Болезни Военный билет Призыв

Поймите, зачем вам это нужно

Все мы поддерживаем устойчивую положительную самооценку. Она не зависит от того, как реально сложилась наша жизнь. Профессора, рабочие, дворники, заключенные, осужденные на длительные сроки тюремного заключения, больные алкоголизмом и наркоманиями - все склонны оценивать себя положительно. Впервые это доказала канадский психолог Т. Дембо, а в нашей стране ее методику развила известный психолог С. Рубинштейн.

Суть методики изучения самооценки по Дембо-Рубинштейн состоит в том, что человеку предлагают посмотреть 5 вертикальных линий, над каждой из которых надпись: "Ум", "Характер", "Счастье", "Рост", "Трезвость". Затем ему рекомендуют поставить свою отметку на каждой из этих вертикальных линий. Отметка на самом верху - это самые счастливые, самые умные, самые высокие люди, с самым лучшим характером, а в самом низу - самые низкорослые, самые вздорные, самые глупые и самые несчастные. Почти все психически здоровые люди ставят свою отметку чуть выше середины, хотя достижения испытуемых и их реальное место в социальной иерархии различны. Способствует такой устойчивой и положительной самооценке так называемая психологическая защита. О ней необходимо рассказать подробнее.

Термин этот возник в рамках психоаналитической школы. Многие механизмы психологической защиты были описаны 3. Фрейдом. Подробно этот вопрос был разработан дочерью 3. Фрейда Анной Фрейд. Свой вклад в теорию психологической защиты внесли известные ученые-неопсихоаналитики.

Американский социальный психолог Т. Шибутани пишет: "Чтобы восстановить самоуважение, требуются значительные усилия. Когда такие попытки не достигают цели, автоматически активизируются некоторые типические шаблоны поведения. Поскольку они служат для защиты, они обозначаются как защитные механизмы. Хотя это понятие введено в обиход психоаналитиками, не все они понимают, что защищается в этом случае не столько биологический организм, сколько собственное представление о самом себе. Все защитные механизмы имеют отношение к "Я". Они позволяют человеку сохранять чувства личной ценности в собственных глазах".

А. Фрейд считала, что цель психологической защиты - снижение уровня тревоги и страха в ситуации внутреннего конфликта. Механизмы психологической защиты не разрешают конфликта, они лишь снижают уровень тревоги.

Отечественный психолог Ф. Е. Василюк подчеркивает, что процесс психологической защиты носит вынужденный, в большинстве случаев неосознаваемый характер. Отношение психологической защиты к реальности - отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман.

Первый, наиболее распространенный механизм психологической защиты - это вытеснение, а именно - устранение из сознания тех моментов, которые препятствуют наличию устойчивой положительной самооценки. Описал этот механизм З.Фрейд, но и до него люди делали выводы о том, что те факты, которые не нравятся человеку, часто забываются. Вспомним известный случай с английским историком Т. Мэлори. Как-то раз он работал над своей книгой, но вдруг услышал шум драки на улице. Т. Мэлори выбежал на улицу, но драка уже закончилась. Он попытался расспросить прохожих о том, что произошло. Но каждый из прохожих и участников драки излагал события по-разному, в более выгодном для себя свете. Вернувшись в квартиру,
Т. Мэлори бросил рукопись в камин и сказал: "Я не могу точно узнать, что произошло под самыми окнами моего дома минуту назад. Как же я напишу правдивую книгу о истории моей страны?"

Впечатляющий пример эмоционально обусловленного искажения информации дает А. Рюноске в своем рассказе. Произошло убийство. Разбойник убил самурая и изнасиловал его жену. Несколько человек дают показания по поводу случившегося. В числе свидетелей - даже дух погибшего, вызванный с помощью прорицателя. Однако каждый из участников трагедии - жена, дух убитого воина, разбойник - дают противоречивые показания, каждый представляет себя в лучшем свете. И даже бедный человек, случайно наблюдавший эту сцену и рассказывающий о том, как она выглядела в действительности, - тоже лжет. Он не рассказывает о том, что присвоил нож, которым был убит самурай. В данном случае люди лгут друг другу. В случаях, когда действуют механизмы психологической защиты, человек лжет самому себе.

Второй механизм психологической защиты называется проекцией. Уже само название говорит, о чем идет речь. Недостаток, который присущ человеку, им не осознается. Зато он приписывает этот недостаток другим людям. В каждом коллективе можно встретить чрезвычайно энергичную женщину, которая контактирует с многими членами коллектива, она словоохотлива и говорит почти всегда на одну тему. О том, как нечестны, как злы, как непорядочны люди. Никому нельзя доверять. Вот я так уважала Н., говорит она, но я дала почитать ему книгу, и он до сих пор не возвратил ее ("Ну, не ужасно ли это?"). Я была так дружна с Ю., но случайно открыла ящик его стола, и вы не представляете себе, что я там нашла ("Ну, не ужасно ли это?"). В разговорах о человеческой непорядочности и о человеческом зле проходит ее свободное время. Но никто, в том числе и она сама, не задается вопросом: а сама-то она добрый человек? A сама-то она порядочный человек?

По зрелому размышлению приходится согласиться с тем, что нет. Ибо добрые люди, как правило, не склонны осуждать других людей, а порядочные - не заглядывают в ящик стола своих знакомых, даже случайно. Но если спросить у самой героини нашего рассказа, какой она себя считает, мы услышим в ответ, что она самая порядочная, самая добрая и самая искренняя. Свои недостатки она проецирует на окружающих. Такая неосознаваемая проекция называется еще и классической.

Но бывает и иначе. Человек сам осознает, что имеет недостаток. Однако для того, чтобы ему было легче мириться с ним, он приписывает его другим людям. Такой защитный механизм называется рационалистической проекцией. Например, если студент учится плохо и безответственно относится к занятиям, он склонен утверждать, что большинство студентов так же, как и он, не хотят учиться. Если муж неверен своей жене, он утверждает, что большинство мужей также не соблюдают супружеской верности. И если он употребляет спиртные напитки, то склонен приписывать этот порок большинству людей. Больные алкоголизмом даже создали пословицы, в которых отражена такая рационалистическая проекция. Простой пример: "Не пьют только телеграфные столбы, потому что у них перевернуты стаканчики".

Не всегда при проекции другому человеку приписываются негативные черты характера. Если человек добр, мягок, ему присущи черты альтруизма, он видит эти качества и в других людях. Следовательно, проецироваться могут не только отрицательные, но и положительные черты. Проецироваться могут также и положительные эмоциональные состояния. Когда человек счастлив, все вокруг представляются ему счастливыми. Те, кто внимательно прочел роман Л. Толстого "Анна Каренина", прекрасно помнят состояние Левина накануне свадьбы. Он счастлив, разговаривает со своими знакомыми, и во всех лицах также видит выражение счастья. Он искренне убежден в том, что все люди сопереживают ему, что они счастливы его счастьем. Это впечатляющий пример проекции.

Кроме того, существует такой механизм психологической защиты, как фантазирование. Далеко не всегда удается урегулировать психологический конфликт в реальном поведении. Точно так же далеко не всегда мы способны добиться наших жизненных целей. С детских лет нам в этом помогает фантазия. В мире фантазии мы можем пребывать на самой вершине славы, жить в замечательных жилищных условиях, сидеть за рулем прекрасного автомобиля, совершать великое открытие. Наконец, в мире фантазии мы можем выйти победителями из тяжелой конфликтной ситуации. Можем наказать своего врага, можем наградить своего друга. В жизни разных людей фантазия играет различную роль и занимает различное место. Даже у взрослого человека (не говоря уже о детях) фантазия является существенным механизмом психологической защиты.

Польский психолог и психиатр А. Якубик считает, что в фантазии собственное "Я" как бы сливается с идеальным представлением о самом себе. Поэтому в тяжелых жизненных ситуациях возможно бегство в мир фантазии. Бывает и так, что фантазия выносится на всеобщее обсуждение, человек фантазирует публично. Он придумывает себе жизнь. Психиатры называют таких людей псевдологами-фантастами. В тот момент, когда такие люди говорят о своих успехах, о своих чувствах, о фактах своей биографии, они верят в то, что их жизнь сложилась именно так.

Одним из самых распространенных механизмов психологической защиты "Я" является рационализация, попытка разумно объяснить свое поведение в тех случаях, в которых оно разумному объяснению не поддается. Однако такое "разумное" объяснение всегда ошибочно. Приведем такой пример. Начальник на работе накричал на своего подчиненного. Тот, вернувшись домой, кричит на свою жену. Жена, в свою очередь, ругает ребенка. Ребенок пинает ногой собаку. Нас с вами в данной ситуации интересует следующее. Муж кричит на жену. Наверняка он выговаривает ей за какой-то непорядок в квартире, неправильное обращение с ребенком. Вряд ли он скажет ей: "На меня кричали на работе, и теперь я сорву на тебе зло, разряжу свое эмоциональное напряжение". А ведь в действительности дела обстоят именно так. Более того, если мы попробуем разъяснить мужу истинные мотивы его поведения, мы столкнемся с резким сопротивлением. Муж будет доказывать, что у него есть вполне реальные причины для того, чтобы быть недовольным своей женой.

В приведенном нами конфликте, когда муж, получивший отрицательный эмоциональный заряд на работе, устраивает жене скандал, он пытается объяснить свое поведение разумно, он рационализирует агрессивный импульс, который, на самом деле, разумного объяснения не имеет.

Примером рационализации является рассуждение героини романа Л. Н. Толстого "Воскресение" Катюши Масловой. Она считала, что ее профессия необходима людям. Более того, будучи проституткой, она доставляет людям самую высокую радость и таким образом делает доброе и полезное дело. "Она была проститутка, приговоренная к каторге, и несмотря на это, она составила себе такое мировоззрение, при котором могла одобрить себя и даже гордиться перед людьми своим положением.

Мировоззрение это состояло в том, что главное благо всех мужчин, всех без исключения - старых, молодых, гимназистов, генералов, образованных, необразованных, - состоит в половом общении с привлекательными женщинами, и потому все мужчины, хотя и притворяются, что заняты другими делами, в сущности желают одного этого. Она же - привлекательная женщина - может удовлетворять или же не удовлетворять это их желание, и потому она - важный и нужный человек...

Так понимала жизнь Маслова... И Маслова дорожила таким пониманием жизни больше всего на свете, не могла не дорожить им, потому что, изменив такое понимание жизни, она теряла то значение, которое такое понимание давало ей среди людей. И для того, чтобы не терять своего значения в жизни, она инстинктивно держалась такого круга людей, которые смотрели на жизнь так же, как и она".

Такого рода рассуждения, несомненно, являются механизмом психологической защиты.

Два других механизма психологической защиты носят название экстернализация и интернализация. Начнем с экстернализации. Представим себе, что человек робок, нерешителен, застенчив. Ему представляется возможность проявить себя, совершить активное действие. В силу своего характера он сделать этого не может. Каким образом такой человек будет объяснять себе собственную нерешительность? Он скажет, что существуют какие-то внешние причины, которые не позволяют ему проявить самого себя: другие люди против него настроены, кто-то не хочет, чтобы он совершил этот поступок. Причина конфликта переносится изнутри вовне.

Интернализация - это обратный процесс. Человек по своим способностям и возможностям достоин того, чтобы занять определенное место в жизни. Однако чисто внешние обстоятельства мешают ему реализовать себя. В конечном итоге, не добившись своей цели, человек так или иначе обесценивает ее. Классический пример в басне И. Крылова "Лиса и виноград". Лиса отказывается от винограда, убеждая себя в том, что она не хочет его, поскольку виноград "зелен - ягодки нет зрелой". Таким же образом и человек снимает уровень эмоционального напряжения и возвращает себе душевный покой, несмотря на то, что цель не достигнута.

Защита и разрядка

От механизмов психологической защиты следует отличать механизмы психологической разрядки. Наиболее известный из них - так называемая сублимация. Описал ее 3. Фрейд. Энергию инстинктивного влечения, в частности влечения сексуального, человек трансформирует и употребляет на какую-либо общественно полезную деятельность. Это может быть творчество, занятие тем или иным видом искусства либо научной работой. Не случайно законы многих религий запрещали священнослужителям половую жизнь. Энергия, необходимая для служения Богу, не должна растрачиваться на удовлетворение инстинктивных влечений.

Привести пример "несексуальной" сублимации также достаточно легко. Представим себе, что женщина вернулась с работы уставшей, озлобленной. Ей пришлось испытать и давку в общественном транспорте, и стояние в очереди в магазине. И вот она приходит домой. Конечно, она могла бы направить инстинктивный агрессивный импульс на мужа либо на детей, как сделал герой нашего первого рассказа. Но ни мужа, ни детей дома нет, и женщина уходит в ванную комнату, где начинает стирать. Стирает она энергично (трет, колотит белье), приговаривая при этом какие-то отрывистые, а иногда и бранные слова. После такой работы ее настроение улучшается. Агрессивный импульс преодолен. Он вылился в простую, но полезную работу.

Пассивной формой психологической разрядки является изоляция, или ограничительное поведение. В этом случае человек, для того чтобы снять эмоциональное напряжение, выключает себя из тех ситуаций, в которых он мог бы пострадать, где конфликты могли бы вызвать у него обостренное чувство тревоги. Иллюстрируют эту позицию строки из песни В. Высоцкого: "Лечь бы на дно, как подводная лодка, чтоб не могли запеленговать".

Импульсивные, агрессивные действия - значительно менее желательная форма механизма психологической разрядки. В семейной жизни эквивалентом этой формы разрядки является скандал. Каждому из нас приходилось быть свидетелем и, что греха таить, участником семейного скандала. Каковы отличительные особенности этой формы поведения?

Во время скандала люди не стеснены обычными, общепринятыми нормами поведения. Их движения экспрессивны, интонации их голосов также чрезвычайно выразительны. Лица краснеют, руки дрожат, повышается потливость. Создается впечатление, что все сдерживаемые эмоции, как бы одновременно прорвав плотину, вырвались наружу. Но прислушаемся не только к тому, как разговаривают скандалящие, но и что говорят. Они обрушивают друг на друга поток взаимных обвинений, при этом произносят слова, которые не употребляют, очевидно, в обычной жизни. Форма выражения мыслей тоже далеко не та, к которой прибегают люди, когда выясняют отношения в обыденной жизни. И создается впечатление, что та информация друг о друге, которую люди сдерживали, прорвалась наружу, и это выглядит иногда подлинно катастрофично.

Казалось бы, после такого скандала отношения между ссорящимися должны надолго испортиться, но этого не происходит. Подумаем, какие ощущения мы испытываем после подобной ссоры? Это некоторая расслабленность, облегченность и чувство вины по отношению к тому, к кому мы позволили себе такую агрессивную форму поведения. После скандала обычно через короткое время его участники мирятся. Создается впечатление, что имел место "сброс" излишне накопившейся негативной информации и деструктивных эмоций. Люди стабилизировали свои отношения и, может быть, месяцами будут вести себя сдержанно по отношению друг к другу. Есть пословица: "Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке". Можно перефразировать ее так: "Что у обычного человека на уме, то у человека во время скандала на языке". Именно те претензии к супругу, которые никогда ранее не высказывались, которые подовлялись, могут быть выражены во время скандала. Не приходится, впрочем, рассчитывать на то, что супруг удовлетворит эти претензии. В дальнейшем жизнь будет течь по-прежнему, но эмоциональное напряжение явно спадет.

Итак, скандал - это форма разрядки эмоционального напряжения. А вот что пишет о скандале Э. Берн: "Скандал является мучительным, но эффективным способом решения различных сексуальных проблем. Скандал могут начать два любых человека, стремящихся избежать сексуальной близости. Эмоциональная разрядка, которая происходит во время скандала, является замещением той эмоциональной разрядки, которую в норме супруги должны получить при интимной близости". Прав ли Э.Берн? Очевидно, рациональное зерно в его объяснениях есть. Ведь существует пословица: "Милые бранятся - только тешатся". Но, к сожалению, бывают семьи, где единственная утеха "милых" состоит в брани. В этом случае любая попытка одного из супругов добиться сексуальной близости провоцирует другого на неприемлемые формы поведения, и в конечном итоге происходит скандал.

Не всегда скандал может возникать только между супругами. Такого рода поведение возможно и между детьми. Бывает это в таких семьях, в которых родители испытывают достаточно сильное подсознательное влечение к собственным детям, что, по мнению психоаналитиков, встречается далеко не редко. Частые скандалы, которые устраивают отец дочери-подростку, помогают ему подавить и вытеснить имеющееся кровосмесительное влечение. Такого рода суждения фрейдистов можно было бы отбросить как мрачную фантазию, если бы не целый ряд преступлений, совершаемых внутри семей и доказывающих, что такого рода влечения и желания являются реальностью, а не плодом фантазии.

Близкой к классическому скандалу является такая форма психологической разрядки, как инсценированная реакция. Имеющий запас отрицательной эмоциональной напряженности человек как бы ищет такую ситуацию, в которой он мог бы разрядиться. Старый гангстер - герой романа М.Пьюзо "Крестный отец" - говорит своему сыну, что есть люди, которые всем своим поведением просят других, чтобы их убили или избили.

Действительно, активный поиск конфликтных ситуаций не редкость в жизни вообще и в семейной жизни в частности. В быту есть очень точное выражение - человек "цепляется", "нарывается". Кстати, простые бытовые выражения иногда отражают суть психологического конфликта значительно сильнее и точнее, чем специальная терминология.

Механизмы разрядки были объектом исследования многих ученых. А. Якубик пишет о том, что часть возбуждения, которая возникает в центральной нервной системе, вызывает появление экспрессивных действий. Они снижают эмоциональное напряжение и уровень активизации. В дальнейшем такие экспрессивные действия фиксируются как эффективный способ разрядки. Механизмы разрядки индивидуальны и специфичны для конкретного человека. Прежде всего, это физические действия, требующие энергии: танец, борьба. Это также и сильная эмоциональная экспрессия: мимика и пантомимика. Наконец, это агрессия. Она может бьггь словесной и поведенческой. При этом она может быть направлена на неодушевленный предмет, что часто бывает во время семейных конфликтов, и непосредственно на члена семьи.

Наконец, механизмом разрядки может быть повышенный аппетит или жажда. Злоупотребление алкоголем также может быть отнесено к подобным механизмам. Если муж или жена чрезвычайно активны сексуально и ищут себе утешения на стороне, то и здесь чаще всего речь идет о механизме эмоциональной разрядки. Польский психолог и психиатр Т. Рейковский пишет о том, что механизмы психологической разрядки следует понимать просто как эмоциональное поведение. Любое поведение, при котором ведущими являются эмоции, не подчинено законам логики и служит психологической разрядкой.

Английские психиатры Мильман и Гольдман трактуют механизмы психологической разрядки как поведение
типа "дать выход". Они отмечают, что часть подобного рода поведенческих стереотипов носят заместительный характер по отношению к непосредственной деятельности, в том числе и сексуальному опыту. Признаком того, что поведение носит характер психологической разрядки, является чрезмерная живость мимики и жестов, агрессивные действия, громкий голос, непоследовательность суждений, быстрое снятие напряжения в конце скандала либо другой формы эмоциональной разрядки.

А зачем, собственно, себя обманывать? — спросите вы. Вам, может быть, и незачем… А вот мне нужно. Я обязательно объясню зачем, но начну издалека.

«Найдите себе работу по душе, и вам не придется работать ни дня в своей жизни» — так сказал Ницше.

Хороший совет дал немецкий поэт и философ. Я тоже, кстати, немного стихи слагать умею, но вот с тем, чтобы воспользоваться этим романтическим советом — у меня проблема. Дело в том, что мне любая работа не по душе. И все потому, что я очень ленивый. В народе говорят, что каждое движение для ленивого человека — это подвиг. Поэтому больше всего подвигов на белом свете совершают именно ленивые люди.

Не смотря на это, весь мой внутренний героизм не помогает мне избавиться от самой лени и придумать способ, чтобы никогда больше уже не работать. Справляться со сложившейся ситуацией мне помогает самообман.

Нет, я вовсе не люблю обман, как таковой. Предпочитаю горькую правду. Иногда, когда без лукавства ну никак не обойтись — я предпочитаю полуправду… Полуправда — это еще не обман, это просто недосказанная до конца правда…

Человеческая психика нуждается в защите. А чаще всего — в самозащите. Поэтому вы, наверное, уже подозреваете меня в том, что я пытаюсь с помощью четкого приемчика рационализации оправдать свою лень? Так уж устроен человеческий организм, что в собственных глазах — человек всегда очень хороший и справедливый. Чтобы собственное мнение о себе не ослабло — человек склонен проецировать свои недостатки на других, находить своим недостаткам рациональное оправдание и использовать еще несколько механизмов психологической защиты…

Что я могу сказать? Может быть вы и правы в своих подозрениях, но цель моей сегодняшней статьи несколько другая. Я хочу рассказать как с помощью самообмана я заставляю себя выполнять работу.

Должен сказать, что откровенный обман в моем случае не проходит. Это должна быть обязательно полуправда, как я ее определил несколько выше. Чаще всего, в любой работе самое сложное — это ее начать.

Вот я приготовил себе ужин, плотно и вкусно поел и развалившись на стуле — приступил к созерцанию горы перепачканной посуды… Все физические и эмоциональные источники энергии превратились в прошлогоднюю батарейку. Глазки слипаются и мысли движутся в диван. И я говорю себе: «Да ладно, никто не заставляет тебя мыть всю эту посуду. Чтобы снять угрызения совести — достаточно вымыть всего одну сковородку и можно будет слиться с любимым диваном в единое целое…»

Подтаскиваю свое туловище к раковине и включаю воду… Мыть сковородку — пожалуй самое противное… Пока ее шкрябаешь — мытье кастрюль уже перестает выглядеть напрягающим делом. Ну уж, а когда кастрюли помыты — следом тарелки, ложки, чашки — как-то сами-собой перемываются. При этом, в каждый момент времени я глубоко уверен в том, что в любую секунду могу бросить это занятие с тем, чтобы отложить его на когда-нибудь потом.

В этом и есть сила моей полуправды… Утром, когда звонит будильник — я убеждаю себя, что встаю только затем, чтобы его выключить, а потом я обязательно лягу обратно, в теплую постельку. Чаще всего я именно так и делаю. Но зная собственные слабости, будильник я себе завел хитрый. Он, зараза, после нажатия на большую кнопку отбоя — не отстает от меня насовсем. Затыкается он временно… И время это — девять минут.

Через девять минут, противный, громкий, терзающий писк повторяется снова. После третьего или четвертого раза, оказавшись рядом с будильником, я вдруг понимаю, что наконец-то проснулся.

Один из механизмов психологической защиты сработал, когда я узнал, что не одинок. Это так приятно, когда кто-то в чем-то такой же… Один из уважаемых мною людей, как-то поделился с читателями, что когда ему не хочется браться за статью — он тоже себя уговаривает похожим образом. Он говорит себе: «Я не буду писать статью, я напишу только пару строчек и все…». А дальше происходит следующее: работа по написанию статьи плавно затягивает и заканчивается только вместе с окончанием самой статьи.

Хуже дела обстоят с выдвижением моего изнеженного туловища на работу. Здесь я себе способов самообмана еще не придумал. Однако, это не значит, что их не существует. В решении любой задачи самое главное — это грамотно составленное техническое задание. Если творец и придумал деталь, то он должен четко ее изобразить. Например, как на этом рисунке.

Как же избавиться от ежедневного хождения на работу? Честно говоря, решение такой задачки — видится мне также, как изготовление детали по вышепредставленному чертежу.

Никак не могу понять, каким образом: я при своей природной лени — половину срока своей единственной жизни отдаю работе? Нет, я не буду создавать свой бизнес. Я только немного попробую придумать для него идею…

Еще я занимаюсь самообманом, когда дело касается денег. Я должен кучу денег и это несколько омрачает мою жизнь. Прочитал у Кийосаки, что заплатить нужно сначала себе. Что это значит? А это значит, что с любых полученных денег следует откладывать 10%, а на оставшиеся 90% пытаться прожить. Ну и какой смысл откладывать, когда ты должен и 90% отдать за долги и 10% отдать за долги?

А смысл в том, чтобы 10% не отдавать! Тогда они потихоньку накапливаются, создавая иллюзию, что деньги в кармане все-таки есть… Вроде ничего не меняется, но настроение становится лучше. Эффект этого маленького самообмана не лежит на поверхности. Казалось бы какая разница сначала отложить 10%, а потом отдать 90%? Или наоборот, сначала отдать 90%, а потом отложить 10%? Ведь от перемены мест слагаемых сумма-то не меняется!

А давайте проверим, правда ли не меняется сумма от перестановки мест слагаемых? Давайте посмотрим на рисунок из одинаковых фигур. Если сложить все их площади — получится сумма. А если фигуры переставить местами — получается, что сумма-то изменилась?!

Выглядит убедительно. Загадку разгадают те, кто помнит про Пифагоровы штаны, которые во все стороны равны.

Но, согласитесь, этакая полуправда выглядит очень убедительно. Вот такими «хитрыми» способами я и пытаюсь обманывать себя, вернее свою собственную любимую лень. На сегодня у меня все. А как вы, дорогие мои читатели, справляетесь с коварством собственной лени, которая в той или иной степени, свойственна каждому человеку?

Читайте также:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом.

Впервые это доказала канадский психолог Т. Дембо, а в нашей стране ее методику развила известный психолог С. Рубинштейн.

Суть методики изучения самооценки по Дембо-Рубинштейн состоит в том, что человеку предлагают посмотреть 5 вертикальных линий, над каждой из которых надпись: "Ум", "Характер", "Счастье", "Рост", "Трезвость". Затем ему рекомендуют поставить свою отметку на каждой из этих вертикальных линий. Отметка на самом верху - это самые счастливые, самые умные, самые высокие люди, с самым лучшим характером, а в самом низу - самые низкорослые, самые вздорные, самые глупые и самые несчастные. Почти все психически здоровые люди ставят свою отметку чуть выше середины, хотя достижения испытуемых и их реальное место в социальной иерархии различны. Способствует такой устойчивой и положительной самооценке так называемая психологическая защита. О ней необходимо рассказать подробнее.

Термин этот возник в рамках психоаналитической школы. Многие механизмы психологической защиты были описаны 3. Фрейдом. Подробно этот вопрос был разработан дочерью 3. Фрейда Анной Фрейд. Свой вклад в теорию психологической защиты внесли известные ученые-неопсихоаналитики.

Американский социальный психолог Т. Шибутани пишет: "Чтобы восстановить самоуважение, требуются значительные усилия. Когда такие попытки не достигают цели, автоматически активизируются некоторые типические шаблоны поведения. Поскольку они служат для защиты, они обозначаются как защитные механизмы. Хотя это понятие введено в обиход психоаналитиками, не все они понимают, что защищается в этом случае не столько биологический организм, сколько собственное представление о самом себе. Все защитные механизмы имеют отношение к "Я". Они позволяют человеку сохранять чувства личной ценности в собственных глазах".

А. Фрейд считала, что цель психологической защиты - снижение уровня тревоги и страха в ситуации внутреннего конфликта. Механизмы психологической защиты не разрешают конфликта, они лишь снижают уровень тревоги.

Отечественный психолог Ф. Е. Василюк подчеркивает, что процесс психологической защиты носит вынужденный, в большинстве случаев неосознаваемый характер . Отношение психологической защиты к реальности - отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман.

Первый, наиболее распространенный механизм психологической защиты - это вытеснение, а именно - устранение из сознания тех моментов, которые препятствуют наличию устойчивой положительной самооценки. Описал этот механизм З.Фрейд, но и до него люди делали выводы о том, что те факты, которые не нравятся человеку, часто забываются. Вспомним известный случай с английским историком Т. Мэлори. Как-то раз он работал над своей книгой, но вдруг услышал шум драки на улице. Т. Мэлори выбежал на улицу, но драка уже закончилась. Он попытался расспросить прохожих о том, что произошло. Но каждый из прохожих и участников драки излагал события по-разному, в более выгодном для себя свете. Вернувшись в квартиру,

Т. Мэлори бросил рукопись в камин и сказал: "Я не могу точно узнать, что произошло под самыми окнами моего дома минуту назад. Как же я напишу правдивую книгу о истории моей страны?"

Впечатляющий пример эмоционально обусловленного искажения информации дает А. Рюноске в своем рассказе. Произошло убийство. Разбойник убил самурая и изнасиловал его жену. Несколько человек дают показания по поводу случившегося. В числе свидетелей - даже дух погибшего, вызванный с помощью прорицателя. Однако каждый из участников трагедии - жена, дух убитого воина, разбойник - дают противоречивые показания, каждый представляет себя в лучшем свете. И даже бедный человек, случайно наблюдавший эту сцену и рассказывающий о том, как она выглядела в действительности, - тоже лжет. Он не рассказывает о том, что присвоил нож, которым был убит самурай. В данном случае люди лгут друг другу. В случаях, когда действуют механизмы психологической защиты, человек лжет самому себе.

Второй механизм психологической защиты называется проекцией. Уже само название говорит, о чем идет речь. Недостаток, который присущ человеку, им не осознается. Зато он приписывает этот недостаток другим людям. В каждом коллективе можно встретить чрезвычайно энергичную женщину, которая контактирует с многими членами коллектива, она словоохотлива и говорит почти всегда на одну тему. О том, как нечестны, как злы, как непорядочны люди. Никому нельзя доверять. Вот я так уважала Н., говорит она, но я дала почитать ему книгу, и он до сих пор не возвратил ее ("Ну, не ужасно ли это?"). Я была так дружна с Ю., но случайно открыла ящик его стола, и вы не представляете себе, что я там нашла ("Ну, не ужасно ли это?"). В разговорах о человеческой непорядочности и о человеческом зле проходит ее свободное время. Но никто, в том числе и она сама, не задается вопросом: а сама-то она добрый человек? A сама-то она порядочный человек?

По зрелому размышлению приходится согласиться с тем, что нет. Ибо добрые люди, как правило, не склонны осуждать других людей, а порядочные - не заглядывают в ящик стола своих знакомых, даже случайно. Но если спросить у самой героини нашего рассказа, какой она себя считает, мы услышим в ответ, что она самая порядочная, самая добрая и самая искренняя. Свои недостатки она проецирует на окружающих. Такая неосознаваемая проекция называется еще и классической.

Но бывает и иначе. Человек сам осознает, что имеет недостаток. Однако для того, чтобы ему было легче мириться с ним, он приписывает его другим людям. Такой защитный механизм называется рационалистической проекцией. Например, если студент учится плохо и безответственно относится к занятиям, он склонен утверждать, что большинство студентов так же, как и он, не хотят учиться. Если муж неверен своей жене, он утверждает, что большинство мужей также не соблюдают супружеской верности. И если он употребляет спиртные напитки, то склонен приписывать этот порок большинству людей. Больные алкоголизмом даже создали пословицы, в которых отражена такая рационалистическая проекция. Простой пример: "Не пьют только телеграфные столбы, потому что у них перевернуты стаканчики".

Не всегда при проекции другому человеку приписываются негативные черты характера. Если человек добр, мягок, ему присущи черты альтруизма, он видит эти качества и в других людях. Следовательно, проецироваться могут не только отрицательные, но и положительные черты. Проецироваться могут также и положительные эмоциональные состояния. Когда человек счастлив, все вокруг представляются ему счастливыми. Те, кто внимательно прочел роман Л. Толстого "Анна Каренина", прекрасно помнят состояние Левина накануне свадьбы. Он счастлив, разговаривает со своими знакомыми, и во всех лицах также видит выражение счастья. Он искренне убежден в том, что все люди сопереживают ему, что они счастливы его счастьем. Это впечатляющий пример проекции.

Кроме того, существует такой механизм психологической защиты, как фантазирование. Далеко не всегда удается урегулировать психологический конфликт в реальном поведении. Точно так же далеко не всегда мы способны добиться наших жизненных целей. С детских лет нам в этом помогает фантазия. В мире фантазии мы можем пребывать на самой вершине славы, жить в замечательных жилищных условиях, сидеть за рулем прекрасного автомобиля, совершать великое открытие. Наконец, в мире фантазии мы можем выйти победителями из тяжелой конфликтной ситуации. Можем наказать своего врага, можем наградить своего друга. В жизни разных людей фантазия играет различную роль и занимает различное место. Даже у взрослого человека (не говоря уже о детях) фантазия является существенным механизмом психологической защиты.

Польский психолог и психиатр А. Якубик считает, что в фантазии собственное "Я" как бы сливается с идеальным представлением о самом себе. Поэтому в тяжелых жизненных ситуациях возможно бегство в мир фантазии. Бывает и так, что фантазия выносится на всеобщее обсуждение, человек фантазирует публично. Он придумывает себе жизнь. Психиатры называют таких людей псевдологами-фантастами. В тот момент, когда такие люди говорят о своих успехах, о своих чувствах, о фактах своей биографии, они верят в то, что их жизнь сложилась именно так.

Одним из самых распространенных механизмов психологической защиты "Я" является рационализация, попытка разумно объяснить свое поведение в тех случаях, в которых оно разумному объяснению не поддается. Однако такое "разумное" объяснение всегда ошибочно. Приведем такой пример. Начальник на работе накричал на своего подчиненного. Тот, вернувшись домой, кричит на свою жену. Жена, в свою очередь, ругает ребенка. Ребенок пинает ногой собаку. Нас с вами в данной ситуации интересует следующее. Муж кричит на жену. Наверняка он выговаривает ей за какой-то непорядок в квартире, неправильное обращение с ребенком. Вряд ли он скажет ей: "На меня кричали на работе, и теперь я сорву на тебе зло, разряжу свое эмоциональное напряжение". А ведь в действительности дела обстоят именно так. Более того, если мы попробуем разъяснить мужу истинные мотивы его поведения, мы столкнемся с резким сопротивлением. Муж будет доказывать, что у него есть вполне реальные причины для того, чтобы быть недовольным своей женой.

В приведенном нами конфликте, когда муж, получивший отрицательный эмоциональный заряд на работе, устраивает жене скандал, он пытается объяснить свое поведение разумно, он рационализирует агрессивный импульс, который, на самом деле, разумного объяснения не имеет.

Примером рационализации является рассуждение героини романа Л. Н. Толстого "Воскресение" Катюши Масловой. Она считала, что ее профессия необходима людям. Более того, будучи проституткой, она доставляет людям самую высокую радость и таким образом делает доброе и полезное дело. "Она была проститутка, приговоренная к каторге, и несмотря на это, она составила себе такое мировоззрение, при котором могла одобрить себя и даже гордиться перед людьми своим положением.

Мировоззрение это состояло в том, что главное благо всех мужчин, всех без исключения - старых, молодых, гимназистов, генералов, образованных, необразованных, - состоит в половом общении с привлекательными женщинами, и потому все мужчины, хотя и притворяются, что заняты другими делами, в сущности желают одного этого. Она же - привлекательная женщина - может удовлетворять или же не удовлетворять это их желание, и потому она - важный и нужный человек...

Так понимала жизнь Маслова... И Маслова дорожила таким пониманием жизни больше всего на свете, не могла не дорожить им, потому что, изменив такое понимание жизни, она теряла то значение, которое такое понимание давало ей среди людей. И для того, чтобы не терять своего значения в жизни, она инстинктивно держалась такого круга людей, которые смотрели на жизнь так же, как и она".

Такого рода рассуждения, несомненно, являются механизмом психологической защиты.

Два других механизма психологической защиты носят название экстернализация и интернализация. Начнем с экстернализации. Представим себе, что человек робок, нерешителен, застенчив. Ему представляется возможность проявить себя, совершить активное действие. В силу своего характера он сделать этого не может. Каким образом такой человек будет объяснять себе собственную нерешительность? Он скажет, что существуют какие-то внешние причины, которые не позволяют ему проявить самого себя: другие люди против него настроены, кто-то не хочет, чтобы он совершил этот поступок. Причина конфликта переносится изнутри вовне.

Интернализация - это обратный процесс. Человек по своим способностям и возможностям достоин того, чтобы занять определенное место в жизни. Однако чисто внешние обстоятельства мешают ему реализовать себя. В конечном итоге, не добившись своей цели, человек так или иначе обесценивает ее. Классический пример в басне И. Крылова "Лиса и виноград". Лиса отказывается от винограда, убеждая себя в том, что она не хочет его, поскольку виноград "зелен - ягодки нет зрелой". Таким же образом и человек снимает уровень эмоционального напряжения и возвращает себе душевный покой, несмотря на то, что цель не достигнута.

Защита и разрядка

От механизмов психологической защиты следует отличать механизмы психологической разрядки. Наиболее известный из них - так называемая сублимация. Описал ее 3. Фрейд. Энергию инстинктивного влечения, в частности влечения сексуального, человек трансформирует и употребляет на какую-либо общественно полезную деятельность. Это может быть творчество, занятие тем или иным видом искусства либо научной работой. Не случайно законы многих религий запрещали священнослужителям половую жизнь. Энергия, необходимая для служения Богу, не должна растрачиваться на удовлетворение инстинктивных влечений.

Привести пример "несексуальной" сублимации также достаточно легко. Представим себе, что женщина вернулась с работы уставшей, озлобленной. Ей пришлось испытать и давку в общественном транспорте, и стояние в очереди в магазине. И вот она приходит домой. Конечно, она могла бы направить инстинктивный агрессивный импульс на мужа либо на детей, как сделал герой нашего первого рассказа. Но ни мужа, ни детей дома нет, и женщина уходит в ванную комнату, где начинает стирать. Стирает она энергично (трет, колотит белье), приговаривая при этом какие-то отрывистые, а иногда и бранные слова. После такой работы ее настроение улучшается. Агрессивный импульс преодолен. Он вылился в простую, но полезную работу.

Пассивной формой психологической разрядки является изоляция, или ограничительное поведение. В этом случае человек, для того чтобы снять эмоциональное напряжение, выключает себя из тех ситуаций, в которых он мог бы пострадать, где конфликты могли бы вызвать у него обостренное чувство тревоги. Иллюстрируют эту позицию строки из песни В. Высоцкого: "Лечь бы на дно, как подводная лодка, чтоб не могли запеленговать".

Импульсивные, агрессивные действия - значительно менее желательная форма механизма психологической разрядки. В семейной жизни эквивалентом этой формы разрядки является скандал. Каждому из нас приходилось быть свидетелем и, что греха таить, участником семейного скандала. Каковы отличительные особенности этой формы поведения?

Во время скандала люди не стеснены обычными, общепринятыми нормами поведения. Их движения экспрессивны, интонации их голосов также чрезвычайно выразительны. Лица краснеют, руки дрожат, повышается потливость. Создается впечатление, что все сдерживаемые эмоции, как бы одновременно прорвав плотину, вырвались наружу. Но прислушаемся не только к тому, как разговаривают скандалящие, но и что говорят. Они обрушивают друг на друга поток взаимных обвинений, при этом произносят слова, которые не употребляют, очевидно, в обычной жизни. Форма выражения мыслей тоже далеко не та, к которой прибегают люди, когда выясняют отношения в обыденной жизни. И создается впечатление, что та информация друг о друге, которую люди сдерживали, прорвалась наружу, и это выглядит иногда подлинно катастрофично.

Казалось бы, после такого скандала отношения между ссорящимися должны надолго испортиться, но этого не происходит. Подумаем, какие ощущения мы испытываем после подобной ссоры? Это некоторая расслабленность, облегченность и чувство вины по отношению к тому, к кому мы позволили себе такую агрессивную форму поведения. После скандала обычно через короткое время его участники мирятся. Создается впечатление, что имел место "сброс" излишне накопившейся негативной информации и деструктивных эмоций. Люди стабилизировали свои отношения и, может быть, месяцами будут вести себя сдержанно по отношению друг к другу. Есть пословица: "Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке". Можно перефразировать ее так: "Что у обычного человека на уме, то у человека во время скандала на языке". Именно те претензии к супругу, которые никогда ранее не высказывались, которые подовлялись, могут быть выражены во время скандала. Не приходится, впрочем, рассчитывать на то, что супруг удовлетворит эти претензии. В дальнейшем жизнь будет течь по-прежнему, но эмоциональное напряжение явно спадет.

Итак, скандал - это форма разрядки эмоционального напряжения. А вот что пишет о скандале Э. Берн: "Скандал является мучительным, но эффективным способом решения различных сексуальных проблем. Скандал могут начать два любых человека, стремящихся избежать сексуальной близости. Эмоциональная разрядка, которая происходит во время скандала, является замещением той эмоциональной разрядки, которую в норме супруги должны получить при интимной близости". Прав ли Э.Берн? Очевидно, рациональное зерно в его объяснениях есть. Ведь существует пословица: "Милые бранятся - только тешатся". Но, к сожалению, бывают семьи, где единственная утеха "милых" состоит в брани. В этом случае любая попытка одного из супругов добиться сексуальной близости провоцирует другого на неприемлемые формы поведения, и в конечном итоге происходит скандал.

Не всегда скандал может возникать только между супругами. Такого рода поведение возможно и между детьми. Бывает это в таких семьях, в которых родители испытывают достаточно сильное подсознательное влечение к собственным детям , что, по мнению психоаналитиков, встречается далеко не редко. Частые скандалы, которые устраивают отец дочери-подростку, помогают ему подавить и вытеснить имеющееся кровосмесительное влечение. Такого рода суждения фрейдистов можно было бы отбросить как мрачную фантазию, если бы не целый ряд преступлений, совершаемых внутри семей и доказывающих, что такого рода влечения и желания являются реальностью, а не плодом фантазии.

Близкой к классическому скандалу является такая форма психологической разрядки, как инсценированная реакция. Имеющий запас отрицательной эмоциональной напряженности человек как бы ищет такую ситуацию, в которой он мог бы разрядиться. Старый гангстер - герой романа М.Пьюзо "Крестный отец" - говорит своему сыну, что есть люди, которые всем своим поведением просят других, чтобы их убили или избили.

Действительно, активный поиск конфликтных ситуаций не редкость в жизни вообще и в семейной жизни в частности. В быту есть очень точное выражение - человек "цепляется", "нарывается". Кстати, простые бытовые выражения иногда отражают суть психологического конфликта значительно сильнее и точнее, чем специальная терминология.

Механизмы разрядки были объектом исследования многих ученых. А. Якубик пишет о том, что часть возбуждения, которая возникает в центральной нервной системе, вызывает появление экспрессивных действий. Они снижают эмоциональное напряжение и уровень активизации. В дальнейшем такие экспрессивные действия фиксируются как эффективный способ разрядки. Механизмы разрядки индивидуальны и специфичны для конкретного человека. Прежде всего, это физические действия, требующие энергии: танец, борьба. Это также и сильная эмоциональная экспрессия: мимика и пантомимика. Наконец, это агрессия. Она может бьггь словесной и поведенческой. При этом она может быть направлена на неодушевленный предмет, что часто бывает во время семейных конфликтов, и непосредственно на члена семьи.

Наконец, механизмом разрядки может быть повышенный аппетит или жажда. Злоупотребление алкоголем также может быть отнесено к подобным механизмам. Если муж или жена чрезвычайно активны сексуально и ищут себе утешения на стороне, то и здесь чаще всего речь идет о механизме эмоциональной разрядки. Польский психолог и психиатр Т. Рейковский пишет о том, что механизмы психологической разрядки следует понимать просто как эмоциональное поведение. Любое поведение, при котором ведущими являются эмоции, не подчинено законам логики и служит психологической разрядкой.

Английские психиатры Мильман и Гольдман трактуют механизмы психологической разрядки как поведение

Типа "дать выход". Они отмечают, что часть подобного рода поведенческих стереотипов носят заместительный характер по отношению к непосредственной деятельности, в том числе и сексуальному опыту. Признаком того, что поведение носит характер психологической разрядки, является чрезмерная живость мимики и жестов, агрессивные действия, громкий голос, непоследовательность суждений, быстрое снятие напряжения в конце скандала либо другой формы эмоциональной разрядки.

Как обмануть взрослых

Чтобы справиться с болезнью, надо заставить организм излучать высокочастотные вибрации, необходимые клеткам для начала процесса регенерации. А для этого нам опять придется прибегать к хитрым приемам. Учтите, что это не панацея, потому что для полного исцеления потребуется полное переключение энергетического потока. Это только начало, но начало чудотворное.

Прием, которым вы будете пользоваться, напоминает написание нового сценария, с одной особенностью: значительное внимание уделяется уничтожению склада старых заржавевших убеждений.

Вспомните свое детство. Наверняка вы любили представлять себя в разных ролях и ситуациях, и я полностью уверена, что вы погружались в мир игры целиком и полностью. У всех ваших игр было одно общее название – “Давайте представим себе”. Поиграйте в эту игру теперь, и ваш энергетический клапан обязательно откроется. Итак, начинаем!

Из книги 5 спасительных шагов от депрессии к радости автора Курпатов Андрей Владимирович

ДЕЛУ – ВРЕМЯ! (или как обмануть депрессию) На что мы тратим день, поглощенные своей депрессией? Ответить на этот вопрос достаточно трудно. Понятно, что это пустой день. Мы или вообще не хотим ничего делать и по возможности не делаем. Или же то, что мы делаем, можно назвать

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Сердце можно обмануть Представьте себе рынок, где товаром является другой, привлекающий вас человек, а деньгами - вы сами, ваша личность. Такие своеобразные товарно-личностные отношения. При этом, естественно, каждый хочет продать себя подороже, чтобы товар (простите,

Из книги О мальчике, который умел летать, или путь к свободе автора Клименко Виктор

КОГО ВЫ ХОТИТЕ ОБМАНУТЬ? Предостережение 1: проходить 7 метров с открытыми глазами мы рекомендуем один раз. Этого достаточно, чтобы кинетическая мелодия ходьбы сохранилась надолго. Если вы надумаете повторить испытание на завтра - мелодия будет цела; через неделю - тоже.

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Вас намереваются обмануть если: 1. Начинается ритмичное хлопанье в ладоши после каждого выступления на презентации - в такт низкочастотной музыке, отдаленно напоминающей звуки шаманского бубна.2. Собеседование проводится в полутемной комнате, при этом вам в глаза бьет

Из книги Нераскрытые тайны гипноза автора Шойфет Михаил Семёнович

Ах, обмануть меня нетрудно… Несмотря на значительные достижения, старые гипнотизеры ощущали неудовлетворенность от экспериментов. Им казалось, что они не до конца выявляют возможности гипносомнамбулизма, которым они без конца восторгались, считая великим подарком

Из книги Не дай себя обмануть! [Язык жестов: о чем умолчал Пол Экман] автора Вемъ Александр

Тест. Легко ли вас обмануть? Да, обманы становятся все изощреннее и циничнее... «Разводами» по телефону уже никого не удивишь. У 80-летней бабушки моего друга мошенники недавно выманили 30 тысяч рублей «похоронных» денег. Как вы думаете, на что? На якобы вызволение ее внука из

Из книги Преображение. Путевые заметки автора Калинаускас Игорь Николаевич

Эпизод третий. Обмануть или обаять? «Очень приятно!» – говорим мы, когда нас представляют новому человеку. Эти слова в значительной степени – дань ритуалу, формула вежливости, принятая в обществе, чтобы приветствовать друг друга. Ни мы сами, ни тот, с кем мы разговариваем,

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Стоп-кадр. Обмануть обоняние! Ароматы любви были известны с древних времен. Это «афродизиаки» – так их окрестили куртизанки и ловеласы в честь богини любви и красоты Афродиты, которая зарекомендовала себя как искусная соблазнительница. Из легенд известно, что у Афродиты

Из книги Кошелек и жизнь [Психологические подсказки по выживанию] автора Степанов Сергей Сергеевич

Обмануть себя не трудно… Помните бабушку из притчи, которая форточку открыла, глаза закрыла и говорит: «Иди, иди, иди». Потом открыла: «Ап! Я ж так и знала, что ничего не получится». Такой подход к вере: верю до того момента, пока не начну действовать без веры. Откуда это

Из книги Искусство добиваться своего автора Степанов Сергей Сергеевич

Как обмануть полиграф Единственное, что может определить полиграф, - изменение физиологической активности. Способен ли человек намеренно вызывать физиологические изменения, которые скроют другую физиологическую активность или передадут ошибочные данные? Флойд

Из книги Сколько вы стоите [Технология успешной карьеры] автора Степанов Сергей Сергеевич

Тест Легко ли вас обмануть? Некоторые люди настолько наивны и легковерны, что их постоянно обводят вокруг пальца ловкие обманщики. Иные, напротив, подозрительны и недоверчивы, повсюду им видится подвох. Ну а вы? Легко ли вас ввести в заблуждение? К каждому вопросу выберите

Из книги Друзья, соперники, коллеги: инструменты воздействия автора Гавенер Торстен

Из книги Психология мотивации [Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки] автора Хэлворсон Хайди Грант

Не дайте себя обмануть Прощая ближним мелкую неискренность, продиктованную деликатностью, мы по-настоящему серьезно и нетерпимо относимся к такой лжи, которая чревата для нас реальным ущербом – психологическим или материальным. Нас раздражает стремление людей

Из книги автора

Обмануть детектор лжи Полиграф - часто его ошибочно называют детектором лжи - работает по тому же принципу, что описан выше. Сначала с помощью контрольных вопросов определяется эталонное поведение. Полиграф контролирует состояние испытуемого по таким параметрам, как

Из книги автора

Это может убедить их, но меня вам не обмануть Никто лучше социального психолога не знает (а между прочим, это мы и есть), что невозможно заставить людей сделать что-то, если они знают, что вы ими манипулируете. Приведи мы в лабораторию студентов и сообщи им: «Мы собираемся