Болезни Военный билет Призыв

Опыты с солнечным светом. Опыты со светом для детей. Как сделать ракету из бутылки

При этом природа предоставляет огромный плацдарм для исследований, поэтому чем-то заниматься дома не очень-то и хочется. А еще лето – прекрасная возможность познакомить ребенка с влиянием солнечного света на разные аспекты жизни человека, ведь летом солнце яркое, световой день длинный.

Которые мы вам предлагаем, не потребуют длительной подготовки и продолжительного пребывания в помещении, ведь многие из них можно проводить на улице. При этом они познакомят ребенка с такими явлениями, как:

  • Солнечные часы
  • Выгорание цвета на солнце
  • Температура черной и белой воды

Солнечные часы

Солнечные часы человечество использовало с древних времен. Первые упоминания о солнечных часах появились в Китае в 1100 г. до н.э. Существуют различные виды солнечных часов. Сегодня мы будем говорить об изготовлении классических горизонтальных солнечных часов. Для этого нам потребуется:

  • картон,
  • линейка,
  • циркуль,
  • транспортир,
  • канцелярский нож или ножницы,
  • компас.

Для начала чертим и вырезаем круг диаметром 36 см (если нет циркуля, обводим таз или миску подходящего размера). Проводим через центр линию так, чтобы у нас получилось два равных полукруга (рисуем диаметр). Разбиваем один из полукругов на 12 частей/секторов по 15 градусов. Каждый из секторов нумеруем слева направо цифрами: 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 1, 2, 3, 4, 5 – как показано на фото. Мы получили циферблат, именуемый кадраном.

Он отличается от привычного на , но объясняется это отличие довольно просто. Солнечные часы показывают время, исходя из перемещения солнца над горизонтом. За сутки оно описывает круг относительно Земли, за светлое время суток описывает полукруг, который мы и отразили на нашем циферблате.

Теперь делаем гномон. Гномон – это треугольник-стрелка, которая будет отбрасывать тень на циферблат и по краю этой тени мы будем определять время по солнечным часам. Итак, приступим. Отмеряем на картоне 16 см. Теперь с одной из сторон нужно отложить острый угол, равный географической широте вашего местонахождения (города). Например, для Запорожья – это 47 градусов, для Москвы – 55 градусов. Широту вашего города вы можете посмотреть на этом сайте .

На циферблате проводим линию, соединяющую центр часов и отметку 12. Прорезаем на этой линии отрезок равный 15 см от центра к границе круга и вставляем в него гномон перпендикулярно циферблату. Гномон вставляется основанием (16 см) вниз, так чтобы угол широты совпадал с центром часов. Если у вас недостаточно плотный картон, то гномон можно приклеить по этой же линии, отогнув 1-2 см у основания.

Наши солнечные часы готовы. Теперь выносим их на улицу в солнечную погоду и ориентируем гномон строго на север, так чтобы торчащий вверх уголок был направлен на полярную звезду (север). Время определяем по краю тени, которую отбрасывает гномон. На часах вы увидите солнечное время в вашем регионе. Оно может (и скорее всего, будет) отличаться от официального времени. У нас эта разница составляет около 45 минут.

Выгорание цвета на солнце

Для демонстрации этого явления, я предлагаю вам сделать некий трафарет. Мы взяли, оставшиеся после заготовки: елку и балерину. Прикрепили их к цветной бумаге и повесили на окно с солнечной стороны, чтобы солнышко могло сделать красивый рисунок на бумаге без нашего участия.

Через неделю мы трафареты аккуратно сняли и увидели изменения в цвете, которые произошли на цветной бумаге. К моему удивлению, изображение елки оказалось более четким и ярким, нежели цвет балерины, хотя красная краска обычно выгорает сильнее.

Выгорание цвета происходит из-за влияния ультрафиолетовых лучей, которые разрушают молекулы красителя, и пигмент теряет свой цвет. Чтобы этого не происходило, в чернила добавляют УФ добавки, которые поглощают часть ультрафиолетового спектра, тогда бумага выгорает меньше. Возможно, наша красная бумага и имела такой защитный фильтр.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Длина тени в разное время суток

Обратите внимание ребенка на то, как изменяется длина тени в разное время суток. Для наглядности предложите ребенку обрисовать его тень и измерить ее длину в разное время (в начале и в конце прогулки), а потом сравните ее длину с фактическим ростом ребенка. Вот что у нас получилась: рост 105 см, длина тени в 15.00 – 85 см, длина тени в 17.00 – 150 см. Обратите внимание ребенка и на изменение интенсивности тени.

Расскажите малышу, что длина тени зависит от местонахождения источника освещения (в нашем случае это солнце) и высоты самого объекта. Чем выше на небосклоне солнце, тем короче тень, и наоборот, чем ниже солнце, тем тень длиннее. Чтобы было понятнее, можете продемонстрировать образование тени с помощью настольной лампы и фонаря. Тогда ребенок сам сможет управлять источником света и менять длину тени. Если возраст вашего ребенка достиг 6-7 лет, то можете предложить ему задание: нарисовать тень от предмета, изображенного на рисунке в зависимости от расположения солнца/уличного фонаря. А в помощь ему будет этот мультфильм:

Добывание соли из морской воды

Знает ли ваш малыш, как получить соль из морской воды? А как образовалась одна из достопримечательностей Турции – Памукалле из солей (травертинов) 17 гейзеров, находящихся на территории объекта? Предлагаю провести следующий опыт. Для этого нам понадобится: соль, стакан и, при желании, краситель.

Возьмите морскую воду или подготовьте насыщенный раствор соли (мы для наглядности подкрасили раствор синим цветом) и поставьте его на подоконник под прямые солнечные лучи. Через какое-то время вода испарится, и на стенках стакана останется красивый осадок соли. Время испарения зависит от количества жидкости и температуры окружающей среды. У нас 50 мл испарилось за 5 жарких солнечных дней.

Дело в том, что испаряться, как и замерзать, может только чистая вода, а все растворенные в ней вещества выпадают в осадок.

Так случилось и в Памукалле, где бьют гейзеры с водой, насыщенной солями кальция. Вода на солнце испаряется, и на террасах остается красивое белое покрытие из солей и минералов. У вас с малышом получится подобное в стакане или миске.

Температура черной и прозрачной воды

Обращал ли ваш малыш внимание на то, что черные предметы на солнце нагреваются сильнее, чем белые? Предложите ему провести такой эксперимент. Наберите в 2 стакана воды из-под крана. В один из них добавьте черной краски и поставьте на 2 часа на солнце. После чего измерьте температуру в каждом стакане. Вот что у нас получилось: температура в стакане с прозрачной водой – 34,8 градусов, а в черном стакане – 37,8 градусов.

Почему? Дело в том, что черный цвет поглощает весь спектр света, не отражая его. А поскольку свет – это энергия, то черный цвет поглощает больше энергии и, соответственно, нагревается сильнее, в то время как другие цвета отражают часть спектра и нагреваются меньше.

Надеюсь, вам понравились наши опыты и эксперименты с солнечным светом и вы проведете некоторые из них со своими детьми. Веселого и познавательного вам лета!

Понравились летние опыты для детей с солнечным светом? Поделитесь со знакомыми, нажав на кнопочки социальных сетей внизу!






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Изучение природных явлений, процессов, а также свойств веществ требует освоения учащимися опытно-экспериментальной деятельности. Оборудование для проведения опытов продумано так, что не требует сложных приборов, материалов или химической посуды. Используются баллоны из-под напитков, пластиковые стаканчики, вертушки из бумаги или фольги, воздушные шарики, воздушный и водный термометр, морозильная камера холодильника, батарея отопления и другие доступные каждому предметы.

Для формирования понятия температура провели проблемный опыт предложенный в тетради для 3 класса. (слайд 2)

Выполняя этот простой эксперимент, ученики осознают относительность ощущений человеком холода и тепла и приходят к выводу о необходимости объективного измерения температуры воздуха, воды, различных тел специальным прибором – термометром.

Достаточно большое число опытов приходится на тему «Путешествие в мир веществ». На первом уроке в этой теме учитель обращает внимание учеников на аппарат ориентировки (подсказки) в учебнике. На заставке (шмуце) перед изучением темы «Путешествие в мир веществ» есть бордюры из маленьких рисунков, иллюстрации, которые подсказывают учащимся, что и как они будут изучать. (слайд 3)

При изучении темы «Строение вещества» демонстрируется простой опыт: в стакан с водой добавляется несколько капель краски (слайд 4). Ученики наблюдают за окрашиванием воды и пробуют объяснить, что происходит.

Для поиска ответа на этот вопрос задаются дополнительные вопросы:

– Возможно ли окрашивание воды, если бы она была сплошной? (Нет. Вода окрашивается потому, что состоит из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.)

– Почему маленькой капельки краски достаточно, чтобы окрасить всю воду? (Значит, в маленькой капле чернил очень много частиц.)

– О чём говорит распространение окрашивания в разные стороны? (Частицы двигаются в разных направлениях)

Каждый ученик многократно наблюдал данный факт, который является доказательством того, что тела (в этом случае – капелька краски и вода в стакане) состоят из мельчайших движущихся частиц, между которыми есть промежутки. Молекулы краски, растворяясь в воде, проникают в промежутки между молекулами воды и окрашивают её.

Шутливые иллюстрации (слайд 5) помогают детям вообразить, как много молекул в твёрдом, жидком и газообразном веществе. Как они непрерывно передвигаются, колеблются, носятся с большими скоростями, сталкиваются и разлетаются в разные стороны.

Пусть группы ребят изобразят движение молекул в веществах, находящихся в разных состояниях.

Перед проведением опытов ребята учатся ставить экспериментальную задачу. Например, выполняя задание тетради (61, слайд 6), учитель спрашивает:

– Какую экспериментальную задачу поставил автор учебника, предлагая нам проделать эти опыты? (Исследовать свойства воздуха.)

Ребята уже знают, что воздух занимает весь предоставленный ему объём, а теперь надо проверить, можно ли изменить объём воздуха.

Для этого нам потребуется воздух в определённом объёме. Это могут быть воздушный шарик и стакан. В стакане ученики изобразят точками молекулы воздуха, которые не дают воде подняться выше – сопротивляются (хотя воде и удаётся немного сжать воздух, потеснить его молекулы.)

Чтобы изменить объём воздуха в шарике, положите на него небольшую книгу. Воздух сопротивляется сжатию (он упругий) и даже восстановит форму шарика после снятия нагрузки.

Так на опыте ребята узнают об упругости воздуха.

Опыт 3 ребята могут провести и дома. (Воздушный шарик надевают на сосуд и ставят в горячую воду. Можно ещё добавить из чайника горячую воду, наблюдая, как шарик поднимается и надувается (слайд 7). Но если сосуд убираем из горячей воды, то шарик опять сдувается.

Вывод учащиеся проговаривают сами. (При нагревании упругость воздуха увеличивается, при охлаждении – уменьшается.

Дома самостоятельно учащимся доступно исследование превращения воды (слайды 8-10)

По результатам опытов фиксируются выводы: вода замерзает при 0 градусов, лёд легче воды (это было видно, как он плавал на поверхности воды), лёд занимает больший объём, чем вода . Водяной пар не видим.

Опыт по конденсации водяного пара можно продемонстрировать в классе (слайд 11) и обсудить, что происходит с водой. (Здесь в опыте сковорода с кубиками льда играет ту же роль, что и холодный воздух при образовании облаков и дождя. Вода испаряется, пар поднимается и в холодном воздухе превращается в маленькие капельки. Маленькие капельки собираются в большие и выпадают из облаков дождём. Так ученики знакомятся с процессами испарения и конденсации.

За опытами следует вывод: Вода в облаках над морями пресная; соль не испаряется вместе с водой, поэтому испарившаяся вода является пресной.

Самостоятельно проводятся исследования свойств снега и льда (слайды 12-13). Полные стакан со снегом и другой с кубиками льда ставятся в тёплое место, и ребята наблюдают, что растает быстрее (снег или лёд) и в каком стакане окажется больше воды.

Второй опыт позволяет увидеть, что снег и лёд легче воды.

Снеговой покров.

В теме растения зимой проводится опыт (слайд 14), в котором моделируется замерзание древесного сока , содержащего минеральные соли и сахар. Ребята делают вывод: раствор соли и сахара замерзает позже, чем чистая вода. Отсюда следует, что древесные соки могут замерзать только при очень низких температурах. Опыт 2 (слайд 14) позволит ученикам убедиться в том, что хвоинки у ели и сосны даже в сильные морозы не промерзают (не леденеют, остаются гибкими), потому что древесный сок в них содержит много минеральных солей и органических веществ, придающих хвоинкам кисловато-терпкий вкус. Опыт 3 (слайд 14) раскроет ученикам тепловые свойства коры – она плохо проводит тепло и холод, защищает дерево в зимние холода и в жаркое время года. (Зная это свойство, некоторые хозяйки держат на крышках пробку, как своего рода прихватку. Она оберегает их от ожога.)

В теме «Развитие растения» (слайды 15-16) продолжаем развивать умения учащихся наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования, воспитываем интерес к исследовательской работе, желание самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.

Понаблюдав за прорастанием семени фасоли, ученики смогут увидеть, как движется, изгибается корешок, как он упрямо ищет почву, чтобы побыстрее погрузиться в неё. Ученики убедятся в том, что, независимо от положения семян, появившиеся из них корешки растут вниз. Разглядывая под лупой кончик корня, ученики могут увидеть корневой чехлик, защищающий корень от повреждений при проникновении в почву, и в корневые волоски.

По заданию 23 (слайд 17) ученики дома определят с помощью линейки глубину проникновения корней (картофель – 50 см, горох – 105 см, корень свёклы может достигать – 165см, полыни – 225 см)

Как видим, достаточно простые опыты позволяют учащимся определять физические свойства веществ и делать выводы по их результатам.

При изучении окружающего мира большое внимание уделяется и наблюдениям. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и услышал.

Пути развития наблюдательности разнообразны: использование различных средств наглядности, организация наблюдений дома к уроку и на уроке, организация наблюдений при проведении опытов, практических работ, ведение дневников наблюдений, настенных календарей природы, организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий.

Традиционно под наблюдением понималось в основном наблюдения в природе. Однако современный предмет «окружающий мир» наряду с естесствознанием включает и обществознание. Следовательно, наблюдения в природе сочетаются с наблюдением за социальным окружением (как одеваются люди, как ведут себя взрослые и дети а автобусе и др. общественных местах) Интересное наблюдение – наблюдения с целью сравнения поведения человека и животных (чем дома кормят кошку, что ты ешь сам, напоминает ли поведение животных поведение людей и т.п.)

Наблюдение выступает и как метод исследования, и как метод обучения.

Посредством наблюдений в природе у школьников формируются представления по многим программным понятиям: о временах года, формах рельефа, воде, погодных явлениях, почвах, растениях, животных, деятельности человека в природе и т.п.

Чаще всего непосредственные наблюдения в природе должны предшествовать изучению той или иной темы в классе. Именно на материале предварительных наблюдений в природе строится изучение сезонных изменений (работа по заданиям дневников наблюдений, наблюдения на экскурсиях). Однако в ряде случаев наблюдения в природе полезно осуществлять в процессе изучения соответствующей темы, поскольку углубление знаний идет путем чередования наблюдений и анализа. Не исключены наблюдения и на заключительных этапах изучения темы, например на обобщающих экскурсиях.

Работу по проведению наблюдения мы стараемся превратить в учебно-исследовательскую деятельность, что включает в себя:

  • подведение школьников к осознанию цели наблюдений, выясняем, что и для чего мы будем наблюдать
  • выдвигаем гипотезу;
  • составляем программу наблюдений;
  • учимся пользоваться измерительными инструментами
  • фиксировать результы наблюдения в таблицу или на график и т.п.
  • и анализировать результаты наблюдений

Результаты наблюдений за погодой фиксируются в дневниках наблюдений, в классном календаре природы, где школьники делают короткие записи, зарисовки, составляют числовые таблицы. На экскурсиях практикуются зарисовки, фотографии, записи в тетрадях.

Остановимся подробнее на организации работы с календарём наблюдений.

В традиционной программе ведение календаря природы – практически у каждого учителя вызывала определённые сложности. Учащиеся быстро утрачивали к ней интерес, забывали делать регулярные записи,

В программе Гармония дети начинают вести дневник наблюдений в 3 классе и продолжают в 4 классе (слайд 18) . Но дневники эти существенно отличаются. В 3 классе это таблица, включающая следующие столбцы: число месяца, облачность, температуру воздуха, силу ветра, осадки. В 4 классе дети через дневник наблюдений получают первые понятия о графике и диаграмме. В дневнике мы работаем в основном коллективно, в те дни, когда проводится урок окружающего мира, т.к. количество дней соответствует количеству уроков в месяц. Но дети, которые любят эту работу делают такой же календарь, но на целый месяц. На графике дети отмечают дни по горизонтали (ось Х) , по вертикали температуру воздуха (по оси У), а на диаграмме количество ясных и пасмурных дней, количество дней с выпадением осадков и сильным ветром. Обращаем внимание на солнышко в Дневнике наблюдений (слайд 19) . В сентябре оно высоко, затем оно становится ниже, глазки его закрываются, природа засыпает и солнышко не греет, оно спит. В январе оно становится активнее и глазки его открываются.

Этап урока, на котором работаем с дневником наблюдений, мы называем «Минуткой календаря». Здесь проверяется правильность заполнения календарей природы, обсуждаются, какие изменения в природе, жизни человека произошли за этот период. Чаще всего эта работа проводится в самом начале урока, но может быть организована и в процессе изучения нового материала, если содержание урока связано с сезонными наблюдениями. Состояние облачности (облачно, ясно, переменно), осадки фиксируются по результатам наблюдений за вчерашний день. Наблюдения за температурой, направлением ветра осуществляются всегда в одно и то же время, например, и до начала занятий – для учащихся второй смены.

Чтобы работать с диаграммой в классе, мы ведём календарь природы. Он представляет собой таблицу по месяцам, включающую те же столбцы: число месяца, облачность, температуру воздуха, наличие и силу ветра, осадки (слайд 20) . Рядом, с таблицей прикрепляются кармашки с надписями: «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Жизнь человека», в которые дети периодически вкладывают соответствующую информацию (записи на листочках, рисунки, фотографии). Особое место отводится фиксированию результатов наблюдений за продолжительностью дня и ночи (отмечаем по отрывному календарю), а также за изменением фаз Луны (слайд 21) .

По окончании месяца на диаграмме фактически получается сводная таблица

погоды за месяц: количество ясных, пасмурных дней, дней с переменной облачностью, дней с осадками, высчитываем среднюю температура воздуха за месяц, самую низкую и самую высокую температу, выясняем продолжительность дня и ночи. По окончании сезона проводится сравнение по месяцам, а затем сравнение сезонов. По графику это легко отследить.

Выясняем:

  1. когда началась и когда закончилась, например, зима в этом году (признаки начала зимы: установление постоянного снежного покрова, замерзание водоемов; признаки начала весны: появление проталин, прилет грачей), какова
    продолжительность зимы;
  2. какой из зимних месяцев был самый пасмурный, снежный, морозный;
  3. когда были самые короткие дни, обращения внимания на то, что все перечисленные признаки зимы повторяются ежегодно;
  4. сравнения зимы этого года с зимами прошлых лет (по собственному опыту детей (сравнение 3 класса с 4), учителя, по прошлогоднему календарю природы, на основе климатических данных ближайшей метеостанции, данных многолетних фенологических наблюдений).

Таким образом, если работа по проведению фенологических наблюдений и физических опытов была хорошо организована, она даёт значительный эффект в плане приобщения детей к непосредственному изучению природы, жизни человека, способствуeт развитию наблюдательности, формированию представлений о динамике природных явлений, установлению природных и природно-антропогенных связей (слайд 22) .

Исследовательский проект «Здравствуй, солнышко!»

МБДОУ детский сад №17, г. Орел


  • Образовательная область:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

  • Вид проекта: информационный, исследовательский, групповой.
  • Продолжительность проекта: краткосрочный (июнь 2015г.), в рамках ДОУ.
  • Участники проекта: дети и родители старшей группы «Б»

Актуальность проблемы:

Солнце не является планетой, это огромная звездочка, находящаяся на расстоянии многих миллионов световых лет от Земли. Солнце - центр нашей галактики. Вокруг него расположены орбиты семи планет. Сама Земля расположена на третьей орбите. Будь Земля ближе к солнцу, оно бы сожгло ее, а находясь дальше, то не было бы жизни на нашей планете.

С приходом лета солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми выяснила, что некоторые из них не знают, что земля вращается вокруг солнца. Также возникли вопросы: «Почему летом на земле жарко, а зимой холодно?», «Почему происходит смена дня и ночи?». Мы решили найти ответы на эти вопросы.


Цель проекта: Познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света и тепла).

Задачи проекта:

Обобщить имеющиеся у детей знания о солнце, о его значении для человека и природы;

Учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым);

Познакомить с пословицами, поговорками и народными приметами, связанными с солнцем;

Закреплять представления о солнце через экспериментальную деятельность;

Познакомить с разными способами изображения солнца;

Воспитывать любовь и доброе отношение к живой природе.

Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в коллективной деятельности.


Ожидаемый результат:

Дети знают об особенностях летнего солнца и его роли для окружающего мира.

Дети знают, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.

Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.

У детей пополнен словарный запас по теме.

Продукт проектной деятельности:

  • Оформление тематического альбома «Солнце – красное, прекрасное».
  • Выставка творческих работ «Мое солнышко».
  • Презентация проекта «Здравствуй, солнышко».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта, разработка бесед, прогулок.
  • Подбор литературы со сказками, стихотворениями, пословицами, загадками, приметами о солнце.
  • Подбор материала и оборудования для бесед, экспериментов, подвижных и сюжетно – ролевых игр с детьми.

Основной этап:

  • Наблюдение за солнцем в природе.
  • Беседа о значении солнца для человека и природы.
  • Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Краденное солнце», С.Маршак «Солнышко», А.Бродский «Солнечные зайчики», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».
  • Знакомство с пословицами, поговорками, загадками и народными приметами о солнце.
  • Выяснение правильности народных примет на основе наблюдений в природе.
  • Опыты и эксперименты с солнцем.
  • Просмотр мультфильмов: «Где спит солнышко?», «Астрономия для самых маленьких», «Почему светит солнце?» «Почемучка – 5 студии «Бибигон», «Подушка для солнышка», «Как помирились Солнце и Луна».
  • Художественно-эстетическая деятельность: «Солнышко лучистое» (лепка), «Рассвет солнца» (рисование), «Солнышко из ладошек» (аппликация).
  • Дидактическая игра: «Живая и неживая природа.
  • Подвижные игры: «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и дождик».
  • Подбор материала о солнце: стихи, пословицы, загадки.
  • Подбор художественной литературы и мультфильмов.
  • Рекомендации для родителей «Солнечная лаборатория: 15 интересных опытов и игр с солнцем».

  • Выводы.
  • Составление презентации проекта.

Теоретическая часть проекта

Пословицы и поговорки о солнце

Солнце сияет, а месяц только светит.

На солнышко не гляди: ослепнешь.

Мешком солнышка не поймаешь.

Что мне золото - светило бы солнышко.

Солнце низенько, так и вечер близенько.

Солнце встанет, так и утро настанет.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Худо лето, коли солнца нету.

На солнышко во все глаза не взглянешь.

За ушко да на солнышко.

Как месяц ни свети, а все не солнышко.

При солнышке тепло, при матери добро.

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

Солнышко садится - лентяй веселится; солнышко всходит - лентяй с ума сходит.

Солнце пригреет - все поспеет.

Солнце, воздух и вода - лучшие доктора.


Загадки про солнце

Алый шар с утра над крышей

Без него плачемся,

Погулять по небу вышел.

А как появится,

От него прячемся.

Он гулял, гулял, гулял.

Встретил вечер - и пропал.

Что выше леса,

Где же шар теперь искать?

Краше света,

Подскажи мне, ветер!

Без огня горит?

- Завтра снова он гулять

Выйдет на рассвете!

Ты весь мир обогреваешь

Я всегда со светом дружен,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

Если солнышко в окне,

А зовут тебя все...

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.


  • Во время восхода солнца стоит духота - к ненастью.
  • Если дождевые черви выползают на поверхность, ящерицы греются на солнце, воробьи громко чирикают, купаются в пыли или в лужах, на закате красное солнце садится в тучу - жди дождя и ветра.
  • Если солнце всходит в тумане, днем будет тихо и душно.
  • Красного цвета солнце на восходе - к большому ветру.
  • Красные облака - к дождю. При полуденном ветре - к порывистому ветру и непогоде. Если же при этом лучи солнца темнеют, то ожидай грозы.
  • Пение петухов после захода солнца и до глубокого вечера обещает на следующий день хорошую устойчивую погоду.
  • Погода будет жаркой и солнечной, если на закате небо голубое, золотистое или ярко-розовое; перед восходом солнца выпадает роса; при восходе солнце белого цвета.


Наблюдение за солнцем в природе.

Цель: учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым).

Вопросы: 1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).

2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).

3. На что солнце похоже? (На шар).

4. Какая сегодня погода? (Тёплая).

5. Почему на улице тепло? (Светит и греет солнышко).

  • Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло.

У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.

Что почувствовали ваши ладошки? Какие солнечные лучи? Как вы думаете, кому нужно солнышко, его свет?


Опыты и эксперименты с солнцем.

Цель: Стремиться к исследованию неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

  • Предложить детям с закрытыми глазами постоять в тени, потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях.
  • Предложить увеличительное стекло, с его помощью нагреть палочку, бумагу.
  • Изготовление солнечных часов. Наблюдение за высотой стояния солнца (по солнечным часам). Вырежьте из плотного картона круг. В центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом вниз. Положите «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень.
  • Чем отличается солнечная сторона от теневой? Положите на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную солнцем сторону, затем - противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца.

Прогулка на тему:

«Здравствуй солнечный зайчик


Художественно-эстетическая деятельность.

«Рассвет солнца» (рисование),

«Солнышко лучистое» (лепка)

«Солнышко из ладошек» (аппликация).


  • Дети знают об особенностях летнего солнца и его роли для окружающего мира.
  • Дети знают, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.
  • Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.
  • У детей пополнен словарный запас по теме.

Опыты и эксперименты с солнечными лучами, воздухом и песком с детьми 3-7 лет

Опыты с дошкольниками на прогулке в ДОУ

Прошина Вера Ивановна – воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад №60 «Сказка» г. Ликино-Дулево, Московская обл.

Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком. Я хочу предложить вашему вниманию опыты, которые мы провели совместно с детьми на участке детского сада. Дети по природе своей – исследователи и необходимо помочь им делать открытия, дать возможность пробовать, искать, изучать, думать, размышлять, анализировать, делать выводы экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Опыты доступны детям 3-7 лет.
Опубликованный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом, солнечным светом, песком.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей.
2. Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при проведении исследовательской деятельности.
3. Научить устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях окружающего мира, делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности.
Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети сталкиваются с интересными и порой непонятными явлениями в живой и неживой природе, постигают знания об их взаимосвязях. Перед воспитателем возникает задача – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Одним из самых эффективных способов в этом направлении является – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. В процессе постижения новых знаний у детей развивается умение анализировать, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Опыты с воздухом.
«Почувствуй воздух»


Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Самостоятельно сделать бумажные веера. Помахать веером возле своего лица.
Вывод: Воздух не виден, но ощутим.
«Воздух повсюду».



Задача: проверить есть ли воздух в пустом сосуде.
Медленно опустить колобашку в воду вверх дном, затем перевернуть.
Вывод: нужно приложить усилие, чтобы опустить колобашку в воду – вода выталкивает воздух, воздух заполняет любое пространство, поэтому ничего не является пустым.
«Воздух работает»





Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы
1.Самостоятельно сделать лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть.
Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.
2.Подуть на перышко.
3.Подуть на плот с собачкой.
Вывод: воздух двигает предметы.
«Почему летит ракета?»



Задача: познакомить детей с принципом полета ракеты.
Надуть воздушные шарики и отпустить их.
Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета, только баки ракеты заполняют горючим. Горючее вспыхивает по команде «Зажигание» и превращается в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в другую. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Так работает реактивный двигатель ракеты.
«Я вижу воздух»



Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.
Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в емкость с водой.
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.
«Ловим воздух»


Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
Открыть прозрачный целофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.
«Вертушка»



Задача: изготовление вертушки детьми для определения направления ветра. Научить детей определять направление ветра.
Сделать вертушку своими руками из бумаги.
Вывод: ветер дует на вертушку, и она крутится.
«Возникновение звука»


Задача: создать звук при помощи воздушного шарика.
Надуть шарик, растянуть его горлышко до тех пор, пока не появится звук.
Вывод: звук – это колебание воздуха, который проходит сквозь тоненькую щель и создает звуковые волны.

Опыты с солнечными лучами.
«Свет и тень»


Задача: познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.
Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра.
Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень.
«Таинственные стекла»


Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки).
Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.
«Знакомство с лупой»





Задача: познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением.
1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло.
2.Свободное исследование.
Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.
Самостоятельное исследование предметов через лупу.
«Солнечные зайчики»


Задача: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами).
Поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.
Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.)
Опыты с песком.
Природный песок – это рыхлая смесь твердых песчинок размером 0,10-5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Песок – рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Чаще всего мы можем встретить его на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Песок появляется в результате разрушения камней или морских ракушек. В зависимости от того из какого камня получился песок, он может иметь разную расцветку: если из ракушек – то серый, если из кварца – то светло-желтый и т. д. В природе встречается серый, желтый, белый, красный песок. Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый.
«Волшебное сито»


Задача: познакомить детей со способом отделения камешков от песка.
Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите.
Вывод: крупные предметы остаются на сите, а мелкие проходят сквозь дырочки.
«Чьи следы?»



Задача: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать наблюдательность.
Дети берут игрушки и подбирают отпечатанные следы на мокром песке для своей игрушки.
Вывод: отпечаток получается на мокром песке. Сделать песок влажным, оставить отпечаток своей ладошки. Из мокрого песка можно строить (сделать постройку).
«Свойства сухого песка»






Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка.
1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос.
2.Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло.
3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.
4.Насыпать песок на горку – песок скатывается вниз.
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.
«Свойства мокрого песка»


Задача: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить.
Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов.
Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.
«На каком песке легче рисовать?»


Задача: выявить, что на ровной поверхности мокрого песка легче рисовать палочкой. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух и он рассыпается.
Попробовать рисовать на сухом, а затем на мокром песке палочками.
Вывод: на мокром песке рисунок получается ярче, четче, виднее.
«Песчаный конус»

Каждый день мы сталкиваемся с различными физическими явлениями. Одно из них — это свет. Сегодня я напишу про некоторые опыты со светом, которые мы проводили вместе с моим сыном Владиком.

Перед проведение опытов со светом важно выделить некоторые его свойства.

Одно из свойств — это прямолинейность его распространения . Только в этом случае возможно образование тени. Тема теней очень интересна. можно играть в теневой театр, можно наблюдать за длинной тени утром, днем и вечером. Для детишек постарше интересно рассматривать проекции объемных предметов. Например, тень конуса может быть треугольником и кругом.

Еще одно свойство — это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину. Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся. Зная о способности лучей отражаться проведем опыт. Превратим обычное яйцо в серебряное

Нам понадобятся:

  • вареное яйцо,
  • свеча,
  • стакан с водой.

Закоптили над пламенем свечи яйцо. Оно получилось бархатно черное! Потом погрузили его в воду. Оно заблестело, как серебряное! Дело в том, что частички копоти плохо смачиваются водой. Вокруг яйца образовалась пленка, которая, как зеркало, отражает лучи света.

Интересный факт, связанный с отражающей способностью света. Мираж в пустыне образуется в результате того, что нагретый слой воздуха, прилегающий к раскаленному песку, приобретает зеркальные свойства. Также и асфальтированные дороги сильно нагреваются на солнце, и их поверхность издали словно полита водой и отражает предметы.

Еще интересный момент. Обычно думают, что на Северном И Южном полюсах холодно потому, что им достается от Солнца мало тепла. Это не верно. Антарктида получает ежегодно столько же солнечной энергии, сколько равные ей по площади страны, расположенные в зоне экватора. Но 90% этого тепла она возвращает в мировое пространство. Снежный панцирь, покрывающий Антарктиду, действует как гигантское зеркало, отражающее живительные солнечные лучи.

Когда лучи света попадают из воздуха в какую-то другую среду прозрачную среду, они преломляются . Это легко заметить, если посмотреть на стакан с палочками или ложкой. Палочки сломались. Это очень удивило нашего ребенка!

Преломление лучей на границе двух сред

Нам понадобятся:

Лучи, проходя через стакан собираются в пучок, а потом расходятся веером. Значит преломление лучей происходить на границе двух сред. То что лучи собираются в пучок мы наблюдаем, когда используем линзу для выжигания.

Муж с упоением рассказывал о том, как они с братьями выжигали на скамейке с помощью линзы.

Часто при преломлении луча света можно наблюдать его разложение на семь цветов. В этом заключается явление дисперсии. Цвета всегда расположены в определенном порядке. Такая последовательность называется спектром. Дисперсия наблюдается и в природе — это радуга.

А мы получили радугу дома

В повседневной жизни мы встречаемся с различными оптическими приборами — от очков наших бабушек до микроскопа, увеличительных стекол. А еще каждый день мы смотримся в зеркало, а с их помощью можно провести

Получить радугу дома можно и с помощью воды. Об этом подробно я рассказываю в книге “Домашняя лаборатория. Опыты с водой ”. И эту книгу я вам дарю. Скачивайте сейчас, радуйте и удивляйте детей. Открывайте увлекательный мир науки вместе. Присылайте фотографии самых ярких и запоминающихся ваших опытов и экспериментов. С помощью простых предметов, можно проводить интересные опыты. Именно о таких мы и рассказываем на страницах Веселой науки. Спасибо, что вы с нами и до скорой встречи.

Удачных экспериментов! Наука – это весело!