Болезни Военный билет Призыв

Осознанное сознание. Осознание. Осознанность, или пробуждение сознания

Энергетически расширьтесь по горизонтали, и позвольте внутреннему миру соединиться с внешним. В полном безмолвии углубляйтесь в духовный центр, пока вы не почувствуете изумительное Спокойствие и Тишину. Погружайтесь ещё глубже. Станьте прозрачным и растворитесь в Умиротворении. Это и есть Истинное Я. Насладитесь своей бесконечностью и чувством свободы и лёгкости.

Это свобода от образа себя с его качествами и особенностями, и лёгкость от отсутствия представлений о себе, которые держат в необходимости кем-то быть.

Достаточно пережить это хоть раз, чтобы поверить, что всё то, что мы считаем собой, это одна большая иллюзия, созданная маленьким искусственным «я», которое боится быть уничтоженным. Но его личина, состоящая из мыслей о себе, многочисленных концепций, социальных ролей и масок, желаний и жажды определённых состояний (например, безусловной любви или просветления) закрывает Истинное Я. А оно - никакое, это чистое сознание, не имеющее характеристик. Оно просто Есть.

Что же мешает быть им - этим чистым созанием? Страх за своё выживание ложного, обусловленного внешним «я», которое сразу проявляет активность, доказывает свою нужность, объясняя, оценивая, навешивая ярлык, выражая своё отношение. И мы тут же отождествляемся с этим, чтобы убедиться, что «я», которое мы считаем собой, не исчезло. И изумительное состояние Истинного Я, в котором мы только что были, сразу исчезает, возвращая нас в привычный образ себя (например, я духовно продвинутый, интеллектуальный, обладаю особыми способностями и умениями и т. п.).

Но мы ведь не разрушаем все эти представления, не избавляемся от ума, не боремся с эго. Погружаясь в свою глубину, мы вибрационно поднимаемся в состояние безличности, где в отсутствии мыслей о себе (!) растворяется всё привнесенное извне, надуманное и иллюзорное. Там, в Пустоте и Тишине, мы открываем себя как живое, многомерное Сознание, которое осознаёт себя, обладает неисчерпаемым потенциалом и реализовывает себя в материальном мире через Женское и Мужское Начала. Душа, любовь, приятие, поддержка, эмоции, чувства – это Инь. Мышление, ум, интеллект, воля, сила, концентрация, прокладывание новых направлений – это Ян. А соединяя эти две глобальные энергии, Сознание/Дух наполняет Жизнью сложнейшую физическую систему – Тело, через которое Он всё воплощает.

Осознание, как во всём происходящем проявляются эти два Божественных Начала, – смертельный удар по вовлечённому «я», приписывающему себе авторство всего с нами случающегося.

Я есть Осознание

На первом этапе отстранённого наблюдения мы замечаем, как через отождествления вовлечённое эго-я выражает себя у других. Это реакции раненой самооценки, необузданные эмоции, самомнение или неуверенность, неискренность... И здесь крайне важно не дать подняться духовной гордыне: не осуждать, не критиковать, не чувствовать своё превосходство. И рефлексировать, как при этом проявляется собственный образ себя: я думаю, что..., мне кажется, вы..., моё убеждение, что он... В состоянии Истинного Я нет мнений и нет интерпретаций!

Затем, когда укрепляется внутренний Наблюдатель, кроме того, что он констатирует, как проявляется страх за своё выживание у собственной самости - в комплексах, в желании превосходить или в самоуничижении, в мыслях, в выстраивании отношений - происходит узнавание себя через других. Тут требуется абсолютная честность с собой, чтобы без оправдания своих поступков, без самобичевания и самопотакания признать, как всё и все зеркально отражают нас, особенно те, кто раздражает и вызывает осуждение. И тут же растворять это ложное «я».

Но, чтобы наблюдать отождествление с образом себя - то, что отделённый и сконцентрированный на себе ум считает собою, как он действует через набор суждений, убеждений, концепций, внедрённых идей, как проявляется «таковость» и как «я» приписывает себе авторство в действиях (я сказал, я написал, я сделал), необходимы неустанная бдительность и внимательность. Теоретическое знание, что Сущность руководит всей нашей жизнью, мало помогает. Нужно видение из своей глубины.

1. Кто формирует жизненные ситуации

Представьте, что вы сидите в кинозале, и из Пустоты, из Сознания, из Я-Есть смотрите фильм «Я и моя жизнь», где вы – главный герой. И вы, конечно, признаете, что большинство событий происходило совсем не по нашей воле - любовные истории, поступление (или нет) в учебные заведения, удачные (или нет) браки, устройство (или нет) на работу, успехи и провалы, встречи и разлуки. А ведь за всем этим стоят посылы Души, которая, неся в себе Искру Духа, формировала обстоятельства, чтобы мы осознали, как тем, что «я» посылает в пространство, сотворяется наша жизнь. И с какой заботой и любовью Душа помогала то ли осмыслением неудач, то ли знакомством с нужным человеком, то ли непонятно откуда взявшимися деньгами, а иногда напрямую отводила от неприятностей. Другое дело, замечали ли мы это.

Поэтому сегодня, говоря, что я переехал в другую квартиру / я рассталась с этим человеком / я купил новую машину и т. д., не будем отождествляться с этим «я», помня, что всё исходит не от него, а от Сознания/Духа. Устремлённость к реализации цели - тоже. Другой силы в мироздании нет.

2. В образе себя и вне его

Наш образ себя - система многочисленных «я», или я-концепция личности, проявляется через множество ролей-субличностей - родитель, дочь/сын, муж/жена, специалист, друг, коллега, пассажир, покупатель, пешеход - всех не перечислить. И все они со своим характером, желаниями и целями, каждая претендует на первенство, многие ссорятся, вызывая в нас внутренние конфликты. И не случайно конвенциональная психология занимается их примирением. Но она не выводит из пространства самости, где иллюзорное «я» - гордыня, претендующее на руководство нашим поведением (будет так, как я решил, я сделала это по- своему, я организовал свой бизнес с нуля ), обрекает нас на проблемы. Может ли неустойчивая, капризная личность объединить в целое огромное количество этих «я» и обеспечить столь разношерстному множеству нормальное функционирование в обществе? Будучи внутри каждой, она ими же обусловлена. Наши составляющие объединяет нечто другое – фундаментальное и глобальное сознание. Любой вывод, решение, делание исходит от него и зависит от частоты, на которой оно вибрирует в данный момент.

Из глубины Истинного Я осознаётся, что личность – это набор образов, которые существуют у нас в уме. Они базируются на представлениях, что нужно кем-то быть в качестве кого-то. Это заставляет действовать определенным образом, вовлекает в эти действия, и мы отождествляемся с этими ролями и приписываем результат ментальным маскам. Поэтому личности не находится места в Божественном Триединстве Дух-Душа-Тело.

В Истинном Я, где нет надуманных образов и не на что впустую тратить энергию, она свободно и спокойно перетекает от действия как родителя или дочери/сына к действиям супруга, специалиста, друга, коллеги и т. д. Без суждений, как нужно себя вести, чтобы быть хорошим и достойным любви. Без напряжения и долженствования (я как отец семейства должен... / я как любящая мать обязана... / я как духовный человек не могу... ). И всё получается легко и естественно, потому что движущей силой становится бескорыстная любовь.

Она искренне «отдаёт», не ожидая благодарности. Она делает нас живыми, то есть не оценивающими, а чувствующими, и по-настоящему внимательными. И, не стремясь к уважению и любви, мы их получаем. А ощущение Присутствия в Существовании - это безусловное доверие к самому Существованию, и это вызывает ответный отклик, обеспечивая тем, что насущно в данный момент.

3. Неделимость получения и отдачи, идей и их воплощений

Кто вдохновляет на творчество? Эго, которое считает себя автором созданного? Но разве иллюзорность может творить, доставлять радость, реализовывать Божественный потенциал? И кто стоит за тем, что если мы, не думая о награде, в упоении делимся тем, что изливает Душа, неизменно что-то обретаем? Как же совершенно Любовь ведёт танец двух начал - отдачу на Мужском и получение на Женском начале, возврат от Инь, ответ от Ян!

А кто вдохновляет идеями (англ. inspire – вдохновлять, spirit – дух )? Наше ложное «я», полагающее, что его осенила мысль? Ум, не выходящий за пределы своего содержания? Мозг? А он не рождает, а улавливает энергоинформационные сигналы, которые передаёт ему Душа. Другое дело, что он так создан, что различия в его структуре фантастическим образом делают наше субъективное восприятие самобытным, и при этом он достаточно стандартизирован, чтобы мы могли общаться и понимать друг друга. Кому под силу сотворить такой совершенный квантовый компьютер?

В состоянии Истинного Я очевидно, что инспирирование идеей, её реализация и сам творящий – неделимое целое. И если в процессе воплощения это единство озаряется абсолютной Любовью, рождает нечто самобытное и нетленное.

4. Источник бескорыстной Любви

Где он? Откуда Любовь излучается? Когда мы говорим: «я испытал такую нежность" или "я отнёсся к нему с состраданием" - может ли это исходить от фальшивого «я»?

В Я-Есть Присутствии Любовь и Её излучающий неразделимы, и мы чувствуем другого, как себя. И не нужно выстраивать отношения в озабоченности моралью и нравственностью. Душа ведёт заботой, вниманием, нежностью, интуитивными всплесками и… осознанием. В этом нет «я», вовлечённого в действия. А Я-Есть не бывает внутри ни действия, ни чего-то другого. Именно поэтому Оно легко со всем соединяется, чувствует его, осознаёт его истинную суть и видит, как от проявлений эго страдает Душа. И это вызывает сострадание.

Истинную, невовлечённую, осознающую саму себя Любовь не надо искать вовне и не надо развивать – она в нас. Нужно лишь перевести внимание с внешнего на внутреннее, на говорящего / действующего / любящего. И открывается То. И ясно, что мы является самим Осознанием и бескорыстной Любовью.

5. Осознание первично

Иначе мы бы ничего не осознавали и не могли бы открыть себя как Душу / Дух / Сознание. Ценность осознания безмерна и непостижима, как непостижим Дух / Бог. Можно лишь упомянуть несколько моментов.

  • Осознание уводит от иллюзий и позволяет быть ближе к истине.
  • В нём растворяется обособленное «я» и нет отождествлений.
  • В осознанности мы находимся в метапозиции, когда беспристрастный Наблюдатель удерживает дистанцию с ситуацией, и ум с его представлениями не может ни во что вовлечь. И в этой отстранённости находятся ответы на вопросы, всплывает решение проблем. Развенчиваются авторитеты, которым мы, обесценивая себя, добровольно отдавали энергию. Видно, как социум пытается нами манипулировать. Мы становимся независимыми, а блокирование ложного деятеля - ума-эго, который отделял нас от Мира, возвращает к единству с Ним.
  • Проясняется суть каждой поставленной цели, любого выбора, и иллюзорное «я» не в силах вовлечь нас в свои игры.
  • Осознание, происходя в «здесь и сейчас», уводит от страданий из прошлого и страха будущего, от требований к себе быть «таким», от долженствования соответствовать надуманному идеальному образу себя, от обусловленности чем-то внешним и зависимости от него, от суждений-оценок переполненного информацией ума, которые препятствуют живому чувствованию.

Осознание приводит к Свободе.

Осознание без осознающего

Душа творит, любит, передаёт импульсы уму и телу - двум неразделимым инструментам, и ноги ходят, руки что-то изготавливают, органы чувств воспринимают. И всё оживляет Дух, делающий человека Сотворцом и объединяющий всё и всех в Целое.

Вначале Дух зовёт из Пустоты, настойчиво возвращая внимание в духовный центр. Затем, хоть однажды окунувшись в Пустоту, пережив себя как Присутствие в Существовании, как самоосознающий Дух, этот опыт хочется повторить и повторить.

А потом оказывается, что эта феноменальная Пустота – безграничное пространство, вмещающее всё. Что она одновременно и Полнота, то есть Бытие, То-Что-Есть. А чистое, ни к чему не привязанное Истинное Я и есть это Бытие. В этом осознании - Я Есть Всё. Всё и неописуемое Ничто, Сознание, которое не является объектом и потому непостижимо. Будучи над всем и ни во что не вовлеченным – ни во время, ни в явления, ни в формы, ни в идеи, ни в дуальности, будь то Добро и Зло, Свет и Тьма - оно их осознаёт. Но без осознающего: Я-Есть – это само Осознание. Оно не объект, Его нельзя ни увидеть, ни изучить. Это ровное, покойное, гармоничное состояние, в котором Я просто Есть, без усилий и без вспышек восторга. Это Я себя не демонстрирует, не превозносит, Оно единое для всех. Как Безграничность, Лёгкость и Прозрачность. Как Доверие к Жизни, то есть к Богу. Как Дух. Как Осознание, которое дам даровано, и потому естественно, как дыхание.

(пробуждение сознания) – главная ключевая практика для каждого человека, которая, проходя красной линией, через всю нашу жизнь, добавляет ко всему, что мы делаем гармонию, эффективность, ясность, аккуратность и точность. Если возникает ощущение, что ситуация дисгармонична, а поступки неправильные, необходимо просто пробудить . И это – лучший выход из любого положения.

Что такое осознанность?

Осознанность – это пробуждение сознания , непрерывная внимательность в каждое мгновение жизни, когда во время выполнения каких-либо действий не происходит блуждания в мыслях, а внимание направлено на то, что совершается конкретно в данный момент.

Обыденное восприятие подобно полудремотному состоянию, в котором где-то на бессознательном уровне происходит «покадровое» сканирование происходящего в текущий момент. Затем, «принятая» в форме образов информация переходит к более детальной обработке уже при помощи мыслительного аппарата. Таким образом, человек теряет контакт с чистой реальностью, которую ему подменяют его (кармически) обусловленные мысли. Осознанность пробуждает дремлющее сознание.

Цель практики осознанности – отвлечь внимание от мыслей о происходящем на само происходящее в моменте «сейчас». Как сказал один дзенский мастер о своей практике: «Когда я ем – я ем, когда несу воду – я несу воду». Это чрезвычайно важный, можно сказать, ключевой, момент (и суть) практики пробуждающей и эволюционирующей наше сознание.

Практика осознанности

Соль в том, чтобы сделать внимание непрерывным, не отвлекающимся на мысли ни на мгновение. Благодаря такой постоянной бодрости сознания, появляется невероятное тонкое переживание, словно Вы пробудились. Поначалу кажется чудом, что эта удивительная свобода и полнота непрерывного «сейчас», ощущения бытия всегда была с вами, и как странно, что никто этого не замечает и не говорит об этом.

Окружающее пространство и предметы лишаются размеров, ведь все эти переживания имеют лишь мысленную окраску. При взгляде на привычные формы становится очевидным факт условности их величины. Сложно сказать – большие они или маленькие, далеко или близко, и это нисколько не затрудняет передвижения, и даже наоборот – делает его более проникновенным и точным.

При дальнейшем углублении осознанности может появиться ощущение вечности, словно происходящее здесь и сейчас было всегда, а расстояния до предметов могут казаться бесконечно далекими. Тело начинает восприниматься как бы со стороны. Скорость всех явлений также теряет привычные критерии, и даже в простых движениях и чувствах переживается невероятно быстрый поток ощущений. Эти переживания невозможно передать словами. Ничто не сравнимо с прямым опытом.

Как освоить практику осознанности?

Поначалу практика осознанности для большинства людей оказывается чем-то почти невозможным для выполнения. Но со временем, особенно в связке с , осознанность становится все более естественной и спонтанной. Как правило, для полной ее реализации нужны годы работы над собой. Это действительно непросто, однако именно развитие осознанности – настоящий ключ личной эволюции – это нить, которая подтягивает за собой все параметры успешной личности .

Самая сложная битва – это битва с самим собою. И чем больше мы прилагаем усилий, тем сложней она становится. Вся штука в том, чтобы перестать прилагать усилия и подавлять ум. Необходимо оставить все старания, сдаться и расслабить голову. Тогда осознанность льется спонтанно , как естественная пробужденность. Обыватель пребывает в непрерывном напряжении ума, что препятствует ясному восприятию действительности. Начинающий практик, зачастую своими стараниями склонен еще больше усиливать эту напряженность, что приводит к стрессу и нервозности. Правильная практика происходит без усилий, когда ум расслаблен. Сознание льется само собою, вам просто не нужно ему мешать.

В сравнении со «случайными» природными циклами, личное развитие заметно ускоряется, благодаря намеренной практике. По мере углубления осознанности все те (кармические) ощущения, что вам было суждено пережить на событиях, начинают проживаться без видимых причин, без зависимости от внешних обстоятельств, и проходят при наименьшем сопротивлении – не так долго и мучительно, как на событийном уровне. Хотя сопротивление и уровень смирения – также индивидуален.

Некоторое время, пока личные кармы высвобождаются без зависимости от событий, со стороны вы можете выглядеть странным, или даже неадекватным для других. Чтобы этого избежать, существует практика «сталкинга» (учение толтеков), «иллюзорного тела» (в буддизме), когда вы, не обременяя других своими удивительными переживаниями, ведете себя нормально, в соответствии с событийным уровнем, а не с вашим внутренним миром, который другие люди не увидят и не смогут понять.

Первое время, открывая новые миры, почти у каждого появляется ярое желание показать свои открытия окружающим. В большинстве случаев этого делать не стоит, потому что каждый упрямо цепляется за свою картину мира, остерегаясь любых перемен. Можно пробовать делиться знаниями аккуратно без всякого навязывания и обид, если вас не желают услышать. Каждый мир живет по своим законам. И если человеку необходимо пережить драгоценный опыт мирских иллюзий, вряд ли вы сможете изменить его судьбу.

В повседневной практике для поддержания осознанности допустимо использовать установки, при помощи которых можно научиться вводить себя в соответствующее состояние. Эти установки как бы пробуждают понимание и меняют состояние, если вы отдаетесь им без всяких сомнений. Это могут быть установки, данные в конце статьи , и полезная в общении установка (данная в статье ) – «Никто не может иначе». А также такие повседневные установки как: «Я уже и так пребываю в непрерывном сейчас», «Мое внимание и так спонтанно и непрерывно» или любые другие, которые подойдут вам лично.

Напоследок, хотел бы напомнить, о том, как читать тексты о саморазвитии. Их нужно читать так, словно они могут спасти вам жизнь. Каждую технику и любой анализ стоит соотносить с собственной жизнью. Важно понять, что все то полезное, о чем вы прочли, можно и нужно применять прямо сейчас. Если вы откладываете «на лето» – это иллюзия.

© Игорь Саторин

В продолжение темы.

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

М: Я осознаю, что бодрствую или что вижу сны.
В: Я не улавливаю. Что именно вы хотите сказать? Я сформулирую вопрос по другому: под глубоким сном я имею в виду бессознательность, под бодрствованием – сознание, под сновидением – сознавание своего ума, но не окружения.

М: Я имею в виду почти то же самое, с одним лишь различием. В каждом из состояний вы забываете о двух других, для меня же существует только одно состояние бытия, включающее и превосходящее три ментальных состояния бодрствования, глубокого сна и сна со сновидениями.

В: Видите ли вы в мире цель и направление?
М: Мир – это всего лишь отражение моего воображения. Я могу видеть всё, что захочу. Но зачем мне придумывать модели сотворения, эволюции и разрушения? Я в них не нуждаюсь. Мир находится во мне, мир и есть я. Я его не боюсь и не имею желания заключать его в картину ума.

В: Возвращаясь к сну. Вы видите сны?
М: Конечно.
В: Что они собой представляют?
М: Отголоски состояния бодрствования.
В: А глубокий сон?
М: Сознание мозга приостановлено.
В: Тогда вы не сознаёте?
М: Не сознаю своё окружение.
В: Не совсем бессознательны?
М: Я продолжаю осознавать, что бессознателен.
В: Вы используете слова «осознавать» и «сознавать». Разве это не одно и то же?

М: Осознание первично, это изначальное состояние – без начала, без конца, без причины, без основы, без составных частей, без изменения. Сознание зависимо, это отражение на поверхности, состояние двойственности. Не может быть сознания без осознания, но может быть осознание без сознания, в глубоком сне. Осознание абсолютно. Сознание относительно, зависимо от своего содержания, сознавать всегда нужно что то. Сознание разделено и изменчиво. Осознание целостно, неизменно, спокойно и безмолвно, это общая матрица любого переживания.

В: Как выйти за пределы сознания и достичь осознания?

М: Поскольку именно осознание делает возможным сознание, осознание присутствует в любом состоянии сознания. Поэтому само сознание того, что вы сознаёте, – это уже движение в осознании. Интерес к потоку своего сознания приведёт вас к осознанию. Это не новое состояние. Оно сразу узнаётся как основное, изначальное существование, которое есть сама жизнь, а также любовь и радость.

В: Если реальность всё время с нами, из чего состоит самореализация?

М: Реализация – это противоположность неведению. Принимать мир как реальное, а своё я как нереальное – это неведение, причина несчастий. Знать, что я – единственная реальность, а всё остальное скоротечно и непостоянно, – это свобода, радость и покой. Это очень просто. Вместо того чтобы воображать вещи, научитесь видеть их такими, какие они есть. Когда вы сможете видеть всё таким, какое оно есть, вы увидите и себя таким, какой вы на самом деле. Это подобно протиранию зеркала. То же самое зеркало, показывающее вам настоящий мир, покажет и ваше собственное лицо. Мысль «я есть» – это ткань для протирания. Используйте её.

Самовоспоминание - сознание - вот скрытый смысл Луча Творения, и смысл нашего существования. Сознательные существа должны быть созданы для того, чтобы Луч Творения рос: Абсолюту нужна помощь.

30.06.10
Ключевые слова (суть): самовоспоминание, пробуждение, Высшие центры, высшее Я
Сознание. Осознание себя - Р. Бертон. Статья. Эзотерика и духовное развитие.

Можно ясно понимать нечто сегодня - и не понимать это завтра, так как сознание имеет разные уровни. Хотя вы можете быть неудовлетворены результатами ваших усилий в течение нескольких дней, вы должны помнить, что работу нужно рассматривать с точки зрения лет, и даже жизней. Школа успешна: она создаёт сознание у её участников.

Чем более полно вы понимаете, что вы пребываете во сне, тем больше вас это будет отталкивать, и тем больше вы будете желать пробудиться. Один из самых полезных катализаторов пробуждения - это понимание того, как отвратителен сон.

Интересно подумать о том, куда вы деваетесь, когда не помните себя.

Вы тихо исчезаете, обкрадываемые вором воображения. Существует тонкая грань между первым и вторым состояниями сознания, и такая же тонкая линия существует между вторым и третьим состоянием. Вот почему простые шоки часто вызывают у нас высокие состояния сознания. Нам повезло, что наши машины сбалансированы настолько тонко, что мы можем с лёгкостью войти в сферы бессмертного.

Природа не поощряет нашу цель пробудиться, она приготовила для нас множество заманчивых, но пустых отвлечений.

Пробуждение - это простая вещь.

Разделенное внимание - это одновременное осознавание себя и того, на что вы смотрите.

Это то состояние, которого мы ищем день за днем. Путь к бытию извилистый, не прямой. Мишель Монтень говорил, что мы подобны пьяному, который бредет, шатаясь, к своей цели.

Есть много светильников, ведущих нас по нашему мучительному пути, но лишь немногие желают, чтобы свет проник в их тьму.

Мы - те, кто посвятил себя пробуждению. Поэтому сегодня мы здесь, а не где-то ещё.

Вы не можете иметь совесть, не имея сознания. У машины не может быть совести в полном смысле этой идеи. Несмотря на это вы должны работать с тем, что у вас есть. Для того, чтобы понимать идеи Системы, необходимо пребывать в состоянии относительности.

Усилия делать необходимо, и попытки присутствовать приближают нас к третьему состоянию сознания. Иногда попытки присутствовать выталкивают нас в настоящее. Влияние "С" держит волшебную палочку в одной руке и дубину в другой, и мы чувствуем и то, и другое, в течение всего периода нашего созревания. Им приходится бить человека номер четыре дубиной, потому что слабые шоки не приносят результата.

Через мистические и через титанические моменты жизни мы проверяем и, что более важно, становимся работой.

Третье состояние - наша истинная индивидуальность.

Высшие центры всегда рядом.

Каковы характеристики третьего состояния сознания?

Одна из его характеристик - простота. Третье состояние сознания - не холодное и отстраненное, хотя это и бессловесная реальность. Некоторые бессмысленные, праздные состояния пытаются овладеть вашим бытием, но они - не ваше Истинное "Я". Инстинктивный ум - противник самовоспоминания; он будет подрывать вашу работу, пытаясь найти изъян в самой редкой на Земле драгоценности: в вашем Истинном "Я". О Высших центрах в Библии говорится как о детях, что символизирует их невинное состояние.

Третье состояние некомфортабельно, но оно приносит удовлетворение. Когда третье состояние начинает проявляться, примите его. Нет ничего более изящного и благородного, что вы могли бы принять, чем ваше Истинное "Я".

Третье состояние - это не ваши “я”, это ваша душа. Даже лучшие рабочие “я” - не душа, ибо сознание - это не функции.

Необходимо найти способы ухватить и удерживать настоящее.

Используйте упражнения на смотрение и слушание, и, превыше всего, трансформируйте страдание.

Невозможно пребывать в негативности и быть.

Рабочие “я”, советующие вам помнить себя, всё ещё не ваше Истинное “Я”, которое помнит себя. Бесценное рабочее “я” - “Будь здесь и сейчас” - ещё не состояние присутствия, хотя оно определенно ближе к вашему Истинному “Я”, чем многие форматорные утверждения типа: “Привет, как дела?” Можно быть ближе к берегам третьего состояния или дальше от них, и рабочие “я” находятся близко к этим берегам. Механические “я” ближе к первому состоянию, и в них мало ценности.

Когда я впервые вошел в собор Святого Петра, мой Король Червей начал испытывать экстатические, религиозные чувства - механическую эмоцию, наиболее близкую к переживанию своего Истинного “Я”. Мне пришлось немедленно сделать выбор в пользу самовоспоминания, а не самопотакания. И в результате я испытал третье состояние.

Мы всё время пытаемся сфокусироваться на самовоспоминании, пытаемся прорваться сквозь завесу воображения. Один из положительных аспектов больших шоков состоит в том, что они приподнимают завесу воображения, и третье состояние возникает и не проходит. Ангелы - мастера своего дела, они умеют давать блестящие шоки. Вы либо используете эти шоки, либо они используют вас. Сильный шок не исчезает, он оставляет третье состояние звучащим внутри вас.

Унижение создает третье состояние - вашу кроткую душу. Для того, чтобы создать свое астральное тело, вам придётся часто испытывать унижение в течение всей вашей жизни.

Без самовоспоминания, без третьего состояния сознания во всём царит путаница. Поэтому не забывайте пользоваться здравым смыслом.

Попытки создать объективное состояние трудны, так как второе состояние сознания кажется вполне реальным по сравнению с относительно безжизненным первым состоянием. Эта иллюзия может помешать вам почувствовать вкус сознания.

Пробуждение значительно больше, чем вы можете себе вообразить, потому что это не воображение, это реальность.

Важно принимать Влияние “С” на их условиях. Старайтесь ровно принимать всё, что они дают вам. Если вы хотите пробудиться, ничто не станет на вашем пути; если вы не хотите пробудиться, вы сами станете у себя на пути.

В наших интересах жить как можно дольше, чтобы служить Влиянию “С”. В природе ковчега - выстоять, когда человечество уничтожает себя.

Можно ли говорить о сознательной надежде?

Данте сказал, что врата ада гласят: “Оставь надежду всяк сюда входящий”. Когда-нибудь на воротах Аполлона напишут: “Питай надежду всяк сюда входящий”. Пробуждение переносит вас за пределы надежды, и вы учитесь принимать то, что есть, по мере того как вы убеждаетесь в своей неспособности изменять внешние обстоятельства. К тому же, чем более вы сознательны, тем меньше у вас желания изменить это жалкое измерение Луча творения, называемое Землей. Последним, что осталось в ящике Пандоры, была надежда. Это означает, что, развиваясь, вы сделаете много неприятных наблюдений за время вашего восхождения от соблазнов влияний "А" к боли влияний "В". На этой стадии всё, что у вас есть - это надежда, так как пробуждение невозможно без помощи извне, приходящей от Влияния “С”. И помните: мы искали и нашли чудесное.

Если вы пробуждены - вы можете любить; если вы пребываете во сне, вы любить не способны.

Как сделать сильнее ту малую часть в нас, которая заинтересована в пробуждении?

Прикладывайте к своей жизни положительную третью силу, балансируйте три линии работы, или проводите больше времени со студентами.

Мы получаем шоки, потому что спим;
другого назначения у них нет.

Мы всегда в беде, вопрос только в том, сознаем ли мы это. Самовоспоминание должно быть более настойчивым, чем сон.

Сон - враг богов, и, увы, вы - спящие.

Как увеличить наше желание пробудиться?

Через понимание того, что пробуждение - осуществимая идея. И помните: сон делает всё хуже, самовоспоминание делает всё лучше.

Наша школа в основном сконцентрирована на том, как пробудиться, а не на том, почему, так как это очевидно: вы спите.

Вы должны помнить, что сознание - это не умственная деятельность.

Нам выпала удача создавать души и вместе, и порознь. Наше первое рождение - механическое, второе - сознательное.

Мы - дважды рожденные, благодаря разделенному вниманию.

Человек номер один, два и три ведет биологическое существование; одно поколение бесконечно сменяет другое.

Мы потревожили покой наших семей, открыв самовоспоминание, и всё же, наша роль - дар нашему семейному наследию, хотя мы и не можем рассчитывать, что они это оценят.

Интенсивность и продолжительность вашей работы определяет уровень вашего развития. Когда вы пытаетесь вспоминать себя, и через час пробуждаетесь и обнаруживаете, что были во власти ваших механических "я" - у вас есть наблюдающее "я".

Когда внутри вас идет гражданская война - у вас есть Управляющий. Полностью развитый Управляющий потребовал бы полностью развитого Мастера. В таком случае контроль исходил бы из вашего Истинного "Я" через вашего Управляющего.

Пробуждение требует гораздо больше терпения, чем вы можете себе представить. Но у нас нет выбора - разве у узника есть выбор?

Пробуждение сводит наивный энтузиазм на нет, потому что от вас требуется стойкость и последовательность. Вы можете иметь эмоциональное понимание, но чтобы понимать идею постоянно, вы должны быть сознательны. Иногда эмоциональный центр - это единственный центр, способный к пониманию, и все же для истинного понимания, которое придёт позже, нам нужны все четыре центра. Чтобы пробудиться, вы должны выйти за пределы спектра эмоционального центра, ибо нельзя доверять ни одной эмоциональной цели, не связанной с пробуждением.

Хотя Управляющий формируется исключительно редко, такой уровень развития доступен человеку номер четыре. Управляющий не только фотографирует ложную личность, он также относительно успешно её контролирует. Тем не менее, мы не хотим, чтобы Управляющий постоянно контролировал нашу машину, ибо в таком случае не было бы нужды в нашем Истинном "Я", в Мастере. Управляющий представляет собой механизм, который был преднамеренно встроен в нашу машину с определёнными ограничениями. Он не создан для того, чтобы контролировать действительно сложные ситуации, так как для создания Высших центров нужна известная интенсивность; наше Истинное "Я", а не Управляющий должно стать сознательным.

Ворон - существо, задуманное служить человеку зеркалом, так как он собирает безделушки и считает их ценными. Подобным же образом ложная личность преследует несущественные цели, и ставит их выше усилий самовоспоминания. Как писал Джон Мильтон: "Человек придаёт слишком большую ценность вещам, гораздо менее восхитительным, чем он сам. Куда ведёт вас то, чему вы поклоняетесь?" Невыражение негативных эмоций является главным ключом к пробуждению. Трудно преодолеть такую негативную эмоцию, как отождествление со своей неспособностью помнить себя, однако правильно развитый Управляющий не даст этой тонкой форме негативности помешать дальнейшим усилиям пробуждения.

Сознание не механично; следовательно, оно должно быть заработано. Заплатив за возможность пробуждения трансформацией страдания, вы поймёте, почему плата необходима. Желать чего-либо ни за что - какая жалкая идея!

Мы все наивны в отношении того, что требуется для пробуждения: оно означает быть распятым бессчётное количество раз.

Хотя молодёжь и любит делать усилия пробудиться через тело, Высшие центры пробуждаются через трансформацию эмоционального страдания. Тем не менее, мы стараемся сделать пробуждение настолько позитивным, насколько это возможно. Не принимайте ничего всерьез, кроме вашей цели пробудиться; не полагайтесь ни на что, кроме настоящего.

Можно быть в первом состоянии сознания, находясь при этом во втором. Вы могли наблюдать людей в этом состоянии - они просто отсутствуют, они не шевелятся, и их головы неподвижны. П. Д. Успенский завершил первую главу своей книги "Психология возможной эволюции человека" утверждением, что сознание возможно без функций. Также возможны и функции без сознания - человек номер один, два или три, а также любой из нас, когда мы спим. Наши машины функционируют без сознания, если мы не помним себя. Третье и второе состояния сознания также могут сосуществовать. Высшие центры могут, и на деле действительно проявляются в вас, в то время как машина всё еще управляет сама собой. К примеру, вы можете просто подбросить полено в камин и получить третье состояние.

Я благодарен за многие диаграммы в рабочих книгах, но я не занимаюсь ими активно, потому что сознание - это не функции, а для того, чтобы активно ими заниматься, необходимо было бы активно вовлечь интеллектуальный центр, который является функцией. Конечно, и для него есть свое место. Вы можете работать и с этими диаграммами, и без них; это главным образом зависит от того, какая у вас сущность. Успенский и Коллин работали с ними, и весьма успешно.

Есть времена, когда нужно стараться избегать всех "я", даже рабочих. Инстинктивный центр может манипулировать рабочими "я", заставляя вас анализировать, а не переживать настоящее.

Упражнения на смотрение и слушание - лучшие способы помочь вашему пробуждению.

Как научиться расслабляться?

Мы здесь не обязательно для того, чтобы расслабляться.

Христос сказал: "Сыну человеческому (Мир 6, Высший Ментальный центр) негде преклонить головы". Помните, что не нужно принимать неправильные вещи всерьез, и это позволит вам испытать правильную работу центров.

Пробуждение должно стать для вас видом искусства, ибо искусство есть в каждом моменте. Очень часто это простые формы искусства: по достоинству оценить дерево, концерт или минуты, проведённые с друзьями. Мы должны работать над тем, чтобы присутствовать во время наших встреч. Те "я", которые говорят "проснись", приближают нас к третьему состоянию сознания. Когда выпадает день, в котором нам удаётся получить невероятную порцию третьего состояния, мы начинаем понимать, что можно извлечь из нашего существования. Третье состояние не является естественным для человека: оно метафизично.

На волнах эзотерического знания мы приближаемся к сознанию, и всё же, нет никакой возможности охватить всю имеющуюся мудрость, даже приблизится к ней. Сознание - это не функции, но также и не знание, которое мы навязываем нашим центрам.

Школа превосходит наши мечты, так как вводит нас в реальность. Настоящее - это единственный опыт в нашей жизни, который невозможно переоценить.

Школы не предназначены для относительного пробуждения, они предназначены для пробуждения полного. Влияние “В” и есть относительное пробуждение, оно опирается скорее на символы подлинности, чем на саму подлинность. Окончательное пробуждение предназначено для человека номер семь. В человеке номер шесть уже зажжен вечный огонь, но он гаснет.

Требуются годы, чтобы поддерживать его в полную силу.

Александр фон Гумбольдт, друг Гете, сказал; "Из того, что природа может дать Богу, нет ничего более высокого, чем законченный человек". Высшие силы не вручат дар пробуждения тем, кто постоянно ставит себя на первое место. Вы должны быть способны на вторую и третью линии работы в добавление к первой.

Эзотерически, фраза: "последние станут первыми", означает, что те, кто могут служить, достигнут единства; те же, кто эгоистично ставят себя на первое место, будут последними в Луче Творения, и будут пребывать на Луне. Нет никакого преимущества в той или иной алхимии, центре тяжести, поле, весе, возрасте, расе или типе тела. Речь идёт о машинах, способных производить самовоспоминание. Что же мешает вам думать таким образом?

Интересно, что некоторые пробуждаются, потому что воображают, что это возможно, в то время как другие - не пробуждаются, так как воображают, что это невозможно.

Мне не было бы нужды оставаться здесь, если бы люди не пытались пробудиться. Перед обедом я разговаривал с одной старой студенткой. Она отметила, что она уже тринадцать лет в школе, но ещё не стала сознательной. Я ответил, что, поскольку она знает об этом, она впереди всего человечества.

Видите ли, мы очень близки к вечной жизни, и мы готовимся уйти. Я глубоко уважаю моих студентов за то, что они так упорно работают во тьме. Я не стал бы начинать учить, если бы не знал, что в конце тоннеля есть свет.

Вы должны полностью посвятить себя пробуждению. Трудно жить с этой решимостью, но без нее - невозможно. Подумайте о всех невообразимых пьесах имевших место на протяжении всей человеческой истории, а затем подумайте о вашей собственной божественной пьесе, в которой вы становитесь сознательным.

Самовоспоминание - сознание - вот скрытый смысл
Луча Творения, и смысл нашего существования.

Человечество, другие планеты, солнце и галактики - всё служит фоном для самовоспоминания и создания астральных тел. Сознательные существа должны быть созданы для того, чтобы Луч Творения рос: Абсолюту нужна помощь.

Когда в вас функционируют Высшие центры, вы пробуждены. В последствии, ваше состояние будет снижаться, и во сне вы не сможете вспомнить некоторые подробности происшедшего, так как низшее будет пытаться воссоздать то, что пережило высшее. Мы должны помнить, что человеческая машина исключительно сложна, и что о её функционировании мало что знают. П. Д. Успенский осознавал это, когда утверждал, что анатомия - неполная наука. К примеру, врачи не знают, что существуют интеллектуальный центр, эмоциональный центр, инстинктивный центр и двигательный центр. Кроме того, каждый из четырех этих умов делится в свою очередь ещё на три части: интеллектуальное, эмоциональное и механическое подразделения, представленные в колоде карт соответственно Королем, Дамой и Валетом. Валет, в свою очередь, подразделяется на двигательную и инстинктивную части, которые следует первоначально рассматривать как один мозг, а в дальнейшем - как два мозга. Когда вы пытаетесь вспоминать себя, функционирует Король Червей - интеллектуальная часть эмоционального центра, и это делает его самым благородным инструментом во всей машине, уступающим только вашему Истинному "Я". Ваша священная душа, расположенная между висками в шишковидной железе, не относится к машине, так как она - скорее астральное, чем физическое тело.

В нас есть группы "я", которые совершенно точно проверили существование Влияния "C" - и группы "я", которые даже не знают, какое сегодня число.

Уровень нашего сознания сейчас выше обычного. Сейчас мы можем говорить об определённых идеях, о которых не сможем говорить позже, потому что машина опустится на более низкий уровень сознания. Она даже может сделать попытку стать негативной. Прямо сейчас мы пробиваемся в Миры 12 и 6, но, если мы боремся с негативными эмоциями, это значит, что на нас наседает Мир 96.

В течение дня уровень нашего сознания меняется, и даже в течение одной минуты мы можем испытать большой перепад. Наши машины могут буферировать в один момент - и разделять внимание в следующий.

Одни и те же великие идеи будут повторяться на протяжении истории школы. Какая идея может сравниться с самовоспоминанием? Кроме того, некоторые люди обладают большей способностью собирать знание, чем другие. Если вы хотите собрать больше знания, вы должны изменить ваш уровень бытия. Но дело даже не в том, чтобы иметь больше знания.

Дело в том, чтобы сделать своим то, что вам даётся. Мы не можем сказать особенно много нового, так как борьба остается одной и той же в любом столетии: для того, чтобы создать душу, вы должны трудиться.

Хотя молчаливые паузы могут вызывать неудобство, я допускаю их во время обеда, чтобы напомнить, что сознание - это не функции. Разговоры не выведут нас на свободу. Научиться выносить дискомфорт, вызываемый молчанием - необходимая ступень в вашем развитии.

Нечто глубоко внутри нас хочет, чтобы сознание было функцией, активностью ума; но это не так. Пробуждение - математично. Интеллектуальная часть эмоционального центра работает с водородом 12. Для того, чтобы пробудиться, водород 12 должен циркулировать внутри вашей машины, поскольку он является сознательным материалом и поставляет вещество для сознания, памяти и воли. Это - электронный водород, и его тяжело выносить.

Правда ли, что кристаллизация начинается через самовоспоминание?

Кристаллизация начинается с процессом самовоспоминания, который изменяет нашу внутреннюю химию. Без этой Системы человек обычно пребывает в механических частях центров.

Самовоспоминание активизирует эмоциональную и интеллектуальную части центров, и устанавливает связь между центрами и шишковидной железой. Если вам суждено кристаллизоваться в этой жизни, то это произойдет, по моему опыту, в течение десяти лет. Просто имейте это в виду. Быть учителем - неточная наука.

Интеллектуальный центр не может стать сознательным, потому что сознание - не функция. Наши четыре низших центра пытаются всё это вычислить; они подобны сводным сёстрам в "Золушке". Сознание имеет разные уровни, и один из этих уровней - её постоянство. Если вы действительно вспоминаете себя, вы сознательны, хотя ясность вашего присутствия может быть разной.

Если бы Система не принимала во внимание субъективность человека, все сознательные существа, произведенные ею, были бы одинаковыми, что противоречило бы одной из целей сознательности. Система не существует сама по себе.

Сознательность её последователей - вот её реальное достижение. Какая это тайна - существование! У нас есть много ответов, но это по-прежнему остаётся тайной, потому что сознание - не функции. Сознание - это состояние, а не мнение.

Мы даём описания и определения, тем не менее сознание остается сознанием. Лебедь знает лебедя, когда видит его.

из книги "Осознание себя"
Роберт Бертон