Болезни Военный билет Призыв

Генерал лейтенант авиации в ф голубев. Схватка асов – голубев против бартлинга и лейште. Великая Отечественная война

Cовершила в годы войны около 200 вылетов, включая 132 ночью, около 20 раз пересекала линию фронта, доставляя боеприпасы и продовольствие окруженной 2-й ударной армии и партизанам, вывозя раненых, бомбила врага под Курском, Льговом, Малой Вишерой, станцию Щигры.

Биография

Дочь русского конструктора, изобретателя и пилота Степана Васильевича Гризодубова, родилась в Харькове 31 января 1910 г. В раннем детстве поднималась в небо на отцовском аэроплане, а в 14 лет она совершила первый самостоятельный полёт на планере в Коктебеле. После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Затем была зачислена в консерваторию и одновременно - в Харьковский Центральный аэроклуб. Окончила аэроклуб за три месяца. Длительное время работала лётчиком-инструктором, а в 1934-1935 годах была лётчиком агитэскадрильи им. М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве, облетав почти всю страну. В 1939 г. назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР и проходила обучение в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

Кем была

В начале войны подполковник Гризодубова возглавляла Московскую авиагруппу особого назначения, Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942). В апреле 1942 г. сформировала и возглавила чисто мужской 101-й авиаполк на самолетах Ли-2, участвовала в переоборудовании гражданских самолетов в ночные бомбардировщики. Действуя ночами, полк доставлял грузы нашим войскам, бомбил ближний тыл неприятеля, работал в интересах партизан. С 1946 г. полковник Гризодубова в запасе, работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Концерн радиостроения «Вега»), проводя испытания радиоэлектронной аппаратуры для ВВС и Гражданской авиации.

Чем знаменита

В октябре 1937 г. установила пять мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах, а 24–25 сентября 1938 г. в качестве командира экипажа вместе с П.Д. Осипенко и M.M. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта. Первой среди женщин была удостоена звания Героя Советского Союза.

Места сражений

С апреля 1942 по апрель 1944 г. 101-й авиаполк, возглавляемый В.С. Гризодубовой, участвовал в обороне Сталинграда, битве на Курской дуге, над Левобережной и Правобережными районами Украины, под Ленинградом.


Случаи проявления наивысшей степени героизма

Весной и летом 1943 г., когда партизаны Украины готовились активизировать боевые действия в тылу врага, полк Гризодубовой доставил в партизанские соединения Ковпака, Сабурова, Федорова и другие сотни тонн военных грузов. С особым напряжением действовал 101-й авиаполк при освобождении Ленинграда и Ленинградской области, за что был удостоен почетного наименования «Красносельский».

Обстоятельства смерти

Государственные награды

Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда была награждена орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Отечественной войны 1 степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Депутат Верховного Совета СССР в 1937 - 1946 гг. Улицы Гризодубовой есть во Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Москве, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Пензе, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону, пос. Бабино около Дзержинска.

1909-1993

Герой Советского Союза (02.11.1938), Герой Соц.Труда (06.01.1986), летчик, полковник (1943).
Родилась 10 мая(27 апреля — ст.ст.) 1909 года в городе Харьков (Украина) в семье авиаконструктора и изобретателя С.В.Гризодубова. Русская.
В 1929 году окончила Пензенский аэроклуб. Занималась планерным спортом, работала лётчиком-инструктором в Тульской авиационной школе. В 1934-1935 годах – лётчик агитэскадрильи имени М.Горького на Центральном аэродроме в Москве.
В армии с 1936 года. В 1937 году на самолётах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта.
24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолёте АНТ-37 «Родина» (второй пилот – П.Д.Осипенко, штурман – М.М.Раскова) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток (посёлок Керби, Хабаровский край), установив мировой женский авиационный рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6.450 километров).
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Гризодубовой Валентине Степановне 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года ей вручена медаль «Золотая Звезда» №104.
С 1939 года – начальник Управления международных воздушных линий СССР.
Участница Великой Отечественной войны: в мае 1942-мае 1944 – командир 101-го транспортного авиационного полка (Авиация дальнего действия). Лично совершила более 200 боевых вылетов (в том числе 132 – ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку противника, а также для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и партизанам.
С 1946 года – в запасе. С 1946 года – заместитель начальника НИИ-17 по лётной части. Лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1963-1972 годах – начальник Лётно-испытательного центра НИИ. С 1972 года – заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётной части.
За большие заслуги в развитии авиации и в связи с семидесятилетием со дня рождения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1986 года Гризодубовой присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Гризодубова – единственная женщина, удостоенная двух высших званий (Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда).
Жила в Москве. Умерла 28 апреля 1993 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).
Награждена 2 орденами Ленина (1938, 1986), орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (1945, 1985), орденами Трудового Красного Знамени (1936), Красной Звезды (1937), медалями. Депутат Верховного Совета СССР в 1937-1946 годах. Почётный гражданин города Пенза (1965).
В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Героине, а на доме, в котором она жила – мемориальная доска. В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт музей истории авиации. Имя В.С.Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознамённому военно-транспортному авиационному полку (дислоцировался в Смоленске, в октябре 2009 года расформирован, боевое знамя, исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге). Имя Героини носят улицы в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Ставрополе, Смоленске, Владивостоке, Жуковском (Московская область), Новоалтайске (Алтайский край), р.п. Сузун (Новосибирская область), других городах и посёлках России, а также в Донецке (Украина), Алматы (Казахстан).

Источники информации:

  • Гризодубова Валентина Степановна / Герои Страны /
  • Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003
  • Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Т.1. М., 1987
  • Подвиги во имя Отчизны. — 2-е изд.,- Харьков: «Прапор», 1985.

16 октября на сайте была опубликована статья о Ханне Райч. В комментариях справедливо возник вопрос: «А в СССР были женщины такого масштаба?» Были, и очень много. Одна из них - Валентина Гризодубова, обладавшая в СССР гораздо более значимым статусом, чем Ханна Рейч в Германии. Да и летала Гризодубова и выше, и дальше!


Первый полет - в 2,5 года!

Валентина Степановна Гризодубова родилась в Харькове в 1910 году. Ее отец, талантливый самоучка, одержимый страстью к небу, купил в синематографе несколько кадров из фильма о братьях Райт и на их основе начал строить копию аэроплана американцев. Трудно представить, как строились отношения в семье, глава которой все заработанные деньги тратил на постройку «летающей этажерки». Удивительно, но жена всецело поддерживала мужа в его увлечении. В 1912 году третий (!) аппарат, построенный Степаном Гризодубовым, полетел. С самого раннего детства Валя слышала: «мотор», «фюзеляж», «шасси», «консоль». Когда ей было 2,5 года, отец, привязав дочку к себе ремнями, вместе с ней взлетел в воздух на своем аппарате. Так маленькая Валя впервые «коснулась неба».

Летчик Гризодубова

Шло время. Валя Гризодубова окончила школу и училище по классу рояля. Подала документы в Харьковский технологический институт, одновременно в консерваторию - и становится студенткой сразу двух высших заведений. Валентина могла стать инженером, могла стать музыкантом, но она стала пилотом.

В 1928 году в Харькове создается аэроклуб. Вся молодежь столицы Украины стремится попасть в первый набор. Берут лучших из лучших - и только парней. Валентина пробилась на прием к Орджоникидзе и при его содействии добилась зачисления в первую группу. Годичный курс она проходит за три месяца. Как одного из лучших авиаторов ее направляют Тульскую летно-спортивную школу и далее - в Первую пензенскую авиашколу летчиков-инструкторов. С 1930 года Гризодубова - летчик-инструктор, и уже сама «ставит на крыло» будущих сталинских соколов.

С 1934 года Гризодубова - летчик агитэскадрильи. Под крылом ее самолета проплывают Украина, Белоруссия, Башкирия, Киргизия, Закавказье, Памир, Кабардино-Балкария. Фергана. Вы только представьте себе эффект от появления в заштатном городке, поселке, деревне, ауле (где и паровоза-то не видели!) самолета! Да еще управляемого девушкой! Ну кого тут еще надо агитировать за советскую власть?

Год рекордов

Но Гризодубова стремится не просто летать, а летать быстрее всех, выше всех, дальше всех. В 1937 году она решила, что уже «созрела» для того, чтобы ставить рекорды. Пересаживаясь на различные типы самолетов, она в течение одного 1937 года ставит 5 мировых рекордов по высоте, скорости и дальности полета, намного перекрывая предыдущие. (Перелет Москва - Актюбинск: 1443 км по прямой, предыдущий рекорд - 800 км.) Но главный рекорд еще впереди.

Весной 1938 года отважная французская летчица Дюпейрон без посадки пролетела 4360 км. Услышав об этом рекорде, Гризодубова решила: «Побью!»

Легендарный перелет

24 сентября 1938 года со Щелковского аэродрома взлетел двухмоторный АНТ-37 с гордым именем «Родина». Командир экипажа - Гризодубова, второй пилот - Осипенко, штурман - Раскова. Конечный пункт - Дальний Восток, Хабаровск. Цель - установление мирового рекорда дальности беспосадочного перелета.

Первые 10 часов прошли без происшествий. Над Сибирью самолет попал в зону сплошных облаков, начал обледеневать. Температура в АНТе, не имевшем отопления, упала до -35 градусов. Покрывшаяся льдом и сосульками радиостанция вышла из строя. Самолет оглох и ослеп. Экипаж вел машину по солнцу и звездам. Через 22 часа полета летчицы увидели берег Охотского моря. Гризодубова развернула самолет и взяла курс на Комсомольск-на-Амуре, до которого было еще 5 часов лета. Но уже через 4 тревожно замигала красная лампочка, сигнализируя, что топлива осталось на 30 минут. Ясно, что садиться придется в тайге, «на брюхо». Валентина приказывает Расковой покинуть самолет: кабина штурмана находится в носовой части, которая примет на себя первый и самый сильный удар при посадке. Раскова выбросилась с парашютом. (Только через 10 дней блуждания по тайге, 5 октября она выйдет к месту посадки самолета.) Вопреки опасениям, Гризодубова умудрилась мастерски посадить самолет на высохшее болото, только чуть погнув лопасти винтов. (Впоследствии АНТ эвакуировали, и он еще несколько лет летал на внутренних авиалиниях.)

Как только истекло расчетное время полета, летчиц начали искать. Искали самолет от Читы до Сахалина, и нашли только 3 октября, а 27-го Гризодубова, Осипенко и Раскова были в Москве. За 26 часов и 29 минут ведомый женским экипажем АНТ пролетел 6450 км (5947 по прямой), перекрыв рекорд француженки более чем на 1500 км. 2 ноября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова стали первыми женщинами - Героями Советского Союза. Валентине вручили Золотую Звезду под №104.

Командир авиаполка Гризодубова

Рапорт с просьбой направить ее на фронт начальник Управления международных авиалиний ГВФ В. С. Гризодубова подала 22 июня. Но попала на фронт Валентина только в апреле 1942 года. Огромные людские и материальные потери заставляли изыскивать любые средства для борьбы с врагом. В начале 1942 года командование ВВС приняло решение переоборудовать и использовать в качестве бомбардировщика дальней авиации пассажирский самолет ПС-81. Был сформирован 101-й авиаполк, командир - подполковник Гризодубова, личный состав - из летчиков гражданской авиации.

Когда гражданские пилоты увидели Ли-2 (переоборудованный ПС-81), среди них пошли тревожные разговоры: «ПС-81 - отличный гражданский самолет, но подходит ли он для военного использования? Сможет ли он подняться с грузом бомб на недосягаемую для орудий ПВО высоту, совершить противозенитный маневр, уйти от истребителя? Не станут ли летчики и Ли-2 легкой добычей для врага?» Валентина собрала пилотов и предложила высказываться начистоту. Когда закончил последний, на нее устремились десятки глаз: какие контраргументы найдет командир полка? Что она могла сказать? Повторить, что идет война? Что Родина в беде? Что других самолетов все равно не будет? «Я полечу первая », - сказала Гризодубова.

Вместе с тем Валентина понимала, что личного примера мало. Совместно с другими летчиками разрабатывается особая воздушная тактика пересечения линии фронта, бомбометания, ухода от огня зенитной артиллерии, ведения боя с преследующим бомбардировщик истребителем. Не безудержная смелость, чреватая потерями, а точный расчет должен лежать в основе действий летчиков полка.

Партизанская медаль

В сентябре 1942 года 101-й авиационный полк передан в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Начались бесчисленные ночные полеты вглубь захваченной немцами территории. Туда - , взрывчатка, инструкторы-подрывники, обратно - раненые, дети и бесчисленные просьбы прилетать как можно чаще. Что такое для партизан прилет самолета с Большой земли? Это не только материальная поддержка, это символ единения с Родиной. За десятки километров приходили люди, чтобы только увидеть советский самолет. Не случайно партизанские командиры просят доставлять журналы, газеты, листовки.

Благодарность Гризодубовой неоднократно высказывали Ковпак, Федоров, Сабуров. По ходатайству партизан командир 101-го авиаполка Гризодубова была награждена медалью «Партизану Отечественной войны I степени». Следует отметить, что Валентина была «летающим» комполка: на ее счету более 200 боевых вылетов (из них 132 - ночные) на бомбардировку и в партизанские края. И свою партизанскую медаль Гризодубова получала не в штабе, а в лесу, на партизанской базе под Житомиром из рук Сабурова.

Гитлеровцам было известно имя Гризодубовой. Зная, что она часто вылетает на боевые задания, они назначили награду за ее голову, надеясь, что какой-нибудь ас люфтваффе или нелепый случай подстерегут «грозную фрау». Но небеса хранили Валентину, она продолжала летать.

Закрытый НИИ-17

В мае 1945 полковник Гризодубова уволилась из армии, заявив, что с окончанием войны окончилась и ее военная служба. С 1946 года ее имя уходит в тень. Мало кто знал, что прославленная летчица, командир авиаполка, стала заместителем закрытого НИИ-17, разрабатывающего радиолокационное оборудование. С 1963 года она - начальник летно-испытательного центра института, с 1972 года - зам. начальника НИИ приборостроения по летной части. Имя Гризодубовой становится «закрытым», и только Золотая Звезда Героя Социалистического Труда (1986 год) дает нам робкий намек на ее вклад в создание радиолокационных комплексов авиационного и наземного базирования.

Защитница угнетенных

Наверное, некоторые зададутся вопросом: «А как же уживалась Валентина Гризодубова со страшным сталинским режимом?» Нет, она не была бездумным винтиком государственного механизма, многое видела, многое знала и не стремилась от всего этого оградиться. Будучи депутатом Верховного Совета первого созыва (1937 - 1946), Гризодубова неоднократно использовала свое имя, чтобы помочь попавшим под каток репрессий. Ее помощница Виноградова просто обмирала от страха, отправляя в разные инстанции письма и запросы, подписанные Гризодубовой: «Валентина Степановна! Ведь арестуют!»

Неоднократно Валентина обращалась за помощью к Буденному, Ворошилову, Молотову. Ходила в высокие инстанции, вызывая своими просьбами-требованиями ужас у отдельных чиновников: «Вам-то хорошо! Вы - известная личность, Вас не тронут, а мне-то каково?» Но мы знаем, что ни высокое звание Героя Советского Союза, ни известное имя не были «охранной грамотой». Когда арестовали летчика ее полка, Гризодубова явилась к Берии и заявила: «Пока не увижу в окно, как он садится в мою машину - из кабинета не выйду!» Узнав, что вывезенных от партизан сбитых летчиков допрашивают, заявила грозному наркому: «Если хоть одного арестуют - лично отвезу всех обратно к партизанам!»

Конечно, возможности ее были не безграничны, но это она совместно с другим летчиком-героем Громовым вытащили Королева из лагеря и перевели его в «шарашку» к Туполеву. Да, это была не свобода, но это была спасенная жизнь и возможность работать. Только с 1948 по 1951 год она приняла участие в судьбе 4767 человек. Может, именно поэтому и была она депутатом только один срок - слишком много беспокойства доставляла.

Человек с большой буквы

Гризодубова дожила до перестроечных лет и увидела развал державы, которой так долго и верно служила. Она порывалась подать голос в защиту великой страны, но радио, ТВ, страницы центральных газет были для нее закрыты: мнение знаменитой летчицы, гордости СССР о Горбачеве, Ельцине явно не соответствовало демократическим канонам. Гризодубова никогда не отзывалась плохо о Сталине, но очень не любила Берию.

Умерла Валентина Степановна 28.04.1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище. Если судьба занесет вас на Новодевичье - постойте несколько минут у ее могилы, отдайте должное отважной летчице, боевому офицеру - Человеку с большой буквы.

Она не то чтобы забыта: ее удивительная жизнь в главных вехах известна, о ней созданы фильмы, есть немало статей в прессе. Что на самом деле утрачивается, - масштаб содержания и героизма этой жизни. Дух эпохи выветривается усилиями "борцов с коммунистическим наследием и тоталитаризмом". Молодежь, воспитываемая в пренебрежении к одному из грандиознейших и трагичнейших периодов русской истории, судя по опросам, о Гризодубовой не знает, как не знает и о многих других. И иссякает героическое в жизни поколения, восхищающегося псевдогеройством персонажей американских боевиков...
Вот уже несколько лет после ухода Валентины Степановны существует общественная Комиссия по увековечиванию ее имени. В Комиссию вошли космонавты, известные летчики, видные общественные деятели и деятели культуры. Возглавляет ее Мстислав Степанович Листов, в прошлом профессиональный военный летчик, принимавший участие в боевых действиях на Ближнем Востоке в 1973 году, позже - летчик-испытатель, карьера которого на этом поприще прервалась в связи с бездумным свертыванием работ по совершенствованию отечественного космического челнока, в результате чего мы теперь летаем на американских "Шаттлах". Кроме того, он известный журналист, автор нескольких теле- и кинофильмов и книг. Он долгие годы был рядом с Гризодубовой и бережно хранит все, что относится к ее жизни.

Валентина Степановна Гризодубова - наша национальная гордость, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, летчик от Бога. Ее подвиги гремели на весь мир. К тому же она была одной из обаятельнейших женщин своего времени, богато одаренной натурой, обладала великодушным и сострадательным сердцем и неизменно показывала себя - как это ни трудно порой оказывалось - человеком чести. Время уносит тех, кто был ей близок. Из ветеранов 101-го авиаполка, которым она командовала во время войны, осталось несколько человек, из самых близких - летчиков, штурманов, летавших с ней, - не осталось почти никого...
Она родилась в ночь с 31 декабря на 1 января 1910 года. Ее отец, Степан Васильевич Гризодубов, авиаконструктор, изобретатель, летчик, стоял у истоков авиастроения в России. Он создал несколько типов летательных аппаратов, причем также и моторы к ним, - строил своими руками и сам испытывал. В два с половиной года, привязанная к отцу ремнями, Валя Гризодубова впервые поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского ипподрома.
Биография ее поистине головокружительна. Школа ОСОВИАХИМа, летчик-инструктор, летчица агитэскадрильи имени Максима Горького, организатор и руководитель знаменитого беспосадочного перелета Москва - Дальний Восток, установившего мировой рекорд дальности, за что и была она удостоена звания Героя Советского Союза, потом начальник Управления международных воздушных линий СССР, в войну - командир 1О1-го гвардейского авиационного бомбардировочного полка дальнего действия, первый председатель Антифашистского комитета советских женщин, гвардии полковник. Маршал Новиков после войны предлагал ей взять дивизию - она отказалась: "Ни одного дня без войны я в армии находиться не буду". Вместо этого она добилась создания уникального научно-исследовательского летно-испытательного центра (НИЛИЦ), где разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника - по сути, закладывалась основа нашей всепогодной ракетоносной реактивной авиации. С того времени о Гризодубовой слышно мало - она стала "закрытой" личностью, хотя и оставалась неизменно во главе крупнейших дел и получила звезду Героя Социалистического Труда. Она была депутатом Верховного Совета СССР первого созыва в 1937-1946 годах и далее избиралась в местные органы власти - в частности, в Солнцево, где нынешний НПО "Взлет" и еще одна фирма - "Вега-М" - Московский институт приборостроения: на его территории сейчас стоит памятник ей, надежно скрытый от глаз москвичей (об эпопее с установкой большого памятника Гризодубовой в Москве речь пойдет ниже). Умерла Валентина Степановна 28 апреля 1993 года от внутреннего кровоизлияния (язва желудка). Могли спасти, да опоздали...
Слава Гризодубовой, кроме военной, связана в основном с легендарным беспосадочным перелетом Москва - Дальний Восток. Экипаж в составе Валентины Гризодубовой (командир), капитана Полины Осипенко и старшего лейтенанта Марины Расковой (штурман) пересек воздушное пространство страны за 26 часов 29 минут, установив, как уже сказано, мировой рекорд дальности - 6450 километров. Перелет состоялся 24-25 сентября 1938 года. Тренировки проходили на Ходынском поле, напротив которого сейчас расположен дом Гризодубовой. Летели на самолете конструкции Павла Осиповича Сухого - АНТ-37 "Родина". Это был самолет типа ДБ - дальний бомбардировщик, модернизированный, с автоматической уборкой шасси, имеющий еще ряд усовершенствований, которых не было на серийных машинах. Тренировались же на аналоге: их изготовили, кажется, три штуки. Надо сказать, кое-кому перелета не хотелось, существовал определенный настрой против самой идеи женского экипажа. Иногда летчицам, как выражалась Валентина Степановна, "подкладывали свинью" - выделяли для ночных тренировок самый большой самолет того времени ТБ-3 (они на нем никогда не летали, однако справились).
Вылетели утром 24 сентября в 8 часов 12 минут со Щелковского аэродрома. Над Уралом отказала радиосвязь. Валентина Степановна позже говорила, что это было не случайно: им неправильно дали частоты, на которых связь должна была вестись. Поскольку у Марины Расковой в астролюк вытянуло карты, при отсутствии связи сориентироваться оказалось невозможно. Гризодубова приняла единственно верное решение - взяла магнитный курс 90 и старалась никуда не отклоняться. Шли в облачности, снос определить не могли - тогдашние навигационные приборы не позволяли этого. Справа вдоль границы - Китай... Так они и летели от Байкала до Дальнего Востока. Вышли в район Шантарских островов, а не Хабаровска, как предполагалось, и только над океаном визуально определились: повернули почти на 180 градусов, пересекли линию побережья и летели до полной выработки топлива. Когда загорелась лампочка (осталось 30 минут полета), Гризодубова присмотрела место для посадки - происходило это в районе Амуро-Амгуньского междуречья. Так как Марина Раскова сидела в застекленной кабине в носовой части самолета, которая при посадке могла разбиться, Гризодубова приказала ей прыгать. Та с неохотой, но прыгнула. Раскову искали в тайге 9 суток. С запасом шоколада и с пистолетом она провела эти 9 суток в тайге, о чем есть книга "Жизненный путь Марины"... А Гризодубова с Осипенко совершили блестящую посадку на поверхность замерзшего озера, так называемую гать, без шасси, практически не повредив самолет (были только слегка погнуты законцовки винтов), так что позже муж Гризодубовой летчик-испытатель Соколов Виктор Александрович прилетел и перегнал самолет в Москву. Знаменитым летчиком-испытателем Михаилом Михайловичем Громовым показанное Гризодубовой летное мастерство было расценено как наивысшее. Он вообще очень любил Гризодубову и в приветственной телеграмме ей к 75-летию назвал ее летчицей номер один...
10 дней поисков, за которыми следил весь мир, ознаменовались драматическими событиями. Умники от демпечати, стремящиеся всемерно очернить советский период истории России, и тут не унимаются, раздувая этот драматизм, чтобы дискредитировать великое достижение отечественной авиации, обвинить Гризодубову в трагическом исходе экспедиции по спасению экипажа "Родины", хотя она к этой трагедии не имела ни малейшего отношения. Материалы, документы, полетные журналы у нас есть и вскоре будут опубликованы... Произошло же следующее. Был запрет лететь из Москвы на ТБ-3 комдиву Сорокину - тем не менее, он полетел. Не разрешали лететь Бряндинскому, бывшему штурману Коккинаки, - он полетел. И самолет Бряндинского при сближении обрубил пропеллером хвост ТБ-3, в котором летел комдив Сорокин. Оба самолета разбились. Это произошло на глазах у летчиц и, естественно, омрачило радость спасения, но при чем здесь женский экипаж? Было, увы, авиационное разгильдяйство, которое существовало всегда... Однако кому-то очень захотелось свалить все с больной головы на здоровую и тем самым представить перелет как авантюру, обошедшуюся слишком дорого. Да что говорить! Не минуло и месяца со дня смерти Валентины Степановны, как "Комсомольская правда" напечатала откровенно грязную статью о ней. Там были вот такие, например, перлы: Гризодубова, оказывается, воевала в составе Вермахта и летала бомбить мирные города Европы; Гризодубова была лучшей подругой Шуленбурга и Риббентропа...
О том, где и как воевала Гризодубова, нелишне сегодня напомнить. Маршал Савицкий на одном из юбилейных ее вечеров показывал немецкий плакат с изображением горящих немецких городов и Гризодубовой, обламывающей свастику. Подпись гласила: "Бандиты эскадры Героя Советского Союза Гризодубовой бомбят мирные немецкие города". За ее голову была назначена крупная сумма. Она, повторяю, командовала полком дальней бомбардировочной авиации. Было три женских полка: "Ночные ведьмы" - 46-й полк на ПО-2, полк истребителей майора Казариновой и полк, летавший на "Пешках". Но Гризодубова в них никогда не состояла. Здесь часто путают - и делают большую ошибку. Ее полк был чисто мужской. Он занимался бомбометанием в тыл противника и по постановлению Центрального Штаба партизанского движения осуществлял обеспечение партизанских отрядов Ковпака, Федорова, Бегмы и других и их связь с Большой землей (в частности, на Большую землю было вывезено более 4000 детей). Сталин сразу назначил командиром 101-го авиаполка Гризодубову, дав ей звание подполковника, потом полковника. С ней летали руководители партизанского движения и комсомола Белоруссии - Машеров, Зимянин и другие. Радистом у нее некоторое время летал Шауро, впоследствии заведующий отделом культуры ЦК КПСС...
Мало кто сейчас знает, что Валентина Степановна в свое время училась в Харьковской консерватории и была прекрасной пианисткой. Однажды, когда она играла по Интервидению, ее услышал директор Большого театра Муромцев - и поразился. Она любила музицировать ночью. Иногда мы с ней часа в 3-4 утра садились играть. Она играла "Лунную сонату", вальсы, "Вечернюю серенаду" Шуберта, Прелюд Рахманинова... Дома у нее бывали далеко не только летчики, инженеры и техники. Приходили артисты, певцы, чтецы, священнослужители. Но летчики - статья особая, конечно. С ней до последнего дня дружили М.М.Громов, Г.Ф.Байдуков, К.К.Арцеулов. Тогда летчиков - Героев Советского Союза, асов - можно было по пальцам пересчитать: Байдуков, Громов, Чкалов, Ляпидевский, Беляков, Гризодубова, Доронин, Слепнев, Леваневский... Какую-то касту они, конечно, составляли. Отношения складывались по-разному. Например, с Чкаловым они были непростыми. Известен характер Чкалова: не самого примерного поведения, скажем так, человек. А Валентина Степановна не терпела, когда мужчины при ней позволяли себе вольности. Однажды они ехали в ее машине по Садовому кольцу - Гризодубова, Спирин, тоже Герой Советского Союза, и Чкалов, который стал рассказывать анекдоты весьма рискованного содержания. Гризодубова их предупредила - Чкалов продолжал. Тогда она остановила машину (у нее был, как помнится, "опель-кадет"), сказала шоферу, что дальше они никуда не поедут (она говорила "шофэр"), ключ положила в карман, а Чкалова и Спирина попросила выйти. Они пустились в извинения, но Гризодубова была непреклонна. Пришлось им под проливным дождем возвращаться домой, где, как потом рассказывала жена Чкалова Ольга Эразмовна, летчики заперлись в кабинете и до утра не выходили...
Особым образом судьба свела Гризодубову и Сергея Павловича Королева. Они познакомились в Коктебеле в 20-х годах: Гризодубова ездила туда с отцом, в то время председателем секции планеризма Украины. Вспоминает: "Как дам ему (Сергею Королеву), когда он меня за косу дернул, так он в угол отлетел. Рука была тяжелая..." Потом еще несколько раз они встречались. В 30-х годах Королев был одним из руководителей кружка ОСОВИАХИМа на Ходынском поле. Речь шла о приеме в кружок Гризодубовой, и Королев, выступая, сказал нечто вроде "Баб нам не нужно". Через много-много лет Гризодубова спасла ему жизнь, вступившись за него, отправленного в 1939 году в лагерь на прииске Мальдяк под Магаданом. Именно Гризодубова и М.М.Громов спасли Королева. К ней пришла его мать, промокшая насквозь, - просить за сына, - и прожила на квартире у Гризодубовой полтора месяца, пока та воевала с высокими инстанциями. После ее (вместе с Громовым) хлопот Королева перевели в ЦКБ-29 НКВД, в Туполевскую бригаду, затем в Казань на должность Главного конструктора по летным испытаниям, а 24 июля 1944 года он был досрочно освобожден. По некоторым данным, Королева вывезли с прииска Мальдяк буквально за несколько часов до неминуемой гибели...
Вообще Гризодубова была великая заступница всех несправедливо обиженных. Она получала огромное количество писем, среди которых попадались надписанные и так: "Москва, Кремль, Сталину и Гризодубовой". К ней шли домой за помощью, и ее дверь всегда была открыта. Многие, уходя, опускались перед этой дверью на колени. Говаривали, что квартира Гризодубовой - это филиал Верховного Совета СССР. В бумагах Гризодубовой есть папка, содержащая 4767 ее ходатайств за самых разных людей только с 1948 по 1951 год - по прокурорской линии, по судебной линии, по восстановлению в правах. Она говорила: "Самое трудное - не вытащить человека из тюрьмы, а восстановить его в правах: вернуть жилье, работу..." Конечно, ее слово, ее звонок значили много. Она была вхожа в высшие государственные круги, хорошо знала Молотова, Ворошилова, Буденного - да практически всех! Бывала она и у Сталина, и впечатления от этих встреч остались у нее весьма хорошие. Виновником тогдашних злоупотреблений властью она считала Берию. Сталин к ней тоже относился хорошо, однако, борясь за своих летчиков, Гризодубова, по ее словам, никогда прямо к нему не обращалась. Был случай, когда она пригрозила Берии, что обратится к Сталину, если он не выпустит ее летчика из тюрьмы: "Пока я из вашего окна не увижу, как он садится в мою машину, - не уйду..." И угроза обратиться к Сталину подействовала...
Такой была Валентина Степановна Гризодубова. Она, без сомнения, заслужила золотой памятник еще при жизни. Тем непонятнее сегодняшняя волокита с установкой ей памятника в Москве. Постамент и памятник уже готовы и получили хорошие отзывы - летчиков, деятелей культуры и искусства, а также Министерства культуры России. Первоначально место было выбрано на безымянной площади перед Центральным аэровокзалом, где ее дом. Однако префект Северного округа столицы сказал, что здесь будет строиться бизнес-центр. Тогда решено было установить памятник в Петровском парке, который, кстати, Гризодубова в свое время спасла от вырубки. На этот счет имеется Распоряжение Правительства России. А.В.Кузьмин, нынешний главный архитектор Москвы, признал место вполне подходящим, а затем дал "задний ход"... Нашли другое. Оказалось, по словам того же Кузьмина, памятник вообще не подходит для парка, у него слишком большой постамент, нужно урезать. Как можно урезать готовое изделие, не говоря уже о том, что на это нужны дополнительные и немалые средства... "Тогда ищите место на Ленинградском проспекте". Кстати, выступая на художественном совете Москомархитектуры, я обнаружил, что многие архитекторы вообще не знают, кто такая Гризодубова. Пришлось на ходу их просветить, тогда они в один голос заявили: ну, в таком случае ставьте памятник на Ленинградском проспекте. На Ленинградском проспекте мы предложили четыре места - все были отвергнуты. В свою очередь то, что предложили нам, абсолютно неприемлемо. Если на то пошло, ставить памятник Гризодубовой надо именно на Ленинградском проспекте напротив Ходынского поля - "святого авиационного места Москвы". Этого, однако, никак не удается нам добиться. Судьба памятника русской героине, знаменитой москвичке Валентине Степановне Гризодубовой продолжает висеть в воздухе. До сих пор не названа ее именем улица или площадь в Москве и не создан мемориальный музей-квартира, что также предусмотрено правительственным Распоряжением.
Спрашивается, почему?