ! вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово! Правильно: вход ← входить (бессуффиксный способ).

Помни! При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных: - е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу); Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн). Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н). - шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу); - б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный).

При подборе однокоренного слова помни следующее:

часть речи

от какой части речи может быть образовано

каким способом

существительное

существительное

приставочный, суффиксальный,

приставочно-суффиксальный

Прилагательное

глагол

суффиксальный, бессуффиксный

прилагательное

существительное

суффиксальный, приставочно-суффиксальный

прилагательное

приставочный

глагол

суффиксальный

глагол

глагол

приставочный, суффиксальный

существительное

суффиксальный,

прилагательное

приставочно-суффиксальный

наречие

существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение

суффиксальный,

приставочно-суффиксальный

причастие

суффиксальный

причастие, деепричастие

только глагол

только суффиксальный

Алгоритм действий:

  1. Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти (инфинитив), - л (пр.время) у глаголов).
  2. Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.
  3. Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)
  4. Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

Образец словообразовательного анализа слова:

  1. Загородный . Лексическое значение: находящийся за городом.
  2. Основа слова – загородн
  3. Ближайшее родственное слово – город , его основа – город
  4. Сравним основы: загородн и город . В основе слова за город н выделяются ещё две значимые морфемы: приставка за- и суффикс -н-
  5. Слово загородный образовано приставочно-суффиксальным способом.

18. Морфемика, морфемы, их виды

МОРФЕМИКА - это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом.

МОРФЕМА - это минимальная неделимая значимая часть слова, т.е. за фонетической формой закреплено определенное значение.

В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Первые состоят из основы (т.е. части слова, которая содержит лексическое значение) и окончания (т.е. части слова, которая указывает на отношения данного слова с другими словами в предложении), вторые - только из основы.

В основу обязательно входит ходень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть пщияаки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.

По функции аффиксы делятся на:

Словообразовательные или словообразующие (служат для образования новых слов): антидемократический (словообразовательная приставка), смелость (словообразовательный суффикс),
- формообразующие или словоизменительные (служат для образования форм слов): кошки (окончание), прочитать (формообразующая приставка), быстрее (формообразующий суффикс).

19. Чередование звуков в слове.

При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов:

Чередование гласных:

е - о: везу - возить,
е(е) - о - и: зажёг - поджог - поджигать,
е - а: день - дня,
е - ноль звука: корень - корня,
е-и: завесить - виснуть,
о - а: заря - зори,
о - ноль звука: сон - сна,
о - ноль звука - ы: посол - послать - посылать,
а(я) - им: замять - заминать,
а(я) - ин: занять - занимать,
у (ю) - ов (ев): жую - жевать, клюю - клевать,
у - о - ы: сухой - сохнуть - засыхать,
и - ой: бить - бой,
е - ой: петь - пой и т.д.

Чередование согласных:

г -ж -з: друг - дружить - друзья,
к - ц- ч: лик - лицо - личный,
д - ж - жд: водить - вожу - вождение,
д,т - ст: веду - вести,
ст - щ - с: расти - выращивать - вырос,
к,г -ч: помогу - помочь,
х -ш: глух - глушить,
з -ж: возить - вожу,
зг - зж: брызгать - брызжу,
с-ш: носить-ношу,
б - бл: любить - люблю,
п - пл: купить - куплю и т.д.

20. В зависимости от количества корней в основе слова выделяются:

Простые слова (у них один корень, таких слов большинство),
- сложные слова (у них две и более основ), такие слова могут писаться через дефис (красно-голубой) или слитно (паровоз - два корня соединены соединительной гласной).

21. Однокоренные (родственные) слова - это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож - сторожевой - сторожить» являются одно-коренными, а слова «сторож и сторожи» - это две разные формы одного и того же слова.

22. ЭТИМОЛОГИЯ - это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Предмет ее изучения - источники и процессы формирования словарного состава языка и реконструкция словарного состава древнейшего периода.

23. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.

Способы образования слов.

1. Морфологические способы (является основными в русском языке):

  • аффиксация:

    Префиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова приставки: заболеть),
    - суффиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова суффикса: банщик),
    - префиксально-суффиксальный способ (новое слово образуется путем одновременного прибавления к основе приставки и суффикса: подлокотник);

  • безаффиксный способ (новое слово образуется без аффикса: гниль, взрыв);
  • словосложение (новое слово образуется лутвм сложения слов или основв вагон-ресторан, паровоз);
  • аббревиация (новое слово образуется при помощи сокращения слов: нарком, СССР).

2. Неморфологические способы:

Морфолого-синтаксический способ (новое слово образуется путем перехода слова в другую часть речи; ср.: дежурный ученик - дежурный по классу).

Лексико-семантический способ (новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы, например, «мир» как "вселенная" и «мир» как "состояние без войны").

Лексико-синтаксический способ (новое слово образуется в результате сращения сочетания слов в одну единицу: сейчас - сей час).

Что изучает морфемика?

Морфемика - это раздел науки о языке, в каком изучается состав (строение) слова. См. Как разобрать слово по составу?

Что такое морфема?

Каждое слово есть возможность поделить на малые важные части, именуемые морфемами.

Какие есть части слова (виды морфем)?

  • Приставка,
  • корень,
  • суффикс,
  • окончание,
  • соединительная морфема (интерфикс),
  • постфикс.
  • К примеру, слово подводник состоит из 4 морфем:

  • -вод- - корень, общая часть схожих слов, составляет базу лексического значения слова;
  • под- - приставка, показывает на положение в пространстве - ниже чего-либо;
  • -ник - суффикс, показывает на человека по роду деятельности;
  • нулевое окончание - показывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.
  • Все морфемы, не считая корня, именуются аффиксами, либо служебными морфемами. См. Что такое словообразовательные аффиксы?

    Какими условными знаками обозначаются части слова (морфемы)?

    Для каждой из морфем есть свои условные знаки:

  • см. ссылку - корень;
  • ¬ - приставка;
  • ^ - суффикс;
  • Ø - нулевой суффикс (см. Как отыскать нулевой суффикс в слове?);
  • см. ссылку - окончание;
  • постфикс обозначают или как суффикс, или как перевёрнутый суффикс, или как окончание, или как повёрнутый справа влево символ приставки, так как у учёных-лингвистов и создателей учебников по лингвистике нет одного представления по поводу данной морфемы;
  • соединительную морфему (интерфикс) обозначают или чертой сверху, или чертой снизу (подчёркивают);
  • // - символ чередования (либо /).
  • См. План разбора слова по составу.

    Что такое база слова и окончание? Как отыскать базу слова и окончание?

    Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο », база подчёркнута (за неимением технической способности обозначить их, как принято в лингвистике).

  • Часть слова в отсутствие окончания - это база слова . Окончание в базу не заходит. См. тщательно Что такое окончание как часть слова?
  • Чтоб отыскать базу слова и окончание, нужно слово поизменять, т.е. поставить его в другую форму. Та часть слова, которая остаётся в отсутствие конфигураций, - база. Часть слова, которая меняется, - окончание. Есть слова, которые не меняются; в их нет окончания, всё слово - база. См. В каких словах нет окончаний?
  • Формообразовательные морфемы также в базу не входят: захоте -л-о- сь . См. Какие морфемы относятся к формообразовательным?
  • База слова выражает лексическое значение слова, а окончание - грамматическое значение. См. тщательно Какие грамматические значения выражает окончание?
  • Изменяемые слова состоят из базы и окончания, окончание может быть нулевым (боль- О , бол-и ), а неизменяемые слова состоят только из базы (вчера , шоссе ). См. Какие слова относятся к неизменяемым (список частей речи и форм слов)?
  • В словах с постфиксами и (либо) формообразовательными морфемами база может быть прерывающаяся : купа-ет -ся , как-ой-нибудь, обиде-ть-ся .
  • База слова бывает 2-ух видов - непроизводная и производная . Непроизводная база состоит только из корня: дым-О , син-ий . В состав производной базы, не считая корня, входят и словообразовательные аффиксы: пуш-ист-ый, пятн-ышк-о, меж-зон-альн-ый .
  • Примечание. Трудности вызывает выделение базы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю , стоящими после других гласных либо после мягенького знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к базе, а иной - к окончанию. К примеру, существительное армия [арм’иj-а ] имеет окончание -а, а звук [ j ] заходит в базу. Для того чтоб это доказать, необходимо просклонять слово: в арми, арми[ j-э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Означает, [ j ] - часть базы, поскольку окончание - дифференцируемая часть слова. Исключительно в форме родительного падежа этот звук графически выражен при помощи буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения.

    Что такое корень слова?

    Основная морфема в слове - корень. Корнем именуется общая часть схожих слов, в какой заключено их основное лексическое значение. Корешки бывают свободные и связанные.

    Какие слова именуются однокоренными (схожими)?

    Слова с одним и этим же корнем именуются однокоренными (схожими).

    К примеру, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, обучаться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и потому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к действию «учить».

    Слова кустик, куст, кустарник, кустовой, куститься - однокоренные, потому что содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к слову «куст».

    Что такое словообразовательное гнездо?

    Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.

    Словообразовательное гнездо - это совокупа всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.

    Пример словообразовательного гнезда

    Начальное слово «губерния».

    губерн(и-я) [ губерниj-а ]

    губерн-атор

    губернатор-ш

    губернатор-ств

    губернатор-ск -ий

    губернатор-ствова -ть

    вице-губернатор

    вице-губернатор-ск -ий

    генерал-губернатор ср. генеральный

    генерал-губернатор-ств

    генерал-губернатор-ск -ий

    губерн-ск -ий

    (Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь российского языка. - М., 1990. - Т. 1. - С. 262)

    Как отыскать корень в слове?

  • Чтоб отыскать корень в слове, нужно подобрать однокоренные (схожие) слова и отыскать в их общую часть.
  • К примеру,

    1) в слове переменка выделяется корень -мен- в итоге подбора однокоренных слов мен ять, обмен , замен а и др.;

    2) в слове высказывать корень -сказ- , потому что это общая часть однокоренных слов пересказ ывать, высказ ать, сказ ать, рассказ , сказ ка и т.д.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт) , из 1-го звука (пой ти) либо быть нулевым (единственное слово, в каком нулевой корень - вы-нуть . Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним- ать ).

  • 2. В сложных словах выделяются два и поболее корня.
  • К примеру, газ опровод , вечн озелён ый, бел о-син е-красн ый.

    В сложных словах корень (либо корешки) может быть представлен в усечённом виде.

    К примеру, кор пункт - кор (респондентский) пункт, университет - в (ысшее) у (чебное) з (аведение).

    Какие корешки именуются омонимичными?

    Необходимо уметь различать корешки, совпадающие по звучанию и написанию, однако различающиеся по значению. Такие корешки именуются омонимичными.

    К примеру,

    1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик - корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);

    2) нос, носовой, носик, носище, переносица - тоже корень -нос- , однако слова имеют отношение к части лица «нос».

    Ничего общего меж словами «носить» и «нос» нет, означает, эти две группы слов относятся к различным словообразовательным гнёздам, и корешки в их - омонимичные.

    Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.

    Что такое чередование гласных и согласных в корне? Что такое беглая гласная?

    При образовании новых слов и форм слов в почти всех корнях вероятны чередования звуков (т.е. мена), в итоге чего образуются различные варианты 1-го и такого же корня. Их нужно учесть при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков.

    К примеру,

    1) в словах прос ить, прош у, спраш ивать один и тот же корень -прос- , в каком имеются чередования с//ш и о//а ;

    2) в словах рот - рт а гласная о чередуется с «нулём звука», который именуется беглая гласная .

    Примечание. В том случае один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание целиком заходит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах класса кормл ю (корм ить), любл ю (люб ить), ишакепл ение (слеп ой) л не является новым суффиксом, а заходит в состав корня.

    Упражнения к теме «Омонимичные корни»

    1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод- :

    аква, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.

    Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову вода, во 2-м - слова, схожие слову водить.

    2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор- :

    горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.

    Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову гора, во 2-м - слова, схожие слову пылать.

    Упражнения к теме « Чередование гласных и согласных в корне»

    1. В каком примере верно выделен корень в слове поздравление ?

    1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.

    Ответ: 4) поЗДРАВЛение.

    2. В каких вариантах встречается в российском языке корень слова отец ?

    Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, папе) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .

    3. Дан перечень однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, заградить, загорожено . Сколько тут представлено вариантов корня?

    Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, заградить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).

    4. Отыскать слова с корнями, в каких вероятны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, жеребец .

    Ответ: лев (льва, львиный), орел (сокола, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .

    Источник материала Интернет-сайт

  • rus.1september.ru - статья Е.В. Муравенко «Морфемика».
  • Дополнительно:

  • Морфемный и словообразовательный анализ слова (много примеров, однако анализ глаголов не соответствует школьной программке)
  • Электрические морфемные и словообразовательные словари российского языка
  • Упражнения к теме «Корень слова»
  • Упражнения к теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
  • Упражнения к теме «Основа и окончание»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое связанные и свободные корешки в лингвистике?
  • Как отыскать в слове суффикс?
  • Где отыскать список нулевых суффиксов?
  • Где отыскать список формообразующих морфем?
  • Как отличать производное слово от производящего?
  • Какие есть методы образования слов?
  • Какие есть разновидности сложения как метода образования слов?
  • Как отличить сложение от сращения?
  • Как отличить сложение от суффиксации?
  • Как отличить сложение от сложения с суффиксацией?
  • Что такое аббревиация?