Болезни Военный билет Призыв

Что означает слово холопы 10 век. Холопы. Переход в другое сословие

Смердами на Руси в IX-XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы. Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок. За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества. Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

Холопство — это важный институт Древней Руси. Оно существовала несколько веков и было окончательно искоренено лишь при Петре Первом. Причем многие законы, касающиеся отношения господ к холопам, кардинально менялись несколько раз.

Социальные категории в эпоху Киевской Руси

Основным источником знаний о взаимоотношениях людей с различным правовым статусом в Древнерусском государстве является Русская Правда. Это древний сборник законов, который был написан в 11-м веке, разделяет всех жителей на следующие категории:

  • знать, состоящая из князя, старших дружинников-бояр, огнищан, тиунов и старшего княжеского конюха;
  • свободные жители, включая русина (младший княжеский дружинник), гридина (дружинника), купчину (торговец), мечника (сборщик штрафов), изгоя (человек, изгнанный из общины), словенина (рядовой житель мужского пола, которого еще называли мужем);
  • зависимое население, состоящее из смердов (зависимых крестьян) и рабов.

Варианты возникновения холопства

Рабами становились добровольно или по принуждению.

В первом случае такой статус являлся следствием:

  • брака с рабом или рабыней;
  • продажи себя при свидетеле за деньги;
  • поступления на службу в качестве тиуна или ключника.

В таком случае считалось, что холоп — это раб, который является полной собственностью господина. Однако в случае брака мог быть заключен специальный договор, по которому новый зависимый человек получал некоторые права в обход существующих норм.

Что касается случаев насильственного обращения в холопы, то их причиной были:

  • пленение во время войны с иноземцами или при захвате соседних русских земель;
  • наказание за убийство, конокрадство и поджог;
  • рождение в семье рабов;
  • неуплата долга.

В то же время насильственные холопы в Древней Руси — это не обязательно пленные, должники, преступники или рабы по рождению, так как законам, действующим в те времена, князь мог лишить статуса свободных людей также жену и детей преступника.

Как еще можно было потерять свободу

Как свидетельствует Русская правда, обельный холоп — это “полный” раб, который не может поменять свой статус никакими способами, кроме как по доброй воле господина. Кроме перечисленных вариантов холопом становились и тогда, когда в неурожайные годы свободные люди отдавали в рабство своих детей, дабы спасти их от смерти, или просили закабалить себя в обмен на “кусок хлеба”.

Роль духовенства

После Крещения Руси возник закономерный вопрос, как сочетается христианское “Возлюби ближнего” с отношением к холопам, которых князья или бояре, например, могли продать или убить и не понести за это никакого наказания. Со временем духовенство стало активно заниматься увещеваниями князей с тем, чтобы облегчить участь рабов. В частности, они просили не лишать холопов жизни и наказывать их лишь ударами лозы.

Московский период

Если холопы в Древней Руси — это в основном церковная или государственная собственность, принадлежащая князю и боярину, или те, кто продали себя в рабство, то в 16-м веке появилась новая форма рабства. Она не являлась наследственной и прекращалась со смертью господина. Такие рабы, или кабальные холопы — это те, кто обязывался служить в счет погашения процентов займа, они могли выкупиться в любой момент. В московский период положение рабов настолько улучшилось, что даже некоторые служилые люди, посадские и сельские тяглые, будучи свободными, стремились поступить на такую “службу” к какому-нибудь господину. Дело в том, что по тогдашним законам холоп - это несвободный человек, который не был обязан платить подати и становиться ратником во время войны, в отличие от представителей остальных категорий населения. Масштабы этого явления были настолько велики, что царь Михаил Романов даже увидел в этом угрозу безопасности государства, в том числе в экономическом плане. В результате был издан указ, запретивший “принимать в холопство”. Кроме того, произошли значительные изменения и в других правовых нормах. В частности, по московским законам за уголовные преступления холопством уже не наказывали, с 16-го века в постоянное рабство не брали и за долги. Так как плен также перестал являться причиной бессрочного лишения свободы, в этот период холопы полные — это только лишь отпрыски несвободных родителей.

Специальный суд

Около 1500 года в Москве был основан специальный холопий приказ. Он ведал делами, касающимися таких вопросов, как освобождение рабов, переход к новому владельцу посредством продажи или другим путем. Также данный орган ведал добровольным поступлением в холопство и всеми делами по преступлениям рабов, в случаях, если они имели отношение к нарушению общегосударственных законов. Интересно, что во время бунта в 1682-м году холопий приказ был разгромлен, и стрельцы уничтожили все документы на рабов, принадлежавших боярам. После подавления волнений его восстановили, и он просуществовал вплоть до 1704 года, после чего дела, находящихся в его компетенции, стали передаваться в московский судный приказ.

Возникновение крепостничества

При царе Алексее Михайловиче холоп — это представитель все еще многочисленной категории населения. Однако после того как был учрежден институт крепостничества, закрепивший бессрочную прикрепленность крестьян к земле, которую они обрабатывали, “господа” стали проявлять меньшую заинтересованность, например, в покупке таких добровольных рабов. В то же время возникло так называемое служилое холопство, представители которого могли достигнуть, скажем так, карьерных вершин за верность. Остальные же рабы данной категории постепенно смешивались с крепостными.

Исчезновение холопства

Во второй половине 17-го века было принято несколько указов, уравнявших кабальных холопов с крепостными. Вместо такого разделения была введена новая система, по которой крестьяне, задворные, бобыли и деловые люди объединялись в одну категорию, а дворовые люди — в другую. Главная разница между ними заключалась в том, что за проступки представителей второй категории ответственность несли господа. При этом дворовые являлись нетягловыми.

В 1718-м году Петр Первый повелел произвести ревизию, включающую перепись всех лиц мужского пола, занимающихся сельским хозяйством. Вскоре ему донесли, что помещики, стремясь снизить налоговое бремя, указывают в своих списках только крестьян и не записывают дворовых. Тогда сенат издал новый указ, по которому плательщиками подушного оклада становились все: и крестьяне, и городские дворовые. Таким образом, с этого момента холопы в юридическом отношении были приравнены к крепостным крестьянам. Это означало, что этот исконно российский прекратил свое более чем 700-летнее существование.

Теперь вы знаете, кто такой древнерусский холоп, как его статус изменялся на протяжении веков, а также какие юридические нормы регулировали взаимоотношения между ними, господами и государством.

Холопы как категория древнерусского населения

В качестве социального явления «холопство» смогло просуществовать до самых петровских времён, когда царь Пётр молодого государства Российского решил отменить его собственной высочайшей резолюцией. В принципе, холопство являлось формой рабства и естественным социальным положением всего несвободного населения в каждом из многочисленных отдельных княжеств Древней Руси. Однако, положение холопа было довольно неплохим по сравнению совсем несносным положением челядина, так как хотя холоп и имел своего господина, но тот являлся так сказать «своим» - той же веры, славянской крови и рождённого на русской земле. А вот челядь (далее дословно из письменных источников): «… вообще, тьфу, чужеземная погань, захваченная в плен в многочисленных кровопролитных походах и войнах».

Таким образом, нам становится предельно понятно и без знаний чётких правовых норм того временного периода, что к своим землякам (даже к рабам) отношение было куда гуманнее, чем к тем же людям, но имеющих иностранное происхождение.

Источники холопства в Древней Руси

Холопство возникало обычно в двух случаях. В первом случае это было добровольное рабство, а во втором – насильственное обращение в рабы. В последнем случае обращение в холопы происходило по определённым причинам, самой распространённой из которых являлся в то время военный плен. Ведь одной из основных целей военных действий было пригнать из захваченного княжества как можно больше пленников для их дальнейшего использования в строительстве или для продажи.

Второй самой распространённой причиной по которой свободного человека могла ждать участь холопа являлось совершённое им определённое преступление. Князь, разгневанный на преступника имел право полностью отобрать всё имущество виновного человека, а его самого вместе с семьёй обратить в холопы.

И, наконец, как многие полагают, самой распространённой причиной определения свободного человека в холопы была неспособность лица отдать долги. Если должник не имел возможности выплатить долг кредитору, то тот в свою очередь мог взять его в холопы, что почти всегда и выбирали такие кредиторы. Конечно же, если кредитора не устраивал такой поворот, то мера наказания за неуплату могла быть другой.

Рождение от несвободных родителей являлось ещё одной из причин по которой человек считался холопом. Родители-холопы не могли родить свободного ребёнка.

Также человек мог продать себя в добровольное холопничество при свидетелях в любой момент.

ХОЛОПЫ ХОЛОПЫ - в России в Х - начале XVIII вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. X. становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. С XVII в. получали в пользование землю и облагались повинностями. С введением в 1722 г. подушной по-дати X. превратились в крепостных крестьян.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ХОЛОПЫ" в других словарях:

    ХОЛОПЫ, в 10 начале 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака… … Русская история

    Большой Энциклопедический словарь

    В России в 10 нач. 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с … Политология. Словарь.

    Холопы - ХОЛОПЫ, в России в 10 начале 18 вв. категория зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы в хозяйстве феодалов. Холопами становились в результате пленения,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - «ХОЛОПЫ», СССР, ЭКРАН (ОСТАНКИНО)/МАЛЫЙ ТЕАТР, 1988, цв., 215 мин. Телеспектакль. По пьесе П.П.Гнедича. В основе спектакль Малого театра (постановщик Борис Львов Анохин). В ролях: Елена Гоголева (см. ГОГОЛЕВА Елена Николаевна), Сергей Маркушев,… … Энциклопедия кино

    Холопство состояние несвободного населения в Древней Руси. Существуют также и другие термины для обозначения этого населения: холопы собственно только лица мужского пола, а несвободная женщина называлась роба, челядь (ед. ч. челядин), (о)дьрен,… … Википедия

    В России в X начале XVIII вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги,… … Энциклопедический словарь

    Категория феодально зависимых людей в России 10 начала 18 вв. По правовому положению приближались к рабам. Термин «Х.» впервые встречается в летописи под 986. В 11 12 вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимого… … Большая советская энциклопедия

    Категория феод. зависимых людей в Рус. гос ве. По правовому положению приближались к рабам. Термин X. впервые встречается в летописи под 986. В 11 12 вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимых людей и особенно рабов. Уже в 12… … Советская историческая энциклопедия

    См. Холопство … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Боевые холопы Ямато или Как самураи родную землю защищали , Акунов В.. Историю древней державы Ямато (Японии) трудно представить без самураев, которые в книге названы "боевыми холопами Ямато" . Многие "боевые холопы" вошли в мировую историю и, наравне с…

Когда говорится о рабстве и о рабах, то первая ассоциация, которая возникает, - это в Древнем Риме и Греции. Сразу же перед глазами встают образы Спартака и других гладиаторов. Однако рабы были и на Руси, и это отнюдь не крепостные. Их своеобразно называли словом “холоп”. Это были люди, которые не имели абсолютно ничего. Поэтому им приходилось ради куска хлеба гнуть спину перед хозяином и выполнять все его прихоти. Такие взаимоотношения между господином и слугой-рабом были в Их хозяин мог бы “посадить” на землю, и тогда он превращался в

На Руси холоп - это либо взятый в плен солдат вражеской армии, либо человек, задолжавший большую сумму и не имеющий возможности расплатиться. Данный статус также приобретался после женитьбы или замужества с рабом. С 1722 года все холопы стали называться крепостными крестьянами. Это, в принципе, ничего не изменило в их жизни. Их могли продать, купить, подарить и т. д.

Часть населения феодальной России с 10-го по 18-й век, не владевшего кровом и каким-либо имуществом и для поддержания своей жизни вынужденное выполнять любую работу в хозяйстве своего феодала, называлась холопами. Во время войн, особенно междоусобных, проводимых с целью присвоения чужого имущества и завоевания новых территорий, эти люди автоматически превращались в рабов. Пленные люди и скот рассматривались завоевателями как наиболее ценная добыча. У каждого землевладельца имелись огромные свободные территории, и для их возделывания, естественно, нужна была рабочая сила. Нею становились пленные. Т. е. на Руси считалось, что холоп - это в первую очередь бесплатная Эти люди были вовлечены как в домашние, так и в земледельческие работы.

Права холопов на Руси

Данная часть населения находилась в полной зависимости от своих господ. Они не обладали самостоятельными юридическими правами. Тем не менее не все холопы находились в одинаковом положении. Некоторые из них назывались тяглыми крестьянами. То есть холоп - это человек, который на своих плечах несет всю тяжесть государства.

Положение холопа с юридической точки зрения

Он считался вещью, т. е. частной собственностью, как и остальное имущество: недвижимость, утварь, скот и др. Поэтому за его действия и поступки должен отвечать его хозяин. Однако в том случае, если холоп нанесет личную обиду свободному человеку, то в отместку обиженный может убить его. Холоп, ставший свидетелем какого-либо преступления, не мог быть призван в суд для дачи показаний. Хозяин мог убить его, однако если кто-то другой убивал раба, то платил его господину штраф.

В судебнике за 1550 год введены ограничения. Согласно им, сын раба, рожденный до приобретения отцом статуса холопа, считался свободным, и отец не имел права продать его в рабство. Если человек становился рабом в результате пленения и ему удавалось бежать из плена, то он снова приобретал свободу. Он также освобождался от холопства после смерти своего хозяина. А бывали и такие случаи, когда свободные люди, неспособные прокормить или защитить себя, добровольно переходили в рабство. В 17-м веке вышел указ, препятствующий этому.