Болезни Военный билет Призыв

Методическое пособие Использование информационно – коммуникативных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Развивалочка. Опыт использования компьютерных игр в дошкольном образовании. Мой взгляд на мир

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 393» Ново-Савиновского района г.Казани

Введение:

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие» . Интерактивность - понятие, используемое в области информатики и коммуникации; описывает характер взаимодействия между объектами. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического развития. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Интерактивные средства обучения, такие как интерактивная доска станет отличной помощницей в диагностике развития детей:

Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. Наличие и умение использовать интерактивную доску существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога, который получает статус современного воспитателя, идущего в ногу с развитием информационных технологий. Это средство обучения может быть применимо для обучения детей разных возрастов.

Грамотное применение возможностей ИД позволяет педагогу:

  • повысить качество преподавания за счет сочетания традиционных и компьютерных методов организации учебной деятельности;
  • представлять информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.) , что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала;
  • выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче;
  • контролировать временные параметры занятия;
  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
  • мобилизовать внимание аудитории;
  • использовать различные цифровые образовательные ресурсы;
  • раскрыть широкие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности;
  • проводить образовательную деятельность на высоком методическом уровне.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.

Использование интерактивной доски не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности.

Данное методическое пособие разработано в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года) .

Методическое пособие реализуется с детьми дошкольного возраста в образовательной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.

В пособие выделены следующие направления использования интерактивной доски, которые доступны для работы с детьми дошкольного возраста:

  • использование интерактивной доски;
  • создание собственных мультимедийных продуктов;
  • использование Интернет-ресурсов;
  • использование компьютерных игр.

При подготовке к занятиям с использованием учитывались санитарно - эпидемиологические правила, по которым общая продолжительность занятий должна составлять 25 – 30 минут с детьми старшего дошкольного возраста.

Данное методическое пособие является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с интерактивной доской, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников. Отличительная особенность данного методического пособия «Развивалочка» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

В методическом пособии используются современные компьютерные развивающие игры и пособия:

  • «Математика. Учимся считать» «Баюн» , 2009 г.) ,
  • «Планет чисел для малышей» (обучающая мультимедиа-программа Студия «Бука» , 2008 г.) ,
  • «Веселые уроки» (обучающая мультимедиа-программа Студия «Новый диск» , 2008 г.) ,
  • «Хитрые задачки» (мультимедийные образовательные системы,
  • «500 самых интересных детских игр (Студия «Новый диск» , 2010 г.)
  • «Азбука. Как мышонок буквы ловил» (обучающая мультимедиа-программа Студия «Баюн» , 2010 г.) ,
  • «Учим буквы» (интерактивные обучающие игры. Студия «Новый диск» , 2011г.)
  • «Моя страна – Россия» (обучающая мультимедиа-программа Студия «Баюн» , 2009 г.) ,
  • «Скоро в школу» (интерактивная обучающая программа. Студия «Новый диск» , 2010 г.)
  • «Уроки тетушки Совы. Уроки хорошего поведения, 2006 г., Уроки осторожности» (творческое объединение «Маски» , 2009 г.)
  • «Лунтик. Пропавшие краски» (обучающая мультимедиа-программа Студия «Бука» , 2009 г.) ,

Цели и задачи

Цель:

оптимизация образовательного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей,

создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к занятиям в современных условиях.

развитие логического мышления, внимания, памяти и познавательной активности

Задачи:

  1. развитие творческого мышления детей, способности к свободному фантазированию и творчеству;
  2. развитие коммуникативной компетентности дошкольника в процессе коллективной творческой работы;
  3. развитие умения ясно и логично излагать свои мысли и идеи окружающим, обосновывать свои мысли и высказывания;
  4. развитие навыка работы в интерактивных средах, умения творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения задач.
  5. Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.
  6. Развитие познавательной активности, самоконтроля.
  7. Активизация словаря.
  8. Закрепление знаний цветов спектра.
  9. Закрепление знания букв, цифр.
  10. Развитие мелкой моторики руки.
  11. Создание положительного эмоционального фона.
  12. Помочь освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерных программ, как основные для освоения межличностной коммуникации.
  13. Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Решение учебных и коррекционных задач с помощью развивающих компьютерных игр встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Индивидуализация учебно-коррекционного процесса осуществляется за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка.
  2. Работа с интерактивной доской происходит при первостепенной роли воспитателя по принципу тройственного взаимодействия: воспитатель – интерактивная доска – ребенок.
  3. Принимают участие дети (10-12 человек)
  4. Длительность занятий до 30 минут.

Методы и приемы:

  • игровые;
  • экспериментирование;
  • моделирование;
  • воссоздание;
  • преобразование.

Ожидаемые результаты

В результате проведения занятий дети будут уметь:

  • выделять свойства предметов, находить предметы, обобщающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • называть главную функцию (назначение) предметов;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • находить ошибки в неправильной последовательности простых действий.
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот» ) ;
  • формулировать отрицание по аналогии;
  • пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
  • видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • находить похожее у разных предметов;
  • научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов.
  • переносить свойства одного предмета на другие.

Диагностика детей проводится 3 раза в год.

Уровень детей предполагается быть выше в следующих разделах:

  • математика
  • развитие речи
  • обучение грамоте
  • уровню психического развития в разделах: внимание, мышление, память.

Основные образовательные области программы:

  • социализация;
  • коммуникация;
  • познание;
  • безопасность;
  • художественное творчество.

Литература

  1. Горвиц Ю.М., и др. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» , М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998 г.
  2. Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения» , М., 1996г.
  3. Комарова Т.С., Комарова И.И. «информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» , М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 г.
  4. Коробейников Н.А. Детский сад и семья № 5, 2002 г.
  5. Кравцов, С.С. «Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников» . Информатика №12, 2 006 г.
  6. . Моторин, В.Н. «Воспитательные возможности компьютерных игр» Дошкольное воспитание № 11, 2002 г.
  7. Новоселова С.Л., Петку Г.П. «Компьютерный мир дошкольника» , М., Новая школа, №2, 1997 г.
  8. Петрова Е. «Развивающие компьютерные игры» . Дошкольное воспитание, № 8, 2000 г.
  9. Смирнов А.В. «Технические средства в обучении и воспитании детей» , М., ИЦ Академия, 2005 г.
  10. Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников» , Спб., КАРО, 2004г.
  11. Шаманская Н. «Интерактивные методы» Дошкольное воспитание. №8, 2008 г.

Приложение 1

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте на тему «В гости к доктору Айболиту»

Программное содержание:

  1. Учить интонационно выделять звуки «Ш» , «Ж» , «З» , «ЗЬ» , «Р» в словах, называть первый звук в словах.
  2. Учить определять длинные и короткие слова
  3. Способствовать зрительному и слуховому вниманию.
  4. Развивать внимание.
  5. Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
  6. Воспитывать интерес к речевой деятельности
  7. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы

Методические приемы:

Объяснения, показ, художественное слово

Материал к занятию: презентация, карандаши, листочки с заданиями

Предварительная работа: чтение произведения, беседа.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, встают вкруг.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Давайте поделимся с ними хорошим настроением. Улыбнемся и подарим им наши улыбки. А сейчас возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Очень хорошо. Настроение у нас стало радостное. Садитесь за столы. Сегодня мы покажем, как мы умеем правильно и красиво говорить. А для этого нам нужно выполнить гимнастику для нашего язычка.

Светит солнышко с утра -
В гости к тетушке пора!
Тетушка Щечка
Племянничка ждет,

Блинчики с маком
К обеду печет.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.

На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок.

В горку медленно идет:
Цок-цок-цок-цок-цок.
А с горы стрелой несется:
Цок-цок-цок-цок-цок.

Тетушка племянничка
Весело встречает..

Воспитатель: Очень хорошо, язычок у нас готов работать, теперь сделаем гимнастику для пальчиков. Гимнастика называется «Встреча друзей» .

(Проводится гимнастика) .

Воспитатель: Ребята, к нам пришло видеописьмо от доктора Айболита. Давайте прочитаем и посмотрим о чем же он нам, хочет рассказать.

Задание 1

Ребята, кто пришел к доктору лечиться?

Чья это песенка? Кто так шипит?

Дети: Змея или Уж

Скажи Алина, кто еще поет эту песенку?

Дети: Ветерок

Воспитатель: Давайте все вместе споем эту песенку.

А кто еще пришел в гости к доктору Айболиту?

Это кто жужжит

Дети: Жук

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: З-З-З

Чья это песенка?

Дети: Это песенка комара.

Пропевают песенку большого и маленького комара.

Воспитатель: Р-Р-Р

Ой, а это кто рычит? Что за зверь пришел к доктору?

Дети: Это тигр

Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте все вместе порычим как тигр. Хорошо, молодцы.

Задание 2.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем доктору Айболиту собрать вещи В чемодан нужно положить предметы в названии которых есть звук «Ш»

(Дети показывают на доске предметы) .

Задание 3

Воспитатель: Но впереди река, поможем доктору и его друзьям построить мост. Нужно брать дощечки, на которых предметы начинаются с гласного звука. Хорошо, ребята, молодцы, справились с заданием.

Задание 4

А теперь нам нужно определить, чем лечил Айболит животных. Слова должны начинаться с одинаковых звуков.

Молодцы, справились с заданием, вот мы с вами и узнали, кого вылечил доктор Айболит. Слава, слава Айболиту, слава добрым докторам.

Физкультминутка.

А сейчас мы поиграем в игру со словами.

(Дети встают в круг)

Воспитатель: Сейчас я вам буду называть слово, а вы будете определять длинное он или короткое, будьте внимательны.

(Мяч, шар, молоко, корова, дом, машина, комар, жук, пароход)

Задание 5

Воспитатель: Молодцы, а теперь садитесь, мы продолжим и поиграем в игру «Назови одним словом» Хорошо, вы правильно отвечали

«Что лишнее» (Овощи, цветы, мебель, птицы) Молодцы.

Задание 6

Воспитатель: А теперь следующее задание. У вас на столах лежат листы с заданием. Вам необходимо найти 2 предмета с одним звуком и соединить их карандашом.

Дети выполняют

Воспитатель: Ребята, проверьте свои задания. Если все выполнено правильно и нет ошибок, раскрасьте шарик красным цветом.

Дети выполняют

Воспитатель: Ребята у нас с вами сегодня было интересное путешествие в сказку Доктора Айболита и его друзей. Вспомните, кто приходил к нему лечиться, кого он вылечил в Африке. Что еще мы сегодня с вами делали?

Ответы детей.

Молодцы! Наше интересное путешествие закончено.

Приложение 2

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по рисованию на тему «Золотая рыбка»

Нетрадиционная техника: мыло, стекло, вода, акварель

Программное содержание:

научить детей рисовать рыбку, используя мыло, стекло, акварельные краски, воду. Развивать чувство композиции и цвета. Воспитывать любовь к рыбкам, желание ухаживать за ними.

Материал к занятию: тонированная бумага, стеклянное полотно, акварельные краски, мыло, тазики с водой, салфетки.

Ход занятия.

В океане жили рыбки. Они были похожи друг на друга, все бесцветные, но у них был красивый голос. Рыбки собирались на дне моря и пели песни. (Запись) . Их голоса разливались далеко - далеко по всему морскому царству. Одна маленькая рыбка любила подплывать к берегу, она любовалась красотой земного царства, его яркими красками: зеленой травой, красивыми цветами, яркому солнцу. Ей очень хотелось стать такой же яркой и необычной, как земные существа. Маленькая рыбка поделилась своей мечтой с подругами..... Одна рыбка сказала, что в глубине моря в пещере живет морская колдунья, которая может выполнить её желание. Рыбка очень боялась колдунью, но желание быть красивой было сильнее и она поплыла к пещере. Старая колдунья выслушал нашу рыбку и

сказала:

Я могу исполнить твоё заветное желание, ты будешь самой красивой, но взамен я заберу твой чудный голос, ты не сможешь больше ни петь, ни говорить, подумай об этом.

Маленькой рыбке так хотелось стать красивой, что она сразу согласилась.... Из пещеры колдуньи маленькая рыбка выплыла уже совсем другой. Её золотой наряд искрился, чешуйки переливaлись, а длинный золотой хвост качался на волнах. Она была прекрасна. Другие рыбы тоже захотели стать красивыми, колдун дал им наряд, а взамен забрал голос. Колдунья поместила голоса рыб своей пещере, вечерами она слушала чудесное пенье и смеялась над глупыми рыбами. Ха-ха, эти глупышки променяли свои голоса на наряд. Вот почему рыбы не умеют говорить, а только открывают рот и пускают пузыри.

Люди увидели рыбок, им захотелось, чтобы они жили у них дома, для этого их поместили в аквариум, а чтобы они не скучали, создали им условия приближенные к их привычному обитанию.

Мы с вами попробуем нарисовать красивых рыбок, но сначала подготовим аквариум. Нарисуем грунт, а чтобы было красиво, набросаем несколько цветных маленьких камушков, они нам нужны для того, чтобы не всплывали водоросли.

Рыбам нужны водоросли, на них они отдыхают ночью. Водоросли бывают разного вида.

(На доске дети рассматривают водоросли)

С помощью интерактивной доски воспитатель напоминает детям элементы и последовательность рисования рыбки.

Дети рисуют рыбку на стекле, затем обмакивают бумагу в тазике с водой и делают оттиск рыбки.

Воспитатель: Вот аквариум готов, теперь можно запускать рыбок.

Вот какие красивые, озорные рыбки у нас получились.

Заключение:

Анализ рисунков: дети выбирают самых ярких, подвижных рыбок, рассказывают, как они нарисовали свой рисунок, что использовали для этого.

Приложение 3

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений на тему «Старая сказка на новый лад»

Программное содержание:

  1. Учить детей считать количество предметов в зависимости от геометрической фигуры (кубы) в порядке возрастания.
  2. Продолжать учить считать в порядке возрастания от 2 до 7 и убывания от 7 до 1.
  3. Закрепить знания и умения у детей составлять цифры между числами натурального ряда (больше 2 и меньше 5 и т.д.) .
  4. Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве (использование экранов на которых обозначают расположение геометрических фигур и знаков +; -, =) по указанию педагога.
  5. Развивать у детей память, внимание, логическое мышление.
  6. Воспитывать интерес к математике.

Ход занятия:

Воспитатель: Жил был мужик. У этого мужика был кот, да такой лентяй, не любил в школу ходить. Вот мужик его и выгнал из дома. Идет кот по лесу, а на встречу ему лиса. Увидела кота и удивилась: «Сколько лет живу в лесу, такого зверя не видала!»

Лиса: - Скажи добрый молодец, кто ты такой?

Кот: - Зовут меня Котофей Иванович, я прибыл к вам из сибирских лесов с проверкой.

Пригласила лиса Котофея Ивановича к себе в гости, стала кормить, да расспрашивать. На другой день отправилась лиса добывать припасов, а кот остался дома. Бегала, бегала лиса и поймала петуха. Несет домой, а на встречу ей волк:

Волк: Стой лиса! Отдай петуха!

Лиса: Нет, не отдам.

Волк: Ну, я сам отниму.

Лиса: А я скажу Котофею Ивановичу, он тебе покажет

Волк: А кто такой котофей Иванович?

Лиса: Разве ты не слыхал к нам из Сибирских лесов, прибыл с проверкой.

Волк: А как бы мне на него посмотреть?

Лиса: У! Котофей Иванович у меня такой сердитый. Кто ему не понравится,

сейчас съест! Вот тебе конверт, там задание, выполнишь приходи взглянуть.

Конверт 1.

  1. Сосчитай кубики (3 задания) .
  2. Разложи домики по возрастании от 2 до 7.
  3. Реши примеры и расставь вагончики в порядке убывания.

Воспитатель: На другой день лиса снова за припасами в лес пошла, а на- встречу ей медведь.

Медведь: Куда лиса идешь?

Лиса: Ступай-ка ты, медведь, подобру-поздорову, а то скажу Котофею Ивановичу, он тебя съест.

Медведь: А кто такой Котофей Иванович?

Лиса: А, который пришел к нам из Сибирских лесов с проверкой.

Медведь: Боюсь проверок

Лиса: А вот решишь задания тогда, и замолвлю за тебя словечко.

Вот тебе конверт с заданием, если сам не справишься, ребят

в детском саду попроси помочь тебе, они умные, все знают.

А конверт с ответами на задания положи на самое видное

место, а сам спрячься, чтобы тебя Котофей Иванович не

увидел, а то тебе туго придется!

Воспитатель: Медведь пошел в детский сад помощи у ребят просить, а лиса - домой.

Конверт 2.

  1. Положи цифру в корзинку (3 задания0
  2. Ориентировка в пространстве (работа на экранах)

Физкультминутка

Воспитатель: На третий день пошла лиса за припасами, а навстречу ей заяц

Лиса: Вот зайка я тебя поймаю.

Заяц: Не трогай меня лиса, я тороплюсь.

Лиса: Да я не для себя стараюсь, а для Котофея Ивановича.

Заяц: А кто такой Котофей Иванович.

Лиса: Ты разве не знаешь, он прибыл из Сибирских лесов с проверкой.

Заяц: Лисонька ты бы меня с ним познакомила, я бы с ним договорился.

Лиса: Вот выполнишь задание, я тебя с ним и познакомлю.

Заяц: Побегу к ребятам в детский сад, у них сейчас занятия, они мне помогут.

Конверт 3

Найди закономерность (закрасить шары, выложи забор)

Заштрихуй геометрические фигуры

Поиграй с кругом

Закрась фигуры на доске

Волк, медведь и заяц конверты положили, на самое видное место, а сами спрятались. Идет Котофей Иванович с лисой. Увидел, под кустом конверты лежат, да как прыгнет. А в кустах сидели все звери, а чтобы их не видно было листвой, да ветками укрылись, медведю надоело сидеть, он зашевелился, листва зашуршала. А кот как прыгнет, думал, что это мышь, медведь вскочил и давай убегать, а за ним и все остальные, бегут земли не чувствуют. Лиса: - Бегите, бегите, как бы он вас не задрал!...

Воспитатель: Стой поры, все звери стали кота бояться. А кот с лисой всю зиму математикой занимались, задания решали, да ответы у ребят проверили.

Подведение итогов.

Наталья Самойленко
ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование современных информационных технологий в обучении и развитии дошкольников является на сегодняшний день одним из приоритетных и широко изучаемых направлений (Ю. М. Горвиц, Н. А. Зворыгина, И. В. Иванова, Л. А. Леонова и др.) . Ряд исследователей (Ломов Б. Ф., Ляудис В. Я., Новоселова С. Л., Петку Г. П., Пашилите И. Ю. и др.) в своих работах отмечают , что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и развития ребенка.

В связи с тем, что современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь, наряду с традиционными игровыми технологиями в настоящее время появилось большое количество мультимедийных электронных игр. Потребность современного ребёнка к мультимедийным играм достаточно велика, поэтому мотивы данного вида деятельности высоки.

В ходе игровой деятельности дошкольника , обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно смещается к учебной деятельности.

Как известно ребенок - дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего обучающего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств : концентрация, переключаемость, устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным, что немаловажно для обучения в школе. ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма.

Интересны для детей игры - занятия, составленные в виде викторины. Дошкольники охотно отвечают на вопросы, ответы, появляясь на экране, сопровождаются яркими картинками. Викторины позволяет ребёнку систематизировать знания, развивают память.

С помощью мультимедийных игр организуем учебно - игровую деятельность, в процессе которой, у ребенка повышается заинтересованность в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний (готовность к обучению в школе) . Для участия в этих играх, как и во всякой творческой деятельности потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать - все эти качества ребенок приобретает в процессе игр.

На фоне положительной эмоциональной атмосферы во время проведения непосредственной образовательной деятельности у дошкольников повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.

Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве .

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно - ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми , опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности : восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми .

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника , обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ :

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам ;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) ;

компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

3. Сохранение здоровья детей при работе с компьютером .

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста , встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут, поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы , откроет новые возможности раннего образования.

Литература

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников : Книга для воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение, 1992г.

2. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьяков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании . М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.

3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание , 1991г., №5 - с. 92-95.

4. Зубрилин А. А. "Игровой компонент в обучении информатики". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 3, с. 3 - 16.

5. Ибука М. После трех уже поздно. - М.: Знание, 1992.

6. Каралашвили : Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Дошкольное воспитание . 2002г., № 6, с. 39 - 41.

7. Макасер И. Л. "Игра как элемент обучения". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 - 73.

8. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание , 2000г., № 11, с. 53 - 57.

9. Новоселова С. Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника . М.: Новая школа, 1997г.

10. Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное воспитание , 2000г., № 8, с. 60 - 68.

11. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.

Преимущества и недостатки раннего приобщения детей к ИКТ

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит мощным техническим средством обучения, играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр. Компьютерные игры необходимо тщательно подбирать с учетом возраста ребенка и учебной направленности.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности.

Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

· дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

· глубже постигаются понятия числа и множества;

· быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

· тренируется эффективность внимания и память;

· раньше овладевают чтением и письмом;

· активно пополняется словарный запас;

· развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

· уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

· воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

· развивается воображение и творческие способности;

· развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Грамотное приобщение детей к ИКТ формирует столь важные операции мышления, как обобщение, классификация предметов по признакам. Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы при раннем приобщении детей к ИКТ. Поэтому, любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка. При этом нужно учитывать, что все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, но в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, необычности, программы должны нести обучающий, развивающий характер и должны соответствовать возрастным особенностям детей.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

Итак, грамотное использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Список использованной литературы.

1. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006

2. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5

4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000

6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

7. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

"Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту" (Глен Доман)

Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Априори, что современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка .

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес ;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;

ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе , в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Области применения ИКТ для развития дошкольников

Использование компьютера для обучения и развития детей раннего возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

1. Опосредованное обучение и развитие

а)Использование глобальной сети Интернет

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.

Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.

Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Интерес для воспитателей может представлять электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" - http://dob.1september.ru/ . Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей раннего возраста. Среди рубрик на сайте интересны: детский мир; родительская консультация; мастерская; игротека; будь здоров, расти большой; книжный шкаф; школа природы; психологическая школа и др.

Полезным ресурсом является подборка материалов Фестиваля педагогических идей , проводимым Издательским домом "Первое сентября" - http://festival.1september.ru/ , где воспитатели и учителя со всех уголков России делятся своими педагогическими находками. В этом году материалы за все предыдущие годы размещены на одном сайте, что облегчает и ускоряет поиск. Правда внутри странички "Дошкольное образование" материал расположен не по рубрикам, что ускоряло бы поиск, а в алфавитном порядке.

Помощником для развития дошкольников может служить сайт http://bukvar.edu.ru

Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей старшего дошкольного возраста и сюжетные альбомы.

Иллюстрированный словарь для развития речи - ресурс, адресованный как к педагогам, готовящим детей старшего дошкольного возраста к школе, так и к самим дошкольникам. Он в основном предназначен для увеличения словарного запаса детей; его можно использовать как дидактические материалы при обучении детей чтению.

Иллюстрированный словарь может предоставлять педагогу следующие возможности:

  • подбор иллюстраций к заданной теме,
  • подбор иллюстраций к словам, содержащим конкретную букву в начале, в середине или в конце слова,
  • просмотр отобранных иллюстраций и скачивание их на персональный компьютер.

Сюжетные альбомы для развития речи предназначены для развития связной речи детей.

Электронные альбомы предоставляют педагогу следующие возможности:

  • отбор иллюстраций для скачивания (для распечатки),
  • просмотр отобранного,
  • набор и сохранение текстов рассказов, составленных по картинкам.

Электронные учебные пособия предназначены специально для детей дошкольного возраста. Они помогут выучить начертание букв и научиться читать. Данные разработки в полном объеме учитывают психические и культурно-социальные особенности постижения детьми такого феномена культуры, как слово и словосложение.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам раннего развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

б) Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка . Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Немаловажный аспект использования компьютера - это ведение базы данных по книгам . На сегодня появилось очень большое количество книг по воспитанию и развитию детей, многие книги отражают комплексные подходы в обучении, другие отражают развитие какого-то определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др. Без базы данных трудно ориентироваться в литературе.

2. Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для

ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Американские специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Для развития дошкольников можно использовать серию программ "Несерьезные уроки", выпускаемую фирмой "Новый диск".

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

б) Использование мультимедийных презентаций

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

3. Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

Вывод

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Литература

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение, 1992г.
  2. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
  4. Зубрилин А.А. "Игровой компонент в обучении информатики". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 3, с. 3 - 16.
  5. Ибука М. После трех уже поздно. - М.: Знание, 1992.
  6. Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Дошкольное воспитание. 2002г., № 6, с.39 - 41.
  7. Макасер И.Л. "Игра как элемент обучения". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 - 73.
  8. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
  9. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997г.
  10. Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.
  11. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.

Несмотря на все опасения, касающиеся введения информационных технологий в жизнь дошкольника, компьютерные классы открываются не только в школах, но и в детских садах. Развернутый комплекс методик, использующий компьютерные технологии для создания развивающей среды в детском саду, был разработан под руководством С. Л. Новоселовой ассоциацией «Компьютер и детство» в конце 1980-х гг. Эта программа основана на подходе, близком к идеям С. Пейнерта, переосмысленном в рамках деятельностного подхода. В программе освоение компьютера интегрировано в комплекс методик по развитию игровой деятельности. Целью введения компьютера в жизнь дошкольника для авторов является, прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии.

Сами дети проявляют большой интерес к компьютеру как к части взрослого мира, к способам управления им и возможностям решения познавательных задач. Компьютер изначально не является игрушкой для ребенка, а в играх возникает как один из инструментов взрослого: ребенок играет в работу на компьютере так же, как играет в водителя автобуса.

Компьютерные игры, используемые в программе С. Л. Новоселовой , были ориентированы на развитие восприятия и логического мышления, но кроме них был введен новый вид игры - режиссерская компьютерная игра.

На занятиях в компьютерном классе дошкольники получали не только первые навыки работы с компьютером, но в результате этих занятий у них развивалось теоретическое мышление. По мнению авторов программы, это связано с особенностью «действования» с компьютером, где способ действия оторван от практического поля деятельности и должен быть осознан еще до действия, иначе невозможно его представление в виде алгоритма-программы. Отсутствие «прямого вмешательства рук» и необходимость каждый раз представить, что и как надо сделать, ведет к развитию абстрактного мышления и рефлексии, возможности прогнозировать результат, усиливает проектные качества мышления. Дети, как правило, работают небольшими группами, и в процессе занятий возникает общение по поводу выполняемых задач, взаимопомощь и сотрудничество.

С помощью компьютерной режиссерской игры и реальной ролевой авторы пытаются теснее связать игру и собственно обучение. Учебно-тренировочные задания в развивающих играх связывались сюжетом, и этот сюжет проигрывался отдельно в ролевой или сюжетно-дидактической игре. Был разработан комплексный метод руководства игрой, включающий четыре основных компонента:

  • обогащение познавательной сферы дошкольника, т.е. развитие общих представлений о действительности и действиях человека в ней;
  • изменение и обогащение предметно-игровой среды, т.е. подбор тематических игрушек, иллюстраций, побуждающих к ролевой и режиссерской играм с определенным сюжетом;
  • игровой опыт в компьютерном зале и в реальных играх, причем с организацией дидактических игр, где ребенок осваивает игровые способы передачи реальных событий (в форме сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, в том числе совместных со взрослым), т.е. программа включает целенаправленное обучение детей игре;
  • активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе обучающей и режиссерской игры на компьютере и ролевой игры; подобное общение должно носить проблемный характер, поддерживать ребенка, стимулировать его творческую активность.

Авторами разработаны полные циклы занятий (познавательных, игровых, компьютерных) на темы «Море», «Космос», «Город» и «Лес». Компьютерным компонентом этой программы являются учебно-тренировочные игры-задания на развитие памяти, восприятия, мышления, объединенные материалом, относящимся к одной сфере действительности и связываемые единым сюжетом на вводных игровых занятиях, а также компьютерная режиссерская игра. Разработчиками сделана попытка перенесения режиссерской игры с куклами и предметами-заместителями на экран компьютера. Например, ребенку задана ситуация, где изображена некая окружающая среда (например, морской пейзаж) и герои - характерные фигурки, которые можно передвигать по экрану. При этом у ребенка есть возможность изменять как саму среду, так и героев игры, и, что самое важное, введены неопределенные объекты - «возможные предметы-заместители», которые могут приобретать в игре различное функциональное и смысловое значение. Таким образом, создана условная ситуация и присутствуют предметы-заместители, с которыми ребенку предлагается осуществлять собственно игровые действия - представить некоторый сюжет с ними. Все действия ребенка фиксируются в виде мультфильма, который можно потом воспроизвести, что приближает эту игру к продуктивным творческим видам деятельности и является дополнительным подкреплением для ребенка. Однако при этом возникает вопрос, насколько ребенок в таком виде деятельности ориентирован на процесс, на саму игру, а насколько для него значим результат - продукт творчества? Является ли это занятие собственно игрой или работой над созданием мультфильма? Важно подчеркнуть, что для введения ребенка в сюжеты интеллектуальных игровых заданий и режиссерских игр до занятий в компьютерном классе и после них проводятся игры-драматизации и ролевые игры по сходной тематике.

При осуществлении этой программы авторы отмечают трудности построения собственных сюжетов, особенно если ребенок недостаточно знаком с обыгрываемой сферой действительности и возможными в ней действиями людей. Эти трудности аналогичны проблемам формирования ролевой игры, описанным Д. Б. Элькониным, когда для возникновения игры детей надо было ознакомить не с некоторой областью действительности вообще, а с содержанием деятельности человека в ней. Так как в создаваемом ребенком сюжете отсутствовала речь, очень большое значение приобретали собственные комментарии ребенка, пояснение движения и отношений фигурок на экране. У части детей этот рассказ играл главную роль, а компьютерное представление сюжета оставалось свернутым.

После усвоения всех режиссерских программ дети выбирали компьютерную режиссерскую игру по своему желанию. Отличительной чертой этого этапа являлось переключение детей с режиссерской игры на компьютере на сюжетно-ролевую. Причем содержание сюжетно-ролевой игры обогащалось за счет влияния режиссерской игры за компьютером.

Таким образом, в данном эксперименте специально организованная компьютерная игра рассматривается как дополнительное средство для развития традиционной сюжетно-ролевой игры. Авторы особенно подчеркивают эффект методики на развитие собственно ролевой игры. Однако проведение комплексных занятий по развитию игры само по себе должно было продвинуть игровые навыки детей, даже при исключении компьютерного компонента.

С другой стороны, у режиссерской игры есть некоторые особенности, которые, с нашей точки зрения, осложняют применение компьютера как основы этого типа игры. Вся режиссерская игра (сюжет, роли, действия) происходит в речи, внешней или внутренней, а внешнее действие с развитием игры становится все более свернутым. Здесь важен постоянный переход ребенка на позиции между ролями, диалог между ними, авторская позиция «сверху». Компьютерные же объекты, наоборот, не расширяют, а ограничивают свободу смены позиции, манипулирование ими само превращается в отдельное действие, внимание концентрируется на «компьютерное™» и технологических особенностях игры. При этом использование речи минимально. Именно отсутствие необходимости объяснять кукле, как она должна двигаться, возможность «прямого вмешательства рук», непосредственное действие за нее и делает куклу более «живой», чем даже анимированное изображение на экране. Кукла лучше «понимает», потому что понимает она умом ребенка, который прямо действует за нее, а не переводит свой замысел на язык компьютера. Можно предположить, что компьютерная режиссерская игра, созданная в рамках этой программы, представляет скорее удачный вариант творческой деятельности по созданию детьми мультипликационных фильмов, но не является игрой в чистом виде.

Вопрос о связи традиционной сюжетной игры, обладающей огромным развивающим потенциалом, и компьютерной игры весьма актуален. Как было показано выше, ролевая игра занимает сегодня существенно меньшее место в жизни дошкольника, чем прежде. Вероятность того, что компьютерная игра может компенсировать сокращение ролевой игры, нуждается в специальном рассмотрении.

  • Новоселова С. Л., Пешку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Центр социологииобразования РАО, 2000.