Болезни Военный билет Призыв

Почему человек не хочет быть свободным. Быть свободным человеком

Многие люди говорят о том, что хотят быть свободными, но при этом, когда им говоришь о том, что они уже свободны, и ощутить и осознать эту свободу им мешает лишь их ум, лишь множество находящихся в уме образов, эти люди будто бы не понимают и не слышат тебя.

И я понимаю, что свобода им вовсе не нужна. Им нужно, чтобы их жизнь была такой, как они хотят, т.е. соответствующей каким-то заложенным в них образам. Они вовсе не хотят освобождаться от этих образов, наоборот! Они очень хотят быть втянутыми в какие-нибудь огромные и сильные образы, чтобы находясь в них, чувствовать и ощущать всю силу и охоту вложенную в эти образы. Им кажется что тогда жизнь их будет наполнена смыслом, и не будет пустой и никчемной. Им хочется быть кому-то нужными. Но ведь это значит им хочется постоянно находиться в рабстве! И слова о свободе лишь пустой разговор.

У Владимира Высоцкого есть на эту тему очень хорошие слова: «Мне сегодня свободу дали, а я не знаю, что мне завтра с ней делать».

Свобода – эта такая вещь, которую не понятно как и для чего можно использовать. И можно ли ее вообще как-то использовать?

Такие вопросы возникают оттого, что люди привыкли все для чего-то использовать. Человеческий ум создан для того, чтобы обеспечивать жизнь тела. И он это делает просто прекрасно. Он использует все что встречает на своем пути для решения поставленной перед ним задачи.

Но как можно использовать то, что является отсутствием чего бы то ни было? И тут, привыкший к тому, чтобы все мерить с точки зрения использования, ум, отказывается от этого непонятного явления под названием СВОБОДА. Отказавшись от свободы, он снова гонит человека туда, где по его понятиям можно найти что-то полезное.

Именно пустота и отсутствие желаний пугает многих людей. Их свобода, о которой они постоянно говорят, вовсе не является свободой. Она является желанием не страдать, и жить «хорошо». Хорошо – это значит иметь то, то и то. Но это вовсе не свобода в своем истинном значении. А полнейшая зависимость от желаний и построенных на основе этих желаний образов. И чем больше эти люди хотят, тем больше они будут являться несвободными, и тем больше они будут вовлеченными в эти образы. И с каждым достижением какой-то большой цели они из раза в раз будут ощущать в себе пустоту, и раз за разом будут вновь убегать от этой пустоты.

Но почему эта пустота так сильно пугает людей? Почему они достигнув каких-то своих больших целей боятся возникшей у них в результате этого пустоты? И почему просветленные или освобожденные люди этой пустоты не боятся, и даже наоборот, постоянно находятся в ней? В чем тут дело? Может быть существует какая-то разница между этими пустотами?

Разница между пустотой обычного человека и свободного одновременно и есть и нет. По большому счету, разницы в самой пустоте никакой нет. Пустота она и есть пустота. Пустота – означает отсутствие чего-либо. Разница тут заключается не в самой пустоте, а в восприятии ее.

Обычный человек воспринимает внутреннюю пустоту как что-то плохое, отрицательное. Ему кажется что так не должно быть. Он настолько привык к тому, что внутри его постоянно что-то происходит: протекание каких то мыслей, желаний, образов, напевание каких-то песен, обсуждение каких-то дел, перетолковывание старых разговоров, и т.д., и т.п., что внутренняя пустота, и возникшая вместе с ней тишина ему кажутся не нормальным явлением. И он старается всячески сбежать и спрятаться от этой пустоты.

Очень часто люди боятся ощущения внутренней тишины и пустоты оттого, что она напоминает им смерть. И это действительно так. Но только смерть чего? В момент достижения какой-то цели или желания само желание или цель, умирает. На их месте и образовывается пустота и тишина. Но ведь это же естественно! Зачем же этого бояться! Весь мир постоянно умирает и постоянно рождается. Можно сказать, что он умирает для того, чтобы родиться заново. Так устроена жизнь. Все в мире меняется. Но при этом что-то остается неизменным. Что именно?

Пустота! Неизменным в мире является только пустота. Этой пустотой пронизано абсолютно все. Эта пустота является основой всего. Из нее все рождается и в нее все уходит. Это и Мать и Отец одновременно. Это и начало и конец всего. Это всеприсутствие и одновременно отсутствие всего. Это вечность и бесконечность. Это одновременно и Бог и Сознание и Я, являющееся единым целым. Так почему же этого нужно бояться?

К этому наоборот всячески нужно стремиться! Только с наступлением этой абсолютной тишины и покоя приходит ощущение бесконечного счастья и блаженства.

Но, тем не менее, многие люди боятся этой пустоты. И боятся ее из-за присутствующего в них страха смерти. Они воспринимают себя в виде тела. Они думают, что в момент смерти тела они так же как и оно перестанут существовать. Но это не так. Это великое заблуждение. Они как существовали, так и будут существовать. Тело всего лишь является инструментом, через который сознание воплощает созданные собой же мега-образы. Одним из таких мега-образов является вселенская жизнь.

Творя эти гигантские образы, а затем воплощая их, перестраивая и растворяя, сознание таким образом играет и наслаждается. Оно просто развлекается. Это абсолютно то же самое что и сотворение сна. Когда тело человека спит, сознание в это время освободившись от телесных оков тоже отдыхает. Оно творит свою игру, и одновременно играет в нее. Человек во время сна переживает события видимые во сне так же как и наяву. И это абсолютно ни чем не отличается от переживаний его обычной жизни во время бодрствования.

Когда человек просыпается, то его сознание вновь отождествляется с телом и он продолжает ощущать себя в виде тела. Но то, что человек воспринимает как бодрствование, для всего остального сознания является всего лишь продолжением большого сна. И это ничем не отличается от того сна, что творило «его» сознание, когда тело спало.

Сознание едино, оно не разделяется на «мое» и «не мое». Это только ум, являющийся принадлежностью данного тела разделяет сознание на «мое» и «не мое», на «я» и «не я». Но в действительности, никакого «я» и «не я» не существует. Я одно. То, что обычно человек воспринимает под своим «я», является лишь частью единого сознания окруженного образами ума. И именно это он и воспринимает в виде себя. Он думает, что именно это он и есть.

Когда он спит, «его» сознание творит сон, в котором он сам является либо прямым участником, либо свидетелем какого-то действия. То же самое происходит во время его бодрствования. Сознание так же творит сон, в котором сам этот человек является таким же действующим персонажем сна, как и во время его «собственного» сна. И там, и там, сон. И там, и там, этот сон творит сознание. И там, и там, сознание является и действующим персонажем этого сна, и наблюдателем этого сна, и переживающим этот сон.

То, что мы вокруг себя видим и воспринимаем как жизнь, является всего лишь сном сотворенным единым божественным сознанием. В момент освобождения человека от образов ума, происходит пробуждение от сна – жизни, в котором так долго пребывало сознание человека.

Это действительно воспринимается как смерть. Это и есть смерть, но только смерть личности. Личность – это не что иное, как набор образов ума объединенных между собой знаниями о себе. Для сознания, которое находилось в плену этой личности наступает освобождение. Именно этот страх, страх умирания личности и испытывает человек во время наступления свободы. Это личность начинает бояться того, что она умрет. Она предчувствует это и начинает всячески этому сопротивляться. Она заставляет человека делать что угодно, лишь бы только увести его в сторону от мыслей об освобождении.

Но ведь освобождение происходит всего лишь от личности. Больше просто не от чего освобождаться! Сознание, которое является истинным Я, изначально свободно! Та часть сознания, которая оказалась плененным образами ума, постоянно стремится к восстановлению своей естественной первоначальной свободы. Именно это стремление к обретению своей естественной свободы многие ищущие люди и называют самопознанием. Но освобождение и самопознание не одно и то же.

Подводя итог всему вышесказанному и возвращаясь к вопросу о том, в чем разница между пустотой просветленного и непросветленного человека, получаем следующее.

Разница не в самой пустоте, а в восприятии этой пустоты. Обычный человек воспринимает внутреннюю пустоту со страхом. Этот страх, являющийся производным от страха смерти, возникает у человека из-за неверного понимания своей истинной природы. Этот страх как раз и мешает ему по настоящему войти в эту пустоту, которая и является свободой.

Просветленный человек воспринимает внутреннюю пустоту с радостью и благоговением. Это то, к чему он столько времени стремился. У него нет страха перед этой пустотой, поскольку он знает свою истинную природу. Эта пустота как раз и является его истинной природой. Он не боится смерти, он знает, что смерти не существует. Смерть для него является всего лишь освобождением от тела, таким же как и освобождение от старой изношенной одежды. Смерть личности дает ему свободу и успокоение, успокоение ума.

Для него наступившая в результате успокоения ума тишина вызывает нескончаемую радость, в которой ему постоянно хочется пребывать. Эта тишина и блаженство, которыми наполнена великая пустота, являются его естественной природой, его истинным Я.

У обычного же человека возникшая в результате отсутствия желаний тишина вызывает беспокойство ума. Эту тишину он воспринимает как приближающуюся смерть или что-то необычное. Поэтому он всячески старается убежать от нее и заполнить ее чем угодно, лишь бы только она не напоминала ему о страхе смерти и не создавало беспокойство.

Но в итоге, просветленный человек обретает все, о чем только можно мечтать, и по настоящему оказывается счастливым. У обычного же человека в результате его бегства от свободы, вся жизнь проходит в погоне за призрачным счастьем, которое он так никогда и не находит. И главное, что никогда и не сможет найти, поскольку счастье его является всего лишь неким образом в уме, или иначе говоря, мороком.

Вот и думайте, кому надо свободу, а кому нет. А так же, подумайте над тем, кому и чего из вас надо для полного счастья.

Уважаемые женщины! Перед тем как осуждать меня, выслушайте до конца мою историю.

Мне уже двадцать шесть лет, пять последних из которых я жената на человеке, которого не люблю. Моя история проста до ужаса, десятки мыльных опер сняты по подобным сценариям. Однако, я так уж случилось. И мне совсем не радостно от той мысли, что мне никогда уже не быть счастливой.

Начну свой рассказ, пожалуй, с университета. Поступив на первый курс экономического факультета, я сразу же познакомилась с Димой. Точнее он со мной познакомился. Как-то все очень быстро завертелось. Мы стали встречаться, ходили в кино, я познакомилась с его друзьями (он был на год старше), он сдружился с моими.

Словно на одном дыхании пролетел учебный год. Я уже так привыкла к моему Димочке, что уже не представляла жизнь без него. Однако оба мы были из разных городов, и на лето нам пришлось расстаться. Все лето мы перезванивались, общались всеми возможными способами на тот момент (даже письма писали!), ждали нашего воссоединения, если так можно выразиться.

Вернувшись с каникул, выяснилось, что Дмитрий получил право на стажировку за границей. Отказаться от такой возможности он не мог, да и я понимала, что это для него большой шанс устроиться в жизни. И, если вопрос о переезде был решен, то вопрос о наших отношениях оставался открытым. Пережив 2 месяца друг без друга мы должны были расстаться еще на год.

Помню, как он пригласил меня перед своим отъездом в кафе. Он был мрачен, угрюм. У меня тоже не было особого настроения. Разговор начал Дима. Говорил, что любит меня, и что год пролетит незаметно, что все у нас будет хорошо и мы справимся и с этой проблемой. Я тогда повела себя как полнейшая дура – сказала, что раз перед нами ставится столько препятствий, значит нам не суждено быть вместе. Сказала, пусть, мол, все идет как идет. Что особо, если честно, не верю в такие отношения.

После этих слов разговор наш вообще расклеился. В конечном итоге мы поругались, так ни о чем и не договорившись (больше всего это было похоже на разрыв отношений). Дима улетел, я осталась. Спустя некоторое время я узнала, что Дмитрию, не дожидаясь окончания стажировки, предложили работу. Он, естественно, согласился. На этом я решила окончательно и бесповоротно поставить точку и идти дальше.

В скором времени в моей жизни появился Костя. Хороший парень, очень меня любил, и я решила, что лучшего спутника жизни мне не найти. Это было еще одной моей огромной ошибкой.

Странно вообще, как порой на жизненном пути появляются развилки. Выберешь одну тропку, не узнаешь, куда приведет другая.

Прошло до несколько лет, я уже была замужем. И как это обычно бывает, совершенно случайно на улице однажды я встречаю Диму. Красивый, взрослый мужчина, он уже не был похож на прежнего юношу. Однако моя привязанность и любовь к нему, которые я скрывала на протяжении этих лет, вылетела из плена, разорвав все замки и сломав засовы. Видимо, тоже происходило внутри него. Мы стояли как вкопанные, не произнося ни звука. А затем, не сговариваясь, бросились в объятья друг друга.

Это была любовь. Всеобъемлющая и всепоглощающая. Меня просто захлестнуло волной чувств и воспоминаний, я растворилась в нем. Первый совладал с собой Дима. Он сказал, что прилетел на полгода по работе, что сейчас ему нужно бежать. Но вечером он приглашает меня ресторан.
Время казалось в этот день бесконечным. Еле дождавшись окончания рабочего дня, предупредив мужа, что задержусь, я поехала на свидание. Там уже меня ждал мой Димочка.

Весь вечер мы просто болтали, не вспоминая о том, как расстались в последний раз, вспоминали наш самый счастливый год в университете. Естественно, поговорили о личной жизни. Оказалось, он уже три года как женат, жена осталась дома, здесь он один, живет в отеле. Я ему рассказала про Диму. Конечно, оба мы даже не надеялись, что кто-то еще остался несемейным. Однако оба замирали, когда задавали этот вопрос.

У него красивая жена, у меня любящий муж. Ну что тут предпримешь? И все-таки мы решили пойти наперекор всему миру. Мы стали встречаться. Каждый вечер. Решили не терять больше ни дня друг без друга. Ведь если человек кого-то любит, зачем он должен быть далеко от него?
Так пролетели полгода. Дима улетел, сказал, что решит все проблемы и приедет навсегда. Мы решили разводиться с нашими супругами, благо детей завести не успели. Но первый шаг за Димой. Я пока жду. Очень боюсь, что он опять не вернется. Вторую разлуку с моей половинкой я, наверное, не вынесу.

Начнём с постулата о том, что целью (и критерием оценки деятельности) всех гуманитарных дисциплин является человеческая нравственность, попытка познать ее и затем - попытка её приращения в человеке.

В отличие от дисциплин естественнонаучных и технических (где нравственность не отменяется, но попросту выносится за скобки) дисциплина гуманитарная и не стремящаяся к обретению идеала нравственности – есть или нонсенс или преступление.

Почему древнегреческий философ Сократ так нападал на современных ему софистов? Потому что софисты, будучи представителями гуманитариев, тем не менее, учили безнравственности. То есть, они учили тому, что доказать и опровергнуть можно всё что угодно – мол, это дело техники и денег платящего. Если бы софисты были только ремесленниками, Сократ бы на них не нападал. Разница в сословиях не позволяет вызывать на дуэль. Но софисты дерзнули стать на равную ногу с философами – они стали доказывать ещё и то, что «всё относительно» – онтологически – «по природе вещей»... Модная это среди философов мысль – детская болезнь постмодернизма, проявляющаяся в каждую эпоху и в каждом столетии.

Итак, цель любой гуманитарной дисциплины – нравственность, ее утверждение.

Что же считается нравственным? Каков краеугольный камень нравственности, поверка на её присутствие или отсутствие в составе твоей деятельности?

За века долгих размышлений и мгновенных божественных инсайтов, коллективных дискуссий и одиноких штудий – все мыслители и практики более или менее, разными путями но пришли к единому мнению:

    Нравственно то, что ведёт человека к свободе;

    Безнравственно – то, что либо онтологически отрицает ценность свободы либо поверхностно – просто тем или иным образом лишает вас её, без высоких рассуждений.

Итак, на простой вопрос «Что есть нравственность?» можно дать и простой же ответ: «Нравственность – это свобода». Или: «Нравственность – это то, что освобождает».

Таким образом, свобода, ставшая одной из классических категорий этики, (этика – это учение о нравственности) уже не может быть облаяна никаким дураком, у нее есть мандат. Но это только на бумаге. На практике же – мы родились на этот свет, чтобы защищать свободу, попираемую всем кому не лень ежесекундно. Вот вам и «цель игры».

Наука психология и нравственность

С наукой психологией всё очень сложно. Как поётся в одной очень глупой, но привязчивой песенке, психология – полукровка. Полу-лошадь, полу-шлюз.

Будучи отчасти дисциплиной гуманитарной, психология обязана отстаивать нравственность, то есть – свободу.

Но отчасти будучи дисциплиной и естественнонаучной – психология может позволить себе – вынести проблему нравственности за скобки.

Эта двоякая ситуация весьма пагубно сказывается на нравственном состоянии самих психологов. Таким образом, вся наука психология давно уже стала похожа на некий Хогвартс, где под одной крышей, рядом со смелыми и честными гриффиндорцами, отстаивающими Добро, вполне законно существуют и питаются в одной столовой – хитрые и подлые слизеринцы, все чуть ли не поголовно кичащиеся дружбой и службой у Волан-де-Морта. Как быть? Только большая война прекратит эту двусмысленность. Но Хогвартс уже никогда не будет прежним...

А теперь – к делу. Коли расстановка сил ясна, пора провести вас в арсенал и показать – оружие, которым вы – гуманитарии будете сражаться.

Мы уже узнали, что «нравственно то – что делает человека свободным». А что же делает человека – свободным? Или, зададим вопрос по-другому:

Что делает человека – несвободным?
Как выглядит она, наша «тюрьма»?

Уже очень давно ответ на этот вопрос тоже найден – целыми поколениями мыслителей, согласными друг с другом.

Я не стану вас долго мучить, я сразу открою секрет (хотя, никакого секрета здесь нет).

Свобода всегда лежит во «вневременности». Вневременность – это и есть свобода. Ощущение себя вне конкретного времени. Тот человек, который пребывает во вневременности, не связан ничем со «своим временем» – он свободен.

Время же – наша крепкая невидимая тюрьма. Время как таковое вообще и Время дробное – со всеми его изводами.

Рабство возраста

Вы можете быть рабом своего конкретного возраста. Это и значит, что вы раб времени. (У вас, раба времени, сразу возникают «обязанности» перед своим возрастом. Каждый день вы слышите: то «это тебе ещё рано», то «это тебе уже поздно», то «когда же ты, наконец, все твои друзья уже давно...»).

Рабство «Поколения»

Вы можете быть рабом своего «Поколения». Это тоже значит, что вы – раб времени. (У вас появляются обязанности перед своим поколением).

Рабство Эпохи

Вы можете быть рабом своей эпохи. И это значит тоже, что вы раб времени. (У вас появляются обязанности перед своей эпохой, в которую вам довелось жить. Даже если эпоха глупа, преступна или попросту бездарна и над ней будут смеяться и презирать её через какие-то 50 лет – попавшись именно в эту эпоху фактом рождения в ней, вы будете «обязаны» рабски выполнять все её глупые предписания и делать вид, что верите во все её идиотичнейшие предрассудки).

В рабстве у мод

Вы можете быть рабом школы, направления, тенденции, моды, тренда, поветрия. Это, конечно, тоже означает, что вы раб времени – раб Временного... (У вас появляются обязанности перед модой и зачастую, отдав ей всё, вы гибнете вместе с ней).

Свобода и Зрелость

Как же нам не быть в рабстве у Времени? Очень просто! Нужно стать Зрелым Человеком . Это и есть свобода.

Я приведу пример из обычной, «школьной» возрастной психологии, ведь даже самые негуманные и равнодушные психологи очень, тем не менее, хорошо знают – как нам стать счастливыми.

В возрастной психологии есть учение о «возрастных этапах», «возрастных особенностях» и «возрастных кризисах».

Возрастные этапы (более-менее одинаково) перечисляются всеми учёными так:

    от 0 до года,

    от года до трёх,

    <...> пубертат <...>

ну и так далее, вплоть до подхода к одной «роковой» черте. Если ДО этой черты определённый возраст немедленно сулил список определённых обязательных: требований, кризисов и проблем – которые обязательны как ветрянка – то после этой роковой черты возрастная психология говорит примерно следующее:

«А потом наступает возраст Зрелости (если человек действительно в него попадает!) и тут уже нет никаких обязательных предписаний, и он может длиться сколько угодно этот возраст, до естественной смерти, и тут мы ничего сказать не можем – потому что тут человек уже сумел построить себя сам и продолжает строить и он абсолютно свободен и выпадает из-под нашего надзора»...

Если в 3 года у человека ведущая потребность – игра, а в 13 – социализация среди сверстников, и с этим ты ничего не поделаешь, то к волшебному возрасту зрелости, внимание:

«Человек сам создаёт себе потребности». Вот это и есть свобода.

Это придумала не я, это формулировка равнодушных психологов, которые пишут равнодушные учебники. Но они-то понимают (и всегда говорят далее), что «возраст зрелости» это то, чего добиваются единицы.

Поэтому ту же вводят последний «рабский» возраст, последний возрастной кризис – старость. Ещё одна «возрастная тюрьма» со всеми предсказуемыми проблемами, «тюрьма», в которую попадаются те, кто не сумел буквально – выскочить в Зрелость, как Будда сумел выскочить (и указать путь) – в Освобождение-нирвану.

Как научиться жить во вневременности?

Сначала, позвольте, я напомню тезисы.

    Время – это тюрьма.

    Человек, который «смотрит на время» – несвободен, он раб времени и его отрезков.

    Свободен только тот человек, кто стремится и достигает – жития во вневременности.

    Стремление данное – верно, ценно, правильно, морально – нравственно.

    Безнравственно – отрицать ценность и правильность этих стремлений, этот вектор, препятствовать человеку, вставшему на такой путь.

    Цель всех гуманитарных движений – споспешествовать освобождению человека: то есть, указывать человеку на то, что здесь является временным, а что – вневременным и способствовать процветанию и приращению всего вневременного.

А временное? Бог с ним. Оно скоро рассыплется само, сделанное кое-как, оно же – временное, не обращайте на него своих сил! Да, на его место тут же придёт новое крикливое временное и … тоже на «пять минут».

Так как же попасть во вневременное?

или

«Ты – несовременен!»

Знаете ли вы, что А. С. Пушкина его, значит, современники обвиняли в том, что «он – несовременен»?..

Над одним этим предложением можно «думать» как над дзенским коаном. Я предлагаю вам так и сделать. И тогда вас настигнет Просветление и вы поймёте раз и навсегда – где искать «вневременное», где искать свою свободу и что – нравственно.

Для подсказки сообщу, что «современным» в то время считался великий русский поэт Бенедиктов.

Бенедиктова читали и обожали, а Пушкина высокомерно поучали: «Ты несовременен».

Время амбивалентно. Оно всё расставляет на свои места. Оно служит тюремщиком только для тех, кто сам захотел сидеть в тюрьме всю свою жизнь, может быть, ради развлечения, только время от времени – меняя камеры. Некоторые называют это туризмом. Некоторые – адом, от которого нужно пробудиться в подлинное бытие.

***
Итак, вневременность, свобода, нравственность и гуманитарные науки.

Я дам вам последнюю подсказку, где искать её – вневременность.

У гуманитариев есть такая поговорка: «Существует только Искусство. Всё прочее – литература».

Вот претенциозные «заявы» сумасшедшего деда – Фрица Перлза – это Искусство. Его читать не легко, но приятно. А с какого-то момента и легко.

А вот восьмая монография вашего заведующего кафедрой, имеющего свыше 600 публикаций в отечественных и зарубежных научных журналах – это «литература», причём плохая.

Пушкин – это искусство.

Бенедиктов – это «литература».

То, за интерес к чему вас преследуют как-то странно, дружно и одновременно – это «То».

То, чем живёт весь остальной мир, успевающий всегда к сроку сдать все контрольные работы – это конь в пальто.

Выбирайте с кем вы. Советую предпочесть – нравственность. Ведь даже авторы учебников не отрицают, что это – хорошо...

Свобода манит и будоражит, при этом ее обретение обычно связывается с некоторыми условиями. Например, освобождением от чего-то либо с приобретением каких-либо благ или материальных ценностей. В большинстве случаев свобода связывается с деньгами. Достаточно получить некоторое количество миллионов, и человек получит истинную свободу. Сможет распоряжаться своим временем, осуществлять желания. Но будет ли он по-настоящему свободен? В мире много миллиардеров и еще больше – свободны ли они? Основную часть времени они посвящают делам, заботам о том, как не потерять нажитые богатства. Вместо одних забот и страхов появляются другие. Богатые люди, как один, говорят о том, что богатство само по себе не делает счастливым.

Основным препятствием на пути поиска свободы являются желания. Именно они делают человека несвободным, терзая его отсутствием возможности их удовлетворить, либо загоняя на путь их осуществления. Пока у человека есть желания, он несвободен, и это – основа основ в поиске свободы. Более того, пока человек ищет свободу, он ее не найдет, потому что его будет отделять от нее само желание ее найти. Это очень тонкий и важный момент, который надо осознать. Желание обрести свободу необходимо, но на каком-то этапе придется освободиться и от него.

Но можно ли освободиться от желаний? И что произойдет, если это удастся сделать? Освободиться от желаний можно, но это очень долгий и по-настоящему тяжелый процесс. Если это удается, человек не просто обретает свободу, он становится по-настоящему счастливым. Мир больше не заслонен от него созданными умом фантасмагориями, потому что процесс мышления останавливается. Не пугайтесь этого – попробуйте понять, о чем вы думаете в течение дня. Вы постоянно перемалываете в сознании какие-то события, разговоры с кем-то, думаете о каких-то совершенно неважных вещах. Представьте, что вы потеряли все мысли, которые у вас возникали с начала этого дня. А теперь оцените, потеряли ли вы действительно что-то ценное? Нет. Но за этими мыслями вы действительно упустили нечто очень важное – свободное, незамутненное восприятие мира. Когда останавливается внутренний диалог, человек не просто становится счастливым, но обретает возможность радоваться окружающему миру. Вспомните, когда вы в последний раз любовались небом, журчащей водой, зеленью листвы, звездами? На это просто не остается времени, человек проживает свою жизнь в бессмысленной суете. Даже нажив миллиарды долларов, он все равно уходит из этого мира таким же, как пришел, без возможности захватить с собой что-то материальное. Осознайте этот момент – погоня за красивой жизнью, богатством и достатком реально ничего не дает. Напротив, мешает человеку, заслоняет от него истинные ценности – то, ради чего он и пришел в этот мир.

Так, свобода реально достижима, но для этого человеку надо освободиться от самого себя. Это очень трудный процесс, но он приносит человеку истинное богатство – свободу, счастье, осознание своей истинной божественной природы. Весь хлам сознания уходит, осыпается, как листва с дерева. Остается только истинное, настоящее. Этот процесс известен как просветление. Просветление – выход на новый, более высокий уровень бытия. Очень часто на этом уровне у человека проявляются необычные способности. И это очень логично – теперь, освободившись от эго, он сможет распорядиться ими разумно, с пользой для окружающего мира.

Что делает человека свободным? Каждый из нас хотя бы раз задавал себе этот вопрос. Есть множество определений понятия "свобода", так же, как и огромное количество точек зрения на тему о том, кто же он - свободный человек, каковы критерии этого состояния. Давайте попробуем разобраться.


Можно рассматривать свободу с разных точек зрения. Заключенный в тюрьме далеко не свободен, ведь он не может покинуть пределы своей камеры, но и журналист, спокойно путешествующий по стране, также жалуется на притеснения. У него отбирают свободу слова. Вот учитель в сельской школе. Он стеснён материальными проблемами, вынужден постоянно думать о том, как прокормить себя и семью. О какой свободе может идти речь? Однако и преуспевающий бизнесмен является заложником обстоятельств - государство не даёт ему развивать своё дело, ставит палки в колёса.

Подобных примеров можно привести ещё очень много. Всё это внешние причины нашей несвободы. Так уж устроено общество и весь мир в целом. Созданный во благо человека, он постепенно обращает его в своего раба. Условности и правила давят на людей со всех сторон, часто проникают не только во внешние проявления нашей жизни, но и во каждого человека, не давая ему возможности реализовывать одну из своих главных свобод - свободу мысли.

Кажется, что может быть проще, чем свободная мысль? Думать ведь никто не может запретить. Даже если ваш мозг генерирует неблагонадёжные с точки зрения правительства, общества или семьи идеи, никто об этом не узнает (если, конечно, вы сами всем не сообщите о них). Но в чём же тогда проблема, почему так важна свобода мысли?

"Свобода не имеет ничего общего с внешним миром. Подлинная свобода - не политическая, не экономическая: она духовная. Она не в ваших руках. А то, что не у вас в руках, не может быть названо подлинной свободой".


Это слова Ошо, и с ними трудно не согласиться. Что делает человека свободным? Без денег трудно жить, они дают определённую свободу, но средства могут с лёгкостью исчезнуть. Притесняющее вас государство можно покинуть, но это не значит, что в другой стране всё будет гладко. Добиться права говорить открыто всё, что думаешь? Достижимо, но и здесь есть подводные камни. Всё, что происходит внутри нас, невозможно отнять, испортить, потерять, только если мы сами этого не захотим. Свободный человек - это внутренне ничем не ограниченный индивидум, находящийся в гармонии с собой и миром.

Здесь мы подбираемся к самому интересному и важному пункту наших рассуждений. Что делает человека свободным? Мы увидели, что ключи к желаемому состоянию находятся внутри нас. Но что же может помешать воспользоваться ими?

Существует мнение, что главным врагом в достижении человеком свободы являются идеи, принятые им как данность (чаще всего в процессе воспитания и образования). Это внешние обусловленности, преобразовавшиеся в его но на самом деле не имеющие отношения к тому, что он действительно хочет, чувствует и думает. Не столь важно, какой посыл несут эти идеи, положительный или отрицательный. Если человек не понимает, что это не он, а только мысль, идея, он не может стать свободным.

Отказываться от своих убеждений вовсе не обязательно, нужно просто осознать их. Это относится и к детским комплексам, не дающим нам развиваться, и к религиозным представлениям, мешающим нам понять, во что же мы на самом деле верим, и к нашим схемам относительно правильной жизни. Из-за последних мы часто находимся в постоянном планировании будущего, забывая о настоящем, стремимся не к тому, что хотим и можем, а к тому, что мы почему-то должны хотеть.

Что делает человека свободным? Мы нашли ответ. Осознание себя отдельно от идей, поиск себя, внутренняя работа. Нужно постоянно осознавать себя, не действовать механически, быть здесь и сейчас. В этом истинная свобода.