Болезни Военный билет Призыв

Отцы и дети читать время прочтения. Тургенев отцы и дети. Знакомство Евгения с Одинцовой

Перед вами – краткое содержание первых 10 глав произведения «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Краткое содержание дается по главам, для того, чтобы вам было удобнее ориентироваться в событиях романа.

Также вы можете ознакомиться с кратким пересказом глав и .

Более того, те отрывки, на которые нужно обратить внимание, и которые «принято» цитировать на уроках русской литературе мы даем в неизмененном виде.

Роман «Отцы и дети» был написан в 60-е годы XIX века и стал весьма знаковым для своего времени.

Действия в романе происходят летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.

ОТЦЫ И ДЕТИ – краткое содержание. Главы 1-10

Кликнув по главе, вы перейдете к ее краткому содержанию.

  • Перейти к содержанию глав 11 – 20.
  • Перейти к содержанию глав 21 – 28.

Отцы и дети. Глава 1. Краткое содержание.

В Этой главе мы знакомимся с историей семьи Кирсановых.

“Что, Петр? Не видать еще?”, - спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: “Никак нет-с, не видать”.

Не видать? - повторил барин.

Не видать, - вторично ответствовал слуга. Барин вздохнул и присел на скамеечку.

Барин, которого зовут Николай Петрович Кирсанов, ждет приезда своего сына Аркадия. Николай Петрович - владелец двухсот душ. Имение хорошее, оно расположено в пятнадцати верстах от постоялого двора. Отец Кирсанова — боевой генерал 1812 г. Он был грубым и полуграмотным человеком, всю жизнь отдал военной службе.

Николай Петрович и его старший брат Павел родились на юге России. Николай Петрович «в качестве генеральского сына»… «не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки ».

Мать мальчиков жила в свое удовольствие. Она не слишком много внимания уделяла детям. Николай Петрович, как генеральский сын, должен был идти на военную службу. Но он сломал себе ногу, на всю жизнь остался хромым.

Когда Николаю исполнилось восемнадцать лет, отец повез его в Петербург и «поместил его в университет ». Брат оказался в гвардейском полку. Николай Петрович и его брат жили вместе, на одной квартире.

В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом, и в том же году генерал Кирсанов, уволенный в отставку за неудачный смотр, приехал в Петербург с женою на житье.

Через некоторое время генерал Кирсанов умер от удара. Вскоре умерла и мать, Агафоклея Кузьминична. Ей было тяжело привыкнуть к глухой столичной жизни.

Еще когда были живы родители, Николай Петрович влюбился в дочь бывшего хозяина его квартиры, миловидную и развитую девицу. Когда закончился траур по родителям, Николай Петрович женился на ней. Некоторое время молодые жили в городе, потом поселились в деревне. Там родился сын Аркадий.

Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно…

Но через десять лет, в 1847 г., жена Николая Петровича скончалась. Он «едва вынес этот удар, поседел в несколько недель ».

В 1855 г. Аркадий поступил в университет. Николай Петрович прожил с сыном три зимы в Петербурге, стараясь общаться с товарищами Аркадия. На последнюю зиму Кирсанов приехать не смог, и вот теперь, в мае 1859 г., уже седой и немного сгорбленный, он ждет своего сына, получившего, как когда-то Николай Петрович, звание «кандидат».

«Показался тарантас, запряженный тройкой ямских лошадей ». Кирсанов с радостным криком «Аркаша!» встретил своего сына.

Отцы и дети. Глава 2. Краткое содержание.

В этой главе происходит знакомство с Евгением Базаровым.

Вместе с Аркадием приехал его приятель. Аркадий сказал отцу, что приятель был так любезен, что согласился погостить у них. Молодой человек держится несколько отчужденно. Он с некоторым равнодушием отвечает на радостное приветствие Николая Петровича Кирсанова. Приятеля Аркадия зовут Евгений Васильевич Базаров.

Евгений Базаров

Отцы и дети. Глава 3. Краткое содержание.

Аркадий был очень рад увидеть отца. Но молодой человек сдерживал искреннюю, почти детскую радость. Безусловно, своих чувств и эмоций все равно ему не удавалось скрыть. Поэтому ему «хотелось поскорее перевести разговор с настроения взволнованного на обыденное ».

Аркадий говорит отцу, что очень дорожит дружбой с Базаровым. Он рассказывает, что его новый приятель занимается естественными науками и собирается в будущем году держать экзамен на доктора. Аркадий просит отца быть приветливым с Базаровым.

В свою очередь, Николай Петрович рассказывает сыну о том, что происходит в имении. Также он говорит о том, что умерла старая нянюшка, Егоровна. Николай Петрович сменил приказчика, он решил «не держать больше у себя вольноотпущенных, бывших дворовых, или по крайней мере не поручать им никаких должностей, где есть ответственность ».

Отец смущенно говорит сыну о том, что в его доме живет девушка, Фенечка. Николай Петрович стыдится своей слабости. Но Аркадий отнесся к этой новости с равнодушием. Отец и сын смотрят по сторонам.

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.

Аркадий печально смотрел на нерадостную картину. Он думал о том, что «небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так остаться, преобразования необходимы … но как их исполнить, как приступить?.. »

Однако грустные размышления не могли взять верх над жизнерадостной натурой юноши.

…Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка…

Настроение Аркадия изменилось.

Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом нового деревянного дома, выкрашенного серою краскою и покрытого железною красною крышей. Это и было Марьино, Новая слободка тож, или, по крестьянскому наименованию, Бобылий хутор.

Отцы и дети. Глава 4. Краткое содержание.

В главе описывается ужин в поместье Кирсановых.

Встречать господ вышли только девочка лет двенадцати и молодой парень, одетый в серую ливрейную куртку с белыми гербовыми пуговицами, это был слуга Павла Петровича Кирсанова. Аркадий и его приятель были голодны. Николай Петрович приказал принести ужин.

В гостиную вошел «человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки, - Павел Петрович Кирсанов . На вид ему был лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной: особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза». Павел Петрович был рад увидеть племянника. Николай Петрович представил своего брата Базарову. После того как Аркадий со своим приятелем ушли, Павел Петрович выразил некоторое недовольство тем, что «этот волосатый» будет гостить у них в доме.

За ужином обстановка была достаточно спокойной. Николай Петрович рассказывал о дере венской жизни, Аркадий - о жизни в Петербурге. После ужина Базаров дает свою характеристику Николаю Петровичу и Павлу Петровичу. О первом он отзывается вполне одобрительно, называет его добряком. Павел Петрович удостоился более язвительной оценки. Базаров называет его чудаком, поскольку в деревне он ходит таким щеголем.

Отцы и дети. Глава 5. Краткое содержание.

На следующий день Евгений Базаров проснулся очень рано, все еще спали. Он вышел из дома и велел местным мальчишкам наловить ему лягушек. Евгений Базаров проводит над лягушками опыты. С окружающими Базаров общается с некоторым презрением. Но, несмотря на это, он вызывает доверие и уважение, особенно у людей, стоящих ниже его на социальной лестнице.

Аркадий удивлен, что Фенечка не присутствовала за столом. Аркадий спрашивает у отца, не стеснил ли он девушку. Молодой человек специально идет с ней знакомиться.

После знакомства Аркадий узнал, что у него есть маленький братик. Эту новость Аркадий встретил с радостью.

В разговоре с Павлом Петровичем Аркадий дает оценку своему другу Базарову. Он называет его «нигилистом» и объясняет, что это значит.

По мнению Аркадия, нигилистом можно назвать того, кто не склоняется перед какими бы то ни было авторитетами; ничего не принимает на веру - ни мнения, ни принципы. Павел Петрович очень этому удивлен. Он не понимает, как можно жить без принципов.

Вдруг появляется Фенечка, молодая привлекательная женщина, на вид ей примерно двадцать три года. Она «вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, красными и детски пухлявы ми губками и нежными ручками ». Вскоре приходит Базаров, у него с собой мешок лягушек. Дядя Аркадия задает Базарову вопрос: что он собирается делать с лягушками, есть или же разводить? Но Евгений Базаров пропускает насмешку мимо ушей. Он говорит, что лягушки нужны ему для опытов. Когда Павел Петрович узнает, что Базаров занимается естественными науками, он спрашивает, не следует ли тот примеру германцев, ведь именно они «сильно в этом преуспели». Базаров согласен с тем, что авторитет немцев очень высок, он называет их учителями. Павел Петрович недоумевает, почему он более высокого мнения о немецких ученых, чем о русских. Но Базаров не считает нужным объяснять свою позицию.

Отцы и дети. Глава 6. Краткое содержание.

Павел Петрович спрашивает у Базарова, на самом ли деле он не признает никаких авторитетов. Базаров считает, что авторитеты признавать ни к чему, также не нужно ничему верить: «Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашусь, вот и все ». Такая позиция кажется Павлу Петровичу непонятной и неправильной.

Павел Петрович рассуждает о материалистах, вспоминает о Гете и Шиллере. Он с некоторым осуждением говорит о «химиках да материалистах ». Но Базаров с ним не согласен. Евгений считает, что химик намного полезнее любого поэта. Такое мнение вызывает сильное удивление у Павла Петровича. Он прямо спрашивает у Базарова, признает ли он искусство. Тот отвечает в резкой форме: «Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! »

Павел Петрович спрашивает Базарова, значит ли это, что тот верит в одну науку. Базаров отвечает:

Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука - наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе.

Ответы Базарова оскорбляют и шокируют Павла Петровича. Через некоторое время Аркадий упрекает Базарова в том, что тот так резко говорил с его дядей. Но Евгений считает, что ни к чему потакать капризам уездных аристократов. Аркадий просит своего друга быть более снисходительным к дяде и рассказывает историю Павла Петровича. По мнению Аркадия, Павла Петровича стоит пожалеть, а не осуждать, и тем более не следует насмехаться над ним.

Отцы и дети. Глава 7. Краткое содержание.

В седьмой главе рассказывается история Павла Петровича Кирсанова.

Павел Петрович получил хорошее воспитание, в молодости отличался редкой красотой. На него обращали внимание женщины, он был самоуверен и настойчив. В двадцать восемь лет, он был уже капитаном. У Павла Петровича были огромные возможности. Но вдруг он познакомился с княгиней Р. Характер княгини был весьма и весьма странным. Она имела репутацию легкомысленной кокетки. Однако женщина не находила нигде покоя, часто плакала, молилась.

Одним словом, поведение княгини выдавало в ней натуру импульсивную и экзальтированную. Павел Петрович познакомился с ней на балу. Она произвела на Кирсанова сильное впечатление, молодой человек без памяти влюбился в нее. Княгиня казалась ему загадкой, именно поэтому он подарил ей кольцо со сфинксом. Павел Петрович сказал, что она сама похожа на сфинкс, так как разгадать ее ему не удается.

Несмотря на все достоинства Павла Кирсанова, он скоро надоел княгине. Это было тяжелым ударом для человека, привыкшего к быстрым и легким победам. У Павла Петровича словно помрачился рассудок. Он вышел в отставку, бросил карьеру, несмотря на блистательные возможности, открывавшиеся перед ним. Теперь он только и делал, что следовал за княгиней. Разумеется, она гнала настойчивого и надоевшего кавалера.

Рано или поздно, но Павел Петрович понял, что у них нет будущего, однако вернуться к прежней жизни не смог. После любовного разочарования Павел Петрович уже не думал о женитьбе, десять лет его жизни прошли, как сон, пустые, не украшенные ничем.

Однажды Павел Петрович узнал о смерти княгини. Она умерла, причем перед смертью практически сошла с ума. Кирсанов получил от княгини посмертное послание, там было и его кольцо.

Павлу Петровичу не оставалось ничего лучше, чем жить вместе со своим братом. Они были оба несчастны. Николай Петрович потерял любимую жену, а Павел Петрович потерял «свои воспоминания».

Однако Николай Петрович был все-таки счастливее, ведь у него был сын Аркадий, а также у него было осознание, что жизнь прошла не зря.

У одинокого Павла Петровича таких мыслей не было. В его жизни уже не было никаких надежд. Когда Базаров услышал эту историю, то сказал, что Павел Петрович недостоин жалости. По мнению Базарова, человек не должен ставить всю жизнь «на карту женской любви ». Базаров составил о Павле Петровиче не самое лестное представление, поэтому любые доводы Аркадия кажутся ему неубедительными. Речь Базарова цинична и жестока. Однако нельзя не признать, что в некоторых вопросах он прав. Однако Аркадий с ним не соглашается. Нетрудно понять, что Аркадий и его приятель - абсолютно разные люди.

Отцы и дети. Глава 8. Краткое содержание

Тем временем Павел Петрович навещает Фенечку, просит показать ребенка. Девушка смущена, так как присутствие Павла Петровича ей не очень нравится. Тут приходит Николай Петрович, и его брат сразу же исчезает. Павел Петрович возвращается в свой кабинет.

Как Николай Петрович познакомился с Фенечкой, которая стала ему так близка? Знакомство произошло три года назад. Кирсанов ночевал в уездном городке на постоялом дворе. Николай Петрович познакомился с хозяйкой, Фенечка была ее дочерью.

Кирсанов пригласил хозяхйку постоялого двора к себе в экономки. Однажды случилась беда - Фенечке искра из печки попала в глаз. Ее мать обратилась к Николаю Петровичу за помощью. Кирсанов лечил девушку и влюбился в нее. Через некоторое время Фенечка осиротела, ей некуда было деваться.

Отцы и дети. Глава 9. Краткое содержание

На прогулке Фенечка знакомится с Базаровым. Тот оказывает помощь малышу, у которого режутся зубки. Фенечка чувствует расположение к Базарову.

Аркадий много беседует со своим приятелем. Евгений говорит, что в хозяйстве Кирсанова все обстоит не самым лучшим образом. По мнению Базарова, управляющий «либо дурак, либо плут »; «работники смотрят отъявленными ленивцами ». Базаров считает, что Николая Петровича мужички легко «надуют ».

Аркадий говорит, что Базаров очень плохого мнения о русских. Базаров этого не отрицает:

«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения».

Вообще, Базаров дает всем и вся очень интересные характеристики. Он говорит: «Важно, что дважды два - четыре, а остальное все пустяки ». Аркадий спрашивает его: «И природа пустяки ?», на что Базаров отвечает:

«И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Разумеется, Аркадий далеко не всегда соглашается с мнением своего приятеля, но не может не прислушиваться к нему. Когда Базаров узнает, что Николай Петрович играет на виолончели, это вызывает у него усмешку. Базаров считает, что почтенный отец семейства не должен играть на виолончели, что это слишком легкомысленное занятие.

Отцы и дети. Глава 10. Краткое содержание.

Базаров гостит у Кирсановых весьма продолжительное время. Дворня начинает его уважать. Отец Аркадия, Николай Петрович, старается поменьше общаться с Базаровым, так как немного его боится. Павел Петрович ненавидит Базарова. Сам Евгений относится ко всем со снисходительным презрением. Однажды Базаров сказал Аркадию, что его отец «добрый малый », но «его песенка спета ». Тем самым Базаров хотел сказать, что Николай Петрович не способен на какие-то дельные поступки. Базаров сказал Аркадию, что его отец читает Пушкина. По мнению самого Евгения, следует читать не эту «ерунду», а что-то полезное, поэтому он рекомендует Аркадию дать отцу «Материю и силу » Бюхнера. Николай Петрович услышал этот разговор и очень обиделся. Он рассказал об этом своему брату.

Павел Петрович в ярости, он говорит о своей ненависти к Базарову. Павел Петрович считает его шарлатаном, который недалеко ушел в науке. Но Николай Петрович возражает. Он считает Базарова умным и знающим. Вечером, за столом, между Базаровым и Павлом Петровичем происходит крупная ссора. Базаров сказал о соседнем помещике, что тот «дрянь, аристократишко». Это вызвало негодование у Павла Петровича. Он высказал Базарову, что в аристократе развито чувство собственного достоинства, уважение к самому себе. И без аристократов нет «никакого прочного основания общественному благу ». Базаров скептически слушает речь Павла Петровича. Он говорит, что аристократы сидят сложа руки, поэтому не приносят никакой пользы обществу.

Павел Петрович хочет узнать, чем же полезны нигилисты. Базаров говорит, что нигилисты все отрицают:

«В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем».

Услышав это, Павел Петрович говорит, что нужно не только разрушать, но еще и строить. Базаров возражает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить ».

Спор заходит и о русском народе. Павел Петрович говорит, что Базаров его презирает. Тот согласен с этим и говорит, что русский народ с его глупостью, необразованностью нельзя не презирать.

Разговор оказывается очень серьезным. Были затронуты различные проблемы. Наконец Павел Петрович сказал, что ломать - не строить. После этого к разговору присоединился Аркадий. Он сказал, что они ломают именно потому, что они - сила, а сила не дает отчета в своих действиях. Рассерженный Павел Петрович сказал, что сила есть и в диком калмыке, и в монголе, а просвещенным людям должна быть дорога цивилизация.

Базаров предложил назвать какие-то «постановления», которые не заслуживали бы полного и безоговорочного отрицания. Павел Петрович привел не самые удачные примеры.

Разговор оставил неприятный осадок у братьев Кирсановых.

Перейти к краткому содержанию глав 11-20.

Роман Тургенева «Отцы и дети» в кратком содержании по главам будет полезен любому школьнику при подготовке к урокам литературы и экзаменам ОГЭ и ЕГЭ как по литературе, так и по русскому языку.

Главы 1-3

Роман начинается с того, что помещик Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына в свое имение — Марьино. Действие происходит весной 1859 года. Когда Николай Петрович был молодым, многие считали, что он сможет стать хорошим военным, но этого не произошло из-за полученной им травмы. Окончив учебу в университете, он женился и поселился в поместье. Жена Николая Петровича умерла через десять лет после рождения сына Аркадия, и Кирсанов много занимался воспитанием мальчика. Когда настало время учиться, он отправил Аркадия в Петербург, прожив с ним там первые три года. Теперь сын должен навестить его в деревне, и Николай Петрович очень переживает перед встречей с повзрослевшим Аркадием; к тому же он приедет не один, а вместе с другом – Евгением Базаровым.

Аркадий представляет другу своего отца и говорит Николаю Петровичу, что Евгений – простой человек, и можно вести себя с ним естественно. Отец с сыном едут в коляске, а Базаров – в тарантасе.

Пожилой помещик очень рад встрече с сыном, постоянно хочет обняться с ним, из-за чего Аркадий чувствует себя немного смущенно и, чтобы не показать этого, ведет себя несколько развязно. Также молодой человек оборачивается в сторону друга, будто боясь, что Базарову слышны его вопросы о делах в имении и рассуждения о красотах природы. Николай Петрович сообщает, что никаких крупных изменений в жизни поместья, кроме того, что теперь с ним живет девушка Феня, нет. Он стесняется и говорит, что Феня может уехать, если сын против ее нахождения в доме; Аркадий не считает это необходимым. Отец и сын ощущают себя неловко и изменяют направление беседы. Молодой Кирсанов видит царящее везде запустение; он считает, что необходимы какие-то изменения, но не знает, какие конкретно. Потом мужчины вновь обсуждают великолепие природы; Николай Петрович начинает читать вслух стихотворение Пушкина, но тут появляется Базаров и просит у друга закурить. На протяжении всего оставшегося пути старший Кирсанов не произносит ни слова.

Главы 4-5

Около дома мужчин встречает лишь старый слуга и мельком показавшаяся девочка. Николай Петрович приглашает всех в гостиную и велит слуге подать обед туда. Там гости встречают опрятного пожилого человека, которым оказывается старший брат Николая – Павел Петрович; его ухоженный вид сильно контрастирует с неопрятным обликом Базарова. После знакомства молодые люди идут привести себя в порядок, а Павел Петрович в это время расспрашивает Николая о Базарове, вид которого вызвал в нем некоторую неприязнь. За обедом говорили мало, а после него сразу разошлись по своим комнатам. Евгений поделился с другом своими мыслями насчет его отца и дяди; потом они почти сразу уснули. Братья Кирсановы бодрствовали еще несколько часов: Николай размышлял о своем сыне, Павел о чем-то думал, глядя на каминный огонь. Фенечка же смотрела на своего малыша, отец которого – не кто иной, как Николай Петрович.

На следующее утро Базаров, проснувшийся раньше других, идет на прогулку; ему составляют компанию местные мальчишки, вместе с которыми он ловит лягушек. Остальные в это время собираются пить чай. Аркадий, зайдя к сказавшейся больной Фенечке, узнает, что у него есть маленький братик. Эта новость радует молодого человека, и он упрекает отца, не сообщившего ему о рождении сына. Николай Петрович и его брат удивляются отсутствию Базарова и задают Аркадию вопросы о его друге; он говорит, что Евгений – нигилист, то есть человек, не принимающий ничего на веру. Тут появляется сам Базаров и несет лягушек в комнату для дальнейших опытов.

Главы 6-7

Во время чаепития Павел Петрович спорит с Базаровым; мужчины отрицательно относятся друг к другу и не скрывают этого. Николай Петрович, пытаясь не довести дело до скандала, просит молодого человека помочь ему выбрать удобрения, и тот соглашается. Аркадий же рассказывает другу о Павле Петровиче, надеясь изменить его мнение о дяде. Оказывается, Павел Петрович был военным; ему прочили большую карьеру, но в 28 лет он влюбился в одну княгиню, которая была замужем за стариком. Характер у женщины был довольно ветреный, но это не мешало Павлу Петровичу любить ее. Однако их отношения не продлились долго; расставание очень огорчило мужчину, он бросил службу и на протяжении четырех лет ездил за любимой по разным странам. Потом он попытался продолжить карьеру, но вскоре узнал о том, что княгиня умерла. После этого Павел Петрович приехал к брату, который тоже остался вдовцом.

Главы 8-11

Николай Петрович познакомился с Фенечкой три года назад. Он познакомился с ней и ее матерью в трактире; дела у женщин были совсем плохи. Николай забрал их в свое поместье. После смерти матери Фенечки он стал жить вместе с девушкой, которая покорила его сердце.

После разговора с другом Базаров знакомится с Феней и ее сыном; он говорит, что если им понадобится медицинская помощь, они всегда могут к нему обратиться. Через некоторое время Евгений слышит игру Николая Кирсанова на виолончели и смеется. Аркадий не одобряет поведение друга.

Проходит две недели. За это время все обитатели имения привыкли к Базарову, однако Павел Петрович продолжает его ненавидеть. Как-то раз Николай Петрович подслушал разговор сына с другом, во время которого Евгений назвал Аркадия «отставным человеком», что было весьма обидно. Николай рассказал об этом брату. Вскоре за чаепитием случилась еще одна неприятная беседа, в ходе которой Базаров обвинил отца Аркадия в том, что он, подобно всем аристократам, живет без всякого смысла. Павел Петрович выразил несогласие с позицией молодого человека, сказав, что такие нигилисты, как Базаров, только ухудшают ситуацию в обществе. Возник серьезный спор; Евгений счел бессмысленным продолжение разговора и ушел. Вместе с ним удалился и Аркадий. Николай Петрович вспомнил, что однажды, будучи еще в возрасте своего сына, поругался с матерью, которая тоже не понимала его точку зрения. Теперь же он сам не может посмотреть на происходящее глазами молодых.

Главы 12-14

На следующий день Базаров с Аркадием уезжают в город в гости к давнему другу; там они получили приглашение на бал, а знакомый Евгения – Ситников – позвал приятелей в гости к Евдокии Кукшиной. У нее друзьям не понравилось; Евдокия оказалась неопрятной женщиной, совсем не слушающей собеседника.

На балу молодые люди знакомятся с Анной Сергеевной Одинцовой. Она обратила внимание на Аркадия, который рассказал девушке о своем друге; Одинцова пригласила их в гости. Базарову показалось, что Анна Сергеевна отличается от других женщин.

Главы 15-19

Вскоре друзья приехали к девушке в гости. Они узнают, что та шесть лет была замужем за богатым человеком; недавно он умер, оставив ей богатое наследство. Поведение Базарова в гостях было необычным, и говорил он намного больше, чем всегда. С Аркадием же Анна Сергеевна разговаривала как с младшим братом. На прощание она пригласила молодых людей в свое имение — Никольское. Там они познакомились с ее сестрой Катей. Анна Сергеевна часто гуляла в саду с Базаровым, и Аркадий испытывал некоторое чувство ревности.

Евгений влюбился в Одинцову, несмотря на то, что считал любовь ерундой. Его чувство было взаимным, но ни он, ни Анна Сергеевна не желали открыто признаваться в этом. Однажды Базаров встретил управляющего своего отца, который сообщил, что родители ждут возвращения Евгения и беспокоятся о нем. Он решает уехать и вскоре признается Одинцовой в любви, но она говорит: « Вы меня не поняли». Девушка считает, что ей будет спокойнее одной. На следующий день молодые люди уезжают; Аркадий думает, что Евгений очень изменился за время жизни в Никольском.

Главы 20-24

В имении Базаровых друзей встречают тепло и радушно. За обедом мать все время смотрела на сына, а отец рассказывал о делах поместья. Отец хотел поговорить с Евгением еще и после ужина, но тот отказался, сославшись на усталость; на самом деле молодой человек не смог уснуть до самого утра. Узнав о том, что сын снова уезжает, родители очень расстроились. После его отъезда Базаровы переживали, решив, что Евгений их бросил. На обратном пути молодые люди заезжают в Никольское; там им был оказан холодный прием, а у Анны Сергеевны был недовольный вид.

Аркадий с Евгением возвращаются в Марьино, где их приезд вызвал искреннюю радость. Базаров занялся опытами, а Аркадий – помощью отцу. Однако молодой Кирсанов часто думал об Одинцовых; однажды он находит переписку своей матери с матерью Одинцовой и под этим предлогом едет в Никольское, где ему оказывают теплый прием. Базаров в это время с головой уходит в опыты и отдаляется от всех обитателей имения, кроме Фенечки. Однажды в беседке он целует девушку в губы; Павел Петрович оказывается свидетелем произошедшего, но ничего не говорит. Евгений начинает ощущать неловкость; его мучает совесть. Вскоре Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль; настоящую причину этого они не называют, говоря, что стреляются из-за политических разногласий. Во время дуэли Евгений ранит соперника в ногу.

Главы 25-28

После этого Базаров отправляется в имение своих родителей, но по пути решает посетить Никольское. Там у Аркадия складываются хорошие отношения с сестрой Анны Сергеевны – Катей. Она говорит, что на самом деле Аркадий добрый, но Базаров отрицательно на него влияет. Молодые пытаются признаться друг другу в любви, но Аркадий, испугавшись, уходит в свою комнату, где встречает Базарова. Евгений сообщает ему обо всем произошедшем в Марьино. Потом Базаров разговаривает с Одинцовой; они решают остаться друзьями.

Аркадий делает Кате предложение, и она соглашается. Базаров уезжает к родителям, перед этим сказав другу, что тот «не годится для решающих дел». Живя в родительском имении, Евгений помогает отцу и занимается лечением больных. Однажды, при вскрытии крестьянина, умершего от тифа, он поранился и заразился смертельной болезнью. Через некоторое время у молодого человека началась горячка. Он хочет увидеть Одинцову; когда девушка приезжает, Базаров делится с ней своими истинными чувствами, после чего умирает.

Через полгода в Марьино в один день играют две свадьбы. Аркадий женится на Кате, а Николай Петрович – на Фенечке. Павел Петрович уезжает за границу, Анна Сергеевна также выходит замуж, а родители Базарова почти все время проводят на могиле своего сына.

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Действия в романе происходят летом 1859 года , то есть накануне крестьянской реформы 1861 года .

    Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город *** . Аркадий едет с ним. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи - Кукшиной и Ситникова. Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина. Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви испугавший Одинцову Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет назад в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный приём, возвращаются в Марьино. Базаров живёт некоторое время в Марьине. Нахлынувший порыв страсти выплескивается в поцелуй с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское. Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови , случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе. Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович - на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

    Главные герои

    • Евгений Васильевич Базаров - нигилист , студент, учится на лекаря. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер -демократ, разночинец . К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя свои нигилистические взгляды на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова, он понимает, что в нем живет явный романтик - он даже объясняется в любви Одинцовой. В конце книги работает сельским лекарем. Вскрывая умершего от тифа мужика, сам заражается по невнимательности. После смерти над ним совершают религиозный обряд.
    • Николай Петрович Кирсанов - помещик , либерал, отец Аркадия, вдовец . Любит музыку и поэзию . Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве . В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
    • Павел Петрович Кирсанов - старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ , гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль , на которой получает лёгкое ранение в бедро.
    • Аркадий Николаевич Кирсанов - сын первой жены Николая Петровича - Марии. Недавний кандидат наук Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
    • Василий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург . Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
    • Арина Власьевна - мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 15 душ крепостных крестьян . Набожная последовательница православия . Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
    • Анна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви.
    • Катерина (Екатерина Сергеевна Локтева ) - сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах . С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.

    Другие герои

    • Виктор Ситников - знакомый Базарова и Аркадия, приверженец нигилизма. Принадлежит к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Он толком ничего не знает и не умеет, однако в своем «нигилизме» оставляет далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Базаров Ситникова откровенно презирает.
    • Евдоксия Кукшина - знакомая Ситникова, которая, как и он, является псевдоприверженцем нигилизма.
    • Фенечка (Федосья Николаевна) - дочь экономки Николая Петровича - Арины Савишны. После смерти матери стала любовницей барина и матерью его ребенка. Становится поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, так как Базаров, застав Фенечку одну, крепко целует её, а случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого», он особенно негодует ещё и потому, что и сам не вполне равнодушен к возлюбленной брата. В конце Фенечка стала женой Николая Петровича Кирсанова.
    • Дуняша - служанка при Фенечке.
    • Петр - слуга Кирсановых.
    • Княгиня Р. (Нелли) - возлюбленная Павла Петровича Кирсанова.
    • Матвей Ильич Колязин - чиновник в Городе ***.
    • Сергей Николаевич Локтев - отец Анны Сергеевны Одинцовой и Катерины. Известный аферист и игрок , после 15 лет жизни в Москве и Петербурге, «проигрался в прах» и вынужден был поселиться в деревне.
    • Княжна Авдотья Степановна - тётка Анны Сергеевны Одинцовой, злая и чванная старуха. После смерти отца Анна Сергеевна поселила её у себя. В конце романа умирает, «забытая в самый день смерти».
    • Тимофеич - приказчик Василия Ивановича Базарова, бывший дядька Евгения Базарова. Потёртый и проворный старичок с выцветшими жёлтыми волосами.

    Важнейшая черта удивительного таланта И.С. Тургенева – острое чувство своего времени, которое является лучшим испытанием для художника. Созданные им образы продолжают жить, но уже в ином мире, имя которому – благодарная память потомков, научившихся у писателя любви, мечте и мудрости.

    Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

    Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском. Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России. Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

    Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

    В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

    Основные проблемы

    Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?

    1. Центральными в книге является нравственная проблема взаимоотношений поколений. «Отцы» или «дети»? Судьба каждого связана с поиском ответа на вопрос: в чём смысл жизни? Для новых людей он заключается в труде, но старая гвардия видит его в рассуждении и созерцании, ведь на них работают толпы крестьян. В этой принципиальной позиции и находится место непримиримому конфликту: отцы и дети живут по-разному. В этом расхождении мы усматриваем проблему недопонимания противоположностей. Антагонисты не могут и не хотят принимать друг друга, особенно этот тупик прослеживается во взаимоотношениях Павла Кирсанова и Евгения Базарова.
    2. Так же остро стоит проблема нравственного выбора: на чьей стороне правда? Тургенев полагал, что нельзя отрицать прошлое, ведь только благодаря ему строится будущее. В образе Базарова он выразил необходимость сохранения преемственности поколений. Герой несчастен, потому что одинок и понят, ведь сам ни к кому не стремился и не хотел понять. Однако изменения, нравится это людям прошлого или нет, все равно придут, и к ним надо быть готовым. Об этом говорит иронический образ Павла Кирсанова, который потерял чувство реальности, надевая в деревне парадные фраки. Писатель призывает чутко реагировать на перемены и пытаться понять их, а не огульно охаивать, как дядя Аркадия. Таким образом, решение проблемы – в толерантном отношении разных людей друг другу и попытке познания противоположной жизненной концепции. В этом смысле победила позиция Николая Кирсанова, который терпимо относился к новым веяниям и никогда не спешил их судить. Его сын тоже нашел компромиссное решение.
    3. Однако автор дал понять, что за трагедией Базарова стоит высокое предназначение. Именно такие отчаянные и самоуверенные первооткрыватели прокладывают миру дорогу вперед, поэтому проблема признания этой миссии в обществе тоже занимает важное место. Евгений кается на смертном одре, что чувствует себя ненужным, это осознание и губит его, а ведь он мог стать великим ученым или искусным врачом. Но жестокие нравы консервативного мира вытесняют его, так как чувствуют в нем угрозу.
    4. Проблемы «новых» людей, разночинной интеллигенции, непростых взаимоотношений в обществе, с родителями, в семье тоже очевидны. Разночинцы не обладают доходными имениями и положением в обществе, поэтому вынуждены трудиться и ожесточаются, видя социальную несправедливость: они ради куска хлеба упорно работают, а дворяне, глупые и бездарные, ничего не делают и занимают все верхние этажи общественной иерархии, куда лифт просто не доходит. Отсюда и революционные настроения, и нравственный кризис целого поколения.
    5. Проблемы вечных человеческих ценностей: любви, дружбы, искусства, отношения к природе. Тургенев умел раскрывать в любви глубины человеческого характера, проверять истинную сущность человека любовью. Но не все проходят эту проверку, пример тому Базаров, который ломается под натиском чувства.

    Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.

    Характеристика героев романа

    Евгений Васильевич Базаров – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал. Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо. Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.

    • Писатель отобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в научную деятельность и отрицающего религию. Герой испытывает глубокий интерес к естественным наукам. С детства родители привили ему любовь к труду.
    • Осуждает народ за неграмотность и невежество, но гордится своим происхождением. Взгляды и убеждения Базарова не находят единомышленников. Ситников, болтун и фразёр, и «эмансипированная» Кукшина – никчёмные «последователи».
    • В Евгении Васильевиче мечется неведомая ему душа. Что делать с ней физиологу и анатому? Её же не видно под микроскопом. Но душа болит, хотя её – научный факт – нет!
    • Тургенев большую часть романа исследует «искушения» своего героя. Он терзает его любовью стариков — родителей – как же быть с ними? А любовь к Одинцовой? Принципы никак не совмещаются с жизнью, с живыми движениями людей. Что же остаётся Базарову? Только умереть. Смерть – его последнее испытание. Он принимает её героически, не утешает себя заклинаниями материалиста, а зовёт возлюбленную.
    • Дух побеждает взбесившийся разум, преодолевает заблуждения схем и постулатов нового учения.
    • Павел Петрович Кирсанов — носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.

      • Кирсанов считает, что уважать себя – значит следить за своей внешностью и никогда не терять своего достоинства, даже в деревне. Свой распорядок дня он составляет на английский манер.
      • Павел Петрович вышел в отставку, предавшись любовным переживаниям. Это его решение стало «отставкой» от жизни. Любовь не приносит человеку радости, если он живёт только её интересами и капризами.
      • Герой руководствуется принципами, принятыми «на веру», отвечающими его положению барина — крепостника. Чтит русский народ за патриархальность и за повиновение.
      • В отношении к женщине проявляются сила и страстность чувства, но он их не понимает.
      • Павел Петрович равнодушен к природе. Отрицание её красоты говорит о его духовной ограниченности.
      • Этот человек глубоко несчастен.

      Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.

      • Характерные черты персонажа — незлобивость, покорность. Интеллигентность героя вызывает симпатию и уважение. Николай Петрович — романтик в душе, любит музыку, декламирует стихи.
      • Он противник нигилизма, любые назревающие разногласия пытается сгладить. Живёт в согласии со своим сердцем и совестью.

      Аркадий Николаевич Кирсанов – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.

      • Впоследствии стал рачительным хозяином и обзавёлся семьёй.
      • «Славный малый», но «мякенький, либеральный барич», — говорит о нём Базаров.
      • Все Кирсановы «больше дети событий, чем отцы собственных поступков».

      Одинцова Анна Сергеевна — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.

      Конфликт «отцов» и «детей»

      Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

      Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

      Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

      Главные темы

      Тургенев сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.

      Главные темы в романе «Отцы и дети» :

    1. Идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права;
    2. «Отцы» и «дети»: взаимоотношения поколений и тема семьи;
    3. «Новый» тип человека на переломе двух эпох;
    4. Безмерная любовь к родине, родителям, женщине;
    5. Человек и природа. Окружающий мир: мастерская или храм?

    В чём смысл книги?

    Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

    Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

    Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений. Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

    Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

    Критика о романе

    • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
    • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

    Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

    Что такое «нигилизм»?

    Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано.

    Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».

    «Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.

    Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    20-го мая 1859 года на постоялом дворе Николай Петрович Кирсанов дожидается своего сына Аркадия. Судьба Николая Петровича не всегда была легкой. Его отец боевой генерал, поэтому военная карьера была в семье в приоритете. Старший брат – Павел имел предрасположение к такому виду деятельности, а вот младший – Николай был далек от военной службы и немного трусоват для этого. Травма ноги приковала его на 2 месяца к кровати (впоследствии, он так и остался хромым) и спасла от «военной службы». В 18 лет он поступил в университет. Отец внезапно умер от удара, недолго после этого прожила и мать – вскоре братья остались сиротами. Как только минули дни траура, Николай женился на дочке чиновника Преполовенского. Десять лет супруги прожили душа в душу, затем супруга Кирсанова умерла. С трудом пережив утрату, Николай Петрович вернулся в деревню – он нашел утешение в сыне. Когда Аркадий подрос – отец отвез его в университет. Три зимы он прожил вместе с ним в городе, на четвертую вернулся в свое имение.

    Глава ІІ

    Аркадий встречается с отцом. Николай Петрович очень взволнован. Сын знакомит его со своим другом Евгением Базаровым, о котором «часто писал». Базаров будет гостить в доме Кирсановых неопределенное время. Аркадий садится к отцу в коляску. Евгений продолжает езду на тарантасе.

    Глава ІІІ

    Эмоции переполняют Николая Петровича – он рад приезду сына – все время пытается его обнять. По дороге он расспрашивает Аркадия о его делах, новом друге. Базаров – будущий доктор. В целом, он человек любопытный и разносторонне развитый. Отец сообщает сыну о смерти няни и о том, что в доме живет девушка Феня. Николаю Петровичу пришлось продать лес – нужны были деньги. Это известие огорчает сына. «Жаль леса» – говорит он.
    Евгений просит у Аркадия спички. Базаров закуривает, Кирсанов-сын составляет ему компанию. Николай Петрович никогда не курит, поэтому едкий запах табака ему неприятен, но он старается не показывать это, чтобы не обидеть сына.

    Глава IV

    Никто не вышел встречать приехавших. Николай Петрович ведет Аркадия и Евгения в дом. Там он отдает приказ слуге готовить обед. Навстречу выходит хорошо сложенный, опрятно одетый человек. Это дядя Аркадия – Павел Петрович, решил поприветствовать приехавшего племянника.

    Знакомство с Базаровым не принесло дяде положительных эмоций, Евгений не понравился ему. За обедом все были немногословны, особенно Базаров. После все разошлись по своим делам. Аркадий и Евгений пошли в комнаты. Базаром делится с Аркадием своими впечатлениями о его родственниках. С насмешкой отзывается о дяде: «Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!». Аркадий мягко вступается за дядю, объясняя, что Евгений просто мало знает о Павле Петровиче, поэтому он и кажется ему чудаковатым. Друзья разошлись по комнатам. Аркадий засыпает со счастливой улыбкой на лице. Недолго бодрствовал и Евгений. Николай Петрович, под впечатлением от приезда сына, еще долго не мог уснуть. Его брат сидел долго за полночь – в его руках был журнал, но он не читал его, а рассматривал огоньки в камине. Фенечка беспокойно спала – время от времени она поглядывала на своего маленького сына.

    Глава V

    Евгений проснулся раньше всех и отправился на прогулку. Он быстро оббежал весь двор и нашел его не в самом лучшем виде – в хорошем состоянии была только беседка. Базаров познакомился с местными мальчишками, они все вместе идут ловить лягушек для опытов.

    Николай Петрович приходит к сыну в комнату и находит его уже одетым. Они спускаются на веранду пить чай. Аркадий подозревает, что Феня не случайно заболела. Его догадку подтверждает отец: «она стыдится». Поэтому Аркадий направляется в ее комнату, где знакомится со своим братом. Возвратившись, юноша упрекает отца, что не рассказал ему о брате. Увидев радость сына, Николай Петрович растрогался. На веранду приходит Павел Петрович, он присоединяется к обнимающимся. Отец и дядя узнают, что Базаров нигилист (человек, который отрицает любые принципы и авторитеты). Для представителей старшего поколения такая тенденция выглядит странной. Базаров возвращается с лягушками.

    Глава VІ

    Евгений присоединяется ко всем. Разговор за чаепитием слаживается не лучшим образом. Павел Петрович и Базаров начинают отчаянно спорить. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» – утверждает Евгений. Павел Петрович пытается отстоять свое мнение, но односложные ответы Евгения действуют на него удручающе. Окончательно разругаться не дает Николай Петрович. Он пытается перевести разговор, попросив помощи в вопросах агрономии у Базарова. Тот соглашается, но, критично замечает: «Сперва надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книгу, а мы еще аза в глаза не видали». «Ну, ты, я вижу, точно нигилист», - подумал Николай Петрович. Однако, высказывать свое мнение на этот счет не стал.

    Оставшись наедине с Аркадием, Евгений высказывает недоумение поведением его дяди. Аркадий пытается вступиться за Павла Петровича. «Ты уже слишком резко с ним обошелся» - утверждает Аркадий, но Базарова этот факт не смущает, он уверен в правильности своего поступка.

    Глава VІІ

    Чтобы изменить отношение друга к дяде, Аркадий рассказывает историю его жизни. Павел Петрович, как и его брат, начальное образование получил дома, затем его обучение продолжилось на военной службе. «Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравиться». Вскоре Кирсанов стал популярен, его хотели видеть гостем во многих приличных домах.

    Однажды он повстречался с княгиней Р. О ней ходили не самые благопристойные слухи. Да и честно сказать, она вела странную жизнь. «У ней был благовоспитанный и приличный, но глуповатый муж и не было детей». Кирсанов безумно в нее влюбился. К сожалению, это чувство не было взаимным. Павел Николаевич ревновал княгиню, все время за ней ездил и вскоре надоел ей. После расставания, жизнь Кирсанова пошла под откос. Он ушел со службы и ездил четыре года за своей возлюбленной заграницей, но взаимности так и не добился. Павел Петрович вернулся домой в надежде жить прежней жизнью. Весть о смерти княгини Р. окончательно выбила его из колеи – он приехал жить к брату в деревню.

    Глава VІІІ

    Павел Петрович не знает чем развлечься. От скуки он заходит к Фене посмотреть на маленького племянника Митю: «Экой бутуз». Неожиданно в комнату Фенечки заходит Николай Петрович.
    Отец Аркадия познакомился с Феней три года назад. Ему пришлось остановиться в трактире.

    Чистота и порядок, царившие повсюду, его приятно удивили, поэтому он предлагает работу матери Фени – Арине у себя в поместье. Дела у них в трактире шли плохо, поэтому она соглашается. Через некоторое время Арина умирает, а Кирсанов по уши влюбляется в молодую девушку.

    Глава ІХ

    Базаров знакомится с Феней. Девушка ему понравилась. Он, с ее позволения, берет на руки Митю. Мальчик спокойно сидит на руках у Евгения, чем вызывает удивление Фени и Дуни. Аркадий тоже решается взять брата, но малыш устраивает истерику. Базаров говорит Фене, что в случае чего она может, смело обращаться к нему за помощью. После, они с Аркадием уходят. Из дому донеслись звуки виолончели. Это Николай Петрович играет в свободное время. Такое занятие для 44-летнего старика вызывает приступ насмешек со стороны Базарова «но Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся».

    Глава Х

    Прошло две недели с момента приезда Аркадия и Евгения. К Базарову у окружающих сложилось двоякое впечатление. Дворовые его любили, Фене он тоже приглянулся. Однажды девушке пришлось разбудить молодого врача – у Мити «случились судороги». Базаров успешно оказал помощь, помог Фене посидеть с ребенком.

    Павел Петрович возненавидел гостя, а его брат побаивался Евгения и его влияния на Аркадия.

    Николай Петрович становится случайным свидетелем разговора Аркадия и Евгения. Последний называет его отставным человеком. Кирсанову-старшему обидно. Он делится своими впечатлениями с братом. Аркадий, по совету друга, приносит отцу почитать брошюру Бюхнера, но положительных впечатлений прочтение не вызывает.

    За ужином Базаров был немногословен. Неосторожно сказанная фраза о полезности аристократизма (назвал одного из представителей аристократов «дрянь аристократишка») была незамедлительно подхвачена Павлом Петровичем. Возник скандал. Базаров обвинял аристократов в том, что они бессмысленно проживают жизнь, а Павел Петрович упрекал Базарова в принадлежности к нигилизму о том, что подобные Базарову люди усугубляют состояние в России.

    После ухода Евгения и Аркадия, Николай Петрович вспоминает отчаянную ссору со своей матерью, которая не понимала новомодных тенденций тогочасного развития. Теперь такой конфликт поколений возник между ним и Аркадием. «Пилюля горька - а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю» - подытоживает Кирсанов.

    Глава ХІ

    Николай Петрович направляется в любимую беседку – он вспоминает молодые годы и свою первую жену Марию. «Ему хотелось удержать то блаженное время чем-нибудь более сильным, нежели память». Голос Фени выводи его из мира грез. Спустя некоторое время Кирсанов возвращается в дом. По пути он встречает брата, который отмечает, что Николай очень бледен.

    Евгений убеждает Аркадия поехать в город. На это есть две причины. Первая – приглашение, отправленное Николаю Петровичу от Колязина Матвея Ильича. Вторая – повод увидится с давним другом Евгения. Друзья решают ехать.

    Глава ХІІ

    Товарищи приезжают в город. Наносят визит Матвею Ильичу. Отсутствие Павла и Николая Кирсановых сначала удивляет Колязина, затем он отмечает: «Чудак был твой папа всегда».
    Аркадий с Евгениев посещают губернатора и получают приглашение на бал. Неожиданно на улице друзья встречают знакомого Базарова – Ситникова. Молодой человек ведет их в гости к Кукшиной.

    Глава ХІІІ

    Авдотья Никитишна Кукшина эксцентричная особа. Аркадию она не понравилась: выглядела неопрятно, совершенно не умела вести разговор – задавала множество вопросов и не давала возможности на них ответить, постоянно меняла тему, даже ее походка и пластика раздражающее действовали на Аркадия. Ему казалось, что девушка похожа на слона в посудной лавке, между тем, думал молодой человек, сама девушка, пожалуй, считает это довольно милой. Евгений и Виктор (Ситников) вели себя очень развязно, фактически неприлично, но это не смущало хозяйку, зато смутило Аркадия.

    Глава Х IV

    Действия происходят на балу, данного в честь Матвея Ильича. Так как Аркадий танцует плохо, а Евгений не умеет танцевать вовсе –ничего больше не остается, как наблюдать за публикой. К друзьям присоединяется Ситников. Виктор язвительно критикует всех присутствующих – этот процесс приносит ему удовольствие. Все меняется после приезда Одинцовой Анны Сергеевны. Ситников представляет женщине Базарова и Кирсанова. Аркадий около часа проводит в разговоре с ней и влюбляется. У Базарова Одинцова тоже вызывает интерес. Он рекомендует другу воспользоваться приглашением Анны Сергеевны и нанести женщине визит в гостиницу.

    Глава ХV

    Встреча с Анной Сергеевной произвела впечатление на обоих друзей. Аркадий с удивлением заметил, что Евгений сконфузился. Сам Евгений тоже был поражен такой своей реакцией «Вот тебе раз! бабы испугался!» - подумал он.

    Из лирического отступления читатель узнает о превратностях судьбы Анны Сергеевны. Отец ее значительно проигрался в карты и, в скором времени умер. Девочки остались сиротами – мать их умерла раньше, еще в то время, когда благосостояние семьи было хорошим. Анне, на время смерти отца, было 20, а ее сестре Кате 12 лет. У девушек не было опыта ведения хозяйства, поэтому Анна прибегает к помощи тетки. Анна выходит замуж по расчету и после шести лет супружеской жизни остается вдовой. Она ведет размеренную жизнь и избегает городской суеты.

    Базаров во время визита вел себя очень странно: он не прибегал к своей любимой критике и нигилизму, а все время говорил о медицине и ботанике, чем вызвал небывалый интерес к своей особы у Анны. К Аркадию Одинцова отнеслась доброжелательно, было похоже, что она принимает его за «младшего брата» и не более. Анна приглашает молодых людей к себе в имение.

    Глава ХVI

    Друзья не упускают случая и едут в Никольское к Одинцовой. Здесь они знакомятся с ее младшей сестрой Катей и тетушкой. Анна больше времени уделяет Базарову. Она охотно поддерживает разговор на тему биологии и геологии. Евгений польщен таким вниманием, он ведет себя не так как обычно. Аркадий испытывает смешанные чувства: обиды и ревности. Ему не остается ничего больше, как проводит время с Катей. Она милая и скромная девушка, хорошо играет на фортепиано. Музыка становится тем звеном, которое позволяет им поддержать беседу.

    Глава ХVII

    Время, проведенное у Одинцовой в имении, летит незаметно. Друзья чувствуют себя здесь непринужденно, несмотря на то, что им приходится подстраиваться под существующий график проведения дня. Евгений отмечает, что это довольно скучно – жить по режиму, между тем, Анна утверждает, что только в такой способ можно не умереть от скуки в деревне.

    Евгений кардинально поменялся, причиной этому стала его любовь к Анне. Он стал избегать общения с Аркадием, складывалось ощущение, что Базаров стыдиться и чувствует себя неловко. Любовь Евгения взаимна, однако Анна не спешит признать это и пытается выдержать хотя бы минимальную дистанцию по отношению к Евгению.

    Аркадий грустит, его задевает тот факт, что предпочтение отдали не ему, а другу. Со временем Кирсанов находит удовольствие во времяпровождении с Катей: он может с ней обсуждать то, что не поощряет Базаров – музыку и природу.

    Управляющий отца Базарова встречает Евгения и сообщает ему, что родители обеспокоены отсутствием сына и с нетерпением ждут его приезда. Евгений решает ехать.

    Глава ХVIII

    Анна предлагает Базарову продолжить вчерашний разговор о целях жизни. Он соглашается. В ходе разговора Евгений признается в любви, но ответного хода не получает. Анна решила, что «спокойствие все-таки лучше всего на свете» и поэтому свела всю ситуацию к тому, что Базаров ее неправильно понял, а она Базарова.

    Глава ХІХ

    Одинцова с трудом сдерживает свои эмоции. Ситуацию спасает приезд Порифия Платоновича – соседа, любившего поиграть в карты. Приезжий много шутит, рассказывает всякие истории, чем разряжает, возникшую после объяснений Евгения и Анны, обстановку.

    В дальнейшем, усиливает гнетущее впечатление неприятный разговор влюбленных – Евгений втайне желает, чтобы Анна предложила ему остаться и не уезжать, но Анна делает вид, что не понимает. «Ведь вы, извините мою дерзость, не любите меня и не полюбите никогда» – в результате говорит ей Базаров.

    Приезжает Ситников и это немного спасает накалившуюся вновь обстановку. В разговоре с глазу на глаз Евгений говорит Аркадию, что уезжает. Кирсанов решил составить ему компанию. Аркадий выражает недоумение приездом Виктора. «Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» – отвечает ему Евгений.

    Предлагаем вашему вниманию повесть И. Тургенева где говорится о непростых отношениях девушки Аси и рассказчика.

    У Кирсанова после этой фразы появляется чувство недоумения: «Мы, стало быть, с тобой боги? то есть - ты бог, а олух уж не я ли?»- Да, - повторил угрюмо Базаров, - ты еще глуп».
    По дороге к родителям Базарова, Аркадий замечает, что его друг очень изменился. «Ничего! Поправимся» – уверяет Евгений.

    Глава ХХ

    Друзья приезжают. Отец и мать Базарова встречают их. Мать очень растрогалась – она постоянно пытается обнять и расцеловать сына.


    «Ну, полно, полно, Ариша! Перестань» – остепеняет ее муж. Родители приняли приезжих хорошо. Несмотря на то, что сегодня они не ждали гостей, матери удалось накрыть хороший стол. После обеда, отец Евгения (Василий Иванович) хотел было поговорить с сыном, но он, сославшись на усталость, отказал. Сам же Евгений не смог заснуть до утра – горькие воспоминания об Анне не давали ему покоя.

    Глава ХХІ

    Аркадий проснулся и увидел, что Василий Иванович вскапывает грядки. Кирсанов вышел на улицу. Он беседует с отцом Евгения о его сыне: высказывает свое восхищение ним и пророчит ему известность в будущем. Родители Базарова произвели на Аркадия самое что ни есть наилучшее впечатление.

    В разговоре с другом, Кирсанов пытается донести мысль, что жизнь Евгения абсурдна. Базаров позволяет себе говорить крайне грубо по отношению к своему другу, и возвеличивать себя. «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься» – утверждает он.

    Евгений упрекает друга в умении говорить красиво, сравнивает его в Павлом Петровичем, а в конце называет дядю идиотом. Такое обращение оскорбляет Кирсанова, Евгений пытается выставить сложившуюся ситуацию в свете родственных чувств, убеждая Аркадия, что он упорно не желает принять очевидные вещи.

    Завязавшийся спор перерос в ссору. Неожиданное появление Василия Ивановича препятствует дальнейшему развитию конфликта.

    Евгений с Аркадием уезжают. Родители огорчены тем, что сын уехал, но изменить ситуацию они не в силах: «сын - отрезанный ломоть».

    Глава ХХІІ

    По дороге друзья заезжают в Никольское. Анна Сергеевна крайне недовольна их приездом и не стремится скрыть это. Нерадушный прием усилил состояние уныния и хандры.

    В Марьино (поместье Кирсановых) приезжих ждал радушный прием – по ним успели соскучится и с нетерпением ждали их возвращения. После расспросов о поездке, жизнь вернулась в свое привычное русло: Евгений опять занялся опытами с лягушками и инфузориями, Николай Павлович был занят делами с наемными работниками, Аркадий старался, если и не помочь родителю, то хотя бы создать такую видимость. В одной из бесед с отцом Аркадий узнает, что у них есть письма переписки матери Аркадия и матери Анны и Катерины Одинцовых. Он решает отвезти письма в Никольское, потому что соскучился, а письма стали прекрасным поводом для поездки. По дороге, молодой человек боится, что он будет нежелательным гостем. Но все оказалось иначе. На удивление, Анна говорила с ним «ласковым голосом и пошла к нему навстречу, улыбаясь и щурясь от солнца и ветра».

    Глава ХХІІІ

    От Базарова не скрылась истинная цель поездки Аркадия в Никольское. После уезда Кирсанова Евгений ударился в исследования и уединение. Он перестает спорить с жильцами, но все так же питает к ним неприязнь. Единственный человек, к которому он относится благосклонно – это Феня. Постепенно он сближается с женщиной и влюбляется в нее. Феня также испытывает симпатию к Базарову. Она себя чувствует с ним легко и непринужденно.

    Однажды в беседке Евгений, под предлогом понюхать сорвавшую розу, ухищряется поцеловать Феню. Павел Петрович становится свидетелем этой сцены. Евгений и Феня уходят из беседки.

    Глава ХХIV

    Павел Петрович приходит в комнату Базарова и вызывает его на дуэль. Истиной причиной стал поцелуй в беседке, однако, для окружающих была выдвинута другая версия: неприязнь, вызванная разногласиями.

    На дуэли Евгений ранит в ногу противника. Павел Петрович теряет сознание. Базаров оказывает ему помощь.

    К вечеру состояние больного ухудшилось, хотя ни Базаров, ни приехавший доктор не находят ранение опасным.



    Павел Петрович разговаривает с Феней. Он говорит ей, что видел поцелуй в беседке, просит ее никогда не бросать брата: «Что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»
    Павел Петрович просит брата исполнить его просьбу – жениться на Фене.

    Глава ХХV

    Катя с Аркадием очень сблизились. Неожиданно приезжает Базаров. Он решил лично рассказать Аркадию о произошедшем в Марьино. Евгений думает, что Кирсанов приехал, чтобы объясниться с Анной Сергеевной и это его злит. Аркадий пытается убедить друга в том, что не Анна предмет его обожания, но Евгений не верит. Базаров рассказывает о влюбленности Аркадия в Анну самой Анне и, увидав, ее изумление, понимает, что Аркадий ему не врал.

    Глава ХХVI

    Кирсанов говорит о своих чувствах Кате и узнает об их взаимности. Он намерен жениться на девушке. Базаров уезжает к родителям.

    Они прощаются с Аркадием, без надежды встретиться когда-либо больше.

    Глава ХХVII

    Базаровы очень рады возвращению сына, чего не скажешь о Евгении. Он скучает в родительском доме и не знает чем себя занять. Постепенно начинает помогать отцу в лечении больных. «Базаров раз даже вырвал зуб у заезжего разносчика», что стало предметом для гордости Василия Ивановича.

    Случайный порез стал причиной заражения Евгения тифом.


    Он осознает, что жить ему осталось недолго и просит через отца передать просьбу Одинцовой. Евгений хочет ее увидеть. Анна Сергеевна приезжает. Евгений уже в тяжелом состоянии, он говорит женщине о своих настоящих чувствах к ней и засыпает. «Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

    Глава ХХVIII

    Прошло полгода. В один и тот же день женились Николай Петрович и Феня, Аркадий и Катя. Павел Петрович поправился и уехал за границу. Аркадий заинтересовался делами поместья и не безуспешно – в скором времени дела пошли на лад. Анна Сергеевна, со временем, тоже вышла замуж, но, правда, не по любви. Для всех дальнейшая жизнь сложилась хорошо, кроме как для двух стариков, которые приходили на могилу и долго и безутешно рыдали. Там, под молчаливым камнем был похоронен их сын Евгений.

    «Отцы и дети» – краткое содержание произведения И. С. Тургенева

    4.8 (95.56%) 9 votes