Болезни Военный билет Призыв

Миллер психология. Объем кратковременной памяти и «магическое число семь» по Джорджу Миллеру

Если вы заглянули сюда, значит желаете узнать больше о значении имени Даниил.

Что означает имя Даниил?

Имя Даниил означает - мой судья - Бог (др. евр.)

Значение имени Даниил - характер и судьба

Мужчина по имени Даниил очень вспыльчив, ревнив, импульсивен. Чрезмерно энергичен, излишне суетлив. Его энергия ищет выход, и, если он не занят делом, занимающим много сил, становится раздражительным, неудовлетворенным. Он должен быть постоянно в гуще событий, в круговороте жизненных перипетий. Не может жить без общения, имеет много приятелей. Друзей выбирает тщательно, мало кого подпускает к себе близко. Очень скрытен, даже с близкими никогда не делится сокровенным. Женится Даниил после двадцати пяти лет, обычно брак его довольно счастлив. Даниил очень любит детей, и не только своих. Нередко с таким именем можно встретить врача-педиатра. Даниил привязан к семье, уважает мнение супруги, хотя редко делится с ней своими проблемами, все старается уладить сам. Если есть дача, с удовольствием возится на грядках, любит выращивать цветы. Мужчина по имени Даниил гостеприимен, в компании весел, хорошо поет и танцует. Безмерно добр к родным и близким, легко находит общий язык с родителями супруги.

Даниил склонен к полноте, с возрастом становится тучным, малоподвижным. Не привередлив в еде, всегда доволен кухней жены. Не слишком аккуратен, не бережет вещи. Азартен, любит играть в преферанс.

Значение имени Даниил для секса

Он часто меняет партнерш, но о своих любовных связях предпочитает не распространяться. Каждой из своих многочисленных подруг он способен, пусть на короткое время, подарить счастье. Однако он не всеядный: мужчина с именем Даниил предпочитает опытных партнерш, тем не менее выбирает одну из двух женщин: примитивную, малокультурную профессионалку или неопытную интеллектуалку - безусловно предпочтет вторую, чувствуя в ней родственную душу. Он прекрасно владеет искусством секса и всегда достигает оргазма одновременно с партнершей, внимательно вслушиваясь в ее эротические переживания. Венцом интимной близости для мужчины по имени Даниил является наступившее чувство духовной и физической удовлетворенности, глубокая благодарность к партнерше. У "летнего" Даниила первична самоотверженная сердечная привязанность к женщине: она рождает страсть, желание обладания, сексуального контакта. Он прежде всего хочет быть любимым, делить со своей подругой все радости и заботы, он умеет жить не только для себя, но и для нее. "Зимнему" Даниилу несвойственны такие глубокие чувства, интимная близость подчас сводится у него к стремлению снять сексуальное напряжение, часто она не приносит ему морального удовлетворения, психологического комфорта, а иногда даже ведет к разочарованию. Он придает огромное значение сексуальной гармонии в браке. Поэтому, собираясь жениться, Даниил обращает внимание и на сексуальность своей избранницы.

Характер и судьба имени Даниил с учетом отчества

Имя Даниил и отчество....

Даниил Алексеевич, Даниил Андреевич, Даниил Артемович, Даниил Валентинович, Даниил Васильевич, Даниил Викторович, Даниил Витальевич, Даниил Владимирович, Даниил Евгеньевич, Даниил Иванович, Даниил Ильич, Даниил Михайлович, Даниил Петрович, Даниил Сергеевич, Даниил Юрьевич вспыльчив по пустякам, но быстро отходит, мягок по характеру, особенно с близкими. С женщинами кажется робким, но это не так. Просто он очень уважает женщину, не напорист, обходителен. Даниил сексуален, нежен, чувствителен. Имеет много подруг, но даже при мимолетном романе способен на короткое время сделать женщину счастливой. Наделен огромными жизненными силами, активен и энергичен. В супруги выбирает женщину, способную оценить его по достоинству. Укрепляя в нем чувство собственного достоинства, она получает взамен огромную любовь, в искренности которой нельзя усомниться. Даниил ищет женщину, в которой был бы воплощен его идеал жены, но не очень-то надеется на успех. Однако Даниил никогда не впадает в уныние, и, как правило, его опасения напрасны. Всегда удачно женится, брак его стабилен и счастлив. Рождаются у него чаще мальчики, однако Даниил с нетерпением ждет дочь. Нередко в его семье бывает три ребенка и более. Даниил сам занимается их воспитанием, хотя и супругу не отстраняет от этого.

Имя Даниил и отчество....

Даниил Александрович, Даниил Аркадьевич, Даниил Борисович, Даниил Вадимович, Даниил Григорьевич, Даниил Кириллович, Даниил Максимович, Даниил Матвеевич, Даниил Никитич, Даниил Павлович, Даниил Романович, Даниил Тимофеевич, Даниил Федорович, Даниил Эдуардович, Даниил Яковлевич легко поддается чужому влиянию, но трудно отказывается от своих привычек. Не любит менять место жительства, с трудом привыкает к новым обстоятельствам, к переменам в жизни. Долго не женится, боится связанных с этим осложнений. Не слишком требователен к друзьям, очень любит их, предан, не может отказать им в просьбе, чем многие пользуются. Уязвим, обидчив, страдает обостренным самолюбием. Ждет всеобщего признания, считает себя недооцененным. Мужчине с именем Даниил необходимо иметь рядом друга, который поможет ему поверить в свои силы, вселить в него надежду. Таким другом для него становится супруга, которую он тщательно выбирает. Он долго приглядывается к возлюбленной, оценивает искренность ее чувств. Женится Даниил один раз, как бы ни сложились его отношения с супругой, на развод он не идет.

Не разводится потому, что трудно приспосабливается к новым условиям, долго перестраивается психологически, кроме того, очень привязан к детям, не мыслит своей жизни без них. Рождаются разнополые дети. В семье не претендует на роль лидера, но и не позволяет решать серьезные вопросы без его ведома. Любит, когда супруга советуется с ним, даже в мелочах. Тогда он позволяет ей поступать по собственному усмотрению, но его самолюбие удовлетворено.

Имя Даниил и отчество....

Даниил Богданович, Даниил Вельяминович, Даниил Владиславович, Даниил Вячеславович, Даниил Геннадьевич, Даниил Георгиевич, Даниил Данилович, Даниил Егорович, Даниил Константинович, Даниил Робертович, Даниил Янович, Даниил Ярославович общительный, любит друзей, чего ждет и от них. Имеет много партнерш, влюбчив, может встречаться с несколькими женщинами одновременно, но никого из них особо не выделяет. Долго выбирает супругу, не может определить, кто ему больше из возлюбленных нравится. Сексуален, внимателен к женщинам. Более всего ценит в женщине добродушие, кротость и остроумие. Сам обладает тонким чувством юмора, любит хороший анекдот. Мужчина по имени Даниил благороден, никогда не обидит женщину. Сталкиваясь с подлостью, теряется и не знает, как себя вести. Доверчив, ни от кого не ждет подвоха. Стремится к постоянству чувств, которое обеспечивает ему эмоциональное равновесие, но достигает его, лишь обзаведясь семьей. Даниил хороший муж, внимательный отец. В доме его царят спокойствие и согласие. Он не допускает повышенных тонов, умеет держать себя в руках, хотя очень вспыльчив. Рождаются разнополые дети, но чаще - девочки. В нем живет врожденное чувство справедливости, но на самом деле он расчетлив и не склонен к неоправданному риску. Не станет конфликтовать, чтобы защитить обиженного, однако сильно переживает, что проявил малодушие. Даниил любит природу, часто бывает с семьей за городом, любит командировки. Легок на подъем.

Имя Даниил и отчество....

Даниил Антонович, Даниил Артурович, Даниил Валерьевич, Даниил Германович, Даниил Глебович, Даниил Игоревич, Даниил Иосифович, Даниил Денисович, Даниил Леонидович, Даниил Львович, Даниил Миронович, Даниил Олегович, Даниил Русланович, Даниил Семенович, Даниил Филиппович, Даниил Эммануилович слишком эмоционален, но еще более расчетлив и знает, с кем и как себя вести. Друзья любят его за собранность, умение быстро решать проблемы, за дельные советы. Любимчик женщин, он покоряет их искренностью и откровенностью. Весьма сексуален, но никогда не обнадеживает партнершу напрасно. Отношения строит на обоюдной свободе и независимости. Долго выбирает спутницу жизни, при этом учитывает все ее качества. Супруга мужчины по имени Даниил должна быть хороша собой, умна, остроумна, прекрасно воспитана. Но самое главное - она должна быть темпераментной. Секс в супружеской жизни Даниила играет первостепенную роль. Рождаются у него чаще девочки. Даниил очень ласковый муж и отец, обожает своих домочадцев. Легко ладит с родственниками супруги, никогда не забывает о своих родных. Даниил может иметь любовную связь на стороне, если супруга не соответствует его представлениям о сексуальных отношениях в семье. Но чаще всего Даниил не обременяет себя хлопотами, связанными с любовными приключениями.

Имя Даниил и отчество....

Даниил Аланович, Даниил Альбертович, Даниил Анатольевич, Даниил Вениаминович, Даниил Владленович, Даниил Дмитриевич, Даниил Николаевич, Даниил Ростиславович, Даниил Станиславович, Даниил Степанович, Даниил Феликсович тверд по характеру, вспыльчив, упрям, неуступчив. Влюбчив, любит красивых, чуть полных женщин. Сам с возрастом становится грузным. Гурман, не ограничивает себя ни в чем. Эгоистичен и самолюбив. Не терпит давления. В семье лидер, не позволяет супруге контролировать его, тем более руководить им. Мужчина по имени Даниил несдержан и резок. В нетрезвом виде очень ревнив, может устроить скандал. Протрезвев, мучает себя угрызением совести. Легко просит прощения и снова делает то же. Весел и жизнерадостен. Несмотря на все недостатки, Даниила любят женщины, обожает супруга. Он остроумен, внимателен, нежен. А вспышки гнева у него хоть и неожиданны, зато недолги. Он как ребенок - озорничает, винится и опять озорничает. Ему многое прощают друзья, он надежен в дружеских отношениях, никогда не откажет в помощи. Но более всех его любят его дочери. Даниил боготворит своих детей, много времени проводит с ними, ходит на лыжах, в походы, берет с собой на рыбалку. Часто бывает с девочками на стадионе, когда проходит футбольный матч его любимой команды. Супруге Даниила не приходится сетовать на то, что он плохой Хозяин. Даниил все делает в доме своими руками, любит мастерить, легко справляется с ремонтом квартиры. Он очень привязан к дому, семье.

Джордж Армитаж Миллер (англ. George Armitage Miller; род. 3 февраля 1920 -- 22 июля 2012 , Чарлстон, Западная Виргиния, США) -- американский психолог.

В 1940 году окончил университет в Алабаме со степенью бакалавра искусств. миллер когнитивный психология мышление

Джордж Миллер начал свою научную карьеру с изучения английской филологии и лингвистики в университете штата Алабама. Магистерский диплом он получил в 1941 году также в области лингвистики. Однако, еще будучи студентом, он заинтересовался психологией Однажды ему поручили провести вводные занятия по психологии в 16 студенческих группах -- причем прежде он никогда всерьез психологией не занимался. Позже он рассказывал, что, повторив один и тот же материал 16 раз в течение одной недели, он по -- настоящему поверил в себя.

В дальнейшем он работал в Гарвардском университете в психо -- акустической лаборатории, занимаясь проблемами речевой коммуникации, где получил свою докторскую степень. Он полностью погрузился в изучение проблем психолингвистики и в 1951 году опубликовал книгу под названием «Язык и общение» (Language and Communication). В этот период творчества Миллер придерживался бихевиористских позиций, отмечая впоследствии, что, собственно, выбор был невелик, поскольку во всех университетах и профессиональных организациях ведущая роль принадлежала бихевиористам, (Бихевиоризм представляет собой концепцию научения, основанную на идее о том, что всё поведение приобретается посредством обусловливания, которое происходит через взаимодействие с окружающей средой. Бихевиористы считают, что именно наша реакция на стимулы, предъявляемые окружающей средой, формируют наше поведение.)

В середине 50-х годов он увлекся использованием статистических методов в изучении процесса научения, теорией информации и компьютерным моделированием процесса мышления. В этот период он приходит к выводу, что бихевиоризм, как он выразился, <выдыхается>. Сходство между деятельностью мышления и компьютерными операциями настолько потрясло Миллера, что его интересы стали смещаться в сторону более когнитивно ориентированной психологии. (Когнитивная психология -- раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений). Как раз в то же самое время у него образовалась аллергия на шерсть животных и их выделения, что означало, что он не может больше работать с лабораторными мышами. Он мог теперь работать только с человеком -- большой недостаток в мире, где правят бихевиористы.

Переходу на позиции когнитивной психологии также способствовал бунтарский дух Миллера, столь свойственный представителям нового поколения психологов. Они были готовы восстать против всего, чему их учили в университете, ради создания нового подхода, ставящего в центр внимания не поведение, а процесс познания. Вместе со своим коллегой единомышленником Джеромом Брунером (1915-) он создает при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления. Миллер обратился к университетскому начальству с просьбой о выделении помещения, и в 1960 году такое помещение было предоставлено. Это был дом, в котором когда -- то жил сам Вильям Джемс. Вполне подходящее место для нового центра, особенно если припомнить, как Джемс в своих «Принципах…» охарактеризовал природу человеческой психики.

Выбор подходящего названия для нового начинания также был делом не тривиальным. Связь с Гарвардским университетом давала большие потенциальные возможности: к примеру, возможность создать новое направление в психологии Миллер и Брунер выбрали для обозначения предмета своих исследований термин «когнитивная». Именно так они и назвали новый исследовательский центр -- Центр когнитивных исследований.

Молодые люди впоследствии вспоминали, что ни один человек в центре не мог внятно объяснить, что же все -- таки означает слово <когнитивная> и что из всего этого следует. Собственно, «центр и не создавался для чего -- то конкретного, скорее против. В этом «против» и была вся суть» (Norman & Levelt. 1988. P. 101).

Это уже был не бихевиоризм. Новая позиция выходила далеко за рамки господствующей догмы, «истеблишмента». Создавая центр, его основатели стремились выразить только одно -- насколько далеки они от бихевиоризма. Как мы уже видели раньше, каждое новое течение начинает с того, что отделяет себя от предшествующих концепций. Подобное различение -- необходимый этап развития, вслед за которым должен следовать ответ на вопрос «Кто мы?» и «Куда идем?»

Несмотря на весь революционный дух когнитивной психологии, Миллер все же не считал это настоящей научной революцией. Он пользовался термином «органический рост» -- изменение посредством медленного роста или накопления. Он считал, что развитие идет преимущественно эволюционным, а не революционным путем. С этой точки зрения новое направление -- возврат к психологии здравого смысла, для которого было совершенно очевидно, что психология должна заниматься не только поведением, но и проблемами психической жизни.

В новом Центре когнитивных исследований занимались разработкой широкого круга разнообразных тем: язык, память, процессы восприятия и образования понятий, мышление и психология развития, -- большинство из которых уже полностью исчезло из словаря бихевиористов. Позднее Миллер организовал программу когнитивных исследований и в Принстонском университете.

В признание его заслуг, Миллера в 1969 году избирают президентом Американской психологической ассоциации и присуждают ему награду <За выдающийся вклад в науку> и Золотую медаль в области прикладной психологии. Но, пожалуй, самым значительным признанием его вклада стала широкая сеть разнообразных лабораторий когнитивной психологии, возникшая вслед за стремительным развитием сформулированного им нового направления. Самая известная его работа -- «Магическое число семь плюс-минус два» (The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information) увидела свет в 1956 году в Psychological Review. Это число так же называют числом Ингве-Миллера.

«Магическое число семь плюс-минус два» закономерность, обнаруженная американским учёным-психологом Джорджем Миллером, согласно которой кратковременная человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Эта закономерность была изложена в его работе The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information, увидевшей свет в 1956 году в журнале Psychological Review.

Описание принципа

Джордж Миллер во время своей работы в компании Bell Laboratories провел ряд экспериментов, целью которых было изучение параметров памяти операторов. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем:

Таким образом, кратковременная память -- «кошелёк», в который можно «положить» одновременно семь «монет». Причём память не пытается анализировать смысл информации, важны лишь внешние, физические характеристики, то есть не важно, какие «монеты» находятся в «кошельке» -- доллар или цент, главное чтобы их было семь. Если количество элементов больше семи (в крайнем случае, девяти), то мозг разбивает элементы на группы таким образом, чтобы количество запоминаемых элементов было от 5 до 9.

Неожиданно, аналогичное правило было обнаружено для муравьёв: они способны запоминать и передавать сообщения длиной до 7 бит.

Миллер (Miller) Джордж (род. 1920) - американский психолог. Биография. Получил лингвистическое образование в Университете штата Алабама. В 1941 году получил диплом магистра. В дальнейшем работал в психоакустической лаборатории Гарвардского университета. Занимался проблемами речевых коммуникаций, в 1946 году защитил докторскую диссертацию по философии. Профессор Гарвардского университета. В 1960 году вместе с Дж. Брунером создал Центр по изучению процессов мышления. Президент Американской психологической ассоциации (1969). Исследования. В книге «Язык и общение» (Language and Communication, 1951) рассматривал коммуникации по преимуществу с методологических позиций бихевиоризма. В дальнейшем, занимаясь изучением процесса научения, теорией информации и компьютерным моделированием процесса мышления, пришел к отказу от этой методологии и встал на позиции когнитивной психологии. Разрабатывал информационную теорию памяти, согласно которой объем кратковременной памяти равен 5 ± 2 фрагментам, но сами фрагменты могут представлять собой целые группы в чем-то родственной информации. Разработал методику «сопоставления предложений» для проверки трансформационной модели порождения и понимания языковых предложений, предложенную Н. Хомским (Конечные модели описания языка. М,: Наука, 1967 (совм. с Н. Хомским)). Согласно этой модели, сначала порождается элементарная грамматическая структура простого утвердительного предложения и выстраиваются все логические элементы будущей фразы, а затем происходит трансформация исходного предложения в окончательную форму (например, в пассивно-утвердительную, активно-отрицательную или пассивно-отрицательную). В экспериментах Миллера было показано, что при конструировании различных видов предложений на основе перевода некоторого высказывания из активно-утвердительной формы (как первичной) в другие формы затрачивается дополнительное время. В частности, время перевода в пассивно-отрицательную форму примерно равно сумме времени перевода в активно-отрицательную форму и времени перевода в пассивно-утвердительную форму.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 337-338.

Далее читайте:

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

Personality and Psychotherapy: an Analysis in Terms of Learning, Thinking and Culture. N. Y.: McGraw, 1950 (at Dollard j.); Social Learning and Imitation. New Haven: Yale University Press, 1941 (at Dollard J); Речь и язык // Экспериментальная психология / Под ред. С. С. Стивенса: В 2 т. U., 1963. Т. 2; Восприятие речи // Там же (совм. с Ликлайдером Дж. К); Plans and the Structure of Behavior. N. Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1960; в рус. пер.: Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1965 (совм. с Ю. Галантером, К. Прибрамом); Psychology. Harmondsworth, 1967; The Psychology of Communication: Seven essays. N. Y.: Basic Books, 1967; Информация и память // Восприятие. Механизмы и модели: Переводы / Под ред. Н. Ю. Алексеенко. М, Мир, 1974; The Science of Words. N. Y.: Freeman, 1992.

Литература:

Практикум но психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1976; Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998; Дж. А. Миллер // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

(род. в 1920 г.) - американский психолог, профессор Гарвардского университета. Известен своими работами по экспериментальному изучению речевой коммуникации и исследованиями общих психологических проблем.
Некоторые из его важнейших трудов: Psychology. The Science of mental life. Penguin - books. 1967; The psychology of communication. 1967 (bei Me. Neill D.). Psycholinguistics. - In: The Handbook of Social Psychol. 1969, vol. 3; Language and Perception, 1976. Галантер (Galanter) Юджин (род. в 1924 г.) - американский психолог, профессор Пенсильванского университета. Основные исследования в области применения теории информации в психологии: Contemporary" psychophysics. - In: Brown R., Galanter E., Hess E. H., Mandler G. New directions in psychology, 1962, vol. 1. N. Y.; The direct measurement of unitity and subjective probabilty. - Amer. Journ. of Psychol., 1962, vol. 75; Textbook of Elementary Psychology, 1966.
Прибрам (Pribram) Карл (род. в 1919 г.) - американский нейропсихолог, профессор Стэн- фордского университета, видный -представитель американской нейропсихологии, автор ряда книг и многочисленных статей по широкому кругу проблем. Написанная им совместно с Дж. Миллером и Ю. Галантером книга «Планы и структура поведения» переведена на русский язык в
1965 г. Также была издана в Советском Союзе его книга «Языки мозга» (1975).
В данное издание включены отрывки из I и II глав книги «Планы- и структура поведения» (М., 1965, с. 26-34, 40- 54). Здесь поведение описывается как сложный акт, включающий фазы пробы (Test) и операционную (Operate) и регулируемый знаниями, накопленными в прошлом опыте организма (авторы называют их Образами) и программой, обеспечивающей последовательность операций (называется здесь Планом).

Когнитивная психология (60 годы 20 века)изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение . Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.

Среди важнейших факторов, обусловивших эту неокогнитивную революцию, были такие :

    "Неудача" бихевиоризма . Бихевиоризму, который вообще изучал внешние реакции на стимулы, не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения.

    Возникновение теории связи . Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению сигналов, вниманию, кибернетике и теории информации - т.е. в областях, существенных для когнитивной психологии.

    Современная лингвистика. В круг вопросов, связанных с познанием, были включены новые подходы к языку и грамматическим структурам.

    Изучение памяти . Исследования по вербальному научению и семантической организации создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению проверяемых моделей других когнитивных процессов.

    Компьютерная наука и другие технологические достижения . Компьютерная наука и особенно один из ее разделов - искусственный интеллект - заставили пересмотреть основные постулаты, касающиеся обработки и хранения информации в памяти, а также научения языку.

Когнитивная психология внесла новое понимание предмета и метода психологии. Поведение человека теперь рассматривается как детерминированное прежде всего его знаниями, основной областью исследований в психологии должна была стать и стала познавательная сфера личности . Знания многие когнитивисты понимают как информированность . Соответственно и сам человек рассматривается как активный преобразователь информации, главным аналогом которого в современной науке и технике является компьютер - ЭВМ. При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве . Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж.Сперлинг, Р.Аткинсон). Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У.Найссер).

Официальным днем рождения когнитивной психологии можно считать 6 апреля 1956 года. В этот день в «Психологическом обозрении» появилась статья Джорджа Миллера «Магическое число семь плюс-минус два» - первая работа сугубо когнитивистской ориентации, положившая начало целому научному направлению. Центральная для когнитивной психологии проблема - переработка информации, которую человек черпает из внешнего мира. Миллер сумел показать, что люди способны расширить ограниченные возможности кратковременной памяти, группируя отдельные единицы информации и используя символы для обозначения каждой из групп. Например, последовательность цифр 7 1 4 1 2 1 9 9 7, предъявляемую на короткий промежуток времени, запомнить не так-то просто. Это легче сделать, если организовать последовательность следующим образом: неделя (7 дней), две недели (14 дней), количество месяцев в году (12), определенный год (1997).Таким образом, было показано, что ограниченность кратковременной памяти определяется совсем не количеством информации, объективно измеряемой в битах, а субъективной организацией материала в более или менее крупные «порции» или «куски», размеры которых меняются в процессе обучения . Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что кратковременная память не просто предшествует долговременной - ее возможности определяются содержанием долговременной памяти или опыта. Вместе со своим коллегой Джеромом Брунером Миллер создает при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления. В новом Центре когнитивных исследований занимались разработкой широкого круга разнообразных тем: язык, память, процесс восприятия и образования понятий, мышление и психология развития.

Найссер Ульрих - американский психолог, один из основателей когнитивной психологии, директор Центра когнитивной психологии. Найссер определил познание как процесс, при котором «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются... Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности». Т.о. когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности.1967 – опубликовал книгу «Когнитивная психология ». Восприятие и другие познавательные процессы – это не просто операции, совершаемые в голове индивида, но и акты взаимодействия с миром, и такое взаимодействие не просто информирует субъекта, но и трансформирует его (Найссер, 1981). В этом случае сворачивается не телесная конструкция, а вынесенная вовне когнитивная активность. Теория восприятия Найссера. Предвосхищающие схемы – это когнитивные структуры, которые подготавливают индивида к принятию информации строго определенного вида, и таким образом, управляют его текущей двигательной активностью. Естественным путем развития психологических когнитивных структур является путь развития от общего к частному . Восприятие - конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать информацию доступной, субъекту надо активно исследовать оптический поток. Эта активность направляется схемами . Результат исследования окружения - выделенная информация - модифицирует исходную схему, это и есть перцептивный цикл . Понятие перцептивного цикла объясняет, как можно воспринимать значение наряду с формой и содержанием. Когда мы воспринимаем настроение, мы находимся в другом перцептивном цикле, чем при восприятии движения губ. Схема - одна из фаз активности - связывает субъекта с окружающей средой . Термин "восприятие" относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема - это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому.

Схема: принимает информацию, которая оказывается на сенсорной поверхности, изменяется под влиянием этой информации, направляет движения и исследовательскую активность.

С биологической точки зрения схема - часть нервной системы. Функции схем: Формат - определяет, к какому виду должна быть приведена информация, чтобы можно было ей дать адекватную интерпретацию. План сбора информации об объектах и событиях (наиболее важно при восприятии движений головы и глаз). Схема как исполнитель плана - это структура действия. Активность схемы не зависит от внешнего источника энергии. Мотивы - это более широкие схемы, работающие в более крупном масштабе. Схема как генотип - она делает возможным развитие по некоторым определенным направлениям, но конкретный характер этого развития определяется только взаимодействием со средой.

Жан Пиаже (1896 - 1980) - швейцарский психолог, один из наиболее известных ученных XX века, разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий.

Выделил четыре стадии когнитивного развития, соответствующих определенному возрасту.

1)Первоначально (до двух лет) детская мысль содержится в предметных действиях («сенсомоторная стадия»);

2)затем (от двух до семи лет) они интериоризируются (переходит из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действиями) ума («дооперациональная стадия»);

3)на третьей стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции (стадия «конкретных операций»);

4)на четвертой (от 11 до 15 лет) - формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (от общего к частному) умозаключения (стадии «формальных операций»).

Когнитивизм критикуют за механистичность аналогии между искусственным и человеческим интеллектом, за отсутствие единой теории объяснения познавательных процессов, позитивистские установки, понимание человека в большей степени как думателя, чем как деятеля.

В качестве общетеоретического подхода когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологической науки. Так, согласно когнитивной теории личности (Дж. Келли), каждый человек создаёт имеющую различную сложность и содержание систему познавательных "персональных конструктов", через призму которых он оценивает внешний мир, других людей и себя . Поведение человека детерминировано его знаниями, которые представители когнитивной психологии обычно трактуют как информированность. Соответственно и сам человек рассматривается как активный преобразователь информации.

В области дифференциальной психологии интенсивно развиваются исследования, центральным понятием которых является "когнитивный стиль". Когнитивный стиль – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его поведения.

Большое внимание когнитивными психологами уделяется обучению. Анализу подвергаются все стороны учебного процесса – от способа предъявления материала до социально-психологических аспектов отношений учащихся в классе. В основе исследований лежит иерархически организованная система знаний учащихся, так называемая когнитивная структура. С позиций когнитивной психологии эффективное обучение возможно только тогда, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру (Дж. Брунер). Важным условием обучения является внутренняя мотивация , связанная с познавательным интересом учащихся к изучаемому предмету