Болезни Военный билет Призыв

Импрессионизм и пейзажная лирика А. Фета "Поэт – художник". Сочинение «Импрессионизм в лирике А.А.Фета

Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Странная картина... Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тихая, безветренная. Оказывается, что это всего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели стремился запечатлеть в своем стихотворении Фет. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в поэзии Фета. (В живописи это направление называется импрессионизмом.) Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. И хотя в стихах Фета очень много вполне конкретных цветов, деревьев, птиц, изображены они необычно. И эту необычность нельзя объяснить только тем, что Фет широко использует олицетворение:

Сбирались умирать последние цветы

И ждали с грустию мороза...

Цветы глядят с тоской влюбленной,

Безгрешно чисты, как весна...

Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всего именно чувства, а не явления, которые их вызывают. Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут:

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в заре потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

Свидание влюбленных у водоема в стихотворении «Ива» столь трепетно, что, боясь взглянуть на свою возлюбленную, юноша всматривается в ее отражение в воде, и так же, как дрожит и мерцает ее отражение, трепещет взволнованная душа влюбленных.

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты...


Мягче взор твой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Стихи Фета насыщены ароматами, запахом трав, «благовонных ночей», «благоуханных зорь»:

Свеж и душист твой роскошный венок.

Всех в нем цветов благовонья слышны...

Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его:

Жужжал пчелами каждый куст,

Над сердцем счастье тяготело,

Я трепетал, чтоб с робких уст

Твое признанье не слетело.

………………………………………..

Я говорить хотел - и вдруг,

Нежданным шорохом пугая,

К твоим ногам, на ясный круг,

Спорхнула птичка золотая.

С какой мы робостью любви

Свое дыханье затаили!

Казалось мне, глаза твои

Не улетать ее молили.

Герой стремится продлить миг, предшествующий признанию, когда невыразимое чувство облечется в словесную форму.

Но иногда поэту все-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем между этими впечатлениями нет логической связи.

Но в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник - смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.

Поэтическая позиция Афанасия Афанась-
евича Фета долгое время трактовалась непра-
вильно. Фета считали «жрецом чистого искус-
ства», однако, если обратиться к его творчест-
ву, даже программное фетовское заявление:
«…Не знаю сам, чтб буду петь - но только
песня знает» - может быть понято не как по-
этический «каприз», а как отзывчивость поэта
на изменения окружающего мира. Поэтичес-
кий инструмент очень чуток, любое колебание
в природе, изменение состояния души тут же
отзовется в стихах.
Фета-стихотворца ведет вперед впечат-
ление о мире вокруг него, это впечатление
живыми образами передается человеку, чи-
тающему его стихи. Основываясь на впечат-
лении, он создает целый яркий, сочный по-
этический мир. Искусство поэта обладает
волшебной силой, оно подчиняет человека,
ведет его среди житейских невзгод:
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.
О дитя! как легко средъ незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей…
{«Певице», 1857)
Назначение поэта - воплотить невопло-
щенное, быть соединительным звеном между
разрозненными частями мира и человечески-
ми душами:
Дать жизни вздох, дать сладость тайным
мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
(«Одним толчком согнать ладью
живую…», 1887)
Фет известен и как певец природы. Дей-
ствительно, природа в его стихах запечатле-
на тонко, поэт замечает малейшие перемены
в ней:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
(«Шепот, робкое дыханье…», 1850)
Фет выверяет свой стих, «строит» его, за-
ставляет звучать прекрасной музыкой.
Изменения «милого лица» и изменения
в природе - подобный параллелизм типичен
для фетовских стихов. Фет, увидев красоту
мира, пытается ее сохранить в своих стихах.
Думаю, что поэт вводит эту связь между
природой и любовью потому, что выразить
свои чувства и впечатления можно, только
говоря о прекрасном и вечном, а любовь и
природа - две самые прекрасные вещи на
земле, и нет ничего более вечного, чем при-
рода и любовь. Выражая свои впечатления,
он в несколько раз увеличивает остроту вос-
приятия, вводя эту связку.
Не только состояние природы отражается
на состоянии человеческой души. Природа и
люди - составные части единого мира, и че-
рез природу человек лучше понимает себя,
описывая ее, может полнее выразить собст-
венное психологическое состояние. Но приро-
да вечна, деревья «останутся холодной красой
пугать иные поколенья» («Сосны», 1854), а че-
ловек смертен, и все-таки он может учиться
у природы стойкости, надежде на лучшее:
Не верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
(«Учись у них - у дуба,
у березы», 1883)
Сочетания нескольких важнейших моти-
вов фетовской лирики можно проследить по
такому стихотворению:
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот- же холод, что кругом.
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста, -
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
(1862)
Картина природы (зима, серебряные змеи
поземки, мрачное небо) - это одновременно
как бы и картина человеческой души. Но при-
рода меняется, придет пора, когда снега рас-
тают, и, надеется лирический герой, «душа
опять помолодеет». А кроме того, искусство -
это и есть тот «родной край», где нет никаких
бурь, где «цветут весна и красота».
А. А. Фет был одним из родоначальников
русского импрессионизма, появившегося как
стиль в Европе в конце XIX века. Его произ-
ведения оказали влияние не только на рус-
скую, но и на мировую культуру. Влияние
Фета отчетливо видно, если рассмотреть твор-
чество поэтов и художников XX века. Из них
особо можно выделить Блока. Его поэзия очень
схожа с поэзией Фета. Мне особенно напоми-
нает Фета стихотворение Блока «Осенняя
воля», хотя оно больше связано с окружаю-
щей реальностью.

о.п. охрименко

О художественных достоинствах поэзии А. Фета написано немало, и тонкие наблюдения над его поэтическим миром давно убедили всех в том, что ему принадлежит особое место в ряду лучших русских поэтов.

Глубоко индивидуальное видение мира, рифмометрическое и интонациональное многообразие, ассоциативность и метафоричность лирики Фета, обостренный психологизм и музыкальность его поэзии не столько продолжают уже существовавшие традиции, сколько являются новаторскими, теснейшим образом связанными с импрессионизмом.

Импрессионизм (впечатление) - это направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., у истоков которого стояли французские живописцы Клод Моне, Огюст Ренуар, Адольф Сислей, Эдгар Дега, Поль Сезан. Это новое направление заявило о себе весной 1874 года, когда группа молодых художников, пренебрегая официальным Салоном, устроила собственную выставку. Возникновение самого названия нового направления связывают с картиной К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце". Философской основой импрессионизма является эмпирический позитивизм, т.е. вера в позитивный опыт, а в художественном творчестве - это стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах".

Главным лозунгом художников-импрессионистов было убеждение в том, что художник должен писать только то, что он видит, и так, как видит. Импрессионизм понимался как сохранение в картине первичного, непосредственного восприятия натуры. К особенностям такого восприятия следует отнести свободное построение композиции, выявление лишь нескольких черт, схваченных мимолетным взором, способность тонко передавать переходные состояния природы и фиксировать минутные впечатления.

Все это мы находим в поэзии А. Фета, который, по словам В. Боткина, будучи в высшей степени одаренным чувством красоты предметов и явлений, "...улавливает не пластическую реальность предмета, а идеальное, мелодическое отражение его в нашем чувстве... Мотивы Фета заключают в себе иногда такие тонкие эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя".

Это свойство особенно проявилось в пейзажной лирике А. Фета. Как и художники-импрессионисты, Фет в своем поэтическом мироощущении схватывает любое явление природы в таком виде, в котором его предлагает сама жизнь. Отсюда природа предстает в поэзии Фета в разных своих проявлениях, во все времена года, в разные часы дня и ночи. Его душа трепетно реагирует на блеск дрожащих звезд и таинственный лунный свет, на весеннее солнце и морозные узоры на двойном стекле. Заря и туман, река и черный лес, ночной сад и морская даль превращаются в стихотворениях Фета в дивные поэтические картины, часто фиксирующие не только мимолетность мгновений жизни природы, но и таинственную прелесть постоянного перехода от одного состояния к другому. Стихотворение "Вечер", например, дает возможность почувствовать, как звуки, краски, ощущения, сливаясь в одно, создают картину плавного течения жизни природы в ее постоянных изменениях:

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Далеко в полумраке, луками Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем.

А какое живое чувство создает картина приближающейся весны в стихотворении "Еще весны душистой нега"! И звук грохочущей телеги по замерзшей земле, и краснеющая в высоте липа, и тепло пригревающего в полдень солнца, и пролетающие в небе журавли - все это в отдельности можно отнести и к другим временам года, а вместе они создают великолепную картину ранней весны со всеми ее незаметными прелестями, говорящими о красоте и силе жизни и природы.

Ежеминутно меняющийся мир, окружающий человека, и стремление схватить эти перемены настолько увлекали художников-импрессионистов, что не позволяли им уловить четкость отдельных контуров. Их заменяют неопределенные, словно тающие в дымке очертания, которые намечены отдельными мазками. То же ощущаем и в поэзии А. Фета, однако его слово быстрее, подвижнее, виртуознее кисти художника, и ему в нескольких строчках удается выразить и удивительную картину ночи, и внутреннее состояние человеческой души:

Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.

("Какая ночь!..")

Прав был В. Боткин, отмечая, что "хотя Фет редко вдается в описания природы, но тем не менее, он умеет мастерски рисовать. Какие другие строки смогут лучше передать тоскливую картину поздней осени, чем строки в стихотворении "Ласточки пропали..." ?

С вечера все спится, На дворе темно.

Лист сухой валится, Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Тревожный, испуганный крик улетающих журавлей и неприкаянное перекати-поле на равнине уже не оставляют никаких надежд:

Выйдешь - поневоле

Тяжело - хоть плачь!

Так проявляется еще одна особенность лирики Фета - изображение не самой картины природы в привычном смысле, а того ощущения, которое она в нас пробуждает. В таких стихотворениях, как "Тихая, звездная ночь...", "Я пришел к тебе с приветом...", "Уж верба вся пушистая...", "Ива" и других находят отражение самые разнообразные чувства в их мимолетном проявлении, но так или иначе жизнь души тесно связана с жизнью природы. В стихотворении "Ива" беспокойная дрожь водяных струй, зеленый водопад ветвей, листья, бороздящие воду, переливаются в волнующее и трепетное состояние души влюбленного:

В этом зеркале под ивой

Уловил мой глаз ревнивый

Сердцу милые черты...

Мягче взор мой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Импрессионистам было свойственно видеть природу в красочном и световом разнообразии, в причудливой игре разнообразных оттенков цвета. Так и Фету было дано видеть окружающий мир в мгновенной смене красок, звуков, форм и очертаний, едва уловимых явлений в мире живой природы:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы.

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все весна.

Нельзя не согласиться с В. Боткиным, писавшим, что "чувство природы у Фета наивное, светлое, радостное. В обычных явлениях природы он умеет подмечать тончайшие мимолетные оттенки, эфирные полутона, недоступные для живописи, и которые может воспроизводить одна только поэзия слова".

Особую глубину слову А. Фета придает такой элемент поэтики импрессионизма, как метафоричность. Художники-импрессионисты использовали метафоры живописные, Фет же мастер метафоры поэтической. С ее помощью природа в изображении Фета оживает, становится созвучной душе человека, близкой и понятной ему ("ручей рвется", "березы ждут", "камень плачет", "фонтан лепечет", "звезды молятся", "ивы дремлют", "верхушки лип дышат негой"). Природа и человек как бы превращаются в одно целое, объединенное настроением поэта, "навеивающим" на душу читателя то, что так трудно бывает выразить понятием, словом.

Из общего характера поэзии А. Фета вытекает еще одно ее свойство - музыкальность. Не случайно Фет считал, что "нет музыкального настроения - нет художественного произведения". Использование разных типов фразовой интонации, разнообразных словесных повторов очевидным образом ориентирует стихотворения Фета "на романс, написан в традиции романса и в той же традиции прежде всего воспринят". Многие композиторы сразу почувствовали музыкальность стихов Фета и некоторые из них положили на музыку. Среди наиболее известных романсов следует назвать "На заре ты ее не буди" А. Варламова, "Сад весь в цвету" А. Аренского, "Не отходи от меня", "Певице", "Я тебе ничего не скажу" П. Чайковского, "Серенада", "Свеж и душист твой роскошный венок" Н. Римского-Корсакова, "В дымке-невидимке" С. Танеева и др.

При всей философской глубине понимания жизни, которое сложилось у Фета под значительным влиянием немецкого философа-идеалиста Шопенгауэра, Фет всей душой стремился к чистой радости в мире природы, красоты и искусства. Именно поэтому следует указать на еще одну, по словам В. Боткина, особенность произведений Фета: "... в них есть звук, которого до него не слышно было в русской поэзии - это звук светлого, праздничного чувства жизни. В картинах ли природы, в движениях ли собственного сердца, но постоянно чувствуется у него этот звук, чувствуется, что жизнь отзывается в них с светлой, ясной стороны своей... Всякому, вероятно, знакомы эти мимолетные минуты безотчетно-радостного чувства жизни; г. Фет, так сказать, схватывает их на лету и дает чувствовать в своей поэзии".

Неисчерпаемость мира А.А.Фета Учитель муниципальной Новлянской СОШ Лебедева Евгения Игоревна

А.А.Фет Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия: Один объемлет человека, Другой – душа и мысль моя…

Большим поэтом сделала А.Фета прежде всего любовь к природе, умение видеть и чувствовать её красоту. Фет писал: «Поэт тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит». Жанр, в котором Фет воссоздавал картины природы, можно назвать жанром лирической миниатюры. Восторг поэта вызывает не экзотическая природа южных стран, а простые русские картины, которые под пером Фета приобретают особую поэтичность, в то же время сохраняя поразительную точность при передаче конкретных деталей.

Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью Как вчера, пришёл я снова, Что душа всё так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь – но только песня зреет. "Я пришёл к тебе с приветом..."

"Это утро, радость эта..." Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Эти стаи, эти птицы, Этот крик и вереницы, Этот говор вод, Эти нивы и берёзы, Эти капли – эти слёзы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё – весна.

"Это утро, радость эта..." Стихотворение составлено из назывных предложений, объединённых анафорой. В заключении – как выдох: «Это всё – весна». Поэт начинает с утра, проходит через день – до вечера, до ночи. Существо поэта впитывает в себя все явления жизни: он видит небо и землю, слышит звуки весны («крик», «говор вод», «вздох ночных селений»), ощущает прохладу и жар, нежность первого листа на берёзе («…Этот пух – не лист…»). В целом эта лирическая миниатюра создаёт ощущение, что поэту дорог каждый миг весны, что он не устаёт наслаждаться и восхищаться жизнью.

В конце 19 века во Франции – в живописи – стал популярен импрессионизм. Импрессионизм – направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлевать мир в его подвижности и изменчивости, передавать свои мимолетные впечатления. Наиболее известные французские импрессионисты Эдуард Мане, Огюст Ренуар. Среди русских живописцев - К.А.Коровин, И.Э.Грабарь. Фета можно назвать одним из первых импрессионистов в поэзии: он всегда стремился передать мгновенное впечатление от картин природы. Фет отмечал: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление» Э.Мане «Сирень в стекле» К.А.Коровин «Сирень»

Если сравнить пейзажные зарисовки Фета с картинами импрессионистов, то обнаружим много общего: то же стремление художника обыкновенное показать необычно. У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечают другие: он благоговеет перед печальной берёзой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину. Уж вера вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. Станицей тучки носятся, Теплом озарены, И в душу снова просятся Пленительные сны. Какой-то тайной жаждою Мечта распалена – И над душою каждою Проносится весна. И.Грабарь «Февральская лазурь»

"Какая грусть! Конец аллеи..." Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. На небе ни клочка лазури, В степи всё гладко, всё бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. А всё надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай. Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста,- И посвященным только зримо Цветёт весна и красота

"Какая грусть! Конец аллеи..." Перед нами мастерски нарисована картина зимней бури с её позёмкой, тучами и ветром. Лишь одно живое существо – ворон – пытается сопротивляться ветру. Состояние души лирического героя соответствует зимней непогоде («И на душе не рассветает»). Дума засыпает, но надежда тлеет… Фет считал, что подлинный мир счастья есть только в природе – и в душе человека. «Родной край» - это край юной души, надежды и радости жизни. Вход в этот край доступен только посвященным: …И посвящённым только зримо Цветёт весна и красота.

"Учись у них - у дуба, у берёзы" Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы»: Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Её промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. Человек глядится в природу и познает свои законы и возможности. Природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник.

"Целый мир от красоты" Целый мир от красоты, От велика и до мала. И напрасно ищешь ты Отыскать её начало. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно, - человечно Вероятно, Фет видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений. Он остался верен своей Музе – изящной по форме, восторженной по чувству, философской по смыслу.

Сообщение по литературе на тему

«Новаторство: черты импрессионизма в лирике»

Выполнили:

Гневшева Мария, Мамина Алена,

ученицы 8 «А» класса

Норильск, 2005 – 2006 учебный год
Содержание

Новаторство Фета: черты импрессионизма в лирике

1. Импрессионизм как понятие в теории литературы и живописи

2. Черты импрессионизма в лирике. Новаторство

Список литературы

Алфавитный указатель проанализированных стихотворений

Новаторство Фета: черты импрессионизма в лирике

1.

Импрессионизм – (от фр. impression – «впечатление») – направление в искусстве последней трети XIX – начале XX вв. Сложилось во французской живописи 1860-х – начале 70-х гг. Оказало большое влияние на европейскую культуру. Своим названием обязано полотну К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце», показанному на выставке 1874 г. .

Отличительным признаком импрессионизма стало отсутствие какой-либо заранее принятой формы. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни. Сюжеты для своих картин они брали из повседневной жизни, они изображали парижские кафе, улочки, скромные садики, берега Сены, окрестные деревни, сельские пейзажи, привычные и всем знакомые здания, обыкновенных людей в будни и праздники. Новое поколение художников хотело перенести на свои полотна природу в ее истинном проявлении, поэтому они вышли из студий на открытый воздух – пленэр – чтобы наблюдать изображаемые объекты в их привычной среде при естественном освещении. Главным для художников была система: предмет – воздух – солнце . Импрессионисты ставили перед собой задачу: воспроизвести не только предметы, но и окружающую их атмосферу, мерцание, феерию света, изменчивость цвета в бликах солнца, танец воздушной дымки, проникновение внутрь мерцания и трепета, чередование света и тени, причудливую игру солнечных зайчиков на самых обычных предметах.

Который стал проникать в другие художественные направления и содействовать решению разных эстетических задач. Стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах, которые располагались в видимом беспорядке и ни в чем не продолжали друг друга; между тем в целом обнаруживалось их скрытое единство и связь.

Теоретические идеи. прекрасное. Согласно этим импрессионистическим представлениям, когда прекрасное соединяется с безобразным, побеждает всегда красота: в силу некоего божественного закона природа всегда стремится к высшему типу, к совершенству. Красота – в характерности и выразительности. Роден прокламировал свое кредо: “Красота в правде” . Природа всегда прекрасна, нужно лишь уметь понимать ее проявления.

Некоторые сведения об эстетике импрессионистов можно почерпнуть не у художников, а у их современников и единомышленников – писателей. Главный идеолог и глава натурализма Э. Золя был одним из немногих, кто поддержал импрессионистов в начале их пути. Суть Э. Золя видел в «точности передачи впечатления от природы». В импрессионистическом требовании передачи впечатления для Золя звучало натуралистическое требование точно следовать за природой. Золя считал, что художник должен на холсте запечатлеть свое отношение к природе и показать ее «такой, какой он ее видит», отразить жизнь в ее бесконечных изменениях. Любимый лозунг Золя: «Произведение искусства есть уголок природы, воспринятый сквозь темперамент» – вполне может служить определением импрессионизма. То есть для Золя идеи импрессионизма – естественное продолжение его собственных убеждений.

Теоретические постулаты, определяющие импрессионистическое творчество в литературе, сформулировал Малларме. Он определил новую поэтику так: «Нужно рисовать не вещь, а производимый ею эффект. Стихотворение должно состоять не из слов, а из намерений. Слова стушевываются перед впечатлением».

Особенности метода. Ключевым понятием для импрессионизма стала суггестивность: присутствие в каждом образе бесконечного множества скрытых смыслов, которые обычно не могут быть переданы на языке логически обоснованных понятий. Эти смыслы должны угадываться интуитивно или осознаваться чисто эмоционально, каждый раз оказываясь субъективно окрашенными в восприятии зрителя, читателя или слушателя . Импрессионистический образ призван оставлять ощущение недовершенности, наиболее органичной формой для него оказывается эскиз или миниатюра. Искусство стремится передать мимолетное, эфемерное, спонтанно возникающее чувство красоты, которое таится в скромных пейзажах и в заурядных явлениях будничности. Оно вызывающе противостоит культуре, проникнутой «большими идеями», и доверяет только художественному озарению. Но вместе с тем и основывается на точно рассчитанном эффекте цветовых или звуковых сочетаний, являющихся результатом тщательного анализа, а не импровизации. В литературе веяния импрессионизма оказались наиболее созвучными поэзии, воспринявшей его идеи как способ освобождения от штампов исчерпавшей себя романтической лирики, которая свелась к чистой «декламации», и от требований «полезности», выдвинутых критиками позитивистского толка. Поэтический образ начинает пониматься как запись импульсивно возникающего впечатления, которым порождается цепочка ассоциаций: их невозможно ни предугадать, ни свести в систему.

По поводу роли интуиции в художественном творчестве Роден, выражая позицию импрессионистов в этом вопросе, говорит, что в искусстве все получается путем безропотного подчинения бессознательному . Эта тенденция господства бессознательного в акте художественного творчества достигнет высшего своего развития в XX веке в сюрреализме, проповедовавшем «отключение разума» как принцип художественного творчества.

Художественные итоги. В качестве особого стиля импрессионизм вошел в художественную литературу конца XIX века. Его поочередно открывали для себя многие писатели, далекие друг от друга по убеждениям и складу, но сходные в желании «заострить» и умножить изобразительность слова. Импрессионистический стиль давал тут известные преимущества. Писатель получал возможность вести повествование через такие детали, которые, будучи схваченными наугад, были, возможно, не вполне понятны ему самому, но зато внутренне совпадали с его мыслью. Каждая такая «соринка», сочетаясь с другими, могла косвенно указывать на неизмеримо более глубокий смысл, чем тот, что был заключен в ней самой; кроме того, своей случайной, «боковой» правдой она сообщала рассказу необычайную яркость и свежесть. Импрессионисты помогли человечеству увидеть изумительный мир света, заставили зрителя смотреть на мир другими глазами. Импрессионизм означал переворот в манере чувствовать и видеть; он преобразовал не только живопись, но также скульптуру, музыку, литературу.

Оставаясь стилем, импрессионизм не вносил особых перемен в структуру художественного образа. Его появление в творчестве того или иного писателя не означало ломки основных художественных принципов и не сопровождалось официальным переходом в «импрессионисты»; но его присутствие сказывалось в обогащении старых методов, в т. ч. и описательном.

Родоначальниками «» в литературе принято считать братьев Ж. и Э. Гонкуров: «Мы были первыми поэтами нервов, чувствительнее и восприимчивее других, вибрирующие тоньше, быстрее, отзывчивее, и лучшими ценителями незаметных ощущений… Мы всегда умели обнаружить тончайшую и сокровенную сущность вещей, легкий аромат, источаемый ими».

2.

«Стиль поэзии называют импрессионистическим» . Наша задача – доказать это на конкретных примерах.

Картина К. Моне, давшая название целому направлению в искусстве, была написана в 1874 году, а известное стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» было написано в 1850. Можно сказать о том, что «поэт чутко уловил новое веяние жизни и в своих стихах предвосхитил XX век, начав удивительную игру со словом, которую еще не знала поэзия» .

Первая особенность , которая роднит импрессионизм в живописи и лирику Фета – предмет изображения, стремление зафиксировать впечатление от мига, в котором отразилось движение жизни, ее текучая форма, переливы настроений, «трепет жизни». (в рецензии на сборник 1850 г.) сравнивает стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена, находя там и здесь одинаковую меланхолическую нежность и самоуглубленность. Сердце поэта, пишет Кудрявцев, «не утерпит и отзовется на всякий звук в природе, откликнется на всякий призыв ее, принесет ли его теплая ночь или свежее весеннее утро, зимний, снегом белеющий вечер или зноем дышащий воздух жаркого летнего дня» (Цит. по ст. , с. 151). Например, в одноименном стихотворении поэт изображает бабочку – «весь бархат…» «с его живым миганьем». Это «живое миганье» больше всего интересует поэта, поэтому он стремится его запечатлеть. Картины импрессионистов рассказывают о радости жизни, о красоте природы, о мимолетных состояниях души. Социальные проблемы остались в стороне. О. Ренуар говорил, что в мире и так много зла и не стоит его умножать с помощью полотен .

Фет, погружаясь в свой внутренний мир, спасался от несовершенного мира. Фет – единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от социально-политических проблем .

предсказывал, что Фет займет значительное место в русской лирической поэзии. Сопоставляя его с Пушкиным, Лермонтовым и Тютчевым, Боткин пришел к выводу, что Фет не принадлежит к тем поэтам, которые открывают новые пути «в поэтических пространствах». Фет – «поэт ощущений» и в уже знакомом «он дал … почувствовать… множество превосходных подробностей и частностей, остававшихся доселе скрытыми» (Цит. по ст. , с.156).

Вторая особенность – содержание и цель искусства. Нами уже отмечалось то, что главной эстетической категорией импрессионизма являлось прекрасное . В русском литературоведении теория «чистого искусства», или «искусство для искусства», объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства. Полемика об эстетических принципах «чистого искусства» развернулась в период острой общественной борьбы конца 50-х – начала 60-х годов… Из статей сторонников «чистого искусства» наиболее известны: «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» , направленная против «Очерков гоголевского периода русской литературы» («Библиотека для чтения», 1856, т. 140), «Стихотворения А. Фета» («Современник», 1857, № 1), которую назвал «поэтическим катехизисом поэзии» (письмо Боткину от 01.01.01 года), а также статья самого «Стихотворения Ф. Тютчева». В ряду этих программных выступлений статья Фета выделяется тем, что Фет был приверженцем этой теории . утверждал, что художнику дорога только одна сторона предметов – их красота. Понимая красоту, гармонию как изначальные, неотъемлемые свойства природы и всего мироздания, поэт отказывается видеть их в общественной жизни:

«… вопросы – о правах гражданства поэзии между прочими человеческими деятельностями, о ее нравственном значении, о современности в данную эпоху и т. п. считаю кошмарами, от которых давно и навсегда отделался» . Но не только общественные, идеологические «вопросы» неприемлемы в поэзии, с точки зрения Фета. Неприемлема вообще прямо заявленная идея. В поэзии возможна лишь «поэтическая мысль». В отличие от мысли философской, она предназначена «лежать твердым камнем в общем здании человеческого мышления и служить точкою опоры для последующих выводов; ее назначение озарять передний план архитектонической перспективы поэтического произведения, или тонко и едва заметно светить в ее бесконечной глубине» .

В путевых очерках «Из-за границы» () Фет говорит о потрясающих впечатлениях, которые пережил в Дрезденской галерее перед «Сикстинской мадонной» Рафаэля и в Лувре перед статуей Венеры Милосской. Главная мысль Фета – о непостижимости этих вершинных явлений искусства для рационалистического понимания, о совсем иной природе поэтической мысли. «Когда я смотрел на эти небесные воздушные черты, пишет Фет о Мадонне, - мне ни на мгновение не приходила мысль о живописи или искусстве; с сердечным трепетом, с невозмутимым блаженством я веровал, что Бог сподобил меня быть соучастником видения Рафаэля. Я лицом к лицу видел тайну, которой не постигал, не постигаю и, к величайшему счастию, никогда не постигну». И далее – о Венере: «Что касается до мысли художника, - ее тут нет. Художник не существует, он весь перешел в богиню… Ни на чем глаз не отыщет тени преднамеренности; все, что вам невольно поет мрамор, говорит богиня, а не художник. Только такое искусство чисто и свято, все остальное – его профанация. И наконец – как обобщение: «Когда в минуту восторга перед художником возникает образ, отрадно улыбающийся, образ, нежно согревающий грудь, наполняющий душу сладостным трепетом, пусть он сосредоточит силы только на то, чтобы передать его во всей полноте и чистоте, рано или поздно ему откликнутся. Другой цели у искусства быть не может, по той же причине, по которой в одном организме не может быть двух жизней, в одной идее – двух идей» . «Свобода» (независимость творческая, свобода вдохновения) – главное, определяющее понятие в поэзии «чистого искусства». Поклонение красоте – лейтмотив всего творчества Фета: «Полон нежного волненья, / Сладостной мечты, / Буду ждать успокоенья / Чистой красоты» (1847); «В благословенный день, когда стремлюсь душою / В блаженный мир любви, добра и красоты…» (1857); «Целый мир от красоты, / От велика и до мала, / И напрасно ищешь ты / Отыскать ее начало. / Что такое день иль век / Перед тем, что бесконечно? / Хоть не вечен человек, / То, что вечно, - человечно» (Между 1874 и 1886 годами).

Выше мы уже упоминали о манере письма художников-импрессионистов. Мы можем указать полотна импрессионистов, наиболее полно отражающие данное направление живописи: О. Ренуар «Тропинка в высокой траве» (1874), О. Ренуар «Качели» (1876), Э Мане «Завтрак на траве» (1863), К. Моне «Дикие маки» (1873), К. Моне «Бульвар Капуцинок», А. Сислей «Дорога в лесу» (1879), К Писсарро «Бульвар Монмартр. Солнце после полудня» (1897) и др.

). Фетовский пленэр близок к импрессионистическому видению мира.

) – это третья особенность стихов Фета и полотен импрессионистов.

Четвертая особенность – тождество человека и природы. В поэзии это выражено с помощью особого приема – психологического параллелизма. Природа любит не вместо человека, а вместе с человеком. Аналогия с душевным состоянием человека проведена настолько тонко, что трудно отделить мир природы от мира чувств. Зоркость души очень важна для художника. Сложные задачи психологического и философского характера диктовали поэту необходимость искать новые изобразительные средства. Найденные им крупицы образной новизны производили впечатление необычности и даже странности. Очень часто в работах филологов приводится цитата: «А мне все тут непонятно… я не понимаю связи между любовью и снегом», - жаловался на Фета один из критиков. А между тем уловление связи между «любовью и снегом» было новшеством, равным и для прозы и для поэзии. Л. Озеров писал об этом: «В эпоху Фета так не говорили: «тающая скрипка» (на инструмент перенесено впечатление от издаваемых им звуков), «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «ясный воздух сам робеет на мороз дохнуть», «в нем слишком много слез»… Это было дерзко и в известной степени вызывающе. В таком духе начали писать уже в начале нашего века, в его 10-20-х годах» . В послании к поэт пишет:

Ты изумляешься, что я еще пою,

Как будто прежняя во храм вступает жрица,

И, чем-то молодым овеяв песнь мою,

За тремя традиционными строками, говорящиими о том, что песню старого поэта овевает нечто молодое, Фет дает поражающую современным видение м мира строку: «То ласточка мелькнет, то длинная ресница». Строку, в которой зрительные и душевные связи устанавливаются путем сведения воедино самых далеких ассоциаций. Мелькание ласточки и моргание ресниц помогают установлению более глубоких связей времени. Фет тем самым показал новые ассоциативные возможности русской поэзии и открыл ранее неведомые ей пути.

Сфера подсознательного восприятия мира требовала для своего выражения особого метода, который стал существенным элементом в становлении русской литературы. «Бессознательное» может изучаться как особая форма отражения внешнего мира…», - пишет современный исследователь, намечая различные пути изучения проблемы . Думается, что поэзия Фета на путях такого изучения может сыграть важную роль. Недаром еще в 1889 году председатель Психологического общества Н. Грот на юбилейном чествовании читал от имени членов общества поздравление, в котором говорилось: «…без сомнения, со временем, когда приемы психологического исследования расширятся, ваши произведения должны дать психологу обильный и интересный материал для освещения многих темных и сложных фактов в области чувствований и волнений человека» .

считал: «Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами. .

Подводя итоги, мы можем выделить следующие признаки импрессионизма в лирике Фета:

Стремление передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости; зафиксировать нюансы чувств;

Тождество состояния природы и внутреннего мира человека;

Способность передать красочную прелесть природы, богатство человеческой души;

Поиск новых способов поэтической выразительности.

Список литературы:

1. Афанасий Афанасиевич Фет. Биография. Лирика // Русская словесность. – М., 1996. - № 4. - С. 87-91.

2. «Трепет жизни». Импрессионизм в лирике А. Фета // Русская словесность. – М., 1998. - март –апрель. - №2. - С. 66 – 71.

3. Борев. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / . - М.: Астрель, 2003, 575 с.

4. «Там человек сгорел…» // Озеров и волшебство. Книга статей. - М.: Советский писатель, 1976. - С. 153-202.

5. Палиевский // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. /Гл. ред. . – М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 3 – Стб 112-114.

6. Розенблюм и эстетика «чистого искусства» // Вопросы литературы. – М., 2003. - март-апрель. - С. 105-162.

7. Скатов Афанасия Фета. (Истоки, метод, эволюция) // Далекое и близкое. Литературно-критические очерки. – М.: Современник, 1981. - С. 1

8. Фет звезд: Стихотворения. – М.: дом «Летопись – М», 2000. – 444 с.

9. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / Сост. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 20с.

Тезисы:

Импрессионизм как понятие в теории литературы и живописи.

· Импрессионизм – (от фр. impression – «впечатление») – направление в искусстве последней трети XIX – начале XX вв. Сложилось во французской живописи 1860-х – начале 70-х гг. Оказало большое влияние на европейскую культуру. Своим названием обязано полотну К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце», показанному на выставке 1874 г. .

· Отличительным признаком импрессионизма стало отсутствие какой-либо заранее принятой формы. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни.

· Главным для художников была с истема: предмет – воздух – солнце . Импрессионисты ставили перед собой задачу: воспроизвести не только предметы, но и окружающую их атмосферу, мерцание, феерию света, изменчивость цвета в бликах солнца, танец воздушной дымки, проникновение внутрь мерцания и трепета, чередование света и тени, причудливую игру солнечных зайчиков на самых обычных предметах .

· Очень скоро сложился так называемый «импрессионистический стиль», стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах, которые располагались в видимом беспорядке и ни в чем не продолжали друг друга; между тем в целом обнаруживалось их скрытое единство и связь.

· Теоретические идеи. Импрессионисты не проявляли особой заботы о формулировании своих эстетических принципов. И все же из рассуждений некоторых импрессионистов (скульптора Родена, например) можно узнать о существенных эстетических постулатах импрессионистов, и в частности о взглядах на коренную эстетическую категориюпрекрасное. Согласно этим импрессионистическим представлениям, когда прекрасное соединяется с безобразным, побеждает всегда красота. Красота – в характерности и выразительности. Роден прокламировал свое кредо: “Красота в правде” . Природа всегда прекрасна, нужно лишь уметь понимать ее проявления.

Некоторые сведения об эстетике импрессионистов можно почерпнуть не у художников, а у их современников и единомышленников – писателей. Главный идеолог и глава натурализма Э. Золя говорил: «Произведение искусства есть уголок природы, воспринятый сквозь темперамент». Его слова вполне могут служить определением импрессионизма.

Теоретические постулаты, определяющие импрессионистическое творчество в литературе, сформулировал Малларме. Он определил новую поэтику так: «Нужно рисовать не вещь, а производимый ею эффект. Стихотворение должно состоять не из слов, а из намерений. Слова стушевываются перед впечатлением».

· Особенности метода. Импрессионистический образ призван оставлять ощущение недовершенности, наиболее органичной формой для него оказывается эскиз или миниатюра. В литературе веяния импрессионизма оказались наиболее созвучными поэзии, воспринявшей его идеи как способ освобождения от штампов исчерпавшей себя романтической лирики, которая свелась к чистой «декламации», и от требований «полезности», выдвинутых критиками позитивистского толка. Поэтический образ начинает пониматься как запись импульсивно возникающего впечатления, которым порождается цепочка ассоциаций: их невозможно ни предугадать, ни свести в систему.

· Художественные итоги. В качестве особого стиля импрессионизм вошел в художественную литературу конца XIX века. Его поочередно открывали для себя многие писатели, далекие друг от друга по убеждениям и складу, но сходные в желании «заострить» и умножить изобразительность слова. Писатель получал возможность вести повествование через такие детали, которые, будучи схваченными наугад, были, возможно, не вполне понятны ему самому, но зато внутренне совпадали с его мыслью. Каждая такая «соринка», сочетаясь с другими, могла косвенно указывать на неизмеримо более глубокий смысл, чем тот, что был заключен в ней самой; кроме того, своей случайной, «боковой» правдой она сообщала рассказу необычайную яркость и свежесть. Импрессионисты помогли человечеству увидеть изумительный мир света, заставили зрителя смотреть на мир другими глазами. Импрессионизм означал переворот в манере чувствовать и видеть; он преобразовал не только живопись, но также скульптуру, музыку, литературу.

· Оставаясь стилем, импрессионизм не вносил особых перемен в структуру художественного образа. Его появление в творчестве того или иного писателя не означало ломки основных художественных принципов и не сопровождалось официальным переходом в «импрессионисты»; но его присутствие сказывалось в обогащении старых методов, в т. ч. и описательном.

Родоначальниками «психологического импрессионизма » в литературе принято считать братьев Ж. и Э. Гонкуров: «Мы были первыми поэтами нервов, чувствительнее и восприимчивее других, вибрирующие тоньше, быстрее, отзывчивее, и лучшими ценителями незаметных ощущений… Мы всегда умели обнаружить тончайшую и сокровенную сущность вещей, легкий аромат, источаемый ими».

Тезисы:

Черты импрессионизма в лирике. Новаторство.

· «Стиль поэзии называют импрессионистическим» . Наша задача – доказать это на конкретных примерах.

Картина К. Моне, давшая название целому направлению в искусстве, была написана в 1874 году, а известное стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» было написано в 1850. Можно сказать о том, что «поэт чутко уловил новое веяние жизни и в своих стихах предвосхитил XX век, начав удивительную игру со словом, которую еще не знала поэзия» .

· Первая особенность , которая роднит импрессионизм в живописи и лирику Фета – предмет изображения, стремление зафиксировать впечатление от мига, в котором отразилось движение жизни, ее текучая форма, переливы настроений, «трепет жизни». сравнивает стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена. Сердце поэта «не утерпит и отзовется на всякий звук в природе, откликнется на всякий призыв ее, принесет ли его теплая ночь или свежее весеннее утро, зимний, снегом белеющий вечер или зноем дышащий воздух жаркого летнего дня» (Цит. по ст. , с. 151). Например, в одноименном стихотворении поэт изображает бабочку – «весь бархат…» «с его живым миганьем». Это «живое миганье» больше всего интересует поэта, поэтому он стремится его запечатлеть. Картины импрессионистов рассказывают о радости жизни, о красоте природы, о мимолетных состояниях души. Фет – единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от социально-политических проблем .

· Боткин пришел к выводу, что Фет – «поэт ощущений» и в уже знакомом «он дал … почувствовать… множество превосходных подробностей и частностей, остававшихся доселе скрытыми» (Цит. по ст. , с.156).

· Вторая особенность – содержание и цель искусства. В русском литературоведении теория «чистого искусства», или «искусство для искусства», объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства.

у тверждал, что художнику дорога только одна сторона предметов – их красота.«Свобода» (независимость творческая, свобода вдохновения) – главное, определяющее понятие в поэзии «чистого искусства». Поклонение красоте – лейтмотив всего творчества Фета.

· Пейзажи в стихотворениях Фета воздушны, в них много света, они как бы просвечивают насквозь (пахнуло, дышит, дымка, туманный пар, прозрачный воздух, воздух плывет, изменчивый лик, месяц глядит между длинных ветвей ). Фетовский пленэр близок к импрессионистическому видению мира.

Способность передать яркость, красочность природы (пурпур, серебро, янтарь, сиянье, синева ) – это третья особенность стихов Фета и полотен импрессионистов.

· Четвертая особенность тождество человека и природы. Природа любит не вместо человека, а вместе с человеком. Уловление связи между «любовью и снегом» было новшеством, равным и для прозы и для поэзии. Л. Озеров писал об этом: «В эпоху Фета так не говорили: «тающая скрипка», «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «ясный воздух сам робеет на мороз дохнуть», «в нем слишком много слез»… Это было дерзко и в известной степени вызывающе. В послании к поэт пишет:

Ты изумляешься, что я еще пою,

Как будто прежняя во храм вступает жрица,

И, чем-то молодым овеяв песнь мою,

То ласточка мелькнет, то длинная ресница.

Фет дает поражающую современным видением мира строку: «То ласточка мелькнет, то длинная ресница». Строку, в которой зрительные и душевные связи устанавливаются путем сведения воедино самых далеких ассоциаций. Мелькание ласточки и моргание ресниц помогают установлению более глубоких связей времени. Фет тем самым показал новые ассоциативные возможности русской поэзии и открыл ранее неведомые ей пути.

считал: «Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами. Под новизною я понимаю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства» .

Подводя итоги, мы можем выделить следующие признаки импрессионизма в лирике Фета:

- стремление передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости; зафиксировать нюансы чувств;

- тождество состояния природы и внутреннего мира человека;

- способность передать красочную прелесть природы, богатство человеческой души;

- поиск новых способов поэтической выразительности.

Алфавитный указатель проанализированных стихотворений

1. Бабочка

2. «Барашков буря шлет своих…»

3. «Благовонная ночь, благодатная ночь…»

4. «Блеском вечерним овеяны горы…»

5. «В вечер такой золотистый и ясный…»

6. «В дымке-невидимке…»

7. Весенний дождь

8. «Вот и летние дни убавляются…»

9. «Вчера расстались мы с тобой…»

10. «Глубь небес опять ясна…»

11. Горячий ключ

12. «День проснется – и речи людские…»

13. «Дул север. Плакала трава…»

14. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

15. «Есть ночи зимней блеск и сила…»

16. «Жду я, тревогой объят…»

17. «Жизнь пронеслась без явного следа…»

18. «За горами, песками, морями…»

20. «Из дебрей туманы несмело…»

21. «Измучен жизнью, коварством надежды…»

22. «Как богат я в безумных стихах!..»

23. «Как нежишь ты, серебряная ночь…»

24. «Кляните нас: нам дорога свобода…»

26. Кукушка

27. Ласточки

29. «Летний вечер тих и ясен…»

30. «Людские так грубы слова…»

31. «Моего тот безумства желал, кто смежал…»

32. «Молятся звезды, мерцают и рдеют…»

33. Море и звезды

34. «Мы встретились вновь после долгой разлуки…»

35. «Над озером лебедь в тростник протянул…»

36. На рассвете

37. «Не отнеси к холодному бесстрастью…»

38. Ничтожество

39. «Ночь и я, мы оба дышим…»

40. «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…»

41. «Одним толчком согнать ладью живую…»

42. «О, как волнуюся я мыслию больною…»

43. «Опавший лист дрожит от нашего движенья…»

44. «Опять осенний блеск денницы…»

45. Осенняя роза

46. Осень («Как грустны сумрачные дни…»)

47. «Прости! Во мгле воспоминанья…»

48. Псевдопоэту

49. «Светил нам день, будя огонь в крови…»

50. «С гнезд замахали крикливые цапли…»

51. «Сегодня все звезды так пышно…»

53. «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

54. Смерти («Я в жизни обмирал и чувство это знаю…»)

55. «Солнце садится, и ветер утихнул летучий…»

57. Среди звезд

58. «Страницы милые опять персты открыли…»

59. «Теснее и ближе сюда!..»

60. «Только в мире и есть, что тенистый…»

61. «Томительно-призывно и напрасно…»

62. «Ты видишь, за спиной косцов…»

63. «Ты отстрадала, я еще страдаю…»

64. «Ты помнишь, что было тогда…»

65. «Тяжело в ночной тиши…»

66. Угасшим звездам

68. «Устало все кругом: устал и цвет небес…»

69. «Учись у них – у дуба, у березы…»

70. «Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть…»

71. Шопену

72. «Я потрясен, когда кругом…»

73. «Я пришел к тебе с приветом…»

74. «Я тебе ничего не скажу…»