Болезни Военный билет Призыв

Фет еще весны душистой анализ. «Стихотворение А. А. Фета «Еще весны душистой нега…. сравнительный анализ стихотворений фета "еще весны душстой нега" и тютчева "еще земли печален вид"

Сочинение

А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его как представителя «чистого искусства» осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя. Как писал сам Аф. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни», он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей», и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано в 1854 году уже известным поэтом, признанным мастером пейзажной лирики. Автор рисует картину только зарождающейся весны, скорее, ее предощущения:

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Стихотворение невелико по объему — в нем всего три пятистрочные строфы. Две из них композиционно продолжают друг друга, подчеркивая зимние приметы окружающего пейзажа. Солнце греет «едва лишь в полдень», еще прозрачны и голы деревья, «и соловей еще не смеет занять в смородинном кусте" — не пришло еще его время. Но третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим, и в ней-то и есть главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках

Ощущение возрождения природы витает в воздухе, оно передается человеку и проецируется автором непосредственно на человека — степную красавицу, по себе чувствующую холод, но мечтательно ожидающую весну, как ожидает ее и вся природа. Эта зарисовка живой картины передает один неуловимый миг, с помощью используемых автором художественных средств создавая яркое эмоциональное впечатление. Этой цели, как всегда у автора, служат эпитеты («душистая весна», «замороженный путь», «пролетные журавли»). Большую роль в данном случае играет синтаксический параллелизм, подчиненный, как уже было сказано, композиционному замыслу настроения произведения. В первых двух строфах это повторы как отдельных слов («еще»), так и выбранной автором синтаксической модели. Третья строфа, как антитеза, начинается с союза «но» и является выразительным средством передачи авторской идеи, подчиненным общей цели. Создание напряженно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости, трепетной новизны ощущения — вот черты, отличающие пейзажную лирику Фета и дающие ему право называться тонким художником природы, вдохновенным мастером поэтического творчества.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано знаменитым русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом в 1854 году. Через несколько месяцев после своего создания оно впервые было напечатано в журнале «Современник» вместе с рядом других стихотворений поэта. На момент написания произведения имя А. А. Фета уже было широко известно, поэт сблизился с литературным кружком журнала «Современник», где состояли такие признанные мастера слова, как И. Тургенев и Н. Некрасов . Несмотря на дружбу Фета с другими поэтами, их влияние на его поэзию было минимальным: А. А. Фет являлся новатором в области стиха и следовал своему уникальному стилю.

Стихотворения А. А. Фета считаются вершиной русской пейзажной лирики , к этому литературному направлению принадлежит и произведение «Еще весны душистой нега…». При создании стихотворения поэт обратился к одному из своих любимых лирических жанров: элегии . Творческие работы такого стиля отличает лёгкая грусть, которой проникнуты авторские строки. Меланхолическое, задумчивое настроение стихотворения создаёт ощущение наблюдения за окружающим миром. В последних строках произведения происходит душевный подъем лирического героя, заметно его воодушевление из-за появления первых сигналов наступающей весны.

Элегия «Еще весны душистой нега…» посвящена теме природы , как и большинство произведений А. А. Фета. В творчестве поэта любовь к пейзажам тесно переплетается с любовью к родным краям, но при этом в стихотворении нет мотивов гражданской лирики. Центральное место занимает мироощущение лирического героя, наблюдающего преисполненную одухотворённости природу.

Произведение состоит из трёх строф, каждая из которых состоит из пяти строчек. Первые две строфы логически объединяют друг друга, выстраиваются в единую композицию. В них поэт описывает зимний пейзаж с его приметами: «овраги полны снега» , «лишь в полдень солнце греет» . Третья же строфа создана при помощи приёма противопоставления, в ней появляются нотки весенней природы: «пролётных журавлях» , «возрожденья весть» .

Сюжет стихотворения представляет собой череду живописных картин, которые сменяют друг друга. Автор словно рисует два пейзажа: на первом из них ещё лежит снег, а солнце начинает греть только к полудню. Лирический герой наблюдает зиму, в которой пока нет намёка на весенние метаморфозы; но он их предвкушает, на это указывает постоянно повторяющееся слово «ещё». Фет понимает, что зима не будет вечной, и весна вот-вот придёт. На втором пейзаже, нарисованном автором, также изображена зима, однако человек – «красавица степная» - уже испытывает ощущение прихода весны, которое витает в воздухе вместе с пролетными журавлями. В короткой зарисовке поэту удаётся показать взаимоотношения человека и природы, синтез чувств, который знаком каждому, кто наблюдал перемены в окружающем мире.

Строки стихотворения написаны четырёхстопным и пятистопным ямбом , стихотворным размером с ударением на втором слоге в стопе, и объединены сплетенной рифмовкой, имеющей схему ABAAB с чередованием женских и мужских рифм.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» отличает многообразие троп, которые и создают уникальный по красоте пейзаж пробуждающейся природы. Среди них такие средства художественной выразительности, как многочисленные эпитеты («красавица степная» , «замороженном пути» , «весны душистой» ), метафора («возрожденья весть живая» ), антитеза (третья строфа на фоне первых двух), олицетворения («солнце греет», «краснеет липа», «березник желтеет» ), синтаксический параллелизм с помощью лексического повтора («еще» ). Последняя стилистическая фигура активно используется автором для того, чтобы подчеркнуть настроение предощущения изменений в природе. Наступление весны не может произойти резко, все перемены являются постепенными, плавными, и поэт рассказывает о них как будто бы миг за мигом. В то же время отмечается и быстротечность момента, это проявляется в быстрой смене характера стихотворения в заключительной строфе.

Афанасий Афанасьевич Фет является гением пейзажной лирики. Его необычайно красивое и задумчивое стихотворение «Еще весны душистой нега…» наполнено удивительной любовью к природе, имеющей столь много обличий.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

Написанное Афанасием Фетом стихотворение “Еще весны душистой нега” ярко демонстрирует, каким мастером слова он являлся. Краткий анализ “Еще весны душистой нега” по плану может быть использован на уроке литературы в 6 классе, чтобы помочь учащимся лучше понять его смысл.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая еще не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица” .

Метафоры “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть” .

Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет “.

История создания

Природа всегда была безусловной ценностью для Афанасия Фета – это одна из основных тем его лирики. Он считал крайне важным фиксировать даже мимолетные изменения в ней – и одно из таких изменений описывается в стихотворении “Еще весны душистой нега”.

К моменту написания этого стихотворения поэт был близок с литературным кружном “Современника”. В этом журнале его и напечатали в 1854 году, спустя всего несколько месяцев после того, как оно было написано.

Тема

Стихотворение посвящено природе, которая находится в пограничном состоянии между зимой и весной. Холод еще не отпустил землю, но какие-то небольшие признаки подсказывают наблюдательным людям, что скоро настанут теплые дни.

Лирический герой, наблюдающий за природой, находит в ней одухотворенность, которая и выражается в стихотворении.

Композиция

Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще” , показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.

Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

Жанр

Стихотворение написано в жанре элегии, которую Афанасий Фет очень любил. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с легкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

Средства выразительности

Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:

  • Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица” .
  • Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть” .
  • Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет “.

К ним добавляется лексический повтор “еще” , который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

1.О чем эти стихотворения? Какое настроение вызывают?

Стихотворения объединяет общая тематика: в них показано предчувствие весны как обновление жизни. Оба передают переходное состояние природы. Светлое, радостное настроение.

2.Как построены стихотворения? Каковы особенности композиции?

Композиция стихотворений при одинаковом движении от природы к человеку разнится: у Тютчева стихотворение двухчастно: первая строфа - пейзажная зарисовка, вторая - философское развитие темы, поэтическое обобщение;

У Фета в стихотворении тоже можно выделить 2 части (на что указывает и союз «но» в третьей строфе), но поэт не сопоставляет и, тем более, не противопоставляет человека и природу, а показывает человека в единстве, в гармонии с окружающим миром.

То есть, у Тютчева главное - человек, у Фета - природа.

3.Какая нарисована картина и с помощью каких средств в одном и другом стихотворении? В чем видите разницу в создании образа приведенной природы у Тютчева и Фета? Какова роль детали в осмыслении природы у Тютчева и Фета?

В обоих стихотворениях похожи образы предвесенней природы, совпадают ключевые слова: «весна», «нега». Оба стихотворения импрессионистичны: поэты не столько изображают пейзаж, сколько передают субъективное состояние лирического героя, именно его чувства окружают пейзаж. Однако образы природы у Тютчева и Фета существенно отличаются: у Тютчева образ природы тяготеет к отвлеченности, обобщенности, детали носят символический характер («мертвый стебль», «редеющий сон», «блестит лазурь», «блестят и тают глыбы снега»). У Фета, напротив, образы природы на уровне деталей конкретны, предметны («телега», «овраги полны снега», «краснеет липа», «березник чуть желтеет»). Художественные средства однотипны: анафора, эпитеты, олицетворение, инверсия, ассонанс, синтаксический параллелизм.

У Тютчева одна - единственная картина природы в стихотворении, у Фета пейзаж дается в фрагментах, дробится на множество кусочков.

4.Что вы можете сказать о лирических героях стихотворений?

Лирический герой у Тютчева и Фета отличается своим отношением к природе, открывающейся ему. Хотя в обоих стихотворениях лирический герой радуется приходу весны, у Тютчева пейзаж, скорее, всего лишь повод поразмыслить о человеке, о его душевном состоянии. У Фета же главное - это красота нарождающейся весны во всех даже самых обыкновенных предметах, и человек отнюдь не главная часть этого мира.

5.Сравните стихотворения на уровне использования лексики и синтаксиса. В чем видите разницу?

На лексическом уровне стихотворения отличаются. Тютчев использует слова высокого стиля: «Стебль», «Лазурь», «редеющий сон», «золотит мечты», Фет наряду со словами высокого стиля («низойти», «весть») легко вводит самую простую лексику: «телега», «сизый румянец». Для Тютчева важна обобщающая величественная картина, для Фета - простая и конкретная.

На уровне синтаксиса стихотворения также разнятся. У Тютчева философское звучание стихотворения подчеркивают фигура умолчания и риторические вопросы, осложненные предложения. Стихотворение Фета не претендует на философскую обобщенность, что отражается и в синтаксисе: предложения более простые, нет фигур умолчания, риторических вопросов

6.Проанализируйте ритмику стихотворений, сделайте выводы. (Задание усложненного типа).

Размер стихотворений одинаков: четырехстопный ямб со сложной рифмовкой. Но стихотворения звучат по-разному благодаря разной строфике стихотворений и использованию пиррихиев. У Фета темп стихотворения более легкий, живой, энергичный, многочисленные пиррихии убыстряют темп, а использование пятистишия со сложным расположением рифмующихся строк останавливают внимание читателя на отдельных деталях. У Тютчева темп стихотворения замедляется во второй части из-за почти полного отсутствия пиррихиев и переноса ударения (правда, ослабленного) на первый слог в первой стопе в последних строчках стихотворения. Используемое восьмистишие с перекрестной и кольцевой рифмовкой также способствуют ритму размышления.

7.Каков итог лирического высказывания у Тютчева и Фета? В чем вы видите общность и разницу поэтической идеи в стихотворении?

Поэтическая идея в обоих стихотворениях близка: весна - возрождение природы, весна - пробуждение человеческой души. В обоих стихотворениях поэтическая мысль движется от пейзажной картины к человеку. Общее для поэтов - философское осмысление человека и природы. У Тютчева и Фета природа - живое существо, а человек - часть природы. Но если для Фета главное красота природы во всех ее проявлениях, а человек находится в гармонии с окружающим миром, - то у Тютчева человек сопоставляется с природой, т.е. находится в некотором разладе с нею, хотя в этом стихотворении разлад еще почти не ощущается, еще нет того трагизма взаимоотношения человека и природы, который появится у позднего Тютчева.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -